Внезапное обрушение зданий защита населения. Внезапное обрушение здания

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Педагогический институт им. В.Г.Белинского пензенского государсвенного универститета»

Кафедра: Теория и методика дошкольного и начального образования

РЕФЕРАТ

на тему: Причины обрушения зданий и сооружений

Выполнила: студентка

1 курса группы 16ЗНПН52

Направление: Безопасность жизнедеятельности

Бурдова Виктория

Проверила: кандидат педагогических наук

Филатова Ольга Михайловна

Пенза, 2017

Введение

1. Причины техногенных аварий

  • 2. Аварии на гидротехнических сооружениях
  • 3. Аварии на АЭС
  • 4. Обрушение эстакады
  • 5. Аварии с выбросом опасных химических веществ
  • 6. Аварии на очистных сооружениях
  • 7. Аварии на коммуникативных системах жизнеобеспечения
  • 8. Аварии на водном транспорте
  • 9. Авиационные аварии и катастрофы
  • 10. Внезапное обрушение зданий
  • 11. Ликвидации последствий аварий
  • 12. Основные мероприятия по предупреждению аварий и катастроф
  • Заключение
  • Введение
  • В Федеральном законе "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация определяется как "обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей".
  • В зависимости от масштаба, чрезвычайные происшествия (ЧП) делятся на аварии , при которых наблюдаются разрушения технических систем, сооружений, транспортных средств, но нет человеческих жертв, и катастрофы, при которых наблюдается не только разрушение материальных ценностей, но и гибель людей.

Независимо от происхождения катастроф, для характеристики их последствий применяются критерии:

· число погибших во время катастрофы;

· число раненных (погибших от ран, ставших инвалидами);

· индивидуальное и общественное потрясение;

· отдаленные физические и психические последствия;

· экономические последствия;

· материальный ущерб.

К сожалению, количество аварий во всех сферах производственной деятельности неуклонно растет. Это происходит в связи с широким использованием новых технологий и материалов, нетрадиционных источников энергии, массовым применением опасных веществ в промышленности и сельском хозяйстве.

Все чаще аварии принимают катастрофический характер с уничтожением объектов и тяжелыми экологическими последствиями (например - Чернобыль). Анализ таких ситуаций показывает, что независимо от производства, в подавляющем большинстве случаев они имеют одинаковые стадии развития.

На первой из них аварии обычно предшествует возникновение или накопление дефектов в оборудовании, или отклонений от нормального ведения процесса, которые сами по себе не представляют угрозы, но создают для этого предпосылки. Поэтому еще возможно предотвращение аварии.

На второй стадии происходит какое-либо инициирующее событие, обычно неожиданное. Как правило, в этот период у операторов обычно не бывает ни времени, ни средств для эффективных действий.

Собственно авария происходит на третьей стадии, как следствие двух предыдущих.

1 . Причины техногенных аварий (катастроф)

Основными причинами аварий (катастроф) являются:

1.Просчеты при проектировании и недостаточный уровень безопасности современных зданий;

2.Некачественное строительство или отступление от проекта;

3.Непродуманное размещение производства;

4.Нарушение требований технологического процесса из-за недостаточной подготовки или недисциплинированности и халатности персонала.

5.Подвижность грунта, сильные морозы, оползни и пр.

6.Аварийное состояние здания: нарушение сроков эксплуатации без капитального ремонта

7.Низкое качество строительных материалов

8.Внешнее воздействие: аварии, взрывы, проведение строительных работ вблизи объекта

В зависимости от вида производства, аварии и катастрофы на промышленных объектах и транспорте могут сопровождаться взрывами, выходом отравляющих химических веществ, выбросом радиоактивных веществ и т.п.

2 . Аварии на гидротехнических сооружениях

Опасность возникновения затопления низинных районов происходит при разрушении плотин, дамб и гидроузлов. Непосредственную опасность представляет стремительный и мощный поток воды, вызывающий поражения, затопления и разрушения зданий и сооружений.

Разрушение гидротехнических сооружений происходит в результате действия силы природы (землетрясений, ураганов, размывов плотин) или воздействием человека (нанесение ударов ядерными или обычным оружием по гидротехническим сооружениям, крупным естественным плотинам), а так же из-за конструктивных дефектов или ошибок проектирования.

Высота и скорость волны прорыва зависят от того, где происходит прорыв - в верхнем или нижнем бьефах. Для равнинных районов скорость движения прорыва колеблется от 3 до 25 км/ч, в горных местностях доходит до 100 км/ч.

Значительные участки местности через 15-30 мин. обычно оказываются затопленными слоем воды толщиной от 0,5 до 10 м и более. Время, в течение которого территории могут находиться под водой, колеблется от нескольких часов до нескольких суток.

По каждому гидроузлу имеются схемы и карты, где показаны границы затопления и дается характеристика волны прорыва. В этой зоне запрещено строительство жилья и предприятий. Однако в Республике Башкортостан, Воронежской, Ростовской и Рязанской областях подобные нарушения начинают приобретать устойчивый характер. Здесь можно ждать очередных чрезвычайных ситуаций с гибелью людей. Так, в 1994 г. дважды прорывались плотины в Башкортостане и Екатеринбургской области, дамбы - в Оренбургской. В г. Серово 250 домов и 12 предприятий оказались в зоне затопления.

В случае прорыва плотины для оповещения населения используются все средства: сирены, радио, телевидение, телефон и средства громкоговорящей связи. Получив сигнал, необходимо немедленно эвакуироваться на ближайшие возвышенные участки. В безопасном месте следует находиться до тех пор, пока не спадет вода или будет получено сообщение о том, что опасность миновала.

3 . Аварии на АЭС

Меньше чем за полувековую историю развития ядерной энергетики произошли три крупных аварии на АЭС с тяжелыми последствиями. Первая - в 1957 г., вторая - в 1979 г. и третья - в 1986 г. А всего в 14 странах мира произошли более 150 инцидентов и аварий различной степени сложности и опасности.

Для аварий на АЭС характерно следующее: во-первых, происходит радиоактивное заражение атмосферы и местности легколетучими радионуклидами (йод, цезий и стронций), а во-вторых, цезий и стронций обладают длительными периодами полураспада - до 30 лет. При этом значительная часть продуктов деления ядерного топлива находится в парообразном и аэрозольном состоянии и, попадая в организм человека, вызывает внутреннее облучение, которое представляет опасность для жизни. Кроме того, при радиоактивном заражении местности из сферы хозяйственной деятельности человека надолго исключаются большие территории как сельскохозяйственного, так и промышленного назначения.

