Органы которые рассматривают административные правонарушения. Государственные органы, уполномоченные рассматривать дела об административном правонарушении

  • 7. Механизм административно-правового регулирования
  • 8. Административно-правовые нормы: понятие, основные черты и виды
  • 9. Административно-правовые отношения: понятие, структура и виды. Юридические факты
  • 10. Административно-правовой статус граждан Российской Федерации
  • 11. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
  • 12. Понятие и административно-правовой статус органа исполнительной власти
  • 13. Виды органов исполнительной власти
  • 14. Единая система органов исполнительной власти и принципы ее построения
  • 15. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
  • 16. Правовой статус Правительства Российской Федерации
  • 17. Система федеральных органов исполнительной власти
  • 18. Административно-правовой статус предприятий и учреждений
  • 19. Административно-правовой статус общественных объединений
  • 20. Понятие, виды и принципы государственной службы
  • 21. Административно-правовой статус государственных служащих
  • 22. Прохождение государственной службы
  • 23. Понятие и виды форм государственного управления
  • 24. Административно-правовые акты управления, их основные черты и виды
  • 25. Требования, предъявляемые к административно-правовым актам управления, последствия их несоблюдения
  • 26. Понятие административного процесса, его основные черты и принципы
  • 27. Административные производства и их виды
  • 28. Производство по жалобам и заявлениям граждан
  • 29. Понятие и виды методов государственного управления
  • 30. Убеждение как метод государственного управления
  • 31. Поощрение как метод государственного управления
  • 32. Административный договор и договорная деятельность публичной администрации
  • 33. Административно-правовой режим: понятие и виды
  • 34. Законность и дисциплина в государственном управлении, способы их обеспечения
  • 35. Государственный контроль в сфере управления и его виды
  • 36. Надзор органов прокуратуры, формы реагирования на нарушения законности
  • 37. Понятие административного принуждения, его особенности и виды
  • 38. Меры административного предупреждения
  • 39. Меры административного пресечения
  • 40. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
  • 41. Понятие административной ответственности и её отличие от других видов юридической ответственности
  • 42. Административное правонарушение: понятие и юридический состав
  • 43. Виды составов административных правонарушений
  • 44. Административные правонарушения в сфере общественного порядка и безопасности: виды и правовая характеристика
  • Глава 20 КоАп рф содержит виды составов правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.
  • 45. Обстоятельства, служащие основанием освобождения от административной ответственности
  • 46. Административные наказания: понятия и виды
  • 47. Правила назначения административных наказаний
  • 48. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения
  • 49. Производство по делам об административных правонарушениях: понятие, задачи и структура
  • 50. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
  • 51. Рассмотрение дела об административном правонарушении
  • 52. Процессуальные сроки
  • 53. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
  • 54. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
  • 55. Дисциплинарная ответственность по административному праву
  • 56. Материальная ответственность по административному праву
  • 57. Основы организации государственного управления в различных сферах жизнедеятельности общества
  • 58. Государственное управление в социально-политической сфере
  • 59. Государственное управление в социально-экономической сфере
  • 60. Государственное управление в социально-культурной сфере
  • 50. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

    Дела об административных правонарушениях рассматриваются в пределах компетенции:

    1) судьями (мировыми судьями);

    3) федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными исходя из задач и функций.

    Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

    1) мировыми судьями;

    2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

    3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

    4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

    Дела об административных правонарушениях от имени соответствующих органов уполномочены рассматривать:

    1) руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, их заместители;

    2) руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

    3) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные или контрольные функции.

    К учреждениям, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, относятся учреждения уголовно-исполнительной системы (ст. 23.4), учреждения, осуществляющие государственный пробирный надзор (ст. 23.54).

    К иным государственным органам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, следует отнести, в частности, пограничные органы (ст. 23.10), а также военных комиссаров (ст. 23.11).

    Наряду с определением компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ и учреждений этих органов субъекты РФ могут создавать для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, также административные комиссии и иные коллегиальные органы.

    Налоговые органы, Государственные семенные инспекции, Органы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор, Таможенные органы и т.д. также рассматривают дела об административных правонарушениях.

