Демократия. Формы демократии и их описание Демократия имеет следующие формы

Демократия (от гр. demos - народ и kratos - власть)– власть народа или народовластие. Это такая форма государства, его полити­ческий режим, при котором народ или его большинство является (считается) носителем государственной власти.

Демократия – в современном понимании форма государственного устройства, основанная на признании таких принципов, как верховенство конституции и законов, народовластие и политический плюрализм, свобода и равенство граждан, не отчуждаемость прав человека, которая реализуется республиканским правлением с разделением властей, развитой системой народного представительства.

Важнейшими признаками демократии как типа политического режима являются:

1) юридическое признание верховной власти народа. Пределы власти устанавливаются обществом в соответствии с законами. Население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой и представительной демо­кратии;

2) решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

3) выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

4) всеобщее избирательное право, гарантирующее каждому граж­данину принимать участие в формировании представительных ин­ститутов власти;

5) равенство прав граждан на участие в управлении государст­вом (каждый гражданин имеет право не только избирать, но и быть избранным на любую выборную должность);

6) легитимность государственной власти (означает признание населением данной власти. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Основная часть общества согласна подчиняться такой власти, считая её справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны.

7) силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы без­опасности и т.п.) находятся под демократическим контролем обще­ства, используются только по прямому предназначению, их деятель­ность регламентируется законами;

8) доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения;



9) во всех сферах общественной жизни господствует закон;

Различают непосредственную демократию (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на референдумах, сходах и т.п.) и представительную (решения принимаются выборными учреждениями - парламентами и др.).

При непосредственной демократии формы: непосредственная черта – ответственность населения за принятие и исполнение принимаемых решений

* Референдум;

* общественные слушания;

* митинги, шествия;

* сходы населения;

* законодательная инициатива – право группы избирателей предложить проект закона, с обязательностью органа его рассмотреть.

Если говорить о демократии как о политическом режиме, то можно дать следующее определение:

Демократический режим – вид политического режима, при котором высшие органы государственной власти имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми методами, где права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общества. Суть любого демократического режима заключается в народовластии.

Для демократического режима характерно:

1. свобода экономической деятельности;

2. гарантированность личных прав и свобод;

3. возможность реального влияния населения на характер государственной деятельности;

4. защищенность личности от произвола и беззакония;

5. максимальный учет интересов меньшинства, индивидуальных и национальных особенностей населения;

6. демократические методы государственного властвования, позволяющие преодолевать социальные противоречия в обществе;

7. правовой характер деятельности всех государственных органов.

История знает различные формы демократических режимов, различающихся по степени участия населения в осуществлении государственной власти.

Античная демократия - политический режим, построенный на предоставлении широких прав и свобод рабовладельцам и лишении рабов всех прав, как говорящего орудия. Такой режим называется аристократическим. Близким ему является олигархический политический режим, также построенный на господстве небольшой группы эксплуататоров.

Наибольшее распространение в современных условиях получил режим парламентской демократии, основанный на передаче власти парламенту, избираемому всем народом на основе всеобщего равного избирательного права. Разновидностью парламентской демократии является либеральный политический режим. В теории государства и права либеральными называются политические методы и способы осуществления власти, которые основаны на наиболее демократических и гуманистических принципах.

Непосредственная демократия сохранилась лишь в горных катонах Швейцарии, жители которых ежегодно собираются на народные собрания. Недостаток: сложность применения на больших территориях.

Представительная: «+» передача определенных функций законотворчества и контроля со стороны граждан – представительным органам. Это позволяет более быстро решать глобальные стратегические вопросы общего характера.

«-» подтвержденность коррупции, борьба за власть. Контроль за финансовыми потоками и др. Элементы прямой демократии развиты в Италии, Швейцарии, штате Калифорния, Лихтенштейне.

Россия – обе формы отнесены Конституцией РФ к основам конституционного строя. Народ осуществляет свою власть непосредственно. А также через представительные органы. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума. Выборов и др, через выборные ОМС.

Демократия представляет собой самый сложный тип политического режима. По мнению русского юриста П.И. Новгородцева, «демократия всегда есть распутье... система открытых дверей, расходящихся в неведомые стороны дорог... Отнюдь не создавая твердого равновесия жизни, она более чем какая-либо другая форма возбуждает дух исканий».

«Демократия» (demos - «народ» и kratos - власть, властвование) в переводе с греческого означает «власть народа». Однако начиная с первого упоминания о ней в переводе аристотелевской «Политики» в 1260 г. и до настоящего времени не смолкают споры о ее содер-

с бюрократией, группами интересов и средствами массовой информации и коммуникации. Сама демократическая система институтов поддерживается сложным конституционным устройством и судебной системой;

2) конкурирующая политика. Главным при демократии является честная и всеобъемлющая конкуренция (соревновательные выборы) и процесс представительства с целью обеспечить трансляцию воли народа и ее последующее исполнение;

3) политические партии, служащие основным механизмом, облегчающим процесс формирования воли народа, его осмысленный выбор и влияние на правительство;

4) гражданские, политические и социальные права.

Демократия как сложная форма взаимоотношений власти и граждан представляется уязвимой в изменяющихся условиях, но достаточно эффективной в высокоорганизованных, плюралистических обществах.

Современные формы демократии (неодемократии)

Полиархия

Когда-то австрийский философ К. Поппер (1902-1994), размышляя над альтернативой: диктатура или демократия, заметил, что «мы основываем наш выбор не на добродетелях демократии, которые могут быть сомнительны, а единственно на пороках диктатуры, которые несомненны... Этого достаточно, чтобы сделать выбор в пользу демократии»... Действительно, термин «демократия» оказывается размытым в силу различных причин. Он стал включать не только формы политического правления (народовластие), но и идеологические, мировоззренческие, моральные предпосылки человеческого существования. То, что когда-то считалось главным в определении демократии - участие рядового гражданина в политической жизнь - теперь становится второстепенным, поскольку на первый план вышла проблема социальной стабильности. Это позволило американским политологам Т. Дай и X. Цайглер выявить парадокс демократии: «Демократия - это власть народа, но ответственность за выживание демократии лежит на плечах элиты. Это - ирония демократии: элиты должны править мудро, чтобы «правление народа» выжило. Если бы выживание американской политической системы зависело от активности, информированности и просвещенности граждан, демократия в Америке давно исчезла бы, ибо массы в Америке апатичны и дезинформированы в политическом отношении и удивительно



мало привержены демократическим ценностям... Но, к счастью для этих ценностей и для американской демократии, американские массы не ведут, они следуют за элитами...» Таким образом, демократия как идеал и демократия как набор институтов и процедур принятия решений не совпадают. Наиболее последовательно эту идею проводит американский политолог Р. Даль. Во втором - институциональном - смысле инфраструктуру современных демократий он обозначает термином «полиархия». Он рассматривает полиархию «как специфический вид режима для управления современным государством - режима с характеристиками, которые определенно отличают его от всех других режимов, существовавших до XIX в., а также от большинства современных режимов, установившихся в нациях-государствах». Полиархия как политический порядок предполагает наличие «относительно высокой терпимости к оппозиции - к тем, кто противостоит действиям правительства, и относительно широких возможностей участвовать во влиянии на поведение правительства и даже в смещении мирным путем различных официальных лиц».



Функционально полиархия как политический режим опирается на семь институтов, которые обеспечивают его эффективность. К ним относятся:

1) выборность должностных лиц; контроль за решениями правительства конституционно закреплен за избираемыми от народа представителями;

2) свободные и честные выборы, исключающие всякое насилие и принуждение;

4) относительно высокая зависимость правительства от избирателей и результатов выборов;

5) свобода слова, обеспечивающая возможность свободно выражать свое мнение, включая критику правительства, режима, общества, господствующей идеологии;

6) существование альтернативных и часто конкурирующих между собой источников информации и убеждений, выведенных из-под правительственного контроля;

7) высокая степень свободы в создании относительно автономных и самых разнообразных независимых организаций, включая оппозиционные партии, группы интересов.

Мировой опыт демократизации чрезвычайно актуален для современной модернизации России. По крайней мере он позволяет выявить особенности политического развития российского общества, соотнести их с мировыми тенденциями.

Сообщественная демократия

Нормативная концепция демократии является продуктом преимущественно гомогенной западной культуры и была связана с ценностями индивидуальной свободы, политическим участием, патриотизмом, политическим плюрализмом и толерантностью. Основополагающим принципом демократии является принцип большинства, составляющий суть доктрины народного суверенитета. В соответствии с ней народ провозглашается источником верховной государственной власти. Кроме того, демократия предполагает право меньшинства на оппозицию, разделение властей и гарантии прав личности и т.д. Традиционно демократии связывались с обществами, где минимизированы социальные различия. В связи с этим Аристотель замечал, что «государство стремится, насколько это возможно, быть обществом, состоящим из одинаковых и равных».

Голландский политолог Аренд Лейпхарт заново переосмысливает концепт демократии в контексте перспектив ее утверждения вне западной культуры, а также возможности ее развития в обществах гетерогенных в социальном и культурном отношениях. А. Лейпхарт пытается доказать, что стабильные демократические режимы возможны и в многосоставных обществах, разделенных на сегменты (как в Австрии, Бельгии, Голландии, Швейцарии) по религиозному, языковому, идеологическому, социальному, этническому, культурному признакам. Разделенность в этих обществах уравновешивается установками на взаимодействие.

Сообщественную демократию как новый тип демократического правления А. Лейпхарт определяет с помощью четырех компонентов:

1) осуществление власти большой коалицией политических лидеров (либо в форме кабинета в парламентской системе, либо комитета с совещательными функциями в президентской системе);

2) взаимное вето или правило «совпадающего большинства» как гарантия интересов меньшинства;

3) пропорциональность как главный принцип политического представительства, распределение постов в государственном аппарате и средств государственного бюджета;

4) высокая степень автономности каждого сегмента в управлении своими внутренними делами.

Принцип большой коалиции, когда лидеры всех значительных сегментов многосоставного общества сотрудничают в управлении страной, противоречит традиционным представлениям о системе демократии, где есть большинство и меньшинство. Простейшим видом сообщественного механизма является кабинет большой коалиции, как, например, Федеральный Совет в Швейцарии - правительство страны, состоящее из семи человек. Важнейшую черту

гражданского общества, усиливая многосоставность и без того неоднородного общества.

Особой формой автономии сегментов является федерализм, выступающий в качестве способа обеспечения государственного единства при признании автономии регионов и их соучастии в принятии решений.

Существенным недостатком данной модели демократии является утрата гибкости и темпов при принятии политических решений, что значительно затрудняет достижение политической стабильности. Во-первых, в границах большой коалиции принятие решений осуществляется медленно: все-таки легче добиться согласия в коалиции с небольшим числом участников, нежели в большой коалиции. Во-вторых, принцип взаимного вето обладает негативным последствием, связанным с тем, что решение вообще не будет принято. В-третьих, правило пропорционального представительства при назначении на государственную службу игнорирует личные качества соискателя, основывается на его сегментарной принадлежности, что снижает эффективность управленческой системы. В-четвертых, автономия сегментов значительно удорожает сообщественную систему управления, поскольку предполагает создание для каждого сегмента своих управленческих структур.

И все-таки приходится признать, что сообщественная демократия медлительна и неповоротлива в принятии краткосрочных решений, но эффективна в реализации стратегических задач, которые требуют консенсуса всех политических сил.

Делегативная демократия

Новый тип демократии - делегативная, описан аргентинским политологом Гильермо О"Доннеллом на основе обобщения опыта политического развития новых демократий в Аргентине, Бразилии, Перу, Эквадоре, Боливии, на Филиппинах, в Корее и посткоммунистических странах. Ее принципиальное отличие состоит в том, что она не относится к представительным демократиям и не стремится быть таковой. Процесс принятия политических решений, формирование воли большинства населения с помощью справедливых выборов, равный доступ к власти не институционализированы, отсутствуют устойчивые формы взаимодействия субъектов политики в соответствии с правилами и нормами. Однако, несмотря на это, делегативные демократии могут быть достаточно устойчивыми. В этих обществах имеются определенные политические институты, которые являются официальными и составляют элементы конституционной системы: суд, парламент, политические партии, президент. Но в силу сложности социально-экономических проблем, доставшихся от предшествующих правительств, немногочисленности и слабости имеющихся институтов доминирующим в системе власти становится инсти-

тельные и судебные институты в делегативной демократии рассматриваются президентами как помеха на пути осуществления их «миссии».

Во-вторых, представительные демократии основаны на принципе разделения властей, их автономии, а процесс принятия решений рационализирован, осуществляется в результате консультаций и застрахован от грубых ошибок, хотя и движется очень медленно. В делегативных демократиях принятие решений остается за президентом, поскольку отсутствует подотчетность по горизонтали. Возможность быстрого принятия решений сопровождается вероятностью совершения больших ошибок. В этих условиях популярность президентов может испытывать резкие колебания от восхваления до проклятия.

В-третьих, представительные демократии, имеющие высокую степень институционализации и организационно-правового оформления плюрализма интересов, ориентированы на рационально-позитивный стиль политики, который предусматривает поэтапное решение актуальных задач, соответствие практической политики предвыборным обещанием. Делегативная демократия преимущественно формируется в условиях глубокого кризиса и экстремальной ситуации в обществе. Следствием этого является «магический» стиль политики, где президентов избирают под обещания «спасти» страну в короткие сроки, а «правительство спасителей» вынуждено опираться на бюрократию и при этом обещать быстрое решение всех накопившихся проблем. Однако на практике после выборов победители проводят совсем иную политику, не направленную на выполнение предвыборных обещаний.

Политический режим России

Исторически первой формой демократии было рабовладельческая Греция. Демократию необходимо отличать от охлократии (власть толпы). Она противостоит государственным институтам, подменяет принцип гражданской свободы принципом произвола, вольности.

Демократия может использоваться с различными смысловыми оттенками: форма организации государственной власти, форма устройства организации, мировоззрение, социальное движение (как форму воплощения в жизнь идеалов демократии). Но всегда демократия связана с таким понятием как власть, потому что демократия – это способ организации власти. При этом демократия может быть политическорй и неполитической.

Принципы демократии:

1. Признание народа высшим источником власти

2. Выборность основных органов государства

3. Подчинение меньшинства большинству

Демократия – власть (kratos) народа (demos) , является общесоциальной категорией и чтобы дать определение этому понятию необходимо учитывать ее многогранность:

1. демократия охватывает область отношений область отношений личности, общества, государства.

2. Демократия охватывает взаимодействие государства и общественных отношений.

3. Важна характеристика демократии во взаимосвязи с государством.

Демократия характеризуется как форма государства и соответствует государственно-правовому режиму.

Демократический режим – это разновидность либерального (liberalis) режима, основанного на признании принципа равенства и свобод всех людей, участии народа в управлении государством.

Основные характеристики демократического режима:

1. конституционное закрепление народа как источника власти,

2. политические права и свободы граждан очерчены законом

3. действует принцип подчинения меньшинства большинству, что приводит к слабой защищенности меньшинства

4. граждане и их объединения участвуют в управлении делами государства

5. принцип разделения властей

6. на выбор демократического режима влияют исторические традиции, национальная психология, религиозное сознание, культурная среда

7. демократия склонная к перерождению в анархию и тоталитаризм.

Государственно-правовыми формами демократии являются:

Непосредственная демократия – управление государственными делам осуществляется непосредственно народом через референдумы (всенародное голосование по наиболее важным вопросам), плебисциты, демонстрации, митинги, собрания, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы.

Представительная демократия – управление делами государства народом через избранных представителей. Представительные органы избираются народом, состоят из его полномочных представителей. Осуществляется путем проведения всеобщего, свободного и прямого голосования.


Любое государство строится на принципе сочетания представительной и непосредственной демократии.

Лекции: Демократия является общесоциальным институтом, может характеризовать все сферы жизни общества. В переводе на русский язык: народ и власть. Д. Возникла с 1-х шагов организации жизни общества, порождена творчеством народа. Как научное понятие Д. В полном объеме характеризуется в единстве с государством.

