Законы и другие нормативно правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности — Гипермаркет знаний. Нормативные правовые акты по обеспечению безопасности жизнедеятельности Законы рф по обеспечению безопасности

Нормативный акт по безопасности труда – акт, устанавливающий комплекс правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических требований, направленных на обеспечение безопасности, сохранения здоровья и работоспособности работников в процессе труда, утвержденный компетентным органом.

Согласно постановлению Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов , содержащих государственные нормативные требования охраны труда, состоящая из:

¨ межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;

¨ строительных и санитарных норм и правил;

¨ правил и инструкций по безопасности;

¨ правил устройства и безопасной эксплуатации;

¨ свода правил по проектированию и строительству;

¨ гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда.

Согласно ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» в зависимости от объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований разрабатывают стандарты следующих видов:

¨ стандарты на продукцию;

¨ стандарты на процессы (работы) производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции;

¨ стандарты на услуги;

¨ стандарты основополагающие (организационно-методические и общетехнические);

¨ стандарты на термины и определения;

¨ стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

Стандарты на продукцию устанавливают для групп однородной продукции или для конкретной продукции требования и методы их контроля по безопасности, основным потребительским свойствам, а также требования к условиям и правилам эксплуатации, транспортирования, хранения, применения и утилизации.

Стандарты на процессы и работы устанавливают основные требования к организации производства и оборота продукции на рынке, к методам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ, а также методы контроля этих требований в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции.

Стандарты на услуги устанавливают требования и методы их контроля для групп однородных услуг или для конкретной услуги в части состава, содержания и формы деятельности по оказанию помощи, принесения пользы потребителю услуги, а также требования к факторам, оказывающим существенное влияние на качество услуги.

Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-методические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования (нормы и правила), обеспечивающие взаимопонимание, совместимость и взаимозаменяемость; техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции; охрану окружающей среды; безопасность здоровья людей и имущества и другие общетехнические требования, обеспечивающие интересы национальной экономики и безопасности.



Стандарты на термины и определения устанавливают наименование и содержание понятий, используемых в стандартизации и смежных видах деятельности.

Стандарты на методы контроля, испытаний, измерений и анализа устанавливают требования к используемому оборудованию, условиям и процедурам осуществления всех операций, обработке и представлению полученных результатов, квалификации персонала.

Помимо того, что во все стандарты и технические условия включается раздел «Требования безопасности», а в комплект технической документации на технические устройства (машины, оборудование, аппараты и т. п.) входит инструкция по их безопасной эксплуатации, вопросам обеспечения безопасности труда специально посвящены стандарты особой системы стандартов – Системы стандартов безопасности труда (ССБТ).

Система стандартов безопасности труда (ССБТ)

ССБТ - это комплекс взаимосвязанных стандартов, содержащих требования, нормы и правила направленные на обеспечение безопасных условий труда, сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, кроме вопросов, регулируемых трудовым законодательством.

ССБТ не исключает действия норм и правил, утвержденных органами государственного надзора в соответствии с положением об этих органах. Нормы и правила, утверждаемые органами государственного надзора и стандарты ССБТ должны быть взаимно увязаны.

Требования, установленные стандартами ССБТ в соответствии с областью их распространения, должны быть учтены в стандартах и технических условиях по ГОСТ Р 1.5-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения», в нормативной, а также в конструкторской, технологической и проектной документации.

Стандарты ССБТ делятся на 5 групп, нумеруемых от 0 до 4.

Стандарты группы «0» – организационно-методические стандарты – устанавливают:

¨ организационно-методические основы стандартизации в области безопасности труда (цели, задачи и структура системы, внедрение и контроль над соблюдением стандартов ССБТ, терминология в области безопасности труда, классификация опасных и вредных производственных факторов и др.);

¨ требования (правила) к организации рабочих мест, направленные на обеспечение безопасности труда (обучение работающих безопасности труда, аттестация персонала, методы оценки состояния безопасности труда и др.).

Стандарты группы «1» – Стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов – устанавливают:

¨ требования по видам опасных и вредных производственных факторов, предельно допустимые значения их параметров и характеристик;

¨ методы контроля нормируемых параметров и характеристик опасных и вредных производственных факторов;

¨ методы защиты работающих от опасных и вредных производственных факторов.