    51. Рассмотрение дела об административном правонарушении

    Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:

    1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

    2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;

    3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;

    4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

    5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

    6) имеются ли ходатайства и отводы.

    Судья, член коллегиального органа, должностное лицо, на рассмотрение которых передано дело об административном правонарушении, не могут рассматривать данное дело в случае, если это лицо:

    1) является родственником лица, участвующего в деле;

    2) лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела.

    При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:

    1) о назначении времени и места рассмотрения дела;

    2) о вызове необходимых лиц, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;

    3) об отложении рассмотрения дела;

    4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол;

    5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности.

    Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

    Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения протокола.

    При рассмотрении дела об административном правонарушении:

    1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

    2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица или юридического лица;

    3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

    4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

    5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

    6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

    7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:

    а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

    б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

    в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

    8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела;

    9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.

    Оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

    Дела об административных правоотношениях возникают (появляются) в связи с совершением административных правонарушений. Наличие таких дел требует их рассмотрения.

    Рассмотреть дело - это вникнуть в суть, изучить, разобрать, обсудить его с целью принятия правильного и в соответствии с законом решения.

    Рассмотрение дел об административных правонарушениях является второй стадией административного процесса. Рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляется специально уполномоченными многочисленными государственными органами. Подобное положение объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, разнообразием и спецификой дел об административных правонарушениях. Ведь немало административных правонарушений носит отраслевой характер, т.е. совершаются в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности (гл. 11 КоАП), в сфере налогообложения (гл. 13 КоАП), против порядка таможенного регулирования (гл. 14 КоАП), против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования (гл. 15 КоАП) и т.д. Для квалифицированного рассмотрения таких дел необходимо обладать не только юридическими знаниями, но и специальными - быть компетентным в соответствующей отрасли. Во-вторых, наличие большого количества таких органов способствует оперативному и экономному административному процессу.

    Круг органов и их полномочия в области рассмотрения дел об административных правонарушениях устанавливается законом (ПИКоАП). В соответствии со ст. 3.1 ПИКоАП дела об административных правонарушениях рассматриваются:

    • 1. районным (городским) судом;
    • 2. хозяйственным судом;
    • 3. сельским, поселковым исполнительным комитетом;
    • 4. административной комиссией районного (городского) исполнительного комитета или администрацией района в городе;
    • 5. районной (городской), районной в городе комиссией по делам несовершеннолетних;
    • 6. органами внутренних дел;
    • 7. органами Комитета государственного контроля;
    • 8. Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь;
    • 9. другими государственными органами.

    Рассматриваемые органы не одинаковы по своему правовому положению, по порядку рассмотрения дел, по характеру и объему компетенции.

    По правовому положению следует различать:

    • 1. суды;
    • 2. органы государственного управления, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

    К судам относятся районные (городские) суды и хозяйственные суды. Если в материалах дела об административном правонарушении, подпадающем под компетенцию районного (городского) суда, содержатся сведения, составляющие государственные секреты, то рассмотрение дела осуществляется единолично судьей областного (Минского городского) суда (ч. 3 ст. 3.1 ПИКоАП).

    Органами государственного управления, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях (по КоАП ведущими административный процесс), являются органы, перечень которых дан в ч. 1 ст. 3.1 ПИКоАП, кроме судов. Таких органов насчитывается 25 видов. В КоАП 1984 г. первоначально их было 23 вида, в 1988 - 26, в 1991 г. - 27, в 1988 - 50, в 2001 - 48. По КоАП Российской Федерации их более 59.

    В абз. 16 ст. 1.4 в понятие органа, ведущего административный процесс, включается не только орган, рассматривающий дело об административном правонарушении, но и должностное лицо, составляющее протокол об административном правонарушении. И это правильно, так как указанное должностное лицо является составной частью понятия «ведение административного процесса».

    Кроме того, из названия главы 3 и ст. 3.1 вытекает, что суд не относится к органам, ведущим административный процесс. Он отделен от них и представляется органом какого-то другого вида. Разумеется, что подобное не соответствует реальной действительности. Суд относится к указанным органам. В этой связи более правильным было бы из названия главы 3 исключить слово «суд», статью 3.1 назвать так: «Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях» и название ст. 3.30 дополнить словом «Должностные».

