Права и обязанности должностного лица. Понятие и определение должностного лица в законодательстве

Публикация

Окончание статьи, начало в № 5,6 за 2011

Виды ответственности, к которым может быть привлечено должностное лицо организации, уставлены в ст. 419 ТК РФ, а именно дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная, уголовная. Привлечение к одному из видов ответственности не исключает привлечение к другому виду.Организация-работодатель и должностные лица несут ответственность и за нарушения законодательства о труде и об охране труда. Причем привлечены они могут быть не только к административной, но и уголовной, а равно дисциплинарной и материальной ответственности (см. ст. 195, 419 ТК РФ).

Дисциплинарная ответственность

В соответствии со ст. 189 ТК РФ дисциплина труда – обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Работодатель обязан создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда.

Глава 30 ТК РФ регулирует порядок применения мер дисциплинарного взыскания. Основанием привлечением к дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

Как и для привлечения к любой иной ответственности, для применения мер дисциплинарной ответственности требуется наличие состава правонарушения.

Во-первых, действия работника должны быть противоправным, то есть нарушать законодательство либо нормативные акты, либо требования трудового договора.

Во-вторых, действия работника причинили вред работодателю независимо от его характера. Это может быть имущественный ущерб либо вред, нанесенный порядку, существующему в организации.

В-третьих, вина. При отсутствии вины работника привлечение его к ответственности недопустимо.

Субъектом ответственности является работник, выполняющий трудовую функцию в организации, в том числе и должностные лица организации (руководитель и главный бухгалтер). Статьей 192 ТК РФ установлены следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.

К сведению
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. При этом для обычных коммерческих организацией перечень взысканий, установленный ст. 192 ТК РФ является закрытым. Работодатель не вправе применять другие виды взысканий, иначе он может быть привлечен к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ,

Статья 192 ТК РФ запрещает применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

Здесь следует пояснить, что в соответствии с ч. 5 ст. 192 ТК РФ для отдельных категорий работников действуют уставы и положения о дисциплине, устанавливаемые федеральными законами. Такие уставы и положения о дисциплине утверждены для работников таможенной службы, рыбопромыслового флота, работников морского транспорта, а также работников организаций с особо опасным производством в области использования атомной энергии, работников железнодорожного транспорта.

Привлечение к дисциплинарной ответственности является правом работодателя, а не обязанностью. Кроме того, за работодателем остается право выбора меры ответственности либо вообще отказаться от наложения взыскания.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен. Если тяжесть совершенного проступка несоразмерна наложенному взысканию, то суд может указать на необоснованность такого взыскания. Например, Московский городской суд Определением от 22.06.2010 по делу подтвердил правомерность восстановления на работе, поскольку примененное к работнику взыскание – увольнение было несоразмерно тяжести правонарушения (нарушения в хранении файловых документов).

Взыскание может быть применено не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

При этом до применения взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Однако если такое объяснение не представлено, то это не является препятствием для наложения взыскания (ст. 193 ТК РФ). Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) суд.

По общему правилу работника к дисциплинарной ответственности привлекает работодатель в лице руководителя организации. Руководитель организации несет ответственность на общих основаниях, то есть как и любой другой работник. Руководителя организации к дисциплинарной ответственности может привлечь непосредственно работодатель в лице иных органов управления (совет директоров, общее собрание, если уставом это предусмотрено).

Административная ответственность

В главе 5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержится ряд норм, устанавливающих ответственность за нарушение трудового законодательства.

За нарушения законодательства о труде и об охране труда должностные лица несут ответственность согласно ст. 5.27 КоАП РФ. Данной статьей предусмотрено наложение штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 руб., на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей, на юридические лица - от 30 000 до 50 000 руб. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей вместо штрафа возможно приостановление деятельности на срок до 90 суток. За повторное аналогичное правонарушение руководитель может быть подвергнут дисквалификации на срок от одного года до трех лет.

