Где установлен торговый сбор. Новый местный налог: торговый сбор

Торговый сбор — это налог, взимаемый с организаций и ИП на общей системе налогообложения и на «упрощенке», которые занимаются торговлей с применением имущества (движимого или недвижимого). Торговый сбор платится в тех муниципалитетах, где он установлен (сейчас это только Москва). Данный материал, который является частью цикла «Налоговый кодекс «для чайников»», посвящен главе 33 НК РФ «Торговый сбор». В этой статье доступно, простым языком рассказано о порядке расчета и уплаты торгового сбора и ставках налога. Обратите внимание: статьи из этого цикла дают только общее представление о налогах; для практической деятельности необходимо обращаться к первоисточнику — Налоговому кодексу Российской Федерации

Где и как вводится торговый сбор

Торговый сбор вводится по следующему алгоритму.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе для введения торгового сбора достаточно, чтобы эти города приняли свои соответствующие законы. В настоящее время такой закон принят только в Москве (см. « »).

А в муниципальных образованиях России (городских и сельских поселениях, городских округах, муниципальных районах) для введения торгового сбора требуется выполнение двух условий. Во-первых, должен быть принят соответствующий федеральный закон, один для всех муниципалитетов (п. 4 ст. 4 федерального закона от 29.11.14 № 382-ФЗ). Во-вторых, представительный орган муниципального образования должен принять свой отдельный нормативный правовой акт (закон, решение или постановление), посвященный торговому сбору. На сегодняшний день упомянутый федеральный закон еще не принят. Как следствие, торговый сбор не введен ни в одном муниципальном образованиии.

Как соотносятся общие правила и местные особенности

Правила начисления и уплаты торгового сбора закреплены в главе 33 Налогового кодекса. Положения данной главы едины для всех субъектов и муниципалитетов РФ, но при этом местные власти вправе устанавливать некоторые особенности в рамках общих правил.

Так, регион или муниципалитет может утвердить свои ставки налога. «Местные» ставки могут быть не едиными, а дифференцированными, то есть зависящими от категории плательщика, от территории, от вида торговли и от объекта торговли. При этом глава 33 НК РФ устанавливает максимально допустимый размер ставок, превысить который местные власти не вправе. А вот нижнего предела не существует. Другими словами, муниципалитеты могут утвердить ставку, равную нулю.

К тому же местным властям разрешено устанавливать свои льготы, а также основания и порядок их применения.

После того, как торговый сбор введут в том или ином муниципалитете, информацию о размерах налоговых ставок и льготах можно будет получить в своей налоговой инспекции.

Кто платит торговый сбор

Организации и ИП на общей или упрощенной системе налогообложения, которые занимаются определенными видами торговли с применением движимого или недвижимого имущества на территории муниципалитета, где введен торговый сбор. Такие компании и предприниматели не вправе добровольно отказаться от статуса плательщика торгового сбора, поскольку его уплата является обязательной.

Кто не платит торговый сбор

Организации и ИП, перешедшие на уплату единого сельхозналога. Кроме того, торговый сбор не платят предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения. Если налогоплательщик совмещает несколько налоговых режимов, то освобождение от торгового сбора распространяется только на виды деятельности, переведенные на ЕСХН и патентную систему. По остальным видам деятельности торговый сбор нужно платить на общих основаниях.
Плюс к этому установлен запрет на одновременную уплату ЕНВД и торгового сбора. Это относится к видам деятельности, в отношении которых применялась «вмененка», и которые подпадают под торговый сбор. По таким видам деятельности налогоплательщик обязан перестать платить ЕНВД и начать платить торговый сбор.

Какие виды торговли подпадают под торговый сбор

Торговый сбор предусмотрен для торговли через объекты стационарной торговой сети (за исключением автозаправочных станций), через объекты нестационарной торговой сети, для торговли путем отпуска товаров со склада и для деятельности по организации розничных рынков.

Под торговлей понимается деятельность, связанная с розничной, мелкорозничной и оптовой куплей-продажей товаров через торговые сети и склады. Деятельность по организации рынков — это работа компаний, управляющих рынком. Такая деятельность регулируется Федеральным законом от 30.12.06 № 271-ФЗ .

Обратите внимание: названные выше виды торговли облагаются торговым сбором только в случае, если компания или ИП использует для продаж какое-либо имущество. Оно может быть как движимым, так и недвижимым; как собственным, так и арендованным. Такое имущество называют объектом торговли.

Продавцам важно понять, считается ли помещение, откуда отгружаются товары, объектом торговли. Глава 33 НК РФ не дает прямого ответа. По мнению специалистов Минфина России, все зависит от того, можно ли определить площадь торгового объекта. То есть предназначено ли данное помещение для выкладки и демонстрации товара, обслуживания покупателей, проведения денежных расчетов с ними и прохода покупателей. Если да, то такое помещение признается объектом торговли, и, как следствие, продажи подпадают под торговый сбор (письмо ).

На практике возникает много вопросов относительно того, какие именно разновидности розничных и оптовых продаж облагаются торговым сбором. Из текста главы 33 НК РФ нельзя сделать однозначных выводов, поэтому плательщики руководствуются разъяснениями чиновников (см. таблицу).

Какие разновидности торговой деятельности облагаются (не облагаются) торговым сбором

Разновидность торговой деятельности

Облагается / не облагается

Комментарий чиновников

Реализация ломбардом предметов залога

не облагается

Продажа продуктов питания предприятиями общепита

облагается в случае продажи через торговые точки

не облагается в случае продажи через объекты общепита

Реализация продукции собственного производства

облагается, если продажа осуществляется через торговые объекты

не облагается, если продажа осуществляется минуя торговые объекты

Использование офиса для заключения договоров купли-продажи

не облагается, если офис не оборудован для выкладки и демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с ними

Продажа сопутствующих товаров при оказании бытовых услуг

не облагается

Интернет-торговля, при которой товар доставляется курьером

облагается

Когда и как плательщик торгового сбора должен встать на учет

Плательщиком становится компания или предприниматель, который хотя бы раз в квартал продал товары с использованием объекта торговли на территории, где введен торговый сбор. Каждый плательщик обязан зарегистрироваться в этом качестве в налоговой инспекции. Для этого необходимо подать в ИФНС уведомление в письменной форме или по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (КЭП). Сделать это нужно не позднее пяти рабочих дней с момента начала деятельности, подпадающей под сбор. В уведомлении следует указать вид деятельности и сведения об объекте торговли. Налоговики в свою очередь должны направить плательщику свидетельство о постановке на учет. Обратите внимание: встать на учет должны даже те налогоплательщики, кто подпадает под льготу в отношении торгового сбора.