    Дела об административных правонарушениях, которые относятся к компетенции районного (городского) суда, рассматриваются единолично судьей районного (городского) суда, а относящиеся к компетенции хозяйственного суда - единолично судьей такого суда.

    По порядку рассмотрения дел об административных правонарушениях выделяются органы: коллегиальные и единоначальные. К коллегиальным относятся сельские, поселковые исполнительные комитеты,3 административные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних. Все остальные являются единоначальными органами.

    Дела об административных правонарушениях от имени единоначальных органов рассматривают соответствующие должностные лица. От имени органов (органа) дела об административных правонарушениях вправе рассматривать руководители соответствующих органов и их заместители. Также могут конкретизироваться указанные руководители. Так, в ч. 2 ст. 3.6 ПИКоАП указано, что «От имени органов внутренних дел дела об административных правонарушениях вправе рассматривать руководители территориальных органов внутренних дел и их заместители». В части 3 этой статьи подчеркивается, что «от имени органов внутренних дел, дела об административных правонарушениях КоАП вправе рассматривать начальники, заместители начальников управлений, отделов, отделений ГАИ, а при отсутствии в отделах внутренних дел отделов и отделений, такие дела рассматривают старшие государственные автомобильные инспекторы. В ч. 4 и 5 ст. 3.6 продолжается подобная конкретизация должностных лиц.

    По характеру компетенции рассматриваемые органы классифицируются на органы общей, отраслевой и специальной (межотраслевой) компетенции.

    К органам общей компетенции относятся те, которые рассматривают дела не подпадающие под отраслевую или межотраслевую компетенцию. Ими являются: сельский, поселковый исполнительный комитет; районная (городская), районная в городе комиссия по делам несовершеннолетних; орган внутренних дел; орган Комитета государственного контроля.

    Органы отраслевой компетенции рассматривают дела отраслевого характера. Это, например, органы железнодорожного транспорта, органы Министерства лесного хозяйства, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Органами межотраслевой компетенции являются органы: государственного пожарного надзора; государственного санитарного надзора; пограничной службы Республики Беларусь; таможенные органы и др.

    В отдельную группу следует выделить органы особой, исключительной компетенции. К ним относятся административные комиссии и судьи по делам об административных правонарушениях. Основное их назначение - рассмотрение дел об административных правонарушениях. Все остальные органы осуществляют административный процесс - рассматривают дела об административных правонарушениях наряду с основной своей работой. Иными словами, рассмотрение дел об административных правонарушениях для таких органов, является как бы второстепенной функцией. Например, органы пограничной службы, таможенные органы, органы Министерства финансов и финансовые управления (отделы местных исполнительных и распорядительных органов).

    Наиболее широкая компетенция в области рассмотрения дел об административных правонарушениях у районных (городских) судов. Они вправе рассматривать дела по более, чем 266 статьям в отношении 420 видов правонарушений. Хозяйственные суды компетентны рассматривать дела по более чем 37 статьям в отношении 75 видов административных правонарушений.

    Отличие компетенции между общими и хозяйственными судами определяется тем, что по общему правилу, общие суды рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами, хозяйственные - совершенные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Однако эти общие правила имеют многочисленные исключения. Вообще из ведения судов исключены дела о правонарушениях против порядка налогообложения. Из ведения хозяйственных судов, кроме того, исключены дела о некоторых правонарушениях. Рассмотрение дел о правонарушениях, совершенных юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, отнесено к компетенции общих судов или других органов, ведущих административный процесс.

    Хозяйственные суды не компетентны рассматривать дела об административных правонарушениях, если юридические лица предусмотрены только в санкции в качестве субъекта административной ответственности. Таких статей в КоАП немало. Подобные дела рассматривают общие суды и (или) органы, ведущие административный процесс.

    Названное подчеркивает отсутствие четкости в разграничении компетенции общих и хозяйственных судов в области рассмотрения дел об административных правонарушениях.

