Управление моторной лодкой колтуши. Управление моторной лодкой - важные советы

Сегодня, когда путешествовать стало намного проще, о водных странствиях можно мечтать, живя в любой точке страны, и Москва, конечно, не исключение. Но на воде, так же как и на дороге, действуют определенные правила движения, знать и соблюдать которые является обязательным. Поэтому обладатель или арендатор любого водного транспорта, мощность которого превышает 10,88 л. с. или 8 кВт, должен получить водительское удостоверение.

Мы предлагаем пройти курсы судовождения маломерного суда в Москве, по программам государственной инспекции.

  • Дистанционная форма обучения судовождению в нашем центре предусматривает самостоятельное изучение теории и подготовку к экзаменам в ГИМС посредством дистанционной системы «СТОРМ» (через Всемирную сеть).
  • Интенсивная форма означает оперативное самостоятельное изучение теории дистанционно, а также посещение очных занятий в аудиториях нашего центра.
  • Корпоративная форма предлагается группам, численность которых составляет не менее 4 человек. Теоретический материал в этом случае читается в классах ЦДП «СТОРМ» (Москва).
  • Индивидуальная форма подразумевает самостоятельное освоение теории в системе удаленного обучения «СТОРМ», индивидуальные аудиторные занятия, которые проводят квалифицированные инструкторы, прохождение практики по судовождению на тренажерном комплексе или на плавательном средстве. Важным моментом считается и подготовка к экзаменам в программе "ГИМС-ТЕСТ".

Права ГИМС на лодку обучение по программам в Москве

Обратившись к нам, вы освоите безопасное управление маломерным судном в российских водах по программам ГИМС МЧС России. Приобретенные знания и навыки подтверждаются при аттестации в ГИМС в Москве.

В случае положительного результата судоводителю выдается документ на право вождения водного средства. Предлагаем выбрать одну из удобных для вас программ обучения с учетом того, в каких водах вы собираетесь путешествовать:

  • Обучение судоводителей на маломерные моторные и парусные суда для их эксплуатации во внутренних водных путях и внутренних несудоходных водах РФ.
  • Подготовка судоводителей на маломерные моторные и парусные суда для плавания в морских отечественных водах.
  • Обучение судоводителей на маломерные моторные и парусные суда для плавания во внутренних водных путях и внутренних несудоходных российских водах и для плавания в морских российских водах.

Установка своими руками
Длительное непрерывное управление лодкой посредством румпеля неизбежно вызывает ощущение дискомфорта. Рулевой вынужден долго находиться в неестественной позе, вполоборота. На руки, шею и спину передаётся сильная нагрузка, в результате чего мышцы начинают болеть. На коротких дистанциях это проявляется не столь ярко, но совершение длительного перехода без перерывов для отдыха представляется весьма затруднительным. Поэтому установку на лодочный мотор системы дистанционного управления следует признать объективной необходимостью. Она существенно упрощает эксплуатацию небольших лодок, а на больших судах необходима для обеспечения безопасности.

Производители некоторых марок моторов для лодок изначально включают в комплект дистанционное управление. Как правило, это блок (коммандер), управляющий реверсом и дроссельной заслонкой. Более совершенные системы позволяют также осуществлять маневрирование и изменять курс движения . Для этого в них присутствует рулевое колесо (оно же — штурвал). Однако зачастую моторы продаются без дистанционного управления. Тогда эту систему приходится приобретать отдельно.

Разновидности ДУ

Существует два типа систем, служащих для управления судна. Они могут применяться по отдельности либо совместно.

  • 1.Системы, в функцию которых входит включение передней, задней или нейтральной передачи, а также регулирование положения дроссельной заслонки, что позволяет изменять обороты винта, воздействуя на скорость движения судна.
  • 2.Системы, которые предназначаются для осуществления маневрирования, изменения направления движения лодки и т.д. Их работа построена на том же принципе, что рулевое управление в автомобиле.

