Правовое регулирование противодействия незаконной миграции. Противодействие незаконной миграции – актуальная задача государственной миграционной политики Мифы о нелегальной эмиграции в РФ

20.09.2018 с участием Губернатора Новосибирской области Травникова А.А. под председательством прокурора Новосибирской области Фалилеева В.А. проведено Координационное совещание руководителей правоохранительных органов Новосибирской области, на котором рассмотрен вопрос: «О состоянии работы правоохранительных и контролирующих органов по противодействию правонарушениям и преступлениям в сфере миграции».

По сведениям ГУ МВД России по Новосибирской области по состоянию на 01.07.2018 на территории области на учете состояло 100 539 иностранных граждан (АППГ – 95045, +5,8%). По итогам 7 месяцев 2018 года наблюдается увеличение потока иностранных граждан, въезжающих в Россию через Новосибирскую область. Через контрольно-пропускные пункты въехало 232 853 гражданина (АППГ - 163 971), что на 42% больше, чем за аналогичный период 2017 года. Общий приток иностранных граждан составил 43 710 человек.

Большая часть этих лиц прибывает на территорию региона с целью осуществления трудовой деятельности. Основные отрасли, в которых трудятся иностранные граждане: сфера услуг (20%), строительство (14,5%), обрабатывающее производство (11%), оптовая и розничная торговля (5,5%) и другие.

В 2017 году на территории области труд иностранных граждан использовали 3 042 организации, 560 индивидуальных предпринимателей. В целях осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами в 2017 году оформлено 4 324 разрешения на работу, 31 881 патент. За 7 месяцев 2018 года оформлено 839 разрешений на работу, 25 261 патент.

В 2017г. - 1 полугодии 2018 года органами прокуратуры выявлено более 900 нарушений миграционного и иного законодательства, направленного на предупреждение, выявление и пресечение незаконной миграции, внесено 250 представлений, принесен 51 протест на незаконные правовые акты. По мерам прокурорского реагирования к дисциплинарной ответственности привлечено 165 должностных лиц, к административной ответственности - 99 лиц, возбуждено 70 уголовных дел.

В отношении 633 лиц в январе-июле 2018 года судами вынесены решения об их выдворении за пределы России, из них 274 лица – в принудительном порядке.

За 7 месяцев 2018 года принято 115 о депортации, из них исполнено – 107.

По материалам Управления по вопросам миграции в 2017 году приняты решения о запрете въезда в Россию более 3 тысячам иностранным гражданам и лицам без гражданства (за 7 месяцев 2018 г. – более 2,5 тысяч таких решений).

Мерами прокурорского реагирования пресекаются факты регистрации мигрантов в так называемых «резиновых квартирах».

В 2016 – августе 2018 года вскрыты факты фиктивной регистрации 895 иностранных граждан по 71 адресу, по инициативе прокуроров возбуждено 87 уголовных дел.

Уровень нелегальной миграции и преступности на территории Новосибирской области свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования межведомственного взаимодействия и координации, повышения результативности работы правоохранительных органов, прокурорского надзора.

В целях укрепления законности и правопорядка в сфере миграции Координационным совещанием принят комплекс организационных мер.

В рамках данной задачи Управлением осуществляется реализация миграционной политики Российской Федерации, проводится работа по предупреждению и пресечению незаконной миграции, при этом, с одной стороны, осуществляется контроль и надзор за пребыванием иностранных граждан на территории Российской Федерации, а с другой стороны, Управление принимает участие в формировании нормативной правовой базы в области контрольно-надзорной деятельности (вырабатывает и направляет соответствующие предложения).

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 389-ФЗ «О внесении изменений в статью 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и статью 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» устанавливается ограничение срока временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, периодом в 90 дней суммарно в течение каждого периода в 180 суток. За данное нарушение следует не разрешение въезда в Российскую Федерацию в течение 3-х лет.

Комплекс мероприятий по противодействию незаконной миграции осуществляется Управлением с использованием механизмов межведомственного взаимодействия. В 2013 году реализованы мероприятия, предусмотренные «Планом взаимодействия УФМС России по Краснодарскому краю с подразделениями ГУ МВД по Краснодарскому краю, УТ МВД России по ЮФО, УФСБ по Краснодарскому краю, Черноморско-Азовского пограничного управления ФСБ России, Государственной инспекции труда в Краснодарском крае, Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю по противодействию незаконной миграции на территории Краснодарского края». Реализуются планы информационного взаимодействия с ЦСС ФСО России в Краснодарском крае и РУФСКН по краю. Налажено взаимодействие с УФПС Краснодарского края Филиалом ФГУП «Почта России» по вопросам миграционного учета иностранных граждан. В каждом территориальном структурном подразделении реализуются и при необходимости корректируются планы взаимодействия с заинтересованными службами и ведомствами по противодействию незаконной миграции.

Ежеквартально проводятся совещания руководства Управления с представителями руководства Черноморско-Азовского пограничного управления ФСБ России, в ходе которых рассматриваются вопросы организации взаимодействия и информационного обмена между службами.

На расширенные совещания по подведению итогов работы Управления приглашаются представители аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации, ГУ МВД России по Краснодарскому краю, УФСБ России по Краснодарскому краю, прокуратуры, администрации Краснодарского края, а также представители других взаимодействующих ведомств. Информация об их участии фиксируется в протоколах.

В рамках обеспечения информационного взаимодействия о состоянии и изменениях миграционной обстановки в крае регулярно информируется аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации по Краснодарскому краю, администрация Краснодарского края, силовые структуры и другие заинтересованные ведомства края.