    Общие суды следует считать основными органами в административно- деликтной юрисдикции (в административном процессе), ибо они вправе рассматривать самое большое количество дел об административных правонарушениях. У рассматриваемых судов самая широкая и исключительная компетенция. Только они вправе рассматривать дела об административных правонарушениях примерно по 145 статьям или их частям. Исключительная компетенция хозяйственных судов определяется 19 статьями или их частями.

    На втором месте по количеству рассматриваемых дел об административных правонарушениях находится Комитет государственного контроля. К его компетенции относится примерно 328 видов дел об административных правонарушениях, предусмотренных 184 статьями или их частями, из которых - 40 статьями - исключительного ведения Комитета государственного контроля, 144 статьями - совместного ведения: с общими судами - 54 статьями, с хозяйственными - 11 статьями, с органами, ведущими административный процесс - 79 статьями.

    Органы Комитета государственного контроля рассматривают дела об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены их должностными лицами.

    Несмотря на то, что Комитет государственного контроля относится к органам общей компетенции, его полномочия в области рассмотрения дел об административных правонарушениях ограничены определенным характером административных правонарушений. Этот характер определяется областью осуществляемого данным органом государственного контроля: за исполнением республиканского бюджета; использованием государственной собственности; исполнением законов, актов Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения (ст. 1 Закона Республики Беларусь «О Комитете государственного контроля»).

    Анализ административно-процессуальных норм, определяющих компетенцию органов по рассмотрению дел об административных правонарушениях, удостоверяет наличие так называемой «двойной» подведомственности, т.е. подведомственности совместного ведения. Такая подведомственность позволяет рассматривать одно дело одного вида различными государственными органами, ведущими административный процесс. Установлено четыре вида указанной подведомственности:

    • 1. двойная;
    • 2. тройная
    • 3. четверная;
    • 4. пятеричная.

    Наибольшее число дел подпадает под двойную подведомственность. Она установлена более чем 151 статьей или их частями. Так, дело об административном правонарушении, предусмотренном: ст. 9.6, может рассматривать судья общего суда, руководитель или его заместитель органа Комитета государственного контроля; ч. 2 и 3 ст. 11.2 - руководитель или его заместитель органа Комитета государственного контроля, должностное лицо органа Национального банка Республики Беларусь, ст. 12.2 - должностное лицо органа внутренних дел, руководитель или его заместитель органа Комитета государственного контроля.

    Тройная подведомственность присуща более чем 66 статьям. Под нее подпадает, например, ст. 12.6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей вправе рассматривать: судья хозяйственного суда, руководитель или его заместитель органа Комитета государственного контроля, руководитель Департамента по ценным бумагам Министерства финансов. По ст. 13.11 такие дела компетентны рассматривать: руководитель или его заместитель органа Комитета государственного контроля, начальник инспекции Министерства по налогам и сборам или его заместитель, начальник таможенного органа или его заместитель.

    Четверная подведомственность присуща более чем 24 статьям. Она обозначена в ч. 1 ст. 11.1. Дело об административном правонарушении по этой статье рассматривает: судья общего суда; руководитель или его заместитель органа Комитета государственного контроля; начальник главного управления Национального банка по области, городу Минску и его заместитель; руководитель территориального органа внутренних дел и его заместитель. Дело об административном правонарушении по ст. 18.33 вправе рассматривать: административная комиссия; руководитель или его заместитель органа Комитета государственного контроля; начальник или его заместитель инспекции Министерства по налогам и сборам; начальник Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций; а по ст. 21.14 - административная комиссия; сельский, поселковый исполнительный комитет; руководитель территориального органа внутренних дел; руководитель или его заместитель органа Комитета государственного контроля.

    Пятеричная подведомственность подпадает под семь статей или их частей. Так, в соответствии со ст. 12.1, дела об административных правонарушениях вправе рассматривать: руководитель территориального органа внутренних дел и его заместитель; руководитель или его заместитель органа Комитета государственного контроля; начальник инспекции Министерства по налогам и сборам; руководитель управления (отдела) или его заместитель местного исполнительного и распорядительного органа; начальник Главного управления Национального банка по области, городу Минску и его заместитель, а, например, по ст. 18.32 - административная комиссия; руководитель или его заместитель органа Комитета государственного контроля; начальник инспекции Министерства по налогам и сборам; начальник транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникации; должностное лицо органа железнодорожного транспорта.

