Произведения общественного достояния. Значение словосочетания «достояние общественности


Так уж сложилось, что чаще всего в наших информационных статьях мы пугаем и рассказываем о разных запретах, строгих правилах и последствиях, если им не следовать. Но в этот раз все не так (почти).


Есть на свете огромное количество музыки, картин и книг, с которыми вы можете делать почти что все. И это произведения, которые относятся к категории общественного состояния (public domain). В эту категорию попадают и изобретения, на которые истек срок патента.

Если кратко, то правила перехода в общественное достояние такие:

  • автор жив-здоров и сам сделал свою работу доступной для использования в любых целях (коммерческих, личных и пр.)
  • автор умер и после его смерти прошло уже 70 лет.
Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом по-прежнему должны соблюдаться неимущественные авторские права: право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора. То есть вы можете поместить на обложку своей книги «Мону Лизу» Да Винчи, но вот сказать, что вы ее написали - нет.

Есть несколько интересных нюансов, например, авторское право в США определяет любые произведения, опубликованные до 1 января 1923 на территории страны как общественное достояние. Очень удобно. Еще в Соединенных Штатах не попадют под защиту авторским правом репродукции двухмерных объектов искусства (картины, фото и пр.). Исключением будут случаи, если в репродукцию было внесено творческое изменение. Например, вы можете сделать фотографию «Моны Лизы» Да Винчи, но ваша фотография будет таким же общественным достоянием, как и сама картина. Но вот если вы сделаете художественную обработку репродукции, добавите ретушь, какие элементы, то тогда ваше творение может считаться самостоятельным произведением.

Если вы сделаете такое фото Венеры Ботичелли (слева), то прав на него вы не получите. А если вы внесете в фото что-то свое, какой-то художественный вклад, то тогда авторское право будет действовать. Справа Венера Ботичелли, но в исполнении Энди Уорхола.

Но тут однозначной устоявшейся позиции нет, поэтому с чужими фотографиями картин надо тоже быть аккуратно.

В странах Евросоюза срок действия авторского права - 70 лет после смерти автора . Раньше почти во всех странах срок составлял 50 лет, но Германию уговорить не удалось, так что все остальные тоже увеличили. И здесь тоже есть интересные примеры. Во Франции сохранились особые условия для авторов, имеющих прямое указание в свидетельстве о смерти, что они «умерли за Францию». Музыка, написанная таким автором, переходит в общественное достояние через сто лет после публикации. Если музыкальное произведение было опубликовано во время Первой мировой войны, то срок охраны составит 114 лет и 272 дня, во время Второй мировой войны - 108 лет 120 дней. Но все музыка. Для других произведений искусства срок охраны однозначно не определён. Среди авторов, которые подпадают под действие этих поправок, - Антуан де Сент-Экзюпери, Гийом Аполлинер и Шарль Пеги.

В России произведение становится достоянием общественности через 70 лет после смерти автора. Если он работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав увеличивается на 4 года (то есть становится 74 года с года смерти автора). Если автор был посмертно реабилитирован после репрессий, то срок охраны прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации, и составляет также 70 лет. Есть ситуации, когда произведение является общественным достоянием в США, но не является таковым по законам России. В 2009 году, к примеру, если произведение создано в России (СССР) до 1923 года, а его автор умер после 1949 года.

Помимо неимущественных прав автора (действующих бессрочно), важно помнить о так называемом «музейном праве» . Это принадлежащее музею, за которым закреплены музейные предметы и коллекции, право их первой публикации, а также право разрешать или запрещать производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев. Например, Эрмитаж может запретить использование картины, находящейся в его фондах, в качестве иллюстрации на обложке книги, несмотря на то, что картина находится в общественном достоянии. Поэтому перед использованием произведений, включённых в музейный фонд РФ, необходимо получить разрешение от дирекции соответствующего музея.

Произведения, которые стали общественным достоянием, можно печатать и распространять без приобретения лицензии или другого разрешения. То есть вы можете заказать себе печать любой книги Пушкина, поместить на обложку вашей книги классическую картину или использовать классическую музыку в своих роликах на Youtube. Пользование общественным достоянием позволяет забыть о страхе быть пойманным на нарушении чьих-то авторских прав.

