Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в российской федерации. Документы Концепция развития здравоохранения в рф до

Структура Концепции ЧАСТЬ I. Анализ ситуации и цели Концепции. ЧАСТЬ II. Основные направления развития здравоохранения. ЧАСТЬ III. Основные направления охраны здоровья населения. ЧАСТЬ IV. Законодательное и нормативно-правовое обеспечение реализации Концепции.


Основные направления развития здравоохранения совершенствование программы государственных гарантий; повышение эффективности управления здравоохранением; совершенствование системы управления медицинскими кадрами и создание системы непрерывного образования медицинских работников; формирование Национальной лекарственной политики и создание условий для развития отечественной медицинской и фармацевтической промышленности; продолжение и расширение долгосрочных ведомственных программ по приоритетным направлениям здравоохранения; развитие медицинской науки и инноваций в здравоохранении; разработка и внедрение единой информационной системы в здравоохранении.











Проблемы организации и управления Первая проблема отсутствие экономически эффективных механизмов управления государственной системой здравоохранения. Сегодня в РФ преобладает сметно-бюджетное распределение средств в ЛПУ в привязке к объемным показателям, что приводит к неэффективному расходованию ресурсов, наращиванию объемов медицинской помощи и незаинтересованности руководителей здравоохранения к расширению профилактики и применению ресурсосберегающих технологий. Вторая проблема неэффективное планирование. Отсутствие стратегического плана развития отрасли, детализированного по регионам с указанием конкретных целевых показателей для всех уровней управления (федеральный, региональный, муниципальный и ЛПУ) и отсутствие санкций, связанных с неисполнением этих показателей. Устаревшие нормативы планирования объемов медицинской помощи. Устаревшие нормативы труда врачей на оказание медицинской помощи пациентам. Недостаточность и несоответствие стандартов (медицинской помощи, оснащения, требований к квалификации кадров и др.) современным международным стандартам. Третья проблема неэффективное регулирование: Отсутствие регулирования ценообразования на лекарственные средства и дорогостоящую технику при закупке за счет государственных средств; Отсутствие единой тарифной политики и единых современных способов оплаты за медицинскую помощь. Четвертая проблема несовершенство системы контроля качества медицинской помощи и несоответствие ее международным требованиям


Выводы Для достижения в 2020 г. поставленных руководством страны целей по снижению общего коэффициента смертности до 10,0 и увеличению ожидаемой продолжительности жизни до 75 лет требуется поэтапное увеличение государственного финансирования ПГГ до уровня, позволяющего обеспечивать современные стандарты медицинской помощи, т.е. как минимум в 2,5 раза (или 6% в доле ВВП). Для повышения эффективности реализации ПГГ потребуется объединение всех источников финансирования по всем видам медицинской помощи в системе ОМС и разработка единой тарифной политики. Для повышения эффективности государственного управления и выравнивания субъектов РФ до единого уровня финансирования ПГГ потребуется централизация финансовых и управленческих функций на уровне Минздравсоцразвития РФ и разработка стратегических планов в каждом субъекте РФ с индикаторами для ежеквартального контроля.


Анализ проблем, с которыми сталкивается в сфере здравоохранения российский гражданин и пациент Цитата: Во-первых, в СМИ нет не только достаточной информации о том, как вести здоровый образ жизни, но активно пропагандируются нездоровые модели поведения (курение, чрезмерное потребление алкоголя, насилие), а также антинаучные рекомендации по лечению заболеваний. Во-вторых, при попадании в лечебно-профилактическое учреждение наш пациент практически бесправен: он не имеет возможности выбрать лечащего врача и лечебно- профилактическое учреждение; не владеет информацией о качестве предоставляемого лечения, его возможных вариантах и последствиях для здоровья; часто он вынужден тратить время, просиживая в очередях в поликлинике или в приемном отделении стационара; долгие месяцы ожидать необходимой плановой операции. Зачастую ему приходится иметь дело с неприветливостью, а в ряде случаев и с элементарной невежливостью медицинского персонала и, наверное, что самое страшное, быть неуверенным, хватит ли ему денег для того, чтобы оплатить необходимое лечение. Последняя из проблем приводит к тому, что многие пациенты просто прекратили обращаться за медицинской помощью на тех стадиях болезни, когда еще можно сохранить здоровье и жизнь. Как результат плохие показатели здоровья, высокая смертность от управляемых причин и низкие показатели удовлетворенности качеством медицинской помощью (в России это показатель менее 40%, тогда как в развитых странах он составляет до 60%). ФУНКЦИИ СМО ПРЕДУСМАТРИВАЮТ ИНФОРМИРОВАНИЕ ПАЦИЕНТОВ И ЗАЩИТУ ПРАВ НА БЕСПЛАТНУЮ ПОМОЩЬ! Цели «Концепции развития здравоохранения РФ до 2020 г.» 1. Снижение общего коэффициента смертности населения с 14,6 в 2007 г. до 10 в 2020г. 2. Увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения с 67,5 в 2007 г. до 75 лет в 2020 г. 3. Содействие и реализация мероприятий, направленных на увеличение рождаемости. 4. Стабилизация численности населения РФ: к 2011 г. остановить убыль населения страны и стабилизировать численность до 143 млн. человек, к 2020 г. довести численность населения до 145 млн. человек. 5. Увеличение доступности медицинской помощи населению РФ: ликвидация очередей в поликлиниках и очередей на плановую медицинскую помощь. 6. Снижение неравенства между различными субъектами РФ, сельским и городским населением до уровня не более 10% по показателям смертности и ожидаемой продолжительности жизни. 7. Повышение удовлетворенности населения качеством и доступностью медицинской помощи до 65%. 8. Стабилизация заболеваемости к 2015 г. 9. Повышение приверженности населения к здоровому образу жизни и ответственности за собственное здоровье: снижение доли курильщиков среди взрослого населения до 20%, снижение потребления алкоголя до 9 л/в год на душу населения.


Ключевые направления развития здравоохранения 2.1. Увеличение финансирования и повышение эффективности программы государственных гарантий (ПГГ) 2.2. Повышение эффективности организации и управления системой здравоохранения РФ 2.3. Повышение квалификации медицинских работников и создание системы мотивации их к качественному труду 2.4. Национальная лекарственная политика (НЛП), развитие фармацевтического производства и отечественной медицинской промышленности 2.5. Развитие долгосрочных целевых программ, направленных на снижение смертности и заболеваемости населения РФ, выравнивание качества и доступности медицинской помощи в различных субъектах РФ и на улучшение медицинской помощи сельскому населению 2.6. Развитие медицинской науки и инноваций в здравоохранении 2.7. Разработка и внедрение единой информационной системы в здравоохранении

Постановление от 15 апреля 2014 года №294. Госпрограмма направлена на улучшение здоровья населения и показателей деятельности организаций системы здравоохранения на основе постоянной модернизации технологической базы отрасли, развития медицинской науки и образования, улучшения кадрового состава, внедрения информационных технологий и современных стандартов управления.

Справка

Госпрограмма разработана Минздравом России.

Государственная программа «Развитие здравоохранения» (далее – госпрограмма) направлена на улучшение здоровья населения и показателей деятельности организаций системы здравоохранения на основе постоянной модернизации технологической базы отрасли, развития медицинской науки и образования, улучшения кадрового состава, внедрения информационных технологий и современных стандартов управления.

Ответственным исполнителем госпрограммы является Минздрав России, соисполнителем – ФМБА России, участниками определены МИД России, Минобороны России, Минпромторг России, Минсельхоз России, Минтруд России, Минэнерго России, Минфин России, Минэкономразвития России, ФНС России, ФСИН России, Росздравнадзор, Роспотребнадзор, ФССП России, Росавиация, Росимущество, Росавтодор, Росморречфлот, ФАНО России, ФОМС.

В состав государственной программы включены следующие подпрограммы:

- «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи»;

- «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации»;

- «Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины»;

- «Охрана здоровья матери и ребёнка»;

- «Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей»;

- «Оказание паллиативной помощи, в том числе детям»;

- «Кадровое обеспечение системы здравоохранения»;

- «Развитие международных отношений в сфере охраны здоровья»;

- «Экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья»;

- «Медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан»;

- «Управление развитием отрасли».

Целью госпрограммы является обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объёмы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.

В рамках реализации госпрограммы решаются следующие задачи:

Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи;

Повышение эффективности оказания специализированной медицинской помощи, включая высокотехнологичную, а также скорой медицинской помощи;

Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также технологий персонализированной медицины;

Повышение эффективности службы родовспоможения и детства;

Развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения;

Обеспечение паллиативной медицинской помощью пациентов, страдающих неизлечимыми заболеваниями;

Обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами;

Повышение эффективности и прозрачности контрольно-надзорных функций в сфере охраны здоровья.

Госпрограмма определяет развитие здравоохранения в России до 2020 года и реализуется в два этапа: первый этап (2013–2015 годы) – структурные преобразования; второй этап (2016–2020 годы) – развитие инновационного потенциала в здравоохранении.

Ресурсное обеспечение госпрограммы за счёт средств федерального бюджета определено с учётом необходимости достижения индикаторов, предусмотренных Указами Президента России от 7 мая 2012 года №597 , №598 , №606 , и Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Объём финансового обеспечения госпрограммы на 2013–2020 годы из всех уровней бюджетной системы составляет 26 620,8 млрд рублей, в том числе средства федерального бюджета – 2451,2 млрд рублей, средства консолидированных бюджетов субъектов Федерации – 11 079,4 млрд рублей, средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования – 13 090,2 млрд рублей.

Объёмы финансирования государственной программы будут уточняться при составлении проектов бюджетов на соответствующий год и плановый период.

В рамках реализации государственной программы планируется достижение следующих основных результатов:

Создание устойчивой мотивации населения к ведению здорового образа жизни;

Повышение удовлетворённости населения качеством медицинской помощи;

Создание условий для получения любым гражданином страны независимо от его места жительства гарантированного объёма медицинской помощи, удовлетворяющей единым требованиям по доступности и качеству;

Формирование научно-образовательных кластеров на базе лучших медицинских университетов;

Установление единых государственных приоритетов в области биомедицины, создание новых научных школ;

Повышение социальной привлекательности, уровня квалификации медицинских кадров и престижа профессии, в том числе на основе существенного увеличения заработной платы;

Создание условий для роста численности населения и увеличения продолжительности жизни.

Эффективность реализации государственной программы определяется достижением к 2020 году следующих показателей:

Снижение смертности от всех причин до 11,4 случая на 1000 населения; снижение младенческой смертности до 6,4 случаев на 1000 родившихся живыми;

Снижение смертности (на 100 тыс. населения) от болезней системы кровообращения до 622,4 случая, от дорожно-транспортных происшествий – до 10 случаев, от новообразований (в том числе от злокачественных) – до 190 случаев, от туберкулёза – до 11,2;

Снижение потребления алкогольной продукции (в перерасчёте на абсолютный алкоголь, литров на душу населения в год) до 10 и распространённости потребления табака среди взрослого населения до 25 %, среди детей и подростков – до 15 %;

Снижение заболеваемости туберкулёзом до 35 случаев на 100 тыс. населения;

Увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 74,3 года;

Увеличение к 2018 году средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), от средней заработной платы в соответствующем регионе до 200 %, а также увеличение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала и младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в соответствующем регионе до 100 %.

I. Введение

В последние годы происходит ухудшение состояния здоровья населения. Кризис деятельности медицинских учреждений приближается к той черте, за которой следует распад всей системы здравоохранения.

Размеры финансирования здравоохранения из бюджетов всех уровней и за счет средств обязательного медицинского страхования не обеспечивают население бесплатными медицинскими услугами. Вместе с тем имеющиеся финансовые и материальные ресурсы используются неэффективно, усиливаются диспропорции в предоставлении медицинской помощи. В отрасли растет социальная напряженность. Все более широкое распространение получает теневая сторона оплаты медицинских услуг.

В связи с этим необходима продуманная стратегия реформирования здравоохранения.

II. Основные направления развития системы здравоохранения

Целью Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации (далее именуется - Концепция) является сохранение и улучшение здоровья людей, а также сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности населения.

Основными задачами Концепции являются:

увеличение объема мероприятий по профилактике заболеваний;

сокращение сроков восстановления утраченного здоровья населения путем внедрения в медицинскую практику современных методов профилактики, диагностики и лечения;

повышение эффективности использования ресурсов в здравоохранении.

Реализация Концепции основана на следующих принципах:

всеобщность, социальная справедливость и доступность медицинской помощи населению вне зависимости от социального статуса граждан, уровня их доходов и места жительства;

профилактическая направленность;

экономическая эффективность функционирования медицинских учреждений;

единство медицинской науки и практики;

активное участие населения в решении вопросов здравоохранения.

В сложившихся условиях приобретают важное значение:

формирование государственной политики в области здравоохранения и медицинской науки и повышение ответственности всех органов власти за ее реализацию;

обеспечение адекватности финансовых ресурсов государственным гарантиям в сфере здравоохранения, поэтапное повышение доли средств, направляемых на финансирование здравоохранения, до 6-7 процентов внутреннего валового продукта;

развитие негосударственного сектора в здравоохранении;

совершенствование правового регулирования деятельности в сфере здравоохранения;

разработка и внедрение в практику передовых форм и методов организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора, гигиенической и эпидемиологической экспертизы, мониторинга здоровья людей и среды обитания человека;

проведение инвестиционной политики, обеспечивающей высокую эффективность вложений - максимального медицинского, социального и экономического эффекта на единицу затрат;

повышение уровня квалификации медицинских работников, совершенствование системы их подготовки, переподготовки;

повышение социальной защищенности медицинских работников, в том числе повышение заработной платы;

привлечение профессиональных медицинских ассоциаций к реализации государственной политики в области здравоохранения и медицинской науки;

совершенствование государственного регулирования в области обеспечения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой;

повышение заинтересованности граждан в сохранении и укреплении своего здоровья.

III. Совершенствование организации медицинской помощи

Основными направлениями в совершенствовании организации оказания медицинской помощи являются развитие первичной медико-санитарной помощи на базе муниципального здравоохранения, перераспределение части объемов помощи из стационарного сектора в амбулаторный.

Первичная медико-санитарная помощь является основным звеном при оказании населению медицинской помощи.

Особая роль отводится развитию института врача общей (семейной) практики. В поликлиниках должны развиваться консультативно-диагностические службы. На их базе могут быть развернуты отделения медико-социальной реабилитации и терапии, службы ухода, дневные стационары, центры амбулаторной хирургии и медико-социальной помощи и т.д.

Реорганизация стационарной помощи обеспечит сокращение длительности госпитального этапа. Для этого необходимо предусматривать распределение количества коек в зависимости от интенсивности лечебно-диагностического процесса следующим образом:

интенсивное лечение - до 20 процентов;

восстановительное лечение - до 45 процентов;

длительное лечение больных хроническими заболеваниями - до 20 процентов;

медико-социальная помощь - до 15 процентов.

Шире использовать дневные формы пребывания пациентов в стационарах.

Необходимо возродить межрегиональные и межрайонные специализированные медицинские центры.

Для качественного оказания медицинской помощи необходимо обеспечить непрерывность лечебно-диагностического процесса на всех этапах лечения. Здесь приобретает значение четкое разделение функций на каждом этапе оказания медицинской помощи, а также между различными типами медицинских учреждений. Это предполагает создание более высокого уровня финансирования и управления учреждениями здравоохранения.

Повышению качества медицинской помощи будет способствовать внедрение стандартов диагностики и лечения пациентов как в амбулаторно-поликлинических, так и в больничных учреждениях.

