Коап рф деятельность без лицензии. Последствия осуществления медицинской деятельности без лицензии: наказания не избежать! Перечень видов деятельности подлежащих обязательному лицензированию можно уточнить по телефону

Лицензия - это специальное разрешение, выдаваемое или частному предпринимателю на право осуществлять конкретного вида работу, являющейся лицензируемым видом деятельности. Представляет собой документ, выдаваемый лицензирующим органом на бумажном или электронном носителе, подтвержденным электронной подписью . Ответственность за нарушения предпринимательской деятельности, или за деятельность без лицензии, предусмотрена Административным кодексом РФ, Уголовным кодексом РФ.

Основания для привлечения к ответственности

За работу без лицензии к ответственности привлекаются граждане, принимающие участие в бизнесе, при наличии соответствующих доказательств их осведомленности о незаконности совершаемых ими действий . Поводом для привлечения к ответственности является:

  • работа без регистрации;
  • работа без получения лицензии, в случаях, когда она обязательна;
  • нарушение правил лицензирования.

Предприниматели, работающие без образования юридического лица , подвергаются наказанию, как должностные лица.

Согласно нормам Гражданского кодекса, при возникновении разногласий между незарегистрированным предпринимателем и его контрагентами , меры для их разрешения будут применяться согласно законодательных норм регулирующих деятельность предпринимателей.

При разногласиях с налоговыми органами , на него так же распространяются все правила и требования, предусмотренные Налоговым кодексом для предпринимателей.

Кто считается правонарушителем

Согласно установленным правилам и законам, считается, что предприниматель работает без лицензии, если:

  • он подал лицензии, но еще не получил положительного уведомления о ее проведении;
  • при получении отказа в получении лицензии;
  • в случае приостановления действия лицензии;
  • по истечения времени действия лицензии и т.д.

За совершение данного правонарушения , предприниматель, может быть подвергнут административному или уголовному наказанию.

Суммы штрафов

Административный кодекс предусматривает штраф за работу без лицензии от 4000 до 5000 рублей с конфискацией сырья, орудий производства, изготовленной продукции.

Нарушение условий, предусмотренных лицензией так же наказуемо наложением штрафа от 3000 до 4000 рублей. За грубые нарушения штрафные санкции увеличиваются до 5000 рублей или приостановлением права деятельности сроком до 90 суток.

Уголовный кодекс предусматривает ответственность за работу без лицензии - штраф до 300 000 рублей , или в размере дохода осужденного за 2 года, обязательные работы от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, арест от 4 до 6 месяцев. При отягчающих обстоятельствах - штраф от 100 000 до 500 000 рублей , или в размере дохода осужденного за 3 года, лишение свободы сроком до 5 лет с наложением штрафа до 80000 рублей.

Субъектом такого преступления могут быть лица, имеющие и иностранные граждане, достигшие возраста 16 лет.

Осуществление деятельности, подлежащей обязательному лицензированию, без такого разрешения, а равно нарушение лицензионных требований и условий является правонарушением и влечет административную и уголовную ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 1 установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Также стоит отметить, что согласно пункту 2 статьи 61 ГК РФ ведение деятельности без соответствующей лицензии будет являться основанием для подачи иска о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке. Такое право предоставлено, в частности, органу, занимающемуся государственной регистрацией юридических лиц, в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» 2 .

Кроме того, деятельность без лицензии может вызвать опасность возникновения последствий, предусмотренных статьей 173 ГК РФ, а именно признания сделки недействительной. При признании сделки недействительной каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (пункт 2 статьи 167 ГК РФ).

Следует учитывать также и последствия в области налогообложения. Применение льготы по налогообложению невозможно, если отсутствует лицензия на ведение вида деятельности, подлежащего лицензированию (пункт 1 статьи 122, пункт 1 статьи 126, подпункт 2 пункта 2 статьи 149, пункт 6 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации 3). Такая точка зрения подтверждается судебной практикой: Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 20 февраля 2006 г. по делу N А29-5879/2005а, от 20 февраля 2006 г. по делу N А29-5875/2005а.

Часть 3 статьи 14.1 КоАп рф установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Лицензионные требования и условия установлены положениями о лицензировании конкретного вида деятельности. Нарушение таких требований влечет ответственность, а также приостановление действия лицензии.

Следует отметить, что суд вправе при малозначительном нарушении не применять мер ответственности. Так, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 6 марта 2006 г. по делу N А31-9389/2005-15 указал: «Предприятие ранее к ответственности не привлекалось; вину в совершении правонарушения полностью признало; приняло меры к устранению выявленных нарушений; допущенное правонарушение не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства». В связи с этим производство по делу было прекращено.

Часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Указанная норма права говорит о грубом нарушении лицензионных требований и условий. Понятие грубого нарушения должно устанавливаться Правительством Российской Федерации применительно к конкретному виду деятельности. Данное требование введено Федеральным законом № 80-ФЗ, большинство же положений о лицензировании утверждены до вступления указанного Закона в силу и поэтому не содержат понятия «грубое нарушение». Вследствие этого данная норма практически не применяется.

Санкция части 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает более строгое наказание вплоть до приостановления деятельности до 90 суток, что влечет и приостановление действия лицензии.

Необходимо отметить, что статья 14.1 КоАП РФ предусматривает ответственность только за осуществление предпринимательской деятельности. Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии) влечет ответственность в соответствии со статьей 19.20 КоАП РФ за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна); осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна); осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Примером лицензирования деятельности, не связанной с предпринимательством, является приобретение оружия и патронов к нему (статья 9 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии»), образовательная деятельность (Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании») и т.д.

Помимо ст. 14.1 и 19.20 КоАП РФ ответственность за осуществление деятельности без лицензии, а также за нарушение лицензионных требований и условий предусмотрена следующими статьями:

статья 6.2 «Незаконное занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью либо народной медициной (целительством)»;

статья 7.3 «Пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией)»;

статья 7.11 «Пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии)»;

статья 8.17 «Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации правил (стандартов, норм) или условий лицензии»;

статья 8.40 «Нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей природной среды и активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы»;

статья 9.1 «Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

статья 13.3 «Самовольные проектирование, строительство, изготовление, приобретение, установка или эксплуатация радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств»;

статья 13.12 «Нарушение правил защиты информации»;

статья 13.13 «Незаконная деятельность в области защиты информации»;

статья 14.17 «Незаконные производство, поставка или закупка этилового спирта»;

статья 14.20 «Нарушение законодательства об экспортном контроле»;

статья 18.13 «Незаконная деятельность по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей»;

статья 20.11 «Нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет»;

статья 20.16 «Незаконная частная детективная или охранная деятельность»;

статья 20.23 «Нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации».

Субъектами административной ответственности выступают юридические лица, индивидуальные предприниматели, должностные лица организаций, а также физические лица.

Необходимо отметить один факт. Большое количество дел о привлечении к административной ответственности прекращается на основании пропуска срока привлечения к ответственности. Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение условий лицензирования составляет два месяца со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - со дня его обнаружения (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ). Примером может служить следующая арбитражная практика: Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 15 февраля 2006 г. по делу N А29-6191/2005а, от 6 февраля 2006 г. по делу N А11-8067/2005-К2-27/429, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 февраля 2006 г. по делу N А69-2238/05-10-9-Ф02-524/06-С1, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22 февраля 2006 г. по делу N Ф08-484/2006-223А и другие.

Кроме административной ответственности за осуществление деятельности без лицензии и нарушение лицензионных требований и условий законодательством Российской Федерации предусмотрена и уголовная ответственность.

Согласно статье 171 УК РФ 1 осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

Едва ли не каждый взрослый человек хотя бы однажды в своей жизни что-нибудь продавал, однако никому не придёт в голову называть распродажу бабушкиной мебели предпринимательством. Но что, если человек начинает целенаправленно искать по городу старую мебель, покупать её и сбывать новым владельцам? Такая деятельность уже несёт характер предпринимательской, а значит, нужно оформляться и платить налоги, чтобы не пришлось платить штраф за незаконную предпринимательскую деятельность.

Не стоит уповать на то, что в налоговых органах сквозь пальцы смотрят на нелегальный бизнес, если тот приносит сравнительно небольшие доходы. Чтобы привлечь лицо к ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность, даже доказательств получения дохода не потребуется. Достаточно уличить его в том, что своими действиями он преследовал цель получения прибыли — к примеру, дал рекламу в газету или закупил оптом товар.

Что является незаконной предпринимательской деятельностью

Бытует мнение, что налоговые органы заинтересуются предпринимателем лишь в том случае, когда он заработает серьёзную сумму. На деле это не так. Даже если человек время от времени рассылает самодельную бижутерию, получая оплату наложенным платежом, он должен быть готов к персональному вниманию со стороны налоговой. Понести наказание за незаконную предпринимательскую деятельность можно и с мизерным доходом. От размера доходов зависит тяжесть наказания: по достижении некоторой суммы административная ответственность за незаконное предпринимательство перерастает в уголовную.

Чтобы понять, что является незаконной предпринимательской деятельностью, нужно разобраться с понятием “предпринимательская деятельность”. Гражданский кодекс трактует его как деятельность, которая направлена на систематическое получение прибыли. Теоретически двух однотипных сделок за год хватит, чтобы усмотреть в действиях лица такую направленность.

Среди признаков предпринимательской деятельности стоит выделить:

  • показания клиентов — лиц, которые оплатили услуги или товары;
  • реклама товаров и услуг;
  • выставление товарных образцов;
  • оптовые закупки;
  • наличие расписок в получении денег;
  • налаженные связи с контрагентами;
  • заключение договоров аренды коммерческих площадей;
  • учёт хозяйственных операций по сделкам.

Если для деятельности лица характерно что-то из вышеперечисленного, бесполезно упирать на отсутствие прибыли. Незаконное предпринимательство — это деятельность, которая на получение прибыли направлена, но не обязательно её приносит.

Те, кто сдаёт в аренду жильё, могут не регистрировать ИП: чтобы не нести ответственность за незаконное предпринимательство, нужно оформить с арендатором договор, вовремя подавать налоговую декларацию и платить НДФЛ. То же касается лиц, которые заключили разовую сделку по продаже на приличную сумму: подав декларацию, продавец избавит себя от разбирательств с налоговыми органами.

Если деятельность касается сферы услуг, а регистрировать ИП или ООО совсем не хочется, можно оказывать услуги на основании договоров . Это не квалифицируется как незаконное предпринимательство, однако у такого сотрудничества есть очевидные недостатки:

  • нельзя рекламировать свои услуги;
  • налоговые органы могут посчитать такие деловые отношения трудовыми, что повлечет проблемы для заказчика услуг;
  • при прочих равных условиях заказчик предпочтёт сотрудничать с ИП или компанией, поскольку ему это будет выгоднее.

Обратите внимание: с 2019 года лица, самостоятельно оказывающие услуги на территории Москвы, Московской и Калужской областей и Татарстана, могут легализовать свою деятельность в качестве .

Чтобы заниматься бизнесом полноценно, стоит оформиться надлежащим образом. Сделать это очень легко с помощью нашего бесплатного сервиса подготовки документов: времени на саму процедуру уйдёт немного, а свидетельство о государственной регистрации выдадут в течение трех рабочих дней.

Если же продолжать вести незаконную предпринимательскую деятельность, последствия могут оказаться самыми неприятными — от штрафов вплоть до лишения свободы.

Наказание за незаконную предпринимательскую деятельность

За нелегальный бизнес несут налоговую, административную, уголовную ответственность. Уличать в незаконной предпринимательской деятельности уполномочены сотрудники налоговой инспекции, полиции, прокуратуры, антимонопольных органов, органов надзора за потребительским рынком. Поводом для проверки послужит сигнал от бдительных граждан: к примеру, клиент нелегального таксиста окажется недоволен сервисом и подаст жалобу.

Налоговики по суду добиваются от владельца нелегального бизнеса компенсации налогов, которые по вине последнего государство недополучило. Наказание для физического лица за незаконную предпринимательскую деятельность будет предполагать выплату НДФЛ на сумму доказанного дохода и пени за просрочку. Кроме того, за уклонение от налогов полагаются :

  • 10 % суммы извлечённого от незаконной предпринимательской деятельности дохода, но минимум 20 тысяч рублей, составляет штраф для предпринимателя, который не подавал в ИФНС заявление на регистрацию собственного бизнеса;
  • 20 % суммы дохода, но минимум 40 тысяч рублей, заплатит предприниматель, который ведёт нелегальный бизнес более 90 дней;
  • На 5 тысяч рублей штрафуют предпринимателей за просрочку регистрации бизнеса. Это ситуация, когда физическим лицом поданы документы на регистрацию ИП или ООО, однако выявлен факт получения выручки ранее. Если оформление затянулось на срок более 90 дней, размер штрафа возрастает вдвое — 10 тысяч рублей.

Кодекс об административных правонарушениях РФ предусматривает штрафные санкции. За незаконное предпринимательство штраф в 2020 году составит минимум 500 рублей.

  • Размер штрафа за незаконное предпринимательство без регистрации ИП или ООО — от 500 до 2000 рублей;
  • Осуществление физическим лицом лицензируемых видов деятельности без лицензии влечёт за собой штраф от 2000 до 2500 рублей. Продукция и средства производства могут быть конфискованы.

Решение по делу о незаконном предпринимательстве выносит судья по месту жительства обвиняемого или месту осуществления деятельности. Дело рассматривают в течение двух месяцев с даты составления протокола о нарушении, в противном случае делу не дают ход.

Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство

Если нелегальный бизнес нанёс ущерб государству или гражданам, предприниматель рискует понести уголовную ответственность за незаконное предпринимательство. Под статьи Уголовного кодекса подпадает извлечение незаконного дохода в крупном (1,5 млн рублей и более) или особо крупном размере (6 млн рублей и более). Обвинение по такого рода делам — задача полиции и прокуратуры.

За незаконную предпринимательскую деятельность УК РФ предполагает следующие наказания:

  • за причинение ущерба в крупном размере — штраф до 300 тысяч рублей или в размере заработка нарушителя за два года; Также наказанием для физического лица за незаконную предпринимательскую деятельность могут стать 180-240 часов обязательных работ или лишение свободы на срок 4-6 месяцев.
  • за причинение ущерба в особо крупном размере — штраф до 500 тысяч рублей или в размере заработка нарушителя за три года; лишение свободы на срок до пяти лет вкупе со штрафом до 80 тысяч рублей или в размере шестимесячного дохода.

Штраф за незаконную предпринимательскую деятельность может дополниться санкциями за сопутствующие правонарушения: незаконное использование в бизнесе чужих товарных знаков, обман покупателя, торговля контрафактом.

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных , —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), —

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание . Утратило силу.

Примечания :

1. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

2. Лицо освобождается от административной ответственности при выявлении факта совершения им действий (бездействия), содержащих признаки состава административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей или , — , при условии, если это лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и если такие действия (бездействие) связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями и (или) с совершением валютных операций и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации.

3. Примечание 2 применяется также в отношении лица, являющегося декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в ходе третьего этапа декларирования в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Комментарий к Ст. 14.1 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения, регламентированного настоящей статьей 14.1 КоАП РФ, выступают общественные отношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности, а также отношения в области государственной рыночной политики.

Объективная сторона охватывает собой как действия, так и бездействие виновного лица. Пассивная часть объективной стороны, выражающаяся посредством бездействия, заключается в непринятии лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, необходимых и достаточных мер для своевременной государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или регистрации созданного им юридического лица. Бездействие может выражаться также и в отказе от совершения действий, необходимых для получения специального разрешения на осуществление отдельных видов деятельности. Традиционно принято под таким разрешением понимать лицензию. Однако в настоящее время следует учитывать, что в отношении некоторых видов деятельности лицензирование заменено иной формой контроля — членством в саморегулируемой организации. Причем такое членство является обязательным и не позволяет в его отсутствие осуществлять соответствующие виды деятельности, например ряд строительных и отделочных работ, аудиторскую деятельность и т.п. В этой связи в качестве получения специального разрешения следует понимать не только факт получения (неполучения) лицензии, но и вступление в соответствующую саморегулируемую организацию.

