По какому признаку образованы субъекты рф. Типы субъектов рф

Российская Федерация имеет ряд особенностей, существенно отличающих ее от других федераций. Федерация обычно образуется путем объединения двух или нескольких государств в единое союзное государство. Образование же Российской Федерации шло совсем иным путем. Россия как федерация не является объединением нескольких государств. Она была образована в результате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих ее территорию. Эти государства, а также национально-государственные образования и были признаны субъектами Российской Федерации.

Субъект РФ – это ограниченно правоспособное территориальное образование, имеющее некоторые черты государственности, построенное на территориальном или национальном принципе образования.

Ограниченная правоспособность же субъектов РФ означает, что они самостоятельны только в пределах своей компетенции.

В настоящее время Конституция предусматривает 6 видов субъектов РФ, закрепляя их с помощью отдельных абзацев гл.3о федеративном устройстве ст. 65: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Вместе с тем все виды субъектов федерации могут быть интегрированы в более общие группы и составить 3 типа субъектов:

· национально государственный (республики в составе РФ);

· административно-территориальный (края, области, города Москва и Санкт-Петербург);

· национально-территориальный (автономная область и автономные округа).

Подобная типология основана, с одной стороны, на различном объеме полномочий соответствующих субъектов (одни из них наделяются полномочиями государства как такового, остальные - полномочиями государственного образования), с другой - на введении новых, территориальных форм государственности наряду с ранее существовавшими национальными.

В настоящее время, в составе субъектов РФ насчитывается 83 субъекта: 21 республика, 9 краёв, 46 областей, одна автономная область (Еврейская) и 4 автономных округа, 2 города федерального значения(Москва и Санкт-Петербург).

Существенной особенностью РФ является то, что она состоит из субъектов, которые сами имеют форму государственной организации. Все они наделяются КРФ статусом государственных образований. Вне государственной формы нет и субъекта Федерации. Именно государственная природа субъектов придает их отношениям в составе России федеративный характер.

Как государственные образования все субъекты РФ обладают элементами учредительной власти, наделяются правом издавать собственные законы и иные нормативно-правовые акты, осуществляют территориальное верховенство в границах своего ведения, характеризуются одинаковой компетенцией, особым характером взаимоотношений с федеральной властью. Таких отношений не имеют обычные административно-территориальные единицы, вследствие чего они не обладают правосубъектностью в составе федерации.

Наиболее общим признаком всех субъектов является их равноправие как в отношениях между собой, так и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Равноправие субъектов РФ проявляется независимо от их построения на национально-государственной или территориально-государственной основе.
К общим чертам субъектов РФ следует отнести также наличие у каждого из них своего административно-территориального деления, своей собственности, своего законодательства.

В зависимости от вида субъекта Федерации дифференцируется их правовое положение внутри государства и во взаимоотношениях с другими субъектами РФ.

Республики (21) , в отличие от краев и областей, являются национально-государственными образованиями, то есть формой государственности того или иного народа (народов) в составе России. В отличие от прочих субъектов федерации, республики принимают собственные конституции в соответствии с КРФ и имеют право устанавливать свои государственные языки.

Конституционно-правовой статус республики в составе РФ характеризуется прежде всего тем, что она признается гос-вом в составе РФ.(В статье 5 Конституции России республики охарактеризованы как государства. Однако это не означает, что они являются носителями государственного суверенитета.) Но республика - это не просто гос-во, а гос-во, входящее в РФ в качестве ее субъекта. Поэтому конституционно-правовой статус республики выражает ее черты и как гос-ва, и как субъекта Федерации. Из этого следует, что правосубъектность республики не может охватывать всей совокупности свойств самостоятельного гос-ва. Ее статус определяется федеральной Конституцией и конституцией республики (ст. 66 КРФ).
Республики имеют госуд. символику - Госуд. герб, Госуд. флаг и Госуд. гимн. Это официальные символы гос-ва, которые утверждаются каждой республикой самостоятельно. Они выражают самобытность и исторические традиции народов данной республики. В качестве атрибутивного признака государства можно "расценивать наличие у республик столиц, тогда как остальные субъекты располагают административными центрами. Правовой статус столиц, административных центров устанавливается законами соответствующих субъектов.