В Уиндскейле (Англия) в октябре 1957 г. во время профилактических работ на одном из реакторов АЭС произошел пожар, вызвавший повреждение тепловыделяющих элементов (твелов). На дне реактора и по сей день лежит около 1700 т ядерного топлива. В атмосферу были выброшены радионуклиды, образовалось облако, часть которого достигла Норвегии, а другая двигалась в Австрию. Это была первая авария в атомной энергетике, которая коснулась населения. Ее последствия тщательно скрывались. Только по истечении 30 лет стали известны некоторые подробности. техногенный авария катастрофа

В марте 1979 г. на втором блоке атомной электростанции "Три Майл Айленд" в Гаррисберге (США) произошла авария, последствием которой явился выброс радиоактивных веществ в окружающую среду. Почти 10 т расщепляющегося материала из 100 т вышли за пределы активной зоны. Произошел выброс в атмосферу.

Событием века стала чернобыльская катастрофа (26 апреля 1986 г.), результаты которой почувствовали не только в России, на Украине, в Белоруссии, но и в других странах. Следы радиоактивного загрязнения достигли даже Польши, Швеции, Финляндии, Болгарии, Румынии и Венгрии. На суде летом 1987 г. выяснилось: на АЭС отсутствовал элементарный порядок трудовой дисциплины, и была низка ответственность персонала. Даже после взрыва на энергоблоке не была организована радиационная разведка, нужных приборов для ее ведения не имелось, противогазы у личного состава отсутствовали. Но что еще хуже - не было информации об аварии. Ее попросту поначалу скрывали. Эвакуация населения началась лишь спустя 36 часов после аварии. Следует отметить неумелые и нерешительные действия персонала в чрезвычайнойситуации.

4 . Обрушение эстакады

Вообще, аварии с разрушением эстакад и мостов случаются по разным причинам. Как правило, это происходит вследствие неверного исполнения конструктивных элементов сооружения, нарушения сроков строительства, использования низкокачественных строительных материалов и как следствие -- значительные прогибы конструкции, появление трещин и прочие негативные эффекты.

Причины обрушения моста в Калькутте с инженерной точки зрения

налицо ошибки проектирования и нарушения в технологии монтажа конструкции;

завершение бетонирования и передача нагрузки были осуществлены преждевременно; бетон конструкции не успел набрать проектную прочность;

из-за ошибок в управлении и проектном менеджменте были нарушены сроки не только бетонных работ, но и других связанных с этим процессом строительных материалов;

стальные главные балки в пролетном строении эстакады запроектированы явно недостаточной жесткости, либо смонтированы с нарушением проектного положения;

как вариант, возможны ошибки с определением свойств материалов или недостаточно квалифицированного расчета по различным схемам загружения конструкции.

7 ноября в центре города Фукуока, Япония, произошел обвал грунта. Гигантская воронка образовалась на пятиполосном шоссе, но жертв удалось избежать. Все случилось в 5 часов утра, когда на оживленном участке еще не было машин. В результате происшествия было нарушено движение, отключено электричество и прекращена подача газа из-за утечки. Диаметр провала составил порядка 20 метров. Одной из возможных причин случившегося называют подземные работы, проводившиеся для расширения линий городского метро. Масштаб техногенной аварии составил примерно 20 квадратных метров.

5 . Аварии с выбросом (угрозой выброса) опасных химических веществ

Опасными химическими веществами называются токсичные химические вещества, применяемые в промышленности и в сельском хозяйстве, которые при разливе или выбросе загрязняют окружающую среду и могут привести к гибели или поражению людей, животных и растений.

Крупными запасами ядовитых веществ обладают предприятия химической, целлюлозно-бумажной, оборонной, нефтеперерабатывающей промышленности, черной и цветной металлургии. Значительные их количества сосредоточены на объектах пищевой, мясомолочной промышленности, холодильниках, торговых базах.

Наиболее распространенные ОХВ - хлор, аммиак, сероводород, синильная кислота, фосген и др. В большинстве случаев при обычных условиях ОХВ находятся в газообразном или жидком состояниях. Однако, газообразные ОХВ обычно сжижают. При авариях жидкость переходит в газообразное состояние, образуя зоны поражения различной площади и концентрации в зависимости от приземного ветра. Зоны поражения иногда достигают десятки километров.

При авариях на химически опасных объектах поражение людей химическими веществами происходит в основном при вдыхании зараженного воздуха, при попадании ОХВ на кожу, при употреблении в пищу зараженных продуктов и воды.

Степень и характер нарушений жизнедеятельности человека при воздействии ОХВ зависят от их токсичности, агрегатного состояния, концентрации в воздухе (воде), продолжительности воздействия, путей проникновения в организм и индивидуальных особенностей организма человека.

6 . Аварии на очистных сооружениях

Различают две группы аварий на очистных сооружениях:

· на очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с выбросом более 10 тонн;

· на очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ.

7 . Аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения

Аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения в основном происходят в городах и крупных поселках, где наблюдается большое скопление людей, промышленных предприятий. Помимо материального ущерба такие аварии наносят серьезный моральный ущерб и имеют негативные последствия среди населения. Различают четыре группы аварий:

1. на канализационных системах;

2. на тепловых сетях;

3. в системах водоснабжения;

4. на коммунальных газопроводах.

8 . Аварии на водном транспорте

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходят под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей: капитанов, лоцманов и членов экипажа. Многие аварии происходят из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов. Половина из них является следствием неумелой эксплуатации. Например, часты столкновения и опрокидывание судов, посадка на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное расположение грузов и плохое их крепление.

К работе по ликвидации последствий аварий, катастроф и спасению утопающих привлекаются все члены экипажа, при необходимости капитан может обратиться и к другим лицам, находящимся на судне. Общее руководство всеми работами осуществляет капитан, как начальник ГО. Основными задачами являются спасение людей, терпящих бедствие, борьба за живучесть корабля, ликвидация пожара, пробоин.

При кораблекрушении по распоряжению капитана спасательная команда осуществляет посадку пассажиров в шлюпки и на плоты в следующей последовательности: вначале женщины и дети, раненые и старики, а затем - здоровые мужчины. В шлюпки загружается также питьевая вода, лекарства, продовольствие, одеяла и др.

Все плавучие средства со спасенными должны держаться вместе и, если есть возможность, плыть к берегу или к трассе прохождения пассажирских судов. Необходимо организовать дежурство по наблюдению за горизонтом, воздухом; пищу и воду расходовать экономно; нужно помнить, что человек без воды может прожить от трех до десяти суток, тогда как без пищи - более месяца.

К работам по спасению судна привлекаются специальные суда-спасатели, буксиры, пожарные катера, экипажи других плавсредств, специальные подразделения аварийно-спасательных, судоподъемных и подъемно-технических работ.

