Приемы деблокирования пострадавших на различных транспортных средствах. Деблокирование пострадавшего

Деблокирование проводится с целью обеспечение доступа к пострадавшим, их скорейшего извлечения из поврежденных транспортных средств и передачи бригадам скорой медицинской помощи. При деблокировании пострадавшего необходимо соблюдать следующие правила:

Никогда не перемещайте пострадавшего до тех пор, пока ему не будет оказана необходимая медицинская помощь. Отойти от этого правила можно только в том случае, когда возникла реальная угроза жизни пострадавшего (например пожар);

Необходимо разбирать транспортное средство вокруг пострадавшего а не пытаться вытащить пострадавшего через обломки транспортного средства.

Основной принцип аварийно-спасательных работ: пострадавший после извлечения

должен находиться в таком же или лучшем состоянии, чем то, в котором он находился до начала спасательных работ.

Типовое распределение обязанностей.

Командир оперативной группы оценивает обстановку, принимает решение, руководит работами по спасению людей и осуществляет взаимодействие со спасателями других групп отвечает за безопасность всех проводимых работ.

Спасатели других оперативных групп, прибывающих позже, поступают в распоряжение старшего первой группы.

Водитель управляет аварийно-спасательным автомобилем, ограждает место работы, обеспечивает работу гидравлической насосной станции, освещает место аварии, локализует и тушит очаги возгорания, убирает стекла, острые предметы.

Медик оказывает медицинскую помощь пострадавшим, помогает персоналу бригады скорой помощи, занимается эвакуацией пострадавших из поврежденного автомобиля.

Сотрудник стабилизирует аварийное транспортное средство, отключает АКБ а при необходимости и газовое оборудование, работает с аварийно-спасательным инструментом (АСИ), обеспечивает доступ к пострадавшему и извлекает его машины.

Чтобы наиболее эффективно проводить аварийно-спасательные работы спасатель должен обладать устойчивыми навыками работы с АСИ, уметь использовать их возможности в полной мере. Для этого необходимо знать тактико-технические характеристики инструмента методику работы с ним, способы устранения простейших неисправностей. Перечислить возможности и тактико-технические характеристики всех возможных инструментов применяемых при деблокации пострадавших в ДТП в рамках данного пособия не представляется возможным, поэтому ниже будет приведена только технология выполнения основных действий по извлечению пострадавших.

Удаление стекла . При столкновении транспортного средства стекла могут

оставаться целыми. Прежде чем удалять элементы кузова автомобиля необходимо

удалить стекла. Кроме того, лобовое стекло обычно трехслойное. Оно трескается, но


не рассыпается. При его удалении есть возможность травмирования

пострадавшего и спасателей мелкими осколками. Если спасатели защищены от

осколков прозрачными щитками касок и перчатками, то пострадавший лишен этой

защиты. Для его защиты необходимо использовать полиэтиленовую армированную

пленку или кевларовое покрывало.

Лобовое стекло представляет собой систему из трех слоев склеенных между

собой. Наружные слои – стекло, внутренний слой – полимерная пленка. Если

стекло крепится на корпусе автомобиля резиновым уплотнителем, то для его удаления

необходимо срезать верхний слой уплотнителя ножом и руками извлечь стекло. Если

стекло приклеено, то его можно не удалять. При необходимости удаления крыши, её

можно откинуть вперед вместе с лобовым стеклом. Заднее стекло и стекла дверей, как

правило, разбиваются при аварии. В том случае если они остались целы и мешают

проведению работ, их необходимо удалить.

Вскрытие и удаление дверей. При дорожно-транспортном происшествии в результате деформации кузова, как правило, происходит заклинивание дверей. В том случае для их вскрытия удобнее всего использовать гидравлический инструмент. Вскрыть дверь можно двумя путями: со стороны замков или со стороны петель.

Вскрытие двери со стороны замка осуществляется расширитель-ножницами

(расширителем). Для этого необходимо полностью свести лезвия расширителя,

вставить их в зазор между дверью стойкой (в районе замка) под углом 45° к

плоскости двери и, включив расширитель на расширение, выдавить дверь наружу.