  • Проект

    «Иракское досье » (англ. Iraq War logs; Baghdad War Diary) – это общее название для 391 832 документов, опубликованных 22 октября 2010 года международной некоммерческой организацией WikiLeaks и содержащих секретные сведения о войне в Ираке и его оккупации американскими войсками с 1 января 2004 по 31 декабря 2009 (за исключением мая 2004 и марта 2009). Публикация этих документов является самой крупной утечкой засекреченных военных документов в истории. «Иракское досье» представляет собою отчёты американских...

    Компромат обычно представляет собой документы (бумаги, фотографии, видео и звукозапись), содержащие информацию, разоблачающие тёмные стороны деятельности человека или организации - те, которые он/они старались не разглашать.

    Также известное как конфиденциальность информации, или журналистские привилегии (амер.) – это право журналиста, гарантированное ему национальным и государственным законодательством. Иначе говоря, властные структуры, включая судебные, не в праве требовать от журналиста сообщать данные об источнике поступления информации. Данное право основано на признании того факта, что в случае несоблюдения конфиденциальности источников многие люди откажутся сообщать общественно...

    А́утинг (англ. Outing) - предание гласности, публичное разглашение информации о сексуальной ориентации или гендерной идентичности человека без его на то согласия. Аутинг противоположен по смыслу каминг-ауту - добровольному раскрытию собственной сексуальной ориентации или гендерной идентичности. Аутинг может быть расцененен как нарушение права на неприкосновенность частной жизни и может быть использован для компрометирования человека и нанесения вреда его репутации. Иногда аутинг используется в политической...

    Информатор (англ. Whistleblower букв. «дующий в свисток») - активный гражданин, предающий гласности имеющую место или предполагаемую мошенническую или незаконную деятельность внутри правительственного учреждения, общественной или частной организации или коммерческой организации. Информаторы сообщают о нарушениях либо внутри (к примеру, другим членам внутри обвиняемой организации) либо вне (то есть инспекторам, правоохранительным органам, средствам массовой информации или группе заинтересованных лиц...

1. После прекращения действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние.

2. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

3. Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

Права гражданина, который правомерно обнародовал такое произведение, определяются в соответствии с главой 71 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 1282 ГК РФ

1. В комментируемой статье определен правовой режим произведений, ставших общественным достоянием, т.е. утративших правовую охрану в силу истечения срока действия исключительного права на произведения. О сроках действия авторского права см. комментарий к ст. 1281 ГК РФ.

Положения комментируемой статьи корреспондируют с п. 1 ст. 9 Соглашения ТРИПС, п. 1, 2 ст. 18 Бернской конвенции, согласно которым «(1) Настоящая Конвенция применяется ко всем произведениям, которые к моменту ее вступления в силу не стали еще общественным достоянием в стране происхождения вследствие истечения срока охраны. (2) Однако если вследствие истечения ранее предоставленного произведению срока охраны оно стало уже общественным достоянием в стране, в которой истребуется охрана, то охрана этого произведения не возобновляется».

Эти положения предусматривают возможность предоставления «ретроактивной охраны» произведениям — предоставления охраны с обратной силой. Иначе говоря, Бернская конвенция распространяет свое действие на все произведения, в отношении которых в стране происхождения не истек срок действия авторского права, т.е. подлежат охране и те произведения, которые впервые были опубликованы до момента присоединения к Конвенции. При присоединении к Бернской конвенции Российской Федерацией была сделана оговорка, что действие Бернской конвенции не распространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции в силу для Российской Федерации уже являются на ее территории общественным достоянием (п. 2 Постановления Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1224 «О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 года, Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года и дополнительным Протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм»).

———————————
Собрание законодательства РФ. 1994. N 29. Ст. 3046.

2. В отличие от ГК РСФСР 1964 г. (ст. 502) часть четвертая ГК РФ не предусматривает возможность объявления произведения, в отношении которого истек срок охраны, достоянием государства и особых условиях его использования, в ней также отсутствуют положения о возможности установления Правительством РФ случаев выплаты специальных отчислений за использование на территории РФ произведений, перешедших в общественное достояние, что вполне оправданно, поскольку данная норма фактически не действовала.

