Исполнение фгос на завершающем этапе дошкольного образования. умеет работать в коллективе, группе, паре

Использовать технологию определенной программы - не означает работать по программе. Технологии универсальны, а мировоззрение (образовательные ценности), цели, педагогические стратегии (организационные формы, методы и приёмы) - разные. Главное - понимание того, что любая технология позволяет развивать всех детей группы и каждого ребёнка в отдельности эффективно и очень интересно.

«Ключевые компетентности дошкольного детства» Можно ли назвать ростками нового такие формы работы с детьми, как тематические проекты, совместное планирование дня взрослыми и детьми или утренний групповой сбор? Скорее всего, нет. Они появились и укрепились достаточно давно и прочно. Например, утренний сбор пришел в детские сады вместе с методикой Марии Монтессори и Вальдорфской педагогикой ещё в восьмидесятые годы прошлого века. В российской образовательной практике аналогом этой формы работы является «утренний кружочек» программы «Золотой ключик» (Е. Е. Кравцова, Г.Г.Кравцов и др.) и «утро радостных встреч» программы «Радуга» (Т. 11. Доронова и др.). Предтечей тематических проектов можно назвать интегрированные комплексные занятия, вошедшие в практику в конце восьмидесятых и успешно используемые многими педагогами вне зависимости от реализуемых образовательных программ. А ныне и сами проекты стали привычным явлением.

И всё же найти в современной методической литературе описание методики организации и проведения группового сбора или методики включения детей в совместное со взрослыми планирование тематического проекта почти невозможно. Для того что бы описать методику организации и проведения группового сбора - самой органичной формы становления и развития у детей ключевых компетентностей - мы обратимся к практическому опыту международной образовательной программы Step by step (российское название - «Сообщество»). Личность развивается в общении и посредством общения. Общение позволяет формировать, структурировать и озвучивать мысли, учиться слушать и понимать окружающих, представлять себя другим, заинтересовывать собой, своими идеями. Общение - та же деятельность и точно так же, как и любая другая, имеет цель и результат. Вся жизнь человека среди других людей - сверстников, младших и взрослых, в быту, в учёбе и в производственной деятельности строится на основе коммуникации (общения). Человек тем более понятен и убедителен, чем увереннее может объяснить, донести до окружающих свои мысли, чувства, желания, планы, идеи. Школьные учителя, оценивая уровень развития речи и коммуникативных навыков выпускников детского сада, говорят: «умеет/не умеет высказать мысль; свободно/не свободно говорит». Так вот, готовность, умение свободно и самостоятельно формулировать, высказывать, аргументировать суждения по разным темам и составляет понятие коммуникативной компетентности.

Личность развивается в деятельности. Дети дошкольного возраста скорее практики, чем теоретики. Освоение ими окружающего мира и культуры происходит не только посредством общения со взрослыми и сверстниками, но прежде всего в самом тесном контакте с предметами и объектами сначала ближайшего, а затем и удалённого окружения. Многообразие предметов, объектов, явлений, возможных действий и их следствий воспринимается, осмысливается и становится частью

внутренней культуры человека. Коммуникация сопровождает деятельность, а деятельность строится по своим канонам - в ней есть цель, средства и материалы, план действий, результат. Деятельность может быть эффективной, результативной и бесполезной. От чего это зависит? Во многом от того, насколько человек владеет навыками целесообразности и планирования. Всё это относится к деятельностной компетентности.

И коммуникация, и деятельность (игра и общение в игре, учение и учебное общение и т.п.), как правило, подразумевают вовлечённость в них по крайней мере двух участников, чаще всего их, конечномного больше. И все они - с разными интересами и потребностями, с разными возможностями. У всех разные социальные роли - воспитатель, мама, старший брат, партнёр по игре... Следовательно, и коммуникации, и деятельность будут протекать в разных партнёрствах по-разному, всякий раз в них будут выстраиваться свои отношения. Умение встраиваться в социальные отношения, выстраивать собственные, поддерживать их - это сфера проявления социальной компетентности.

Взаимодействие с окружающим миром и другими людьми имеет не только позитивные стороны. Каждому человеку приходится учиться защищать себя, свое физическое (и психическое) здоровье. Сначала вполне простыми способами - пользоваться доступными средствами гигиены (вовремя мыть руки, прикрывать нос и рот при чихании и кашле и пр.); предупреждать возможность утомления (рассматривать книжку и строить что-либо из конструктора в тех местах, где достаточно света, переключаться с активных игр на более спокойные), не пить холодную воду из-под крана, выбирать одежду в соответствии с погодой и так далее. Детям дошкольного возраста вполне доступны и органичны перечисленные варианты поведения, составляющие основу здоровьесберегающей компетентности.

Ребёнок действует - и получает знания, набирает опыт, формирует своё отношение к происходящему. Действует всё более уверенно. Каждый ребёнок получает свой жизненный опыт, обусловленный социальной ситуацией, возрастными возможностями, интересами и потребностями, мироощущением и формирующимся мировоззрением. Личный опыт каждого уникален и интересен.

В этом смысле групповой сбор в детском саду - время и место обмена опытом, применения знаний, планирования практических действий, осмысления и оценки результатов, себя самого и других по их словам и делам. Иными словами, групповой сбор -- это время и место естественного формирования и проявления ключевых компетентностей.

Говоря о компетентности, мы исходим из следующих определений: компетенция - круг полномочий, прав, то есть категория, определяющая вид деятельности; компетентность - способность успешно действовать, достигать значимого результата, то есть категория личностная. Способность успешно действовать, или компетентность, складывается из активности, ответственности, умения осознанно использовать знания и многого другого. Компетентность проявляется индивидуально в зависимости от степени заинтересованности ребёнка, его склонности, способности к тому или иному виду деятельности, что обеспечивает индивидуализацию результатов образования.

Наличие компетентности у ребёнка можно определить по фактам проявления им инициативы, самостоятельности, осознанности действий в типично детских видах деятельности. В настоящее время в целом достигнуто понимание того, что ключевые компетентности не могут быть сформированы только на каком-то определённом этапе образования, например в старших классах школы или вузе, так как процесс формирования личности непрерывен и начинается задолго до её вступления в школьную жизнь. Более того, компетентности не могут быть приобретены только в рамках формального образования (прямого обучения). В равной, если не в большей, степени они формируются в неформальном образовании.

