Воин освободитель находится в берлине. Памятник Воину-освободителю: советский солдат действительно спас немецкую девочку рискуя жизнью

April 15th, 2015

…И в Берлине в праздничную дату
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.
Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он – солдат моей державы –
Охраняет мир на всей земле!

Г. Рублев

8 мая 1950 года в берлинском Трептов-парке открылся один из самых величественных символов Великой Победы. На многометровую высоту забрался воин-освободитель с немецкой девочкой в руках. Этот 13-метровый монумент стал по-своему эпохальным.

Миллионы людей, посещающие Берлин, стараются побывать именно здесь, чтобы поклониться великому подвигу советского народа. Далеко не все знают, что по первоначальной задумке, в Трептов-парке, где покоится прах более 5 тысяч советских солдат и офицеров, должна была стоять величественная фигура тов. Сталина. И в руках этот бронзовый идол должен был держать глобус. Мол, «весь мир у нас в руках».

Именно такой представлял себе задумку первый советский маршал – Климент Ворошилов, когда вызывал к себе скульптора Евгения Вучетича сразу после окончания Потсдамской конференции глав союзных держав. Но фронтовик, скульптор Вучетич, на всякий случай приготовил еще один вариант – позировать должен обычный русский солдат, протопавший от стен Москвы до Берлина, спасший немецкую девочку. Говорят, вождь всех времен и народов посмотрев на оба предложенных варианта, выбрал второй. И только попросил заменить автомат в руках солдата на что-то более символическое, например, меч. И чтобы он рубил фашистскую свастику…

Почему именно воин и девочка? Евгению Вучетичу была знакома история подвига сержанта Николая Масалова …

Он за несколько минут до начала яростной атаки на немецкие позиции вдруг услышал, словно из-под земли, детский плач. Николай бросился к командиру: «Я знаю, как найти ребенка! Разрешите!». И спустя секунду рванул на поиски. Плач раздавался из-под моста. Впрочем, лучше представить слово самому Масалову. Николай Иванович вспоминал так: «Под мостом я увидел трехлетнюю девочку, сидевшую возле убитой матери. У малышки были светлые, чуть курчавившиеся у лба волосы. Она все теребила мать за поясок и звала: «Муттер, муттер!» Раздумывать тут некогда. Я девочку в охапку – и обратно. А она как заголосит! Я ее на ходу и так, и эдак уговариваю: помолчи, мол, а то откроешь меня. Тут и впрямь фашисты начали палить. Спасибо нашим – выручили, открыли огонь со всех стволов».

В этот момент Николай был ранен в ногу. Но не бросил девочку, донес до своих… А через несколько дней в полку появился скульптор Вучетич, который сделал несколько набросков для своей будущей скульптуры…

Это наиболее распространенной версия о том, что историческим прототипом для памятника был солдат Николай Масалов (1921-2001). В 2003 году на Потсдамском мосту (Potsdamer Brücke) в Берлине установили табличку в память о совершенном в этом месте подвиге.

История основана в первую очередь на воспоминаниях маршала Василия Чуйкова. Сам факт подвига Масалова подтвержден, но во времена ГДР были собраны свидетельства очевидцев и о других похожих случаях по всему Берлину. Их набралось несколько десятков. Перед штурмом в городе оставалось множество жителей. Национал-социалисты не давали гражданскому населению его покидать, намереваясь защищать столицу «третьего рейха» до последнего.

Точно известны имена солдат, после войны позировавших Вучетичу: Иван Одарченко и Виктор Гуназ. Одарченко проходил службу в берлинской комендатуре. Скульптор заметил его во время спортивных соревнований. После открытия мемориала Одарченко случалось нести дежурство около памятника, и многие посетители, ни о чем не подозревавшие, удивлялись очевидному портретному сходству. Кстати, в начале работы над скульптурой он держал на руках немецкую девочку, но затем ее сменила маленькая дочка коменданта Берлина.

Интересно, что после открытия монумента в Трептов-парке – Иван Одарченко, служивший в Берлинской комендатуре, несколько раз охранял «бронзового солдата». К нему подходили люди, удивляясь его сходству с воином-освободителем. Но скромный Иван никогда не рассказывал, что именно он позировал скульптору. И то, что от первоначальной задумки держать на руках именно немецкую девочку, в конце концов, пришлось отказаться.

Прототипом ребенка стала 3-летняя Светочка, дочь коменданта Берлина генерала Котикова. Кстати, и меч был вовсе не надуманный, а точная копия меча псковского князя Гавриила, который вместе с Александром Невским сражался против «псов-рыцарей».

Интересно, что меч в руках «Воина-освободителя» имеет связь с другими известными памятниками: подразумевается, что меч в руках у солдата является тем же мечом, который рабочий передаёт воину, изображённому на монументе «Тыл - фронту» (Магнитогорск), и который затем поднимает Родина-мать на Мамаевом кургане в Волгограде.

О «Верховном главнокомандующем» напоминают его многочисленные цитаты, высеченные на символических саркофагах на русском и немецком языках. После объединения Германии некоторые немецкие политики требовали их удалить, ссылаясь на преступления, совершенные во времена сталинской диктатуры, но весь комплекс, согласно межгосударственным соглашениям, находится под охраной государства. Никакие изменения без согласия России здесь недопустимы.

Чтение цитат Сталина в наши дни вызывает неоднозначные ощущения и эмоции, заставляет вспомнить и задуматься о судьбах миллионов людей и в Германии, и в бывшем Советском Союзе, погибших в сталинские времена. Но в данном случае цитаты не следует вырывать из общего контекста, они — документ истории, необходимый для ее осмысления.