Осуществляется постоянный информационный обмен данными о лицах, представляющих оперативный интерес, по всем линиям работы с УФСБ, ГУ МВД, УФСКН по Краснодарскому краю, другими заинтересованными службами, особенно в отношении иностранных граждан, прибывающих на территорию края из потенциально миграционно-нестабильных стран и регионов, в том числе из республик Северного Кавказа, Закавказья, Абхазии, Южной Осетии.

В отчетном периоде выявлено лиц, представляющих оперативный интерес, в отношении которых проинформированы соответствующие службы - 1383. В целях пресечения проникновения на территорию края лиц, въезд которым запрещен, незамедлительно передаются установочные данные ИГ, выдворенных по решению суда за пределы России.

В 2013 году Управлением совместно с УФСБ России по Краснодарскому краю, ГУ МВД России по Краснодарскому краю, АЧ УВДТ, РУФСКН по Краснодарскому краю проведено и принято участие в 35 оперативно-профилактических мероприятиях и специальных операциях: «Нелегальный мигрант», «Нелегал-2013», «Регион-Магистраль», «Маршрутка», «Курорт-2013», мероприятия на олимпийских объектах, «Лизинг», «Анаконда», «Патент-Юг», «Рынок». Всего в ходе проведенных оперативно-профилактических мероприятий и специальных операций выявлено 13961 нарушение миграционного законодательства.

Контрольно-надзорные функции в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей реализуются в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.12.2008 № 294-ФЗ (редакция от 28.07.2012) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Деятельность Управления на территории Краснодарского края имеет существенную особенность, обусловленную комплексом мероприятий по подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

Реализуется «План организационных, оперативно-розыскных, оперативно-профилактических, рейдовых и иных мероприятий, реализованных в рамках межведомственного взаимодействия УФСБ России по Краснодарскому краю, УФМС России по Краснодарскому краю, ГУ МВД России по Краснодарскому краю по контролю режима пребывания трудовых мигрантов в Сочинском регионе, по окончанию строительства олимпийских объектов» от 06.06.2013 № 2/2/3-4883.

В рамках выполнения задачи по своевременному и полному выводу с олимпийских объектов иностранной рабочей силы в г. Сочи утвержден (12 августа 2013 г.) и реализуется совместный с полицией, со Службой УФСБ России по Краснодарскому краю, а также, с Государственной инспекцией труда по Краснодарскому краю в г. Сочи План «Профилактических мероприятий, направленных на соблюдение работодателями и заказчиками работ (услуг) правил привлечения иностранных работников и использования их труда на строительстве олимпийских объектов и обеспечения контроля за их выездом после сдачи объектов в эксплуатацию».

Информационный обмен о состоянии и изменениях миграционной ситуации Управлением по г. Сочи с УВД по г. Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю, Службой по г. Сочи УФСБ России по Краснодарскому краю, ГК «Олимпстрой», Администрацией г. Сочи в осуществляется на постоянной основе.

В рамках данной работы на территории г. Сочи с 01.07.2013 г., в соответствии с приказом УФМС России по Краснодарскому краю № 598 от 17.06.2013, на КПП «Магри» в Лазаревском районе г. Сочи, являющемся единственным сухопутным пропускным пунктом на территорию г. Сочи, организовано круглосуточное дежурство сотрудников Управления.

При администрации Краснодарского края, под председательством Первого заместителя главы администрации (губернатора) Краснодарского края Д.Х. Хатуова создан оперативный штаб для решения вопросов, связанных с организацией профилактики правонарушений в сфере миграционного законодательства в городе-курорте Сочи.

С 4 июня 2013 г. вопросы обеспечения миграционной безопасности в период подготовки и проведения Олимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи в еженедельном режиме рассматриваются на заседаниях Совета Безопасности Краснодарского края.

Динамика взъезда иностранных граждан на территорию Российской Федерации и их выезд с территории страны остается достаточно стабильной. По итогам обработки миграционных карт в 2013 году через пункты пропуска государственной границы Российской Федерации, расположенные на территории Краснодарского края, въехало 808 054 иностранных граждан, что на 17,2% больше чем в 2012 году (689 637), выехало - 791 935 человек, что на 22,7% больше чем за 2012 год (645 677). Управлением за 2013 год обработано 1 591 079 миграционных карт, информация с которых направлена в ГИСМУ, что на 54% больше, чем за 2012 год (1 031 726).

Общий пассажиропоток ИГ и ЛБГ составил 1 599 989 (+19,8% к АППГ, 1 335 314) человек, из которых проверено в пунктах пропуска 604 770 (+27% к АППГ, 476 736).

В целях предупреждения и пресечения незаконной миграции Управление проводит работу по выявлению ИГ и ЛБГ, нарушивших правила пребывания, а так же лиц и организаций, причастных к нелегальной миграции иностранных граждан.

В текущем году осуществлено 65932 проверочных мероприятия (рост в 7,3 раза к АППГ, 9088), в ходе которых проверено: строительных объектов - 1476 (+14,2% к АППГ, 1292), торговых - 596 (+8,4% к АППГ, 550), бытового обслуживания - 129 (+4,9% к АППГ, 123), 130 промышленных (рост в 2,5 раза к АППГ, 53) и 164 сельскохозяйственных предприятий (+51% к АППГ, 109), мест проживания и пребывания иностранных граждан - 57950 (рост в 9,7 раз к АППГ - 5963).

