Что такое катехизация.

Интервью со священником Александром Усатовым, Ростовская-на-Дону епархия

У вас много катехизаторов в епархии?

О. Александр: А кто такой катехизатор? Человек, который прошел курсы, который более или менее услышал о том, что такое церковное учение, то есть выпускник катехизаторских курсов? Но он лишь постарался постичь основы веры, вернее, его учили преподаватели тому, что есть православная вера. Можно ли назвать его катехизатором в настоящем смысле слова, я не знаю.

Ведь быть катехизатором — это не просто иметь определенный объем знаний о вере. Поэтому нужно думать о том, каким образом готовить катехизатора, каким образом проверять его готовность. Это очень важный вопрос. Да, людей готовят, они получают дипломы, но готовы ли они вести катехизацию — это вопрос. И как менять сам процесс подготовки катехизаторов, чтобы отойти просто от изучения разных дисциплин, будь то Священное Писание или история миссии? Нести ответственность за воцерковляющихся людей и вести с ними диалог — это все очень сложно, и, по большому счету, готовой методы сейчас нет. И второе, что здесь важно было понять, — что этой методы и не может быть. С одной стороны, мы ищем методики и удачные подходы, как готовить катехизаторов, а с другой стороны — никакая «технология» не может подготовить вдохновенного катехизатора. Это дело Божье, в котором мы можем лишь участвовать. Катехизатор сам призван этому соучаствовать, а преподаватели могут помогать ему, но в глубине своей это дело Божье.

Насколько я знаю, сейчас в Санкт-Петербургской епархии этот вопрос на катехизаторских курсах ставится еще до завершения учебы. К выпускному экзамену приглашаются те, кто в дальнейшем планирует участвовать в катехизации. Из потока в сорок человек примерно половина приходит на экзамен.

О. Александр: Это правда. Многие проходят обучение на катехизаторских курсах с целью самообразования. Некоторые по своей ревности стремятся к тому, чтобы и другим передать полученное. Наша задача — понять, готовы ли эти люди в принципе нести это служение и что нужно сделать, чтобы помочь им достичь этой планки — быть катехизаторами. Это все вопросы.

Что в Вашем опыте помогло зародиться интересу к катехизации?

О. Александр: Наверное, это можно назвать со-болезнованием, со-жалением, симпатией, если это озвучить по-гречески. Когда мы чувствуем боль другого человека, причем чувствуем ее как свою, и стремимся ему помочь. У меня было много сложностей, когда я входил в церковную жизнь — отсутствие катехизатора, отсутствие проповедей, каких-либо книг о вере. Воцерковление требовало больших усилий. И когда впоследствии встречаешь людей, которые так же стараются войти в церковную традицию и встречаются с объективными трудностями, — невозможно пройти мимо, хочется хоть как-то помочь человеку. Естественно, полностью убрать эту боль невозможно, она необходима, и его подвиг необходим. Человек же не в теплицу приходит, а все-таки на поле брани, он ищет своего Врача и Спасителя, но помочь этому человеку хочется. И нужно войти в круг жизни этого человека, помочь ему, чтобы бесплодных блужданий у него было меньше. Чтобы такой человек шел путем Божьим и с грехом боролся, а не попал в духовное болото суеверий, магии и иных заблуждений.

Расскажите, пожалуйста, немного о том, как Вы проводите оглашение.

У вас катехизаторы только братья или сестры тоже есть?

О. Александр: В нашем соборе это две женщины. Мне кажется очень важным участие и священников, и мирян, это разнообразие полезно. Нет того, что только миряне оглашают — и потом вдруг оглашенным встречается священник на крещении. Мы общаемся в живом диалоге с приходящими, смотрим в глаза людям. Они понимают, что общение со священником и возможно, и благо, и полезно, есть интерес со стороны священника к душе этого человека. Но Церковь — это не только священник, это и братья и сестры, с ними тоже надо учиться искренне общаться и просить помощи, совета — этому и служат огласительные беседы с женщинами-катехизаторами.

А что происходит дальше с теми, кто закончил оглашение? В Санкт-Петербургской духовной академии один священник-катехизатор решил не бросать группу огласившихся, а доводить ее до состояния общины — проводить встречи с разными людьми, преподавателями академии и т.д. У вас есть подобный опыт?

О. Александр: Мы проводим оглашение в нашем духовном центре. Приходя в этот центр, человек постоянно видит, что тут проходят разные беседы, приходят прихожане нашего собора и других храмов. Есть расписание всех этих бесед, и встреч молодежной группы, и Евангельских чтений, и бесед о богослужении, об основах веры, о первой исповеди, первом причащении, о молитве и т.д. То есть они не на необитаемом острове оглашаются. И тех, кто желает дальше продолжать «погружение» в церковную традицию, имеет для этого возможность и мотивацию, мы приглашаем на эти встречи. В соборе каждый день дежурят священники, пожалуйста, мы всех рады видеть и ждем. Кроме того, на этих катехизических беседах естественно происходит знакомство с прихожанами и общиной нашего храма. Допустим, мы читаем Евангелие и обсуждаем, как его можно понять и в жизни применять, все это роднит людей и связывает. В этом смысле путь дальнейшего вхождения открыт, но в нем нет принуждения.

А много народа остается?

О. Александр: Не могу вам сказать. Я не веду лично все группы и все потоки, я провожу первую и последнюю беседы, участвую в крещении людей, иногда даже тех, которых сам не оглашал, такое тоже бывает. И это тоже, думаю, замечательно — в конце концов, люди становятся частицами Тела Христова, а не просто знакомятся с конкретным священником. Мне кажется, это очень хорошо. Все священники к этому готовы, открыты, все мы рады приходящим людям.

Некоторые считают, что оглашение от начала до конца должен вести один человек, но в этом подходе, кроме определенных плюсов, есть и свои минусы. Преграды в общении неофита с конкретным катехизатором могут свести на нет пользу всего курса оглашения, поэтому необходима гибкость в этом вопросе. В оглашении у нас участвуют несколько священников и катехизаторов. Но опять-таки здесь нет принуждения, люди могут продолжать общаться с нами, а могут воцерковляться и на другом приходе, где они нашли общение с каким-то священником, где им храм ближе к месту жительства.

Что Вас «зацепило» на конференции больше всего?

О. Александр: Тема подготовки катехизаторов и вопрос о том, в какой среде их готовить. Действительно, здесь важен не столько академический подход к получению образования, сколько передача опыта общинной жизни, тогда катехизатор по-настоящему будет подготовлен. Иными словами, будущим катехизаторам мало прочитать какие-то лекции, мало дать им какие-то замечательные книжки.

Важно передать им опыт родства верующих на приходе, объединения людей. И в литургии, и в совместной молитве, и в ощущении ответственности за предстоящее дело церковного учительства и духовного просвещения. Чтобы они ясно видели цель воцерковления, чувствовали душу приходящего человека и помогали ему эту цель достигать.

Вот эта проблематика подготовки катехизаторов мне кажется очень важной, и об этом предстоит еще много думать.

Вопросы задавала Анастасия Наконечная.

Можно рассматривать этот вопрос в узкоисторическом смысле. Много уже было сказано о нем в богословской литературе. Многое еще можно и нужно исследовать, так как это одна из важнейших церковных тем.

Если же говорить в конкретном современном смысле о данных вопросах, то тема эта чрезвычайно болезненна, ведь часто перед совершением Таинства Крещения сталкивается в страшной духовной битве мир христианский и мир языческий, их мировоззрения и образы жизни. И самым страшным является то, что язычество старается пролезть в христианство, получить от него сатисфакцию и право на жизнь, взять от него форму христианскую, во многом не изменяя себя.

