Прогулка по Стамбулу: русские церкви. Церковь Святого Георгия — настоящая святыня всех православных

Константинопольская православная церковь или Вселенский патриархат в Стамбуле - это первая автокефальная православная Церковь. В греческой литературе именуется Великой Церковью Христовой.
Христианство в Малой Азии распространялось благодаря апостолам Андрею Первозванному, Павлу, Филиппу, Иоанну Богослову и их благовестническим трудам.
Собственно история Константинопольской православной церкви начинается с 330 года, когда на ее месте сначала находилось древнее селение Византии, а затем был основан город Константинополь. Так как городу суждено было стать столицей Византийской империи, значение Константинопольской кафедры начало возрастать. Со временем она заняла первое место по чести среди остальных Православных Церквей в округе, даже, несмотря на то, что уступала по древности многим из них.
Вселенский патриархат в Стамбуле занимали великие святители и вселенские учители, среди которых были святой Григорий Богослов (389 год) и святой Иоанн Златоуст (407 год). Их творения даже сегодня все еще являются неисчерпаемым источником богословской мудрости и церковного учительства.
Юрисдикция Константинопольской православной церкви распространяется на каноническую территорию Турции, куда входят 30 духовных школ, 10 монастырей и 6 епархий, а также ряд епархий Греции, стран Западной Европы, Америки, Австралии и Новой Зеландии и Святая Гора Афон. Предстоятель - Архиепископ Карельский и всей Финляндии Лев. Резиденция Предстоятеля располагается в Куопио.
В наше время Константинопольскую православную церковь в Стамбуле возглавляет 232-й Патриарх Константинопольский Архондонис или Варфоломей. Он родился в Турции на острове Имврос 12 марта 1940 года. 25 декабря 1973 года ему присвоили титул митрополита Филадельфийского. В течение 18 лет управлял Патриаршим кабинетом.
Его избрание Предстоятелем Константинопольской Православной Церкви проходило 22 октября 1991 года. Чин интронизации был совершен 2 ноября 1991 года.
Ему был присвоен Титул Предстоятеля «Святейшего Архиепископа Константинополя».
Патриаршая резиденция находится в районе Константинополя в Фанаре.
Константинопольская православная церковь имеет сложную и весьма разветвленную структуру. Частично она находится на своей канонической территории - в Турции, а частично в Греции, но однозначно большая ее часть рассеяна за пределами страны. В Турции сегодня насчитывается около 3000 православных - в основном это греки старшего поколения.

Показать больше

Храм Христа в Хоре - один из немногих храмом в Стамбуле, где можно представить себе былое богатство внутреннего убранства православных святынь ушедшего Константинополя.

Константинополь постоянно был под угрозой вторжения, и императоры перенесли свой дворец из центра города во Влахерну, в более безопасное место. Здесь был построен новый дворец. В храме Христа Спасителя в Хоре хранились самые важные реликвии, снесенные сюда для сохранности из всех храмов города.

В первых двух десятилетиях XIV века императорский советник Феодор Метохит выделил большую сумму денег на ремонт церкви. Тогда она и приобрела нынешний вид, сохранившийся до наших дней практически без изменений. При этом с запада к храму был пристроен внешний нартекс, а с юга - галерея парэклессиона. Чиновник, поэт и астроном Метохит заказал строителям покрыть стены храма чудесными мозаиками.

Основное здание храма было построено на месте старого, в 1077–1081 годах по заказу Марии Дуканы, тещи императора Алексея I Комнина. Интересно, что такое утонченное здание было создано на закате Византийской империи, а не в пору ее расцвета.

Посетив церковь Христа Спасителя в Полях можно увидеть истоки мозаичного и иконописного искусства, которое, после гибели Византии, развивалось в России.

Фрески и мозаики XIV века, которые находятся в Церкви Христа Спасителя в Полях, считаются византийскими эталонами этого искусства. Эти настенные росписи и мозаики, завораживая туристов своим изяществом, появились в храме между 1315 и 1321 годами, когда он был реконструирован благодаря покровительству византийского поэта Феодора Метокхитеса.

