Формирование единого образовательного и культурного пространства в европе и отдельных регионах мира. Тема: Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира

2.3.2 Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира . Участие России в этом процессе.

По имеющимся оценкам, в развитых странах 60% прироста национального дохода определяется приростом знаний и образованности общества. В частности, установлено, что рост образования на один класс средней школы обеспечивает в среднем рост числа подаваемых рационализаторских предложений на 6 и сокращает сроки освоения рабочими новых операций на 50%. В различных странах неоднократно публиковались расчеты, из которых следует, что затраты на обучение окупаются быстрее, чем на оборудование.

Проблемы профессиональной ориентации, качества подготовки, снижения роли профессиональной квалификации, проблема отставания в структуре, объемах подготовки квалифицированных рабочих от требований предприятий – наиболее важные проблемы образования молодых рабочих промышленных предприятий. Наряду с этими проблемами , глубокого изучения требует общая и профессиональная культура молодых работников.

Болонский процесс - процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда была подписана Болонская декларация.

Решение участвовать в добровольном процессе создания Европейского пространства высшего образования было оформлено в Болонье представителями 29 стран. На сегодняшний день процесс включает в себя 47 стран-участниц из 49 стран, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954). Болонский процесс открыт для присоединения других стран.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран.

На конференции министров, которая состоялась в марте 2010 года в Будапеште и Вене , в честь десятилетия Болонского процесса, состоялось официальное объявление о создании европейского пространства высшего образования, что означает, что цель, поставленная в Болонской декларации, была выполнена.

Достоинства Болонского процесса: расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счет того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда. Присоединение России к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений - в академических обменах с университетами европейских стран.

США не только наблюдают за процессом европейской образовательной интеграции, но и достаточно активно участвуют в нём. В 1992 году при ЮНЕСКО была создана рабочая группа по разработке нормативной базы для обеспечения возможности взаимного признания документов об образовании стран Европы и Америки. Однако за два года не удалось прийти к консенсусу, выяснилось, что одной из главных проблем на пути конвергенции двух образовательных систем является проблема сопоставления Европейской системы взаимного признания зачётных единиц (ECTS) с американской системой зачетных единиц (англ. credits).

По оценкам российских экспертов в области образования, присоединение России к Болонскому процессу может привести к временной путанице с учебными программами . Болонский процесс дал развитию образования в России очень много, в частности, он заставил серьёзно и критически осмыслить то, что мы имеем, и наметил определенные шаги по движению и по изменению этой системы. Одна из серьёзных проблем интеграции российской системы образования в Болонский процесс - недостаточно полная информированность должностных лиц как о текущем положении дел в российском и европейском образовании, так и о целях Болонского процесса. По мнению большинства российских экспертов в области высшего образования, а также ведущих российских учёных переход России на двухуровневую систему приведёт к окончательному развалу всей отечественной системы высшего образования.

С 2005 г. в России запущены национальные проекты, призванные оздоровить российское общество и решить важные социальные задачи. В число приоритетных проектов, предложенных для рассмотрения Президентом РФ, входит национальный проект «Образование», реализация которого началась в 2006 г.

Помимо создания новых учебных заведений в стране, в том числе открытия новых университетов, в Российской Федерации появляется традиция образовательных грантов, поощрения лучших учителей России и т.д. Формирование качественно нового педагогического состава российского учительства позволило правительству приступить к осуществлению плановой модернизации российского образования, одной из составляющих которого является введение по всей стране Единого государственного экзамена как наиболее эффективного метода контроля за качеством знаний и выявления на этапах экзамена талантливых учащихся, готовых в дальнейшем заниматься научными исследованиями

С 2008 г российская система высшего образования перешла на двухуровневую систему – бакалавр и магистр.

С 2007 года в приоритетный нацпроект "Образование" включено новое направление – ежегодная государственная поддержка на конкурсной основе подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях НПО и СПО. В соответствии с данным направлением национального проекта «Образование» в России на базе инновационных учреждений НПО и СПО создаются ресурсные центры, призванные сыграть значительную роль в развитии непрерывного образования в регионе.

В 2007 г. Салаватский индустриальный колледж стал победителем конкурса в рамках приоритетного нацпроекта "Образование". Учебному заведению выделили 70 миллионов рублей из федерального бюджета и ОАО "Салаватнефтеоргсинтез", на реализацию программы "Углубление практического обучения с целью подготовки высококвалифицированных рабочих для высокотехнологичных нефтехимических и нефтегазоперерабатывающих производств в рамках программ среднего профессионального образования".

Глобализация вызывает революционные процессы не только в мире экономики и финансов, не только на рынке труда и СМИ – все более явным становится и ее влияние на системы образования. Открыто звучат слова о «конкуренции образовательных регионов», предполагающих англосаксонскую модель конкуренции всех со всеми – государств, вузов, профессоров, студентов.

Свидетельства о высшем образовании (CBO) должны быть сопоставимы по всей Европе. Такое соглашение подписали 29 европейских государств в итальянском городе Болонья. Цель «Болонской декларации» - создание «европейского пространства высшего образования». Один из результатов – введение двухступенчатой системы СВО, состоящей из ученых степеней Бакалавр и Магистр, которые присваиваются по всей Европе по одинаковым критериям. «Болонский процесс» содействует мобильности студентов в Европе. На сегодняшний день декларацию подписали 45 стран.

В 2003 году Россия подписала Болонскую декларацию и, тем самым, активизировала процесс своего вступления в общеевропейское образовательное сообщество. Уже сейчас Болонское движение охватило практически все крупнейшие вузы РФ. Потребность в высококвалифицированных специалистах велика во все времена. Современная ситуация в России и современное производство, динамично меняющееся под воздействием технического прогресса, ставит вопрос о повышении эффективности профессиональной подготовки специалистов, их профессиональной компетентности и предопределяет необходимость улучшения качества образования.

Процессы глобализации экономики, формирования информационного общества и интеграция российской системы высшего профессионального образования в мировое образовательное пространство поставили перед нашей педагогической наукой задачу приведения традиционного российского научного аппарата в соответствие с общепринятой в Европе системой педагогических понятий.

Исходя из этого, мы должны формулировать задачу таким образом: Необходимо воспользоваться возможностями, которые дает эксперимент, для существенного улучшения качества подготовки специалистов и реального приближения сущностного содержания образования к уровню ведущих европейских ВУЗов. При этом следует учитывать как основные положения кредитно-модульной системы подготовки специалистов (КМСПС) и европейской системы перезачета кредитов, так и требования российского законодательства в сфере образования. Вводя новации, желательно в максимальной мере, насколько это возможно, придерживаться тех принципов, на которых отечественное образование базировалось до сих пор. Тем более что Болонская конвенция, как известно, провозглашает расположение к сохранению своеобразия содержания и форм преподавания образовательных программ, а, следовательно, и национальной, и местной академической автономии.

Реалии сегодняшних дней таковы, что вузы России должны будут через несколько лет перейти на двухступенчатую систему «Bachelor-Master» международного образца и те из них, которые смогут это сделать своевременно и качественно, смогут продолжить свою образовательную деятельность. В настоящее время некоторые моменты Болонского движения остаются неясными, идут многочисленные дискуссии на тему, а стоит ли вообще менять систему образования в России, будет ли признаваться степень бакалавра на предприятиях, как правильно выстроить экономические отношения в вузе при переходе на новую систему и многое другое. Сколько бы не говорилось о формировании общеевропейского образовательного пространства, кроме громких слов – «Болонское соглашение», «бакалавры и магистры», «двухуровневая система», - большинство россиян ничего не слышали. Между тем, совсем скоро эти понятия войдут в нашу жизнь.

Итак, какие изменения предполагают государственные образовательные стандарты третьего поколения? Необходимость государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) назрела в 90-е годы в связи с появлением множества новых учебных заведений и расширением их академических свобод. После распада СССР сфера образования остро нуждалась в стандартизации. Министерство образования со стороны государства и учебно-методические объединения со стороны университетов разработали и внедрили работающую уже более 15 лет систему ГОС ВПО. На подходе ее третья, самая инновационная редакция.

За рубежом система образования имеет восемь ступеней квалификации. Начальной и средней школе соответствуют с первого по пятый уровни, с шестого уровня начинается обучение в вузе. Бакалавр – шестая ступень, магистр – седьмая, высшая ступень

1.Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира;

2.Болонский процесс;Основные положения Болонской декларации;

3.Присоединение к процессу;

4.Формирование единого образовательного и культурного пространства.

5.Достоинства и недостатки.

6.Российская Федерация в Болонском процессе.

1. Составление конспекта по плану:

1.Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира.

Единое образовательное пространство должно позволить национальным системам образования европейских стран взять все лучшее, что есть у партнеров - за счет повышения мобильности студентов, преподавателей, управленческого персонала, укрепления связей и сотрудничества между вузами Европы и т.д.; в результате единая Европа приобретет большую привлекательность на мировом "образовательном рынке".

2.Болонский процесс;Основные положения Болонской декларации.

Начало формирования единого образовательного и культурного пространства (Болонский процесс) можно отнести к середине 1970-х годов, когда Советом министров Европейского союза была принята резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Решение участвовать в добровольном процессе создания Европейского пространства высшего образования было оформлено в Болонье представителями 29 стран. На сегодняшний день процесс включает в себя 47 стран-участниц из 49 стран, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954). Болонский процесс открыт для присоединения других стран.

Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через подписание соответствующей декларации. При этом они принимают на себя определённые обязательства, некоторые из которых ограничены сроками.

3.Присоединение к процессу.

Начало Болонского процесса можно отнести к середине 1970-х годов, когда Советом министров Европейского союза была принята резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования.

