Разрядка международной напряженности. Разрядка международной напряженности и ее неудача
При президенте США Р. Никсоне, находившемся под сильным влиянием своего госсекретаря Г. Киссинджера, кото-рого и считают главным архитектором политики разрядки.
На сло-вах Никсон и Киссинджер высказывались за многополярный мир без господствующих блоков, на деле же они часто отступали от схемы, стремясь к американскому доминированию. Киссинджер считал, что военного превосходства над СССР добиться уже невоз-можно, да это и не является целесообразным, поскольку никакой стратегической выгоды это не даёт. Следовало стремиться к разум-ной достаточности в области вооружений.
В 1971 г. СССР обошёл по числу стратегических ракет США. Америка перестала быть ведущим экспортёром оружия, отойдя на третье место после Советского Союза и Франции — современных производителей, соревновав-шихся в продаже смерти в мегатоннах.
СССР
Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев являлся сторон-ником соглашения с США, позволявшего остановить дорогостоящую гонку вооружений. Это было важно для СССР, поскольку перед стра-ной стояла грандиозная задача повышения уровня благосостояния советского народа. Конфликт с Китаем стал для советского руко-водства ещё одной веской причиной для сближения с Западом.
10 апреля 1970 г. 80 стран подписали договор, запрещавший производство и применение биологического оружия.
В 1970-1973 гг. был подписан ряд договоров между ФРГ и СССР, Польшей, Чехословакией и ГДР, по которым признавалась неру-шимость послевоенных границ в Европе и суверенитет ГДР. Кроме того, было заключено четырёхстороннее соглашение (СССР, США, Великобритания, Франция) по Западному Берлину, по которому он не являлся частью ФРГ и имел собственное управление.
Это был период улучшения советско-американских отношений. Так, в мае 1972 г. впервые в истории состоялся визит президента Никсона в Москву, а затем ответный визит Л. И. Брежнева в США. В 1972-1974 гг. между Советским Союзом и Соединёнными Штата-ми было заключено несколько соглашений об ограничении систем стратегических наступательных вооружений. Все эти события соз-дали условия для общеевропейского диалога о созыве Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ныне — ОБСЕ ).
Хельсинкские соглашения
1 августа 1975 г. в Хельсинки главами 33 европейских государств , а также США и Канады был подписан Заключительный акт, в котором подтвержда-лась незыблемость послевоенных границ и провозглашались 10 принципов, дополняющих в ряде пунктов Устав ООН. Для наблю-дения за исполнением решений были созданы хельсинкские группы, сыгравшие значительную роль в пробуждении общественного созна-ния в Восточной Европе. Страны договорились о проведении регу-лярных встреч для проверки выполнения хельсинкских положений.
В период разрядки международной напряжённости продолжа-лась борьба двух военно-политических блоков за преобладание в странах «третьего мира ». По-прежнему крайне сложной остава-лась обстановка на Ближнем Востоке. На рубеже 1970-1980-х гг. произошёл поворот от разрядки к конфронтации. Поводом к свёртыванию процесса разрядки международной напряжённости стало обострение противостояния между США и СССР, которое проявилось в их борьбе за влияние в странах «третьего мира». Материал с сайта
СССР
Активная под-держка так называемых социалистических режимов в Анголе, Мо-замбике, Эфиопии, Никарагуа рассматривалась советским руко-водством как углубление «мирового революционного процесса». В Соединённых Штатах эти события воспринимались как пораже-ние демократии , как следствие разрядки, которой воспользовался СССР для распространения своего влияния. Взятый советским пра-вительством курс на форсированное развитие военной промыш-ленности, размещение в странах Организации Варшавского догово-ра новых ракет негативно отразился на разрядке. Поворот к кон-фронтации был вызван и внешнеполитическими акциями СССР: ввод в декабре 1979 г. советских войск в Афганистан, введение в 1981 г. военного положения в Польше.
США
Свою долю вины за провал разрядки несут и США. В январе 1980 г. была выдвинута доктрина Картера, согласно которой рай-он Персидского залива объявлялся зоной американских интересов. Это означало, что для их защиты будут использованы любые, в том числе и военные, средства. В противовес советским ракетам на территории Великобритании, ФРГ, Италии были размещены аме-риканские ракеты. Приход в Белый дом Р. Рейгана с его крайне жёстким курсом в отношении СССР и крупномасштабной програм-мой гонки вооружений окончательно похоронил разрядку. Начал-ся новый период конфронтации.