3. Исключительное право на произведение, срок действия которого не истек, но у которого нет наследников как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117 ГК), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что (выморочное имущество), прекращается и произведение переходит в общественное достояние (см. комментарий к ст. 1283 ГК), т.е. исключительное право по наследству к государству не переходит, а само произведение становится объектом общественного достояния.

Новеллой комментируемой статьи является положение об обнародовании произведения, перешедшего в общественное достояние. О понятии обнародования произведения см. комментарий к ст. 1268 ГК РФ. Запрет на обнародование произведения может быть сделан только автором лично и может содержаться в любых письменных источниках, некоторые из которых названы в п. 3 статьи. К другим источникам могут быть отнесены отметки на рукописи, договоры и др. Гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения, перешедшего в общественное достояние, является публикатором и приобретает смежные права, предусмотренные гл. 71 ГК РФ (см. комментарии к ст. 1338, 1339).

Для перехода произведения в общественное достояние не требуется каких-либо формальностей, принятия специальных актов государственных органов или актов нотариуса. Однако проблемы, связанные с точным определением правообладателей либо факта неохраняемости произведения в силу отсутствия наследника, в правоприменительной практике существуют, а механизм их единообразного решения пока не выработан. В отношении произведений кинематографии Федеральным агентством по культуре и кинематографии составлен список фильмов, перешедших в общественное достояние.

Общественное достояние в США

Согласно закону об авторском праве, действующему в США, любые произведения, опубликованные до 1 января на территории Соединённых Штатов, являются общественным достоянием. Если произведение было опубликовано в 1923 году или позже, оно может быть защищено законом об авторских правах. Дата 1 января 1923 года имеет особое значение, и она не может быть отодвинута в законодательстве вплоть до 2019 года .

Произведение, созданное в США, переходит в общественное достояние при выполнении любого из следующих условий:

Цифровые копии и фотокопии объектов, находящихся в общественном достоянии

По законам Соединённых Штатов Америки репродукции двухмерных объектов искусства (картин, фотографий, книжных иллюстраций) не являются объектами копирайта, за исключением тех случаев, если при создании репродукции был внесён оригинальный творческий вклад (например, эффекты ретуши). К примеру, если вы с прямого ракурса сфотографируете Джоконду , ваша фотография не создаст новый копирайт, и её можно будет использовать как общественное достояние (см. информацию о судебном разбирательстве Bridgeman Art Library против Corel). То же самое касается и отсканированных изображений - они наследуют авторские права оригинала. Таким образом, если оригинал находится в общественном достоянии, то отсканированная или сфотографированная копия также будет являться общественным достоянием.

Репродукции защищённых копирайтом двухмерных работ также не являются самостоятельными работами. Отсканированное изображение обложки книги или DVD точно так же защищено копирайтом, как и оригинал.

Общественное достояние в России

В общем случае произведение переходит в общественное достояние в России, если с года смерти его автора прошло 70 лет. Если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав увеличивается на 4 года (то есть становится 74 года с года смерти автора). Если автор был посмертно реабилитирован после репрессий, то срок охраны прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации, и составляет также 70 лет. Все эти правила не применяются в случае, если пятидесятилетний срок действия авторского права или смежных прав истёк к 1 января 1993 года. .

Есть спорные ситуации, когда произведение является общественным достоянием в США, но не является таковым по законам России. К примеру, если произведение создано в России (СССР) до 1923 года, а его автор умер после 1949 года.

Особый класс произведений, созданных в России, также находится в общественном достоянии. Это изображения официальной государственной символики, флагов, денег, орденов, официальных документов России и государств, правопреемницей которых является Россия (СССР).

После вступления в силу части четвертой ГК РФ с 1 января 2008 года авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, - со дня создания произведения .

Исходя из этого, на сегодняшний день отечественные студийные фильмы, выпущенные на экран более 70 лет назад, считаются перешедшими в общественное достояние. Права на студийные фильмы, выпущенные на экран позднее (но до 3 августа 1993 года), принадлежат студиям-производителям либо их правопреемникам.

См. также

  • Список фильмов России и СССР, перешедших в общественное достояние
  • Список фильмов США, перешедших в общественное достояние (англ.)

Примечания

Литература

  • Иванов Н. Общественное достояние как специальный правовой режим использования произведений // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2005. № 2. - С. 68-76
  • Кобляков Н., Мартьянова Т. Общественное достояние как особый правовой режим объектов авторского права // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2001. № 4. - С. 31-42
  • Кондрушенко А. Общественное достояние и свободное программное обеспечение // Патенты и лицензии. - 2007. № 9. - С. 24-27
  • Северин Дюсолье CDIP/7/INF/2 - Обзорное исследование по авторскому праву и смежным правам и общественному достоянию . ВОИС - Комитет по развитию и интеллектуальной собственности (КРИС) (4 марта 2011). - Исследование в рамках проекта по интеллектуальной собственности и общественному достоянию (CDIP/4/3 Rev.). Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012. Проверено 23 декабря 2011.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Общественное достояние" в других словарях:

    ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ, в законодательстве об авторском праве (см. АВТОРСКОЕ ПРАВО) понятие, означающее возможность беспрепятственно использовать произведение автора. Истечение срока действия авторского права означает переход произведений в… … Энциклопедический словарь

    В авторском праве авторское произведение свободное для использования любыми заинтересованными лицами. Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в общественное достояние. См. также: Произведения Финансовый… … Финансовый словарь

    Юридический словарь

    Общественное достояние - юрид. термин, применительно к изд. делу обозначающий, что срок действия авт. права на произведение истек и оно перешло в О. д., перестало быть объектом авт. права и может свободно использоваться любым лицом без выплаты авт. вознаграждения …

    ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ - в законодательстве об авторском праве понятие (категория), означающее свободу использования авторского произведения любыми заинтересованными лицами. Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в О.д. Произведения … Юридическая энциклопедия

    ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ - в соответствии со ст. 4 Закона от 16 мая 1996 г. Об авторском праве и смежных правах (в редакции Закона от 11 августа 1998 г.) под общественным достоянием понимаются объекты авторского права и смежных прав, имущественные права на которые истекли… … Юридический словарь современного гражданского права

    В законодательстве об авторском праве понятие (категория), обозначающее свободу использования авторского произведения любыми заинтересованными лицами. Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в О.д.… … Энциклопедический словарь экономики и права

    - (лат. public domain, фр. domaine public) применяемый в сфере авторского права термин, означающий, что произведение не охраняется авторским правом. При этом не имеет значения, почему произведение не пользуется охраной: потому ли, что срок действия … Энциклопедия юриста

    общественное достояние - в законодательстве об авторском праве понятие (категория), означающее возможность беспрепятственно использовать произведение автора. Истечение срока действия авторского права означает переход произведений в О.д. Произведения, которым на… … Большой юридический словарь

    Отчисления за использование произведений, перешедших в общественное достояние - ОТЧИСЛЕНИЯ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ПЕРЕШЕДШИХ В ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ, отчисления, которые могут устанавливаться Правительством РФ за использование произведений, перешедших в общественное достояние на территории Российской Федерации.… … Издательский словарь-справочник

Книги

  • Общественное достояние. Как открыть доступ к культуре и знаниям , Засурский И. И. , Левова И. , Харитонов В. , Сборник научных работ посвящен правовым, культурным и экономическим проблемам сферы общественного достояния… Категория: Культурология. Искусствоведение Издатель:

Решил я намедни найти роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» - думаю, пора уже без спешки его перечитать, вникнуть в каждую деталь. Ну, а заодно - разыскать для подрастающего поколения такую версию, где кроме номера главы есть ещё её краткое содержание типа «Глава такая-то, где...» (незаменимая вещь для школьников, которым задают найти и разобрать тот или иной эпизод). Помню, у бабушки моей, учителя русского языка и литературы, был такой двухтомник - правда, до меня дошел только второй том (о первом её ученики «позаботились»). Не долго думая, вбил в поисковик запрос, прошёл по ссылке в библиотеку, нашёл полное собрание сочинений, в нём - нужный том, и вдруг… (На скриншоте - другое произведение Л.Н. Толстого. На самом деле, конкретно в том списке я прошёл по многим произведениям - все они оказались «обжалованы правообладателем». Когда решил всё-таки начать делать скриншоты и вплотную заняться этой темой, мой выбор пал на «Полное собрание сочинений, запрещённых цензурой» - так сказать, на злобу дня.)

То есть - оказывается, кто-то счёл себя правообладателем произведений Льва Николаевича Толстого (умершего, как известно, в 1910 году)… Это интересно, - подумал я, и начал разбираться. Подробности - под катом.

Первое, что я подумал, - может быть, я чего-то не знаю, и произведения Льва Николаевича всё ещё не стали общественным достоянием? Вроде бы в школе (ох, давно же это было!) нам говорили, что уж много лет как они перешли в эту самую категорию… Проверяю:

Обще́ственное достоя́ние (англ. Public Domain) - совокупность творческих произведений, имущественные авторские права на которые истекли или никогда не существовали… Распространять и использовать общественное достояние могут все без ограничений.
Выделение жирным шрифтом - моё. И ещё…
В общем случае произведение переходит в общественное достояние в России, если с года смерти его автора прошло 70 лет.

То есть произведения Льва Николаевича Толстого перешли в эту категорию с 1981 года. Так… Что же тогда за «правообладатель» такой объявился?


Правообладатель - некий «Библиотечный фонд». Обратился в Литрес с просьбой прокомментировать эту ситуацию (объявление кого-либо правообладателем + «перевод стрелок» ссылки в онлайн-библиотеках на Литрес). Получил от них такой ответ:

Оцифрованная копия книги, в формате pdf-файла, предоставлена из архивов библиотечного фонда Российской Государственной Библиотеки.
Данная копия произведения полностью бесплатна.
Наша компания не может отвечать за работу других сайтов. По каким причинам то или иное произведение «закрыто по просьбе правообладателя» на других ресурсах можно только гадать.

Обратите внимание: "копия произведения полностью бесплатна "! Но ведь «бесплатно» - ещё не есть «свободно», верно? Моё предположение таково: за поиск «раздач» у литреса отвечает робот - ищет соответствия по названиям и (или) авторам, автоматически рассылает «письма счастья» тем, кто, по мнению литреса, раздаёт книги незаконно. Каким образом формируется база? - да скорее всего автоматически: учитывая, сколько книг издаётся только в России (счёт идёт на десятки тысяч), маловероятно, что на эту функцию будет выделен «живой человек». Следовательно - гребут всё и вся, всех под одну гребёнку - и пелевиных, и Пушкина, и Льва Николаевича Толстого… не удивлюсь, если в следующий раз увижу в какой-либо сетевой библиотеке библию, «закрытую» литресом или ещё каким-нибудь «правообладателем». Ну, а то, что кто-то из внимательных читателей, наткнувшись на такое перенаправление, стал копать глубже - чистая случайность. Сказано же вам - «копия бесплатна»! Мол, берите, пользуйтесь… И не задавайте глупых вопросов - ни себе, ни людям… А то, что в распространении этих произведений искусственно создаются какие-либо ограничения (как минимум, необходимость переходить на другие сайты), мол, спрашивайте с владельцев того сайта, где обнаружили сие недоразумение. Хотя вот ведь незадачка - а им какой резон ограничивать доступ к свободным произведениям, уводя своих посетителей на коммерческий ресурс? Разве что часть кода ссылки «from%3D2272045», по которой они туда уходят, помогает самой библиотеке подзаработать? Реферальная программа? Тогда почему представители Литрес о ней ничего не сказали?

На самом деле, в этой сетевой библиотеке есть и другие ветки, из которых всё прекрасно скачивается (правда, возможно, там выложены другие версии - например, упомянутый роман будет представлен не версией из 90-томного полного собрания сочинений, а отдельным изданием - это я уже не проверял).

P.S. Пока разбирался с вопросом, обнаружил . Оказывается, Лев Николаевич Толстой был сторонником «антикопирайта»:

В 1891 году он отправил в редакцию журналов «Русские ведомости» и «Новая жизнь» письмо, в котором написал:

«Милостивый государь, вследствие часто получаемых мною запросов о разрешении издавать, переводить и ставить на сцене мои сочинения, прошу вас поместить в издаваемой вами газете следующее моё заявление:

Предоставляю всем желающим право безвозмездно издавать в России и за границей, по-русски и в переводах, а равно и ставить на сценах все те из моих сочинений, которые были написаны мною с 1881 года и напечатаны в XII томе моих полных сочинений издания 1886 года, и в XIII томе, изданном в нынешнем 1891 году, равно и все мои не изданные в России и могущие вновь появиться после нынешнего дня сочинения».


За то и пострадал?