Противодействие нелегальной миграции органами местного самоуправления. Выступление В.Колокольцева о мерах по противодействию нелегальной миграции

ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩЕЕ

КООРДИНАЦИОННОЕ СОВЕЩАНИЕ

ПРИ ГЛАВЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Тихорецкий район

г. Тихорецк

Рассмотрев вопрос «О состоянии миграционной ситуации и организации миграционного контроля на территории Тихорецкого района»,

постоянно действующее координационное совещание при главе муниципального образования Тихорецкий район отмечает, что миграционная ситуация на территории района характеризуется как стабильная и контролируемая. Вынужденной миграции в районе не зафиксировано. Граждан, обратившихся с ходатайством о предоставлении политического и временного убежища, о предоставлении статуса беженца - нет. Фактов организации незаконной миграции на территории района не было. Конфликтов на национальной почве и тенденций к их возникновению не зафиксировано. Контингентов риска, занимающихся распространением идей экстремистского толка на территории района - нет.

В 2013 году на миграционный учет в районе поставлено 895 иностранных граждан и лиц без гражданства. Наибольшую часть составляют граждане Армении, Узбекистана, Украины, Азербайджана, Казахстана, Сербии и Белоруссии (266 из Армении, 205 из Узбекистана, 129 из Украины, 94 из Азербайджана, 52 из Казахстана, 37 из Сербии, 33 из Белоруссии, 22 из Молдовии, 15 из Таджикистана, 9 из Кыргызстана, 4 из Грузи, 4 из Афганистана, 4 из Германии, 2 из Австрии, 1 из Австралии, 1 из Греции, 1 из Перу, 1 из Франции, 1 из Болгарии, 1 из Бельгии, 9 лиц без гражданства).

С миграционного учета в 2013 году снято 994 иностранных гражданина.

По данным Тихорецкого отдела УФМС на территории района привлекают и используют в установленном Законом порядке иностранную рабочую силу 8 предприятий и организаций различных форм собственности (ИП; ИП; ИП; ; ; -технологии»; ,).

Налажено взаимодействие и обмен информацией между Тихорецким отделом УФМС, отделом МВД, Роспотребнадзором, а также администрациями поселений. В текущем году проводились совместные рейдовые мероприятия, направленные на выявления нарушителей миграционного законодательства.

В ходе данных мероприятий проверено свыше 60 мест возможного пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе объекты строительства, торговли, авто и ж/д вокзалы, сельхозпредприятий.

При проведении рейдов выявлено и привлечено к административной ответственности 9 граждан Узбекистана по ст. 18.10 КоАП РФ - незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в РФ.

Кроме того, в результате проведенной работы составлено 49 административных протоколов за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации , в том числе:

32 административных протокола по ст. 18.8 КоАП РФ (нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в РФ);

17 административных протоколов по ст. 18.9 КоАП РФ (нарушение должностным лицом организации, принимающей в РФ иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданином РФ или постоянно проживающими в РФ иностранным гражданином или лицом без гражданства правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в РФ).

За данные нарушения наложено штрафов на общую сумму 78 тысяч 600 рублей, взыскано 68 тысяч 500 рублей.

Администрации поселений района оказывают активное содействие Тихорецкому отделу УФМС в работе по выявлению лиц, нарушающих миграционное законодательство. Налажен обмен информацией о прибывших в поселения иностранных гражданах.

Тихорецким отделом УФМС осуществляется сбор информации, представляющей оперативный интерес в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, намеревающихся осуществлять трудовую деятельность по найму у физических лиц без патента, а также работодателей, незаконно привлекающих и использующих иностранную рабочую силу.

В целях повышения эффективности мероприятий, направленных на стабилизацию криминогенной и общественно-политической обстановки, а также принятия действенных мер по контролю за миграционной ситуацией на территории Тихорецкого района и обеспечения взаимодействия всех структур, участвующих в этой работе, постоянно действующим координационным совещанием при главе муниципального образования Тихорецкий район (далее – координационное совещание), принято Р Е Ш Е Н И Е:

1.Информацию начальника отдела УФМС России по Краснодарскому краю в Тихорецком районе, а также выступления членов координационного совещания, принять к сведению.

2.1.Принять меры по повышению эффективности проведения плановых оперативно – профилактических мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение нарушений миграционного законодательства, выявление фактов незаконной миграции, повышение эффективности миграционного контроля.

Срок исполнения – постоянно.

2.2.Продолжить проведение мониторинга в сфере трудовой миграции иностранных граждан в целях своевременного реагирования на ее возможные изменения и контроля за привлечением и использованием иностранной рабочей силы.

Срок исполнения – постоянно.

2.3.Проводить с привлечением участковых уполномоченных, представителей администрации поселений, казачества регулярные проверки мест возможного пребывания иностранных граждан с целью выявления лиц, уклоняющихся от регистрации.

Срок исполнения – ежемесячно.

2.6.Информацию о миграционной ситуации на территории Тихорецкого района, проводимых проверках и их результатах направлять в адрес главы муниципального образования Тихорецкий район.

Срок исполнения - еженедельно по понедельникам.

2.7.Направлять в адрес главы муниципального образования Тихорецкий район информацию обо всех иностранных гражданах, прибывших на территорию Тихорецкого района и поставленных на миграционный учет, для организации мониторинга мест их пребывания и трудовой деятельности.

3.1.Провести рабочее совещание с участковыми уполномоченными полиции по вопросу обеспечения взаимодействия и оказания содействия отделу УФМС России по Краснодарскому краю в Тихорецком районе по выявлению и пресечению фактов незаконной миграции с целью профилактики правонарушений в сфере общественной безопасности, в том числе:

предоставление в отдел УФМС России по Краснодарскому краю в Тихорецком районе информацию о вновь прибывших иностранных гражданах;

проведение рейдовых мероприятий, направленных на выявление иностранных граждан, уклоняющихся от регистрации, а также работодателей, использующих иностранную рабочую силу с нарушением действующего законодательства.

3.2.Проводить регулярные проверки мест возможного пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе гостиницы, объекты строительства, торговли, авто и ж/д вокзалы, сельхозпредприятия, в целях выявления фактов нарушения миграционного законодательства.

Срок исполнения – постоянно.

3.3.Держать на особом контроле преступления, совершенные на территории Тихорецкого района иностранными гражданами. Проводить анализ данного вида преступлений и информировать главу муниципального образования Тихорецкий район.

Срок исполнения – ежемесячно.

4.Рекомендовать линейному отделу полиции на ст. Тихорецкая (Слюнченко) организовать регулярное проведение рейдовых мероприятий на объектах железнодорожного транспорта , в том числе в подвижном составе , на привокзальной территории, перронах, по выявлению иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушающих миграционное законодательство.

5.1.Оказывать содействие отделу УФМС России по Краснодарскому краю в Тихорецком районе по выявлению и пресечению фактов незаконной миграции, в том числе:

Срок исполнения – постоянно.

5.2.Совместно с отделом УФМС России по Краснодарскому краю в Тихорецком районе (Козлов):

5.4.Организовать разработку схемы поселения с нанесением мест проживания и работы иностранных граждан. Производить еженедельный мониторинг миграционной ситуации с внесение корректировок в указанные схемы.

Информацию о состоянии миграционной ситуации на территории поселения предоставлять заместителю главы муниципального образования Тихорецкий район по прилагаемой к настоящему решению форме.

Срок исполнения – еженедельно по понедельникам до 12-00 ч.

5.5.Организовать на сходах граждан населенных пунктов поселений проведение разъяснительной работы по профилактике правонарушений в сфере миграционного законодательства.

Срок исполнения – ежемесячно.

5.6.Организовать мероприятия по предупреждению межнациональной напряженности, связанной с этнокультурными различиями, особенностями социально-экономического поведения некоренного населения. Осуществлять мониторинга социальной конфликтогенности, имеющей национальную окраску на бытовом уровне, в целях своевременного устранения причин и условий, способствующих развитию агрессии со стороны отдельных граждан из числа иммигрантов.

Срок исполнения – постоянно.

6.Рекомендовать Тихорецкому районному казачьему обществу (Бакланов) оказывать содействие отделу УФМС России по Краснодарскому краю в Тихорецком районе по выявлению и пресечению фактов незаконной миграции с целью профилактики правонарушений в сфере общественной безопасности, в том числе:

предоставлять в отдел УФМС России по Краснодарскому краю в Тихорецком районе информацию о вновь прибывших на территорию поселения иностранных гражданах;

принимать участие в рейдовых мероприятиях, направленных на выявление иностранных граждан, уклоняющихся от регистрации, а также работодателей, использующих иностранную рабочую силу с нарушением действующего законодательства.

Срок исполнения – постоянно.

7.Всем исполнителям настоящего решения в срок до 10 июля 2013 года представить информацию о проводимой работе заместителю главы муниципального образования Тихорецкий район по адресу: 8, или по

8.Контроль за выполнением настоящего решения возложить на заместителя главы муниципального образования Тихорецкий район.

Глава муниципального образования

Тихорецкий район – председатель

координационного совещания п/п

Секретарь координационного совещания п/п

ПРИЛОЖЕНИЕ

к решению постоянно действующего координационного совещания при главе муниципального образования Тихорецкий район от 01.01.2001 г. № 3

ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ОТЧЕТ

о состоянии миграционной ситуации на территории ________________________ поселения Тихорецкого района

Количество проживающих на территории поселения иностранных граждан (по национальностям)

Место (адрес) проживания иностранных граждан (по национальностям), Ф. И.О. собственника жилья

Работодатели, использующие иностранную рабочую силу

Юридические лица

Физические лица

Наименование организации, руководитель

Адрес организации

Адрес места жительства

Количество работающих иностранных граждан (по националь-ностям)

Современные миграционные процессы - это сложное, многоаспектное социально-правовое и политическое явление. В юридическом плане миграция связана с естественно-правовыми возможностями лица свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также въезжать в страну и покидать ее территорию.

Вышеуказанные естественно-правовые возможности, в соответствии с нормами международного права, закреплены в ст. 27 Конституции Россий­ской Федерации. Из текста данной статьи следует, что ее действие распро­страняется лишь на тех, «. . . кто законно находится на территории Россий­ской Федерации. . . «. При этом для иностранных граждан и лиц без граж­данства, в отличие от граждан Российской Федерации, которые отвечают таким требованиям без каких-либо ограничений, законность нахождения на территории нашего государства устанавливается российским законодатель­ством.

Право лица на свободу передвижения и выбор места пребывания и жи­тельства в совокупности с вытекающими отсюда обязанностями, подлежит государственно-правовому регулированию, под которым в юридической литературе понимается государственное регулирование общественных от­ношений путем установления норм права, направляющих поведение субъ­ектов права на реализацию целей, выдвигаемых субъектом правотворчества в данный исторический период в определенной сфере жизнедеятельности общества и государства. При этом правовое регулирование выступает в качестве единого механизма, включающего в себя упорядоченную систему правовых средств, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения в какой-либо сфере.

В настоящее время формируется новая сфера правового регулирования в Российской Федерации - сфера миграционных отношений. Вместе с тем принятое значительное количество правовых актов, регулирующих данную сферу правоотношений, не позволяет адаптировать имеющуюся структуру и качественный состав миграционных потоков к стратегическим государственным потребностям. Сохраняется спонтанный характер миграции, которая оказывает негативное влияние на экономические, социальные, демографические, этнокультурные и другие процессы как в Российской Федерации в целом, так и в отдельных ее регионах.



Совершенствование законодательного регулирования в области мигра­ции должно идти по пути устранения коллизий правовых норм, пробелов правового регулирования, избытка отсылочных норм, вызывающих противоречия между нормативными правовыми актами разных уровней. Во многом такая ситуация связана с тем, что имеющаяся нормативно-правовая база по степени регулирования миграционных отношений пока еще явно недостаточна и не успевает за динамично развивающимися на территории страны миграционными процессами.

Кроме того, законодательная основа регулирования миграционных отношений в неполной мере отвечает назревшим потребностям правоприменительной практики. Она характеризуется значительным отставанием от имеющегося опыта законодательного регулирования зарубежных стран, не в полной мере соответствует международным стандартам.

Одним из негативных моментов следует признать хаотичность развития миграционного законодательства, что во многом обусловлено отсутствием четкой концептуальной основы государственной миграционной политики.

Основу миграционного законодательства России составляет:

Федеральный закон от 18. 07. 2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 31. 05. 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;

Федеральный закон от 25. 07. 2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

Закон РФ от 19. 02. 1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах»;

Указ Президента РФ от 19. 07. 2004 № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы»;

Указ Президента РФ от 03. 03. 2008 № 301 «О представительствах и представителях Федеральной миграционной службы за рубежом»;

Постановление Правительства РФ от 14. 02. 2007 № 94 «О государственной информационной системе миграционного учета»;

Постановление Правительства РФ от 15. 01. 2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»;

Постановление Правительства РФ от 16. 08. 2004 № 413 «О миграционной карте»;

И ряд других нормативно-правовых актов.

Сегодня государства Европы стремятся к унификации законодательств по вопросам миграции.

Требует унификации понятийный аппарат миграционного законодательства. В частности, отсутствие общего понятия «мигрант» в целом не препятствует осуществлению правового регулирования статуса отдельных категорий мигрантов, поскольку в законодательстве используются определения таких категорий мигрантов, как «беженец», «вынужденный переселенец», «лицо, ищущее убежища», «иностранный работник», «иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя» и др.

Вместе с тем, полагаем, что определение понятий «миграция», «мигрант» на законодательном уровне необходимо, поскольку это, с одной стороны, четко определит предмет регулирования миграционного законодательства и круг субъектов миграционных отношений, с другой - исключит противоречия и проблемы в применении как международных, так и национальных правовых актов и правовых норм, в которых такие понятия используются.

Анализ и прогноз современной миграционной, демографической и социально-экономической ситуации и перспектив ее развития показывают, что миграционные процессы в ближайшем будущем будут приобретать для Российского государства все большую значимость.

К сожалению, численность населения в Российской Федерации сокращается, возрастает дефицит трудовых ресурсов, и в будущем нашей стране, скорее всего, не обойтись без мигрантов. По прогнозам статистиков, к 2020 году численность трудоспособного населения сократится на четверть (почти 10 млн. чел.). За 25 лет население России может сократиться до 120, а за 50 лет - до 86 млн. человек. Для восполнения естественной убыли населения России ежегодно требуется более миллиона человек.

Одним из аспектов правового регулирования общественных отношений в сфере миграции, можно назвать осуществление функций охраны и защиты установленных Конституцией Российской Федерации социальных ценностей и общественных отношений в данной области. Одной из составляющих данного процесса является соблюдение лицами правовых норм, которое гарантируется организационными, стимулирующими и разъяснительными средствами, а также применением в необходимых случаях мер принуждения, в числе которых особое место отведено мерам юридической ответственности.

Установление юридической (уголовной и административной) ответственности базируется на общепризнанных принципах и нормах международного права и положениях Конституции Российской Федерации, которые и определяют основные подходы правоприменительного сообщества в борьбе с правонарушениями в области миграции. За совершение правонарушений, в том числе и в сфере миграционных отношений, которые не представляют особой опасности для общества, законодательство ограничи­вается применением мер административного характера.

Административная ответственность предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, принятым 30 декабря 2001г. , который содержит ряд новых для российского законодательства положений.

Кодекс устанавливает административно-правовую ответственность не только физических лиц - российских или иностранных граждан, а также лиц без гражданства, но и юридических лиц - предприятий и организаций ч. 1 ст. 1. 4 и ст. 2. 10), а также их должностных лиц (ст. 2. 4). Кодексом устанавливается принцип равенства перед законом лиц, совершивших административные правонарушения. «. . . Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка и т. д. , а юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств» (ч. 1 ст. 1. 4).

При этом иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (ч. 1 ст. 2. 6). Административная ответственность гражданина, пользующегося дипломатическим иммунитетом и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права (ч. 3 ст. 2. 6).

Установление и применение административных наказаний осуществляется судом, органами и должностными лицами, в порядке и размерах, установленных КоАП РФ. Применительно к миграции к административным наказаниям относятся: предупреждение, административный штраф, административный арест, административное выдворение иностранного гражданина и лица без гражданства.

Рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере миграционных правоотношений уполномочены: судьи (ст. 23. 1 КоАП РФ). органы внутренних дел (полиция) (ст. 23. 3 КоАП РФ), пограничные органы и пограничные войска (ст. 23. 10 КоАП РФ).

Пограничные органы и пограничные войска рассматривают дела об административных правонарушениях, сопряженных с нарушением режима Государственной границы Российской Федерации (ст. 16. 1-18. 7, 18. 14).

Органы внутренних дел - о нарушении правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации как самими иностранными гражданами и лицами без гражданства, так и принимающей стороной - физическими лицами и должностными лицами организаций (ст. 18. 8, 18. 9).

На судей возложено рассмотрение дел об административных правона­рушениях, предусмотренных ст. 18. 10, 18. 13 КоАП РФ. Наряду с этим судьями рассматриваются некоторые дела, отнесенные по подведомственности к органам и войскам пограничной службы и органам внутренних дел (ч. 2иЗ ст. 18. 1,4. 2 ст. 18. 3. ч. 2 ст. 18. 4, ст. 18. 7, 18. 8 и т. д.), но лишь в тех случаях, когда эти органы передают поступившее к ним дело на рассмотрение судье, так как только суд правомочен назначать наказание в виде административного ареста либо административного выдворения за пределы Российской Федерации.

В целях обеспечения производства по делам об административных правонарушениях соответствующие органы вправе применять следующие меры: доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящегося при физическом лице, осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, изъятие вещей и документов.

Составы правонарушений в сфере миграции изложены в гл. 18 КоАП РФ, в которую включено четырнадцать статей. Данная глава содержит ряд новелл по сравнению с КоАП РСФСР (ст. 18. 10, 18. 11, 18. 13, 18. 14).

Нормы данной главы можно подразделить на два основных блока: устанавливающие ответственность за правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и устанавливающие ответственность за нарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Кроме того, по объекту посягательства их условно можно сгруппировать следующим образом:

1) нарушение режима Государственной границы Российской Федерации (ст. 18. 1-18. 7, 18. 14):

2) нарушение правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (ст. 18. 8, 18. 9):

3) нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы и незаконная деятельность по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей (ст. 18. 10, 18. 13);

4) нарушение правил проживания, установленных для иммигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев (ст. 18. 11, 18. 12).

Наиболее характерными административными правонарушениями в сфере миграции являются: нарушение правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (ст. 18. 8, 18. 9), а также нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы (ст. 18. 10).

Объект административного правонарушения выступает тем элементом, определение которого позволяет установить, к какой группе правонаруше­ний относится конкретное противоправное деяние, так как именно этот компонент состава взят за основу при построении Особенной части КоАП РФ.