Если зазор между средней стойкой и дверью слишком маленький, то необходимо

развести лезвия расширителя, вставить одно лезвие в щель, свести лезвия, зажав край

двери и, выворачивая расширитель наружу, отогнуть край двери, тем самым увеличив

зазор, а затем открыть дверь способом описанным выше.

Для полного удаления двери необходимо, после ее открытия, перекусить петли.

Для вскрытия двери со стороны петель инструмент вводят в щель между передней частью двери (в районе петли) и стойкой, и включив расширитель на расширение отрывают петлю.

Удаление крыши. Позволяет значительно увеличить пространство вокруг пострадавшего, при этом проводить работы по оказанию ему медицинской помощи и дальнейшей деблокации будет гораздо проще. Возможно как полное удаление крыши, так и ее отгибание вперед или назад.

Для полного удаления крыши необходимо защитить пострадавшего от различных осколков, удалить стела, перекусить стойки и снять крышу. При перекусывании стоек необходимо страховать крышу от возможного ее падения на пострадавшего.

Для отгибания крыши вперед (назад) необходимо защитить пострадавшего, удалить стекла, перекусить средние и задние (передние) стойки, надрезать поверхность крыши с двух сторон и отогнуть крышу.

На фото: - перекусывание, надрезание стоек и отгибание крыши.

После удаления крыши необходимо защитить оставшиеся острые детали во избежание травмирования пострадавшего и спасателей (см. фото справа).

Отжатие рулевой колонки (торпедо). Довольно часто в результате дорожно-транспортного происшествия пострадавшие оказываются зажатыми рулевой колонкой или передней частью кузова (торпедо). В том случае можно использовать домкрат. Одну пятку домкрата упирают в основание средней стойки, а другую в переднюю стойку в районе сочленения ее с передним крылом. Для облегчения этой процедуры можно снизить жесткость кузова, перекусив пороги около передней стойки, предварительно подложив упор между порогом и дорогой во избежание складывания кузова и еще более сильного зажатия пострадавшего.

Отжать рулевую колонку можно и с использованием домкрата и комплекта цепей. Для этого цепи подсоединяют с двух сторон домкрата, а свободные крюки цепей цепляют за рулевую колонку и передний мост. А затем, включив домкрат на сжатие, отжимают рулевую колонку.

Удаление спинки переднего сиденья. Если в результате дорожно-транспортного происшествия пострадавший оказался зажат между рулевой колонкой и спинкой сиденья, первое что нужно попробовать - это опустить спинку штатными органами регулировки. Если они не работают, то спинку необходимо удалить. Это, как правило, удобно делать челюстными ножницами. Для удаления спинки переднего сиденья необходимо перекусить кронштейны соединяющие ее с сиденьем.

При проведении различных действий в районе сидений необходимо помнить, что рядом может находиться пиротехнический механизм привода натяжителей ремней безопасности. Он расположен либо непосредственно в конструкции сиденья (рядом с защелкой), либо в нижней части опоры ремня (в районе скручивающего механизма). В этих местах нельзя пилить, резать, сверлить!

При резке элементов кузова необходимо помнить, что в деформированном металле могут сохраняться значительные внутренние напряжения. Поэтому перекусывая различные элементы необходимо соблюдать осторожность.

Необходимо проводить все операции по деблокированию, не причиняя пострадавшему дополнительных посттравматических повреждений.

