Что такое Сретение Господне и в чём смысл этого праздника? Праздник Сретение Господне. Евангельская история и традиции

Что это за праздник Сретение Господне, который связан с обрядом ветхозаветной традиции посвящения на 40-й день новорожденного младенца Богу интересует многих. Пресвятая Богородица принесла маленького Иисуса в центр духовной жизни – Иерусалимский храм. По Закону мать должна на 40-й день, в храме, по молитвам священника очищаться от родовых кровей. Но в случае с Богородицей, Её приход символизирует глубокое смирение перед Законом. Ей как Деве было не обязательно проходить этот обряд.

Сретенский день входит в число церковных великих двунадесятых праздников. Какого числа Сретение Господне 2018 празднуется легко запомнить, потому что дата постоянная. Ежегодно этот праздник отмечается 15 февраля. Праздник Сретения, входит в число рождественских (Рождество, Крещение и Сретение).

По Священному Преданию, в Иерусалимском храме Иисуса ждал старец Симеон. Он был переводчиком книг, переводя Книгу пророка Исаий, Симеон усомнился в пророчестве о рождении Миссии.

Звучало оно так, что дева должна была родить Сына, Симеон хотел исправить слово «дева» на «жена», но был остановлен внезапно явившемся ему ангелом. Он предсказал Симеону, что тот проживёт до тех пор, пока не увидит Сына Божия.

По Священному Преданию, в Иерусалимском храме Иисуса ждал старец Симеон

Что это за праздник Сретение Господне, который произошёл по ангельскому пророчеству в назначенный Богом час, свидетельствуют дальнейшие события.

Старца Симеона называют ещё Богоприимцем. Он благословил младенца Иисуса на 40 –й день от рождения. Посвятив Богородицу в будущие испытания Её как матери и рассказав Ей миссию Иисуса Христа. Этому событию посвящена икона «Сретение Господне».

Старца Симеона называют ещё Богоприимцем

Само слово переводится как встреча. При храме, в тоже время, жила старица Анна, тоже обладавшая даром пророчества. Как только она увидела Иисуса, она стала славить Бога и новорожденного младенца.

Анна часто изображается на иконах вместе с Иосифом Обручником, приёмным отцом Иисуса. Это единственный случай, когда приёмным оказался отец, а не ребёнок.

Описание иконы праздника

Что это за праздник Сретение Господне можно рассмотреть, разбирая иконографию. Исполнение композиции этой встречи бывает симметричной, где изображена Богородица с Сыном и принимающим его на руки старцем Симеоном, и несимметричной – с изображением пути к храму Богородицы, ангела, Иосифа и Анны предсказательницы.

Что это за праздник Сретение Господне можно рассмотреть, разбирая иконографию

В первом случае подчёркивается спасительная, жертвенная роль Христа, а во втором – участие в этой роли Божьей Матери, как заступницы всего рода человеческого.

На римской базилике находится древнейшее мозаичное исполнение Сретения Господня именно в такой композиции. Оно символизирует незыблемое послушание и исполнения Закона. Ведь Дева Мария была чиста, и ей не требовалось участие в очистительном обряде матери, тем не менее она в строгости соблюла все храмовые обряды того времени.

Господь сказал: не разрушить я пришёл, но исполнить. Тем самым подтверждая силу Своего же Слова. На иконе «Сретения Господня» с клеймами, датированной 17 веком, изображено не одно событие, предшествовавшее встрече старца Симеона с божественным младенцем Иисусом.

Постепенно, такая избыточность сюжета, по решению иконописцев, стала более конкретной. Потому что, посчитали, что слишком много информации на иконе, и она отвлекает от главного события.

На канонических иконах часто изображается маленький Иисус на руках Богородицы, которые обнимает старец Симеон. Или он в ожидании, видит приближающееся к нему торжественное шествие во главе с Богородицей.

Традиции церковного празднования

Главная традиция православного празднования Сретения Господня заимствована у католиков. Этот чин записан в требнике епископа Константинопольского Петра Могилы, великого подвижника веры православной. В католичестве этот праздник называется «Светлая Обедня» и всю службу верующие стоят с горящими свечами.

В католичестве этот праздник называется «Светлая Обедня» и всю службу верующие стоят с горящими свечами

В православии традиция заключается в освящении свечей, которые после называются сретенскими. Их используют на домашней молитве при сильных болезнях, ссорах, зажигают во время сильного ненастья.

После божественной литургии принято обходить со сретенской свечой жильё, освящая его с молитвой от нечести и напастей.

После божественной литургии принято обходить со сретенской свечой жильё, освящая его с молитвой от нечести и напастей

Перед или после божественной литургии, по решению батюшки, служится водоосвятный молебен. Водичка используется так же как любая другая святая вода. Принимается натощак или по мере необходимости.

Среди православных праздников можно встретить праздник Сретения. И у некоторых сразу может возникнуть вопрос о том, а что такое Сретение. Какие события породили его? Сретение Господне - один из самых почитаемых Двунадесятых христианских праздников. Почитаются события, связанные с земной жизнью Господа Иисуса Христа и Пресвятой Девы Богородицы. Праздник Сретение - непереходящий, и его принято отмечать 15 февраля. Слово «сърѣтение» с церковнославянского переводится как «встреча».

День Сретения определил точку времени, когда встретился Ветхий Завет с Новым Заветом - древний мир с миром христианства. Все это произошло благодаря одному человеку, в Евангелии этому отведено особенное место. Однако начнем по порядку. В Евангелии от Луки написано, что Сретение Господне произошло ровно через 40 дней после

Существует очень интересный факт, связанный с ответом на вопрос о том, какого числа сретение. В 528 году в Антиохие прошло сильное землетрясение, и много народа погибло. Потом в тех же землях (в 544-м) возникла эпидемия моровой язвы, и люди стали умирать тысячами. В эти дни страшных бедствий одному благочестивому христианину было открыто провидение, чтобы праздник Сретения народ совершал торжественнее. И тогда в этот день были проведены всенощное бдение (общественное богослужение) и крестный ход. И только тогда эти страшные бедствия в христианской Византии прекратились. Тогда Церковь в благодарность Богу установила Сретение Господне праздновать 15 февраля торжественно и благоговейно.

История праздника

В то время у иудеев существовали две традиции, которые были связаны с рождением младенца в семье. Женщине после родов запрещалось приходить в 40 дней, это если родился мальчик, а если девочка - то и все 80. По истечении срока роженица должна была принести очистительную жертву в Храм. Для жертвы всесожжения и для очищения грехов приносили молодого ягненка и голубка. Бедная семья вместо ягненка приносила в жертву еще одного голубка.

Родители новорожденного мальчика на 40-й день должны были прийти с ним в Храм, чтобы совершить таинство посвящения Богу. И это была не простая традиция, а закон Моисеев, установленный в память об освобождении евреев из рабства и исхода из Египта. И вот теперь мы подходим к самому главному Евангельскому событию, которое подробно объяснит, что такое Сретение.

