Национальные интересы китая. Национальные интересы китая есть по всему миру

78%

Рейтинг

Рейтинг:

Китай на картах китайских школьников

Согласно китайским картам, весь Дальний Восток России - территория КНР, а в официальных учебниках истории в Китае утверждается, что «Сибирь - временно утраченная территория Поднебесной».
Китайские древние территории

Империя Цин (1644 — 1912)

Династия Мин (1368 — 1644)

Династия Юань (1279 — 1368)

Северо-запад Китая
Династия Юань (1279 — 1368гг.)


Династия Сун (960 — 1279)

Династия Северная Сун (960 — 1127)

Пяти династий и десяти царств (907 — 979)

Династия Тан 669 год (618 - 907)

Полный период Суй (581 — 618)

Династии Восточная Цзинь (317 — 420 н.э.)

Период Троецарствия (220 — 280 н.э.)

Это карты из атласов по истории Китая, по которым учатся сотни миллионов китайских школьников. Посмотрев на эти карты исконных китайских земель Вы легко ответите на несколько очень простых вопросов:
- Почему все любимые блюда «сибирской» кухни, например пельмени, являются на самом деле блюдами традиционной китайской кухни и их можно заказать в любом ресторане в Китае?
- Почему все коренные народы Сибири и проживающие восточнее Урала коренные народы Севера больше похожи на китайцев, чем на русских?
- Почему китайцы легко переносят морозы и без проблем могут жить и работать в зоне вечной мерзлоты и на крайнем Севере?

«После Второй опиумной войны Российская империя, воспользовавшись захватом Китая армией Великобритании и Франции, оккупировала китайские территории с помощью силы оружия, подлым способом присвоила земли северо-востока и северо-запада Китая площадью более 1,5 миллиона квадратных километров» - это выдержка из китайского учебника по истории для восьмого класса из пункта под названием «Воровское поведение России», в нем также отмечены «китайские Северные территории», среди которых Приморский и Хабаровский край Дальнего Востока России, которые Россия украла у Китая.

Под эгидой региональной организации «Наш общий дом Алтай» регулярно проводятся международные студенческие встречи, на которые съезжаются студенты из России, Китая, Казахстана и Монголии. Преподаватель, участвующий в проведении международных студенческих конференций в Республике Алтай, профессор Алтайского государственного аграрного университета, доктор философских наук Андрей Иванов 9 июня 2006 года сообщил, что в китайских учебниках по истории Западная Сибирь вплоть до Томской области рассматривается в качестве «утраченных земель» Китая.

По словам профессора Иванова, российская студентка поделилась опасениями относительно возможной экспансии китайцев в Россию, в частности, на территорию Сибири. В ответ на это китайская студентка сказала, что к этой перспективе нужно относиться спокойней: «Мы растущая нация, и мы действительно рано или поздно придем сюда». «Позже выяснилось, - сказал Иванов, - что в китайских учебниках истории сказано, что Западная Сибирь по Томскую область включительно - временно утраченные китайские территории».

Китай признает, что территории, отошедшие к Цинскому Китаю по договору с Российской империей 17 века, позднее вошли в состав России, воспользовавшейся ослаблением Цинской империи, по двум «неравным договорам»: Айгунскому договору 1858 года и Пекинскому договору 1860 года. Российско-китайская граница была окончательно установлена в 2008 году, но в России продолжают беспокоиться о скрытых территориальных притязаниях Китая.

Конечно, официальная китайская карта мира, никак не отражает претензий Китая на Сибирь и весь Дальний Восток России. Точно так же, как официальные карты России и официальная позиция России никак не отражали претензий России на Крым и Новороссию еще в 2013 году. Референдум в Крыму и «воссоединение» его с Россией провернули всего за 2-3 недели. Китай готов потратить на возвращение «временно утраченных территорий Поднебесной» чуть-чуть побольше времени.

После присоединения Крыма 81% россиян, согласно последнему опросу ВЦИОМ, заявили, что руководство Китая дружелюбно относится к России, поставив китайский режим на первое место среди остальных стран по уровню благосклонности. Даже лидер прошлых лет Беларусь оказалась позади КНР. На деле же - Китай инвестиции в Россию сократил, посчитав сотрудничество с нынешней Россией непредсказуемым, экспорт китайских товаров в Россию в январе 2015 года упал на 42,1%, а поставки российских товаров в Китай снизились на 28,7%.

Никто в Пекине не собирается делать судьбоносную ставку на российско-китайский союз. Отсюда - разочарование россиян тем, что Китай не признал вхождение Крыма в состав России, заявил об уважении суверенитета Украины и даже выделил ей 3,6 млрд долларов кредита на проекты по замещению природного газа, помогая тем самым избавиться от газовой пуповины, связывающей эту страну с Россией. Притом что китайские инвестиции в Россию с начала 2015 года уменьшились на 8,2%. И если сокращение прямых иностранных инвестиций в Россию за 2014 год на 70% еще как-то можно объяснить происками Запада, то угасающий интерес Китая выглядит в глазах «продвинутого» обывателя по меньшей мере предательством.

Интерес Китая к России ничем не отличается от интереса КНР к африканским или южноамериканским странам, богатым природными ресурсами. Сейчас в Россию идет всего 0,7% зарубежных инвестиций КНР - меньше, чем из ЕС, в 15 раз. Эта доля может несколько измениться, если контрольные пакеты акций российских стратегических нефтегазовых месторождений будут проданы китайцам. Но тогда мы, во-первых, рискуем стать полноценным сырьевым придатком Китая, а во-вторых, мало чем отличаемся от Африки, где в добычу полезных ископаемых китайцами вложено, по разным оценкам, от 9 до 12 млрд долларов, или от Латинской Америки (20–25 млрд долларов китайских инвестиций в отрасль).

Фантазии о лидерстве России в гипотетическом российско-китайском союзе разбиваются о первые же сравнения двух экономик. Китай уже стал первой экономикой в мире по паритету покупательной способности, обогнав США. Доля Китая в мировой экономике, согласно последним данным Международного валютного фонда, достигла 16,48% и второе место 16,28% у экономики США. Для понимания масштабов нашего отставания: доля России - 3,3% (из которых половину составляет сырье). Кроме того, Китай вышел на первое место в мире по количеству технических лабораторий на душу населения и по экспорту технологий; мы здесь, опять же, являемся заинтересованным импортером. Если вы посмотрите цифры, то содрогнетесь, потому что торговый оборот России с Китаем составляет $95 миллиардов, а Китая с США - $650 миллиардов. Еще раз: $650 млрд и $95 млрд. Вот где производятся материальные и нематериальные блага. Это очевидно, как дважды два - четыре. Никакое увеличение товарооборота России с Китаем не изменит приоритета американского вектора развития Китая.

В историографии Китая существуют отдельные направления, большое внимание уделяющие территориальным вопросам и проблемам эволюции границ Китая. В разные периоды истории эти научные школы, то приобретают, то теряют свою популярность. Так, некоторые исследователи считают, что территориальный вопрос с Россией не улажен до сих пор, а часть территорий, ныне входящих в состав Российской Федерации и Казахстана были в свое время захвачены Российской империей у Китая.

Уже вскоре после провозглашения Китайской Республики - в 1916 и 1932 гг. появились книги, основной идеей которых стало «возвращение утраченных территорий»: Дальнего Востока от Камчатки до Сингапура, Бутана, частей Афганистана, Индии и т. д. Это было связано с тем, что руководство Китая, являвшегося частью империи Цин (1644-1912гг.), предъявило претензии на всю территорию этой империи после её развала и на все земли, господство над которыми декларировали императоры согласно древнекитайской геополитической концепции. «Утраченные территории» составляют более 10 млн кв. км. Это превышает территорию КНР (9,6 млн кв. км).

Мао Цзэдун также придавал большое значение этому вопросу. Мао выдвинул глобальную цель: «Мы должны покорить земной шар… По-моему, важнее всего наш земной шар, где мы создадим мощную державу». Это привело к пограничным конфликтам - Китайско-Индийский пограничный конфликт 1962 года, Китайско-Индийский пограничный конфликт 1967 года, Китайско-Советские пограничные конфликты на о. Даманский, Китайско-Вьетнамская война 1979 года, инциденты у японских островов Рюкю (архипелаг Сенкаку).

В наше время эти претензии на внешнеполитической арене не декларируются, но озвучиваются внутри КНР, а в истории этот подход сохранился.

Китайская народная республика форсированными темпами строит дороги на границе с Россией. Коммуникации понадобятся Поднебесной для быстрой переброски войск в случае вооруженного конфликта с РФ. Россия, по мнению экспертов, не способна дать отпор страдающему от перенаселения южному соседу и может потерять Дальний Восток и Сибирь.

Тем не менее, как полагают специалисты, на данном этапе приоритетными направлениями внешней политики КНР в среднесрочном периоде останутся Тайвань, Юго-Восточная Азия и Внешняя Монголия. Кроме того, авантюрная внешняя политика Путина, направленная на конфронтацию с Западом, создает благоприятные для Китая условия для мирного «освоения» этих территорий китайцами.

Недавно с картами вышел курьезный случай. Сразу после присоединения Крыма к России председатель КНР Си Цзиньпин поехал в Берлин с визитом. Там его встретила г-жа Меркель, которая подарила Си карту Китая, изготовленную в 1735 году французским картографом Жаном-Батистом Бургиньоном д’Анвием и отпечатанную в Германии. Саму фотографию дарения показывали только в одном ракурсе. В таком:

В китайских СМИ появились сообщения, что Меркель подарила карту 1844 года Джона Довера. Вот она:

Китайская блогосфера взорвалась и стала горячо благодарить товарища Меркель за такой подарок. Все восприняли это как попытку китайскими руками ответить русским за Крымнаш: идите, мол, и возвращайте себе Дальний Восток! На самом деле Меркель подарила карту которая выглядит так:

На подаренной карте нет Тибета! Меркель тонко намекнула Си Цзиньпину: если Китай попробует вести себя в духе “крымнаш”, мы вам напомним про Тибет.

В последнее время в российском сообществе все активнее обсуждается тема китайской экспансии, вплоть до сценариев военного конфликта. С одной стороны, наблюдается перенаселенность северокитайских территорий, с другой – полупустые территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. В связи с малонаселенностью этих регионов и заселением их легальными, а во многих случаях, нелегальными китайскими мигрантами, Россия может оказаться перед тем фактом, что китайцев в Сибири и на Дальнем Востоке будет больше, чем россиян. Не исключено, что потом, когда китайцев здесь будет больше, чем россиян, фактически эти территории будут контролироваться Китаем, юридически оставаясь за Россией.

Речь здесь идет, в первую очередь, о демографической экспансии. В РФ не налажен точный статистический учет китайских мигрантов, между данными разных ведомств имеются расхождения. По сведениям Федеральной миграционной службы в Россию ежегодно въезжает не менее 300 тыс. китайцев, по сведениям ФСБ – в 2 раза больше. Возвращается обратно лишь половина. Согласно данным УФМС России, на 2009 г. имели временную регистрацию 235 тыс. граждан КНР, еще 103 тыс. китайцев временно работали по трудовым квотам на российских предприятиях. Если к ним прибавить китайцев, получивших российское гражданство, и находящихся в РФ нелегально, то численность их составит более полумиллиона человек.

В связи с нарастанием темпов экономического роста в Китае, потребность Китая в сырье будет только нарастать. Таким образом, Россия все теснее и теснее привязывая свою экономику к гигантскому восточному соседу, постепенно окажется его сырьевым придатком. Россия рассматривается Китаем, прежде всего, как огромный источник сырьевых ресурсов. Так, в 2009 г. была утверждена программа регионального сотрудничества между Восточной Сибирью и Дальним Востоком со стороны РФ и северо-восточных провинций КНР, предусматривающая реализацию совместных проектов в инфраструктуре и экономике обеих стран. По принятой программе на территории России будет создано множество предприятий с привлечением китайской рабочей силы. При этом большая часть продукция будет уходить в Китай. На ближайшие годы запланирована масса совместных проектов в гидроэнергетике, лесной, горнодобывающей, нефтегазовой отраслях, выгодных, прежде всего Китаю. Следовательно, все идет к тому, что азиатская часть России будет постепенно переходить в собственность КНР.

После визита президента Владимира Путина в Китай в конце мая 2014 года, в ходе которого был подписан 30-летний контракт на поставку газа из РФ в Китай на 400 миллиардов долларов, ожидается резкий всплеск китайской экспансии в Россию. Путин в ходе этого визита заявлял, что Россия заинтересована в участии китайского бизнеса в развитии Дальнего Востока. При этом он подчеркивал, что для двух стран важно не только торговать, а «формировать прочные технологические, индустриальные альянсы, привлекать инвестиции в инфраструктуру и энергетику, совместно продвигать научные исследования, гуманитарные связи, закладывать прочный фундамент устойчивого развития наших торгово-экономических связей на перспективу».

После этого визита Путина в Пекин российское правительство фактически одобрило дальнейшую экспансию Китая на Дальний Восток. В кабмине готовы закрыть глаза на массовое переселение граждан КНР в этот российский регион, если они там будут заниматься созданием производств, пишет «Московский комсомолец» . Об этом шла речь на совещании у премьера Дмитрия Медведева 2 июня 2014 года, посвященном развитию Дальнего Востока. Подборку статьей в российской прессе на эту тему публикуют «Заголовки».

Глава Минвостокразвития Александр Галушка доложил на совещании, что законопроект о территориях опережающего развития предусматривает возможность привлечения в них иностранной силы в обход установленных квот. При этом Галушка отметил, что Китай заинтересован в экспорте трудовых ресурсов, иными словами — рабочей силы на Дальний Восток. В нынешнем году квота для входящих в ДФО Хабаровского и Камчатского краев составила немногим более 27 тысяч человек. По планам ведомства Галушки, через 10 лет население Дальнего Востока должно увеличиться на миллион человек, и в него войдут как российские работники, так и иностранцы.

Китайская Народная Республика обычно изображается страной со стабильно растущей агрессивностью. Более того, считается, что КНР готовится к тому, чтобы бросить вызов США. В то же время, если закрыть глаза на Южно-Китайское и Восточно-Китайское моря, Китай приобретает абсолютно другой образ, ведь страна избегает какого-либо значимого участия в решении геополитических проблем на остальной территории Евразии. Очевидно, что присутствует определенный разрыв между тем, что от Китая ожидают, и что он действительно делает. Business Insider предлагает проанализировать 5 карт, которые объясняют ограничения и возможности, заложенные в реальной национальной стратегии Китая.

Этнолингвистический состав

Карта №1. Этнолингвистические группы Китая. Источник: Geopolitical Futures / Business Insider

Сначала следует понять, что представляет из себя Китай. Самый простой и очевидный подход состоит в том, чтобы взглянуть на карту и увидеть территорию одного цвета с подписью страны. Однако гораздо более интересно будет взглянуть на Китай как на территорию, населенную ханьцами - основной этнической группой Китая. Карта государственных границ КНР и карта этнического расселения - это две очень разные карты.

Ханьский Китай окружен регионами, населенными другими национальностями. К самым крупным относятся Тибет на юго-западе, на северо-западе, Внутренняя Монголия на севере и Маньчжурия на северо-востоке. Первые три из них признаны Пекином автономными районами в то время, как Маньчжурия не существует как отдельная административная единица, а поделена на три китайских провинции. Естественно, можно найти таких монголов, которые живут в ханьском Китае, так же, как и можно увидеть ханьцев, живущих во Внутренней Монголии. Не существует полностью гомогенных регионов, но эти четыре района (разве что Маньчжурия немного выбивается из ряда) преимущественно населены региональными этносами. В целом же, примерно половина территории Китая, которую мы видим на карте, на самом деле заселена основным этносом - ханьцами.

Указанные четыре региона представляют своего рода буферную зону вокруг Китая. С точки зрения геополитики, именно этот буфер обеспечивает так называемую стратегическую глубину, позволяющую эффективнее противостоять потенциальным интервентам. Население всех четырех регионов в тот или иной период времени противостояло китайскому доминированию (в Тибете и Синьцзяне антипекинские настроения дают о себе знать и по сей день). является преимущественно мусульманским регионом, здесь особенно активно мятежное и террористическое движение. Тибет менее активен, но не менее оппозиционен по отношению к Пекину. Внутренняя Монголия и Маньчжурия не являются в данный момент такими проблемными регионами. Несмотря на то, что негативные настроения во всех четырех районах разнятся своей интенсивностью, Китай постоянно должен следить за поддержанием контроля над происходящим.

15-дюймовая изогиета и плотность населения

Карта №2. Плотность населения Китая и 15-дюймовая изогиета. Источник: Geopolitical Futures / Business Insider

Если сравнить карту выпадения осадков с первой картой, то мы увидим очень похожую картинку.

Примерно 15 дюймов (38 см) дождевых осадков в год требуется для поддержания сельского хозяйства. Линия, называемая 15-дюймовой изогиетой , изображена на карте №2 вместе с нанесенной плотностью населения КНР.

Территория восточнее 15-дюймовой изогиеты представляет собой тот самый ханьский Китай с частью Маньчжурии. Районы западнее и севернее изогиеты - это буферная зона, а также некоторые «ханьские» регионы с небольшой плотностью населения. Становится очевидным, что одна из причин, почему ханьский Китай запросто может доминировать над буферными регионами - это преимущество в численности населения: большие территории на востоке заселены совсем неплотно. Население Китая (1,4 млрд человек) по большей части сконцентрировано на территории, которая явно меньше, чем нам говорит обычная карта, и которая явно дальше от основных материковых соседей КНР. Линия осадков примерно очерчивает границы, в которых мы можем представлять китайцев.

Распределение доходов

Карта №3. Доходы на душу населения по провинциям КНР. Источник: Geopolitical Futures / Business Insider

Карта №3 показывает доход на душу населения по китайским провинциям. Опять же, заметна существенная разница между востоком и западом по 15-дюймовой изогиете. Доход на душу населения в западных буферным регионах на 30-50% ниже медианного дохода в остальной части Китая. К территориям, где показатель выше медианы (кое-где даже на 100% выше), относится тонкая полоса провинций вдоль побережья. Внутри ханьского Китая не так плохо, как в западных буферных регионах, однако уровень жизни все же ощутимо ниже, чем на побережье. Таким образом, только на побережье доходы выше медианы. На любой другой территории ниже. В этом и заключается раскол внутри ханьского Китая.

Но при всем при этом доход на душу населения - это не идеальный показатель экономического благосостояния. Он ничего нам не говорит о распределении благосостояния. Более подходящим показателем будет доход домохозяйств. Согласно данным Всемирного банка, более 650 миллионов китайских граждан живут в домохозяйствах, зарабатывающих менее $4 в день. Примерно половину из них составляют те, которые зарабатывает меньше $3,10 в день - около $1000 в год.

Очевидно, что подавляющее большинство этих людей живут не на побережье, так как там уровень благосостояния в разы выше. Другими словами, основное китайское богатство сконцентрировано в радиусе 300 км от берега. Следующие 800-1600 км на запад - это территория ханьцев, живущих в условиях бедности третьего мира. Китай, о котором говорят по всему миру, составляет лишь полоску вдоль побережья. Реальность такова, что КНР - это преимущественно бедная страна, скрывающаяся за тонкой оболочкой процветания.

Мы уже видим некоторые детали стратегической реальности, но перед тем, как непосредственно обратиться к ним, следует взглянуть на Карту №4, показывающую характер местности вокруг Китая.

Топография Китая и пограничных территорий

Карта №4. Характер местности. Источник: Geopolitical Futures / Business Insider

Южная граница Китая состоит из Гималаев на западе и холмистых джунглей на востоке. Проводить масштабные военные операции в Гималаях практически невозможно, поэтому разговоры о китайско-индийской войне возможны только среди тех, кто никогда не слышал о снабжении армии (однако вооруженный все же имел место в 1962 году в приграничных районах Тибета - прим. ЭКД). Аналогично британцы и американцы испытали на себе, что ведение войны в холмистых джунглях представляет собой сущий ад. Китай не может ни на кого напасть по южному направлению, но и никто не станет нападать на Китай через джунгли. Южный Китай защищен естественной «Великой стеной».

На севере КНР граничит с Сибирью. В дальневосточной части Сибири сохраняется возможность ведения войны, но ни одна страна за всю историю не пробовала вести полномасштабные военные наступления в Сибири. Также как не было вторжений в другие страны из Сибири. Поэтому, за исключением тихоокеанского побережья, Китай может чувствовать себя вполне безопасно на данном участке.

Часто можно услышать о вероятных операциях китайской армии в Центральной Азии. Но в таком случае войска бы двигались через враждебные территории Тибета и Синьцзяна. Основные силы и снабжение армии должны были бы транспортироваться на более 1500 км с мест базирования в ханьском Китае. Линии снабжения пролегали бы через пустыни и горы. Вторжение в Астану, например, потребовало бы преодоления дистанции в 1200 км через горы и степи почти пустынного состояния. Война в этом направлении пойти также вероятна, как и военные действия в Гималаях. По этой же причине не стоит ожидать вторжения Китая в российскую Сибирь.

Китай - это своего рода остров в Евразии. Он может обеспечивать движение денежных средств, иногда технологий, но не больших современных армий. По данной причине Китай не представляет угрозы для своих соседей, а они в свою очередь не представляют угрозу для Китая. Первоочередной стратегический интерес КНР состоит в поддержании территориальной целостности. Если будет потерян контроль над Тибетом и Синьцзяном, граница КНР передвинется далеко на восток, буферной зоны для ханьского Китая больше не будет, и Китай окажется в стратегическом кризисе. Поэтому цель китайского государства - предотвратить этот кризис путем подавления движений за независимость в Тибете и Синьцзяне.

Сопоставимой по важности задачей является предотвращение социального конфликта между регионами побережья и внутренними территориями ханьского Китая. В связи с тем, что экспортные возможности КНР уменьшаются, особое давление приходится на побережье. Пекин старается поддерживать социальную стабильность, что требует от него денежных трансферов с побережья во внутренний Китай. Однако интерес побережья практически полностью находится в Соединенных Штатах, Европе и остальной части Азии, так как именно эти регионы являются основными торговыми партнерами восточных и южных провинций. Внутренний Китай не способен потреблять товары, произведенные на побережье. Учитывая уровень бедности, почти невозможно представить, каким образом может вырасти доход жителей внутреннего Китая до такого уровня, чтобы сделать внутренний Китай привлекательным рынком для побережья. Это мог бы быть проект, реализация которого требует нескольких поколений.

С этой проблемой Китай уже сталкивался. До Опиумных войн в XIX веке Китай был закрыт, изолирован и относительно един. Когда Британия открыла Китай, огромнейшее неравенство возникло между побережьем и внутренним Китаем: побережье было больше интегрировано в глобальную экономику, чем в экономику Китая. Это привело к росту популярности региональных лидеров и регионализму, так как каждый район имел свои интересы. Мао Цзэдун организовал Великий поход во внутренний Китай, где собрал крестьянскую армию, уничтожил региональных лидеров, а затем закрыл Китай. Китай был беден, но един. После смерти Мао Китай вновь ступил на следующую фазу цикла - открылся миру с надеждой, что в этот раз раскол между побережьем и остальной частью Китая не возникнет.

Раскол возник, но геополитические последствия пока себя не показали. Стратегия Коммунистической партии Китая (КПК) состоит в том, чтобы не допустить этих последствий при помощи подавления любой оппозиции и массивных чисток в рядах экономической элиты. Такой подход должен сдерживать как богатых побережья, так и бедных внутреннего Китая. Во многом эта стратегия зависит от того, сможет ли Народно-освободительная армия Китая (НОАК) противостоять силам, которые негативно влияют на ее состояние. Неслучайно недавно начались и чистки в НОАК.

Моря у берегов Китая

Карта №5. Акватории у восточного побережья Китая.

Согласно официальным китайским картам, весь Дальний Восток России — территория КНР, а в официальных учебниках истории в Китае утверждается, что «Сибирь — временно утраченная территория Поднебесной».


В историографии Китая существуют отдельные направления, большое внимание уделяющие территориальным вопросам и проблемам эволюции границ Китая. В разные периоды истории эти научные школы, то приобретают, то теряют свою популярность. Так, некоторые исследователи считают, что территориальный вопрос с Россией не улажен до сих пор, а часть территорий, ныне входящих в состав Российской Федерации и Казахстана были в свое время захвачены Российской империей у Китая.


Китайская народная республика форсированными темпами строит дороги на границе с Россией. Коммуникации понадобятся Поднебесной для быстрой переброски войск в случае вооруженного конфликта с РФ. Наша страна, по мнению экспертов, не способна дать отпор страдающему от перенаселения южному соседу и может потерять Дальний Восток и Сибирь. Тем не менее, как полагают специалисты, на данном этапе приоритетными направлениями внешней политики КНР в среднесрочном периоде останутся Тайвань, Юго-Восточная Азия и Внешняя Монголия. Кроме того, авантюрная внешняя политика Путина, направленная на конфронтацию с Западом, создает благоприятные для Китая условия для мирного "освоения" этих территорий китайцами.

В последнее время в российском сообществе все активнее обсуждается тема китайской экспансии, вплоть до сценариев военного конфликта. С одной стороны, наблюдается перенаселенность северокитайских территорий, с другой – полупустые территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. В связи с малонаселенностью этих регионов и заселением их легальными, а во многих случаях, нелегальными китайскими мигрантами, Россия может оказаться перед тем фактом, что китайцев в Сибири и на Дальнем Востоке будет больше, чем россиян. Не исключено, что потом, когда китайцев здесь будет больше, чем россиян, фактически эти территории будут контролироваться Китаем, юридически оставаясь за Россией.

Речь здесь идет, в первую очередь, о демографической экспансии. В РФ не налажен точный статистический учет китайских мигрантов, между данными разных ведомств имеются расхождения. По сведениям Федеральной миграционной службы в Россию ежегодно въезжает не менее 300 тыс. китайцев, по сведениям ФСБ – в 2 раза больше. Возвращается обратно лишь половина. Согласно данным УФМС России, на 2009 г. имели временную регистрацию 235 тыс. граждан КНР, еще 103 тыс. китайцев временно работали по трудовым квотам на российских предприятиях. Если к ним прибавить китайцев, получивших российское гражданство, и находящихся в РФ нелегально, то численность их составит более полумиллиона человек.

Статья "Китай на картах китайских школьников " на серьезном, а не только сатирическом сайте "Сатира и жизнь" интересная, в ней 10 карт, относящихся к разным периодам истории Китая. Отдельно приводится мнение военного эксперта - заместителя директора Института политического и военного анализа.

ГРАЧИКОВ Е.Н. кандидат политических наук, социологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова ([email protected])

Термин “национальные интересы” в китайском языке имеет двойное содержание: государственные интересы в контексте международной политической структуры, т.е. интересы государства-нации, что в английском языке передается термином «National Interests», который имеет антипод в виде интересов организации, международных или мировых интересов. Другим значением является внутриполитическое содержание государственных интересов, которое отражает интересы правительства или представляемые правительством интересы всего государства.

После провозглашения Дэн Сяопином политики реформ и открытости (1978) Народно-освободительная армия Китая (НОАК) одна из первых приступила к изучению глобальных трансформаций, происходящих в мире, и формулированию национально-государственных интересов страны в 21 веке. При разработке новых, отвечающих современным требованиям, стратегий и теорий военные ученые КНР столкнулись с проблемой отсутствия в Китае на общегосударственном уровне какой-либо концепции национальной безопасности, утвержденной верховной политической властью в лице Всекитайского собрания народных представителей или съезда КПК, где были бы четко сформулированы государственные и национальные интересы КНР.

Вопросы государственных интересов в научном сообществе Китая впервые были поставлены в 1987 году на шанхайской научной конференции по теории международных отношений. Тогда многие считали, что у Китая не может быть других государственных интересов, как кроме классовых. Но и в середине «нулевых» годов уже 21 века некоторые ученые не признавали, что за пределами границ Китая могут быть ее интересы. Они считали, что все интересы страны находятся на собственной территории. Такой взгляд тесно связан с историей. «В новое время Китай подвергался жестоким унижениям со стороны Запада. Империалистические державы действовали в ущерб национальным интересам Китая, растоптали ее суверенитет, на территории Китая преследовали национальные интересы своих стран. Вследствие этого, на протяжении длительного времени в нашем сознании преследование каких-либо интересов за рубежом имело смысл нарушения прав и даже агрессии, экспансии и попрание суверенитета других стран. Хотя большинство китайских ученых признают двойное содержание национальных интересов, но под ним они понимают только интересы нации и классовые интересы. Такое содержание, как особые интересы или обычные интересы все еще не включалось ими в понятие внутренних или внешних национальных интересов Китая».

Одной из первых теоретических исследований проблем государственных интересов стала монография научного сотрудника Академии военных наук Китая Хун Бина. Он рассматривает интересы страны c точки зрения удовлетворения потребностей экономического развития, политической стабильности, обороны и безопасности, единства и повышения международного авторитета. Понятие «государственные интересы», по мнению ученого, достаточно абстрактное, объемное и представляет определенные трудности для описания его полного содержания. В целях упрощения анализа Хун Бин, наряду с другими китайскими учеными, выделяет только два наиболее существенных государственных интереса: выживания и развития, которым подчиняются все остальные второстепенные интересы.

Китайские специалисты отмечают шесть факторов, оказывающих непосредственное влияние на формирование государственных интересов: территория государства, его безопасность, суверенитет, развитие, стабильность и достоинство. Ряд ученых формулируют семь видов государственных интересов: сохранение политической системы, экономическое развитие и процветание общества, научно-техническое развитие, государственная безопасность и стабильность общества, образовательная система и культурные традиции, ресурсная и территориальная полнота, внешняя независимость и самостоятельность.

Особым элементом государственных интересов является достоинство государства – guojia zunyan 国家尊严, которое означает твердое отстаивание в международном сообществе занимаемого страной положения и защита ее престижа за рубежом. Оно означает признание другими странами международного положения, международного влияния и международного образа страны. Достоинство государства относится к так называемым «невидимым» (wuxing 无形) государственным интересам и означает весомость занимаемого положения в глазах других участников международного процесса. Это необходимое любому государству «почтительное отношение» (liyu礼遇) и «национальный престиж» (guoge国格). В каком-то смысле достоинство государства сравнимо со своего рода силой, возможно, «мягкой силой» государства на мировой арене. Утрата достоинства означает потерю «чувства государства» (qinggan情感) и «субстанции государства» (wuzhi物质), что прямым образом влияет на безопасность и развитие государства. Защита достоинства является делом жизни и смерти государства. Чувство собственного достоинства каждого человека выражается в достоинстве и величии страны.

Иерархия государственных интересов (здесь должна быть таблица)

Возрастание интересов государства по значимости.

Основные интересы по возможным угрозам: интересы выживания, важные интересы, главные интересы, второстепенные интересы.

Защита территории (интересы нац.безопас.), защита экономических интересов, борьба за благоприятную мировую обстановку, интересы роста.

Данное разделение является весьма условным. Например, «интересы выживания» так же, в свою очередь, можно разделить на «важные» и «главные», а разница между последними представляется достаточно условной.

Основные особенности государственных интересов

Особенности государственных интересов определяются их отличительными чертами и характерными свойствами, среди которых выделяют шесть главных.

1) Политичность — zhengzhixing 政治性. Основные потребности государства, как политической субстанции. Эти потребности соотносятся с понятиями «все государство» (zhengge guojia整个国家) и «весь народ» (quanti guojia全体民众). На Западе государственные интересы понимаются и определяются исходя из интересов индивидуума. На Востоке – интересы человека формируются исходя из интересов государства, личные интересы подчиняются государственным.

2) Национальность — minzuxing 民族性. Означает, что потребности государства рассматриваются с точки зрения нации, т.е. одной или нескольких этнических общностей, составляющих единое целостное культурное образование.

3) Многообразие — duoyangxing 多样性. Указывает на множественность основных составляющих элементов. Каждый интерес не является чем-то простым по структуре, а соотносится с различными сферами общественной жизни и сложными социальными связями и отношениями и представляет собой органическое целое. Многообразие несет в себе такие смыслы, как «комплексность» (zonghexing 综合性) и «целостность» (zhengtixing 整体性) или одним словом «совокупность» (zonghexing总和性).

4) Уровневость, градация — cengcixing 层次性. Данное свойство означает, что кроме горизонтальных связей 横向联系 между составляющими государственный интерес элементами, еще имеются и вертикальные纵向联系 (вспомним стратегию Цзунхэн 纵横 – союз по горизонтали и вертикали). В системе интересов представлены «верхние слои интересов» biaoceng liyi 表层利益и «нижние слои интересов» shenceng liyi 深层利益, которые между собой взаимосвязаны.

5) Верховенство — zhishangxing 至上性. Верховенство государственных интересов – это высший принцип, которым должно руководствоваться государство при регулировании отношений с другими странами и, в соответствии с которым, никому не разрешается присваивать эти интересы, разделять и попирать их. Любое государство в вопросах отстаивания своих интересов должно проявлять особую бдительность (jingtixing警惕性) и даже “враждебность” (diyi敌意). Вне зависимости от того, кто занимает пост главы государства или правительства, сфера национальных интересов всегда рассматривается, как «запретная зона» (jinqu禁区), где никому из руководителей не позволено идти на уступки. В противном случае при определенных исторических условиях руководитель может стать «предателем» maiguozei卖国贼. Такими примерами могут служить подписание Ли Хунчжаном «Договора Магуань» 马关条约 и «21 статьи» 二十一条 бэйянским (пекинским) правительством.

6) Компенсационность — buchangxing 补偿性. В процессе международных контактов можно видеть, как какое-либо государство, исходя из своих потребностей, идет на уступки в вопросах государственных интересов. Например, уступает часть своей территории, идя против совести, подписывает не выгодные для себя условия, временно отказывается от союзников, на короткое время откладывает осуществление некоторых необходимых для государства программ развития. Государство жертвует какими-либо интересами для защиты или получения взамен более интересных и важных выгод.

Таким образом, данное качество государственных интересов проявляется в ситуациях, когда государство заключает объективно не выгодные в настоящее время соглашения, твердо рассчитывая получить больше выгод в будущем. Такие действия соответствуют древней китайской мудрости, которая звучит так: “пожертвовать пешкой, чтобы сохранить ладью” diuzu baoju丢卒保车, или другой её вариант: “пожертвовать ладьей, чтобы защитить короля” diuzu baoshuai丢卒保帅. Оба означают: поступиться малым ради сохранения большего. В международной практике многие рассматривают «компенсационность» как «терпеливость, сдержанность» 自制性 в том смысле, что у партнера имеются свои законные государственные интересы, которые он вправе отстаивать.

Причины возникновения необходимости применения принципа компенсации.

1. Существует многообразие и категории государственных интересов, которые структурируются в единое целое исходя из баланса ценностей – jiazhi quanheng 价值权衡 (ценностного веса каждого интереса), где одним из критериев выступает возможность компенсации.

2. Одна из причин применения компенсационности заключается в том, что основная часть государственных интересов представлена во многих областях и проявляется в своем разнообразии в различных ситуациях. Одни и те же интересы в одних случаях будут реализовываться успешно, в других – не могут быть достигнуты. Возможность компенсации одних интересов другими является важным фактором определения приоритетности интересов.

3. Благоприятным условием для учета необходимости применения компенсации при формировании государственных интересов является увеличение числа и активизация на международной арене таких негосударственных акторов, как транснациональные корпорации и международные организации, которые способствуют появлению у многих стран новых видов интересов, которые представляют возможность разнообразить неформальные отношения государств. В итоге, они создают медиа пространство для стимулирования «контактов» или «трансформаций» по компенсации межгосударственных интересов.

4. Развитие мировой интеграции увеличило степень взаимозависимости между государствами. Различные интересы государств стали взаимно перекрещиваться и взаимопроникать, «ты стал частью меня» 你中有我, «я — частью тебя» 我中有你, поэтому кратно возросло число взаимно компенсированных «областей» и «интерфейсов» (互相补偿的“领域”和“接口”) для реализации государственных интересов в международной сфере.

Способы и формы компенсации.

1. Жертвовать частью второстепенных интересов взамен на более важные общие интересы (牺牲局部的次要利益,换取全局的重大利益).

2. Взаимное компенсирование различных типов государственных интересов (不同类型利益之间相互补偿).

3. Для реализации компенсации прибегать к обмену интересами, используя третью сторону (通过“第三者”进行利益交换,完成利益补偿).

4. Жертвуя внутренними интересами добиваться достижения общих (государственных) интересов в международных делах (牺牲国内利益作为其国际方面共同利益的补偿).

Современные проблемы государственных интересов Китая

Достаточно широкая дискуссия по вопросам национальных интересов страны была проведена только в 2006 году по инициативе и при финансовой поддержке НОАК (Проект 2110). Результаты обсуждения были опубликованы в виде сборника статей под общей редакцией Сюй Цзя. Ученые обратили внимание на некоторые особенности современного состояния в определении и формулировании интересов страны. Изменение иерархии интересов. Янь Сюетун считает, что на протяжении последних тридцати лет приоритет в развитии Китая отдавался интересам экономического развития страны. Интересы безопасности, политики и культуры были подчинены экономическим. Содержание экономических интересов за это время претерпело существенное изменение. Если раньше ставилась задача привлечения капиталов, то потом — его вложение за рубежом. Расширялось и пространство действия этих интересов. Если сначала они концентрировались на приграничных странах, то потом стали включать Африку и Латинскую Америку. Чем дальше, тем больше расширялась география государственных интересов, которые, в конце концов, приобрели глобальный характер. Встал вопрос об определении характера государственных интересов, т.е. речь идет об обычном развитии страны или об ускоренном подъеме. Простое развитие не требует перенапряжения сил, не ставит перед собой задачу превзойти развитые страны. Когда Китай обошел по уровню ВВП Японию, встал вопрос о «структуре» 结构性национальных интересов. Интересы превосходства超越性利益 и интересы расширения扩展利益 – это национальные интересы поднимающейся страны, то есть Китая.

Смена последовательности реализации государственных интересов.

Янь Сюетун также отмечает, что за небольшой, с исторической точки зрения, период после «холодной» войны Китай был вынужден уже несколько раз менять иерархию своих интересов. В 80-х годах главными были экономические интересы. В начале 90-х годов на первое место резко вышли политические интересы. Это было связано с «событием на площади Тяньаньмэнь» в 1989 году и последовавшей за ним международной изоляцией страны. К 1994 году Китай смог восстановить свой авторитет и преодолеть последствия изоляции, хотя эмбарго на продажу Китаю военной техники западными странами действует и по сегодняшний день и вряд — ли когда-либо будет отменено. В 1996 году разразился тайваньский кризис. Политика “двух Китаев” и “независимости Тайваня”, проводимая президентом Тайваня Ли Дэнхуэем получила большой международный резонанс и стала угрожать политике единого Китая, которую проводил Пекин. Теперь на первый план вышли интересы национальной безопасности страны. К середине «нулевых» стала складываться ситуация, при которой расширялись экономические интересы страны и при этом не гарантировались интересы безопасности. Комплексная мощь Китая увеличивалась не так стабильно, как планировалось. Экономическая сила росла быстрее военной, а политическая – «застыла на месте». Эта неравномерность развития вела к ухудшению безопасности страны.

Иерархия национальных интересов Китая на 2006 год выглядела следующим образом: интересы безопасности, политические интересы, экономические и только потом культурные. Экономические интересы по сравнению с периодом 80-х годов 20 столетия с первого места переместились на третье.

Пространство действия государственных интересов.

За последние три десятилетия границы национальных интересов Китая претерпели существенные изменения. Пространство действия интересов Китая расширилось далеко от собственных границ. Сегодня безопасность жизни и интересов граждан КНР за рубежом, по мнению китайских ученых, не гарантируется. Способность вооруженных сил КНР обеспечить эту безопасность все еще не достаточно. С политической точки зрения Китай уже стал частью мировой системы, что полностью признается другими странами. В 90-е годы 20 столетия Китай вступил в большинство международных организаций. Сейчас уже не стоит вопрос о признании прав Китая в этих организациях. Китай «борется за право определения и установление новых международных правил». В области экономических интересов Китай концентрировал свое внимание на приток зарубежных капиталов и технологий, а сегодня — ставит задачу по выходу за рубеж, расширению вывоза китайского капитала и получение доступа к зарубежным природным ресурсам. В прошлом это был упор на экспорт и расширение товарного рынка, сейчас – увеличение активов в транснациональных компаниях, через которые осуществляется вывоз капитала. В области культуры Китай ставил задачу сохранения традиционной культуры, то теперь – продвижение китайской культуры за рубеж.

Государственные интересы КНР в ближайшие десять лет.

Проблема национальных интересов полностью относится к сфере «великой стратегии». Это выражается в том, что в современной международной политике существует своя «логика силы», предполагающая борьбу за «руководящее место» и вытекающую отсюда первостепенность проблем безопасности для многих стран, в том числе и для Китая. Важно отметить два момента: комплексность и стратегические возможности. Международная обстановка характеризуется весьма тесным переплетением межгосударственных отношений, которые усложняют структуру национальных интересов, делают их по-настоящему комплексными. В связи с этим, формируются группы совсем новых государственных интересов: интересов вызова, взаимосвязи, пересекающихся интересов. Проблема комплексности постепенно превращается в отдельную «дисциплину по изучению философии и искусства стратегического планирования». Рост экономической и военной мощи резко увеличили стратегические возможности Китая и, в первую очередь, возможности по «структурированию международной системы». Однако сейчас «относительный недостаток возможностей структурирования – это ключевой фактор, ограничивающий будущее развитие Китая, который нельзя преодолеть в короткое время». Поэтому, считает Тан Юншэн, в целях гарантирования выживания и развития Китая необходимо ускорить создание «сети безопасности», повысить качество экономики и привлекательность культуры. Повышение «структурных возможностей» на международном и региональном уровне позволит Китаю успешно осуществлять свои национальные интересы.

Иерархия национальных интересов Китая на ближайшую перспективу выглядит следующим образом: интересы социально-экономического развития и увеличения комплексной мощи; интересы государственного суверенитета, территориальной целостности и морских прав; интересы обеспечения благоприятной международной и приграничной обстановки; интересы ответственной державы международного сообщества.

Китайская цивилизация - одна из самых древнейших в мире. За свою многовековую историю Китай претерпевал многочисленные изменения. Сменялись правящие династии, обострялись и угасали конфликты, менялась карта страны. Несмотря на это страна до сих пор занимает достойное место в мире и уверенно смотрит в будущее.

Как сформировалась нынешняя карта Китая

Благодаря многочисленным сохранившимся письменным историческим источникам можно легко проследить территориальную историю поднебесной. После состоявшейся неолитической революции, когда в отдельных областях земного шара стали возникать зачатки первых земледельческих цивилизаций, на плодородных землях юго-востока Евразии началось формирование китайской империи.

Приблизительно с 2000 до 1600 г. до н. э. ареалом правления династии Ся была относительно небольшая область вдоль реки Хуанхэ. В дальнейшем, вплоть до начала новой эры, династия Хань расширила зону влияния на всю юго-восточную часть современного Китая, практически полностью включая бассейны рек Хуанхэ и Янцзы. В относительно короткий период Троецарствия контролируемая территория расширилась в западном направлении.

В период правления династии Тан, которое продолжалось несколько веков, подконтрольная ей территория в целом соответствовала юго-восточной части современного Китая с наиболее плодородными землями. В дальнейшем, не без участия династий Сун и Ляо, в начале второго тысячелетия нашей эры происходит распространение зоны влияния китайцев на северном направлении. В этот период фактически частью Китая становятся территории современной России (Бурятии, Забайкальского и Приморского краёв). Династия Юань в 13-14 веках рекордно расширила территорию Китая. Помимо большей части современной КНР в неё входили территории, ныне принадлежащие Монголии, Казахстану и России. Впоследствии под влиянием ряда политических и экономических факторов границы страны менялись ещё не раз. Современные контуры китайское государство приобрело лишь к середине 20 века. На данный момент площадь Китайской Народной Республики составляет 9, 596, 961 км².

Нынешние территориальные споры Китая с другими странами

В настоящий момент китайское государство предъявляет рад претензий территориального характера своим соседям. В основе их лежат политические, социальные и исторические корни. К числу стран, с которыми по мнению политического руководства КНР есть нерешённые вопросы территориального характера, относятся Индия, Казахстан, Российская Федерация, Япония.

Спор с Индией имеет достаточно давнюю историю. В первые века китайской истории вопрос не стоял столь остро. Цивилизационный этап, на котором находились страны, не предъявлял серьёзных требований к принадлежности территорий. Через своеобразные буферные зоны осуществлялся торговый и культурный обмен. В дальнейшем по мере трансформирования экономических систем вопрос ставился более остро. В настоящее время Китайская Народная Республика претендует на индийские земли площадью около 90 тыс. км². В последние десятилетия намечаются мирные пути решения давнего спора, подписан ряд соглашений.

Не менее давним является территориальный спор поднебесной с Казахстаном. Спорные земли примыкают к Синьцзян-Уйгурскому автономному району КНР. Политическое давление на Казахстан, как и на ряд других среднеазиатских республик, значительно усилилось в 90-е годы прошлого века после распада СССР. Китайской стороной был инициирован переговорный процесс, который неоднократно тормозился. В 1994 году между странами был заключен договор, согласно которому определялась линия государственной границы, но без учёта двух спорных участков общей площадью 944 км². На рубеже 21 века вопрос был решён и по ним. В соответствии с принятыми двусторонними соглашениями 537 км² спорных территорий остались за Казахстаном, а 407 км² отошли КНР.

Что касается взаимоотношений Российской Федерации и Китая по территориальному вопросу, то здесь не всё однозначно. После передачи в китайскую юрисдикцию 337 км² территории формально претензии КНР к России считаются исчерпанными. На официальном уровне никаких иных претензий в настоящее время не предъявляется. Тем не менее в определённых кругах политического руководства Китайской Народной Республики, а также в части подконтрольных государству средств массовой информации периодически затрагивается вопрос возможного объявления спорными и других территорий.

Между Китаем и Японией существует до сих пор не решённый спор в отношении группы островов Сенкаку. Эти острова расположены в Восточно-Китайском море и в настоящий момент находятся под контролем Японии. Большую часть современной истории эти острова принадлежали Китаю, но затем были захвачены страной восходящего солнца. После разгрома японской империи во Второй мировой войне многие земли, в том числе этот архипелаг, перешли под юрисдикцию США. В 70-х годах они были возвращены Японии. В настоящее время стороны пытаются решить вопрос мирным путём. Правда, пока безуспешно. После обнаружения в данном районе внушительных залежей природного газа ситуация только обострилась. Обе стороны в приграничных районах архипелага ведут интенсивную хозяйственную деятельность, проводят военные манёвры, нередко провокационного характера.

Возвращение в состав Китая страны бывших колоний

Колониальный период истории Западной Европы не обошёл стороной и поднебесную. На территории современного Китая существовал ряд колониальных зон, находившихся под внешним управлением. В качестве примеров можно привести Гонконг, Макао, Циндао, Маньчжурию. К настоящему моменту эти области вернулись под китайскую юрисдикцию. Некоторые из них имеют статус специальных административных районов.

Гонконг (Hong Kong, 香港)

Гонконг длительное время находился под управлением Британской Империи. Сначала на бессрочной основе, а в дальнейшем на правах аренды. В 80-х годах прошлого века как часть процесса отказа Британии от колониальной политики в прежнем виде был инициирован процесс передачи Гонконга Китаю. Формально процесс был завершён в 1997 году. В соответствии с содержанием заключённых договоров в течение 50 лет, то есть до 2047 года, будет длиться переходный период. При этом многие внутренние вопросы Гонконг решает самостоятельно, а внешней политикой занимается руководство КНР.

Макао (Macau, 澳门 )

Макао в течение нескольких столетий был португальской колонией. Примечательно, что это была одна из самых давних колоний старого света. В конце девяностых годов прошлого века Макао был передан Китаю. Официально это было зафиксировано в декабре 1999 года. Город наряду с Гонконгом обрёл статус специального административного района с полувековым переходным периодом, в течение которого предполагается сгладить ряд возникших на протяжении колониальной истории экономических, социальных и культурных различий. Это укладывается в рамки так называемого принципа «одна страна - две системы», когда в пределах одной страны сосуществуют различные экономические направления.

Тайвань(Taiwan, 台湾 )

Интересную историю имеет Тайвань - остров, расположенный вблизи восточного побережья Китая. Определённое время он находился под японским управлением. Впоследствии на острове была провозглашена Китайская Республика, которая не признаётся КНР. С начала 60-х годов 20-го века Тайвань демонстрирует внушительные темпы экономического развития, превратившись в крупный производственный и финансовый центр. Этому в немалой степени поспособствовали оставшаяся от Японии инфраструктура и последовавший приток иностранных инвестиций. В настоящее время территория является спорной. На политическом уровне ведутся консультации по решению этого вопроса. Но пока процесс продвигается медленно.

Циндао(Qingdao, 青岛)

На территории современного Циндао , который расположен на побережье Жёлтого моря, люди селились не одно тысячелетие назад. На протяжении двадцатого века город находился под внешним управлением. В конце 19 века он был передан Германии по концессионному договору. В 10-х и 30-х годах прошлого века город дважды был оккупирован Японией. После разгрома японской империи город получил особый статус и фактически находился под протекторатом США, политическое и военное руководство которых разместило там одну из баз военно-морского флота. В настоящий момент город субпровинциального значения Циндао находится в составе КНР и представляет собой развитый промышленный, торговый и логистический центр.

Тибет(Xizang, 西藏)

Тибет , являясь географически изолированным районом, с давних времён сохранял относительную независимость и культурную идентичность. В начале 20 века Тибет провозгласил себя независимым государством. В 50-х годах китайская армия вошла в регион. В настоящее время Тибет является частью КНР, тибетцы постепенно смешиваются с китайцами. Тем не менее обостряются социальные противоречия. Тибетцы плохо интегрируются в китайское общество, теряется их национальная культура. Тибет имеет статус автономного района в составе КНР. Далай-Лама до сих пор находится в изгнании и проживает на территории Индии.

Нерешённым вопросом также остаётся принадлежность островов в Южно-Китайском море. На них претендует ряд государств. Помимо Китая это Вьетнам, Малайзия, Филиппины. Острова очень удобны для размещения на них объектов военного назначения. В настоящее время международный суд в Гааге не признал архипелаг Спратли и Парасельские острова китайскими. Тем не менее власти поднебесной продолжают их осваивать, в том числе путём расширения площади архипелага искусственными островами.

Маньчжурия(Manzhou, 满洲 )

Маньчжурия представляет собой обширное пространство на северо-востоке Китая. Несколько веков назад территория была ещё больше, но и современные границы района впечатляют. Вплоть до окончания Второй мировой войны нынешняя Маньчжурия была самостоятельным государством под названием Маньчжоу-Го. Эта страна прекратила своё существование в августе 1945 года при непосредственном участии Красной Армии СССР. Это связано, в первую очередь, с тем, что Маньчжоу-Го не было самостоятельным государством в полной мере, фактически находясь под протекторатом Японии. В дальнейшем район был передан Китаю и в настоящий момент Маньчжурия является одним из динамично развивающихся регионов поднебесной. Стоит отметить, что через этот регион проходит основной поток людей и грузов в Россию наземным транспортом

Спратали, южно-китайские осрова (南沙群島 )

Южно-Китайские острова находятся на пути основных маршрутов международных морских грузоперевозок. Также не так давно в этом районе были разведаны большие запасы углеводородов. Всё это делает спорные острова лакомым куском для претендующих на них государств.

Синцзян(Xinjiang, 新疆 )

Синцзян был покорён династией Хань ещё на заре веков. Но из-за достаточной удалённости региона от основной части страны контроль над этой территорией властями Китая постоянно терялся. На протяжении 20 века регион сотрясали многочисленные смены власти. В данный момент регион находится в составе Китайской Народной Республики. При этом активно продолжает действовать Движение за независимость Восточного Туркестана, которое в Китае считается террористической организацией. Сторонники движения обосновывают свои действия тем, что в 18 веке цинской империей было захвачено независимое государство.