Печатное и электронное официальное опубликование нормативных правовых актов. Официальное опубликование нормативных правовых актов в Российской Федерации Порядок вступления в силу нормативных правовых актов

А.В. ЧЕРВЯКОВСКИЙ, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории права и государства Омской академии МВД России Рассматриваются недостатки традиционного способа официального опубликования нормативных правовых актов в печатном виде. Обосновывается вывод о возможном введении официального электронного опубликования данных документов на сайтах органов государственной власти, о введении единого электронного источника опубликования.

Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


УДК 340.131.3

Страницы в журнале: 8-11

А.В. ЧЕРВЯКОВСКИЙ,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории права и государства Омской академии МВД России

Рассматриваются недостатки традиционного способа официального опубликования нормативных правовых актов в печатном виде. Обосновывается вывод о возможном введении официального электронного опубликования данных документов на сайтах органов государственной власти, о введении единого электронного источника опубликования.

Printed and electronic official publication of normative acts of law

Chervyakovsky A.

In the article the author pays attention to the fact that the traditional way of official publication of the documents in printed form has shortcomings. The author regards it as possible to carry out the official electronic publication of normative acts in sites of the state authorities and to introduce the unified electronic source of publication of the normative acts.

Keywords: official publication, normative acts of law, state authorities, official sites.

Требование официального опубликования законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, закреплено в ч. 3 ст. 15 Конституции РФ. Традиционно официальное опубликование осуществляется в печатном виде. Официальное опубликование федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Федерального собрания РФ регламентирует Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания» (в ред. от 22.10.1999).

Указанный закон устанавливает три источника официального опубликования: «Собрание законодательства Российской Федерации», «Российская газета» и «Парламентская газета». В «Собрании законодательства Российской Федерации» и «Российской газете» также публикуются акты Президента РФ и Правительства РФ.

Зарегистрированные в Минюсте России нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в «Российской газете», а также в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

Важно отметить, что далеко не все нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти публикуются в указанных выше источниках официального опубликования. Имеются свои источники у Банка России, Пенсионного фонда РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования РФ, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Не публикуются акты или отдельные их положения, содержащие сведения конфиденциального характера (таких актов достаточно много).

Однако больший массив правовых документов составляют акты, признанные Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации. Последние подлежат опубликованию в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, утвердившим эти акты. Они, как правило, публикуются в ведомственных изданиях и размещаются на официальных сайтах данных органов власти. Встречаются случаи, когда в официальном источнике публикуется лишь часть нормативного правового акта.

Как отмечает В.М. Хургин, традиционные «бумажные» технологии в современных условиях не могут справиться с возникшими проблемами. С этим следует согласиться, так как действующая система официального опубликования нормативных актов имеет ряд существенных недостатков, которые нашли отражение в литературе. В частности, сложившаяся система официального опубликования не позволяет осуществить поиск необходимой правовой информации. Нормативные правовые акты публикуются в разных источниках официального опубликования. Чтобы гражданин или организация могли познакомиться с текстами правовых актов всех органов государственной власти и органов местного самоуправления, действующих на конкретной территории, он должен иметь доступ к нескольким источникам официального опубликования.

Официальное опубликование в бумажном виде не позволяет познакомиться с актуальной редакцией нормативного правового акта, когда нет единого официального текста нормативного правового акта, в случае внесения в базовый текст каких-либо изменений или дополнений. В настоящее время для российского законотворческого процесса характерно принятие законов, вносящих поправки в уже действующие законы. «Объем принятых законов (федеральных и субъектов Российской Федерации) о внесении изменений в действующие законодательные акты многократно превышает объем самостоятельных (первичных) законов - проектов федеральных законов, подготовленных в виде их полнотекстовых редакций». В официальных источниках публикуются лишь законы о внесении изменений и дополнений, измененный и дополненный закон в актуальной редакции не публикуется.

Решить проблему, по нашему мнению, могло бы создание Свода законов Российской Федерации. Как известно, есть положительный опыт СССР и входивших в него союзных республик, в которых создавались такие своды. В 1990-х годах была начата работа по созданию Свода законов России. Однако объем российского законодательства в настоящее время достаточно велик, что делает практически невозможным осуществить в печатном виде доступную для граждан систематизацию действующих нормативных правовых актов.

Сейчас действуют также правовые акты, принятые еще до установленного порядка официального опубликования нормативных правовых актов. Отдельные акты министерств и ведомств не были официально опубликованы, в то же время они продолжают действовать. Многие действующие акты, принятые в советский период, также продолжают действовать; при этом даже если они и были официально опубликованы, найти источник данной публикации весьма затруднительно. Данные акты никогда не перепечатывались, и найти их текст можно только в правовых информационных системах. В частности, Верховный суд РФ в своем решении от 11.04.2006 № ГКПИ 06-124 и Кассационная коллегия ВС РФ в определении от 22.06.2006 № КАС 06-194 признали действующим в полном объеме постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624 «О дополнении и частичном изменении Постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 “О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР”», которое никогда не было опубликовано и на момент принятия указанных решений было размещено только в правовых информационных системах «Гарант», «Кодекс» и «КонсультантПлюс.