Так, объектом правонарушений, включенных в первую группу (ст. 18. 1-18. 5. 18. 7, 18. 14), как правило, называют установленный порядок в области защиты государственной границы Российской Федерации в виде режима Государственной границы Российской Федерации, который в итоге направ­лен на обеспечение жизненно важных интересов личности, общества и го­сударства в этой сфере.

В ч. 1 ст. 18. 1 установлена административная ответственность за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных ст. 18. 5 КоАП РФ.

Утверждение, что каждое нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации посягает на жизненно важные интере­сы личности, общества и государства, представляется безосновательным. В действительности же нарушение режима Государственной границы Российской Федерации может быть совершено вследствие «прозрачности» границ Российской Федерации, например, со странами - бывшими республиками СССР. По своей сути такие правонарушения представляют собой нарушение миграционных правил. В тех же случаях, когда следствием таких незаконных действий становится деяние, действительно представляющее угрозу жизненно важным интересам личности, общества и государства, ответственность за такие деяния должна наступать по нормам, предусмотренным УК РФ.

Зачастую одни и те же противоправные деяния посягают на общественные отношения в нескольких областях жизни общества. Следовательно, в некоторых случаях состав административного правонарушения имеет сложный объект, а точнее совокупность нескольких объектов: основного, при­оритетного, доминирующего, дополнительного, иногда факультативного. Данное утверждение можно проиллюстрировать на примере статей КоАП, включенных во вторую группу правонарушений.

Так, ст. 18. 8 КоАП РФ предусматривает ответственность иностранных граждан или лиц без гражданства за нарушение ими режима пребывания (проживания) в Российской Федерации (вторая группа) . Объектом данного правонарушения некоторые авторы называют «. . . установленный порядок управления, общественный порядок, а также безопасность личности, общества и государства». Исходя из вышесказанного, основным объектом посягательства данной группы правонарушений являются общественные отношения, урегулированные нормами российского миграционного законодательства, наряду с этим, в качестве дополнительного объекта выступает установленный порядок управления, а в качестве факультативного- общественный порядок, безопасность личности, общества и государства.

Аналогичным образом следует выделять объект административного правонарушения и в третьей группе норм (ст. 18. 10, 18. 13). Основным объектом этих правонарушений являются общественные отношения в области осуществления трудовой миграции, установленный порядок трудоустройства лиц, дополнительным объектом - общественные отношения, связанные с обеспечением защиты их трудовых прав.

Что касается административных правонарушений, включенных в четвертую группу (ст. 18. 11), то определение их объекта не представляет сложности. Таковыми являются установленные миграционные правила, определяющие порядок проживания иммигрантов.

Объективная сторона правонарушений, предусмотренных гл. 18 КоАП РФ, характеризуется действием или бездействием, посредством которых нарушается норма права.

В ряду прочих особенностей административных правонарушений в сфере миграции следует выделить субъектный состав. В гл. 18 КоАП РФ имеет место наличие видового многообразия субъектов правонарушений.

В их число входят: физические лица (граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства), а также должностные и юридические лица, обладающие правомочиями в области миграционных правоотношений.

Современный институт административной ответственности, в том числе и в области миграционных правоотношений, построен на теории исключительно виновного начала, в рамках которого вина является обязательным условием наступления юридической ответственности. То есть отсутствие в действиях лица вины полностью исключает и саму ответственность, независимо от того, был ли причинен его действиями какой-либо ущерб. Поэтому в соответствии со ст. 2. 7 КоАП РФ «Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред».

ГУБЕРНАТОР ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

О мерах по противодействию незаконной миграции, проведении профилактических мероприятий по предупреждению и пресечению противоправной деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства. Организация взаимодействия при проведении мероприятий по выявлению и пресечению правонарушений в сфере миграции

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 декабря 2010 года N 1535 "О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка" , Постановлением губернатора Тульской области от 15 декабря 2010 года N 62-пг "О постоянно действующем координационном совещании по обеспечению правопорядка в Тульской области" , решением постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Тульской области от 19 декабря 2017 года, на основании статьи 33 Устава (Основного Закона) Тульской области :

1. Рекомендовать Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тульской области, Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Тульской области, Управлению Росгвардии по Тульской области продолжить проведение совместных оперативно-профилактических мероприятий по выявлению и пресечению правонарушений в сфере миграции.

а) совместно с Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Тульской области принять дополнительные меры, направленные на пресечение криминальных механизмов в процессе реализации миграционной политики;

б) во взаимодействии с Управлением Росгвардии по Тульской области проработать вопрос о соответствии требованиям, предъявляемым действующим законодательством Российской Федерации, помещений, расположенных по адресу: г. Тула, ул. Комарская, д. 1-а, для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации.

в) принять дополнительные меры по усилению контроля за регистрацией иностранных граждан и лиц без гражданства;

г) обеспечить проведение мониторинга в сфере трудовой миграции иностранных граждан;

д) принять дополнительные меры по организации разъяснения правил пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации и норм миграционного законодательства;

е) организовать проведение мероприятий по выявлению каналов незаконной миграции и пресечению осуществления незаконной трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Срок: 1 полугодие 2018 года;

ж) провести проверки общежитий, жилых и нежилых помещений, приспособленных для проживания, с целью выявления иностранных граждан, незаконно пребывающих на территории Российской Федерации.

Срок: 1 полугодие 2018 года;

з) реализовать комплекс дополнительных мер, направленных на выявление и пресечение фактов фиктивной постановки на миграционный учет иностранных граждан.

Срок: 1 полугодие 2018 года.

3. Рекомендовать Управлению Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Тульской области в целях неукоснительного обеспечения исполнения решений судов об административном выдворении, недопущении превышения лимита наполняемости Центра временного содержания иностранных граждан Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тульской области в максимально короткие сроки обеспечить проведение мероприятий по выдворению иностранных граждан, имеющих документы, удостоверяющие личность, действительные для пересечения государственной границы Российской Федерации.

4. Министерству труда и социальной защиты Тульской области продолжить работу по взаимодействию с правоохранительными органами Тульской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти и местного самоуправления Тульской области в сфере миграционной политики по следующим направлениям деятельности:

определение потребности организаций Тульской области в привлечении иностранных работников;

выдача заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников работодателями на территории Тульской области;

подготовка предложений по установлению объема квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Тульской области;

оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;

осуществление мероприятий, направленных на социальную и культурную адаптацию соотечественников.

