Организационно-правовой статус органов местного самоуправления. Административно-правовой статус муниципальных органов местного самоуправления Статус местного самоуправления рф

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Местное самоуправление. Элементы, принципы, структура

2. Понятие правовой основы местного самоуправления

2.1 Муниципальные нормативные правовые акты

3. Правовые основы статуса органов местного самоуправления

3.1 Правовые основы статуса представительного органа местного самоуправления

3.2 Правовые основы статуса исполнительного органа местного самоуправления

3.3 Понятие территориальных основ местного самоуправления

Список литературы

1. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ. ЭЛЕМЕНТЫ, ПРИНЦИПЫ, СТРУКТУРА

Местное самоуправление - это организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Местное самоуправление - самостоятельная деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Элементы местного самоуправления:

1) главный субъект местного самоуправления - население, которому предоставлены права: избирать и быть избранными в органы местного самоуправления; участвовать в местном референдуме; обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления; знакомиться с документами и материалами органов местного самоуправления, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина; определять структуру органов местного самоуправления; выражать мнение по поводу изменения границ территорий местного самоуправления; защищать право на местное самоуправление и образующие его права в судебном порядке;

2) компетенция и пределы осуществления местного самоуправления ограничиваются вопросами местного значения, к ним относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования (жилищное строительство и распределение жилья, муниципальное здравоохранение и образование, управление муниципальной собственностью, охрана общественного порядка и другие), отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов Федерации;

3) муниципальное образование обладает правом собственности на муниципальное имущество.

Принципы местного самоуправления:

1) местное самоуправление признается и гарантируется Конституцией РФ;

2) принцип самостоятельности местного самоуправления реализуется посредством широкого набора специальных юридических средств, в совокупности дающих представление об этом качестве муниципальной власти;

3) принцип независимости органов местного самоуправления - самый спорный из всех. Тем не менее он остается неуязвимым в силу своей конституционности: в ст. 12 Конституции РФ закреплено, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;

4) ответственность местного самоуправления как принцип его деятельности реализуется в различных предусмотренных законодательством формах: перед населением конкретного муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами. Ответственность перед населением наступает в результате утраты его доверия. Основания и порядок решения этого вопроса определяются уставами муниципальных образований;

5) принцип судебной защиты местного самоуправления служит одновременно гарантией от необоснованного воздействия государственной власти.

Под органами местного самоуправления следует понимать избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом местного самоуправления органы, имеющие определенную структуру, наделенные властными полномочиями для осуществления деятельности по решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций и в организационно-правовых формах, установленных законодательством.

Структура органов местного самоуправления:

1) выборные органы, образуемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований (представительные органы местного самоуправления);

2) другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований (глава муниципального образования, исполнительные органы местного самоуправления).

Органы местного самоуправления независимы от федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ в решении вопросов, отнесенных Конституцией РФ к их ведению. К таким вопросам относятся:

1) управление муниципальной собственностью;

2) формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;

3) установление местных налогов и сборов;

4) охрана общественного порядка;

5) иные вопросы местного значения.

Органы местного самоуправления не вправе выполнять полномочия, отнесенные к исключительной компетенции РФ и ее субъектов. Компетенция законодательных (представительных) и исполнительных органов, а также главы муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования. По соглашению между органами местного самоуправления и органами государственной власти РФ или субъектов РФ часть полномочий органов государственной власти может быть передана органам местного самоуправления. В этом случае им должны быть переданы необходимые материальные и финансовые средства на реализацию соответствующих федеральных программ и программ субъектов РФ.

В структуру органов местного самоуправления входят:

1) представительный орган муниципального образования;

2) глава муниципального образования;

3) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

4) контрольный орган муниципального образования;

5) иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

2. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

2.1 Муниципал ьные нормативные правовые акты

Правовая основа местного самоуправления - это совокупность различных нормативных правовых актов и отдельных правовых норм, регулирующих вопросы местного самоуправления. Реальное и эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии определенных предпосылок и условий, которые в своей совокупности составляют основы местного самоуправления. Одной из таких важнейших основ является правовая основа местного самоуправления.

Правовая основа местного самоуправления представляет собой систему нормативных правовых актов обеспечивающих эффективное регулирование вопросов организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации.

Правовую основу местного самоуправления в Российской Федерации составляют:

1) Конституция Российской Федерации;

2) федеральные законы, акты Президента и Правительства Российской Федерации;

3) конституции, уставы, законы субъектов Российской Федерации; уставы и другие нормативные правовые акты муниципальных образований, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления.