Это пронзительная священническая боль, потому что каждый батюшка в своем служении сталкивался с формальным восприятием Таинства Крещения много раз. И как трудно вести эту битву с закоренелым языческим сознанием, знает каждый священник. Каждое крещение - как бой. Каждое крещение - как битва. Конечно, можно сдаться, можно отнестись к этому равнодушно. Полчаса - и вот ваш младенец, до свиданья. Делайте что хотите! Но вправе ли я, иерей Божий, так поступить? Нужно пахать сердечную ниву людей. А это часто такое же тяжкое дело, как вгрызаться киркою в гранит. Почему же так?

К сожалению, часто современный человек постсоветского пространства относится к крещению лишь как к доброй традиции. Мол, все крестят, и я должен ребенка покрестить. Или в лучшем случае, чтобы защита у ребеночка была. Но глубинное осознание Таинства Крещения не происходит. Человек не хочет его понять.

Итак, что же такое Таинство Крещения? Православный катехизис дает следующий ответ: «Крещение есть таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую». То есть крещение - это не только красивая старинная традиция или просто защита для дитя. Это - шаг в небо. Это - шаг в распахнутые настежь двери Церкви земной и Церкви небесной. Это взятие на себя и на ребенка обязательства жить в Церкви, приближаясь ко Христу. Жить жизнью Церкви.

Но часто ли это происходит?

Креститься и не жить церковной жизнью - это примерно то же, как купить красивую икону, а потом выкопать яму и положить образ в нее. А далее на протяжении десятилетий засыпать ее всяким житейским мусором, пока святыня, наконец, не окажется полностью погребена под завалами.

Спросит ли Господь нас после смерти или на Страшном суде о том таланте, о том даре Духа Святаго, который мы получили в Таинстве Крещения? Конечно, спросит. Сможет ли ответить человек, почему святыня была зарыта в землю? Наверное, нет. И потом плач и скрежет зубов.

Таинство Крещения - это то горчичное зерно, которое брошено в нашу сердечную почву. Для того чтобы оно проросло и развилось в прекрасное дерево, нужно его взращивать молитвой, постом, Таинствами, жизнью в Церкви, делами милосердия. И тогда птицы небесные (благодать Святого Духа) совьют гнезда на этом дереве. И оно дорастет до райских высот.

Поэтому, говоря современным языком и для современного человека, Таинство Крещения - это некий кредит доверия к человеку, который дан ему для того, чтобы тот начал свое личное приближение к Богу. Это, если хотите, обязанность и обещание трудиться для стяжания Духа Святого и для своего личного спасения.

И это особенно видно из того, как относились к Таинству Крещения древние христиане…

Это слова-синонимы. Катехизация в переводе с греческого языка обозначает «оглашение». Оглашение - это изучение человеком основ христианской веры перед тем, как принять крещение. Т. е. мы видим, что труд по изменению себя ради принятия святыни крещальной начинался человеком задолго до участия в данном Таинстве. Он мог длиться от сорока дней и до трех лет. Оглашенный (так называли того, кто желал креститься и проходил для этого оглашение (обучение)) имел наставника, часто священника, который наставлял его в основах христианской веры. Для подготовки к крещению и воспитанию людей на основах православной веры существовали целые учебные заведения. Так, например, знаменитое Александрийское училище зарождалось как огласительное. Главной задачей этой школы являлась подготовка оглашенных к крещению.

Фактически и одна из самых известных православных молитв - Символ Веры - является катехизисом в краткой форме, т. е. изложением основ православной веры. Обучение в огласительном периоде имело, как правило, три степени, или, выражаясь современным языком, три класса. В первом «классе» оглашенные стояли на Литургии в притворе, слушая молитвы и чтение Священного Писания. Во втором «классе» они уже стояли в храме среди верных до евхаристического канона, а потом, опустившись на колени и приняв благословение от Предстоятеля, на словах «Елицы оглашенные изыдите» выходили из храма. Третий «класс» уже готовился ко Крещению. Массовые крещения оглашенных, как правило, производились на Пасху, Пятидесятницу, Святое Богоявление.

Из этого всего мы видим, как древние христиане серьезно относились к Таинству Крещения.

Сегодня ситуация изменилась. Историческая ситуация. Но не суть Таинства. Она осталась та же. И ответственность за принятие Таинства Крещения та же.

Из Крещальной купели Сам Бог воспринимает человека. Так имею ли я право отвернуться от Него? Святитель Иоанн Златоуст в беседе на Евангелие от Иоанна писал: «Оглашенный чужд верному. Он не имеет ни одной и той же с ним главы, ни одного и того же отца, ни того же города, ни пищи, ни одежды, ни дома; но все у них разделено. У одного все на земле; у другого - на небесах. У этого царь - Христос; у того - грех и дьявол. У этого пища - Христос; у того - гниль и тление. Да и одежда у этого - Владыка ангелов; у того - дело червей. У этого город - небо; у того - земля».

В Таинстве Крещения мы уже вошли в небо. Осталось только на протяжении жизни духовно закрепиться с Божьей помощью в нем. Так неужели захотим упасть с него и снова вернуться к червям, к смерти и тлению, когда милосердный и любящий Бог раскрывает нам свои объятия? Неужели мы отвернемся от него?

Сегодняшнее состояние Церкви характеризуется сложными процессами общечеловеческого развития и новыми соотношениями в религиозной палитре мира.

К сожалению, у нас, до сих пор существует лишь поверхностное знание, характеризующее основные черты мотивации восприятия людьми веры и Таинства Крещения. Без тщательного их изучения мы не сможем правильно определить методы и формы миссионерского и катехизаторского обращения к ним и их воцерковления. Настала пора серьезных богословских, педагогических и социологических исследований, которые могли бы нам помочь в развитии миссионерско – катехизаторской деятельности.

Реальность нашей церковной жизни такова, что большей частью мы можем предложить вступившим в Церковь всего две вещи: участие в богослужении и индивидуальную аскетическую жизнь, сводящуюся по большей части к правилам, запретам и долженствованиям. Очевидно, что церковная жизнь не ограничивается этими двумя пунктами. Церковность предполагает активную жизнь, охватывающую все сферы человеческого бытия. Эта жизнь устрояется по Евангельским началам и проникается благодатью Святого Духа - тогда только она удовлетворяет религиозному устроению человека, особенно в юном возрасте. Молодёжи более чем кому-либо другому, нужно церковное общение, церковное дело и подвиг служения.

Настало время переосмыслить сами понятия воцерковления и катехизации, связать их с реальностью наших дней. Накоплен серьезный 25-ти летний опыт деятельности, проб и ошибок в этом направлении. Живая вера и знания вполне совместимы и способны не только к взаимоподдержке, но и единству веры, знания и жизни.

Процесс катехизации – это приобщение ко всей совокупности и полноте церковной жизни, вершиной и средоточием которой является Евхаристия.

Настало время определить и предложить общие понятия, задачи, принципы и формы организации катехизической деятельности на приходском и епархиальном уровнях.

Понятие о катехизации

Слово «катехизация» возникло от греческого слова «катехизис», (происходящего от греческого глагола «katecheo», что значит «говорить кому-то», «устно наставлять», «оглашать» . Выражение это первоначально означало «возвещать с возвышенного места» (лат. ex alto), а также «производить эхо, вызывать отклик» (katE - с горы, есhек - звучать, раздаваться, произносить).

Более позднее значение - «наставлять» (голос учителя является как бы осознанным откликом на вопрос ученика, а ответ ученика - откликом на слова учителя). Именно во встрече или диалоге, заключается смысл слова «катехизация» - от греч. «katechek».