Уведомить инспекцию надо и в случае, когда в процессе работы меняются показатели объекта торговли, если это приводит к изменению суммы сбора. Срок для такого уведомления составляет пять рабочих дней с даты изменения.

При прекращении деятельности, подпадающей под торговый сбор, плательщик также должен подать уведомление в ИФНС. Тогда моментом прекращения уплаты сбора будет дата, указанная в таком уведомлении. Если же плательщик забудет уведомить налоговиков, сбор придется платить несмотря на то, что фактически объект обложения уже отсутствует.

В какой ИФНС плательщик торгового сбора должен встать на учет

Это зависит от объекта торговли. Если продавец использует недвижимое имущество (например, магазин или киоск), то встать на учет необходимо в ИФНС по местонахождению данного имущества. Если торговля осуществляется с использованием движимого имущества (например, автомагазина или палатки), то встать на учет необходимо по месту нахождения компании или по месту жительства предпринимателя.

Может так случиться, что в одном муниципалитете плательщик использует сразу несколько объектов торговли. При этом они находятся на территориях, подведомственных разным инспекциям. В такой ситуации все объекты допустимо указать в одном уведомлении. Подать его нужно в ИФНС по местонахождению того объекта, который указан первым.

Как рассчитать сумму торгового сбора

Организации и ИП самостоятельно определяют величину торгового сбора один раз в квартал в отношении каждого объекта торговли. Данная величина равна ставке, умноженной на фактическое значение физической величины объекта торговли.

Ставка утверждается местными властями в рублях за квартал в расчете на объект торговли или на его площадь. Например, в Москве ставка для развозной и разносной розничной торговли составляет 45 000 руб. за квартал на один объект торговли. Ставка для организации розничных рынков в столице составляет 50 руб. за 1 кв. м. площади рынка за квартал.

Фактическое значение физической величины — это площадь объекта в метрах квадратных. Оно используется, если ставка установлена в расчете на площадь объекта торговли. Значение площади можно узнать из инвентаризационных и правоустанавливающих документов на объект.

Утверждая ставки, муниципалитеты должны придерживаться ограничений. В частности, ставка для деятельности по организации розничных рынков не может превышать 550 руб. за 1 кв.м. площади рынка. Кроме того, ставка для стационарного магазина с площадью зала более 50 кв. м должна устанавливаться на 1 кв. м и не может превышать расчетную стоимость патента для розничной торговли, выданного на три месяца, и деленную на 50.
Наконец, ставка для любого вида деятельности не может превышать расчетной стоимости патента, выданного на три месяца.

Минимально допустимое значение ставки главой 33 НК РФ не предусмотрено. В связи с этим муниципалитеты могут снижать ставки вплоть до нуля. К примеру, в Москве для отпуска товаров со склада утверждена ставка, равная нулю.

Когда перечислять торговый сбор

Не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Так, платеж за первый квартал нужно сделать не позднее 25 апреля, платеж за второй квартал — не позднее 25 июля, платеж за третий квартал — не позднее 25 октября и платеж за четвертый квартал — не позднее 25 января следующего года.

Как отчитываться по торговому сбору

Отчетность по торговому сбору не предусмотрена.

Как учесть торговый сбор при расчете других налогов

Компании на общей системе налогообложения вправе вычесть из налога на прибыль или авансового платежа по нему сумму торгового сбора, который был перечислен с начала года. Но уменьшить можно не полную величину налога на прибыль, а только его часть, подлежащую перечислению в бюджет рег. Кроме того, должно соблюдаться условие: муниципалитет, в котором введен торговый сбор, входит в состав данного региона.

Предприниматели на общей системе могут уменьшить НДФЛ на сумму торгового сбора. Это правило применяется только в ситуации, когда ИП платит торговый сбор в том регионе, где стоит на учете. Если же предприниматель зарегистрирован в одном субъекте РФ, а торговый сбор платит в другом, налог на доходы придется платить в полном объеме.

Налогоплательщики на упрощенной системе с объектом «доходы» могут вычесть из единого налога или авансового платежа по нему сумму торгового сбора, который был перечислен в соответствующем периоде. Здесь есть условие: муниципалитет, в котором введен торговый сбор, должен входить в состав региона, где зарегистрирован «упрощенщик». Причем, согласно разъяснениям чиновников, единый налог допустимо уменьшить на величину торгового сбора более чем на 50 процентов (письмо Минфина России ).

Налогоплательщики на УСН с объектом «доходы минус расходы» вправе включить торговый сбор в состав затрат, уменьшающих облагаемую базу.

Что будет, если плательщик торгового сбора не встанет на учет

Сотрудники ИФНС получают информацию о торговых операциях не только от самих плательщиков, но и от местных властей. Поэтому даже если организация или ИП не направит уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора, на учет его все равно поставят. Но в этом случае торговля будет приравнена к деятельности без постановки на учет в налоговом органе. А это влечет налоговую ответственность в виде штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб.

Сумму торгового сбора для «несознательных» плательщиков рассчитают сами налоговики. За основу вычислений они примут данные об объекте торговли, поступившие от местных властей. Полученную величину сбора инспекторы укажут в требовании об уплате, которое направят плательщику.

При этом плательщики торгового сбора, не подавшие уведомление по форме ТС-1, будут лишены права уменьшить налог на прибыль, НДФЛ и единый «упрощенный» налог на сумму торгового сбора.

Где введен торговый сбор

НК РФ предусматривает возможность введения сбора на территории муниципальных образований и городов федерального значения (Москва, Севастополь, Санкт-Петербург).

При этом обязательным условием для введения торгового сбора является принятие властями региона соответствующего закона.

На сегодняшний день единственный субъект РФ, в котором в законодательном порядке взимается сбор, – это Москва. Нормативным актом, регулирующим порядок применения ТС по Москве, является закон № 62 от 17.12.2014.

Плательщики сбора и объект налогообложения

Плательщиками сбора признаются юрлица и ИП, применяющие или и ведущие торговую деятельность через объекты недвижимого или движимого имущества (такие объекты могут арендоваться или находиться в собственности субъекта), которые используются плательщиком сбора в указанной деятельности хотя бы раз в квартал.