Появление новых информационных технологий, активное использование сети Интернет поставило перед учеными и практиками вопрос о возможности официального опубликования правовых актов не только в бумажном (печатном), но и в электронном виде. По мнению ряда ученых, решить проблемы недостатков бумажного (печатного) опубликования может придание статуса официального опубликования электронным изданиям и постепенный переход только к электронному официальному опубликованию.

Такая точка зрения находит поддержку в органах государственной власти. Так, в Указе Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» сказано, что официальными являются тексты актов Президента РФ и Правительства РФ, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система».

Переходят на официальное опубликование нормативных актов в электронном виде органы государственной власти г. Санкт-Петербурга. В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 16.07.2010 № 445-112 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга» официальным опубликованием закона Санкт-Петербурга является первое размещение его полного текста на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга в сети Интернет либо первая публикация его полного текста в одном из печатных средств массовой информации, указанных в данном законе. Исключение из правил публикации сделано только для закона о бюджете города (предусмотрена публикация его полного текста в журнале «Вестник Комитета финансов Санкт-Петербурга»). Официальным опубликованием правовых актов Законодательного собрания Санкт-Петербурга, губернатора Санкт-Петербурга, правительства Санкт-Петербурга, иного исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга является первое размещение их полного текста на официальных сайтах в сети Интернет.

Проблема электронного опубликования становится тем более актуальной, что в настоящее время от государственных органов требуется размещать тексты нормативных актов, регулирующих их деятельность, на своих официальных сайтах. Впервые такая обязанность была закреплена в постановлении Правительства РФ от 12.02.2003 № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти». Об этом же свидетельствует и вступивший в силу с 01.01.2010 Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Правительством РФ принято постановление от 24.11.2009 № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти». Этим постановлением утверждены перечень информации о деятельности Правительства РФ, размещаемой в сети Интернет; перечень информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, и подведомственных им федеральных органов исполнительной власти, размещаемой в сети Интернет.

Многие государственные органы, как федеральные, так и субъектов Российской Федерации, уже имеют свои сайты в Интернете. На сайтах федеральных органов исполнительной власти размещаются нормативные правовые акты данных органов, в том числе признанные Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации, опубликованные в ведомственных периодических изданиях. В настоящее время для большинства федеральных органов исполнительной власти источниками официального опубликования являются различные периодические издания, предусматривается также размещение нормативных правовых актов на сайтах соответствующих органов. Ряд государственных органов размещают нормативные правовые акты только на своих официальных сайтах. Так, акты Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница), признанные Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации, в соответствии с приказом Росграницы от 15.08.2008 № 78 подлежат опубликованию на официальном интернет-сайте данного федерального агентства (www.rosgranitsa.ru). Зная, с каким трудом государственные органы создают и обеспечивают функционирование своих официальных сайтов, очень трудно положительно ответить на вопрос, будут ли публиковаться на этих сайтах нормативные правовые акты государственных органов в актуальной редакции.

Представляется, что необходим единый электронный орган официального опубликования федерального законодательства. Такой же орган, полагаем, должен быть создан и в субъектах Российской Федерации.

Единый электронный орган официального опубликования нормативных правовых актов функционирует в целом ряде зарубежных государств - Бельгии, Италии, Франции, ФРГ, Эстонии и др. В некоторых странах продолжают параллельно существовать электронные и печатные версии официальных изданий. Э.В. Талапина выделяет следующие обстоятельства, объясняющие «осторожное» отношение зарубежных стран к признанию первичности официального электронного опубликования: традиционная последовательность и постепенность внедрения информационных технологий в деятельность публичной власти; реакция на первичное электронное опубликование как на возможные нарушения принципа открытости информации и обеспечения доступа к ней; опасности, связанные с известными недостатками любых электронных систем; необходимость существенных финансовых затрат на внедрение и обеспечение постоянного бесперебойного функционирования электронного механизма опубликования.

А.Н. Артамонов полагает, что необходимо придать статус источника официального опубликования электронной информационной системе. В настоящее время наибольшей популярностью у государственных органов и граждан пользуются справочные правовые системы, созданные негосударственными организациями. К сожалению, сложилась такая ситуация, когда человек имеет возможность познакомиться с законом с учетом внесенных в него очередных изменений и дополнений лишь на экране компьютера в неофициальной редакции «КонсультантПлюс» или «Гарант». Такая законодательная техника, как отмечают известные ученые, не ориентирована на человека.

В решении Дзержинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 21 октября 2005 г., принятого по жалобе, подготовленной юристами ИРСИ, зафиксировано, что размещение федеральными органами исполнительной власти некоторых сведений в информационно-правовых системах «КонсультантПлюс» и «Гарант» не является надлежащим исполнением постановления Правительства РФ от 12.02.2003 № 98, нарушает или препятствует осуществлению гражданами своих прав. Компании, распространяющие правовую информацию, предоставляют ее пользователям на коммерческой основе; информация носит платный характер и не может считаться общедоступной. Полагаем, такая позиция суда вполне справедлива.

