Длительное хранение авиационной техники. Размещение авиационной техники на аэродромах Требования по обеспечению безопасности при хранении авиационной техники

229. Авиационная техника, выводимая на хранение и временно не используемая по назначению, является АТ мобилизационного резерва. Авиационная техника мобилизационного резерва находится на длительном хранении, как правило, на брс .

230. Численный состав, типы, модификации и степени готовности к использованию по назначению ВС резерва устанавливаются приказами главнокомандующих видами (командующих родами войск) Вооруженных Сил, руководителей федеральных органов исполнительной власти и организаций, в ведении которых имеется государственная авиация. Сроки приведения в готовность к использованию по назначению ВС с учетом варианта их применения устанавливаются указаниями начальника вооруже-
ния – заместителя главнокомандующего ВВС по вооружению (старшего должностного лица ИАС федеральных органов исполнительной власти и организаций, в ведении которых имеется государственная авиация).

231. Все работы в процессе длительного хранения ВС производятся: на брс – личным составом баз; в авиационных частях – личным составом штатных команд хранения.

Основная задача ИТС брс состоит в обеспечении сохраняемости АТ резерва и своевременном приведении заданного количества ВС в готовность к использованию по назначению с учетом варианта их применения. Организация работы ИТС при хранении мобилизационного резерва осуществляется в установленном порядке.

232. Перегонку ВС на аэродром дислокации брс осуществляют летные экипажи частей, сдающих АТ. Прием и передача АТ в мобилизационный резерв осуществляется в соответствии с настоящими Правилами и действующими документами о брс ВВС. Все работы, входящие в технологический процесс хранения ВС, выполняет инженерно-технический и летный состав брс .

233. После передачи АТ в резерв выполнение доработок производится АвРЗ при очередном ремонте. Сроки и порядок выполнения доработок по аварийным бюллетеням устанавливаются начальником вооружения – заместителем главнокомандующего ВВС по вооружению.

Запрещается ставить на хранение в резерв неисправные ВС и ВС, на которых не выполнены в полном объеме работы, предусмотренные при постановке на хранение, а также ВС с остатком межрегламентного срока эксплуатации менее трех месяцев. На ВС с остатком межрегламентного срока эксплуатации менее трех месяцев перед постановкой на хранение необходимо выполнить очередные регламентные работы.

234. Авиационная техника переходит в состав мобилизационного резерва после подписания акта о ее приемке на брс . Работы по поддержанию ВС в исправном состоянии до ее постановки на длительное хранение выполняются в соответствии с действующей ЭД.

235. На длительном хранении АТ находится в законсервированном состоянии. Объем и технология работ по консервации АТ и ее ТО при хранении устанавливаются руководствами по длительному хранению соответствующего типа АТ.

236. Авиационная техника при хранении должна быть сгруппирована по типам, модификациям и срокам хранения.

Воздушные суда, находящиеся на хранении, размещаются на специальных площадках, а также в укрытиях, капонирах, обвалованиях в отдельной зоне или зоне одного из подразделений части.

Места хранения ВС должны иметь твердое покрытие из бетона, асфальтобетона или другого материала, обеспечивать удобство буксировки и создавать условия для проведения визуального осмотра и предусмотренных в технической документации мероприятий по ТО.

Места хранения целесообразно выбирать с пониженной агрессивностью атмосферы и влажностью.

Места хранения должны иметь выход на взлетную полосу.

Воздушные суда на открытых площадках должны храниться только в зачехленном состоянии. При хранении ВС в хранилищах их разрешается не зачехлять.

Воздушные суда, находящиеся на стоянках, должны быть обязательно заземлены и под колесами основных стоек шасси должны быть установлены колодки.

На каждом ВС, поставленном на хранение, на передней стойке шасси должна быть закреплена табличка, на которой должно быть указано: заводской номер ВС, дата его постановки на хранение, срок консервации, дата очередного ТО, дата переконсервации двигателей и ВС, фамилия ответственного лица, за которым закреплено ВС. Если ВС временно неисправно, на табличке указывается характер неисправности.

237. Передача ВС с брс осуществляется одиночно или группой. Порядок подготовки ВС к передаче устанавливает заместитель начальника брс по ИАС. Приведение ВС в готовность к использованию по назначению (снятие с хранения) производится специалистами тэч брс . Объем работ по разгерметизации, расконсервации и контролю технического состояния устанавливается руководством по длительному хранению соответствующего типа АТ. Подготовка к передаче и передача СНО СП, войсковых средств измерений, авиационно-технического имущества (АТИ) возлагается на соответствующую группу специалистов, обеспечивающих их хранение.

Для ускоренной передачи группы ВС по представлению заместителя начальника брс по ИАС приказом по части формируется необходимое число технических расчетов из специалистов ИАС брс . В состав технических расчетов включаются лица, ответственные за хранение ВС. Технические расчеты должны быть подготовлены к выполнению работ по снятию ВС с хранения и приведению его в готовность к использованию по назначению с учетом варианта применения. Работа расчетов организуется по технологическим графикам, разработанным по типовым вариантам снаряжения ВС.

238. Авиационная техника выходит из состава мобилизационного резерва после подписания акта о передаче ее с брс в авиационную часть или на АвРЗ (приложения № 56 и 71 к настоящим Правилам).

Постановление ФАС Московского округа от 24.11.2010 N КГ-А40/13874-10 по делу N А40-134094/09-7-1008 Требование: О взыскании задолженности за ответственное хранение авиационной техники. Обстоятельства: Авиационная техника была принята обществом на ответственное хранение в связи с невыполнением заказчиком по договору на выполнение работ по переоборудованию самолетов условий оплаты. Решение: Требование удовлетворено, поскольку ответчиком доказательств того, что общество начало разукомплектацию техники и использование ее в своих коммерческих целях, не представлено.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Дело N А40-134094/09-7-1008

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Чалбышевой И.В.,

судей Мойсеевой Л.А. Новоселова А.Л.,

при участии в заседании:

от истца: Коростелева А.А. - доверенность N 95 от 08.12.2009.,

от ответчика: Колодистый А.С. - доверенность от 02.06.2010.,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу ООО “Авиакомпания “Авиаль“

на решение Арбитражного суда города Москвы от 21.04.2010

принятое судьей Белицкой С.В.,

на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2010

принятое судьями Катуновым В.И., Баниным И.Н., Яремчук Л.А.,

по делу N А40-134094/09-7-1008,

по иску ОАО “Авиакор - авиационный завод“

к ООО “Авиакомпания “Авиаль“

о взыскании 32 890 долларов США,

установил:

Открытое акционерное общество “Авиакор - авиационный завод“ (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к обществу с ограниченной ответственностью “Авиакомпания “Авиаль“ (далее - ответчик) о взыскании 32 890 долларов США задолженности за ответственное хранение авиационной техники.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.04.2010 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 июля 2010 года, исковые требования удовлетворены с отнесением на ответчика расходов по уплате госпошлины.

Законность вынесенных по делу судебных актов проверяется в порядке ст. 274 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе ответчика, который полагает, что арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов были нарушены нормы материального права ввиду неправильного применения закона, выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам. В связи с этим податель кассационной жалобы просит арбитражный суд кассационной инстанции обжалуемые по делу судебные акты отменить и прекратить производство по делу на основании пункта 6 части 1 статьи 287 АПК РФ.

Обжалуя вынесенные по делу судебные акты, в обоснование доводов кассационной жалобы ее податель ссылается на то, что судами обеих инстанций не учтено то, что им в 2001 году на счет истца перечислена предоплата в размере 1 731 012 рублей; истце в период 2007-2008 годов не соблюдал условия договора, заключенного сторонами и предусматривавшего хранение, обслуживание и сохранность авиатехники; ответчиком произведено фотографирование состояния самолета, разукомплектованного истцом, однако данные доказательства не приняты судами; судом первой инстанции судебный акт изготовлен в полном объеме с нарушением сроков, установленных процессуальными нормами.

В судебное заседание заявитель кассационной жалобы явился, доводы кассационной жалобы поддержал в полном объеме.

Представитель истца, также явившийся в заседание суда кассационной инстанции, просил судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Выслушав представителей сторон, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность вынесенных по делу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права и соответствие их выводов установленным и исследованным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенных по делу судебных актов в связи со следующим.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 15.05.2001 г. между сторонами заключен договор N 0233 на выполнение работ по переоборудованию самолетов ТУ-154Б с заводскими номерами 79А326, 81А473, 82А544, 81А474, 82А531 в российский вариант, выполнение комплекса бюллетеней, техническому обслуживанию в объемах и сроках указанных в приложении N 1 к договору.

Ответчиком в соответствии с заключенным договором передан истцу самолет ТУ-154Б N 82А544, что подтверждается актом сдачи-приемки от 11.10.2001 г.

В соответствии с пунктом 1.4. Договора при невыполнении заказчиком условий оплаты за работы исполнитель принимает авиационную технику на ответственное хранение, за что взимается дополнительная плата из расчета за 1 сутки хранения и обслуживания самолета 110 у.е. Условная единица равна одному доллару США (п. 4.9. договора).