Посетив эту сокровищницу византийского искусства, сможете себе представить, какое великолепие было внутри христианской святыни.


Всего 106 фото

Обычно считается что интерьеры Айя-Софии более впечатляющи чем её внешний образ. Сразу скажу - это через чур смелое упрощение. Нельзя это всё сравнивать - внешне Айя-София неповторима и мягко побуждает лицезреть её снова и снова. Внутренние же пространства Святой Софии впечатляют, поражают, заставляют трепетать твое сердце и душу. Кроме того, есть нечто такое в образе Айя-Софии чего не описать словами - это то что проникает в тебя всеобъемлюще на бессознательном уровне, и ты это чувствуешь всецело и во всем, а время останавливается и Чудо происходит... Я воспринимаю это всё как ту самую божественную благодать, что целиком и полностью поглощает тебя, окутывает проникновенным золотистым цветом и сияет не побоюсь сказать неугасимым мистическим светом. Или можно сказать попроще - здесь особая энергетика, что чувствуется сразу, везде и всюду. Но это расхожее в наше время слово ничуть не позволяет понять, что же чувствует человек ступивший под своды величайшего и славного храма христианства всех времен и народов, впрочем и не только христианства.

Как мы знаем Айя-София почти тысячу лет была главным христианским собором. Он оставался церковью до 29 мая 1453, когда Султан Мехмед Завоеватель захватил древний и славный Константинополь. Османский владыка не только восхитился архитектурным шедевром христианства, но и оценил неземное величие собора Святой Софии. Он был так поражен красотой Айя-Софии что повелел преобразовать ее в государственную главную мечеть. И надо отдать должное османам - Айя-София утратив многие свои прежние внешние и внутренние черты тем ни менее основные сохранила до наших дней. Айя-София выполняла роль великой мечети Стамбула в течение почти 500 лет, став основой и образцом для многих будущих Оттоманских мечетей Стамбула, таких как Голубая Мечеть и Мечеть Сулеймание. В период правления султана Абдул Меджида (1839-1861) архитекторы Гаспар и Джузеппе Фоссати, приглашенные для ремонта здания Айя-Софии, кроме реставрации купола и колонн, внесли некоторые изменения в художественное оформление интерьера, и обнаружили мозаики, замазанные штукатуркой в течение нескольких веков. После падения монархии при Ататюрке в 1931 году начались реставрационные работы византийских мозаик и фресок. В 1934 году вышло постановление Ататюрка о секуляризации Айя-Софии и превращении её в музей, который распахнул свои двери для посетителей уже в следующем году. Надо отметить, что работы по реставрации проводились и продолжают проводиться довольно грамотно, сохраняя внутри Айя-Софии необходимый баланс между двумя культурами - исламской и христианской.

И сейчас в объеме главного нефа одна четверть внутреннего объема собора закрыта строительными конструкциями для реставрации. Но думаю нам это не помешает насладиться величием и красотами Айя-Софии. Давайте же осмотрим эти легендарные внутренние пространства Айя-Софии, что видели множество византийских императоров, султанов Османской империи и бесчисленное количество прихожан и путешественников. Во время обработки этих фото я столкнулся с непреодолимым желанием показать моему читателю как можно больше неповторимых образов Айя-Софии поэтому как-то само собой получилось две статьи о внутренних пространствах Айя-Софии - первого уровня (первого этажа) собора и его второго уровня (второго этажа) с уникальными мозаичными фресками. Надо сказать, что даже для этих двух постов пришлось пожертвовать многими обработанными фото собора. Так что этот материал для тех, кто хочет увидеть Айя-Софию как можно подробней. Этим и будет отличаться этот материал от других подобных.


В плане Софийский собор представлял собой трёхнефную базилику с двумя пристроенными с западного фасада нартексами. Базилика имела два яруса галерей, причем, на верхний вёл каменный пандус, по которому императрицу перед службой на паланкине вносили на верхнюю галерею. Мы его .

Мы с вами в экзонартексе - внешней паперти. Это нечто вроде открытого «вестибюля», «сеней» для раннего времени архитектуры византийских христианских церквей. Экзонартекс лишен отделки, мраморная облицовки здесь давно нет и мы не сильно задерживаясь проходим в нартекс...
02.

