Пожарные автомобили и их классификация. Классификация пожарных автомобилей и аварийно-спасательной техники

Парк специализированной техники для ликвидации пожаров состоит из нескольких десятков автотранспортных средств, каждое из которых имеет своё функциональное назначения. Однако, всё это многообразие машин можно условно поделить на три основные группы. При этом, не следует забывать, что каждый пожарный расчет обязан иметь соответствующую лицензию, которую выдаёт МЧС. Итак, классификация и виды пожарных машин.

Группа 1

Первая категория автомобильного транспорта для борьбы с огнём включает хорошо известные грузовые машины с цистернами. Подобные транспортные средства являются универсальными и содержат весь арсенал средств для противодействия пожарам.

Данные автомобили предназначены и используются для доставки пожарной команды и спецсредств (технического оборудования) непосредственно к месту возгорания. Кроме того, они оборудованы ручными и/или лафетными стволами, гидрантами, пенообразователями и баками с жидкостью, а также механизмами забора/подачи воды. Подобное оснащение позволяет данному виду пожарных машин успешно бороться с огнем самостоятельно.

  • машины, оказывающие неотложную медицинскую помощь;
  • технические средства для обслуживания аэропортов;
  • передвижные насосные станции.

Таким образом, первая группа специальных пожарных машин предназначена для общих нужд населения и используется для локализации и уничтожения очагов возгорания на производствах, в местах проживания и/или скопления людей, в аэропортах, на нефтегазовых и прочих социальных объектах.

Группа 2

Вторая группа включает специальные пожарные и аварийно-спасательные машины, используемые для выполнения различных работ по борьбе с открытым пламенем. Подобные транспортные средства чаще всего оснащены выдвижной лестницей механического типа, посредством которой пожарный расчет проникает к месту возгорания.

Кроме того, используется во второй категории и специальная техника, предназначенная для:

  • прокладывания и осуществления коммуникаций;
  • выполнения оперативных задач;
  • подачи освещения;
  • обустройства штаба.

Группа 3

К данному виду пожарной автомобильной техники относятся машины, основной задачей которых является поддержание работоспособности противопожарного оборудования и всех систем пожаротушения. К данной вспомогательной спецтехнике относятся:

  • бензовозы и заправщики;
  • машины технического обслуживания;
  • передвижные ремонтные мастерские для автопарка;
  • агитационные машины.

Второстепенная классификация

Ко всему вышесказанному следует добавить, что существуют и другая классификация пожарных машин. Каждая из них имеет существенные отличия. Так, спецтехнику делят по.

Первые пожарные автомобили на территории России появились еще в 1904 году. На то время это были довольно простые и надежные средства. Они имели простое оборудование и могли перевозить до 10 человек. Но прогресс не стоит на месте. Устанавливаемое оборудование модернизировалось, как и сама техника. Она стала более вместительной, эффективной и надежной. Давайте рассмотрим основные пожарные автомобили, их особенности и ключевые отличия.

Немного общей информации

Пожарная техника - это средство для тушения пожара с помощью специального оборудования. Первые машины такого типа имели простейшее оборудование и насосы, а на некоторых моделях последние и вовсе отсутствовали. Напор воды в этом случае обеспечивался с помощью гидранта. Однако он был не всегда доступен, что вызывало серьезные проблемы. В настоящее время основные пожарные автомобили оснащаются сложным оборудованием, позволяющим контролировать интенсивность подачи воды и специального тушащего средства, системы безопасности и многое другое.

Хотелось бы также отметить, что есть пожарные машины общего и специального назначения. Первые используются для доставки личного состава к месту происшествия, перевозки средств огнетушения и подачи их в очаг возгорания. Именно такие автомобили мы чаще всего можем встретить на улицах города. Специальные же встречаются гораздо реже, и немного позже мы разберемся, почему именно.

Цвет автомобиля

Все мы уже давно привыкли к тому, что пожарные машины окрашиваются в красный цвет с белыми полосами. Это обусловлено повышенной опасностью техники, имеющей большое количество выдвижных элементов, которые могут нанести вред здоровью человека. Да и ГОСТом предусмотрена именно такая палитра, так как она бросается в глаза издалека. Ходовая часть автомобиля обычно окрашивается в черный цвет. Кроме того, есть специальные требования, которые запрещают размещение на кузове различных наклеек и надписей, кроме предусмотренных заводом-изготовителем.

  • автоцистерны (АЦ);
  • насосно-рукавные (АНР);
  • первой помощи (АПП);
  • с насосом высокого давления (АВД).

О пожарных автоцистернах

Пожарные автоцистерны распространены очень широко. Они используются не только для доставки к месту назначения, но и для транспортировки боевых расчетов. Тушение пожара осуществляется водой либо пеной. Соответственно, в последнем случае есть такое оборудование, как пенообразователь. Также присутствуют пожарные насосы, модификации которых могут отличаться, и магистрали, по которым проходит вода или пена.

Автоцистерны - это основные пожарные автомобили общего применения, которые практически всегда имеют одинаковую комплектацию, а вот характеристики оборудования могут существенно отличаться. К примеру, автоцистерна может быть легкой, средней или тяжелой в зависимости от вместительности цистерны. Соответственно, и производительность насоса изменяется в широком диапазоне. Это касается и другого оборудования. Бак для перевозки огнетушащих средств чаще всего изготавливается из высокопрочной углеродистой стали или же стеклопластика, который при отсутствии механических повреждений служит довольно долго.

Насосно-рукавная пожарная машина

Ключевое отличие данного вида техники от автоцистерны заключается в том, что отсутствует бак с водой. Такого типа техника предназначена для перевозки экипажа и Такой транспорт нередко используют для перевозки пожарной техники.

Помимо того, что насосно-рукавный тип техники доставляет экипаж и пожарные автомобили к очагу возгорания, он эффективно справляется еще с одной задачей. К примеру, если требуется тушить большой склад, и неподалеку есть водоем, то к нему прокладываются рукава, и с помощью насоса высокого давления вода перекачивается в автоцистерну или подается непосредственно к очагу возгорания. Насосно-рукавная пожарная машина может похвастаться повышенной проходимостью, а также тем, что для тушения пожара могут быть использованы любые источники воды, даже удаленные. В целом же это весьма эффективный пожарный автомобиль, который может подъехать к труднодоступным местам, куда не доберется обычная пожарная техника.

Пожарная машина быстрого реагирования

Автомобиль первой помощи, он же быстрого реагирования, сильно выделяется среди прочей пожарной техники. Обусловлено это высокой мобильностью и небольшими габаритами. Данная техника наиболее актуальна в мегаполисах, где она способна быстро проходить километровые пробки на дорогах.

Основные и быстрого реагирования оснащаются легким шасси небольшой грузоподъемности. Соответственно, далеко не всегда один такой расчет способен справиться с крупным пожаром. Но зачастую этого и не требуется, так как основная задача такой техники заключается в оказании первой помощи пострадавшим и тушении пожара до прибытия подмоги в виде более тяжелой и эффективной техники. Комплектации, в зависимости от назначения, могут существенно отличаться, это касается и вместительности салона для размещения боевого расчета. Основной недостаток такой техники заключается в ограниченной проходимости. Именно поэтому она отлично подходит для крупных городов и наименее эффективна в горных районах или на пересеченной местности.

С насосом высокого давления

Если рассматривать основные пожарные и аварийно-спасательные автомобили, то нельзя не упомянуть о технике, которая используется для тушения пожаров в высотных зданиях. Пожарная машина, которая оснащается насосом высокого давления (АВД), способна тушить пожары, очаг которых находится на большой высоте.

Данная техника имеет внушительные габариты и несколько отсеков. Один из них - цистерна с огнетушащим средством, другой - место для боевого расчета и дополнительного оборудования. Жидкость под высоким давлением подается по магистралям, быстро достигая очага возгорания. Основной недостаток подобной техники заключается в её габаритах, что существенно усложняет подъезд к месту возгорания.

Основные пожарные автомобили целевого применения

Машины целевого применения используются для тушения пожаров в сложных ситуациях, например, на таких объектах:

  • аэропорты;
  • здания культуры;
  • заводы;
  • различные объекты инфраструктуры.

В настоящее время выделяют 7 категорий машин целевого применения: аэродромные, порошкового тушения, пенного и комбинированного тушения, насосная станция, машины газового и газоводяного тушения. Давайте рассмотрим каждый тип техники более подробно, ведь почти все они отличаются друг от друга и используются в зависимости от сложившейся ситуации.

Об аэродромных автомобилях

В случае возникновения пожара на летательной технике, такой как вертолеты и самолеты, на вызов приезжает пожарная машина, которая зачастую базируется вблизи аэродрома. Большое количество оборудования делает эту технику довольно тяжелой, но очень функциональной. Аэродромный автомобиль отлично подходит для эвакуации людей из воздушного судна, смягчения посадки с помощью слоя пены и т. п.

Комплектация обычно включает в себя дисковые пилы для вскрытия воздушного судна в случае необходимости, пенобаки, насосный отсек и емкости для воды. В отдельных случаях аэродромная техника оснащается дополнительными средствами пожаротушения. Обычно на аэродроме находится несколько таких автомобилей. Они должны обладать прекрасной проходимостью, чтобы действовать за пределами аэродрома в условиях полного бездорожья.

Пожарные автомобили для нефтехимической отрасли

Машины пенного, порошкового и газоводяного типа активно используются для борьбы с очагами возгорания различной степени тяжести в нефтехимической промышленности. В лесном хозяйстве, на объектах газовой промышленности чаще всего применяют комбинированное тушение.

Такая техника оснащается емкостями, в которых хранится средство для пожаротушения, преобразователями, а также лафетными стволами. Личный состав располагается в кабине транспорта. Все надстройки устанавливаются на базу, взятую с тяжелой техники.

Для борьбы с масштабными возгораниями применяют автонасосные станции. Их ключевая особенность заключается в том, что насосом высокой производительности по магистралям подается вода к лафетным стволам. Проходимость такой техники выше средней, а производительность насоса - более 100 литров в секунду. Такая техника оснащается двумя двигателями. Один для шасси, второй для работы насоса.

Подведем итоги

Вот мы с вами и рассмотрели назначение основных пожарных автомобилей. Подобная техника всегда должна находиться в исправном состоянии. Это касается технической части, исправной работы магистрали, насосов и другого оборудования. Типов пожарной техники довольно много. Это обусловлено тем, что мобильная и легкая машина не справится с большим пожаром, а габаритная и тяжелая не сможет быстро проехать по мегаполису в условиях пробок.

Именно по этой причине классификация основных пожарных автомобилей такая обширная. Когда же речь идет о лесных пожарах, где наземная техника малоэффективна, используют специальные вертолеты, которые имеют на своем борту баки со средством для пожаротушения. Для контроля ситуации используют легкие самолеты, которые патрулируют территорию и передают данные. Но даже современная техника далеко не всегда быстро справляется с масштабными пожарами, особенно лесными, когда за считанные часы выгорают целые гектары территории.

Р а з д е л 4

Г л а в а 14

СИЛЫ И СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРОВ И ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙ

Силы для проведения аварийно-спасательных работ и ликвидации аварий составляют сотрудники отделов управлений техники и вооружения, офицеры технической службы, личный состав подразделений, в подчинении которых находится соответствующая аварийно-спасательная техника, водители автомобилей, расчетов экипажей.

К средствам специальной пожарной и аварийно-спасательной пожарной техники относятся специальные пожарные и аварийно-спасательные автомобили, оснащение специальным инструментом и оборудованием для проведения специальных работ на пожарах и в условиях чрезвычайных ситуаций.

14.1. Механизированный аварийно-спасательный инструмент

14.1.1. Определения и общие требования к АСА

Механизированный аварийно-спасательный инструмент (МАСИ) имеет три составные части: источник энергии, систему провода (управления) и исполнительный орган. Если все составляющие АСИ объединены общим корпусом, то он называется моноблочным. Примером такого инструмента являются бензопилы, электромеханические молотки. В противном случае, когда все составляющие части сочленены быстроразъемными соединениями – АСИ называется блочным. К этому типу относятся, например, гидравлический АСИ – ножницы челюстные, кусачки и др.

Аварийно-спасательным инструментом выполняются работы с использованием различного вида инструмента (см.табл.14.1).

Классификация механизированного аварийно-спасательного инструмента для специальных работ на пожаре в таблице представлена по функциональным признакам.

Таблица 14.1

Каждый из видов инструмента или оборудования должен удовлетворять параметрам технических характеристик. Однако требования пожарной безопасности обусловлены Техническим регламентом. Они сводятся к следующему:



Ручной механизированный инструмент должен быть оснащен предохранительными устройствами, препятствующими случайному попаданию в подвижные механизмы частей тела человека или одежды. Органы управления механизированным пожарным инструментом должны быть снабжены указателями, исключающими неоднозначное толкование размещенной на них информации;

Конструкция механизированного пожарного инструмента должна обеспечивать возможность быстрой замены рабочих элементов;

Конструкция стыковочных узлов пожарного инструмента должна обеспечивать быстрое и надежное их соединение вручную без применения ключей или другого слесарного инструмента;

Конструкция пожарного инструмента должна обеспечивать электробезопасность оператора при проведении аварийно-спасательных работ.

В настоящее время применяется гидравлический АСИ с нагнетанием давления ручным насосом или поршневыми насосами, приводимыми в работу двигателями внутреннего сгорания с приводом от электродвигателя или двигателя внутреннего сгорания.

Специальные пожарные автомобили (СПА)

Классификация СПА

Успешное тушение сложных и крупных пожаров и ликвидация последствий аварий может сопровождаться необходимостью выполнения ряда специальных технических задач. В общем случае они включают.

спасение людей и материальных ценностей; создание безопасных условий работы пожарных и спасателей;

техническое обеспечение организации взаимодействия всех участников тушения пожаров;

вскрытие и разбор конструкций для спасения людей и подачи в очаги горения огнетушащих веществ;

освещение мест пожара или проведение аварийно-спасательных работ.

Эти работы выполняют личный состав специальных пожарных автомобилей. В настоящее время пожарная охрана оснащается следующими СПА:



автомобилями газодымозащитной службы (ГДЗС);

автомобилями дымоудаления (АД);

аварийно-спасательными автомобилями (АСА);

автомобилями связи и освещения (АСО);

штабными автомобилями (АШ).

Каждый из них может оснащаться различными средствами связи и освещения, средствами дымоудаления, немеханизированным ПТВ, оборудованием с гидроприводом или средствами механизации работ с электроприводом. Следовательно, на ряде из них должны быть электросиловые установки (ЭСУ). Поэтому в качестве главного параметра для СПА принимают значение мощности основного источника питания. Их выбирают из ряда 8,12,16,20 и 30.

В качестве ЭСУ используют электрогенераторы переменного тока с приводом от двигателя базового шасси. Каждая из них должна работать в штатном режиме без перегрева непрерывно не менее 6 часов.

Основные номинальные параметры источников питания ЭСУ должны соответствовать значениям, приведенным в табл.4.6.

Таблица 4.6

Напряжение, В Частота, Гц Мощность, кВт
6,8,16,20 и 30

Аварийно-спасательный инструмент с гидроприводом приводится в действие от насосных станций с механическим или с ручным приводом.

К специальным пожарным автомобилям относятся также автолестницы и автоподъемники коленчатые. Они обеспечивают все работы на различных высотах и будут рассмотрены специально.

Основные тактико-технические требования к этим автомобилям сводятся к следующему:

их оперативная подвижность должна быть не ниже, чем у основных пожарных машин;

укомплектованность техническими средствами должна быть достаточной для выполнения работ по функциональному назначению;

технические возможности оборудования и высокая квалификация личного состава должны обеспечивать выполнение работ в максимально короткое время.

Средства дымоудаления

Одним из важнейших технических средлств спасания и создания условий работы пожарным являются пожарные автомобили газодымозащитной службы (ГДЗС) и автомобили дымоудаления.

Пожарные автомобили (ГДЗС). Эти автомобили предназначены для доставки к месту пожара или чрезвычайной ситуации:

личного состава ГДЗС;

средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения;

пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного инструмента;

развертывания на пожаре контрольного поста ГДЗС;

освещение мест пожара или территории чрезвычайной ситуации;

обеспечение электроэнергией электрооборудования и инструмента;

дысмососов, прожекторов и других потребителей электроэнергии.

Представителем этих автомобилей является автомобиль АГ-12 . Он изготавливается на шасси автобуса ПАЗ-3205. Этот автобус с колесной формулой 4´2 имеет двигатель мощностью 88 кВт и развивает скорость до 80 км/ч. Его размеры (длина, ширина, высота) 7000´2620´2960 мм и масса 6835 кг (рис. 14.14).

10
7
9
8
3
6
1
5
2
3
4
11
12

Рис. 14.14. Общий вид автомобиля АГ-12:

1 – автобус ПАЗ-3205; 2 – система сигнальная громкоговорящая СГС-100-1;
3 – фара-искатель ФГ-16Е (2 шт.); 4 – фара противотуманная ФГ-119 (2 шт.);
5 – световое табло «АГ-12»; 6 – лестница; 7 – площадка; 8 – прожектор стационарный ПКН-1500 (2 шт.); 9 – механизм поворота прожекторов; 10 – лестница-палка;
11 – щит выводной; 12 – кабель на стационарной кабельной катушке

Боевой расчет АГ-12, включая водителя – 7 человек. Источником энергии на АГ-12 является генератор синхронного типа трехфазного переменного тока с воздушным охлаждением. Мощность от двигателя шасси передается к генератору приводом, состоящим из карданного вала и коробки отбора мощности КОМ-107. Передаточное число КОМ i = 1,12. Для обеспечения постоянной частоты вращения вала двигателя в режиме отбора мощности на привод генератора в кабине водителя установлен ручной регулятор числа оборотов.

Генератор типа ГС-250-12/4 при частоте вращения вала 1500 об/мин развивает мощность 12 кВт, напряжение генератора 230 В, величина тока 37,7 или 21,7 А при частоте 50 Гц.

Генератор обеспечивает питание прожекторов дымососа, электропилы, дополнительного электроинструмента и т.д.

Подвод энергии к потребителям осуществляется кабелями, намотанными на кабельные катушки. В комплектацию АГ-12 входит одна стационарная кабельная катушка с длиной кабеля 96 м и восемь выносных кабельных катушек, на которых намотаны силовые кабели длиной по 36 м. Все кабели имеют розетки и вилки к соединению одного кабеля с другим и к подключению к розетке на выводном щите и к розетке на разветвительной коробке.

Три кабеля на катушках из восьми предназначены для подключения к розеткам выводного щита. Другие пять кабелей используются как удлинители для подключения потребителей к выводному щиту.

На АГ-12 имеются три коробки распределительные (КР). Они предназначены для распределения электроэнергии от электросиловой установки к потребителям. На трех боковых стенках коробки размещены штепсельные розетки, а на четвертой стенке имеется кабельный ввод с вилкой, которая может быть подключена к розетке на щите выводном или к розеткам на кабельных катушках.

На верхней панели коробки установлен прибор и сигнальная лампа, а внутри закреплен магнитный переключатель. При включении тумблера срабатывает магнитный пускатель, подающий напряжение к потребителям.

Корпус распределительной коробки соединен с нулевым проводом. При попадании в нее воды сопротивление изоляции понизится, произойдет утечка тока, напряжение будет отключено.

Заземление АГ-12 осуществляется медным проводом сечением
10 мм 2 и длиной 20 м. Один наконечник провода соединяется с клеммой штыря заземления, а другой – со специальной клеммой на стенке люка машины.

Средства освещения места пожара включают в себя телескопическую мачту с двумя прожекторами и три переносных прожектора для освещения мест, недоступных для подъезда автомобиля. Все прожекторы однотипные ИО-02-1500, мощностью по 1500 В.

Мачта с прожекторами может выдвигаться на высоту до 8 м от уровня земли. На АГ-12 имеется сигнализация о положении мачты. Поворот ее в горизонтальном положении на ±260 о осуществляется электромеханизмом УР-10-2С с напряжением питания 24 В постоянного тока. Таким же механизмом осуществляется поворот мачты на ±30 о в вертикальной плоскости.

Основное оборудование включает дымосос и электропилу.

Дымосос ДПЭ-7 используется для удаления дыма и других продуктов горения из помещений. Он может применяться для снижения температуры при тушении пожаров в помещениях нагнетанием в них свежего воздуха. С помощью дымососа можно получать высокократную пену. Производительность по воздуху 7000 м 3 /ч. Частота вращения вала электродвигателя 3000 об/мин, его мощность 1,1 кВт.

Дополнительный электроинструмент устанавливается в подразделениях ГПС. Это могут быть электродолбежники, дрели и т.д.

На АГ-12 могут быть проложены три силовые линии от выводного щита. При использовании основного оборудования и дополнительного электроинструмента необходимо, чтобы электролинии были нагружены равномерно, т.е. не более 4 кВт на каждую из них. В этом случае прожекторы на мачте должны быть отключены.

Один из возможных вариантов боевого развертывания АГ-12 представлен на рис. 14.15. Возможны другие варианты при соблюдении изложенных выше ограничений.

Дополнительное электрооборудование и средства связи предназначены для обеспечения работы операторов на АГ-12. К ним относятся противотуманные фары, специальные две фары для освещения мест работы около автомобиля.

Электропитание радиостанций осуществляется от специальной аккумуляторной батареи. Для ее зарядки используется преобразователь напряжения.

Для управления работой боевого расчета на АГ-12 установлены сигнально-громкоговорящая система, а также специальное переговорное устройство. Оно обеспечивает телефонную связь между четырьмя абонентами. Для обеспечения радиосвязи применяются радиостанция «Виола-АА» и четыре радиостанции «Виола-Н».

Оборудование для организации разведки включает 8 аппаратов типа Урал-7 или Урал-60 с 14 баллонами с кислородом и 14 регенеративными патронами.

Кроме того, на АГ-12 имеются: комплект универсального инструмента УКИ-12, пневмодомкрат ПД-4, ПД-10, ручной аварийно-спасательный инструмент РГАИ и другое оборудование и приборы.

Созданы и другие образцы автомобилей этого назначения. К ним относится автомобиль АГ-16 (3205)-ШНН, также на шасси ПАЗ-3205 с колесной формулой 4×2. На шасси установлен двигатель, мощностью 96 кВт, что позволило повысить скорость движения автомобиля до 90 км/час и повысить мощность основного источника питания до 16 кВт. На автомобиле установлена осветительная мачта, высотой до 8 м.

Суммарная мощность электрооборудования 15 кВт.

Оборудование и инструмент на АГ-16 позволяют в полном объеме выполнять работы, аналогичные работам, выполняемым на АГ-12.

Разработаны другие образцы АГ. Так, один из них создан на шасси ЗИЛ-433362. На нем установлен автономный электрогенератор ГС-250-20/4. он развивает мощность 20 кВт, к номинальным напряжениям 400/230 В и номинальной частотой 50 Гц. На АГ-20 возможно подключение 8 потребителей электрического тока.

Автомобиль сооружен на шасси с колесной формулой 4×2. Мощность его двигателя равна 110 кВт. Максимальная скорость движения 80 км/ч. Боевой расчет 9 человек. На машине имеется осветительная мачта высотой 6 м, на которой устанавливаются два прожектора мощностью по 1500 В. Привод осветительной мачты пневматический, управление ориентацией прожекторов разное.

К потребителям мощность подводится по магистральным кабелям длиной 100 и 25 м.

На АГ-20 имеется оборудование аналогичное оборудованию АГ-12. Возможно комплектование другими образцами ПТВ. Все они должны обеспечивать работы, указанные для АГ-12.

Автомобили дымоудаления (АД) предназначены для удаления дыма из объектов на пожарах как для спасания людей, так и для обеспечения условий работы личного состава пожарных подразделений.

АД изготавливаются на шасси ГАЗ-66, они позволяют как удалять дым из помещений путем его отсоса или нагнетания в него свежего воздуха, так и подавать воздушно-механическую пену.

На АД устанавливают вентиляторы с подачей до 90000 м 3 /ч. Привод вентилятора осуществляется от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности.

Комплектация и технические характеристики АД представлены в
табл. 14.7.

Таблица 14.7

Полное давление вентиляторной установки в номинальном режиме – 1200 Па.

Принципиальная схема размещения оборудования на АД-90(66) представлена на рис. 14.16.

Рис. 14.16. Принципиальная схема размещения
оборудования АД-90(66):

1 – кабина боевого расчета; 2 – бак для пенообразо-
вателя; 3 ,12 – отсеки для ПТВ; 4 – вентиль Ду-25;
5 – головка для напорного рукава от АЦ;
6 – пеносмеситель ПС-5; 7 – платформа; 8 – трубо-
провод подачи раствора ПО; 9 – вентилятор;
10 – распылитель; 11 – сетка

Образование воздушно-механической пены осуществляется с помощью распылителя 10 , установленного на вентиляторе.

Подача воды к нему производится от АЦ или АНР по рукаву, который присоединяется к головке 5.

При включенном пеносмесителе 6 типа ПС-5 пенообразователь из бака 2 будет поступать к распылителю. При работе образуется пена кратностью до 500, производительность по пене при кратности 500 равна 1000 м 3 /мин.

При тушении пожаров в условиях низких температур без безперебойная подача воды по рукавным линиям обеспечивается выполнением ряда простых рекомендаций. Рассмотрим основные из них.

Соединение напорных рукавов. При температуре воздуха до -40 0 С для прокладки МРЛ преимущество отдавать пожарным напорных рукавам с латексным гидроизоляционным слоем, так как их теплоизолирующая способность в два раза выше, чем у прорезиненных рукавов. Напорные рукава с латексным гидроизоляционным слоем при температуре воздуха ниже -40 0 С не подлежат эксплуатации, так как латексный гидроизоляционный слой становится хрупким и может разрушаться.

Целесообразно количество рукавов, которое необходимо для прокладки резервной линии, содержать в утепленном отсеке или кабине одного пожарного автомобиля. При значительном уменьшении расхода воды в основной линии осуществить прокладку резервной линии и подачу в нее воды.

Не рекомендуется при тушении пожаров, в условиях низких температур, заблаговременно осуществлять прокладку резервных магистральных линий. Уже через 20…30 мин после прокладки внутренняя часть рукавов охлаждается до температуры окружающего воздуха. Эластичность материала рукавов значительно снижается. При подаче воды в такую линию происходит интенсивное ее охлаждение, имеется большая вероятность появления шуги в воде и закупорки всей линии.

Забор воды и подача ее в рукавную линию. Использовать для забора воды близлежащие водоисточники, отдавая преимущества пожарным гидрантам и утепленным пожарным водоемам. Забор воды из естественных источников осуществлять с максимально возможной глубины, так как температура воды в глубине выше, чем в верхних слоях. При заборе воды из водоисточников сначала следует подать воду из насоса в свободный напорный патрубок и только при устойчивой работе насоса подавать воду в рукавную линию.

Подача воды к месту от каждого пожарного автомобиля должна производиться (при достаточном количестве пожарных автомобилей) только по одной магистральной линии. Причем, для увеличения скорости потока воды, а, следовательно, и увеличении критической длины МРЛ должна быть задействована на полную пропускную спосоность по расходу. Общий расход может составлять для МРЛ диаметром 66 мм – 17 л/с; для МРЛ диаметром 77 мм – 23 л/с.

После проведения развертывания рукавной линии подача воды в линию должна быть осуществлена без промедления. При этом следует обеспечить движение переднего фронта потока воды по линии с максимальной скоростью. Для этого необходимо перед открытием напорного патрубка создать напор на насосе, равный 3…4 атм (при большем давлении и будет затруднено открытие патрубка). Одновременно с открытием напорного патрубка следует повысить напор на насосе до 6…7 атм. (при подаче от водоисточников) и до 5 атм (при подаче от автоцистерны). В результате этого значительно увеличится скорость движения переднего фронта потока по линии. С увеличением скорости потока уменьшится интенсивность охлаждения воды и вероятность появления шуги в линии при заполнении ее водой.

Предотвращение отказов подачи воды . Недопустимо использовать при тушении пожаров неисправные рукава. Незначительные свищи и протечки способствуют образованию наледи на рукавах. Это при разборке рукавных линий может привести к разрушению рукавов.

Если рукав в линии оказался поврежденным, то необходимо произвести его замену. В первую очередь, отсоединяется рукавная головка испорченного рукава ближе к месту пожара. К этому участку присоединяется новый рукав. При всех манипуляциях участок линии, находящийся под напором, должен быть в стороне, чтобы не замочить рукава. После того, как присоединен новый рукав дается команда на перекрытие напорного патрубка (без остановки насоса). Отсоединяется вторая рукавная головка поврежденного рукава, на ее место присоединяется новый рукав. Открывается напорный патрубок насоса.

Не рекомендуется загзагообразная прокладка рукавных линий. Каждый залом или изгиб является источником дополнительного сопротивления в линии и снижает скорость потока на 10…20%, что приводит к усилению интенсивности охлаждения воды.

Предотвращение образования льда в рукавных линиях. Разветвления являются частью рукавных линий. При наружной установке разветвлений необходимо принимать меры для их утепления (обогрев паяльной лампой, засыпка снегом, ветошью), при возможности устанавливать их внутри зданий. Для наиболее эффективного утепления разветвлений, а также для подогрева воды рекомендуется изготовлять металлические кожухи (по форме разветвления) с отводом для паяльной лампы.

В тех случаях, когда избежать критической длины линии невозможно, следует организовать подвоз горячей воды автоцистернами из заранее определенных мест заправки. Подвозимую горячую воду использовать как для дозировки в МРЛ, так и для отогрева рукавной арматуры.

При начавшемся ледеообразовании в рукавной линии недопустим резкий перепад давлений. Часть слоя льда, образовавшегося на рукавах и рукавной арматуре, может под воздействием изменения давления отслоиться и закупорить линию в районе обледеневшей рукавной арматуры. Такая закупорка приведет к обледенению всей линии.

После окончания работы по тушению пожара подразделениям необходимо произвести разборку МРЛ. При выполнении этих операций в условиях низких температур следует руководствоваться следующими рекомендациями:

1. Уборку рукавных линий производить сразу же по окончании тушения пожара. Для уборки задействовать максимально возможное количество личного состава.

2. Если имеется достаточное количество личного состава, чтобы одновременно рассоединить каждую пару соединительных головок, то дается команда остановки насоса и одновременно рассоединяются все рукава. Необходимо сразу же слить из них воду и свернуть их в одинарную скатку. Если личного состава для этого недостаточно, то при уборке линий подача воды не прекращается. Уборка производится со стороны ствола при уменьшенном напоре.

3. Замерзшие рукава нельзя свертывать в скатки. Если они внутри покрыты небольшим слоем льда, то их необходимо собирать «восьмеркой». Если же вода в рукавах замерзла полностью, то такие рукава транспортируются в ближайшую часть в полную длину.

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

1. Классификация и назначение аварийно-спасательного инструмента.

2. Дайте характеристику механизированного инструмента с различным приводом.

3. Область применения на пожарных автомобилях механизированного аварийно-спасательного инструмента.

4. Средства дымоудаления, техническая характеристика АД и АГ. Их оборудование.

5. Аварийно-спасательные автомобили. Назначение. Основное оборудование. Особенности комплектования оборудования.

6. Средства оперативного управления на пожарах и проведении аварийно-спасательных работ. Назначение АСО. Оборудование. Оснащение штабных автомобилей.

7. Проанализируйте влияние низких температур на организацию тушения крупных пожаров (функциональные назначение пожарных автоцистерн).

8. Проанализируйте влияние низких температур на подачу воды по рукавным линиям.

Р а з д е л 4

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОЖАРНАЯ И АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА

Различные виды пожарных автомобилей предназначены для тушения локальных и масштабных очагов возгорания, предупреждения распространения пожара, защиты людей, животных, материальных ценностей от него. Современная специальная техника включает в свое оснащение разнообразный арсенал: первичные приспособления для тушения пожаров, автомобили разных категорий, средства связи и специфические установки. Перед началом работ может выполняться ряд действий, в которые входит разведка очагов возгорания, ликвидация продуктов горения из помещений, спасение людей, вскрытие конструкций и многое другое. Для качественного проведения подобных операций требуется соответствующее оборудование и машины.

Общая информация

Среди основных видов пожарных автомобилей выделяют транспортную или транспортируемую технику, используемую непосредственно для тушения огня, а также вспомогательные машины, служащие для обслуживания личного состава и оборудования.

Рассматриваемые агрегаты создаются на базе колесных, гусеничных, плавательных и летательных транспортных средств, а также на основе поездов. Пожарной техникой укомплектовываются части Государственной пожарной службы, а также подразделения профильных министерств (лесное хозяйство, МЧС, железнодорожный транспорт и тому подобное).

Виды пожарных автомобилей

В зависимости от предназначения и условий использования пожарные автомобили (ПА) делятся на несколько категорий. Основные машины общего применения:

  • Автомобильные цистерны (АЦ).
  • АВД (техника с насосами высокого давления).
  • АПП (машины первой помощи).
  • Насосно-рукавный транспорт (АНР).

Основные ПА целевого применения:

  • Аэродромные варианты (АА).
  • АГВТ (модели газоводного тушения).
  • АП (версии с порошковыми гасителями).
  • Насосные станции (ПНС).
  • Машины с пенным тушением (АПТ).
  • АКТ и АГТ - с комбинированными и газовыми гасителями.

Кроме того, выделяют виды специальных пожарных автомобилей:

  • АШ (штабные модификации).
  • АЛ (автомобильные лестницы).
  • Коленчатые автоподъемники (АПК).
  • АР (автомобили рукавные).
  • АСА (аварийно-спасательный вариант).
  • Для удаления дыма (ДУ).
  • ГДЗС (служба газовой и дымовой защиты).

Среди вспомогательных ПА:

  • Грузовые и легковые транспортные средства.
  • Автобусы.
  • Бензовозы.
  • Ремонтные мастерские на колесах.

Предъявляемые требования

Независимо от вида и назначения пожарных автомобилей, к ним предъявляется ряд общих требований (регламентируются Федеральным законом о техническом обеспечении и пожарной безопасности). Среди них:

  • Техника для ликвидации пожаров должна гарантировать возложенные на нее функции в рабочих условиях.
  • Особенности конструкции и материалы изготовления должны обеспечивать безопасность машин при транспортировке, эксплуатации, хранении и утилизации.
  • На каждой единице предусмотрена маркировка, позволяющая ее идентифицировать.
  • Документация технического плана должна содержать сведения для обучения личного состава правилам эффективного применения имеющегося оборудования.
  • Все виды пожарных автомобилей должны использоваться в соответствии с параметрами требований по пожарной безопасности, согласно методам, установленным соответствующей нормативной документацией.

Назначение

Основные пожарные авто предназначаются для перевозки персонала, приспособлений для тушения огня и рабочего оборудования к месту возгорания. Общие ПА используются для ликвидации пожаров в черте города и жилых секторах. ПА целевого применения задействуют при тушении огня на объектах нефтяной, газовой, химической сферы, аэродромах, предприятиях повышенной опасности и прочее. Все виды пожарных автомобилей сооружаются преимущественно на автотранспортном шасси отечественного производства, входят в общую систему обозначений.

Классификация

Идентификация рассматриваемой техники осуществляется посредством определенного цифро-буквенного кода. Первая цифра указывает на полную массу АТС. Второе обозначение - это тип транспортного средства:

  • Легковая машина - 1.
  • Автобус - 2.
  • Грузовик - 3.
  • Тягач седельный - 4.
  • Самосвал - 5.
  • Цистерна - 6.
  • Фургон - 7.
  • 8 - резервная отметка.
  • 9 - спецтехника.

Виды пожарных автомобилей и их классификация по порядковому номеру определяются третьей и четвертой цифрами в индексе. Пятый элемент в условном обозначении - это модификация транспортного средства. Шестая цифра - тип исполнения (для умеренного, тропического или холодного климата - 6/7/1). Номера 01, 02 и подобные им, указывают на то, что техника изготовлена в переходном исполнении или оснащается дополнительным оборудованием. Кроме того, перед цифрами указывается буквенное обозначение завода-изготовителя.

Предполагается переход на идентификацию по европейскому принципу (подразделение на классы):

  1. L - полный вес ПА составляет от 2 до 7,5 тонны.
  2. М - средние модификации (7,5-14,06 тонны).
  3. S - тяжелый класс (более 14 тонн).

Пример условного обозначения: АПТ 3,0-40/4 (4331) модель ХХХ. Речь идет о ПА пенного тушения с цистерной объемом 3 куб. м. с подачей 40 и 4 л/с (на высоком давлении). Шасси - ЗиЛ-4331, номер модели - ХХХ.

Виды технического обслуживания пожарных автомобилей

На каждый ПА устанавливается конкретная норма эксплуатации на квартал и год. При этом учитывается пробег, выделенное количество топлива и прочие технические условия. Месячная норма пробега вычисляется с учетом квартального показателя. Для поддержания оптимальной боевой готовности и повышения возможностей подразделения, устанавливается резерв ПА.

Техническая готовность техники определяется по следующим пунктам:

  • Исправность и общее состояние.
  • Заправка горюче-смазочными, эксплуатационными и огнетушащими материалами.
  • Комплектация пожарно-техническими приспособлениями и инвентарем с учетом табельного положения и правил по охране труда.
  • Соответствие нормам внешнего вида, окраски и надписей ГОСТУ 50574-93.

Если хотя бы одно требование не выполняется, эксплуатация техники запрещается. Виды и периодичность ТО пожарных автомобилей организуется по планово-предупредительному принципу.

Особенности

Техническое обслуживание представляет собой комплекс профилактических мероприятий, направленных на поддержание ПА в исправном состоянии и готовности к эксплуатации. При проведении ТО, должны обеспечиваться:

  • Постоянная техническая готовность к работе.
  • Стабильная работа агрегатов транспортного средства на протяжении установленного периода службы.
  • Безопасность движения.
  • Ликвидация причин, вызывающих преждевременное появление неисправностей.
  • Установленный расход ГСМ и прочих эксплуатационных средств.
  • Снижение негативного воздействия ПА на окружающую среду.

Периодичность

  1. ЕТО - ежедневная проверка при смене караульного состава.
  2. Обслуживание ПА на учении или пожаре.
  3. Аналогичная процедура по возвращении в депо.
  4. ТО после первой тысячи километров пробега.
  5. ТО-1 (первое техобслуживание).
  6. ТО-2.
  7. СО - сезонный осмотр.

Кем и когда проводится ТО?

ЕТО проводится в подразделении во время смены караулов дежурным водителем и персоналом под руководством командира отделения. Все ПА, включенные в боевой расчет и резерв, должны быть чистыми, заправленными ГСМ и эксплуатационными материалами, включая огнетушащие вещества. Сменщик-водитель вносит все записи о работе транспортного средства во время дежурства (в эксплуатационную карту). Кроме того, в его обязанности входит подготовка машины к сдаче. Водитель, принимающий ПА, проверяет состояние транспортного средства в требуемом объеме и вносит соответствующую запись в карту.

ТО на учении или пожаре осуществляется водителем автомобиля. Аналогичная процедура после возвращения - начальником караульной смены.

Обслуживание после тысячного пробега и ТО-1 осуществляется руководителем подразделения ГПС. ТО-2 и СО проводится руководителем подразделения, в котором проходит указанный комплекс мероприятий.

Для ТО-1 и ТО-2 автомобиль выводится из боевого расчета и заменяется резервной единицей. Порядок действий определяет начальник гарнизона ГПС, с учетом местных условий и особенностей. Для ТО-1 время пребывания ПА на обслуживании не должно превышать 2 суток (при ТО-2 - 3 дня).

При техобслуживании машин могут выполняться отдельные виды текущего ремонта в объеме, не превышающем 20% трудоемкости соответствующего типа ТО.

Технику, прошедшую ТО-2, принимают руководитель подразделения и старший водитель (по акту приема/сдачи). После технического обслуживания транспортное средство должно быть в исправном состоянии, заправлено эксплуатационными материалами, чистое, отрегулированное и смазанное, согласно соответствующей технической документации. На боевое дежурство вывод ПА, не прошедших очередное ТО, не допускается.

Ремонт

Виды ремонтов пожарных автомобилей:

  • Непосредственно для машин - капитальный, средний и текущий.
  • Для агрегатов - капитальный и текущий.

К ремонтным работам относится комплекс манипуляций по восстановлению работоспособности ПА и обеспечение их нормальной работы. Выполняются мероприятия по мере необходимости либо после определенного пробега.

Разборка, а также замена узлов и агрегатов проводится по итогам предварительной диагностики. После ремонта машину принимают руководитель подразделения и старший водитель по акту приема/сдачи. Перед выездом на боевое дежурство ПА должен пройти обкатку:

  • После текущего и среднего ремонта - 150 километров и двухчасовой эксплуатацией основного рабочего агрегата.
  • После капремонта - 400 км. пробега и 2 часа эксплуатации рабочих приспособлений.

Специальные обозначения

Для обозначения ПА в общем потоке, техника должна оснащаться определенными информативными отличиями. Все пожарные единицы имеют красную окраску, для контраста на определенных местах наносятся белые символы и полосы. Размещение обозначений и разбивка окрашиваемых участков определяется согласно государственным стандартам. На двери кабины наносится номер ПЧ и город, а на кормовой части - тип ПА и номер подразделения. Бампер и видимые детали ходового узла окрашиваются в черный колер. Кроме того, техника оборудуется специальными световыми и звуковыми сигналами.

Итог

Выше рассмотрено, сколько видов ТО у пожарных автомобилей. Учитывая специальное предназначение указанных транспортных средств, эти мероприятия строго регламентируются, а нарушение сроков их прохождения чревато серьезным наказанием для ответственного лица, не говоря уже о безопасности эксплуатации машины.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Ульяновской области

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Презентацию выполнил преподаватель УП ПС УМЦ ГОЧС Ульяновской области Мулюкин Александр Владимирович

4 слайд

Описание слайда:

Дополнительная профессиональная образовательная программа «Подготовка водителей пожарных автомобилей» № темы Наименования тем 3.1 Классификация пожарной и аварийно – спасательной техники. 3.2 Дополнительная трансмиссия специальных агрегатов пожарных АЦ и АНР. 3.3 Насосные агрегаты пожарных АЦ и АНР. 3.4 Размещение пожарно-технического оборудования и вооружениянапожарных АЦ и АНР. 3.6 Вакуумные системы пожарных АЦ и АНР.

5 слайд

Описание слайда:

Учебные цели: Изучить требования нормативных правовых документов по пожарной безопасности. Ознакомить с классификацией пожарных автомобилей. Изучить требования нормативных правовых документов по технической службе ГПС. Закрепить навыки работы на специальных агрегатах пожарных автомобилей у водительского состава.

6 слайд

Описание слайда:

Приказ МЧС России от 18.09.2012 № 555 «Об организации материально- технического обеспечения системы Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ЛПСБ» Приказ МЧС России от 5 апреля 2011 г. N 167 Об утверждении порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны. 4. Приказ МЧС России от 31 марта 2011 г. N 156 Об утверждении порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 декабря 2014 года № 1100н Об утверждении «Правил по охране труда в подразделениях Федеральной противопожарной службы ГПС». 6. Пожарные автомобили: Учебник водителя пожарного автомобиля. – Санкт-Петербург, 2006. – 507 с. Текст даётся в редакции А.И. Преснова и А.Я. Каменцева. ЛИТЕРАТУРА:

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Законодательство Российской Федерации в области пожарной безопасности. Основные нормы и требования. Классификация пожарной и аварийно-спасательной техники. - Классификация основных пожарных автомобилей общего и целевого применения. - Классификация, назначение специальных пожарных автомобилей. - Вспомогательные и приспособленные пожарные автомобили для целей пожаротушения. Учебные вопросы:

9 слайд

Описание слайда:

Первый учебный вопрос Законодательство Российской Федерации в области пожарной безопасности. Основные нормы и требования. Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», принятый 21 декабря 1994 года, является основным нормативным правовым актом в области обеспечении пожарной безопасности в Российской Федерации. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

10 слайд

Описание слайда:

В России ежегодно регистрируется до 200 тыс. пожаров, число погибших людей при них значительно превы­шает средние показатели высокоразвитых стран и достигает 15-18 тыс. человек, материальный ущерб составляет десятки миллиардов рублей. Около 30% всех пожаров в России возникает на предприятиях, в учреждениях и организациях, на них приходится 50% от общего ущерба. Около 70% возникающих пожаров и около 85-90% погибших приходится на жилой сектор. Актуальность темы: Распределение пожаров: по причинам возникновения по объектам

11 слайд

Описание слайда:

Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя настоящий ФЗ, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий Федеральный закон, требования пожарной безопасности. Статья 2 №69-ФЗ История пожарной охраны России начинается с 30 апреля 1649 года, когда был принят «Наказ о градском благочинии», устанавливающий строгий порядок при тушении пожаров в Москве.

12 слайд

Описание слайда:

Основные причины пожаров: аварийный режим работы электрооборудования и нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования – 23%; неосторожное обращение с огнем – 19,8%; поджоги – 28,7%; нарушения правил устройства и эксплуатации печей и дымоходов. На пожарах погибло 96 человек (увеличение на 2,1%), травмировано людей – 76 человек (увеличение на 17,2%) в Ульяновске произошло 552 пожара (за АППГ - 421, рост на 31%), жертвами огненной стихии стали 28 человек (за АППГ - 22 человека), среди погибших – двое детей. Спасены 214 человек. Зарегистрированы 217 случаев поджогов, из которых 73 случая поджогов автомобилей. В 2014 году в Ульяновской области произошло 1254 пожара (увеличение на 11%)

13 слайд

Описание слайда:

Федеральные законы: № 69-ФЗ от 21.12.94г. «О пожарной безопасности» № 123-ФЗ от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». № 100-ФЗ от 6.05.2011г. «О добровольной пожарной охране». Постановления Правительства РФ: № 290 от 12.04.2012 г. «О федеральном государственном пожарном надзоре». № 1225 от 30.12.2011г. «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений». № 69 от 31.01.2012г. «О лицензировании деятельности по тушению пожаров в населённых пунктах…». № 390 от 25.04.2012г. «О противопожарном режиме». Нормативные правовые акты:

14 слайд

Описание слайда:

Нормативные правовые акты: Приказы МЧС РФ: 1. Приказ МЧС России от 5 апреля 2011 г. N 167 Об утверждении порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны. 2. Приказ МЧС России от 31 марта 2011 г. N 156 Об утверждении порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны. 2. Приказ МЧС России от 18.09.2012 № 555 «Об организации материально- технического обеспечения системы Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ЛПСБ» Законы Ульяновской области: № 05-ЗО от 30.01.2006 г. «О пожарной безопасности в Ульяновской области». №170-ЗО от 6.10.2011 г. «О мерах государственной поддержки общественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных в Ульяновской области». № 640-П от 23.12.2011 г. Постановление Правительства Ульяновской области "О некоторых мерах по реализации Закона Ульяновской области … (№ 170-ЗО)»

15 слайд

Описание слайда:

ПОЖАРНАЯ ОХРАНА – совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ. (№69-ФЗ) Виды пожарной охраны Государственная противопожарная служба Муниципальная пожарная охрана Добровольная пожарная охрана Ведомственная пожарная охрана Частная пожарная охрана

16 слайд

Описание слайда:

ЗАДАЧИ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ: ст.4, №69-ФЗ К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается организация и осуществление профилактики пожаров спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ

17 слайд

Описание слайда:

Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны. подразделяется на: Федеральную противопожарную службу. Противопожарную службу субъектов Российской Федерации

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

Назначение и классификация пожарных автомобилей В зависимости от назначения пожарные автомобили подразделяются на: ОСНОВНЫЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ

21 слайд

Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ в зависимости от преимущественного использования подразделяются на автомобили: общего применения - для тушения пожаров в городах и населенных пунктах целевого применения - для тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях лесоперерабатывающей, химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности, в аэропортах и на других специальных объектах

22 слайд

Описание слайда:

Назначение и классификация пожарных автомобилей К основным пожарным автомобилям общего применения относятся: Автоцистерна пожарная (АЦ) Автонасос пожарный (АНР) Автомобиль с насосом высокого давления (АВД) Автомобиль первой помощи (АПП)

23 слайд

Описание слайда:

24 слайд

Описание слайда:

Авторазливочная станция (АРС-14), переоборудованная для целей пожаротушения предназначена для доставки к месту пожара боевого расчёта, пожарного оборудования и запаса огнетушащих веществ, а также для их подачи в очаг горения ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АРС-14 Шасси ЗИЛ – 131 Двигатель ЗИЛ – 131 (карбюраторный 4-х тактный 8-цилиндровый, V-образный, верхнеклапанный) Колёсная формула 6х6 (полный привод) Мах. скорость 80 км/час Число мест боевого расчёта 3 чел. Ёмкость цистерны 2700 л Полная масса 10185 кг Марка насоса НШН – 600 Тип насоса - шестерёнчатый Номинальная подача – 10 л/сек Мах. рабочее давление на выходе – до 7,5 кг/кв.см Мах. геометрическая высота всасывания – 6,5 м Время заполнения насоса с мах. геометрической высоты – 25 сек ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА авторазливочной станции (АРС – 14), переоборудованной для пожаротушения

25 слайд

Описание слайда:

Пожарно-техническое вооружение на автомобиль АРС - 14 Рукав всасывающий, длина 4м, диаметр 75 мм с полугайками Рукав напорный латексированный длина 20 м, диаметр 66 мм с полугайками 3. Рукав напорный латексированный длина 20 м, диаметр 51 мм с полугайками Сетка для всасывающего рукава СВ-75 мм с верёвкой Разветвление 3-х ходовое 66х51 (РТ-70) Головка соединительная переходная 66х51 Головка соединительная переходная 77х51 Головка соединительная переходная 77х66 Ключи для соединения рукавов Задержка рукавная Ствол «А» Ствол «Б» Лестница – палка Багор металлический длина 2,5 м Лом лёгкий Колонка пожарная Зажим рукавный 2 шт 4 шт 4 шт 1 шт 1 шт 1 шт 2 шт 1 шт 2 шт 1 шт 1 шт 1 шт 1 шт 1 шт 1 шт 1 шт 2 шт

26 слайд