    «Двойную» подведомственность вряд ли можно считать эффективным средством в борьбе с совершением административных правонарушений, ибо здесь отсутствует (не обозначен) главный и ответственный орган за воспитание и предупреждение соответствующих административных правонарушений. Иными словами, такая подведомственность не может считаться лучшим способом ведения борьбы с административными правонарушениями.

    При такой подведомственности право преимущественного рассмотрения дела об административном правонарушении принадлежит тому органу, протокол о совершении которого составлен должностным лицом этого органа первым. Должностные лица других органов уже не могут составить протокол о данном правонарушении, а, следовательно, и рассматривать дело.

    У административных комиссий подобных должностных лиц нет. Поэтому протоколы о таких правонарушениях составляют должностные лица других органов в зависимости от характера административного правонарушения и передают административной комиссии для рассмотрения8 и принятия соответствующего решения. Среди них должностные лица: сельских, поселковых, районных, городских и областных исполнительных комитетов, администраций районов в городах; государственной инспекции охраны животного и растительного мира; органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель; органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и др.

    Существует и несколько иная двойная подведомственность, в соответствии с которой каждый орган из двух, трех, четырех, пяти органов обеспечивает соблюдение (выполнение) норм (правил) только своего ведения. Здесь протоколы могут составляться должностными лицами каждого вида органа и независимо от того, что уже составлен протокол по одному виду правонарушения, предусмотренного этой статьей.

    Так, дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 23.16, вправе рассматривать пять видов органов: суд, таможенный орган, налоговый орган, орган Национального банка и орган Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды с учетом своего ведения и должностное лицо которого составило протокол об административном правонарушении. Если произошло непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов сведений или иных материалов, подлежащих представлению в соответствии с законодательством, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения одному из названных органов, то считается совершенным одно административное правонарушение, двум - два правонарушения и т.д.

    Как видим, ст. 23.16 содержит пять самостоятельных видов административных правонарушений, которые могут быть совершены одним физическим лицом. Протоколы вправе составлять должностные лица каждого вида органов, независимо от того, что уже составлен протокол о совершенном правонарушении должностным лицом одного из этих органов.

    Нельзя обойти вопрос и о территориальной подведомственности. Ей посвящена специальная (отдельная) статья 3.31 ПИКоАП «Место ведения административного процесса». Под нею понимается место рассмотрения дела об административном правонарушении. Она чаще всего определяется местом совершения правонарушения, а в отдельных случаях и местом жительства правонарушителя.

    По общему правилу рассмотрение дела об административном правонарушении, а, следовательно, осуществление в целом административного процесса происходит по месту совершения административного правонарушения. Однако из этого общего правила имеется ряд исключений. В ч. 1 ст. 3.31 ПИКоАП установлено, что «В целях обеспечения оперативности, объективности и полноты административного процесса он может проводится по месту обнаружения или выявления правонарушения, по месту нахождения органа, ведущего административный процесс, а также по месту жительства, месту пребывания (месту нахождения)9 лица, в отношении которого ведется административный процесс, или большинства свидетелей».

    Так некоторые дела об административных правонарушениях рассматриваются по месту совершения правонарушения или по месту жительства, месту пребывания (месту нахождения) лица, в отношении которого ведется административный процесс.

    Дела об административных правонарушениях, влекущих лишение права управления транспортным средством, разрешается рассматривать по месту регистрации транспортного средства. По общему же правилу такие дела рассматриваются по месту совершения административного правонарушения. Налицо присутствует альтернативная территориальная подведомственность.

    Комиссии по делам несовершеннолетних дела об административных правонарушениях рассматривают по месту жительства или месту пребывания лица, в отношении которого ведется административный процесс, а в отношении несовершеннолетних граждан, не проживающих в Республике Беларусь, - по месту совершения административного правонарушения. Подобная подведомственность определена и в КоАП Российской Федерации (ч. 3 ст. 29.5). Административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних по КоАП 1984 г. рассматривали дела об административных правонарушениях по месту жительства правонарушителя (абз. 3 ст. 256). Одни виды дел об административных таможенных правонарушениях рассматриваются таможенным органом, другие - судом. Суд рассматривает дела по месту расположения таможенного органа, должностным лицом которого был составлен протокол об административном правонарушении.