Существенный рост числа проверочных мероприятий обусловлен введением беспрецедентных мер безопасности в период подготовки к Олимпийским играм 2014 года в г. Сочи, в ходе которых была проведена тотальная проверка объектов.

В рамках осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере миграции в 2013 году должностными лицами Управления было составлено 68 929 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных главами 18 и 19 КоАП, что на 6% меньше, чем за 2012 год (73 641). Привлечено к административной ответственности на основании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 70853 нарушителей (-4,4% от АППГ, 74077). По линии иммиграционного контроля выявлено 24561 (+3,7% к АППГ, 23679) нарушителей.

Доля судебных решений об оставлении постановления должностного лица территориального органа ФМС России без изменения, а жалобы без удовлетворения от общего количества обжалованных в судебном порядке постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных должностными лицами территориальных органов ФМС России в 2013 году составила порядка 49% (в 2012 году - 4%).

В судах и органах прокуратуры обжалуется ежегодно менее 1% вынесенных должностными лицами Управления решений о привлечении нарушителей миграционного законодательства к административной ответственности, в 2013 году обжаловалось 65 решений Управления (0,1% от общего числа вынесенных решений), из них отменено либо изменено 27 решений (0,05% от общего числа вынесенных решений), такое число отменяемых решений связано с наложением больших сумм штрафов, которые при обжаловании заменяются в ряде случаев на административное приостановление деятельности.

По материалам Управления наложено административных штрафов на общую сумму - 643 млн. 880 тыс. 60 руб. (рост в 2,4 раза к АППГ, 267 млн. 39 тыс. 190 руб.), из них должностными лицами Управления - 396 млн. 997 тыс. 400 руб., (рост в 2,2 раза к АППГ, 181 млн. 902 тыс. 300 руб.), из которых взыскано - 126 млн. 650 тыс. 600 руб. (+5,3% к АППГ, 120 млн. 312 тыс. 640 руб.). Судами наложено штрафов на сумму 246 млн. 882 тыс. 700 руб. (рост в 3 раза к АППГ, 85 млн. 136 тыс. 900 руб.), из которых взыскано - 10 млн. 569 тыс. 500 руб. (рост в 2 раза к АППГ, 5 млн. 495 тыс. 600 руб.).

В подразделения Управления поступают на рассмотрение материалы об административных правонарушениях, выявленных сотрудниками органов внутренних дел. В текущем году рассмотрено 3074 материалов (-11,8% от АППГ, 3487). Основная часть административных материалов составляется сотрудниками органов внутренних дел по статьям 18.8 КоАП РФ (1567, 51% от общего числа поступивших из подразделений ГУ МВД России по Краснодарскому краю) и 19.16 КоАП РФ (1315, соответственно 43%).

В текущем году Управлением значительно активизирована работа по проведению административных расследований, возбуждено 2215 расследований (рост в 2 раза к АППГ, 1056). Подавляющее большинство административных расследований возбуждено по части 1 статьи 18.15 КоАП РФ (89%, 1970).

23 июля 2013 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 207-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования миграционного законодательства и ответственности за его нарушение», в соответствии с которым безальтернативно назначается наказание в виде административного выдворения при совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 18.8 и 18.10 КоАП РФ, скорректирован перечень оснований, по которым иностранным гражданам и лицам без гражданства может быть не разрешен въезд на территорию Российской Федерации.

В 2013 году по решению суда выдворен за пределы Российской Федерации 3971 иностранный гражданин (рост в 5 раз к АППГ, 788), депортировано 25, вынесено 1558 решений о сокращении сроков пребывания (-5,6% от АППГ, 1651), направлено 6683 (рост в 5,2 раза к АППГ, 1 294) представления о не разрешении въезда в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства, в том числе 3971 представлений в отношении административно выдворенных и 25 - в отношении депортированных лиц.

Принят Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 224-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий увеличение до 10 лет срока ограничения въезда на территорию Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства, в отношении которых ранее уже выносились решения о реадмиссии, депортации либо административном выдворении.

Продолжается работа по созданию специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации либо реадмиссии.

По материалам Управления возбуждено 7 уголовных дел по фактам организации незаконной миграции (ст. 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации), в 2012 году - 7 уголовных дел.

Взаимодействие подразделений ФМС России с Федеральной службой исполнения наказаний и Федеральной службой безопасности при реализации международных договоров Российской Федерации о реадмиссии осуществляются в соответствии с правилами, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 19 июля 2012 г. № 728 и от 13 июля 2012 г. № 715 соответственно. На постоянной основе Управлением проводится мониторинг с целью установления лиц, подлежащих реадмиссии с территории Российской Федерации, в том числе среди иностранных граждан и лиц без гражданства, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях, расположенных на территории края.

Однако, лиц рассматриваемой категории в 2013 году не установлено, запросы, в соответствии с международными Соглашениями о реадмиссии, не направлялись (в 2012 году в рамках реализации данной задачи в соответствии с Соглашением о реадмиссии с Республикой Узбекистан был направлен 1 запрос). Прием иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Краснодарского края не осуществлялся.

Для оценки степени выполнения задачи 1 используются следующие показатели:

Таблица 10

Показатели выполнения задачи «Противодействия незаконной миграции»

Показатель

Количество проведенных оперативно-профилактических мероприятий по выявлению фактов нарушения миграционного законодательства

Количество выявленных нарушений миграционного законодательства сотрудниками территориальных органов ФМС России выявлено

Количество иностранных граждан и лиц без гражданства, депортированных за пределы Российской Федерации

Количество материалов, направленных территориальными органами ФМС России для возбуждения уголовных дел по статьям 322.1 и 327 Уголовного кодекса Российской Федерации

Наложено административных штрафов должностными лицами территориальных органов ФМС России, по делам об административных правонарушениях в сфере миграции

Взыскано административных штрафов должностными лицами территориальных органов ФМС России, по делам об административных правонарушениях в сфере миграции

Доля взысканных административных штрафов от общего количества штрафов, наложенных должностными лицами территориальных органов ФМС России, по делам об административных правонарушениях в сфере миграции

Доля судебных решений об оставлении постановления должностного лица территориального органа ФМС России без изменения, а жалобы без удовлетворения от общего количества обжалованных в судебном порядке постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных должностными лицами территориальных органов ФМС России

Количество граждан Российской Федерации, принятых территориальными органами ФМС России от иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии

Количество иностранных граждан и лиц без гражданства, переданных Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии

Количество иностранных граждан, осуществивших транзитный проезд в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии

Количество иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих реадмиссии, размещенных в соответствующих специальных учреждениях

· Показатель «Количество проведенных оперативно-профилактических мероприятий по выявлению фактов нарушения миграционного законодательства»:

Показатель в 2013 году составил 65932 (рост в 7,2 раза к АППГ, 9088);

· Показатель «Количество выявленных нарушений миграционного законодательства сотрудниками территориальных органов ФМС России выявлено»:

В отчетном периоде - 24561 (+0,3% к АППГ, 24486);

· Показатель «Количество иностранных граждан и лиц без гражданства, депортированных за пределы Российской Федерации»:

В 2013 году депортировано 25 иностранных граждан (АППГ - 25);

· Показатель «Количество материалов, направленных территориальными органами ФМС России для возбуждения уголовных дел по статьям 322.1 и 327 Уголовного кодекса Российской Федерации»:

Показатель составил 71 (+6% к АППГ, 67);

· Показатель «Наложено административных штрафов должностными лицами территориальных органов ФМС России, по делам об административных правонарушениях в сфере миграции»:

В отчетном году наложено 26258 административных штрафов (+13% к АППГ, 23231);

· Показатель «Взыскано административных штрафов должностными лицами территориальных органов ФМС России, по делам об административных правонарушениях в сфере миграции»:

В 2013 году взыскано 18909 административных штрафов (-7,2% от АППГ, 20378);

· Показатель «Доля взысканных административных штрафов от общего количества штрафов, наложенных должностными лицами территориальных органов ФМС России, по делам об административных правонарушениях в сфере миграции»:

Показатель в 2013 году составил 91,7% (АППГ - 92,8%).

· Показатель «Доля судебных решений об оставлении постановления должностного лица территориального органа ФМС России без изменения, а жалобы без удовлетворения от общего количества обжалованных в судебном порядке постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных должностными лицами территориальных органов ФМС России»:

В 2013 году составил 49% (в 2012 году - 2%).

· Показатель «Количество граждан Российской Федерации, принятых территориальными органами ФМС России от иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии»:

· Показатель «Количество иностранных граждан и лиц без гражданства, принятых территориальными органами ФМС России от иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии»:

В отчетном периоде иностранных граждан и лиц без гражданства, принятых от иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии, как и в 2012 году на территории края не было.

· Показатель «Количество иностранных граждан и лиц без гражданства, переданных Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии»:

В отчетном периоде иностранных граждан и лиц без гражданства, переданных Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии, как и в 2012 году на территории края не было.

· Показатель «Количество иностранных граждан, осуществивших транзитный проезд в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии»:

В 2013 году составил - 0 (в 2012 году - 0);

· Показатель «Количество иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих реадмиссии, размещенных в соответствующих специальных учреждениях»:

В 2013 году составил - 0 (в 2012 году - 0).

Такие данные были озвучены на межведомственном совещании, которое по поручению губернатора края Вениамина Кондратьева провел его заместитель Алексей Копайгородский в режиме видеоконференции. Обсуждался вопрос «О мерах по противодействию незаконной миграции и нелегальной трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства в Краснодарском крае».

В нашем районе в работе совещания приняли участие глава муниципалитета Виталий Демиров, его заместители, начальник отдела МВД России по Крыловскому району Роман Лесничий, главы сельских поселений, начальники и представители служб и ведомств, которые отвечают за вопросы, связанные с миграцией.

Алексей Копайгородский, открывая совещание, отметил, что Краснодарский край традиционно является территорией, привлекательной для мигрантов как внутренних, так и внешних. Экономическая и социальная стабильность, реализация инвестиционных проектов наряду с благоприятными климатическими условиями обеспечивают высокий миграционный прирост.

За девять месяцев текущего года на миграционный учет были поставлены 67657 иностранных граждан, официально прибывших для работы в крае. Однако патентов на разрешение работать, за это время, было выдано только 36755. То есть практически каждый второй зарегистрированный мигрант работает нелегально, причем это только вершина айсберга, - такие данные привел в своем докладе заместитель начальника региональной безопасности администрации края М.М. Дадатко. Он сообщил, что в текущем году иностранные граждане и лица без гражданства стали участники 1128 преступлений, при этом каждое третье - имущественного характера, а каждое шестое связано с незаконным оборотом наркотиков. Кроме того, составлено более 14 тысяч административных протоколов (на треть больше, чем в прошлом году).

Вице-губернатор напомнил, что Кубань готовится к проведению выборов Президента Российской Федерации. Также региону предстоит принимать участников Чемпионата мира по футболу 2018 года.

На фоне таких событий мы просто не вправе допустить осложнений миграционной ситуации в крае, - подчеркнул Алексей Копайгородский.