Особенности республик не должны создавать впечатления исключительности данного вида субъектов по отношению к другим. Главным принципом современного российского федерализма является принцип равноправия всех субъектов, который, допуская наличие определенных особенностей того или иного вида субъектов федеративного объединения, категорически не допускает превалирования какого-либо одного вида субъектов над другими.

Конституционный Суд РФ в решении по делу «о республиканском суверенитете» подчеркнул, что используемое в федеральной Конституции понятие «республика (государство)» не означает признание государственного суверенитета этих субъектов, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера.

Наряду с республиками в составе РФ к национально-государственному типу субъектов Федерации относятся автономная область (Еврейская) и автономные округа.

Автономии - национально-государственные образования, отличающиеся особым национальным составом и бытом населения. Если автономная область учреждалась как универсальная форма автономии, применяемая в любой части федерации (Поволжье, Северный Кавказ, Дальний Восток), то автономный округ (до 1977 г. - национальный округ) рассматривался как форма национальной государственности малочисленных народов и этнических групп Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Большая часть автономных округов входит в состав краев и областей. Автономные области и округа осуществляли административное самоуправление по вопросам своей внутренней жизни. Это юридически ставило их на положение административных единиц в составе края или области, хотя как субъекты Федерации они обладали статусом госуд. образований.
Автономная область и автономные округа обладают элементами учредительной власти. Это проявляется в их праве принимать свои уставы, а по вопросам собственной и совместной с Федерацией компетенции – законы и иные нормативные акты. Они обязательны для исполнения на соответствующей территории.

Автономный округ является равноправным субъектом Российской Федерации:

  • обладает собственным законодательством (устав и прочие нормативно-правовые акты);
  • обладает собственной территорией (не может быть изменена без согласия субъекта) и населением;
  • самостоятелен в решении вопросов, отнесённых к ведению субъектов Российской Федерации (в пределах полномочий автономного округа);
  • самостоятельно участвует в международных и внешнеэкономических связях, вправе заключать соглашения как на международном, так и на федеральном уровне.

Автономный округ, при неурегулированности взаимоотношений с краем или областью, в состав которого он входит, вправе заключить с ним соответствующее соглашение.

Края, области, города федерального значения обладают собственной территорией. Она не может быть изменена без их согласия. Границы между ними и другими субъектами РФ могут быть изменены только с их согласия. Края и области имеют свои административные центры. В территориальных субъектах образуются органы представительной, исполнительной и судебной власти. Они действуют на основе КРФ, а также уставов края, области, города федерального значения. Следует отметить, что прежде органы власти краев, областей, городов республиканского значения относились законодательством к местным органам власти. В настоящее время они к таковым не относятся, а являются органами гос. власти субъектов РФ. Края, области, города федерального значения вправе иметь свою символику.

Города федерального значения, кроме того, отличаются от остальных субъектов Федерации сочетанием в себе одновременно статуса субъекта Федерации и статуса населенного пункта - города. Остальные субъекты, являясь территориальными единицами, напротив, включают в свой состав города, иные населенные пункты и т.д. Наконец, статус Москвы включает в себя, по меньшей мере, четыре правовых аспекта. Москва выступает в качестве населенного пункта - города; субъекта Федерации - города федерального значения; административного центра другою субъекта - Московской области; столицы Российской Федерации.

1. Алтайский край (Барнаул)

2. Камчатский край (Петропавловск-Камчатский)

3. Хабаровский край (Хабаровск)

4. Краснодарский край (Краснодар)

5. Красноярский край (Красноярск)

6. Пермский край (Пермь)

7. Приморский край (Владивосток)

8. Ставропольский край (Ставрополь)

9. Забайкальский край (Чита)

Наибольшим объемом полномочий обладают республики в составе РФ, а наименьшим – автономные округа и автономная область, так как они входят в состав других субъектов РФ (краев и областей), а значит, частично зависят от решений государственных органов. Края же и области в составе рФ обладают приблизительно равным объемом полномочий.

Особым статусом среди субъектов РФ обладают города федерального значения. Они представляют РФ и являются ее «лицом».

Российское государство - это федерация. РФ образовано совокупностью относительно самостоятельных территориальных образований, субъектов РФ.

Субъект РФ - ограниченно правоспособное территориальное образование, имеющее некоторые черты государственности, построенное на территориальном или национальном принципе образования.