Для детей дошкольного возраста неформальное (преобладающее) образование - это весь спектр взаимодействия с объектами и предметами окружающего мира, общение со взрослыми и сверстниками в быту, в играх, в творческих и других видах деятельности.

Проявление ребёнком компетентности позволяет взрослым опираться на достижения, сильные стороны его личности. Ежедневные игры, общение, участие в совместных делах обеспечивают каждому ребёнку возможность реализации его компетенций (прав), приобретения и демонстрации начал ключевых (базовых, общечеловеческих) компетентностей. Самым естественным образом эти виды ключевых компетентностей формируются во время группового сбора.

Компетентности

Реализация компетентностей

Социальная

умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (знакомыми и незнакомыми взрослыми, сверстниками, старшими, младшими) в различных ситуациях, способности принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними, анализировать действия и поступки, управлять своим поведением, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации, включаться в разговор и поддерживать его, выбирать стиль общения и т.д.

выборе места для действия, выбор партнёра для совместной деятельности - сверстника, воспитателя, другого взрослого.

Коммуникативная

возможность понимать речь других, стремление сделать понятной свою речь.

игры, в общение, обмен новостями.

Информационная

навык использования различных источников информации для достижения целей.

обращение к различным источникам информации при обсуждении новостей, тем и содержании проектов, способов действий.

Деятельностн ая

способность поставить цель, спланировать и осуществить результативное действие индивидуально или в сотрудничестве с другими.

выбор и планирование дела для себя и своих друзей на текущий день или на перспективу.

З доровъесберегающ ая

умение самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием и укреплением здоровья - производить гигиенические действия, использовать средства, адекватные ситуации (например, мыть руки и менять одежду по мере загрязнения, переходить к иному виду деятельности, предотвращая или снимая утомление, избегать опасных моментов).

самостоятельное регулирование активности: отдых, свободный выбор позы, длительность и скорость выполнения конкретного дела.

Групповой сбор можно назвать недостающим звеном в современной практике дошкольного образования, так как именно он обеспечивает связь между академическими знаниями, практическими умениями и навыками, необходимыми для успешного существования в семье, детском саду, школе, в профессии, в жизни общества.

На этапе завершения дошкольного детства в качестве возрастных характеристик выступают: Компетентность; Творческие способности (креативность); Любознательность (исследовательский интерес); Инициативность (самостоятельность, свобода, независимость); Коммуникативность (социальные навыки); Образ « Я » (базовое доверие к миру); Ответственность, произвольность. Временные требования государственного стандарта дошкольного образования




I. Здоровье и физическое развитие Физическое развитие выпускника соответствует возрастной норме Физически подготовлен к продолжению обучения. владеет своим телом, различными видами движений на уровне соответствующем его возрасту; хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения; подвижен, ловок Сформирована привычка к здоровому образу жизни: сформированы основные гигиенические навыки, элементарные представления о пользе занятий физической культуры; сформированы основы безопасного поведения в критических жизненных ситуациях.


II. Все виды детской деятельности Умеет играть, рисовать, конструировать Способен создавать художественные изображения из различных фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных на определенный фон Охотно занимается физическим трудом, откликается на просьбу о помощи.


III. Развитие познавательной деятельности Кругозор выпускника: Любит Россию и малую Родину, сформированы развернутые и конкретные представления о мире; устанавливает доступные причинно-следственные связи и зависимости в объектах и явлениях окружающего мира Речь выпускника: устная речь выпускника содержательна, эмоциональна, выразительна; речь фонетически и грамматически правильная; использует речь как инструмент мышления Познавательная активность, самостоятельность выпускника: любознателен, активен; способен к самостоятельному решению творческих (умственных, художественных и др.) задач.


III. Развитие познавательной деятельности Сформированы интеллектуальные умения: определяет содержание, смысл анализируемого, точно и ёмко обобщает его в слове; сформированы операции анализа, обобщения, сравнения; способен сделать умозаключения и выводы на основе имеющихся знаний; сформированы элементы учебной деятельности; 3.5. Произвольность психических процессов, внимания, памяти, мышления: ребенок способен сосредоточено работать в течение 20 мин.; способен строить свою деятельность в соответствии с инструкцией взрослого; способен достичь поставленной цели; способен управлять своим поведением Сформированы основы художественных способностей (музыкальных, изобразительных, литературных, танцевальных, актерских): развиты художественное мышление, сенсорные способности; умеет создавать художественный образ в разных видах творческой деятельности.


IV. Социальное развитие Общение со сверстниками: избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми; владеет приемами и навыками эффективного межличностного общения; готов к коллективным формам деятельности Принимает, соблюдает социальные и этические нормы Сформированы практические умения уважительного отношения к природе, человеку, миру, к самому себе Способен давать адекватную оценку своим поступкам


V. Мотивационная готовность к обучению в школе Желает учиться в школе Имеет познавательный и социальный мотив учения.


Физическая подвижность переносит знакомые способы двигательной деятельности в любимые игры; высокий уровень развития двигательных умений, навыков и физических качеств; активно включается в выполнение физических упражнений и движений; удерживает цель и понимает смысл двигательных заданий; уверенно, самостоятельно, точно выполняет задания; действует в общем темпе и ритме;


Сформированность привычек к ЗОЖ самостоятельно выполняет все допустимые культурно- гигиенические навыки; проявляет инициативу и независимость, хорошо воспроизводит действия в соответствии с образом; проявляет инициативу и независимость, хорошо воспроизводит действия в соответствии с образом; стремится оказывать помощь взрослым, сверстникам испытывающим затруднения. стремится оказывать помощь взрослым, сверстникам испытывающим затруднения.



СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ умеет выбирать вид, смысловую роль, партнера по игре и игрушку; умеет ухаживать за животными и растениями; быстро включается в игру и предметно – творческую деятельность; умеет проговаривать вслух последующее действие; умеет соединять при конструировании разные по форме, цвету, объему, материалу детали; обладает навыками безопасного поведения на улице, в общественных местах, дома; умеет работать в коллективе, группе, паре.


КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ Умеет общаться в процессе игры (договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность, проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнеру); Умеет выразить свои мысли, чувства, желания Быстро, точно исполняет словесную инструкцию; Умеет работать в коллективе, группе, паре.


Ценностно-смысловая компетенция Ценностно-смысловая компетенция: Имеет элементарные представления о полезности физической активности и личной гигиены; Сформированы ценности здорового образа жизни; Видит красоту живой и неживой природы; Умеет работать в коллективе, группе, паре; Умеет бережно относиться к окружающей природе; Умеет терпимо относиться к людям независимо от расовой и национальной принадлежности; Переживает за живое существо, другого человека, за успешное завершение начатого дела; Способен не обижать, не унижать, не ущемлять интересы другого ребенка – становление образа «Я».


Учебно- познавательная компетенция Владеет названиями предметов и явления, их свойств, умеет рассказать о них; Умеет употреблять в речи слова в прямом и переносном значении, синонимы, омонимы, антонимы; Устная речь грамматически правильна; Описывает игрушку, картинку, самостоятельно сочиняет сказку; Умеет проговаривать вслух последующие действия; Умеет реализовать творческий замысел в рисунке, лепке, аппликации, конструировании; Умеет выбирать и пользоваться материалом для реализации своего творческого замысла; Умеет различать геометрические формы; Может применить мерку как способ измерения количества длины, высоты, ширины, объема, веса;


Учебно- познавательная компетенция Умеет сравнивать предметы по размеру с помощью наложения друг на друга, прикладывания друг к другу; Умеет различать число предметов и их признаки; Умеет составить число из единиц; Умеет считать (прямой, обратный счет «двойками», «тройками»; Умеет пользоваться знаками + -; Знает значение слов «Сегодня», «завтра», дни недели и т.п.; Умеет взвешивать различные предметы; Имеет начальные представления о природных богатствах; Умеет отличать живую природу от неживой; Задает вопросы, экспериментирует; Может объединить предметы на основе общих понятий (одежда, обувь, посуда, транспорт).


Общекультурная компетенция Сформирована привычка слушать художественные тексты (внимательно, не перебивая читающего); Умеет различать произведения искусства различных видов и жанров; Имеет общие представления о видах и жанрах музыкального искусства; Умеет импровизировать в процессе издания собственных продуктов творческой деятельности; Умеет участвовать в театральной деятельности; Знаком с театром в качестве зрителя; Имеет навыки кукловождения в различных видах кукольных театров; Имеет начальные представления об истории цивилизации; Владеет навыками взаимодействия с представителями разных культур и народов; Владеет начальными навыками выражения эмоциональной экспрессии (выражение радости, печали).


Информационная компетенция Ребенок многое узнает из книг, из просмотренных телепередач, из разговоров со сверстниками и случайно услышанных на улице; Умеет использовать и назвать источники знаний адекватные возрасту, индивидуальным возможностям, познавательным потребностям; Умеет обращаться к собственному опыту, имеющим знаниям, умениям. Генеральная цель программы развития «ЦРР-Д/с «Лира»: ПРОТИВОРЕЧИЕ: Между необходимостью развития современных ключевых компетенций от дошкольного детства до окончания школы и отсутствием педагогической практики реализации компетентностного подхода в образовательном процессе ДОУ. ПРОБЛЕМА: Обеспечения педагогических условий для развития современных ключевых компетенций в образовательном процессе Центра развития ребенка «Лира». ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ: Образовательный процесс на основе программы «Развитие», расширяющий возможности эффективного формирования у ребенка элементарных основ ключевых компетенций. ПЕРСПЕКТИВНАЯ, СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ТЕМА: Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе Центра развития ребенка «Лира»



Компетентностный подход в дошкольном образовании

  • На этапе завершения дошкольного детства в качестве возрастных характеристик выступают:

  • Компетентность;

  • Творческие способности (креативность);

  • Любознательность (исследовательский интерес);

  • Инициативность (самостоятельность, свобода,

  • независимость);

  • Коммуникативность (социальные навыки);

  • Образ «Я» (базовое доверие к миру);

  • Ответственность, произвольность.


Модель выпускника ЦРР «Лира»


I. Здоровье и физическое развитие.

  • 1.1. Физическое развитие выпускника соответствует возрастной норме.

  • 1.2. Физически подготовлен к продолжению обучения.

  • владеет своим телом, различными видами движений на уровне соответствующем его возрасту;

  • хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения;

  • подвижен, ловок.

  • 1.3. Сформирована привычка к здоровому образу жизни:

  • сформированы основные гигиенические навыки, элементарные представления о пользе занятий физической культуры;

  • сформированы основы безопасного поведения в критических жизненных ситуациях.


II. Все виды детской деятельности.

  • 2.1. Умеет играть, рисовать, конструировать.

  • 2.2. Способен создавать художественные изображения из различных фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных на определенный фон.

  • 2.3. Охотно занимается физическим трудом, откликается на просьбу о помощи.


  • 3.1. Кругозор выпускника:

  • Любит Россию и малую Родину, сформированы развернутые и конкретные представления о мире;

  • устанавливает доступные причинно-следственные связи и зависимости в объектах и явлениях окружающего мира.

  • 3.2. Речь выпускника:

  • устная речь выпускника содержательна, эмоциональна, выразительна;

  • речь фонетически и грамматически правильная;

  • использует речь как инструмент мышления.

  • 3.3. Познавательная активность, самостоятельность выпускника:

  • любознателен, активен;

  • способен к самостоятельному решению творческих (умственных, художественных и др.) задач.


III. Развитие познавательной деятельности.

  • 3.4. Сформированы интеллектуальные умения :

  • определяет содержание, смысл анализируемого, точно и ёмко обобщает его в слове;

  • сформированы операции анализа, обобщения, сравнения;

  • способен сделать умозаключения и выводы на основе имеющихся знаний;

  • сформированы элементы учебной деятельности;

  • 3.5. Произвольность психических процессов, внимания, памяти, мышления:

  • ребенок способен сосредоточено работать в течение 20 мин.;

  • способен строить свою деятельность в соответствии с инструкцией взрослого;

  • способен достичь поставленной цели;

  • способен управлять своим поведением.

  • 3.6. Сформированы основы художественных способностей (музыкальных, изобразительных, литературных, танцевальных, актерских):

  • развиты художественное мышление, сенсорные способности;

  • умеет создавать художественный образ в разных видах творческой деятельности.


IV. Социальное развитие.

      • 4.1. Общение со сверстниками:
    • избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;
    • владеет приемами и навыками эффективного межличностного общения;
    • готов к коллективным формам деятельности.
      • 4.2. Принимает, соблюдает социальные и этические нормы.
      • 4.3. Сформированы практические умения уважительного отношения к природе, человеку, миру, к самому себе.
      • 4.4. Способен давать адекватную оценку своим поступкам

V. Мотивационная готовность к обучению в школе.

  • 5.1. Желает учиться в школе.

  • 5.2. Имеет познавательный и социальный мотив учения.



Матрица компетенций выпускника


Физическая подвижность

  • переносит знакомые способы двигательной деятельности в любимые игры;

  • высокий уровень развития двигательных умений, навыков и физических качеств;

  • активно включается в выполнение физических упражнений и движений;

  • удерживает цель и понимает смысл двигательных заданий;

  • уверенно, самостоятельно, точно выполняет задания;

  • действует в общем темпе и ритме;


Сформированность привычек к ЗОЖ

  • самостоятельно выполняет все допустимые культурно-гигиенические навыки;

  • проявляет инициативу и независимость, хорошо воспроизводит действия в соответствии с образом;

  • стремится оказывать помощь взрослым, сверстникам испытывающим затруднения.



СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

  • умеет выбирать вид, смысловую роль, партнера по игре и игрушку;

  • умеет ухаживать за животными и растениями;

  • быстро включается в игру и предметно – творческую деятельность;

  • умеет проговаривать вслух последующее действие;

  • умеет соединять при конструировании разные по форме, цвету, объему, материалу детали;

  • обладает навыками безопасного поведения на улице, в общественных местах, дома;

  • умеет работать в коллективе, группе, паре.


КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

  • Умеет общаться в процессе игры (договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность, проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнеру);

  • Умеет выразить свои мысли, чувства, желания

  • Быстро, точно исполняет словесную инструкцию;

  • Умеет работать в коллективе, группе, паре.


Ценностно-смысловая компетенция

  • Ценностно-смысловая компетенция :

  • Имеет элементарные представления о полезности физической активности и личной гигиены;

  • Сформированы ценности здорового образа жизни;

  • Видит красоту живой и неживой природы;

  • Умеет работать в коллективе, группе, паре;

  • Умеет бережно относиться к окружающей природе;

  • Умеет терпимо относиться к людям независимо от расовой и национальной принадлежности;

  • Переживает за живое существо, другого человека, за успешное завершение начатого дела;

  • Способен не обижать, не унижать, не ущемлять интересы другого ребенка – становление образа «Я».


  • Владеет названиями предметов и явления, их свойств, умеет рассказать о них;

  • Умеет употреблять в речи слова в прямом и переносном значении, синонимы, омонимы, антонимы;

  • Устная речь грамматически правильна;

  • Описывает игрушку, картинку, самостоятельно сочиняет сказку;

  • Умеет проговаривать вслух последующие действия;

  • Умеет реализовать творческий замысел в рисунке, лепке, аппликации, конструировании;

  • Умеет выбирать и пользоваться материалом для реализации своего творческого замысла;

  • Умеет различать геометрические формы;

  • Может применить мерку как способ измерения количества длины, высоты, ширины, объема, веса;


Учебно- познавательная компетенция

  • Умеет сравнивать предметы по размеру с помощью наложения друг на друга, прикладывания друг к другу;

  • Умеет различать число предметов и их признаки;

  • Умеет составить число из единиц;

  • Умеет считать (прямой, обратный счет «двойками», «тройками»;

  • Умеет пользоваться знаками + -;

  • Знает значение слов «Сегодня», «завтра», дни недели и т.п.;

  • Умеет взвешивать различные предметы;

  • Имеет начальные представления о природных богатствах;

  • Умеет отличать живую природу от неживой;

  • Задает вопросы, экспериментирует;

  • Может объединить предметы на основе общих понятий (одежда, обувь, посуда, транспорт).


Общекультурная компетенция

  • Сформирована привычка слушать художественные тексты (внимательно, не перебивая читающего);

  • Умеет различать произведения искусства различных видов и жанров;

  • Имеет общие представления о видах и жанрах музыкального искусства;

  • Умеет импровизировать в процессе издания собственных продуктов творческой деятельности;

  • Умеет участвовать в театральной деятельности;

  • Знаком с театром в качестве зрителя;

  • Имеет навыки кукловождения в различных видах кукольных театров;

  • Имеет начальные представления об истории цивилизации;

  • Владеет навыками взаимодействия с представителями разных культур и народов;

  • Владеет начальными навыками выражения эмоциональной экспрессии (выражение радости, печали).


Информационная компетенция

  • Ребенок многое узнает из книг, из просмотренных телепередач, из разговоров со сверстниками и случайно услышанных на улице;

  • Умеет использовать и назвать источники знаний адекватные возрасту, индивидуальным возможностям, познавательным потребностям;

  • Умеет обращаться к собственному опыту, имеющим знаниям, умениям .


компетенция =

  • Право +


Генеральная цель программы развития «ЦРР-Д/с «Лира»:

  • ПРОТИВОРЕЧИЕ: Между необходимостью развития современных ключевых компетенций от дошкольного детства до окончания школы и отсутствием педагогической практики реализации компетентностного подхода

  • в образовательном процессе ДОУ.

  • ПРОБЛЕМА: Обеспечения педагогических условий для развития современных ключевых компетенций в образовательном процессе Центра развития ребенка «Лира».

  • Эпоха человеческого развития, именуемая «детством», считается наиболее сложным переходным периодом от дошкольного к школьному. Проблема преемственности между ступенями обучения всегда являлась одной из важнейших проблем в образовании. Поэтому невозможно не согласиться с мнением учёного, педагога-психоло га Е.Е.Кравцовой: «Если по каким-либо причинам развитие ребёнка на одном из этапов было неполноценным, он не освоил свойственной для этого перехода деятельности, не получил специфических черт личности, то на следующем этапе он будет испытывать серьёзные трудности, и его развитие будет идти искажённым путём».

    Преемственность — объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Непрерывность образования понимается как обеспечение этой необходимой связи в процессе, как согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования. Таким образом, преемственность — это не только подготовка к новому, но и сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития. Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач.

    На дошкольной ступени:

    Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

    Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

    Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

    Формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности;

    Развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе, включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

    На ступени начальной школы:

    Становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

    Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;

    Умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействоват ь с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

    Духовно-нравств енное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающе е принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

    Осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними, совершенствовани е достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;

    Индивидуализаци я процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

    Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельност и, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

    Сегодня главный вопрос : меняется ли понимание «готовности ребёнка к школе» в связи с принятием ФГОС в детском саду и в начальной школе, в чём специфика проблемы преемственности между дошкольным образованием и начальным звеном общего образования на современном этапе.

    Впервые создана реальная нормативная основа преемственности в системе дошкольное образование - начальная школа. Единые общетеоретически е основания и принципы построения образовательной работы с детьми, согласованность и преемственность целей образования, выделение в качестве результатов освоения образовательной программы интегративных качеств являются основой для начала реализации на практике решения проблемы преемственности.

    Анализ образовательных областей ФГОС ДО и ФГОС НШ выявил содержательную преемственность, которую можно выразить следующим образом:

    только через деятельность человек осваивает новый опыт, может самостоятельно обучаться, и наиболее успешно это происходит на основе тех видов деятельности, которыми он уже обладает. В детском саду ведущий вид деятельности игра — как моделирование отношений и событий реальной жизни, а в начальной школе происходит постепенный переход к учебной деятельности.

    Портреты выпускника детского сада и выпускника начальной школы во многом схожи, но результаты обучения в начальной школе предполагают качественно новый уровень развития компетенций, сформированных в детском саду (вернее, предпосылок к развитию компетентностей) . Требования к результатам освоения образовательных областей в ФГОС ДО и ФГОС начальной школы во многом согласованы. Освоение образовательных областей в детском саду обеспечивает успех ребенка в предметных областях в начальной школе. Кроме того, предполагается, что 40% образовательной программы дошкольного образования формируется всеми участниками образовательного процесса исходя из потребностей детей и родителей. Такая же возможность утверждена стандартом для начальной школы. Еще один показатель преемственности — обеспечение равных стартовых возможностей для дальнейшего обучения всех детей. В стандарте прописаны также и требования к личностным и метапредметным результатам, основы которых заложены в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования.

    В связи с переходом начальной школы на новые стандарты образования, вопрос формирования универсальных учебных действий (УУД) приобретает особое значение.

    Согласно ФГОС, УУД - совокупность способов действия, благодаря которым ребенок осваивает все компоненты учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий реализуется в рамках целостного образовательного процесса, и выступают как цель, результат и одновременно как средство специально организованной учебной деятельности детей, обеспечивает ребенку переход от совместной (под руководством педагога) учебной деятельности - к самостоятельной. В результате изучения всех предметов в начальной школе у выпускников должны быть сформированы все универсальные учебные действия как основа умения учиться. Всё это касается начального общего образования.

    А как же обстоят дела на дошкольной ступени? Ведь в дошкольном возрасте нет универсальных учебных действий, формируются лишь их предпосылки.

    У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью сформированности внутренней позиции школьника. Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие предпосылки регулятивных универсальных учебных действий:

    Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

    Умение сохранять заданную цель;

    Умение находить ошибки и исправлять их;

    Умение контролировать свою деятельность по результату;

    Умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

    Предполагается, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения. В состав абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе предпосылок входят следующие компоненты:

    Потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;

    Владение речевыми умениями, определенными вербальными и невербальными средствами общения;

    Желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

    Ориентация на партнера по общению,

    Умение слушать собеседника.

    Во ФГОС ДО выделяется раздел «Требования к результатам освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования». Эти требования «представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования». Такие характеристики «являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального образования, успешной адаптации к условиям жизни в школе и требованиям учебного процесса».

    Целевые ориентиры

    Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственнос ть и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

    Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормат ивные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.

    Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации, однако каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО, но могут углублять и дополнять его требования.

    Таким образом, целевые ориентиры программы «От рождения до школы» базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к программе «От рождения до школы», и в той части, которая совпадает со Стандартами, даются по тексту ФГОС. В программе «От рождения до школы», так же, как и в Стандарте, целевые ориентиры даются для детей раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) и для старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).

    Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

    . Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельност ь в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-ис следовательской

    деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

    . Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и

    взрослыми, участвует в совместных играх.

    . Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать

    конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

    . Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

    . Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.

    . Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

    . Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

    . Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет

    подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

    . Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

    . У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

    . Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.

    . Проявляет ответственность за начатое дело.

    . Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следств енными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментирова ть. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

    . Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.

    . Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.

    . Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессиональног о искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).

    . Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонационально сти, важнейших исторических событиях.

    . Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.

    . Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о

    младших.

    . Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

    Таким образом, обобщая и сопоставляя требования к ребенку на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО и требования к результатам обучающихся начального общего образования в соответствии с ФГОС НШ, четко вырисовывается преемственная связь.

    С целью обеспечения качественного дошкольного и начального общего образования, современные педагоги должны умело подойти к реализации ФГОС. Вместе с тем, нужно понимать, что введение в действие ФГОС ДО является сложным и многоплановым процессом. Все мы надеемся, что проблема преемственности как единой линии развития ребенка будет нами совместно решена (педагогами ОУ), а это значит, что наши дети полноценно проживут дошкольный период детства и приобретут ту самую равную стартовую площадку для успешного школьного обучения.

    Основные выводы:

    С введением ФГОС ДО и ФГОС для начальной школы программы не должны противоречить друг другу. П одготовка к обучению не должна дублировать программу первого класса, иначе процесс обучения в школе перестанет быть познавательным и развивающим для учеников.