извлечение пострадавших при ликвидации чрезвычайных ситуаций: из заваленных убежищ и укрытий, завалов зданий и сооружений, с верхних этажей разрушенных зданий и др. Приёмы и способы деблокирования пострадавших зависят от ряда факторов: величины и характера завалов, состояния защитных сооружений и самих пострадавших, наличия инженерной техники и средств механизации работ, времени года, погоды и др. Извлечение пострадавших из заваленных убежищ и укрытий производится через: основные входы и аварийные выходы; перекрытия путем устройства проема; проемы, устраиваемые в ограждающих стеновых конструкциях. При этом возникает необходимость в выполнении таких инженерных работ, как: разборка и расчистка завалов; устройство подъезда к убежищу (укрытию) и подготовка рабочих площадок вблизи него для развёртывания компрессорных и электрических станций, установки кранов и экскаваторов; откопка заваленных входов и оголовков аварийных выходов; отрывка приямков у стены убежища; пробивка проемов в перекрытиях и в стенах убежища или вырезание отверстий в защитных дверях; дробление крупных глыб, резка и рубка арматуры, разрезание длинномерных металлических конструкций.
При затоплении входа в убежища и укрытия требуется откачка воды и проведение работ по локализации аварий на сетях коммунального хозяйства. Разборка завалов может производиться с использованием инженерной машины разграждения (ИМР), путепрокладчиков, бульдозеров, экскаваторов и кранов. Откопка пострадавших из-под завалов выполняется вручную и с помощью автокранов с большим вылетом стрелы путем разборки завала сверху, проходки горизонтальной (наклонной) галереи, вертикальных шахт или пробивки проема в стене из соседнего помещения. Разборка завалов осуществляется только в тех случаях, когда пострадавшие находятся близко от поверхности завала, а также когда проходка галереи сопряжена с большой затратой времени. Разборка завала должна производиться с соблюдением мер предосторожности, так как при нарушении связей между обломками возможно самопроизвольное перемещение отдельных элементов и осадка всей массы завала, что грозит опасностью как для спасателей, так и для спасаемых. В связи с этим при разборке не допускается извлекать из завала рывком крупные элементы, раскачивать их и ударять по элементам завала в местах разборки. Для производства работ по разборке завала и извлечению тяжёлых обломков применяются лебёдки, гидравлический инструмент, домкраты, а для разрушения конструкций и пробивке отверстий
- пневматические или электрические отбойные молотки, бетоноломы и другие средства.
Спасательные работы при эвакуации пострадавших, находящихся на верхних этажах зданий и сооружений с разрушенными и повреждёнными лестничными клетками, сводятся в основном к оборудованию временных путей эвакуации - изготовлению и установке подвесных или приставных лестниц, трапов, переходов, устройству проёмов и переходов в соседние помещения и секции, в которых сохранились лестницы. Для эвакуации людей может также использоваться специальная техника, имеющаяся на оснащении формирований (вышковые машины, механические лестницы и т.д.). Кроме того, могут использоваться сохранившиеся стационарные пожарные лестницы, спасательные веревки, люки, трапеции и другие спасательные приспособления.
При эвакуации пострадавших из горящих зданий и сооружений необходимо иметь увлажненные простыни, полотенца, одеяла, плащ-палатки, брезент или одежду для защиты пострадавших от огня.

Для создания доступа к пострадавшему при наличии у него тяжелых травм и для максимально щадящей эвакуации его из аварийного ТС производится демонтаж элементов конструкции кузова, что создает дополнительное, свободное пространство.

Выбор узла кузова автомобиля, подлежащего отгибу, вскрытию или удалению зависит от характера повреждения автомобиля и травм пострадавших. На рис. 8-13 показано выполнение основных операций по деблокированию пострадавших в легковом автомобиле, а на рис. 14, 15 - в грузовом.

Для защиты пострадавшего в процессе разборки кузова следует применять накидки из плотной ткани, а в холодное время года - шерстяные одеяла.

Обеспечение доступа к пострадавшему осуществляется путем удаления или отгиба крыши легкового автомобиля.

С этой целью гидравлическим резаком перекусываются у основания все стойки автомобиля, и крыша снимается со стоек. После удаления крыши производится защита острых углов и кромок с помощью защитных чехлов на острые кромки и брезентового материала (рис. 8).

Рис. 8.

При отгибе гидравлическим резаком перекусываются передние и боковые стойки автомобиля, надкусывается боковая поверхность крыши (рис. 9а), и с помощью гидравлического силового цилиндра, разжима с цепями или вручную отгибается крыша (когда широкие задние стойки).

В случае, когда передняя часть разбираемого автомобиля находится под другим автомобилем или ветровое стекло осталось на месте, крыша легкового автомобиля отгибается вперед.

Для этого гидравлическим резаком перекусываются задние и боковые стойки, надкусывается боковая поверхность крыши (рис.9б), и с помощью гидравлического силового цилиндра, разжима с цепями или вручную отгибается крыша.

При этом, когда автомобиль получил боковой удар и перевернулся на бок или когда отсутствует доступ ко всей поверхности крыши, крыша легкового автомобиля отгибается вбок.

Для этого гидравлическим резаком перекусываются передняя, боковые и задняя стойки с одной стороны автомобиля, надкусывается передняя и задняя поверхность крыши (рис. 9в), затем с использованием гидравлического силового цилиндра, разжима с цепями или вручную отгибается крыша.

Рис. 9.

а) назад; б) вперед; в) вбок.

Частичный доступ к грудной клетке и тазу пострадавшего достигается путем вскрытия двери со стороны замка. Предварительно в окно двери вставляется гидравлический разжим и разжимаются (деформируются) наружные панели двери, что приводит к образованию щелей в районе замка и петель (рис. 10).

Рис. 10.

Щели можно также создавать путем сжимания двери в районе окна или переднего крыла автомобиля в районе стыка с дверью. Далее гидравлическим резаком полностью удаляется крыша и с помощью гидравлического разжима вскрывается дверь со стороны замка (рис. 11а) или со стороны петель (рис. 11б). После этого дверь можно удалять.

Рис. 11. Вскрытие передней двери: а) со стороны замка; б) со стороны петель.

Для обеспечения полного доступа к грудной клетке, тазу и частичного доступа к нижним конечностям пострадавшего передняя панель легкового автомобиля сдвигается. Для этого с использованием гидравлического резака перерезают передние стойки или полностью удаляют крышу.

Затем с помощью гидравлического разжима вскрывают со стороны петель и удаляют дверь. После этого с применением гидравлического силового цилиндра сдвигают переднюю панель автомобиля со стороны пострадавшего (рис. 12).

Рис. 12.

Сдвиг можно осуществлять также с помощью гидравлического разжима, установленного по оси автомобиля между приборной панелью и туннелем коробки переключения передач.

Для обеспечения полного доступа к грудной клетке, тазу и нижним конечностям пострадавшего вскрывают переднее крыло легкового автомобиля. Для этого гидравлическим резаком перерезают передние стойки или полностью удаляют крышу. Затем с помощью гидравлического разжима вскрывают со стороны петель и удаляют дверь. Гидравлическими ножницами вырезают часть переднего крыла автомобиля (рис.13а).

В целях устранения опасности дополнительного зажатия пострадавших, гидравлическим домкратом сдвигают приборную панель для освобождения пространства, необходимого при извлечении пострадавшего, боковую стенку легкового автомобиля удаляют полностью. Для этого с использованием гидравлического резака полностью удаляется крыша.

Затем гидравлическим разжимом вскрывают со стороны замка и удаляют заднюю дверь. Далее гидравлическим резаком разрезают и удаляют вместе с задней дверью опору средней стойки и переднюю дверь (рис. 13б), а также разрезают и удаляют заднее сиденье и спинки передних кресел (рис. 13в).

Рис. 13. Схема резки: а) переднего крыла; б) спинки переднего сидения; в) опоры средней стойки; г) опоры средней стойки и спинки переднего сидения перевернутого автомобиля.

Для освобождения пространства при извлечении пострадавшего, пристегнутого в перевернутом автомобиле к сиденью ремнем безопасности, с помощью пневматических подушек низкого давления автомобиль фиксируют. Далее гидравлическим разжимом вскрывают заднюю дверь и сидения, подводят под спину пострадавшего щит и фиксируют его. Затем вскрывают переднюю дверь и освобождают ноги, фиксируя их тоже к щиту, и перекусывают среднюю стойку.

