Прокурорское предупреждение. Управление россельхознадзора Защита от предостережения прокурора

Во всем надо находить хорошее. Вот, например, недавно наши граждане стерли еще одно белое пятно в своем правовом образовании, услышав с экрана телевизора о таком юридическом понятии, как предостережение. Напомню, что оно вынесено Генпрокуратурой министру культуры М.Е. Швыдкому по поводу возможной передачи балдинской коллекции.

Такая форма прокурорского реагирования действительно закреплена в Законе "О прокуратуре РФ". Для экономии места передаю лишь ее смысл: в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор направляет должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае же игнорирования предостережения должностное лицо может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Мне лично институт предостережения напоминает русскую сказку "Маша и медведь", где находчивая девочка постоянно напоминала простаку-медведю: "Не садись на пенек, не ешь пирожок"... У Машеньки, правда, это вызывалось крайней необходимостью, поскольку она пряталась в коробе и медведь ее обнаружил бы, открыв его. А вот чем вызываются прокурорские предостережения? Коренятся эта и другие подобные формы прокурорского реагирования в философии советского прокурорского надзора, которую провозгласил еще Ленин в статье "О "двойном" подчинении и законности". Справедливости ради надо сказать, что прокуратуру как "око государево" создал еще царь Петр. Но после реформ Александра II Россия обрела одну из самых передовых судебно-полицейских систем в мире. У нас появились независимый суд и состязательный судебный процесс, где прокурор выступал лишь в качестве одной из равноправных сторон (перечитайте хотя бы "Братьев Карамазовых", и вы поймете, что такое подлинно состязательное правосудие).

После 1917 года все это было уничтожено. В ленинской концепции государства ("Россия - единая фабрика") уже не было места независимому правосудию. Соответственно радикально изменилась и роль прокуратуры. Из обычного органа исполнительной власти, главная задача которого - выдвигать и поддерживать государственное обвинение, а также контролировать законность действий полиции и спецслужб, она превратилась в репрессивный орган. Однако прокуратуре отводилась более лукавая роль, нежели ОГПУ, НКВД, МВД или КГБ. Прокуратура должна была олицетворять собой "торжество социалистической законности", осуществляя, как гласили и сталинская, и брежневская конституции СССР, высший надзор за точным и единообразным исполнением законов государственными органами, учреждениями, предприятиями, общественными организациями и гражданами. Короче, за всеми (разумеется, кроме тех, кого "партия" запрещала трогать).

Эта прокурорская функция получила название - "общий надзор". Он был действительно общим. С чем и за что только ни боролась прокуратура: за сохранность социалистической собственности и соблюдение трудовой дисциплины, с порожними перевозками и выпуском недоброкачественной продукции, даже с безбилетным провозом пассажиров на железнодорожном транспорте... Но, как известно, общий надзор не спас от краха советскую экономику, поскольку не может быть эффективной экономика, держащаяся на страхе.

Зато спасся сам общий надзор. Его сторонники нынче лишь изменили аргументы. Оказывается, без прокуратуры и граждане не могли бы защищать свои права, и ведомства устроили бы правовую вакханалию, и субъекты Федерации распоясались бы окончательно. Но почему тогда в обществе массовое ощущение беззащитности перед произволом не уменьшается, а даже усиливается? Да потому, что эффективен не административный, а судебный способ защиты права. Другое дело, что правосудие должно быть независимо и доступно любому человеку. Поэтому, вместо того чтобы наращивать общенадзорную функцию, основные государственные силы и средства должны быть брошены на укрепление системы судебной защиты. Страна тогда получила бы двойной выигрыш. С одной стороны, эффективный судебный контроль позволил бы снизить уровень произвола, а с другой - люди, преследуя своих чиновных обидчиков по суду, начали бы наконец сознавать свою правовую силу. У них гораздо быстрее вызревало гражданское самосознание, т.е. расчет не на "доброго начальника", а на возможность через суд добиться справедливости. Да и сама прокуратура, если бы сконцентрировалась на уголовном преследовании, смогла бы резко повысить эффективность борьбы с преступностью.

Однако одно из принципиальных положений Концепции судебной реформы 1991 г., которую, между прочим, никто не отменял, осталось нереализованным. Концепция гласит: "Общий надзор прокуратуры служит державным орудием принуждения в условиях отсутствия материальной заинтересованности производителя и неразвитости гражданского общества... Должны отойти в область предания плановые общенадзорные проверки, отнимающие много сил и времени, проводимые наудачу и заставляющие впоследствии вымучивать акты прокурорского реагирования: протесты, представления, предостережения".