Нами были проанализированы решения судебных органов, в том числе Верховного суда РФ, в которых затрагиваются вопросы официального опубликования нормативных правовых актов. Нередко судьи отмечают, что размещение нормативных правовых актов в системах «Гарант» и «КонсультантПлюс» позволяет обеспечить возможность населению ознакомиться с содержанием нормативного правового акта.

Указанные выше и иные негосударственные справочные правовые системы, на наш взгляд, не должны относиться и справедливо не относятся к источникам официального опубликования нормативных правовых актов. Вместе с тем следует признать, что коммерческие справочные правовые системы являются одним из самых надежных источников получения правовой информации. Государственные информационно-правовые системы в настоящее время не могут соперничать с ними. Полагаем, что разработчики и владельцы негосударственных правовых систем, понимая, что их правовые системы не являются источником официального опубликования, даже при наличии конкуренции со стороны государственных систем смогут предложить такой набор услуг, который по достоинству оценят их клиенты.

Анализ ситуации, сложившейся в сфере опубликования нормативных правовых актов, позволяет прийти к следующим выводам. Размещение данных актов в электронном виде в информационных системах и в Интернете - перспективное направление деятельности государства и гражданского общества. Считаем вполне возможным введение официального электронного опубликования нормативных актов на сайтах органов государственной власти. Однако для этого необходимо, чтобы государственные органы помещали информацию о нормативных правовых актах, регламентирующих их деятельность, отвечали на вопросы посетителей сайтов. Полагаем, что в настоящее время нельзя полностью отказываться от сложившейся системы официального опубликования.

Придерживаемся ранее высказанных суждений о том, что государству следует принимать меры по разработке информационно-поисковых экспертных систем, позволяющих пользователю в диалоговой форме получать необходимую ему правовую информацию. Государству нужно расширять сеть центров и пунктов доступа граждан к официальной информации. Их следует организовывать на базе общедоступных библиотек (не только областных, но и прежде всего городских, районных, поселковых), в отделениях почтовой связи ФГУП «Почта России», в государственных и муниципальных учреждениях по оказанию бесплатной юридической помощи, учебных заведениях, учреждениях здравоохранения.

Эффективность электронного и иного официального опубликования возможна только при активной работе по систематизации законодательства. Следует организовать работу по ревизии действующих еще советских и постсоветских нормативных правовых актов; при признании необходимости их действия организовать публикацию в печатных изданиях, а также размещение в сети Интернет на сайтах федеральных органов исполнительной власти.

Библиография

1 См.: Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009).

3 См.: Исаков В.Б. Официальное электронное опубликование как необходимая предпосылка для перехода к системе непрерывной кодификации // Кодификация законодательства: теория, практика, техника: Материалы междунар. науч.-практ. конф. (Нижний Новгород, 25-26 сентября 2008 г.) / Под ред. В.М. Баранова и Д.Г. Краснова. - Н. Новгород, 2009. С. 254-259; Хургин В.М. Указ. соч.

4 Доклад Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации 2006 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации» / Под общ. ред. С.М. Миронова, Г.Э. Бурбулиса. - М., 2007. С. 339.

5 См.: Исаков В.Б. Указ. соч. С. 262; Хургин В.М. Указ. соч.

6 В настоящее время данное постановление Правительства РФ утратило силу.

9 См.: Поленина С.В., Баранов В.М. Формирование правового пространства России в условиях глобализации: состояние и технико-юридические проблемы совершенствования законодательства (вместо предисловия) // Правотворчество и технико-юридические проблемы формирования системы российского законодательства в условиях глобализации: Сб. ст. - М.; Н. Новгород, 2007. С. 11.

10 См., например: Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 30 марта 2010 г. по делу № 50-Г10-7.

11 См.: Исаков В.Б. Указ. соч. С. 260.

12 См.: Червяковский А.В. Информационно-коммуникативные технологии и распространение правовой информации // Интернет и современное общество: Труды X Всерос. объединенной конф. (г. Санкт-Петербург, 23-25 октября 2007 г.). - СПб., 2007. С. 247-249.

Поделитесь статьей с коллегами:

Согласно ч. 3 статьи 15 КРФ государство в лице его органов обязано официально публиковать принимаемые законы. Официальное опубликование является непременной предпосылкой применения любого принимаемого в Российской Федерации закона - федерального или субъекта Федерации, ибо неопубликованные законы не должны применяться.

Таким образом, в ч. 3 ст. 15 Конституции содержится, с одной стороны, веление, обращенное к участникам законодательного процесса, официально опубликовать принятый закон, с другой - запрет, обращенный к любому правоприменителю, - не применять неопубликованный закон. Правоприменители, включая органы государства и их должностных лиц, органы местного самоуправления, суды в силу прямого запрета Конституции не должны применять не опубликованные официально законы.

Согласно ч. 1 ст. 3 ФЗ от 25 мая 1994 г. (14 июня 1994 г.) N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Статья 4 этого закона устанавливает, что официальным опубликованием федеральных законов считается первая публикация их полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». При этом применительно к «Собранию законодательства Российской Федерации» правоприменителям необходимо иметь в виду не дату подписания издания, обычно указываемую в выходных сведениях, а дату фактического опубликования, в результате которого реально обеспечивается получение информации о содержании закона его адресатами.

Законы и акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы и в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Конституция и Федеральный закон от 14 июня 1994 г. не устанавливают срок, в течение которого глава государства направляет подписанный им закон для официального опубликования. Представляется, что такое направление должно осуществляться незамедлительно после его подписания, ибо иное было бы воспрепятствованием законодательной деятельности Федерального Собрания Российской Федерации.

Содержащаяся в комментируемом положении гарантия распространяется не только на конституционные, но и на иные права, свободы и обязанности граждан и иных физических лиц, постоянно или временно пребывающих на территории Российской Федерации, на которых в силу ч. 3 ст. 62 Конституции распространяется национальный режим и которые пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданам Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. При этом не имеет значения, осуществляются права, свободы и обязанности человека и гражданина индивидуально или коллективно.

Таким образом, любой нормативный акт может действовать только в том случае, если он опубликован и находится в свободном доступе как информационный ресурс, чем реализуется право граждан на получение правовой информации.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Под общими принципами производства по делам об административных правонарушениях следует понимать те его основополагаю щие начала которые определяют.. законность как принцип производства находит свое отраже ние в том что.. принцип объективной материальной истины как принцип про изводства по делам об административных правонарушениях..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие и признаки гражданского общества, его структура
гражданское общество - это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу доверия и миролюбия, уважения к традициям, законам, нравственным

Понятие и виды правовой системы (семьи). Национальная правовая система
Правовая система - взятые в единстве правовые явления, которые характеризуют правовую жизнь данного общества и государства. Право - основной институт правовой системы. Оно порождает ряд пр

Конституции Российской Федерации - основной закон государства
Конституция – это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий и регулирующий базовые общественные отношения в сфере правового статуса личности, институтов гражданс

Предметы исключительного ведения Российской Федерации
Предметы ведения Российской Федерации - объекты сферы деятельности Российской Федерации как государства - закреплённый в Конституции Российской Федерации и положениями Федеративного договора - Дого

Предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
ПРЕДМЕТЫ СОВМЕСТНОГО ВЕДЕНИЯ - закрепленный в Конституции круг вопросов, в решении которых могут принимать участие органы государственной власти РФ и ее субъектов. П.с.в. - это сфера общественных о

Административная ответственность как вид юридической ответственности и вид административного принуждения
Административная ответственность – применение установленных государством мер административного наказания к гражданам и организациям за нарушение законности и государственной дисциплины. Ад

Действие уголовного закона во времени и в пространстве. Обратная сила уголовного закона
Глава 2. Действие уголовного закона во времени и в пространстве Статья 9. Действие уголовного закона во времени 1. Преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законо

Понятие и признаки преступления. Категории преступлений
Преступление - это юридическое понятие, общие признаки которого определены в нормах Общей части Уголовного кодекса. Следует различать понятие преступления от понятия преступности. Преступность – эт

Общие условия уголовной ответственности. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. Вменяемость (критерии невменяемости)
Статья 19 УК РФ определяет общие условия уголовной ответственности: «Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодек

Вина в уголовном праве. Формы вины. Невиновное причинение вреда
Вина - отрицательное психическое отношение лица к охраняемым уголовным законом основным социальным ценностям, выраженное в умышленном или неосторожном совершении преступления. Ответственность тольк

Соучастие в уголовном праве. Формы соучастия. Виды соучастников
В уголовном законодательстве вопрос о формах и видах соучастия никогда не решался, в теории уголовного права этот вопрос освещается неоднозначно. Осложняется решение данного вопроса множеством пред

Стадии совершения преступления. Приготовление, покушение, добровольный отказ от преступления
Стадии совершения преступления - это определенные этапы (периоды) в развитии общественно опасного деяния, отражающие разные степени реализации умысла виновного лица. Разграничение между ними проход

Обстоятельства, исключающие преступность деяния, в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации
Статья 37. Необходимая оборона(в ред. Федерального закона от 14.03.2002 N 29-ФЗ) 1. Не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при

Назначение наказания (общие начала, обстоятельства, смягчающие или отягчающие наказание)
Необходимо отметить, что только суд может сделать окончательный вывод о виновности или невиновности лица в предъявленном обвинении и только суд может назначить за совершение преступления наказание.

Совокупность преступлений и ее виды. Совокупность приговоров. Назначение наказания при совокупности преступлений и приговоров
Совокупность преступлений - вид множественности. Под совокупностью преступлений понимается одновременное или последовательное совершение двух или более преступлений, предусмотренных статьями или ча

Рецидив преступлений и его виды. Назначения наказания при рецидиве преступлений
Рецидивом преступлений признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление (ч. 1 ст. 18 УК). УК различает рецидив, опасный

Основания освобождения от уголовного наказания. Амнистия. Помилование
На основании основных принципов и норм, установленных в уголовном законодательстве, лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от уголовного наказания путем реального отбывания наказани

Судимость и ее правовые последствия
Судимость, вслед за наказанием, представляет собой правовые последствия привлечения лица к уголовной ответственности и осуждения его за совершение противоправного, уголовно наказуемого деяния.

Принудительные меры медицинского характера, их виды и основания применения
Принудительные меры медицинского характера - это предусмотренные уголовным законодательством меры государственного принуждения, которые назначаются судом к лицам, совершившим общественно опасные де

Клевета и оскорбление, как самостоятельные составы преступлений, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации
Группа преступлений против чести и достоинства личности включает два состава: клевету и оскорбление. Согласно части 1 статьи 129 УК РФ «клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, по

Нарушение правил охраны труда
В ст. 37 Конституции РФ говорится, что "каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены". Нарушение этого права может повлечь уголовную ответственност

Условия и порядок заключения брака. Обстоятельства, препятствующие заключению брака
Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданско

Расторжение брака в судебном порядке. Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака. Признание брака недействительным
В судах общей юрисдикции рассматриваются дела о расторжении брака, если: супруги имеют общих несовершеннолетних детей; отсутствует согласие на развод одного из супругов;

Установление происхождения детей. Установление отцовства в судебном порядке
Происхождение ребенка от родителей, не состоящих в браке, может быть установлено в органах ЗАГС путем подачи об этом родителями совместного заявления. Установление отцовства возможно и на основан

Права и обязанности родителей по воспитанию детей. Защита родительских прав
Закон устанавливает права и обязанности родителей в отношении детей. При этом и мать, и отец обладают равными правами и обязанностями: они должны содержать своих несовершеннолетних детей, а также н

Основания и последствия лишения родительских прав. Ограничение родительских прав
СК РФ определил основы правовой защиты детей от насилия в семье. Способы воспитания, которые выбирают родители, должны исключать грубое, жестокое, пренебрежительное, унижающее человеческое достоинс

Гарантии и компенсации, связанные с расторжением трудового договора
Выходное пособие - гарантийная выплата, производимая работнику за время, когда он не исполняет свои трудовые обязанности в связи с расторжением трудового договора по основаниям, указанным в законе.

Защита трудовых прав работника. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ признается право работников на индивидуальные и коллективные споры (с исполнением установленных федеральным законом способов разрешения), включая забастовку.

Предмет, метод и принципы гражданского права
Гражданское право – отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, 1) регулирующих имущественные отношения; 2) и связанные с ними и личные неимущественные отношен


Источники гражданского права: Конституция РФ Гражданский кодекс РФ Иные нормативно-правовые акты Международные акты Гражданские права и обязанности принадл

Гражданские правоотношения
Гражданское правоотношение - следствие действия права как социального и государственного института, общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого, выступая как юридическ

ч.3 ст. 15 Конституции РФ — Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Принят Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»

Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.

Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации.

Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия.

Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

Статья 4. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

«Парламентская газета» является официальным периодическим изданием Федерального Собрания. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат обязательному опубликованию в «Парламентской газете». Обязательному опубликованию в «Парламентской газете» подлежат те акты палат Федерального Собрания, по которым имеются решения палаты, принявшей эти акты, об обязательном их опубликовании.

Статья 6. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Вам понравился материал? Вы можете угостить автора чашечкой ароматного кофе и оставить ему доброе пожелание:-)


Ваше угощение будет обязательно доставлено до автора. Чашка кофе - это не много, но она согревает и придает силы творить дальше. Вы можете выбрать, чем угостить автора.

Чашка кофе из ПитСтопа за 60 руб.

В соответствии с Конституцией РФ законодательная инициатива принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ и Верховному Суду РФ.

Все проекты законов вносятся в установленном порядке в Государственную Думу.

Особый порядок установлен только для законопроектов по налогам и сборам и тех, в которых предусмотрены расходы за счет федерального бюджета.

Перед внесением их в Государственную Думу данные законопроекты в обязательном порядке должны получить заключение Правительства РФ.

Нормативно-правовые акты принимаются в результате правотворчества уполномоченных на это государственных органов.

В соответствии с Федеральным законом от 14.06.1994 № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда прошло его одобрение обеими палатами Федерального собрания.

Для этого необходимо, чтобы законопроект набрал не менее ¾ голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов. После принятия закона Госдумой, он в течение 5-ти дней направляется на рассмотрение Совета Федерации.

Если за законопроект проголосовало больше половины общего количества голосов членов палаты Совета Федерации или если Совет Федерации по истечении 14 дней не рассмотрел его, данный законопроект считается одобренным Советом Федерации.

Если Совет Федерации отклонил закон, для урегулирования спорных вопросов может быть создана согласительная комиссия. После этого закон повторно рассматривается Госдумой.

Федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании в Госдуме за него проголосовало не меньше чем 2/3 общего числа депутатов.

Датой принятия федерального закона является момент его принятия Государственной Думой в окончательной редакции.

Принятые таким образом федеральный конституционный закон и федеральный закон в течение 14 дней подписывается Президентом РФ, а затем должен быть официально опубликован в течение 7 дней. Акты Палат Федерального собрания должны быть опубликованы не позднее 10 дней с момента их принятия. Международные договоры публикуются одновременно с договорами об их ратификации.

Официальными источниками опубликования указанных актов являются: "Парламентская газета", "Российская газета" (издаются ежедневно), "Собрание законодательства Российской Федерации" (выходит еженедельно) и - с 10 ноября 2011 г. - "Официальный интернет-портал правовой информации" (pravo.gov.ru).



После этого закон считается доведенным до всеобщего сведения.

В дальнейшем принятый закон может печататься в других газетах и журналах, сведения о его принятии могут быть озвучены по телевидению и радио, разосланы по каналам связи государственным органам, организациям и т.п.

Вступление в юридическую силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания происходит единовременно по всей территории России по прошествии 10 дней с даты их официального опубликования.

Однако бывает, что в самих законах устанавливается дата вступления их в силу, в этом случае закон вступает в силу с указанной даты.

В соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.1996 № 763 акты Президента (указы и распоряжения) и акты Правительства (постановления и распоряжения) в обязательном порядке подлежат официальному опубликованию, за исключением тех документов, которые содержат государственную тайну или иные конфиденциальные сведения.

Публикация указанных актов происходит в течение 10 дней с момента их подписания в следующих печатных изданиях: в "Российской газете", «Собрании законодательства Российской Федерации», а также на "Официальном интернет-портале правовой информации".



Кроме того, тексты актов могут быть опубликованы в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-технический центр правовой информации "Система" Федеральной службы охраны РФ, а также в других печатных изданиях, доведены до сведения граждан по телевидению и радио и т.п.

Вступление в юридическую силу нормативных Актов Президента происходит по всей России единовременно спустя 7 дней с даты их официального опубликования.

Все остальные акты Президента, а также те, которые составляют государственную тайну, вступают в силу со дня их подписания.

Акты Правительства, которые регулируют права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливают правовой статус федеральных органов исполнительной власти, и организаций, вступают в силу спустя 7 дней с момента их первого официального опубликования.

Все другие виды акты Правительства вступают в силу с момента их подписания. Кроме этого в данных документах может устанавливаться иной порядок их вступления в силу.

Для нормативных актов федеральных органов исполнительной власти является обязательным их регистрация в Минюсте РФ, и дальнейшее их официальное опубликование в "Российской газете". Официальное опубликование производится в течение 10 дней после регистрации.

Кроме этого, официальной публикацией считается издание текстов данных актов в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти государственного учреждения - издательства "Юридическая литература" Администрации Президента РФ.

В уставе каждого муниципального образования содержится указание о том, в каком порядке публикуются, т.е. доводятся до всеобщего сведения муниципальные правовые акты, а также устанавливается порядок вступления их в силу.

Исключение составляют правовые акты, регулирующие налоги и сборы – их порядок вступления в силу устанавливается Налоговым кодексом РФ.
А также местные акты, которые регулируют права, свободы и обязанности человека и гражданина, по общему правилу, вступают в силу с момента их официального опубликования.

4. Принцип равенства прав и свобод человека и гражданина:

Приложение 2

Применение правовой информации в практической деятельности предполагает знание действующего законодательства о порядке вступления в силу нормативных правовых актов. Основывая свои законные требования на правовой норме или защищаясь с ее помощью от необоснованных претензий, необходимо точно знать, действовала ли она в момент нарушения права и возникновения спорных отношений.

Замечание 1.1. Порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов может меняться в связи с принятием новых актов, регулирующих эти вопросы. Вся информация по данным вопросам в настоящем параграфе дается по состоянию на 1 января 1999 г. Отметим, что информацию о порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов, полностью актуализированную на текущую дату, можно получить в системах КонсультантПлюс по федеральному законодательству в разделе "Справочная информация" (поле "Тематика") в виде отдельного документа.

1. Обязательные условия вступления в силу нормативных правовых актов

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу.

Установленный Конституцией РФ принцип обнародования нормативных правовых актов послужил основой для принятия актов, определивших порядок опубликования и вступления в силу НПА.

Ныне действуют следующие акты Российской Федерации, регулирующие этот вопрос:

  • 1) Федеральный конституционный закон от 21.07.94 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (ст. 78, 79);
  • 2) Федеральный закон от 14.06.94 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания";
  • 3) Федеральный закон от 02.12.90 N 394-1 (ред. от 31.07.98) "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" (ст. 6);
  • 4) Федеральный закон от 15.07.95 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (ст. 24, 30);
  • 5) Федеральный закон от 26.11.98 N 182-ФЗ "О внесении изменения и дополнения в статью 43 Федерального закона "О рынке ценных бумаг";
  • 6) Таможенный кодекс РФ (ст. 11);
  • 7) Налоговый кодекс РФ (ст. 5);
  • 8) Указ Президента РФ от 23.05.96 N 763 (ред. от 16.05.97) "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти";
  • 9) Указ Президента РФ от 13.08.98 N 963 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти";
  • 10) Указ Президента РФ от 01.07.96 N 1009 "О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг";
  • 11) Постановление Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 (ред. от 06.11.98) "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации";
  • 12) Постановление Правительства РФ от 26.12.95 N 1263 "Об информационном бюллетене "Вестник Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку";
  • 13) Приказ ЦБ РФ от 15.09.97 N 02-395 (ред. от 24.06.98) "О Положении Банка России "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России";
  • 14) Указание ГТК РФ от 02.07.97 N 01-14/836 "О применении таможенными органами законодательства Российской Федерации".

От момента принятия (издания) акта до его вступления в силу проходит определенное время, необходимое для его государственной регистрации (для ведомственных актов) и опубликования (для всех НПА, кроме тех, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера).

Со дня подписания вступают в силу только те акты Президента РФ и Правительства РФ, которые не носят нормативного характера, а также содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (п.п. 5, 6 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763), а также акты органов исполнительной власти, не имеющие нормативного характера. Таким образом, обязательными условиями вступления НПА в силу являются:

  • 1) обязательное официальное опубликование всех НПА (ст. 1 ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14.06.94 N 5-ФЗ, п. 1 Указа Президента РФ "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" от 23.05.96 N 763);
  • 2) обязательная государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер (п. 10 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763). Причем государственной регистрации подлежат НПА, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими (п. 12 "Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных Приказом Минюста РФ от 17.04.98 N 42).

1.1. Официальное опубликование

Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента РФ, актов Правительства РФ такими изданиями являются "Российская газета" и "Собрание законодательства Российской Федерации" (ст. 4 ФЗ от 14.06.94 N 5-ФЗ, ст. 2 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14.06.94 N 5-ФЗ официальным опубликованием считается первая публикация полного текста федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания в "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".

При определении, какая публикация является первой, следует учесть положения п. 6 Постановления Конституционного Суда от 24.10.96 N 17-П, в котором на конкретном материале рассматривается порядок определения даты официального опубликования акта. В частности, указывается, что дата выпуска "Собрания законодательства Российской Федерации" не может считаться днем его обнародования, так как она, как свидетельствуют выходные данные, совпадает с датой подписания издания в печать и, следовательно, с этого момента реально еще не обеспечивается получение информации о содержании закона. Пока действующим законодательством четко не урегулирован вопрос о первой публикации, необходимо сопоставлять даты "Российской газеты" и "Собрания законодательства Российской Федерации" и самостоятельно делать вывод, какая дата является реальной датой обнародования НПА.

Для ведомственных НПА (за исключением актов ЦБ РФ, ФКЦБ) до 18 августа 1998 г. (день вступления в силу Указа Президента РФ от 13.08.98 N 963 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти") официальным опубликованием считалось опубликование в "Российских вестях" и "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" издательства "Юридическая литература" (п. 9 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763). Президент РФ Указом от 13.08.98 N 963 внес изменения в порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, установив, что указанные акты подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" вместо газеты "Российские вести", как было ранее.

1.2. Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных
органов исполнительной власти в Министерстве юстиции РФ

С 15 мая 1992 г. Постановлением Правительства РФ от 08.05.92 N 305 была введена государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств, затрагивающих права и интересы граждан или носящих межведомственный характер.

Указом Президента РФ от 21.01.93 N 104 было установлено, что акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в определенном законодательством порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.

В настоящее время Постановление Правительства РФ от 08.05.92 N 305 и Указ Президента РФ от 21.01.93 N 104 утратили силу в связи с утверждением новых Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (см. Постановление Правительства РФ от 13.08.97 N 1009) и в связи с новым Порядком опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (см. Указ Президента РФ от 23.05.96 N 763). Тем не менее правовые последствия несоблюдения установленного порядка регистрации и опубликования актов, которые в этом нуждаются, остались прежними: акты, не прошедшие регистрацию и не опубликованные в установленном порядке, не могут применяться.

2. Порядок вступления в силу нормативных правовых актов

2.1. Порядок вступления в силу федеральных конституционных законов,
федеральных законов, актов палат Федерального Собрания

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 14.06.94 N 5-ФЗ федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования.

Данный порядок действует в отношении актов, принятых с 15 июня 1994 г. (даты вступления в силу указанного выше Федерального закона от 14.06.94 N 5-ФЗ). В отношении актов, принятых ранее, следует руководствоваться положениями Закона РСФСР от 13.07.90 N 89-1 "О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами".

Общий порядок вступления в силу законов и актов палат Федерального Собрания, определенный ст. 6 Федерального закона от 14.06.94 N 5-ФЗ, действует, если самими законами и актами палат Федерального Собрания не установлен другой порядок вступления их в силу.

Кроме общего порядка вступления в силу указанных НПА, существуют следующие варианты вступления в силу законов и актов палат Федерального Собрания:

  • 1) порядок вступления в силу документа может быть определен в самом документе, а именно, называется конкретная дата или, что встречается наиболее часто, дается формулировка "Вступает в силу после официального опубликования";
  • 2) порядок вступления в силу закона нередко определяется отдельным документом - законом о введении его в действие.

Вступление в силу законов, устанавливающих новые налоги или вносящих изменения в действующее налоговое законодательство, имеет свои особенности. В соответствии с п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.