Затем с помощью резака удаляют крышу, опору боковой стойки с задней дверью и спинку переднего сиденья (рис.13г).

Для обеспечения частичного доступа к грудной клетке, тазу и нижним конечностям пострадавшего в грузовом автомобиле удаляют дверь кабины. Для этого вскрывают со стороны петель и с помощью гидравлического разжима удаляют дверь (рис.14).

Рис. 14.

Полный доступ к грудной клетке пострадавшего обеспечивается путем отгибания назад крыши кабины автомобиля, для чего гидравлическим разжимом вскрывается со стороны замков и удаляется дверь.

Затем гидравлическим резаком перекусывают полностью передние, боковые и частично задние стойки кабины (рис.15).

Для обеспечения полного доступа к грудной клетке, тазу и нижним конечностям пострадавшего сдвигают переднюю панель кабины автомобиля, для чего гидравлическим разжимом со стороны замков вскрывают и удаляют дверь.

Затем гидравлическим резаком перекусывают передние стойки.

После этого гидравлическим силовым цилиндром или разжимом с цепями крышу отгибают назад и сдвигают переднюю панель кабины.

При использовании разжима для сдвига цепи закрепляют за отгибаемый узел или руль и за раму (передний мост) автомобиля.

Для обеспечения полного доступа к грудной клетке и тазу, частичного доступа к нижним конечностям пострадавшего руль и рулевую колонку грузового автомобиля отгибают вперед. Для этого с использованием гидравлического разжима вскрывают со стороны замков и удаляют дверь.

Затем гидравлическим резаком перекусывают переднюю стойку кабины со стороны пострадавшего. После этого с помощью гидравлического силового цилиндра или разжима с цепями отгибают руль и рулевую колонку вперед.

После демонтажа элементов кузова все острые кромки должны быть защищены специальными защитными средствами (накидками, конусами из плотного материала).

Деблокирование пострадавших из-под завалов разрушенных зданий.

7.1. Способы деблокирования пострадавших.

Деблокирование пострадавших при проведении поисково-спасательных работ в разрушенных зданиях представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемых для обеспечения допуска к пострадавшим, высвобождения их из-под обломков строительных конструкций, организации путей их эвакуации из мест блокирования.

Деблокирование пострадавших, находящихся под обломками строительных конструкций, осуществляется способами:

последовательной разборки завала;

устройством лаза в завале;

устройством галереи в грунте под завалом;

устройством прохода в блокированное помещение.

Разборка завала производится с целью обеспечения доступа к пострадавшим, находящимся в завале под обломками конструкций.

Процесс разборки завала может включать в себя следующие операции:

расчистка рабочей площадки для установки средств механизации и подготовка техники к работе;

извлечение из завала крупных обломков конструкции;

резка металлических конструкций и арматуры;

извлечение крупногабаритных обломков конструкций из завала со складированием в отвал или погрузкой в транспортные средства;

подбор и извлечение из завала обломков мелкой фракции;

фиксация элементов завала от смещения;

освобождение пострадавшего от обломков в месте его расположения.

При разборке завалов крайне важно принимать меры по недопущению смещения элементов завала и сохранения их в устойчивом положении. С этой целью вначале выполняются операции с ограниченным применением средств механизации, работа которых сопровождается значительными ударными нагрузками, сильной вибрацией и обвалом или падением обломков. Затем, когда начинаются работы в непосредственной близости к пострадавшим, применяется только ручной аварийно-спасательный инструмент.

В случае если человек находится в завале, состоящим из мелких обломков, то разборка завала осуществляется сверху. В работе участвуют звено из 5 человек, производящих разборку вручную. При этом трое спасателœей разбирают завал, а двое относят обломки в сторону (в отвал). В случае если человек находится вблизи поверхности завала, то в первую очередь спасатели освобождают от обломков его грудь и голову, затем освобождаются остальные части тела пострадавшего и после оказания первой медицинской помощи он извлекается из завала.