В 1970-е гг. острота противостояния между советским и западным блоками снизилась этот процесс принято называть «разрядка международной напряжённости». СССР и США, втянутые в локальные конфликты в разных концах мира, нуждались в передышке. Кроме того, новый советский лидер Л. И. Брежнев не испытывал стремления к необдуманным начинаниям за пределами «традиционной» советской сферы влияния. К тому же СССР уже начинал испытывать зависимость от закупок западных товаров, а Запад - от советской нефти. СССР догнал США в ядерной сфере, а американцы, высадившись в 1969 г. на Луне, продемонстрировали свою мощь в вопросе исследований космоса. Определённый кризис в этот период испытывали оба блока - и НАТО, и ОВД. (Румыния занимала особую позицию в ОВД, а Франция в 1960-е гг. покинула ряды военной организации НАТО, Испания ограничила деятельность американских ВВС в своей стране после аварийного сброса четырёх термоядерных бомб над испанским селением Паломарес в 1966 г.) Правительство социал-демократов в ФРГ изъявило готовность признать нерушимость границ на востоке.
Годы снижения международной напряжённости сменялись опасными моментами взаимного противостояния. Новый виток напряжённости пришёлся на конец 70 - начало 80-х гг. Ввод советских войск в Афганистан стал концом разрядки. Гонка вооружений возобновилась с новой силой. Американцы инициировали разработку программы космической противоракетной обороны, крайне беспокоившую СССР, который не обладал достаточными средствами для отпора в космосе.
Договоры ОСВ-1 и ПРО
В итоге в 1970-е гг. начинается постепенная разрядка международной напряжённости - политика, направленная на снижение агрессивности противостояния социалистических и капиталистических стран. Ещё в 1967 г. были начаты консультации о возможности снижения размаха гонки вооружений, завершившиеся подписанием договоров ОСВ-1 (ограничение стратегических вооружений) и ПРО (ограничение систем противоракетной обороны) в 1972 г. В них СССР и США устанавливали максимальное количество ракетных пусковых остановок, включая морские. Договор ОСВ-1 действовал пять лет, договор о ПРО обладал неограниченным сроком действия. Была фактически «заморожена» существующая структура группировок баллистических ракет наземного базирования. Страны взяли на себя обязательство не создавать более двух районов противоракетной обороны (расчёт делался на то, что если нельзя защищать себя в полной мере, то и готовность к нанесению ядерного удара тоже снизится).
Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе
Важнейшим достижением «разрядки» стало также Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 г., состоявшееся в городе Хельсинки. Оно увенчало собой переговоры между социалистическим лагерем и странами Запада, начавшиеся ещё в 1960-е гг. СССР, и его союзникам удалось добиться признания принципа нерушимости границ (а значит, сложившихся территорий стран Восточной Европы, включая ГДР), согласившись в ответ признать принцип прав человека и право на свободный обмен информацией и контакты между людьми. Фактически заключительный акт совещания (1 августа 1975 г.) был равносилен послевоенному мирному договору. В Москве его расценили как триумф советской дипломатии, а 10 принципов акта были даже включены в текст новой Конституции СССР в 1977 г.
9 Международные отношения в 1950–1960-х гг. Кризисы в мировой политике начала 1960-х гг.Холодная война .Окончание 2 МВ: возрос авторитет и мощь СССР и США, но реально их мощь не сопоставима. В 45г. США в 4 раза превосходили СССР по военной мощи.Советский блок – страны ослабленные экономически и демографически. СССР во внешней политике опирался не на реальные показатели, а на славу военных побед, США – наоборот, занимают ведущее место в мировой экономике. Противостояние было выгодно обоим блокам для внутреннего развития. Март 46г. – Речь Черчилля в Фултоне: западному миру угрожает опасность новой мировой войны – от СССР. Над всей Европой опустился «железный занавес» (была дополнена доктриной Трумена). Ядерное оружие. 49г. – НАТО (оборонительно-миротворческая миссия). В свою очередь СССР, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия, Албания в мае 55г. создают ОВД как средство нейтрализации угрозы НАТО. 49г. – СЭВ. 47г. план Маршалла – отказ от него еще больше разделил мир. Важная проблема – германский вопрос. В 49г. образов. ФРГ, ГДР. Был Берлинский кризис, когда после денежной реформы в западном Берлине, он был блокирован на 300 дней, мир был на грани открытой войны. 48-49гг.После смерти Сталина – оттепель в международных отношениях. 55г. – договор с Австрией после вывода из нее всех иностранных войск. После XX съезда КПСС 56г. начался демонтаж «железного занавеса». Январь 54г. – совещание министров иностранных дел США, Англии, Франции и СССР в Берлине. 55г. – в Москву прибыл канцлер ФРГ К. Аденаудер. 59г.- визит Хрущева в США, в договорились встретиться в Париже в 60 г., но за несколько дней до встречи был сбит американский самолет-шпион У-2. 61г. – в Вене встреча Хрущева с Кеннеди. Решено об установлении примой телефонной связи. 12 августа 61г. 2 Берлинский кризис, возведена стена вокруг западного Берлина.
Страница 1
1970-е годы вошли в историю международных отношений как период разрядки напряженности. Сотрудничество стран с разными социально-экономическими системами временно вытеснило конфронтацию, льды "холодной войны" начали таять.
Предпосылками разрядки стали прекращение вьетнамской войны, военно-стратегический паритет (равенство) СССР и США, достигнутый к началу 1970-х годов, урегулирование отношений с ФРГ.
В 1969 г. к власти в ФРГ пришли социал-демократы в союзе со свободными демократами. Канцлером ФРГ стал председатель СДПГ Вилли Брандт. Он коренным образом изменил "восточную политику" своей страны: отказался от реваншизма прежней правящей коалиции ХДС-ХСС, признал послевоенные границы в Европе.
12 августа 1970 г. в Москве был подписан договор между СССР и ФРГ по урегулированию двусторонних отношений. Стержнем Московского договора стали обязательства сторон по территориальному вопросу. ФРГ отказалась от претензий на территорию бывшей Восточной Пруссии, вошедшей в состав СССР в 1945 г. в качестве Калининградской области, выразила готовность заключить договоры с ГДР, ПНР, ЧССР. Обе стороны обязались рассматривать как нерушимые сейчас и впредь границы всех государств в Европе. Одновременно В. Брандт добился от Л.И. Брежнева согласия не препятствовать мирному объединению двух Германий, если для этого возникнут в будущем благоприятные условия. Договор был ратифицирован после заключения Четырехстороннего соглашения по Западному Берлину.
Четырехстороннее соглашение между СССР, США, Великобританией и Францией по Западному Берлину было подписано 3 ноября 1971 г. Оно признало за ним статус "вольного города", не принадлежащего ФРГ. Последняя должна была свернуть в нем политическую деятельность.
7 декабря 1970 г. был подписан договор между ПНР и ФРГ, по которому последняя признала западную границу Польши. 21 декабря 1972 г. по договору между ФРГ и ГДР оба государства признали друг друга как независимые и суверенные. В следующем году они были приняты и состав ООН. 11 декабря 1973 г. был подписан договор между ФРГ и ЧССР, сутью которого стало признание мюнхенского договора от 29 сентября 1938 г. недействительным с самого начала.
Заключенные договоры и соглашение расчистили путь к Общеевропейскому совещанию по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое стало важнейшим международным политическим событием 1970-х годов. Его созыв предусматривала Программа мира, принятая XXIV съездом КПСС (30 марта – 9 апреля 1971 г.).
Совещание прошло в три этапа и растянулось на два года (1973-1975). Первый этап, на уровне министров иностранных дел 33 европейских государств, а также США и Канады, тесно связанных с Европой, прошел в июле 1973 г. в столице Финляндии Хельсинки. Три группы стран-участниц (ОВД, НАТО, нейтральные страны) предложили для обсуждения проекты документов по трем "корзинам" вопросов: безопасности, экономическому и гуманитарному сотрудничеству.
Второй этап совещания, на уровне экспертов, проходил в Женеве с сентября 1973 г. по июль 1975 г. На нем были выработаны согласованные проекты по основным документам.
30 июля – 1 августа 1975 г. в Хельсинки состоялся третий, решающий этап – совещание на высшем уровне. Впервые в послевоенной истории Европы за один стол сели руководители 35 государств, в т.ч. США и Канады, и в торжественной обстановке подписали Заключительный акт Хельсинкского совещания на высшем уровне.
Стержнем Заключительного акта и главным политическим итогом совещания стала "Декларация принципов", которыми государства-участники обязались руководствоваться во взаимных отношениях. Таких принципов было 10: суверенное равенство государств; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека; равноправие народов; взаимовыгодное сотрудничество; добросовестное выполнение обязательств по международному праву.