Налоговый кодекс РФ предусматривает также, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Если акты законодательства устанавливают новые налоги и (или) сборы, повышают налоговые ставки, устанавливают или отягчают ответственность за налоговые правонарушения, устанавливают новые обязанности или иным образом ухудшают положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, то они не имеют обратной силы. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков иных сборов, имеют обратную силу.

Если акты законодательства о налогах и сборах отменяют налоги и (или) сборы, снижают размеры ставок налогов (сборов), устраняют обязанности налогоплательщиков или плательщиков сборов или иным образом улучшают их положение, то они могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

2.2. Порядок вступления в силу актов Президента РФ и Правительства РФ

Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования (п.п. 5, 6 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763).

Иные акты Президента РФ и Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

Данный порядок является общим и применяется:

  • - если самими актами не установлен другой порядок вступления в силу (п. 7 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763);
  • - в отношении актов, принятых с 05.06.96 (дата вступления в силу Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763).

Для определения даты вступления в силу актов, принятых ранее, следует применять положения Указа Президента РФ от 26.03.92 N 302, в настоящее время утратившего силу.

2.3. Порядок вступления в силу решений Конституционного Суда РФ

В соответствии со ст. 78, 79 Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ решения Конституционного Суда вступают в силу немедленно после их провозглашения и подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, которых касается принятое решение.

Решения Конституционного Суда публикуются также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

2.4. Порядок вступления в силу НПА федеральных органов
исполнительной власти

Если порядок вступления в силу НПА не определен в самом акте, то в соответствии с п. 12 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763 НПА федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования.

НПА федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения, носящие конфиденциальный характер и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, вступают в силу со дня их государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок (п. 1 Указа Президента РФ от 16.05.97 N 490).

2.5. Особый порядок вступления в силу НПА Государственного
таможенного комитета РФ

Нормативные правовые акты Государственного таможенного комитета РФ (ГТК РФ), затрагивающие права и законные интересы граждан, юридических лиц или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации, как и другие НПА федеральных органов исполнительной власти. Но порядок вступления в силу НПА ГТК РФ установлен иной.

Если срок вступления в силу НПА ГТК РФ не определен в самом документе, то действует порядок, определенный ст. 11 Таможенного кодекса: нормативные акты ГТК РФ общего характера вступают в силу по истечении тридцати дней после их опубликования этим комитетом.

Исключения составляют следующие случаи:

  • - если акты устанавливают более льготные правила, чем те, которые действуют (могут распространять свое действие на правоотношения, возникшие до их издания);
  • - если акты законодательства РФ обязывают ГТК РФ ввести нормативные акты по таможенному делу в более короткие сроки.

Иные правовые акты ГТК России (внутриведомственного характера, нормативно-технические) вступают в силу с момента их подписания, если в самих актах не установлен более поздний срок вступления в силу (Указание ГТК РФ от 02.07.97 N 01-14/836).

Этим же Указанием подтверждается, что на акты ГТК РФ в вопросах официального опубликования распространяется действующий в отношении федеральных органов исполнительной власти порядок.

2.6. Порядок вступления в силу НПА Федеральной комиссии по рынку
ценных бумаг

До принятия Федерального закона от 26.11.98 N 182-ФЗ "О внесении изменения и дополнения в статью 43 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" НПА Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), изданные в пределах ее полномочий, вступали в силу со дня их официального опубликования и не подлежали регистрации в Минюсте РФ (Указ Президента РФ от 03.07.95 N 662 (ред. от 28.05.97), Указ Президента РФ от 01.07.96 N 1009). Федеральный закон N 182-ФЗ установил, что постановления ФКЦБ, имеющие нормативный характер, подлежат государственной регистрации в случаях и порядке, которые предусмотрены для нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, и вступают в силу по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если в этих постановлениях не предусмотрен иной срок вступления их в силу. Таким образом, на НПА ФКЦБ был распространен общий для НПА федеральных органов исполнительной власти порядок вступления в силу.

Постановлением Правительства РФ от 26.12.95 N 1263 ФКЦБ разрешено издание информационного бюллетеня "Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг". Опубликование в этом бюллетене актов ФКЦБ является их официальной публикацией.

2.7. Порядок вступления в силу нормативных актов Банка России

Нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ в порядке, установленном для регистрации актов федеральных министерств и ведомств (ст. 6 ФЗ о "Центральном банке Российской Федерации", п. 6.4.1 Приказа ЦБ РФ от 15.09.97 N 02-395).

В соответствии со ст. 6 ФЗ от 12.12.90 N 394-1 нормативные акты Банка России вступают в силу со дня их официального опубликования в официальном издании Банка России - "Вестнике Банка России", за исключением случаев, установленных Советом директоров. Подробно регламентирует порядок опубликования и вступления в силу нормативных актов Банка России Положение Банка России "О порядке подготовки и вступлении в силу нормативных актов Банка России" от 15.09.97 N 519 (ред. от 24.06.98) (Приказ ЦБ РФ от 15.09.97 N 02-395).