Поэтому катехизация осуществляется в виде диалога, собеседования, в форме вопросов и ответов. Такое значение понятия «катехизация» следует из многих мест Нового Завета, а затем и из трудов Отцов Церкви.

А в 19 веке свт. Филаретом, Московским составлен Катехизис - учебное пособие, содержащее свод вероучительных истин, понятий и определений для наставления в православной вере, в форме вопросов и ответов.

Поэтому, Катехизис - это вероучительное содержание того, что нужно говорить при наставлении в вере, а катехизация - это методика того, кому и как говорить. Катехизация заключается в обучении истинам православной веры и чину церковной жизни для угождения Богу и спасения души.

Катехизатор - это специалист, получивший систематическое богословское образование, необходимые умения, навыки и пастырское благословение для проведения на своём уровне духовно - просветительской деятельности.

Катехизация, в узком смысле слова , - это проведение огласительных бесед по основам веры для готовящихся принять святое Крещение.

Катехизация в широком смысле слова – это осуществление от лица Православной Церкви духовно-просветительской деятельности в различных слоях общества и на разных уровнях с целью привлечения людей к нормам христианской жизни, которые заложены в нас Творцом.

С понятием катехизатор соседствует и сродное ему слово катехумен , буквально означающее «наставляемый, поучаемый» (katechг menos). В нашем контексте речь идет, конечно же, о человеке, которого «наставляют» в истинах веры и в правилах христианского образа жизни. Прежде всего слово катехумен относилось к тем, кто готовился принять крещение, согласно заповеди Христа.

Катехуменатом в древней Церкви называлась вся система поэтапного вхождения в общинноустроительную жизнь Церкви с соответствующей методикой передачи катехизического знания и опыта.

Новозаветные основания катехизации

Отправная точка всякого церковного явления и действия есть Господь и Спаситель наш – Иисус Христос. Он есть «Альфа и Омега, Начало и Конец» (Откр. 1: 8), и «никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1Кор. 3: 11).

Единая Святая Соборная и Апостольская, Православная Христова Церковь есть по сути своей, та реальность, в которой Духом Святым человек соединяется со Христом. Соединение каждой личности с Богом, и в Боге – во Святом Духе друг с другом, есть единственное сущностное назначение Церкви, как богочеловеческого организма.

Посылая в мир Апостолов, Господь в их лице сказал всем последующим труженикам на Его ниве:

1. «…идите, научите все народы»,

2. «…крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа»,

3. «…уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19).

4. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16).

Начало Церкви - событие Пятидесятницы. Это же событие стало началом апостольской проповеди, суть которой – в исповедании веры и провозглашение Благой Вести об Иисусе Христе, и – научение, как воспользоваться этой вестью во спасение себе и передать другим, которые способны были бы преемственно научить вновь приходящих.

Вот после наставления в вере в Иисуса Христа апостолом Филиппом, евнух эфиопской царицы возжелал креститься. «Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он (евнух) сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. «… и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его» (Деян. 8: 37).

Только «умилившись сердцем» от проповеди апостола Петра, слушатели спросили: «что нам делать, мужи братия?» - И услышали: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа». Как видим, научение перед крещением совершенно естественно. Но оно не прекращается и после крещения, что служит основанием необходимости предкрещальной и послекрещальной катехизации. Уверовавшие и крестившиеся постоянно пребывали «в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2. 37-38, 41-42). И до того, как последователи Христа стали называться «христианами», они назывались именно «учениками» (Деян. 6:1; 9: 25, 38).

В Деяниях Апостолов есть примеры, говорящие о непростом и неоднозначном положении дела катехизации – наставления в вере. Вот апостол Филипп крестит самарян, и среди них – Симон волхв, который так и остался волхвом, ибо уверовал, но не покаялся, не отрёкся от греховного прошлого и возжелал за деньги предлагая их апостолам, получить дар Духа Святого. Пришедшие апостолы Петр и Иоанн не укоряют Филиппа за недостаточную подготовку крещаемых, но призывают самого Симона к покаянию (Деян.8: 9-13; 18-22), как необходимому условию принятия Святого Духа.

Согласно древнецерковной практике, опирающейся на Новозаветное Откровение и церковное Предание, к уверовавшим во Христа людям и желающим креститься предъявлялся ряд непреложных условий и требований.

Условия принятия Крещения и вхождения в церковную жизнь

5 главных условий необходимых для богоугодной жизни .

Совокупно обобщив сказанное Господом и апостолами о Крещения и характере христианской жизни после него, можно выделить:

1. Вера в Триединого Бога , (и созданную Им Церковь – согласно Символу веры);

2. Церковное знание веры (признание догматических истин веры);

3. Покаяние в грехах (за прошлую нехристианскую жизнь);

4. Добровольное желание (свободное согласие креститься);

5. Исповедание веры жизнью (следуя крещальному обету, Заповедям Божиим и церковному благочинию).

Задумаемся, в каком же состоянии оказывается человек крестившийся без оглашения?

Новокрещённый без оглашения, как предкрещальной катехизации человек не знает :

Существа своей веры, церковного вероучения (хотя бы в объёме Символа веры), и не имеет основ православного мировоззрения.

Знать свою веру (в объёме Закона Божьего), и обретать жизнь по вере, которую принял крестившийся человек – является его призванием и священным долгом. Только знающий, способен ценить, любить, хранить, укреплять, преумножать и передавать другим это сокровище.

Утерять преемство веры не простительно, ибо без веры невозможно угодить Богу и спастись!

Не знает такой человек:

✦ сущности и содержания крещального обета, и тех обязанностей, которые на него возлагает от купели Крещения Святая Церковь;

✦ что он обрёл теперь Ангела Хранителя и небесного покровителя – в лице одноимённого, прославленного Церковью святого;

✦ Божественной природы Церкви и Её богослужебного чина и предназначения;

✦ какая ответственность возлагается на него как христианина и члена Церкви;

Почему необходимо молиться, какие молитвы читать, когда и поскольку; какую духовную литературу читать и в какой последовательности;

✦ с какой регулярностью посещать храм, как правильно поститься;

✦ почему важно иметь духовное руководство в лице священнослужителя и как обрести духовника;

✦ как правильно готовиться к святым Таинствам Исповеди и Причащения, и как часто к ним приступать;

✦ как вести себя и строить отношения с людьми неверующими (в семье, родственниками, на работе);

✦ в чём разница Православия от других инославных конфессий, сект и иноверных исповеданий.

Общие принципы организации оглашения

Крещение поистине должно стать не плотской нечистоты омытием, но обещанием Богу доброй совести (1 послание Петра, гл.3). Крестить без предварительной катехизации (за исключением особых случаев) запрещено 78 правилом VI Вселенского, и 46 правилом Лаодикийского Соборов.

Анализ различных практик позволяет выявить некоторые общие принципы успешной организации огласительной работы.

а) Оглашение должно проводится со всеми, кто желает принять таинство Крещения (крестить своих детей) или, будучи крещены в детстве, хотят возобновить молитвенно-евхаристическое общение с Церковью.

б) Проводить огласительные беседы предпочтительнее священникам или дьяконам. Вполне допустимо, чтобы беседы, по благословению священника, проводил богословски образованный мирянин. Но и в этом случае необходимо личное знакомство священника с оглашаемым.

в) Для крещения ребенка крайне желательно, чтобы оглашение прошел хотя бы один из родителей, а не только восприемники.