Из Вифлеема в Иерусалим прибыли Мария и Иосиф. На руках у них был Богомладенец. Их семья жила бедно, поэтому они принесли в жертву двух голубков. Пречистая Богородица, несмотря на то что родился Иисус в результате все равно принесла положенную жертву с кротостью, смирением и большим уважением к иудейским законам.

Теперь, когда обряд был совершен и Святое Семейство собиралось выйти из Храма, тут к ним приблизился старец по имени Симеон. Это был великий праведник. Взяв Богомладенца в руки, он с огромной радостью воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое…»

Симеон

На момент встречи с Младенцем Христом старцу Симеону насчитывалось более 300 лет. Это был очень почитаемый и уважаемый человек, один из 72 ученых, которым было поручено перевести Евангелие с еврейского на греческий язык. В этот субботний день он оказался в этом Храме совсем не случайно, ведь именно Святой Дух привел его сюда.

Когда-то очень давно Симеон занялся переводом книги пророка Исаии, он сильно удивился, прочитав там такие непонятные для его разума слова: «Се Дева во чреве примет и родит Сына». Тогда он про себя подумал, что не может девственница родить, и хотел изменить слово «Дева» на «Жено». Как вдруг явился Ангел с Небес и запретил делать это, а также сказал ему, что пока тот не увидит своими глазами Господа Иисуса - не умрет, и что истинно пророчество.

«Ныне отпущаеши»

С того момента он долго ждал этой минуты, и наконец-то исполнилось пророчество Ангела - Симеон увидел Младенца, которого родила Пренепорочная Дева. Теперь он мог спокойно почить с миром. Церковь же назвала Симеона Богоприимцем, и он прославился как святой.

Уже потом Епископ Феофан Затворник написал, что с момента Сретения Ветхий Завет уступает место христианству. Теперь же эта евангельская история каждый день упоминается в христианском богослужении - «Песнь Симеона Богоприимца», или по-другому - «Ныне отпущаеши».

Предсказания Симеона

Симеон, взяв в руки свои Младенца Пречистой Девы, сказал ей: «Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец».

Что он имел ввиду? Оказывается, споры в народе обозначают преследования, уготованные Ее сыну, открытие помышлений - Суд Божий, оружие, которое пронзит Ее сердце - пророчество о Распятии Иисуса Христа, ведь смерть он принял от гвоздей и копья, страшной болью прошедших через сердце матери.

Икона Божьей Матери «Умягчение злых сердец» стала яркой иллюстрацией пророчества Симеона. Иконописцы изобразили Божью матерь, стоящей на облаке с воткнутыми в сердце семью мечами.

Пророчица Анна

Еще одно важное событие произошло в этот день, и еще одна встреча случилась. К Богородице подошла 84-летняя старица Анна-пророчица, так называли ее горожане. Она работала и жила при храме и была благочестивой, так как находилась в постоянном посте и молитве. Анна поклонилась Младенцу Христу, вышла из Храма и стала рассказывать всем горожанам Великую новость о том, что в мир пришел Мессия. А тем временем Иосиф и Мария с Младенцем, исполнив все, что положено было по закону Моисея, вернулись в Назарет.

Теперь понятно, что такое Сретение? Ведь Сретение - это встреча со Спасителем. Имена старца Симеона и Анны-пророчицы вписаны в Священное Писание, они дали нам пример, так как с чистым и открытым сердцем приняли Господа. После встречи с Богомладенцем Иисусом Симеон отошел к праотцам.

Праздник Сретения

Сретение Господне - древний праздник во христианстве. В IV-V веках народом произносились первые сретенские проповеди, взять, например, святителей Кирилла Иерусалимского, Григория Богослова, и Григория Нисского.

Некоторых интересует вопрос о том, какого числа Сретение. В церковном календаре неизменное место занимает праздник Сретения, который всегда отмечается 15 февраля. Но если же дата Сретения Господня попадает на понедельник первой седмицы в Великий пост, что тоже может быть, то праздничное богослужение переносится на 14 февраля.

Отвечая на вопрос о том, что такое Сретение, в первую очередь надо сказать, что это праздник, посвященный Господу Иисусу. В первые века это был день чествования Богородицы. Поэтому тот, кто назовет этот праздник Богородичным, отчасти тоже будет прав. Ведь и по строю богослужения в этот день обращения в молитвах и песнопениях к Богородице занимают центральное положение. Такая двойственность праздника Сретения оказала влияние и на цвет одежд, в которые облачаются священнослужители на службе. Белый цвет стал символом Божественного света, голубой - непорочность и чистота Богоматери.

Свечи. Сретение

Традиция в праздник Сретения святить пришла в православие от католиков. В 1646 году Киевский митрополит Петр Могила очень подробно описал этот католический чин в своем требнике, когда устраивался крестный ход, представляющий собой шествие с факелами. Таким образом Римская Церковь отвлекала свою паству от языческих традиций, связанных поклонением огню.

А вот в Читинской области есть город Сретенск, названный в честь этого Великого праздника.

В некоторых других странах в этот день празднуют День православной молодежи, утвержденный в 1992 году главами поместных Православных церквей. Эта идея принадлежит Всемирному Православному Движению молодежи «Синдесмосу».

Сюжеты икон

Икона Сретение иллюстрирует сюжет повествования от евангелиста Луки, где Благочестивая Дева Мария отдает в руки своего младенца Иисуса старцу Симеону. За спиной Матери Божьей стоит Иосиф Обручник, который несет клетку с двумя голубями. А позади Симеона изображена Анна-пророчица.

Один из самых древнейших образов можно найти в мозаике собора Санта-Мария Маджоре города Рима, которая была создана в начале V века. На ней можно рассмотреть, как Святая Дева Мария с Богомладенцем на руках направляется к святому Симеону, и в это время ее сопровождают ангелы.

Православное Сретение на Руси было изображено на двух фресках XII века. Первая находится в Кирилловской церкви города Киева. Вторая икона Сретение - в Новгороде, в церкви Спаса на Нердице. Довольно необычное изображение Сретения на иконах есть в средневековом грузинском искусстве, там вместо алтаря изображается символ жертвы Господу - горящая свеча.

Икона Благодатной Марии «Умягчение злых сердец» (по-другому она имеет название «Симеоново проречение», «Семистрельная») связана с событиями Сретения. У этой иконы острые стрелы пронзают сердце стоящей на облаке Богородицы, по три стрелы с одной и другой стороны и одна снизу. Но есть икона, где Божью Матерь пронизывает кинжал, а не стрелы.

Эти иконы символизирует пророчество святого старца Симеона Богоприимца, которое он сделал после встречи с Богоматерью и ее Младенцем.

Верующие люди всегда обращаются к этим иконам с молитвой. При смягчении сердца облегчаются не только их телесные, но и душевные страдания. Им известно, что если молиться перед образом Богородицы за своих врагов, то постепенно начнет гаснуть враждебное чувство и исчезнет злость, уступив место милосердию и доброте.

Сретение Господне - это непереходящий праздник, который отмечается ежегодно 15 февраля (2 февраля по старому стилю) и установлен в память принесения во храм Христа Спасителя в 40-й день по рождении для совершения установленной жертвы. «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко… ». Церковно-славянское слово «сретение » можно перевести на русский язык словом «встреча ». Встреча Ветхого Завета с Новым, встреча Симеона Богоприимца и Анны пророчицы с Господом Исусом Христом. Слово «сретение» наиболее полно передает смысл этого события, ведь оно означает не просто встречу, а встречу меньшего с большим, человека с Богом.

Сретение Господне. Событие праздника

Подробности события Сретения Господня верующие узнают из Евангелия от Луки. По ветхозаветному закону Моисеову первенца, т.е. старшего сына, посвящали Богу. Это было напоминанием о том, как в ночь перед выходом евреев из Египта Ангел Господень убил всех первенцев египетских, детей и животных, оставив невредимыми еврейские дома, в которых косяк был помазан жертвенной кровью.

Во времена рождения Господа было принято за первенца вносить в храм Иерусалимский символический выкуп. Также и женщине, родившей сына, положено было 40 дней очищения, после чего она должна была принести жертву - однолетнего агнца и молодого голубя или горлицу. Если семья была бедной, то в храм приносили пару голубей (Лев. 12:6-8).

По преданию, после святое семейство жило в Вифлееме, в доме их родственницы Саломии. В 40-й день Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица с Младенцем Христом направились в Иерусалим, чтобы исполнить повеления Закона. В храме их встретил старец Симеон , который ждал этой встречи долгие годы своей праведной и благочестивой жизни. По преданию, он был одним из 72 еврейских толковников, переводивших Священное писание на греческий язык при царе Птолемее II Филадельфе (285 - 247 до Р. Х.) Когда Симеон переводил слова пророка Исаии «Се Девая во чреве приимет родит Сына…», он решил, что это ошибка, и хотел написать «молодая женщина». В тот же миг явился Ангел Господень и удержал его руку. Симеону было обещано, что он не умрет, пока не дождется исполнения пророчества Исаии.

И вот наступило сретение, встреча Ветхого и Нового Заветов: Симеон взял на руки Господа, 40-дневного младенца. С радостью старец воскликнул:

Нн7э tпущaеши рабA твоегw2 вLко, по гlу твоемY с8 ми1ромъ; ћкw ви1дэстэ џчи мои2 спасeніе твоE, є4же є3си2 ўгот0валъ преdлицeмъ всэ< людeй; свётъ во tкровeніе kзhкомъ и3 слaву людeй твои1хъ ї}лz.

Эта молитва читается теперь за каждой православной службой в конце Вечерни.

После вдохновенных слов, обращенных к Господу, Симеон приветствовал Богородицу и Иосифа. Затем, обратившись к Богородице, старец сказал:

Лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий. И Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк. 2: 34-35).

Таким образом, праздник Сретения Господня напоминает нам и о наступающем вскоре и Страстной седмице - времени воспоминания крестных страданий и смерти Господа. Именно тогда исполнились пророческие слова Симеона, ведь Пресвятая Богородица душой страдала вместе со своим Сыном.

Узнала Господа и Анна пророчица - вдова 84 лет, которая жила при храме и служила Богу постом и молитвой день и ночь, как говорит о ней евангелист Лука. Анна пророчествовала о Христе и говорила о нем всем людям, с верой и надеждой ожидавшим Его пришествия.

Вероятно, поклонение волхвов, которое вспоминается в праздник Рожества Христова, произошло после событий Сретения Господня. Ведь после этого святое семейство бежало в Египет… Только после смерти Ирода они вернулись в Галилею, в город Назарет.

Симеон Богоприимец умер, по преданию, на 360 году своей жизни. Он не боялся смерти, ведь обетование, данное ему и всем людям, исполнилось. Симеон держал на руках Мессию! И шел теперь рассказать всем праведникам Ветхого Завета, что Господь воплотился, пришел на землю, чтобы спасти человечество от греха и смерти.

Ветхозаветный обычай 40-дневного очищения после рождения ребенка сохраняется и в Православии. Обычно в 40-й день или позднее мать с ребенком приходит в храм. Женщине вычитываются молитвы «сорокового дня», после чего она уже может прикасаться к святыне и молиться в храме (до этого ей положено стоять в притворе). Младенца священник также вносит в храм, мальчика заносит и в Алтарь. Этот чин может совершаться и ранее, в день крещения, если оно совершается ранее 40-го дня.

Сретение Господне. История праздника

Праздник Сретения Господня - один из самых древних. Уже в IV веке он торжественно совершался в Иерусалимской Церкви, завершая 40-дневную праздничную череду от , называемого также Эпифания. Об этом упоминает Этерия, паломница из современной Европы, совершившая путешествие на Святую Землю в конце IV века:

Сороковой день от Эпифании празднуется здесь с большою честью. В этот день бывает процессия в Анастасис, и все шествуют, и всё совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ, толкуя всегда о том месте Евангелия, где в сороковой день Иосиф и Мария принесли Господа в Храм, и узрели Его Симеон и Анна пророчица, дочь Фануила, и о словах их, которые они сказали, узрев Господа, и о приношении, которое принесли родители. И после этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию, и затем бывает отпуст.

Затем праздник распространился во всех поместных Церквях, его стали совершать в Константинополе и Риме. Но, несмотря на свое древнее происхождение, он не относился к числу торжественных и великих. К двунадесятым праздникам его причислили в 544 году.

В VI веке, в правление императора Юстиниана (527–565), Византию постигло много бедствий. Сначала произошло землетрясение в Антиохии, сопровождавшееся многочисленными жертвами. Потом появилась моровая язва - эпидемия оспы, занесенной из Африки. Предание говорит, что в тяжелые дни, когда весь народ переживал страшные беды и болезни, благочестивому христианину было видение: праздник Сретения Господня надо совершать более торжественно. В этот день была совершена торжественная служба со всенощным бдением и крестным ходом.

О празднике Сретения Господня встречаются упоминания в проповедях священномученика Мефодия Патарского (ок. 260 - 312), святителя Кирилла Иерусалимского (315 - 386), святителя Григория Богослова (329 - 389), святителя Амфилохия Иконийского (около 340 - после 394), святителя Григория Нисского (ок. 335 - 394), святителя Иоанна Златоуста (ок. 347 - 407).

Богослужение праздника Сретения Господня

Сретение Господне - необычный праздник. Он одновременно Господский и Богородичный. Читая тропарь празднику, верующие обращаются к Пресвятой Богородице:

Р aдуисz њбрaдованнаz бцdе дв7о, и3з8 тебe бо восіS сlнце прaведное хrт0съ бGъ нaшъ, просвэщaz тeмныz. весели1сz и3 ты2 стaрче прaведныи, пріeмыи на рукY свободи1телz дш7sмъ нaшимъ, дaрующаго нaмъ воскrніе.

Тропарь празднику. Русский текст

Радуйся получившая радость (от Господа), Богородица Дева, потому что из Тебя возсияло Солнце правды, Христос Бог наш, просвещающий находящихся в неведении. Веселись и ты, старец праведный, принявший в свои объятия Освободителя наших душ, подающего нам воскресение.

В кондаке мы обращаемся к Господу:

И $же ўтр0бу дв7чю њс™и1въ ржcтв0мъ си2, и3 рyцэ симеHни бlгослови1въ, ћко же подобaше предвари1въ, и3 нhнэ спaслъ є3си2 нaсъ хrтE б9е. но ўмири2 во бранёхъ житіE нaше, и3 ўкрэпи2 цRS, є3го2 же возлюби1лъ є3си2, є3ди1не чlколю1бче.

Кондак празднику. Русский текст

Исус Христос, освятивший Своим Рождением Девичью утробу и благословивший объятия Симеона, как надлежало; поспешивший (спасти нас), и ныне нас спас, Христе Боже. Дай мир обществу среди браней и укрепи возлюбленных Тобою людей, Единый Человеколюбец.

Также и величание празднику, обращенное к Господу Исусу Христу, прославляет одновременно Богородицу:

В еличaемъ тS, живодaвче хе7, и3 чтeм8 пречcтую м™рь твою2. є3ю1же по зак0ну нhнэ принесeсz в8 цRковь гDню.

Праздничные стихеры написаны известными церковными гимнографами - Анатолием ,патриархом Константинаграда (V век); Андреем Критским (VII век) ; Космой Маиумским , Иоанном Дамаскиным , патриархом Константинопольским Германом (VIII век) ; Иосифом Студитом (IX век) и многими другими. Они не просто рассказывают нам о событиях праздника, но и объясняют их значение.

Стихеры на вечерни, написанные патриархом Германом, говорят о том, что Младенец, которого держит на руках старец, - Бог, принявший плоть для спасения людей:

Г lи, симеHне, кого2 носS на рукu2 в8 цRкви рaдуешисz; комY зовeши и3 вопіeши, нн7э свободи1хъсz, ви1дэхъ бо сп7са моегw2; сeй є4сть t дв7ы рождeисz. сeй є4сть t бGа бGъ сл0во, воплоти1выисz нaсъ рaди, и3 спасhи чlка. томY поклони1мсz.

«В eтхіи дeньми мLньствовавъ пл0тію …», - поют верующие слова церковных песнопений и удивляются смирению Божию. Господа, давшего людям Закон, Богородица приносит в храм Божий, чтобы исполнить установленное: «…по зак0ну зак0ну творeцъ, законъ и3сполнsz, в8 цRквь прин0ситсz …»

Вот стихера Андрея Критского объясняет нам, что́ означают два молодых голубя, принесенных в жертву в день Сретения Господня: «…ћкw супрu1гъ г0рличища несквeрную цRковь, и3 t kзhкъ н0выz лю1ди. голуби1нна же двA птенцA, ћкw начaлнику вeтхому же и3 н0вому …»

Праздничный канон, написанный Космой Маиумским, имеет краегранесие: «Христа радостно старец объемлет ». Это основная идея канона. В греческом оригинальном тексте первые буквы каждого стиха складывались в эту фразу. Каждый стих канона не просто рассказывает какую-либо деталь праздничного события, но и объясняет его значение, символ. При этом вспоминаются и пророчества, например, Исаии, которому серафим подал горящий уголь, чтобы очистить уста.

N чищaетсz и3сaіz t серафи1ма ќгль пріeмъ. стaрецъ вопіzaше б9іи м™ри, ты2 ћкw клещaми, рукaма просвэщaеши мS. подaвши ми2 є3г0же н0сиши, свёта невечeрнz, (т.е. негаснущего) и3 ми1ромъ њбладaюща (т.е. владычествующего).

Как правило, девятая песнь праздничного канона имеет припев - краткое хвалебное обращение ко Христу или Богородице, в зависимости от праздника. Хор повторяет его перед каждым стихом. Канон Сретению и в этом отличается от прочих: он имеет не один припев для всех стихов, а 14 разных! Это позволяет молящимся глубже понять и прочувствовать события двухтысячелетней давности. «…Б Gон0се симеHне, пріи3ди2 подъи3ми2 хrтA, є3г0же роди2 дв7а чтcаz мRjz. N бьeмлетъ рукaма стaрецъ симеHнъ, содётелz зак0ну, и3 вLку всsческихъ. Н е стaрецъ менE держи1тъ, но ѓзъ держю2 є3го2. т0й бо t менE tпущeніz пр0ситъ. …»

————————

Библиотека Русской веры

В паремиях: в 1-й паремии (из книг «Исход» и «Левит») напоминается ветхозаветный закон посвящать Богу первенцев; во 2-й паремии (Исаии I, 1-12) описывается видение пр. Исаии, который узрел Бога Саваофа, седящего на Престоле и окруженного Ангелами; в Третьей паремии (Исаии XIX, 1, 3-5, 12, 16, 19-21) содержится пророчество о бегстве в Египет, о падении пред Господом идолов египетских и обращении египтян к Богу. События, предсказанные в этом пророчестве, не описаны в Евангелии. Древнее предание повествует, что во время пребывания Спасителя в Египте, в г. Илиополе, языческие боги этого города пали перед Исусом Христом и разбились в прах.

В Апостоле (Евр. VII, 7-17) говорится о превосходстве первосвященничества Христа и жертв Им принесенных перед ветхозаветными жертвами и об отмене Ветхого Завета с пришествием Спасителя. В Евангелии (Лк II, 23-40) повествуется о внесении Христа младенца в храм.

Таким образом, люди, молящиеся не только за Литургией, но приходящие и за вечернюю службу, имеют возможность узнать не только описание, историю события праздника, но понять его смысл и значение для каждого человека.

Сретение Господне. Народные традиции и обычаи

Сретение Господне, пожалуй, единственный праздник, который по-разному празднуется старообрядцами и новообрядцами. Дело в том, что иногда Сретение совпадает с первым днем Великого поста. В древних богослужебных Уставах, по которым до сих пор совершается богослужение у старообрядцев, такой случай предусмотрен. Праздничная служба совмещается с «постной». А новообрядцы в таком случае переносят праздник на один день раньше, на Прощеное воскресенье. В старообрядческой периодике начала XX века это описано весьма подробно.

Другое отличие состоит в том, что новообрядцы в XVII веке заимствовали у католиков обычай освящать церковные свечи на праздник Сретения Господня. Этот чин содержится в потребнике митрополита Петра Могилы, он переписан из римского требника. Дело в том, что на Западе этот праздник называется «Светлой обедней», во время мессы все держат в руках зажженные свечи. Вероятно, этот обычай происходит из древней Иерусалимской Церкви, где в середине V века совершался крестный ход и во время Литургии молящиеся держали в руках горящие свечи. В Византии такого обычая уже не было, поэтому со времен Крещения Руси наши предки молились «со свечами» только во время полиелеоса. И в настоящее время в старообрядческой Церкви накануне двунадесятых праздников, в середине вечерней службы, при пении величания (полиелеоса) молящиеся берут в руки горящие свечи и держат их почти до самого окончания вечернего богослужения.

Что касается народных традиций, то в крестьянской среде Сретение Господне не считалось большим праздником. Очень часто крестьяне, в особенности неграмотные, даже не знали, какое событие вспоминает в этот день Церковь, а само название праздника - «Сретение» - объяснялось таким образом, что в этот день зима встречается с летом , т. е. начинают ослабевать морозы и в воздухе чувствуется приближение весны. Приписывая Сретению лишь значение календарного рубежа, крестьяне соединяли с этим днем множество земледельческих примет: «На Сретеньев день снежок - весною дожжок », - говорили они, гадая о будущих дождях. Капель в этот день предвещает урожай пшеницы, а ветер - плодородие фруктовых деревьев, почему садовники, пришедши от заутрени, «трясут деревья руками, чтобы были с плодами ». Если в Сретеньев день тихо и красно, то летом будут хороши льны и прочее. По погоде этого дня судили также об урожае трав, для чего бросали поперек дороги палку и наблюдали: если снег заметет ее, то и корм для скота «подметет», т. е. травы будут дороги. Наконец, в Сретеньев день хозяйки начинали усиленно кормить кур, чтобы были носки.

Что касается религиозных обычаев, связанных с этим днем, то их на всем пространстве Великороссии почти не существовало, лишь кое-где (например, в Вологодской губернии) крестьяне обходили свои дома с иконою Сретения Господня или Спаса, причем, когда икону приносили в дом обратно, то вся семья, с домохозяином во главе, падала ниц с возгласом: «Господи Боже наш, войди к нам и благослови нас».

Иконы Сретению Господню

Один из самых древних и необычных по художественному замыслу образ Сретения Господня, датирующийся 432–440 гг., находим в мозаиках римской базилики Санта Мария Маджоре. Особенности композиции свидетельствуют о том, что традиция изображения праздника Сретения еще только формируется.

Постепенно, в течение нескольких веков, в византийском искусстве вырабатывается симметричная композиционная схема, на которой изображаются Богородица, Симеон, Иосиф Обручник и Анна пророчица. Между центральными фигурами помещается изображение храмового престола. Богомладенец может изображаться как на руках Богородицы, так и на руках Симеона.

Среди русских иконописных памятников Сретения одной из самых древних является фреска церкви Спаса на Нередице, XII в.

Иконописцы не случайно вводят в композицию престол с киворием. Ведь с его помощью передается высший смысл встречи Богомладенца и Симеона.

После окончания периода иконоборчества появляется новая несимметричная иконографическая схема изображения Сретения: Богородица, праведный Иосиф и пророчица Анна подходят к дверям Храма, на ступенях которого стоит Симеон.

На некоторых русских иконах, фресках и мозаиках Иерусалимский храм заменен церковью с русскими главами.

Храмы Сретения Господня

Праздник Сретения Господня известен нашим предкам со времени принятия христианства. По неизвестной причине храмов, посвященных этому празднику, было совсем немного. Из древних, дораскольных, сохранилась трапезная Сретенская церковь Антониева монастыря в Великом Новгороде . Он был построен в 1533-36 гг., первоначально не имел алтарного выступа. Верхняя часть фасадов имела традиционные для Новгорода вкладные кресты. Храм перестраивался в XVIII–XIX вв. Это один из первых бесстолпных новгородских храмов.

В настоящее время только одна старообрядческая церковь освящена во имя Сретения Господня - в селе Черкесская Слава Тульчинского уезда (Румыния). Поздравляем прихожан с престольным праздником!

Православный праздник «Сретение Господне» отмечают на 40-й день после рождения Иисуса Христа в память о том, что Святая Дева Мария принесла в Иерусалимский Храм Иисуса Христа на 40-й день после Его рождения.

Еще со времен освобождения евреев из египетского плена Закон устанавливал, что каждый первенец мужского пола посвящается Богу и его надо приносить в храм на 40-й день после рождения. Согласно этому же Закону, женщина, которая родила мальчика, в течение 40 дней считалась нечистой, а после рождения девочки - 80 дней. По окончании этого промежутка времени для своего очищения каждая мать должна была принести в святилище жертву всесожжения, однолетнего ягненка - как знак признания над собой высшей Божьей власти и благодарности, и голубя или горлицу - как жертву для очищения от грехов. Если женщина была бедна и не могла приобрести ягненка, то она приносила две горлицы. И только после жертвоприношения женщина считалась очищенной (Лев. 12:1-8). Пречистая Дева Мария была освящена Христовым Рождеством и не нуждалась в обряде очищения, но она в смирении перед Богом выполнила предписание Закона и принесла для жертвы двух горлиц (Лк. II:23-24).

Когда Дева Мария вместе с Иосифом принесла Иисуса в храм, их встретил там седой старый Симеон, он ждал встречи с Господом уже много лет. Как рассказывает Библия, за много лет до этой встречи, Симеон занимался переводом Священного Писания с еврейского на греческий язык. И когда он увидел слова «се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис., VII: 14), то решил, что в тексте закралась ошибка и вместо слова «дева» должно быть слово «жена». Однако, едва он собрался исправить эту «ошибку», как ему явился ангел Божий и сказал ему, что ошибки нет, и Симеон лично сможет убедиться в истинности этого пророчества. Тот долго ждал исполнения обещания - целых 300 лет. И, наконец, по наитию Духа Святого он пришел в храм, куда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса. А случилось это так:

И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. (Лк. II:27-32)

Перед смертью старец Симеон известил, что Младенец, которого ему, наконец, суждено было увидеть, выйдет «на служение спасения людей».

Второй, встретила Иисуса в храме пророчица Анна, о чем также свидетельствует Евангелие от Луки:

Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. (Лк. II:36-38)

Совершив все по закону Господню, Мария и Иосиф вернулись в Назарет в Галилее (Лк. II:39) .

Праздник Сретения Господня был основан в Иерусалиме во второй половине IV в.. Первое упоминание о нем подает паломница С. Этерия в своем дневнике, где называет его "40 днем после Богоявления". Его празднование описывает так:

Сороковой день после Богоявления празднуется действительно с наибольшей торжественностью. В этот день идет процессия в храм Воскресения, где все собираются на Литургию. Правится по предписанным порядкам с наибольшей торжественностью, как на Пасху. Все священники проповедуют и также епископ. Все они объясняют текст Евангелия, где говорится, что 40 день Иосиф и Мария принесли Господа в храм (гл. 26).

С Иерусалима праздник распространился на весь Восток, но только с VI в. во времена императора Юстиниана (527-565), он приобретает особое значение. Император Юстиниан приказал считать Господне Сретение за большой праздник и торжественно праздновать его в целой империи. Поэтому в богослужениях в этот день Церковь несколько раз молятся за императора.

Праздник Сретения Господня относится к двунадесятым праздникам. Первоначально на Западе этот праздник был Господним. Гораздо позже он стал считаться Богородичным с названием очищение Пречистой Девы Марии или Пожертвование Иисуса во святилище. Новые предписания латинской Церкви от Второго Ватиканского Собора снова поставили Сретение среди Господних праздников. В Восточной Церкви Сретение относится к Богородичным праздникам и иногда имеет также название Сретения Пресвятой Богородицы.

Традиции праздника

В день Сретения Господня в церквях Украины освящали воду и свечи. Посвященные на Сретение свечи назывались «громничными», потому что их зажигали и ставили перед образами во время грозы, чтобы предохранить людей и скот от грома. Эти же свечи давали в руки умершему при чтении отходящих молитв. В день Сретения, когда приходили из церкви, зажигали «громницу», «чтобы весеннее полноводье не повредило посевам, и чтобы мороз деревьев не приморозил». От названия «громнечная свеча» и сам праздник, кроме «Сретение» или «Стричання», назывался когда-то «Громница».

Когда святили в церкви воду, крестьяне набирали той воды в новый, еще не использованный сосуд, приносили домой и тщательно берегли. Этой воде приписывалась магическая сила. По народному преданию - это целебная вода. Ею натирали больные места и верили, что «поможет». Лучше всего эта вода, будто, помогала от «сглаза» - от болезней которые влечет «плохой» глаз.

По народным верованиям дважды в год лето встречается с зимой: 15 февраля - в день Сретения Господня и 22 января - в день святой Анны. В народе считали, что перед весной Зима - это старуха, а Лето - молодая девушка. На праздник Сретения старый Дед Мороз ведет под руки Зиму, она согнулась, трясется и еле идет. Кожух на бабе Зиме в заплатах, сапоги рваные, а в платке на голове мыши дыры прогрызли, и из тех дыр седые волосы торчат. В руках Зима несет выщербленную корзину со льдом, а через плечо у нее - пустая сумка. А на встречу им идет веселая и красивая девушка Лето, у нее венок на голове, рубашка цветами вышитая, зеленая юбка. Лето несет в руках серп и сноп ржи и пшеницы.

При встрече старая Зима и молодое Лето спорят между собой - кому идти дальше, а кому возвращаться? Если к вечеру станет теплее - Лето переспорило Зиму, а если холоднее - Зима. «...Но как бы она (зима) уж там не бодалась, а как лето улыбнется, то солнце засияет, ветер подует и земля проснется» - говорит Олекса Воропай в книге «Обычаи нашего народа» о встрече лета с зимой.

В народе с праздником Сретения связано много примет, по которым можно предвидеть ход целого года.

Божественная суть праздника

Название праздника «Сретение Господне» происходит от самого события встречи Сына Божия и Пресвятой Богородицы с праведным Симеоном. В духовном смысле эта встреча является символом встречи Ветхого и Нового Заветов.

Имя седого старца, который встретил в храме Деву Марию с младенцем Иисусом - «Симеон», что в переводе означает - слушание.

Симеон является примером ветхозаветных пророков, которые слушали голос Божий, понимали и подчинялись воле Божией, пророчествуя и проповедуя приход Мессии - Сына Божьего, которой принесет падшему человечеству Новый Завет Любви и Милосердия.

Ветхозаветная Церковь несет в себе суть Закона через страх Божий: законы ты можешь не понимать, но должен полностью выполнять, не отступая ни на шаг в сторону. Это была вера в Единого Бога, которая строилась на страхе наказания, направляя людей с рабским менталитетом к правильной жизни.

Новозаветная Церковь в образе Пресвятой Богородицы Девы Марии дает человечеству спасительную веру в образе Иисуса Христа, которая является выше Закона, потому что несет в себе саму суть понимания Любви, Прощения, Милосердия. Человек должен сам захотеть спасаться, понять для чего он живет, и он по своей воле должен делать все так в своей жизни, чтобы получить милость Божию. Человек должен принять Бога сердцем, а не только холодным умом, выйти из состояния рабства и вернуть себе Образ и Подобие, по которому создал нас Творец, став настоящей дочерью или сыном Света.

Особенности празднования в православной Церкви

На 40 -й день после Рождества Христова праздником Сретения Господня завершается Рождественский цикл праздников.

Дух богослужения Сретения тот же, что и дух Рождества Христова и Богоявления: прославить Богоявление на земле и отдать честь Пречистой Деве Марии, как Богоматери. Маленькая Ребенок, принесенный в храм, - это Бог Предвечный, который дал закон Моисею на горе Синай: «Сегодня Тот, - поем на стихирах литии, - что когда-то дал закон Моисею на Синае, повинуется ради нас предписаниям закона, потому что смилосердился над нами... сегодня Симеон берет на руки Господа славы, которого сначала Моисей в темноте видел, когда на Синайской горе давал ему таблицы... Творец неба и земли сегодня носится на руках старцем Симеоном».

Одним из праздников, установленных в память о важнейших событиях в земной жизни Иисуса Христа, является Сретение Господне, отмечаемое на 40-й день после Рождества и завершающее собой связанный с ним цикл торжеств. В Православном церковном календаре он занимает особое место, поскольку олицетворяет собой рубеж между эпохами Ветхого и Нового Завета.

По Закону Моисееву

Чтобы в полной мере понять, что за праздник Сретение Господне, необходимо не только обратиться к тексту 2-й главы Евангелия от Луки, где содержится описание этого события, но и коснуться также религиозных традиций еврейского народа, изложенных в Ветхом Завете. Согласно Закону Моисееву, приведённому в книгах Исход, Левит и Числа, женщина, родившая сына, в течение 40 дней считалась нечистой и не допускалась во храм. Этот обычай отчасти сохранился и до наших дней, хотя и не имеет столь строгой установки.

По истечении этого срока мать была обязана прийти с ребёнком в Иерусалимский храм и принести Богу очистительную и благодарственную жертву ─ ягнёнка и одну голубку. Если же семья, в которой родился ребёнок, была бедна, то допускался меньший размер жертвоприношения. Так поступали все жёны израильские. Главный смысл этого действа заключался в посвящении себя Богу и выражении Ему благодарности за ниспосланного младенца.

Из евангельских текстов явствует, что Пресвятая Дева Мария не имела нужды в очищении, поскольку Рождество Младенца Иисуса явилось следствием непорочного зачатия, совершённого наитием Святого Духа, но по Своему глубочайшему смирению Она пришла с младенцем Иисусом Христом во храм, чтобы исполнить предписание Закона. В качестве жертвоприношения Она смогла принести с Собой лишь двух малых голубок, так как весьма стеснённые материальные обстоятельства не позволяли большего.

Встреча небесного и земного

Ключ к пониманию того, что за праздник Сретение Господне, даёт само это слово, пришедшее к нам из церковнославянского языка. «Сретение» в переводе означает «встреча». Однако в данном случае в нём заложен более глубокий смысл, чем тот, который придаётся ему в обыденной речи.

Сын Божий, воплотившийся и принявший человеческое естество, впервые был принесён во храм, являвшийся не чем иным, как Домом Божьим. В дальнейшем Иисус Сам, говоря о нём, употребляет выражение «Дом Отца Моего». Следовательно, принесение Его во храм ─ это встреча (сретение) Бога-Сына и Бога-Отца. Не служителей храма с Девой Марией и принесённым Ею Младенцем, а именно земная встреча двух Божественных ипостасей.

Из евангельских текстов известно, что впоследствии Иисус Христос будет часто бывать во храме, а следовательно, и многократно встречаться с Отцом, но на сороковой день после Рождества это случилось впервые, и поэтому считается одним из главных праздников. Его отмечают не только православные христиане, но и католики, и протестанты.

Распространено и ещё одно объяснение того, что значит Сретение Господне. Сретение, то есть встреча Младенца Иисуса, произошла в данном случае не только с Его Отцом Небесным, незримо пребывавшем во храме, но и в лице праведного Симеона и пророчицы Анны (о них будет сказано ниже) со всеми людьми мира. Это вполне очевидно, поскольку, согласно бытовавшему в то время обычаю, израильские матери не показывали своё дитя посторонним до его принесения во храм. Таким образом, первые 40 дней жизни ребёнок был скрыт от людских глаз.

Праведный Симеон

Евангелист Лука повествует также о праведном старце Симеоне, жившем в Иерусалиме и пришедшем в тот день во храм. На нём следует остановиться подробнее, поскольку ему в Евангелии отведена весьма важная роль. Из Священного Предания известно, что Симеон входил в число 72-х мудрецов, которые по поручению египетского царя Птоломея занимались переводом Священного Писания с древнееврейского языка на греческий.

Ему выпало работать над текстом Книги пророка Исайи, и когда он дошёл до знаменитых слов «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», то впал в сомнение ─ как непорочная дева может родить? Сочтя это простой опиской составителя Книги, он в переводе вместо слова «Дева» хотел поставить «Жена», что более соответствовало его понятиям о человеческой природе, но внезапно появившийся ангел остановил его руку. Посланник Божий изрёк пророчество, согласно которому Симеон не вкусит смерти, пока не убедится в истинности слов пророка Исайи.

Из жития праведного Симеона Богоприимца (объяснение этой прибавки к имени будет дано ниже), составленного епископом Русской православной церкви Димитрием Ростовским, известно, что в ту пору ему было 60 лет ─ возраст сам по себе преклонный, но во исполнение пророчества он прожил ещё 300 лет, прежде чем в Вифлееме появился на свет Младенец Иисус. По некоторым данным, он даже стал священником Иерусалимского храма, заняв место убитого старца Захарии ─ отца Иоанна Предтечи.

Одно из церковных преданий, дошедших до наших дней, дополняет приведённый выше рассказ весьма любопытным фактом. Даже после явления ангела Симеона не оставляли сомнения в возможности рождения Младенца от Девы. И вот однажды, идя по берегу реки, он бросил в воду перстень, сказав при этом, что лишь обретя его вновь, поверит в истинность предсказания. На следующий день Симеон купил в одном из селений рыбу и, разделывая её, обнаружил внутри свой перстень. После этого чуда все сомнения его оставили.

Исполнение пророчества

Но вернёмся к Евангелию от Луки. Пребывая в более чем преклонных летах, праведный Симеон не мог оставить этот мир в силу откровения, данного ему свыше. В день, когда Пресвятая Богородица и Её обручник ─ праведный Иосиф, совершили Принесение во храм Младенца Иисуса, он по Божественному внушению явился туда и стал не только свидетелем, но и участником событий. Это положило начало исполнению Божественного откровения.

Подойдя ко Святому Семейству, он принял из рук Девы Марии Младенца Иисуса (за что был впоследствии наречен Богоприимцем) и изрёк пророчество о спасении мира. Его текст, представленный в статье, на протяжении многих веков звучит в православных храмах, став одной из наиболее известных молитв. Начинается она словами «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка…». Обратившись же к Матери Богомладенца, он открыл многое из того, что предстоит пережить и Ей Самой, и всему израильскому народу.

Ещё одной участницей этого великого события стала 84-летняя пророчица Анна, долгие годы пребывавшая во вдовстве и неотлучно находившаяся в Иерусалимском храме. На склоне лет она посвящала свои дни постам и молитвам. Подойдя вместе с праведным Симеоном ко Святому Семейству, она также славила Бога, а затем передала весть о явлении в мир Спасителя всем жителям Иерусалима.

Роль праведного Симеона и пророчицы Анны в Священной истории весьма велика. До Рождества Христова весь народ израильский на протяжении многих веков жил ожиданием прихода в мир Мессии-Спасителя, и лишь им двоим, последним праведникам Ветхого Завета, суждено было воочию узреть Его Пришествие. В лице Иисуса Христа произошло неслитное и нераздельное единение человека с Божеством, что они не только сподобились видеть, но и всенародно засвидетельствовали. Именно поэтому Сретение Господне вошло в число главных христианских праздников.

Когда же он был установлен?

На этот вопрос исследователи не могут дать точного ответа. Однако имеющиеся в их распоряжении исторические документы свидетельствуют о том, что до IV века цикл важнейших годовых христианских праздников включал в себя лишь Пасху, Пятидесятницу (День Святой Троицы) и Богоявление. В течение последующих двух столетий древнецерковный богослужебный календарь пополнился праздниками рождественского цикла. Поскольку есть все основания полагать, что в их число вошло и Сретение Господне, смысл которого непосредственно связан с явлением в мир Спасителя, принято считать именно этот период временем его установления.

Эта гипотеза имеет документальные обоснования. Самыми ранними из них являются путевые записи, составленные на рубеже IV и V веков западноевропейской паломницей Этерией, посетившей Святые места и подробно описавшей увиденное там в своих дневниках. В этом первом христианском памятнике подобного жанра Сретению Господню ещё не даётся самостоятельный литургический заголовок, и автор упоминает его лишь как 40-й день после Рождества, что косвенным образом подтверждает предположение о более позднем включении праздника в богослужебный цикл.

Тем не менее, судя по записям благочестивой и весьма любознательной паломницы, уже тогда этот день отмечался с большой торжественностью. Этерия описывает многолюдные шествия, подобные тем, что совершаются обычно на Пасху. Кроме того, по её словам, во всех храмах читался тот фрагмент Евангелия, где описывается приношение Младенца Иисуса в Иерусалимский храм и его встреча праведными Симеоном и Анной.

Месточтимый религиозный праздник

Следующим по хронологии историческим памятником, охватывающим эту тему, является армянский Лексионарий ─ церковная книга, содержащая тексты различных богослужений, с их комментариями и пояснениями. Написана она была в середине V столетия, и включает в себя молитвы, читавшиеся на Сретение Господне. Что за праздник отмечался в тот день, Лексионарий даёт достаточно полное представление, но в нём, как и в путевых записях паломницы Этерии, он ещё литургически не озаглавлен, а вновь упоминается лишь 40-м днём от Рождества Христова.

На основании двух упомянутых выше исторических памятников большинство современных исследователей делает вывод о том, что в период V-VI веков Сретение Господне хоть и отмечалось с большой торжественностью, но являлось лишь месточтимым праздником Иерусалимской церкви.

Совершавшиеся же в этот день молебны и шествия носили характер религиозных мистерий, позволявших их участникам в исторической обстановке пережить события сорокового дня земной жизни Спасителя и даже стать их участниками. Именно благодаря топографическому реализму всего происходившего этот ещё официально не установленный христианский праздник был уникален и не мог воспроизводиться в других поместных церквях.

Праздник, спасший Византию

Литературные источники более позднего времени (главным образом византийские) указывают на то, что в богослужебном календаре Константинопольской церкви этот праздник был официально учреждён в середине VI века, поле чего стал общегосударственным торжеством. Однако и в данном случае датировка этого события весьма расплывчата и не поддаётся более конкретному уточнению.

В "Четьих-Минеях" ─ церковной книге, предназначенной для чтения, а не для богослужения, на каждый день года содержатся определённые жития святых и рассказы о православных праздниках. В разделе, относящемся ко 2 (15) февраля, приводится легенда об установлении торжества по случаю Сретения Господня. Из неё мы узнаём о том, что в 541 году на Византийскую империю обрушилось сразу два бедствия ─ эпидемия моровой язвы и землетрясение. Ежедневно тысячи жителей страны либо находили смерть под обломками рушащихся зданий, либо умирали, поражённые страшной болезнью.

И вот когда уже казалось, что Божий гнев готов окончательно уничтожить некогда могучую и процветавшую империю, одному благочестивому мужу было чудесное явление. Посланник Небесных Сил открыл ему, что все бедствия, постигшие Византию, прекратятся, как только её народ начнёт отмечать праздник Сретения Господня.

Сей муж передал услышанное Константинопольскому патриарху, и когда наступило 2 (15) февраля, то есть 40-й день после Рождества Христова, по всей стране были совершены торжественные богослужения. И действительно, земные толчки сразу прекратились, а вместе с ними отступила и смертоносная эпидемия. Правивший в те годы император Юстиниан Великий в память об этом чудесном событии издал указ, согласно которому устанавливался новый христианский праздник ─ Сретение Господне.

Исторические свидетельства легендарных событий

Несмотря на то что события, изложенные в "Четьях-Минеях", более напоминают благочестивое сказание, нежели исторический обзор, в действительности они основаны на вполне реальных фактах. Например, из целого ряда независимых друг от друга источников абсолютно достоверно известно о землетрясении, постигшем Византию именно в указанный год.

Кроме того, из документов, составленных в период правления Юстиниана I, со всей очевидностью следует, что и эпидемия моровой язвы также не является выдумкой, а действительно унесла в тот год тысячи жизней. Так что вполне логично допустить, что поражённые этими бедствиями византийцы искали защиту у Бога и прибегли к такому радикальному, по их мнению, средству, как установление нового религиозного праздника.

Праздник христиан всего мира

Со временем традиция отмечать 15 февраля Сретенье Господне распространилась почти на весь христианский мир, хотя в разных конфессиях этот праздник именовался по-разному. Если на православной Руси его название всегда оставалось неизменным, то в Западной Церкви оно менялось. В течение длительного времени Сретение именовали Днём Очищения, а в 70-х годах минувшего века вошло в обиход следующее название: Праздник Жертвоприношения Господня.

Отметим также, что на вопрос о том, какого числа Сретение Господне, не все христианские церкви дают однозначный ответ. Например, армяне отмечают этот праздник на день раньше, то есть 14 февраля. Также и представители многих направлений Старообрядческой, или, как её принято сейчас называть, Единоверческой церкви, считают правильным отмечать праздник по старому стилю- 2 февраля.

Испокон века в календаре, принятом Русской православной церковью, среди двунадесятых праздников, то есть входящих в число наиболее значимых, указывается и Сретение Господне. Богослужение в этот день совершается по особому чину и отличается необычайной торжественностью. Во время праздничной литургии исполняются тропарь, кондак и величание Сретению.

Важно помнить, что этот праздник установлен в память события, стоящего на рубеже двух эпох, ─ периодов Ветхого и Нового завета. В себе он заключает как радость от явления в мир Спасителя, так и грусть, переполнившую сердце Девы Марии от слов Симеона Богоприимца, открывшего ей в тот день, что Её Сыну предстоит крестными мучениями и смертью искупить людские грехи.

Отмечая его, очень важно оставить в прошлом все дурные помыслы и наполнить сердца христианской любовью к ближним. Молитвы о её даровании в этот день принято возносить перед иконами «Сретение Господне», «Симеоново пророчество», а также богородичным образом «Умягчение злых сердец» (фото иконы приведено выше). Очень важно отметить праздник совершением каких-либо добрых дел и оказанием помощи тем, кто в ней нуждается.

Приметы и обычаи, связанные со Сретением Господним

Известно, что с этим праздником связано немало обычаев. Сретение Господне, например, испокон веков считалось наилучшим моментом для того, чтобы сделать предложение будущей невесте. Очевидно, полагали, что в этот день женские сердца наиболее отзывчивы. Если же согласие было получено ещё заранее, то именно в праздник Сретения старались обвенчаться, поскольку надеялись, что браки, заключенные в этот день, будут самыми счастливыми. Когда же по истечении должного срока аист приносил молодой чете награду за их любовь, то и наилучшим днём крещения младенцев также считалось Сретение Господне.

Ещё со времён Киевской Руси вошло в обычай по погоде, выдавшейся в этот день, строить прогнозы относительно того, какой в этот год будет весна. Считалось верной приметой, что если 2 (15 февраля) светит солнце, а мороз не слишком сильно щиплет нос и уши, то весна будет ранняя и дружная. Если же в праздничный день небо затянуло тучами и за окном не смолкает вьюга, то рассчитывать на скорое тепло не приходилось.

Касались народные приметы и будущего урожая. Так, если в праздничное утро чуть свет выпадал снег, то с уверенностью говорили, что хлеба в этом году вызреют рано, и урожай будет обильным. Если же снегопад начинался в середине дня, это тоже никого не смущало, но свидетельствовало лишь о том, что колосья нальются в обычное для них время. Опасение мог вызвать вечерний снег, но и тут оптимисты уверяли, что он сулит не бескормицу, а вызревание поздних сортов зерновых. Что же касается садоводов, то они считали ветреную погоду в день Сретения предвестником обильного урожая. Как ни странно, но безветрие в этот день ничего хорошего им не сулило.

Узнав в общих чертах, что за праздник - Сретение Господне, какой смысл кроется в евангельском событии, заложившем его основу, и взяв на заметку связанные с ним народные приметы, в очередной раз 15 февраля придём в церковь и под звуки праздничных песнопений воздадим хвалу Спасителю мира!