Казалось бы, ситуация с предостережением Швыдкому показывает, что наконец-то все у нас стали равны. Вон ведь самому министру прокурор пальцем грозит. Неужели на дворе уже правовое государство? К сожалению, все далеко не так. Хотя бы потому, что прокурорское предостережение нарушает презумпцию невиновности. Если вы считаете, что Швыдкой - злоумышленник, готовящий "противоправное деяние", значит, возбуждайте уголовное дело, собирайте доказательства виновности и обращайтесь в суд. Если же нет состава преступления, все равно придется обращаться в суд, и уже в рамках гражданского процесса, доказывать, что решение министра культуры незаконно и наносит ущерб государству. Другими словами, только суд вправе принять решение о том, есть ли нарушение закона, и решить вопрос о виновности. В противном случае мы так и будем считать, что любой арестованный - уже преступник, а любой "предостереженный" - одной ногой в тюрьме.

Что же до равенства, то вспомним, о скольких готовящихся незаконных государственных (вернее, антигосударственных) решениях говорит пресса, а их принимают, и не слышно, чтобы кого-то привлекли к ответственности...

Михаил Краснов, доктор юридических наук

Постановление прокурора

Прокурору предоставлено право выносить постановления. Таковыми являются постановления, которые он может выносить в рамках различных отраслей прокурорского надзора, а также принимая участие в уголовно-процессуальной деятельности. Как уже отмечалось, осуществляя надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, прокурор правомочен вынести мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. К тому же о результатах рассмотрения постановления прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении должно быть в письменной форме сообщено прокурору.

Прокуроры и их заместители должны вынести постановление об освобождении из под стражи лица, содержащегося без законных оснований в учреждении, исполняющем наказание или меру принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение. Данное постановление, подлежит обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы. Кроме того, на досудебных стадиях уголовном процессе прокурор вправе самостоятельно принять любое процессуальное решение. Основные же процессуальные решения прокурора (органа предварительного расследования) фиксируются в постановлении.

Постановлением, к примеру, он может оформить следующие решения:

О признании гражданским истцом и привлечении в качестве гражданского ответчика (ст. ст. 54, 55, 137, 138 УПК).

О приобщении к уголовному делу вещественного доказательства (ст. ст. 83, 86 УПК).

О применении меры пресечения (ст. ст. 92, 101 УПК) и др. См.: Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: учебник для вузов.-- М.: ИНФРА-М, 2004. С. 306-309.

Предостережение о недопустимости нарушения закона

Для предупреждения правонарушений предусмотрено еще одно средство прокурорского надзора - предостережение о недопустимости нарушения закона. Предостережение объявлено должностным лицам может быть и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. Предостережение готовится в письменной форме от имени прокурора или его заместителя.

В соответствии с ФЗ "О прокуратуре РФ" и Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" и рядом других нормативных актов Генеральный прокурор РФ или его заместитель либо подчиненный ему соответствующий прокурор или его заместитель при наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности, и при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности направляет руководителю общественного или религиозного объединения либо руководителю иной организации, а также другим соответствующим лицам предостережение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований объявления предостережения. Оно выносится в письменной форме с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений. В случае, если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в предупреждении также устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее двух месяцев со дня вынесения предупреждения.

В указании Генеральной прокуратуры РФ от 6 июля 1999 г. № 39/7 "О применении предостережения о недопустимости нарушения закона" детализированы условия вынесения предостережения. Этот документ предписывает прокурорам субъектов РФ, городов и районов, военным и другим прокурорам специализированных прокуратур использовать предостережение о недопустимости нарушения закона как важнейшую меру предупреждения правонарушений.

Применение предостережения отнесено к исключительной компетенции прокурора и его заместителей. Другие работники прокуратуры такими полномочиями не обладают.

Предостережение применяется только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Для профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия и при рассмотрении дел судами должны использоваться иные средства прокурорского реагирования, предусмотренные законом.

Предостережение объявляется во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях.

Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.

При наличии оснований для привлечения нарушителей закона к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности предостережение о недопустимости нарушения закона, как правило, не применяют. Однако в конкретной ситуации (на основе ее правовой оценки) предостережение должностному лицу может быть объявлено одновременно наряду с другими средствами прокурорского реагирования. В случае невыполнения требований, изложенных в предостережении, лицо, которому было объявлено данное предостережение, может быть привлечено к ответственности в установленном порядке.

Предостережение может быть обжаловано в суд в установленном порядке. В случае, если оно не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок соответствующими общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением не устранены допущенные нарушения, послужившие основанием для вынесения предупреждения, либо если в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в их деятельности, в установленном законом порядке соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация подлежат ликвидации, а деятельность общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, подлежит запрету.

Предостережение о недопустимости нарушения закона применяется только к должностным лицам. Оно не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Предостережение следует объявлять должностным лицам государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, органов военного управления, воинских частей и учреждений. Оно может объявляться также руководителям и другим работникам коммерческих и некоммерческих организаций, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.

Установлено, что применению предостережений должна в обязательном порядке предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.

Предостережение объявляется на основании результатов проведенных проверок, в том числе по заявлениям и обращениям граждан, информациям контролирующих органов и иным конкретным сигналам, содержащим достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, и оформляется в виде специального прокурорского акта в письменной форме.

Предостережение должностному лицу объявляется под расписку непосредственно в прокуратуре. В целях обеспечения гласности и повышения профилактического воздействия предостережения оно может быть объявлено и по месту работы виновного лица, в том числе в процессе рассмотрения результатов проверки на собрании трудового коллектива либо при рассмотрении коллегиальным органом акта прокурорского реагирования.

В случае распространения через средство массовой информации экстремистских материалов либо выявления фактов, свидетельствующих о наличии в его деятельности признаков экстремизма, учредителю и (или) редакции (главному редактору) данного средства массовой информации уполномоченным государственным органом, осуществившим регистрацию данного средства массовой информации, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, либо Генеральным прокурором РФ или подчиненным ему соответствующим прокурором выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости таких действий либо такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений. В случае, если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в предупреждении также устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее десяти дней со дня вынесения предупреждения. См.: Кузьмин В.А., Китрова Е.В.Комментарий к федеральному закону от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (постатейный). - Москва: ИГ «Юрист», 2007. С 55-64.

В случае, если предупреждение не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок не приняты меры по устранению допущенных нарушений, послуживших основанием для вынесения предупреждения, либо если повторно в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в деятельности средства массовой информации, деятельность соответствующего средства массовой информации подлежит прекращению в установленном законом порядке.

Этот акт прокурорского надзора, как форма реализации полномочия прокурора, установлен поправкой к Закону о прокуратуре от 10 февраля 1999 г. Он оформляется в виде специального акта (документа), в котором указываются наименование прокуратуры и должностного положения прокурора (или его заместителя), составившего предостережение, фамилия, имя, отчество и занимаемая должность предостерегаемого лица, краткое указание оснований предостережения, требования, предъявляемые к должностному лицу, и указание на последствия в случае невыполнения требований и нарушения закона в виде соответствующей ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной), к которой может быть привлечено предупреждаемое лицо. В предостережении указывается дата его объявления предостерегаемому. Предостережение подписывается прокурором или его заместителем и лицом, получившим предостережение.

Закон о прокуратуре (ст. 25) не дает четкого определения правовой основы применения этого акта прокурорского реагирования. В ст. 251 указывается, что предостережение применяется «при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях». Эти сведения могут иметь самый различный характер: заявления граждан, сообщения средств массовой информации, материалы контрольных органов и т.п. Однако очевидно, что эти сведения в любом случае должны быть реальными, объективными и достоверно установленными. По смыслу закона содержанием этих сведений является информация о «готовящихся» противоправных деяниях. Очевидно, эта информация должна содержать характеристику каких-то действий (бездействия), поведения соответствующего должностного лица, продолжение которых повлечет нарушение закона. В такой ситуации сложным представляется определение момента предостережения. Если в деянии должностного лица уже есть признаки, пусть менее опасного правонарушения, то прокурор может для их пресечения применить другие средства прокурорского реагирования, а именно принести протест, внести представление, возбудить производство о привлечении виновного к дисциплинарной или административной ответственности. Если же очевидных признаков правонарушений в деянии должностных лиц нет, то обоснованность предостережения может вызывать сомнение.

Согласно тексту закона (ст. 25) предостережение может быть вынесено должностному лицу, то есть физическому лицу, являющемуся представителем власти или исполняющему организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органах федеральной государственной власти или представительной или исполнительной государственной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления. Перечень таких лиц должен соответствовать пределам и компетенции прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов и законностью издаваемых правовых актов.

