Подробно об изменениях фз 171 ст 16. Новые законопроекты об алкоголе: Количество переходит в качество.

Основным законом регулирующим производство и оборот алкогольной продукции является 171 ФЗ от 22.11.1995 г. 18.07.2011 был принят 218 ФЗ, внесший поправки в федеральный закон.

На кого распространяется закон 171 , по отношению к рознице:

Статья 1 пункт 2 ФЗ 171.

Данный закон распространяется на юридических лиц, которые осуществляю продажу алкоголя и пива.

А так же на физических лиц (Индивидуальных Предпринимателей) осуществляющих продажу пива.

Алкогольной продукцией в соответствии с 171 ФЗ является:

Статья 2 пункт 7 ФЗ 171.

Алкогольным продуктом является пищевой продукт, произведенный с использованием этилового спирта или со спиртосодержащим продуктом с содержанием 0,5 этилового спирта.

В соответствии с изменениями 218 ФЗ с 1июля 2012 года пиво приравнено к алкогольной продукции.

Алкогольная продукция бывает нескольких видов:

  • спиртной напиток
  • вино (фруктовое, ликерное, игристое)
  • пиво (пивной напиток)



Продажа алкоголя не допускается в соответствии с 171 ФЗ:

Статья 16 пункт 2 ФЗ 171.



С 1 января 2013 года, в соответствии с редакцией 218 ФЗ не допускается продажа пива на нестационарных торговых точках.



Статья 16 пункт 5 ФЗ 171.

С 1 июля 2012 г. продажа алкоголя запрещена с 23.00 до 08.00 по местному времени, данный запрет не распространяется на организации общественного питания.



Розничная организация должна иметь в соответствии с 171 ФЗ:

Статья 16 пункт 6 ФЗ 171.

Организации, осуществляющие розничную продажу алкоголя и пива должны иметь стационарный торговый объект и складское помещение и контрольно-кассовую технику.



Розничные организации, реализующие алкоголь должны иметь лицензию в соответствии с 171 ФЗ:

Статья 18 пункт 1 ФЗ 171.

Организации, осуществляющие розничную продажу алкоголя должны быть лицензированы.

На организации, продающие только пиво, данное требование не распространяется.



Статья 18 пункт 10 ФЗ 171.

Лицензию на розничную продажу алкоголя выдает уполномоченный орган субъекта РФ ФСРАР.



Розничные организации, реализующие алкоголь и пиво должны сдавать декларации по алкоголю и пиву в соответствии с 218 ФЗ:

Статья 14 пункт 1 ФЗ 218.

Организации, которые осуществляют розничную продажу алкоголя и пива должны вести учет и декларирование своих объемов продажи.



Статья 14 пункт 4 ФЗ 218.

Порядок декларирования устанавливается Правительством РФ.

Розничные организации сдают декларации в уполномоченный орган субъекта РФ ФСРАР и в само Росалкогольрегулирование.

Уполномоченный орган субъекта РФ ФСРАР передает данные в Росалкогольрегулирование и ведет учет статистической информации.

С 1 января 2017 года вступили в действие ряд изменений, которые отразятся на продаже алкоголя. Чиновники ограничили продажу пива в пластиковых бутылках, что окажет существенное влияние на представителей отрасли. При этом продажа алкоголя будет осуществляться в рамках ЕГАИС. К июлю месяцу фиксация торговли алкоголем станет обязательной не только для городов, но и небольших поселков.

Продажа алкоголя: ключевые изменения с 1 января 2017 года

Законодатели запретили продавать алкогольную продукцию в ПЭТ-таре, объем которой превышает 1,5 литра. При этом ограничения распространяются на весь ассортимент продукции, хотя изначально предполагалось ограничить только продажу пива. Также законодатели допускали снижение максимальной емкости тары до 0,5 литра, однако в ходе дальнейших обсуждений отказались от данной идеи.

С начала следующего года ограничивается производство и оптовая торговля алкоголем в соответствующей упаковке. Запрет на розничную продажу вступает в действие во втором полугодии 2017 года.

Нарушения принятого закона чреваты серьезными штрафами. Если объем бутылки будет превышать установленные нормы, то штраф для организации составит 300-500 тыс. руб. Кроме того, должностным лицам придется уплатить дополнительно 100-200 тыс. руб. штрафных санкций. В таких условиях с 1 января 2017 года производство алкоголя в пластиковой таре, которая не соответствует стандартам, приведет к серьезным затратам.

Инициатива чиновников направлена на повышение качества алкогольной продукции. Выпуск алкоголя в «больших» пластиковых бутылках позволял многим компаниям нарушать технологии производства, что отражалось на потребительских свойствах продукции. В результате потребления подобной продукции создавалась угроза для здоровья граждан, отмечали представители власти.

Производители алкоголя скептически относятся к инициативе чиновников. В первую очередь новые правила негативно отразятся на продаже пива в 2017 году.

Ужесточение правил для производителей

С 2017 года будет введено несколько дополнений к правилам, которые касаются производителей алкогольной продукции. Напомним, на сегодня, они таковы:

— выпуском алкоголя могут заниматься только юридические лица;

— производственные площади должны отвечать всем нормативам и находиться в аренде или собственности. Причем договор на аренду не может заключаться на срок, менее одного года.

Теперь же специально оговаривается, что эти помещения должны быть исключительно стационарного типа.

С 2017 года несвоевременная оплата административных штрафов, станет основанием для отказа в выдаче лицензии, либо ее приостановки. Это достаточно жесткое правило, которое ранее не практиковалось.

Также у госорганов появится возможность проводить внеплановые проверки производителей, по одному лишь анализу документации, полученной при проведении контроля.

Позиция отечественных пивоваров

Решение законодателей об ограничении ПЭТ-тары нанесет существенный удар по российским пивоварам. Представители отрасли еще не успели оправиться после экономического кризиса и продолжают испытывать значительные финансовые трудности. Кроме того, нововведения затронут смежные отрасли, обеспечивающие производство пластиковых бутылок.

Помимо предпринимателей, с негативными последствиями столкнутся региональные бюджеты, которые недополучат значительную часть поступлений. При этом аргументы чиновников, намеренных ограничить объем ПЭТ-тары, выглядят достаточно спорными. Производители не видят прямой связи между качеством продукции и объемом пластиковых бутылок. Если законодатели намерены позаботиться о здоровье граждан, то для достижения этой цели достаточно усилить контроль над соблюдением технологии производства.

В таких условиях участники рынка обратились за поддержкой к Владимиру Путину. Без помощи государства многие компании не смогут выполнять свои обязательства и окажутся на грани банкротства.

Кроме того, отечественные пивовары были вынуждены подключиться к программе ЕГАИС, что потребовало значительных инвестиций со стороны представителей бизнеса.

Особенности ЕГАИС

Торговля алкогольной продукцией должна осуществляться в рамках ЕГАИС, что останется актуальным с 1 января 2017 года. Данный механизм автоматического учета позволяет отслеживать перемещение и продажу алкоголя в режиме реального времени, что является эффективным способом борьбы с теневым рынком.

Точка продажи спиртных напитков должна быть оснащена специальным сканером, который распознает информацию с каждой бутылки и передает сведения в единую базу данных. Кроме того, для дополнительной защиты был разработан двухмерный штрих-код, который распечатывается на каждом чеке. Используя данную информацию, потребитель может убедиться в подлинности приобретаемой продукции.

Применение ЕГАИС позволяет улучшить контроль качества алкогольной продукции на каждом этапе реализации. Еще один вопрос, который волновал чиновников, – увеличение поступлений в бюджет. С помощью данного механизма снижаются объемы продажи «теневого» алкоголя, что увеличивает налоговые поступления.


Для представителей бизнеса переход на использование ЕГАИС был связан со значительными сложностями. Производители были вынуждены увеличить свои затраты для своевременной передачи данных. Учитывая непростое финансовое положение многих компаний в условиях кризиса, дополнительные инвестиции стали неприятным сюрпризом для большинства из них. При этом у представителей бизнеса не было выбора, работа без использования ЕГАИС чревата серьезными штрафами.

В 2017 году вступают в действие изменения, которые отразятся на торговле алкоголем. В том числе с 1 июля 2017 года запрещено производство пива и другого алкоголя в ПЭТ-таре, объем которой превышает полтора литра.

Данная мера направлена на повышение качества продукции, утверждают чиновники. В свою очередь, представители бизнеса считают подобные нововведения вредными для развития алкогольной отрасли.

Кроме того, продажа алкоголя должна осуществляться в рамках ЕГАИС. Автоматизированная система учета позволяет сократить объемы теневого рынка и повысить контроль над подлинностью алкогольной продукции.

Несоблюдение установленных норм приведет к серьезным штрафам, размеры которых достигают 0,5 млн руб.

Торговля алкоголем через интернет

Продолжает оставаться незаконной в 2017 году, но в Минфине РФ, предложили поэтапно решать данный вопрос. Начинать планируют с легализации продаж винодельческой продукции с защищенными географическими названиями, а также пива и медовухи. Вероятнее всего это будет уже со следующего года, а, с 2019 года, легально торговать в Интернете можно будет любым маркированным алкоголем. Естественно при условии, что предприниматель получит разрешительные документы с лицензией и зарегистрируется в ЕГАИС.

От алкоголя к ЗОЖ

Правительство озаботилось образом жизни россиян и решило заняться его оздоровлением. На сайте кабинета министров, был опубликован проект с громким названием «Формирование здорового образа жизни». Согласно плану, число приверженцев ЗОЖ всего за три года должно увеличиться с 36 нынешних до 60 процентов. Поэтому можно предположить, что правила продажи алкоголя в 2017 году и последующих будут ужесточаться, а цены на него расти.

В свете последних событий, когда несколько десятков любителей экспериментов с суррогатным алкоголем умерли от него в Иркутской области, Совет Федерации оперативно подготовил пакет поправок в федеральное законодательство, чтобы подобные злоупотребления со стороны потребителей, производителей и продавцов больше не повторялись.

Уже 28 декабря 2016 года в Госдуму поступил законопроект № 66697-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Новая терминология и вид контроля

В основном для сферы алкоголя Федеральном законе от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ (далее – Закон № 171-ФЗ) может появиться понятие «перемещения алкогольной и (или) спиртосодержащей пищевой продукции». Это – изменение ее местонахождения, как с использованием транспортных средств, так и без них.

Вместо лицензионного контроля за розничной торговлей алкоголем будет действовать государственный контроль, который подразумевает более широкие меры и возможности реагирования на нарушения.

Более того, законодатели хотят ввести новый вид контроля – за розничными продажами спиртосодержащей непищевой продукции. К ней, в частности, относят погубившую много жизней настойку общераспространенного растения. Причем контроль за непищевой спиртовой продукцией ляжет на плечи региональных властей, а также местных муниципалитетов.

Документы

Возврат этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции будет возможен только при наличии 3х сопроводительных документов:

  1. товарно-транспортной накладной;
  2. справки к таможенной декларации;
  3. справки к ТТН.

Алкоматы – под запретом

В статье 11 Закона № 171-ФЗ появится особый прямой запрет – на продажу в розницу спиртовой пищевой и непищевой продукции через торговые (так называемые вендинговые) автоматы.

Кроме того, региональные власти смогут вводит ограничения в отношении условий и мест розничной торговли непищевой спиртовой продукции.

И еще один интересный запрет (новый абзац п. 1 ст. 26 Закона № 171-ФЗ), который касается обычных людей. По общему правилу нельзя перемещать немаркированный алкоголь. Однако исключение сделано для физлиц. Объем – 5 л на одного человека с долей этилового спирта от 28%.

Новые требования к производителям

На сегодня они таковы:

С 2017 года законодатели хотят добавить важное уточнение: что помещения для изготовления и складирования продукции должны быть именно стационарными.

Появится новое основание для отказа в выдаче алкогольной лицензии – это наличие неперечисленного в срок административного штрафа за любое нарушение в данной сфере. Также это грозит приостановкой лицензии.

Если лицензиат в срок не известит, что устранил все моменты, которые повлекли приостановление лицензии, приостановка будет действовать до направления в суд заявления об аннулировании лицензии.

Основанием внеплановой проверки лицензиата теперь может послужить анализ документов, полученных в результате государственного контроля (по смыслу нормы вытекает, что это не обязательно специализированный надзор за алкогольной сферой). Кроме того, поводом станет и заявление об устранении обстоятельств, которые привели к приостановке лицензии.

Будет установлен запрет на производство алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции из фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола).

Запрет для сайтов

В разряд запрещенной информации автоматически будут отнесены предложения о покупке в розницу алкогольной продукции дистанционным способом (новый подп. «е» п. 1 ч. 5 ст. 151 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).


Проще говоря, сайты с подобными предложениями будут блокировать. Сразу, без решения суда.

Новые штрафы

Новая норма КоАП РФ Нарушение Наказание
Часть 7 ст. 13.15 Предложение розничной продажи алкоголя дистанционным способом Штраф:

На граждан: 3000 – 5000 руб.;
на должностных лиц: 30 000 – 50 000 руб.;
на компанию: 400 000 – 1 млн руб.

Статья 14.17.1 «Незаконное перемещение физлицами
алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции»
Перемещение немаркированной алкогольной
и спиртосодержащей пищевой продукции (исключение: у человека не более 5 л с содержанием этилового спирта более 28%)
Штраф: 3000 – 5000 руб. с конфискацией напитка

По аналогии с онлайн-кассами

Законопроект содержит ряд чисто технических требований по отношению к:

  • емкостям для приема фармацевтического этилового спирта;
  • программно-аппаратным средствам;
  • оборудованию для учета объема оборота и использования этилового спирта.

В конечно счете они должны обеспечивать прием и передачу данных об объеме использования, производства, хранения, поставки и (или) закупки спиртосодержащих веществ в единую государственную автоматизированную информационную систему. Поскольку это потребует определенной степени переоснащения и финансовых затрат, начало действия этих «технических» поправок запланировано на 1 января 2018 года.

Перевозки

Будет уточнено, что требование о наличии в собственности, оперативном управлении или хозяйственном ведении транспортных средств не распространяется на перевозки этилового спирта и нефасованной спиртовой продукции с содержанием этила более 25% процентов на ж/д транспорт.

Но, как и при перевозках автотранспортом, ж/д состав должен быть оборудован специальными средствами автоматической регистрации движения с передачей данных о перемещении, маршруте, стоянках по навигации в общую систему контроля.

Судя по всему, у рассматриваемого пакета поправок большие шансы на прохождение. Большинство из них начнут действовать сразу после подписания Президентом этого законопроекта.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .