Что такое предварительное следствие по уголовному. Сроки предварительного следствия порядок их продления

В ходе производства предварительного следствия по уголовному делу действуют все те же общие условия, которые распространяются и на производство дознания. Но при производстве предварительного следствия существуют и свои характерные правила, которые действуют на всем протяжении предварительного следствия по уголовному делу, они касаются: срока предварительного следствия (ст. 162 УПК), производства предварительного следствия следственной группой (ст. 163 УПК), а также привлечения в качестве обвиняемого (гл. 23 УПК).

Под правилами предварительного следствия понимают предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством общие процессуальные нормы и особенности, которые характерны для данной формы предварительного расследования и действуют на всем протяжении предварительного следствия.

Срок предварительного следствия

Срок предварительного следствия - это промежуток времени, в течение которого следователь (руководитель следственного органа) производит определенные процессуальные (следственные) действия по конкретному уголовному делу для установления обстоятельств совершенного преступления, обнаружения и закрепления следов преступления, раскрытия и изобличения виновных и привлечения их в качестве обвиняемых при строгом соблюдении прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Общий срок предварительного следствия по уголовному делу не должен превышать двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела независимо от каких-либо обстоятельств, возникших при его производстве. В данный срок не включается период времени, когда производство по уголовному делу было приостановлено в порядке, предусмотренном ст. 208 УПК. Кроме того, срок предварительного следствия может быть продлен до трех месяцев руководителем соответствующего следственного органа или его заместителем. В случае когда уголовное дело представляет особую сложность, то срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту РФ и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета РФ, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти и их заместителями.

Как уже отмечалось, началом истечения срока предварительного следствия считается день возбуждения уголовного дела, т.е. день вынесения постановления о возбуждении уголовного дела независимо от того, когда уголовное дело было принято к производству следователем и производились ли по нему следственные действия до принятия уголовного дела к производству следователем. Окончанием срока предварительного следствия считается день:

  • - составления обвинительного заключения и направления его вместе с уголовным делом прокурору. В данном случае период ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела включается в срок предварительного следствия;
  • - вынесения постановления о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера и направления его прокурору;
  • - вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу или уголовному преследованию.

Во всех случаях дата, которая стоит в перечисленных процессуальных документах, является одновременно и датой окончания предварительного следствия по уголовному делу.

В случае если уголовное дело было возращено прокурором следователю в порядке п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК для исполнения его указаний либо обжалования его решения, срок предварительного следствия в данном случае устанавливается руководителем следственного органа, но он не может превышать одного месяца со дня поступления данного уголовного дела к следователю. Исчисление срока начинается с момента принятия дела к производству следователем. Если закончить предварительное следствие в отведенное время не представляется возможным, то срок предварительного следствия может быть продлен на общих основаниях и с учетом указанного месячного срока (ч. 6. ст. 162 УПК). Положения данной нормы в связи с внесением соответствующих изменений в действующее законодательство приобрело правовую определенность в случаях, когда уголовное дело возвращается для производства дополнительного расследования".

В основном, данная правовая неопределенность была связана с определением руководителя следственного органа, из тех, что перечислены в ст. 39 УПК, обладающего правом на продление предварительного следствия сроком на один месяц после возращения уголовного дела от прокурора, а также имеющего право продлевать срок неоднократно. Кроме того, неопределенность существует и в случаях, когда имеются различные основания возобновления производства предварительного следствия и т.д. Несоответствие в данном вопросе установил и Конституционный Суд РФ, который в своем Определении от 11 июля 2006 г. № 352-0 "По запросу Промышленного районного суда города Оренбурга о проверке конституционности части шестой статьи 162 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" сформулировал позицию, в соответствии с которой прокурор (в настоящее время руководитель следственного органа) не может неоднократно по одному и тому же основанию продлевать срок предварительного следствия более чем на один месяц превышающий срок, установление которого в соответствии с ч. 4, 5 ст. 162 УПК относится к компетенции этого прокурора (руководителя следственного органа).

Безусловно, в случае возвращения уголовного дела от прокурора продление срока предварительного следствия на один месяц для производства дополнительного следствия (и в случаях неоднократного продления предварительного следствия), даже если срок предварительного следствия превышает общий срок предварительного следствия, установленный для продления соответствующим руководителем следственного органа, должен продлеваться только тем непосредственным руководителем следственного органа, в производстве которого находится данное уголовное дело, т.е. руководителем следственного органа, который обладает правом непосредственного осуществления процессуального контроля по уголовному делу. Данное положение связано с понятием разумного срока производства по уголовному делу, которое в настоящее время стало принципом уголовного процесса (ст. 6.1 УПК), а также оперативностью осуществления данного процессуального действия. Кроме того, буквальное толкование процессуальной нормы, предусмотренной ч. 7 ст. 162 УПК, характеризующей процедуру продления срока следствия, также ориентирует на то, чтобы срок следствия мог продлеваться тем непосредственным руководителем следственного органа, в производстве которого находится данное уголовное дело.

Согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству в случае возвращения прокурором уголовного дела следователю в соответствии с ч. 1.1 ст. 211, ч. 1 ст. 214 и п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК срок для исполнения указаний прокурора устанавливается руководителем следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, и не может превышать одного месяца со дня поступления данного уголовного дела к следователю. При возобновлении приостановленного или прекращенного уголовного дела либо возвращении уголовного дела для производства дополнительного расследования срок дополнительного следствия устанавливается руководителем следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, и не может превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном ч. 4, 5 и 7 ст. 162 УПК.