К торговым объектам, в целях применения ТС, относятся:

  • машины, автоприцепы, лотки и прочие объекты нестационарной торговой сети;
  • павильоны, магазины и иные объекты стационарной торговли, имеющие торговые залы;
  • складские помещения при отпуске товаров со склада (на текущий момент в Москве по отношению к таким объектам ставки сбора не установлены);
  • ларьки, киоски и прочие стационарные объекты, не имеющие торгового зала, за исключением автозаправок;
  • розничные рынки (облагается вся площадь рынка, а плательщиком сбора выступает управляющая компания).

При этом сбором облагается именно торговый объект, т. е.:

  1. Фактический объем дохода организации (ИП) в расчет не принимается;
  2. Налогоплательщик может быть зарегистрирован в другом субъекте РФ, но если одна или несколько его торговых точек находится в регионе, где введен сбор (или торговля ведется через объекты нестационарной сети на территории такого региона), ТС придется платить.

Кто освобожден от уплаты ТС

НК РФ полностью освобождает от уплаты ТС субъектов, применяющих , и ИП на (п. 2 ст. 411 НК РФ).

Примечание: не применяется к тем видам деятельности, в отношении которых введен торговый сбор (п. 2.1. ст. 346.26 НК РФ). Следовательно, плательщикам ЕНВД, в отношении деятельности которых вводится торговый сбор на территории субъекта РФ, следует сменить налоговый режим.

Законом № 62 г. Москвы (в ред., вступившей в силу с 01.01.2017) от уплаты сбора также освобождаются следующие виды торговой деятельности:

  • продажа товара через автоматы вендинга;
  • торговля на специализированных и региональных ярмарках, включая ярмарки выходного дня;
  • продажи через торговые объекты, расположенные внутри розничных рынков;
  • разносная торговля в зданиях, принадлежащих казенным и бюджетным учреждениям.

До 01.01.2021:

  1. торговля через нестационарные объекты «Печать», размещенные согласно требованиям Правительства Москвы;
  2. торговля на территории, принадлежащей компаниям агропродовольственного сектора рынка;
  3. продажа товаров в музеях, цирках, кинотеатрах, планетариях, если общий доход юрлица (ИП) от основной деятельности (реализации билетов на спектакли, фильмы, представления) составляет не менее 50% от общего объема доходов.

Кроме определенных видов торговой деятельности от уплаты сбора освобождаются:

  • казенные, автономные и бюджетные учреждения;
  • организации федеральной почтовой связи.

До 01.01.2021:

  • религиозные общества, ведущие торговлю внутри культовых сооружений и на прилегающей к ним территории.

Дополнительно, согласно московскому законодательству, не платят сбор некоторые субъекты при одновременном соблюдении следующих условий (до 01.01.2021):

1. Юрлицо (ИП) торгует через объекты стационарной (с залом до 100 кв.м. или без зала) или нестационарной сети, при этом основным видом экономической деятельности лица, указанным в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), является оказание услуг:

  • салонов красоты и парикмахерских;
  • стирки, окрашивания, химчистки изделий из текстиля и меха;
  • по ремонту обуви, одежды, изделий из кожи, часов, ювелирных украшений;
  • по изготовлению и ремонту ключей и металлической галантереи.

Кроме этого, площадь, предназначенная для демонстрации товаров, не должна превышать 10% от общей площади объекта, используемого в основной деятельности.

2. Юрлицо (ИП) продает товары через нестационарные или стационарные объекты как с торговыми залами, так и без залов, при этом:

  • основным видом деятельности лица является торговля журналами, газетами, книгами (как новыми, так и подержанными);
  • по результатам первого квартала и далее поквартально нарастающим итогом в течение года доля дохода от основного вида деятельности составляет не меньше 60% в общем объеме доходов;
  • площадь, предназначенная для демонстрации печатных изданий, составляет не меньше 60% от общей площади объекта, используемого в основной деятельности;
  • все наличные расчеты с покупателями проводятся с применением .

Постановка на учет в качестве плательщика ТС

Для постановки на учет в качестве плательщика сбора хозяйствующий субъект обязан самостоятельно подготовить и сдать в ИФНС в течение 5 дней с начала ведения торговой деятельности.

Уведомление подается либо по месту осуществления деятельности, либо, если торговля ведется через нестационарные сети, по месту постановки на учет юрлица (месту жительства ИП).

Если объектов обложения сбором у налогоплательщика несколько, но при этом они расположены в одном муниципалитете, на территории которого действуют несколько инспекций, то все объекты перечисляются в одном уведомлении.

При этом на каждый объект оформляется отдельная страница, а сдать подготовленный документ нужно в ИФНС, расположенную по месту нахождения объекта, который указан в уведомлении первым.

Представить уведомление можно:

  • в 2 экз. – лично или через уполномоченного представителя (при наличии доверенности) непосредственно в налоговую инспекцию;
  • в 1 экз. – почтовым отправлением с описью вложения;
  • в электронном виде – через сайт ФНС или оператора ЭДО.

Кроме того, налогоплательщик обязан вновь уведомить инспекцию в течение 5 дней, если открыта новая торговая точка или изменилась площадь торгового объекта, уже поставленного на учет.

В ситуациях, когда меняется территориальное расположение объекта, следует сначала снять торговую точку с учета, а затем зарегистрировать ее по новому адресу.

В течение 5 дней после получения уведомления сотрудники ИФНС направят заявителю свидетельство о постановке на учет в качестве плательщика сбора.

Снятие с учета по ТС

Если юрлицо или предприниматель перестали вести деятельность с использованием торгового объекта, они имеют право сняться с налогового учета по ТС.

Для этого нужно подготовить и сдать его в инспекцию – в течение 5 дней со дня закрытия торговли на объекте обложения, одним из вышеописанных способов. Датой снятия объекта с учета будет считаться дата прекращения торговой деятельности, которую налогоплательщик указал в уведомлении.

Как рассчитать торговый сбор

ТС рассчитывается за квартал. При этом размер сбора не зависит от фактического количества дней ведения торговой деятельности, т. е. даже если субъект вел торговлю всего один день, сбор придется уплатить за весь период обложения. Никаких послаблений не предусмотрено.

Торговый сбор рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно как произведение установленной регионом ставки по ТС и физического показателя.

В качестве физического показателя (в зависимости от вида торговли) выступает либо площадь объекта, либо сам объект, принимаемый за количественную единицу.

Формула: ТС = Ставка сбора * Физ. показатель

Размер ставки сбора по Москве также зависит от местоположения торгового объекта.