    Введение ФГОС в дошкольном образовании призвано определенным образом стандартизироват ь содержание дошкольного образования для обеспечения ребенку равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе.

    Характеристики развития дошкольника на этапе завершения дошкольного образования, заявленные в проекте ФГОС и формируемые в детском саду, соотносятся с УУД, прописанными в ФГОС начального общего образования.

    Для того, чтобы подготовить ребенка к школе, нет необходимости подменять специфические «дошкольные» виды деятельности «школьными», то есть заранее приучать ребенка к урочной системе, развивать навыки письма, чтения и счета, нарушая тем самым естественный ход его развития.

    Понимание понятия «Готовность к школе» остаётся прежним: это не только некое состояние дошкольника, но и усилия всех участников образовательного процесса: детского сада, семьи и начальной школы.

    Литература:

      Журнал «Дошкольное воспитание» № 9/2013. Проект ФГОС ДО

      Журнал «Воспитатель» № 9/2013. От модели выпускника ДОУ к модели выпускника НШ

      От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2015.

    Здравствуйте уважаемые коллеги, я, Франц Татьяна Васильевна, работаю воспитателем в МАДОУ «Детский сад № 29» города Петропавловск-Камчатского. Я рада приветствовать вас на семинаре!

    Так уж заведено, что в жизни нам приходится решать разные проблемы:

    • Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?»
    • Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений.
    • Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания).
    • И, получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод - добились своего или нет.

    Этому мы должны учить детей в детском саду. В современном обществе востребована образованная личность, способная творчески мыслить, чётко выражать своё мнение, отстаивать свою точку зрения. Поэтому в образовательном процессе дошкольного воспитания должен стать приоритетным компетентностный подход. Но в тоже время мы педагоги должны быть компетентны.

    И в соответствии с компетентносным подходом в воспитании я определила цель своей педагогической деятельности в этом аспекте. И тема нашего семинара «Формирование ключевых компетенций у дошкольников средствами проектной деятельности». Я предлагаю вам, уважаемые коллеги, поработать над осмыслением темы сегодняшнего семинара. Понятие «компетентностный подход» стало для нас за несколько лет более привычным, но от этого не стало более понятным. Попробуем ещё раз вместе разобраться, в чём его преимущество перед традиционным подходом, какие компетенции педагог может формировать у воспитанников.

    Для этого подумайте, как бы вы ответили на следующие вопросы:

    1. Что такое компетенция и компетентность? Какие ключевые компетенции Мы должны формировать у дошкольников? Что такое проект?

    Попробуем ещё раз вместе разобраться, в чём его преимущество перед традиционным подходом, какими методами педагог может формировать компетенции у дошкольников.

    Компетенция - совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы. (Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике М.: Высшая школа,2004 год.)

    Компетентность - владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность - уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.

    Становится ясно, что основная задача воспитателя ДОУ на современном этапе - грамотно перевести акцент при оценке результатов образования с понятий "образованность", "обученность", «умения», «знания» на понятия "компетенция", "компетентность".

    Обращаю ваше внимание, что компетенция и ключевые компетентности являются результатом образования, относительно их формирования в условиях дошкольного учреждения. Отличительной особенностью формирования и реализации ключевых компетентностей в дошкольном возрасте, на наш взгляд, является то, что нельзя разделить процесс теоретического освоения знаний и процесс применения полученных знаний. Необходимость формирования ключевых компетенций у дошкольников определяется ФГОС, и формируются в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, в разных видах активной детской деятельности (игровой, исследовательской, коммуникативной учебно-познавательной, трудовой и др.).

    Предлагаю вашему вниманию содержание каждой ключевой компетентности детей дошкольного возраста.

    представляет собой готовность ребенка принимать окружающую действительность как источник информации, способность распознавать, обрабатывать и использовать критически осмысленную информацию для планирования и осуществления своей деятельности.

    Информационная компетентность

    1. Умение ориентироваться в некоторых источниках информации (книги, предметы искусства, игрушки, рассказ сверстника, рассказ взрослого, телевидение, видеофильмы и т.д.).

    2. Умение делать выводы из полученной информации.

    3. Умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности.

    4. Умение задавать вопросы на интересующую тему.

    5. Умение получать информацию, используя некоторые источники

    6. Умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.

    определяется как готовность ребенка к пониманию инструкции, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности.

    Технологическая компетентность

    1. Умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка ситуации.

    2. Умение планировать этапы своей деятельности.

    3. Умение понимать и выполнять алгоритм действий.

    4. Умение устанавливать причинно-следственные связи.

    5. Умение выбирать способы действий из усвоенных ранее способов.

    6. Умение использовать способы преобразования (изменение формы, величины, функции по воссозданию, аналогии и т.д.).

    7. Умение понимать и принимать задание и предложение взрослого.

    8. Умение принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях.

    9. Умение организовать рабочее место.

    10. Умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.

    выступает, как готовность ребенка получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.

    Социально-коммуникативная компетентность

    1. Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нем.

    2. Умение получать необходимую информацию в общении.

    3. Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.

    4. Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.

    5. Умение спокойно отстаивать свое мнение.

    6. Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.

    7. Умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д)

    8. Умение уважительно относиться к окружающим людям.

    9. Умение принимать и оказывать помощь.

    10. Умение не сориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

    Формированию ключевых компетентностей - социальных, коммуникативных, информационных, интеллектуальных , способствует метод проектов . Проектная деятельность позволяет сформировать способность к коммуникации, работе в команде, выявлению и продуктивному разрешению конфликтов, развить познавательные, исследовательские навыки детей, творческое воображение, критическое мышление, научить самостоятельности, ориентировке в информационном пространстве при решении проблем.

    Как как же формируются ключевые компетенции у дошкольников в проектной деятельности? Рассмотрим и определим компетенции на каждом этапе проекта.

    Этапы проекта

    Вид компетентности

    Что сформируется у ребёнка

    1.Подготовитель-ный

    2.Разработка проекта

    Информационная

    Когнитивная

    Формулировка проблемы, Выдвижение гипотезы, Постановка цели

    Умение получать информацию, используя различные источники, задавать вопросы, искать ответы

    Технологическая

    Решение проблемы, поиск ответов различ-ными способами (спросить, пронаблю-дать, прочитать, нарисовать.

    Умение ориентироваться в новой нестандартной ситуации, понимать инструкцию и алгоритм деятельности, планировать деятельность.

    Социально-коммуникативная

    Общение с целью получения необходи-мой информации, согласование мнений, выдвижение предположений, поиск выводов и решений

    Умение получать необходимую информацию при общении, умение слушать собеседника, согласовывать с другими свои действия и предложения, убеждать, уступать, приходить к общему решению

    3.Практический

    Информационная, когнитиная

    Проверка гипотез эксперименты, опыты, измерения, продуктивная деятельность

    Умение оценивать, сравнивать

    Социально-коммуникативная

    Умение согласовывать с другими свои действия и предложения, убеждать, уступать, приходить к общему решению, принимать помощь

    Технологическая

    Решение задачи разными путями

    Умение доводить дело до конца, принимать решение, применять полученные знания, организовывать рабочее место.

    Здоровьесберегаю-щая; - Эмоциональная

    В зависимости от темы и содержания работы по ней. Радость открытий, удивление новому

    Здоровьесберегающие привычки. Умение радоваться результатам труда и поиска

    4.Презентацион-ный

    5. Заключительный

    Все копмпетентности

    Презентация результатов, продуктов проектной деятельности, достижений, выводов, подготовка рисунков, плакатов, выставки, выпуск газеты и др.

    Рефлексия. Определение задач для новых проектов

    Эффективность и перспективность проектной деятельности

    Позволяет интегрировать (по подбору педагога) и реализовывать в совокупности несколько образовательных областей

    Позволяет удовлетворить потребность детей в любознательности и познании окружающего мира.

    Является успешной обучаемость дошкольников в процессе реализации проектной-исследовательской деятельности, что и позволяет предположить, что дошкольный возраст можно рассматривать как сенситивный для данного вида деятельности

    Способствует формированию у дошкольников системы ключевых компетентностей, необходимых при поступлении в школу: Социальная; Коммуникативная; Информационная; Здоровьесберегающая; Когнитивная; Эмоциональная.

    Кому от реализации проектов станет лучше?

    В своей практике я пришла к выводу, что использование метода проектов целесообразно для всех:

    Для детей: проектная деятельность уже в дошкольном возрасте помогает закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности, учит детей систематизировать информацию, использовать знания в практической деятельности т.е. формировать ключевые компетентности, необходимые ребёнку для обучения в школе.

    Для педагогов: позволяет расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность для развития своего творческого и педагогического потенциала. Формирование ключевых компетенций у воспитанников дошкольных учреждений способствует развитию творческих способностей ребенка, позволяет ему решать реальные проблемы, с которыми дошкольник сталкивается в разных ситуациях.

    Анализируя свой опыт включения проектной деятельности в образовательный процесс группы, проводя наблюдения за происходящими с детьми изменениями, увидела в проектной деятельности, большие возможности в формирования ключевых компетенций детей дошкольного возраста. Что дает ребенку проектная деятельность? Во-первых, формирует у детей реальные представления об окружающем, позволяет воспитать самостоятельную и отзывчивую личность, развивает творческие начала и интеллектуальные способности, способствует формированию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы, общаться со сверстниками и взрослыми. Во-вторых, на основе чувственного опыта развиваются все психические процессы. И, главное, усвоив многообразие способов познания мира, ребенок стремится к экспериментированию, чтобы стать настоящим исследователем и первооткрывателем.

    Метод проектной деятельности стала применять в работе с детьми с 2008 г, и тогда он стал инновационной формой воспитательной - образовательной работы нашего дошкольного учреждения: на начальном этапе изучила методическую литературу, опыт других детских садов, затем приступила к созданию и реализации проектов, темы которых помогли найти дети. Содержание моих проектов разнообразно: начиная от творческих до исследовательских. Вот наиболее интересные примеры тематических проектов.

    Первый проект, который разработали со старшими дошкольниками, стал творческий проект «Жалобная книга Камчатки», реализовывался в течение 2008-2009 учебного года. Очень важно учить ребенка с самого раннего детства понимать красоту природы, воспитать доброту, человечность. Поэтому детская цель проекта (самостоятельно сформулированная детьми) стала «открыть» царство животных Камчатки и стать заботливыми хозяевами этой «маленькой страны».

    Продуктом совместной деятельности детей и взрослых стала Красная книга, в которую вошли письма и рисунки любимых животных.

    А результат работы показал, что дошкольники усвоили нормы и правила экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром: испытывали потребность в общении с представителями животного мира, сопереживали им, проявляли доброту, чуткость, выступали инициаторами в решении экологических проблем ближайшего окружения.

    Затем был разработан и реализован совместный детско-взрослый экологический проект «Защитим природу родного края, сохраним себя». По типу проект - информационно-практико-ориентированный и реализовывался в течение 2009-2010 учебного года (старший, подготовительный возраст). Предпосылками возникновения проекта стала необходимость формирования у детей элементарных экологических знаний, а также развитие у них умения выделять проблему, находить пути ее решения.

    Проект ориентирован на практическую деятельность детей и взрослых, который предусматривал создание экологического клуба, выработку устава клуба, плана работы клуба, с целью решению экологических проблем и проведение природоохранных мероприятий на территории детского сада и т.д.

    В ходе реализации проекта у детей сформировались основы экологической культуры: они поняли, что сохранение чистоты в городе, на участке детского сада является проблемой. Вместе с детьми нашли правильное решение и разработали план рейдов по участкам детского сада, создав трудовой десант.

    Продуктом проектной деятельности стал выпуск экологический журнал «Прикоснись к природе сердцем» для родителей и педагогов.

    О формировании компетенций говорят и результаты диагностики. У детей развивается речь, пытливость, самостоятельность, обогащается их опыт. У детей сформировались навыки исследовательской деятельности, познавательная активность, коммуникативность, самостоятельность, творчество.

    Метод проектов, как показал опыт, стал наиболее эффек-тивным и в формировании системного подхода к развитию у детей дошкольного возраста любви к род-ному краю. Проект «Родной свой край люби и знай» длился в течение 2010-2011 учебного года.

    Проект был направлен на воспитание патриотических чувств у старших дошкольников, воспитание физических качеств: смелость, ловкость, сила. Содержание было расширено за счет включения в проект регионального компонента.

    Анализируя результаты своей работы, я убедилась, что технология- результативная, т.к. обеспечивает высокое качество знаний. Результаты проявления у детей интереса к истории нашего края, города, к культурному наследию и чувства сопричастности региональной национальной культуре выразились в следующем: у детей сформировался познавательный интерес к своей Родине, малой Родины, краю, городу, культуре, традициям народов Камчатки, природе родного края;

    Итогом работы по проекту стала совместная деятельность детей и взрослых по проектированию и строительству «Города моей мечты».

    Продуктом данного проекта являются: выпуск журнала «Родной свой край люби и знай» для родителей и педагогов.

    Создание предметно-развивающая среда как в детском саду

    был создан патриотический центр «Маленький Камчадал»

    Подобрана методическая литература

    Систематизирован дидактический материал по теме проекта.

    Также были разработаны и реализованы совместные проекты по формированию культуры здорового образа жизни у детей. младший возраст «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу». и старший возраст «Помоги себе сам».

    Интересным и увлекательным, на мой взгляд, стал проект «Я узнаю себя» , который реализовывался нами в 2011-2012 учебном году. По содержанию проект - исследовательский. Соответствует ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в частности программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы, Комаровой, Васильевой. Проект направлен на формирование культуры здорового образа жизни у дошкольников. Хочу представить вашему вниманию структуру данного проекта.

    Известно, что здоровье одна из ценностей человеческой жизни. Статистика неумолима, идет тенденция к ухудшению состояния здоровья детей дошкольного возраста. И мы, педагоги решили подчеркнуть важность данной проблемы.

    И дали ему творческое название близкое и понятное детям «В здоровом царстве, человеческом государстве».

    Была определена цель проекта.

    Поставлены задачи проекта.

    Проект реализовывался через основные области и интеграцию образовательных областей в соответствии с общеобразовательной программой.

    В ходе проекта были использованы педагогические технологии.

    В проекте принимали участие: дети родители, педагоги, сотрудники детского сада.

    Данный проект реализовывался по следующим этапам. Перед запуском проекта был организован с родителями круглый стол «Проектная деятельность в группе: за и против», анкетирование родителей, составлена вводная презентация для детей. Второй этап был практический, насыщен разными видами организованной совместной и самостоятельной деятельностью детей и взрослых. На третьем этапе был подведен итог работы по проекту, сделана оценка проектной деятельности, представлен проект на педсовете и родительском собрании.

    Разработан диагностический инструментарий с целью контроля и оценки результатов знаний, умений и навыков у дошкольников на страте и в конце проекта. Они представлены вашему вниманию.

    Обозначили проблему проекта «Разве человек не чудо?»

    Далее проект реализовывался таким образом. Перед детьми были поставлены проблемные вопросы. Дети высказывали свои мнения по проблеме и задавали новые вопросы, на которые предстояло ответить в ходе исследований. Проблемные вопросы помогли выбрать темы исследований.

    Ребята были поделены на группы, вместе с детьми определили цели исследований, выдвинули гипотезы.

    Составили план работы каждой группы.

    После завершения работы над исследованиями дошкольники представили продукты своей деятельности в группе и самостоятельно оценили их и работу своих сверстников. Юные врачи оформили презентацию «»Кто мы?», юные журналисты выпустили бюллетень «Необъяснимо, но факт», а юные спортсмены организовали выставку рисунков «Я и спорт», оформили фотоальбом «Можно ли прожить 100 лет», и провели Уроки здоровья.

    А итогом работы над проектом стал проведенный совместно с родителями спортивное мероприятие «Папа, мама я спортивная семья».

    В ходе реализации проекта дошкольники с помощью взрослых и в ходе самостоятельных исследований собрали информацию из различных источников о себе, о своем организме, научились пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобрели коммуникативные умения, работая в группах, исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, анализ и так далее).

    А главное смогли ответить на основополагающий вопрос проекта.

    После завершения проекта было проведено итоговое оценивание, которое показало, что у детей моей группы повысился уровень ЗУН о здоровом образе жизни, ЗУН валеологического характера, повысился уровень интегративных качеств, сформировалась положительная устойчивая мотивация к сохранению и укреплению собственного здоровья, понизился уровень заболеваемости детей в группе.

    Данный проект позволил собрать и систематизировать дидактический и методический материал по теме проекта.

    В заключении хочу рассказать вам одну притчу: Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонь бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

    В наших руках возможность формировать компетентностную личность: любознательную, интересующуюся, активно познающую мир; умеющую учиться и принимающую ценности семьи общества, историю и культуру своего народа, доброжелательную, умеющую слушать и слышать сверстника, уважающую свое и чужое мнение; готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

    А для этого мы должны быть во всем примером своим воспитанникам, должны быть компетентными педагогами.

    И в заключение хотелось бы сказать, что компетентностный подход приобретает все большее распространение в системе дошкольного образования. Главная миссия образовательного учреждения на современном этапе заключается в подготовке ребенка к осмысленному и реальному восприятию мира. Компетентность является основной характеристикой базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста. Ведь социумом востребованы успешные, конкурентоспособные личности, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях.

    А вера педагогов и родителей в возможности детей - один из важнейших источников их настоящих и будущих успехов. В наших силах сегодня помочь раскрыться завтрашнему интеллектуально-творческому потенциалу России!

    Таким образом, мой опыт организации проектной деятельности в работе с детьми и родителями показал, что данная технология доступна и интересна детям любого дошкольного возраста. Метод проектной деятельности очень увлекательный, он позволяет интегрировать образовательный процесс, использовать в работе с дошкольниками самые разнообразные формы организации. Кроме того отмечается выраженная динамика в формировании познавательных компетенций. Возросла познавательная активность детей, самостоятельность в получении информации и разнообразии способов ее обработки. А самое главное - у ребенка появился познавательный интерес к деятельности: он выступает инициатором, может выдвигать свои условия, просьбы, требования для реализации своих интересов, желаний.