При необходимости продления срока следствия следователь возбуждает перед руководителем следственного органа ходатайство посредством вынесения соответствующего постановления. Данное постановление представляется руководителю следственного органа не позднее пяти суток до истечения срока предварительного следствия. Во всех случаях о продлении срока предварительного следствия следователь письменно извещает обвиняемого и его защитника. Продление срока следствия может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

Производство предварительного следствия следственной группой

При наличии материальных (фактических) и процессуальных оснований предварительное следствие может осуществляться следователем не единолично, а несколькими следователями, т.е. следственной группой.

Материальные (фактические) основания производства предварительного следствия следственной группой обусловлены необходимостью эффективного проведения расследования по уголовным делам, представляющим особую сложность, или наличием большого объема следственной работы, подлежащего выполнению. Категории таких дел определяются наличием оценочных критериев, таких как: уголовные дела, имеющие повышенный общественный интерес, многоэпизодность, дела с большим числом обвиняемых или потерпевших, дела о преступлениях, совершенных на значительной территории, и т.п.

Процессуальным основанием производства предварительного следствия следственной группой является вынесение отдельного постановления о производстве предварительного следствия следственной группой либо указание на это в постановлении о возбуждении уголовного дела. В постановлении перечисляются все члены следственной группы (в ее состав может включаться и сотрудник, выполняющий по делу ОРМ) и указывается ее руководитель.

Решение о производстве предварительного следствия следственной группой, а также об изменении ее состава принимает руководитель следственного органа.

Подозреваемому, обвиняемому объявляется состав группы и разъясняется право отвода. Они вправе заявить отвод как всему составу следственной группы, так и отдельным ее членам.

Сам же руководитель следственной группы становится таковым с момента, когда он вынес постановление о принятии уголовного дела к своему производству. Руководитель следственной группы самостоятельно имеет право осуществлять следующие процессуальные (следственные) действия:

  • o организовать работу следственной группы;
  • o руководить действиями других следователей;
  • o составлять обвинительное заключение либо выносить постановление о направлении уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера к лицу, совершившему преступление, и направлять данное постановление вместе с уголовным делом прокурору;
  • o участвовать в следственных действиях, производимых другими следователями;
  • o лично производить следственные действия;
  • o принимать решения по уголовному делу в порядке, установленном УПК.

Кроме того, он в соответствии с ч. 4 ст. 163 УПК принимает решения:

  • o о выделении уголовного дела в отдельное производство в порядке, установленном ст. 153-155 УПК;
  • o прекращении уголовного дела полностью или частично;
  • o приостановлении или возобновлении производства по уголовному делу;
  • o привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявляемого ему обвинения;
  • o направлении обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ч. 2 ст. 29 УПК;
  • o возбуждении перед руководителем следственного органа ходатайства о продлении срока предварительного следствия;
  • o возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также о производстве следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных ч. 2 ст. 29 УПК.

Каждое уголовное дело в зависимости от состава преступления, его обстоятельств, собранных доказательств, показаний участников, имеет несколько этапов рассмотрения. Основным моментом запуска рассмотрения уголовного производства считается направление заявления о совершенном или готовящемся преступлении от любого гражданина или физического лица в письменной или устной форме. Первым этапом механизма рассмотрения дела является возбуждение уголовного производства следователем, дознавателем или прокурором.

Оно происходит, если факт совершения преступления полностью доказан, проведены все необходимые экспертизы и проверки. Срок возбуждения уголовного производства может длиться до 30 дней по ходатайству о продлении его следователем или дознавателем. После того, как постановление, которое свидетельствует о том, что дело возбуждено, оформлено и согласовано с прокурором, начинается второй этап рассмотрения. Он трактуется как предварительное следствие.

Многие граждане, побывав в ситуации с совершением преступных действий, проявляют недовольство тем, что сроки следствия по уголовным делам значительно затягиваются. Имеются ли для этого основания, законно ли?

Что представляет собой предварительное следствие?

В сфере законодательства стадия предварительного следствия регулируется статьей 162 УПК. Под этим процессом понимают временной период, в течение которого максимально эффективно происходит расследование обстоятельств, сбор доказательств, допрос потерпевших и третьих лиц. Именно эту стадию рассмотрения дела можно считать гарантией установления истины и защиты прав граждан, задействованных в данной ситуации. Следователи работают не по всем уголовным производствам, в их компетенцию не входят дела дознавателей и частного обвинения. Механизм их деятельности регламентирован в статье 151 УПК, где говорится о порядке подследственности.

Установление сроков на этапе предварительного следствия

по уголовным производствам должны быть разумными, они установлены в соответствии с законодательством. в общем порядке определяются максимум в 2 месяца с того момента, как возбуждено производство. Исходя из судебной практики, следственные мероприятия заканчиваются после 2 месяцев работы уполномоченного органа, не всегда. Окончанием работы следователя считается момент направления дела прокурору для согласования, где уже имеется обвинительное заключение. Если следователю не хватило 2 месяцев для установления истины по делу в полном объеме, ему требуется проведение дополнительных экспертиз, он может ходатайствовать, чтобы сроки следствия были продлены до 3 месяцев. При наличии особой сложности в ведении следственных мероприятий по производству, следователь имеет право ходатайствовать в прокуратуру о том, чтобы сроки следствия были продлены до 12 месяцев. после 12 месяцев работы могут быть продлены только в исключительных случаях, что реализуется крайне редко. Для того, чтобы продлить срок следственному органу необходимо направить прокурору постановление, где излагается данная просьба, но произвести эту процедуру следует за 5 дней до окончания срока следствия. Потерпевший, подозреваемый и их представители, уведомляются о продлении периода в письменном виде по почте, либо вручением оповещения лично в руки.

Следственные действия могут проводиться не только по заявлениям граждан, которые направлены несколько месяцев назад. На эту стадию уголовное дело может вернуть прокурор или судебный орган, имея на это определенные основания:

  • заключение об обвинении оформлено без учета требований законодательства (с ошибками, противоречащими закону);
  • его копия в установленном порядке на передана подозреваемому;
  • в обвинительном документе не прописана мера медицинского характера в принудительном порядке, хотя в данной ситуации это необходимо;
  • следует объединить несколько уголовных производств;
  • обвиняемому должным образом не разъяснены его права при вручении копии заключения об обвинении.

На этап расследования дело может вернуться после приостановки при возобновлении. Возобновить его рассмотрение могут, если обвиняемый имеет возможность сотрудничать с органами правопорядка, взаимодействовать с ним по всем вопросам производства. В этих случаях дело могут направить на стадию предварительного следствия повторно. Этот механизм предусматривает свои сроки рассмотрения. Следователю для проведения дополнительных действий устанавливается 1 месяц с того момента, как в его ведение поступило дело. Дальнейшая деятельность следственного органа организуется статьей 162 УПК, в рамках которой, возможно продление сроков рассмотрения до 12 месяцев.

Практика по рассмотрению производств на стадии следствия

Исходя из практики ведения следствия, уголовные дела не всегда рассматриваются в соответствии с установленными для этого процесса сроками (более 12 месяцев, если это не является исключительным случаем и сроки не продлены прокуратурой). Данная ситуация нарушает права граждан, которые заинтересованы в результатах следствия, являются участниками дела. В этом случае, заявитель по делу имеет право направить жалобу в письменной форме в прокуратуру. Уполномоченный орган должен проверить: на какой стадии находится дело, по каким причинам нарушены сроки. Ведь оно могло быть передано в суд, а следователь не уведомил участников дела об окончании предварительного следствия. Для решения таких вопросов многие граждане предпочитают обращаться к квалифицированным специалистам. Адвокат, имеющий опыт защиты прав, а также обширные знания законодательства, навыки оформления документов, сможет оказать содействие и консультативную помощь по всем имеющимся проблемам.

Задайте вопрос и получите бесплатную юридическую консультацию в течение 5 минут.

*все поля обязательны для заполнения

Особенности соблюдения периодов для проведения следственных мероприятий

Исходя из того, что ситуации, происходящие с пострадавшими гражданами, сравнительно разные, поэтому для реализации хода расследования могут понадобиться дополнительные экспертизы, освидетельствования, допросы свидетелей, розыскные мероприятия. Законодатель, предполагая запас времени для проведения таких вспомогательных процедур, предусмотрел увеличение сроков при необходимости с оформлением соответствующего постановления следственным органом.

Существует несколько особенностей, и в то же время значимых аспектов, заключающихся в увеличении сроков и актуальности этого действия для расследования в целом:

  • применение определенной срочности с учетом обстоятельств, показаний граждан, следует расценивать как положительную перспективу в осуществлении контроля над ходом расследования, выявлении мельчайших деталей, способствующих в установлении истины и правдивости доказательной базы;
  • при использовании конкретных периодов, со стороны законодателя исходит инициатива соответствия международным принципам осуществления правосудия с отсутствием задержек в связи с неоправданными причинами. Учет дополнительных сроков происходит только при крайней необходимости проведения мероприятий, без которых следствие не сможет продолжать свою деятельность относительно конкретного уголовного производства;
  • при наличии определенных указаний, касающихся продолжительности тех или иных временных периодов, отведенных для ведения тех или иных процедур, имеющих большое значение для следствия, предоставляется возможность максимально сократить срок между совершением преступных действий и назначением справедливого наказания, что можно считать главным условием критерия эффективности функции правоохранительных органов;
  • срочность следственных действий имеет свою специфику отсчета, она начинает действовать с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного производства, причем данная дата в общий срок не входит. Таким образом, период действия определяется фактически с последующего дня;
  • заключительным днем следственных мероприятий выступает день, когда оформляется документ, предусматривающий прекращение производства, либо направление пакета сведений в прокуратуру вместе с готовым заключением об обвинении, или решением об отправке производства в судебный орган с целью использования принудительных мер, предполагающих деятельность медицинского характера.

Вышеописанные нюансы дают понимание о четкости определяемых сроков относительно каждого уголовного дела, информируют о возможных последствия направления заявлений граждан о совершении в отношении их преступных действий.

Преимущества закрепления сроков за действиями следователя

Процесс установления и продления сроков каждого уголовного дела индивидуален, но действующее законодательство ориентирует на определение 2-х месячного периода на ведение следственных мероприятий, который может увеличиваться в зависимости от ситуации до 12 месяцев, с обязательным официальным постановлением.

Закрепление срочности за действиями специалистов имеет свои преимущества:

  • оно дает возможность способствовать скорейшему выяснению обстоятельства дела, участников случившегося, их допросу, разбирательству в деталях;
  • не допускает медлительности действий специалистов, расследующих производство, так как они несут ответственность за оперативность и проведение полного объема процедур за назначенный срок;
  • если срок продлевается, то этот аспект не зависит от тяжести последствия преступного деяния, совершенного злоумышленником. Решение об увеличении периода рассмотрения зависит от исключительности ситуации, невозможности ее разрешения без дополнительных мероприятий, ранее не входивших в планы следственного органа.

Увеличение сроков не является сложным процессом, оно происходит по инициативе специалиста, но и с согласованием вышестоящих контролирующих инстанций.

Особенности сроков при возобновлении следствия

В некоторых случаях, происходит момент, когда действия по расследования необходимо приостановить (при наличии тяжелого заболевания обвиняемого, его отсутствии в зоне доступа правоохранительных органов).

Возобновление деятельности активируется тогда, когда ранее имевшиеся причины для приостановления исчезают. Кроме того, в функцию прокурора, проверяющего дело, входит возврат его для проведения дополнительных следственных мероприятий, происходит это в течение 1 месяца.

Этот момент может быть зафиксирован как отдельное постановление, предполагающее возобновление производства, либо в виде резолюции, переданной в орган следствия.

Закреплено, что неотъемлемые элементы предварительного расследования - следствие и дознание. Выбор одного из них в рамках открытого уголовного производства оказывает существенное влияние на законность последующих процессуальных мероприятий. Рассмотрим далее подробно формы предварительного расследования, соотношение следствия и дознания, а также краткую характеристику судебного следствия.

Предварительное следствие

Нормы, регламентирующие его проведение, закреплены в 22 главе УПК.

Предварительное следствие - обязательная форма предварительного расследования по делам обо всех преступлениях, кроме тех, которые указаны в 3 части 150 статьи УПК. В рамках этих производств выполняется дознание.

Как основная форма предварительного расследования предварительное следствие рассматривается в качестве системы процессуальных мероприятий и решений следователя. Их суть сводится к принятию материалов дела в производство, осуществлению процессуальных действий, предъявлению обвинения, применению мер принуждения, закрепленных в законе, приостановлению, окончанию следствия, исполнению решений по делу.

Уполномоченные лица

Предварительное следствие как форма предварительного расследования имеет ряд специфических черт. Особенности в первую очередь проявляются в субъектном составе лиц, уполномоченных его проводить.

В законодательстве указываются конкретные органы, осуществляющие предварительное следствие. При расследовании дел о деяниях, перечисленных в:

  • Пункте 1 ч. 2 151 статьи УПК - следователи СК РФ.
  • П. 2 2 части ст. 151 - следователи органов ФСБ. Эти же лица уполномочены на проведение предварительного следствия в случаях, закрепленных в ч. 4 ст. 151.
  • Пункте 3 части 2 151 статьи - следоватеи ОВД.
  • П. 5 2 части ст. 151 - сотрудники органов, реализующих функции контроля за оборотом психотропных и наркотических веществ.

Законодательство допускает проведение предварительного следствия или расследования органами, выявившими деяния, предусмотренные ч. 5 ст. 151 УПК. В случаях, определенных частью 6 этой же нормы, процессуальная деятельность выполняется служащими той госструктуры, к подследственности которой относятся деяния, по которым открыто уголовное производство.

Общие правила

Порядок выполнения предварительного следствия как формы предварительного расследования регламентируется комплексом норм, закрепленных статьями 162-170 УПК.

Основанием для начала процессуальной деятельности является постановление о возбуждении дела или о принятии материалов к производству. Последнее имеет место в случае, когда дело возбуждено органом дознания.

Следствие в предварительном расследовании заканчивается прекращением дела (об этом выносится специальное постановление), оформлением обвинительного заключения или направлением материалов производства в суд для вынесения решения о применении принудительных медицинских мер.

Время проведения

Для предварительного следствия как формы предварительного расследования предусмотрены определенные сроки. В соответствии с положениями 162 статьи УПК, процессуальную деятельность уполномоченные служащие обязаны завершить в течение 2 месяцев с даты возбуждения дела. В этот период входит время со дня открытия производства до дня передачи материалов в прокуратуру с обвинительным заключением/постановлением о передаче материалов в суд для применения медицинских мер или до дня вынесения решения о прекращении производства.

В период проведения следствия не входит время, отведенное на оспаривание следователем постановления прокурора о возвращении дела для выполнения дополнительного следствия, корректировки объема обвинения (квалификации деяния) либо пересоставления заключения и устранения обнаруженных недостатков. Не учитывается и время, на протяжении которого производство было приостановлено по основаниям,

Продление периода

Срок следствия допускается продлевать до 3 месяцев, решение должен принять руководитель соответствующего органа. По делам, расследование которых сопряжено с особыми сложностями, период проведения процессуальных мероприятий может быть увеличен до 12 месяцев. Соответствующее решение принимается руководителем следственного подразделения по субъекту РФ или иным руководителем, приравненным к нему, или их заместителями.

Последующее увеличение срока следствия осуществляется в исключительных случаях. Основанием для этого выступает постановление председателя СК, руководителя следственного подразделения соответствующего федерального исполнительного органа или их заместителей.

При возвращении следователю материалов дела из прокуратуры в соответствии с частями 1.1 ст. 211, 1 ст. 214 и пунктом 2 1 части 221 статьи УПК, срок для выполнения указаний прокурора определяется начальником следственного органа, принявшего дело к своему производству. При этом он не может быть больше 1 месяца с даты поступления материалов.

В случае возобновления прекращенного или приостановленного дела или возвращения его для выполнения дополнительного расследования срок следствия не должен превышать 1 мес. со дня принятия его следователем. Последующее увеличение срока производится по общим правилам, закрепленным 162 статьей УПК (части 4, 5, 7).

Особенности осуществления процессуальных мероприятий

По общим правилам, в рамках предварительного расследования, осуществляемого следователем, предварительное следствие производится служащим единолично. При этом законодательство допускает выполнение процессуальных действий следственной группе. Такая необходимость возникает при расследовании особо сложных дел или при большом объеме процессуальных мероприятий.

Руководитель следственного подразделения принимает решение о привлечении группы специалистов и о корректировке ее состава. В соответствующем постановлении приводится перечень всех служащих, которые привлекаются к процессуальной деятельности. В обязательном порядке указывается лицо, руководящее и координирующее их действия. К работе группы могут привлекаться служащие органов, ведущих оперативно-розыскную работу.

Подозреваемые, обвиняемые, их представители знакомятся с перечнем служащих, уполномоченных осуществлять досудебное расследование в форме предварительного следствия.

Завершающий этап

Предварительное следствие как форма предварительного расследования может заканчиваться составлением обвинительного заключения, если все процессуальные мероприятия были выполнены, а собранных доказательств достаточно для предъявления обвинения. При этом должны отсутствовать основания для прекращения дела.

Прежде чем уполномоченный служащий приступит к составлению заключения, он должен выполнить ряд обязательных процессуальных действий. Среди них:

  1. Уведомление обвиняемого и разъяснение ему права ознакомиться с материалами дела самостоятельно или с помощью защитника (представителя). Соответствующее действие оформляется протоколом.
  2. Уведомление представителя (защитника), потерпевшего, гражданских ответчика и истца или их представителей.

Предварительное следствие как основная форма предварительного расследования, таким образом, включает в себя множество процессуальных действий. Все они должны быть зафиксированы в соответствующих протоколах и постановлениях.

Составив обвинительное заключение, следователь незамедлительно отправляет материалы прокурору. Дальнейшие решения и действия по делу регламентируются нормами главы 31 УПК.

Дознание

В рамках не всегда является обязательным. В случаях, предусмотренных законодательством, вместо него проводится дознание.

С законодательной точки зрения дознаватель не является единственным субъектом, уполномоченным проводить дознание. В выполнении может участвовать и следователь. Между тем, по мнению ряда авторов, упоминание этого должностного лица представляется достаточно сомнительным. Обусловлено это следующим.

Следствие и дознание как формы предварительного расследования имеют много общего, однако вместе с тем их отличают некоторые специфические признаки. Так, следователь не может руководствоваться процессуальными правилами, предусмотренными для дознавателя о сокращенном сроке выполнения расследования, составлении обвинительного акта, утверждении его у руководителя органа дознания и т. д.

В теории уголовного права традиционным считается мнение о том, что в рамках предварительного расследования предварительное следствие выполняется одними субъектами, а дознание - другими. Каждый из них наделяется соответствующими полномочиями. Следствие ведет следователь, а дознание - дознаватель. Этим и некоторыми другими признаками данные формы расследования разграничивались.

По производствам, подследственным дознавателю, следователь вправе вести расследование, но исключительно в порядке предварительного следствия. Согласно 4 части 150 статьи УПК, по письменному распоряжению прокурора дела, указанные в п. 1 ч. 3 этой же нормы, могут передаваться для выполнения предварительных следственных мероприятий. На практике еще не было случаев, когда следователь производил дознание.

Специфика применения норм

Правила производства дознания в общем виде закреплены в частях 1 и 2 223 статьи УПК. Оно осуществляется в порядке, определенном главами 21, 22, 24-29 с некоторыми изъятиями, указанными в гл. 32 Кодекса. Из этого следует, что на дознание распространяются абсолютно все положения, касающиеся проведения предварительного расследования, осуществления процессуальных действий, приостановления, возобновления следствия и прекращения производства. Если правила, установленные для дознания, не согласуются с порядком предварительного следствия, применению подлежат специальные нормы, регламентирующие именно эту форму расследования.

Общие положения

Дознание выполняется по делам о деяниях средней и небольшой тяжести, перечисленных в 1 пункте 3 части 150 статьи УПК, по которым следствие необязательно. Также эта форма расследования может применяться в рамках производства по иным преступлениям, но по письменному распоряжению прокурора.

В соответствии со статьей 223 УПК, на дознание отводится 30 суток с даты открытия дела. При наличии оснований он может быть продлен не больше чем на 30 суток. Соответствующее постановление выносится прокурором. При необходимости, в т. ч. для проведения экспертизы, срок может быть увеличен до 6 мес. Соответствующее решение уполномочен принять прокурор района, города, приравненный к нему или их заместители. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с выполнением запроса об оказании правовой помощи, сформированного и направленного по правилам 453 статьи УПК, допускается увеличить до 12 месяцев. Решение об этом принимает прокурор субъекта РФ или военный прокурор, приравненный к нему.

Направление уведомления

В случае, когда дело возбуждено по факту совершения уголовного деяния и в рамках дознания получен достаточный объем информации, дающий основания подозревать гражданина в причастности к этому посягательству, в законодательстве предусмотрена обязанность дознавателя составить специальный процессуальный документ. Им является уведомление о подозрении лица в совершении преступления.