В 1977 г., эти принципы были внесены в Конституцию, СССР как принципы мирного сосуществования государств с различным общественным строем.
После 1975 г. встречи представителей 35 государств стали называть Хельсинкским процессом, или движением СБСЕ (Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе). В 1977-78 гг. состоялась Белградская встреча, в 1980-83 гг. и в 1985 г. – Мадридская встреча, в 1988-89 гг. – Венская встреча. Она приняла решение преобразовать движение СБСЕ в ОБСЕ, Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Советское руководство расценило итоги Хельсинкского совещания на высшем уровне не только как победу сил мира и разума, но и как крупную победу СССР. Хельсинки-75 считали логическим завершением курса Ялты-45, "духа Ялты". Ведущие капиталистические страны признали сферой влияния СССР Восточную и Центральную Европу. Казалось, доктрина "отбрасывания социализма" потерпела сокрушительное поражение. Однако последующее развитие международных отношений показало, что это было самообольщением. Борьба с социализмом и советским влиянием лишь изменила свои формы, стала более изощренной. В 1989-1991 гг. союзниками США в этой борьбе парадоксальным, на первый взгляд, образом стали руководители СССР и РСФСР.
Поражение группы Н.И. Бухарина и укрепление личного режима
власти И.Сталина
Сначала большинство партийного руководства разделяло положения бухаринской программы и следовало обозначенным им курсом. Однако постепенно внутри назревал новый раскол, порожденный трудностями и противоречиями нэпа, процессами, происходившими в мире и международном социалистическом движении, особенно остро обозначившимися во второй поло...
Сельское хозяйство в период империализма. Замедленное
развитие капитализма в сельском хозяйстве
Отсталость России была особенно заметна в сельском хозяйстве. Характерная особенность экономического развития страны в начале XX столетия состояла в том, что в ней было «самое отсталое землевладение, самая дикая деревня - самый передовой промышленный и финансовый капитализм». Россия оставалась аграрной страной: 97 млн. человек из 125,6 ...
Золотоордынское иго. Освободительная борьба русского народа
Обескровленные земли Руси, лежащие в руинах, вошли в основанное Батыем феодальное государство, которое называлось Золотая Орда. Территориально оно занимало бассейн нижней Волги. Население захваченных земель завоеватели обложили различными налогами, беспощадно грабили земледельцев и ремесленников, уводили молодежь в рабство. Золотоордынс...
Разрядка (политика)
Дж. Картер и Л. И. Брежнев подписывают договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-II), Вена, 18 июня 1979 г.
Разрядка международной напряжённости (в средствах массовой информации часто просто разрядка ) - политика, направленная на снижение агрессивности противостояния стран социалистического и капиталистического лагеря. Термин появился в начале 70-х годов XX века и является калькой с французского détente, однако часто используется применительно к политическим процессам во взаимоотношениях СССР и США с конца 60-х до конца 70-х годов.
Политические предпосылки разрядки
К второй половине 1960-х в мире сложилась достаточно стабильная биполярная политическая система: Восточный и Западный блоки, возглавляемые СССР и США, достигли стратегического равновесия, основанного на доктрине гарантированного взаимного уничтожения (MAD, англ. Mutual Assured Destruction ) - СССР догнал США в мощи ядерных сил. В свою очередь США в ходе выполнения программы Аполлон совершили в 1969 г. высадку на Луну , продемонстрировав свой выигрыш - или догнав СССР - в «космической гонке».
Европа
Вместе с тем продолжавшаяся гонка ядерных вооружений, сосредоточение управления ядерными силами запада в руках США и ряд инцидентов с носителями ядерного оружия вызвали усиливающуюся критику ядерной политики США. Противоречия в принципах управления ядерным оружием в командовании НАТО привели к выходу Франции в из состава этой организации. 17 января произошёл один из крупнейших инцидентов с ядерным оружием: загоревшийся при заправке в воздухе бомбардировщик B-52 ВВС США произвёл аварийный сброс четырёх термоядерных бомб над испанским селением Паломарес. После этого инцидента Испания отказалась осудить выход Франции из НАТО и ограничила военную деятельность ВВС США на территории страны, приостановив испано-американский договор г. о военном сотрудничестве; переговоры о возобновлении этого договора в окончились неудачей.
США
Восток
Советско-китайский разрыв. Пограничный конфликт на острове Даманский . Китайские переговоры Никсона. Опасения СССР о создании китайско-американского альянса.
От договоров 1972 года до Хельсинкских соглашений 1975
- 1967
- январь: начато осуществление советско-американского космического эксперимента «Союз - Аполлон».
- 23 и 25 июня, Гласборо (США): встречи председателя Совета министров СССР А. Н. Косыгина с президентом США Л. Б. Джонсоном.
- 20 декабря основание Института США АН СССР, в 1971 - переименован в Институт США и Канады АН СССР; с 1991 - Институт США и Канады РАН.
- 1969, 17 ноября, Хельсинки : начало переговоров между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений.
- 1971, 30 сентября, Вашингтон , подписаны:
- Соглашение между СССР и США о мерах по усовершенствованию линии прямой связи СССР-США;
- Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США.
- 1972
- 11 апреля: подписано очередное Соглашение между СССР и США об обменах и сотрудничестве в научной, технической, образовательной, культурной и других областях.
- 22-30 мая: визит Никсона в СССР (первый официальный визит действующего президента США в Москву за всю историю отношений). Встреча Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева с Р. Никсоном. В ходе встречи подписаны:
- Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО);
- Временное соглашение между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1);
- документ «Основы взаимоотношений между СССР и США»;
- Соглашение между СССР и США о сотрудничестве в области охраны окружающей среды;
- Соглашение между правительством СССР и правительством США о сотрудничестве в области медицинской науки и здравоохранения;
- Соглашение между правительством СССР и правительством США о сотрудничестве в области науки и техники (продлено в 1977);
- Соглашение между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях (продлено в 1977);
- Соглашение между правительством СССР и правительством США о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним.
- 18 октября, Вашингтон, подписаны:
- Соглашение между правительством СССР и правительством США о торговле;
- Соглашение между правительством СССР и правительством США об урегулировании ленд-лиза, взаимной помощи и претензий;
- Соглашение между правительством СССР и правительством США о порядке финансирования.
Культурное и экономическое сотрудничество
Окончание разрядки
- 1979, 25 декабря: дворец Хафизуллы Амина взят штурмом группой советского спецназа ГРУ , а сам он убит. Начало вторжения СССР в Афганистан .
- 1980
- 4 января: в связи с вводом советских войск Афганистан президент США Дж. Картер объявил о решении американской администрации отложить рассмотрение и ратификацию Договора ОСВ-2 в Сенате США; отсрочить открытие новых американских и советских консульств; прекратить или сократить экспорт в СССР ряда товаров, в том числе сельскохозяйственной продукции (8 января на поставки этой продукции было наложено эмбарго); приостановить экономические, научно-технические и культурные обмены между СССР и США.
- 12 апреля: Национальный олимпийский комитет США принял решение не посылать команду США на Олимпийские игры 1980 года в Москву. К бойкоту Олимпийских игр присоединилось свыше 60 стран.
- 6 августа: опубликовано сообщение о принятии администрацией Дж. Картера «новой ядерной стратегии», сформулированной в президентской директиве № 59.
- 1981
- 6 августа: президент США Р. Рейган отдал распоряжение о полномасштабном производстве нейтронного оружия.
- 30 ноября: в Женеве начались переговоры между СССР и США об ограничении ядерных вооружений в Европе.
- 28 декабря: опубликовано заявление президента США Р. Рейгана о введении санкций в отношении Советского Союза в связи с событиями в Польше - приостановить полеты самолетов «Аэрофлота» в США, отложить проведение ряда переговоров, ужесточить порядок выдачи разрешений на продажу СССР некоторых видов оборудования, отказаться от продления двусторонних соглашений, срок которых истекал в 1981.
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Разрядка (политика)" в других словарях:
У этого термина существуют и другие значения, см. Разрядка (значения). Дж. Картер и Л. И. Брежнев подписывают договор об ограничении стратегичес … Википедия
Разрядка: Разрядка (политика) разрядка (снижение) международной напряжённости. Разрядка (психология) многозначный термин, обозначающий различные процессы (механизмы) восстановления психического равновесия субъекта, обеспечивающие понижение для… … Википедия
Дж. Картер и Л. И. Брежнев подписывают договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ II), Вена, 18 июня 1979 г. Разрядка международной напряжённости (в средствах массовой информации часто просто разрядка) политика, направленная на… … Википедия
Разрядка: Разрядка (типографика). Разрядка (политика). Разрядка (психология) … Википедия
РАЗРЯДКА, и, жен. 1. см. разрядить 2, ся 2. 2. Успокоение, ослабление (напряжённых отношений, нервного состояния). Нервная р. 3. В отношениях между странами: отказ от политики недоверия и напряжённости, от вмешательства во внутренние дела, от… … Толковый словарь Ожегова
- (détente) Буквально ослабление. Термин использовался для характеристики периодов ослабления напряженности в отношениях между США и СССР во время холодной войны (Cold War) и напрямую ассоциировался с процессом (и прогрессом) контроля над… … Политология. Словарь.
разрядка - РАЗРЯДКА1, и, ж Состояние успокоения, ослабления напряженных отношений, нервного состояния. Проблемы, которые здесь обсуждались, требовали такого напряжения ума, что постоянная разрядка была необходима (Гран.). РАЗРЯДКА2, и, ж Политика отказа от… … Толковый словарь русских существительных
Как особенности советского строя влияли на внешнюю политику СССР во второй половине 1960-х - начале 1980-х гг.?
Особенности советского строя: тоталитаризм, вера и активное использование административных способов управления, плановая экономика влияли на внешнюю политику таким образом, что руководство СССР во внешней политике, так же как и во внутренней, пыталось действовать с позиции силы. Внешняя политика СССР основывалась на тезисе о радикальном изменении соотношения сил в мире в пользу СССР и союзных ему стран. Позиции США и НАТО оценивались как ослабленные. Такие настроения в советских верхах усилились с начала 1970-х гг., когда удалось достичь стратегического паритета с США в военной сфере. Примерное равенство сил лишало любую из сверхдержав возможности победы в войне. Согласие Запада на ведение переговоров о разрядке международной напряжённости расценивалось как свидетельство его слабости и успехов советской дипломатии.
Назовите причины непродолжительности периода разрядки.
Советское руководство расценивало хельсинкский процесс исключительно как собственную победу и попыталось её закрепить. Причём оно рассматривало его итоги лишь с точки зрения признания границ в Европе и принципа невмешательства. Западные же страны полагали, что ключевым является пункт о соблюдении прав человека в СССР и странах Восточной Европы. Обе стороны пытались использовать новую ситуацию для изменения в свою пользу соотношения сил в Европе и мире. Вот почему разрядка оказалась недолгой.
1. Раскройте роль СССР в ряде региональных конфликтов в странах Африки, Азии и Латинской Америки.
СССР оказывал всестороннюю помощь и поддержку Демократической Республике Вьетнам в её борьбе против американской агрессии. С июня 1967 г., после начала арабо-израильской войны на Ближнем Востоке, СССР занял проарабскую позицию и направил в Египет и Сирию оружие и военных специалистов. На стороне Индии СССР выступил во время её войны с Пакистаном в середине 1960-х гг. и в индо-пакистанском военном конфликте в 1971 г.
Многолетняя борьба за освобождение от португальских ко¬лонизаторов Анголы, Мозамбика, Гвинеи (Бисау) при поддержке СССР в 1975 г. завершилась провозглашением их независимости. Во внутренней борьбе, развернувшейся в этих странах, СССР поддерживал группировки просоветской ориентации, оказывал им значительную помощь, направляя военных советников. В Анголе и Мозамбике был провозглашён курс на строительство социализма.
3. Приведите примеры, свидетельствующие о разрядке международной напряжённости в 1960- 1970-х гг.
1. Предложение стран Варшавского договора о проведении общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и его проведение
2. В мае 1972 г первый в истории визит президента США (Р. Никсона) в Москву: подписаны договоры об основах взаимоотношений двух стран, об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и стратегических наступательных вооружений (СНВ).
3. Наряду с подписанным в 1973 г. (в ходе визита Брежнева в США) соглашением о предотвращении ядерной войны, они явились основой поворота от конфронтации к разрядке в отношениях Восток - Запад.
4. Подписание 1 августа 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе главами 33 европейских государств, а также США и Канады.
4. Что такое «доктрина Брежнева» и как она проявлялась?
«Доктрина Брежнева» проявлялась в мероприятиях по разрядке международной напряженности
5. Расскажите о развитии отношений между СССР и США в 1970-х - начале 1980-х гг.
Внешняя политика СССР основывалась на тезисе о радикальном изменении соотношения сил в мире в пользу СССР и союзных ему стран. Позиции США и НАТО оценивались как ослабленные. Такие настроения в советских верхах усилились с начала 1970-х гг., когда удалось достичь стратегического паритета с США в военной сфере. Примерное равенство сил лишало любую из сверхдержав возможности победы в войне.