К сведению
Президент подписал Закон, ужесточающий административное наказание за нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 КоАП РФ). Теперь проступок по этой статье влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 150 000 до 200 000 рублей. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, – и штраф составит от 400 000 до 500 000 рублей. А за повторное совершение «пожарного» правонарушения компания заплатит от 200 000 до 400 000 рублей или на нее будет наложено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Если же нарушено требование об обеспечении пожарных проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, то граждане будут наказаны штрафом в размере от 1 500 до 2 000 рублей; должностные лица – от 7 000 до 10 000 рублей; юридические лица – от 120 000 до 150 000 рублей.

Судебная практика

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП» разъяснил, что под аналогичным правонарушение следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее - при увольнении другого работника). Однако в какой организации работало такое должностное лицо, привлекающееся повторно к ответственности (по предыдущему месту работы или настоящему) не имеет значение. Т.е. если руководитель был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП в одной организации, а затем в течение одного года совершил аналогичный проступок, являясь руководителем другой, то он может быть привлечен к ответственности по ч. 2 ст. 5.27 КоАП.

К таким нарушениям относятся, например:

  • отсутствие обязательных кадровых документов (штатное расписание, личные карточки, графики отпусков и др.), нарушение порядка ведения трудовых книжек;
  • несоблюдение письменной формы трудовых договоров, а также невыполнение правила, когда каждое изменение условий оплаты труда работника должно оформляться в виде соглашения работодателя и работника, заключаемого в письменной форме;
  • установление работодателем новых видов дисциплинарной ответственности (кроме замечания, выговора и увольнения).
Например, часто в трудовых договорах можно встретить такой вид дисциплинарной ответственности, как штраф (как правило, за опоздание) или сокращение дней отпуска и т.п.
  • отсутствие учета продолжительности сверхурочной работы сотрудников и ее оплаты;
  • невыдача сотрудникам расчетных листков произведенных денежных начислений и соответствующих удержаний;
  • установление размера заработной платы и/или выплата ее в иностранной валюте;
  • нарушение обязанности выплачивать заработную плату каждые полмесяца;
  • принудительный перевод работников на безналичную форму оплаты труда
  • неуплата обязательных страховых взносов (на ОПС в ПФР, на страхование от несчастных случаев на производстве в ФСС);
  • невыполнение обязанности по оформлению сотрудникам страховых свидетельств государственного пенсионного страхования;
  • перевод на работу, требующую более низкой квалификации, без письменного согласия работника.
Следует отметить, что ст. 5.27 КоАП РФ является общей нормой, специальные нормы ответственности за нарушения трудового законодательства установлены ст. ст. 5.28 - 5.34, 5.38, 5.40, 5.42, 5.44, 19.4, 19.5, 19.6, 19.7 КоАП РФ. В частности, к административным правонарушениям относятся:
  • необоснованный отказ от заключения коллективного договора или соглашения (предупреждение или штраф от 3000 до 5000 руб.);
  • нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению (предупреждение или штраф от 3000 до 5000 руб.);
  • отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты (штраф от 2000 до 3000 руб.);
  • сокрытие страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (штраф на должностных лиц - от 1000 до 3000 руб., на юридические лица - от 5000 до 10 000 руб.);
С 01.01.2010 данная статья – 5.44 КоАП РФ утратила силу (Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ).
  • неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор и контроль, воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей (предупреждение или штраф на граждан от 500 до 100 руб., на должностных лиц от 2000 до 4000 руб.);
  • невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа, осуществляющего надзор или контроль (на должностных лиц - штраф от 1000 до 2000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет, на юридические лица - штраф от 10 000 до 20 000 руб.);
  • непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде (штраф на должностных лиц - от 300 до 500 руб., на юридические лица - от 3000 до 5000 руб.).
Обратите внимание: во всех указанных случаях допускается кумуляция ответственности, то есть должностные лица могут быть одновременно привлечены к административной и дисциплинарной ответственности (ст. ст. 195, 419 ТК РФ).

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, а также ст. ст. 5.28 - 5.34, 5.44, осуществляется Федеральной инспекцией труда и подведомственными ей государственными инспекциями труда.

Уголовная ответственность

Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрен ряд норм, устанавливающих ответственность за нарушение трудового законодательства.

В соответствии с ч.2 ст. 136 УК РФ должностное лицо организации подлежит уголовной ответственности за дискриминацию, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам. Данное деяние наказывается штрафом а размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Согласно ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещается любые формы ограничения прав гражданина по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.О запрещении дискриминации в сфере труда прямо говорит ст. 3 ТК РФ.

Привлечение к уголовной ответственности может сопровождаться привлечением к материальной (виде возмещения материального вреда и компенсации морального вреда), также к дисциплинарной ответственности.

Особой формой дискриминации является необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а также необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет. Данное деяние может являться преступлением, предусмотренным ст. 145 УК РФ. Субъектом указанного преступление являются должностные лица организации – лицо, ответственное за прием на работу, руководитель организации.

В соответствии со ст. 143 УК РФ нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на которое лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до оного года.

Согласно ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные меры мероприятия. В соответствии со ст. 211 ТК РФ государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов и т.д. Ответственность по ст. 143 УК РФ могут нести лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил норм охраны труда на определенном участке работ, а также руководители организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалист, если они не приняли мер к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил. Преступление, предусмотренное ст. 143 УК РФ, может быть совершено только по неосторожности. Необеспечение соблюдения правил охраны труда, не повлекшее последствий предусмотренных ст.143 УК РФ, влечет административную ответственность.

Судебная практика

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 23.04.1991 г. № 1 разъяснил, что ответственность по ст. 143 УК РФ могут нести лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил и норм охраны труда на определенном участке работ, а также руководители предприятий и организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты предприятий, если они не приняли мер к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил.

В соответствии со ст. 145.1 УК РФ частичная невыплата свыше трех месяцев заработной платы, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная руководителем организации независимо от формы собственности, руководителем – физическим лицом, руководителем филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения организации из корыстной или иной личной заинтересованности, наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением прав занимать определенные должности или заниматься определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до одного года.

Под частичной невыплатой заработной платы понимается осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы.

За правонарушения, связанные с невыплатой заработной платы, работодателю грозит:

  • штраф в размере до 120 000 руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года;
  • лишение свободы на срок до одного года (п. 1 ст. 145.1 УК РФ).
Федеральным законом от 23.12.2010 № 382-ФЗ в ст. 145.1. Уголовного кодекса РФ внесены изменения, в том числе данная статья дополнена п. 2, который говорит о том, что полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Если же задержка выплат привела к тяжким последствиям, штраф увеличивается от 200 000 до 500 000 руб. либо размера заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет. Срок лишения свободы будет составлять от двух до пяти лет с лишением (или без него) права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

Для установления фактов уголовного преступления и привлечения к соответствующей ответственности уполномоченные представители инспекции по труду направляют материалы в судебные органы и органы прокуратуры.

Материальная ответственность работодателя

Вопросам материальной ответственности работодателя перед работником посвящена гл. 38 ТК РФ. Согласно ее положениям работодатель возмещает работнику материальный ущерб в следующих случаях:

  • незаконное лишение возможности трудиться (ст. 234 ТК РФ);
  • причинение ущерба имуществу работника (ст. 235 ТК РФ). В соответствии с Трудовым кодексом работодатель, причинивший ущерб имуществу работника, возмещает этот ущерб в полном объеме по рыночным ценам, действующим в данной местности на день возмещения ущерба;
  • задержка выплаты заработной платы (ст. 236 ТК РФ);
  • в возмещение морального вреда (ст. 237 ТК РФ).
Более подробно рассмотрим вопрос, связанный с задержкой заработной платы. В этом случае работодатель выплачивает заработную плату и другие выплаты, причитающиеся сотруднику, вместе с процентами в размере не ниже 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки. Размер денежной компенсации может быть повышен коллективным или трудовым договором. При этом обязанность выплаты денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Комментарии

    18.05.2015 Екатерина

    Добрый день!
    Подскажите, пожалуйста, если должностным лицом были допущены нарушения одного и того же пункта ст. 7.32 по нескольким контрактам, суммируется ли штраф? То есть 5 контрактов с идентичным нарушением = 5 административных штрафов?