9 . Авиационные аварии и катастрофы

При авиационных авариях происходит разрушение самолета различной степени, при катастрофах имеются человеческие жертвы. А происходит их достаточно много. Так, в 1994 г. в результате почти 20 авиакатастроф в России погибло около 400 человек.

К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров. На сегодня наиболее опасной и часто встречающейся трагедией на борту самолета являются пожар и взрыв.

Безопасность полета зависит не только от экипажа, но и от пассажиров.

Пассажиры обязаны занимать места согласно номерам, указанным в авиабилетах. Садиться в кресло следует так, чтобы в случае аварии не травмировать ноги. Для этого ноги необходимо упереть в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под расположенное впереди кресло.

Заняв свое место, пассажир должен выяснить, где находятся аварийные выходы, медицинская аптечка, огнетушители и другое вспомогательное оборудование.

Если полет будет проходить над водой, то следует до взлета узнать, где находится спасательный жилет и как им пользоваться. При взлете и посадке пассажир должен пристегнуть ремни безопасности.

Спасательные и аварийные работы можно разделить на два вида: первые - проводимые членами экипажа, вторые - организуемые наземными службами. Экипажу для принятия мер, как правило, не хватает времени. Все происходит крайне быстротечно. Экипаж подает сигнал бедствия и приземляется в ближайшем аэропорту. Перед самой посадкой открываются все входные двери и люки, освобождаются проходы к ним. Как только самолет остановился, организуется немедленная эвакуация людей на безопасное расстояние.

1 0 . Внезапное обрушение зданий

Этот тип аварий обычно инициируется каким-либо побочным фактором, например, скоплением людей, машин, активной деятельностью в разгар рабочего дня. Значительное число разрушений зданий и сооружений происходит из-за несоблюдения установленных правил строительства на просадочных грунтах и дефектов инженерно-геологических изысканий оснований строящихся объектов, а также из-за недостаточного обоснования прочности зданий, конструкций и деталей.

Услышав взрыв или обнаружив, что здание теряет свою устойчивость, постарайтесь как можно быстрее покинуть его, взяв документы, деньги и предметы первой необходимости. Покидая помещение, спускайтесь по лестнице, а не на лифте, т.к. он может выйти из строя. Пресекайте панику, давку в дверях при эвакуации, останавливайте тех, кто собирается прыгать с балконов и окон из этажей выше первого, через застекленные окна. Оказавшись на улице, не стойте вблизи зданий, а перейдите на открытое пространство. Если Вы находитесь в здании, и при этом отсутствует возможность покинуть его, то займите самое безопасное место: проемы капитальных внутренних стен, углы, образованные капитальными внутренними стенами, под балками каркаса. Если возможно, спрячьтесь под стол - он защитит от падающих предметов и обломков. Если рядом дети - укройте их собой. Откройте дверь из квартиры, чтобы обеспечить себе выход в случае необходимости. Не поддавайтесь панике и сохраняйте спокойствие. Держитесь подальше от окон, электроприборов, немедленно отключите воду, электричество и газ. Если возник пожар, сразу же попытайтесь потушить его. Используйте телефон только для вызова представителей органов правопорядка, пожарных, врачей, спасателей. Не выходите на балкон. Не пользуйтесь спичками, потому что может существовать опасность утечки газа.

Как действовать в завале: Дышите глубоко, не поддавайтесь панике и не падайте духом, верьте, что помощь придет обязательно. По возможности окажите себе первую медицинскую помощь. Попытайтесь приспособиться к обстановке и осмотреться, поискать возможный выход. Постарайтесь определить, где Вы находитесь, нет ли рядом других людей: прислушайтесь, подайте голос. Поищите в карманах или поблизости предметы, которые могли бы помочь подать световые или звуковые сигналы (например, фонарик, зеркальце, а также металлические предметы, которыми можно постучать по трубе или стене и тем самым привлечь внимание). Если единственным путем выхода является узкий лаз - протиснитесь через него. Для этого необходимо расслабить мышцы и двигаться, прижав локти к телу.

1 1 . Ликвидация последствий аварий (катастроф)

Для ликвидации последствий, вызванных авариями и катастрофами, могут привлекаться как формирования общего назначения, так и формирования служб Гражданской Обороны (ГО). В отдельных случаях помимо указанных формирований могут привлекаться воинские части ГО и Вооруженных Сил РФ.

Основная задача формирований при ликвидации последствий аварий и катастроф - спасение людей и материальных ценностей. Характер и порядок действий формирований при выполнении этой задачи зависят от вида аварии или катастрофы, сложившейся обстановки, количества и подготовленности привлекаемых сил ГО, времени года и суток, погодных условий и других факторов.

Успех действий формирований во многом зависит от своевременной организации и проведения разведки и учета конкретных условий обстановки.

В районах аварии (катастрофы) разведка определяет: границы очага бедствия и направления его распространения, объекты и населенные пункты, которым угрожает непосредственная опасность, места скопления людей, пути подхода техники к местам работ, состояние поврежденных зданий и сооружений, а также наличие в них пораженных людей, места аварий на коммунально-энергетических сетях, объем спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.

При крупных авариях и катастрофах разведка уточняет степень и объем разрушений и возможность проведения работ без средств индивидуальной защиты, возможность обрушения зданий и сооружений, которые могут повлечь за собой увеличение размера аварии (катастрофы), места скопления людей и степень угрозы для их жизни, а также состояние коммунально-энергетических сетей и транспортных коммуникаций.

Разведку ведут разведывательные группы и звенья. В состав разведывательных формирований рекомендуется включать специалистов, знающих расположение объекта и специфику производства. Если в районе предстоящих действий могут быть сильнодействующие ядовитые вещества, то в состав разведывательных формирований необходимо включать специалистов-химиков и медицинских работников.

В связи с внезапностью возникновения аварий и катастроф оповещение личного состава формирований, их укомплектование, создание группировки проводятся в короткие сроки.

Командиры формирований должны постоянно знать обстановку в районе работ и в соответствии с ее изменением уточнять или ставить новые задачи подразделениям.

После выполнения поставленных задач формирования выводятся в район постоянного расквартирования.

1 2 . Основные мероприятия по предупреждению аварий и катастроф

Наиболее эффективным мероприятием является закладка в проекты вновь создаваемых объектов планировочных, технических и технологических решений, которые должны максимально уменьшить вероятность возникновения аварий или значительно снизить материальный ущерб в случае, если авария произойдет.

При проектировании новых и реконструкции существующих систем водоснабжения учитывается потребность в воде не только для производственных целей, но и для случая возникновения пожара. Подобные решения разрабатываются и по другим элементам производства. Учитываются требования охраны труда, техники безопасности, правила эксплуатации энергетических установок, подъемно-кранового оборудования, емкостей под высоким давлением и т. д. Таким образом, эти мероприятия разрабатываются и внедряются комплексно, с охватом всех вопросов, от которых зависит безаварийная работа объектов, с учетом их производственных и территориальных особенностей, с привлечением всех звеньев управления производственной деятельностью.

Задача каждого работающего на предприятии - знать основные правила поведения при авариях, уметь действовать в сложившейся при этом обстановке. К примеру, существуют определенные правила и последовательность отключения электроэнергии, остановки транспортирующих устройств, агрегатов и аппаратов, перекрытия сырьевых, газовых, паровых и водяных коммуникаций в соответствии с технологическим процессом и техникой безопасности, нарушения которых могут усугубить и осложнить обстановку.

Каждый должен знать маршрут и порядок следования в убежище в случае аварии, пути выхода в безопасные места, организацию обеспечения средствами индивидуальной защиты. Регулярно необходимо проверять системы вентиляции, убеждаться в надежности работы и герметизации технологического оборудования, наличии средств обнаружения и тушения пожаров. Выясняется состояние электрооборудования, емкостей, аппаратов и линий, работающих под давлением, каково оснащение контрольно-измерительными приборами, защитой и блокирующей аппаратурой.

На каждом предприятии разрабатывается план ликвидации возможных аварий. Организуется подготовка рабочих и служащих к работе при аварийных ситуациях, предусматривается необходимый резерв сил и средств для их ликвидации. Необходимо содержать в постоянной готовности системы и средства оповещения, иметь на рабочих местах необходимое количество средств индивидуальной защиты.

При аварийных ситуациях важной задачей является своевременное оповещение об этом персонала предприятия и населения жилого поселка, прилегающего к данному предприятию.

Каждый рабочий и служащий объекта при аварийной ситуации должен умело воспользоваться имеющимися средствами оповещения и вызвать пожарную команду.

Заключение

Аварии, строительных конструкций редко происходят внезапно. Обычно можно наблюдать ряд предвестников аварии. Если своевременно заметить признаки приближающейся аварии, то можно вовремя принять профилактические меры: вывести людей из опасной зоны, произвести разгрузку аварийной конструкции, установить временные крепления и т.п. Поэтому так важно инженерно-техническому персоналу строительных и эксплуатационных организаций знать признаки аварийного состояния конструкций.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Причины техногенных аварий. Аварии на гидротехнических сооружениях, на транспорте. Краткая характеристика крупных аварий и катастроф. Спасательные и неотложные аварийно-восстановительные работы при ликвидации крупных аварий и катастроф.

    реферат , добавлен 05.10.2006

    Признаки, позволяющие отнести событие к чрезвычайной ситуации техногенного характера. Причины производственных аварий. Пожары, взрывы, угрозы взрывов. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения, на очистных сооружениях. Внезапное обрушение зданий.

    презентация , добавлен 09.03.2015

    Понятие аварий и катастроф. Их основные причины. Аварии на железнодорожном и водном транспорте. Основные мероприятия по их предупреждению. Аварии на гидротехнических сооружениях. Поведение в случае железнодорожной катастрофы. Аварийная посадка самолета.

    реферат , добавлен 17.04.2015

    История и виды аварий на гидродинамически опасных объектах, их причины и последствия. Затопление прибрежных территорий в результате разрушения гидротехнических сооружений (плотин и дамб). Меры по уменьшению последствий аварий на опасных объектах.

    реферат , добавлен 30.12.2010

    Химически опасные объекты. Причины аварий на производстве. Статистика аварий на химических производствах мира. Примеры. Четыре степени опасности химических предприятий. По токсичности и опасности выделяют три класса химических веществ.

    доклад , добавлен 31.05.2007

    Организационные основы осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий аварий и катастроф природного и технического характера. Функционально-организационные структуры поисково-спасательной службы по делам гражданской обороны.

    отчет по практике , добавлен 03.02.2013

    Классификация аварий на радиационно опасных объектах и особенности загрязнения окружающей среды при поломках. Воздействие ионизирующего излучения на организм человека. Мероприятия по предотвращению радиационных аварий, снижению потерь и ущерба от них.

    реферат , добавлен 19.09.2012

    Крупные аварии на химически опасных объектах как наиболее опасные технологические катастрофы. Особенности аварий, связанных с применением хлора в технологических схемах. Реакции и технологический процесс получения хлора, причины возникновения аварий.

    курсовая работа , добавлен 22.05.2009

    Пожары и взрывы - распространенные чрезвычайные ситуации в индустриальном обществе. Причины аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах. Категории взрывной и пожарной опасности. Воздействие аварий на окружающую среду. Действия населения во время аварий.

    реферат , добавлен 21.05.2010

    Описание наиболее характерных причин аварий при работе грузоподъемных кранов. Анализ отказов кранов мостового и башенного типа, связанных с конструктивными недостатками и нарушениями при монтаже, эксплуатации и ремонте. Меры предупреждения аварийности.

Как отмечает ряд специалистов в строительной области, в большинстве случаев уверенность в безаварийной эксплуатации зданий и сооружений базируется на двух основных заблуждениях:

  • большие размеры здания создают ложное впечатление его безопасности;
  • то, что здание простояло десятки лет ошибочно трактуется как гарантия его дальнейшей надежности.

Зачастую такие заблуждения приводят к трагической развязке. Статистика свидетельствует о неумолимо растущем количестве аварий с обрушением строительных конструкций. Причинами аварий являются ошибки, допущенные как при проектировании, так и в процессе строительства и эксплуатации сооружений. К печальным последствиям приводят также следующие факторы:

  • отсутствие лица, официально ответственного за техническое состояние здания;
  • нарушение предписаний экспертной комиссии, выполнившей техническое обследование здания;
  • не выполнение сроков регламентных работ по восстановлению несущей способности поврежденных конструкций;
  • отсутствие плана эвакуации пребывающих в здании людей;
  • эксплуатация здания в аварийном состоянии.

Иллюстрациями к данным утверждениям служит мировой опыт внезапных обрушений строительных конструкций зданий и сооружений. Рассмотрим несколько известных примеров.

Обрушение торгового центра Sampoong в Южной Корее в 1995 году

Обрушение супермаркета в Сеуле считается одной из самых масштабных и трагических аварий зданий в истории строительства, в результате которой погибло более 500 человек и около тысячи получили ранения. Причиной аварии стали грубейшие нарушения при строительстве, начиная с некачественно выполненного основания.

После возведения здания в 1987 году, выполнялось увеличение торговых площадей путем надстройки дополнительных этажа, а также установка мощных кондиционеров на кровле весом по 15 т. Помимо грубых технических ошибок в проекте, здание не было рассчитано на дополнительные нагрузки.

По заключению комиссии, расследовавшей инцидент, главной причиной обрушения стала работа кондиционеров. В результате динамических воздействий от вибрации в строительных конструкциях постепенно образовывались трещины. За несколько часов до обрушения размер трещин был настолько очевиден, что для срочной консультации был приглашен эксперт-строитель. Осмотрев повреждения, он рекомендовал немедленно эвакуировать всех посетителей и обслуживающий персонал центра.

Менеджментом супермаркета рекомендации инженера приняты не были, хотя к тому времени конструкции уже начинали «сыпаться», о чем свидетельствовал громкий скрежет. Примерно через час произошло обрушение, которое длилось около 20 секунд. В результате бездействия управляющих под обломками оказались больше тысячи человек.

После этой катастрофы вся строительная отрасль Кореи была реформирована. К проектированию и строительству стали допускаться иностранные компании, имеющие значительный опыт (до этого все работы выполнялись местными фирмами, а сама индустрия была в высшей степени коррумпирована). В результате последовавших проверок было установлено, что более 84% зданий в Южной Корее были построены с нарушениями и подлежали доработкам.

Обрушение жилого 6-этажного здания в Италии, 1999 год

В середине 60-х годов прошлого столетия в Италии наблюдался строительный бум. После поражения во второй мировой войне в стране возводилось множество объектов, при этом за работы брались компании, не имеющие опыта ни в проектировании, ни в строительстве. Нормативная база также была далека от совершенства. Подрядчики закупали самые дешевые материалы и нанимали низкоквалифицированных работников. В результате такого подхода в 80-90х годах по стране прокатилась волна обрушений, самым трагическим из которых стал инцидент с 6-этажным жилым домом в Фодже в ноябре 1999 года.

Авария, в результате которой дом полностью сложился, произошла рано утром. Обрушение длилось около 19 секунд. Под завалами погибли 67 человек. В результате работы экспертной комиссии было установлено, что причиной катастрофы являлись многочисленные дефекты строительства, в том числе, в подвальной части здания не был установлен ряд предусмотренных проектом колонн. Кроме этого дом был возведен в обводненном грунте без соответствующих защитных мероприятий.


Как выяснилось позднее, жители не раз обращались в муниципальные органы с жалобами на аварийное состояние строительных конструкций здания. Комиссия, назначенная по приказу мэра, города никаких отклонений не зафиксировала. В результате расследования после катастрофы многие чиновники, понесли наказание по обвинению в халатности.

После происшествия в строительной отрасли Италии были проведены значительные преобразования. По результатам технических обследований по всей стране были снесены более трех миллионов строений, а нормативно-правовая база - подвергнута значительной корректировке. В память о трагедии на месте рухнувшего дома воздвигнут мемориал.


Обрушение 8-этажного торгового центра в Бангладеш, 2013 год

На сегодняшний день эта авария является самой значительной во всей мировой истории. В результате обрушения погибло 1129 человек и более 2500 получили ранения. Трагедия произошла в 8:57 утра 24 апреля 2013 года. За считанные секунды огромный 8-этажный торгово-промышленный центр Рана Плаза рухнул, оставив неповрежденным только первый этаж.

В соответствии с проектом, здание должно было иметь только 5 этажей и предназначаться исключительно для ведения коммерческой деятельности. Как показало расследование, строительство осуществлялось с грубыми нарушениями. В основании фундаментов находилось подземное озеро, никаких мер по защите строительных конструкций выполнено не было. В процессе эксплуатации здания были незаконно достроены еще 3 этажа, которые стали использоваться в качестве промышленных цехов швейных фабрик. На кровле были установлены мощные и тяжелые дизель-генераторы для обеспечения бесперебойной работы оборудования. Помимо увеличения веса, строительные конструкции здания подвергались воздействию незапланированных динамических нагрузок.

В итоге преступной деятельности владельцев Рана Плаза при попустительстве местных властей в конструкциях стали образовываться трещины. Серьезные дефекты были обнаружены накануне трагедии, 23 апреля. На следующий день вся торговая часть здания не работала, однако менеджмент промышленных предприятий приказал своим работникам выйти. В самом начале рабочего дня, когда в здании находилось 4000 человек, оно рухнуло.

Бангладеш - страна с очень высоким уровнем коррупции. Сразу после обрушения основной заботой властей стало не проведение спасательной операции, а исключение возможности осуществления независимого расследования причин аварии. Поэтому предлагаемая ООН помощь? специалисты и спецтехника для разбора завалов, была отвергнута. В результате спасательные работы выполнялись крайне непрофессионально и без должной координации. Основной движущей силой были добровольцы, которые работали без снаряжения, в шортах и шлепанцах. Последнего живого человека из-под завалов извлекли 10 мая, спустя 17 дней после того, как здание рухнуло.


Обрушения зданий в России

В России проблем с обрушением зданий и сооружений не меньше, чем в других странах. Вот несколько примеров, получивших в свое время широкую огласку.

  • Обрушение балкона со зрителями в спортивном комплексе в г. Нальчик 25 июня 1998 года. Причиной обрушения стало самовольная пристройка балкона без проекта. В результате аварии 23 человека погибли, 47 получили ранения.
  • Авария в аквапарке «Трансвааль», г. Москва, 2004 год. В результате обрушения кровли погибли 28 человек и более 100 получили ранения. По результатам расследования была установлена вина проектировщика кровли, а также эксперта, выдавшего положительное заключение.
  • Обрушение перекрытий в бассейне г. Чусовой (Пермский Край) 4 декабря 2005 г. В результате аварии погибли 14 человек, в том числе дети. Экспертная комиссия установила, что причиной трагедии стал износ несущих балок. Виновной в случившемся признана организация Уралпромэксперт, выдавшая заключение об удовлетворительном техническом состоянии строительных конструкций.
  • Авария на Басманском рынке в Москве 23 февраля 2006 года. В результате обрушения кровли погибли 66 человек, более 30 были госпитализированы. Трагедия произошла в результате неправильной эксплуатации здания крытого рынка.
  • Обрушение двух пролетов казармы учебного центра ВДВ в г. Омске 12 июля 2015 года. Причиной трагедии, унесшей жизни 23 курсантов, названа некачественно выполненная кладка стен при возведении здания в 1975 году, а также ненадлежащим образом осуществленный в 2013 году ремонт постройки. На момент аварии в казарме находились 337 человек.


Главной и основной задачей в подобной ситуации является розыск пострадавших и оказание им первой медицинской помощи, так как у них возможны травмы, различные по характеру и степени тяжести. Всем нуждающимся оказывают также посильную психологическую помощь.

Поисково-спасательные работы в условиях завалов начинаются с проведения разведки, для чего следует:

Установить зону ЧС и ее характер;

Определить места нахождения и состояние пострадавших;

Оценить состояние объектов в зоне ЧС (строений, коммуникаций, инженерных систем);

Определить наличие очагов пожара, радиоактивного, химического, бактериологического заражения, отравляющих и взрывоопасных веществ, предотвратить их отрицательное воздействие на людей, ликвидировать или локализовать;

Определить места прокладки подъездных путей, установки техники, путей эвакуации пострадавших;

Установить постоянный контроль за состоянием завала.

При разборе завалов необходимо вести тщательное наблюдение за состоянием и устойчивостью конструкций и крупных элементов завала. При возникновении трещин, просадок, других деформаций необходимо остановить работы и вывести людей из опасной зоны.

Запрещается разбирать конструктивные элементы сооружения одновременно в нескольких ярусах.

Технология проведения ПСР в завале включает следующие основные этапы.

Этап № 1. Изучение и анализ обстановки, оценка степени разрушения, установление зоны разрушения, маркировка. Оценка устойчивости строений и конструкций. Организация безопасных условий работы спасателей.

Этап № 2. Оказание оперативной помощи пострадавшим, находящимся на поверхности завала.

Этап № 3. Тщательный поиск пострадавших с использованием всех имеющихся средств и методов поиска.

Этап № 4. Частичная разборка завала с использованием тяжелой техники для оказания помощи пострадавшим.

Этап № 5. Общая разборка (расчистка) завала после извлечения всех пострадавших.

Поиск пострадавших в завале осуществляется следующими основными способами: визуально, по показаниям очевидцев, с помощью поисковых собак, с помощью специальных приборов.

Обнаружив под завалом людей, спасатели устанавливают с ними двухстороннюю связь для выяснения их состояния и возможностей спасения. Для облегчения состояния пострадавших в заваленные помещения подают воздух.

После проведения разведки и обеспечения безопасных условий работы спасатели приступают к разборке завала для оказания помощи пострадавшим. В первую очередь ПСР проводятся в тех местах, где обнаружены живые люди. При этом используются два основных способа: разборка завала сверху вниз; устройство лаза в завале.

Разборка завала сверху осуществляется для оказания помощи пострадавшим, которые находятся в верхней части завала и к ним имеется свобод - ный доступ. Завал разбирается вручную с использованием ломов, лопат, совков. Для подъема и перемещения крупных и тяжелых элементов завала применяются грузоподъемные средства (домкраты, лебедки, краны). При этом необходимо исключить возможность внезапного перемещения элементов завала, которые могут причинить дополнительные страдания пострадавшим.

В первую очередь освобождают голову и верхнюю половину туловища. После извлечения человеку немедленно, а если надо, то прямо на месте оказывают необходимую медицинскую помощь.

Иногда медицинские работники помогают пострадавшему, когда он еще находится в завале и процесс его высвобождения продолжается.

Зачастую пострадавшие находятся в глубине завала. Для извлечения их спасатели проделывают специальный узкий проход (лаз), с учетом кратчайшего расстояния до людей, в наиболее легко преодолеваемых участках завала. Не рекомендуется устраивать лаз в непосредственной близости от больших глыб, поскольку они могут осесть и затруднить работу. Лаз проделывают в горизонтальном, наклонном и вертикальном направлениях. Оптимальная ширина лаза - 0,8-0,9 м, высота - 0,9-1,0 м. Работы по устройству лаза выполняют несколько групп (по 3-4 человека) вручную или с использованием инструмента. В их задачу входит разборка завала, проделывание лаза, подготовка и установка крепежных элементов, удаление извлекаемых обломков, деблокирование пострадавших, их транспортировка. Перемещение спасателей при устройстве лаза осуществляется на четвереньках, ползком лежа на спине, на животе, на боку. Если передвижению спасателей препятствуют крупные железобетонные, металлические, деревянные, кирпичные изделия, то их необходимо обойти, если такой возможности нет, то разрушить, в ряде случаев в них можно проделать отверстие. Если пострадавший находится под большими и тяжелыми элементами завала, то его освобождают с помощью разжимов, домкратов, грузоподъемной техники. В тех случаях, когда пострадавший придавлен к земле, его можно освободить, сделав подкоп.

Особое внимание при устройстве лаза должно уделяться надежному его креплению с целью предотвращения обрушения стенок. Для этого используется специальный, заранее заготовленный крепежный материал, - стойки, распорки, доски, брус, щиты, перекладины, подкосы.

При устройстве лаза не допускается передвижение спасателей и техники по верхней части завала.

После окончания работ по устройству лаза и креплению прохода спасатели приступают к освобождению людей. В первую очередь определяется состояние пострадавшего и степень его травмирования. Затем освобождаются придавленные или зажатые части тела с одновременным наложением жгутов и сдавливающих повязок, очищаются полости рта и носа, руками удаляются от пострадавшего мелкие обломки, мусор, щебень. В зависимости от физического состояния пострадавшего выбирается способ его извлечения и транспортировки.

Освобождать пострадавшего из завала должны, как минимум, два спасателя. Если такая возможность имеется, то его вытаскивают за руки или верхний плечевой пояс. Если это сделать невозможно, то спасатели подводят руки под его плечевой пояс и поясницу и только потом осторожно освобождают пострадавшего. Иногда целесообразно использовать плотную ткань для укладывания пострадавшего или носилки.

Все спасатели должны иметь удобную одежду - комбинезоны из плотной ткани с карманами для инструмента. На голову обязательно надевается каска.

В зоне ЧС остаются частично разрушенные здания и сооружения. Они представляют собой потенциальную опасность по причине возможного внезапного обрушения. Эти конструкции должны быть укреплены специальными приспособлениями (упоры, подпорки, распорки) или обрушены. Обрушение осуществляется тремя основными способами с помощью:

Шара-молота;

Тягового устройства (лебедки, трактора, машины);

При необходимости, т.е. если есть угроза обрушения, помехи для проведения работ или опасность для пострадавших людей и спасателей, сооружения разбирают или обрушивают, применяя ручной, механизированный и (или) взрывной способы.

Ручной способ применяют, если невозможно использовать машины и механизмы или провести взрывные работы. Вручную разбирают небольшие завалы в одном или нескольких зданиях, под которыми оказались люди. Возможно при этом осторожное применение механизированного инструмента и простейших средств механизации.

Наиболее распространен механизированный способ, который характеризуется широким применением инженерных машин и механизмов, передвижной грузоподъемной техники, гидравлического, пневматического и другого оборудования.

Самые прочные сооружения и конструкции обрушивают или дробят на отдельные элементы взрывным способом, используя, как правило, малые заряды, чтобы при взрыве не были повреждены соседние сооружения. Заряды располагают обычно в шпурах (круглых отверстиях для взрывчатого вещества). Стены зданий, башни, заводские трубы подрывают так, чтобы они обрушивались на свое основание или падали в определенном, заранее выбранном направлении во избежание завала и повреждения инженерных сетей и коммуникаций. Взрывные работы должны осуществлять специально подготовленные спасатели. Зоны проведения этих работ должны быть ограждены.

Образовавшиеся завалы расчищают частично или полностью.

Частичная расчистка производится при спасении пострадавших, оказавшихся под обломками разрушенных строений, а также при устройстве проездов или извлечении ценного промышленного оборудования.

Полностью расчищают территорию для нового строительства или восстановления поврежденных зданий и сооружений.

Для обнаружения пострадавших под завалами разрушенных зданий созданы специальные электронные приборы - геофоны, способные улавливать звуки, издаваемые людьми. Некоторые из них настолько чувствительны, что позволяют обнаружить человека по биению его сердца. Поэтому при проведении спасательных работ всегда устраивают «час молчания». В это время техника не работает, и тишина помогает отыскивать пострадавших. Для этой же цели используют специально натренированных собак, способных различать около 2 миллионов запахов и их оттенков. Работа таких собак эффективнее работы самого современного электронного прибора, предназначенного для поиска людей, погребенных под слоем снега, земли, под обломками зданий.

Работы по спасению людей, находящихся в частично разрушенных наземных сооружениях, на высоте начинаются с осмотра и проверки степени поврежденности наружных капитальных стен и нависающих конструкций, внутренних помещений, определения мест нахождения людей и возможности их эвакуации. Если необходимо, то стены, балки, фермы, перекрытия укрепляют, установив подпорки, стойки, раскосы, растяжки. Основным средством подъема спасателей на высоту является лестница.

При эксплуатации лестницы необходимо:

Надежно установить и закрепить ее;

Ставить ногу на ступеньку серединой или передней частью ступни;

Охватывать ступеньки или боковые стойки лестницы пальцами рук;

Держать корпус тела поближе к лестнице;

Разворачивать колени за боковые стойки лестницы;

Передвигаться плавно, не раскачиваясь.

Передвижение спасателей по лестницам осуществляется односторонним или диагональным способом. Односторонний способ заключается в одновременном переносе на следующую ступеньку правой ноги и правой руки или левой ноги и левой руки. Диагональный способ - в одновременном переносе на следующую ступеньку правой ноги и левой руки или левой ноги и правой руки.

Передвигаться нужно по надежно закрепленным лестницам, снабженным противоскользящими упорами, захватами и установленным на надежные нижние и верхние опоры. Безопасный угол установки - 75°. По лестнице обычно поднимаются или спускаются по одному.

Переход спасателя с лестницы в окно (проем) осуществляется следующим образом. Поднявшись по лестнице до уровня подоконника (нижнего края проема), держась одной рукой за лестницу, следует встать ногой на подоконник (край проема) и одновременно, взявшись другой рукой за край простенка, перенести с лестницы ногу и опуститься на пол.

Если окно закрыто или зарешечено, то спасатель должен закрепиться к лестнице на уровне окна, вскрыть его и после этого проникнуть в помещение.

Переход с лестницы на крышу выполняется в таком порядке. Спасатель поднимается по лестнице несколько выше уровня карниза крыши. Держась рукой за лестницу (при наличии желоба - за него), он ставит на крышу одну ногу, затем - вторую.

Для перехода из окна (проема) и с крыши на лестницу спасатель должен подойти к верхнему концу лестницы, взяться одной рукой за верхнюю ступеньку с наружной стороны, прижаться к лестнице, повернуться на 180° лицом к лестнице, поставить одну ногу на ступеньку, взяться другой рукой за ступеньку и перенести на ступеньку другую ногу.

Подъем спасателей на верхние этажи зданий может осуществляться по штурмовой лестнице. Она имеет 13 ступенек и оборудуется специальным крюком с зубьями, с помощью которого закрепляется за подоконник (проем).

Установка штурмовой лестницы в окно второго этажа осуществляется путем ее поднятия и закрепления крюком за подоконник с правой стороны окна. После навески лестницы спасатель начинает подъем по ней. При выходе на подоконник правая нога должна быть в положении на девятой (десятой) ступеньке, руки - на тринадцатой ступеньке. Удерживаясь руками за ступеньку, левую ногу необходимо перенести через подоконник и сесть на него верхом, выпрямить правую ногу, перейти в помещение.

Спуск по штурмовой лестнице осуществляется в следующем порядке:

Перенести правую ногу через подоконник;

Сесть на подоконник верхом;

Взяться руками за верхнюю ступеньку;

Поставить правую ногу на девятую (десятую) ступеньку;

Выпрямить корпус и перенести левую ногу на десятую (девятую) ступеньку;

Спуститься по лестнице до низлежащего подоконника;

Перенести левую ногу за подоконник и сесть на него верхом;

Взяться правой рукой за левую боковую стойку над третьей ступенькой, левой рукой - за правую боковую стойку над той же ступенькой;

Поднять лестницу, повернуть ее крюком к себе, перебирая руками боковые стойки, опустить лестницу до положения крюка над головой, повернуть лестницу крюком в окно и повесить ее на подоконник;

Выйти на лестницу и опуститься на землю;

Взяться за боковые стойки над третьей ступенькой, поднять лестницу на 15-20 см, вывести крюк из зацепления с подоконником, опустить лестницу.

Для спасения людей, оказавшихся на крыше, спасатели поднимаются к ним, используя:

Лестницы (приставные, штурмовые, выдвижные, навесные, веревочные);

Веревочные системы;

Специальные подъемники;

Уцелевшие лестничные марши, пожарные лестницы, конструкции.

В ряде случаев для спасения людей, оказавшихся на крыше, используется вертолет.

Многие здания и сооружения оборудуются подвалами, убежищами, технологическим подпольем, в которых могут оказаться люди. Образовавшиеся завалы, как правило, закрывают выходы, затрудняют доступ воздуха, делают невозможным самостоятельный выход людей из этих укрытий. В задачу спасателей входят:

Поиск заваленных укрытий;

Выяснение обстановки внутри укрытия (количество людей, их состояние, степень поврежденности укрытия, наличие воды, пищи, медикаментов);

Организация подачи в укрытие воздуха, воды, пищи, медикаментов, перевязочных материалов, средств защиты;

Расчистка, вскрытие укрытий, эвакуация пострадавших, оказание им помощи.

