Если контракт на меньшую сумму. Доп соглашение к контракту о исполнении на меньшую сумму образец скачать

Заключен контракт с единственным теплоснабжение. цена договора 63 940,64 срок действия 31.12.2016. на 31 декабря договор будет исполнен на сумму 63 700,50. Как закрывать контракт в реестре контрактов по факту исполнения бед допсоглашения о расторжении контракта или необходимо заключить дополнительное соглашение о расторжении контракта где указать цена контракта на момент расторжения составляет 63 700,50?

Ответ

Константин Эделев , эксперт Системы Госзаказ

С 14 августа 2019 года изменили порядок расчета штрафов по 44-ФЗ: убрали требование о фиксированной сумме, снизили неустойку для СМП и СОНО. В статье найдете все актуальные правила. Работу с неустойкой упростят примеры формулировок и судебная практика.

В случае, указанном в Вашем вопросе, заказчик вправе как расторгнуть контракт по соглашению сторон в объеме оказанных услуг, так и заключить к нему дополнительное соглашение об уменьшении объема услуг. При этом, следует отметить, что если условиями осуществления закупки был применен п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ, а именно, условие о невозможности определения объема услуг, то у заказчика нет правовых оснований для внесения изменений в цену контракта.

Поэтому, в Вашем случае, если у заказчика отпала необходимость в некотором объеме услуг, заказчик и исполнитель вправе на основании части 8 статьи 95 Закона № 44-ФЗ расторгнуть контракт по соглашению сторон в исполненной части, указав при этом в соглашении о расторжении контракта объем оказанных услуг, сумму, подлежащую оплате исполнителю. Заказчиком в таком случае оплачивается только объем оказанных услуг. В свою очередь, так как исходя из содержания вопроса, сумма аванса превышает объем оказанных услуг, то в соглашении о расторжении контракта необходимо указать сумму, которая подлежит возврату заказчику.

Ч то делать заказчику, если объем услуг не выбран в полном объеме

Заказчик вправе как расторгнуть контракт по соглашению сторон, так и заключить к нему дополнительное соглашение об уменьшении объема услуг.Если у заказчика отпала необходимость в некотором объеме услуг, заказчик и исполнитель вправе на основании части 8 статьи 95 Закона № 44-ФЗ расторгнуть контракт по соглашению сторон в исполненной части, указав при этом в соглашении о расторжении контракта объем оказанных услуг, сумму, подлежащую оплате исполнителю. Заказчиком в таком случае оплачивается только объем оказанных услуг.

Уменьшить объем услуг заказчик может в случае, если такое условие было предусмотрено контрактом, и с учетом положений подпункта «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

ПИСЬМО МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ от 18.03.2016 № Д28и-711

«…Пунктом 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ определено, что в случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом при заключении контракта цена единицы работы или услуги включается в такой контракт.

Статьей 95 Закона № 44-ФЗ установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, установленных положениями указанной статьи . В данной норме содержится исчерпывающий перечень случаев, при которых возможно изменение существенных условий контракта по соглашению сторон.

Подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ предусмотрена возможность изменения существенных условий контракта (если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом) при его исполнении по соглашению сторон в случае снижения цены контракта без изменения предусмотренных контрактом объема работы, качества выполняемой работы и иных условий контракта.

Таким образом, в соответствии с положениями статьи 95 Закона № 44-ФЗ изменение цены контракта в рассматриваемом в обращении случае не допускается. …»

Как правильно закрыть контракты в конце года, которые заключены согласно п. 1, п. 8, п. 29 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"? Нужно ли заключать соглашение о расторжении контракта: а) если осталась неиспользованная сумма в пределах 10% от общей суммы контракта; б) если неиспользованная сумма превышает 10% общей суммы контракта?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Полагаем, что, если на день истечения срока действия контракта фактический объем (и, соответственно, стоимость) исполненного контрагентом меньше, чем предусмотрено контрактом, целесообразно расторгнуть контракт по соглашению сторон.

Обоснование вывода:
Договором, которым в силу Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) является и контракт, признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей ( ГК РФ), то есть об установлении обязательств ( ГК РФ)*(1). А ГК РФ установлено, что законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору, при этом договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Поэтому в каждом конкретном случае суд в первую очередь устанавливает, вытекает ли из договора (контракта), что установленные им обязательства должны (или могут при определенных обстоятельствах) исполняться после окончания указанного в договоре срока его действия.
Таким образом, если контрактом предусмотрено, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон, то необходимости расторгать контракт при описанных в вопросе обстоятельствах нет, поскольку его действие и так уже прекращено (смотрите, например, ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.03.2013 N Ф02-209/13 и от 13.09.2010 N А33-910/2010, ФАС Северо-Кавказского округа от 22.06.2012 N Ф08-3213/12 и от 26.05.2010 N А63-18488/2009 ( ВАС РФ от 01.10.2010 N ВАС-11358/10 отказано в передаче данного постановления для пересмотра в порядке надзора), ФАС Московского округа от 14.02.2013 N Ф05-16497/12 и от 05.12.2012 N Ф05-13506/12). Безусловно, при обоюдном желании сторон каким-либо образом документально подтвердить факт прекращения их отношений по контракту, срок действия которого истек, стороны могут составить подобный документ в произвольной форме (например в виде акта об исполнении контракта с указанием объемов произведенного сторонами исполнения и того обстоятельства, что потребности в получении оставшейся части товара заказчик не имеет в связи с заключением нового контракта). Подобный вариант законом не предусмотрен, но и не противоречит ему. Если же упомянутое выше условие контрактом не предусмотрено, то формально (несмотря на то, что срок контракта истек, а сторонами заключен новый контракт) он продолжает действовать, а значит, если фактически стороны прекратили его исполнение, это следует зафиксировать документально, расторгнув контракт по соглашению сторон.
Согласно Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. Исходя из положений , Закона N 44-ФЗ количество товара, объем работ или услуг по контракту являются существенными условиями, которые не могут изменяться. Изменение количества товара, объема работ или услуг по контракту по соглашению сторон (по предложению заказчика) допускается только в пределах 10% по правилам, предусмотренным Закона N 44-ФЗ. Таким образом, условия контракта о цене, количестве товара, объеме выполнения работ (оказания услуг) не могут изменяться, за исключением случаев, прямо указанных в Законе N 44-ФЗ.
Вместе с тем это не означает, что в отсутствие обстоятельств, позволяющих изменить указанные условия контракта, он должен быть исполнен в полном объеме в любом случае, независимо ни от каких объективных обстоятельств. N 44-ФЗ такого требования не содержит. Более того, представляется, что подобное требование противоречило бы таким принципам закупки, как принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, принцип эффективности осуществления закупок ( , Закона N 44-ФЗ). Ведь в случае, если, например, потребность в выполнении каких-либо работ (услуг) отпадает или их объем уточняется в ходе исполнения контракта в меньшую сторону, средства будут истрачены на удовлетворение фактически отсутствующей потребности.
Запрет на изменение контракта не оставляет много вариантов разрешения подобных ситуаций, один из наиболее очевидных - расторжение контракта по соглашению сторон после получения заказчиком исполнения в необходимом ему объеме. Закона N 44-ФЗ прямо устанавливает, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. При этом для расторжения контракта по соглашению сторон каких-либо специальных оснований не требуется, достаточно самого наличия обоюдного согласия сторон на расторжение договора. Аналогичные, по сути, разъяснения приведены в п. 44 обзорного Федерального казначейства от 02.07.2012 N 42-7.4-05/6.3-354, в котором рекомендовано при уменьшении фактического объема поставки товаров, работ, услуг именно оформлять соглашение о расторжении контракта по соглашению сторон (смотрите также ответ на вопрос N 5 в письме Федерального казначейства от 12.05.2010 N 42-7.4-05/8.5-305). Упомянутые разъяснения касаются положений утратившего ныне силу от 21.07.2005 N 94-ФЗ, однако, как нам представляется, они не утратили актуальности*(2). Это связано, в частности, из Закона N 44-ФЗ, Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (утверждены Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084), положения которых косвенно указывают на то, что до расторжения контракта или его прекращения надлежащим исполнением ( ГК РФ) он отображается в ЕИС как действующий*(3).
Таким образом, стороны принципиально не лишены возможности расторгнуть контракт по обоюдному соглашению, если, например, в ходе исполнения контракта потребность в дальнейшем исполнении контрагентом обязательств (поставке товара, оказании услуг, выполнении работ) отпала или на момент предусмотренного контрактом истечения срока его действия указанный в нем объем товара заказчиком не выбран, а значит, и не оплачен в полном объеме. Разумеется, если такая возможность предусмотрена контрактом ( Закона N 44-ФЗ), стороны вправе заключить дополнительное соглашение об уменьшении в пределах 10% предусмотренного контрактом количества товара (объема работ, услуг) и пропорциональном снижении цены. Однако очевидно, что соответствующие показатели, зафиксированные в таком соглашении, могут не совпасть с фактически "выбранным" заказчиком на последний день срока действия контракта и подлежащим оплате объемом товара (работ, услуг). Поэтому полагаем, что при описанных в вопросе обстоятельствах указанные контракты целесообразно расторгнуть по соглашению сторон., вопрос 2 в письме Минэкономразвития РФ от 28.03.2016 N Д28и-898.
*(3) В связи с этим отметим, что в рамках консультирования по вопросам применения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд нами рассматриваются гражданско-правовые вопросы осуществления закупок, предусмотренных N 44-ФЗ. Вопросы же технического и административного характера, касающиеся в том числе функционирования единой информационной системы (сайт zakupki.gov.ru, далее - ЕИС), из сферы консультирования исключаются (в частности, какие именно действия необходимо совершить для того, чтобы контракт отображался в ЕИС как исполненный).

Заказчик заключил контракты с субъектами естественных монополий. Контракты заключены на одну сумму, а фактически заказчик оплачивает меньшую сумму (сумма снижения больше 10 %). Подскажите, как правильно сделать исполнение данных контрактов. Требуется ли оформление дополнительного соглашения, если да, то на каком основании?

Ответ

Константин Эделев , эксперт Системы Госзаказ

С 14 августа 2019 года изменили порядок расчета штрафов по 44-ФЗ: убрали требование о фиксированной сумме, снизили неустойку для СМП и СОНО. В статье найдете все актуальные правила. Работу с неустойкой упростят примеры формулировок и судебная практика.

Можно применить положения подп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. При снижении тарифов нужно применять п. 5 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Заключение контракта на сумму меньшую, чем указано в заявке участника

При осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса может ли заказчик с предварительного согласия исполнителя, заключить контракт (по п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) на сумму меньшую, чем указано в заявке участника?

Решение

Согласно ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации. При заключении контракта его цена не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса.

В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе в случае признание несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений в соответствии с и , и , . Согласование заключения контракта в указанных случаях, за исключением случаев заключения контрактов в соответствии с и , и , проводится при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок. В соответствии с настоящим пунктом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки, или цену контракта, предложенную соответствующим участником закупки при проведении электронного аукциона.

Следовательно, так как при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса, участник в своей заявке, в том числе предлагает цену контракта, то контракт должен быть заключен по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт.

Таким образом, по мнению экспертов, у заказчика нет правовых оснований для заключения контракта по цене, которая отлична от цены, которая предложена в заявке участника.

Вместе с тем, следует отметить, что в установлена возможность при исполнении контракта снижении цены такого контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта, в случае если такая возможность была предусмотрена документацией о закупке и контрактом.

Следовательно, если в документации о закупке и контрактом предусмотрена возможность внесения изменения в контракт на основании , то стороны вправе снизить цену контракта после заключения такого контракта.

Журнал - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.

Одним из ключевых пунктов договора, заключенного в рамках 44-ФЗ, становится срок его действия. Такое условие определяет период, в течение которого обе стороны обязаны в полном объеме исполнить взятые на себя обязательства. Перед заключением контракта сторонам необходимо обязательно оценить свою возможность исполнить обязанности в установленное время. Особенности установления срока действия договора Законодательство напрямую не регламентирует правила, по которым определяется срок действия контракта. Поэтому заказчикам при составлении документа необходимо руководствоваться Гражданским и Бюджетным Кодексами РФ. Пункт 3 статьи 425 ГК предусматривает, что конец времени действия контракта означает прекращение договорных обязательств. При этом момент окончания действия контракта не равнозначен времени исполнения обязательств.

Срок действия договора истек, а операции не завершены. что делать?

Договор порождает обязательства (п. 2 ст. 307 ГК РФ), и по общему правилу, установленному ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. В соответствии с п. 1 ст. 407 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором. Согласно же п. 3 ст. 425 ГК РФ, при отсутствии в законе или договоре специального условия о том, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по нему, такой договор признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.К сожалению, последняя норма сформулирована таким образом, что допускает разные прочтения.

Оплата работ после истечения срока действия контракта

Важно

Уменьшение цены контракта с сохранением объема оказываемых услуг возможно только по соглашению сторон, иное ее изменение в ходе исполнения контракта допускается лишь в случаях, прямо предусмотренных Законом № 94-ФЗ (включая упомянутые выше), когда изменяется объем указанных услуг. Рассматриваемая ситуация ни к одному из таких случаев не относится.Таким образом, исполнитель, надлежаще выполнивший все обязательства по контракту, вправе рассчитывать на получение всей оговоренной суммы.Вместе с тем, по нашему мнению, это не означает обязательность уплаты полной цены контракта, если услуги оказаны в меньшем, чем предусмотрено контрактом, объеме. По смыслу норм гражданского законодательства, в частности положений п.


1 ст. 423, п. 1 ст. 779, ст. 781 ГК РФ, применение которых возможно в силу указаний ч. 1 ст.
Вопрос: Надо ли в 2016 году заключать допсоглашение или расторгать контракт на оказание услуг связи со сроком действия до 31.12.2015 г. при условии, что не выбрана вся сумма контакта? Ответ: Нет, заключать дополнительное соглашение о расторжении контракта или об изменении суммы контракта не надо. При закупке оказании услуг местной связи Вы установили начальную (максимальную) цену контракта исходя из лимита денежных средств отпущенных на эти цели. В соответствии с п. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 г.
N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ) т.к.

Если срок действия контракта истек а договор исполнен не полностью

Расторгать договор, если он уже прекратил действие, бессмысленно — смотрите, например, постановление Третьего ААС от 26.11.2012 N 03АП-4355/12, постановление Девятого ААС от 09.11.2012 N 09АП-31697/12, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.09.2010 по делу N А33-910/2010, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 10.07.2009 по делу N А28-13776/2008-392/17, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.05.2010 N А63-18488/2009 (определением ВАС РФ от 01.10.2010 N ВАС-11358/10 отказано в передаче данного постановления для пересмотра в порядке надзора), постановление ФАС Уральского округа от 26.08.2008 N Ф09-6114/08-С5, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.03.2010 по делу N А75-6516/2009 (определением ВАС РФ от 12.07.2010 N ВАС-8771/10 в передаче в Президиум ВАС РФ данного дела для пересмотра в порядке надзора было отказано). К сожалению, п. 3 ст.
Отсюда следует, что договор подряда считается прекращенным по истечении предусмотренного в нем конечного срока выполнения работы (смотрите, например, постановления Президиума ВАС РФ от 13.02.2002 № 7223/98, ФАС Уральского округа от 23.12.2010 № Ф09-10272/10-С2, ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.04.2001 № А19-12505/00-35-Ф02-814/01-С2, ФАС Северо-Западного округа от 18.01.2010 по делу № А56-32219/2008 и от 28.08.2008 № А56-9516/2005 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 24.04.2009 № 15523/08; в передаче последнего дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора отказано)).К этой точке зрения примыкает позиция, высказанная в п. 2 письма ВАС РФ от 10.08.1994 № С1-7/ОП-555, изданного еще до вступления в силу части первой ГК РФ.

Инфо

При этом ФАС Центрального округа в постановлении от 02.08.2012 N Ф10-2675/12 дополнительно отметил, что нормы Закона N 94-ФЗ также не предусматривают право государственного заказчика требовать от поставщика исполнения обязательств по государственному контракту в натуре после истечения срока действия договора. По нашему мнению вторая позиция представляется более обоснованной нормами закона. Однако, как видим, во-первых, практика по данному вопросу не единообразна.


Во-вторых, заметим, что в любом случае решение вопроса зависит от содержания договора — сочтет ли суд, что они требуют от поставщика исполнения обязанностей по поставке после окончания срока действия договора, или нет. Соответственно, решение по конкретному делу будет зависеть от позиции арбитражного суда и его оценки содержания конкретного контракта.

Внимание

Закона № 94-ФЗ, обязательственные правоотношения между заказчиком и исполнителем основываются на принципах возмездности, эквивалентности (установленной договором) суммы оплаты объему оказанных услуг. Поэтому, учитывая, что цена по контракту определяется за весь объем услуг, уплата полной цены за услуги, оказанные не в полном объеме, должна рассматриваться как неосновательное обогащение исполнителя (ст. 1102 ГК РФ).Соответственно, если услуги оказаны в меньшем объеме, чем определен контрактом, оплата должна быть произведена в размере, пропорциональном объему фактически оказанных услуг. Однако одновременно следует учитывать, что в соответствии с положениями п.


2 ст.
В нем говорится: если работа окончательно не выполнена подрядчиком в установленный договором срок, а заказчик не утратил интерес к ее выполнению данным подрядчиком, договор действует до окончательного выполнения всей работы. Если же интерес заказчика утрачен и он после истечения срока выполнения работы предъявляет подрядчику требование о возмещении понесенных им убытков, вызванных этим нарушением, то договор подряда следует считать прекращенным. Данная позиция принимается некоторыми арбитражными судами и в настоящее время (смотрите, например, решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.02.2011 № А60-40968/2010).
На наш взгляд, эта позиция не противоречит п. 3 ст. 425 ГК РФ при ее толковании со второй точки зрения.
Также и ч. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ установлено, что государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. Такое же мнение высказано и в письме Минэкономразвития России от 26.05.2015 N Д28и-1331 «Об определении начальной (максимальной) цены контракта, если объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг определить невозможно и оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта».
Закона № 94-ФЗ.Таким образом, к контракту применяются нормы Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено самим Законом № 94-ФЗ.В связи с этим следует учитывать, что возможность расторжения договора, то есть прекращения обязательств, вытекающих из него (п. 2 ст. 453 ГК РФ), установлена только в отношении фактически действующего договора. Расторгать договор, если он уже прекратил действие, бессмысленно (смотрите, например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.03.2010 по делу № А75-6516/2009 (определением ВАС РФ от 12.07.2010 № ВАС-8771/10 в передаче в Президиум ВАС РФ данного дела для пересмотра в порядке надзора было отказано)).Поскольку Законом № 94-ФЗ никаких особых условий относительно срока действия контракта и вытекающих из него обязательств не установлено, необходимо руководствоваться нормами Гражданского кодекса РФ.Согласно п. 1 ст.

Специально для сайта www.сайт

Костюченко Юлия Михайловна, Юрисконсульт

В силу ст. 779 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия и осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Оплата оказанных услуг должна производиться в сроки и порядке, которые указаны в договоре (ст. 781 ГК РФ).

Заказчики, работающие по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ ), имеют право вносить изменения в договор как на стадии его заключения, так и на стадии исполнения. Положениями п. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентировано, что возможность внесения изменений в договор, а также условия их внесения должны содержаться в Положении о закупке Заказчика, т.к. конкретный порядок заключения и исполнения договоров, принятый Заказчиком, содержится именно в Положении о закупке.

При отсутствии в Положении о закупке возможности внесения изменений в договор, правомерность внесения изменений в договор, заключенный заказчиком, работающим по Закону № 223‑ФЗ, является сомнительной. Отсутствует судебная практика, также как и разъяснения контролирующих органов по оценке правомерности внесения изменений в договор, заключенный в рамках Закона № 223-ФЗ, при отсутствии подобной возможности в Положении о закупке.

В соответствии с п. 3 ст. 425 ГК РФ договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.

При наличии подобной формулировки договор прекращает свое действие и как указал ВАС РФ в Определении от 25.03.2011 № ВАС-2955/11 по делу № А27-22628/2009, договор, прекративший свое действие, не может быть изменен. Следовательно, в таком случае ни расторгнуть, ни изменить данный договор Заказчик не может, так как он уже прекращен.

Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. В данном случае стороны вправе в соответствии с Положением о закупке Заказчика подписать с оглашение об изменении объема оказываемых услуг и цены договора и о расторжении договора. При этом ни нормы ГК РФ, ни нормы Закона № 223-ФЗ не содержат сроков, в которые данное соглашение должно быть заключено. Возможно, данные сроки установлены в Положении о закупке Заказчика.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru)при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.

То есть, информация об изменении договора подлежит размещению на официальном сайте в течение 10 дней со дня внесения таких изменений. Днем внесения изменений возможно считать день подписания дополнительного соглашения к договору, заключенному по результатам закупочной процедуры.

Законодательно не урегулирован, и не был предметом рассмотрения в судебной практике вопрос изменения объема и цены закупок в случае, если заключение дополнительного соглашения к договору невозможно по причине прекращения его действия, но при этом договор сторонами полностью не исполнен, т.к. это делает невозможным исполнение ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ. Возможно, это связано с тем, что заказчики, заключающие договоры в соответствии с положениями Закона № 223-ФЗ, избегают формулировок, предусмотренных п. 3 ст. 425 ГК РФ, а именно «окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору». Если же подобная формулировка условиями договора предусмотрена, то в данном случае возможно рекомендовать до истечения срока действия такого договора заключить между сторонами дополнительное соглашение, которым стороны исключат данное положение договора.

Таким образом, если д оговор заключен в рамках Закона № 223-ФЗ на календарный год (2016), а сумма оказанных услуг за год отличается от суммы договора в меньшую сторону, с целью реализации положений ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ сторонам необходимо подписать соглашение об изменении объема оказываемых услуг и цены Договора, и расторгнуть Договор.

При наличии в Положении о закупках возможности внесения изменений в условия договора, в зависимости от установленного условиями договора срока его действия:

1. Если условиями договора предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору, то до окончания срока действия такого договора необходимо заключить между сторонами дополнительное соглашение, которым стороны исключат данное положение договора, а по окончанию периода оказания услуг заключить дополнительное соглашение об изменении объема оказываемых услуг и цены Договора и расторгнуть Договор;

2. Если условиями договора не предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору, то по окончанию периода оказания услуг необходимо заключить дополнительное соглашение об изменении объема оказываемых услуг и цены Договора и расторгнуть Договор.

При отсутствии в Положении о закупке сроков внесения изменений в Договор, изменения могут быть внесены в любые сроки.

Если Положением о закупках не предусмотрена возможность изменения условий договора, правомерность внесения изменений в условия Договора является сомнительной.