После битвы за Берлин спортивный парк возле Трептовер-аллеи стал солдатским кладбищем. Братские могилы находятся под аллеями парка памяти.

Работы начались, когда берлинцы, еще не разделенные стеной, по кирпичику восстанавливали свой город из руин. Вучетичу помогали немецкие инженеры. Вдова одного из них, Хелга Кёпфштайн, вспоминает: многое в этом проекте им казалось необычным.

Хелга Кёпфштайн, экскурсовод: «Мы спросили, почему у солдата в руках не автомат, а меч? Нам объяснили, меч — это символ. Русский солдат разбил тевтонских рыцарей на Чудском озере, а через несколько столетий дошел до Берлина и победил Гитлера».

К изготовлению скульптурных элементов по эскизам Вучетича привлекли 60 немецких скульпторов и 200 каменотесов, а всего в возведении мемориала участвовали 1200 рабочих. Все они получали дополнительное довольствие и продукты. В немецких мастерских также были изготовлены чаши для вечного огня и мозаика в мавзолее под скульптурой воина-освободителя.

Работы над мемориалом велись в течение 3 лет архитектором Я. Белопольским и скульптором Е. Вучетичем. Интересно, что для строительства использовали гранит из рейхканцелярии Гитлера. 13-метровая фигура Воина- освободителя была изготовлена в Санкт-Петербурге и весила 72 тонны. В Берлин ее переправляли частями по воде. По рассказу Вучетича, после того как один из лучших немецких литейщиков наиточнейшим образом осмотрел изготовленную в Ленинграде скульптуру и убедился, что всё сделано безупречно, он подступил к скульптуре, поцеловал ее цоколь и сказал: «Да это же русское чудо!»

Помимо мемориала в Трептов-парке, памятники советским солдатам сразу после войны установили еще в двух местах. В парке Тиргартен (Tiergarten), расположенном в центральной части Берлина, похоронено около 2000 павших воинов. В парке Шёнхольцер Хайде (Schönholzer Heide) в берлинском округе Панков — более 13 тысяч.

Во времена ГДР мемориальный комплекс в Трептов-парке служил местом проведения разного рода официальных мероприятий, имел статус одного из важнейших государственных памятников. 31 августа 1994 года в торжественной поверке, посвященной памяти павших и выводу российских войск из объединенной Германии, участвовали тысяча российских и шестьсот немецких солдат, а принимали парад федеральный канцлер Гельмут Коль (Helmut Kohl) и президент России Борис Ельцин.

Статус памятника и всех советских военных кладбищ закреплен в отдельной главе договора, заключенного между ФРГ, ГДР и державами-победительницами во Второй мировой войне. Согласно этому документу, мемориалу гарантирован вечный статус, а немецкие власти обязаны финансировать его содержание, обеспечивать целость и сохранность. Что и делается самым лучшим образом.

Нельзя не рассказать о дальнейших судьбах Николая Масалова и Ивана Одарченко. Николай Иванович после демобилизации вернулся в родное село Вознесенка Тисульского района Кемеровской области. Уникальный случай – его родители проводили на фронт четверых сыновей и все четверо вернулись домой с победой. Работать на тракторе из-за контузий Николай Иванович не смог, а после переезда в г. Тяжин устроился завхозом в детский сад. Здесь и разыскали его журналисты. Спустя 20 лет после окончания войны на Масалова обрушилась слава, к которой, впрочем, он относился с присущей ему скромностью.

В 1969 году ему присвоили звание Почетный гражданин Берлина. Но рассказывая о своем героическом поступке, Николай Иванович не уставал подчеркивать: то, что он совершил – никакой не подвиг, на его месте так бы поступили многие. Так оно в жизни и было. Когда германские комсомольцы решили узнать о судьбе спасенной девочки, они получили сотни писем, в которых описывались подобные случаи. А документально подтверждено спасение не менее 45 мальчишек и девчонок советскими солдатами. Сегодня Николая Ивановича Масалова уже нет в живых…

А вот Иван Одарченко до сих пор проживает в г. Тамбове (информация на 2007 год). Работал на заводе, потом ушел на пенсию. Похоронил жену, но у ветерана частые гости – дочь и внучка. И на парады, посвященные Великой Победе, Ивана Степановича часто приглашали, чтобы он изобразил воина-освободителя с девочкой на руках… А на 60-летие Победы Поезд Памяти даже привез в Берлин 80-летнего ветерана и его боевых товарищей.

В прошлом году в Германии разгорелся скандал вокруг памятников советским воинам-освободителям, установленным в берлинском Трептов-парке и Тиргартене. В связи с последними событиями на Украине журналисты популярных немецких изданий направили письма в Бундестаг с требованием демонтировать легендарные монументы.

Одним из изданий, подписавших откровенно провокационную петицию, оказалась газета Bild . Журналисты пишут, что русским танкам не место близ знаменитых Бранденбургских ворот. «Пока российские войска угрожают безопасности свободной и демократической Европы, мы не хотим видеть ни одного русского танка в центре Берлина», - пишут разгневанные сотрудники СМИ. Помимо авторов Bild, данный документ подписали также представители Berliner Tageszeitung.

Немецкие журналисты считают, что российские воинские подразделения, размещенные рядом с украинской границей, угрожают независимости суверенного государства. «Впервые после окончания холодной войны Россия силой пытается подавить мирную революцию в Восточной Европе», - пишут немецкие журналисты.

Скандальный документ был отправлен в Бундестаг. По закону немецкие власти должны рассмотреть его в течение двух недель.

Данное заявление немецких журналистов вызвало бурю негодований у читателей Bild и Berliner Tageszeitung. Многие считают, что газетчики сознательно нагнетают ситуацию вокруг украинского вопроса.

За шестьдесят лет этот памятник по-настоящему вжился в Берлин. Он был на почтовых марках и монетах, во времена ГДР здесь, наверное, половину населения Восточного Берлина приняли в пионеры. В девяностых годах после объединения страны, берлинцы с запада и востока проводили здесь антифашистские митинги.

А неонацисты не раз били мраморные плиты и рисовали на обелисках свастику. Но каждый раз стены отмывали, а разбитые плиты заменяли новыми. Советский солдат в Трептовер-парке — один из самых ухоженных памятников Берлина. На его реконструкцию Германия потратила около трех миллионов евро. Кое-кого это сильно раздражало.

Ханс Георг Бюхнер, архитектор, бывший член сената Берлина: «Чего тут таить, был у нас в начале девяностых один депутат берлинского сената. Когда ваши войска выводили из Германии, этот деятель кричал — пусть забирают с собой этот памятник. Теперь даже никто не помнит, как его зовут».

Памятник можно назвать народным, если люди к нему идут не только на День Победы. Шестьдесят лет сильно изменили Германию, но не смогли изменить того, как немцы смотрят на свою историю. И в старых гэдеэровских путеводителях, и на современных туристических сайтах — это памятник «советскому солдату-освободителю». Простому человеку, который пришел в Европу с миром.

Зачем казнят памятники? Вот человек, который всю жизнь собирался , а вот как делали Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Берлин по праву считается одной из самых зеленых европейских столиц. Обширные парки для отдыха горожан здесь начали разбивать еще в позапрошлом веке, по всем правилам садово-паркового искусства и в соответствии с генеральным планом развития города. Пожалуй, самый известный из них - это Тиргартен (Tiergarten), примыкающий к правительственному кварталу с Рейхстагом в центральном округе Берлин-Митте (Berlin-Mitte). Туристам мимо Тиргартена ни пройти, ни проехать…

Примерно в одно время с ним (1876-1888) заложили другой крупный парк - в районе Трептов. Сейчас его название и в Германии, и в республиках бывшего СССР, да и в других странах мира прочно связывается с расположенным здесь мемориальным комплексом. Он посвящен красноармейцам, павшим в боях за Берлин в конце Второй мировой войны. Только в этом парке их похоронено около семи тысяч - из более чем 20 тысяч советских солдат, погибших во время освобождения города в самом конце войны.

  • Мемориал в Трептов-парке

    Мемориал в Трептов-парке был воздвигнут в 1947-1949 годах. Главный памятник установлен на холме с мавзолеем.

  • Мемориал в Трептов-парке

    Солдатское военное кладбище в Берлине

    Воин-освободитель со спасенной девочкой на руках - центральный памятник мемориала в Трептов-парке.

    Мемориал в Трептов-парке

    Солдатское военное кладбище в Берлине

    Монументальная мозаика в мавзолее.

    Мемориал в Трептов-парке

    Солдатское военное кладбище в Берлине

    Барельеф с изображением Ордена Отечественной войны у входа в мемориал в Трептов-парке.

    Мемориал в Трептов-парке

    Солдатское военное кладбище в Берлине

    Мемориальное поле с братскими могилами, чашами для вечного огня и двумя красными знаменами из гранита.

    Мемориал в Трептов-парке

    Солдатское военное кладбище в Берлине

    Барельеф с идущими в атаку солдатами на одном из саркофагов.

    Мемориал в Трептов-парке

    Солдатское военное кладбище в Берлине

    "Всё для фронта! Всё для победы!" - барельеф, посвященный поддержке армии в тылу.

    Мемориал в Трептов-парке

    Солдатское военное кладбище в Берлине

    Цитата Сталина.

    Мемориал в Трептов-парке

    Солдатское военное кладбище в Берлине

    Скульптура скорбящей женщины.

    Мемориал в Трептов-парке

    Солдатское военное кладбище в Берлине

    Коленопреклоненный солдат около гранитного красного знамени.


Из центра Берлина до парка удобно добираться по железной дороге с одной пересадкой - сначала на электричках S7 или S9 до Ostkreuz, а затем - по кольцевой линии Ringbahn S41/42. Здесь же проходят линии S8 и S9. Остановка так и называется - Treptower Park. Время в пути - около 20 минут. Затем остается немного пройти пешком, следуя по указателям на тенистой Пушкинской аллее (Puschkinallee).

Воинский мемориал в Трептов-парке - самый большой из подобных памятников за пределами бывшего Советского Союза и самый известный в мире наряду с Мамаевым курганом в России. Молодой солдат со спасенной немецкой девочкой на руках и мечом, разрубающим поверженную свастику, возвышается над кронами старых деревьев на могильном холме.

Перед бронзовым солдатом - мемориальное поле с другими братскими могилами, саркофагами, чашами для вечного огня, двумя красными знаменами из гранита, скульптурами коленопреклоненных солдат - совсем молодого и постарше. У гранитных знамен - надписи на двух языках: "Вечная слава воинам Советской Армии, отдавшим свою жизнь в борьбе за освобождение человечества". Сами саркофаги - пустые, солдаты похоронены в земле по краям почетной аллеи.

У входа, украшенного гранитными порталами, посетителей встречает Родина-мать, скорбящая о своих сыновьях. Она и солдат-освободитель - два символических полюса, определяющих драматургию всего мемориала, который обрамлен плакучими березами, специально посаженными здесь в напоминание о российской природе. И не только о природе.

В путеводителях и других описаниях Трептов-парка непременно упоминают всякого рода детальные параметры - высоту и вес бронзовой статуи, количество сегментов, из которых она состоит, число саркофагов с барельефами, площадь парка... Но когда находишься на месте, вся эта статистическая бухгалтерия никакого значения не имеет.