Согласно правилам, закрепленным частью 2 ст. 223.1 УПК, в этом документе должны указываться:

  1. Место и дата составления.
  2. Ф. И. О. служащего.
  3. Ф. И. О. подозреваемого гражданина, дата его рождения.
  4. Описание признаков деяния с указанием времени и места совершения, иные обстоятельства, подлежащие доказыванию в соответствии с пунктами 1 и 4.1 части 73 статьи УПК.
  5. Конкретная норма УК, ее часть, пункт, предусматривающие наказание за преступление.

Выводы

Принимая во внимание приведенные выше сведения, можно четко определить, чем отличается предварительное следствие от расследования. Последнее понятие является более общим. Оно охватывает два вида процессуальной деятельности - дознание, осуществляемое преимущественно дознавателями, и предварительное следствие.

Отличия предварительного расследования от иных видов процессуальной деятельности очевидны. В законодательстве четко устанавливается состав субъектов, уполномоченных на его выполнение, порядок осуществления необходимых действий, в т. ч. сбора и фиксации доказательств.

Какие признаки отличают судебное следствие от предварительного расследования?

Процессуальная деятельность суда, направленная на исследование полученных доказательств и установление фактических обстоятельств деяния, считается центральным звеном судопроизводства. Судебное следствие позволяет создать фундамент, на котором базируются дальнейшие предусмотренные законом процедуры. Речь, в частности, о прениях сторон и вынесении приговора. Законность и обоснованность итогового постановления по делу во многом определяются качеством судебного следствия.

От предварительного расследования эта процессуальная деятельность отличается рядом существенных черт. В первую очередь, исследование собранных по делу доказательств в суде осуществляется устно, гласно, непосредственно и непрерывно. Это позволяет максимально достоверно воссоздать события.

Судебное следствие выполняется другим лицом - судьей. При этом стороны производства принимают непосредственное и активное в нем участие. При этом в ходе процесса обеспечивается одновременное изучение и анализ собранных доказательств с различных позиций.

В процессе разбирательства проверке подлежат любые возможные версии происшедшего. Суд будет следовать той, которая отражена в обвинительном заключении. Он должен принять решение, основываясь на доказательствах, изученных и проанализированных в судебном заседании.

Ход процесса

Перед началом исследования материалов суд оглашает содержание документов, отражающих обвинение. Далее обсуждается и устанавливается порядок изучения доказательств.

Оглашение обвинительного документа направлено на публичное сообщение о предмете разбирательства.

Если дознание либо следствие по делу не осуществлялось, заседание начинается с оглашения заявления жертвы преступления. При наличии в материалах дела гражданского иска его содержание также сообщается участникам слушания.

После оглашения обвинения суд должен выяснить отношение к нему подсудимого. Для этого председательствующий опрашивает его. В ходе опроса устанавливается, признает ли гражданин себя виновным в содеянном. После этого обсуждаются и устанавливаются правила исследования доказательств.

Стоит сказать, что, несмотря на достаточно подробную регламентацию процессуального порядка выполнения каждого судебного действия, в законодательстве не закрепляется заранее определенной последовательности их осуществления. Это обусловлено спецификой доказывания по каждому конкретному делу.

Закон предусматривает для суда право самостоятельно определить в начале следствия наиболее целесообразный порядок изучения доказательств. Для этого заслушиваются предложения обвинителя, защитника, подсудимого, гражданских ответчика и истца, потерпевшего, их представителей о последовательности допросов лиц, привлеченных к разбирательству (в т. ч. экспертов и специалистов). По результатам их изучения суд выносит постановление, в котором отражает порядок изучения представленных материалов. В любой момент при этом он может изменить установленные ранее правила, о чем выносит соответствующее определение.

Заключение

Предварительное расследование считается самой продолжительной частью уголовно-процессуальной деятельности. В ходе него составляется достаточно большое количество документов. На стадии досудебного расследования решается множество уголовно-процессуальных задач.

Деятельность следователей и дознавателей основывается на принципах законности, общих правилах, закрепленных УПК. Выполнение законодательных предписаний способствует повышению эффективности борьбы с преступностью, воспитанию у граждан уважения к нормам права, укреплению правопорядка.

Вместе с тем производство предварительного расследования при отсутствии достаточных к этому оснований признается грубейшим нарушением закона. В таком случае причиняется значительный ущерб интересам общества и государства, правам и свободам отдельных лиц.

Еще сравнительно недавно часто фиксировались случаи нарушения сроков расследования, порядка его проведения, игнорирование процессуальной независимости следственных органов и прочие нарушения. Все это приводило к необоснованной трате средств, сил, времени правоохранительных органов, отвлечению их внимания от раскрытия тяжких преступлений. Несомненно, любые нарушения закона сотрудниками уполномоченных органов подрывают их авторитет.

В настоящее время случаи несоблюдения предписаний встречаются все реже. Сегодня предварительному расследованию как стадии досудебного производства уделяется повышенное внимание. Прокуроры тщательно проверяют поступающие к ним материалы, не допускают необоснованных обвинительных заключений. Обеспечению соблюдения законности способствует и судебное следствие. В рамках разбирательства все собранные доказательства исследуются повторно независимым должностным лицом.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

Введение

3. Следственная группа

4. Сроки предварительного следствия

5. Окончание предварительного расследования

Введение

Предварительное расследование - регламентированная уголовно-процессуальным законом деятельность органов дознания и предварительного следствия, направленная на быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден. Деятельность этих органов направлена также на выяснение характера и размера ущерба,. причиненного преступлением, обеспечение гражданского иска или возможной конфискации имущества, выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятие мер к их устранению.

1. Понятие предварительного расследования

Предварительное расследование - это самостоятельная стадия уголовного процесса, представляющая собой строго регламентированную уголовно-процессуальным законом совокупность следственных действий по собиранию, закреплению и оценке доказательств, преследующая цель воссоздания истинной картины преступления, установления виновных лиц и обеспечение условий для дальнейшего рассмотрения уголовного дела в суде.

Субъектами стадии предварительного расследования являются государственные органы и должностные лица, в компетенцию которых входит уголовно - процессуальная деятельность.

Предварительное расследование производится только в рамках уголовного дела и в форме предварительного следствия либо дознания.

Дознание проводится: дознавателями органов внутренних дел РФ, пограничных органов федеральной службы безопасности, органов службы судебных приставов, Государственной противопожарной службы, следователями прокуратуры, дознавателями (следователями) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов РФ (ч.3 ст.150 УПК).

Предварительное следствие производится следователями прокуратуры, органов ФСБ, органов внутренних дел РФ и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Подследственность - это совокупность признаков уголовного дела, в соответствии с которой конкретное уголовное дело может быть расследовано дознавателем или следователем того или иного органа, в пределах его компетенции.

В теории уголовного процесса различают предметный (родовой), территориальный (местный) и персональный (например, преступление совершено следователем) признаки подследственности уголовного дела. При определении подследственности конкретного уголовного дела эти признаки оцениваются одновременно, в их совокупности. Правила о подследственности направлены на распределение дел между органами предварительного расследования с целью обеспечения полного, всестороннего, объективного и быстрого расследования уголовного дела (схема 26).

Уголовные дела, подследственные дознанию, перечислены в ч.3 ст.150 УПК РФ, это дела небольшой и средней тяжести.

Подследственность уголовных дел тем или иным органам предварительного следствия определяется ст.151 УПК РФ, в зависимости от тяжести совершенного преступления и лица, его совершившего.

Статья 152 УПК РФ определяет, что предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления.

Вместе с тем, имеется и ряд исключений. Так, в случае, если преступление было начато в месте деятельности одного дознавателя или следователя, а окончено в месте деятельности другого, уголовное дело расследуется по месту окончания преступления (например, совершение хищения товаров из вагона движущегося грузового поезда). Под местом деятельности дознавателя или следователя понимается та территория или местность, которая закреплена за соответствующим органом, в котором работает тот или иной дознаватель либо следователь.

Если место совершения преступления определить невозможно или если преступления совершены в разных местах, то по решению прокурора уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них.

Предварительное расследование может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей с целью обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков (например, дознаватель или следователь выезжает в командировку в какой - либо населенный пункт с целью быстрого и полного расследования уголовного дела).

Предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела. Должностное лицо, которому поручено производство расследования, выносит постановление о возбуждении уголовного дела и принятию его к своему производству. Если следователь либо дознаватель получает уже возбужденное дело, он выносит постановление о принятии его к своему производству. Таким образом, стадии возбуждения уголовного дела и его расследования неразрывно связаны между собой непрерывностью течения процессуальных сроков.

2. Соединение и выделение уголовных дел

Законодатель предусматривает возможность соединения нескольких уголовных дел в одно производство (ст.153 УПК РФ) - когда несколько лиц обвиняются в совершении одного или нескольких преступлений или в соучастии; одно лицо обвиняется в совершении нескольких преступлений; а также лица, обвиняемого в заранее необещанном укрывательстве преступлений, расследуемых по этим уголовным делам. Кроме того, законодателем предусмотрена возможность соединения нескольких дел в одно производство в случае, когда лицо, совершившее данные преступления, неизвестно, но по каким - то однородным признакам (способ проникновения в квартиру, особый перечень похищенного имущества, например, - художественные произведения; способ и вид упаковки сбываемых наркотиков и т.д.) можно полагать, что эти преступления совершены одним лицом либо группой лиц. Соединение уголовных дел производится по мотивированному постановлению прокурора. При этом необходимо помнить, что срок по соединенному делу всегда учитывается по ранее из них возбужденному, т.е. имеющему наиболее длительный срок расследования. Сроки по остальным присоединенным делам поглощаются наиболее длительным и при исчислении не учитываются.

Точно так же, в случае необходимости дознаватель, следователь, прокурор вправе выделить из уголовного дела в отдельное производство другое уголовное дело в отношении (ст.154 УПК):

1) отдельных обвиняемых по уголовным делам о преступлениях, совершенных в соучастии, в случаях (ч.1 ст. 208 УПК РФ):

а) в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого;

б) в случае, когда обвиняемый скрылся от следствия либо когда по иным причинам не установлено его местонахождение;

в) в случае, когда место нахождения обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует;

г) временное тяжелое заболевание подозреваемого или обвиняемого, удостоверенное медицинским заключением, препятствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях.

Если по уголовному делу привлечено два или более обвиняемых, а основания для приостановления относятся не ко всем обвиняемым, следователь вправе выделить в отдельное производство и приостановить уголовное дело в отношении отдельных обвиняемых;

2) несовершеннолетнего обвиняемого, привлеченного к уголовной ответственности вместе с совершеннолетними;

3) иных лиц, обвиняемых в совершении преступления, не связанного с деяниями, вменяемыми в вину по расследуемому уголовному делу, когда об этом становится известно в ходе предварительного расследования.

Выделение уголовного дела в отдельное производство для завершения расследования допускается, если это не отразится на всесторонности и объективности расследования и разрешения уголовного дела, в случаях, когда это вызывается большим объемом уголовного дела или множественностью его эпизодов.

Выделение уголовного дела производится по постановлению прокурора, следователя, дознавателя, в котором при необходимости должно содержаться решение о возбуждении уголовного дела. Решение о возбуждении уголовного дела принимается, если оно выделяется в отдельное производство для расследования нового преступления или в отношении нового лица.

3. Следственная группа

В случае особой сложности уголовного дела или его большого объема расследование такого дела может быть поручено следственной группе (ст.163 УПК РФ). К делам такого рода можно отнести многоэпизодные дела либо дела о преступлениях, совершенных в разных районах субъекта РФ и соединенных в одном производстве и т.д.

Решение о производстве предварительного следствия следственной группой принимает прокурор либо начальник следственного отдела. В постановлении должны быть указаны все следователи, которым поручено производство предварительного следствия, в том числе следователь - руководитель следственной группы. При необходимости, к работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Руководитель следственной группы принимает уголовное дело к своему производству, организует работу следственной группы, руководит действиями других следователей, составляет обвинительное заключение либо постановление о направлении уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера к лицу, совершившему преступление, и направляет его вместе с уголовным делом прокурору.

Предварительное расследование ограничено жесткими временными рамками, что препятствует неоправданному затягиванию ведения уголовного дела, утрате доказательств, обеспечивает реальный доступ участников судопроизводства к правосудию. Для каждой формы расследования закон устанавливает самостоятельные процессуальные сроки.

Согласно ст. 162 УПК предварительное следствие по уголовному делу должно быть завершено в срок, не превышающий двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела.

В случаях возбуждения уголовного дела органом дознания в лице капитана морского или речного судна, находящегося в дальнем плавании, руководителя геологоразведочной партии или зимовки, удаленной от мест расположения органов предварительного расследования, главы дипломатического представительства или консульского учреждения РФ срок дознания и предварительного следствия исчисляется с момента принятия ими такого решения.

Конечным моментом срока предварительного следствия установлен день:

  • направления прокурору уголовного дела с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера;
  • вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

Срок предварительного следствия исчисляется месяцами и истекает согласно правилу ст. 128 УПК в соответствующее число последнего месяца. Если месяц не имеет соответствующего числа, срок заканчивается в последние сутки месяца. Если же истечение срока выпадает на нерабочий день, он заканчивается в первый следующий за ним рабочий день.

В срок предварительного следствия не включается время сто приостановления по основаниям, указанным в ст. 208 УПК, а также время на обжалование следователем решения прокурора в случае, предусмотренном п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК.

При невозможности завершить предварительное следствие в двухмесячный срок он может быть продлен до трех месяцев руководителем соответствующего следственного органа.

Если расследование уголовного дела представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту РФ и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия находится в компетенции Председателя Следственного комитета РФ, руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти и их заместителей, разрешается в исключительных случаях.

Для решения следователем вопроса о продлении срока предварительного следствия он должен составить соответствующее постановление (в нем указываются сведения о возбуждении уголовного дела, обстоятельства совершения преступления, доказательства причастности к нему обвиняемого, состояние расследования, объем предстоящей следственной работы) и представить его руководителю следственного органа не позднее пяти суток до дня истечения срока предварительного следствия.

В случае возвращения прокурором уголовного дела следователю в соответствии с ч. 1.1 ст. 211,ч. 1 ст. 214 и и. 2 ч. 1 ст. 221 УПК срок для исполнения указаний прокурора либо обжалования решения прокурора устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления данного уголовного дела к следователю. При возобновлении приостановленного или прекращенного уголовного дела либо возвращении уголовного дела для производства дополнительного расследования срок дополнительного следствия устанавливается руководителем следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, и не может превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях.

В случае возвращения прокурором уголовного дела следователю в связи с выявлением судом обстоятельств, указанных в ч. 1 и 2 ст. 237 УПК, срок производства следственных и иных процессуальных действий не может превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном ч. 4, 5 и 7 ст. 162 УПК.

В случае возвращения судом уголовного дела руководителю следственного органа в связи с отменой постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в порядке, установленном ст. 446.5 УПК, срок производства следственных и иных процессуальных действий не может превышать один месяц со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном ч. 4, 5 и 7 сг. 162 УПК.

В случае необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит соответствующее постановление и представляет его руководителю следственного органа не позднее пяти суток до дня истечения срока предварительного следствия.

Дознание производится в более сжатые сроки: в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. Этот срок может быть продлен прокурором еще до 30 суток (ч. 3 ст. 223 УПК).

В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурорами района, города, приравненными к ним военными прокурорами и их заместителями до шести месяцев.

В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в установленном порядке (ст. 453 УПК), срок дознания может быть продлен прокурором субъекта РФ и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

Возобновление приостановленного дознания либо продление срока дознания по уголовным делам, находящимся в производстве следователя Следственного комитета РФ, осуществляется соответствующим руководителем следственного органа Следственного комитета РФ в порядке, установленном ч. 3-5 ст. 223 УПК.

Срок дознания в сокращенной форме регламентируется ст. 226.6 УПК и составляет 15 суток, который может быть продлен прокурором до 20 суток. Дальнейшее продление не допускается.