Необходимый элемент правовой основы местного самоуправления - уставы муниципальных образований, в которых на основе федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении определяются организация и формы осуществления местного самоуправления в данных муниципальных образованиях, их территориальная, финансово-экономическая основы, а также содержатся другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Необходимость появления в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении уставов муниципальных образований предопределили признаваемые и гарантируемые Конституцией Российской Федерации организационная обособленность органов местного самоуправления в системе управления государством, самостоятельность населения в решении вопросов местного значения, включая выбор конкретных организационных форм осуществления местного самоуправления, определение структуры органов местного самоуправления.

Кроме устава на муниципальном уровне принимаются и другие нормативные правовые акты, регламентирующие отдельные вопросы организации и деятельности местного самоуправления: регламенты представительных органов, положения о территориальном общественном самоуправлении и др.

3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАТУСА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

3.1 Правовые основы статуса представительного органа местного самоуправления

Представительный орган местного самоуправления должен иметь выборный орган местного самоуправления. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.

Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с ФЗ и законами субъектов РФ.

В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся:

1) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение

отчетов об их исполнении;

4) установление местных налогов и сборов;

5) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

6) контроль над деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

Полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований. Представительный орган местного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке. В отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан.

Сессии, заседания - их периодичность и порядок определяется уставами местного самоуправления и регламентами представительных органов местного самоуправления не реже чем один раз в 2-3 месяца. Сессии созываются или главой муниципального образования, или председателем представительного органа местного самоуправления.

3.2 Правовые основы статуса исполнительного органа местного самоуправления

На исполнительные органы местного самоуправления возлагаются функции оперативно-распорядительного характера, состоящие в действиях по выполнению законов государства и решений представительных органов местного самоуправления. Исполнительные органы являются тем звеном цепи, на которое возложена задача по обеспечению выполнения принятых решений.

В Конституции РФ нет прямого упоминания об исполнительных органах местного самоуправления. Положения об исполнительных органах местного самоуправления, как правило, содержатся в Конституциях республик, уставах краев, областей, автономной области, автономных округов, в законах субъектов РФ.

Исполнительные органы местного самоуправления в основном названы администрацией.

Местные исполнительные органы - это фундамент, на котором держится вся исполнительная власть РФ. В состав исполнительных органов местного самоуправления входят так же главы муниципального образования, или главы администраций.

Главы муниципального образования, главы администраций в соответствии с действующими законами об органах местного самоуправления либо избираются на выборах путем прямого тайного голосования, либо избираются из числа депутатов соответствующим представительным органом местного самоуправления. Главы администраций могут быть наняты по контракту.

После избрания или назначения глава исполнительного органа формирует исполнительный орган. Законы субъектов РФ, уставы муниципальных образований наделяют главу администрации (главу муниципального образования) правом самостоятельно решать вопрос о формировании местной администрации, или по согласованию с представительным органом местного самоуправления.

Для организации работы исполнительного органа (администрации) необходимо создание структурных подразделений. Ими могут быть комитеты, департаменты, управления, отделы, другие структурные подразделения.

Деятельность создаваемых органов в системе исполнительной власти осуществляется в соответствии с положениями об этих органах, утверждаемых либо главой администрации, либо по представлению последнего представительным органом местного самоуправления.

Структурные подразделения аппарата местной администрации (исполнительного органа) в ряде муниципальных образований обеспечивает деятельность представительного органа местного самоуправления.

Исполнительный орган (местная администрация) осуществляют свои функции двумя способами:

Правовой способ предполагает принятие нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию исполнительного органа местного самоуправления.

Организационный способ предполагает организацию работы по выполнению решений представительного органа местного самоуправления, собственных решений, а так же законов и других нормативно-правовых актов РФ и субъектов РФ.

Вся деятельность исполнительного органа строится на основе принципов законности и гласности, а также на уже названных принципах коллегиальности, а так же на принципах коллегиальности и единоначалия.

Исполнительный орган подотчетен представительному органу местного самоуправления, при этом он является постоянно действующим органом местного самоуправления.

Заседания исполнительного органа - это форма преимущественно используется в том случае, если закон или устав закрепляют принцип коллегиальности в деятельности исполнительного органа или главы администрации.

Коллегиальная форма означает, что все вопросы рассматриваются на заседаниях исполнительного органа, в котором должны принимать участие все члены или большинство членов. Заседания могут быть открытыми и закрытыми. Решения исполнительного органа принимаются путем голосования членами исполнительного органа, они подлежат опубликованию в СМИ или доводятся иным путем до сведения граждан.

Когда глава администрация осуществляет свою деятельность на принципе единоначалия, он вправе сам принимать решения без обсуждения вопросов на заседаниях.

3.3 Понятие территориальных основ местного самоуправления

Общая характеристика территориальных основ местного самоуправления.

Территория четко определена в уставе муниципального образования. Конституция РФ определяет территориальные основы местного самоуправления. Органы местного самоуправления обладают территориальным верховенством в вопросах местного значения естественно в пределах муниципального образования. Данный принцип уточняется в ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ».

Территориальное верховенство в вопросах местного значения означает:

1. Территория муниципального образования ограничивается верховенством решений принятых путем прямого волеизъявления граждан муниципального образования, и решений местных органов власти по вопросам местного значения.

2. В границах муниципального образования органы местного самоуправления осуществляют свои властные полномочия, например, по вопросам самостоятельного управления муниципальной собственностью, формированию, утверждению, исполнению местного бюджета, установлению местных налогов и сборов, осуществление охраны общественного порядка и решению иных вопросов местного значения.

К числу территориальных основ можно отнести определенный законодательством РФ круг территорий. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и на иных территориях. Территории муниципальных образований - городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов и других муниципальных образований - устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

Территория РФ состоит из: субъектов РФ (общее количество которых 89), так же существует административно - территориальное деление уже непосредственно самих субъектов (районы, микрорайоны и т.д.), название и границы которых определяются законодательными (представительными) органами субъектов РФ, либо с помощью непосредственного волеизъявления народа, например на референдуме.

В законах об административно - территориальном делении субъектов РФ используются различные подходы к определению территориальных пределов местного самоуправления. В РФ существует два вида:

Когда границы муниципального образования не совпадают с границами города или района как административно-территориальной единицы;

Когда происходит совпадение границ местного самоуправления с границами административно-территориальной единицы.

Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения местного самоуправления, установления их границ и наименований определяется законом субъекта РФ.

«Установление и изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований, осуществляются с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Изменение границ муниципального образования не допускается без учета мнения населения соответствующих территорий».

Уставы ряда муниципального образования содержат статьи, в которых имеется описание границ с указанием состава земель муниципального образования.

Итог: Территориальная основа местного самоуправления представляет собой совокупность норм, регулирующих территориальное устройство муниципального образования, определяющих состав земель муниципального образования, его границы и порядок их установления и изменения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

местный самоуправление муниципальный правовой

1. Конституция РФ.

2. ФЗ от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от 22 апреля, 26 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г.,4 августа 2000 г.).

3. Пылин «Основы местного самоуправления».

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Структура представительного органа местного самоуправления. Полномочия представительного органа местного самоуправления. Порядок проведения заседаний представительного органа местного самоуправления. Депутаты представительного органа.

    контрольная работа , добавлен 27.11.2006

    Понятие местного самоуправления. Правовые основы местного самоуправления. Конституция РФ, законы и правовые акты Российской Федерации о местном самоуправлении. Устав муниципального образования. Экономические основы местного самоуправления. Местный бюджет.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2008

    Понятие и принципы местного самоуправления. Правовые основы местного самоуправления. Территориальные основы местного самоуправления. Финансово-экономические основы местного самоуправления. Ответственность местного самоуправления.

    курсовая работа , добавлен 23.08.2007

    Понятие правовой основы местного самоуправления, международно-правовые документы, федеральные законодательные и нормативные акты. Выбор организационных форм самоуправления, его структуры, формирование органов, управление муниципальной собственностью.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2010

    Понятие местного самоуправления, анализ его правовых основ. Положение местного самоуправления в государственном устройстве страны и политической системе общества. Конституция Российской Федерации, законы и правовые акты о местном самоуправлении.

    курсовая работа , добавлен 26.05.2010

    История местного самоуправления. Этапы формирования местного самоуправления в России. Понятия и принципы местного самоуправления. Предметы ведения и структура местного самоуправления. Формы осуществления, правовые акты, гарантии местного самоуправления.

    реферат , добавлен 15.01.2011

    Понятие правовой основы местного самоуправления (МСУ). Конституция, законы и правовые акты Российской Федерации и ее субъектов о МСУ. Муниципальные правовые акты как обязательные для исполнения на территории муниципального образования, их основные виды.

    реферат , добавлен 07.06.2015

    Правовые основы организации местного самоуправления. Основные теории о сущности, природе и системе местного самоуправления, его основные принципы и функции. Особенности организационных форм осуществления местного самоуправления (общая характеристика).

    реферат , добавлен 29.05.2015

    Понятие, принципы и функции системы местного самоуправления в России. Нормативно-правовые акты местного самоуправления как предмет правоохраны. Нормативно-правовые акты федерального уровня, субъектов российской федерации, и систем местного самоуправления.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2008

    Правила выборов депутатов представительного органа местного самоуправления. Срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправления. Права и обязанности депутата представительного органа местного самоуправления. Гарантии деятельности.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, но вместе с тем обладают административно-правовым статусом. Административно-правовой статус органов местного самоуправления означает, что в законодательстве закреплено их право вступать в правоотношения с органами исполнительной власти, а также право быть носителями государственно-управленческих полномочий. Следовательно, в административно-правовых отношениях они могут быть как объектами управления для органов государства, так и субъектами государственного управления.

В первом случае речь идет о публичных обязанностях, которые должны выполнять органы местного самоуправления как и иные юридические и физические лица - соблюдать правила и нормы, надзор за соблюдением которых осуществляют уполномоченные органы государства (например, правила пожарной, дорожной безопасности, санитарные нормы и многие другие).

Во втором случае органы местного самоуправления выполняют государственные функции, закрепленные за ними государством с помощью законодательства – устанавливают местные налоги и сборы, а также льготы и преимущества по ним, принимают различные правила и положения, в том числе такие, за неисполнение которых может быть установлена административная ответственность.

Кроме того, законодательством установлена специальная формула о возможности делегирования органам местного самоуправления государственных полномочий с передачей им соответствующих материальных и финансовых средств и при наличии их согласия. При осуществлении этих полномочий органы местного самоуправления действуют под контролем со стороны органов государства.

Формула о том, что сущность местного самоуправления состоит в обеспечении самостоятельно и под свою ответственность решения населением непосредственно или через образуемые им органы вопросов местного значения, позволяет обратить внимание на то, что описанные выше вопросы, по которым органы местного самоуправления осуществляют государственные полномочия, трудно считать вопросами только местного значения, это вопросы общезначимые, касающиеся публичного интереса, но в силу ряда причин переданные на уровень местного самоуправления. Следовательно, эта деятельность органов местного самоуправления носит характер государственного управления.

28 вопрос. Государственная должность и должность государственной службы: понятие и виды.

Понятие и виды государственной должности

Должность - категория, присущая служащему, государственная должность - государственному служащему. Она предоставляется лицу - государственному служащему - для выполнения возложенных на служащего и государственную службу задач.



Новация Закона «Об основах государственной службы РФ» в части должности в том, что государственные должности занимают не только государственные служащие (лица категорий «Б» и «В»), а и другие лица в государстве, т.е. категории «А», которые, повторим, государственными служащими не являются, поэтому о них далее речи нет.

Должность, как одно из государственных установлений, соединяет в себе все основные элементы организационного и правового статуса лица, ее замещающего. Положение государственной должности характеризуют:

Социальный статус (отношения служащего с ниже-, равно-, и вышестоящими лицами);

Организационный статус (должность состоит в структуре государственной организации, органа и составляет первичное звено в них);

Правовой статус: по каждой должности определяются круг полномочий (функций, прав и обязанностей), основные формы и методы их реализации, ответственность за исполнение.

Следует различать порядок учреждения должностей и порядок их замещения.

В целях обеспечения единства в наименовании должностей на государственной службе, необходимого в повседневной деятельности, их правовом статусе, способах замещения устанавливается единый централизованный в государственном масштабе порядок учреждения государственных должностей.

Должности руководителей высших и центральных органов учреждаются федеральным собранием, президентом, правительством в рамках их компетенции. Все другие должности учреждаются органом управления по труду и официально закрепляются в Реестре должностей государственных служащих, исходя из разделения должностей по видам государственной службы. Учреждение должностей в субъектах Российской Федерации относится к их полномочиям.

Замещение же должности заключается в приеме на данную должность конкретного лица посредством одного из организационно-правовых способов: выборности, назначения, зачисления, конкурса.

Каждая должность на государственной службе имеет свой правовой статус и форму его выражения.

Правовой статус должности содержит комплекс должностных полномочий - общий для всех должностей (или, по крайней мере, многих) и для данной должности. Правовой статус устанавливается в три этапа:

а) основы правового статуса определяется одновременно с учреждением должности органом учредителем;

б) типовой правовой статус определяется Реестром должностей государственных служащих;

в) индивидуальный правовой статус устанавливается по каждой должности на основе типового соответствующим органом, в котором состоит должность, или его руководителем.

Правовой формой закрепления правового статуса должности является закон, например, Закон о милиции, другие правовые нормативные акты, в которых закреплены, как правило, типовые полномочия по одноименным должностям. Конечным же актом, закрепляющим правовой статус должности, является должностная инструкция, которая не может быть, как правило, типовой, а должна быть индивидуальной по каждой должности в любой организации, потому что объем работы и в связи с этим должностных полномочий в организациях оказывается нередко не совсем одинаковым даже для одноименных должностей.

О видах должностей следует излагать в связи с их большим количеством, различными способами замещения и т.д.

Должности на государственной службе разделяются на виды (группы) по ряду оснований:

а) по видам деятельности в государственных органах и организациях - в государственном аппарате, в администрации государственных предприятий и учреждений, на воинской службе: в свою очередь, в каждой из этих трех сфер государственной деятельности различаются должности тоже по видам, например, в государственном аппарате - должности управленческие, контрольные и т.д.;

б) по масштабам действия - типовые (большинство должностей) и индивидуальные (например, руководитель структурного подразделения в аппарате Администрации Президента РФ);

в) по способам замещения - выборные, назначаемые, конкурсные, замещаемые по зачислению; г) по замещению в данное время - занятые и вакантные, по признаку взаимоотношений государственных служащих замещаемые ими должности разделяются Законом на пять групп:

Высшие государственные должности государственной службы (5-я группа);

Главные государственные должности государственной службы (4-я группа);

Ведущие государственные должности государственной службы (3-я группа);

Старшие государственные должности государственной службы (2-я группа);

Младшие государственные должности государственной службы (1-я группа).

В заключение характеристики должности можем в обобщенном виде сказать, что, используя категории должности, государство определяет место каждого служащего в системе государственной организации, т.е. взаимоотношения замещающего данную должность лица с выше-, ниже-, равностоящими лицами, его положение в организационной структуре органа (организации) и, наконец, полномочия, которыми служащий наделен в соответствии с должностью. Должность, таким образом, выступает организационной формой, определяющей и юридически закрепляющей основное содержание административно-правового статуса государственного служащего.

Под правовым статусом понимают права, обязанности, гарантии и ответственность.

Самое важное право органа МСУ, следующее из того, что он является институтом власти - это право принимать обязательные для исполнения всеми физическими и юридическими лицами на территории МО решения и нормативные правовые акты, таким образом, все физические и юридические лица обязаны исполнять решения и акты органов МСУ на территории МО. Если не будут исполнять - наступит ответственность, определенная законодательством (административная, дисциплинарная).

Следующая группа прав связана с тем, что основная обязанность органов МСУ - предоставлять услуги, которые удовлетворяют коллективные потребности населения МО, т.е. решать вопросы местного значения, определенные предметами ведения . Л. А. Велихов перечисляет права, которыми должны обладать органы МСУ, для того чтобы реально осуществлять хозяйственную деятельность и решать местные вопросы:

  • право юридического лица;
  • право распоряжение муниципальной собственностью;
  • право управления муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями;
  • право установления местных налогов и сборов;
  • право установления цен на товары и услуги, производимые муниципальными предприятиями;
  • право принудительного отчуждения (выкупа) частного имущества.

Федеральный закон № 131-ФЗ, а также ГК РФ наделяют органы МСУ данными правами, за исключением права установления местных налогов, которые устанавливаются НК РФ. Согласно Федеральному закону № 131-ФЗ органы МСУ, которые наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, а представительный орган МО и местная администрация как юридические лица действуют в соответствии с ГК РФ применительно к учреждениям.

От имени МО приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица МСУ в соответствии с уставом МО.

Органы МСУ обладают правами на представление и защиту своих интересов:

  • государство вводит запрет на ограничение прав МО со стороны органов государственной власти, т.е. принимаемые ими правовые акты в части, ограничивающей муниципальные права, не действуют (это право в то же время является гарантией МСУ);
  • отмена решений органов МСУ производится только принявшими их органами либо такие решения признаются недействительными по решению суда;
  • представительные органы МСУ, как правило, обладают правом законодательной инициативы в региональных органах государственной власти;
  • органы МСУ обладают правом на судебную защиту, в том смысле, что окончательное разрешение спорных вопросов относится к компетенции судебной власти (это право в то же время является гарантией МСУ).

Согласно Федеральному закону № 131-ФЗ органы и должностные лица МСУ несут ответственность перед населением МО, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

Ответственность органов и должностных лиц МСУ перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Основания наступления ответственности и порядок решения соответствующих вопросов определяются уставами МО.

Ответственность органов и должностных лиц МСУ перед государством наступает на основании решения суда в случае нарушения ими законодательства РФ, устава МО, а также в случае ненадлежащего осуществления ими переданных государственных полномочий.

Ответственность представительного органа МО перед государством наступает только после решения суда.

В случае если судом установлено, что представительным органом МО принят нормативный правовой акт, противоречащий законодательству, уставу МО, а представительный орган МО в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда не принял мер по его исполнению, глава субъекта РФ (глава региона) в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в региональный законодательный орган государственной власти проект регионального закона о роспуске представительного органа МСУ.

Полномочия представительного органа МСУ прекращаются со дня вступления в силу такого закона.

В случае если судом установлено, что избранный либо вновь избранный в правомочном составе представительный орган МО в течение трех месяцев подряд не проводил правомочного заседания, глава региона в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, установившего данный факт, вносит в региональный законодательный орган государственной власти проект регионального закона о роспуске представительного органа МСУ данного МО. Данное решение может быть обжаловано в суде.

Возможность роспуска совета МО, как мера ответственности перед государством, существует не только в России: во Франции таким правом обладает президент, в Мексике - региональные власти.

Мера ответственности органов и должностных лиц МСУ перед государством за осуществление отдельных государственных полномочий определяется материальными и финансовыми средствами, переданными на такие цели органам МСУ. Данные вопросы регулируются федеральными и региональными законами.

Ответственность органов и должностных лиц МСУ перед физическими и юридическими лицами состоит в нарушении этими органами прав и интересов данных лиц и наступает в порядке, установленном федеральными законами.

  • Велихов В. Д. Основы городского хозяйства. М. ; Л., 1928.

Ими являются выборные и иные органы местного самоуправ­ления, образуемые в городских, сельских поселениях и на других территориях. Структура органов местного самоуправления определя­ется населением самостоятельно. Определение статуса представитель­ных органов местного самоуправления относится к сфере Конститу­ционного права. Административным правом устанавливается статус органов местного самоуправления, осуществляющих функции управ­ленческого характера.

Общие правовые основы местного самоуправления, а следова­тельно и его отдельных звеньев, определяются Конституцией Рос­сийской Федерации, Федеральным законом от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,* другими федеральными законами, консти­туциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации.

В настоящее время компетенция органов местного самоуправле­ния в конкретных сферах и отраслях деятельности регламентируется также Законом РСФСР от 6 июля 1991 года «О местном самоуправ­лении в РСФСР».

Важнейшими актами, разрешающими непосредственно принци­пиальные вопросы организации местного самоуправления, являются уставы соответствующих муниципальных образований. Основное со­держание устава муниципального образования определяется Феде­ральным законом об общих принципах организации местного самоуп­равления в Российской Федерации, в соответствии с которым в уставе, в частности указываются структура и порядок формирования органов местного самоуправления, наименование и полномочия выборных и других органов местного самоуправления, а также должностных лиц местного самоуправления.

Концепция правового регулирования местного самоуправления заключается в возможности многообразия организационных форм и статуса его органов в зависимости от конкретных условий. В соот­ветствии с этим органы местного самоуправления подразделяются на а) выборные органы, наличие которых в муниципальных образо­ваниях является обязательным; и б) другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований. В уставах долж­ны определяться наименование органов и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования и компетенция органов мест­ного самоуправления и т.д. (см. ст. 17 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Феде­рации).

Следует учитывать, что Конституционный Суд Российской Феде­рации в своем постановлении от 24 января 1997 г. № 1-П обосновал возможность двухуровневой системы местного самоуправления, а так­же то, что на одном и том же уровне одновременно могут существо­вать органы местного самоуправления и органы государственной власти.

Кроме представительных органов, имеющих исключительные предметы ведения и полномочия, важным субъектом местного самоуп­равления является глава муниципального образования, должность ко­торого может быть предусмотрена в уставе. Глава является выборным должностным лицом, возглавляющим деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образо­вания. Он избирается гражданами, проживающими на соответствую­щей территории или представительным органом из своего состава.

Глава муниципального образования наделяется собственной ком­петенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Он может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на его заседаниях.

Глава муниципального образования подотчетен населению и представительному органу местного самоуправления.

Что касается «иных органов местного самоуправления», то вопрос о необходимости и порядкеих создания, об их форме, компетенции и т.д.) решается в рамках местного самоуправления, но указания на этот счет должны содержаться в уставе муниципального образования.

Органы местного самоуправления наделяются правосубъектностью, в том числе административной, с тем, чтобы облегчить их ста­новление и развитие, которое находится фактически на начальной стадии. Однако детальное регламентирование местного самоуправле­ния несовместимо с его природой и целями.

Правовой статус органов местного самоуправления в самом общем виде характеризуется тем, что:

а) они отделены от государства, не входят в систему органов госу­дарственной власти, взаимодействуют с ними на основе законов;

б)их общий статус, принципы организации, основные варианты организационных форм, а также важнейшие полномочия установлены законами.

Более того, органы государственной власти Российской феде­рации и ее субъектов наделены достаточно широкими полномочиями в области местного самоуправления. Эти полномочия нацелены на решение вопросов формирования правовых основ местного самоуправления, укрепление правопорядка в его системе, а также гарантий мес­тного самоуправления. В частности, органы государственной власти Российской Федерации вправе принимать и изменять законы об общих принципах организации местного самоуправления; наделять органы местного самоуправления отдельными полномочиями и т.д. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации мо­гут принимать и изменять законы о местном самоуправлении; наде­лять органы местного самоуправления отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации и т.д.;

в) реализуя исходные полномочия, закрепленные в Конституции Российской Федерации и других правовых актах, они могут вступать в различные, в том числе административно-правовые отношения.

Органы местного самоуправления управляют муниципальным хо­зяйством, распоряжаются имуществом и объектами муниципальной собственности, разрабатывают местный бюджет, обеспечивают его исполнение и выполняют другие исполнительно-распорядительные функции.

Характер полномочий органов местного самоуправления, закреп­ленных федеральным законом об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также Законом РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» позволяет сделать вы­вод, что современный статус этих органов характеризует их во многом в качестве государственных. Не могут быть иными, кроме как госу­дарственными, например, полномочия органов местного самоуправ­ления принимать решения, обязательные для исполнения всеми рас­положенными на территории муниципального образования предприя­тиями, учреждениями и организациями независимо от их организаци­онно-правовых форм; издавать правовые акты; осуществлять госу­дарственную регистрацию предприятий, предоставлять налоговые и иные льготы и преимущества предприятиям; применять меры административной ответственности; устанавливать местные налоги и сборы и т.п. Все это непременные атрибуты государственности.

Является тот или иной орган государственным или негосударственным определяется не формальным декларированием этого, а сущ­ностью его полномочий. Значительный объем полномочий органов ме­стного самоуправления имеет государственно-правовой характер.

В принципе такое положение отнюдь не противоречит закону. В соответствии с Федеральным законом об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы" местного самоуправления.

Однако делегированное правомочие издавать правовые акты ка­сается не отдельных вопросов, а всех, отнесенных к ведению органов местного самоуправления.

В соответствии с вышеназванным законом органы и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принима­ют (издают.) правовые акты. Их наименование и виды, порядок принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Феде­рации. Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после их офи­циального опубликования (обнародования).

В дальнейшем статус органов местного самоуправления будет уточняться законами субъектов Российской федерации о регулирова­нии осуществления местного самоуправления, принятие которых пре­дусматривается Законом об общих принципах организации местного самоуправления;

г) органы местного самоуправления на конституционной основе могут наделяться законом отдельными государственными полно­мочиями с передачей для их осуществления материальных и финансо­вых средств.

Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Однако государственное влияние на органы местного самоуправ­ления к этому не сводится. Они функционируют в соответствии с тре­бованиями законности и в режиме общего правопорядка, должны под­чиняться общеобязательным правилам, а надзор и контроль за ними осуществляют государственные органы (по вопросам экологии, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и т.д.);

д) Конституция Российской Федерации предоставляет органам местного самоуправления право решать самостоятельно вопросы мест­ного значения, владения, пользования и распоряжения муниципаль­ной собственностью;

е) общие принципы и гарантии местного самоуправления, уста­новленные Конституцией Российской Федерации, федеральными за­конами не могут быть произвольно ограничены какими-либо органами государственной власти. Местное самоуправление гарантируется пра­вом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государствен­ной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федераль­ными законами.

Федеральный закон об общих принципах организации местного управления в Российской Федерации к числу гарантий относит особый порядок отмены и признания недействительными актов органов мест­ного самоуправления, а также актов, нарушающих права местного са­моуправления.

Решения органов местного самоуправления могут быть отменены только органами их принявшими либо признаны недействительными по решению суда.

Судом могут быть признаны также недействительными акты го­сударственных органов и государственных должностных лиц, а также органов местного самоуправления и должностных лиц, нарушающих права местного самоуправления.

Упомянутый закон предусматривает возможность участия насе­ления в осуществлении местного самоуправления в форме терри­ториального общественного самоуправления. Его суть проявляется в том, что: оно организуется на территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, а составляющих часть этой терри­тории (микрорайон, квартал, улица); по месту жительства граждан; для самостоятельного и под свою ответственность осуществления соб­ственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального мест­ного самоуправления.

Рассматривая вопрос о компетенции органов местного самоуправления необходимо отталкиваться от общей цели существования местного самоуправления. Цель создания местного самоуправления - уход от централизации власти в государстве. Если в государстве такая централизация доведена до максимума, то убивается всякое творчество на местах и, в конце концов, власть сводиться к творчеству главы государства, что является прямым путем к тоталитаризму. Создание еще одного не подчиненного государственной власти уровня управления, в котором участвуют граждане, как раз развивает творчество населения в области управления.

Исходя из цели существования местного самоуправления, можно сформулировать задачи этого социального института:

  • 1. Преодоление апатии населения к участию в решении проблем местного уровня.
  • 2. Обеспечение гарантий участия в местном самоуправлении для желающих.
  • 3. Осуществление взаимодействия с другими сообществами.

Вопросы местного значения

Конституция Российской Федерации подробно оговаривает компетенцию государственных органов, как федеральных, так и органов субъектов Российской Федерации. Закрепляя в пункте 1 статьи 132 компетенцию органов местного самоуправления, Конституция, однако, не дает развернутого перечня вопросов местного уровня, а лишь говорит, что «Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают другие вопросы местного значения». Таким образом можно предположить, что компетенция органов местного самоуправления начинается там, где заканчивается компетенция органов государственной власти.

Четко выраженный в конституционной норме принцип самостоятельности управленческих действий органов местного самоуправления означает следующее: во-первых, в пределах, установленных законом, это свобода инициативы и выбора решения по всем этим и иным вопросам местного значения; во-вторых, любое, не противоречащее закону и находящееся в его рамках решение не требует ни предварительного согласования, ни последующего утверждения государственным органом и тем более не может быт отменено ни в административном, ни в судебном порядке.

Федеральный Закон от 12 августа 1995 года «Об основах местного самоуправления» содержит перечень вопросов местного значения, которые вправе решать органы местного самоуправления. Они могут быть классифицированы следующим образом:

  • 1. Организационно-административные вопросы :
  • 1) Принятие и изменение устава местного самоуправления, контроль за его выполнением.
  • 2) Охрана общественного порядка, организация о содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью.
  • 3) Контроль за использованием земель на территории муниципального образования.
  • 4) Организация и содержание муниципальных архивов.
  • 5) Организация и содержание муниципальной информационной службы
  • 6) Создание условий для деятельности средств массовой информации.
  • 7) Обеспечение социальной поддержки и поддержание занятости населения.
  • 8) Участие в охране окружающей среды на территории местного образования.
  • 9) Обеспечение противопожарной безопасности, организация муниципальной пожарной службы.
  • 2. Экономические вопросы :
  • 1) Владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью.

Муниципальная собственность согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации это «имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления».

  • 2) Местные финансы. Формирование, утверждение и исполнение местного бюджета. Установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов.
  • 3) Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования.
  • 4) Регулирование планировки и застройки территории муниципального образования.
  • 5) Регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых; недр для строительства подземных сооружений местного значения.
  • 6) Организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации.
  • 7) Муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения.
  • 8) Благоустройство и озеленение территории муниципального образования.
  • 9) Организация утилизации и переработки бытовых отходов.
  • 10) Организация транспортного обслуживания населения, обеспечения услугами связи.
  • 3. Вопросы социально-культурного значения :
  • 1) Содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений.
  • 2) Организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного и профессионального среднего образования.
  • 3) Организация, содержание и развитие учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения.
  • 4) Создание условий для жилищного и социально-культурного развития.
  • 5) Организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом.
  • 6) Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
  • 7) Создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
  • 8) Создание условий для деятельности учреждений культуры.
  • 9) Сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности.
  • 10) Создание условий для организации зрелищных мероприятий.
  • 11) Создание условий для развития физкультуры и спорта в местном сообществе.

Вопросы государственного значения, которые могут быть переданы органам местного самоуправления

Конституцией Российской Федерации предусматривается возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Наделение полномочиями может осуществляться двумя способами:

  • 1. Передача - способ регулирования полномочий органа местного самоуправления, при котором какое-либо полномочие государственного органа исключается из его компетенции и включается в компетенцию органа местного самоуправления.
  • 2. Делегирование - предоставление государственным органом принадлежащего ему права решения какого-либо вопроса органам местного самоуправления на один раз, на определенный срок или бессрочно.

Рассматривая вопросы наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями надо иметь ввиду ряд положений:

  • 1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации наделение полномочиями производиться только законом. Но так как определение правового статуса местного самоуправления находиться в совместном ведении Российской федерации и ее субъектов, передача полномочий осуществляется законом или актами субъектов Российской Федерации, обладающими соответствующей юридической силой.
  • 2. Объем передаваемых или делегируемых полномочий не может быть слишком велик. Не случайно в Конституции Российской Федерации говорится об отдельных государственных полномочиях, хотя критерии оценки этого найти крайне сложно.
  • 3. Наделение полномочиями должно сопровождаться передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Это чрезвычайно важное, новое для российской практики условие, гарантирующее само выполнение полномочий и продолжение осуществления местным самоуправлением присущих ему главных функций.
  • 4. Государство оставляет за собой право контроля за реализацией этих полномочий. Такой контроль по общему правилу означает возможность соответствующих органов: давать указания органам местного самоуправления по поводу реализации переданных полномочий, оценивать решения, принимаемые органами местного самоуправления, не только с точки зрения законности, но и по мотивам их целесообразности, отменять или приостанавливать при необходимости отдельные решения.
  • 5. Государственное влияние не сводиться только к контролю. Оно функционирует в соответствии с требованиями законности, в режиме общего правопорядка.