    Органы пограничной службы дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1, 2 и 4 ст. 18.20 рассматривают по месту совершения правонарушения, а дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 23.29-23.32, 23.55 КоАП, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов пограничной службы, рассматривают по месту их расположения.

    Следует обратить внимание и на то, что дела об административных правонарушениях, совершенных должностными лицами в связи с их служебной деятельностью или другими лицами организаций, связанных с их работой, а по КоАП и юридическими лицами, рассматриваются по месту нахождения организации, т.е. по месту их совершения.

    административный правонарушение дело государственный

    Четкое определение круга органов (должностных лиц), правомоч­ных вести производство по делам об административных правонару­шениях, имеет важное значение для обеспечения его эффективности. При этом ведущая роль отводится вполне закономерно судьям; их дея­тельность по рассмотрению и разрешению административных дел ха­рактеризуется в качестве существенной гарантии прав привлекаемых к административной ответственности лиц.

    а) Судьи (в перспективе мировой судья) районных (городских) су­дов рассматривают значительное число административных дел по пра­вонарушениям, посягающим на права граждан (например, наруше­ние избирательных прав, законодательства о труде и его охране, о соб­раниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, при­нуждение к участию или отказу от участия в забастовках и т.п.); на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (например, незаконное врачевание занятие проституцией и т.п.); собственность (например, уничтоже­ние или повреждение чужого имущества, мелкое хищение и т.п.); ос­новы коммерческой деятельности например, занятие запрещенными видами такой деятельности и т.п.); финансы и систему налогообло­жения (например, воспрепятствование обследованию органом налого­вой службы или налоговой полиции производственных, складских и иных помещений и т.п.; порядок управления (например, неповинове­ние законному распоряжению или требованию сотрудника милиции, военнослужащего, представителя органа государственного надзора и т.п.); общественный порядок и общественную безопасность (напри­мер, мелкое хулиганство и т.п.).

    Установлено, что дела об административных правонарушениях, за совершение которых предусматривается административное взы­скание в виде административного выдворения из пределов Россий­ской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, административного ареста либо конфискации или возмездного изъятия предметов, являющихся орудием совершения или непосред­ственным объектом правонарушения, лишения специального права, предоставляемого лицу, рассматриваются судьей.

    б) Комиссии по защите прав несовершеннолетних, образуемые главами районной, городской, районной в городе администрацией сов­местно с соответствующими органами местного самоуправления, расс­матривают дела об административных правонарушениях, совершен­ных несовершеннолетними, а также о неисполнении родителями или лицами, их заменяющими, обязательств по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, о вовлечении несовершеннолетних в употребле­ние спиртных напитков или одурманивающих веществ. Дела иного рода, например, о правонарушениях в области дорожного движения, рассматриваются комиссиями в тех случаях, когда орган (должност­ное лицо), к которому поступило дело, передает его на рассмотрение комиссии.



    в) Органы Федеральной инспекции труда при Министерстве тру­да и социального развития Российской Федерации (Рострудинспекции) рассматривают дела о нарушениях законодательства о труде и охране труда, а также о непредоставлении информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения. От имени Феде­ральной инспекции дела рассматривают Главный государственный инспектор труда, руководители государственных инспекций труда, го­сударственные правовые инспекторы труда, государственные инспек­торы по охране труда.

    г) Органы внутренних дел (полиции) рассматривают значитель­ное количество дел об административных правонарушениях. Напри­мер, это дела о незаконном приобретении или хранении наркоти­ческих средств в небольших размерах, о потреблении наркотических средств без назначения врача, о мелком хищении, о незаконном посе­ве и выращивании наркотикосодержащих растений, о действиях, уг­рожающих безопасности движения на железнодорожном транспорте и полетов, а также на водном транспорте, о нарушении правил государственной регистрации и прохождения государственного техни­ческого осмотра транспортных средств, о превышении установленной скорости движения, о незаконной торговле товарами (иными предме­тами), свободная реализация которых запрещена или ограничена, о незаконных операциях с иностранной валютой, о нарушении иммиг­рационных правил, о применении насилия в отношении должностных лиц органа, уполномоченного осуществлять административно-процес­суальные действия, о проживании граждан Российской Федерации без удостоверения гражданина (паспорта) или без регистрации, о мелком хулиганстве, о нарушении требований режима чрезвычайного поло­жения, о производстве, продаже, передаче, приобретении, хранении или ношении оружия, запрещенного в Российской Федерации и т.п.



    Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания от имени органов внутренних дел вправе: начальники и заместители начальников территориальных управлений (отделов) внутренних дел, начальники территориальных отделов отделений полиции и их заместители, на­чальники линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции, должностные лица Государственной автомобильной инспекции, а также другие сот­рудники полиции, на которых возложен надзор за соблюдением соот­ветствующих правил.

    д) Государственные органы, на которых возложено осуществ­ление контрольно-надзорных функций и полномочий. Их система крайне разнообразна, часто изменяема, что, естественно, уменьшает возможности реального и строгого контроля за законностью их дейст­вий. В настоящее время к числу таких органов отнесено 51 подразде­ление государственного аппарата. Все они осуществляют надзор за соблюдением физическими, а нередко и юридическими лицами специальных общеобязательных правил, нарушение которых влечет за собой административную ответственность. Это, например, органы санитарно-эпидемиологического надзора, государственного ветерина­рного Надзора, государственного экологического контроля, государст­венного контроля в сфере охраны и использования недр. Федерально­го горного и промышленного надзора Российской Федерации, государ­ственной противопожарной службы, государственной налоговой служ­бы, государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, Федеральной службы России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию, государственного пробирного надзора, Федеральной пограничной службы, миграционной службы, государственной жилищной инспек­ции и т.д.

    49.Доказательства по делу об административных правонарушениях: понятия и виды.

    Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

    Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

    Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

    Виды доказательств:

    · протоколы;

    · объяснения лиц, в отношении которых ведется производство по делу;

    · показания потерпевшего, свидетелей;

    · заключение эксперта;

    · иные документы;

    · показания специальных технических средств;

    · вещественные доказательства.

    Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.

    В случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы.

    Должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы.

    Под вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы.

    Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

    Под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.

    Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

    Административные правонарушения являются самыми распространенными на текущий момент времени. Вполне очевидно, что такие дела возникают весьма часто, и они должны рассматриваться компетентными инстанциями, на основании четко проработанной структуры ведения дела. Возникает вполне логический вопрос, кто рассматривает дела, об административных правонарушениях ? Ситуация такова, что данные дела, изначально, входят в юрисдикцию судов общего значения. Другими словами, при возникновении административных споров, придется обращаться в мировой или же районный (вышестоящий) суд.

    Кто именно рассматривает дела административных правонарушений?

    Обеспечение эффективности судебной системы, формируется на четком определении круга должностных лиц, вернее, органов, которые имеют полномочия, вести производство об административных правонарушениях. Таким образом, суды общей юрисдикции, хоть и наделяются такими полномочиями, но все равно, формируется специализированная коллегия, которая изначально посвящает свою деятельность именно административным делам.

    Ведущая роль в рассмотрении различных дел, касающихся именно административных правонарушений, отводится именно судьям. В качестве гарантий сохранности прав и ответственности лиц, выступают именно суды, деятельность которых, позволяет рассматривать все дела на основании имеющегося законодательства.

    Кто именно ведет административные дела?