Д – это гос-правовой режим, характеризуется наличием закрепленных в конституции политических прав и свобод как со стороны государства, так и со стороны членов общества (наличием реальных условий осуществления этих прав и свобод).

Следует особо подчеркнуть, что Демократия есть мера политических прав и свобод, очерченная и охраняемая законом, т.е. Д. Не мыслима без ее правового оформления.

Д. Имеет отрицательную черту – внутренне склонна к появлению анархических тенденций, что ведет к жесткому повороту – тоталитаризму.

Д. Законами не вводится. Для того, чтобы Д функционировала в обществе необходим целый пласт, сформированный в обществе демократический, культурный.

Д характеризуется внутренним механизмом принятия решений, опирается на количественные характеристики, т.е. меньшинство должно подчиняться большинству. В рамках современной демократии не стоит абсолютизировать роль общества. Меньшинство обязано подчиняться большинству, только если полностью защищены его законные интересы. В современный период Д характеризуется качественной характеристикой. В 1-ю очередь, это отсутствие узурпации власти, т.е. в рамках Д действует только легальная власть.

Абсентеизм – явление игнорирования институтов непосредственной Д.

Связь д с государством получает закрепление государственно-правовой формы д.

Непосредственная и представительная. В единстве эти формы раскрывают этот сложный политический институт в действии.

Непосредственная – где наиболее ярко проявляется, что народ – это источник власти: 1) наличие избирательного права, закон об избирательном праве;

2) закон о референдуме.

Юридически реализуется требование конституции об источнике власти. Эта форма демократии функционирует периодически, вступает в действие через определенные промежутки времени или по мере необходимости на основании закона. Наиболее редко используемое средство – референдум. К референдуму надо прибегать только при наличии реальной необходимости, т.к.:

1. на референдум надо выставлять вопрос, который больше никогда не возникнет;

2. сама технология референдума очень сложна, начиная с постановления вопроса. Он должен быть поставлен так, чтобы у населения не возникло 2-хсмысленности в понимании.

Представительная носит не первичный, а производный характер от непосредственной демократии. Эта форма демократии функционирует на постоянной основе, т.к. основная работа по управлению делами общества осуществляется представительной демократии. В процессе функционирования представительной демократии формируется профессионализм, опыт управления делами общества. Необходима специальная подготовка управленцев. Непосредственная и представительная демократия, раскрывая систему функционирования этого режима, подчеркивает значение и роль каждой формы, ее внутренние резервы. Они развиваются и существуют параллельно и не должны вытеснять друг друга.

Основные институты демократической формы.

Демократические государства всегда характеризуются назначением представительного коллегиального органа государственной власти. Функционирование этих органов основано на реализации принципа разделения властей. Демократическое государство имеет главу государства (монарх или президент). Характеризуется наличием местного самоуправления. Но местное самоуправление отделено от государства. На местах всегда есть представители центральной власти (представители президента). Наличие силовых министерств и органов (армия, охрана общественного порядка). Если это федеративная форма государственного устройства оно характеризуется наличием власти: в рамках субъектов федерации есть губернаторы и представительные органы власти.

Недостатки представительной демократии:

1. фактическое отстранение народа от власти в промежутке между выборами

2. сложная иерархическая система управления, следовательно, бюрократизация

3. приоритетное влияние на политику более сильных групп

5. слабая легитимация из-за отстранения народа

6. ущемление политического равенства, возможностей равного учасьтия граждан в политическом процессе

7. широкие возможности манипулирования из-за сложной системы власти

Связь демократии с законом: демократия это мера свободы. Демократия как демократически-правовой режим немыслима без закона. Но демократию в обществе нельзя ввести законом, потому что демократия – это отражение политической культуры в обществе.

Наиболее демократичной формой считается республика., итак как наиболее демократично организованы все механизмы государственной власти. Идеалом развития демократии является народовластие. Самоуправление – идеальное воплощение демократии. Это утопично.

  • 14. Форма правления.
  • 15. Форма государственного устройства.
  • 16. Государственный режим.
  • 17. Демократия и ее основные формы.
  • 18. Снг: политические и правовые аспекты.
  • 19. Функции государства и правовые формы их осуществления.
  • 20. Эволюция функций государства на современном этапе.
  • 21. Понятие и структура механизма государства.
  • 22. Понятие и виды органов государства
  • 23. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
  • 24. Разделение властей: теория, опыт, проблемы.
  • 25. Понятие и структура политической системы общества. Виды политических систем.
  • 26. Место и роль государства в политической системе общества.
  • 27. Государство и общественные объединения.
  • 28. Государство и церковь.
  • 29. Государство и экономика.
  • 30. Правовое государство в историко-правовой мысли.
  • 31. Сущность и основные черты правового государства
  • 32. Проблемы и пути формирования правовой государственности в России.
  • 33. Социальное государство: понятие и функции.
  • 34. Гражданское общество: понятие и принципы.
  • 35. Государство и право: соотношение и взаимосвязь.
  • 36. Основные подходы к пониманию права.
  • 37. Сущность и основные содержательные признаки права.
  • 38. Принципы права: понятие и классификация.
  • 39. Функции права.
  • 40. Понятие и виды социальных норм.
  • 1. Никто, кроме органов законодательной власти, не вправе принимать или отменять законы.
  • 3. Закон не подлежит утверждению или приостановлению никем, кроме специально уполномоченного на то органа законодательной власти.
  • 1. Конституция, в отличие от других законодательных актов, имеет основополагающий характер.
  • 2. Конституция является ядром системы права. Она представляет собой базу для текущего законодательства, определяет его характер.
  • 3. Конституция обладает высшей юридической силой и верховенством.
  • 4. Конституция, в отличие от текущего законодательства, характеризуется стабильностью.
  • 1. Общие подзаконные акты.
  • 45. Общепризнанные принципы и нормы международного права в правовой системе России.
  • 46. Правовой статус личности: понятие, структура, виды.
  • 47. Права и свободы человека и гражданина: понятие, система.
  • 48. Гарантии правового статуса личности. Международная защита прав человека.
  • 49. Понятие и признаки нормы права.
  • 50. Структура нормы права.
  • 51.Соотношение норм права и статьи нормативного акта.
  • 52. Классификация норм права.
  • 53. Понятие и структура системы права.
  • 54. Правовая система общества: понятие, структура, функции.
  • 55. Типология правовых систем.
  • 56. Международное право и национальные правовые системы.
  • 57. Правотворчество: понятие, принципы и функции.
  • 58. Виды правотворчества. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
  • 59. Действие нормативно-правовых актов во времени и пространстве, по кругу лиц.
  • 60. Понятие, приемы и основные требования юридической техники.
  • 61. Систематизация законодательства.
  • 62. Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь.
  • 63. Правовые отношения: понятие, структура и виды.
  • 64. Субъективные права и юридические обязанности.
  • 65. Юридические факты: понятие, виды и их роль в реализации норм права.
  • 66. Понятие, формы и методы реализации права.
  • 67. Применение права как особая форма его реализации.
  • 68. Акты применения права: понятие, особенности и виды.
  • 69. Пробелы в праве и способы их восполнения и преодоления.
  • 70. Толкование права: понятие и функции.
  • 71. Виды и способы толкования.
  • 72. Акты толкования права: понятие, особенности, виды.
  • 73. Юридическая практика: понятие, типы, функции.
  • 74. Эффективность действия права.
  • 75. Понятие и основные элементы механизма правового регулирования.
  • 76. Предмет, пределы и метод правового регулирования.
  • 77. Правовые режимы: понятие и виды.
  • 78. Правовые стимулы и правовые ограничения.
  • 79. Юридические коллизии и способы их разрешения.
  • 80. Правовое регулирование и правомерное поведение.
  • 81. Понятие и принципы законности.
  • 82. Понятие правопорядка. Соотношение правопорядка, общественного порядка и законности
  • 83. Конституционная законность и судебный конституционный контроль.
  • 84. Правонарушение: понятие, состав и виды.
  • 85. Природа и причины правонарушений в обществе.
  • 86. Злоупотребление правом
  • 87. Понятие, основание и виды юридической ответственности.
  • 88. Юридическая ответственности и другие меры государственно-правового принуждения.
  • 89. Правосознание и правовая культура
  • 90. Деформация правосознания: понятие, формы и пути преодоления
  • 17. Демократия и ее основные формы.

    Демократия (от греч.demos– народ и сratos– власть: власть народа, народовластие).

    В современном значении демократия – это прежде всего единство воли и силы народа, материализуемых во всех формах государственно-политической организации общества. Она характеризует состояние власти народа. выражаемое в конституционных основах, механизме и функциях государства, в жизнедеятельности других элементов политической системы общества, в статусе и образе жизни каждого гражданина, каждой личности. Это – власть всех и каждого, осуществляемая как непосредственно, так и через государственные и иные политические структуры.

    Под непосредственной демократией понимается прямое волеизъявление народа или его части, непосредственное решение ими вопросов государственной и общественной жизни или выражения мнения по этим вопросам. Институты (формы) непосредственной демократии:

    - свободные выборы – форма реализации избирательного права путем участия в избирательной кампании;

    - собрания (сход) граждан – форма непосредственной (прямой) демократии в муниципальном образовании для решения вопросов местного значения;

    - митинги – массовые собрания для обсуждения политических и других актуальных вопросов текущей жизни, в поддержку каких-либо требований, для выражения солидарности или протеста;

    - демонстрации – выражение общественных настроений, требований, солидарности или протеста путем устройства массовых шествий, митингов и т.п.;

    - пикетирование – выражение протеста против чего-либо (обычно перед правительственными учреждениями) в виде патрулирования;

    - индивидуальные или коллективные обращения в гос.органы или органы местного самоуправления.

    Представительная демократия – это участие народа в управлении государством, осуществление принадлежащей ему власти, через систему представительных выборных органов. Представительные органы избираются непосредственно народом, состоят из его полномочных представителей – народных депутатов. Ее назначение – способствование подконтрольности государства народу.

    18. Снг: политические и правовые аспекты.

    К началу 90-х годов сложились новые механизмы регулирования общественных отношений, новая обстановка, способствующая интеграционным процессам. Это новый этап развития государств. В ряде сфер интеграции стала ощущаться потребность в более тесной связи экономических и политических факторов.

    Далеко не все интеграционные процессы шли гладко, без осложнений. Это проявлялось, прежде всего, в различии подходов государств-членов к определению приоритетов в политике объединений, темпов и способов её реализации. Следует заметить, что не все страны к 90-м годам имели одинаковые возможности, отдельные государства характеризовались наличием оппозиционно настроенных кругов. И все же понимание того, что потенциал интеграции нужно использовать в большем объеме, стало преобладающим в правительственных кругах европейских стран.

    Соглашение о создании Содружества Независимых Государств подписано 8 декабря 1991 года руководителями Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины. Участники Соглашения констатировали, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование. Договаривающиеся Стороны образовали Содружество Независимых Государств. В Соглашении сформулированы основные направления и принципы сотрудничества, определена сфера совместной деятельности, реализуемая на равноправной основе через общие координирующие институты Содружества. Договаривающиеся Стороны гарантировали выполнение международных обязательств, вытекающих для них из договоров и соглашений бывшего Союза ССР. Протокол к соглашению о создании СНГ подписан главами одиннадцати государств 21 декабря 1991 года в Алма-Ате. Он является составной частью подписанного 8 декабря 1991 года Соглашения о создании Содружества и определяет, что все эти одиннадцать стран на равноправных началах образуют СНГ (Грузия присоединилась к Содружеству Независимых Государств в декабре 1993 года в соответствии с Решением Совета глав государств СНГ).

    Алма-Атинская Декларация подписана 21 декабря 1991 года руководителями одиннадцати государств. В документе отмечена приверженность целям и принципам Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, заявлено, что взаимодействие участников Содружества будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе. Подтверждена приверженность сотрудничеству в создании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков. Государства - участники Содружества гарантировали, в соответствии со своими конституционными процедурами, выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего СССР.

    Устав Содружества Независимых Государств принят Советом глав государств Содружества 22 января 1993 года в Минске. В Уставе Содружества определены условия членства государств в СНГ, сформулированы цели и принципы межгосударственного сотрудничества, взаимодействия в экономической, социальной и правовой областях, межпарламентских связей, закреплено суверенное равенство всех его членов. Подчеркнуто, что входящие в СНГ государства являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права. Членом Содружества может стать государство, разделяющее цели и принципы Содружества и принявшее на себя обязательства, содержащиеся в Уставе СНГ, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов. Государства-члены Содружества строят свои взаимоотношения в соответствии с принципами уважения суверенитета и независимости, нерушимости государственных границ, территориальной целостности государств, неприменения силы или угрозы силой, невмешательства во внутренние дела, верховенства международного права в межгосударственных отношениях, учета интересов друг друга и Содружества в целом.

    Правила процедуры Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества Независимых Государств утверждены Решением Совета глав государств 17 мая 1996 года. Решение подписали президенты всех государств - участников СНГ. Правила процедуры определяют порядок работы Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества, организацию их заседаний, а также процедуру подготовки и принятия документов, вносимых на их рассмотрение.

    Символика Содружества Независимых Государств. Главы государств 19 января 1996 года приняли Решение о Положении о флаге Содружества Независимых Государств и Решение о Положении об эмблеме Содружества Независимых Государств.

    Выше приведенные документы являются основополагающими, декларирующими основные принципы Содружества. Более детально деятельность Содружества регламентируется огромным количеством подписанных соглашений, они также описывают и процедуры претворения договоренностей в жизнь.

    Практически все Соглашение целиком и первый раздел и преамбула Устава СНГ называют принципы и цели в соответствии с которыми будет строиться Содружество. Устав раскрывает и дает более детальное толкование данных принципов:

    Содружество основано на началах суверенного равенства всех его членов. Государства-члены являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями.

    Содружество служит дальнейшему развитию и укреплению отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между государствами-членами.

    Содружество намеревается действовать в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями Устава Организации Объединенных Наций, хельсинкского Заключительного акта и другими документами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

    Содружество будет стремиться обеспечить общими усилиями экономический и социальный прогресс своих народов.

    Содружество будет развивать сотрудничество между собой в обеспечении международного мира и безопасности, а равно в целях поддержания гражданского мира и межнационального согласия.

    Содружество желает создать условия для сохранения и развития культур всех народов государств-членов.

    Содружество стремится совершенствовать механизмы сотрудничества в Содружестве и повышать их эффективность.

    Содружество отказывается от применения силы, экономических или любых других методов давления, урегулирования спорных проблем согласительными средствами, других общепризнанных принципов и норм международного права.

    Целями Содружества являются:

    Осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

    Всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;

    Обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами СБСЕ;

    Сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижению всеобщего и полного разоружения;

    Содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;

    Взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;

    Мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.

    Официальным место пребывания координирующих органов содружества является город Минск.

    Высшим органом является Совет глав государств, который собирается на заседание раз в два года. Следующим по силе органом является Совет глав правительств. Совет глав государств и Совет глав правительств создают рабочие и вспомогательные органы, как на постоянной, так и на временной основе.

    Существуют также органы, координирующие отдельные, особо важные сферы деятельности государств-членов. Это Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны и Совет командующих пограничными войсками.

    Особым органом содружества является Координационно-консультативный комитет. Помимо координационных функций он также наделен исполнительными полномочиями. Координационно-консультативный комитет является постоянно действующим органом.

    "
    07Ноя

    Демократия – это термин который применяется к описанию политической системы управления государством, идее и концепции, основанной на принципах народной власти. Буквально, слово «демократия «, переводится как «власть народа » и имеет Древнегреческое происхождение, ведь именно там сформировались и были реализованы основные идеи демократической концепции управления.

    Что такое демократия простыми словами – краткое определение.

    Простыми словами, демократия – это система управления государством, источником власти в которой является сам народ. Именно народ решает, какие законы и нормы необходимы для гармоничного существования и развития государства. Таким образом, каждый человек в демократическом обществе получает определенный набор свобод и обязательств сформированных с учетом интересов всего сообщества. Исходя из вышесказанного, можно заключить, что демократия – это возможность для каждого человека свободно участвовать в непосредственном управлении своим государством, обществом и личной судьбой в конечном счете.

    Узнав определения термина «демократия», закономерно возникают вопросы типа: «А как именно, народ управляет государством?» и «Какие существуют формы и способы демократического управления?».

    В данный момент существует две основные концепции осуществления народной власти в демократическом обществе. Это: «Непосредственная демократия » и «Представительная демократия ».

    Непосредственная (прямая) демократия.

    Прямая демократия – это система при которой все решения принимаются непосредственно самим народом через его прямое волеизъявление. Данная процедура становится возможной благодаря проведению различных референдумов и опросов. К примеру, это может выглядеть следующим образом: В государстве «N», нужно принять закон о запрете употребления алкогольных напитков в определенное время. Для этого проводится референдум, на котором жители голосуют «За» или «Против» данного закона. Решение о том будет ли принят закон или нет, формируется исходя из того как проголосовало большинство граждан.

    Стоит отметить, что с учетом развития современных технологий, подобные референдумы могут проходить довольно быстро и эффективно. Дело в том, что практически все граждане обладают современными гаджетами (смартфонами) с помощью которых и можно проводить голосование. Но, вероятней всего, прямой демократией государства пользоваться не будут, по крайней мере в полном объеме. Это связано с тем, что непосредственная демократия имеет ряд проблем, о которых мы поговорим ниже.

    Проблемы прямой демократии.

    К основным проблемам прямой демократии можно отнести такой аспект как: количество людей. Дело в том, что принцип постоянного прямого народного управления возможен только в относительно небольших социальных группах где возможны постоянные обсуждения и компромиссы. В противном случаи, решения всегда будут приниматься в угоду настроениям большинства, не учитывая мнение меньшинства. Из этого следует, что решения могут быть приняты на основе симпатий большинства, а не на логичных и обоснованных мнениях меньшинства. В этом и заключается главная проблема. Дело в том, что по факту, не все граждане являются, так сказать политически и экономически грамотными. Соответственно, что в большинстве случаев, принятые ими (большинством) решения будут заранее неверными. Если уж говорить совсем простыми словами, то будет не верно доверять управление важными политическими и экономическими делами, людям, которые в этом не разбираются.

    Представительная (репрезентативная) демократия.

    Представительная демократия – это самый распространенный вид управления государством, при котором люди делегируют часть своих полномочий избранным на выборах специалистам. Простыми словами, репрезентативная демократия – это когда люди выбирают себе власть путем народных выборов, и уже потом на избранную власть ложатся обязательства по управлению страной. Люди в свою очередь оставляют за собой право контролировать власть используя различные рычаги влияния: , отставка правительства (чиновника), и тому подобное.

    На данном этапе развития человеческого общества, именно Представительная демократия показывает себя самым эффективным способом управления, но и она не лишена недостатков. К основным проблемам данной формы можно отнести: , узурпацию власти и другие неприятные моменты. Именно для предотвращения таких проблем, общество всегда должно быть активным и постоянно держать власть под контролем.

    Суть и принципы демократии. Условия и признаки демократии.

    Переходя к данному относительно большому разделу, в первую очередь стоит перечислить основные моменты или так называемые «столпы» на которых базируется вся концепция демократии.

    Основные столпы на которых базируется демократия:

    • народа;
    • Правительство формируется с согласия народа;
    • Действует принцип большинства;
    • Соблюдаются права меньшинств;
    • Гарантируются основные права и свободы человека;
    • Свободные и честные выборы;
    • Равенство перед законом;
    • Соблюдение правовых процедур;
    • ограничения в отношении правительства (власти);
    • Социальный, экономический и ;
    • Ценности , сотрудничества и компромисса.

    Итак, ознакомившись с базисом, можно переходить к разбору концепции в более мелких деталях.

    Из чего состоит демократия.

    Для лучшего понимания всех ключевых моментов демократии следует разложить концепцию на основные ключевые элементы. Всего их четыре, это:

    • Политическая система и система выборов;
    • Активность граждан в политической и социальной жизни государства;
    • Защита прав граждан;
    • Верховенство права (равенство перед законом).

    Образно говоря, сейчас мы в подробности разберем вышеперечисленные пункты и выясним какие должны быть условия для процветания демократии.

    Политическая система и система выборов.

    • Возможность выбирать своих лидеров и привлекать их к ответственности за действия, совершенные будучи на посту.
    • Люди решают, кто будет представлять их в парламенте, и кто возглавит правительство на национальном и местном уровнях. Они делают это, выбирая между конкурирующими сторонами на регулярных, свободных и честных выборах.
    • В условиях демократии народ является высшей формой политической власти.
    • Властные полномочия переходят от людей к правительству только на определенное время.
    • Законы и политика требуют поддержки большинства в парламенте, но права меньшинств защищены различными способами.
    • Люди могут критиковать своих избранных лидеров и представителей. Могут наблюдать за тем, как они работают.
    • Избранные представители на национальном и местном уровнях должны прислушиваться к людям и отвечать на их запросы и потребности.
    • Выборы должны проходить через регулярные промежутки времени, как это предусмотрено законом. Те, кто у власти, не могут продлить срок своего пребывания на должности, не прося согласия у народа на референдуме.
    • Для того, чтобы выборы были свободными и справедливыми, они должны контролироваться нейтральным, профессиональным органом, который одинаково относится ко всем политическим партиям и кандидатам.
    • Все партии и кандидаты должны иметь право свободно проводить избирательную кампанию.
    • Избиратели должны иметь возможность голосовать втайне, без запугивания и насилия.
    • Независимые наблюдатели должны иметь возможность наблюдать за голосованием и подсчетом голосов, чтобы гарантировать, что этот процесс свободен от коррупции, запугивания и мошенничества.
    • Споры в отношении результатов выборов рассматривает беспристрастный и независимый суд.

    Активность граждан в политической и социальной жизни государства.

    • Ключевая роль граждан в демократии — участвовать в общественной жизни.
    • Граждане обязаны внимательно следить за тем, как их политические лидеры и представители используют свои полномочия, а также выражать свои собственные мнения и пожелания.
    • Голосование на выборах — важная гражданская обязанность всех граждан.
    • Граждане должны делать свой выбор досконально разобравшись в предвыборных программах всех сторон, что обеспечивает объективность при принятии решения.
    • Граждане могут принимать активное участие в предвыборных компаниях, публичных обсуждениях и протестах.
    • Важнейшей формой участия является членство в независимых неправительственных организациях, которые представляют свои интересы. Это: фермеры, рабочие, врачи, учителя, владельцы бизнеса, религиозные верующие, студенты, правозащитники и так далее.
    • В условиях демократии, участие в гражданских объединениях должно быть добровольным. Никто не должен быть принужден присоединиться к организации против своей воли.
    • Политические партии являются жизненно важными организациями в условиях демократии, а демократия становится сильнее, когда граждане становятся активными членами политических партий. Однако никто не должен поддерживать политическую партию, потому что на него оказывают давление. В условиях демократии граждане могут свободно выбирать, какую сторону поддерживать.
    • Участие граждан должно быть мирным, уважительным к закону и толерантным в отношении взглядов оппонентов.

    Защита прав граждан.

    • В условиях демократии каждый гражданин имеет определенные основные права, которые государство не может отнять. Эти права гарантируются международным правом.
    • Граждане имеют право на свои собственные убеждения. Имеют право свободно говорить и писать о том, о чем думают. Никто не может указывать на то как гражданин должен думать, во что верить, об чем говорить или писать.
    • Существует свобода религии. Каждый может свободно выбирать свою религию и поклоняться ей по своему усмотрению.
    • Каждый человек имеет право пользоваться своей собственной культурой вместе с другими членами своей группы, даже если их группа является меньшинством.
    • В средствах массовой информации есть свобода и плюрализм. Человек может выбирать между различными источниками новостей и мнений.
    • Человек имеет право общаться с другими людьми, а также создавать и присоединяться к организациям по своему выбору.
    • Человек может свободно перемещаться по стране, или по желанию покинуть ее.
    • Человек имеет право на свободу собраний и протесты против действий правительства. Однако он обязан осуществлять эти права мирным путем с уважением к закону и правам других граждан.

    Верховенство права.

    • В условиях демократии верховенство закона защищает права граждан, поддерживает порядок и ограничивает власть правительства.
    • Все граждане равны по закону. Никто не может подвергаться дискриминации по признаку расы, религии, этнической группы или пола.
    • Никто не может быть арестован, заключен в тюрьму или изгнан безосновательно.
    • Человек считается невиновным если его вина не доказана в соответствии с законом. Любой, кто обвиняется в совершении преступления, имеет право на справедливое публичное разбирательство в беспристрастном суде.
    • Никто не может облагаться налогом или преследоваться по закону, за исключением случаев, предусмотренных законом.
    • Никто не выше закона, даже не король или избранный президент.
    • Закон справедливо, беспристрастно и последовательно применяется судами, независимыми от других ветвей власти.
    • Пытки и жестокое и бесчеловечное обращение абсолютно запрещены.
    • Верховенство закона ограничивает власть правительства. Ни один правительственный чиновник не может нарушать эти ограничения. Ни один правитель, министр или политическая партия не могут указывать судье, как решить дело.

    Требования к обществу для нормальной работы демократической системы.

    • Граждане должны не только осуществлять свои права, но и соблюдать определенные принципы и правила демократического поведения.
    • Люди должны уважать закон, и отвергать насилие. Ничто не оправдывает использование насилия против ваших политических противников, только потому, что вы не согласны с ними.
    • Каждый гражданин должен уважать права своих сограждан и их достоинство как людей.
    • Никто не должен осуждать политического противника как зло в чистом виде, просто потому, что у него другие взгляды.
    • Люди должны ставить под сомнение решения правительства, но не отвергать власть правительства.
    • Каждая группа имеет право практиковать свою культуру и иметь определенный контроль над своими делами. Но, в то же время, такая группа должна признать, что она является частью демократического государства.
    • Когда человек выражает свое мнение, он также должен выслушать мнение оппонента. Каждый человек имеет право быть услышанным.
    • Когда люди выдвигают требования, они должны понимать, что в условиях демократии невозможно угодить абсолютно всем. Демократия требует компромисса. Группы с разными интересами и мнениями должны быть готовыми договориться. В данных условиях одна группа не всегда получает все, что хочет, но возможность компромиссов ведет к всеобщему благу.

    Итог.

    В итоге, хотелось бы закончить данную статью словами действительно великого человека – Уинстона Черчилля. Однажды он сказал:

    «Демократия - наихудшая форма правления, за исключением всех остальных, которые пробовались время от времени.»

    И судя по всему, он был прав.

    Категории: , / / от