Что уже делается в сфере миграции

О мерах, реализуемых в крае по пресечению незаконной миграции и нелегальной трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, доложил заместитель начальника ГУ МВД по Краснодарскому краю Ю.Ю. Кузнецов. Сотрудниками полиции проведено более шести с половиной тысяч мероприятий по выявлению нарушений миграционного законодательства. В сфере миграции возбуждено более 500 уголовных дел (на 318 больше, чем в прошлом году), из них направлено в суд 447. Внесено свыше 3000 представлений о неразрешении въезда иностранным гражданам, пресечено более 18 тысяч административных правонарушений в сфере миграции (на 3500 больше прошлого года). Наложено штрафов более 33 миллионов рублей, из них взыскано 25 миллионов. От оказания сотрудниками полиции госуслуги по выдаче патентов иностранным гражданам бюджет края пополнился на 1 миллиард рублей (на 7,5% больше аналогичного периода прошлого года).

В крае ведется работа по выявлению так называемых «резиновых» квартир. Участковыми уполномоченными отрабатываются факты массой постановки на учет иностранных граждан. Так, за фиктивную постановку на учет 24 иностранных граждан осуждена жительница города Новороссийска. Оперативными сотрудниками совместно с коллегами из ФСБ проводится точечная отработка мест их пребывания. Выявлен иностранец, который состоял в розыске как экстремист. За последние годы край входит в тройку лидеров по количеству мигрантов. В текущем году по решениям судов с территории края выдворены 2260 иностранных граждан, из них 2000 принудительно. Докладчик обратил внимание на то, что часть мигрантов поступает в центр временного размещения без копейки денег, потому что работодатели с ними не расплатились. Докладчик акцентировал внимание на том, что механизмов для решения озвученных проблем в сфере миграции достаточно много и муниципалитетам тоже нужно выработать четкий контроль за их реализацией.

112 иностранцев ВИЧ-инфицированы

Обсуждался также вопрос о том, как миграционные процессы влияют на эпидемиологическую обстановку в крае. По данным Министерства здравоохранения Краснодарского края, за 10 месяцев этого года освидетельствовано более 77 тысяч иностранных граждан, выявлены 273 больных, из них: 112 - ВИЧ-инфекцией, 12 - туберкулезом, 149 заболеваний, передающихся половым путем.

Заместитель главы региона акцентировал, что работа по выявлению и пресечению правонарушений в миграционной сфере должна строиться на местах комплексно, во взаимодействии всех заинтересованных структур и актива муниципалитетов. Поэтому принято решение о создании в каждом муниципалитете региона межведомственных рабочих групп. Проведение проверок будет проходить в форме межведомственных рейдов с участием не только правоохранительных структур, но и общественных формирований правоохранительной направленности.

Обращаю внимание руководителей органов местного самоуправления края на то, что вами должна быть организована работа по проверке всех мест возможной концентрации нелегальных мигрантов, вы, как никто другой, должны быть в курсе, что и где происходит на подведомственной вам территории, - отметил в завершение мероприятия Алексей Копайгородский. Он также подчеркнул, что важно организовать привлечение к рейдам казаков.

Послесловие

При обсуждении поставленных заместителем главы региона задач Роман Лесничий ходатайствовал о проведении дополнительного совещания с участием глав сельских поселений, которым необходимо будет подготовить информацию о мигрантах, замеченных на подведомственных им территориях. Сообщил в частности, что четыре мигранта (два узбека и два украинца) в этом году были выдворены за пределы РФ. Были выявлены и предприятия, где привлекали на работу иностранных граждан, которых также выдворили. Начальник полиции рассказал, что состоялся разговор с руководителями предприятий, некоторые сетовали на то, что, дескать, местное население не хочет идти к ним работать. При детальном изучении вопроса выяснялось, что в предприятиях не созданы надлежащие условия трудоустройства, поэтому уважающие себя люди и не идут к ним работать. Особое внимание, как заметил начальник полиции, уделяется Октябрьскому поселению, где, как исторически сложилось, постоянно мигрируют цыгане. Несколько человек сейчас находятся в розыске за совершенные преступления.

Современные миграционные процессы - это сложное, многоаспектное социально-правовое и политическое явление. В юридическом плане миграция связана с естественно-правовыми возможностями лица свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также въезжать в страну и покидать ее территорию.

Вышеуказанные естественно-правовые возможности, в соответствии с нормами международного права, закреплены в ст. 27 Конституции Россий­ской Федерации. Из текста данной статьи следует, что ее действие распро­страняется лишь на тех, «. . . кто законно находится на территории Россий­ской Федерации. . . «. При этом для иностранных граждан и лиц без граж­данства, в отличие от граждан Российской Федерации, которые отвечают таким требованиям без каких-либо ограничений, законность нахождения на территории нашего государства устанавливается российским законодатель­ством.

Право лица на свободу передвижения и выбор места пребывания и жи­тельства в совокупности с вытекающими отсюда обязанностями, подлежит государственно-правовому регулированию, под которым в юридической литературе понимается государственное регулирование общественных от­ношений путем установления норм права, направляющих поведение субъ­ектов права на реализацию целей, выдвигаемых субъектом правотворчества в данный исторический период в определенной сфере жизнедеятельности общества и государства. При этом правовое регулирование выступает в качестве единого механизма, включающего в себя упорядоченную систему правовых средств, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения в какой-либо сфере.

В настоящее время формируется новая сфера правового регулирования в Российской Федерации - сфера миграционных отношений. Вместе с тем принятое значительное количество правовых актов, регулирующих данную сферу правоотношений, не позволяет адаптировать имеющуюся структуру и качественный состав миграционных потоков к стратегическим государственным потребностям. Сохраняется спонтанный характер миграции, которая оказывает негативное влияние на экономические, социальные, демографические, этнокультурные и другие процессы как в Российской Федерации в целом, так и в отдельных ее регионах.



Совершенствование законодательного регулирования в области мигра­ции должно идти по пути устранения коллизий правовых норм, пробелов правового регулирования, избытка отсылочных норм, вызывающих противоречия между нормативными правовыми актами разных уровней. Во многом такая ситуация связана с тем, что имеющаяся нормативно-правовая база по степени регулирования миграционных отношений пока еще явно недостаточна и не успевает за динамично развивающимися на территории страны миграционными процессами.

Кроме того, законодательная основа регулирования миграционных отношений в неполной мере отвечает назревшим потребностям правоприменительной практики. Она характеризуется значительным отставанием от имеющегося опыта законодательного регулирования зарубежных стран, не в полной мере соответствует международным стандартам.

Одним из негативных моментов следует признать хаотичность развития миграционного законодательства, что во многом обусловлено отсутствием четкой концептуальной основы государственной миграционной политики.

Основу миграционного законодательства России составляет:

Федеральный закон от 18. 07. 2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 31. 05. 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;

Федеральный закон от 25. 07. 2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

Закон РФ от 19. 02. 1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах»;

Указ Президента РФ от 19. 07. 2004 № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы»;

Указ Президента РФ от 03. 03. 2008 № 301 «О представительствах и представителях Федеральной миграционной службы за рубежом»;

Постановление Правительства РФ от 14. 02. 2007 № 94 «О государственной информационной системе миграционного учета»;

Постановление Правительства РФ от 15. 01. 2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»;

Постановление Правительства РФ от 16. 08. 2004 № 413 «О миграционной карте»;

И ряд других нормативно-правовых актов.

Сегодня государства Европы стремятся к унификации законодательств по вопросам миграции.

Требует унификации понятийный аппарат миграционного законодательства. В частности, отсутствие общего понятия «мигрант» в целом не препятствует осуществлению правового регулирования статуса отдельных категорий мигрантов, поскольку в законодательстве используются определения таких категорий мигрантов, как «беженец», «вынужденный переселенец», «лицо, ищущее убежища», «иностранный работник», «иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя» и др.

Вместе с тем, полагаем, что определение понятий «миграция», «мигрант» на законодательном уровне необходимо, поскольку это, с одной стороны, четко определит предмет регулирования миграционного законодательства и круг субъектов миграционных отношений, с другой - исключит противоречия и проблемы в применении как международных, так и национальных правовых актов и правовых норм, в которых такие понятия используются.

Анализ и прогноз современной миграционной, демографической и социально-экономической ситуации и перспектив ее развития показывают, что миграционные процессы в ближайшем будущем будут приобретать для Российского государства все большую значимость.

К сожалению, численность населения в Российской Федерации сокращается, возрастает дефицит трудовых ресурсов, и в будущем нашей стране, скорее всего, не обойтись без мигрантов. По прогнозам статистиков, к 2020 году численность трудоспособного населения сократится на четверть (почти 10 млн. чел.). За 25 лет население России может сократиться до 120, а за 50 лет - до 86 млн. человек. Для восполнения естественной убыли населения России ежегодно требуется более миллиона человек.

Одним из аспектов правового регулирования общественных отношений в сфере миграции, можно назвать осуществление функций охраны и защиты установленных Конституцией Российской Федерации социальных ценностей и общественных отношений в данной области. Одной из составляющих данного процесса является соблюдение лицами правовых норм, которое гарантируется организационными, стимулирующими и разъяснительными средствами, а также применением в необходимых случаях мер принуждения, в числе которых особое место отведено мерам юридической ответственности.

Установление юридической (уголовной и административной) ответственности базируется на общепризнанных принципах и нормах международного права и положениях Конституции Российской Федерации, которые и определяют основные подходы правоприменительного сообщества в борьбе с правонарушениями в области миграции. За совершение правонарушений, в том числе и в сфере миграционных отношений, которые не представляют особой опасности для общества, законодательство ограничи­вается применением мер административного характера.

Административная ответственность предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, принятым 30 декабря 2001г. , который содержит ряд новых для российского законодательства положений.

Кодекс устанавливает административно-правовую ответственность не только физических лиц - российских или иностранных граждан, а также лиц без гражданства, но и юридических лиц - предприятий и организаций ч. 1 ст. 1. 4 и ст. 2. 10), а также их должностных лиц (ст. 2. 4). Кодексом устанавливается принцип равенства перед законом лиц, совершивших административные правонарушения. «. . . Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка и т. д. , а юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств» (ч. 1 ст. 1. 4).

При этом иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (ч. 1 ст. 2. 6). Административная ответственность гражданина, пользующегося дипломатическим иммунитетом и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права (ч. 3 ст. 2. 6).

Установление и применение административных наказаний осуществляется судом, органами и должностными лицами, в порядке и размерах, установленных КоАП РФ. Применительно к миграции к административным наказаниям относятся: предупреждение, административный штраф, административный арест, административное выдворение иностранного гражданина и лица без гражданства.

Рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере миграционных правоотношений уполномочены: судьи (ст. 23. 1 КоАП РФ). органы внутренних дел (полиция) (ст. 23. 3 КоАП РФ), пограничные органы и пограничные войска (ст. 23. 10 КоАП РФ).

Пограничные органы и пограничные войска рассматривают дела об административных правонарушениях, сопряженных с нарушением режима Государственной границы Российской Федерации (ст. 16. 1-18. 7, 18. 14).

Органы внутренних дел - о нарушении правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации как самими иностранными гражданами и лицами без гражданства, так и принимающей стороной - физическими лицами и должностными лицами организаций (ст. 18. 8, 18. 9).

На судей возложено рассмотрение дел об административных правона­рушениях, предусмотренных ст. 18. 10, 18. 13 КоАП РФ. Наряду с этим судьями рассматриваются некоторые дела, отнесенные по подведомственности к органам и войскам пограничной службы и органам внутренних дел (ч. 2иЗ ст. 18. 1,4. 2 ст. 18. 3. ч. 2 ст. 18. 4, ст. 18. 7, 18. 8 и т. д.), но лишь в тех случаях, когда эти органы передают поступившее к ним дело на рассмотрение судье, так как только суд правомочен назначать наказание в виде административного ареста либо административного выдворения за пределы Российской Федерации.

В целях обеспечения производства по делам об административных правонарушениях соответствующие органы вправе применять следующие меры: доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящегося при физическом лице, осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, изъятие вещей и документов.

Составы правонарушений в сфере миграции изложены в гл. 18 КоАП РФ, в которую включено четырнадцать статей. Данная глава содержит ряд новелл по сравнению с КоАП РСФСР (ст. 18. 10, 18. 11, 18. 13, 18. 14).

Нормы данной главы можно подразделить на два основных блока: устанавливающие ответственность за правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и устанавливающие ответственность за нарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Кроме того, по объекту посягательства их условно можно сгруппировать следующим образом:

1) нарушение режима Государственной границы Российской Федерации (ст. 18. 1-18. 7, 18. 14):

2) нарушение правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (ст. 18. 8, 18. 9):

3) нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы и незаконная деятельность по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей (ст. 18. 10, 18. 13);

4) нарушение правил проживания, установленных для иммигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев (ст. 18. 11, 18. 12).

Наиболее характерными административными правонарушениями в сфере миграции являются: нарушение правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (ст. 18. 8, 18. 9), а также нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы (ст. 18. 10).

Объект административного правонарушения выступает тем элементом, определение которого позволяет установить, к какой группе правонаруше­ний относится конкретное противоправное деяние, так как именно этот компонент состава взят за основу при построении Особенной части КоАП РФ.

Так, объектом правонарушений, включенных в первую группу (ст. 18. 1-18. 5. 18. 7, 18. 14), как правило, называют установленный порядок в области защиты государственной границы Российской Федерации в виде режима Государственной границы Российской Федерации, который в итоге направ­лен на обеспечение жизненно важных интересов личности, общества и го­сударства в этой сфере.

В ч. 1 ст. 18. 1 установлена административная ответственность за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных ст. 18. 5 КоАП РФ.

Утверждение, что каждое нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации посягает на жизненно важные интере­сы личности, общества и государства, представляется безосновательным. В действительности же нарушение режима Государственной границы Российской Федерации может быть совершено вследствие «прозрачности» границ Российской Федерации, например, со странами - бывшими республиками СССР. По своей сути такие правонарушения представляют собой нарушение миграционных правил. В тех же случаях, когда следствием таких незаконных действий становится деяние, действительно представляющее угрозу жизненно важным интересам личности, общества и государства, ответственность за такие деяния должна наступать по нормам, предусмотренным УК РФ.

Зачастую одни и те же противоправные деяния посягают на общественные отношения в нескольких областях жизни общества. Следовательно, в некоторых случаях состав административного правонарушения имеет сложный объект, а точнее совокупность нескольких объектов: основного, при­оритетного, доминирующего, дополнительного, иногда факультативного. Данное утверждение можно проиллюстрировать на примере статей КоАП, включенных во вторую группу правонарушений.

Так, ст. 18. 8 КоАП РФ предусматривает ответственность иностранных граждан или лиц без гражданства за нарушение ими режима пребывания (проживания) в Российской Федерации (вторая группа) . Объектом данного правонарушения некоторые авторы называют «. . . установленный порядок управления, общественный порядок, а также безопасность личности, общества и государства». Исходя из вышесказанного, основным объектом посягательства данной группы правонарушений являются общественные отношения, урегулированные нормами российского миграционного законодательства, наряду с этим, в качестве дополнительного объекта выступает установленный порядок управления, а в качестве факультативного- общественный порядок, безопасность личности, общества и государства.

Аналогичным образом следует выделять объект административного правонарушения и в третьей группе норм (ст. 18. 10, 18. 13). Основным объектом этих правонарушений являются общественные отношения в области осуществления трудовой миграции, установленный порядок трудоустройства лиц, дополнительным объектом - общественные отношения, связанные с обеспечением защиты их трудовых прав.

Что касается административных правонарушений, включенных в четвертую группу (ст. 18. 11), то определение их объекта не представляет сложности. Таковыми являются установленные миграционные правила, определяющие порядок проживания иммигрантов.

Объективная сторона правонарушений, предусмотренных гл. 18 КоАП РФ, характеризуется действием или бездействием, посредством которых нарушается норма права.

В ряду прочих особенностей административных правонарушений в сфере миграции следует выделить субъектный состав. В гл. 18 КоАП РФ имеет место наличие видового многообразия субъектов правонарушений.

В их число входят: физические лица (граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства), а также должностные и юридические лица, обладающие правомочиями в области миграционных правоотношений.

Современный институт административной ответственности, в том числе и в области миграционных правоотношений, построен на теории исключительно виновного начала, в рамках которого вина является обязательным условием наступления юридической ответственности. То есть отсутствие в действиях лица вины полностью исключает и саму ответственность, независимо от того, был ли причинен его действиями какой-либо ущерб. Поэтому в соответствии со ст. 2. 7 КоАП РФ «Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред».

29 сентября губернатор Анатолий Артамонов провел координационное совещание по обеспечению правопорядка в области. В его работе принял участие федеральный инспектор по Калужской области Алексей Лебедев .

Обсуждалось состояние работы по противодействию незаконной миграции, нелегальной трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, а также дополнительные меры по повышению уровня взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и правоохранительных структур в данной сфере.

Отмечалось, что на протяжении последних лет в области наблюдается увеличение миграционного потока. За восемь месяцев текущего года поставлено на миграционный учет 153 869 иностранных граждан и лиц без гражданства, оформлено 15 709 патентов для осуществления трудовой деятельности. На территории региона активно продолжается реализация Государственной программы оказания содействия добровольному переселению в Калужскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2016-2021 годы. В 2017 году на учет поставлено 5634 ее участника.

В целях повышения эффективности государственного контроля в сфере миграционных отношений и принятия мер к работодателям, незаконно использующим иностранную рабочую силу, УМВД России по Калужской области проводятся оперативно-профилактические мероприятия. В ходе операции «Нелегал-2017» за 8 месяцев текущего года выявлено 295 фактов нарушения миграционного законодательства и возбуждено 114 уголовных дел, в период проведения «Цунами» – 1655 фактов нарушений.

Помимо этого – 2600 лиц, находящихся на территории РФ с нарушением режима пребывания и незаконно осуществляющих трудовую деятельность. В отношении них приняты меры административного воздействия, в том числе 214 человек выдворены за пределы России. Вынесено решений о наложении административных штрафов на общую сумму около 22 миллионов рублей.

В целях пресечения нелегальной трудовой миграции особое внимание уделяется определению объективной потребности в иностранных работниках и подготовке оптимальных предложений по объемам квот на осуществление ими трудовой деятельности. Повышение требований к соблюдению работодателями действующего законодательства позволило сократить численность привлекаемых в регион иностранных работников с 3877 человек в 2015 году до 2289 – в 2016 году и 1818 – в 2017 году.

В этом году в области , где иностранным гражданам предоставляют все государственные услуги по оформлению документов по системе «единого окна».

Положительно оценив первые результаты работы ММЦ и его эффективность, Анатолий Артамонов особо подчеркнул, что это позволило организовать прием мигрантов на современном уровне, не оставив возможностей для проявления коррупции в данной сфере. Участники совещания внесли ряд предложений по дальнейшему улучшению работы учреждения.

Говоря о необходимости повышения уровня противодействия незаконной миграции, Анатолий Артамонов отметил, что основные направления данной работы намечены Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. На основе решений главы государства в области реализуется Концепция миграционной политики до 2025 года.

В этом документе изложены основные принципы, которыми мы должны руководствоваться для регулирования любых отношений в этой сфере,

– подчеркнул глава региона.

В ходе совещания речь также шла об эффективности функционирования системы профилактики правонарушений и преступлений, совершаемых на территории области несовершеннолетними.

В этой работе участвуют органы государственной власти, местного самоуправления, правоохранительные структуры, здравоохранение, учреждения социального обслуживания. Межведомственное взаимодействие заключается в обмене информацией, проведении совместных профилактических мероприятий, реализации социальных программ и проектов. В области действуют 303 комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Приоритетным направлением является выявление и оказание помощи семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. Количество таких семей за последние три года снизилось в регионе на 23,7%. Численность безнадзорных детей сократилась на 27,3%. За 8 месяцев текущего года поставлены на профилактический учёт 510 родителей, отрицательно влияющих на своих детей и не занимающихся их воспитанием. В целях недопущения популяризации в подростковой среде криминальной субкультуры проведено более 2300 профилактических лекций для учащихся по данной тематике. Во всех школах области созданы родительские патрули, которые в этом году более 550 раз осуществили выходы в места массового пребывания молодежи. Эффективно были проведены оперативно-профилактические мероприятия «Здоровье» и «Подросток».

Благодаря принимаемым мерам за 8 месяцев текущего года в области на 20,5% снизилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними и с их участием, на 26,4% сократилось число групповых преступлений. Более 700 правонарушителей, состоящих на учете (72 % от общего количества подростков указанной категории), вовлечены в организованные формы досуга – кружки, секции, клубы.

Комиссия рекомендовала органам местного самоуправления муниципальных образований области активнее осуществлять работу по подготовке проектов и привлечению грантов Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, направленных на профилактику правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Состоялся обмен мнениями.

Подводя итог, Анатолий Артамонов отметил необходимость привлечения в образовательную сферу талантливых педагогов и спортивных тренеров, способных своим личным примером повлиять на воспитание «трудных» детей. При этом, по мнению губернатора, стоит вспомнить положительный исторический опыт нашей страны в борьбе с подростковой преступностью.

Только заинтересованная воспитательная работа может дать результат. Каждый ребенок должен получить возможность приобщиться к интересной для него части общества, где ему уделят внимание,

– подчеркнул глава региона.

Он также заметил, что в такой заботе нуждаются не только семьи и дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, но и вполне благополучные.

Пресс-служба Правительства Калужской области