Требуется принятие действенных мер по развитию службы охраны материнства и детства при концентрации усилий на совершенствовании первичной медико-санитарной помощи детям и подросткам, развитию служб планирования семьи и безопасного материнства, интеграции родовспомогательных учреждений с общей лечебной сетью.

Необходимо осуществить комплексные меры по дальнейшему развитию психиатрической и наркологической помощи населению, борьбе с туберкулезом, болезнями, передаваемыми половым путем.

Требуют государственной поддержки меры по внедрению современных технологий в подразделениях интенсивного лечения, кардиологии и кардиохирургии, онкологии, диагностики и лечения социально значимых болезней.

Необходимо укрепить службу скорой медицинской помощи, сделать ее более мобильной и оснащенной современными средствами для оказания неотложной медицинской помощи и экстренной госпитализации пациентов.

Требуется повысить роль научных центров и научно-исследовательских институтов в разработке и внедрении эффективных медицинских технологий, использовании уникальных методов диагностики и лечения.

Необходимо принятие мер государственной поддержки по совершенствованию реабилитационной помощи, развитию санаторно-курортных организаций системы здравоохранения, оздоровительных учреждений и организаций.

Для улучшения качества и доступности медицинской помощи сельскому населению требуется сформировать на базе центральных районных больниц лечебно-диагностические комплексы, включающие в себя муниципальные сельские медицинские учреждения, развивать передвижные формы лечебно-диагностической и консультативной помощи, создавать межрайонные клинико-диагностические центры.

Необходимо осуществить интеграцию ведомственных медицинских учреждений в общую систему здравоохранения на единой нормативно-правовой базе с учетом их отраслевых особенностей и местоположения.

При сохранении главенствующей роли государственного и муниципального здравоохранения важную роль будет играть формирующийся частный сектор. Создание условий для его развития является важнейшим элементом структурных преобразований в здравоохранении.

Необходимо обеспечить медицинским организациям, лицам, осуществляющим частную медицинскую деятельность, государственным и муниципальным организациям равные права на работу в системе обязательного медицинского страхования и участие в реализации государственных и муниципальных целевых программ. Участие медицинских организаций различной формы собственности в реализации государственных программ здравоохранения, муниципальных заказов должно осуществляться на конкурсной основе.

Государственные и муниципальные лечебно-профилактические учреждения, выполняющие функции, не связанные рамками единой технологии оказания медицинской помощи, должны обладать широкими полномочиями в вопросах использования имущества, оплаты труда персонала.

Система, предположительно, будет сочетать в себе все наилучшее, что к тому времени успеют изобрести в медицинской сфере в мире и в России. В Минэкономики относятся к планам Минздрава довольно скептически. Но ключевые идеи Минздрава для системы ОМС - дифференцированный тариф и налоговый вычет на стоимость полиса ДМС - формально одобрены и Минэкономики, и Минфином.

Проект Стратегии развития здравоохранения (СРЗ) после получения всех необходимых согласований в ведомствах 4 сентября 2017 года передан его разработчиком, Минздравом, в правительство - для последующей подготовки указа об утверждении этого документа указом президента. Это один из отраслевых документов второго уровня в установленной в 2014–2016 годах иерархии государственных документов стратегического планирования до 2025 года, такие документы весьма формальны и готовятся ведомствами без большого энтузиазма. В проекте Минздрава, имеющемся в распоряжении “Ъ”, мало актуальной конкретики (так, первые 15 страниц 49-страничного документа посвящены достижениям системы здравоохранения с 2000 года). Тем не менее стратегическое видение Минздравом развития медотрасли до 2025 года последовательно изложено.

Создание Национальной пациентоориентированной системы здравоохранения, провозглашаемой Минздравом центром медреформы, качественных революций в здравоохранении РФ в ближайшие годы не предполагает. Первый ее этап, подготовительный, рассчитан на 2017–2019 годы, в течение него предлагается завершать создание трехуровневой сети медучреждений (сеть первичной помощи, основной уровень региональных и муниципальных клиник, центры высокотехнологичной медицины), завершить перестройку системы подготовки кадров, начать реализацию научно-технических проектов медицины будущего и окончательно отрегулировать взаимодействие частного и государственного сектора здравоохранения под общим руководством Минздрава. К тому моменту, видимо, придется решить и вопрос, избегавший внимания правительства: текущая версия системы обязательного медстрахования (ОМС) финансово беспомощна в чрезвычайных ситуациях, катастрофах, войнах и эпидемиях, нет норм работы в таких событиях и у растущей сети частных клиник.

«Принципиально новые, в том числе управленческие», решения откладываются на второй этап реформы (2020–2025 годы). В его рамках должен быть и полностью раскрыт потенциал Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), и решены вопросы привлечения в здравоохранение дополнительных средств (до 2019 года Минздрав настаивает только на неуменьшении 3,7% ВВП, тратящихся консолидированным бюджетом на медцели), и созданы инновационные медтехнологии.

Последние предполагается и импортировать, и создавать в неописанном «кластере направленного инновационного развития медицинской науки и здравоохранения». Список заявленных Минздравом приоритетов будущего полностью покрывает все, что известно сейчас о новых направлениях в этой сфере - от редактирования генома до новой регенерационной медицины, «микрочиповых и мультиплексных технологий, микрофлюидных устройств… наноконтейнерных систем… создания тканевых и органных эквивалентов», аддитивных технологий и 3D-печати органов, киберпротезов и человеко-машинных интерфейсов, не говоря уже о ядерной медицине.

В описании принципов развития ЕГИСЗ при этом содержится действительно важная идея работы с big data пациентов для управления отраслью, логистикой фармрынка, обучения врачей и оценки качества работы здравоохранения.

Среди относительно новых идей для системы ОМС, которая в описании выглядит в целом неизменной до 2025 года,- долгосрочные (до трех лет) тарифы внутри ОМС на оплату медпомощи, а также ранее уже высказывавшаяся лишь в общем плане идея дифференциации тарифов страховой медицины в зависимости от «профилактической активности» застрахованного. Из проекта напрямую не следует, что речь идет именно об ОМС. Тем не менее общая идея Минздрава в этой сфере - сближение стандартов ОМС и добровольного медицинского страхования (ДМС) с превращением ДМС в стандартизированное дополнение к ОМС. Ведомство Вероники Скворцовой при этом прямо настаивает на том, что при приобретении гражданами продуктов ДМС должно происходить «уменьшение размера налогооблагаемой базы по месту работы» в виде налогового вычета - впрочем, без расчетов.

В последние месяцы и Минфин, и ФНС, и Минэкономики, и Минздрав активно обсуждают возможность развития системы вычетов по НДФЛ в самых разных целях. Так, 11 сентября Минздрав опубликовал проект поправок к Налоговому кодексу, призванный с 2018 года расширить налоговый вычет на стоимость всех лекарств из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (646 препаратов, сейчас вычет разрешен только по узкому правительственному списку 2007 года). По данным “Ъ”, есть идеи и по автоматизации таких вычетов. Но идеи «вычетов на ДМС», несколько лет назад предлагавшиеся страховщиками, резко и бескомпромиссно критиковалась финансово-экономическим блоком правительства.

Сейчас же и Минфин, и Минэкономики проект ведомства Вероники Скворцовой согласовали. Правда, замминистра экономики Савва Шипов в письме о согласовании напомнил Минздраву о переданных ему 19 июля «замечаниях» по стратегии, которые в документе не нашли отражения. Сам же текст «замечаний» показывает, насколько скептично в Минэкономики относятся к идее Национальной пациентоориентированной системы здравоохранения. Так, в них выражается сомнение в том, что «развитие ДМС позволит ускорить развитие инновационных медтехнологий», а сама идея развития ДМС как дополнения к ОМС «требует доработки с учетом возможности принятия решения о создании системы привлечения населения к оплате медуслуг». Кроме этого, констатируют в Минэкономики, из проекта «неясно, какие медуслуги должны быть безусловно бесплатными, а какие безусловно платными». Идеи дифференциации тарифа ОМС и налогового вычета на ДМС, по мнению ведомства, «требуют уточнения и дополнительного обоснования». Но даже замечание Минэкономики о том, что в проекте Минздрава нет даже отдельного раздела «Приоритеты и перспективы развития здравоохранения в РФ», не помешало его одобрить, и теперь документ имеет все шансы в нынешнем виде уйти на подпись к Владимиру Путину.

Ожидаемые Минздравом перспективы реализации всех инноваций в здравоохранении до 2025 года довольно скромны. Это увеличение продолжительности жизни в РФ до 76 лет, снижение смертности в трудоспособном возрасте до 380 на 100 тыс. человек и младенческой смертности до 4,5 на 1 тыс. родившихся живыми. Кроме того, в документ впервые внесены и цели Минздрава по средней продолжительности здоровой жизни в РФ - к 2025 году она должна вырасти до 66 лет.


Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (далее - Госпрограмма) утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 380 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие здравоохранения» утверждены изменения в Госпрограмму, касающиеся корректировки целей, состава соисполнителей и участников, структуры и сроков реализации пилотной Госпрограммы, правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

Госпрограмма разработана в соответствии с Правилами разработки, реализации и оценки эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. № 1242 «О разработке, реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации».

Госпрограмма подготовлена с учетом положений:

  • Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года; от 20 февраля 2019 года;
  • Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204
    «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации
    на период до 2024 года»;
  • Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 29 сентября 2018 г. № 8028п-П13;
  • Методических указаний по разработке национальных проектов (программ), утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 4 июня 2018 г. № 4072п-П6;
  • Положения об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства
    Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 1288;
  • документов стратегического планирования Российской Федерации
    в сфере здравоохранения;
  • решений (поручений) Президента Российской Федерации
    и Правительства Российской Федерации; и др.

С учетом Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее - Указ № 204) скорректированы цели Госпрограммы.

Цели Госпрограммы:

1) снижение к 2024 году смертности населения трудоспособного возраста
до 350 случаев на 100 тыс. населения;

2) снижение к 2024 году смертности от болезней системы кровообращения до 450 случаев на 100 тыс. населения;

3) снижение к 2024 году смертности от новообразований, в том числе
от злокачественных, до 185 случаев на 100 тыс. населения;

4) снижение к 2024 году младенческой смертности до 4,5 случая на 1 тыс. родившихся живыми.

Значения целевых показателей по годам реализации указаны
в паспорте Госпрограммы.

Изменен срок окончания реализации Госпрограммы с 2025 года
на 2024 год в соответствии со сроком завершения реализации национального проекта «Здравоохранение». Данное изменение утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2018 г. № 2211-р «О внесении изменений в перечень государственных программ Российской Федерации».

В состав проектной части пилотной Госпрограммы включен национальный проект «Здравоохранение» (далее - Национальный проект).

В составе Национального проекта в виде структурных элементов отражены
8 федеральных проектов:

«Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи»;

«Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями»;

«Борьба с онкологическими заболеваниями»;

«Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям»

«Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами»;

«Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров
и внедрение инновационных медицинских технологий»;

«Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)»;

«Развитие экспорта медицинских услуг»;

Паспорта федеральных проектов утверждены протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Здравоохранение»
от 14 декабря 2018 г. № 3.

Кроме того, в структуру проектной части Госпрограммы включены 2 федеральных проекта, реализующихся в рамках национального проекта «Демография»:

«Укрепление общественного здоровья»;

«Старшее поколение».

В процессную часть Госпрограммы включены 24 ведомственные целевые программы (ВЦП), разработанные на основе отдельных мероприятий.

Разработка и согласование проектов ВЦП осуществлено в соответствии
с Положением о разработке, утверждении и реализации ведомственных
целевых программ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 года № 239 (в редакции от 23 февраля 2018 г. № 196).

В состав Госпрограммы в виде приложений включены Правила распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, а также сводная информация по опережающему развитию приоритетных территорий Российской Федерации. Перечень приоритетных территорий приведен в соответствие с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 3 ноября 2018 г. № 632 «О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849».