На основании определенных Законом о прокуратуре (ст. 21) предмета и пределов прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, а также п. 1 ст. 27 того же закона, можно сделать вывод, что предостережение может быть вынесено не только указанным в ст. 25 Закона должностным лицам, но и руководителям коммерческих и некоммерческих организаций, если их деяния могут повлечь существенные нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Форма реализации рассматриваемого акта прокурорского реагирования является смешанной. Сам акт, как уже отмечалось, имеет письменную форму, а его реализация осуществляется в устной форме. В отличие от протеста или представления, которые могут быть принесены, то есть переданы адресату по почте, с нарочным или другим путем, предостережение должно быть в устной форме объявлено прокурором или его заместителем соответствующему должностному лицу. При этом ему должны быть разъяснены требования по прекращению конкретных деяний, могущих повлечь нарушение закона, и возможность привлечения его к ответственности в установленном законом порядке в случае невыполнения этих требований.

После объявления предостережения и подписания его предостереженным один экземпляр предостережения должен быть передан предостереженному лицу, а второй экземпляр должен храниться в прокуратуре. Объявление предостережения должно быть соответствующим образом зарегистрировано в нарядах (компьютерной базе данных) прокуратуры. Невыполнение изложенных в нем требований о недопущении правонарушения будет важным поводом и одним из оснований для привлечения предостереженного должностного лица к ответственности.

Информация прокурора. Закон о прокуратуре предусматривает помимо рассмотренных еще один акт прокурорского реагирования на выявленные правонарушения - информацию.

Пункт 3 ст. 24 названного закона гласит, что в случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента Российской Федерации. Как видно из текста п. 3 ст. 24, Закон не определяет конкретную форму, обязательные атрибуты, порядок принесения информации. Однако из смысла закона можно сделать вывод о том, что такая форма реагирования на незаконность постановлений Правительства РФ должна представляться в письменном виде, быть адресованной Президенту РФ и подписанной Генеральным прокурором РФ. В ней должно быть указано, какое постановление Правительства, в чем и какой статье Конституции РФ или какому закону Российской Федерации не соответствует. Там же должны быть указаны предложения Генерального прокурора РФ относительно средств и порядка приведения постановления Правительства РФ в соответствие с действующим законодательством.

Согласно ст. 25 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях в целях их предупреждения объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

Таким образом, законодатель совершенно определенно высказался в том, что:

  • -во-первых, правом объявления предостережения обладают только прокурор или его заместитель прокуратур всех звеньев;
  • -во-вторых, предостережение объявляется только должностным лицам;
  • -оно объявляется лишь при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях;
  • -предостережение объявляется только в письменной форме;
  • -предостережение применяется в целях предупреждения правонарушений. Иными словами, положения ст. 25 Закона о прокуратуре не подлежат расширительному толкованию.

Сущность предостережения заключается в предъявлении прокурором соответствующему должностному лицу, готовящемуся совершить противоправное деяние или совершающему его, требования о прекращении противоправных действий, или отказе от их совершения и разъяснении ему возможных для него последствий, если эти действия не будут прекращены (привлечение к дисциплинарной, административной, уголовной или гражданско-правовой ответственности, отстранение от должности).

Готовящиеся противоправные деяния могут выражаться в публично высказанном должностным лицом намерении совершить противозаконные действия, могущие ущемить права и свободы граждан, коллектива предприятия и т.д. Речь может также идти и о бездействии соответствующего должностного лица, обязанного принимать меры по недопущению наступления тех или иных вредных последствий или его халатном отношении к исполнению возложенных на него служебных обязанностей, что также чревато причинением вреда публичному и личному (частному) интересу.

Основная цель применения предостережения о недопустимости нарушения закона состоит в пресечении (прекращении) и предупреждении противоправного антиобщественного поведения, недопущение более опасных правонарушений, в том числе и преступлений. Это средство не заменяет, а дополняет другие средства реагирования. Наряду с объявлением предостережений прокуроры могут использовать внесение протестов и представлений.

Предостережение о недопустимости нарушения закона следует оформлять на стандартном бланке. Оно должно применяться лишь на основании тщательно проверенных фактов, исключающих предположения и неясности. При этом от должностных лиц, нарушивших закон или пытающихся это сделать, обязательно должны истребоваться объяснения. Собираются также другие доказательства их виновности (объяснения других лиц, справки, жалобы, заявления).

В случае неисполнения требований, содержащихся в предостережении прокурора, и при условии, что должностное лицо одновременно допустило правонарушение (административное, уголовное или иное), оно может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Из вышеизложенного следует, что акты прокурорского реагирования это предусмотренные Законом о прокуратуре формы реализации полномочий прокурора по устранению и предупреждению правонарушений. Закон в качестве таковых предусматривает: протест прокурора, представление прокурора, постановление прокурора, предостережение о недопустимости нарушения закона. Путем их применения прокурор реализует такие полномочия, как опротестование противоречащих закону правовых актов, устранение нарушений закона, принятие мер к привлечению виновных к административной ответственности путем возбуждения производства об административном правонарушении, предупреждение нарушений закона.

Так же следует отметить, что на прокурорах лежит обязанность по осуществлению контроля за реализацией (исполнением) внесенных ими актов прокурорского надзора. Они должны добиваться, чтобы содержащиеся в актах реагирования требования исполнялись своевременно и в полном объеме. При необходимости следует проводить контрольные проверки фактического устранения нарушений закона.

С 1 января 2017 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — ФЗ №294), касающиеся в том числе организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований. Одним из таких мероприятий является вынесение предостережения хозяйствующему субъекту о недопустимости нарушения обязательных требований.

  • Необходимость использования этого подобного акта обусловлена функциями Трудовой инспекции, ФСБ и прокуратуры РФ, к которым относится как пресечение нарушений закона, так и воспитание должностных лиц, юридических и физических лиц в духе добросовестного исполнения законодательства и своих конституционных обязанностей.

В 2019 году данное право получили сотрудники полиции в отношении физических лиц. Предостережения касаются недопустимости действий, которые создают условия для административных нарушений и преступлений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения. Как будет применяться данная право нет ясно, видимо будут сложности.

Что такое предостережение

Предостережение – это акт государственного надзора, направленный на предупреждение о недопустимости нарушения закона и на профилактику правонарушений, в ряде случае это первоначальная мера контроля соблюдения законодательства.

Предупреждение структурами надзора, в т.ч. трудовой инспекции

С 2017 года Федеральный закон №294-ФЗ предусматривает проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушения обязательных требований. Для этого контролирующие органы на федеральном и местном уровне обязаны составлять ежегодные программы профилактики нарушений. В ряде ведомств планируется разработать и утвердить типовые программы профилактики нарушений обязательных требований, и трудовая инспекция не исключение.

Как выглядит предупреждение трудовой инспекции

Кто и в каких случаях может вынести предостережение?

Согласно п. 5 ст. 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее — предостережение) объявляется органом контроля юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в следующем случае: при наличии у органа контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях, информации от органов государственной власти или местного самоуправления, из средств массовой информации.

Но при наличии указанных сведений контролирующий орган вынесет предостережение только при выполнении следующих условий:

  • если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало непосредственную угрозу указанных последствий;
  • если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований.

Предостережение выносится при наличии сведений о возможности (угрозе) нарушения требований законодательства или непосредственно о нарушениях, не причинивших какого-либо вреда и не создавших угрозу причинения данного вреда, а также если хозяйствующий субъект ранее не был привлечен к ответственности.

Если контролирующий орган получил соответствующие сведения о нарушениях, но не выполняются условия для направления предостережения, то в отношении данного субъекта будет проведена внеплановая проверка.

Правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 N 166, которое вступило в силу 22 февраля 2017 года.

Начнем с того, что вынести решение о направлении предостережения вправе следующие должностные лица контролирующего органа:

  • руководитель;
  • заместитель руководителя;
  • иное уполномоченное приказом должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Для вынесения и направления предостережения у контролирующего органа есть 30 дней на получение приведенных выше сведений, если иной срок не установлен административными регламентами осуществления соответствующих видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению названных требований. При объявлении указанного предостережения юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю предлагается принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган контроля.

Предостережение не может содержать требования о предоставлении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сведений и документов.

Предостережение может быть направлено в адрес хозяйствующего субъекта двумя способами:

  • в бумажном виде заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
  • иным доступным для юридического лица, индивидуального предпринимателя способом.

В данном случае под иным способом понимается направление предостережения в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью с использованием Интернета, в том числе по адресу электронной почты юридического лица (индивидуального предпринимателя), указанному в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), либо опубликованному на официальном сайте юридического лица (индивидуального предпринимателя) в составе информации, размещение которой является обязательным в соответствии с законодательством РФ, либо размещенному через Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Что делать при получении предостережения?

Получив такое предостережение, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны его рассмотреть, игнорировать его не рекомендуется. Каких-либо правил рассмотрения предостережения не установлено.
Рассмотрев предостережение, хозяйствующий субъект вправе направить в орган контроля возражения или уведомление об исполнении данных требований.

Заметим, что результаты рассмотрения возражений и уведомления будут использоваться контролирующими органами для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, совершенствования применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Если есть возражения

В случае несогласия юридического лица или индивидуального предпринимателя с вынесением предостережения в орган контроля, направивший предостережение, представляются возражения. Формы возражения не устанавливаются, но предусмотрен перечень сведений, которые должны в нем содержаться:

  • обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) юридического лица, индивидуального предпринимателя, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Способ представления возражений может быть различным:

  • в бумажном виде почтовым отправлением;
  • в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью индивидуального предпринимателя, лица, уполномоченного действовать от имени юридического лица, на указанный в предостережении адрес электронной почты органа контроля;
  • иными указанными в предостережении способами.

Данные возражения будут рассмотрены органом контроля, который даст ответ в течение 20 рабочих дней со дня их получения. Порядок направления ответа аналогичен порядку направления предостережения. Дальнейшие действия субъекта будут зависеть от полученного ответа.

Если возражений нет

При отсутствии возражений юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в отраженный в предостережении срок должны направить в орган контроля уведомление о его исполнении. Формы уведомления также не устанавливается, но предусмотрен обязательный перечень сведений, которые надо указать:

  • наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
  • ИНН юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • дата и номер предостережения, направленного в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • сведения о принятых по результатам рассмотрения предостережения мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Обратите внимание! В предостережении должен быть приведен срок для направления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем уведомления о его исполнении — не менее 60 дней со дня направления предостережения.

Уведомление можно направить приведенными выше способами: в бумажном или электронном виде.

Прокурорское предупреждение — особенности

Предостережение о недопустимости нарушения закона на современном этапе развития прокурорского надзора в Российской Федерации является одним из основных актов прокурорского реагирования, широко используемых в правоприменительной практике.

Так, за январь — май 2018 г. органами прокуратуры предостережено 43 978 лиц о недопустимости нарушения закона -, в 2017 г. — 86 036 лиц, в 2016 г. — 92 359 , в 2015 г. — 100 697 и в 2014 г. — 99 101.

Когда выносится

В соответствии со ст. 25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ» предостережение о недопустимости нарушения закона направляется прокурором в письменной форме должностным лицам, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.

Таким образом, в отличие от остальных актов прокурорского реагирования, которые прокурор использует после установления факта нарушения закона в целях его устранения, предостережение прокурора имеет ярко выраженную профилактическую (предупредительную) направленность.

Каким законом регулируется

Порядок применения предостережения урегулирован ст. 25.1 Закона о прокуратуре, ст. 6 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», а также указанием Генерального прокурора РФ от 6 июля 1999 г. N 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона», которыми определены основания применения, правовые последствия, а также соответствующая процедура.

Предостережения объявляются при наличии достоверных сведений о готовящихся противоправных деяниях, в нем должна содержаться ссылка на конкретный федеральный закон, о недопустимости нарушения которого предостерегает прокурор.

Доведение предупреждения

Закон о прокуратуре предусматривает возможность как направления предостережения, так и объявления его должностному лицу. В ст. 6 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» указывается лишь на его направление. То есть этот акт реагирования может доводиться прокурором до сведения предостерегаемого лица как путем личного объявления его содержания прокурором с последующим вручением, так и опосредованно — путем направления почтой, курьерской связью и т.п.
Опосредованное доведение предостережения путем его направления используется при отсутствии возможности личного вручения прокурором предостерегаемому лицу. Например, по причине сложных метеоусловий при удаленности места постоянного пребывания предостерегаемого, нахождения его в командировке и пр.

Кроме того, наиболее эффективным будет являться способ направления, предполагающий подтверждение факта получения адресатом. Указанное обстоятельство связано со следующим аспектом применения предостережения — его последствиями.

Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность (п. 1.2 указания Генпрокуратуры РФ от 06.07.1999 №39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона»).

Предостережение прокурора как ненормативный правовой акт не затрагивает права, свободы и законные интересы указанных в ст. 25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ» лиц, его применение связано с отсутствием нарушений закона и имеет своей целью только предупредить их совершение в будущем.

Применению предостережений должна в обязательном порядке предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений (п. 2 указания Генпрокуратуры РФ от 06.07.1999 №39/7).

Направляется прокурором или его заместителем должностным лицам при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам с целью предостережения о недопустимости нарушения закона.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке. Ст. 25.1, ФЗ N2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации».