Информационные учебно-познавательные материалы. Соглашение о разделе продукции Соглашение о разделе продукции существенные условия

Соглашение о разделе продукции – это договор, который заключается между предприятием и Российской Федерацией. На его основании предприятию (инвестору) передается на время право на поиск, разведку и добычу минерального сырья на определенном участке недр. За это инвестор обязан отдать государству часть добытого сырья или выплатить его стоимость деньгами.

Условия, которым должно соответствовать соглашение о разделе продукции, прописаны в пункте 1 статьи 346.35 Налогового кодекса РФ. Перечислим их.

Во-первых, соглашение можно заключить только после того, как был объявлен и проведен аукцион на предоставление права пользования недрами, который признали несостоявшимся.

Во-вторых, в соглашении должны быть определены условия раздела произведенной продукции (это количество продукции горнодобывающей промышленности и продукции разработки карьеров, содержащейся в добытом сырье).

Федерального закона от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» предусматривает два варианта раздела продукции.

Первый вариант. Доля инвестора в произведенной продукции не превышает 75 процентов, а при добыче на континентальном шельфе – 90 процентов общего объема произведенной продукции.

Второй вариант. Пропорции раздела определяются в зависимости от геолого-экономической и стоимостной оценки участка недр, а также показателей технико-экономического обоснования соглашения. При этом доля инвестора не может превышать 68 процентов от произведенной продукции.

И наконец, соглашение должно предусматривать увеличение доли государства в продукции в случае улучшения показателей инвестиционной эффективности для инвестора.

Постановка инвестора на налоговый учет

Поскольку для инвесторов действует особый порядок налогообложения, они должны встать на учет в инспекции в качестве участника соглашения о разделе продукции. Для этого в инспекцию нужно подать заявление по форме № 9-СРПЗ , которая утверждена приказом МНС России от 17 марта 2004 г. № САЭ-3-09/207 . А к нему следует приложить:
– копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
– уведомление об использовании права на применение специального налогового режима при выполнении соглашения о разделе продукции;
– само соглашение о разделе продукции;
– решение об утверждении результатов аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем о разделе продукции, и о том, что он признан несостоявшимся в связи с отсутствием участников.

Особенности налогообложения

В течение всего срока действия соглашения о разделе продукции для инвесторов действует особый порядок налогообложения.

Перечень уплачиваемых налогов

Итак, вместо уплаты некоторых налогов и сборов предприятие отдает государству часть произведенной продукции. В зависимости от того, какой процент продукции остается у самого инвестора, для него действует разный механизм налогообложения.

При первом варианте раздела продукции НДС платежи за пользование природными ресурсами, водный и земельный налоги, госпошлина, таможенные сборы, а также суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченные инвестором, ему возмещаются.

Кроме того, инвестор не уплачивает налог на имущество в отношении основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, которые находятся на балансе. Также он не платит транспортный налог в отношении принадлежащих ему транспортных средств (кроме легковых автомобилей), используемых исключительно для осуществления деятельности по соглашению. Это прописано в пункте 7 статьи 346.35 Налогового кодекса РФ. А вот при втором варианте раздела продукции уплаченные налоги инвестору не возмещаются. Список уплачиваемых налогов при разных схемах налогообложения приведен в таблице 1.

Таблица 1. Перечень налогов, уплачиваемых инвестором

Налог на добавленную стоимость

В соответствии с пунктом 5 статьи 346.39 Налогового кодекса РФ от налогообложения освобождается:
1) передача на безвозмездной основе имущества, необходимого для выполнения работ по соглашению между инвестором и оператором, в соответствии с программой работ и сметой расходов;
2) передача доли произведенной продукции, полученной инвестором по условиям соглашения, другим участникам объединения по соглашению;
3) передача инвестором в собственность государства вновь созданного или приобретенного имущества, использованного для выполнения работ по соглашению.

В остальном налог исчисляется в общем порядке. Правда, если по итогам квартала сумма налоговых вычетов превысит общую сумму налога, исчисленную по реализованным товарам (работам, услуга), разница возмещается инвестору: она может быть зачтена в счет уплаты будущих платежей или возвращена на его счет.

Налог на прибыль

Объектом налогообложения признается доход от выполнения соглашения, уменьшенный на величину расходов.

Доходом являются поступления от продажи принадлежащей инвестору прибыльной продукции (это произведенная продукция за вычетом той ее части, стоимостный эквивалент которой используется для уплаты налога на добычу полезных ископаемых), а также внереализационные доходы. Последние определяются по правилам статьи 250 Налогового кодекса РФ.

Если в качестве инвестора выступает объединение организаций, не имеющее статуса юрлица, доход, полученный каждой организацией, определяется пропорционально ее доле в общем доходе.

Порядок учета расходов

Все расходы инвестора по соглашению о разделе продукции можно разделить на две группы.

1. Расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль.

2. Так называемые возмещаемые расходы, то есть расходы, которые возмещаются за счет компенсационной продукции. Это часть произведенной при выполнении соглашения продукции, передаваемой в собственность инвестора.

В состав возмещаемых расходов включаются следующие траты.

1. Расходы, произведенные до вступления соглашения в силу, если оно заключено по месторождениям полезных ископаемых, которые ранее не разрабатывались (если данные затраты не учтены при налогообложении прибыли).

2. Расходы, произведенные с даты, когда соглашение вступило в силу (их перечень приведен в таблице 2).

Таблица 2. Учет возмещаемых расходов

Учтите, что все перечисленные расходы возмещаются инвестору в размере, который не превышает установленного соглашением уровня компенсационной продукции.

Если возмещаемые расходы превысили этот норматив, они могут быть перенесены на следующий отчетный (налоговый) период. При этом возмещаемыми не признаются расходы, произведенные:
– до вступления соглашения в силу (на приобретение пакета геологической информации для участия в аукционе, на оплату сбора за участие в аукционе);
– с даты, когда соглашение вступило в силу (разовые платежи за пользование недрами, налог на добычу полезных ископаемых, платежи по заемным средствам, комиссионные выплаты по ним и т. д.).

Затраты, не включенные в состав возмещаемых расходов, учитываются в целях налогообложения прибыли по общим правилам.

При этом налоговая база определяется по каждому соглашению раздельно. То есть инвестору придется вести раздельный учет.

1. Соглашение о разделе продукции (далее - соглашение) является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее - инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

2. Условия пользования недрами, установленные в соглашении, должны соответствовать законодательству Российской Федерации.

Право пользования участком недр может быть ограничено, приостановлено или прекращено по условиям соглашения, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Перечни участков недр, право пользования которыми на условиях раздела продукции может быть предоставлено в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, устанавливаются федеральными законами.

(см. текст в предыдущей редакции)

Проекты указанных федеральных законов, а также проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в указанные федеральные законы вносятся в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации субъектами права законодательной инициативы и рассматриваются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации при наличии заключений Правительства Российской Федерации и решений законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены соответствующие участки недр.

(см. текст в предыдущей редакции)

В перечни участков недр включаются участки недр, в отношении которых имеются обоснования Правительством Российской Федерации целесообразности включения таких участков недр в указанные перечни.

В отношении расположенного в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации участка недр требуется решение законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен такой участок недр, принятое с учетом интересов коренных малочисленных народов Российской Федерации, а также соответствующего органа местного самоуправления.

(см. текст в предыдущей редакции)

Разрешается предоставление на условиях раздела продукции не более 30 процентов разведанных и учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых.

4. Основанием для включения в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, является отсутствие возможности геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на иных предусмотренных законодательством Российской Федерации условиях пользования недрами, отличных от условий раздела продукции.

Подтверждением отсутствия такой возможности является проведение аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продукции, в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года N 27-ФЗ) и признание аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников.

В случае, если недропользователь, которому участок недр был предоставлен в пользование на иных условиях, чем раздел продукции, изъявит желание заключить в отношении участка недр соглашение о разделе продукции, аукцион, предусмотренный абзацем вторым настоящего пункта, может быть проведен только после принятия решения о досрочном прекращении права пользования участком недр по заявлению недропользователя. При этом условиями аукциона, предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта, и условиями аукциона на право заключения соглашения, предусмотренного пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, по согласованию с недропользователем предусматривается компенсация затрат прежнего недропользователя.

Недропользователь до даты проведения аукциона обязан представить в органы, выдавшие лицензию на пользование недрами, отчет об оценке имущественного комплекса, неразрывно связанного с осуществлением права пользования недрами, произведенный независимым оценщиком, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и проект договора о продаже имущественного комплекса в целом или его части.

В случае несогласия лица, подавшего заявку на участие в аукционе, с представленной в отчете оценкой имущественного комплекса, неразрывно связанного с осуществлением права пользования недрами, и (или) иными условиями договора о продаже имущественного комплекса в целом или его части окончательные условия указанного договора устанавливаются в судебном порядке.

В случае подтверждения отсутствия возможности геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на условиях пользования недрами, не предусматривающих заключения соглашения, участок недр может быть включен в перечень участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, при наличии определяемых Правительством Российской Федерации следующих условий:

если разработка данного участка недр может обеспечить сохранение рабочих мест для градообразующей организации, а прекращение разработки данного участка недр приведет к негативным социальным последствиям;

ФЗ « О соглашениях о разделе продукции » от 30.12.1995 №225-ФЗ (в редакции от 29.12.2004)

Соглашение о разделе продукции (далее – соглашение) является договором, в соответствии с которым РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее – инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

Соглашения о разделе продукции являются привлекательной формой организации инвестиционной деятельности как для самого инвестора, так и для государства. Для инвесторов СРП привлекательно тем , что обеспечивает стабильность и предсказуемость, чрезвычайно важные для любых крупных инвестиций, хотя не гарантирующие от коммерческого риска.Для государства преимущества СРП заключаются в том , что соглашения обеспечивают приток крупных инвестиционных вложений и, в отличие от форм заимствования, раздел продукции не грозит усилением долгового бремени или потерей контроля над недрами и сырьевыми ресурсами, поскольку речь идет не о продаже недр, а об их аренде в течение определенного срока.

Инвестиционный характер СРП определяется, в числе прочего, основаниями для включения в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции. Такими основаниями являются обстоятельства, требующие привлечения значительных инвестиций для поиска, разведки и добычи полезных ископаемых.

Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме соглашения о разделе продукции , являются РФ (государство), от имени которой выступают Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен предоставляемый участок недр, или уполномоченные ими органы, и инвесторы – граждане РФ, иностранные граждане, юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях СРП.

На стороне государства в соглашении выступают Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ, поскольку в соответствии со ст.72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Принцип совместного ведения, связанный с федеративным устройством России, получил в литературе наименованиепринципа "двух ключей".

Для обеспечения эффективности инвестиционных вложений СРП заключаются, как правило, по итогам конкурса илиаукциона , проводимого в установленном действующим законодательством порядке. Разработка условий пользования недрами и подготовка проекта соглашения по каждому объекту недропользования осуществляется комиссией, создаваемой Правительством РФ по согласованию с органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

Инвестиционный правовой режим соглашения о разделе продукции заключается в освобождении инвестора от уплаты федеральных, региональных и местных налогов и сборов, за исключением налога на прибыль (для обычного способа раздела продукции - п.1 ст.8 Закона о СРП), платежей за пользование недрами, единого социального налога и замене традиционного налогообложения разделом продукции.

Закон о СРП предусматривает два механизма раздела полученной в результате добычи и переработки минерального сырья продукции:

    обычный – (индонезийская модель – по стране происхождения ) – из общего объема произведенной продукции вычитается компенсационная продукция, которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению; между государством и инвестором делится прибыльная продукция, за вычетом платежей за пользование недрами и компенсационной продукции; со стоимости своей части прибыльной продукции инвестор уплачивает налог на прибыль;

    "прямой " – исключается этап определения компенсационной продукции, инвестор не уплачивает налог на прибыль, а размер пропорции раздела продукции оговаривается каждым конкретным соглашением между государством и инвестором;

Инвестиционная деятельность в форме соглашения о разделе продукции поддерживается государством как путем использования традиционных способов протекционизма инвестиционной деятельности, так и с применением специальных мер, связанных с особенностями правового регулирования СРП.

К традиционным мерам государственной поддержки следует отнести защиту имущественных и иных прав инвесторов, предоставление льгот по налогам и иным обязательствам (так, на инвестора и других лиц, участвующих в реализации СРП, не распространяются требования обязательной продажи валютной выручки - п.3 ст.15 Закона о СРП), обеспечение стабильности условий заключенных соглашений. Суть стабилизационной или "дедушкиной" оговорки заключается в том, что если в течение срока действия соглашения законодательством и иными правовыми актами будут установлены нормы, ухудшающие коммерческие результаты деятельности инвестора в рамках соглашения, в последнее вносятся изменения, обеспечивающие инвестору коммерческие результаты, которые могли быть им получены при применении действовавших на момент заключения соглашения законодательства и иных правовых актов. Стабилизационная оговорка не касается изменений стандартов по безопасному ведению работ, охране недр, окружающей природной среды и здоровья населения (ст.17 Закона о СРП).

Специальные меры государственной поддержки СРП связаны с особенностями инвестиционной деятельности в этой форме, обусловленными, как правило, значительными объемами вложений и длительностью инвестиционных проектов. В частности, эти меры выражаются в предоставлении добросовестному инвестору (выполняющему принятые на себя обязательства) права требовать продления соглашения на срок, достаточный для завершения экономически целесообразной добычи сырья и обеспечения рационального использования и охраны недр (п.2 ст.5 Закона о СРП). Условия такого продления определяются соглашением.

В Законе о СРП предусмотрена гарантия инвесторам, содержащая по сути некий иммунитет на изменение действующих правовых актов. На инвестора не распространяется действие нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также законов и иных НПА субъектов РФ и правовых актов органов МСУ, если указанные акты устанавливают ограничения прав инвестора, приобретенных и осуществляемых им в соответствии с соглашением, за исключением предписаний соответствующих органов надзора, которые выдаются в соответствии с законодательством РФ в целях обеспечения безопасного ведения работ, охраны недр, окружающей природной среды, здоровья населения, а также в целях обеспечения общественной и государственной безопасности (статья 18 Закона о СРП).

Федеральный закон принят в развитие законодательства РФ в области недропользования и инвестиционной деятельности и устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ на условиях соглашений о разделе продукции. Закон регулирует отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения соглашений о разделе продукции, и определяет основные правовые условия таких соглашений. Отношения, не урегулированные Законом, в том числе возникающие в процессе пользования землей и другими природными ресурсами, а также особенности его применения с учетом ограничений или запретов на право собственности на добываемые драгоценные металлы, природные драгоценные камни, радиоактивное сырье и другие металлы и продукты регулируются законодательством РФ о недрах, другими законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Отношения, возникающие в процессе поисков, разведки и добычи минерального сырья, раздела произведенной продукции, а также ее транспортировки, обработки, хранения, переработки, использования, реализации или распоряжения иным образом, регулируются соглашением о разделе продукции, заключаемым в соответствии с Законом.

Соглашение о разделе продукции - договор, в соответствии с которым РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями Закона. Соглашения заключаются государством с победителем конкурса или аукциона, проводимых в порядке, установленном законодательством РФ, и в сроки, согласованные сторонами, но не позднее чем через год со дня объявления результатов конкурса или аукциона. В отдельных случаях по совместному решению Правительства РФ и органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ соглашения могут заключаться без проведения конкурсов или аукционов.