г) Изложение веры и основ христианской жизни должно проводиться обязательно с учетом возрастных, бытовых, профессиональных, семейных, национальных особенностей, а также - с учетом предыдущего религиозного опыта.

д) Надо дать некоторое время - осознать важность предстоящего шага, испытать твердость намерений (2 Правило 1 Вселенского собора).

е) Подготовка к Крещению ведется как теоретическая, так и практическая. Теоретическая заключается в изучении Евангелия и основ православной веры, без излишних подробностей. Практическая - в обретении навыка поста, молитвы, чтения Евангелия, посещения богослужений и внебогослужебная нравственная жизнь.

Важные аспекты теоретической подготовки

а) О Боге и о вере .
Прежде чем требовать от человека произнесения обетов Крещения, естественно - раскрыть ему содержание веры, согласно которой он собирается жить. Сделать это надо живо и творчески. Не надо касаться второстепенных вопросов, но – руководствоваться Символом веры. Надо объяснить и само чинопоследование Таинства Крещения, что, впрочем, можно делать и во время пауз при совершении крещения.

б) О Православии .
«Православие не является "национально-культурной принадлежностью" Восточной Церкви. Православие - это внутреннее качество Церкви, сохранение вероучительной истины, богослужебного и иерархического строя и принципов духовной жизни, непрерывно и неизменно пребывающих в Церкви со времен апостольских» (Юбилейный собор Р.П.Ц.).

в) Понятие греха и искупления .
Надо дать человеку простое и ясное понятие греха, как попрания воли любящего нас Бога, как непослушание заповедям Распявшегося за нас. Хорошо бы при этом опираться, в первую очередь, на Новозаветные тексты, и ответы давать новозаветным языком.

Например, на вопрос, какое отношение имеет наша греховность к греху Адама, и с какой стати «смерть перешла во всех человеков», Апостол Павел объясняет, что «в нем все согрешили» (Рим. 5:12). Мы все согрешили, и страдаем из-за своего греха, а не из-за Адамова, и поэтому должны покаяться. Но согрешили мы именно в нем, в Адаме. Эти слова нельзя объяснить. Их нужно запомнить и почувствовать.

Также на вопрос, что совершилось на Кресте, Новый завет ясно отвечает: Христос умер «за грехи наши» (1Кор.15: 3; Гал.1: 4; 1Пет. 3: 18), «за людей» (Ин. 11:50), «за нечестивых» (Рим. 5: 6), «за всех нас» (Рим. 8: 32), и мы «искуплены … драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца» (1Пет. 1: 18-19). И на вопрос, «кому предал Себя в жертву Христос?» - тоже есть ясный ответ: «Богу». Но не в удовлетворение Его якобы оскорбленного достоинства, но – «в благоухание приятное» (Еф. 5: 1-2).

г) О Христе и его заповедях .
Одна из бесед обязательно должна быть посвящена Евангелию, как благой вести о Христе Спасителе, о Христе Боге и о Христе Человеке. За время подготовки оглашенные, в качестве минимального требования, должны прочитать одно из синоптических Евангелий, и книгу Деяний апостольских. Как введение в христианскую нравственность, незаменимы евангельские притчи, особенно о блудном сыне, о злом должнике, о самарянине, о талантах.

д) О Церкви, Таинствах и молитве .
Практическая религиозная жизнь немыслима без собрания верующих. Ведь желая стать христианами, мы «приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» (Евр. 12: 22-24).
Мы призваны содействовать формированию у людей чувства Церкви и правильных понятий о ее внешнем устройстве, свойствах и Таинствах, применительно к современной жизни.
Здесь же необходимо дать представление о молитве, как о общении с Богом, Ангелами, и святыми. Важно раскрыть перед людьми сущностные, а не второстепенные аспекты подготовки христиан к исповеди и Причастию (см. Приложение-памятку о подготовке к причащению).

е) О дисциплинарных требованиях .
Для начала, надо бы ограничиться тем минимумом, который установил Первый апостольский собор для обращенных язычников: «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян. 15: 29).

Минимальная катехизация может быть осуществлена в ходе четырех тематических бесед. Уменьшение их нежелательно, но увеличение – возможно, с пастырской рассудительностью и заботой о желающих глубже познать веру. Оптимальный режим – одна беседа в неделю, причем, нежелательно затягивать каждую долее одного - полутора часов. Очень важна форма диалога, чтобы слышать и чувствовать оглашаемого. Очень помогают наглядные пособия и современные средства обучения: видео-, аудио- и компьютерная техника, для чего, естественно, нужна небольшая видео- и библиотека.

Практические аспекты оглашения

При подготовке к Крещению человек должен почувствовать, что он нужен Церкви, что именно в Церкви с ним готовы говорить о самых важных и самых таинственных сторонах его жизни. Общению должно быть уделено не меньше внимания, чем изучению истин веры.

Желательно, чтобы подготовка к церковной жизни осуществлялась силами того прихода, в который собирается войти оглашаемый. Руководителем должен быть настоятель храма, или другой священник, или активный член прихода, которого благословит настоятель. Помогать должны и другие члены общины, особенно восприемники оглашаемых. К практической подготовке относится:

а) Знакомство с приходской жизнью (рассказ о храме, о порядке богослужений и их видах, о святынях, о прихожанах и о направлениях внебогослужебной жизни).

б) Посильное участие в богослужениях. Важно, чтобы оглашенному помогли осознанно участвовать - разъясняли смысл, давали литературу. Вполне уместно совершение миссионерских богослужений.

в) Выбор из молитвослова краткого молитвенного правила, по согласованию с ответственным священником или катехизатором.

г) Посильное соблюдение уставных моментов, согласно свободному решению оглашаемого, в частности, посильное соблюдения поста перед Крещением. Требование соблюдать пост строго по уставу - недопустимо!

д) Исповедь перед Крещением - для того, кто проявит к тому свободное волеизъявление.

е) Если есть желание и возможность, - участие в приходской внебогослужебной жизни, в частности, в работе при храме, в уборке храма и территории, в помощи нуждающимся.

Исповедально-доверительная беседа перед Крещением.

Согласно традиции Церкви, с оглашенным, перед тем, как его имя вписывалось в число готовящихся к Крещению, проводилась испытательная беседа. Она давала возможность выяснить мотивацию, общий настрой человека, предшествующую жизнь. Если имели место занятия, несовместимые с христианской верой, их следовало оставить за время оглашения. В случае необходимости, община даже содержала такого, пока не обретет новую профессию. По окончании катехизации происходило вторичное испытание, иногда совмещенное с исповеданием грехов. Проверялись полученные знания, и степень готовности вступить в Церковь. Эти беседы, проводимые, конечно же, только священником, дают оглашаемым дополнительную сильную мотивацию для изучения веры и изменения образа жизни.

О крещении младенцев

В общественном сознании Крещение младенцев представляется, как старинный бытовой обряд, обязательный для русского человека, где вера «крестных» вовсе не обязательна. Однако же, исходя из экклесиологических соображений, крестить можно только детей сознательных христиан. По слову ап. Павла, дети христиан святы (1Кор. 7: 14), они в силу рождения от церковных людей принадлежат Церкви.

Поэтому, кстати, чин "воцерковления" должен бы предшествовать чину Крещения, как свидетельствующий о потенциальной церковности детей. Если родители еще недостаточно воцерковлены, должна быть гарантия, что хотя бы восприемники смогут оказывать серьезное церковно-воспитательное воздействие на детей. Иначе – надо бы ждать, пока ребенок вырастет, и сам свободно и осознанно захочет креститься. Вообще говоря, в наше время, в силу утери общинности, и замкнутости семейной жизни, роль Восприемников по отношению к детям не совсем ясна. Воцерковление детей в наше время лежит и может лежать более на родителях. Основная же роль восприемников - быть усердными молитвенниками за своих крестников.

Вполне допустимо быть двум крестным, хотя древняя практика знала одного, того же пола, что и крещаемый. Истинным восприемником следует считать того из них, кто более ответственно подходит к своим обязанностям, вне зависимости от пола.

Следовало бы разрешать присутствовать при совершении Таинства матери, по прошествии сорока дней, предварительно прочитав над ней очистительную молитву. Есть также мнение, что, исходя из важности момента, имеет смысл допускать женщин и раньше этого срока, если только крестины совершаются не в храме.

Итак, лишь верно следуя заповеданному Богом, Церковью и данным условиям в деле катехизации, преодолевая имеющиеся трудности, мы будем на спасенном пути.

Состояние катехизации и её необходимость на современном этапе

В настоящее время многие люди с надеждой обращают свой взор в сторону Церкви. Возрастающее влияние Церкви на гражданское общество дает нам право смотреть в будущее с оптимизмом:

Увеличивается число приходов, в том числе за счёт молодёжи;
- по числу крещаемых, Православная Церковь впереди всех остальных религий и конфессий в России;
- пройдя через неофитство как естественную болезнь роста, люди обретают истинные смысл и радость жизни в любви ко Христу и единении с Ним;
- возрождается миссионерская, катехизаторская и издательская деятельность Церкви;
- расширяется сеть ЦП Воскресных школ и духовно-просветительских центров;
- расширяется социальное служение Церкви;
- растёт общественный статус, авторитет Церкви и уровень церковного самосознания;
- Церковь во всём многообразии форм вступает в конструктивный диалог с государством и обществом, что отражено в Социальной Концепции.

Но вызывает тревогу и беспокойство то, что хотя подавляющее большинство россиян крестилось и крестится в Православной Церкви, но мотивы, по которым они это делают, зачастую являются далекими от подлинного содержания православной веры и христианской жизни. Православная вера в их сознании часто остается как дань историческим и национально-культурным традициям. Наблюдается низкий уровень знаний о Боге, о вере и Церкви. Очень слаба мотивация и ориентация на нравственную и духовную жизнь. Обычным явлением стало потребительское отношение к Церкви.

И значительная доля ответственности за это лежит, конечно, на самих служителях Церкви, на тех, кто не достаточно радеет о своих учительных обязанностях.

В настоящее время, когда христианское образование в ХХ веке оказалось практически разрушенным, а миссионерско – катехизаторская деятельность масштабно не развивалась, возникла проблема ознакомления и обучения основной массы крещеных людей с основами православного вероучения и мировоззрения. Основная часть современных верующих, крещеных людей, очень малоцерковна и далеко не соответствует тем требованиям, которые предъявлялись к наставляемым в вере – оглашенным, перед крещением, в древней Церкви во времена святителя Кирилла Иерусалимского, автора огласительных поучений, жившего в IV веке.

В безукладных современных семьях без преемства христианских традиций, уже более 3-х поколений перестали заботиться о христианском характере воспитания детей и приобщения их к церковной жизни. Сейчас мы можем только произнести святоотеческое выражение «Семья - это малая Церковь», но мало кто понимает, и способен приобщить семью к благочестивой жизни в традиционном церковном укладе.

В Церковно-приходских Воскресных школах обучается менее 1% из общего числа учащихся государственных школ, где охват учащихся факультативным преподаванием Основ Православной Культуры катастрофически мал и явно пробуксовывает. В связи с этим, вопрос катехизации – (веронаставничества), духовного просвещения с целью воцерковления новокрещенных и готовящихся креститься, стоит как никогда остро. Все это требует со стороны Церкви новых подходов, (в миссионерской, катехизаторской, педагогической, пастырской и управленческой деятельности), новых организационных форм, усилий в помощи вновь приходящим, особого внимания, заботы, такта и любви, чтобы им стать на путь воцерковления, обретения христианской жизни и спасения.

На сегодняшний день отсутствует развитая, эффективная система образования и практической подготовки катехизаторов, церковных педагогов, психологов и организаторов просветительской и социальной работы. Мало практически выверенной специализированной литературы для самообразования и устроения жизнепотребных форм церковно-созидательной деятельности. На многих крупных приходах, и даже во многих благочиниях до сих пор, несмотря на постановление Архиерейского собора 2004 года, отсутствует штатная должность приходского катехизатора – организатора различных форм общинноустроительной жизни прихода.

В самой богослужебной жизни прихода нередко отсутствует акцент на Евхаристии, как на главном таинстве Церкви. Наряду с этим, наблюдается отсутствие заинтересованности священнослужителей во внебогослужебной просветительской деятельности, и вообще - недостаточный уровень пастырской подготовки к ней, порой неспособность донести современному человеку и молодому поколению вечные истины Православного исповедания.

Неразвитость внебогослужебной, общинно-укладной, учительной-трудовой жизни приходов, а так же отсутствие совместного досуга семей, приводит к почти полному отсутствию православной социокультурной среды, где только и возможно полноценное воспитание детей и юношества.

Крайне важно сместить акцент с материальной стороны жизни Церкви на миссионерско-катехизаторскую, учительно-просветительскую, общинноустроительную под пастырским окормлением. Материальные ресурсы должны быть направлены прежде всего на заботу о членах церкви, миссию, катехизацию, и благотворительность. Как говорится в Послании юбилейного архиерейского собора РПЦ, "Сегодня завершается первоначальный этап церковного возрождения, на котором главное внимание было уделено восстановлению старых и открытию новых храмов, монастырей, духовных школ. Мы вступаем в новую эпоху, когда от количественного роста необходимо перейти к качественному, когда основное внимание должно быть уделено воссозданию человеческой души. Главная и неизменная забота Церкви – спасение людей, не только постоянных прихожан, но и тех, кто ищет свой путь к Богу. Нужно, чтобы каждый пришедший в храм почувствовал себя в родной среде, ощутил любовь и заботу.

Пастыри должны помнить, что их личная святость может привести к вере тысячи людей, так же как и их пороки могут отвратить многих от Церкви. Если сегодняшняя ситуация не изменится, нам грозит маргинализация Церкви и потеря авторитета в обществе...

Организуя церковную работу, христианин призван искать эффективные формы, уточнять их, совершенствовать, сверяя со Священным Писанием и святоотеческой традицией, не боясь применять все лучшее в своей практике, по принципу, выраженному блаженным Августином: «В главном - единство, во второстепенном – свобода, во всем – любовь» .

За последние годы сложилась добрая традиция проведения общественно-церковных форумов, законоучительных съездов, катехизаторских и образовательных конференций. Это, конечно, способствует обмену опытом, книгоиздательству, возвышению голоса Церкви. Однако дело катехизации так и не стало общецерковным.

Целью миссии Церкви на Земле всегда было – открыть реальность Благой вести о Христе Спасителе, ибо - «Как веровать в Того, о Ком не слыхали?» (Рим. 10: 14) Результат миссии достигнут, когда человек начинает жить, исходя из этой реальности. Катехизация есть практический процесс раскрытия реальности Благой вести, некое сопровождение человека на пути ко Крещению, и на первых этапах самостоятельной церковной жизни. Поначалу это слово означало «возвещать с возвышенного места». Катехизация всегда осуществлялась в виде диалога, собеседования, в форме вопросов и ответов. И не случайно. Потому что наполнить можно только открытую, вопрошающую душу.

Назначение и место катехизаторского служения

Среди 4-х основополагающих видов церковного служения, катехизаторское служение имеет своё место, свою направленность, назначение и содержание.

Если миссионерская деятельность призвана пробудить в человеке веру, обратить ко Христу и Его Церкви, то катехизаторская , как духовно-просветительская деятельность, направлена на усвоение основ Православия и ориентацию на начальном этапе церковной жизни.

Дело церковного педагога , чаще Законоучителя, – преподать преимущественно предметное содержание церковного вероучения, и основ христианского мировоззрения.

Дело же пастыря – заложить основу духовной жизни и верно руководствовать окормляемых в устроении, поддержании и совершенствовании духовной жизни в лоне святой Церкви.

Цель и задачи катехизации

Целью катехизации является воцерковление - приобщение людей к христианской богоугодной жизни по заповедям в лоне святой Церкви.

Церковь есть сокровищница, в которой содержится вся полнота жизни, неоскудеваемый источник всех благ и нашего спасения.

Под воцерковлением разумеется не набор знаний и различных церковных внешних действий, а реальное преображение духа, нрава, отношений и образа жизни человека сообразным Евангельскому образу личности Иисуса Христа.

Воцерковить – значит ввести в организм Церкви, усвоить человека благодатному духу жизни Церкви, помочь обрасти нравственными и духовными связями с остальными людьми церковной общины, сделаться Христовыми по своему духу, нраву, отношениям, и через то живой клеточкой богочеловеческого организма Христовой Церкви.

Можно провести сравнительные параллели, открывающие нам смысл и высокое назначение Матери Церкви. Как в утробе родной матери у каждого из нас формировалось наше тело и зачиналась жизнь души, подобно этому, но уже в утробе Матери Церкви (в лоно Которой мы вошли от купели Крещения), под Её водительством в течении всей земной жизни должно идти формирование, а точнее «вызревание» души для будущей жизни – жизни вечной.

Церковно-приходская община имеет в себе четыре важнейших свойства Церкви, (единсто, святость, соборность и апостольность ), по которым она и принадлежит ей.

Воцерковить – значит ввести в жизнь церковной общины, дабы усвоиться свойствам церковного организма, стать их носителем.

Единство – как целостность личности и непоколебимость в исповедании веры в Бога и Церковь.

Святость , как хранение целомудренности и нравственной чистоты в отношениях, поведении и жизни.

Соборность , как единомыслие и единодушие церковной общности в исповедании, делах и служении.

Апостольность , как соработничество Христу в распространении веры и свидетельствовании богоугодной христианской жизни.

Это достижимо лишь при решении целого ряда задач , а именно :

а) Помочь обрести Евангелие как книгу жизни и в свете его принять Предания Православной Церкви, идущее от апостольских времен и святых отцов;

б) помочь обрести христианское вероучение и мировоззрение, основанное на Священном Писании и догматических основах Православия, находящихся прежде всего, в Символе Веры.

в) Помочь обрести базовые знания о церковной жизни и признание того, что жизнь христианина призвана находиться в рамках канонических правил и церковной дисциплины.

г) Способствовать воцерковлению, как поэтапному вхождению в практическое освоение чина церковной жизни, всё более отлагаясь от самолюбия, своенравия и самочиния.

д) Помочь приобщению к Евхаристической жизни общины признание того, что центром всей жизни православного христианина является Евхаристия.

е) Помочь принять иерархическую структуру Церкви.

ж) Помочь обрести личную духовную жизнь и свое место в посильном служении Церкви.

з) Помочь человеку взять ответственность перед Богом и Церковью за церковную жизнь как форму в которой может развиться и вырасти личное благочестие.

При целостном взгляде на процесс воцерковления посредством катехизации, можно выделить в нем несколько взаимодополняющих его сторон :

а) приобщение человека к церковному вероучительному знанию, способствующему воцерковлению его сознания и жизни;

б) приобщение к опыту церковно-уставной дисциплины и молитвенно-евхаристической богослужебной жизни, способствующих более всего преображению человеческого духа в сродность Христову духу: «…Если кто Духа Христова не имеет, тот и не Его…» (Рим. 8, 9);

в) духовное руководство, помогающее христианскому совершенствованию в добродетели и отсечению своей пристрастной воли, преодолению саморазумения, своенравия, своекорыстия и самочиния;

г) деятельная общинноустроительная жизнь на Церковном приходе, способствующая обретению нравственных и духовных связей и братских отношений, образцом которых являются отношения первохристианской общины в евангельском духе (Деян. 2: 42-47);

д) собственная духовно-нравственная, аскетическая жизнь (молитва, пост и милостыня) в своей семье, в церковном укладе.

Поэтому под катехизацией в наше время необходимо понимать работу по содействию в воцерковлении тем, кто принял решение стать церковным человеком и вести христианский благочестивый образ жизни. Катехизация призвана побуждать человека к осознанной церковной жизни в том служении, к которому человек призван, к чему имеет дар от Бога (врач, учитель, руководитель, воспитатель, священник, монах, и т.д.) (1 Кор. 7: 20).

Плодами катехизации являются познание церковного вероучения, обретение православного мировоззрения и сознательное вхождение в жизнь Церкви, регулярное участие в ее таинствах и, прежде всего, в святой Евхаристии. Помимо участия в Евхаристии, важнейшей составляющей церковности является нравственная и духовная жизнь, а также молитва и дела любви: "Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет?» (Иак. 3: 19-20).

О уровнях и ступенях непрерывной катехизации

Катехизическая деятельность Церкви должна проникать подобно лучу света и пронизывать все возраста, уровни и сферы деятельности Церкви, как и Евангельское Благовестие, обращено ко всем, всегда и на все времена.

Остановлюсь лишь на предполагаемых уровнях и ступенях катехизации по восходящей, от простого к сложному. Всё Катехизаторское дело содержит в себе два главных раздела – освоение церковного знания веры и практическая церковная жизнь по вере. Как и сказано об этом у свт. Григория Богослова: «Для нашего спасения необходимо иметь две вещи – верное умопостижение веры и благочестивая жизнь».

Для удобства восприятия и передачи церковного знания веры (коснёмся лишь этой, одной стороны). Условно катехизацию как средство воцерковления можно подразделить на 3 уровня, а на каждом из них 3 ступени; всего получается 9 ступеней.

I-й уровень: Начальная катехизация

Состоит из 3-х ступеней.

1 ступень : Приходское консультирование; (первоначальное знание о Православии), где затрагиваются основные истины православного мировоззрения: о цели и смысле человеческой жизни; о добре и зле; о вере, о любви; об Истине и заблуждениях и т. д; он и выявляет человеческие приоритеты, наличие пробелов (т. н. лакун) в человеческом сознании, характер заблуждений, суеверий, различных мировоззренческих штампов и негативных стереотипов восприятия вероучительных истин Православия. А также это наставление в первоначальных сведениях о вере и церковной жизни просветительского характера; осуществляемых при общении людей и особенно в «приходском консультировании», как оказании необходимой помощи при начальном воцерковлении мирян, делающих первые шаги к Богу и Церкви.

2 ступень : Оглашение (предкрещальная Катехизация – первостепенное знание о Православии), где оглашаемый получает наставление в основах веры, перед сознательным принятием Святого Крещения; по основным разделам огласительного цикла бесед, (который м. б. вариативным по срокам и содержанию).

3 ступень : Основы Православия (Основополагающее знание о Православии), где катехуменам разумно давать знание по основам православной веры. (в объеме книг Закон Божий и Катехизис; например под ред. прот. Серафима Слободского свт. Филарета (Дроздова).

*Предоглашение - это преодоление суеверий, заблуждений и самомнений, в постсоветском, (материалистическо – атеистическом) сознаний людей, т. н. «штампов и стереотипов», против веры, посредством общения, в духе сказанного слова и христианских убеждений, основанных на личном опыте и силою личного примера.
*Предоглашение постепенно происходит на I-ом уровне катехизации, при продвижении от ступени к ступени.

II-й уровень: Основная Катехизация

1 ступень : Православное вероучение (Основное вероучительное знание)

2 ступень : Православное мировоззрение (Основное богословие с элементами истории, антропологии, философии, культурологи и естествознания)

3 ступень : Православная апологетика; (Защита истин и учения Православной Церкви, с опорой на православное вероучение и мировоззрение с элементами Сравнительного богословия).

III-й уровень: Углублённая Катехизация

(На богословском уровне)

1 ступень : Начальный богословский уровень (Духовное училище)

2 ступень : Средний богословский уровень (Духовная семинария)

3 ступень: Высший богословский уровень (Духовная академия)

Существуют 4 слагаемых элемента катехизации

1) Катехизация как приобщение к христианскому вероучительному знанию;

2) как приобщение к опыту церковной жизни и церковному преданию через молитву, пост, пастырское руководство, таинства и дела милосердия;

3) как общинно-устроительная жизнь конкретной группы воцерковляющихся людей;

4) собственная нравственно-аскетическая жизнь человека по чину церковной жизни; Таким образом, понятие «катехизации» вмещает в себя эти уровни.

Вообще катехизация должна способствовать целостному становлению личности христианина, в котором условно можно выделить шесть областей становления :

1) богослужебно-литургическая или евхаристическая область жизни, заключающаяся в регулярном участии в богослужении (пост, молитва, исповедь, причащение), как богочеловеческом диалоге общения вплоть до единения, обретаемого в Таинстве святого Причащения.

2) Затем духовно-окормительная сторона жизни под пастырским руководством, где с наставнической помощью человек может проходить неизведанный доселе путь искушений и трудностей, достигая большего христианского совершенства;

3) нравственно-аскетическая область становления и самовоспитания через внутреннюю работу над собой, требующая внимательной молитвенно-трезвенной жизни человека, стремления к искоренению грехов, дурных привычек и стяжанию благодати Святого Духа и христианских добродетелей;

4) семейно-родовая область жизни, где человек проходит этапы сыновства, супружества и отцовства;

5) вероучительно-мировоззренческая или учебно-образовательная область, направленная на поэтапное освоение церковного вероучения и христианского православного мировоззрения;

6) общинно-трудовая часть, область жизни в обретении добродетельного характера отношений через внутреннюю работу над собой по усмирению страстей, искоренению греха и совместную трудовую деятельность на благо ближних и Церкви.

Хочется отметить интересный факт происшедший на 24-х Рождественских Чтениях на секции по катехизации. Буквально не согласуясь друг с другом несколько выступающих с докладами по вопросам катехизации священнослужителей из разных епархий Русской Церкви высказали одинаковую мысль – что нашим крещеным людям не привившимся к Церкви, не хватает какого-то импульса, который бы подтолкнул и вернул их в объятия святой Матери Церкви. Хотелось бы надеяться, что таким импульсом послужит хорошо поставленное в дальнейшем дело катехизации.

Во время проведения огласительных бесед катехизатору необходимо стараться избегать следующих наиболее часто встречающихся ошибок.

Изложенные в данной работе наблюдения и выводы явились результатом осмысления опыта девятилетнего проведения автором огласительных и катехизических бесед в Кафедральном соборе и иных приходах г. Ростова-на-Дону, преподавания на курсах подготовки катехизаторов при Донской Духовной семинарии, а также изучения подходов московских и донских катехизаторов.

В статье показаны отрицательные проявления одной из самых глубинных и духовных форм человеческого общения – встречи ради научения вере и передачи религиозного опыта от сердца к сердцу. Боль и разочарование обычных людей, поделившихся своими впечатлениями от катехизических бесед, общение с будущими и практикующими катехизаторами – всё это побудило автора осмыслить негативный опыт катехизации и предостеречь от искажений в этом церковном служении.

Приведенные здесь тезисы ранее были изложены в книге автора «Оглашение на современном этапе», получившей гриф «Рекомендовано» в Отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви и изданной в 2013 году .

***

Как видится, рассматриваемые нами ошибки бывают обусловлены причинами богословского характера, когда катехизатор неправильно себе представляет основы эклессиологии и путь спасения человека, отсутствием навыков воплощать высокие истины Православия на практике, а также же особенностями духовного устроения самого катехизатора, иными словами, его грехами.

Принципиальной богословской ошибкой, относящейся к теме катехизации, является убеждение, будто присоединение к Церкви и сама принадлежность человека к Церкви проявляется формально и без личных усилий самого человека. В таком случае возникает идея об «абстрактном христианстве», к которому человек принадлежит лишь в силу совершения Таинства Крещения. Понятно, что такая парадигма не подразумевает необходимости научения человека, его личного подвига и приобщения к тому, что мы называем опытом духовной и церковной жизни.

Придерживающиеся этой мысли люди не видят смысла в катехизации и всячески препятствуют ее осуществлению. Стремление крестить всех подряд они часто прикрывают жалостью к людям (на самом деле это равнодушие к участи конкретного человека в земной жизни и в Вечности).

Приверженцы противоположного подхода видят в катехизации фундамент для возрастания и восхождения христианина по ступеням духовной лестницы. Посткрещальная катехизация осуществляется при таком видении постоянно и во всех формах церковной жизни.

Если жизнь конкретной православной общины формируется вокруг Евхаристической Чаши, если прихожане любят богослужение и обращаются к Евангелию как к Книге Жизни, если богословие для них не сухая схоластика, а систематическое изложение законов духовной жизни, то и человек, участвующий в подготовительных беседах перед Таинством Крещения, будет чувствовать значимость обозначенных аспектов церковной жизни и стремиться приобщиться к каждому из них.

В значительной степени осознание важности катехизации на приходе связано с уровнем духовной жизни и собственным отношением настоятеля, клириков и активных прихожан прихода к церковным Таинствам. Если они позволяют оглашенным или родителям крещаемого младенца лишь формально и «ради галочки» готовиться к участию в Таинствах Церкви, то, по всей видимости, и свою личную духовную жизнь они рассматривают как формальную принадлежность к Церкви.

Такие люди, скорее всего, сами не участвовали в катехизиции и не серьезно относятся к тайне спасения. Идея абстрактной принадлежности к Церкви не позволяет им прочувствовать ту истину, что в любом Таинстве благодать Божия или просвещает душу верующего и покаявшегося человека, или же опаляет, если тот не готов её принять.

Эти причины в первую очередь затрудняют выход огласительной практики в церковной среде на принципиально иной уровень.

Кроме указанной принципиальной проблемы, к ошибкам катехизаторов можно отнести некоторые заблуждения практического характера.

1. Подмена воцерковления внешней церковностью (точным исполнением церковных чинов и обрядов) .

В этом случае катехизатор подробно рассказывает оглашенным о важности освящения куличей на Пасху, а также посещения церковных богослужений, не раскрывая побудительных мотивов, а также умалчивая о том, что церковная обрядность раскрывает веру человека в Воплотившегося Бога, а вовсе не подменяет внутреннее внешним.

2. Подмена христианской нравственности внешней аскетикой, делая из нее « б ремена тяжелые и неудобоносимые, и возлагая [их] на плечи людям » (Мф. 23:4) .