Сейчас мы находимся перед императорскими вратами. Есть легенда, что Царские (императорские) врата сооружены из деревянных конструкций Ноева Ковчега.
05.

На тимпане Царских врат изображен император Лев VI, склонившийся перед благословляющим его Иисусом Христом, а справа и слева от Христа расположены фигуры Девы Марии и Архангела Гавриила в круглых медальонах. Эта мозаика, исполненная на границе X и XI веков, символизирует вечную власть, даруемую Богом византийским императорам. Лев VI, по трактовке некоторых исследователей, неслучайно пал ниц, он вымаливает прощение в связи со своим четвертым неканоническим браком, после которого патриарх Николай Мистик отказал ему в венчании и не пустил в храм.
06.

Пользоваться этими дверями мог только император, соседними двумя - высшие сановники.
07.

Нартекс уже впечатляет своей величественной архитектурой и красочными орнаментальными мозаичными сводами времен Юстиниана (в то время в Софии не было фигуративных изображений). Мраморные панели стен в основном остались со времен Юстиниана.
08.

Проходим Царские врата и мы - в основном нефе Айя-Софии. Здесь сразу бросаются в глаза реставрационные конструкции и строительные полотнища в основном с левой стороны главного нефа. Но пусть это нам не мешает.
10.

Первое что ощущаешь - это как захватывает дух от восторга и удивления от этого творения рук человеческих!
11.

Это Царские врата - мы только что вошли через них - над ними ложа императрицы, но об этом в третьей части.
13.

Ты останавливаешься, замираешь, и на тебя обрушивается Красота и вдохновенные мысли творения архитекторов Айя-Софии.
14.

Красота пронизывает и в душе стремительно поднимаются восторг и откровенное удивление искрящейся плотности бесконечных человеческих эмоций в которых пребывает Софийский собор.
15.

Это чувствуется в каждой детали, в каждом видимом архитектурном элементе.
17.

Хотелось увидеть знаменитые кувшин и шар из Пергама, но сейчас они скрыты строительными полотнищами.
Слева мы видим знаменитые порфировые колонны - их по две в каждой экседре.
Они привезены из Аврелиановского Храма Солнца в Риме.
19.

Свободный доступ к этим колоннам возможен из правого нефа ближе к нартексу.
20.

Из Эфеса также доставили восемь колонн из зеленого мрамора.
21.

Храм был богато украшен. Для его декорирования использовали не только мозаику, мрамор, но и золото с серебром, слоновую кость. Существует легенда по которой император Юстиниан хотел полностью украсить Софийский храм золотом, покрыть им потолок и стены, но астрологи его отговорили. Они предрекли, что придет время бедных императоров, которые из-за своей жажды богатств варварски взломают золото в храме и повредят собор. Поэтому чтобы уберечь Айя-Софию Юстиниан отказался от этой идеи. Хотя надо сказать, что некоторые элементы украшений храма все же были выполнены с использованием золота и серебра.

Мраморные плиты, использованные в строительстве церкви, были привезены в Константинополь главным образом из месторождений Анатолии, Средиземноморского бассейна, из древних каменоломен Фессалии, Лаконии, Карии, Нумидии и даже с той самой знаменитой горы Пентеликон близ Афин, из мрамора которой за 10 веков до Айя-Софии был построен на Акрополе Парфенон - Храм Девы-Афины.
24.

Как мы помним это удивительное сооружение - продукт совместной работы архитектора Исидора Милетского и математика Анфимия из Тралл. Гениальные архитекторы на протяжении 4 месяцев трудились над архитектурным планом здания. Работа, начатая 23 февраля 532 года, продолжалась 5 лет и 10 месяцев...

Изначально внутренний объем храма освещали 214 окон, сейчас их всего 181 (часть закрыта контрфорсами и более поздними пристройками).
25.

Алтарная часть в апсиде.
26.

Перед алтарем огороженная площадка выложенная мрамором с вставками из цветного камня. Это Омфалион символизирующий "Пуп Земли" или Центр Мира. Вообще же эта площадка под главным куполом собора служила местом царемонии коронации византийских императоров. Трон императора стоял в центре большого круга. Приближенные стояли в малых кругах.
27.

Император Юстиниан не жалел средств на этот проект. Затраты на строительство были огромны. Они составили, как утверждают древние авторы, 320 тысяч фунтов золота, т.е. около 130 тонн. Айя-София - самая ресурсозатратная византийская постройка.
28.

В центре купола, окруженного 40 окнами в византийский период находилось изображение Иисуса. После захвата Константинополя турками в этом месте было нанесено покрытие и исписано сурой из Корана.
29.

В апсиде выполнено изображение Богоматери. Божья матерь ассоциировалась с мудростью (Софией), потому она и является владычицей собора. Изображение было восстановлено по предыдущему, уничтоженному в период иконоборчества. Богоматерь прекрасна, она символизирует божественную Красоту. Фотий написал о ней: "...Вид Её красоты возвышает наш дух до сверхчувственной красоты истины...". Цвет одежд Богоматери возвышенный - темно-синий на золотом фоне - сочетание цветов будет позже связано с имперским духом наполеоновского времени.
30.

Образ Богоматери с Младенцем в полукуполе центральной апсиды относится к 867 году.
31.

Симпатичные витражи в апсиде, но уже с арабской вязью.
32.

В алтаре находится Михраб - классически это ниша в стене мечети, часто украшенная двумя колоннами и аркой. Михраб указывает направление на Мекку. В данном случае османам пришлось приспосабливать устройство Михраба к апсиде. Выглядит он здесь откровенно говоря чуждо и неуместно.
34.

Слева на фото ниже - арка (золотистого цвета) ведущая в султанскую ложу.
36.

Правее от апсиды мы видим минбар - трибуну в соборной мечети, с которой имам читает пятничную проповедь.
39.

Здесь же напротив Мимбара - памятник XVI столетия, специальное возвышения Махфиль мюэдзина, служителя мечети, призывающего с минарета к молитве.
41.

С трех сторон подкупольное пространство Айя-Софии окружают хоры - галереи, открывающиеся в центр храма арками.
43.

Шестикрылые серафимы в восточных парусах под куполом относятся к VI веку (их собратья в западных парусах - работа реставраторов XIX века). Лица серафимов (длина 11 м) в виде льва, орлицы и ликов ангелов покрыты многоугольной звездой.

45.

У одного из серафимов все же открыли его лик.
47.

Поражает невесомость и визуальная легкость этого грандиозного храма как будто бы созданного ангельскими силами. Создается такое впечатление что купола не опираются на колонны, а парят в бесконечном божественном золотистом пространстве света и духа.
48.

Привлекают внимание обтянутые кожей восемь огромных дисков диаметром 7,5 метров с золотой арабской вязью среди колонн галерей второго яруса - это одни из главных святынь мусульманских святынь Айя-Софии.
49.

На медальонах арабской вязью написаны имена Аллаха, по левую - Мухаммеда, по бокам - имена четырёх халифов Эбу Бекра, Омара, Османа и Али; а по двум сторонам парадного входа - имена внуков пророка Гасана и Гусейна. Эти плакаты принято считать самыми выдающимися надписями исламского мира.
50.

Резные изысканные капители колонн - подлинное сокровище Айя-Софии.
52.

На капителях колонн, расположенных вокруг основного пространства, созданы монограммы императора Юстиниана и его супруги Теодоры.
57.

Взгляд лихорадочно и отовсюду непрерывно "выхватывает" удивительные и изысканные архитектурные детали Айя-Софии.
58.

Сейчас мы зайдем в правый неф.
74.

Здесь можно легко увидеть еще пару порфировых колонн из римского Храма Солнца.

Стамбул – город многонациональный, где мирно уживаются многочисленные представители различных концессий и национальностей. Почти половина всех приезжающих в Стамбул – люди православной веры, реже посещают город католики. Тем интереснее будет совершить экскурсии по православным местам Стамбула.

Вконтакте

Одна из известных достопримечательностей Стамбула, включенная во многие экскурсии по городу, находится на территории Дворца Топкапы. Является самой древней церковью на территории города – ее основание относится к времени правления императора Константина. В 4 веке была сожжена дотла, но по велению Юстиниана отстроена заново почти с нуля.

После падения Константинополя в здании находился арсенал янычар, а затем помещение использовалось как вещевой склад. Согласно преданию, именно здесь находится саркофаг с останками императора Константина. Сегодня храм Святой Ирины открыта для экскурсий, здесь часто проводятся культурные мероприятия и выставки различной направленности.

Адрес: Турция, Стамбул, Fındıklı Mah.Hancıoğlu cad. Yalcın Sokak.21.7. Время работы: все дни (кроме понедельника). Только для групповых экскурсий, по предварительной записи.

Когда-то в древние времена именно она, известная всему христианскому миру, стояла в Константинополе у самого императорского дворца, в поместье Влахерны. Инициатор строительства – императрица Пульхерия. Неподалеку был выстроен дворец, который стал основной императорской резиденцией. Святыня привлекала многочисленных паломников. К сожалению, сегодня от уникального строения остались лишь руины.

Здесь была икона Пресвятой Богородицы, с которой связывают немало чудес. Одно предание гласит, что однажды местный юродивый по имени Андрей увидел идущую по небу Богородицу, которая молилась и плакала, а затем сняла с себя легкое покрывало и распростерла его над городом, словно укрывая его. Этот праздник впоследствии стал отмечаться как Покров Богородицы, а икона в 17 веке была преподнесена в дар русскому царю Алексею Михайловичу (ныне икона хранится в Третьяковской галерее).

Адрес: Bostan sok., 47. Время работы: ежедневно с 10 до 17 часов. Вход свободный.

Святых Сергия и Бахуса

Будучи очень древней, она была построенна еще в далекие времена, когда правил император Юстиниан (в 527 году). У этого религиозного сооружения тоже имеется свое название – «малая Святая София». По форме здание тоже не напоминает традиционную церковь – восьмиугольник вписан в прямоугольник.

Когда-то она была щедро украшена мозаикой, но от многочисленных войн и землетрясений от мозаики практически ничего не осталось. В 16 веке после завоевания Константинополя ей был присвоен статус мечети, сегодня она открыта для своих прихожан ежедневно.

Адрес: Турция, Стамбул, Demirci Reşit Sokak 28. Вход бесплатный.

Сегодня она носит иное название — Kariye Cami. В переводе с греческого «хора» (как и «карие» с турецкого) означает «пригород». Ранее она находилась за пределами города, сейчас входит в стамбульский район Эдирнекапы. Мировую известность Хора (как ее еще называют) приобрела благодаря искусно выполненным мозаикам и фрескам.

К сожалению, не все из них сохранились до наших дней, но уцелевшие образцы имеют глубокое религиозное значение (сцены из христианской жизни, а также изображение Иисуса Христа и Марии с младенцем). Помимо фресок она примечательна уникальной резьбой по камню.

Адрес: Стамбул, Kariye Mh., Kariye Cami Sk 6. Время работы: ежедневно (кроме среды) с 9 до 19 часов, зимой с 9 до 16.30 часов. Стоимость билетов: 10-12 турецких лир.

Святого Иоанна Крестителя

Была основана римлянином по имени Студиус в 5 веке. Имела очень большую ремесленную мастерскую: здесь писались иконы, более 700 монахов занимались древними манускриптами текстами, переводами с древних языков.

В начале 15 века в здании разместился университет, но спустя столетие она была превращена в мечеть. Сегодня от церкви осталась только базилика – сказалось разрушительное землетрясение, которое случилось в этих краях в 1894 году.

Адрес: Balat Mh., Koltukçu Sokak No:3, 34200 Fatih. Время работы: ежедневно (кроме понедельника и вторника), с 10 до 18 часов.

Находится в районе Таксим, название на турецком звучит как «Айя-Триада» . Первоначально задумывалась как церковь для русских прихожан, но позже стала греческой. На сегодняшний день является самой большой в Стамбуле. Некоторые иконы внутри храма датируются византийским периодом, фрески на пололке более позднего периода.

Найти ее легко. Достаточно с площади Таксим пройти по улице Истикляль и сразу можно увидеть Айя-Триада. Адрес: İstiklal Caddesi, Стамбул, Турция. Время работы: ежедневно с 9 до 17 часов.

Святого Димитрия

Греческая православная церковь, которую можно найти в районе Куручешме. Она знаменита своим целебным источником. Чтобы добраться до источника, нужно пройти под темными сводами пещеры, причем чем ближе к источнику, тем идти становится все труднее, приходится пробираться практически согнувшись. Но терпение будет вознаграждено – вода источника обладает целебными свойствами и дарует излечение от многих недугов.

Небольшая по размеру и напоминает, скорее, жилой дом, нежели религиозное строение. Службы проходит только по субботам, в утреннее время, но на стук откроют в любое время и примут, словно самых желанных гостей.

Находится по адресу: Kırbas sok., No 52, Kuruсesme. Открыта ежедневно (кроме среды) с 9 до 17 часов.

Ее называют также Болгарской церковью. Находится в бухте Золотой Рог, на улице Мюрсель паша. Отличается от других тем, что обита листовым железом .

Причем вся конструкция выполнена таким образом, чтобы в случае необходимости ее можно было быстро собрать и перевезти на другое место. Построена она была для болгарского меньшинства, проживающего в Стамбуле – да и сегодня среди прихожан в основном болгары. На территории находится небольшое кладбище, где захоронены первые болгарские Патриархи.

Адрес: Balat Mh., Ayvansaray Caddesi, 34200 Fatih, Стамбул. Время работы: ежедневно, с 10 до 01.00 часов.

Святой Марии Монгольской (Кровавая)

Ее называют еще церковью Богоматери Панагиотоссы. А прозвище Кровавая она получила за кроваво-красный цвет здания, сложенного из красного кирпича.

Построена она была по инициативе Марии, дочери императора Михаила XVIII Палеолога. Марию выдали замуж за знатного монгольского хана, но и после замужества она не утратила связи с домом и пожертвовала средства на строительство.

Находится она в стороне от стандартных экскурсионных маршрутов, в туристических проспектах тоже не обозначена, так что нужно заказывать специальную экскурсию, чтобы попасть в это место. Примечательна тем, что никогда не была мечетью.

Адрес: Firketeci Sokak No. 5 Fener İstanbul. Время работы: ежедневно (кроме понедельника), с 10 до 17 часов.

Святого Пантелеймона

Была построена в 19 веке в честь святого целителя Пантелеймона. Пережила не один пожар, но каждый раз возрождалась вновь. Находится в портовом районе Каракёй. Правда, месторасположение имеет необычное – на крыше многоквартирного дома. Турки так ее и называют – «храм на крыше».

Дом этот был построен специально для христиан-паломников, совершающих путешествие по святым местам. В начале 20 века здесь размещались русские эмигранты. Церковь действующая, службы здесь совершаются регулярно, начиная с 1999 года. Адрес: Адрес: Hoca Tahsin Sоk. N:19, Karaköy, İstanbul.

Церковь ключей

Она же носит названия – Церковь исполнения желаний, или одного дня. Есть одна особенность, присущая ей – посетить ее можно только лишь первого числа каждого месяца, в любой другой день она закрыта для посещений. Несмотря на то, что она христианская, более 80% посетителей – мусульмане.

При посещении проводится любопытный ритуал. Если кто–то решит загадать желание, нужно взять небольшой ключик со столика (стоимость ключика – 1 турецкая лира) и символически закрыть им коробки, стоящие перед иконой Девы Марии, загадать желание и зажечь свечу. Говорят – все сбывается.

Адрес: Katip çelebi cad., Hacıkadın Bostanı sok No 13/15, Unkapanı, istanbul. Время работы – 1-е число каждого месяца. Стоимость билета – 5 лир, ключ и свечи – по 1 турецкой лире.