Предусмотренные соглашением работы и виды деятельности выполняются в соответствии с программами, проектами, планами и сметами, которые утверждаются в порядке, определяемом соглашением. Произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением. Компенсационная продукция, а также часть прибыльной продукции, являющаяся в соответствии с условиями соглашения долей инвестора, принадлежат ему на праве собственности. Рассмотрены вопросы транспортировки, хранения и переработки минерального сырья, налогов и платежей при исполнении соглашения, учета финансово-хозяйственной деятельности инвестора и др.

Инвестор имеет право передать полностью или частично свои права и обязанности по соглашению любому юридическому лицу или любому гражданину (физическому лицу) только с согласия государства при условии, если эти лица располагают достаточными финансовыми и техническими ресурсами и опытом управленческой деятельности, необходимыми для выполнения работ по соглашению.

Инвестору гарантируется защита имущественных и иных прав, приобретенных и осуществляемых им в соответствии с соглашением. Государственный контроль за исполнением соглашений осуществляют федеральные органы государственной власти в соответствии с их компетенцией совместно с органами государственной власти соответствующего субъекта РФ.

Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по соглашению в соответствии с условиями соглашения с соблюдением гражданского законодательства РФ.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Недавно я опубликовал первую статью из серии "Что сделал Владимир Путин": , где я указал, помимо всего прочего, на то, что действовавшее в 90-х Соглашение о разделе продукции (СРП) было подкорректировано таким образом, что он смог добиться "исключения большинства месторождений полезных ископаемых" из этих Соглашений.

Чуть позже вышла статья Сергея Брекотина , где автор утверждает, что "Кто - то уверен, что их было больше. Но всего было заключено 3 СРП с 1994 по 1995 год." и "На самом деле, тексты СРП не менялись. Остались и сами СРП. Но был введен более жесткий контроль за расходами в рамках СРП плюс введены в состав акционеров российские компании (Газпром, Роснефть)."

Поэтому, чтобы уточнить сведения, я решил заняться детальным исследованием самого закона, и не только.

Сам закон можно почитать здесь: "О соглашениях о разделе продукции" , в базе Госдумы он тоже есть: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/94801413-1

Итак, приступим. В аннотации к закону нас интересуют 4 момента:

Аннотация, важная часть №1

Федеральный закон принят в развитие законодательства РФ в области недропользования и инвестиционной деятельности и устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ на условиях соглашений о разделе продукции . Закон регулирует отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения соглашений о разделе продукции, и определяет основные правовые условия таких соглашений.

Таким образом, подчеркивается необходимость в иностранном инвесторе, который бы осуществлял поиск, разведку и добычу минерального сырья, то бишь нефти, газа и других полезных ископаемых, на условиях особых соглашений.

Аннотация, важная часть №2

Отношения, возникающие в процессе поисков, разведки и добычи минерального сырья, раздела произведенной продукции, а также ее транспортировки, обработки, хранения, переработки, использования, реализации или распоряжения иным образом, регулируются соглашением о разделе продукции, заключаемым в соответствии с Законом.

То есть действие всех остальных законов России на эти процессы и указанные участки прекращается или ограничивается, приоритет имеет Соглашение.

Аннотация, важная часть №3

Соглашения заключаются государством с победителем конкурса или аукциона , проводимых в порядке, установленном законодательством РФ, и в сроки, согласованные сторонами, но не позднее чем через год со дня объявления результатов конкурса или аукциона. В отдельных случаях по совместному решению Правительства РФ и органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ соглашения могут заключаться без проведения конкурсов или аукционов .

То есть Соглашения могут проводиться на основании конкурса или аукциона , а могут и без них . Как решит Правительство России и правительство региона России.

Аннотация, важная часть №4

Предусмотренные соглашением работы и виды деятельности выполняются в соответствии с программами, проектами, планами и сметами, которые утверждаются в порядке, определяемом соглашением. Произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением. Компенсационная продукция, а также часть прибыльной продукции, являющаяся в соответствии с условиями соглашения долей инвестора, принадлежат ему на праве собственности.

Продукция, добытая из недр, делится между государством и инвестором. При этом некоторые части этой продукции являются собственностью инвестора.

Сам закон о СРП подписан 30 декабря 1995 г. , №225-ФЗ. Опубликован в январе 1996 г., и тогда же вступил в силу (см. данные по закону в архиве Госдумы, я выше приводил). Закон о СРП несколько раз изменялся и дополнялся: 7 января 1999 г., 18 июня 2001 г., 6 июня 2003 г., 29 июня, 29 декабря 2004 г., 30 декабря 2008 г., 19 мая 2010 г., 19 июля 2011 г.

Перейдем к основной части.

Глава 1. Общие положения.

Глава 1, ст. 1.4:

В случае, если законодательными актами Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, в сфере регулирования отношений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, применяются правила настоящего Федерального закона.

Это то, о чем я говорил выше, разбирая аннотацию.

Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

Ну тут тоже все очевидно.

Перечни участков недр , право пользования которыми на условиях раздела продукции может быть предоставлено в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, устанавливаются федеральными законами.

Ну тут уже больше ясности появляется. То есть Соглашение - это основа, а по каждому отдельному участку с месторождением принимается отдельный закон.

Тут же есть пояснение:

Разрешается предоставление на условиях раздела продукции не более 30 процентов разведанных и учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых.

Наверное, для начала и это было неплохо. Международные инвесторы только нагуливали аппетит.

Основанием для включения в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, является отсутствие возможности геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на иных предусмотренных законодательством Российской Федерации условиях пользования недрами , отличных от условий раздела продукции.

Тут обосновывается (якобы) полезность и необходимость СРП. В нашей истории что-то подобное уже было, например, концессии "Лена-Голдсмит".

Соглашения, заключенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат исполнению в соответствии с определенными в них условиями. При этом положения настоящего Федерального закона применяются к указанным соглашениям в той мере, в какой его применение не противоречит условиям таких соглашений и не ограничивает права, приобретенные и осуществляемые инвесторами в соответствии с этими соглашениями.

Проведено юридическое разделение соглашений на те, которые были подписаны до принятия закона, и после. Часть норм нового закона применяется и к старым соглашениям, если это не противоречит старым соглашениям.

инвесторы - юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств (имущества и(или) имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения .

Чем-то это напомнило приватизацию 90-х, когда приходили молодые люди с чемоданчиками долларов, полученных неизвестным путем, и путем нехитрых манипуляций становились владельцами месторождений, заводов, фабрик и т.д. Ну и знаменитые "залоговые аукционы" тоже, когда деньги правительства, размещенные в коммерческих банках, эти банки предоставляли в кредит бизнесменам, которые скупали на них имущество.

Право пользования участками недр на условиях раздела продукции предоставляется инвестору на основании соглашения, заключенного в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Участок недр предоставляется в пользование инвестору в соответствии с условиями соглашения. При этом лицензия на пользование участком недр, которая удостоверяет право пользования участком недр, указанным в соглашении, выдается инвестору в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о недрах, в течение 30 дней с даты подписания соглашения. Указанная лицензия выдается на срок действия соглашения и подлежит продлению или переоформлению либо утрачивает силу в соответствии с условиями соглашения.

То есть п.1 прямо говорит о том, что помимо данного закона, должно быть заключено отдельное соглашение на право использования участком недр.
П. 2 разъясняет, что на участок выдается лицензия, которая может быть продлена, либо утрачивает силу по истечении соглашения.

Ст. 5, пп. 1-2:

1. Срок действия соглашения устанавливается сторонами в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим на день заключения соглашения.

2. Действие соглашения по инициативе инвестора , а также при условии выполнения им принятых на себя обязательств продлевается на срок, достаточный для завершения экономически целесообразной добычи минерального сырья и обеспечения рационального использования и охраны недр. При этом условия и порядок такого продления определяются соглашением. При продлении действия соглашения указанная в пункте 2 статьи 4 настоящего Федерального закона лицензия на пользование недрами подлежит переоформлению на срок действия соглашения органами, выдавшими данную лицензию.

Хитрая формулировка, позволяющая эксплуатировать месторождение практически неограниченное время.

Глава 2. Заключение и исполнение соглашений.

Победителем аукциона является участник аукциона, предложивший наиболее высокую цену за право заключения соглашения.

Условиями аукциона должно быть предусмотрено участие российских юридических лиц в реализации соглашений в долях, определенных Правительством Российской Федерации.

Первое предложение понятно. Второе позволяет Правительству хоть как-то контролировать со своей стороны этих "инвесторов".

Соглашения заключаются на основе положений, установленных законодательством Российской Федерации. Соглашения, связанные с использованием участков недр, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации , а также изменения и дополнения, вносимые в указанные соглашения, утверждаются отдельными федеральными законами .

Тут еще одна расшифровка. Оказывается, возможно и в рамках отдельных законов утверждать и проводить разработку месторождений на шельфе и т.д.

Разработка условий недропользования, подготовка проекта соглашения и ведение переговоров с инвестором по каждому объекту недропользования осуществляются комиссией ...
В состав указанной комиссии входят представители федеральных органов исполнительной власти, в том числе представители федерального органа управления государственным фондом недр и (или) его территориального подразделения, представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Комиссия частично представлена людьми из правительства, возможно, из Росимущества или подобных структур, и правительства региона.

Подписание соглашения со стороны государства осуществляется Правительством Российской Федерации .

Закон о СРП был принят Госдумой и Совфедом, подписан Президентом, а дальше как по конвейеру - каждое отдельное соглашение можно заключать напрямую с Правительством - и быстро, и удобно. А еще мы помним, что в первой части было уточнение, что Соглашения могут проводиться на основании конкурса и аукциона или без них.

Ст. 6.6 о том же:

Решение о подписании соглашения со стороны государства принимается Правительством Российской Федерации.

Ст. 7. Условия выполнения работ.

Работы по соглашению выполняются при соблюдении требований законодательства Российской Федерации, а также при соблюдении утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, охране недр, окружающей среды и здоровья населения. При этом соглашением предусматриваются обязательства инвестора по:

и далее указано, что у российских юрлиц преимущественное право участия в качестве подрядчиков, поставщиков и т.д.; количество работников - граждан России на работах должно быть не менее 80%; не менее 70% оборудования должно быть российским или собранным на территории России из комплектующих не менее чем на 50%; экологическая ответственность, возмещение ущерба очистка территории по завершении работ.

Есть отдельный пункт по ВТО:

Положения настоящей статьи, вступающие в противоречие с принципами Всемирной торговой организации , в случае присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации теряют свою силу или должны быть приведены в соответствие с этими принципами в сроки и порядке, которые предусмотрены документами Всемирной торговой организации и соглашением о вступлении Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.

что нивелирует полностью или частично указанные выше положительные вещи.

Ст. 8. Раздел продукции.

Произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением , которое должно предусматривать (за исключением случаев, установленных пунктом 2 настоящей статьи) условия и порядок:

определения общего объема произведенной продукции и ее стоимости;
определения части произведенной продукции, которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению (далее - компенсационная продукция).
При этом предельный уровень компенсационной продукции не должен превышать 75 процентов, а при добыче на континентальном шельфе Российской Федерации - 90 процентов общего объема произведенной продукции. Состав затрат, подлежащих возмещению инвестору за счет компенсационной продукции, определяется соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации;
раздела между государством и инвестором прибыльной продукции, под которой понимается произведенная при выполнении соглашения продукция за вычетом части этой продукции, стоимостный эквивалент которой используется для уплаты налога на добычу полезных ископаемых , и компенсационной продукции за отчетный (налоговый) период;

Вот и ответ на вопрос, сколько забирал себе инвестор - от 75% до 90%. Плюс компенсации. Плюс отдельно раздел прибыльной продукции, из которой вычитается та ее часть, которая используется для уплаты НДПИ.

П. 2 определяет альтернативное распределение:

раздела между государством и инвестором произведенной продукции или стоимостного эквивалента произведенной продукции и определения принадлежащих государству и инвестору долей произведенной продукции. Пропорции такого раздела определяются соглашением в зависимости от геолого-экономической и стоимостной оценок участка недр, технического проекта, показателей технико-экономического обоснования соглашения. При этом доля инвестора в произведенной продукции не должна превышать 68 процентов;

П. 3 объясняет, что вариант придется выбирать только один:

Соглашение может предусматривать только один способ раздела продукции , предусмотренный настоящей статьей. Соглашение не может предусматривать переход с одного способа раздела продукции , установленного настоящей статьей, на другой , установленный настоящей статьей, а также замену одного способа раздела продукции на другой .

Ст. 9. Право собственности инвестора на произведенную продукцию.

1. Часть произведенной продукции, являющаяся по условиям соглашения долей инвестора, принадлежит на праве собственности инвестору.

2. Минеральное сырье, поступающее в соответствии с условиями соглашения в собственность инвестора, может быть вывезено с таможенной территории Российской Федерации на условиях и в порядке, которые определены этим соглашением, без количественных ограничений экспорта, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности".

Все добытое, которое теперь собственность инвестора, можно вывозить за рубеж беспрепятственно и без количественных ограничений, то есть в любых объемах и весах.

Ст. 10 рассказывает, что государственная доля, то есть оставшиеся 32%, 20% или 10%, в зависимости от типа месторождения и способа раздела, зачисляется в федеральный бюджет. Доля инвестора, то есть 68%, 80% или 90%, как уже было сказано выше, отходит ему и может быть вывезена за рубеж беспрепятственно и в любых объемах и весах.

Ст. 11 - Право собственности на имущество и информацию - говорит о том, что результаты геологоразведочных работ и прочие данные, включая физические образцы, остаются в России, и предоставляются при необходимости.

Ст. 12. Транспортировка, хранение и переработка минерального сырья

1. Инвестор имеет право свободного доступа на договорной основе к объектам трубопроводного транспорта , а также право на свободное использование на договорной основе объектов трубопроводного и иных видов транспорта, объектов по хранению и переработке минерального сырья без каких-либо дискриминационных условий.

2. Инвестор в рамках выполнения работ по соглашению имеет право на сооружение объектов по хранению, переработке и транспортировке минерального сырья, право собственности на которые определяется соглашением с учетом положений статьи 11 настоящего Федерального закона.

Инвестор может беспрепятственно перевозить или перемещать свою продукцию по территории России, используя инфраструктуру, принадлежащую России, может использовать мощности хранения, принадлежащие России, и мощности по переработке, принадлежащие России, а также любых частных компаний, осуществляющих деятельность на территории России, и не может быть ни в чем ущемлен в части этих своих прав, то есть ему нельзя отказать в этих правах или поставить ему цены выше, чем у других, кто использует эти права. Также у него есть право самому создавать объекты хранения, переработки и транспортировки сырья на территории России.

Ст. 13. Налоги и платежи при выполнении соглашения.

1. При выполнении соглашения применяется особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов , установленный Налоговым кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами Российской Федерации о налогах и сборах.

2. При выполнении соглашения инвестор уплачивает разовые платежи за пользование недрами при наступлении событий, определенных в соглашении и лицензии (бонусы), ежегодные платежи за договорную акваторию и участки морского дна , уплачиваемые в порядке, установленном соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации на дату подписания соглашения, сбор за участие в конкурсе (аукционе), сбор за выдачу лицензии, регулярные платежи за пользование недрами (ренталс), компенсацию расходов государства на поиски и разведку полезных ископаемых, компенсацию ущерба, причиняемого в результате выполнения работ по соглашению коренным малочисленным народам Российской Федерации в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности. Суммы указанных платежей, а также сроки их уплаты определяются условиями соглашения.

Инвестордоговаривается о выгодных для себя суммах, и государство не вправе в одностороннем порядке эти суммы менять, ни увеличивать, ни уменьшать. Только по согласованию с инвестором.

Ст. 14. Учет и отчетность.

1. Учет финансово-хозяйственной деятельности инвестора при выполнении работ по соглашению осуществляется по каждому отдельному соглашению , а также обособленно от такого учета при выполнении им иной деятельности, не связанной с соглашением. Порядок этого учета определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 16. Передача прав и обязанностей по соглашению.

1. Инвестор имеет право передать полностью или частично свои права и обязанности по соглашению любому юридическому лицу или любому гражданину (физическому лицу) только с согласия государства при условии, если эти лица располагают достаточными финансовыми и техническими ресурсами и опытом управленческой деятельности, необходимыми для выполнения работ по соглашению.

Небольшое регулирование со стороны государства этого аукциона невиданной щедрости.

Статья 17. Стабильность условий соглашения.

1. Условия соглашения сохраняют свою силу в течение всего срока действия. Изменения в соглашении допускаются только по согласию сторон, а также по требованию одной из сторон в случае существенного изменения обстоятельств в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Изменения в условии соглашений, внесенные по согласованию сторон, вводятся в действие в том же порядке, что и исходные соглашения.

Один раз условился - и до конца срока ничего нельзя изменить. Напоминает какую-то кабалу... Если одна из сторон против изменений, то изменить ничего нельзя. Единственная "лазейка" - существенное изменение обстоятельств, но она играет в обе стороны, может как улучшить, так и ухудшить.

Указанное положение об изменении условий соглашения не применяется в случае, если законодательством Российской Федерации вносятся изменения в стандарты (нормы, правила) по безопасному ведению работ, охране недр, окружающей среды и здоровья населения, в том числе в целях приведения их в соответствие с аналогичными стандартами (нормами, правилами), принятыми и общепризнанными в международной практике.

Небольшие ограничения от государства.

Статья 18. Государственные гарантии прав инвестора.

1. Инвестору гарантируется защита имущественных и иных прав , приобретенных и осуществляемых им в соответствии с соглашением.

2. На инвестора не распространяется действие нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и правовых актов органов местного самоуправления, если указанные акты устанавливают ограничения прав инвестора, приобретенных и осуществляемых им в соответствии с соглашением , за исключением предписаний соответствующих органов надзора, которые выдаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях обеспечения безопасного ведения работ, охраны недр, окружающей среды, здоровья населения, а также в целях обеспечения общественной и государственной безопасности.

Инвестор еще и получает от государства гарантии своих прав.

Статья 21. Прекращение действия соглашения.

1. Действие соглашения прекращается по истечении срока его действия или досрочно по согласованию сторон , а также по другим основаниям и в порядке, которые предусмотрены соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим на дату подписания соглашения. Прекращение действия соглашения по согласованию сторон вводится в действие в том же порядке, что и исходное соглашение, за исключением процедуры аукциона.

2. Соглашение, положения которого о способах налогообложения инвестора в соответствии со и настоящего Федерального закона не вступили в силу в течение одного года с даты подписания соглашения, прекращает свое действие по истечении одного года с даты его подписания без соблюдения условий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

3. Участок недр, в отношении которого соглашение прекращено по основанию, предусмотренному пунктом 2 настоящей статьи, может быть предоставлен в пользование на условиях раздела продукции только после проведения аукциона на предоставление права пользования недрами на иных условиях, чем раздел продукции, и признания аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников, а также при соблюдении положений статей 2 и настоящего Федерального закона.

Напомнило мне статью о законе о ЦБ, конкретно о причинах, по которым глава ЦБ может быть освобожден от должности. Сухие перечисления всего из нескольких пунктов, выполнить которые очень сложно, причем один сложнее другого.

Статья 23. Иммунитет государства.

В соглашениях, заключаемых с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, может быть предусмотрен в соответствии с законодательством Российской Федерации отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного и (или) арбитражного решения.

Добровольный отказ государства от иммунитета в таких делах - все равно что заранее признание вины.

Ну и вишенка на торте:

Глава III. Заключительные положения

Статья 24. Международные договоры Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора .

Это страховка на тот случай, если что-то пойдет не так у "инвесторов". Достанут договор, ткнут пальцем: - А у вас тут написано... , поэтому извольте... платить и каяться.

И, наконец, статья 25 раскрывает нам всю бездну этого махинаторства:

Статья 25. Вступление настоящего Федерального закона в силу.

3. Правительству Российской Федерации в I квартале 1996 года внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона об утверждении перечня месторождений , на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.

То есть у нас тут налицо вагон и маленькая тележка законов, принятых в основание СРП.
Я покопался в базе Госдумы и нашел около 100 (!) федеральных законов "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции":
http://www.duma.gov.ru/systems/law/?name= продукции&law-type=38&status=7&stage=10&sort=date_asc

Вот только некоторые из них, и это не считая тех, которые приняты по упрощенке, через соглашения Правительства с региональными правительствами, а также без аукционов и конкурсов:

1. Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Нежданинском золоторудном месторождении): http://sozd.parlament.gov.ru/bill/99062715-2
2. Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Харампурском нефтегазоконденсатном месторождении): http://sozd.parlament.gov.ru/bill/99062717-2
3. Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Комсомольском нефтегазоконденсатном месторождении): http://sozd.parlament.gov.ru/bill/99062720-2
4. Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Ванкорском газонефтяном месторождении): http://sozd.parlament.gov.ru/bill/99070945-2
5. Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Штокмановском газоконденсатном месторождении): http://sozd.parlament.gov.ru/bill/99072702-2
6. Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Ковыктинском газоконденсатное месторождение): http://sozd.parlament.gov.ru/bill/99078755-2
7. Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Лугинецком, Федоровском и других нефтегазоконденсатных месторождениях): http://sozd.parlament.gov.ru/bill/98100194-2
8. Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Киринском перспективном блоке проекта "Сахалин-3"): http://sozd.parlament.gov.ru/bill/99001861-2
9. Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (участок недр "Северные территории"): http://sozd.parlament.gov.ru/bill/99038814-2
10. Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Тянском нефтяном месторождении): http://sozd.parlament.gov.ru/bill/99038821-2
11. Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Приобском (северном лицензионном участке) нефтяном месторождении): http://sozd.parlament.gov.ru/bill/99038822-2
12. Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Северо-Астраханском перспективном участке): http://sozd.parlament.gov.ru/bill/99059528-2
13. Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Тасеевском месторождении золота): http://sozd.parlament.gov.ru/bill/99062706-2
14. Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Майском месторождении золота): http://sozd.parlament.gov.ru/bill/99062710-2

А вот материнский закон, на основании СРП, положивший основу всем остальным законам этого типа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=15224&fl...
Он же в базе Госдумы: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/97028175-2

Федеральный закон от 21.07.1997 N 112-ФЗ "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции"

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ УЧАСТКАХ НЕДР, ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ КОТОРЫМИ МОЖЕТ БЫТЬ

ПРЕДОСТАВЛЕНО НА УСЛОВИЯХ РАЗДЕЛА ПРОДУКЦИИ

Государственной Думой

Советом Федерации

Настоящий Федеральный закон определяет участки недр, в том числе месторождения полезных ископаемых (далее - объекты), право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции в соответствии с положениями Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции".

Статья 1. Отнести Самотлорское нефтегазоконденсатное месторождение, расположенное на территории Ханты - Мансийского автономного округа, к объектам, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции. Пользователи недр на момент принятия настоящего Федерального закона - акционерное общество открытого типа "Черногорнефть", акционерное общество открытого типа "Нижневартовскнефтегаз".

Статья 2. Отнести Красноленинское нефтяное месторождение, расположенное на территории Ханты - Мансийского автономного округа, к объектам, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции. Пользователи недр на момент принятия настоящего Федерального закона - государственное предприятие - производственное объединение "Красноленинскнефтегаз" ("Кондпетролеум"), акционерное общество открытого типа "Хантымансийскнефтегазгеология", акционерная нефтяная компания "Югранефть".

Статья 3. Отнести Куранахскую группу месторождений золота, расположенную на территории Республики Саха (Якутия), к объектам, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции. Пользователь недр на момент принятия настоящего Федерального закона - закрытое акционерное общество "Куранахская золотодобывающая компания".

Статья 4. Отнести Яковлевское месторождение железных руд, расположенное на территории Белгородской области, к объектам, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции. Пользователь недр на момент принятия настоящего Федерального закона - акционерное общество "Яковлевский рудник".

Статья 5. Отнести Ромашкинское нефтяное месторождение, расположенное на территории Республики Татарстан (Татарстан), к объектам, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции. Пользователь недр на момент принятия настоящего Федерального закона - производственное объединение "Татнефть".

Статья 6. Отнести месторождения острова Сахалин, расположенные на территории Сахалинской области (Астрахановская морская структура, Восточное Эхаби, Западное Сабо, Катангли, Набиль, Северный купол месторождения Одопту - море, Уйглекуты, Центральная Оха), к объектам, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции. Пользователь недр на момент принятия настоящего Федерального закона - открытое акционерное общество "Роснефть - Сахалинморнефтегаз".

Статья 7. Отнести Приразломное нефтяное месторождение, расположенное на континентальном шельфе Российской Федерации и находящееся в ведении Российской Федерации, к объектам, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции. Пользователь недр на момент принятия настоящего Федерального закона - акционерное общество "Российская компания по освоению шельфа" (компания "Росшельф").

Статья 8. Объекты, указанные в статьях 1 - 7 настоящего Федерального закона, относятся к перечню участков недр, в том числе месторождений полезных ископаемых, в отношении которых начиная с даты вступления в силу настоящего Федерального закона могут проводиться переговоры об условиях пользования недрами и заключаться соглашения о поиске, разведке и добыче минерального сырья на условиях раздела продукции.

Статья 9. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

Москва, Кремль.