Порой катехизаторы излишне озабочены идеей достижения оглашенными высокого аскетического уровня, ради чего им преждевременно навязывается, например, практика строгих постов или сугубого супружеского воздержания.

Неофитский импульс, порой, позволяет оглашенному подъять такие непосильные подвиги. Однако с течением времени христианин может вместе с неразумно взятыми тяжкими бременами подвигов оставить и саму Церковь. « Кто толкует , — пишет преподобный Симеон Новый Богослов, — о последних степенях совершенства для новоначальных, и особенно более ленивых из них, тот не только не принесет им пользы, но еще сделает, что они возвратятся вспять ».

Катехизатор должен помнить, что христианские подвиги – это не геройство, а кропотливый и смиренный труд.

Процесс духовного возрастания неофита удачно описал протоиерей Александр Ильин: « Человек как почка: если попробуешь её развернуть раньше времени, то погубишь, а придет время, она раскроется. Так и сердце человеческое ».

Наставляя неофита, всегда необходимо учитывать его душевное состояние, степень духовного возраста и постигать ту меру подвигов и добродетели, которую он сможет понести: « Кто прежде надлежащего времени предлагает людям высокое учение, тот и в свое время не найдет их способными следовать ему, навсегда сделав их бесполезными » (святитель Иоанн Златоуст).

3. Представление греха как набора поступков и обрядовых нарушений.

Эта ошибка также связана с неправильным восприятием греха и пути спасения. Приходилось слышать об одном печальном случае из огласительной практики, когда единственное занятие пред Крещением катехизатор посвятил рассказу о недопустимости содержания собаки в доме христианина, а также запрету на посещение женщиной храма в «женские дни».

4. Отрицательный характер проповеди (установка «всё нельзя»).

Если катехизатор находится в ситуации внутреннего разлада, если он разочарован в самой возможности наполнения своей жизни светом Христовой благодати, то и своим ученикам он передает неверный вектор воцерковления.

Как бы капитулируя перед необходимостью преображения жизни, такой горе-катехизатор старается оградить своих подопечных от всяческих «опасностей» и искушений мира сего, требуя отсечь фактически всё, связывающее оглашенного с реальной жизнью: телевидение, музыку, чтение светских книг, общение с нецерковными людьми и т.д.

Неопытные в духовном плане люди зачастую проходят этап (иногда на нём надолго «застревают» даже катехизаторы) «ревности не по разуму» (Рим.10:2). Это путь ригоризма — строгого проведения своих принципов в поведении и мысли, исключающего какие-либо компромиссы, учет других принципов, и пуританства — стремления во всем достигать идеального результата. Но даже стремящимся к достижению идеала людям стоит помнить, что «без меры обращается во вред даже почитаемое прекрасным» (святитель Василий Великий).

Либерализм лишь на первый взгляд выглядит как противоположность излишней категоричности. Ведь в обоих случаях их сторонники выявляют свою внешнюю, половинчатую принадлежность Церкви.

Если катехизатор не уверен в возможности преображения человека под влиянием благодати Божией, он с легкостью снижает «планку требований» для иных людей. Такой человек не видит призвания христианина, не верит по-настоящему в образ Божий в человеке и в возможность преодоления греха.

6. Формальный отказ допустить человека к Крещению без стремления помочь преодолеть сложившиеся препятствия к принятию этого Таинства.

Степень готовности оглашенного к участию в Таинстве в некоторых случаях весьма низкая. Понимая это, некоторые катехизаторы вместо терпеливой помощи в преодолении возникших препятствий просто отказывают в допуске к Крещению.

В таком случае общение далекого от церковных реалий человека с катехизатором оборачивается не пользой, а очевидным духовным вредом. Отверженный оглашенный обижается на катехизатора, а вместе с ним, зачастую, на всю Православную Церковь.

Если в процессе оглашения катехизатор столкнулся с непреодолимыми, как ему кажется, препятствиями к Таинству Крещения, он обязан передать «эстафету» оглашения духовенству прихода.

Предложение отложить совершение Таинства Крещения до времени осознания человеком подлинного смысла этого Таинства может быть объявлено священником только после того, как им будут исчерпаны все возможные способы преодоления тех или иных заблуждений, языческих предрассудков или грехопадений оглашенного. Такое решение необходимо терпеливо и с любовью донести до некрещеного человека, поясняя причину невозможности его участия в Таинстве Крещения в настоящий момент, а также предлагая дальнейшую помощь в подготовке к Крещению.

К ошибкам третьего рода относятся те, в которых человеческое «Я» катехизатора чрезвычайно выпячивается. Это проявления страстей гордости и тщеславия.

1. Стремление катехизатора «привязать» оглашаемых к себе вместо указания им пути ко Христу.

В таком случае самолюбование и тщеславие катехизатора проявляется в стремлении «блеснуть» своими познаниями. Такие законоучители « уверены о себе, что [являются] путеводителем слепых, светом для находящихся во тьме, наставником невежд, учителем младенцев, имея в законе образец ведения и истины » (Рим.2:17-20). Поэтому оглашенным они стараются дать понять, что вне их круга общения последним будет весьма трудно или даже невозможно найти путь спасения. Такие катехизаторы ревниво запрещают оглашенным читать книги других проповедников и обращаться к опыту иных катехизаторов.

2. Подмена катехизации пастырством (попытка катехизатора-мирянина исполнять функции пастыря-священника).

Предлагая оглашенным основы так называемого «Морального катехизиса», некоторые катехизаторы, порой незаметно для себя, начинают интересоваться их греховным прошлым. Иногда они прямо предлагают оглашенному рассказать про свои грехопадения, надеясь дать советы в сложившихся жизненных обстоятельствах.

Несомненно, искренний человек во время подготовительной беседы может раскрывать перед катехизатором-мирянином свой жизненный путь. Но катехизатор не может ожидать от людей такой открытости, и уж, тем более, требовать исповедания ими своих грехов. Катехизатору не следует давать оглашаемым советы по разрешению семейных и иных глубоко личных ситуаций, предоставив это священнику-пастырю.

3. Стремление к «подстраиванию» катехизатора под слушателей , заискивание, чрезмерное упрощение Православия и его редукция до уровня оглашенных.

«Неверие» в своих учеников, в их способность подняться до уровня высокой планки совершенства христианской мысли и жизни, а также боязнь потерять возможность общения с оглашенными порой приводит к стремлению катехизатора говорить угодное своим слушателям, «льстить [их] слуху» (2 Тим. 4:3).

Несомненно, что такая уступчивость катехизатора означает или его подверженность страсти тщеславия и греху человекоугодия, либо является признаком внутренней догматической беспринципности.

4. Превращение беседы в монолог катехизатора

Даже во время катехизации порой проявляется отсутствие взаимопонимания между людьми. Катехизатор должен быть не только знатоком богословских книг и хорошим оратором. Во время беседы кроме передачи вероучительной информации он призван молитвенно вслушиваться в опыт новоначального человека, дать возможность тому высказаться и открыть свою душу. Многократно приходилось слышать отзывы оглашенных о «духовных беседах», во время которых им было трудно вставить даже слово в проповедь законоучителя. Печально, когда катехизатор или священнослужитель воспринимает свое служение как способ самовыражения, как бы забывает о пришедшем человеке и превращает общение с новоначальными в свой монолог.

Замечая в своей катехизической деятельности проявление указанных ошибок, катехизатору следует прилагать особые духовные усилия для их преодоления, призывая благодатную помощь Божию, молясь о своих подопечных (оглашенных) и обращаясь за советом к своему духовнику. XXI Международных Рождественских образовательных чтений

«Приходской катехизатор – деятельность, подготовка, аттестация»