Виды субъектов РФ : 1) 21 республика в составе РФ (это самостоятельные субъекты РФ, в которых присутствуют черты государственности, они вправе самостоятельно определять внутреннюю политику субъекта РФ); 2) 6 краев (эти субъекты РФ формируются на основе территориального принципа и отличаются обширной территорией); 3) 49 областей (так же, как и края, построены по территориальному принципу, но обладают сравнительно небольшой площадью территории); 4) 2 города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург (они причислены к субъектам РФ только в силу своей значительной территории и численности населения); 5) Еврейская автономная область (единственный субъект РФ с такой правовой формой); 6) 10 автономных округов (они образуются по национальному принципу и для сохранения исторически сложившихся взаимосвязей внутри округа).

Республика - это государство, образованное по национально-территориальному принципу. Ей присущи те признаки и черты, которые характерны для государства: 1) каждая республика имеет свою К, она самостоятельно разрабатывает и принимает ее; 2) каждая республика имеет свое законодательство; 3) каждая республика имеет свои законодат., исполнит. и суд.органы; 4) каждая республика облад. правом территориального верховенства; 5) республики вправе устанавливать свои гос. языки. 6) республика вправе участвовать во внешнеэкон. и иных международных отношениях; 8) каждая республика имеет свои символы: герб, флаг, столицу. Эти и др. признаки свидетельствуют о том, что республика как государство обладает гос.суверенитетом. Республики приняли Декларации о гос. суверенитете своих республик. Каждая республика в составе РФ - это национальное гос-во.

Автономная область и автономный округ в составе РФ - национально-государственные образования, отличающееся особым национальным составом и бытом населения. Автономный округ является формой национальной государственности малых народностей и этнических групп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего востока. Особенность – большая территория при небольшой численности населения.

Территориальный принцип формирования субъекта РФ предполагает, что субъектами федерации являются определенные территории, разграниченные независимо от национальной принадлежности проживающего там населения. По этому принципу, как правило, образуются края, области, а также города федерального значения.


Национальный принцип построения федерации предусматривает наличие на данной территории титульной национальности, дающей название субъекту.

Особым статусом среди субъектов РФ обладают города федерального значения. Они представляют РФ и являются ее «лицом». Отличие их от других субъектов заключается в особой форме организации местного самоуправления. Внутри городов федерального значения образованы внутригородские муниципальные образования, сами города муниципальными образованиями не являются. В целях сохранения единства городского хозяйства часть полномочий, закреплённых законом за органами местного самоуправления, сохраняется за органами государственной власти субъекта федерации.

Конституция РФ устанавливает особый правовой режим коренных малочисленных народов и национальных меньшинств России.

Коренные малочисленные народы РФ – это народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, численностью не более 50 тыс. человек, осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Их правовой статус в РФ определяется особой конституционной охраной народов России.

Коренным малочисленным народам России гарантируются права: 1) на замену военной службы альтернативной гражданской службой; 2) на сохранение и развитие своей самобытной культуры; 3) на территориальное общественное самоуправление; 4) на объединение в общины и иные общественные объединения; 5) на представительство в законодательных (представительных) органах субъектов РФ и представительных органах местного самоуправления; 6) на судебную защиту в случае нарушения прав представителей малочисленных народов либо дискриминации, выразившейся в какой бы то ни было форме.

Коренным малочисленным народам России гарантируется право на социально-экономическое и культурное развитие, защиту их исконной среды обитания, традиционных образа жизни и хозяйствования.

Мы живем в в мире. А потому каждому нужно знать ее административное устройство. Россия - это федерация. А потому она состоит из равноправных частей. И список субъектов РФ будет представлен ниже в том порядке, в котором они указаны в Конституции Российской Федерации.

История

Наша страна - правопреемник За немногими исключениями сохранились прежние названия городов и областей. Однако изменилось административое устройство. Появились субъекты с новыми статусами. У каждого из них есть свой административный центр. Столицы субъектов РФ, список котрых мы приведем, также будут указаны.

До 2014 года в состав России входили 83 субъекта РФ. Список и названия последних несколько раз изменялись. На сегодняшний день их уже восемьдесят пять. К нам присоединились республика Крым и Севастополь.

Эти субъекты РФ список 2014 года пополнили. Правда, суверенитет над ними Российской Федерации признан еще не всеми странами мира. А в при принятии Конституции наша страна была поделена на восемьдесят девять субъектов. Затем началась так называемая ликвидация национальных автономий. Она продолжалась с 2003 по 2007 годы. За это время упразднены были шесть автономных огругов.

Общие положения

Итак, наша страна разделена на 85 субъектов - административно-территориальных единиц. Их названия, статус и права закреплены в статье 65 Субъекты могут принимать свои законы и другие нормативно-правовые акты, однако они не должны противоречить федеральным. Также административно-территориальным единицам разрешено иметь свои конституции и уставы. Последнее - в зависимости от правового статуса региона.

Свою конституцию может иметь только республика. Все остальные регионы принимают уставы. Вообще, в РФ несколько видов субъектов. Это уже упомянутые выше республики, их - двадцать две.

Кроме того, в состав нашей страны входит сорок шесть областей, девять краев, четыре автономных округа, три города федерального значения (Санкт-Петербург, Севастополь и Москва) и одна автономная область. Причем вне зависимости от статуса субъекта, все регионы равноправны и не могут по собственной инициативе выйти из состава Российской Федерации. Закон №6-ФКЗ разрешает вхождение в РФ новых территорий. При этом будут образовываться новые субъекты. Основанием для вхождения в Российскую Федерацию может служить волеизъявление проживающих на новых территориях народов. Кроме того, наша страна разделена еще и на восемь федеральных округов. Каждый из них объединяет несколько субъектов. Однако федеральный округ не имеет статуса административно-территориальной единицы.

Города федерального значения

В составе нашей страны есть три таких региона. Список субъектов РФ представлен ниже: г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Севастополь.

Автономные области

На территории Российской Федерации есть только один регион с таким статусом. Это Еврейская Ее столица - город Биробиджан.

Автономные округа

Список субъектов РФ, обладающих данным статусом: Ханты-Мансийский (Югра), Ненецкий, Чукотский, Ямало-Ненецкий. Их административные центры соответственно: г. Ханты-Мансийск, г. Нарьян-Мар, г. Анадырь, г. Салехард.

Республики

В входят следующие субъекты РФ с таким статусом:

Название Федеральный округ Столица
Адыгея Южный Майкоп
Алтай Сибирский Горно-Атайск
Башкортостан Приволжский Уфа
Бурятия Сибирский Улан-Удэ
Дагестан Северо-Кавказский Махачкала
Ингушетия Северо-Кавказский Назрань
Кабардино-Балкария Северо-Кавказский Нальчик
Калмыкия Южный Элиста
Карелия Северо-Западный Петрозаводск
Коми Северо-Западный Сыктывкар
Марий Эл Приволжский Йошкар-Ола
Мордовия Приволжский Саранск
Саха (Якутия) Дальневосточный Якутск
Северная Осетия-Алания Северо-Кавказский Владикавказ
Татарстан Приволжский Казань
Тыва Сибирский Кызыл
Удмурдская Приволжский Ижевск
Хакасия Сибирский Абакан
Чувашская Приволжский Чебоксары
Крым Крымский Симферополь
Чеченская Северо-Кавказский Грозный
Карачаево-Черкесия Северо-Кавказский Черкесск

Края

Входят регионы с подобным статусом, ниже приводится список субъектов РФ.

Области

В состав России входят приведенные ниже субъекты РФ, обладающие таким статусом.

Название Федеральный округ Столица
Архангельская Северо-Западный Архангельск
Астраханская Южный Астрахань
Белгородская Центральный Белгород
Брянская Центральный Брянск
Владимирская Центральный Владимир
Волгоградская Южный Волгоград
Вологодская Северо-Западный Вологда
Воронежская Центральный Воронеж
Ивановская Центральный Иваново
Иркутская Сибирский Иркутск
Калининградская Северо-Западный Калининград
Калужская Центральный Калуга
Кемеровская Сибирский Кемерово
Кировская Приволжский Киров
Костромская Центральный Кострома
Курганская Уральский Курган
Курская Центральный Курск
Ленинградская Северо-Западный Санкт-Петербург
Липецкая Центральный Липецк
Магаданская Дальневосточный Магадан
Московская Центральный Москва
Мурманская Северо-Западный Мурманск
Нижегородская Приволжский Нижний Новгород
Новгородская Северо-Западный Великий Новгород
Новосибирская Сибирский Новосибирск
Омская Сибирский Омск
Оренбургская Приволжский Оренбург
Орловская Центральный Орел
Пензенская Приволжский Пенза
Псковская Северо-Западный Псков
Ростовская Южный Ростов
Рязанская Центральный Рязань
Самарская Приволжский Самара
Саратовская Приволжский Саратов
Сахалинская Дальневосточный Южно-Сахалинск
Свердловская Уральский Екатеринбург
Смоленская Центральный Смоленск
Тамбовская Центральный Тамбов
Тверская Центральный Тверь
Томская Сибирский Томск
Тульская Центральный Тула
Тюменская Уральский Тюмень
Ульяновская Приволжский Ульяновск
Челябинская Уральский Челябинск
Ярославская Центральный Ярославль
Амурская Дальневосточный Благовещенск

Итак, наша страна - это федерация. И все ее административно-территориальные единицы - субъекты РФ - равноправны. На сегодняшний день их насчитывается восемьдесят пять.

  1. Российская Федерация – это самое большое и многочисленное в мире федеративное государство, состоящее из 83 субъектов
  2. Российская Федерация – это федеративное государство, которое образовано по национально-территориальному признаку. По национальному признаку образованы республики, по территориальному признаку образованы края, области и другие субъекту РФ.
  3. Существует 6 видов субъектов Федерации: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 4 автономных округа, 1 автономная область, 2 города федерального значения.
  4. Уровень экономического развития и потенциал субъектов Федерации очень разный.
  5. По географическому положению близость к различным инфраструктурам у всех субъектов разная.
  6. «Матрёшечный принцип» построения государства – на территории одного субъекта располагаются другие субъекты (автономные округа; в настоящее время – остался только Ханты-Мансийский округ).
  7. Тенденция на укрупнение субъектов РФ (сейчас приостановилась, поскольку правящие элиты небольших областей в Европейской части России препятствуют объединению субъектов РФ).
  8. Усилилось влияние федерального центра в краях и областях: высшее должностное лицо таких субъектов (губернатор) назначается Президентом РФ; кандидатур на должность губернатора Президенту предлагает либо законодательная власть, либо полномочные представители Президента по федеральным округам (предполагается также введение ценза осёдлости для кандидатур на должность губернатора).

Между субъектами Федерации существуют громадные различия по площади территории, экономико-географическому положению, численности населения, этно-конфессиональному составу и культурно-образовательному уровню, по удельному весу городского населения, по стадии социально-экономического развития и климатическим условиям.

Неопределенным является положение автономных округов и автономной области: с одной стороны, они имеют по Конституции равные с другими субъектами права, с другой – входят в состав краев и областей. Это создает правовой парадокс: равноправие субъекта в составе другого субъекта. В последнее время ситуация начинает изменяться, автономные округа путем референдума меняют свой статус и входят в состав области, на которой они расположены. Так, Коми-пермяцкий автономный округ вошел в состав Пермской области, образовав Пермский край. С 1 января 2007г. Эвенкийский автономный округ и Таймырский автономный округ вошли в состав Красноярского края. Корякский автономный округ вошел в состав Камчатской области, образовав Камчатский край. Агинский Бурятский автономный округ вошел в состав Читинской области, образовав Забайкальский край. Усть-Ордынский Бурятский автономный округ вошел в состав Иркутской области.


Эти особенности административно-территориального устройства РФ порождают ряд управленческих проблем. Первая проблема – асимметричность РФ: равноправные по Конституции субъекты Федерации имеют разные государственно-правовые статусы. Республики признаются государствами и могут иметь свои Конституции, государственный язык и государственную символику. Края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа являются административно-территориальными образованиями, имеющими свой устав и свое законодательство.

Вторая проблема – разделение властей по вертикали. Несмотря на то, что Конституция РФ разграничивает полномочия федерального центра и регионов (субъектов федерации), вопрос разделения властей по вертикали остается не урегулированным до конца. Это породило разбалансированность между Конституцией РФ и конституциями федеративных республик. Устранение противоречий между ними шло с большим трудом и в настоящее время практически преодолено, хотя еще имеются некоторые вопросы, по которым республикам предоставляются особые права и полномочия.

Политико-правовая асимметрия субъектов дополняется асимметрией экономической. Как уже было отмечено, все субъекты РФ различаются по климатической зоне, экономическому потенциалу, численности населения и другим характеристикам. Для РФ характерно слабое освоение восточных и северных регионов, но вместе с тем более интенсивное в промышленном плане развитие северных регионов по сравнению с южными. Переход к рыночным механизмам хозяйствования усилил неравномерность социально-экономического развития регионов.

Существует 2 подхода к решению проблемы экономической асимметрии субъектов Федерации: бюджетное выравнивание и «локомотив» из регионов-доноров. Характер взаимоотношений между центром и регионами определяется в основном объемом и порядком распределения финансовых ресурсов. Методы распределения (какие регионы и в каких размерах должны получать трансферты из федерального бюджета) несовершенны. В результате оказывается, что ни один регион не способен покрывать свои текущие расходы за счет собственных доходов. Регионы-доноры тоже финансируются из федерального бюджета. Равенство при распределении бюджетных средств территориям неэффективно, поэтому необходим новый подход – не бюджетное выравнивание, а предоставление успешным субъектам больших возможностей. Таким образом, второй подход к сглаживанию экономической асимметрии регионов является более эффективным, поскольку Правительство старается развивать успешные регионы. Но в связи с финансовым кризисом идет сокращение бюджетных средств на инвестиционные программы развития «локомотивов», к которым, в частности, относится и Красноярский край.

Российская Федерация — яркий пример ассиметричной федерации . Субъектный состав Российского государства не только один из самых многочисленных в мире, но и самый разнообразный по видам.

Субъект Федерации — это ограниченно правоспособное образование, имеющее черты государственности, входящее в единое федеративное госу-дарство.

Федеративные государства могут строиться на двух основных принципах: территориальном и национальном. В зависимости от того, какой принцип положен в основу федерации, определяется правовой статус ее субъекта.

Территориальный принцип предполагает, что субъектами федерации являются определенные территории, разграни-ченные независимо от национальной принадлежности про-живающего там населения.

Национальный принцип построения федерации преду-сматривает наличие на данной территории титульной на-циональности, дающей название субъекту.

Российская Федерация — это федерация смешанного типа , субъекты которой организованы как по национально-му, так и по территориальному признаку.

Три вида субъек-тов РФ организованы по национальному признаку . Это — республики в составе Российской Федерации, автономные округа и автономная область.

Другие три вида — края, об-ласти и города федерального значения — сформированы по территориальному признаку .

Субъекты РФ различаются по юридической приро-де и по особенностям конституционно-правового статуса . По этим критериям выделяют три группы субъектов.

Первую группу образует 21 республика в составе Рос-сийской Федерации.

Вторую группу субъектов РФ составляют края, обла-сти и города федерального значения (г. Москва и г. Санкт- Петербург). Статус этих субъектов РФ определяется Кон-ституцией РФ, федеральными законами и уставами со-ответствующих субъектов.

Третью группу субъектов РФ образуют автономная об-ласть и автономные округа . Существенной особенностью автономных образований (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа) является факт их вхождения в состав края или области.

Республика в составе Российской Федерации - это демократическое унитарное правовое государство, которое является субъектом Российской Федерации и строит с ней отношения на основе Конституции Российской Федерации, Федеративного договора и двусторонних договоров и соглашений.

Края, области и города федерального значения не являясь государствами, не имеют своих конституций, гражданства, на их территории употребляется общефедеральный го-сударственный язык - русский. В то же время как равноправные субъекты Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по пред-метам совместного ведения Федерации и ее субъектов они обладают всей полнотой госу-дарственной власти.

Автономия в Российской Федерации - это самостоятельное осуществление госу-дарственной власти национально-государственными образованиями в пределах компетен-ции, устанавливаемой федеральными органами государственной власти при участии соот-ветствующей автономной единицы.

Автономный округ — национальное государственное об-разование, отличающееся особым национальным составом и бытом населения, является формой национальной государственности малых народностей и эт-нических групп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Вос-тока. Особенностью автономных округов является большая территория при небольшой численности населения.