В случае если завал состоит из крупных обломков желœезобетонных конструкций и кирпичных глыб, под которыми находится пострадавший, то разборка завала осуществляется звеном из 6-9 человек. Верхний слой обломков убирается с помощью лебедки или автокрана после предварительной резки арматуры (если это крайне важно). При этом вначале убираются мелкие обломки, а затем, после расчленения обломков конструкции, убираются ниже лежащие крупные обломки. Данные операции повторяются до тех пор, пока не будет освобожден пострадавший. В случае если пострадавший находится под крупными обломками конструкций на поверхности завала, то его освобождают с использованием домкратов, гидравлических подушек и т.п.

Сплошная горизонтальная разборка завала осуществляется после обнаружения заваленных людей или по направлению наиболее вероятного нахождения их в завале, при этом в завале устраивается горизонтальный проход шириной, обеспечивающей работу техники, и глубиной от поверхности земли до поверхности завала. Вначале с помощью автокрана из завала выбираются находящиеся на его поверхности желœезобетонные плиты межэтажных перекрытий и другие крупногабаритные обломки. При крайне важно сти обломки расчленяются и освобождаются от связей с телом завала. Далее фронтальным погрузчиком выбирается мелкая фракция завала, начиная с его нижней кромки. Подобные операции повторяются до момента обеспечения свободного доступа к пострадавшим. Далее осуществляется освобождение пострадавших, оказание им первой медицинской помощи и эвакуация их из завала.

Устройство лаза в завале производится в основном методом расширения имеющихся в завале полостей и пустот. Сущность данного метода состоит в увеличении объёмов естественных полостей и пустот в телœе завала за счёт перемещения обломков конструкций на нужное расстояние в заданном направлении с последующей их фиксацией при помощи элементов крепления. При этом создается прямолинœейный или криволинœейный ход (лаз), позволяющий перемещаться спасателям и осуществлять извлечение пострадавших.

Сечение лаза должно составлять не менее 0,5-0,6 м 2 на свету при углах поворота не более 90 0 и обеспечивать возможность перемещения пострадавших на мягкой волокуше. В месте нахождения пострадавших сечение лаза по возможности должно быть увеличено до 0,8-1,0 м 2 в целях создания необходимых условий для оказания пострадавшему первой медицинской помощи и подготовки его к эвакуации.

Устройство галереи в грунте под завалом представляет совокупность действий спасателœей по деблокированию пострадавших, находящихся на поверхности земли под завалом вне разрушенных зданий. Оно применяется, когда точно известно место расположения пострадавшего, а применение другого способа его деблокирования неэффективно.

Вначале откапывается приямок (место заглубления в грунт) размером в плане 1,2х1,7 м 2 и глубиной 1,5 м. При этом используется шанцевый инструмент с разрыхлением грунта вручную. Проходка галереи состоит в разрыхлении грунта͵ откидывании грунта в приямок и далее в отвал и установка креплений. Разрыхление грунта в галерее и откидывание его в приямок выполняется малой саперной лопатой, а откидывание в отвал – большой саперной или совковой лопатой. При проходке галереи в плотных грунтах для рыхления применяется инструмент ударного или ударно-поворотного действия. Установка крепления обычно осуществляется после откопки 2 м галереи (в слабых грунтах – 1м). Далее цикл работ повторяется.

После обнаружения пострадавшего устраивается окончательная галерея длиной до 2 м. Все работы выполняются расчетом из 3 человек.

Устройство прохода в блокированное помещение осуществляется с целью беспрепятственного и относительно удобного проникновения через проход внутрь блокированного помещения спасателœей и эвакуации пораженных, в основном тех, которые утратили способность к самостоятельному передвижению.

Проходы в блокированное помещение устраиваются в виде проемов в перекрытиях, стенах (перегородках), входных дверях как снаружи здания, так и из сосœедних (смежных) помещений, доступ в которые свободен или предварительно подготовлен.