Стандарты группы «2» – Стандарты требований безопасности к производственному оборудованию – устанавливают:

¨ общие требования безопасности к производственному оборудованию;

¨ требования безопасности к отдельным группам (видам) производственного оборудования;

Стандарты группы «3» – Стандарты требований безопасности к производственным процессам – устанавливают:

¨ общие требования безопасности к производственным процессам;

¨ требования безопасности к отдельным группам (видам) технологических процессов;

¨ методы контроля выполнения требований безопасности.

Стандарты группы «4» – Стандарты требований к средствам защиты работающих – устанавливают:

¨ требования к отдельным классам, видам и типам средств защиты;

¨ методы контроля и оценки средств защиты;

¨ классификацию средств защиты.

Обозначение государственного стандарта ССБТ состоит из индекса (ГОСТ), регистрационного номера, первые две цифры которого (12) определяют принадлежность стандарта к комплексу ССБТ, последующая цифра с точкой указывает группу стандарта и три последующие цифры - порядковый номер стандарта в группе. Через тире указывается год утверждения стандарта.

Нормативные документы в строительстве

Центральное место в правильном санитарно-гигиеническом устройстве и безопасности (надежности) эксплуатации зданий и сооружений играют строительные нормы и правила (СНиП). В последние годы ряд нормативных документов в сфере строительства получили название Сводов правил по проектированию и строительству (СП).

Обозначения документов состоят из индекса (например, СНиП, СП, РДС, ТСН), номера комплекса в структуре Системы, а затем, через дефис, порядкового номера данной категории в комплексе и двух последних цифр года принятия документа. Порядковые номера СНиП начинаются с номера 01, СП – с номера 101.

Нормативные документы по пожарной безопасности

Порядок классификации и кодирования нормативных документов по пожарной безопасности определяется НПБ 06-96 «Нормы пожарной безопасности. Порядок классификации и кодирования нормативных документов по пожарной безопасности». В соответствии с ним все нормативные документы, издаваемые федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, подлежат классификации и кодированию. Проводит классификацию Главное управление государственной противопожарной службы (ГУ ГПС).

К основным подзаконным нормативным правовым актам в области пожарной безопасности относят:

¨ нормы технологического проектирования (НТП);

¨ правила пожарной безопасности (ППБ);

¨ нормы пожарной безопасности (НПБ).

Коды классов, подклассов и реквизитов принимают в соответствии с классификаторами НПБ 06-96.

Санитарные нормы и правила

Санитарные нормы и правила – нормативно-правовые акты, устанавливающие санитарно-гигиенические и санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу здоровью и жизни людей.

Санитарные нормы (СН) устанавливают оптимальные, предельно допустимые и допустимые уровни факторов производственной и окружающей среды.

Гигиенические нормативы (ГН) устанавливают гигиенические и эпидемиологические критерии безопасности и безвредности факторов производственной и окружающей среды, среды обитания человека.

Наряду с СН, СП и ГН действуют методические документы:

¨ руководство (Р) – свод обязательных к исполнению распорядительных и методических документов по вопросам организации санитарно-эпидемиологического надзора, санитарно-гигиенического и эпидемиологического нормирования, выполнения требований санитарного законодательства РФ;

¨ методические указания (МУ) – документы, устанавливающие обязательные к исполнению требования по организации и проведению Госсанэпиднадзора, регламентации деятельности в системе санитарно-гигиенического и эпидемиологического нормирования;

¨ методические указания по методам контроля (МУК) – документы, содержащие обязательные для исполнения требования к методам контроля и методикам качественного и количественного определения химических, биологических и физических факторов среды обитания человека, которые оказывают или могут оказать опасное и вредное влияние на здоровье человека.

Для облегчения поиска и в целях систематизации вышеназванных документов их относят к разным подгруппам, каждой из которых присвоен свой шифр.

В разделе 2 «Гигиена» выделена группа нормативных документов 2.2 «Гигиена труда», которая имеет следующие подгруппы:

2.2.1. Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий.

2.2.2. Технологические процессы, сырье, материалы и оборудование, рабочий материал.

2.2.3. Предприятия отраслей промышленности, сельского хозяйства, связи, транспорта и др.

2.2.4. Физические факторы производственной среды.

2.2.5. Химические факторы производственной среды.

2.2.6. Биологические факторы производственной среды.

2.2.7. Физиология и эргономика.

2.2.8. Средства коллективной и индивидуальной защиты.

2.2.9. Состояние здоровья работающих в связи с состоянием производственной среды.

Все действующие нормативные правовые документы (ГОСТ, СНиП, правила по охране труда и др.) – распорядительные, технические, инструктивные, методические и иные официальные документы по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, безопасности и безвредности производственной и окружающей среды, среды обитания человека для его здоровья, издаваемые органами исполнительной власти (федеральными, субъектов федерации) и местного самоуправления, не должны противоречить санитарному законодательству Российской Федерации.

Основная задача нормативных правовых актов об охране труда – установление требований, норм и правил, обеспечивающих ограничение до определенных значений или полное устранение опасных и вредных производственных факторов, оказывающих неблагоприятное действие на человека в процессе труда.

Правила по охране труда (ПОТ) – нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда (ст. 211 ТК РФ).

Правила по охране труда делятся на межотраслевые и отраслевые и обозначаются как: ПОТ – правила по охране труда; Р – Россия; М – межотраслевые; О – отраслевые; 001 – присвоенный номер; 200_ – год утверждения.

Все документы принимаются сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на 2 срока. Решение о продлении срока действия правил по охране труда или об их отмене должно быть принято не позднее чем за 9 месяцев до окончания срока их действия федеральным органом исполнительной власти, утвердившим правила по охране труда.

Требования промышленной безопасности разнесены по различным отраслям надзора и регламентированы в перечне в действующих нормативных документах Ростехнадзора, утверждаемых им.

Приказом Ростехнадзора от 1 августа 2006 г. №738 утвержден перечень нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Вопрос 1.7.4.
Закон о техническом регулировании

Существенное изменение в вышеизложенный порядок принятия и реализации различных нормативных актов по охране труда и безопасности производственной деятельности внес Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Сегодня очень сложно предсказывать в полном объеме практику применения вышеназванного закона. Вместе с тем Федеральный закон «О техническом регулировании» должен кардинально поменять всю систему государственного регулирования в «технических» аспектах обеспечения безопасности, полностью ликвидируя правовую базу деятельности «отраслевого» регулирования, действующую в нашей стране и после фактического распада большинства отраслей и отраслевого управления хозяйствующими субъектами права.

До настоящего времени практически все нормативные (отраслевые по типу их разработки, принятия и контроля над их выполнением) документы являлись обязательными для всех субъектов права. Необходимость такого государственного регулирования связана с правами субъектов права на безопасность и защищенность. В административно-командной системе управления, реализуемой через отраслевое управление, соблюдение большинства прав становилось обязанностью.

В условиях тотальной государственной собственности государство невольно брало на себя ответственность за безопасность и качество продукции для потребителя. В условиях рынка государство не может обеспечить тотальный контроль старыми методами «государственной приемки» и начинает регулировать все по-новому.

Эта новизна (для обществ с переходной экономикой) состоит в разграничении деятельности для самого себя (деятельности, являющейся «внутренним» делом личности) и деятельности для других (деятельности в той или иной мере, затрагивающей интересы других личностей).

Как только действия какого-либо субъекта начинают затрагивать интересы другого, вступают в силу требования «общества», призывающие субъекта ДОБРОВОЛЬНО принять ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ требования соблюдения интересов (безопасности) третьих лиц (заинтересованных лиц), т. е. общества. В сфере производства к такому регулированию относят лицензирование вида деятельности, сертификацию товаров и услуг, аккредитацию организаций, аттестацию специалистов. Установление, поддержание и регулирование обществом в лице государства процедур лицензирования, сертификации, аккредитации и аттестации обеспечивают потребителю (и тем самым всему обществу) гарантии безопасности для окружающих различного рода деятельности, товаров и услуг, связанных с действиями грамотных (компетентных) специалистов и работников.

Поскольку Федеральный закон «О техническом регулировании» установил 7-летний переходный период, на практике все пользуются документами, принятыми до ввода его в действие, т. е. до 1 июля 2003 г. Кроме того, в мае 2007 года все вопросы охраны труда, кроме чисто технических, выведены из-под действия данного закона.

Конституция – основной закон РФ. В ней изложены права и свободы человека и гражданина. Она возлагает определённые обязанности по обеспечению безопасности самого государства и его граждан (напр. «О воинской обязанности и военной службе»ст.59).

Конституция отмечает, что гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности с 18 лет, в том числе и права, касающиеся обеспечения личной безопасности, жизни и здоровья.

1992г. «О безопасности»

1994г. «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»

1994г. «О пожарной безопасности»

1996г. «Об обороне»

1998г. «О гражданской обороне»

Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Задачами УК РФ являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя РФ от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

Для осуществления этих задач УК устанавливает основания и принципы уголовной ответственности. Согласно УК, лицо подлежит уголовной ответственности только за те преступления, в отношении которых доказана его вина.

Преступление – виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое УК под угрозой наказания.

Лицо подлежит уголовной ответственности и наказанию за деяния, если они были осознаны, т.е. виновный был способен регулировать своё поведение.

В зависимости от характера степени общественной опасности преступные деяния делятся на:

Преступления небольшой тяжести (до 2х лет лишения свободы);

Преступления средней тяжести (до 5ти лет лишения свободы);

Тяжкие преступления (до 10ти лет лишения свободы);

Особо тяжкие преступления (свыше 10ти лет лишения свободы или более строгое наказание).

Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним : штраф, обязательные работы, исправительные работы, арест, лишение свободы.

Российское уголовное право признаёт субъектом преступления только физическое лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16тилетнего возраста, однако, к уголовной ответственности могут привлекаться лица с 14тилетнего возраста за: убийство (ст.105 УК РФ), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст.111),умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст.112), похищение человека (ст.126), изнасилование (ст.131), насильственные действия сексуального характера (ст.132), кражу (ст.158), грабёж (ст.161), разбой (ст.162), вымогательство(ст.163),неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст.166), терроризм (ст.205), вандализм (ст.214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст.226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ(ст.229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст.267 УК РФ).

Состояние алкогольного или наркотического опьянения не освобождает от уголовной ответственности и не является смягчающим вину обстоятельством!

Cлайд 1

Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности

Cлайд 2

Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности План Конституция РФ Закон РФ «О безопасности» (1992 г.) ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (1994 г.) ФЗ «О пожарной безопасности» (1994 г.) ФЗ «Об обороне» (1996 г.) ФЗ «О гражданской обороне» (1998 г.)

Cлайд 3

Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности Конституция РФ – основной закон государства. Она представляет право человеку на обеспечение своей личной безопасности, безопасности семьи и имущества. Государство обязано принимать все необходимые меры для обеспечения этого права. Однако, с гарантией безопасности Конституция возлагает на граждан РФ и определенные обязанности по обеспечению безопасности самого государства и его граждан. К ним относится и долг по защите Отечества и несению военной службы.

Cлайд 4

Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности Закон РФ «О безопасности» закрепляет правовую основу обеспечения безопасности личности, общества и государства. В нем определены система безопасности и ее функции, разграничение полномочий органов власти в системе безопасности, силы и средства обеспечения безопасности, определены статус Совета Безопасности РФ, его состав и задачи, установлен порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, порядок надзора и контроля за законностью их деятельности.

Cлайд 5

Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определяет нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства от ЧС, и нормы социальной защиты пострадавших от ЧС.

Cлайд 6

Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности ФЗ «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ. Законом предусмотрено обязательное обучение населения, в том числе и школьников, мерам пожарной безопасности. В законе определены права, обязанности и ответственность граждан РФ в области пожарной безопасности.

Cлайд 7

Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности ФЗ «Об обороне» определяет основы и организацию обороны РФ, полномочия органов власти субъектов, организаций и должностных лиц, права и обязанности граждан в области обороны, силы и средства, ответственность.

Cлайд 8

Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности ФЗ «Об обороне» отмечает, что граждане РФ: исполняют воинскую обязанность в соответствии с ФЗ; принимают участие в мероприятиях по гражданской и территориальной обороне; могут создавать организации и общественные объединения, содействующие укреплению обороны; предоставляют в военное время для нужд обороны здания, сооружения, транспорт и имущество.

Безопасность страны и граждан — главная цель Закона о национальной безопасности РФ. Он был издан в целях регулирования всех отношений, возникающих в процессе предоставления . Также его целью является предотвращение конфликтных ситуаций в стране и исключение . А вот транспортная безопасность рассмотрены в данном

Федеральный закон «О безопасности» был издан 7 декабря 2010 года Госдумой РФ. Одобрен законодательный акт был 15 декабря того же года. Действовать ФЗ-390 начал 28 декабря 2010 года.

Краткое содержание Закона о национальной безопасности РФ:

Глава 1 включает в себя 7 статей. В главе описываются общие положения, связанные с защитой граждан и страны. (все что касается безопасности зданий и сооружений изложено в ФЗ 384 — ).

Глава 2 содержит 5 статей. В них раскрываются полномочия и функции государственных органов, обеспечивающих национальную сохранность граждан РФ.

Глава 3 описывает статус Совета Безопасности. Глава включает в себя 6 статей.

Глава 4 содержит заключительные положения закона, описанные в 2-х статьях.

ФЗ-390 регулирует принципы обеспечения безопасности:

  • личной;
  • общественной;
  • государственной;
  • экологической;
  • национальной.

Федеральным законом №390 устанавливаются полномочия и функции гос органов в сфере сохранности. Важным в данном вопросе является и .

Принципы обеспечения защиты:

  • защита и соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
  • законность;
  • системность и комплектность применения социальных, политических, экономических и других мер органами управления;
  • приоритет предупредительных мер для обеспечения защиты граждан;
  • взаимодействие органов федеральных служб с общественными объединениями, организациями международного масштаба и с гражданами РФ.

Безопасность так же лежит на плечах сотрудников ФСБ. О том, какими полномочиями они обладают по закону читайте

Деятельность, которая обеспечивает защиту, включает в себя:

  • анализ, оценку, прогнозирование и выявление потенциальных угроз;
  • выявление направлений гос политики и планирование в сфере обеспечения и соблюдения сохранности;
  • правовое регулирование в сфере обеспечения сохранности;
  • локализацию и нейтрализацию последствий от устранения угроз;
  • создание и применение комплексных мер по предупреждению и устранению потенциальных угроз безопасности;
  • использование экономических мер;
  • создание и внедрение нового военного оружия и техники;
  • регулирование научной деятельности;
  • координирование деятельности органов федеральных органов гос власти;
  • контроль расходов выделенных средств;
  • сотрудничество с международными компаниями в целях обеспечения безопасности;
  • проведение иных мероприятий в сфере защиты страны и граждан, согласно ФЗ-390.

Скачать ФЗ 390 «О безопасности»

Федеральный закон «О безопасности» включает в себя 4 главы и 20 статей. В законе описывается понятие Совета Безопасности, его основные задачи и функции и раскрывается суть деятельности. Последние изменения в закон были внесены 5 октября 2015 года. Чтобы изучить последнюю редакцию ФЗ-390 скачайте его по .

О пожарной безопасности можно узнать из ФЗ 69. Последние изменения и поправки, внесенные в акт

Последние изменения

Изменения коснулись только 16 статьи . В нее был добавлен 4 пункт, в котором говорится о том, что секретарь Совета Безопасности в незамедлительном порядке должен сообщать о возникновении конфликтов интересов, о коррупции или других действий, запрещенных законом. Согласно изменениям, секретарь должен предпринять всевозможные меры, чтобы урегулировать сложившиеся конфликтные ситуации.

Ниже будут описаны статьи, в которые при последней редакции Закона РФ «О безопасности» изменений внесено не было.

Статья 7 глава 2

В статье 7 описаны основные цели международного сотрудничества в области обеспечения сохранности:

  • защита суверенитета и целостности территории РФ;
  • защита прав и интересов граждан за территорией РФ;
  • укрепление деловых отношений со стратегическими партнерами России;
  • вовлечение в деятельность организаций международного уровня, которые занимаются проблемами безопасности;
  • развитие отношений многостороннего и двухстороннего типа в целях исполнения задач, связанных с обеспечением безопасности;
  • участие в миротворческой деятельности.

Статья 8 глава 2

В статье 8 определены полномочия Президента РФ в сфере обеспечения безопасности:

  • определяет основные ветки госполитики в сфере обеспечения безопасности;
  • подтверждает стратегию и иные документы, связанные с национальной безопасностью РФ;
  • собирает и возглавляет Совет Безопасности;
  • определяет компетенцию органов федерально-исполнительной власти в сфере обеспечения защиты;
  • в случае необходимости вводит чрезвычайное положение в стране и на территориях ее регионов;
  • согласно законодательству, принимает решение относительно применения определенных экономических мер, чтобы защитить страну;
  • принимает меры по противодействию терроризму и экстремизму;
  • согласно закону решает вопросы, которые связаны с защитой государственной тайны и информации, а также с безопасностью населения и территорий, на которых было объявлено чрезвычайное положение;
  • осуществляет другие полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Статья 9 глава 2

В статье 9 описаны полномочия Палат Федерального Собрания РФ в области обеспечения сохранности страны и ее граждан:

  • рассмотрение принятых Госдумой федеральных законов в области обеспечения надежности и сохранности;
  • утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения в стране или в ее отдельном регионе.

Госдума принимает федеральные законы в сфере обеспечения надежности.

Статья 14 глава 3

В статье 14 главы 3 обозначены основные задачи и функции Совета Безопасности.

Задачи:

  • предоставление необходимых условий Президенту России для исполнения своих полномочий в сфере защищенности;
  • формирование и контроль за реализацией госполитики в области защиты страны и ее граждан;
  • прогнозирование угроз военной опасности, реализация мер по ее нейтрализации;
  • предоставление предложений о введении или отмене чрезвычайного положения и других важных мероприятий Президенту;
  • контроль за реализацией принятых Президентом решений;
  • анализ и оценка эффективности деятельности федеральных органов в обеспечении сохранности и надежности.

Функции:

  • рассмотрение вопросов, касающихся защищенности страны и ее граждан;
  • разработка и анализ стратегий;
  • подготовка проектов нормативно-правовых актов для Президента РФ и другие.

Согласно Закону, Президент РФ вправе возложить на Совет и иные функции, если они предусмотрены Законодательством.

Если хотите ознакомиться с последней редакцией ФЗ-390, то пройдите по .

План Конституция РФ Правовая основа обучения населения в области безопасности жизнедеятельности Закон РФ «О безопасности» (1992 г.) ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (1994 г.) ФЗ «О пожарной безопасности» (1994 г.) ФЗ «Об обороне» (1996 г.) ФЗ «О гражданской обороне» (1998 г.) Статистика погибших в пожарах Виды ЧС Вывод

Конституция РФ – основной закон государства. Она представляет право человеку на обеспечение своей личной безопасности, безопасности семьи и имущества. Государство обязано принимать все необходимые меры для обеспечения этого права. Однако, с гарантией безопасности Конституция возлагает на граждан РФ и определенные обязанности по обеспечению безопасности самого государства и его граждан. К ним относится и долг по защите Отечества и несению военной службы.

Закон РФ «О безопасности» закрепляет правовую основу обеспечения безопасности личности, общества и государства. В нем определены система безопасности и ее функции, разграничение полномочий органов власти в системе безопасности, силы и средства обеспечения безопасности, определены статус Совета Безопасности РФ, его состав и задачи, установлен порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, порядок надзора и контроля за законностью их деятельности.

ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определяет нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства от ЧС, и нормы социальной защиты пострадавших от ЧС.

ФЗ «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ. Законом предусмотрено обязательное обучение населения, в том числе и школьников, мерам пожарной безопасности. В законе определены права, обязанности и ответственность граждан РФ в области пожарной безопасности.

ФЗ «Об обороне» определяет основы и организацию обороны РФ, полномочия органов власти субъектов, организаций и должностных лиц, права и обязанности граждан в области обороны, силы и средства, ответственность.

ФЗ «Об обороне» отмечает, что граждане РФ: исполняют воинскую обязанность в соответствии с ФЗ; принимают участие в мероприятиях по гражданской и территориальной обороне; могут создавать организации и общественные объединения, содействующие укреплению обороны; предоставляют в военное время для нужд обороны здания, сооружения, транспорт и имущество.

ФЗ «О гражданской обороне» определяет задачи в области гражданской обороны (ГО) и правовые основы их осуществления.

За десять месяцев текущего года на Ставрополье произошло 1323 пожара. Ущерб от них составил 69 миллионов рублей. Однако несмотря на внушительную цифру, количество возгораний по сравнению с прошлым годом уменьшилось на 2,22%. В пожарах за это время погибло 98 человек, что на 15 меньше, чем в прошлом году. Кроме того, уменьшилось количество пострадавших, травмированных людей: 150 к прошлогодним 170.

Конституция РФ – основной закон нашего государства. В ней записаны права и обязанности граждан. Права и обязанности граждан в области безопасности изложены в ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», «О безопасности», «О пожарной безопасности», «Об обороне», «О гражданской обороне». Соблюдая правила безопасности мы сохраним жизнь не только себе, но и окружающим людям.