Пересказываются и версии о том, кто именно был воином, который в апреле 1945 года, рискуя жизнью, спас немецкую девочку. Однако автор памятника - скульптор и фронтовик Евгений Вучетич - подчеркивал, что его солдат-освободитель имеет символическое значение, и не рассказывает о конкретном эпизоде. Он особо подчеркнул это в интервью газете Berliner Zeitung в 1966 году.

Подвиг Николая Масалова

Наиболее распространенной является версия о том, что историческим прототипом для памятника был солдат Николай Масалов (1921-2001). Трехлетняя девочка плакала около своей убитой матери в берлинских развалинах. Ее голос красноармейцы услышали во время короткого затишья между атаками на рейхсканцелярию Гитлера. Масалов вызвался вытащить ее из зоны обстрела, попросив прикрыть его огнем. Девочку он спас, но был ранен.

В 2003 году на Потсдамском мосту (Potsdamer Brücke) в Берлине установили табличку в память о совершенном в этом месте подвиге.

Sowjetisches Ehrenmal im Treptower Park
Puschkinallee,
12435 Berlin

История основана в первую очередь на воспоминаниях маршала Василия Чуйкова. Сам факт подвига Масалова подтвержден, но во времена ГДР были собраны свидетельства очевидцев и о других похожих случаях по всему Берлину. Их набралось несколько десятков. Перед штурмом в городе оставалось множество жителей. Национал-социалисты не давали гражданскому населению его покидать, намереваясь защищать столицу "третьего рейха" до последнего.

Портретное сходство и исторические цитаты

Точно известны имена солдат, после войны позировавших Вучетичу: Иван Одарченко и Виктор Гуназ. Одарченко проходил службу в берлинской комендатуре. Скульптор заметил его во время спортивных соревнований. После открытия мемориала Одарченко случалось нести дежурство около памятника, и многие посетители, ни о чем не подозревавшие, удивлялись очевидному портретному сходству. Кстати, в начале работы над скульптурой он держал на руках немецкую девочку, но затем ее сменила маленькая дочка коменданта Берлина - генерал-майора Александра Котикова.

Меч, разрубающий свастику, является копией меча, которым владел первый псковский князь Всеволод-Гавриил - внук Владимира Мономаха. Вучетичу предлагали заменить меч более современным оружием - автоматом, но он настоял на своей первоначальной версии. Также рассказывают, что некоторые военачальники предлагали поставить в центре мемориального комплекса не солдата, а гигантскую фигуру Сталина. От этой идеи отказались, так как она, по всей видимости, не нашла поддержки у самого Сталина.

О "Верховном главнокомандующем" напоминают его многочисленные цитаты, высеченные на символических саркофагах на русском и немецком языках. После объединения Германии некоторые немецкие политики требовали их удалить, ссылаясь на преступления, совершенные во времена сталинской диктатуры, но весь комплекс, согласно межгосударственным соглашениям, находится под охраной государства. Никакие изменения без согласия России здесь недопустимы.

Чтение цитат Сталина в наши дни вызывает неоднозначные ощущения и эмоции, заставляет вспомнить и задуматься о судьбах миллионов людей и в Германии, и в бывшем Советском Союзе, погибших в сталинские времена. Но в данном случае цитаты не следует вырывать из общего контекста, они - документ истории, необходимый для ее осмысления.

Из гранита рейхсканцелярии

Мемориал в Трептов-парке воздвигнут сразу после окончания Второй мировой войны, в 1947-1949 годах. Сюда перенесли останки воинов, временно захороненных на разных городских кладбищах. Место было выбрано советским командованием и закреплено в приказе номер 134. Для строительства использовали гранит из рейхсканцелярии Гитлера.

В художественном конкурсе, который был организован советским военным командованием в Берлине, участвовали несколько десятков проектов. Победители совместные эскизы архитектора Якова Белопольского и скульптора Евгения Вучетича.

К изготовлению скульптурных элементов по эскизам Вучетича привлекли 60 немецких скульпторов и 200 каменотесов, а всего в возведении мемориала участвовали 1200 рабочих. Все они получали дополнительное довольствие и продукты. В немецких мастерских также были изготовлены чаши для вечного огня и мозаика в мавзолее под скульптурой воина-освободителя. Основную статую отлили в Ленинграде и доставили в Берлин по воде.

Помимо мемориала в Трептов-парке, памятники советским солдатам сразу после войны установили еще в двух местах. В парке Тиргартен (Tiergarten), расположенном в центральной части Берлина, похоронено около 2000 павших воинов. В парке Шёнхольцер Хайде (Schönholzer Heide) в берлинском округе Панков - более 13 тысяч.

Во времена ГДР мемориальный комплекс в Трептов-парке служил местом проведения разного рода официальных мероприятий, имел статус одного из важнейших государственных памятников. 31 августа 1994 года в торжественной поверке, посвященной памяти павших и выводу российских войск из объединенной Германии, участвовали тысяча российских и шестьсот немецких солдат, а принимали парад федеральный канцлер Гельмут Коль (Helmut Kohl) и президент России Борис Ельцин.

Статус памятника и всех советских военных кладбищ закреплен в отдельной главе договора, заключенного между ФРГ, ГДР и державами-победительницами во Второй мировой войне. Согласно этому документу, мемориалу гарантирован вечный статус, а немецкие власти обязаны финансировать его содержание, обеспечивать целость и сохранность. Что и делается самым лучшим образом.