В обоснование заявленных требований в суде первой инстанции истец ссылается на неоплату ответчиком услуг за ответственное хранение самолета, предоставленных ответчику на основании пункта 1.4 договора, в связи с не исполнением обязательств по оплате выполненных истцом работ (п. 5.2. договора). Кроме того, истец ссылается на реализацию спорного самолета ТУ-154Б N 82А544 путем проведения аукциона от 17.06.2008 г., что подтверждается протоколом от 17.06.2008 г. и актом приема-передачи от 17.07.2008 г.

Разрешая спор по существу, Арбитражный суд города Москвы пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме. При этом суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком не представлено доказательств надлежащего исполнения обязательств по оплате услуг.

Довод заявителя жалобы о том, что им в 2001 году для переоборудования кабины пилотов и пассажирского салона самолета ТУ-154Б N 82А544 из венгерского в российский вариант на расчетный счет истца была перечислена предоплата в размере 1 731 012 руб., не соответствует обстоятельствам дела. Подтвердить перечисление данной суммы именно для целей выполнения работ по переоборудованию кабины пилотов и пассажирского салона самолета ТУ-154Б N 82А544 ответчик не смог, доказательств в материалы дела предоставлено не было.

Доводы заявителя жалобы о том, что истец не приступил к выполнению договорных обязательств и в одностороннем порядке перевел воздушное судно в режим ответственного хранения, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и сложившимся между сторонами договорным отношениям. В соответствии с пунктом 1.4. Договора N 0233, при невыполнении заказчиком условий оплаты за работы исполнитель принимает авиационную технику на ответственное хранение, за что взимается дополнительная плата из расчета за одни сутки хранения и обслуживании самолета 110 у.е. (одна условная единица равна одному доллару США),

Таким образом, в связи с невыполнением ООО “Авиакомпания “Авиаль“ условий оплаты за работы самолет ТУ-154Б под номером 82А544 был принят ОАО “Авиакор - авиационный завод“ на ответственное хранение.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление ФАС Московского округа N КГ-А40/3007-08 имеет дату 14.05.2008, а не 15.05.2008.

Вступившими в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-11186/02-63-126, решением Арбитражного суда города Москвы от 05.10.2007 г. по делу А40-9500/07-69-71, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2007 г., постановлением ФАС МО от 15.05.2008 г. удовлетворены исковые требования ОАО “Авиакор - авиационный завод“ о взыскании с ответчика основного долга за ответственное хранение самолета ТУ-154Б N 82А544 за периоды с 12.10.2001 г. по 11.03.2002 г. и с 15.02.2004 г. по 17.09.2007 г. соответственно. Таким образом, указанными судебными актами был установлен факт нарушения ответчиком условий оплаты по Договору N 0233.

Доводы заявителя о том, что истец в период с 17.09.2007 г. но 17.06.2008 г. перестал соблюдать положения договора N 0233 в части пункта 1.6., предусматривающего хранение, обслуживание и сохранность авиационной техники не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Так, в соответствии с пунктом 1.6. договора, исполнитель обеспечивает сохранность принятой в ремонт авиационной техники до передачи ее заказчику после выполнения работ и подписания акта приемки-сдачи.

Суды указали, что авиационная техника была принята ОАО “Авиакор - авиационный завод“ на ответственное хранение не в соответствии с пунктом 1.6. договора, а в порядке статьи 514 Гражданского кодекса РФ и согласно пункту 1.4. договора, как принятая на ответственное хранение при невыполнении заказчиком условий оплаты. И выполнять какие-либо работы, кроме как обеспечивающие сохранность воздушного судна и первоначальном состоянии, в данном случае ОАО “Авиакор - авиационный завод“ не должно.

Доказательств, подтверждающих доводы заявителя кассационной жалобы о том, что истец начал несанкционированную разукомплектацию узлов и агрегатов воздушного судна ТУ-154Б N 82А544, незаконное их присвоение и использование в своих коммерческих целях, ответчиком не представлено.

По существу заявления ответчика о фотографировании разукомплектованного ВС ТУ-154В N 82А544, суды указали на отсутствие прямых доказательств: невозможно идентифицировать спорное воздушное судно, поскольку спорным является не просто ТУ-154В, а именно судно за номером 82А544. На представленных фотографиях указанный номер отсутствует.

Доводы заявителя жалобы относительного проведенных истцом торгов с целью сокрытия факта хищения двигателей, агрегатов воздушного судна ТУ-154Б N 82А544 не подтверждаются материалами дела. При этом суды указали на то, что решением арбитражного суда Самарской области от 30.03.2010 г. по делу N А55-35128/2009 и Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, оставившим данное решение без изменения, вышеуказанные торги были признаны действительными и законными.

Довод относительно нарушения срока изготовления судебного акта в полном объеме также не может служить основанием для отмены решения и постановления, поскольку ответчиком не представлены доказательства нарушения или не соблюдения его прав.

Доводы заявителя жалобы, повторяющие позицию, изложенную в суде первой инстанции и апелляционной жалобе, являются необоснованными, поскольку не соответствуют нормам права, подлежащим применению при рассмотрении настоящего спора и фактическим обстоятельствам, имеющим значение для дела.

Иная оценка заявителем жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной судами при рассмотрении дела судебной ошибки.

Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу решения суда первой инстанции и постановления апелляционной инстанции.

Оснований, предусмотренных ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 21 апреля 2010 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 июля 2010 года по делу N А40-134094/09-7-1008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья

И.В.ЧАЛБЫШЕВА

Л.А.МОЙСЕЕВА

1. Общие положения

1.1. Настоящая инструкция определяет порядок образования, обновления и использования резерва авиационно-технического имущества, созданного за счет хранения списанных воздушных судов.
1.2. Порядок списания воздушных судов и общие правила хранения авиационной техники определяются в соответствии с требованиями Наставления по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации СССР (НТЭРАТ ГА), Инструкции о порядке списания воздушных судов и авиационных двигателей (МГА от 20.06.89 № 19/И) , регламентов технического обслуживания воздушных судов.
1.3. Постановку на хранение в резерв списанных воздушных судов организуют объединения, авиапредприятия в целях:
- создания запаса авиационно-технического имущества, в том числе крупных узлов, деталей и агрегатов;
- обеспечения отдельных видов ремонта и других производственных работ;
- использования в качестве натурных образцов для технической учебы;
- отработки технологий монтажно-демонтажных работ;
- тренировок специалистов по переоборудованию самолетов и вертолетов в варианты специального назначения;
- экспериментальных работ и испытаний конструкции воздушного судна;
- удовлетворения других потребностей авиапредприятия и отрасли.
1.4. Авиапредприятия (объединения) являются владельцами резерва авиационной техники.
1.5. Постановка (снятие) списанных воздушных судов на хранение (с хранения) в резерв производится на основании приказа должностного лица ГА, имеющего право на списание авиационной техники в соответствии с Инструкцией о порядке списания самолетов и вертолетов (МГА от 20.06.89 № 19/И) .
1.6. Списанная авиационная техника, включенная в резерв, снимается с баланса авиапредприятия.

2. Образование, накопление и обновление резерва

2.1. Резерв авиационной техники образуется и накапливается при АТБ авиапредприятий, имеющих приписной парк воздушных судов.
2.2. Количество воздушных судов в резерве определяется руководителем авиапредприятия (объединения) с учетом производственных и мобилизационных заданий, но не менее одного самолета и вертолета каждого типа приписного парка.
2.3. Общая численность резерва авиационной техники предприятия должна быть согласована с ИАС, Вторым отделом УГА (ПО).
2.4. Обновление резерва авиационной техники производится решением руководителя предприятия путем замены находящихся на хранении воздушных судов вновь списанными судами аналогичных типов.
2.5. Снятое с резерва воздушное судно используется (разделывается) в соответствии с Инструкцией о порядке списания воздушных судов (МГА от 20.06.89 № 19/И) .

3. Организация хранения резерва воздушных судов

3.1. Условия хранения воздушных судов резерва определяются руководителем предприятия с учетом целей его создания, указанных в п.1.3. настоящей Инструкции.
При этом пункт 2.15 . и раздел 4 Инструкции о порядке списания воздушных судов (МГА от 20.06.89 №19/и) в части уничтожения технической документации списанного воздушного судна и приведение его в нелетное состояние не выполняются.
3.2. Перед постановкой воздушного судна в резерв должны быть приняты соответствующие меры безопасности его хранения.
3.3. Места стоянок воздушных судов резерва определяются руководителем предприятия - владельцем резерва.
Возможно использование грунтовых мест стоянок, если они удовлетворяют мерам безопасности и экологии при хранении.
3.4. Техническое обслуживание при хранении самолетов и вертолетов резерва проводится в соответствии с НТЭРАТ ГА и регламентов технического обслуживания воздушных судов.
3.5. Объемы работ по техническому обслуживанию воздушных судов по установленным нормам, а также расхода на содержание резерва включаются в производственный план в АТБ.
3.6. Разрешается с поставленного в резерв воздушного судна демонтаж исправных узлов и агрегатов другого авиационного имущества, имеющих остаток ресурса, для использования установленным в ИАС ГА порядке в производственной деятельности авиапредприятия.
3.7. Организация работ при хранении воздушных судов резерва возлагается на ПДО и начальника производства (цеха периодического обслуживания) АТБ.
3.8. Ответственность за использование авиационной техники резерва по назначению возлагается на начальника АТБ авиапредприятия.

4. Учет и отчетность при хранении и использовании резерва

4.1. Учет воздушных судов резерва организуется в управлениях (производственных объединениях) и предприятиях ГА.
4.2. Форма и сроки отчетности предприятиям устанавливает руководство управления ГА. Отчет-информацию по резерву представляет ИАС УГА (ПО) по запросам ГУТЭРАТ МГА.
4.3. Пономерная документация на воздушное судно резерва хранится и ведется в установленном порядке в течение срока нахождения судна в резерве.
4.4. Воздушное судно исключается из резерва, если:
- исчерпаны возможности его дальнейшего использования;
- техническое состояние судна не позволяет обеспечить его хранение;
- имеется производственная необходимость использования судна в целях, не предусмотренных п.1.3. настоящей Инструкций.
4.5. Воздушное судно считается в резерве (снятым с хранения) со дня подписания приказа руководителем, указанным в п. 1.6 настоящей Инструкции.
4.6. В случае снятия воздушного судна с хранения авиапредприятие в 5-дневный срок обязано информировать ИАС УГА (ПО) о данном факте в соответствии с п. 4.2 настоящей Инструкции.
4.7. Списанные самолеты и вертолеты, поставленные в резерв, в бухгалтерском учете (забалансовый счет 002 Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение) числятся по стоимости металлолома.
4.8. Авиапредприятия, объединения обязаны корректировать план сдачи металлолома (вторичного сырья) с учетом плана создания (ликвидации) резерва воздушных судов"

5. Уточнение документов

5.1. С вводом в действие настоящей Инструкции Положение о порядке списания и хранения выработавшей ресурс авиационной техники (МГА от 25.06.86 № 21/и-ДСП), считать утратившим силу.
5.2. Внести изменения в примечание к пункту 1.3. Инструкции о порядке описания воздушных судов и авиационных двигателей (МГА от 20.06.89 № 19/И) в соответствии с пунктом 5.1 настоящей Инструкции.

Виды хранения

В зависимости от продолжительности перерыва в эксплуатации для АТ устанавливаются два вида хранения: кратковременное - на срок до одного года и длительное - более одного года.

Объем и периодичность работ, выполняемых при кратковременном хранении ЛА, устанавливаются регламентом технического обслуживания и указаниями руководства.

На длительном хранении находится техника мобилизационного резерва на специальных базах хранения в законсервированном состоянии. Консервация для длительного хранения и её техническое обслуживание при таком хранении приводится в соответствии с руководством по длительному хранению на конкретный тип АТ.

Постановка на хранение

Технологический процесс хранения ВС включает: постановку на хранение, техническое обслуживание при хранении, облет и подготовку ВС к использованию по назначению (снятие с хранения).

Постановка на хранение заключается в контроле технического состояния ВС, демонтаже съемных и других агрегатов, консервации и герметизации ВС.

Контроль технического состояния ВС заключается в выявлении повреждений, вызванных процессами коррозии , старения и биоповреждений , а также механическими воздействиями при эксплуатации (трещины, сколы, нарушения лакокрасочного покрытия (ЛКП) и др.). При контроле технического состояния ВС выполняются осмотро- вые работы и проверка работоспособности оборудования. По результатам контроля технического состояния в установленном порядке составляется акт технического состояния ВС при постановке на длительное хранение.

При передаче АТ на хранение она должна быть:

  • - исправна,
  • - запас назначенного межремонтного ресурса (срока службы) в любом случае должен быть не менее 10%.
  • - укомплектована штатным оборудованием, инструментом, съемным оборудованием, средствами контроля и ремонта в местах расположения АТ.

Воздушные суда на период хранения закрепляются за ответственными лицами из числа ИТС любой специальности. За одним специалистом может быть закреплено до 10 ВС. Все работы на ВС в период хранения производятся в присутствии ответственного лица, за которым оно закреплено.

При постановке на длительное хранение с ВС должны быть демонтированы все пиросредства , грифованное оборудование (секретное оборудование) и агрегаты, хранение которых осуществляется в специальных условиях.

Консервация ВС заключается в нанесении на детали, узлы, агрегаты, блоки, системы, оборудование и вооружение консервационных и герметизирующих материалов (средств временной противокоррозионной защиты) и проводится в целях защиты ВС от внешних воздействующих факторов атмосферы, вызывающих процессы коррозии, старения и биоповреждений деталей, узлов и агрегатов.

Герметизация ВС заключается в частичном или полном, в зависимости от условий хранения ВС, заклеивании герметизирующими лентами стыковочных и заклепочных соединений (зазоров) и проводится для обеспечения защиты ВС от проникновения внутрь пыли, осадков, биологических вредителей. При этом необходимо все отверстия заглушить штатными заглушками.

Дренажные отверстия должны быть открытыми для стока конденсата, образующегося во время хранения. Но не допускается герметизация дренажных отверстий.

Воздушное судно считается поставленным на хранение, если на нем выполнены в полном объеме работы, предусмотренные эксплуатационной документацией, в формулярах произведена запись с указанием документа, на основании которого ВС поставлено на хранение, а также указаны дата постановки, фамилии ответственного исполнителя и контролирующего лица и имеются их подписи, оформлен в установленном порядке акт технического состояния ВС при постановке на длительное хранение и подписан приказ командира части о постановке ВС на хранение.

В процессе хранения АТ на ней проводятся работы по техническому обслуживанию при хранении. Объем и периодичность выполнения этих работ определены в действующей эксплуатационной документации по хранению на конкретный тип АТ.

Техническое обслуживание АТ при хранении состоят из: ТО на местах хранения и ТО в специальных производственных условиях.

Техническое обслуживание АТ на местах хранения осуществляется в целях профилактики значительных повреждений и направлено на выявление агрессивного воздействия факторов окружающей среды (климатических и биологических) на техническое состояние деталей, узлов и агрегатов, размещенных снаружи. При этом проверяется отсутствие на них коррозионных и биологических повреждений, оценивается внешним осмотром состояние и наличие консервационных смазок на деталях, узлах и агрегатах (отсутствие сползания, высыхания, повреждения смазки), проверяется работоспособность наименее надежных при хранении в составе АТ агрегатов и блоков оборудования.

Техническое обслуживание АТ в специальных производственных условиях включает следующие работы:

  • - расконсервацию АТ и установку необходимого съемного оборудования;
  • - выполнение регламентных работ,
  • - опробование двигателей;
  • - осмотры, проверки по соответствующим указаниям.

Облет является одним из основных видов периодической проверки технического состояния ВС в целом, работоспособности всех систем, а также точностных характеристик отдельных бортовых систем после периода хранения.

Облет воздушного судна проводится в сроки, определенные эксплуатационной документацией по хранению конкретного типа ВС. Объем облета устанавливается в эксплуатационной документации конкретного типа ВС.

  • Дренажные отверстия (от франц. drain - сток) - отверстия для удаления газовиз топливных баков при заправке. Система дренажа состоит из трубопроводов склапанами, бачками и другими элементами и служит для сообщения баков с атмосферой и для обеспечения в них заданного давления. Дренажный клапан поддерживает или ограничивает перепад давлений или абсолютное давление в системе
  • Тема №16 : «Содержание авиационной техники в исправном состоянии».

    Занятие №3.

    Время, отводимое на занятие: 2 учебных часа.

    Место проведения занятия: класс технической подготовки.

    Вид занятия: групповое.

    Цель занятия:

      Развитие командно-методических навыков.

    2. Изучение организации сезонного обслуживания АТ и средств ее эксплуатации (подготовка к зимней (летней) эксплуатации), хранения авиационной техники резерва.

    Учебные вопросы:

    Введение.

    1. Сезонное обслуживание АТ и средств ее эксплуатации (подготовка к зимней (летней) эксплуатации).

    2. Хранение авиационной техники резерва.

    1. Сезонное обслуживание АТ и средств ее эксплуатации (подготовка к зимней (летней) эксплуатации).

    При переходе к зимней (летней) эксплуатации проводится подготовка личного состава, АТ и средств ее эксплуатации к соответствующему периоду эксплуатации.

    Подготовка к зимней (летней) эксплуатации включает:

    Занятия (конференции) с личным составом по особенностям эксплуатации АТ в зимний (летний) период;

    Сезонное обслуживание АТ согласно РО, а также другие работы на АТ, предусмотренные ЭД и указаниями главного инженера объединения (соединения);

    Подготовку учебно-производственной базы и СТО;

    Тренажи на АТ;

    Проверку обеспеченности ИТС зимним (летним) техническим обмундированием.

    Сроки проведения подготовки всех частей объединения к очередному периоду эксплуатации определяет командующий объединением. При этом на одно подразделение должно быть выделено не менее 7 рабочих дней. ВС на полеты от данного подразделения в период подготовки планировать запрещается. План перевода частей к эксплуатации в зимний (летний) период разрабатывает главный инженер объединения. Перечень работ на АТ и СТО разрабатывается заместителем командира части по ИАС совместно с инженерами части по специальности и утверждается командиром части.

    Допуск к эксплуатации ВС в зимних (летних) условиях дает командир ато с записью в формуляр ВС.

    По окончании выполнения работ по переводу АТ части и СТО к эксплуатации в зимний (летний) период выделяется полный рабочий день, в течение которого проводится смотр готовности АТ и личного состава и подводятся итоги подготовки. Результаты смотра отдаются приказом по части.

    2. Хранение авиационной техники резерва. Общие положения

    Воздушные суда, неиспользуемые по назначению в течение периода времени, определенного РО, должны содержаться на хранении в специально отведенных для их размещения местах в состоянии, обеспечивающем сохранение значений показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение срока хранения и после хранения.

    Авиационная техника, находящаяся на хранении, может быть снята с хранения и передана, при необходимости, в войсковые части для решения задач учебно-боевой подготовки в мирное время или для использования по назначению в особый период.

    Основным требованием к сохраняемости и боеготовности хранящейся АТ в мирное время является содержание ее в исправном состоянии и готовности к приведению для использования по назначению.

    Хранение АТ резерва должное обеспечивать готовность ее к использованию по назначению, т. е способность к переводу заданными силами и средствами из состояния хранения в состояние, предшествующее непосредственному использованию по назначению.

    В зависимости от продолжительности хранения различают кратковременное (до одного года включительно) и длительное (более одного года) хранение.

    При кратковременном хранении организация и выполнение работ на АТ проводится в соответствии с действующими РО на конкретный тип АТ.

    При длительном хранении организация и выполнение работ на АТ проводится в соответствии с руководством по длительному хранению на конкретный тип АТ.

    Воздушные суда, передаваемые на хранение, должны быть исправны, укомплектованы штатным оборудованием, инструментом, съемным оборудованием, средствами контроля и войскового ремонта. Остаток ресурса (срока службы) ВС, выводимых на длительное хранение, их двигателей и комплектующих узлов определяются приказами главнокомандующих видами Вооруженных Сил. Запас назначенного межремонтного ресурса (срока службы) должен быть не менее 10 %.

    Воздушные суда на период хранения закрепляются за ответственными лицами из числа ИТС расчетов ато любой специальности. За одним специалистом может быть закреплено до 10 ВС. Все работы на ВС в период хранения производятся в присутствии ответственного лица, за которым оно закреплено.

    Размещение ВС на местах хранения должно позволять свободную буксировку любого ВС и подъезд СНО ОП. Интервалы между концевыми обтекателями плоскостей ВС должны быть:

    на открытых площадках – не менее 1 м;

    в арочных ЖБУ – не менее 1 м;

    в ангарах 1 – 2 степени огнестойкости – не менее 1 м;

    в металлических хранилищах типа СРМ – 1,5 м.

    Смотровые проходы вдоль стен должны быть не менее 0,6 м.

    Для вертолетов интервал между осями несущих винтов должен быть не менее 1,5 диаметров несущего винта.

    Съемное оборудование и вооружение хранится отдельно от ВС. Размещение и порядок хранения устанавливает заместитель командира части по ИАС. При этом должно обеспечиваться нормативное время комплектации ВС. Условия хранения должны соответствовать требованиям действующей ЭД.

    Технологический процесс хранения ВС включает: постановку на хранение, ТО при хранении, облет и подготовку ВС к использованию по назначению (снятие с хранения).

    Постановка на хранение заключается в контроле технического состояния ВС, демонтаже съемных и других агрегатов, консервации и герметизации ВС.

    Контроль технического состояния ВС заключается в выявлении повреждений, вызванных процессами коррозии, старения и биоповреждений, а также механическими воздействиями при эксплуатации (трещины, сколы, нарушения ЛКП и др.). При контроле технического состояния ВС выполняются осмотровые работы и проверка работоспособности оборудования. По результатам контроля технического состояния составляется Акт технического состояния ВС при постановке на длительное хранение.

    При постановке на длительное хранение с ВС должны быть демонтированы все пиросредства, грифованное оборудование и агрегаты, хранение которых осуществляется в специальных условиях.

    Консервация ВС заключается в нанесении на детали, узлы, агрегаты, блоки, системы, оборудование и вооружение консервационных и герметизирующих материалов (средств временной противокоррозионной защиты) и проводится с целью защиты ВС от внешних воздействующих факторов атмосферы, вызывающих процессы коррозии, старения и биоповреждений деталей, узлов и агрегатов.

    Герметизация ВС заключается в частичном или полном, в зависимости от условий хранения ВС, заклеивании герметизирующими лентами стыковочных и заклепочных соединений (зазоров) и проводится для обеспечения защиты ВС от проникновения внутрь пыли, осадков, биологических вредителей. При этом, необходимо все отверстия заглушить штатными заглушками.

    Дренажные отверстия должны быть открытыми для стока конденсата, образующегося во время хранения.

    Не допускается герметизация дренажных отверстий.

    Воздушное судно считается поставленным на хранение, если на нем выполнены в полном объеме работы, предусмотренные ЭД, в формулярах произведена запись с указанием документа, на основании которого ВС поставлено на хранение, а также указаны дата постановки, фамилия ответственного исполнителя и контролирующего лица и имеется их роспись, оформлен Акт технического состояния ВС (при постановке на длительное хранение) и подписан приказ командира части о постановке ВС на хранение.

    В процессе хранения АТ на ней проводятся работы по ТО при хранении. Объем и периодичность выполнения этих работ определены в действующей ЭД по хранению на конкретный тип АТ.

    Техническое обслуживание АТ при хранении состоят из: ТО на местах хранения и ТО в специальных производственных условиях (регламентные работы в тэч части).

    Техническое обслуживание АТ на местах хранения осуществляется с целью профилактики ее значительных повреждений и направлено на выявление агрессивного воздействия факторов окружающей среды (климатических и биологических) на техническое состояние деталей, узлов и агрегатов, размещенных снаружи. Проверяется отсутствие на них коррозионных и биологических повреждений. Оценивается внешним осмотром состояние и наличие консервационных смазок на деталях, узлах и агрегатах (отсутствие сползания, высыхания, повреждения смазки). Проверяется работоспособность наименее надежных при хранении в составе АТ агрегатов и блоков оборудования.

    Техническое обслуживание АТ в специальных производственных условиях включает следующие работы: расконсервацию АТ и установку необходимого съемного оборудования; выполнение регламентных работ, опробование двигателей; осмотры, проверки по соответствующим указаниям.

    Облет является одним из основных видов периодической проверки технического состояния ВС в целом, работоспособности всех систем, а также точностных характеристик отдельных бортовых систем после периода хранения.

    Облет ВС проводится в сроки определенные ЭД после цикла хранения и замены двигателей. Объем и периодичность облета установлены в ЭД на конкретный тип ВС.

    Подготовка АТ к использованию по назначению (снятие с хранения) включает: разгерметизацию и расконсервацию ВС, установку на штатные места демонтированного оборудования, заправку, дозаправку систем ВС рабочими средами и при необходимости замену, внешний осмотр и проверку работоспособности систем ВС, бортового оборудования и вооружения, устранение выявленных недостатков, опробование двигателей, облет и снаряжение ВС согласно варианту применения.

    Разгерметизация АТ заключается в снятии со всех отверстий штатных заглушек и в удалении со стыковочных и заклепочных соединений (зазоров) герметизирующих лент, нанесенных при герметизации.

    Расконсервация АТ заключается в удалении с деталей, узлов, агрегатов, блоков, систем, оборудования и вооружения консервационных и герметизирующих материалов (средств временной противокоррозионной защиты), нанесенных при консервации.

    Двигатели, бортовое оборудование и вооружение, кроме случаев, особо оговоренных, должно храниться в составе ВС. Съемное оборудование, СНО СП хранятся отдельно от ВС согласно действующей ЭД. Место и порядок их хранения определяются заместителем командира части по ИАС (заместителем начальника брс по ИАС) с учетом обеспечения нормативного времени комплектации ВС при приведении в готовность к использованию по назначению. Аккумуляторные батареи, ПТС, парашюты, специальные агрегаты и съемные агрегаты вооружения должны храниться в соответствии с требованиями технической документации на эти изделия.

    Допускается снятие с борта и отдельное хранение специальных блоков и агрегатов.

    Приборы, являющиеся составной частью различных видов изделий ВС, должны храниться вместе с изделиями. Если условия хранения или конструктивные особенности изделий не позволяют хранить их в собранном виде, допускается разборка изделии на возможно минимальное число составных частей.