совместно с территориальными отделами МВД России по Тульской области организовать проведение профилактической работы с населением и руководителями муниципальных учреждений по разъяснению порядка привлечения к трудовой деятельности иностранных работников, в том числе в виде публикаций в СМИ, размещения телевизионных роликов о соблюдении миграционного законодательства на информационных экранах, проведения рабочих встреч;

в целях пресечения незаконной миграции иностранных граждан, в том числе при осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности, в случае получения информации о местах компактного проживания иностранных граждан и незаконной трудовой деятельности, незамедлительно информировать органы полиции.

6. Контроль за выполнением распоряжения оставляю за собой.

7. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.

Губернатор Тульской области
А.Г.ДЮМИН

О мерах по противодействию незаконной миграции, проведении профилактических мероприятий по предупреждению и пресечению противоправной деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства. Организация взаимодействия при проведении мероприятий по выявлению и пресечению правонарушений в сфере миграции

Название документа:
Номер документа: 41-рг
Вид документа: Распоряжение Губернатора Тульской области
Принявший орган: Губернатор Тульской области
Статус: Действующий
Опубликован: "Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации" http://npatula.ru, 31.01.2018
Дата принятия: 31 января 2018

Проблема незаконной миграции стала предметом повышенного внимания и вызывает растущую обеспокоенность со стороны Правительства РФ.

В настоящее время эта проблема усугубляется как на национальном, так и на международном уровне.

Более того, незаконная миграция приобретает новые формы и масштабы, которые часто имеют отношение к другим видам международной преступной деятельности, что представляет угрозу безопасности государства и общества.

Во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 5 октября 2006 г. N Пр-1693 и Правительства Российской Федерации от 7 октября 2006 г. N МФ-П12-4709 МВД России принимаются меры по стабилизации обстановки в сфере рыночной торговли, по защите прав отечественных производителей, пресечению деятельности этнических преступных группировок, незаконной миграции.

Кроме того, на ситуацию в сфере рыночной торговли оказало существенное влияние Постановление Правительства Российской Федерации, принятое 15 ноября 2006 г. N 683, которым устанавливается допустимая доля иностранных работников, привлекаемых в различных отраслях экономики на территории Российской Федерации.

Для контроля за складывающейся обстановкой в сфере рыночной торговли, реагирования на ее изменения в МВД России был образован Оперативный штаб, который в круглосуточном режиме отслеживал ситуацию в регионах. Аналогичные штабы и рабочие группы были созданы во всех МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации.

Органами внутренних дел осуществляются комплексные профилактические мероприятия по декриминализации торговли на рынках с участием сотрудников ФМС России, Роспотребнадзора, налоговой службы, местных органов исполнительной власти.

В сфере рыночной торговли широко используется труд иностранных граждан, незаконно находящихся в Российской Федерации.

Так, до 90% граждан Таджикистана, Узбекистана, Китая и Вьетнама, работающих на московских рынках, не зарегистрировано в налоговых органах. Это подтверждается и результатами проведенных специальных мероприятий "Сфера", "Нелегальный мигрант", "Потребитель" и других.

Надо отметить, что не только экономическая ситуация в Таджикистане делает нелегальную миграцию из этой страны устойчивым и возрастающим явлением. Законы Российской Федерации позволяют российским работодателям выгодно использовать дешевую и бесправную рабочую силу, которую представляют собой нелегальные трудящиеся-мигранты из Таджикистана, и за их счет, уклоняясь от уплаты налогов, зачастую получать сверхприбыль.

Значительная часть правонарушений на потребительском рынке совершается иностранными гражданами, использующими контрабандные каналы поставки импортных товаров.

Проверки, проведенные органами внутренних дел на московских продовольственных и вещевых рынках, показали, что основная часть реализуемого товара является контрабандной, а коммерческие структуры и индивидуальные торговцы не имеют документов, подтверждающих происхождение, качество и таможенное оформление реализуемой продукции. Сложившемуся положению способствует незаконная деятельность ряда российских компаний, оказывающих посреднические услуги по перемещению через границу партий импортных товаров без их таможенной очистки.

Необходимо констатировать, что и с применением административного законодательства в отношении иностранных граждан также существует много проблем.

Так, в РФ отсутствует правовой механизм взыскивания штрафов с привлеченных к административной ответственности иностранных граждан, выехавших из РФ.

В соответствии со статьей 31.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исполнение постановления о назначении административного наказания лицу, проживающему или находящемуся за пределами Российской Федерации и не имеющему на ее территории имущества, производится в соответствии с российским законодательством и международными договорами.

Однако в настоящее время у Российской Федерации не имеется действующих международных соглашений, регулирующих вопросы взыскания административных штрафов.

Кроме того, в соответствии со статьей 31.11 КоАП РФ исполнение постановления о назначении административного наказания лицу, проживающему или находящемуся за пределами Российской Федерации и не имеющему на ее территории имущества, производится в соответствии с законодательством России и международными договорами с государством, на территории которого проживает или находится это лицо, а также с государством, на территории которого находится имущество лица, привлеченного к административной ответственности.

По информации МИД России, в настоящее время у Российской Федерации не имеется действующих международных соглашений, регламентирующих указанный вопрос.

В повседневной деятельности органы внутренних дел вступают в различные правоотношения с иностранными гражданами, находящимися на территории Российской Федерации, контролируя соблюдение ими правил пребывания в нашей стране. Особые проблемы создает незаконная (нелегальная, неконтролируемая) миграция иностранных граждан и лиц без гражданства, которая в последнее время заметно обострилась.

Ситуация по некоторым аспектам не может не тревожить.

Одна из правовых проблем, с которой сталкиваются в своей повседневной деятельности органы внутренних дел, - это законодательное обеспечение административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства.

Так, в соответствии со статьей 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранные граждане, подлежащие депортации, по решению суда содержатся в специально отведенных помещениях органов внутренних дел либо в специальных учреждениях, создаваемых в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, до исполнения решения о депортации.

Тем самым данный Федеральный закон вменил субъектам Российской Федерации обязательства по созданию специальных учреждений для содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению или депортации, не наделив их при этом в установленном законодательством Российской Федерации порядке соответствующими полномочиями.

В настоящее время в России функционируют всего 6 специальных учреждений для содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению или депортации.

В связи с чем заинтересованным федеральным органам исполнительной власти при проработке вопросов, касающихся взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, при осуществлении полномочий, связанных с депортацией и административным выдворением иностранных граждан, необходимо подготовить предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающее порядок разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями, в частности в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в части закрепления за субъектами Российской Федерации вышеназванного полномочия.

Между тем в нарушение вышеназванного Федерального закона судами практикуется вынесение постановлений о помещении лиц, подлежащих депортации или административному выдворению за пределы Российской Федерации, в специальные приемники для лиц, арестованных в административном порядке.

Предпосылки для подобных нарушений создают не только объективные причины отсутствия необходимых учреждений для содержания иностранных граждан, но и неоправданные решения органов власти субъектов Российской Федерации.

В Нижегородской области, во исполнение решения совместного заседания областной межведомственной антитеррористической комиссии и областной межведомственной комиссии по миграционной политике и до создания Центра для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению и депортации, на основании распоряжения начальника ГУВД от 22.12.2005 N 1/273р было принято решение о содержании данной категории лиц в спецприемнике ГУВД. Подобные решения были приняты в Удмуртской Республике, Тульской, Новосибирской областях и других регионах.

После принятия решения о содержании иностранных граждан, подлежащих выдворению, в спецприемнике их количество превысило количество лиц, арестованных в административном порядке.

Несмотря на содержание в спецприемниках иностранных граждан вопрос об их материально-техническом перепрофилировании в большинстве субъектов Российской Федерации не решен.

Между тем условия их содержания имеют ряд особенностей.

В частности, иностранные граждане имеют право просмотра телевизионных программ до 24 часов, получать передачи общим весом не более 20 килограммов, пользоваться телефоном для связи с родственниками посредством публичной телефонной кабины (с помощью телефонной карты, приобретаемой за счет размещенного лица) и др. Данные условия в спецприемниках Приказом МВД России N 605дсп не предусмотрены и не создаются.

Таким образом, иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие выдворению за пределы страны, содержатся в условиях и вынуждены подчиняться правилам, существенно нарушающим их права. Возросшая в связи с этим нагрузка на сотрудников спецприемников, необходимость решать неспецифические задачи, связанные с языковым барьером, взаимодействием с консульскими учреждениями иностранных государств, невозможностью привлечения к труду, ведут к ослаблению режима спецучреждений, способствуют повышению степени конфликтности и побегоуязвимости.

В связи с помещением в специальные приемники иностранных граждан до их административного выдворения за пределы РФ возникают проблемы по их содержанию, а именно по финансированию расходов на содержание: финансирование специальных приемников производится за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, тогда как финансовое обеспечение мероприятий по административному выдворению иностранных граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Также требует решения вопрос, связанный с продолжительностью содержания иностранных граждан, подлежащих депортации или административному выдворению за пределы РФ.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (статьями 3.10, 18.8, 27.6, 32.8, 32.10) и Приказом МВД России N 605дсп не оговариваются конкретные сроки содержания иностранных граждан в спецучреждениях, а также сроки исполнения постановлений.

Длительность сроков содержания в условиях изоляции приводит к протестным акциям со стороны иностранных граждан, сопровождаемым угрозами совершения суицида, отказом от приема пищи.

Ситуация осложняется неразработанностью статусных документов, определяющих задачи, функции, организацию и обеспечение специальных учреждений милиции в связи с их перепрофилированием для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению либо депортации.

Другая проблема в том, что миграция как совокупность различных по своей природе перемещений людей через границы дает определенный перечень субъектов, которые могут совершить и совершают миграционные правонарушения. Вместе с тем основными понятиями при решении вопроса об административном выдворении или депортации остаются "иностранные граждане" и "лица без гражданства", правовое положение которых определено недостаточно четко.

Хотелось бы обратить внимание на то, что в юридическом словаре "иностранные граждане" толкуются как лица, не являющиеся гражданами данного государства и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.

Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 г. данное определение дополняет институтом подданства, тем самым учитывая наличие монархической формы правления.

Статья 3 Федерального закона "О гражданстве в Российской Федерации" под термином "иностранный гражданин" подразумевает лицо, не являющееся гражданином России и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства. Анализ предложенных терминов не дает полного ответа на многие вопросы. Например , может вызывать сомнение специфика правового статуса иностранца при наличии у него двух и более гражданств, при постоянном и временном проживании его на территории России и т.д.

Очевидно, в каждом случае правовые отношения иностранца с государством могут определяться не только его правоспособностью, но и дееспособностью с учетом специфического характера правового статуса.

Значимым условием принадлежности иностранца к гражданству является предоставление им обязательного доказательства. Очевидно, миграция как процесс по сути является сложной процедурой и не всегда иностранный гражданин имеет возможность доказать свою принадлежность к гражданству конкретного иностранного государства. При невозможности подтвердить наличие гражданства иностранец автоматически приобретает статус лица без гражданства.

Таким образом, изучение понятий "иностранец" и "лицо без гражданства" убеждает в том, что правовой статус их четко не определен и дефиниции не отражают имеющихся особенностей.

Наличие двойного гражданства обусловливает выделение специальной правосубъектности.

Вместе с тем наличие гражданства российского и одновременно другого государства не позволяет относить физическое лицо к категории иностранцев (статья 62 Конституции Российской Федерации).

В последнее время правоохранительные и контрольные органы Российской Федерации обращают более пристальное внимание на изыскание эффективных путей и методов решения проблемы незаконной миграции. Всем уже ясно, что в настоящее время масштабы незаконной миграции на территорию Российской Федерации достигли пределов, угрожающих национальной безопасности страны.

Поэтому рост незаконной миграции вызвал необходимость введения уголовной ответственности за ее организацию.

Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. N 187-ФЗ Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 322.1, предусматривающей ответственность за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания или незаконного транзитного проезда через территорию России.

В соответствии со статьей 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации расследование преступлений, предусмотренных частью первой статьи 322 УК РФ, отнесено к компетенции дознавателей органов внутренних дел.

Согласно данным ГИАЦ МВД России в 2007 году было зарегистрировано 624 преступления по статье 322.1 УК РФ, окончено расследованием 488 уголовных дела, выявлено 431 лицо, совершившее данное противоправное деяние.

При расследовании дознавателями указанной категории уголовных дел имеют место проблемы, связанные с проведением допросов свидетелей-иностранцев.

Так, после возбуждения уголовных дел иностранные граждане, лица без гражданства, незаконно пребывающие на территории Российской Федерации и являющиеся основными свидетелями по делу, покидают места временного пребывания и работы, что становится причиной длительной установки их местонахождения.

Выдворяемые иностранные граждане не имеют в дальнейшем права въезда в Российскую Федерацию в течение пяти лет. Проведение же следственных действий с ними на территории других государств сказывается на сроках проведения дознания.

В этих условиях важное значение приобретает качественная организация расследования и оперативное проведение соответствующих следственных действий с участниками уголовного процесса.

Положительным опытом в раскрытии и расследовании преступлений, предусмотренных частью первой статьи 322.1 УК, являются совместные мероприятия миграционной службы и подразделений милиции общественной безопасности УВД по Астраханской области, которые оказывают помощь в сопровождении уголовных дел.

Заключение соглашений о сотрудничестве в сфере борьбы с преступностью УВД по Оренбургской области с УВД приграничных Западно-Казахстанской и Актюбинской областей Казахстана позволило разработать комплекс мер по выявлению организаторов незаконной миграции, пресечению фактов привлечения иностранной рабочей силы с нарушением установленного порядка, создан автоматизированный банк данных въезжающих и выезжающих через государственную границу на территории Оренбургской области.

Налажено взаимодействие по проверке иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию РФ, с пограничной службой и в ГУВД по Алтайскому краю.

В целях обеспечения профилактического воздействия ГУВД по г. Москве издан приказ, согласно которому в случаях выявления фактов нарушения правил режима пребывания иностранных граждан на территории Москвы или привлечения иностранной рабочей силы осуществляется уведомление граждан и юридических лиц, допустивших эти нарушения, о существующей уголовной ответственности по статье 322.1 УК РФ.

Изучение практики раскрытия и расследования преступлений в сфере миграции показало, что большинство из них выявлено сотрудниками милиции общественной безопасности органов внутренних дел и территориальных подразделений ФМС МВД России. Вклад подразделений криминальной милиции в борьбе с данным видом преступной деятельности незначителен.

На наш взгляд, целесообразно, чтобы сотрудники оперативных подразделений, используя полномочия на проведение оперативно-розыскной деятельности, организовывали и проводили весь комплекс оперативно-розыскных мероприятий по документированию преступной деятельности групп, специализирующихся на организации незаконной миграции.

Практика показывает, что такой подход к организации и методике выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений указанной категории, в рамках первоначального этапа расследования, применяется только в случаях, когда организация незаконной миграции рассматривается как способ совершения тяжкого или особо тяжкого преступления, как дополнительное, сопутствующее противоправное деяние.

Сегодня криминальная миграция не ограничивается традиционными общеуголовными преступлениями. Она принимает все более организованный, транснациональный характер, связанный с проявлениями терроризма, экстремизма, сепаратизма, что создает угрозу основам конституционного строя и безопасности РФ.

Поэтому достаточно важной является проблема согласования уголовного законодательства различных государств, и прежде всего СНГ.

В связи с этим необходимо добиться определенного баланса между регулятивно-предупредительными средствами российского уголовного законодательства и уголовного законодательства государств, входящих в СНГ, с которыми установлен безвизовый пограничный режим и где, соответственно, не действует статья 322 УК РФ, предусматривающая ответственность за незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации.

Подводя итоги вышесказанному, необходимо отметить, что к факторам, оказывающим влияние на основной уровень незаконной миграции, относятся:

  1. Отсутствие единой оперативной информационной базы данных по проблемам борьбы с терроризмом, преступностью, контрабандой оружия, наркотиков, а также незаконной миграцией иностранцев, в том числе подозреваемых в причастности к террористическим актам и иным преступлениям, охватывающей МВД, ФСБ, ФСКН, ФМС, ФТС и ФПС России, а также подчиненные им территориальные органы, что не позволяет оперативно решать вопросы по контролю въезда (выезда), режима пребывания, места нахождения и занятия трудовой деятельностью иностранных граждан и лиц без гражданства.
  2. Отсутствие денежных средств в бюджетах субъектов Российской Федерации и законодательной базы, необходимых для создания депортационных центров для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства.
  3. Отсутствие правового урегулирования работы с несовершеннолетними из стран ближнего и дальнего зарубежья, механизма содержания и последующей депортации данной категории лиц.
  4. Несовершенство законодательства в отношении лиц, являющихся пособниками незаконной миграции.
  5. Недостаточный уровень работы по укреплению взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации с правоохранительными подразделениями иностранных государств, для осуществления информационного обмена (о наличии у оформляемых граждан-мигрантов судимостей, склонности к совершению преступлений, в первую очередь насильственного характера) по вопросам, возникающим при принятии решений о выдаче разрешений на работу гражданам, приехавшим в Россию.

Основой для предотвращения и пресечения незаконной миграции должен стать комплексный подход к решению этой проблемы и совместные действия исполнительных органов.

Кроме того, учитывая актуальность вопросов, связанных с нарушением миграционного законодательства, необходимо:

  1. Совершенствование и развитие законодательной базы, регулирующей миграционные процессы, а также обеспечивающей защиту конституционных прав мигрантов, создание системы информационного и научного обеспечения профессиональной подготовки кадров и повышения квалификации специалистов по вопросам миграции и борьбы с незаконными ее формами.
  2. Усиление контроля за выдачей дипломатическими представительствами за границей российских виз лицам из так называемых неблагополучных в социальном и экономическом отношении стран. Упрощение процедуры внесения иностранного гражданина в список лиц, которым запрещен въезд на территорию Российской Федерации.
  3. Проработать вопросы о сокращении перечня документов, дающих право на пересечение Государственной границы Российской Федерации в безвизовом порядке для граждан СНГ.
  4. На постоянной основе осуществлять комплекс совместных с другими правоохранительными органами, в т.ч. ФМС, ФСБ, ФСКН, оперативно-профилактических мероприятий в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также в местах значительной концентрации мигрантов по выявлению и пресечению нарушений миграционного законодательства, с последующей депортацией иностранных граждан и лиц без гражданства.
  5. Повысить эффективность, устойчивость и качество информационного обеспечения подразделений МВД, ФМС, ФСБ, ФПС, МНС, МИД и других заинтересованных ведомств путем создания единой системы сбора и обмена оперативной информации об иностранных гражданах и лицах без гражданства, незаконно находящихся на территории России, деятельность которых нарушает законодательство Российской Федерации.
  6. Организовать сбор информации о происходящих миграционных процессах, особое внимание уделить мигрантам из республик Закавказья и Средней Азии. Осуществить мониторинг прогнозирования и выявления каналов незаконной миграции, выработку на его основе соответствующих рекомендаций и предложений по совершенствованию правового регулирования. Организовать сбор и анализ информации о транспортных потоках на границах сопредельных государств, так как за передвижением личного грузового и легкового автотранспорта, а также автотранспорта, осуществляющего перевозку лиц, занимающихся "челночным" бизнесом, контроль практически не осуществляется. Предусмотреть проведение картографического анализа путей нелегальной миграции, каналов незаконного перемещения наркотических веществ, оружия, боеприпасов, контрабанды через Государственную границу Российской Федерации.
  7. Обеспечить учет всех сделок по купле иностранными гражданами недвижимости, акций российских предприятий, регистрации ими на территории Российской Федерации предприятий. Выявлять и устанавливать источники финансирования этих сделок.
  8. Проводить мероприятия по установлению туристических фирм "однодневок" и подставных предприятий, оказывающих содействие нелегальным мигрантам в их легализации на обслуживаемых территориях, а также оказывающих посреднические услуги в сфере незаконного трудоустройства.
  9. Создание на территориях государств-участников СНГ сети специализированных учреждений временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства.

Очевидно, что данные вопросы необходимо решать на государственном уровне в самое ближайшее время, так как только они могут улучшить деятельность органов внутренних дел в сфере контроля за соблюдением требований миграционного законодательства.

29 сентября губернатор Анатолий Артамонов провел координационное совещание по обеспечению правопорядка в области. В его работе принял участие федеральный инспектор по Калужской области Алексей Лебедев .

Обсуждалось состояние работы по противодействию незаконной миграции, нелегальной трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, а также дополнительные меры по повышению уровня взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и правоохранительных структур в данной сфере.

Отмечалось, что на протяжении последних лет в области наблюдается увеличение миграционного потока. За восемь месяцев текущего года поставлено на миграционный учет 153 869 иностранных граждан и лиц без гражданства, оформлено 15 709 патентов для осуществления трудовой деятельности. На территории региона активно продолжается реализация Государственной программы оказания содействия добровольному переселению в Калужскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2016-2021 годы. В 2017 году на учет поставлено 5634 ее участника.

В целях повышения эффективности государственного контроля в сфере миграционных отношений и принятия мер к работодателям, незаконно использующим иностранную рабочую силу, УМВД России по Калужской области проводятся оперативно-профилактические мероприятия. В ходе операции «Нелегал-2017» за 8 месяцев текущего года выявлено 295 фактов нарушения миграционного законодательства и возбуждено 114 уголовных дел, в период проведения «Цунами» – 1655 фактов нарушений.

Помимо этого – 2600 лиц, находящихся на территории РФ с нарушением режима пребывания и незаконно осуществляющих трудовую деятельность. В отношении них приняты меры административного воздействия, в том числе 214 человек выдворены за пределы России. Вынесено решений о наложении административных штрафов на общую сумму около 22 миллионов рублей.

В целях пресечения нелегальной трудовой миграции особое внимание уделяется определению объективной потребности в иностранных работниках и подготовке оптимальных предложений по объемам квот на осуществление ими трудовой деятельности. Повышение требований к соблюдению работодателями действующего законодательства позволило сократить численность привлекаемых в регион иностранных работников с 3877 человек в 2015 году до 2289 – в 2016 году и 1818 – в 2017 году.

В этом году в области , где иностранным гражданам предоставляют все государственные услуги по оформлению документов по системе «единого окна».

Положительно оценив первые результаты работы ММЦ и его эффективность, Анатолий Артамонов особо подчеркнул, что это позволило организовать прием мигрантов на современном уровне, не оставив возможностей для проявления коррупции в данной сфере. Участники совещания внесли ряд предложений по дальнейшему улучшению работы учреждения.

Говоря о необходимости повышения уровня противодействия незаконной миграции, Анатолий Артамонов отметил, что основные направления данной работы намечены Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. На основе решений главы государства в области реализуется Концепция миграционной политики до 2025 года.

В этом документе изложены основные принципы, которыми мы должны руководствоваться для регулирования любых отношений в этой сфере,

– подчеркнул глава региона.

В ходе совещания речь также шла об эффективности функционирования системы профилактики правонарушений и преступлений, совершаемых на территории области несовершеннолетними.

В этой работе участвуют органы государственной власти, местного самоуправления, правоохранительные структуры, здравоохранение, учреждения социального обслуживания. Межведомственное взаимодействие заключается в обмене информацией, проведении совместных профилактических мероприятий, реализации социальных программ и проектов. В области действуют 303 комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Приоритетным направлением является выявление и оказание помощи семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. Количество таких семей за последние три года снизилось в регионе на 23,7%. Численность безнадзорных детей сократилась на 27,3%. За 8 месяцев текущего года поставлены на профилактический учёт 510 родителей, отрицательно влияющих на своих детей и не занимающихся их воспитанием. В целях недопущения популяризации в подростковой среде криминальной субкультуры проведено более 2300 профилактических лекций для учащихся по данной тематике. Во всех школах области созданы родительские патрули, которые в этом году более 550 раз осуществили выходы в места массового пребывания молодежи. Эффективно были проведены оперативно-профилактические мероприятия «Здоровье» и «Подросток».

Благодаря принимаемым мерам за 8 месяцев текущего года в области на 20,5% снизилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними и с их участием, на 26,4% сократилось число групповых преступлений. Более 700 правонарушителей, состоящих на учете (72 % от общего количества подростков указанной категории), вовлечены в организованные формы досуга – кружки, секции, клубы.

Комиссия рекомендовала органам местного самоуправления муниципальных образований области активнее осуществлять работу по подготовке проектов и привлечению грантов Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, направленных на профилактику правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Состоялся обмен мнениями.

Подводя итог, Анатолий Артамонов отметил необходимость привлечения в образовательную сферу талантливых педагогов и спортивных тренеров, способных своим личным примером повлиять на воспитание «трудных» детей. При этом, по мнению губернатора, стоит вспомнить положительный исторический опыт нашей страны в борьбе с подростковой преступностью.

Только заинтересованная воспитательная работа может дать результат. Каждый ребенок должен получить возможность приобщиться к интересной для него части общества, где ему уделят внимание,

– подчеркнул глава региона.

Он также заметил, что в такой заботе нуждаются не только семьи и дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, но и вполне благополучные.

Пресс-служба Правительства Калужской области