Смотрите также:
Могилы советских военнопленных и подневольных рабочих

    17 кадров весны

    Между Дюссельдорфом и Бонном

    DW неоднократно писала о базе данных, в которой собраны сведения о местах захоронений и мемориалах советских граждан на территории Германии. Корреспондент DW посетил некоторые из них - между Дюссельдорфом и Бонном, взяв в дорогу фотоаппарат и дюжину алых роз.

    17 кадров весны

    День начался под Дюссельдорфом, где на братском кладбище покоятся останки полутора тысяч человек, скончавшихся здесь в лазарете. Его открыли в 1940 году для военнопленных из разных стран. Первыми были французы, а затем сюда стали поступать советские солдаты - с принудительных работ в окрестных трудовых лагерях. Адрес: Luckemeyerstraße, Düsseldorf.

    17 кадров весны

    Адрес: Mülheimer Straße 52, Leverkusen.

    17 кадров весны

    Следующее кладбище - братское. Оно находится в Ванской пустоши (Wahner Heide) около аэропорта Кельна/Бонна на территории города Рёсрат.

    17 кадров весны

    Большинство из 112 могил в Ванской пустоши - безымянные захоронения советских солдат. Есть также несколько могил польских граждан и жертв национал-социализма из других стран. Все они скончались в трудовом лагере.

21 июля 1950. Источник : Деутсчес Бундесарчив ( Герман Федерал Арчиве ), Билд 183- С 99134. Автор фото : Стурм , Хорст

Статуя советского Воина - Освободителя в Тре птов парке , Берлин .

Воин-освободитель - монумент в берлинском Трептов-парке. Скульптор Е. В. Вучетич, архитектор Я. Б. Белопольский. Открыт 8 мая 1949 года. Высота - 12 метров.

Центром композиции является фигура советского солдата с опущенным мечом и ребёнком на руках, стоящим на обломках свастики. Считается, что прототипом для скульптора послужил советский солдат, уроженец села Вознесенка Тисульского района Кемеровской области, Николай Масалов, спасший немецкую девочку во время штурма Берлина в апреле 1945 года. Создавал Е.В. Вучетич монумент Воина-освободителя с десантника Ивана Одаренко из Тамбова.

Осенью 2003 года скульптура воина была разобрана и отправлена на реставрацию. Весной 2004 года отреставрированная скульптура вернулась на своё прежнее место.

В канун четвертой годовщины победы над фашистской Германией, 8 мая 1949 года, в Берлине был торжественно открыт памятник советским воинам, павшим смертью храбрых при штурме германской столицы.

Последний оплот фашизма сопротивлялся отчаянно. Штурм был жестоким, многие погибли в сражении. Героев похоронили в центре Берлина, в старинном Трептов-парке.
«Родина не забудет своих героев» вырублено в камне над братской могилой четырех Героев Советского Союза. И как символ Родины скорбно склоняются над гранитной плитой две белые березки. Их привезли сюда из Смоленщины вместе с родной землей. В шепоте их нежной листвы, в трепетании тонких ветвей слышатся звуки родной земли, вечной любви и признательности народа.

Голубоватые седые ели, платаны и липы живой стеною встали по полукругу двух небольших площадей, вбирающих людской поток берлинских улиц. Окаймляющие их борта - скамьи из светлосерого гранита - примыкают к мощным одно-пролетным аркам, открывающим вход на территорию памятника.

Суровы и строги гранитные монолиты арок. Венок и гирлянды из дубовых и лавровых листьев, щиты с орденами, даты и лаконичные надписи - все вырублено как бы из цельного блока и усиливает впечатление монументальности сооружений. Впечатление суровой торжественности не оставляет человека на всем пути до статуи «Мать-Родина».

В неширокой аллейке почти над головой шелестят липы, убегает вдаль светло-серая с черной каймой дорожка... Она ведет на маленькую площадь, где на фоне седых елей четко вырисовывается гранитная фигура женщины, утомленно опустившейся на скамью. В глубокой скорби склонилась на грудь голова, рука словно хочет сдержать затрепетавшее сердце... И, как будто разделяя материнские чувства, склонили к земле свои кудрявые кроны березки, посаженные вокруг площади. Но нет безнадежного отчаяния на лице матери. Оно застыло в предельном напряжении воли, и сильное волнение выдает лишь рука, сжимающая мягкую шаль. Большая душевная сила воплощена в этом образе. Спокойные линии силуэта, плавный поток мягких складок ее простой одежды, удивительная искренность движения и жеста олицетворяют все то светлое, теплое и родное, что связывается у человека с именем матери.

Фигура Матери-Родины вырублена из светло-серого камня-монолита, размер ее в два с половиной раза больше натурального. Она водружена на невысокий красный пьедестал из полированного гранита. Газон и мозаика из кубиков серого гранита и черного камня-лабрадора создают простое и строгое окружение. От этого памятника открывается вид на главный вход и центральный монумент ансамбля. К ним ведет широкая аллея; окаймленная четырьмя рядами пирамидальных тополей. Их строгие вертикали создают четкий ритм марша, смягченный посаженными перед ними нежными березками. Почти сто метров дорога постепенно поднимается и с высоты в три с половиной метра взору открывается сразу весь центр ансамбля.
Прием неожиданного раскрытия больших пространств часто использовался русскими архитекторами. Он лежит в основе планировки парка Петродвордца и подмосковного комплекса Архангельское.

Колоссальные гранитные террасы ведут в партер, где похоронены герои. Два гигантских приспущенных знамени из красного гранита символизируют отданные героям последние воинские почести. Золотом горят на зеркальной поверхности слова: «Вечная слава воинам Советской Армии, отдавшим свою жизнь в борьбе за освобождение человечества от фашистского рабства». Бронзовые фигуры коленопреклоненных воинов у подножия знамен как бы усиливают звучание торжественного гимна, которым друзья-однополчане провожали павших в бою. Мужественные лица воинов суровы, как сурова солдатская скорбь. Склоняясь над дорогими могилами, они клянутся вечно хранить мир, оплаченный кровью.

На нижней террасе расположена могила четырех Героев Советского Союза. Пять гигантских бронзовых венков на гранитных плитах указывают места братских захоронений. Покрытые яркой зеленью, они красиво оттеняются живописным ковром мозаики из естественного камня: на красном фоне выложены белые лавровые венки Славы. Красная мозаика перекликается по цвету с красными знаменами, усиливая цветовую цельность и акцентируя главную часть ансамбля - могилы павших бойцов. К ним с двух сторон подходят ряды саркофагов с барельефами, изображающими по этапам важнейшие события Отечественной войны.
Скульптор Евгений Викторович Вучетич создал каменную летопись, повествующую о безмерных страданиях, великом мужестве и высоком патриотизме советского народа и его армии.
На одном из рельефов изображены советские люди, занятые мирным трудом. Разбойничье нападение фашистов было внезапным. Вражеские бомбы разрушили заводы, лишили людей крова и хлеба. Плачет женщина у разбитого очага, люди проклинают фашистских извергов.

Весь народ поднялся на защиту отечества.

О единстве фронта и тыла рассказывают рельефы с изображением людей, передающих воинам оружие и свои трудовые сбережения, показывающие народных мстителей-партизан.

Массовый героизм народа воплотился в подвигах Александра Матросова, Зои Космодемьянской, славных панфиловцев и многих других. Эти подвиги запечатлены на одном из саркофагов: воин, бросающийся под вражеский танк со связкой гранат, и герой, грудью закрывший амбразуру вражеского дзота.

Бессмертной славой покрыли себя защитники городов-героев. Их образы тоже увековечены в рельефе.

Советская Армия разгромила фашистов, спасла порабощенные народы Европы. Как родных сыновей, встречали наших воинов в освобожденных странах. На саркофаге показана сцена, символизирующая нерушимую дружбу народов Советского Союза. На последнем рельефе изображены советские люди, воздающие воинские почести погибшим в священной освободительной войне. Восемь саркофагов размещены так, что издали как бы накладываются один на другой, создавая впечатление мощного фриза, подводящего к центру всего ансамбля - статуе воина-освободителя.
Тринадцатиметровая бронзовая фигура солдата олицетворяет Советскую Армию, взявшую в руки оружие со святой целью - освободить от захватчиков свою Родину, уничтожить фашизм, угрожавший человечеству порабощением, защитить мирный труд людей всей земли.

Фигура молодого воина дышит несокрушимой силой. Маленький ребенок доверчиво прильнул к груди доброго великана. Старинный меч, которым воин разрубил свастику, является символом защиты правого и благородного дела, символом борьбы за то, чтобы счастливо жили люди, чтобы спокойно они трудились, не боясь, что огненный шквал войны вновь пронесется над землей.

Статуя воина-освободителя отлично воспринимается со всех сторон, чему способствует ее легкий разворот. Вертикали накинутой плащ-палатки придают фигуре необходимую устойчивость. Основанием монумента служит зеленый курган, напоминающий древние курганы-захоронения. Это вносит еще одну нотку в национальную мелодию всего ансамбля. На кургане возвышается светлый пьедестал фигуры, внутри которого построен мавзолей - торжественное завершение всего ансамбля.

Мавзолей - круглый купольный зал, стены которого украшены смальтовой мозаикой. Художник А. А. Горпенко изобразил народ, приносящий дань благодарности и признательности погибшим. В центре зала на постаменте из черного Лабрадора стоит золотой ларец. В нем хранится книга в сафьяновом переплете, где на нетлеющих листах пергамента записаны имена воинов, павших в боях за Берлин. Зал освещает люстра из хрусталя и рубинов, сделанная в форме ордена Победы.
Мягкий свет и торжественная тишина навевают мысли о великом и вечном - о красоте подвига храбрых, о величии смерти во имя счастья живых.

«Великие подвиги ваши бессмертны. Слава о вас переживет века. Память о вас навсегда сохранит Родина». Глубоко в камень врезаны эти слова. Глубоко западают они в человеческие сердца. Народ приносит цветы и венки на могилы героев.

Памятник советским воинам в центре Европы всегда будет напоминать людям о священном долге каждого - неустанно бороться за мир на земле.

Был создан в мае 1949 года по заказу Советской военной администрации, чтобы увековечить память о солдатах Красной Армии, погибших во время Второй мировой войны. Здесь похоронены около 7 000 советских солдат, павших при Битве за Берлин. Памятник Воину-освободителю, также относящийся к мемориальному комплексу, вместе с холмом и пьедесталом имеет высоту в общей сложности 30 метров.

После окончания Второй мировой войны Красная Армия построила в Берлине четыре советских мемориальных комплекса. Они не только служат напоминанием о 80 000 советских солдатах, павших во время Битвы за Берлин, но и являются местом советских военных захоронений. Центральным мемориалом является сооружение в . Остальные три мемориальных комплекса в Берлине - Советский военный мемориал в парке Шёнхольцер Хайде в Панкове, военный мемориал в дворцовом парке Бух.

Для оформления мемориального комплекса в Трептов-парке советская комендатура организовала конкурс, в результате которого было получено 33 проекта. С июня 1946 года был утвержден проект, представленный советским коллективом, а именно, скульптором Е. В. Вучетич, архитектором Я. Б. Белопольским, художником А. В. Горпенко, инженером С. С. Валериус.

Комплекс был сооружен на месте бывшей спортивно-игровой площадки в и открыт в мае 1949 года.

Доминирующим элементом мемориального комплекса является памятник Воину-освободителю, созданный скульптором Евгением Вучетичем. Фигура представляет солдата, который в правой руке держит меч, а в левой - спасенную немецкую девочку. Под сапогами воина разрушена свастика. Сама скульптура имеет высоту 12 метров и весит 70 тонн.

Статуя возвышается над павильоном, построенном на холме. К павильону ведет лесенка. Стены павильона оформлены мозаикой с русскими надписями и немецким переводом. Холм с павильоном является воспроизведением Кургана, средневековой славянской могилы.

Адрес: Трептов-парк, Puschkinallee, 12435, Берлин, Германия.

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.

Второй по величине парк Берлина – свидетель многих событий, происходивших в Германии и Европе в течение столетия. Раскинувшийся на речном берегу Шпрее, он помнит и спокойные безмятежные времена, и волнующие митинги антифашистов, вдохновенные речи Клары Цеткин, жестокие эпизоды Второй Мировой и крах гитлеровских планов. Сейчас Трептов-парк в воображении всего мира ассоциируется с Мемориалом советским воинам, освободившими Европу от фашистской чумы.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 28 февраля:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFT1500guruturizma - промокод для туров в Таиланд от 80 000 руб

До 10 марта действует промокод AF2000TUITRV, который дает скидку 2 000 руб на туры в Иорданию и Израиль от 100 000 руб. от туроператора TUI. Даты заезда с 28.02 до 05.05.2019.

Ещё Ф. И. Тютчев, будучи на дипломатической службе в Германии, отмечал, какое внимание немцы уделяют садам и прочим зелёным насаждениям, как бережно сохраняют растительный мир и приумножают его. Таким был Густав Майер, по проекту которого создавался Трептов-парк на месте бывшего яблоневого сада Буше. Талантливый проектировщик, заботящийся о процветании города, спланировал уникальную территорию будущего парка и приложил много усилий для претворения проекта в жизнь. Он не дожил до открытия парка в 1888 году, приняв участие только в его закладке, но ландшафтный дизайн Майера был полностью сохранён. Уже в 50-х годах 20 века заложили великолепный сад из роз (25 тыс. кустов) и из подсолнечника.

Трептов-парк – любимое место досуга

Красивые аллеи, пруды, фонтаны, розарий, спортивные площадки разместились здесь в соответствии с проектом ландшафтного инженера. В знак благодарной памяти его бюст, с приподнятой головой, как бы всматривающегося в парковую перспективу, установлен под сенью деревьев, в уютном уголке одной из аллей. После открытия горожане сразу полюбили парк, где можно прогуляться под тенью раскидистых лип и дубов, прокатиться на лодках по Шпрее, поесть мороженое в кафе, покормить рыбок в пруду. На спортивных площадках устраивались различные соревнования, организовывались конкурсы. Здесь собирались революционно настроенные борцы за свободу и справедливость, звучали речи немецких марксистов, фенимистически настроенная Клара Цеткин провозгласила идею проведения Женского дня.

Не случайно именно здесь было выбрано место для увековечивания благодарной памяти советским воинам-освободителям, очистившим Европу от пороков фашизма.

Солдатский Мемориал

Созданный общими усилиями архитекторов, скульпторов и дизайнеров мемориальный комплекс во славу русского солдата — самый большой и величественный воинский памятник вне России. По всемирной известности и масштабности он не уступает мемориалу Мамаева Кургана в Волгограде (бывшем Сталинграде). Трептов-парк – священное место и для россиян, и для европейцев, потому что в его земле похоронено почти 7000 советских солдат, погибших в боях за Берлин. Где, как не здесь, над жертвенным прахом спасителей чужой страны, суждено стоять грандиозному сооружению, олицетворяющему в граните идеи гуманизма и победы добра над злом?!

Краткая история создания Мемориала в Трептов-парке

Когда место комплекса было утверждено, правительством СССР был обнародован указ о конкурсном создании лучшего проекта, в результате таковыми оказались работы архитектора Якова Белопольцева и молодого скульптора Евгения Вучетича. Начались масштабные работы на выбранной площадке парка и над скульптурными творениями мемориала. Было мобилизовано 60 скульпторов Германии, 200 мастеров-каменотёсов, 1200 рядовых рабочих. В возведении мемориала широко использовался гранит из бывшей гитлеровской рейхсканцелярии. Для главной скульптуры советского воина, с мечом в одной руке и с маленькой девочкой – в другой, среди солдат СА Вучетич выбрал прототип воина в лице сержанта Николая Масалова, в действительности спасшего немецкую девочку, оказавшуюся в трагической ситуации во время обстрела.

История монумента Воину-освободителю

Трёхлетний ребёнок плакал над убитой матерью, и этот горестный плач, доносившийся из разрушенного дома, солдаты услышали в промежутках между артиллерийскими залпами. Масалов, по воспоминаниям маршала Чуйкова, рискуя быть убитым, бросился в развалины и вытащил дрожащую девочку. В момент спасательной операции он получил ранение. В воспоминаниях бойцов, освобождавших Берлин, не раз упоминались подобные случаи, поэтому впечатляющий памятник воину-спасителю детей вполне оправдан. Натурой скульптору служили ещё двое мужчин атлетического сложения: Иван Одарченко и Виктор Гуназ, немецкая девочка и сменившая её позже дочь коменданта Берлина — Света Котикова.