Активную часть объективной стороны настоящего правонарушения составляет осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий специального разрешения. При этом следует обратить внимание, что квалифицирующим признаком данного деяния выступает грубость допущенного нарушения, которое определяется Правительством РФ в отношении отдельных лицензируемых видов деятельности. Например, Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 255 «О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности» грубым нарушением лицензионных требований признается невыполнение лицензиатом требований о наличии объектов недвижимости, оборудования, необходимых для осуществления данного вида деятельности, а также отсутствие работников, которые будут осуществлять соответствующий вид деятельности, при условии, что указанные обстоятельства повлекли за собой угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, а также человеческие жертвы и ряд иных последствий.

2. Субъекты рассматриваемых деяний также конкретизируются применительно к особенностям объективной стороны каждого отдельного деяния. Так, осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации указывает, что субъектом данного нарушения может выступать исключительно гражданин РФ, достигший 16 лет. В большинстве случаев речь идет о субъекте, достигшем возраста совершеннолетия, поскольку регистрация в качестве индивидуального предпринимателя до достижения указанного возраста требует соблюдения специальной процедуры. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения влечет за собой ответственность того лица, который осуществляет указанную деятельность, т.е. субъектом данного деяния в полной мере могут выступать граждане, как правило, индивидуальные предприниматели, а также юридические лица и их руководители, которые в данном случае рассматриваются в качестве должностных лиц, не обеспечивших соблюдение требований действующего законодательства.

Субъективная сторона может выражаться как в умышленном совершении объективной стороны рассматриваемых деяний, так и по неосторожности.

Если организация занимается видами деятельности, которые подлежат лицензированию, без лицензии. То есть они были, но не стали продлевать и получать новые. То какие правовые последствия это влечет для организации? Влияет ли это на заключенные договоры без лицензии?

Ответ

Организацию могут привлечь к ответственности по ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление лицензируемых видов деятельности без лицензии. В соответствии со ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Контрагенты могут признать по суду договоры недействительными с момента прекращения действия лицензий.

« Лицензия — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности( „О лицензировании отдельных видов деятельности“; далее — Закон о лицензировании).

Закрытый перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия, указан в Закона о лицензировании. Кроме того, эти виды деятельности могут быть более подробно описаны в специальных законах(см., например, „О недрах“, „Об обращении лекарственных средств“).

При этом необходимо учитывать, что положения Закона о лицензировании не применяются к отдельным видам деятельности, регулируемым специальными законами(), например, к деятельности кредитных организаций и страховой деятельности.

Может получиться так, что у юридического лица или индивидуального предпринимателя нет специального разрешения(лицензии) на осуществление какого-либо лицензируемого вида деятельности. За деятельность без лицензии может привлечь организацию или предпринимателя к административной ответственности по статьи 14.1 Кодекса Р. Ф. об административных правонарушениях. При этом деятельность без лицензии нужно отличать от другого состава административного правонарушения, когда ().*

В некоторых случаях административной ответственности за деятельность без лицензии можно избежать. При определенных обстоятельствах суд может отказать административному органу в удовлетворении его заявления о привлечении лица к ответственности. К таким обстоятельствам можно отнести следующие случаи:








  • Какие меры ответственности грозят за деятельность без лицензии

Если выяснит, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель осуществляют деятельность без необходимой лицензии, то:

  • индивидуальному предпринимателю грозит штраф в размере от 2 тыс. до 2,5 тыс. руб. с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;

  • юридическому лицу грозит штраф от 40 тыс. до 50 тыс. руб. с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

К административной ответственности также привлекается и руководитель организации: штраф составляет от 4 тыс. до 5 тыс. руб. с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Указанная ответственность установлена в статьи 14.1 Кодекса Р. Ф. об административных правонарушениях.*

О других нарушениях, за которые предусмотрена административная ответственность, см. справки:

Какие органы возбуждают и рассматривают дела об административной ответственности за деятельность без лицензии

Большое количество органов и должностных лиц наделены полномочием возбуждать дела об административной ответственности за деятельность без лицензии. Рассматривать же их имеют право только судьи.

1. Кто уполномочен возбуждать дела об административной ответственности за деятельность без лицензии

Инициировать дела уполномочены должностные лица следующих государственных органов и структур:

  • территориальных подразделений полиции();

  • Федеральной налоговой службы();

  • Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору();

  • Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека();


  • органов исполнительной власти субъектов РФ при условии, что передача этих полномочий предусматривается соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ о передаче полномочий(