Согласие Запада на ведение переговоров о разрядке международной напряжённости расценивалось как свидетельство его слабости и успехов советской дипломатии.
США действительно не только были вынуждены считаться с новыми военно-стратегическими реалиями, но и пытались выйти из вьетнамского тупика. Не последнюю роль сыграло и то, что, по мнению Запада, режимы в СССР и в союзных ему странах способны сохранять свою силу лишь в условиях жёсткого военного и политического противостояния, а в условиях нормализации отношений будут ослаблены.
На рубеже 1960-1970-х гг. начался период, получивший название «разрядка международной напряжённости».
В 1969 г. европейские государства и страны НАТО поддержали предложение стран Варшавского договора о проведении общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Состоялись визиты Президента США Р. Никсона в СССР и Генерального секретаря ЦК КПСС СССР Л. Брежнева в США.
Подписаны договоры об основах взаимоотношений двух стран, об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и стратегических наступательных вооружений (СНВ). Наряду с подписанным в 1973 г. соглашением о предотвращении ядерной войны, они явились основой поворота от конфронтации к разрядке в отношениях Восток - Запад.
Уже с начала 1960-х гг. советское руководство, как и руководство США, стремилось ослабить прямое военное противостояние, перенося его в различные регионы.
СССР оказывал всестороннюю помощь и поддержку Демо¬кратической Республике Вьетнам в её борьбе против американской агрессии. С июня 1967 г., после начала арабо-израильской войны на Ближнем Востоке, СССР занял проарабскую позицию и направил в Египет и Сирию оружие и военных специалистов. На стороне Индии СССР выступил во время её войны с Пакистаном в середине 1960-х гг. и в индо-пакистанском военном конфликте в 1971 г.
Многолетняя борьба за освобождение от португальских колонизаторов Анголы, Мозамбика, Гвинеи (Бисау) при поддержке СССР в 1975 г. завершилась провозглашением их независимости. Во внутренней борьбе, развернувшейся в этих странах, СССР поддерживал группировки просоветской ориентации, оказывал им значительную помощь, направляя военных советников. В Анголе и Мозамбике был провозглашён курс на строительство социализма.
С 1974 г. после свержения монархии и начала Гражданской войны в Эфиопии СССР начал военную поддержку режима М.X. Мариама, провозгласившего социалистический путь развития Эфиопии и пытавшегося копировать советскую модель.
Многолетняя поддержка СССР (с помощью Кубы) никарагуанских повстанцев способствовала свержению в 1979 г. реакционного режима А. Сомосы и приходу к власти Сандинистского фронта национального освобождения во главе с Д. Ортегой.
Все эти локальные конфликты несли на себе печать противостояния СССР и США, а территории указанных выше стран становились полигонами для проверки эффективности советского и американского оружия, правильности планов и разработок их военного командования.
Разрядка оказалась недолгой. Вслед за начавшейся на Западе кампанией в защиту прав человека в СССР начал размещать ядерные ракеты средней дальности на терри¬тории ГДР и ЧССР. Это создавало дополнительную угрозу западноевропейским странам и изменяло в пользу СССР стратегический баланс сил в Европе и мире, что вызвало бурную реакцию на Западе. С началом ввода советских войск в Афганистан (декабрь 1979 г.) период разрядки был завершён.
6. Почему к началу 1980-х гг. от СССР окончательно дистанцировался Китай?
Проблемы отношений с Китаем обусловлены в основном большей или меньшей самостоятельностью страны в проведении внутренней и внешней политики. Руководство ССССР пыталось диктовать китайским товарищам как руководить страной и как строить отношения с другими странами. С конца 1960-х гг. советско-китайские отношения обострились настолько, что вспыхивали вооружённые конфликты на границе.
Продолжите заполнение в тетради таблицы «Холодная война»: этапы, события, особенности» - см. после §28
2. Познакомьтесь с «Декларацией принципов взаимоотношений и сотрудничества стран», подписанной в Хельсинки. Оцените значение данного документа для преодоления «холодной войны». Почему Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе не смог гарантировать дальнейшее сближение ведущих стран мира?
«Декларацией принципов взаимоотношений и сотрудничества стран», подписанной в Хельсинки закреплены межгосударственные договорённости, сгруппированные в несколько разделов:
в международно-правовой области: закрепление политических и территориальных итогов Второй мировой войны, изложение принципов взаимоотношений между государствами-участниками, в том числе принципа нерушимости границ; территориальная целостность государств; невмешательство во внутренние дела иностранных государств;
в военно-политической области: согласование мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях и крупных передвижениях войск, присутствие наблюдателей на военных учениях); мирное урегулирование споров;
в экономической области: согласование основных сфер сотрудничества в области экономики, науки, техники и защиты окружающей среды;
в гуманитарной области: согласование обязательств по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования, право на труд, право на образование и медицинское обслуживание; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, определять свой внутренний и внешний политический статус.
Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе не смог гарантировать дальнейшее сближение ведущих стран мира потому, что в этих странах были разные политические и экономические системы.
Влияние на развитие советской внешней политики министра иностранных дел в 1957-1985 гг. А.А. Громыко оценивается очень высоко всеми участниками дипломатических отношений и даже его оппонентами.
Знавшие Громыко дипломаты и сотрудники советских спецслужб отмечали, что по складу характера Андрей Андреевич был весьма замкнутым во всём, что касалось его личной жизни. Поэтому приглашение к нему на дачу на обед для обсуждения дипломатических вопросов являлось редким исключением. По свидетельству Вячеслава Кеворкова, такие встречи обычно касались сугубо конфиденциальных даже по мидовским меркам вопросов и проходили на уютной веранде загородного дома Громыко. Жёсткую и мрачноватую манеру министра вести переговоры Кеворков охарактеризовал так: «К встрече с Громыко, как к смерти, живого человека подготовить нельзя».
В официальной биографии, изданной в 2002 году МИД РФ под редакцией министра Игоря Иванова, говорится о больших заслугах Громыко перед советским государством, о том, что он снискал уважение даже у своих политических оппонентов, а в дипломатических кругах Громыко называли «патриархом дипломатии». Вместе с тем Громыко назван «продуктом своей эпохи, её порядков и представлений», отмечается «отсутствие того блеска и дипломатического изящества, которым отличались его предшественники Чичерин и Литвинов». Указано на «ошибки и заблуждения Громыко, присущие советским деятелям его поколения», «промахи и неверные решения». Это касается, прежде всего, таких драматических страниц советской истории, как ввод войск в Чехословакию (1968) и в Афганистан (1979). В истории подавления «Пражской весны» Громыко, который вошёл в Политбюро ЦК КПСС и стал влиять на ключевые государственные решения только с 1973 года, отвечал лишь за внешнеполитическое прикрытие акции. В 1979 году Громыко уже сам разделил политическую ответственность за вторжение в Афганистан с Брежневым, Андроповым и Устиновым: если в марте он ещё возражал, то в декабре по неясным до сих пор причинам уступил давлению коллег по Политбюро, принявших решение о вводе войск.
19 октября 2014 года министр иностранных дел РФ Сергей Лавров назвал Громыко «великим дипломатом советской эпохи»; отмеченное в западной прессе сравнение с Громыко оценил как лестное для себя
4. Раскройте взаимосвязь внешнеполитического курса СССР и внутренних проблем развития страны.
Взаимосвязь внешнеполитического курса СССР и внутренних проблем страны прямая:
поддержка развивающихся стран, гонка вооружений, сохранение блока социалистических стран требовало больших финансовых затрат. Следовательно, эти средства не поступали на нужды развития страны.
Нашли отражение в плакатах тех лет такие темы и проблемы:
Разрядка международных отношений
Борьба за мир
Противостояние двух систем
6. «Быть может, мир именно сейчас находится на перепутье и от того, как будет разрешён афганский кризис, зависит весь ход событий ближайших лет и даже десятилетий» (из открытого письма А.Д. Сахарова). Почему учёный даёт такую оценку участия советских войск в войне в Афганистане? Сравните афганский конфликт с Карибским кризисом 1962 г.
Учёный даёт такую оценку участия советских войск в войне в Афганистане потому, что был убежден, что все международные конфликты в условиях существования атомного оружия должны разрешаться дипломатическими средствами. Кроме того, Афганистан – территория, которая за всю свою историю никогда никем не могла быть завоевана (потребуется много средств и сил для его покорения), это – ключевая территория с точки зрения торговых путей, связующая территория между востоком и Западом. решение афганской проблемы означало нормализацию отношений между Западом и Востоком.
Несмотря на это, афганский конфликт не сравним по напряженности с Карибским кризисом, потому что в Карибском конфликте существовала реальная угроза применения ядерного оружия.