    1. Судьи районных судов и мировые судьи. Сразу же нужно сказать о том, что основное количество административных правонарушений, возникающих на территории нашей страны, рассматриваются именно мировым судьей. Если же после вынесения решения, граждане не согласны с принятым решением, они просто обращаются в вышестоящую инстанцию, то есть, в районный суд, куда подается апелляция;
    2. Комиссия по защите прав несовершеннолетних. В нашем создании рассмотрение административных правонарушений связывается исключительно с судебным разбирательством. Тем не менее, на территории нашей страны работают еще и специализированные комиссии, которые рассматривают дела несовершеннолетних, прямо или же косвенно связанные с административными правонарушениями;
    3. Органы федеральной инспекции труда. Наверное, практически каждый человек знает о том, что нарушение трудового кодекса, чаще всего приводит к формированию административной ответственности. Так, все юристы изначально рекомендуют гражданам обращаться не в суд, а в инспекцию суда. Данный орган, имеет возможность воздействовать в виде административных штрафов на тех людей, которые систематически нарушают трудовое законодательство, тем самым, ухудшая условия работы специалистов;
    4. Органы внутренних дел. В данном случае, речь идет о полиции. Сразу же нужно сказать о том, что данные органы рассматривают весьма существенное количество дел, которые касаются всевозможных административных правонарушений. Это могут быть дела, которые предполагают незаконное приобретение наркотических средств в весьма незначительных размерах. В данном случае, рассматривать дела о таких правонарушениях, а соответственно, налагать административные взыскания, исключительно от имени органов внутренних дел, могут заместители начальников отделов и начальники и пр.
    Таким образом, становится понятно, что на текущий момент времени, существует масса инстанций, которые занимаются вопросами изучения и рассмотрения административных дел. Именно такая структура строения системы наказания, позволяет максимально исключать всевозможные, негативные проявления, в виде активизации распространения таких дел по территории нашей страны.


    Судебные приставы относятся к органам исполнительной власти. Именно они занимаются всеми вопросами исполнения ранее принятых судебных решений. Действовать судебные приставы могут...

    Система органов уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Разграничение компетенции органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Судьи (мировые судьи), их компетенция. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Органы внутренних дел, система органов, компетенция по рассматриванию дел об административных правонарушениях. Федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения, территориальные органы и иные государственные органы. Система органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ

    5. Административный процесс

    Понятие, предмет и признаки административного процесса

    Понятие и специфические признаки административного процесса. Принципы административного процесса: понятие и система. Структура административного процесса. Соотношение административного процесса и других видов процессуальной деятельности. Обеспечение законности в административном процессе.

    Субъекты административного процесса

    Участники производства по делам об административных правонарушениях. Виды участников производства. Виды органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Судьи (мировые судьи). Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные государственные органы. Уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов РФ. Административные комиссии и иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ. Субъекты, имеющие личный интерес в деле. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Потерпевший. Законные представления физического и юридического лица. Защитник и представитель. Лица и органы, содействующие осуществлению производства. Свидетель. Понятые. Специалист. Эксперт. Переводчик. Прокурор. Процессуальное положение участников производства.

    Виды и стадии производства по делам об административных правонарушениях

    Понятие, система и стадии производства по делам об административных правонарушениях. Упрощенный порядок производства по делам об административных правонарушениях. Возбуждение дела об административном правонарушении. Основание и поводы для возбуждения производства по делу. Установление фактических обстоятельств. Квалификация административного правонарушения. Процессуальное оформление результатов расследования. Составление Протокола по делу об административном правонарушении. Содержание протокола. Случаи, когда протокол не составляется. Направление материалов для рассмотрения по подведомственности. Меры по обеспечению производства по делам об административных правонарушениях. Рассмотрение дел об административных правонарушениях. Подготовка дела к рассмотрению и слушанию. Порядок рассмотрения дела. Постановление по делу, его виды. Содержание постановления по делу. Объявление постановления. Обжалование (опротестование) и пересмотр постановления по делу об административном правонарушении. Порядок обжалования. Административный и судебный порядок обжалования. Срок обжалования. Рассмотрение жалобы или протеста. Виды решений органа (должностного лица), рассматривающего жалобу или протест. Опротестование решения по делу.

    Производство по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях

    Общая характеристика исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. Обращения постановления к исполнению. Отсрочка и прекращение исполнения постановления о наложении административного наказания. Давность исполнения постановления о наложении административного наказания. Окончание исполнения. Производство по исполнению постановления о вынесении предупреждения. Производство по исполнению постановления о наложении административного штрафа. Производство по исполнению постановления о возмездном изъятии и о конфискации предмета. Производство по исполнению постановления о лишении специального права. Производство по исполнению постановления об административном выдворении за пределы РФ. Производство по исполнению постановления о дисквалификации