Немало любопытных фактов можно узнать из экскурсий по православным святыням, каждая церковь в состоянии поведать об истории древнего Константинополя, истории городской архитектуры. А сохранившиеся до наших дней древние фрески и мозаики доставят эстетическое наслаждение.

И приглашаю вас в небольшой квартал района Фанар (Фенер, на полуострове Фатих, координаты 41°1′ 44.73″N , 28°57′ 6.56″E ) на южной стороне бухты Золотой Рог. Православный храм в Стамбуле мы посетили когда направлялись во дворец Долмабахче, эта экскурсия была незапланированной. В Стамбуле 60 православных храмов, главный из них — Георгия Победоносца.

Наши друзья побывали в соборе ранее и настоятельно рекомендовали заглянуть в храм Св. Георгия (тур. Aya Yorgi) , за стенами которого хранятся ценные реликвии. Церковь относится к православным святыням Константинополя.

Из района Султанахмет в район Фанар мы отправились на такси, служба начиналась в 10 утра, поэтому решили немного разориться, чтоб сэкономить время. Собор святого великомученика Георгия Победоносца является резиденцией Вселенского и Константинопольского Патриарха.

Район Фанар — старейший район Стамбула. Состоятельные греки выкупали здесь дома и землю, чтобы быть поближе к патриаршему пристолу. Многие из них поколениями служат патриархии.


Храм Св. Георгия располагается за высоким забором в тени красивых минаретов Стамбула. Центральные ворота храма закрыты всегда и напоминают о давно ушедшей истории. В 1821 году у ворот святыни была проведена казнь патриарха Георгия V, которого обвинили в причастности к греческому восстанию и повесили прямо на воротах храма.

С виду скромная базилика мало похожа на кафедральный собор, но все восприятие меняется, как только попадаешь в стены действующего храма. Само здание окружают небольшие дворики с нарядными клумбами, административные здания, резиденция патриарха и библиотека. Позади храма находится колокольня.


За свою историю православный храм пережил много пожаров и разрушений. Изначально, на этом месте находился женский монастырь, а с 1601 резиденция Константинопольского Патриарха.

Мы вошли в храм, когда служба уже началась и провели в нем около часа.


Первое, что бросается в глаза при входе в церковь, покрытый золотом иконостас, иконы из мозаики и высокие канделябры из слоновой кости — щедрое убранство, которое свойственно для православного христианства.




Справа от иконостаса находится фрагмент мраморного столба бичевания из Иерусалима, в котором вмурована часть кольца. По приданию к этому кольцу был прикован Иисус во время бичевания.

К кольцу можно приложить ладонь и помолиться.

Вдоль стены храма находятся саркофаги с мощами святых великомучениц царицы Феофании, Соломонии и Евфимии. В церкви хранятся контейнеры с частицами мощей святых Григория Богослова и Иоанна Златоуста.



В 1941 году церковь сильно пострадала от пожара. Обновленный православный храм Георгия Победоносца был открыт после реставрации в 1991 году.

В марте 2014 года, в День Торжества Православия в церкви Св. Георгия прошла Божественная литургия, которая собрала многочисленных мирян и священнослужителей, представителей Государственного дипломатического корпуса и государственных деятелей. Возглавили торжественную службу 13 патриархов православных церквей мира.

Литургия шла на нескольких языках: греческом, церковно-славянском, грузинском, сербском, арабском, румынском и албанском. По истине в Стамбуле состоялся праздник Торжества Православия.

Не буду утверждать, но существует поверье, что церковь Св. Георгия является — местом силы, его посещают женщины, которые не могут забеременеть, об этом нам рассказала одна их прихожанок. Есть много примеров, когда для пиара выдумывают разные предания, но зачастую, женщина мечтающая о счастье материнства верит в разные суеверия.

Так же, как и сотни лет назад, православные жители города идут в храм в котором сглаживаются границы времен и минорное пение возвращает в тот мир, где они чувствуют себя не только потомками, но и подлинной частью Великой Византии.

Фотосъемка в храме Св. Георгия разрешена.

Просмотреть увеличенную карту
Церковь открыта для посещения каждый день с 8:30 до 16:00.

Станция метро Emniyet-Fatih

Благодарю за внимание!