Дистанционное управление лодочным мотором газ реверс.
Существует множество различных вариантов конструкций газо-реверсных машинок для дистанционного управления моторами. Однако на основании присутствия некоторых общих элементов можно разделить их на несколько видов. При этом их функционал может иметь значительные отличия.

Внутри блока управления располагается система рычагов, при помощи которой переключаются передачи, а также изменяется положение дроссельной заслонки и количество оборотов. Эта рычажная система сконструирована так, что сперва включается скорость, после чего для постепенного увеличения оборотов необходимо нажать на рычаг рукой.

Для связи коммандера с дроссельной заслонкой и с переключателем передач используются гибкие тросы или жёсткие тяги. В зависимости от применяемого типа соединения, дистанционное управление может быть тянущим либо толкающим.

  • Первый вариант получил более широкое распространение. Команды от блока передаются на двигатель при помощи гибких тросов.
  • Во втором случае для осуществления связи задействуются более жёсткие элементы.

Некоторые модели блоков ДУ оснащаются двумя управляющими системами.

  • Первая из них приводит в движение.
  • Вторая обеспечивает работу мотора только на холостом ходу (в режиме прогрева). Включение рычага передачи становится возможным только после того, как температура двигателя поднимется до определённого уровня.

В некоторых моделях управление мотором осуществляется исключительно при помощи механики. Однако в более современных модификациях хотя бы в минимальном количестве присутствует электроника. Например, это могут устройства, предназначенные для спуска мотора в воду и его подъёма, старта и остановки. Также существуют дополнительные функции для обеспечения безопасности. К ним относится предохранительная чека в коммандере, система зажигания, включить которую можно только при наличии ключа, индикаторы, отображающие параметры работы двигателя и его техническое состояние.

От любого коммандера с электронными компонентами отходят соединительные кабели, которые необходимо подключить к соответствующим гнёздам мотора. При покупке системы следует удостовериться, что разъёмы на блоке и двигателе соответствуют друг другу.

По сравнению с толкающими системами, тяговые считаются более надёжными. Это объясняется тем, что штанги, используемые в ДУ первого типа, в процессе эксплуатации могут деформироваться, в результате чего команды передаются с некоторыми задержками.
Кроме того, размещение жёстких тяг вблизи криволинейных поверхностей может быть затруднено.

Различные варианты систем ДУ могут предназначаться для установки по правому или левому борту лодки либо быть универсальными. Натяжение тросов и их длина настраиваются при помощи регулировочных винтов, которыми оснащается блок. Также в комплект входит специальная фурнитура, на которую крепят троса дистанционного управления для .

Устройство управления курсом лодки

Дистанционное рулевое управление лодочным мотором.
В системах ДУ, предназначенных для изменения курса лодки, также могут использоваться тросы либо тяги, при помощи которых осуществляется связь между мотором и блоком рулевого управления, состоящим из штурвала (руля) и соединённого с ним редуктора с реечной передачей.

При выборе редуктора блока ДУ необходимо учитывать мощность мотора. Это важно, поскольку вращающийся винт способствует возникновению реактивной силы, стремящейся развернуть судно.
В результате управление при маневрировании с помощью мускульной силы может стать практически невозможным. За счёт системы шестерёнок, установленных в редукторе, усилие существенно увеличивается.

В принципе, тросы от румпеля можно напрямую присоединить к барабану руля. Однако в этом случае пострадает быстродействие. К тому же для того, чтобы повернуть руль, придётся прилагать значительно больше сил. Тем не менее, такие системы (в которых, в отличие от редукторных, используется не один, а два троса) ещё в советское время были достаточно популярны благодаря простоте конструкции и менее высокой стоимости.

Современные модели ДУ для управления румпелем, помимо тросов, оснащаются ещё и компенсационными пружинами. Они нужны для того, чтобы повысить комфортность управления и исключить вероятность чрезмерно резкой смены курса лодки при повороте штурвала.

Системы, позволяющие дистанционно управлять мотором, просто необходимы владельцам крупных лодок, а также тем, кто часто совершает длительные путешествия. Приобретать их рекомендуется одновременно с двигателем и, желательно, той же самой марки.
В крайнем случае, подобрать ДУ можно к ранее купленному мотору. Это исключит вероятность несовместимости между ними.

При выборе систем дистанционного управления подвесным лодочным мотором необходимо учитывать характеристики двигателя, а также особенности конструкции лодки. Оптимальным представляется ДУ, которое позволяет одновременно контролировать как обороты, так и курс. В противном случае рулевому придётся постоянно перебегать от мотора к рычагам управления и обратно.

Государственная инспекция по маломерным суднам России и плавучих средствах получила новый регламент, который стал одной из причин очень большого количества вопросов и горячих дискуссий на форумах.

К большому сожалению, новые правила не внесли особой ясности в существующую проблему, поскольку большинство владельцев не принимают участия в форумах, а те, кто владеет подобной информацией, не правильно воспринимают характер новой информации. Как правило, особенно в последнее время, характер юридического языка не совсем понятен для простых граждан. В связи с этим, возникает много вопросов у владельцев лодок, которые подлежат регистрации.

К ним относят:

  1. Безмоторные плавсредства, длиной не больше 20-ти метров.
  2. Безмоторные плавсредства, масса которых с оснащением, достигает не меньше 200 кг.
  3. Безмоторные плавсредства с численностью посадочных мест, менее 12-ти человек.
  4. Лодки, с установленными двигателями, общей мощностью не больше 10,88 л.с.

Подобные плавсредства можно использовать на всех водоемах России, без сведений о регистрации в ГИМС.

Интересно! Правила не работают в приграничных районах, где действуют особые правила, установленные специальными органами.

К ним относятся:

  • Безмоторные плавсредства, длиной больше 20-ти метров.
  • Безмоторные плавсредства, общая масса которых составляет больше 200 кг.
  • Безмоторные плавсредства, общее число посадочных мест составляет больше 12-ти человек.
  • Лодки, которые имеют приведенные характеристики и на которых установлены моторы, мощностью 10,88 л.с.

Для регистрации необходимо заполнить одну из регистрационных карточек. Оформить заявление. Предоставить документ, соответствующий личности. Предоставить документы, которые подтверждают право собственности на плавсредство, техпаспорт на данную лодку и мотор, а также квитанцию на уплату госпошлины. Регистрационные номера должны присутствовать с обоих бортов.

Техническое освидетельствование

Плавсредства, которые подлежат регистрации, непременно проходят ТО. Обязательной процедуре освидетельствования подвергаются судна до регистрации, не имеющие сертификата завода изготовителя, а также судна, сделанные кустарным способом.

Все судна проходят регулярные процедуры освидетельствования через каждые 5 лет. В данном случае, термины освидетельствования начинаются с даты регистрации плавсредства. ТО проводится так же в тех случаях, когда плавсредство перемещается в другой регион. Кроме этого, ТО подвергаются лодки, прошедшие через капитальный ремонт или после ликвидации замечаний, указанных после прохождения предыдущего ТО.

После принятия новых правил, осмотр плавсредств осуществляется в два этапа. Первый этап заключается в ходовых испытаниях наплаву, после чего судно подвергается окончательным процедурам, связанным с его пригодностью к дальнейшей эксплуатации. Все затраты, связанные с подъемом лодки ложатся на владельца.

Поучительно! Если термины технического освидетельствования просрочены, то владельца может ожидать штраф от 500 до 1000 рублей.

На какое плавсредство можно получить права? Ответ на этот вопрос очень простой: на любые суда, независимо от габаритов, веса и тоннажа, если на них установлены моторы, мощностью больше 5-ти л.с.

В случае, если владелец не имеет права на управление подобным плавающим средством, то при определенных условиях, владелец будет оштрафован, а лодка будет отбуксирована на специальную стоянку. Ее можно вернуть, если предъявить документы, указывающие на права собственности, касающиеся данного плавсредства. Кроме этого, будет необходимо заплатить штраф, размер которого 1000-1500 рублей.

Нельзя получить судоводительский документ, не пройдя соответствующих курсов обучения. Несмотря на это, есть возможность самостоятельной подготовки и сдать нужные экзамены в ГИМС. Нужно лишь оформить заявление и оплатить госпошлину в размере 800 рублей. Если сдать экзамен не получится, то можно повторить попытку уже через одну неделю. Экзамен, касающийся теории, сдают в подразделениях ГИМС.

Экзамен по вождению принимается прямо на воде. Владелец плавсредства обязан выполнить ряд указаний, полученных от рядом сидящего инспектора. Если экзамены сданы успешно, то в результате, собственник лодки получает сертификат на право вождения.

Если владелец берет с собой лодку, то вместе с ней нужно взять и весь пакет документов.

В статье вы узнаете, в каких случаях нужны права на управление маломерным судном и как получить права ГИМС. Туристы, рыбаки и охотники уделяют особое внимание экипировке: от лодок до защитной одежды. Но забывают о правах ГИМС. Известно, что лодка, как и машина, источник повышенной опасности. При этом условия эксплуатации транспортного средства на воде существенно отличаются от того, что происходит на суше. Поэтому выдачей прав на маломерные суда и приемкой экзаменов занимаются другие ведомства. Давайте разбираться вместе, как сдать на права ГИМС.

Когда необходимы права ГИМС в Москве

Необходимость получения водительского удостоверения для управления маломерными судами регулирует Российское законодательство. В правилах пользования маломерными судами на водных объектах РФ указываются характеристики лодок и мощность моторов, при управлении которыми важно иметь права ГИМС. Существуют условия, при которых права не нужны, а значит можно не ограничивать себя в поездках по водоемам.

Не нужно получать удостоверение тогда, когда грузоподъемность судна не превышает 200 кг, а мощность мотора – 9,8 л.с. При этом учитывается максимально возможная комбинация (лодка в сборе с мотором, баком для топлива и другими атрибутами). Важный нюанс. Если лодка предусматривает установку мотора большей мощности, полиция вправе запросить у вас документы, даже если в данный момент установлен мотор мощности до 9,8 л.с.

Категории прав

Права ГИМС для управления маломерными судами делятся на категории по типу судна и водоема. При сдаче вы можете выбрать наиболее подходящий для себя вариант, не тратя ресурсы на знания, которые не пригодятся в будущем.

  • гидроцикл;
  • моторное плавсредство;
  • парусное плавсредство.

По районам плавания:

  • водные пути (ВП);
  • внутренние водные пути (ВВП);
  • морские пути (МП).

Удостоверение выдается лицам, достигшим 16 лет после прохождения курсов судоводителей. Обязательно наличие медицинской справки. После того как успешно сданы теоретический и практический экзамены на руках остается медицинская справка, свидетельство об успешном прохождении курсов и карточка судоводителя – документы, на основании которых вы получаете права ГИМС на маломерное моторное судно.

Карточку судоводителя необходимо сохранять, в дальнейшем по ней производится замена прав ГИМС в Москве. Для этого также необходимы будут медсаправка, квитанция об оплате пошлины, фотографии. Замена прав ГИМС происходит в том же порядке, что и первоначальное получение.

Где пройти обучение на права ГИМС?

Чтобы получить ГИМС права на управление маломерным судном, необходимо сдать экзамен в любом отделении ГИМС МЧС РФ. А прежде пройти обучение в специализированном аккредитованном учебном центре. В некоторых из них предусмотрено дистанционное преподавание теоретической части по скайп. Весь процесс занимает около 3 недель. Включает практическую и теоретическую часть. Для практики на воде обучающие центры предоставляют моторные суда, соответствующие выбранной категории прав.

Как проходит сдача на права ГИМС?

Сдача на права ГИМС на маломерные суда очень похожа на обычную процедуру получения водительских прав. Вам также прежде, чем перейти к госэкзамену необходимо будет подготовить пакет документов:

  • паспорт гражданина РФ;
  • медицинскую справку установленного образца;
  • документ, указывающий на прохождение курсов;
  • 3 фотографии 3х4;
  • квитанция об оплате госпошлины;
  • заявление на государственную аттестацию на бланке ГИМС.

Теория и практика экзамена ГИМС

Теорию сдают в одном из отделений ГИМС. Формируют группы из участников разных школ по судовождению. По итогу сдачи теоретической части на руки выдается личная карточка судоводителя с отметками инспектора. Экзамен проходит по экзаменационным билетам, которые разделены по тематическим блокам: ВВП, ВП, катер/лодка и гидроцикл. Вопросы из них для каждого экзаменующегося выбираются случайным образом. Чтобы получить права на катер ГИМС, гироскутер или надувную лодку вы можете изучить теоретическую часть и самостоятельно, но сдавать ее придется все равно в общем порядке.

На практической части экзамена необходимо показать навыки подготовки судна к выходу на воду, размещение на борту груза, дополнительного инвентаря и спасательных принадлежностей. Проверку состояния механизмов мотора, его подготовка к запуску. Безопасное начало движения – пуск двигателя, управление судом и маневрирование: движение на скорости, разворот, остановка, стыковка с другими судами, посадка и высадка пассажиров. Дополнительно проверяют подготовку судоводителя к оказанию помощи человеку за бортом.

Штрафы за отсутствие прав

Маломерное судно, попадающее под категорию, должно быть зарегистрировано в Государственной инспекции по маломерным судам. В этом случае получение судоводительского удостоверения обязательно.

Если при управлении надувной лодкой катером или гироскутером, вы столкнулись с проверкой документов сотрудником ГИМС, то нужны права. Оказавшись без прав, вы рискуете остаться без судна. Лодка изымается до выяснения обстоятельств, судоводитель отстраняется от вождения. Владельцу придется оплатить штраф за административное нарушение в размере от 1 до 2 тысяч рублей и стоимость штрафстоянки.

Движение к месту стоянки при включенном моторе

Как бы плохо ни отзывались о моторах поклонники чисто парусного плавания, в жизни каждого шкипера наступает момент, когда он благодарит судьбу за двигатель, висящий за кормой.

С его помощью многие яхты были спасены от гибели в морской пучине, многие люди, оказавшиеся за бортом, выжили, так что мотор - важный элемент спасательного оборудования яхты, несмотря на недостаточно эстетичный внешний вид. В последние годы этот факт признали даже авторитеты мира скоростных гонок.

Подвесить мотор - это одно дело (сейчас легко приобрести морской мотор для любого типа яхт), а управлять лодкой с помощью мотора - совсем другое. Сам процесс отличается от управления автомобилем, у которого есть тормоза и на который мало влияют внешние условия. На яхте же тормозов нет, а внешние факторы, такие, как ветер и приливы, могут оказывать существенное влияние на ее движение.

Умение управлять с помощью мотора поможет избежать неприятностей, возможно, даже спасет жизнь - словом, пойдет только на пользу.

При включении мотора лодка не движется прямо вперед, как автомобиль. Вместо этого вращающий момент винта (также называемый боковым эффектом винта) вызывает раскачивание носа в ту или другую сторону, в зависимости от того, в какую сторону он крутится - в правую (по часовой стрелке) или левую (против часовой стрелки). Этот эффект бывает весьма ощутимым, неопытного моряка он может застать врасплох.

Например, если яхта движется вдоль стоянки или причала, а мотор крутится в обратном направлении, нос судна неожиданно повернет вправо (если винт вращается в правую сторону), и может произойти столкновение яхты с причалом. В некоторых случаях руль может спасти положение, но, когда мотор толкает лодку назад, руль часто оказывается неэффективным, полагаться на него не стоит.