Обычно проемы устраиваются в виде квадрата (прямоугольника) площадью 0,5-1,0 м 2 в свету со сторонами 0,6(1,0)х0,8(1,0) м 2 . Пробивка проема осуществляется с использованием соответствующих технических средств (гидромолота͵ бетонолома или отбойного молота и т.п.).

7.2. Требования безопасности при деблокировании пострадавших из – под завалов.

Деблокирование пострадавших из-под завалов разрушенных зданий. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Деблокирование пострадавших из-под завалов разрушенных зданий." 2017, 2018.

Деблокирование проводится с целью обеспечение доступа к пострадавшим, их скорейшего извлечения из поврежденных транспортных средств и передачи бригадам скорой медицинской помощи. При деблокировании пострадавшего необходимо соблюдать следующие правила:

Никогда не перемещайте пострадавшего до тех пор, пока ему не будет оказана необходимая медицинская помощь. Отойти от этого правила можно только в том случае, когда возникла реальная угроза жизни пострадавшего (например пожар);

Необходимо разбирать транспортное средство вокруг пострадавшего а не пытаться вытащить пострадавшего через обломки транспортного средства.

Основной принцип аварийно-спасательных работ: пострадавший после извлечения

должен находиться в таком же или лучшем состоянии, чем то, в котором он находился до начала спасательных работ.

Типовое распределение обязанностей.

Командир оперативной группы оценивает обстановку, принимает решение, руководит работами по спасению людей и осуществляет взаимодействие со спасателями других групп отвечает за безопасность всех проводимых работ.

Спасатели других оперативных групп, прибывающих позже, поступают в распоряжение старшего первой группы.

Водитель управляет аварийно-спасательным автомобилем, ограждает место работы, обеспечивает работу гидравлической насосной станции, освещает место аварии, локализует и тушит очаги возгорания, убирает стекла, острые предметы.

Медик оказывает медицинскую помощь пострадавшим, помогает персоналу бригады скорой помощи, занимается эвакуацией пострадавших из поврежденного автомобиля.

Сотрудник стабилизирует аварийное транспортное средство, отключает АКБ а при необходимости и газовое оборудование, работает с аварийно-спасательным инструментом (АСИ), обеспечивает доступ к пострадавшему и извлекает его машины.

Чтобы наиболее эффективно проводить аварийно-спасательные работы спасатель должен обладать устойчивыми навыками работы с АСИ, уметь использовать их возможности в полной мере. Для этого необходимо знать тактико-технические характеристики инструмента методику работы с ним, способы устранения простейших неисправностей. Перечислить возможности и тактико-технические характеристики всех возможных инструментов применяемых при деблокации пострадавших в ДТП в рамках данного пособия не представляется возможным, поэтому ниже будет приведена только технология выполнения основных действий по извлечению пострадавших.

Удаление стекла . При столкновении транспортного средства стекла могут

оставаться целыми. Прежде чем удалять элементы кузова автомобиля необходимо

удалить стекла. Кроме того, лобовое стекло обычно трехслойное. Оно трескается, но

не рассыпается. При его удалении есть возможность травмирования

пострадавшего и спасателей мелкими осколками. Если спасатели защищены от

осколков прозрачными щитками касок и перчатками, то пострадавший лишен этой

защиты. Для его защиты необходимо использовать полиэтиленовую армированную

пленку или кевларовое покрывало.

Лобовое стекло представляет собой систему из трех слоев склеенных между

собой. Наружные слои – стекло, внутренний слой – полимерная пленка. Если

стекло крепится на корпусе автомобиля резиновым уплотнителем, то для его удаления

необходимо срезать верхний слой уплотнителя ножом и руками извлечь стекло. Если

стекло приклеено, то его можно не удалять. При необходимости удаления крыши, её

можно откинуть вперед вместе с лобовым стеклом. Заднее стекло и стекла дверей, как

правило, разбиваются при аварии. В том случае если они остались целы и мешают

проведению работ, их необходимо удалить.

Вскрытие и удаление дверей. При дорожно-транспортном происшествии в результате деформации кузова, как правило, происходит заклинивание дверей. В том случае для их вскрытия удобнее всего использовать гидравлический инструмент. Вскрыть дверь можно двумя путями: со стороны замков или со стороны петель.

Вскрытие двери со стороны замка осуществляется расширитель-ножницами

(расширителем). Для этого необходимо полностью свести лезвия расширителя,

вставить их в зазор между дверью стойкой (в районе замка) под углом 45° к

плоскости двери и, включив расширитель на расширение, выдавить дверь наружу.

Если зазор между средней стойкой и дверью слишком маленький, то необходимо

развести лезвия расширителя, вставить одно лезвие в щель, свести лезвия, зажав край

двери и, выворачивая расширитель наружу, отогнуть край двери, тем самым увеличив

зазор, а затем открыть дверь способом описанным выше.

Для полного удаления двери необходимо, после ее открытия, перекусить петли.

Для вскрытия двери со стороны петель инструмент вводят в щель между передней частью двери (в районе петли) и стойкой, и включив расширитель на расширение отрывают петлю.

Удаление крыши. Позволяет значительно увеличить пространство вокруг пострадавшего, при этом проводить работы по оказанию ему медицинской помощи и дальнейшей деблокации будет гораздо проще. Возможно как полное удаление крыши, так и ее отгибание вперед или назад.

Для полного удаления крыши необходимо защитить пострадавшего от различных осколков, удалить стела, перекусить стойки и снять крышу. При перекусывании стоек необходимо страховать крышу от возможного ее падения на пострадавшего.

Для отгибания крыши вперед (назад) необходимо защитить пострадавшего, удалить стекла, перекусить средние и задние (передние) стойки, надрезать поверхность крыши с двух сторон и отогнуть крышу.

На фото: - перекусывание, надрезание стоек и отгибание крыши.

После удаления крыши необходимо защитить оставшиеся острые детали во избежание травмирования пострадавшего и спасателей (см. фото справа).

Отжатие рулевой колонки (торпедо). Довольно часто в результате дорожно-транспортного происшествия пострадавшие оказываются зажатыми рулевой колонкой или передней частью кузова (торпедо). В том случае можно использовать домкрат. Одну пятку домкрата упирают в основание средней стойки, а другую в переднюю стойку в районе сочленения ее с передним крылом. Для облегчения этой процедуры можно снизить жесткость кузова, перекусив пороги около передней стойки, предварительно подложив упор между порогом и дорогой во избежание складывания кузова и еще более сильного зажатия пострадавшего.

Отжать рулевую колонку можно и с использованием домкрата и комплекта цепей. Для этого цепи подсоединяют с двух сторон домкрата, а свободные крюки цепей цепляют за рулевую колонку и передний мост. А затем, включив домкрат на сжатие, отжимают рулевую колонку.

Удаление спинки переднего сиденья. Если в результате дорожно-транспортного происшествия пострадавший оказался зажат между рулевой колонкой и спинкой сиденья, первое что нужно попробовать - это опустить спинку штатными органами регулировки. Если они не работают, то спинку необходимо удалить. Это, как правило, удобно делать челюстными ножницами. Для удаления спинки переднего сиденья необходимо перекусить кронштейны соединяющие ее с сиденьем.

При проведении различных действий в районе сидений необходимо помнить, что рядом может находиться пиротехнический механизм привода натяжителей ремней безопасности. Он расположен либо непосредственно в конструкции сиденья (рядом с защелкой), либо в нижней части опоры ремня (в районе скручивающего механизма). В этих местах нельзя пилить, резать, сверлить!

При резке элементов кузова необходимо помнить, что в деформированном металле могут сохраняться значительные внутренние напряжения. Поэтому перекусывая различные элементы необходимо соблюдать осторожность.

Необходимо проводить все операции по деблокированию, не причиняя пострадавшему дополнительных посттравматических повреждений.