Законодательно определены 3 группы районов, при этом для каждой группы установлен свой тариф (ст. 2 закона № 62):

  • к 1 группе относятся районы ЦАО г. Москвы;
  • во 2 группу включены районы за МКАД, включая Новую Москву;
  • к 3 группе относятся районы, находящиеся внутри кольцевой, но не входящие в ЦАО.

Ставки ТС, действующие в Москве:

Вид торговли Объект обложения сбором Ставка сбора по группам, руб.
1 2 3
Через нестационарные и стационарные сети без залов

Торговый объект, ед.

81 000 28 350 40 500
Развозная и разносная 40 500
Через стационарные сети с залами:
до 50 кв. м. 60 000 21 000 30 000

более 50 кв. м.

Площадь объекта, кв.м.

При этом полная стоимость взимается только за 50 кв. м., к остальной части площади применяется ставка 50 руб. за кв. м.

Организация розничных рынков Площадь рынка
в кв. м.
50

Примечание: согласно п. 4 ст. 415 НК РФ ставка сбора для организаторов розничных рынков подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор (1,237 на 2017 год, 1,285 на 2018 год).

Пример расчета торгового сбора

ООО «Ириска» продает кондитерские изделия и имеет 1 павильон площадью 70 кв.м. в Ново-Переделкино и 3 киоска в Северо-Западном автономном округе Москвы.

Рассчитаем ТС для павильона:

Район Ново-Переделкино относится ко 2 группе, т. е. сбор рассчитывается исходя из ставок: 420 руб. за каждый кв. м. до 50-ти кв. м. и 50 руб. за каждый кв. м. остальной части площади.

ТС (павильон) = 420 руб. * 50 кв. м. + 50 руб. * 20 кв. м. = 22 000 руб.

Сбор по киоскам:

Северо-Западный АО – это 3 группа. Физ. показатель будет равен 3. Ставка составит 40 500.

ТС (киоски) = 40 500 * 3 = 121 500 руб.

В итоге ООО «Ириска» заплатит за квартал сумму ТС в размере 143 500 руб.

Уплата торгового сбора

Юрлица (ИП) уплачивают сбор в ИФНС по месту постановки на учет в качестве плательщика ТС.

Налогоплательщик может заплатить сбор самостоятельно наличным или безналичным способом или поручить уплату третьему лицу.

В платежном документе нужно указать коды КБК:

Вид платежа КБК
Торговый сбор 182 1 05 05010 02 1000 110
Пени 182 1 05 05010 02 2100 110
Проценты 182 1 05 05010 02 2200 110
Штрафы 182 1 05 05010 02 3000 110

Сроки уплаты ТС

Сбор нужно платить ежеквартально не позже 25 числа месяца, идущего за истекшим периодом обложения.

Если крайний срок для оплаты сбора выпадает на праздник или выходной, перечислить ТС нужно в ближайший рабочий день.

Сроки для уплаты сбора в 2017 году:

Уменьшение налогов на сумму сбора

Налогоплательщики имеют законное право уменьшить суммы налогов, взимаемых с полученных доходов, на сумму уплаченного торгового сбора в следующем порядке:

Вид налога Порядок уменьшения

Налог на прибыль организаций

Юрлица, находящиеся на ОСНО, не учитывают сумму уплаченного торгового сбора в расходах, а уменьшают непосредственно саму сумму налога на прибыль (авансового платежа).

При этом уменьшить можно только ту часть налога (аванса), которая уплачивается в бюджет субъекта РФ, взимающего ТС

ИП на общем налоговом режиме может уменьшить сумму НДФЛ, начисленного по итогам налогового периода, на сумму ТС, уплаченного в этом периоде.

При этом если ИП состоит на учете в ИФНС по месту прописки, а ведет торговлю и платит сбор в другом регионе, то уменьшить НДФЛ нельзя, так как налог на доходы уплачивается исключительно по месту проживания

Единый налог на УСН

При УСН «доходы минус расходы»:

Юрлица (ИП) учитывают торговый сбор в составе расходов.

При УСН «доходы»:

Субъекты вправе уменьшить начисленный единый налог (авансовый платеж по ЕН) на сумму уплаченного торгового сбора, но только при условии, что ЕН зачисляется в тот же бюджет, куда платится ТС.

Если юрлицо (ИП) ведет несколько видов деятельности, то на сумму сбора можно уменьшить только ту часть ЕН, которая начислена с доходов от торговли, попадающей под обложение сбором. При этом субъекту следует вести раздельный учет доходов

Отчетность по ТС

НК РФ не предусматривает никакой отчетности по торговому сбору.

При этом ежеквартальные платежи по ТС отражаются в соответствующих разделах деклараций по тем налогам, которые подлежат уменьшению на сумму сбора.

Штрафы по сбору

За неподачу уведомления, в том числе при изменении показателей торгового объекта, субъект будет оштрафован на 200 руб. (п. 1. ст. 126 НК РФ).

При ведении торговли без постановки на учет санкции составят 10% от суммы доходов, полученных за период ведения деятельности без свидетельства о регистрации в качестве плательщика ТС, но не меньше 40 000 руб. (ст. 116 НК РФ).

Дополнительно может быть наложен административный штраф (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ) в размере:

  • от 100 до 300 руб. для ИП;
  • от 300 до 500 рублей для руководителя юрлица.

Если субъект указал в уведомлении неверные сведения, и в результате таких действий сумма сбора была занижена, контролирующие органы могут наказать плательщика по ст. 120 или 122 НК РФ. В таком случае санкции составят 20 % от суммы недоплаты, а если будет доказано умышленное занижение налоговой базы, то размер штрафа увеличат до 40 % от этой суммы.

Кроме этого, за несвоевременную уплату сбора начисляются пени за каждый день просрочки налогового платежа (п. 4. ст. 75 НК РФ).

Платит ли интернет-магазин торговый сбор

Следует отметить, что деятельность интернет-магазина – это разновидность торговли, которая ведется путем отпуска товаров со склада.

Такая торговля подпадает под сбор при условии, что помещение для отпуска товаров на доставку соответствует требованиям № 381-ФЗ (закона о торговле). Т. е. в площадь склада включается помещение, предназначенное для выкладки и демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения налично-денежных расчетов.

Если складское помещение таким требованиям не соответствует, то признать его торговым объектом нельзя.

Кроме того, согласно закону № 62 г. Москвы, деятельность по отпуску товаров со склада сбором не облагается. Поэтому интернет-магазин, отгружающий товары со склада в Москве, торговый сбор не платит.

Проводки по торговому сбору

Если налогоплательщик применяет УСН – «доходы минус расходы», то сумма сбора учитывается в составе расходов:

Дт 44 Кт 68 (ТС).

Сумма торгового сбора, уменьшающая налог к уплате (налог на прибыль при ОСНО или единый налог при УСН – «доходы»), отражается в бухгалтерском учете в следующем порядке:

Дт Кт Содержание операции
Начисленный налог (НП / ЕН) превышает сумму торгового сбора:
76 (ТС) 68 (ТС) Исчислена сумма сбора
68 (здесь и далее – субсчет, соответствующий налогу: НП / ЕН)

Начислен налог

68 (ТС) 51 Сбор перечислен в бюджет
68 (НП / ЕН) 76 (ТС) Налог уменьшен на сумму фактически уплаченного сбора
68 (НП / ЕН) 51 Остаток налога уплачен в бюджет
Начисленный налог меньше сбора:
76 68 (ТС) Исчислена сумма сбора
99 68 (НП / ЕН) Исчислен налог
68 (ТС) 51 Сбор перечислен в бюджет
68 (НП / ЕН) 76 (ТС) Налог уменьшен на часть суммы
фактически уплаченного сбора
09 76 (ТС) Отражено отложенное налоговое обязательство по неучтенной части ТС
76 (ТС) 09 Погашен отложенный актив по ТС
в следующем отчетном периоде
Если по итогам года получен убыток и уменьшить налог на сумму сбора не удалось:
44 68 (ТС) Сбор учтен в составе расходов

ЗА БУКВОЙ ЗАКОНА

Практикующий юрист, начальник юридического отдела ООО «Инфа»

Новый местный налог: торговый сбор

В прошлом году Минфином России был разработан проект изменений в Налоговый кодекс РФ, предполагалось с 01 января 2015 года ввести налог с продаж. Однако Правительство России отказалось от его введения. Но для решения бюджетных проблем изобрели торговый сбор.

Определение понятия «сбор» для целей применения налогового законодательства дано в п. 2 ст. 8 НК РФ : под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Данное определение дополнено Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ (далее – Закон № 382-ФЗ). Согласно определению, данному в гл. 33 НК РФ, торговый сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности. Торговый сбор относится к местным налогам и сборам.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Федеральный закон № 382-ФЗ расширил перечень местных налогов и сборов: к земельному налогу и налогу на имущество физических лиц добавлен торговый сбор.

Из приведенного определения можно выделить следующие характеристики торгового сбора:

  • это обязательный платеж для всех организаций и физических лиц;
  • он уплачивается только при осуществлении отдельных видов предпринимательской деятельности, установленных НК РФ;
  • он уплачивается, только если указанный вид деятельности осуществляется на территории, на которой введен данный сбор.

ВАЖНО В РАБОТЕ

Торговый сбор представляет собой платеж за право ведения торговли любыми товарами на объектах осуществления торговли.

Кто является плательщиком торгового сбора?

Плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования, в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и(или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования.

Из этого правила есть исключения. От уплаты торгового сбора освобождаются:

  • индивидуальные предприниматели, применяющие ПСН;
  • налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН).

Кроме того, организации и предприниматели, торгующие в розницу на территориях, где будет введен торговый сбор, не смогут по этому виду деятельности применять ЕНВД.

ПЕРВОИСТОЧНИК

В целях уплаты торгового сбора к торговой деятельности приравнивается деятельность по организации розничных рынков.

Пункт 3 ст. 413 НК РФ.

Какие виды деятельности облагаются торговым сбором?

Как мы отметили выше, торговый сбор уплачивается только при осуществлении отдельных видов предпринимательской деятельности, определенных НК РФ. Сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах торговли.

К торговой деятельности отнесены четыре вида торговли:

1) торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);

2) торговля через объекты нестационарной торговой сети;

3) торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;

4) торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.

Кроме этого, в целях уплаты торгового сбора к торговой деятельности приравнена деятельность по организации розничных рынков.

Законодатель счел необходимым прописать понятия, используемые для целей применения гл. 33 НК РФ:

  • торговля – вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады;
  • деятельность по организации розничных рынков – деятельность управляющих рынком компаний, определяемая в соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».

В каких регионах РФ будет уплачиваться торговый сбор?

Что может успокоить субъектов предпринимательской деятельности в связи с введением торгового сбора, так это, пожалуй, то, что он вводится не на всей территории РФ.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе сбор устанавливается НК РФ и законами указанных субъектов РФ, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов РФ и обязателен к уплате на территориях этих субъектов РФ.

Торговый сбор может быть введен в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе не ранее 01 июля 2015 года. Таким образом, в других субъектах РФ торговый сбор пока введен не будет.

ВАЖНО В РАБОТЕ

В муниципальных образованиях, не входящих в состав городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, торговый сбор может быть введен только после принятия соответствующего федерального закона.

Каков порядок исчисления и уплаты торгового сбора?

Поскольку мы ведем речь о торговом сборе, а не о налоге, то вместо привычного термина «налоговый период» используется «период обложения», а вместо «объекта налогообложения» – объект обложения.

Объект обложения. Объектом обложения сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества (далее – объект осуществления торговли) для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала.

Законодатель выделил следующие понятия:

  • дата возникновения объекта обложения сбором – дата, когда объект осуществления торговли начал использоваться для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор;
  • дата прекращения объекта обложения сбором – дата, когда объект осуществления торговли перестал использоваться для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор.

Период обложения. Периодом обложения сбором признается квартал.

Ставки сбора. Ставки сбора устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований в рублях за квартал в расчете на объект осуществления торговли или на его площадь.

При этом субъектами РФ могут быть установлены дифференцированные ставки сбора и ставка сбора может быть снижена вплоть до нуля. Дифференцирование ставок может производиться в зависимости:

  • от территории осуществления конкретного вида торговой деятельности;
  • от категории плательщика сбора;
  • от особенностей осуществления отдельных видов торговли;
  • от особенностей объектов осуществления торговли.

Законодатель установил следующие предельные ставки по торговому сбору:

Вид торговой деятельности Предельная ставка сбора
Торговля через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 50 кв. м* по каждому объекту организации торговли Не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в связи с применением ПСН в данном муниципальном образовании на основании патента по розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м по каждому объекту организации торговли, выданного на три месяца, деленную на 50
Торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада (устанавливается в расчете на 1 кв. м площади торгового зала*)
Деятельность по организации розничных рынков Не может превышать 550 руб. на 1 кв. м площади розничного рынка. Указанная ставка подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год
* Площадь торгового зала в целях применения гл. 33 НК РФ определяется в соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 346.43 НК РФ. Площадь торгового зала – часть магазина, павильона, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

Порядок исчисления и уплаты сбора. По общему правилу плательщик торгового сбора сумму сбора определяет самостоятельно. Но в случае предоставления уполномоченным органом информации о выявленных объектах обложения сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения, налоговый орган направляет плательщику сбора требование об уплате сбора в срок не позднее 30 дней со дня поступления такой информации. Указанная в требовании сумма сбора исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы уполномоченным органом.

Сумма сбора определяется для каждого объекта обложения начиная с периода обложения, в котором возник объект обложения сбором, как произведение ставки сбора в отношении соответствующего вида предпринимательской деятельности и фактического значения физической характеристики соответствующего объекта осуществления торговли. Формула для расчета проста:

Например, если ставка установлена по одному объекту торговли, то она умножается на 1. А если ставка определена в отношении 1 кв. м площади торгового зала (розничного рынка), ее необходимо умножить на размер этой площади.

Уплата сбора производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения, которым является квартал. Соответственно, уплачивать сбор, например, за I квартал необходимо будет не позднее 25 апреля.

Учет сумм торгового сбора для целей УСН

С 01 января 2015 года ст. 346.21 НК РФ дополнена п. 8, в соответствии с которым в случае осуществления налогоплательщиком вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с гл. 33 НК РФ установлен торговый сбор, налогоплательщик в дополнение к суммам уменьшения, определенным п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ, вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода по объекту налогообложения от указанного вида предпринимательской деятельности, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта РФ, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора, уплаченного в течение этого налогового (отчетного) периода.

Указанные положения не применяются, если налогоплательщик не представил в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому уплачен торговый сбор, уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.

В данном случае речь идет об «упрощенцах», которые применяют объект налогообложения «доходы». Что касается «упрощенцев», выбравших объект налогообложения «доходы минус расходы», то они вправе учесть сумму торгового сбора в расходах на основании пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Формы уведомлений о постановке на учет в качестве плательщика сбора, а также порядок и состав сведений, указываемых в них, будут разработаны ФНС России.

Каков порядок учета плательщиков сбора?

Для постановки на учет, снятия с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе предусмотрено два основания:

  • соответствующее уведомление плательщика сбора, представляемое им в налоговый орган;
  • информация уполномоченного органа.

Уведомление плательщика торгового сбора. Плательщик сбора представляет уведомление не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором. В уведомлении указывается следующая информация об объекте обложения сбором:

  • вид предпринимательской деятельности;
  • объект осуществления торговли, с использованием которого осуществляется (прекращается) указанная предпринимательская деятельность;
  • характеристики (количество и(или) площадь) объекта осуществления торговли, необходимые для определения суммы сбора.

ВАЖНО В РАБОТЕ

Осуществление вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, без направления указанного уведомления приравнивается к ведению деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе.

В случае прекращения предпринимательской деятельности с использованием объекта осуществления торговли плательщик сбора представляет соответствующее уведомление в налоговый орган.

Плательщик сбора обязан информировать налоговый орган не только о начале и прекращении соответствующей деятельности, но и о каждом изменении показателей объекта осуществления торговли, которое влечет за собой изменение суммы сбора, в срок не позднее пяти дней со дня соответствующего изменения.

ФНС определит форму уведомления, а также порядок и состав сведений, указываемых в уведомлениях.

Уведомление можно будет представить как в письменном виде на бумажном носителе, так и в электронной форме.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Если налоговики поставили вас на учет самостоятельно на основании имеющейся у них информации, ждите требование об уплате сбора в срок не позднее 30 дней со дня поступления к ним такой информации. Правда, сумму сбора проверяющие рассчитают сами исходя из данных, представленных уполномоченным органом.

Постановка на налоговый учет. Постановка на учет производится на основании уведомления, представленного плательщиком сбора, в течение пяти дней после получения налоговым органом указанного уведомления. Также в течение пяти дней с даты постановки на учет плательщику сбора направляется соответствующее свидетельство.

Датой снятия с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора является дата прекращения осуществления плательщиком сбора вида деятельности, указанная в уведомлении.

Постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются:

  • по месту нахождения объекта недвижимого имущества – в случае если предпринимательская деятельность, в отношении которой установлен сбор, осуществляется с использованием объекта недвижимого имущества;
  • по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) – в иных случаях.

В случае если несколько объектов осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен сбор, находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка на учет плательщика сбора осуществляется налоговым органом по месту нахождения того объекта, сведения о котором поступили от плательщика сбора ранее, чем о других объектах.

, которая представлена ниже, позволяет их детально изучить - установлены законодательством Москвы и применяются столичными предпринимателями. Изучим, как именно они применяются, подробнее.

Кто платит торговый сбор?

Кто обязан уплачивать торговый сбор, для которого установлены рассматриваемые ставки?

Сбор, о котором идет речь, перечисляют в местные бюджеты (или бюджеты городов федерального значения) ИП и юрлица, задействующие в бизнесе различные торговые объекты (стационарные — например, магазины, нестационарные — например, торговые палатки, в том числе расположенные на рынках). При этом от уплаты сбора освобождены:

  • ИП на патенте;
  • ИП и юрлица на ЕСХН.

Если на муниципальной территории или в городе федерального значения введен торговый сбор, то ИП и юрлица, которые занимаются там торговлей, не вправе применять ЕНВД по тем видам деятельности, по которым уплачивается соответствующий сбор.

Торговый сбор — платеж, установленный НК РФ, однако его взимание на практике возможно:

  • городами федерального значения — если органами власти данных населенных пунктов приняты нормативные акты, устанавливающие порядок исчисления и уплаты торгового сбора;
  • муниципалитетами — в случае принятия отдельного федерального закона, регулирующего установление порядка взимания торгового сбора на уровне местного самоуправления.

Сейчас торговый сбор вправе устанавливать только власти городов федерального значения — необходимых правовых актов для муниципалитетов пока не принято. Изучим, какие именно российские города сейчас взимают с бизнеса рассматриваемый сбор.

Торговый сбор в городах России: нюансы законодательства

Итак, право на введение торгового сбора и, соответственно, ставок для него пока имеют только города федерального значения России: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. При этом на практике правовые акты, устанавливающие порядок исчисления и уплаты различными хозяйствующими субъектами торгового сбора, включая применение ставок, приняты только в Москве.

В СМИ публиковались тезисы о возможном принятии аналогичных нормативных актов властями Санкт-Петербурга. Но, по последним данным, в 2017 году соответствующий сбор в Северной столице введен не будет. О возможном введении торгового сбора в Севастополе мало что известно.

Вместе с тем эксперты отмечают, что в Москве плательщики торгового сбора обеспечивают значительный поток дополнительных денежных средств в бюджет: с момента начала взимания сбора столичным налоговикам к концу 2016 года удалось собрать более 8 млрд рублей. Экономический эффект от введения данного платежа, так или иначе, имеется — по крайней мере, в столице.

Что касается введения сбора в остальных российских регионах, данная перспектива многими экспертами оценивается неоднозначно. Есть мнение о том, что данный сбор может быть очередным фактором инфляции, которой правительственный блок активно противодействует. Есть мнение о сложности администрирования сбора на практике. Возможной альтернативой торговому сбору многие эксперты видят возвращение к налогу с продаж как более эффективно администрируемому платежу.

Таким образом, пока только в Москве действует сбор, а также приняты ставки для него.

Для чего нужны ставки по торговому сбору?

Ставки по торговому сбору нужны для расчета данного сбора, который должен осуществляться владельцами торговых объектов самостоятельно.

Для расчета сбора можно применить формулу:

ТС = (ФХО × СТ) × ЛЬГОТА,

ФХО — установленная законом физическая характеристика торгового объекта;

СТ — ставка сбора;

ЛЬГОТА — коэффициент применения льготы (если она предполагает полное освобождение от сбора, ставится 0).

Примечательно, что в зависимости от того или иного типа показателя ФХО применяется определенная разновидность показателя СТ.

Показатель ФХО может выражаться:

  • в площади магазина или иного торгового объекта;
  • непосредственно в торговом объекте — неделимом и не обладающем изменяющимися численными характеристиками (и в этом случае показатель ФХО как элемент формулы будет равен 1).

Если ФХО — площадь магазина, то показатель ТС будет исчисляться по формуле:

ТС (ПЛ) = (СТ(ПЛ) × ФХО (ПЛ)) × ЛЬГОТА,

ТС (ПЛ) — показатель ТС (величина торгового сбора) в случае, если ФХО — площадь торгового объекта;

ФХО (ПЛ) — площадь торгового зала объекта в квадратных метрах;

СТ (ПЛ) — ставка, умножаемая на квадратный метр площади торгового зала.

Если ФХО — непосредственно магазин, то показатель ТС будет определяться по другой формуле:

ТС (ТО) = (СТ (ТО) × ФХО (ТО)) × ЛЬГОТА,

ТС (ТО) — показатель ТС в случае, если ФХО — непосредственно торговый объект;

СТ (ТО) — ставка, установленная для определенного типа торгового объекта;

ФХО (ТО) — 1.

Изучим теперь, какие конкретно показатели СТ (ПЛ) и СТ (ТО) предусмотрены действующими нормами законодательства.

В каких источниках права прописаны ставки торгового сбора 2017 года

Итак, торговый сбор — платеж, установленный федеральным законодательством, однако уплачиваемый в местные бюджеты. Но пока только власти Москвы, как мы отметили выше, воспользовались данным правом — и это означает, что ставки по торговому сбору, равно как и прочие рассмотренные нами показатели формулы его расчета, определены только столичным законодательством.

Правила взимания торгового сбора со столичных предпринимателей регулируются, таким образом, законом города Москвы от 17.12.2014 № 62. Рассмотрим, по каким принципам в соответствии с данным нормативным актом определяются показатели СТ (ПЛ) и СТ (ТО) — в соотнесении, разумеется, с показателями ФХО (ПЛ) и ФХО (ТО), поскольку зависят от них — нашей формулы.

Ставка для площади торговых объектов (законодательство Москвы): таблица

При рассмотрении положений закона 62 можно выделить следующие возможные значения показателя СТ (ПЛ) — для удобства отобразим их в небольшой таблице.

Величина показателя СТ (ПЛ) в рублях

Для каких торговых объектов Москвы она установлена

Для каждого кв. м до площади 50 кв. м включительно

Для каждого кв. м площади, превышающей 50 кв. м

Магазины и иные стационарные объекты с залами площадью — показателем ФХО (ПЛ) более 50 кв. м

Иные объекты

В ЦАО Москвы

В столичных округах:

  • Зеленоградском;
  • Троицком;
  • Новомосковском.

В столичных районах:

  • Молжаниновском (САО);
  • Северном (СВАО);
  • Восточном, Новокосино, Косино-Ухтомском (ВАО);
  • Некрасовке (ЮВАО);
  • Северном и Южном Бутово (ЮЗАО);
  • Солнцево, Ново-Переделкино, Внуково (ЗАО);
  • Митино, Куркино (СЗАО)

Во всех районах САО, СВАО, ВАО, ЮВАО, ЮЗАО, ЗАО, СЗАО, за исключением тех, что указаны выше, а также во всех районах ЮАО

Розничные рынки в любых районах столицы

Не знаете свои права?

Ставка для торговых объектов (законодательство Москвы): таблица

Для показателя СТ (ТО) таблица возможных значений будет следующей.

Величина показателя СТ (ТО) в рублях

Для каких торговых объектов Москвы установлена ставка (когда ФХО (ТО) равен 1)

Магазины без торговых залов (кроме АЗС), а также нестационарные объекты (не используемые в развозной и разносной торговле)

Магазины с торговыми залами площадью, не превышающей 50 кв. м

Иные торговые объекты

В районах ЦАО

В районах ЦАО

В округах и районах административных округов, для которых установлены ставки в 420 и 50 рублей за кв. м площади торгового зала

В округах и районах административных округов, для которых установлены ставки в 1200 и 50 рублей за кв. м площади торгового зала

Объекты, используемые в развозной и разносной торговле — во всех районах Москвы

Исчисление сбора по площади объекта: нюансы

Если площадь зала торгового объекта, для которого установлена ставка СТ (ПЛ), в течение отчетного периода изменилась, то торговый сбор нужно уплатить исходя из наибольшего показателя площади за соответствующий период. То есть прежнего (если площадь уменьшилась) или нового (если площадь увеличилась).

Общая площадь торгового зала включает помещения, в которых расположены:

  • кассы;
  • витрины;
  • рабочие места кассиров;
  • проходы для покупателей.

Остальные части здания, в которых покупатели не обслуживаются, не учитываются в составе площади торгового зала.

В качестве документов, в которых может отражаться площадь помещений, которые правомерно включить в площадь торгового зала, могут быть использованы:

  • технический паспорт, планы помещения;
  • договоры аренды;
  • схемы;
  • экспликации.

Но это не исчерпывающий перечень — документы в принципе могут применяться любые, позволяющие достоверно определить площадь торгового зала.

Если по документам полная площадь зала выражена с десятыми долями, например 50,1 кв. м, то она должна быть округлена в большую сторону до 51 кв. м.

Установление ставок по торговому сбору: нюансы

Ставки по торговому сбору в ряде случаев не могут устанавливаться местными властями (пока что властями городов федерального значения) в величине, превышающей сумму налога, уплачиваемого по ПСН держателями патента, который оформлен на 3 месяца. А именно в отношении:

  • магазинов и иных стационарных объектов с залом, площадь которого не превышает 50 кв. м;
  • магазинов и иных стационарных объектов, не имеющих залов, а также для нестационарных объектов.

Ставки по торговому сбору для магазинов и иных стационарных объектов с площадью залов, которая превышает 50 кв. м, не может быть больше, чем деленная на 50 исчисленная сумма налога по ПСН в розничной торговле (данный патент выдается для магазинов с торговым залом с площадью не более 50 кв. м).

Кроме того, ставка для розничных рынков не должна превышать 550 рублей за 1 кв. м — с учетом коэффициента-дефлятора, определенного для торгового сбора. В 2017 году данный коэффициент установлен приказом Минэкономразвития России от 03.11.2016 № 698.

Все ставки по торговому сбору могут дифференцироваться, обнуляться в соответствии с нормами, принимаемыми местными властями. Пример дифференцированной ставки по ТС — та, что определена московскими властями как показатель СТ (ПЛ), отдельный для 50 кв. м зала и площади, превышающей 50 кв. м.

Ставки по торговому сбору в форме ТС-1

Ставки и коррелирующие с ними показатели по торговому сбору должны быть корректно отражены в форме ТС-1 (утверждена приказом ФНС России от 22.06.2015 № ММВ-7-14/249), которая предоставляется в ФНС:

  • при постановке торгового объекта на учет (это требуется по факту хотя бы однократного применения данного объекта в бизнесе в рамках отчетного периода);
  • в течение 5 дней после изменения площади объекта или прекращения его использования в бизнесе.

Так, в форме ТС-1 отражаются:

  • площадь магазина — в поле 2.10;
  • показатель СТ (ТО) по нашей формуле — в поле 3.1;
  • показатель СТ (ПЛ) по нашей формуле — в поле 3.2.

Если властями города установлена дифференцированная ставка по площади, как в Москве, то фиксируется средняя ставка по соответствующему типу объекта. Например, для магазинов с площадью более 50 кв. м в ЦАО определен показатель СТ (ПЛ):

  • 1200 рублей — за квадратный метр площади, что не превышает 50 кв. м;
  • 50 рублей — за квадратный метр площади, что превышает 50 кв. м.

В этом случае показатель, отражаемый в поле 3.2, вычисляется по формуле:

ПОЛЕ (ПЛ) = (ПЛ 1 × (СТ (ПЛ) 1) + ((ПЛ − ПЛ 1) × СТ (ПЛ) 2) / ПЛ,

ПОЛЕ (ПЛ) — показатель, отражаемый в поле 3.2 формы ТС-1;

ПЛ — общая площадь магазина;

ПЛ 1 — 50 кв. м;

СТ (ПЛ) 1 — ставка, определенная для 50 кв. м;

СТ (ПЛ) 2 — ставка, определенная для площади, превышающей 50 кв. м.

Торговый сбор в столице: льготы

Полезно будет также рассмотреть особенности льгот, установленных для плательщиков торгового сбора в Москве. Под льготой в данном случае может пониматься полное освобождение хозяйствующего субъекта от уплаты ТС и отчетности по нему, либо только освобождение от уплаты ТС.

Полностью освобождены, как ИП на ПСН и фирмы на ЕСХН по федеральному законодательству, от уплаты ТС в соответствии с законом 62:

  • почтовые организации;
  • учреждения бюджетной системы;
  • религиозные организации при ведении торговли в культовых зданиях и сооружениях и относящихся к ним территориях.

Льготу по уплате торгового сбора, по которой показатель ЛЬГОТА в нашей формуле будет равен 0, имеют столичные ИП и юрлица, осуществляющие торговую деятельность:

  • с применением вендинговых автоматов;
  • на ярмарках;
  • на территории розничных рынков;
  • в разносном формате при ведении продаж на территориях, которые находятся в оперативном управлении учреждений бюджетной системы;
  • на территории управляющей организации в агропродовольственной сфере;
  • в кинотеатрах, театрах, музеях, планетариях, цирках, если у фирмы не менее 50% доходов сформировано за счет продажи билетов;
  • с использованием нестационарных объектов, в которых продается печатная продукция.

Вправе применить показатель ЛЬГОТА в значении 0 московские фирмы и по иным дополнительным основаниям, отраженным в пп. 3 и 4 ст. 3 закона 62.

Льготы по торговому сбору: отражение в форме ТС

Фирмы, имеющие льготы по торговому сбору по законодательству Москвы как возможность применить показатель ЛЬГОТА в значении 0, обязаны, тем не менее, заполнять документ ТС-1 в предусмотренных законом случаях. При этом данные льготы в форме № ТС-1 отражаются как суммы, равные величине исчисленного сбора. Соответствующие суммы фиксируются в поле 3.4.

Кроме того, в поле 3.5 отражается специальный код льготы по торговому сбору. Данный код соответствует пункту и подпункту статьи закона, который принимается на муниципальном уровне или властями города федерального значения и устанавливает льготу для тех или иных хозяйствующих субъектов. При этом значение в поле 3.5 (представлено несколькими ячейками) отражается по схеме:

  • в крайних 4 ячейках справа указывается подпункт;
  • левее, в 4 ячейках — пункт;
  • еще левее, также в 4 ячейках — статья закона.

При этом если в каждой группе ячеек не задействованы все ячейки, то в пустых проставляются нули. В поле 3.5 формы ТС-1 указывается разница между исчисленным сбором и величиной льготы.

Итоги

Ставки для торгового сбора бывают 2 типов: те, что установлены для показателя площади торгового объекта, и те, что определены для торговых помещений как объектов неделимых и не имеющих вариативных числовых характеристик. Ставка для сбора умножается на установленную физическую характеристику — площадь объекта или же 1, если физическая характеристика соответствует неделимому объекту.