Поэтому еще до начала использования мотора в оживленных местах, например на якорной стоянке, важно узнать, как яхта реагирует на его включение. Выведите лодку на свободное место, остановите ее и попрактикуйтесь, включая передний и задний ход, чтобы знать, в какую сторону и насколько поворачивается нос.

Если винт вращается в правую сторону (по часовой стрелке, если смотреть со стороны кормы), вращающий момент (боковой эффект винта) повернет нос судна влево при движении вперед, а при движении назад - вправо. Винт, вращающийся в левую сторону, дает противоположный эффект.

Если вы беретесь за руль чужой яхты и не знаете, в какую сторону вращается винт, левую или правую, такое упражнение позволит выяснить этот вопрос очень быстро - достаточно увидеть, в какую сторону повернется нос.

При использовании мотора следует учитывать еще одно: чтобы руль работал эффективно, нужно, чтобы через него шел поток воды. Когда мотор толкает лодку вперед, винт направляет поток воды через лопасть руля (обычно в сторону кормы от винта), в этом случае яхта хорошо слушается руля. При движении назад толчок винта направляет поток воды вперед, от руля, при этом судно будет плохо слушаться руля. Потом лодка наберет скорость при движении назад, только тогда нормальный поток воды даст возможность управлять рулем.

Движение к месту стоянки при включенном моторе

Большинство проблем во время движения при включенном моторе возникает при постановке на якорь («парковке» яхты), поэтому ниже даются некоторые рекомендации относительно методов, используемых для швартовки лодки к причалу при разных условиях. Все описания даны для двигателя с винтом, вращающимся вправо.

Встречный или попутный ветер

При встречном ветре многое зависит от того, с какой стороны находится пристань. Если она лежит с левой стороны, яхту можно вести под углом, пока нос не окажется на месте, потом закрепить его на стоянке. После этого короткий толчок мотора в корму подтянет ее к месту стоянки. При подходе к месту стоянки правым бортом действовать нужно так же. После того как нос лодки окажется на месте, его нужно закрепить. Руль повернуть влево до упора, при этом кратковременное включение мотора подтолкнет корму к стоянке, в результате яхта будет стоять вдоль причала.

Если ветер дует сзади, можно выполнить ту же последовательность действий. Однако, для того чтобы удерживать яхту в положении против ветра, потребуется включить задний ход на более длительное время, в этом случае нужно обязательно учитывать увеличение вращающего момента.

Ветер к месту стоянки

Лучше всего позволить ветру проделать всю работу. Медленно подводите лодку к доку до тех пор, пока ее нос не поравняется со стоянкой, но под небольшим углом к ветру, и на расстоянии примерно в один метр плавно включите задний ход, чтобы избежать вращающего момента. Когда яхта остановится, она мягко пройдет к стоянке, нос (под углом) первым немного отойдет от причала, его будет нужно выровнять, когда лодка станет вдоль пристани.

Ветер от стоянки (в правый борт)

Это более трудный маневр, потому что после остановки яхту будет сносить ветром от стоянки. Здесь можно использовать эффект вращающего момента. Подведите лодку как можно ближе к стоянке, бросьте кормовой трос на берег и закрепите. Включите задний ход. Поскольку корма закреплена, вращающий момент потянет нос к месту стоянки против ветра. Очень важно бросить и закрепить носовой трос как можно быстрее, пока его не отнесло ветром в сторону от причала.

Ветер от стоянки (в левый борт)

В этом случае вращающий момент используется для достижения другого эффекта. Направьте лодку под небольшим углом к стоянке, бросьте трос с носа на берег как можно быстрее, затем подтяните нос к причалу и закрепите трос. Включите мотор и поверните руль круто вправо, в результате этих операций вы сможете поставить свою яхту кормой вдоль причала. Включение заднего хода при закрепленном носе может оказать то же действие.