Флаг молдовы, герб, гимн. Герб и флаг молдавии Исторические гербы Молдавии

Для всех народов мира символика страны имеет огромное значение. Это зеркальное отображение истории страны, национальных традиций, которые вечны и священны. Символика, напоминающая о традициях прошлого — выстраивает будущее. Символ страны — это символ патриотизма ее народа.

Что собой представляет молдавский герб?

Исконные национально-государственные символы Молдовы — это голова тура со звездой между рогами, с розой и полумесяцем по бокам, которые изображены на средневековом гербе и знамени Молдовы. Они являются документальными историческими свидетельствами исключительной важности, позволяющими проследить исторический путь государства Молдавия.

Эта известная истина приобретает новый смысл, если вспомнить, что основная черта национально-государственных символов любого народа — это традиционализм. Центральной геральдической фигурой герба Молдавского княжества является голова тура (зубра). Когда впервые появился этот символ? Исследователи расходятся во мнениях. Некоторые говорят о древнем охотничьем культе, что существовал в Северных Карпатах и подразумевал жертвоприношением тура (зубра) на берегу реки.

И.Н.Мэнеску, опираясь на легенду о Драгоше, предполагает, что этот древний культ— принесение в жертву зверя — является символом покорения местной династии, обладавшей родовым знаком в виде головы тура. Р.Гассауэр обнаруживает ряд геральдических изображений в виде головы тура в гербах разных стран и провинций (Меклембург-Шверин, Меклембург-Штрелиц, Сигет — Марамуреш), в родовых гербах венгерского дворянина Баласса, шведа Оксенштерна, в польских гербах (Глова Бавола, Венява), а также в гербах городов Калиц и Познань.
Он же выдвинул гипотезу о том, что один из местных князей в первой половине XIV в., возможно, получил в свой герб изображение головы тура от Владислава I Локетока по случаю победного похода против Бранденбургов (1325 г.) с участием молдавских воинов. Позднее его род либо угас, либо был покорен другим, а герб стал символом молдавской земли.

В своих исследованиях Г. Брэтяну полагал, что трансильванский воевода Николай Сирока, затеявший крестовый поход против татар в 1343 году от имени своего сюзерена короля Людовика, мог наделить геральдическим знаком в виде головы тура одного из молдавских воевод, отличившихся в сражениях. Г. Балш, приведя факт присутствия коронованной головы зубра на гербе польской провинции Калиц, склонен видеть польское влияние на происхождение герба Молдовы. Р. Вуя утверждает авторство Драгоша в создании своего фамильного герба, возможно потому что родина его Сигет (Трансильвания), в гербе которого существует геральдическое изображение головы зубра, а может быть, в знак памяти о его легендарной охоте. М. Берза и Д. Черноводяну считают: появление государственного герба связано с именем Богдана I. К. Кирицеску связывает появление герба Молдовы с именем Петра I Мушата.

Центральная геральдическая фигура (голова тура) герба дополнена сопутствующими элементами. Одним из них является звезда, расположенная между рогами. По бокам головы тура располагались: символ солнца — роза (розетка) и полумесяц. Полумесяц известен в польской, немецкой и венгерской геральдике с XII века, где он всегда сочетался с символом солнца.

Первое известное изображение герба Молдовы появляется на печати Петра I Мушата от 1377 года. На печати содержится легенда: Petrus voivoda Moldaviensis. Герб Молдовы виден и на первых молдавских монетах, отчеканенных Петром Мушатом. На лицевой стороне монет (гроши) в точечном круге всегда изображалась голова тура с лировидно-изогнутыми рогами, между которыми помещена пятиконечная звезда. Рядом с мордой тура расположены роза и полумесяц, не имеющие чётко фиксированного места — справа или слева. На большинстве господарских печатей, с обязательным элементом на них — гербом Молдовы, содержится легенда на славянском языке. Например: “Печать Ио Романа воевода Земле Молдавской” на печати к документу от 30.03.1392г. На печати к грамоте, подписанной Александром Добрым, значится: “Печать Олександра воеводы, господарь Земли Молдавской”. Печати Стефана Великого (1457 — 1504 гг.) содержат герб Молдовы, скромную и полную достоинства легенду: “Печать Ио Стефана воевода Земли Молдавской”.