В 1998 году министры образования четырёх европейских стран (Франции, Германии, Великобритании и Италии), участвовавшие в праздновании 800-летия парижского университета Сорбонна, сошлись во мнении, что сегментация европейского высшего образования в Европе мешает развитию науки и образования. Ими была подписана Сорбоннская декларация (англ. Sorbonne Joint Declaration, 1998).. Цель декларации заключается в создании общих положений по стандартизации Европейского пространства высшего образования, где мобильность следует поощрять как для студентов и выпускников, так и для повышения квалификации персонала. Кроме того, она должна была обеспечить соответствие квалификаций современным требованиям на рынке труда.

Цели Сорбонской декларации были подтверждены в 1999 году при подписании Болонской декларации, в которой 29 стран выразили свою готовность взять на себя обязательство повысить конкурентоспособность европейского пространства высшего образования, подчеркивая необходимость сохранения независимости и самостоятельности всех высших учебных учреждений. Все положения Болонской декларации были установлены как меры добровольного процесса согласования, а не как жесткие юридические обязательства.

На сегодняшний день процесс включает в себя 47 стран-участниц из 49 стран, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954). Болонский процесс открыт для присоединения других стран.

4.Достоинства и недостатки.

Цель декларации - установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.

Декларация содержит семь ключевых положений:

1. Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.

2. Введение двухциклового обучения: предварительного (undergraduate) и выпускного (graduate). Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.

3. Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав её накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».

4. Существенное развитие мобильности учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширение мобильности преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установление стандартов транснационального образования.

5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий

6. Внедрение внутри вузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей

7. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, меж институционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

5.Российская Федерация в Болонском процессе.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В 2005 году в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. В 2010 году в Будапеште было принято окончательное решение о присоединении Казахстана к Болонской декларации. Казахстан - первое центрально - азиатское государство, признанное полноправным членом европейского образовательного пространства

Присоединение России к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений - в академических обменах с университетами европейских стран.

Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через подписание соответствующей декларации. При этом они принимают на себя определённые обязательства, некоторые из которых ограничены сроками:

Ø с 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам[источник не указан 726 дней] бакалавра и магистра;

Ø до 2010 года реформировать национальные системы образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации.

2.Беседа по вопросам:

1.К какому периоду можно отнести начало формирования единого образовательного и культурного пространства (Болонский процесс)?

2.Назовите цель Болонской декларации;

3.Почему «Болонским» принято называть процесс создания странами Европы единого образовательного пространства?

4.Что дает России присоединение к Болонскому процессу?

5.Основные положения Болонской декларации;

6.Назовите участников Болонского процесса;

7.Определитедостоинства и недостатки Болонской декларации;

8.Роль Российской Федерации в Болонском процессе.

9.Попытайтесь сделать прогноз востребованности конкретных профессий и специальностей для российской экономики на ближайшие несколько лет. Обоснуйте свой прогноз.

10. Ваше представление об образовательных проектах с 1992 г. - с целью выявления причин и результатов процесса внедрения рыночных отношений в систему российского образования.

Знать термины и понятия: Болонская декларация; Болонский процесс (единое образовательное и культурное пространство); Модернизация высшего профессионального образования.


В современной Европе процессы, связанные с объединением, зат­рагивают различные сферы и выходят за рамки ЕС. Более того, появ­ляются новые области, которые начинают развиваться по единым пра­вилам. К таким новым областям относится высшее образование. Причем, если ЕС сегодня насчитывает 25 членов и почти 60-летнюю историю, то интеграционные процессы в области высшего образова­ния, получившие названия Болонского процесса и начавшиеся в са­мом конце 1990-х гг., охватывают в настоящее время 40 европейских государств. Иными словами, интеграция в области высшего образова­ния стала той сферой, которая развивается крайне интенсивно, несмот­ря на языковой барьер, наличие национальных особенностей в облас­ти образования, которые складывались столетиями, и т.п. В чем при­чины таких темпов интеграции?

Европа во второй половине XX столетия пережила, по крайней мере, два периода, во время которых она столкнулась с проблемой свое­го отставания от других регионов. Некоторое технологическое отстава­ние европейских стран от США и Японии наметилось в 1960-1970-е гг. Это дало о себе знать и в последующие годы. В результате в Европе позднее и медленнее, чем, например, в США, внедрялись банковские пластиковые карты и связанные с ними услуги, развивалась сотовая телефонная сеть, вводился Интернет. Следует заметить, что по массо­вому использованию ряда технологических инноваций развитые евро­пейские страны в начале 1990-х гг. стали уступать не только США и Японии, но и, например, таким странам, как ЮАР, где еще в начале 1990-х гг. широкое распространение получила система банкоматов, оплаты коммунальных услуг по компьютеру через национальную сеть, а также развитие сотовой телефонной сети.