Скульптурные символы главного памятника

Мемориал воину-освободителю — символ мужественного солдата, обобщённый образ гуманного защитника, готового пожертвовать своей жизнью ради детской жизни. Символичен и жест солдата, пригвоздившего мечом фашистскую свастику, подобно святому Георгию, проткнувшему копьём коварного Змия. Причём меч скульптор изваял по аналогии с подлинным мечом князя Всеволода псковского, одержавшего немало побед над врагами. На его мече, сохранившемся до наших дней, выдавлена надпись: «Чести моей не уступлю никому». Вучетич выбрал княжеский меч, несмотря на возражения, как символ русского оружия, надёжной защиты родной земли, помня крылатую фразу: «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет.» Символична и беззащитная фигурка девочки, доверчиво прильнувшей к широкой груди могучего воина, призванного обеспечить безоблачное счастье всех детей, независимо от национальности.

Памятник установлен на могильном холме, на высоком белом постаменте, с расположенной внутри Комнатой памяти и скорби, в которой находится пергаментный фолиант в бархатном переплёте алого цвета с фамилиями и именами всех похороненных в братской могиле.

Уникальные интерьеры Комнаты-мемориала

Стены комнаты-мемориала покрыты мозаичными картинами, изображающими представителей братских республик, возлагающих памятные венки к могилам погибших солдат разных национальностей. Но комната всегда полна натуральных венков и цветов, которые приносят российские туристы и эмигранты. Потолок украшен настоящим произведением прикладного искусства — символической люстрой-Орденом Победы, изготовленной из великолепных рубинов и сверкающих алмазным блеском кристаллов горного хрусталя.

Скульптуры-памятники мемориального комплекса

Взору гранитного воина открывается мемориальное поле с 5-ю братскими могилами, мраморными саркофагами; с горящим в гранитных чашах Вечным огнём. На печальных саркофагах выгравированы отрывки из высказываний Сталина – полководца великой Победы, вызвавших позже возражение немецких чиновников. Но их требование сочли необоснованными и, согласно рамкам договора, слова «отца народов» навечно остались духовной частицей мемориала.

На входе — символические ворота в виде 2-х приспущенных знамён из красного гранита, под которыми размещены скульптурные изображения молодого и старого солдата, застывших в скорбной коленопреклонённой позе.

Перед входом установлена выразительная скульптура «Скорбящая мать», при взгляде на которую слёзы наворачиваются на глаза: столько безысходного горя и материнской любви запечатлено в потрясающе живой фигурке женщины со скорбно склонившейся головой. Она «сидит», прижав одну руку к сердцу, а другой опирается на постамент, как бы ища опору, чтобы достойно пережить горестную потерю своих сыновей. Тревожащая душу «гранитная мать» символизирует всех матерей мира, чьи сыновья погибли в войнах. Аллея из русских берёзок тянется по обеим сторонам мемориала к Воину-освободителю как символическая связь матери и солдата-сына.


Скульптура скорбящего советского солдата расположена на постаменте из белых гранитных плит на фоне обелиска из красного гранита. В бронзовой фигуре воина, преклонившего колено; в опущенной голове, снятой каске чувствуются печаль о погибших товарищах и скорбный протест против жестокой бессмысленности войны. Но в твёрдом жесте его руки, сжимающей опущенный автомат, во всей мужественной фигуре и внутренней сдержанности ощущается потенциал силы, способной возродиться в случае необходимости.

Статус Мемориала

Торжественное открытие грандиозного Мемориального комплекса состоялось в канун Дня Победы 9 Мая 1949 года в присутствии представителей официальных властей Советского Союза и Германии,-участников освобождения Берлина. Сотни берлинцев пришли в этот день в Трептов-парк поклониться гениальным скульптурным изваяниям, воплотившим в себе трагизм войны и величие Победы. Вскоре между государствами был заключён договор без срока давности, по которому мемориал передавался под юрисдикцию властей Берлина.

договора обязывают их следить за надлежащим порядком, проводить необходимые реставрационные работы и без согласования с представителями СССР ничего не изменять на мемориальной площади. Не так давно был отреставрирован памятник воину-освободителю, поддерживается идеальный порядок вокруг. Сейчас здесь в памятные даты в основном бывают русские, евреи, живущие в Германии, российские туристы и антифашисты всего мира. При посещении Мемориала вспоминаются слова Роберта Рождественского: «Люди, помните, через года, через века, помните, чтобы такое не повторилось никогда, помните!»

Трептов-парк в наши дни

Он продолжает жить своей размеренной жизнью: весной, летом и ранней осенью здесь по-прежнему работают аттракционы, прогуливаются по уютным аллеям туристы и местная публика. Приходят родители с детьми, для которых оборудована площадка с головокружительными горками, занимательными теремками и прочими аттракционами. Находится много желающих совершать лодочные прогулки по водной глади Шпреи: лодки арендуют на лодочной станции парка.

Обсерватория Архенхольда

и берлинцы с удовольствием посещают местную обсерваторию Архенхольд, где установлен мощный телескоп с сильными линзами. Это самая старая и большая публичная обсерватория Берлина, открытие которой приурочили к проведению передвижной промышленной выставки 1 мая 1896 года. Сначала это было деревянное строение с размещённым в нём телескопом. В 1908 году ветхую постройку убрали и построили внушительных размеров солидное здание классической архитектуры.

Первый доклад о теории относительности, сделанный Эйнштейном, состоялся в нём 2 июня 1915 года. Позже обсерватория превратилась за счёт пристроенных зданий планетария, лекционного зала и учебных корпусов в целый комплекс, оснащённый современным оборудованием. Совместно с Немецким техническим музеем обсерватория проводит учебно-развлекательные мероприятия, публичные лекции, заочные планетарные путешествия.