СИМВОЛИКА СРЕДНЕВЕКОВОЙ МОЛДОВЫ

В средневековой Молдове герб — голова тура со звездой между рогами, с розой и полумесяцем по бокам и господарское знамя “Steagul cel mare” с теми же символами (голова тура) являлись одновременно символами как и господаря, так и страны. Как многие средневековые европейские знамена, так и молдавские того периода, являлись гербовыми знаменами, несущими изображение средневекового молдавского герба. Первое упоминание о знамени Молдовы “Steagul cel mare” документально известно из документа “Omagium Palatini Moldauiae”, в котором говорится о присяге молдавского господаря Стефана III Великого польскому королю в 1485 году. Документ написан на латыни и в переводе отрывок, с упоминанием о знамени, звучит так: “Большое полотнище красного цвета, на котором золотом красиво изображён герб Страны Молдавской” (...Banderium quoque magnum sericeum coloris rubri, in quo arma Terrae Moldauiae pulcre auro depicta erant...).
Иногда господари имели собственные знамёна, на которых объединялись элементы родового герба с гербом страны. В венгерской хронике (И.Кюкюлло 1488 г.) этого периода содержится гравюра, отражающая эпизод битвы у Баи (1467 г.), на ней изображен штандарт Стефана III c вертикальными полосами (элемент родового герба), имеющий у древка, по всей ширине, герб Молдовы — голову тура.

На листе из Евангелия (1502 г.) Стефана Великого изображены родовой герб Стефана III и герб Молдовы (голова тура). Известны также воинские хоругви. В 1500 году Стефаном III Великим были подарены монастырю Зограф, что на Святой горе, два боевых знамени. На светло-красном фоне первого знамени вышита фигура Святого Георгия, сидящего на троне с мечом в руках и попирающего ногами побежденного змея. Два ангела, один с мечом, другой со щитом в руках коронуют его девятилучевым венцом с жемчужинами. Вокруг головы святого вышита надпись на греческом языке: “Святой Георгий из Кападокии”. По краям знамени также вышита надпись, на славянском языке. Другое знамя, подаренное Стефаном Великим монастырю Зограф, напоминает церковные хоругви (фон также красного цвета), на котором вышита фигура Святого Георгия на белом коне, копьем поражающего дракона. По краям знамени вышита надпись на славянском языке.

Изображение молдавских стягов передано и в гравюре польского хрониста М.Бельского, которая отображает Битву у Обертына 1531 года между молдаванами во главе с господарем Петру Рарешом и поляками. На молдавском знамени в центре полотна изображен герб Молдовы, голова тура, справа— солнце, слева — полумесяц.
Молдавское знамя было упомянуто и во время коронации Генриха Валуа в Польше в 1574 году. В записях итальянца А.Гуагнинуса описывается знамя синего цвета с изображением головы зубра, в ноздрях у которого находится кольцо, между рогами — звезда, а слева от него — полумесяц (...Palatinatus Walachiae /recte-Moldaviae.— n.n./ vexillum, capite bizontis inter cornua stella et latere dextro luna delectiosa ornatum,cum circolo per nares transductio in campo coelestino...).

СИМВОЛИКА МОЛДОВЫ XVII ВЕКА

Господарское знамя Еремия Мовилэ (ок.1601) было красным с жёлтой каймой. В центре изображалось кольцо под крестом, внутри которого голова тура. В кантоне знамени на белом фоне помещалась легенда (полное имя господаря).

Поляк Крестафор де Збараз, в 1622 году побывав у господаря Стефана II Томши, описывает красное знамя с головой зубра. В XVII веке герб Молдовы был дополнен знаками власти господарей: короной, буздуганом (родом булавы, должностной регалией воевод) и мечом.
Герб Молдовы воспел в стихах великий молдавский книжник митрополит Дософтей:
Голова тура, знатного зверя,
Означает недюжинную силу страны...
В 1636 году Джези Красински в своих записях упоминает, что он был встречен господарем Молдовы Василием Лупу, которого сопровождали несколько бояр с двумя знаменами, одно было синего цвета с красным крестом, другое — белое с красной полосой. А впоследствии господарь прислал несколько десятков бояр под синим знаменем.

СИМВОЛИКА МОЛДОВЫ XIX ВЕКА

Красное знамя с головой тура было и у господаря Молдовы (1812-1819) Скарлата Каллимаки (из документа 1813 года).
В 1832 году для Молдовы был введён Органический регламент, он уже предусматривал использование красно-синих флагов. Возможно, уже с 1832 года использовался синий флаг с головой зубра и тремя звёздами в красном кантоне.

Согласно Д.Черноводяну на флаге Молдавского княжества в 1834-1859 гг. изображены три белые звезды в красном крыже, в вольной части полотнища герб княжества.
Известно изображение молдавского военного знамени 1834-1849 годов. Это было квадратное синее полотнище, в углах на красном фоне изображались золотые восьмиконечные звёзды, в центре голова тура под звездой, над ними корона. На обороте знамени изображался Святой Георгий, поражающий дракона, и четыре монограммы “М” (воевода Михай Стурдза).

В “Альбоме штандартов, флагов и вымпелов Европейских Морских Держав”, изданном в Санкт-Петербурге в 1861 году, есть изображение флага молдавских судов, приписанных к порту Галац: на синем поле голова тура, в красном кантоне три белые восьмиконечные звезды. Описание флага несколько другое: “Флаг молдавских милиций имеет две горизонтальные полосы, красную (верхнюю) и синюю с бычачьей головой на белом крыже, расположенном в верхнем углу флага, близ шкаторины”.

КРАСНЫЙ ЦВЕТ ТРАДИЦИОННЫЙ ДЛЯ СИМВОЛИКИ МОЛДОВЫ

В книге V.Mischevka, I.Negrei, A.Nichitici, “Siimbolurile Tarii Moldovei” (1994, р. 35) отмечается: “На протяжении веков герб Молдовы претерпел лишь некоторые несущественные изменения, но основные элементы — щит, голова тура с сопутствующими деталями (солнце, полумесяц) — остались практически постоянными определяющими, всегда представляя СИМВОЛ МОЛДАВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ”.

Доктор исторических наук П. Параска по результатам изучения известных до сих пор молдавских знамён, а также работ по вексилологии, посвящённых этой теме, делает заключение: знамёна, исторические символы молдавской государственности “сохраняют красный цвет, который можно считать традиционным”.
Это и есть многовековые символы Государства Молдова, доказательство нашего существования в истории.

ИСТОЧНИКИ
1. Садовников С. П. “Некоторые наблюдения над изображением герба молдавского государства конца XIV — начала XVI в.”.
2. Victor Eskenasy “Omagiul lui Stefan cel Mare de la Colomeea (1485)., note pe marginea unui ceremonial medieval”
3. V.Mischevka, I.Negrei, A.Nichitici, “Simbolurile Tarii Moldovei”.
4. Cernovodeanu D. “Les pavillons de la marine militaire et de la marine de commerce de Valachie et de Moldavie....(1834-1897)” и Vexilla Belgica, VII,n.7.
5. P.Parasca. “Despre drapel, istorie si bunavointa”.
comunist.md

Самостоятельным это государство стало относительно недавно, многие более сильные страны-соседки посягали на независимость и свободу. Герб Молдовы состоит из древних символов, намекающих на богатую историю, стремление мирно решать вопросы, но в случае проявления агрессии давать решительный отпор.

Орел и тур

Действительно, главными персонажами, изображенными на государственном символе Республики Молдова, являются хищная птица и грозное животное. Стилизованная голова древнего тура помещена на щит. Рисунок животного выполнен золотой краской и помещен в поле, которое состоит из двух частей красного и синего цвета. Щит находится на груди орла, рисунок тоже очень сильно стилизован. Хищная птица коричневого цвета, клюв и лапы – красного.

Есть и еще более мелкие детали, но с глубоким смыслом. Рядом с головой тура изображен полумесяц и роза с пятью лепестками, а между рогов животного – восьмилучевая звезда. Эти элементы также золотые, как и тур. Хищное пернатое также дополнено интересными деталями, в клюве он держит золотой крест, лапами сжимает золотой скипетр и изумрудную ветвь оливы.

Исторические зарисовки

Современный герб этой страны был принят в 1990 году, причем на основе результатов конкурса, объявленного еще Верховным Советом Молдавской ССР. В жюри конкурса заняли места видные политические деятели, шесть лучших работ отправили в государственную комиссию по геральдике Бухареста.

В результате на свет появился нынешний главный символ страны. Его автор – Георге Врабие, молдавский художник, соавтор – Мария Догару, которая являлась вице-председателем комиссии по геральдике, признанным специалистом в этой области. Ее предложение добавить орлу оливковую ветвь, символизировавшую стремление нового государства к миру.

И хотя герб республики был принят совсем недавно, голова тура уже фигурирует на символах Молдавского княжества, а также на венгерских и польских щитах. Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению по поводу появления быка на древних символах.

На молдавском гербе есть изображение полумесяца, достаточно популярное в геральдике разных стран, где ему всегда сопутствовало солнце. На символе этого государства небесное светило отсутствует. Поэтому пятилепестковая роза – это напоминание, с одной стороны, о солнце, с другой, о таких распространенных в геральдике элементах, как пентаграмма.

Государственный флаг Молдовы

Если перед маленьким ребенком разложить флаги разных государств, он непременно выберет флаг Молдовы. Флаг, как и вся Молдова – яркий, солнечный и прекрасный.

Флаг состоит из трёх одинаковых полос, синего, желтого и красного цветов. Синий цвет – цвет неба, он означает стремление к миру и нравственной чистоте. Желтый цвет – цвет солнца и спелой пшеницы, он означает счастье и благополучие трудолюбивого молдавского народа. Красная полоса – цвет крови предков, отстаивающих Родину. Посередине флага расположен Государственный герб Молдовы.

Государственный герб Молдовы

Главным символом государственного герба Молдовы является орел. На груди у орла расположен двухцветный щит (красного и синего цвета), в клюве – крест, в когтях – скипетр и оливковая ветвь. В центре щита находится голова зубра, справа от которой – роза, слева – полумесяц, сверху – звезда.

Изображение орла на гербе олицетворяет собой дако-римские корни молдаван. Крест в клюве орла символизирует православную веру, кроме того, сам орел традиционно считается христианским символом. Оливковая ветвь – символ мира.

Государственная символика Молдовы высоко почитается жителями страны и защищается законодательством.

Многим еще памятны застойно-советские времена, когда в Кишинев прибывали вереницы автобусов с румынскими «туристами». Судя по тому, что в обратный путь эти грузо-пассажирские транспортные средства отправлялись навьюченные по самую крышу коробками с телевизорами, холодильниками, пылесосами и прочей бытовой техникой, румынских братьев интересовала вовсе не духовная жизнь молдавского народа. Молдавия манила их как ближайшая территория товарного изобилия.

Но не только румыны завидовали тогда обитателям бывшей «провинции Бессарабия». Для русских оккупантов советская Молдавия тоже была землей обетованной. Помню, как россияне (о москвичах и ленинградцах речь не идет) смотрели с выпученными глазами на прилавки кишиневских магазинов, где масло, сыр, колбаса, мясо продавались без всяких ограничений, а не как в их родном нечерноземье или вечной мерзлоте по талонам (так в советской метрополии стыдливо именовали продуктовые карточки). А когда они видели городские многоэтажки, увитые виноградными лозами, растущие вдоль сельских дорог ореховые и фруктовые деревья, то вообще утрачивали дар речи.

С тех пор утекло не так уже много воды. Но за два последних десятилетия ситуация изменилась коренным образом. И для румын и для русских нынешняя Молдавия - нищая страна без шансов на будущее. Средняя зарплата в Румынии составляет примерно 400 долларов США, в России - около 700. А в Молдавии она едва превышает 200 долларов. Еще хуже ситуация с ВВП. В рейтинге стран мира по величине ВВП на душу населения по паритетам покупательной способности валют в ценах 2002 г., рассчитанного по методологии и данным ICP 2002 г. для 2009 г., в России на душу населения приходится 11474 долларов США, Румынии - 9698, Молдовы - 2848 (http://aillarionov.livejournal.com/165850.html).

Какими причинами объясняется этот обидный для нас метаморфоз?

Мы - дети индустриальной цивилизации. Поэтому объясняем мир с материалистических позиций. Но в случае Молдавии материальные объяснения не работают. Все страны Восточной Европы, включая бывшие республики СССР столкнулись в конце XX в. с похожими проблемами перехода от социализма (в действительности государственного капитализма) к рыночному обществу. Многие из этих государств сопоставимы с Молдавией по территории, населению и ограниченности природных ресурсов. Но только в нашей стране за первые десять лет независимости наступил полный коллапс экономики. Кроме нас ни одно государство Восточной Европы не вступило в третье тысячелетие с тотально разрушенными промышленностью и сельским хозяйством.

Причины нашей национальной катастрофы следует искать в той бесплотной сфере, которая именуется «символами». Этим словом древние греки обозначали надвое разломленное кольцо. Обладатель одной половинки уезжал за тридевять земель. Оттуда он посылал своего представителя к владельцу другой половины. При встрече посланец предъявлял свою часть. Если обломки сходились, ему можно было доверять. Символ - это знак общего смысла, объединяющего верящих в него людей.

Рассмотрим с этой точки зрения нынешние государственные символы Республики Молдова. Выполняют ли они свою объединяющую роль, способствуя тем самым успешному развитию нашего общества?

Сравним гербы Молдовы, Румынии и России.

Правда напоминает известную детскую забаву «Найди десять отличий»? И хотя мы уже далеко не дети, все-таки попробуем поиграть.

Отличия можно найти только при условии определенного сходства тех или иных изображений. Между всеми тремя гербами есть структурная общность: орел держит в одной лапе скипетр, в другой державу (меч, оливковую ветвь), на груди у него гербовый щит.

На фоне этого сходства легко увидеть отличия. Российский орел - двуглавый, скипетр держит в левой лапе. Этим он отличается и от молдавского и от румынского пернатых. Очевидно, что создатели молдавского герба ориентировались не на российский, а на румынский образец. Сейчас они этого даже не скрывают и сообщают публике, что «герб был разработан совместно с доктором истории, заместителем председателя Национальной комиссии по геральдике Румынии Марией Догару» (http://www.allmoldova.com/moldova-news/1249055788.html). Тем самым подчеркивается общность румынского и молдавского народов. Но кроме этого очевидного смысла, отрицать который могут только идиоты, в молдавском гербе содержатся и другие значения.

Для их понимания надо сперва взглянуть на символы, размещенные на внутреннем щите румынского герба. В верхнем левом углу размещен орел - герб княжества Валахия (Цара Ромыняскэ). Тем самым подчеркивается приоритет Валахии в собирании румынских земель. Если бы это изображение золотого орла с крестом в клюве было единственным, то смысл румынского герба можно было понимать так: Валахия - первая среди равных. Но щит с изображением румынских провинций (Валахии, Молдовы, Олтении, Баната, Добруджи, Трансильвании) расположен, так сказать, в желудке того же по сути валашского золотого орла, хотя геральдисты официально именуют его «римским». Достаточно беглого взгляда на румынский герб, чтобы убедиться в почти полном тождестве двух геральдических хищников. Тем самым все румынские области поставлены в полную символическую зависимость от валашского Бухареста. Валахия решительно доминирует и над запрутской Молдовой и над другими территориями Румынии.

Этот смысл становится особенно ясным при сравнении современного румынского герба с двумя разновидностями государственного герба Объединенного княжества Валахии и Молдовы (1859-1881).

Мы видим, что в данном варианте геральдисты, размещая орла на левом верхнем и правом нижнем (1-е и 4-е) местах, отдавая быку 2-е и 3-е места на гербовом щите (сумма мест в обоих случаях равна 5), стремятся символами нумерологии выразить идею равенства Валахии и Молдовы в объединенном государстве, при определенном лидерстве Валахии.

Во втором случае (орел не только левее, но и выше, т.е. дважды первый) преобладание Валахии становится символически более выраженным.

После преобразования Объединенного княжества в королевство Румыния (1881) герб приобретает вид близкий к современному.

Валашско-римский орел в данном случае, безусловно, доминирует, обозначая беспрекословное подчинение всех провинций Бухаресту.

А теперь давайте почитаем в этой же логике современный молдавский герб. На нем два основных символа - большой «римский» орел (тождественный орлу румынского герба) и меньшего размера молдавский cap de bour, к тому же размещенный, как бы в желудке у орла. Каков символический смысл этого коллажа? Самое очевидное прочтение: Румыния ПОГЛОЩАЕТ Молдавию. Все остальные толкования - от лукавого.

Сравнение молдавского, румынского и российского государственных флагов приводит к аналогичным выводам.

Румынский и молдавский триколоры отличаются от российского и поперечным расположением цветов и несовпадением цветовой гаммы. А между собой флаги Румынии и Молдавии практически тождественны. Они различаются только оттенками голубого цвета (соответственно - ультрамарин и изумрудно-голубой), а также размещением на молдавском флаге государственного герба. Кстати герб присутствует только на лицевой стороне. Поэтому оборотные стороны румынского и молдавского знамен почти идентичны.

О чем говорят герб и флаг современной Молдавии? Эти символы прямо свидетельствуют о том, что Республика Молдова государство временное, что в обозримом будущем оно будет поглощено Румынией. Один из активных участников процесса разработки и утверждения государственных символов РМ художник Семен Одайник признался, что румынский флаг был взят за образец, как указатель исторической перспективы молдавского народа: «В обществе доминировала идея объединения с Румынией. И вопрос стоял так: зачем разрабатывать национальный флаг, когда объединение произойдет в ближайшее время. Поэтому все участники были предупреждены о том, что за основу следует брать румынский триколор» (http://geraldika.ru/symbols/5213).

А теперь задумайтесь, как должны относиться к такому государству его, по сути, временные граждане? Разве будут они ощущать его своим и думать в каком состоянии оно достанется нашим близким и далеким потомкам?

На этот риторический вопрос история красноречиво ответила эскалацией этнической нетерпимости и гражданской войной, откровенным казнокрадством и просто воровством всего, что плохо лежит, коллапсом экономики и социальной сферы, повальным бегством граждан на все четыре стороны.

Следующий вопрос, на который необходимо ответить: выражают ли нынешние государственные символы Республики Молдова волю большинства ее граждан к поглощению собственной страны западным соседом?

Референдум по этому поводу не проводился. Но можно предполагать, что сторонники ликвидации молдавской государственности ПОКА находятся в меньшинстве. Не случайно ни одна реальная политическая сила до сих пор не заявляла открыто о своих унионистских намерениях. «Криптоунионисты», которых до недавних пор олицетворяла Христианско-демократическая народная партия Юрия Рошки, не могли преодолеть десятипроцентный рубеж на парламентских выборах: 1994 - 7,53%, 1998 прошла в парламент в составе блока Демократическая конвенция, в котором роль локомотива играла Партии возрождения и согласия Молдовы экс-президента Мирчи Снегура -19,42%, 2001 - 8,31%, 2005 - 9,07%. После того как Рошка неожиданно для своих приверженцев начал сотрудничать с ПКРМ голоса бессарабских румын перешли к другому радикалу Михаю Гимпу, возглавляющему Либеральную партию. Он сумел превзойти электоральные показатели своего предшественника: апрель 2009 -12,91%, июль - 13,8%.

Согласно данным социологического опроса, проведенного в рамках проекта «Барометр общественного мнения» (BOP) в мае 2010 среди граждан, отвечавших на вопрос «Какая страна, по вашему мнению, должна быть стратегическим партнером РМ?», лишь 9,1% такой страной считают Румынию. Правда 27,3% из них предпочитают видеть в качестве стратегического партнера страны Евросоюза, куда на правах меньшого брата входит и Румыния. Но даже в сумме доля избравших два этих ответа (36,4%) меньше, чем численность сторонников стратегического партнерства с Россией (50,1%). Эти данные также позволяют предположить, что сторонники унии с Румынией не преобладают в молдавском обществе.

Следовательно, на сегодняшний день люди, которых объединяют нынешние прорумынские государственные символы Республики Молдова, составляют явное меньшинство наших граждан. Однако их численность неуклонно растет. Легко заметить, что за период 1994-2009 годов доля прорумынски ориентированного электората увеличилась в 1,8 раза. Если тенденция не изменится, то лет через двадцать румыны окажутся в Молдавии в большинстве и тогда можно будет относительно безболезненно воссоединиться с румынской родиной.

Но в этом случае нельзя надеяться, что жизнь в нашем failed state в этот двадцатилетний период существенно изменится. Нас по-прежнему ожидает правление временщиков - эпоха безвременья.

Из этой безнадежной ситуации есть два выхода.

Первый - простой (от слова prost): прекратить тяжелую хроническую болезнь молдавской государственности, прибегнув к эвтаназии. В этом случае надо иметь мужество открыто, как некогда славяне призвали варягов, обратиться к румынам: «Приходите и володейте нами». Все эти трусливые околичности молдавских политиков («мы вроде как бы румыны, но все-таки где-то еще в какой-то степени молдаване») напоминают поведение жалостливого хозяина, который резал собаке хвост по частям. Временщики длят агонию страны, демонстрируя полное безразличие к страданиям своего народа.

Но есть второй - сложный и ответственный путь, связанный с напряжением всех духовных и физических сил. Он требует отказаться от капитулянтских настроений и попробовать воспользоваться уникальным шансом, который история предоставляет только однажды - шансом сделать имя Молдавии узнаваемым брендом, символом счастливой и достойной государственной жизни. Для этого народ Молдавии должен открыто заявить: «А все-таки она существует». Лучшим способом высказать подобное мнение будет всенародный референдум, на котором гражданам будут предложены герб и флаг, способные символизировать наше право на собственное будущее.

Каким требованиям должны отвечать данные символы?

Я постараюсь предоставить свое утопическое видение этой проблемы в самое ближайшее время.

Сергей Ефроимович Эрлих
молдавский гастарбайтер
кандидат исторических наук,
директор издательства «Нестор-История»(СПб),
автор книг «Россия колдунов» (СПб.: Алетейя, 2006), «История мифа (Декабристская легенда Герцена)»(СПб.: Алетейя, 2006), «Метафора мятежа: декабристы в политической риторике путинской России»(СПб.: Нестор-История, 2009)

P.S. Глава из готовящейся книги нашего земляка Сергея Эрлиха кандидата исторических наук, директора издательства «Нестор-История» (Санкт-Петербург), руководителя программы книгоиздания «Кантемир: Благодарная Молдавия - братскому народу России». Методологические аспекты этого исследования изложены в статье «Бес утопии» (http://www.inache.net/filos/451)