Полное или внезапное частичное обрушение здания - это чрезвычайная ситуа­ция, возникающая вследствие ошибок, допущенных при проектировании зданий, отступлений от проекта при ведении строительных работ; нарушений правил мон­тажа, эксплуатации здания или отдельных его частей, а также по причине природ­ной или чрезвычайной техногенной ситуации.

Обрушению способствуют взрывы, яв­ляющиеся следствием террористического акта, неправильной эксплуатации бытовых газопроводов, неосторожного обращения с огнем, хранения в зданиях легко воспламе­няющихся и взрывоопасных веществ.

В результате внезапного обрушения зда­ний возникают пожары, происходит разру­шение коммунально-энергетических сетей, образуются завалы, травмируются и гибнут Предупредительные мероприятия:

Заранее продумайте план действий в случае обрушения здания и ознакомьте с ним всех членов своей семьи.

Обязательно храните в доступном месте укомплектованную медицинскую ап­течку и огнетушитель.

Найдите для ядохимикатов, легковоспламеняющихся жидкостей и других опас­ных веществ надежное, хорошо изолированное место.

Не держите в квартире без надобности газовые баллоны.

Ознакомьтесь с расположением электрических рубильников, магистральных газовых и водопроводных кранов для экстренного отключения электричества, газа и воды.

При малейших признаках утечки газа перекройте его доступ в квартиру, прове­трите все помещение и сообщите о случившемся в службу «Горгаз» по телефо­ну 04. Категорически запрещается пользоваться открытыми источниками огня, электровыключателями и электробытовыми приборами до полного проветри­вания помещения.

Не загромождайте коридоры здания, лестничные площадки, аварийные и по­жарные выходы посторонними предметами.

Держите в удобном месте документы, деньги, карманный фонарик и запасные батарейки к нему.

Действия при внезапном обрушении здания:

Услышав взрыв или обнаружив, что здание теряет свою устойчивость, поста­райтесь как можно быстрее покинуть его, взяв документы, деньги и предметы первой необходимости.

Спускайтесь по лестнице, а не в лифте, так как он в любой момент может вый­ти из строя. При эвакуации пресекайте панику, давку в дверях, останавливайте тех, кто собирается прыгать с балконов и окон из этажей выше первого, а также через застекленные окна.

Оказавшись на улице, не стойте вблизи зданий, а перейдите на открытое про­странство.

Если вы находитесь в здании и при этом отсутствует возможность покинуть его, то займите самое безопасное место: проемы капитальных внутренних стен; углы, образованные капитальными внутренними стенами, под балками каркаса. Не выходите на балкон. По возможности спрячьтесь под стол - он защитит вас от падающих предметов и обломков. Если с вами дети, укройте их собой.

Заранее откройте дверь из квартиры, чтобы обеспечить себе выход в случае необходимости. Не поддавайтесь панике и сохраняйте спокойствие, ободряйте присутствующих.

Используйте телефон только для вызова представителей органов правопорядка, пожарных, врачей, спасателей.

Действия в завале:

Дышите глубоко, не поддавайтесь панике и не падайте духом, сосредоточь­тесь на самом важном - выживании любой ценой, верьте, что помощь при-дет обязательно. По возможности окажите себе первую медицинскую помощь. Старайтесь приспособиться к обстановке и осмотреться, поискать выход. По­старайтесь определить, где вы находитесь, нет ли рядом других людей: прислу­шайтесь, подайте голос.

Помните, что человек способен выдерживать жажду и голод в течение длитель­ного времени, если не будет бесполезно расходовать энергию.

Проведите осмотр, убедитесь, что нет кровотечений (в состоянии шока боль не чувствуется), если есть кровотечение, то остановите его. Повязку можно сде­лать из полос одежды.

Поищите в карманах или поблизости предметы, которые позволят подать свето­вые или звуковые сигналы, например, фонарик, зеркальце, а также металличе­ские предметы (ими можно постучать по трубе или стене и тем самым привлечь внимание). Не пользуйтесь спичками, не курите, так как в завале может быть газ.

Если единственным способом выбраться из завала является узкий лаз, протис­нитесь через него. Для этого необходимо расслабить мышцы и двигаться, при­жав локти к телу.

Нельзя разбирать завал самому. Это трудно и опасно. Попытайтесь максималь­но закрепить образовавшуюся нишу.

Срок выживания зависит от морального состояния, силы воли, уверенности в благополучном исходе.

24 апреля 2013 года в пригороде столицы Бангладеш Дакки около 9.00 по местному времени (7.00 мск) , в котором находились четыре фабрики по пошиву одежды, банк и множество магазинов. Погибли около 150 человек, почти 700 доставлены в больницу. По данным врачей, число жертв может возрасти.

По словам главы полиции Савара, часть здания неожиданно начала рушиться, что спровоцировало панику. Он сообщил также, что еще 23 апреля в стене появились трещины, после этого фабрики и отделение банка были закрыты. Однако владельцы торговых точек и фабрик проигнорировали предупреждения властей, и часть работников вернулись в здание.

4 апреля в расположенном вблизи Мумбаи городе Тхане в западном индийском штате Махараштра , в котором проживали около 35 семей. Под обломками погибли 74 человека. Травмы получили более 60 человек.

Строительство велось без соответствующего разрешения властей и . Были арестованы заместитель главы администрации местного муниципалитета, еще несколько чиновников, констебль одного из полицейских участков, а также организаторы строительства. Следствие получило документы, подтверждающие факты выплат взяток при строительстве здания.

7 ноября в столице Ганы Аккре за 15 минут до открытия , в котором находились в основном сотрудники расположенных в нем магазинов. В ходе поисково-спасательных работ из-под завалов удалось спасти 67 человек. Погибли девять человек.

22 июля стало известно, что шесть человек погибли в Пекине при , произошедшем в результате сильнейшего ливня.

4 августа произошло обрушение дома в китайской в деревне Шантуху городского округа Чжаншу провинции Цзянси. , когда группа жителей деревни отдыхала возле нее в тени. Десять человек погибли и двое получили ранения.

26 июня произошло во время работ по надстройке дополнительного этажа в городе Сиань провинции Шэньси на северо-западе Китая. Причиной трагедии стало незаконное строительство с нарушением правил безопасности. Семь человек погибли.

11 февраля в египетском городе Луксор на юге страны. Здание находилось в аварийном состоянии. Погибли 15 человек, 20 пострадали.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников