Картотека математических материалов (пословиц,загадок,ребусов, лабиринтов) для детей средней группы ДОУ. Математические загадки для старших дошкольников учебно-методический материал по математике (старшая, подготовительная группа) на тему Математические з

Загадки обладают той магической силой, которая учит, привлекает, развивает. Математические загадки для детей 5-7 лет учат считать в уме, привлекают игровой формой подачи вопроса «на засыпку», развивают память и мышление. В современном обществе трудно обойтись без основ знаний математики. Поэтому будущих первоклассников приобщают к этой науке с детского сада, развивая эрудицию математическими загадками для маленьких. Например:

Два острых конца имеют два кольца,

Чтобы вместе им жилось,

Гвоздиком скрепить пришлось.

4 друга вместе живут, а 1 – отдельно.

(Варежка)

У 5-ти мальчиков по 1 чуланчику, а вход и выход – общий.

(Перчатка)

4 ноги, а ходить не умеет.

(Стол)

Во 100 одежд одет,

Приходит часто на обед,

Когда одежды он снимает,

То люди слезы проливают.

(Лук)

Вопросы с шутками

Дошкольники, сами того не осознавая, любят полезные игры. А если детские головоломки на тему «математика» для 4-5 лет и старше демонстрируются в шутливой подаче, то малыши быстро втягиваются в творческий процесс, проявляя гибкость и цепкость ума, выделяя главный акцент в загадке. Не беда, что поначалу не всегда ответы будут правильными, зато их поиск увлекает и завораживает. Первая победа окрыляет, создавая плацдарм для новых успехов и поднимая уровень ребенка к более сложным математическим загадкам для дошкольников.

Ребята в возрастной категории 5-7 лет достаточно удачно могут шутить и чувствовать шутки своих ровесников. Если ребенок «раскусил» юмор в вопросе, то и его ответ будет в том же духе. Не нужно расстраиваться, если у дошкольника слабое чувство юмора и поэтому он не справляется с такими загадками. В этом случае необходимо терпение, чтобы наглядно объяснить, в чем заключается особенность, и попробовать задать еще один или несколько шутливых вопросов.

Развитие логики

Детские математические загадки с ответами считаются сложными, когда в них присутствуют элементы логики или вся задача построена на логическом рассуждении. Здесь ребенку предстоит хорошо подумать, не бояться своих умозаключений и выводов. Ведь логика – не что иное, как скрупулезно и вдумчиво выстроенная цепочка последовательных мыслей с переходом к заключительному суждению.

Точные науки не любят, когда перед ними робеют

Действительно, математические загадки для 3-4 лет в детском саду не так сложны, как кажутся. Ребята в младшем возрасте легко овладевают азами этой увлекательной науки. Им без труда дается счет, сравнение чисел, простейшие действия (сложение, вычитание), усвоение особенностей основных геометрических фигур.

Также ребенок вполне справится с детскими математическими задачками с ответами для первоклассников, в которых присутствуют меры длины, инструменты для черчения, дополнительные знания по биологии, географии, физике с учетом возраста.

Каждый малыш имеет свой уровень способностей к математике. Развитие интереса к предмету поистине творит чудеса, так как раскрывает потенциал ребенка по максимуму. А успех постепенно ведет к самостоятельному покорению новых высот.

Рассуждать, уметь доказывать, не бояться отстаивать свою позицию – эти навыки, приобретаемые с помощью математических загадок для ребят 5 лет и старше с ответами, дадут заветный ключ в увлекательную Страну точных наук.

От взрослых зависит удержание интереса ребят к загадкам. Для этого нужно их разнообразить, используя великое множество типов головоломок:

  • на логику;
  • обманки;
  • раскраски;
  • о геометрических фигурах;
  • кроссворды.

Математические загадки для дошкольников про животных и на другие темы, преподнесенные в разных видах, прочно закрепляют полученные знания и вызывают к ним интерес, что очень ценно для подготовки к школе.

Родителям на заметку

Математические загадки для будущих первоклассников предлагаются ребенку ненавязчиво, заполняя ими свободное время. В результате выявляются определенные способности или интерес дошкольника, которые осторожно усложняют загадками с элементами математики для учащихся 2 класса.

Если малыш увидит родительскую самоцель («ты должен», «ты обязан»), то это может дать обратный результат. При отсутствии у ребенка интереса к числам лучше на время оставить целевые интеллектуальные игры, а прийти к ним как бы случайно : в бытовой ситуации, при просмотре мультфильмов, на наглядных примерах во время прогулок. Математические загадки для детей 5-6 лет с ответами не оставят равнодушными ни одного малыша, если чутко к этому подойти.

Бабушка пригласила в гости двух внучат, напекла им оладушек. Внуки не наелись, стали шуметь и стучать тарелками по столу. Сколько внуков молча ждут добавки? (Ни одного)

Полине нужно 15 минут, чтобы дойти из дома до школы. Сколько времени ей понадобится, если она пойдет с подружкой? (15 минут)

Что легче: 1 кг опилок или 1 кг дров? (У них вес одинаковый)

У Таси в тарелке было 5 круассанов. Когда девочка позавтракала, то осталась пара круассанов. Сколько штук съела Тася? (3 круассана)

Математические загадки для детей 7 лет в виде шуток, вопросов на сообразительность всегда будут востребованы у ребят. Становясь более взрослыми, малыши воспитывают в себе наблюдательность, скорость мышления, поиск вариантов ответа, сосредоточенность. Закаляя умственные способности, ребенок будет расти любознательным, добрым и открытым для впитывания новых знаний.

Картотека математических пословиц и поговорок


Пословица -

краткое выражение,

Пишется простым народным языком,

часто обладает рифмой и ритмом.

Одна пчела немного меду натаскает.

Одна мудрая голова ста голов стоит.

Один в поле не воин.

Один гусь поле не вытопчет.

Одной рукой в ладоши не хлопнешь.

Одной рукой и узла не завяжешь.

Лентяй дважды работает.

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

Старый друг лучше новых двух .

Две пары сандалий сразу не наденешь

Одна голова - хорошо, а две - лучше.

Старый друг лучше новых двух .

Ум хорошо, а два лучше.

Старший брат, как второй отец.

Хвастуну цена - три копейки.

Друг рядом лучше, чем три вдалеке.

Если у одной плиты три повара толкутся – обед пригорает.

Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года.

Без четыре х углов изба не рубится.

Четыре страны света на четырех морях положены.

Один улей – улей, а пять – пасека.

Одна беда иль пять бед, а помощи все одно – нет.

Три коровушки есть, отелятся – будет шесть .

Лапти растеряли, по дворам искали: было пять, а стало шесть .

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

У одной овечки семь пастухов.

Один с сошкой, а семеро с ложкой.

У семи нянек дитя без глаза.

Осень – перемен восемь .

Марток – одевай восемь парток.

Девять человек - все равно, что десяток.

Девять мышей вместе потянули – крышку с кадушки стянули.

Чего не сделаешь один, сделают десятеро .

Думай десять раз, говори один.

По говор ка -

образное выражение, метафора.

Поговорки употребляются в предложениях

для придания яркой художественной окраски фактам,

вещам и ситуациям.

Одна нога тут, другая - там.

Один за всех и все за одного.

Уплетать за обе щеки.

Два сапога - пара.

Как две капли воды.

От горшка два вершка.

В трех соснах заблудился.

Плакать в три ручья.

Жить в четырех стенах.

Четыре кола вбито, да небом покрыто.

Знать как свои пять пальцев.

Опять двадцать пять.

Три волосинки в шесть рядов уложены.

Семь бед - один ответ.

Семь пядей во лбу.

Семь пятниц на неделе.

Седьмая вода на киселе.

На будущую осень, годов через восемь .

Девять жизней у кошки.

За тридевять земель, в тридевятом (тридесятом) царстве.

У медведя десять песен и все про мёд.

Картотека математических загадок

ЗАГАДКА –

малый жанр фольклора, представляющий собой

"зашифрованное" образное описание предмета,

явления или ситуации.

Зимой и летом одним цветом. (Ель)

Стоит Антошка на одной ножке. (гриб)

Много рук, нога - одна (дерево).

На одной ноге кружится, беззаботна, весела.

В пестрой юбке танцовщица, музыкальная … (юла).

Два конца, два кольца, а посредине гвоздик. (Ножницы.)

Два домика – теплушки

подарены Танюшке (варежки).

У него два колеса и седло на раме,

две педали есть внизу, крутят их ногами (велосипед).

У него глаза цветные, не глаза, а три огня,
он по очереди ими сверху смотрит на меня (светофор).

Четыре братца под одной крышей стоят (стол).

Хоть у нас четыре ножки,
Мы не мышки и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки,
Мы не овцы и не свинки.
Мы не кони, хоть на нас
Вы садились сотни раз (стулья).

У двух матерей по пяти сыновей,
одно имя всем (пальцы).

И жужжит, и летит,
Есть шесть ног,
Но без копыт. (жук)

Ежедневно в семь утра,
я трещу: вставать порррррра! (будильник)

Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног, вот и весь я - ….(осьминог).

Есть у меня работники,
Во всем помочь охотники.
Живут не за стеной -
День и ночь со мной:
Целый десяток,
Верных ребяток! (пальцы)

Что за мягкие КВАДРАТЫ
Дарят сказки всем ребятам?
На кровати, как подружки,
Пухлощёкие…
(Подушки.)

Небо, будто синий дом,
Есть одно оконце в нём:
Словно КРУГЛОЕ оконце

В небесах сверкает …
(Солнце.)

Картотека математических считалок

СЧИТАЛОЧКА –

ритмично произносимый стишок,

в результате которого определяются

места участников в детских играх

Жили-были сто ребят.
Все ходили в детский сад,
Все садились за обед,
Все съедали сто котлет,
А потом ложились спать -
Начинай считать опять.

Жил в реке один налим,
Два ерша дружили с ним,
Прилетали к ним три утки
По четыре раза в сутки
И учили их считать -
Раз, два, три, четыре, пять.

Вот грибочки на лужочке
В красных шапочках стоят.
Два грибочка, три грибочка,
Сколько вместе будет? -
Пять.

Подогрела чайка чайник.
Пригласила восемь чаек:
«Прилетайте все на чай!»
Сколько чаек, отвечай!

Чайки жили у причала,
Их река волной качала.
Раз, два, три, четыре, пять -
Помоги их сосчитать!

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Это долька – для ежа,

Это долька – для стрижа,

Это долька – для утят,

Это долька – для котят,

Это долька – для бобра,

А для волка – кожура…

Он сердит на нас – беда!!!

Разбегайтесь, кто куда!


Вслед за мною говори:
В понедельник, вторник, среду
В гости к бабушке поеду,
А в четверг и в пятницу
Санки к дому катятся.
За субботой – воскресенье,
В этот день пекут печенье.
Раз-два, раз-два, раз-два-три!
Всю считалку повтори!

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Начинается считалка:

«На березу села галка,

Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей.

Завтра с неба прилетит

Синий-синий-синий кит.

Если веришь – стой и жди,

А не веришь – выходи!»

Раз, два, три, четыре, пять,

Надо солнышку вставать.

Шесть, семь, восемь, девять, десять,

Солнце спит, на небе месяц.

Разбегайся кто куда,

Завтра новая игра.

Сидели два медведя

На липовом суку,

Один читал газету,

Другой месил муку,

Раз ку - ку, два ку - ку.

Оба шлепнулись в муку.

Кошкина считалка

Раз, два, три, четыре, пять.
Кошка учится считать.
Потихоньку, понемножку
Прибавляет к мышке кошку.
Получается ответ:
Кошка есть, а мышки нет.

Мышкина считалка

Раз, два,
Три, четыре.
Посчитаем дыры в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит вкусным будет сыр.
Если в нем одна дыра,
Значит, вкусным был вчера!

Картотека математических скороговорок

Скороговорка

шуточный жанр народного творчества,

фраза, построенная на сочетании звуков,

которые затрудняют быстрое произнесение слов

Я бродил один у горки, собирал скороговорки.

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

Три сороки – три трещотки

Потеряли по три щетки:

Три – сегодня,

Три – вчера,

Три – ещё позавчера.

Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто.

Во дворе четыре Сашки на траве играли в шашки.

Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

Шесть мышат в камыше шуршат.

На семеро саней по семеро в сани уселись сами.

Шестнадцать шли мышей,
нашли по сорок грошей,
две мыши поплоше
нашли по две гроши.

Съел молодец 33 пирога с пирогом, да все с творогом.

Как на горке на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

Картотека математических задач в стихах

Сколько солнышек за тучкой,
Сколько стержней в авторучке,
Сколько у слона носов,
Сколько на руке часов?
Сколько ног у мухомора
И попыток у сапера,
Знает и собой гордится,
Цифра-столбик…
(единица)

Сколько ушек на макушке,
Сколько ног у пол-лягушки,
Сколько у сома усов
У планеты полюсов,
Сколько в целом половинок,
В паре - новеньких ботинок,
И передних лап у льва
Знает только цифра…
(два)

На крыльце сидит щенок,

Греет свой пушистый бок. Прибежал еще один

И уселся рядом с ним.

(Сколько стало щенят?)

Сколько месяцев в зиме,
В лете, в осени, в весне,
Сколько глаз у светофора,
Баз на поле для бейсбола,
Граней у спортивной шпаги
И полос на нашем флаге,
Что нам кто ни говори,
Знает правду цифра…
(три)

На плетень взлетел петух.

Повстречал еще там двух.

Сколько стало петухов?

У кого ответ готов? (3)

Сколько лапок у мангуста,
Лепестков в цветке капусты,
Пальцев на куриной ножке
И на задней лапе кошки,
Рук у Тани вместе с Петей
И всего сторон на свете
Да и океанов в мире,
Знает циферка…
(четыре)

День рожденья у меня,

Подарили мне коня,

Два мяча, одну вертушку.

Сколько у меня игрушек?

Сколько пальцев на руке
И копеек в пятачке,
У морской звезды лучей,
Клювов у пяти грачей,
Лопастей у листьев клена
И углов у бастиона,
Про все это рассказать
Нам поможет цифра…
(пять)

Три ромашки-желтоглазки,

Два веселых василька

Подарили маме дети.

Сколько же цветов в букете ?

Картотека математических лабиринтов, ребусов,

игр на сходства и различия, занимательных примеров



Картотека математических сказок

Математика в Лесу

Однажды Цифра Один увидела в лесу зайчонка и сказала ему:
- Из всех лесных зверей только у тебя длинные ушки... Значит ты один такой длинноухий!
- Я не один, - возразил зайчонок, - у меня много братьев.

Тут на поляну вышел медвежонок и запел: «Всех сильнее медведь в лесу».
– Ты один такой сильный зверь в лесу, – восхитилась цифра 1.
– Да, я один сынок у мамы, и я сильнее всех, – важно ответил медвежонок. Завтра у меня день рождения, и мне исполняется один год.
– Поздравляю! – воскликнула цифра 1, – надеюсь, ты будешь праздновать день рождения один и все угощение съешь сам?
– Одному плохо, – заревел медвежонок. – С кем я буду в прятки играть и песни петь. Это плохой праздник, если ты один.

Почему никто не хочет быть один? - грустно спросила сама себя Цифра Один.

А как вы думаете, ребята, почему?

На кого похожа цифра 2?

Шла цифра 2 по дорожке и услышала чей-то плач под кустом.

– Я-я-я, потерялся.
Заглянула Двойка под куст и увидела там большого серого птенца.
– Кто твоя мама? – спросила цифра 2 у птенца.
– Моя мама красивая и большая птица. Она похожа на тебя, – запищал птенец.

Не плачь, мы ее найдем, – сказала цифра 2.

Она посадила птенца на свой хвостик, и они пошли искать маму.

Вскоре Двойка увидела над лугом красивую плоскую птицу с длинным хвостом.

– Это не твой птенец, красивая птица? – спросила Двойка.
– Я не птица, а воздушный змей. У меня даже нет крыльев.
– Пи-пи, это не мама, моя мама похожа на тебя, – сообщил птенец.

С кем дружит цифра 3?

Жил-был веселый Светофор. Он стоял на перекрестке и мигал тремя огоньками: зеленым, желтым и красным. Но однажды все три огонька потухли.

Что тут началось! Машины не могли проехать, потому что ехали все сразу. Пешеходы не могли перейти улицу, потому что боялись попасть под машины.

К счастью, в толпе пешеходов была маленькая девочка. Она знала, что светофор дружит с цифрой 3, и скорее ей позвонила:
– Алло, ваш друг светофор заболел, и ему срочно нужна помощь!

Цифра 3 тут же прибежала и принесла ему три вкусных треугольных печенья. Она угостила светофор печеньем, и он сразу загорелся.

Оказывается, светофор очень проголодался, и поэтому не мог больше работать.

С тех пор цифра 3 каждый день приходит в гости к светофору. Когда светофор показывает машинам своим красным глазком, и движение останавливается, цифра 3 кормит его тремя треугольными печеньями.

Четыре желания цифры 4

«Если это зверь с четырьмя глазами, четырьмя крыльями и четырьмя хвостами, значит, я с ним подружусь», – подумала цифра 4.

Зашла она в лесную чащу и услышала страшный рев:
– Кто пришел ко мне?
– Это я – цифра 4, – сказала цифра.
– Что ты принесла? – снова зарычал зверь.
– Четыре сладких печенья, – ответила цифра 4.

– Скорее, давай их сюда, – завопил страшный зверь.

Цифра 4 бросила зверю четыре печенья, и он мигом проглотил их.
– Я умирал от голода, а ты накормила меня, – вдруг замурлыкал зверь. – За это я исполню четыре твоих желания.
Хочу, чтобы в мире было больше...

Пять органов чувств

Рано утром веселое пение птиц разбудило девочку. Она открыла глазки и зажмурилась от солнышка. С кухни вкусно пахло блинами.
Девочка вспомнила, что у нее под подушкой лежит леденец, и достала его. Леденец наполнил рот сладким малиновым вкусом. Мягкое одеяло обняло девочку, и она снова задремала.

Вдруг ушки девочки заговорили сердито:
– Мы услышали пение птиц и разбудили девочку, а вы, глазки, зажмурились от солнышка и не захотели просыпаться.

Я позвал девочку завтракать вкусным запахом блинов, а ты, язычок, решил вместо завтрака скушать малиновый леденец, – упрекнул носик язычок.

А вы, ручки, зачем спрятались под мягкое одеяло? – спросили хором нос и ушки.

Обиделись глазки, что их ругают, и рассердились:
– Раз так, мы больше не будем смотреть.

Я тоже отказываюсь чувствовать вкус, – добавил язычок.

А мы не хотим ощущать мягкое и твердое, холодное и горячее, – сказали ручки.

Услышала этот разговор цифра 5 и рассердилась:

- Что за безобразие! Вы, пять органов чувств, и всегда должны работать вместе.

Доброе утро, доченька, – вдруг услышали ушки.

Глазки тут же открылись и увидели маму. Ручки крепко обняли маму. Носик вдохнул нежный запах маминых духов. Ротик проголодался и сказал: «Как вкусно пахнут блины!»

«Хорошо, что все мои пять органов чувств помирились», – обрадовалась девочка.

Сказочная математика - Девочка и Цифра 6

Одна девочка никак не могла запомнить, как пишется цифра 6. Иногда она писала овал внизу, а хвостик вверху, а иногда, наоборот.
– Почему ты опять вместо цифры 6 цифру 9 написала? – сердилась мама.
– У цифры 9 большая умная голова. Цифра 6
решила стать такой же умной и перевернулась, –
засмеялась девочка.
Значит, твоя цифра 6 – цирковая акробатка , –удивилась мама.

Ночью девочке приснился цирк. Вместо зверей там выступали цифры. Они кувыркались, показывали фокусы и жонглировали.
Вдруг директор цирка объявил: «Выступают акробаты: девочка и цифра 6!»
Девочка вышла на арену, и цифра 6 ловко поставила ее на голову.
– Теперь ты должна посчитать всех зрителей в зале, – сказала цифра 6.
– Как я могу считать, стоя на голове? – сердито спросила девочка.
– А как я могу считать до шести, если ты превращаешь меня в цифру 9? – заплакала цифра 6.
– Извини, я больше не буду тебя переворачивать. Я привяжу тебе на хвостик шесть красивых бантика.

Цифра 7 и Семь цветов радуги

После дождика появилась в небе красавица радуга. Увидели два мальчика радугу и заспорили:

– Самый красивый у радуги красный цвет, потому что у меня есть новый красный велосипед. Хорошо бы вся радуга была красная, – сказал один мальчик.

– Нет, пусть вся радуга будет зеленая. У меня есть любимая зеленая машинка, – сказал второй мальчик.

Долго они спорили, и каждый свой цвет считал самым лучшим. Расстроилась радуга, услышав этот спор. Она всегда думала, что людям нравятся все ее семь цветов. От расстройства радуга растаяла навсегда, и люди разучились радоваться.

– Что делать? Это я радугу обидел, – грустно сказал один мальчик.
– Не горюй. Давай попросим цифру 7 вернуть все семь цветов радуги, – предложил второй мальчик.
Цифра 7, выслушав мальчиков, пошла к художнику и рассказала ему о том, что радуга пропала.
– Я нарисую радугу, если мальчики помирятся.

Художник рисовал картину целых семь дней недели. Когда картина была готова, на небе снова появилась радуга.

Кто помог Цифре 8?

– Ой-ей-ей! – плакала цифра 8, – я упала, ушибла бок и опаздываю на урок. Сегодня дети должны учить цифру 8. Если я не приду, они меня не выучат.

– Давай мы поплывем на урок вместо тебя. Из двух овальных облаков дети могут сделать цифру 8, – сказали два облака.
– Нет, вы слишком большие и не поместитесь в классе, – грустно
возразила цифра 8.

– Может, я полечу на паутинке в школу вместо тебя? Я похож на маленькую Восьмерку, и у меня восемь ножек, – пропищал паучок.

– Нет, ты слишком маленький, и ветер может отнести твою паутинку совсем в другую сторону, – печально ответила цифра 8.
По дороге ехал мальчик на велосипеде. Он взял цифру 8 и отвез в школу.

Счастливая цифра 9

– У Пятерки есть пять пальчиков, у Семерки – семь ноток, а у меня ничего нет, – загрустила цифра 9.
– Ты можешь посчитать сразу девять предметов, – стали утешать цифру 9 другие цифры.
– Но мне нечего считать, – чуть не заплакала Девятка.

Солнышко пожалело цифру 9 и подарило ей девять солнечных лучей.

Обрадовалась цифра 9 и весь день считала свои девять лучиков. Когда наступил вечер, цифра 9 спрятала лучи в янтарные камушки, чтобы они не растаяли в темноте.
На другой день цифра 9 увидела на улице плачущую девочку. Девочке исполнилось девять лет, но ее мама с папой поссорились, и поэтому она плакала. «Нельзя оставаться без подарка в день рождения», – решила цифра 9 и подарила девочке янтарные камушки с солнечными лучиками.

Появление Ноля

– Я собою так хорош, я на солнышко похож, и на бублик, и на шарик, – громко распевал Нолик, шагая по дороге.
Все цифры тут же окружили его.
– Ой, ты овальный, как блин! Как тебя зовут? – спросила цифра 2.
– Меня зовут Ноль, и я известная личность. Куда не посмотрите, всюду меня найдете, в любом колесе, – гордо сказал Нолик.
– А что ты можешь посчитать? – поинтересовалась цифра 9.
– Все, что угодно, могу посчитать, – важно ответил Нолик и принялся считать. Но сколько он ни считал, выходил всегда ноль.
– Зачем ты нужен, если с твоей помощью нельзя посчитать даже один предмет, – засмеялись цифры.
– Неужели я совсем никому...

Как появилось число 10

Цифра 1 привела Нолик к себе домой, усадила гостя за стол и говорит:
– Извини, Нолик, я не смогу тебя хорошо угостить. У меня в домике все по одному: одна чашка чая и один пирожок.

– А я сам с пустыми руками пришел в гости, – расстроился Нолик.
Цифра 1 поставила перед Ноликом тарелку с одним пирожком, одну чашку чая и села рядом с ним.
На столе вдруг появились десять пирожков и десять чашек чая.
– Нолик – это чудо! Вместе с тобой мы образуем, число 10! – радостно закричала цифра 1.
Она скорее побежала к другим цифрам и пригласила их к себе в гости на чай.
– Спасибо за приглашение, но у тебя в домике всего один пирожок и одна чашка чая, а нас много, – отказались цифры.
– Это раньше так было, но Нолик все изменил и чудесным образом увеличил все в десять раз.

Многие полагают, что математика – это очень сложно.

На самом деле, все дети в раннем возрасте талантливые математики. Они легко осваивают порядковый счёт, понятия «больше» и «меньше», выполняют простые арифметические действия, запоминают геометрические фигуры. Поддержать эту природную способность можно с помощью игр, считалок и рифмованных загадок.

Предложенная подборка познакомит детей не только с цифрами, но и с мерами длины или чертёжными инструментами. Причём сделает это весело, попутно дав иные полезные сведения: о животных, сторонах света, цветах радуги и многом другом.

Сколько лет в яйце цыпленку,
Сколько крыльев у котенка,
Сколько в алфавите цифр,
Сколько гор проглотит тигр,
Сколько мышка весит тонн,
Сколько в стае рыб ворон,
Сколько зайцев съела моль,
Знает только цифра…(ноль).

* * *
Сколько солнышек за тучкой,
Сколько стержней в авторучке,
Сколько у слона носов,
Сколько на руке часов?
Сколько ног у мухомора
И попыток у сапера,
Знает и собой гордится,
Цифра-столбик… (единица).

* * *
Сколько ушек на макушке,
Сколько ног у пол-лягушки,
Сколько у сома усов
У планеты полюсов,
Сколько в целом половинок,
В паре - новеньких ботинок,
И передних лап у льва
Знает только цифра…(два).

* * *
Похожа цифра на гусенка
С длинной шеей, шеей тонкой.
(Два)

* * *
Сколько месяцев в зиме,
В лете, в осени, в весне,
Сколько глаз у светофора,
Баз на поле для бейсбола,
Граней у спортивной шпаги
И полос на нашем флаге,
Что нам кто ни говори,
Знает правду цифра…(три).

* * *
Сколько лапок у мангуста,
Лепестков в цветке капусты,
Пальцев на куриной ножке
И на задней лапе кошки,
Рук у Тани вместе с Петей
И всего сторон на свете
Да и океанов в мире
Знает циферка… (четыре).

* * *
Сколько пальцев на руке
И копеек в пятачке,
У морской звезды лучей,
Клювов у пяти грачей,
Лопастей у листьев клена
И углов у бастиона,
Про все это рассказать
Нам поможет цифра…(пять).

* * *
Сколько букв есть у дракона
И нулей у миллиона,
Разных шахматных фигур,
Крыльев у трех белых кур,
Ног у майского жука
И сторон у сундука.
Коль не можем сами счесть,
Нам подскажет цифра…(шесть).

* * *
Сколько в радуге цветов,
Дней в неделе у китов.
Гномиков у Белоснежки,
Братьев-близнецов у пешки,
Нот, что знают даже дети,
И всего чудес на свете,
Разобраться с этим всем
Нам поможет цифра…(семь).

* * *
Сколько на море ветров,
И копыт у двух ослов,
Щупалец у осьминога,
И клыков у пары догов?
Сколько ног у паука,
Паука-крестовика?
Если мы про это спросим
Нам ответит цифра…(восемь).

Сколько в дюжине пиратов,
Если три ушли куда-то,
Месяцев в году без лета,
Исполнителей нонета,
Жизней у бродячей кошки,
И в десятке мух без мошки?
Не ищи ответ нигде, ведь
Есть ответ у цифры…(девять).

* * *
Сколько ночью звезд на небе,
Сколько хлебных крошек в хлебе,
Сколько капелек в дожде,
Сколько рыб живут в воде,
Сколько ног у многонога?
Очень-очень-очень…(много).

* * *
Единица, шесть нулей...
Вот бы столько нам рублей!
(Миллион)

* * *
Сто маленьких братьев меж собой равны.
(Сантиметры)

* * *
Век огромный, словно слон.
Сколько ж лет вмещает он?
(Сто)

* * *
Сговорились две ноги
Делать дуги и круги.
(Циркуль)

* * *


Посадила бабка в печь
Пирожки с капустой печь.
Для Наташи, Маши, Тани,
Коли, Оли, Гали, Вали
Пирожки уже готовы.
Да еще один пирог
Кот под лавку уволок.
Да в печи четыре штуки,
Пироги считают внуки.
Если можешь, помоги
Сосчитать им пироги.
(Двенадцать)

Математические загадки.

Счёт.

Я беру карандаши.
Ты считай, но не спеши.
Вот смотри, не будь разиней:
Красный, черный,
Желтый, синий.
Отвечай - в руке моей
Сколько всех карандашей? (4 карандаша)

Вот посмотрите,
Скажите, ребята,
Сколько углов
У любого квадрата? (4 угла)

Карандаш один у Миши,
Карандаш один у Гриши.
Сколько же карандашей
У обоих малышей? (2 карандаша)

В класс вошла Марина,
А за ней - Ирина,
А потом пришел Игнат.
Сколько стало всех ребят? (3)

Я рисую кошкин дом:
Три окошка, дверь с крыльцом.
Наверху еще окно,
Чтобы не было темно.
Посчитай окошки
В домике у кошки. (4 окна)

Скоро праздник. Новый Год,
Встанем в дружный хоровод.
Звонко песенку споем,
Всех поздравим с этим днем.
Приготовим всем подарки,
Этот праздник очень яркий.
Кате, Маше и Аленке
Мы подарим по Буренке,
А Андрюше и Витюше –
По машине и по груше.
Саша будет рад Петрушке
И большой цветной хлопушке.
Ну а Танечке – Танюше –
Бурый мишка в сером плюше.

Вы, друзья, гостей считайте
Имена их называйте. (7)

Расставил Андрюшка
В два ряда игрушки.
Рядом с мартышкой –
Плюшевый мишка.
Вместе с лисой –
Зайка косой.
Следом за ними –
Ёж и лягушка.
Сколько игрушек
Расставил Андрюшка? (6 игрушек)

Дарит бабушка лисица
Трём внучатам рукавицы:
«Это вам на зиму, внуки,
рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте,
Сколько всех, пересчитайте!» (6 рукавиц)

Подогрела чайка чайник,
Пригласила девять чаек,
«Приходите все на чай!»
Сколько чаек, отвечай! (9 чаек)


Мы с мамой в зоопарке были,
Зверей с руки весь день кормили.
Верблюда, зебру, кенгуру
И длиннохвостую лису.
Большого серого слона
Увидеть я едва смогла.
Скажите мне скорей, друзья,
Каких зверей видала я?
А если их вы счесть смогли,
Вы просто чудо! Молодцы! (5 зверей)

Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Ёж, барсук, енот, «косой»,
Волк с плутовкою лисой.
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел -
Он считать ведь не умел!
Помоги ему скорей -
Посчитай-ка всех зверей. (6 зверей)
(Б.Заходер)

На базаре добрый ёжик
Накупил семье сапожек.
Сапожки по ножке – себе,
Поменьше немного – жене.
С пряжками – сыну,
С застёжками – дочке.
И всё уложил в мешочке.
Сколько в семье у ёжика ножек?
И сколько купили сапожек? (8)

Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их может сосчитать? (4 жука)

В снег упал Серёжка,
А за ним Алешка.
А за ним Иринка,
А за ней Маринка.
А потом упал Игнат.
Сколько было всех ребят? (5 ребят)

Как под ёлкой встали в круг
Зайка, белка и барсук,
Встали ёжик и енот,
Лось, кабан, лиса и кот.
А последним встал медведь,
Сколько всех зверей? Ответь! (10 зверей)

Сложение

У пеструшки пять цыплят.

У крякушки пять утят.

Пять плюс пять,-

Спросил Николка,-

Это ж вместе будет сколько? (10 цыплят)

Два мяча у Ани,
Два мяча у Вани.
Два мяча да два.
Малыш!
Сколько их?
Сообразишь? (4 мяча)

Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним прибежала.
Сколько вместе кошек стало? (4 кошечки)

Квочка решила

Три петушка,

Да курочек пять.

А сколько их вместе?

Трудно узнать.

Она до пяти лишь

Шесть орешков мама-свинка
Для детей несла в корзинке.
Свинку ёжик повстречал
И ещё четыре дал.
Сколько орехов свинка
Деткам принесла в корзинке? (10 орешков)

Три зайчонка, пять ежат
Ходят вместе в детский сад.
Посчитать мы вас попросим,
Сколько малышей в саду? (8 малышей)

У нашей кошки пять котят,
В лукошке рядышком сидят.
А у соседской кошки – три!
Такие милые, смотри!
Помогите сосчитать,
Сколько будет три и пять? (8 котят)

Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели
Пять румяных, наливных,
Два с кислинкой.
Сколько их? (7 яблок)

Три зайчонка, пять ежат
Ходят вместе в детский сад.
Посчитать мы вас попросим,
Сколько малышей в саду? (8 малышей)

На забор взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов? (3 петуха)

Три цыпленка стоят

На скорлупки глядят.
Два яичка в гнезде
У наседки лежат.
Сосчитай поверней,
Отвечай поскорей:
Сколько будет цыплят
У наседки моей? (5 цыплят)

Четыре гусёнка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей –
Сколько всего в воде малышей? (6 малышей)

Пять цветочков у Наташи,
И ещё два дал ей Саша.
Кто тут сможет посчитать,
Сколько будет два и пять? (7 цветочков)

Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок-сосед.
На пенёк зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок? (10 морковок)

Вычитание

У Коли и Марины.
Четыре мандарина.
Из них у брата - три.
А сколько у сестры? (1 мандарин)

Три голубя белых на крыше сидели.
Два голубя снялись и улетели.
Ну-ка, скажите мне поскорей,
Сколько осталось сидеть голубей? (1 голубь)

Задали детям в школе урок:
Прыгает в поле десять сорок.
Девять взлетели, сели на ели,
Сколько осталось в поле сорок? (1 сорока)

В хоре семь кузнечиков
Песни распевали.
Вскоре пять кузнечиков
Голос потеряли.
Сосчитай без лишних слов,
Сколько стало голосов? (2 голоса)

Четыре сороки пришли на уроки.
Одна из сорок не знала урок.
Сколько прилежно
Училось сорок? (3 сороки)

На тарелочке семь слив,
Вид их очень красив.
Съел четыре сливы Павел.
Сколько мальчик слив оставил? (3 сливы)

В кружку сорвала Марина
Девять ягодок малины.
Пять дала своей подружке.
Сколько ягод стало в кружке? (4 ягоды)

Ежик по грибы пошел,
Десять рыжиков нашел.
Восемь положил в корзинку,
Остальные же - на спинку.
Сколько рыжиков везет
На своих иголках еж? (2 гриба)

Начинаем отнимать.

Кренделечков было пять,

А теперь осталась пара.

Сколько съела их Тамара? (3 кренделечка)

Пять пирожков лежало в миске.
Два пирожка взяла Лариска,
Еще один стащила киска.
А сколько же осталось в миске? (2 пирожка)

Семь гусей пустились в путь.
Два решили отдохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте, дети, сами. (5 гусей)

Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат
Но один из них устал,
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди? (5 медвежат)

Привела гусыня – мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки,
Три сынка, а сколько дочек? (2 дочки)

Четыре спелых груши
На веточке качалось
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось? (2 груши)

Внуку Шуре добрый дед
Дал вчера семь штук конфет.
Съел одну конфету внук.
Сколько же осталось штук? (6 конфет)

Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок-сосед.
На пенёк зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?

Хитрые задачи.

Барсучиха-бабушка
Испекла оладушков.
Угостила двух внучат -
Двух драчливых барсучат.
А внучата не наелись,
С ревом блюдцами стучат.
Ну-ка, сколько барсучат
Ждут добавки и молчат? (ни одного)

Повезло опять Егорке,
У реки сидит не зря.
Два карасика в ведерке
И четыре пескаря.
Но смотрите - у ведерка,
Появился хитрый кот...
Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесет? (ни одного)

По дороге два мальчика шли
И по два рубля нашли.
За ними еще четыре идут.
Сколько они найдут? (ни одного)

  • У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Один)
  • Термометр показывает плюс 15 градусов. Сколько градусов покажут два таких термометра? (15 градусов)
  • Саша тратит на дорогу в школу 10 минут. Сколько времени он потратит, если пойдет вместе с другом? (10 минут)
  • В парке 8 скамеек. Три покрасили. Сколько скамеек стало в парке? (8 скамеек
  • Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? (Юра)
  • Что легче 1 кг ваты или 1 кг железа? (Одинаково)
  • Грузовик ехал в деревню. По дороге он встретил 4 легковые машины. Сколько машин ехало в деревню? (Одна)
  • Два мальчика играли в шашки 2 часа. Сколько времени играл каждый мальчик? (2 часа)
  • Знаменитый фокусник говорит, что может поставить бутылку в центре комнаты и вползти в нее. Как это? (Вползти в комнату может каждый)
  • Может ли дождь лить 2 дня подряд? (Нет, между ними ночь)
  • Когда аист стоит на одной ноге? (Когда поджимает под себя вторую ногу)
  • Что с пола за хвост не поднимешь? (Клубок ниток)
  • Чем больше из нее берешь, тем больше она становится. Что это? (Яма)
  • Что можно приготовить, а съесть нельзя? (Уроки, домашнее задание)
  • На дереве сидели 7 воробьёв, одного из них съела кошка. Сколько воробьёв осталось на дереве? (Ни одного: оставшиеся в живых воробьи разлетелись)
  • На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? (Нисколько – на берёзе яблоки не растут.)
  • В комнате 4 угла. В каждом углу сидела кошка, напротив каждой кошки – 3 кошки. Сколько кошек находилось в комнате? (4 кошки)
  • Из какой посуды нельзя ничего съесть? (из пустой)
  • У животного 2 правые лапы, 2 левые лапы, 2 лапы спереди, 2 сзади. Сколько у него лап? (4 лапы)
  • Сколько орехов в пустом стакане? (нисколько)
  • По морю плыли 9 акул. Они увидели косяк рыб и нырнули в глубину. Сколько в море акул? (9 акул, только они нырнули)
  • В вазе стояло 3 тюльпана и 7 нарциссов. Сколько тюльпанов стояло в вазе? (в вазе было 3 тюльпана)
  • 7 мальчиков расчистили по одной дорожке в саду. Сколько дорожек расчистили мальчики?
  • Курица, стоящая на одной ноге, весит 2 кг. Сколько весит курица, стоящая на двух ногах? (2 кг.)
  • Стоит в поле дуб, на дубе 3 ветки, на каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок? (ни одного, на дубе яблоки не растут).
  • В комнате стояло 10 стульев, на которых сидели 10 мальчиков. Вошли 10 девочек, и им всем нашлось по стулу. Как это могло случиться?(мальчики встали)
  • Что произойдёт с белым платком, если его опустить в Чёрное море? (он станет мокрым)
  • В феврале на нашей клумбе распустились 2 ромашки и 3 розы. Сколько цветов распустилось на нашей клумбе? (нисколько, в феврале цветы не растут)
  • Андрей ссыпал вместе 3 кучки песка, а потом высыпал туда ещё одну. Сколько кучек песка стало? (одна большая кучка)
  • Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела одна яблоня, а потом ещё 3 сливы. Сколько деревьев зацвело? (в январе деревья не цветут)
  • В море плавало 9 пароходов, 2 парохода пристали к пристани. Сколько пароходов в море. (9 пароходов)

Математика в стихах

Методическая разработка

по обучению дошкольников элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала

Подготовила Толстихина Галина Геннадьевна

Воспитатель первой категории

п. Северомуйск

2015 год

Части суток

Сказочная математика

Задачки на внимание

Занимательные вопросы

Логические концовки

Задачи в стихотворной форме

Считалки

Стихи – шутки

ПОРЯДКОВЫЙ СЧЕТ

Счет до двух

На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде "раз".
А над ними весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде "два".

Счет до трех

Темнота легла кругом.
Раз, два, три -
Беги бегом!

Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - Нагнулся,
Три - нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.

Счет до четырех

Вышли мышки как-то раз
Поглядеть, который час.
Раз, два, три, четыре -
Мыши дернули за гири...
Вдруг раздался страшный звон,
Убежали мышки вон.

Счет до пяти

Пальчики уснули,
В кулачок свернулись. (Пальцы сжать в кулаки)
Один, два, три, четыре, пять! (Поочередно разогнуть пальцы)
Захотели поиграть!

Солнце глянуло в кроватку...
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать,
Руки вытянуть пошире.
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться - три, четыре,
И на месте постоять.
На носок, потом на пятку -
Все мы делаем зарядку.

Счет до восьми

Раз, два - выше голова,
Три, четыре - руки шире.
Пять, шесть - тихо сесть,
Семь, восемь - лень отбросим.

ВРЕМЕНА ГОДА: СТИХИ, ЗАГАДКИ И ПОСЛОВИЦЫ

Если ребенку трудно запомнить времена года, ему могут помочь стихотворения. Загадки полезны для закрепления материала.

Зима

Дел у меня немало:
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю
Белю поля, дома
Зовут меня... (зима).

Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь

В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

Стали дни короче,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозы,
И зима настала.

Была зима - был холод, снег.
Ушла зима - и снегу нет.

Весна

Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна.
Зовут меня... (весна).

Мы сегодня рано встали,
Нам сегодня не до сна!
Говорят, скворцы вернулись!
Говорят, пришла... (весна)!

Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой - улей - пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

Лето

Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
Купаться приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я... (лето).

Солнце печет,
Липа цвет
Рожь колосится,
Золотая пшеница.
Кто знает, кто знает,
Когда это бывает?

Осень

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я... (осень).

Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.

Что там шепчут листья?
Подойдем и спросим.
Листья отвечают: осень, осень, осень.

Загадки

На земле живут сестрички,
У сестричек - по косичке.
Вот зеленая косичка:
Это первая сестричка.
Пашет, сеет, поливает,
Почкам глазки открывает. (весна)


Разноцветная косичка -
Загорелая сестричка.
Тоже трудится умело,
Чтобы все росло и зрело. (лето)


Золотистая косичка -
Это рыжая сестричка.
Убирает, веет, косит,
Урожай в амбары носит. (осень)


А четвертая косичка -
Белоснежная сестричка.
Все укроет одеялом,
Все разгладит, приберет,
А потом земле усталой
Колыбельную споет. (зима)

Пословицы о временах года

Декабрь год кончает, а зиму начинает.


Январь - году начало, зиме середина.


В зимний холод всякий молод.


Зима лето пугает, да все равно тает.


Чем крепче зима, тем скорее весна.


Как зима не злится, а весне покорится.


Зимы без снега да лета без дождя не бывает.


Зима не лето, в шубу одета.


Февраль силен метелью, а март - капелью.

ДНИ НЕДЕЛИ

В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала.
В среду я пекла калач
Весь четверг искала мяч,
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения.

Вот неделька, в ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Назовется понедельник.
Вторник - это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка среда
Третьим днем всегда была.
А четверг, четвертый день,
Шапку носит набекрень.
Пятый - пятница сестрица,
Очень модная девица.
А в субботу, день шестой
Отдыхаем всей гурьбой
И последний, воскресенье,
Назначаем днем веселья.

Куда делся Понедельник?

Где бездельник Понедельник? -
Спрашивает Вторник
- Понедельник - не бездельник,
Никакой он не бездельник,
Он отличный дворник!
Он для повара Среды
Притащил ведро воды.
Кочегару Четвергу
Смастерил он кочергу.
Но приходила Пятница
Скромница, опрятница,
Он оставил всю работу
И поехал с ней в Субботу
К Воскресенью на обед.
Передал тебе привет.
Ю. Мориц

Есть 7 братьев,

Годами равные,

Именами равные. (Дни недели)

Этих братьев ровно семь,

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.

Попрощается последний,

Появляется передний. (Дни недели)

Части суток

Сестра к брату идет в гости,

А он от нее прячется.

Как их зовут? (День и ночь)

Спят медведи и слоны,

Заяц спит и ежик.

Все вокруг уснуть должны,

Наши дети тоже. (Ночь)

По небу лебедь черный

Рассыпает чудо - зерна.

Черный белого позвал,

Белый зерна поклевал. (День и ночь)

С зарей родился.

Чем больше рос,

Тем меньше становился. (День)

Когда это бывает?

Что солнце совсем уже садится,

Гвоздика лепестки свои свернет.

А дети спать уж

Собираются ложиться. (Вечером)

Сказочная математика

    Составьте задачу о Золотой рыбке и ее друзьях – морских обитателях.

    Назовите пять сказок, где героями тоже выступают дед и баба.

    Баба решила связать варежку всем лесным героям сказки “Колобок”. Сколько варежек свяжет баба? Сколько получится пар?

    В каких сказках встречается число 7?

    Вспомни пять сказок про медведя.

    Сколько зверей, птиц и рыб помогли Ивану-царевичу? (“Царевна-лягушка”)

    Полночь- это который час? (“Золушка”)

    Петушок испек всей семье по два пирожка. Сколько получилось пирожков? (Сказка “Колосок”)

    Герои сказки “Репка” встретились с героями сказки “Колобок”. Они захотели попить чаю. Сколько чашек им понадобилось?

    Герои сказки “Три медведя” встретились с героями сказки “Маша и медведь” и решили организовать веселый оркестр. Сколько музыкальных инструментов им нужно?

    Герда испекла пять пирожков, а Кай сделал изо льда звездочки, их было на три больше, чем пирожков. Сколько звездочек получилось у мальчика?

    Крошечка Хаврошечка пошла в лес со своими сестрами: Одноглазкой, Двуглазкой, Трехглазкой. Сколько всего глаз было у этой компании?

    Курочка Ряба снесла яичко, а мышка взяла и разбила. Ряба снесла еще три яичка. Мышка эти тоже разбила. Курочка Ряба поднатужилась и снесла еще пять, но бессовестная мышка разбила и эти. Из скольких яиц могли бы приготовить яичницу дед и баба, если бы они не разбаловали свою мышку?

Попробуйте отгадать вот такие простенькие загадки!

Я - тире в грамматике,
А кто я в математике?
***
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете.
***
Не похож я на пятак,
Не похож на рублик.
Круглый я, да не дурак,
С дыркой, но не бублик.
***
Мы - весёлые отметки
И встречаемся нередко
У прилежных в дневнике.
Кто их часто получает,
Никогда не заскучает.
***
Шея длинная такая,
Хвост крючком. И не секрет:
Любит всех она лентяев,
А её лентяи - нет!
***
Нет углов у меня,
И похож на блюдо я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо и колесо.
***
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня…
Что это, кто отгадает?

Задачки на внимание


1. Подумай и скажи - кто быстрее переплывет речку - утята или цыплята?
2. Подумай и скажи - какого цвета волосы у колобка?
3. Отгадай загадку:
Лежали конфетки в кучке.
Две матери, две дочки
Да бабушка с внучкой
Взяли конфет по штучке,
И не стало этой кучки.
Сколько конфет было в кучке?
4. Росли 5 берез. На каждой березе по 5 больших веток. На каждой ветке по 5 маленьких веток. На каждой маленькой ветке - по 5 яблок. Сколько всего яблок?
5. Подумай и скажи - что помогает выжить белым медведям в пустыне, где нет воды?
6. На каких деревьях вьют свои гнезда страусы?
7. На столе лежит 2 яблока и 4 груши. Сколько всего овощей лежит на столе?
8. Подумай и скажи - кто громче рычит: тигр или буйвол?
9. Посмотрел Ваня утром в окно и говорит:
- А на улице, оказывается, очень сильный ветер. Нужно теплее одеваться.
Как он догадался, что на улице ветер? Что он увидел?
10. Пошли 2 девочки в лес за грибами, а навстречу 2 мальчика. Сколько всего детей идет в лес? (подсказка: 2 - остальные идут обратно)
11. В комнате горело 5 свечей. Зашел человек, потушил 2 свечи. Сколько осталось? (подсказка: 2- остальные сгорели)
12. Бревно распилили на 4 части. Сколько сделали распилов?
13. Прочитай слова и скажи - какое слово лишнее в каждом ряду?
- диван, стул, шкаф, конура, тумбочка,
- гвоздика, ромашка, камыш, лилия, астра,
- боровик, мухомор, сыроежка, подберезовик, лисичка.
14. Подумай и скажи - сколько земли будет в яме глубиной 1 метр, длиной 1 метр и шириной 1 метр?
15. У шестилетней девочки была кошка с коротким хвостом. Она съела мышку с длинным хвостом, а мышка проглотила 2 зернышка и съела тонкий кусочек сыра. Скажи, сколько лет было девочке, у которой была кошка?
16. На одном берегу реки стоит петух, а на другом индюк. Посреди реки - островок. Кто из этих птиц быстрее долетит до островка?
17. Скажи сколько грибов можно вырастить из 5 семечек?
18. Скажи, кто обитает в море на большей глубине: щука, рак или форель.

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

    На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон?

    Купил на 1 рубль, заплатил 2 рубля. Сколько дадут сдачи?

    На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4)

    Как можно одним мешком пшеницы наполнить 2 пустых мешка, таких же как и мешок, в котором находится пшеница? (надо один из пустых мешков вложить в другой, а затем насыпать в него пшеницу)

    У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша)

    Задумай число до 5. прибавь к нему 2, я отгадаю, какое число ты задумал. Сколько у тебя получилось?

    У стены стоит кадушка, а в кадушке той лягушка. Если б было 7 кадушек, сколько было бы лягушек?

    Как разрезать квадрат, чтобы из полученных частей можно было сложить 2 новых квадрата?

    На столе лежат 3 карандаша разной длины. Как удалить из середины самый длинный карандаш, не трогая его? (переложить один из тех, что короче)

    Первый Назар шел на базар, второй Назар – с базара. Какой Назар купил товар, какой – шел без товара?

    Двое детей подошли к реке. У берега всего 1 лодка. Как им перебраться на другой берег, если лодка может взять только одного пассажира? (дети подошли к реке с разных берегов)

    Мельник пришел на мельницу. В каждом углу он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по 3 кошки, каждая кошка имела 3 котенка. Сколько ног было на мельнице? (две ноги, у кошек лапы)

    Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!

    Горело 7 свечей. 2 свечи погасли. Сколько свечей осталось? (7)

    Два числа: 1 и 3. Быстро их сложи и ответ скажи.

ЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦОВКИ

Если стол выше стула, то стул… (ниже стола).

Если 2 больше одного, то один… (меньше двух).

Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа…

(вышел позже Саши).

Если река глубже ручейка, то ручеёк… (мельче реки).

Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры).

Если правая рука справа, то левая рука… (слева). Если два больше

одного, то один... (меньше двух).

Если правая рука справа, то левая... (слева).

СЧИТАЛКИ

Один, вида, три, четыре, пять, Один, два, тир, четыре!

Шесть, семь! Солдат идет в мундире,

Пойду каши я поем. С винтовкой на плече

Вы ж пока считайте, И ранцем на спине.

Кому водить, гадайте!

Девять, восемь, семь, шесть, Три, шесть, девять –

Пять, четыре, три, два, один, Полно спать!

В прятки мы играть хотим. Солнышко давно уж встало,

Надо только нам узнать, Нам пора идти гулять!

Кто из нас пойдет искать.

Один, два, тир, четыре, пять - Мы делили апельсин.

Встанем дети в круг опять. Много нас, а он один,

Пять, четыре, три, один - Это долька – для ежа,

В «кошки-мышки» играть хотим! Это долька – для чижа,

Один, два, тир, четыре, пять - Эта долька – для утят,

Вышел зайка погулять. Это долька – для котят,

Что нам делать, как нам быть? Это долька – для бобра,

Надо заиньку ловить! А для волка – кожура.

Один, два, тир, четыре, пять. Разбегайтесь кто куда!

Один, два, тир, четыре, пять, Один, два, тир, четыре –

Букой вздумали пугать. Жили мушки на квартире.

Три, четыре, пять и шесть - И повадился к ним друг –

Вы не верьте, что он есть, Крестовик, большой паук.

Буки, братцы, нет совсем! Паука мы вон попросим.

К нам, обжора, не ходи…

Ну-ка, Машенька, води!

ЗАДАЧИ В СТИХОТВОРНОЙ ФОРМЕ

Ежик по лесу шел, Под кустами у реки

На обед гриб нашел: Жили майские жуки:

Два – под березой, Дочка, сын, отец и мать.

Сколько их будет

В плетеной корзине?

Ну-ка, сколько всех ребят Рада Аленка –

На горе катается? Нашла два масленка!

Трое в саночках сидят, Да четыре в корзинке!

Один дожидается. Сколько грибов на картинке?

Три цыпленка стоят, Сидят рыбаки,

На скорлупки глядят, Стерегут поплавки.

Два яичка в гнезде Рыбак Корней

У наседки лежат. Поймал трех окуней.

Сосчитай поверней, Рыбак Евсей –

Отвечай поскорей: Четырех карасей

Сколько будет цыплят Сколько рыб рыбаки

У наседки моей? Натаскали из реки?

Дарит бабушка лисица Раз к зайчонку на обед

Трем внучатам рукавицы: Прискакал дружок сосед.

«Это вам на зиму, внуки, На пенек зайчата сели,

Рукавичек по две штуки. И по пять морковок съели.

Сколько всех, пересчитайте? Сколько съедено

Морковок?

Расставил Андрюшка Посадила мама в печь

В два ряда игрушки. Пироги с капустой печь.

Рядом с мартышкой – Для Наташи, Коли, Вовы

Плюшевый мишка. Пироги уже готовы,

Вместе с лисой – Да еще один пирог

Зайка косой. Кот под лавку уволок.

Следом за ними – Да еще из печки пять

Еж и лягушка. Маме нужно вынимать.

Сколько игрушек Если можешь, помоги –

Расставил Андрюшка? Сосчитай-ка пироги!

Шесть веселых медвежат К серой цапле на урок

За малиной в лес спешат. Прилетели семь сорок,

Но один малыш устал: А из них лишь три сороки

От товарищей отстал. Приготовили уроки.

А теперь ответ найди: Сколько лодырей – сорок

Сколько мишек впереди? Прилетело на урок?

Семь гусей пустились в путь, Подарил утятам ежик

Два решили отдохнуть. Восемь кожаных сапожек.

Сколько их под облаками? Кто ответит из ребят,

Сосчитайте, дети, сами. Сколько было всех утят?

В снег упал Сережка, Мама вышила ковер.

А за ним Алешка. Посмотри, какой узор.

А за ним Маринка, Две большие клеточки,

А за ней Иринка. В каждой по три веточки,

А потом упал Игнат. Села Маша на кровать,

Сколько было всех ребят? Хочет ветки сосчитать.

Да никак не может.

Кто же ей поможет?

У куклы пять нарядных платьев. Яблоки в саду поспели.

Какое нынче надевать? Мы отведать их успели.

Есть у меня для платья шерсть, Пять румяных, наливных,

Свяжу и платьев будет…(шесть). Три с кислинкой.

Сколько их?

СТИХИ-ШУТКИ

Плачет Ира, не унять,

Очень грустно Ире.

Стульев было ровно пять,

А теперь четыре.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не реви! –

Сказал малыш. –

Ведь на пятом ты сидишь!

Л. Пантелеев

Лида ставила тарелки

На столе ребятам всем:

Ровно семь тарелок мелких

И глубоких – тоже семь.

Принесла в солонке соли,

Ложек тоже ровно семь:

Лене, Оле, Жене, Толе,

Мае, Рае, Коле – всем!

Положила вилки с краю,

Не забыла ничего.

Говорят ей: «Не хватает

Здесь прибора одного».

Нет, я всех ребят считала,

Сосчитаю я опять!

И опять она считала,

Стала всех перечислять:

«Лена, Рая, Оля, Мая,

Толя, Коля, Женя – семь!»

И нарочно вслух считает,

Чтобы слышно было всем.

Вот и кончена работа,

Можно звать к столу ребят!

Ты обидела кого-то, -

Снова Лиде говорят.

Занимательные загадки

    Кто становится выше, когда садится? (Собака.)

    Что становится легче, когда его надувают? (Шарик.)

    На четырех ногах стою, ходить вовсе не могу. (Стол.)

    Имеет четыре зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это? (Вилка.)

    Один льет, другой пьет, третий зеленеет да растет. (Дождь, земля, трава).

ИГРЫ

Цепочка примеров

Цель: упражнять детей в умении производить арифметические действия.

Ход игры: две группы участников садятся на стулья – одна против другой. Один ребенок берет мяч, называет простой арифметический пример: 3 + 2 – и бросает мяч кому-нибудь из другой группы. Тот, кому брошен мяч, дает ответ и бросает мяч игроку из первой группы. Поймавший мяч продолжает пример, в котором надо произвести действие с числом, являющимся ответом в первом примере. Участник игры, давший неверный ответ или пример, выбывает из игры. Выигрывает группа детей, у которой осталось больше игроков (предлагается для детей 6 – 7 лет, успешно усвоившими арифметические действия).

Отгадай число

Цель: закрепить умение детей сравнивать числа.

Ход игры: по заданию ведущего ребенок должен быстро назвать число (числа) меньше 8, но больше 6; больше 5 , но меньше 9 и т.д. Ребенок, выполнивший условия игры, получает флажок. При делении детей на 2 группы ответивший неправильно выбывает из игры.

Только одно свойство

Для игры необходимо изготовить специальный набор геометрических фигур. В него входят 4 фигуры (круг, квадрат, треугольник и прямоугольник) четырех цветов (красного, синего, желтого и белого), маленького размера. В этот же набор включается такое же количество перечисленных фигур указанных цветов, но больших по размеру. Таким образом, для игры (на одного участника) необходимо 16 маленьких геометрических фигур четырех видов и четырех цветов и столько же больших.

Цель: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбирать нужную фигуру, описывая ее.

Ход игры: у двоих играющих детей по полному набору фигур. Один (тот, кто начинает игру) кладет на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить рядом фигуру, отличающуюся от нее только по одному признаку. Так, если первый положил желтый большой треугольник, то второй кладет желтый большой квадрат или синий большой треугольник и т.д. Неправильным считается ход, если второй играющий положит фигуру, не отличающуюся от нее более чем на один признак. В этом случае фигуру у игрока забирают. Проигрывает тот, кто первый останется без фигур. (Возможны варианты.)

Игра строится по типу домино. По ходу игры требуется быстрая ориентировка играющих в цвете, форме, размере фигур, отсюда и воздействие на развитие логики, обоснованности мышления и действий.

Числовой ряд (для детей старшего дошкольного возраста)

Цель: закрепить знание последовательности чисел в натуральном ряду.

Ход игры: двое детей раскладывают перед собой лицевой стороной вниз карточки с цифрами то 1 до 10. При этом каждому из детей дается определенное количество карточек с цифрами (например, до 13). Некоторые из цифр встречаются в наборе дважды. Каждый играющий в порядке очередности берет карточку с цифрой, открывает ее и кладет перед собой. Затем первый играющий открывает еще одну карточку. Если обозначенное на ней число меньше числа открытой им ранее карты, ребенок кладет карточку левее первой, если больше – правее. Если же возьмет карту с числом уже открытым, то возвращает ее на место, а право ходе переходит соседу. Выигрывает тот кто первый выложит свой ряд.

Назови число

Цель: упражнять детей в умении производить устные вычисления.

Ход игры: взрослый или старший ребенок говорит: «я могу отгадать число, которое ты задумал. Задумай число, прибавь к нему 6, от суммы отними 2, затем еще отними задуманное число, к результату прибавь 1. у тебя получилось число 5». В этой несложной задаче на смекалку задуманное число может быть любым, но для решения ее нужно уметь устно вычислять.

Сколько взять конфет?

Цель : упражнять детей в соотнесении условия задачи с результатом.

Ход игры: предлагается условие задачи: «в вазе лежало 3 яблоко. Мама угостила ими трех девочек. Каждая из девочек получила по одному яблоку, и одно осталось в вазе. Как это получилось?» к ответу решающей задачу приходит вследствие размышления, соотнесения условий с результатом. (одна девочка взяла яблоко вместе с вазой).

Список литературы занимательного материала

    Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1993. – 336с.

    Воскобович В.В., Харько Т.Г. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры», книга 2 «Описание игр». – 36с.

    Давайте поиграем: мат. игры для детей 5-6 лет: кн. для воспитателей дет. сада и родителей/ Н.И.Касабуцкий, Г.Н.Скобелев, А.А.Столяр, Т.М.Чеботаревская; Под ред. А.А.Столяра. – М.: Просвещение, 1991 – 80с.

    Девина И.А., Петраков А.В. Развиваем логику (6-8). – М.: Издательство «Ось – 89», 2000 – 32с.

    Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников: кн. для воспитателей детских садов. – М.: Просвещение, 1992. – 191с.

    Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране Геометрии. 2-е изд. – М.: Педагогика, 1994. – 176с.

    Занимательные упражнения по математике для дошкольников и младших школьников. Новокузнецк 1994. – 66с.

    Кулагина Л.М. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателей детских садов. – 142с.

    Михайлова З.А. игровые занимательные задачи для дошкольников: книга для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 94с.

    Сербина Е.В. Математика для малышей: книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1992. – 80с.

    Смекалка для малышей. Занимательные задачки, загадки, ребусы, головоломки. – М., Омега, 1994. – 256с.

    Чего на свете не бывает?: Занимат. игры для детей от 3 до 6 лет: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей/Е.Л.Агаева, В.В.Бофман, А.И.Булычева и др.; Под ред. О.М.Дьяченко, Е.Л.Агаевой. – М.: Просвещение, 1991. – 64с.

    Юзбекова Е.А. Ступеньки творчества (Место в интеллектуальном развитии дошкольника). Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. – М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 128с.

    В.В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. С-пб., 1996.
    Математика от трех до семи. Учебно-методическое пособие для воспитетелей детских садов. С-пб., 1999. Наталья Ильина.