Своеобразным «вторым звонком» для европейцев послужил тот факт, что США, а также Австралия начинают интенсивно предостав­лять образовательные услуги. Эта статья становится значимой стать­ей их экспорта. В частности, В.И. Байденко пишет, что с начала 1990-х гг. число европейских студентов, которые обучались в США, превысило число американских студентов, обучающихся в Европе.

Факт отставания европейского образования имел не только эко­номическое значение. Европа, с ее культурными историческими тра­дициями, неотъемлемой частью которых было университетское обра­зование, стала именно в этой области уступать место «нуворишам».

Все это и заставило европейцев в конце 1990-х гг. серьезно за­няться реформой в области высшего образования. Ее инициаторами выступили Великобритания, Германия, Италия и Франция. На встре­че в Сорбонне в 1998 г. министры образования этих стран подписали Сорбоннскую декларацию, положившую начало интеграции высшего образовательного пространства в Европе. В ее основу была положена Университетская Хартия (Magna Charta Universitetum ), принятая в 1988 г. в Болонье в связи с празднованием 900-летия старейшего европейского университета. Университетская Хартия подчеркивала ав­тономность университета, его независимость от политических и идео­логических догм, связь исследования и образования, отказ от нетер­пимости и ориентация на диалог.

Своеобразным «оформлением» процесса создания единого обра­зовательного пространства стало подписание Болонской декларации 1999 г., давшей название самому процессу. В основу этой декларации положены следующие принципы:

    двухуровневое высшее образование, первый уровень ориенти­рован на получение степени бакалавра, второй - магистра;

    кредитная система, представляющая собой единый учет про­цесса обучения во всех государствах (какие курсы и в каком объеме прослушаны студентом);

    независимый контроль качества образования, в основу кото­рого положено не количество часов, потраченных на обучение, а уро­вень знаний и умений;

    мобильность студентов и преподавателей, предполагающая, что для обогащения опытом преподаватели могут определенный период работать, а студенты - обучаться в университетах различных европей­ских стран;

    применимость знаний выпускников университетов в Европе, означающая, что специальности, по которым готовятся кадры, будут востребованы там, а подготовленные специалисты - трудоустроены;

    привлекательность европейского образования (планируется, что нововведения будут способствовать заинтересованности европей­цев, а также граждан стран других регионов в получении европейско­го образования).

Россия подписала Болонскую декларацию в сентябре 2003 г. и на­чала процесс реформирования высшего образования.

Перестройка высшего образования во всех странах, включенных в Болонский процесс, идет далеко не просто по многим причинам, в том числе связанным с необходимостью «ломки» многих сложившихся традиций, структур, методов преподавания. Во всех странах, включен­ных в Болонский процесс, ведутся дискуссии по вопросам интеграции общеевропейского пространства, появились ее как активные сторон­ники, так и противники. Главное, что стоит за спорами, - те социаль­но-политические последствия, которые повлечет за собой создание общеевропейского образовательного пространства.

Болонский процесс, несомненно, будет углублять и расширять общеевропейскую интеграцию. Сопоставимость основных параметров технологии высшего образования (уровни образования, сроки и т.п.) даст возможность, с одной стороны, сделать понятным уровень квали­фикации выпускников, с другой - сформировать в рамках Европы по каждой специальности общие требования к знаниям и умениям вы­пускников, обеспечивая тем самым высокую мобильность квалифи­цированной рабочей силы. Более того, Болонский процесс, предпола­гающий партнерские отношения между европейскими университета­ми, позволит готовить единую европейскую политическую, экономи­ческую, техническую, научную и другую элиту. Этому же процессу будет способствовать мобильность студентов и преподавателей, кото­рая также предусмотрена Болонским процессом. В результате выпус­кники европейских университетов войдут в профессиональную сферу с множеством межличностных контактов, установленных еще в пери­од обучения со своими однокурсниками из разных государств.

Включенность в единое общеевропейское образовательное про­странство позволит решить, или по крайней мере смягчить, ряд про­блем, которые существуют между государствами, в том числе и на по­стсоветском пространстве. Один из примеров - отношения России с государствами Балтии в связи с русским языком в этих странах, в ча­стности в Латвии. Оба государства присоединились к Болонскому про­цессу: Латвия - с 1999 г., Россия - с 2003 г. Латвия с 2004 г. является членом ЕС, а в рамках программ сотрудничества Россия - ЕС образо­вание занимает одно из приоритетных мест. Обе страны в течение дли­тельного время имели единую систему высшего образования, поэтому Латвия хорошо представляет российское образование. Системы обра­зования обеих стран в начале 1990-х гг. столкнулись во многом со сход­ными проблемами. Все это способствует развитию сотрудничества в об­ласти высшего образования между Россией и Латвией, а хорошее знание русского языка жителями Латвии становится важным преиму­ществом Латвии при развитии такого сотрудничества. Одновременно, для русскоязычного населения Латвии в рамках Болонского процес­са, предусматривающего мобильность студентов и преподавателей, открываются новые возможности обучения и преподавания в России.

Развитие интеграции в области образования способствует и раз­витию демократизации. В свое время университеты сыграли немалую роль для становления и развития демократии в Европе. Сегодня уни­верситет, являясь, согласно Сорбоннской декларации, основной струк­турной единицей Болонского процесса, потенциально способен вновь сыграть важную роль в этой области. Университетское сообщество является по своей природе сетевым, а демократия подразумевает пре­имущественно сетевые социальные связи и отношения. Повышение роли образования (соответственно, университетов) в социально-эко­номической и политической жизни Европы будет вести к дальнейше­му развитию сетевых отношений в различных сферах.

Наряду с положительными моментами Болонский процесс повле­чет за собой и ряд проблем. Одну из групп составляют проблемы, связанные с различными видами расслоения европейского общества, что в принципе характерно и для других регионов, однако в рамках интенсивно ведущейся образовательной реформы они могут прояв­ляться с особой силой.

Повышение качества высшего образования приведет к усилению различий между образованной элитой и остальными слоями населе­ния, что в свою очередь будет побуждать менее квалифицированные и более консервативные слои населения к отказу от дальнейшего раз­вития европейской интеграции, росту национализма. Учитывая то, что сегодня это расслоение уже довольно отчетливо проявляется, усиле­ние этих процессов может оказаться критическим. Впрочем, многое зависит от университетов. Если будут разработаны различные програм­мы, в соответствии с которыми университеты станут не только важ­нейшими единицами интеграции высшего образования, но и частью гражданского общества, что подразумевает просветительскую, экспер­тную, консультативную деятельность, т.е. открытость университетов обществу, то этот социально-культурный разрыв может быть значи­тельно уменьшен.

Увеличение числа европейцев с дипломами высшего образования повлечет за собой новый поток менее квалифицированной рабочей силы из арабских, азиатских и африканских стран. Изменение этни­ческого состава Европы, сопровождающееся распространением иных культурных норм и ценностей, является проблемой (в конце 2005 г. Европа уже столкнулась здесь с проявлениями насилия) и требует раз­работки соответствующих социально-экономических программ.

Болонский процесс повлечет за собой перестройку университет­ского сообщества, в котором выделятся по крайне мере три страты. Первая страта - наиболее успешные и престижные университеты (по отдельным направлениям или в целом), полностью включенные в Бо­лонский процесс, которые, учитывая, что образовательные услуги ста­новятся все более значимой статьей дохода, будут формировать свое­го рода «консорциумы», стараясь монополизировать образовательную сферу. Вторая страта - университеты, которые отчасти будут при­надлежать «первому кругу», но стремящиеся войти в него полностью. Наконец, третья страта - университеты-«аутсайдеры», работающие на грани выживания. Границы между стратами будут подвижными, и кроме кооперативных связей и отношений между ними развернется жесткая конкурентная борьба. Разумеется, конкуренция между уни­верситетами существует и сегодня, однако в условиях корпоративных отношений она будет иметь более жесткий характер.

Социально-политическими последствиями интеграции образова­тельного пространства в Европе может стать изменение роли регио­нов и городов. С одной стороны, можно ожидать интенсивное разви­тие городов, в которых находятся крупнейшие университетские центры, с другой - специализацию этих университетов в зависимости от профиля города или региона, поскольку это дает целый ряд пре­имуществ (приглашение высокопрофессиональных специалистов в университет, прохождение студентами практики в соответствующих организациях и т.д.). Так, если взять сферу международных полити­ческих и экономических отношений, то проблемы многосторонней дип­ломатии, международных организаций и многосторонних переговоров оказываются профильными для женевских университетов, вопросы ев­ропейской интеграции - университетов Брюсселя, а международных финансов - Лондона. В результате можно ожидать усиление региона­лизации и даже своеобразную «мегаполизацию» Европы, что означает существенное изменение социально-политического и экономическо­го облика континента.

Развитие Болонского процесса в Европе стимулировало поста­новку вопросов об объединении образовательных пространств в дру­гих государствах, где оно в значительной степени децентрализовано (в частности, в США), и регионах. Это влечет за собой проблему «со­стыковки» образовательной системы Европы с образовательными си­стемами других стран и регионов мира, «состыковки» систем высшего образования и среднего, а также требований и норм одних договоров и организаций и других (в ВТО, например, образование рассматрива­ется как услуга).

Таким образом, образование все отчетливее становится той сфе­рой, где фокусируются наиболее важные социально-экономические и политические проблемы современности, что ставит задачу проведе­ния многоуровневых международных переговоров по всему комплек­су проблем образования.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

    Какое место занимают образование и знания в современном мире?

    Как изменились материальные и временные затраты на обра­зование к концу XX столетия, а также доходы лиц, имеющих различный уровень образования?

    Каково влияние новых технологий на процесс образования?

    В чем проявляется глобализация в образовании?

5.Каковы основные характеристики Болонского процесса?

    Что такое децентрализация образования?

    Чем обусловлены процессы коммерциализации и приватиза­ции образования?

    Каковы роль государства в современном образовательном про­цессе и основные задачи, которые оно решает?

      Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие: документы международных форумов и мнения зарубежных эк­спертов / под ред. В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов: Российский но­вый университет, 2002.

      Болонский процесс: проблемы и перспективы / под ред. М.М. Лебедевой. М. : Оргсервис, 2006.

      Иноземцев B . JI . За пределами экономического общества. М. : Academia, 1998.

      Иноземцев ВЛ. Расколотая цивилизация. М.: Academia: Наука, 1999.

      Ларионова М.В. Основные события в сфере образовательной политики в ЕС во второй половине 2007 г. // Вестник между­народных организаций. 2008. № 2.

      Лебедева М.М. Политикообразующая функция высшего обра­зования в современном мире // Мировая экономика и мировая политика. 2006. № 10.

      Лебедева М.М., Фор Ж. Высшее образование как потенциал «мягкой силы» России // Вестник МГИМО (У). 2009. № 4.

1.2 Высшее образование в России и европейское образовательное пространство

Вопрос престижности вузовского образования в России на протяжении всей российской истории претерпевал метаморфозы. До 1917 года сфера подготовки высокообразованных людей была социально дифференцирована. Обучение в университетах было фактически недоступно широким слоям населения, поэтому важной особенностью образованного слоя в России являлась его немногочисленность, подразумевавшая под собой элитарность, принадлежность к дворянскому сословию, носившее черты привилегированности. В силу названных обстоятельств общественный статус и престиж университетского образования были исключительно высоки. Пожалуй, ни в одной европейской стране принадлежность к числу лиц умственного труда не доставляла индивиду столь отличного от основной массы населения общественного положения. По культурным ориентациям и социальным функциям образованное сословие тех лет было ближе к высшим слоям русского общества.

После 1917 года в России утвердилась идея обязательного образования. После революции многие из преподавательского состава университетов, не лояльные к власти, подверглись гонениям. В связи с этим снизился уровень подготовленности преподавательского состава. В высших учебных заведениях насаждалась официальная идеология.

Как отмечает О. Чередник, процессы 80-х годов обнажили противоречия системы высшего образования, несоответствие воспроизводства и уровня подготовленности образованных людей потребностям общества. Подтверждением этому является большой процент людей с высшим образованием среди безработных и, как следствие этого, дальнейшее снижение престижности вузовского образования, его формализация, на первый план выходит наличие диплома вуза. А не качество полученных знаний. По данным опроса ВЦИОМ, проведённого в июне 1994 года, 46% россиян видят залог жизненного успеха в обладании властью, 30% - в богатстве, и лишь 8% - в образовании. Это свидетельствует об общем кризисе вузовской системы и ставит наше общество перед необходимостью её коренной реорганизации.

В июне 1999 года в Болонье ряд европейских министров образования подписали совместное заявление «Зона европейского высшего образования», которое послужило началом так называемого Болонского процесса, в котором участвуют более 300 европейских высших учебных заведений и их представительских организаций. Согласно общеевропейскому документу, к 2010 году Европа должна иметь единую систему работы высшей школы: образуется общеевропейское образовательное пространство или «Европа знаний». В сентябре 2003 года Россия присоединилась к этой декларации и стала участницей Болонского процесса.

В связи с этим в последние годы одной из наиболее острых социальных проблем развития российского высшего образования является включение его в единое европейское образовательное пространство. Вхождение России в Болонский процесс предъявляет целый ряд новых требований к развитию высшего образования в стране. Поскольку оно рассматривается как неотъемлемая часть формирующейся в Европе единой образовательной системы, основанной на общности целого ряда фундаментальных принципов её функционирования, постольку развитие высшего образования в России должно их учитывать в той мере, в какой это необходимо для его официального признания в Европе.

Во всех основополагающих принципах Болонского процесса содержатся спорные проблемы. Так, один из принципов означает введение в систему высшего образования двухуровневой структуры – бакалавриата и магистратуры. В ряде вузов России эта структура внедряется более 10 лет. Но рынок труда для бакалавров в России так и не сложился. В своём большинстве они вынуждены продолжать учёбу в вузе, преследуя получить диплом либо специалиста, либо – в значительном меньшинстве – магистра.

Однако здесь мы сразу сталкиваемся с реальной угрозой потери самых сильных и выигрышных сторон отечественного высшего образования – его глубины и фундаментальности.

Решение задач, намеченных Болонской декларацией, предполагает реформирование в европейских странах структур высшего образования с тем, чтобы сблизить их, но при этом сохранить фундаментальные ценности и традиции в образовании, сложившиеся в каждом из них. Участники Болонского процесса обязаны выполнить ряд условий: ввести многоуровневую систему высшего образования; поощрять мобильность студентов и преподавателей; осуществлять совместные образовательные программы и практиковать выдачу двойных или совместных дипломов по завершению обучения, а также Европейского приложение к диплому как средство уравнивания прав выпускников вузов разных стран, в том числе и на рынке труда; использовать академические кредиты европейского образца ECTS (European Credit Transfer System) и другие.

Единство европейского образовательного пространства (имеется в виду высшая школа) обеспечивается, прежде всего, введением трёх уровней обучения – «бакалавриат» и «магистратура». Первый охватывает не менее 3-х лет учёбы; второй 1 или 2 года (предполагается, что если бакалавры в данном вузе учатся 3 года, то магистратура должна быть двухлетней, а если – 4, то магистр будет учиться год). Третий уровень – докторантура (3 года). Российский небольшой опыт многоуровневого обучения последних лет базировался на такой модели: 4 года бакалавриат, 2 года – магистратура, 3 года очная аспирантура. Эта модель отличается от европейских канонов, но допускается Болонским процессов.

Особенно сложная задача интеграционного процесса – введение упомянутой ECTS. В нашей стране существовал вкладыш в диплом о прослушанных курсах. В 1990-е годы в нём стали указывать и информацию об общей трудоёмкости освоения каждого дисциплины. От затратных единиц изменения «количества образования», основанных на временных интервалах, она перешла к условным единицам, «кредитам», в которых определяется объём образования на первых двух ступенях. Каждый год «весит» 60 кредитных единиц. Поэтому первому диплому соответствует 180 «кредитов», а второму – ещё 120. За каждой такой единицей стоит определённое количество освоенных понятий, связей между понятиями, наработанные навыки. Предполагается, что их освоение соответствует 25 астрономическим часам общей трудоёмкости – включая самостоятельную работу студентов и сдачу ими промежуточных и итоговых испытаний, все другие виды учебной работы. Каждая дисциплина должна «весить» 4-6 кредитных единиц. Две трети зачетных кредитов составляют обязательные дисциплины, остальное студент формирует самостоятельно. При этом на втором уровне не менее 15 кредитных единиц должно быть выбрано на предметах коммуникативного профиля. Различий между нынешней европейской «кредитной единицей» и отечественной системой «академических часов» несколько. Во-первых, практически во всех российских вузах академический час включает не общую работу, а только аудиторную, если брать не стандарт, а реальные учебные планы. Во-первых, за каждой кредитной единицей стоят на самом деле не физические часы затрат, а реально освоенные знания, точнее, компетенции. В-третьих, ни один вуз не обязан принимать к «зачёту» дисциплины, освоенные студентом «на стороне».

Значимость же системы зачётных единиц в том, что она призвана решить проблему сравнимости образовательных программ, содействовать увеличению академической мобильности. Зачётные единицы можно накапливать сколь угодно долго («обучение в течение всей жизни»). Они перезачитываются при переводе студента в другой (в том числе и зарубежный) университет и принимаются во внимание при продолжении обучения на другом уровне (в том числе и в другом европейском государстве – участнике Болонского процесса). Это будет способствовать росту академической мобильности и свободному передвижению жителей Европы на общеевропейском пространстве. Можно менять вузы хоть каждый семестр – система накопления кредитов везде одна и та же. С «болонским» дипломом выпускника могут принять на работу в любой европейской стране.

Университетские программы должны быть совместимы и ориентированы на европейский рынок труда, предоставляя возможность трудоустройства с учётом перспективы обучения в течение всей жизни. Европейские университеты обязаны поощрять мобильность как по горизонтали, так и по вертикали, опираясь на существующие инструменты признания и мобильности (ECTS, конвертируемость дипломов, соответствие программ обучения и т.д.). Все университеты стран-участниц должные перейти на многоуровневую систему высшего образования (бакалавр плюс магистр или доктор), использовать накопительно-перезачётную кредитную систему, основанную на ECTS и праве принимать решения о приемлемости кредитов, полученных в другом месту. Преподавание будет вестись на основных мировых языках, в результате участники Болонского процесса надеются создать удобную образовательную среду для профессоров и студентов-европейцев, которая позволит им свободно перемещаться из одного университета в другой.

Формирование единого европейского образовательного пространства – проблема исключительно сложная, многоплановая. Не случайно некоторые европейские элитарные вузы (Кембридж, Парижский институт политических наук и т.д.) отказались участвовать в этом процессе. Острые дискуссии развернулись в Германии, в которых высказывались мнения, что унификация образования снижает значимость национальной образовательной традиции, а немцам есть чем гордится. В 2003-2004 годах во Франции прошла активная критика реформы образования и даже проводились забастовка. Новая система предполагает обязательную конкуренцию между университетами, а студенты этого не хотят. Словом, Болонский процесс является предметом оживлённого дискурса западноевропейской интеллигенции. Причём, западноевропейская интеллигенция так же, как и российская, поделена на сторонников либеральной и социальной концепций. Многие из европейских социалистов вполне оправданно подозревают, что политики, возбуждённые интеграционными процессами в Европе, сгоряча замысливают такую реформу, системные последствия которой они, в общем-то, не в состоянии предсказать. Различие в подходах и воззрениях на то, каким должно быть образовательное пространство в будущем, - характерная черта современного образовательного дискурса в европейских странах.

По мнению Е.В. Добреньковой, России присоединение к Болонской декларации принесёт как плюсы, так и минусы. Плюсы – конвертируемости дипломов. Сегодня дипломы наших вузов котируются только в странах Африки и некоторых азиатских государств. Западный работодатель российских дипломов не понимает и не принимает. Дело в том, что в большинстве стран мира «инженер», или «преподаватель истории», или «журналист» – это должности, а не квалификационные специальности. Примерно то же и с учёными степенными: кандидатов наук в других странах не существует.

По мнению российского обществоведа С.Кара-Мурзы, смысл разделения учёбы в вузе на два этапа – бакалавриат и магистратуру – в уничтожении того типа высшего образования, который сложился в русской культуре за 300 лет. Министерство предполагает изменить уклад вуза, организацию учебного процесса и программы. Эти вещи взаимосвязаны и складывались исторически, а не доктринально. Уклад – это, прежде всего, отношения между студентами, а также между студентами и преподавателями. При двухступенчатой системе образования студент обучается по упрощённой программе и получает диплом бакалавра. Затем желающие могут пройти дополнительный курс обучения (1-2 года) и получить диплом магистра. У нас, как известно, была принята система пятилетнего обучения, в котором последний год был посвящён научному исследованию или инженерно-технической разработке, после чего следовала защита диплома. Таков бы профиль вузовской подготовки. Система переучивания бакалавра в магистра исключительно дорога, и встает вопрос: «Сможем ли мы применит в России эту систему в массовом масштабе?» Вероятнее всего, что нет. А это приведёт к снижению уровня подготовленных специалистов. Становится непонятным, зачем вообще нужна эта система? Неужели только для того, чтобы дипломы российских специалистов были понятны западным работодателям?

Также в России нет никаких экономических условий для предполагаемой свободной миграции студентов и преподавателей. Существующий низкий уровень лингвистической подготовки подавляющего большинства наших студентов и преподавателей также показывает, что ни о какой свободной миграции в Европу говорить не приходится.

Болонский процесс – это не только и не столько унификация сроков обучения и дипломов, но, в первую очередь, внедрение в общеевропейскую систему образования двух новых базовых понятий: система кредитов и модульный подход к образованию. А это, применительно к России, коренная ломка всей системы образования. Переход на модульный принцип организации учебного процесса оказывается в современных условиях невозможен, так как он противоречит стандартам, утверждённым в России. Российские стандарты составлены попредметно. Выходит, что нужно коренным образом перестраивать всю систему довузовского образования, т.е. произвести ещё одну революцию образовании, заключающуюся в том, что меняется традиционная предметная система образования. Вслед за тем придется значительно сокращать состав преподавателей, а это уже социальная проблема.

Вместе с тем вхождение страны в Болонский процесс сегодня официально признано российскими властями необходимым звеном интеграции с Европой, взаимовыгодным способом формирования единого европейского рынка высококвалифицированного труда и высшего образования. Министерство образования и науки РФ признаёт, что у российской высшей школы нет иного пути, как интеграция в общеевропейскую зону высшего образования. По мнению экспертов, эта интеграция и, как её следствие, - широкое признание российских специалистов в Европе станет возможным не ранее чем через 10-15 лет.


ГЛАВА II. РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВО


В человеке. Катастрофичным оказалось разрушение первичных структур общественной жизни, прежде всего семейных отношений, семьи Социологические исследования семейной сферы показывают, что здесь происходили процессы, результаты которых заметны буквально в каждой клеточке социального организма. Феномены человека-винтика и затенение социально-статусных различий, связанных с образованием, профессией, ...

Обучения в различных типах образовательных учреждений через разработку и введение единых образовательных стандартов на основе комплексного систематического анализа образовательного процесса а) Проблема социальной дифференциации и качества образования Молодежь вступает в трудовую, общественно-политическую жизнь, имея, как правило, среднее образование. Однако образование на данный момент серьезно...

Ресурсами, и теми, кто не обладает таковыми.3, p. 13. Основными понятиями, используемыми в рамках концепции критического силового конфликта, являются: конфликт, социальная структура, интерес, власть, контроль, господствующая группа, идеология. Представители данного направления социологии социальных проблем признают, что социальные конфликты неизбежны, их причины находятся внутри общества, а не...

Независимо от политической ориентации этой особой социальной группы общества. Таким образом, поставленная нами цель исследования - изучение социальных проблем сельской молодежи на современном этапе достигнута. Поставленные нами задачи решены: - изучена литература по проблеме исследования; - раскрыты социальные проблемы и потребности молодежи; - рассмотрен опыт Республики Башкортостан в...