    Ответить

    01.07.2015 Тамила

    Здравствуйте!
    Статья 19.5 часть 7.2, в случае невыполнения в установленный срок законного решения, взимается штраф.
    А при каких случаях взимается штраф с юридич.л. и с должностного лица?

    Ответить

    29.09.2015 Татьяна

    У нас предприятие “Муниципальное казенное учреждение культуры методический центр”, есть директор этого предприятия. В него входят 8 структурных подразделений (7 клубов по разным адресам, и там есть руководители клубов, не юр лица). После проверки инспектор по пожарной безопасности вынес два протокола на штраф на директора МКУК “Методический центр”, объясняя тем, что объекты имеют разные адреса.
    Правильно ли это? Раньше при проверках 8 клубов выносили один штраф.

    Ответить

    04.02.2016 Михаил

    Правление коммерческого банка не предоставило в установленный срок Центральному Банку Российской Федерации бухгалтерскую отчетность. Такая задержка со стороны коммерческого банка была допущена повторно. Центральный банк Российской Федерации предъявил банку требование заменить его руководителей.
    Правомерно или нет требование Центрального банка Российской Федерации?

    Ответить

    11.04.2016 Алексей

    Я начальник смены, у меня в смене произошёл несчастный случай. В труд инспекции выписали штраф, на предприятии. Объявили выговор, лишили премии до конца года, назначили внеочередное проверку знаний, теперь ещё хотят освободить от занимаемой должности.
    Не много ли наказаний?

    Ответить

    Ответить

    10.05.2016 Татьяна

    Добрый день!
    Работодатель ООО совершил много нарушений по оформлению, не выплатам за простой по его вине, незаконное увольнение. На суд директор не явился. Суд мною выигран, выплаты присуждены. Исполнительный лист передан приставки. В итоге их рс пуст, на письма работодатель не отвечает.
    Как быть? Кто должен их привлечь к ответственности и к какой? А так получается мощнейшая безнаказанность, если суда решения по барабану, ну присудили и все, на бумажки, а фактически работодателю параллельно. Подскажите, пожалуйста, как забрать свои деньги и их наказать?

    Ответить

    26.05.2016 Мари

    Полгода назад уволилась из организации, и сейчас пришла повестка о составлении протокола об административном правонарушение законодательства РФ за то время, которое работала в организации должностным лицом.
    Возможен ли штраф в этом случае? И что можно сделать, чтобы его не было?
    После увольнения нигде не работаю, занимаюсь семьей.

    Ответить

    07.06.2016 Владимир

    Подскажите, как правильно написать заявление на увольнение, если я в дальнейшем собираюсь подать в суд на компанию, которая платила мне за 8-ми часовой день, а фактически я работал 24 часа, что зафиксировано в юридическом документе (судовой Журнал)?
    Также нарушались мои права в плане отдыха и труда. Работал неделя через неделю, в итоге 360 часов, а в расчетке оплачено за 160. В дальнейшем там работать не имею ни малейшего желания.

    Ответить

    03.03.2017 Александр

    Подскажите, пожалуйста, если работодатель по принуждению снимает налог 43%. При отказе – увольнение. Куда можно обратиться, и что ему грозит?

    Ответить

    18.07.2017 Константин

    Добрый день, Татьяна!

    Подскажите, пожалуйста, какой срок давности привлечения сотрудника к ответственности за нарушение трудовой дисциплины?

    Ответить

    06.08.2017 Максим

    Добрый день,
    отработал год без трудового договора. Систематически не выплачивают заработную плату. Я такой не один, нас не менее 10 человек.

    Ответить

    20.11.2017 Дмитрий

    Здравствуйте!

    Устраивался на должность прораба, обещали и платили 80 000, а официально платили минималку. Могу подать на бывшего работодателя в Суд и налоговую?

    Ответить

    28.11.2018 Елена

    Здравствуйте!
    Менеджер инициировал предложение уволиться по собственному желанию, на что я подала претензию вышестоящему руководству.
    Но в ходе служебной проверки, отделом кадров, факты дискриминации были сокрыты и я получила отписку с отказом от соглашения, насмешку и обвинение в клевете.
    Что можно предпринять, для восстановления моих прав?
    Морально я подавлена ложью и беспринципностью.
    Работаю девять лет, но после этого будет не приемлемо.

    Ответить

    22.07.2019 Александр

    Добрый день!
    У меня такая ситуация: наша организация (некоммерческое садовое товарищество) несвоевременно (на два дня позже установленного срока) представила сведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования. За это Мировой судья наложил на меня как на должностное лицо (руководителя) взыскание в виде предупреждения в связи с незначительностью нарушения. У меня на руках есть решение суда. Однако, Арбитражный суд постановил взыскать с нашей организации 2 500 рублей в доход федерального бюджета и 1 000 рублей госпошлину. На сайте Арбитражного суда висит копия приказа, хотя наша организация не получила данный приказ в бумажном виде.

    У меня вопрос: насколько правомочно двойное наказание за одно нарушение?

    Ответить

    28.07.2019 Александр

    Спасибо за ответ.
    А где можно уточнить (посмотреть), что по моему правонарушению предусмотрена ТОЛЬКО ответственность должностных лиц?
    Из документов есть решение мирового судьи о вынесении мне предупреждения (никаких штрафов) в связи с незначительностью нарушения, и на сайте Арбитражного суда висит приказ о взыскании в доход государства штрафа в двух с половиной тысяч рублей и одной тысячи рублей госпошлины. Причём оригинал приказа я как руководитель организации так и не получил.

    Ответить

Наряду с административной ответственностью юридических лиц КоАП РФ широко предусмотрена ответственность их должностных лиц. В соответствии со ст. 2.4 административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Как известно, должностные лица несут и иные виды юридической ответственности, в частности уголовную. В уголовном законодательстве под должностными лицами понимаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Преступлениям должностных лиц фактически посвящена самостоятельная гл. 30 глава Уголовного кодекса РФ.

Понятие должностного лица как субъекта ответственности в законодательстве об административных правонарушениях значительно шире, чем в уголовном законодательстве.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

При этом совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица (если законом не установлено иное).

Таким образом, к должностным лицам как субъектам административной ответственности относятся не только лица, занимающие государственные и муниципальные должности, и лица, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных учреждениях, но и руководители всех прочих организаций, а также другие работники, осуществляющие в них организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.


Еще раз отметим, что к должностным лицам как субъектам административной ответственности КоАП РФ в общем причисляет и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Это положение ст. 2.4 Кодекса вызывает немало споров и нареканий. Казалось бы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, по своим деликтологическим характеристикам далеки от должностных лиц. Противоправные деяния лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, исходя из составов совершаемых правонарушений, мотивов и характера этих деяний, по своей деликтологической природе скорее напоминают деяния юридических лиц.

В этой связи, видимо, не случайно законодатель постепенно стал отходить от отождествления в качестве субъектов административной ответственности должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Наоборот, в ряде частных случаев ответственность последних стала рассматриваться как ответственность юридических лиц.

Например, в примечании к ст. 16.1 КоАП РФ появилась запись о том, что за административные правонарушения, предусмотренные 16 главой Кодекса, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица. КоАП РФ дополнен статьей 7.34 «Нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность». В примечании к этой статье также указано, что за административные правонарушения, предусмотренные данной статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица. Думается, такая концепция будет развиваться.

Рассматривая вопросы административной ответственности юридических лиц, мы уже говорили об экономических причинах апробации КоАП РФ, законами субъектов РФ об административных правонарушениях института административной ответственности юридических лиц, квалификации в качестве правонарушений значительного количества совершаемых ими деяний, установления достаточно жестких соответствующих административных санкций. Те же причины обусловливают необходимость рассмотрения в качестве административных правонарушений большого числа противоправных деяний должностных лиц различных органов и хозяйствующих субъектов, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Из 442 статей КоАП РФ, составляющих его Особенную часть, административная ответственность должностных лиц установлена в 330 статьях (в 75 % статьях Особенной части).

Административные правонарушения должностных лиц - проступки, связанные с их участием в предпринимательской и организационно-хозяйственной деятельности юридических лиц.

Это, прежде всего, административные правонарушения:

Посягающие на права граждан (из 55 статей, входящих в гл. 5 КоАП РФ, 50 статей предусматривают ответственность должностных лиц);

В области охраны собственности (из 33 статей, входящих в гл.7 КоАП РФ, 29 статей предусматривают ответственность должностных лиц);

В области охраны окружающей природной среды и природопользования (из 41 статьи, входящих в гл. 8 КоАП РФ, 38 предусматривают ответственность должностных лиц);

В промышленности, строительстве и энергетике (из 14 статей, входящих в гл. 9 КоАП РФ, все предусматривают ответственность должностных лиц);

В сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (из 14 статей, входящих в гл. 10 главу КоАП РФ, все предусматривают ответственность должностных лиц);

В области связи и информации (из 24 статей, входящих в гл. 13 КоАП РФ, 23 предусматривают ответственность должностных лиц);

В области предпринимательской деятельности (из 32 статей, входящих в гл.14 КоАП РФ, все предусматривают ответственность должностных лиц);

В области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (из 28 статей, входящих в гл. 15 КоАП РФ, 27 предусматривают ответственность должностных лиц);

В таможенной сфере (из 23 статей, входящих в гл. 16 КоАП РФ, 21 предусматривает ответственность должностных лиц);

Посягающие на институты государственной власти (из 15 статей, входящих в гл. 17 КоАП РФ, 10 предусматривают ответственность должностных лиц);

Против порядка управления (из 27 статей, входящих в гл. 19 КоАП РФ, 19 предусматривают ответственность должностных лиц);

В области воинского учета (из 7 статей, входящих в гл. 21 КоАП РФ, 4 предусматривают ответственность должностных лиц).

Из 313 статей, содержащихся в указанных главах КоАП РФ, 281 статьями (что составляет 90 % статей) установлена ответственность должностных лиц.

Законами субъектов РФ в дополнение к КоАП РФ уже в настоящее время установлено значительное число административных правонарушений должностных лиц, связанных с несоблюдением ими правил и норм, предусмотренных нормативными правовыми актами этих субъектов. Учитывая положение Конституции РФ о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральными законами, и исходя из наличия многих региональных особенностей в деятельности хозяйствующих субъектов, становится очевидным, что законодательство субъектов РФ об административных правонарушениях будет преимущественно развиваться как за счет увеличения количества составов правонарушений организаций (о чем уже говорилось выше), так и должностных лиц этих организаций, предпринимателей без образования юридического лица.

При этом, как уже отмечалось при рассмотрении административной ответственности юридических лиц, назначение наказания за соответствующее правонарушение организации не освобождает от одновременной административной ответственности за правонарушение и виновное должностное лицо.

Среди назначаемых должностным лицам наказаний помимо административного штрафа укажем, прежде всего, дисквалификацию. В ряде случаев применяется конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Например, производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам, (ст. 6.14 КоАП РФ) может повлечь назначение должностным лицам административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использованных для производства этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов.

Нарушение правил добычи, промысла водных биологических ресурсов и их охраны либо условий лицензии на водопользование и промысел водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны РФ (ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ) может повлечь назначение должностным лицам административного штрафа в размере от одного до полуторакратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения этого административного правонарушения. Подобных примеров еще немало.

Конечно, конфискация главным образом назначается лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые в основном, как уже говорилось выше, рассматриваются в КоАП РФ в качестве должностных лиц. К лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, применяется и такое наказание, как административное приостановление деятельности. Например, за нарушение требований пожарной безопасности этим лицам назначается штраф в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ).

В правоприменительной практике имеются также случаи назначения должностным лицам административного ареста. Это связано с их наказанием по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ за неуплату в установленный срок ранее назначенного административного штрафа.

Из-за стремительного развития рыночных отношений и возникновения субъектов (хозяйствующих) которые относятся к правовым и организационным формам, появилась ответственность (административная) имеющая форму штрафа .

Такая особенность позволила в значительной степени повысить продуктивность штрафа (административного) и тем самым снизила незаконную деятельность граждан, а именно тех, кто занимается юридической деятельностью.

Данный результат был получен по той причине, что такого рода штраф достаточно высокий и существенно отражается на финансовой стороне той или иной организации, либо отдельно взятого гражданина.

Достаточно часто встречаются ситуации, когда совмещают ответственность вместе взятых юридических и должностных лиц.

Но все же на данный момент закон нашей страны не предусматривает определенного направления систему, которая бы имела четкое определение законодательной концепции.

Законодательством, действующим на территории нашей страны относительно субъектов, на которых распространяется данная ответственность, предусмотрены пункты, четко указывающие организации, к которым применяется такого рода наказание.

А именно, это своеобразные организации, которые обладают юридическим статусом.

Но, все же данное правило имеет конкретные и определенные исключения, к примеру, это могут быть филиалы определенных предприятий, которые не относятся к лицам юридических направлений.

Также к ним может быть задействована ответственность, если были нарушены определенные налоговые пункты законодательства.

В данной статье будут рассмотрены детальным образом все аспекты , касающиеся административной ответственности как юридических, так и должностных лиц. Так же вы сможете ознакомиться с тем, какая статья относится к тому и иному роду ответственности.

Этот материал предназначен для того, чтобы каждый желающий смог узнать о своих правах и обязанностях . Более того, вся информация будет изложена «понятным языком», так что ни для кого не станет проблемой разобраться в законодательных аспектах, в отличие от строгих законодательных актах, которые встречаются на каждом шагу, и вникнуть в суть которых бывает порой очень сложно.

Юридические лица

Если характеризовать административную ответственность юридических лиц, то важно обратить должное внимание на то, что она применяется абсолютно на все виды нарушения права и не имеет значения, какое место занимает отраслевая принадлежность.

Данные нарушения включают в себя правовые и административные способы регулирования отношений, а именно общественных. Такого рода положение относится и к ответственности граждан занимающихся юридической деятельностью.

Именно по этой причине должны являться и быть признанными незаконными и нелогичными возникающие в суждениях о земельно-правовой, экологической, финансовой и других моделях ответственности, так как по сути, такого рода разновидности относятся к одному определенному явлению, а именно к админ. ответственности, поэтому субъектами ее чаще всего являются юридические граждане.

Стоит отметить, что такого рода правонарушители обладают определенными особенностями , которые отличают их от похожих по своему составу признаков, которые указывают на правонарушение, совершенное физическим лицом.

А так же такая особенность относится и к определению вины.

Естественно, определение вины должно, в сущности, отличаться от админ. ответственности, к которой привлекаются физические лица.

К тому же немаловажным является то, что определение самого характера преступления выяснятся очень тщательным образом, нежели, к примеру, определение касающиеся юридической вины.

На практике всегда вина юридического лица рассматривалась именно в направлении непринятия или принятия определенных возможных и важных мер, которые способствовали бы предотвращению или смягчению нарушения и, следовательно, дальнейших неблагоприятных итогов такого проступка.

Простыми словами можно сказать так, что во время принятия решения относительно юридического гражданина уделялось должное внимание его бездействию или действию в той или иной ситуации.

Так же учитывалось то, насколько активным был подсудимый в отношении предусмотренных законодательных норм, правил, а также стандартов. Такого рода ответственность относительно юридических лиц и дальнейшее определение их наказания в зависимости от правонарушения указывается в статье 2.10. КоАП.

Должностные лица

В КоАП многогранно отмечена административная ответственность должностных лиц, деятельность которых, тесно соприкасается с юридическими.

К такого рода наказанию должностные граждане могут быть привлечены в тех случаях, когда они нарушили законодательство и их проступок относится к невыполнению или ненадлежащему выполнению полномочий, которыми они были наделены.

Такого рода правонарушения и степень их наказания указаны в статье 2.4 КоАП .

К тому же стоит отметить тот факт, что должностные граждане также несут и другие виды наказания , в том числе и уголовного.

Последний вид ответственности гласит на том, что должностными лицами являются граждане, которые на постоянной основе или временно осуществляют определенного рода полномочия и деятельность того или иного представителя власти, либо занимались выполнением распорядительных организационных и хозяйственно — административных функций в каких-либо органах (государственных), муниципальных и государственных учреждениях, в пунктах местного самоуправления, а также в органах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Порядок привлечения

Стоит отметить, что привлечение к административной ответственности юридических лиц имеет достаточно значительные элементы, о которых мы сейчас и поговорим.

Первое на что хотелось бы обратить должное внимание так это на то, что к наказанию подвергаются также те юридические лица, которые хоть и не совершали поступок, но знали о том, что он будет совершен, и не помешали виновнику совершить данное преступление.

Также немаловажным является тот факт, что если было произведено слияние определенного количества юридических граждан, то к ответу привлекается снова возникшее юридическое лицо.

Во-вторых, к такого рода ответственности так же привлекается гражданин, занимающийся юридической деятельностью, у которого была возможность придерживаться и выполнять определенного рода нормы и правила, дабы не совершать проступок, но он не посчитал нужным их выполнять.

В-третьих, стоит отметить, что если юридическому лицу назначат наказание, то физическое лицо так же будет отвечать за проступок по всей строгости закона.

И наоборот. Поэтому должностные лица которые стали причиной не выполнения юридическим лицом всех необходимых правил и норм привлекаются к ответу за свои деяния.

Для того чтобы юридическое лицо привлечь к ответственности должен быть составлен протокол , в котором четко указывается суть его проступка, личные данные обвиняемого. Такого рода документ становится не только свидетельствующей документацией, но и своеобразной защитой обвиняемого, так как становится гарантом того что будут соблюдены все его права во время рассмотрения его дела.

Должностное лицо – это тот человек, который осуществляет функции представительства власти , и порядок привлечения к административной ответственности должностного лица совершенно особенный.

Так, к примеру, сотрудники внутренних органов, исполнительной и уголовной системы могут быт наказаны лишь за некоторые админ. нарушения. В подавляющем же большинстве случаев они обходятся выговором, замечанием, предупреждением, изредка увольнением или понижением в должности.

Наказания военнослужащих также имею свою специфику. Административные наказания в виде штрафов не могут быть применены к солдатам, сержантам и их старшинам, а также прочим призывникам вплоть до заключения контракта.

Должностные лица, имеющие спецзвания, могут нести ответственность дисциплинарного характера в согласии с федеральными законами РФ или другими нормативными актами которые производят регламент их службы.

Особый порядок привлечения имеется для следователей, прокуроров и т. д. Их проверка и досмотр в любой форме не предусмотрен, если на то нет разрешения Следственного комитета.

Примеры

21.09.2004 года Московским Арбитражным судом рассматривалось дело о правонарушении гражданина Российской Федерации Г., который занимался юридической деятельностью на территории России, а именно предоставлял адвокатские услуги в городе Москва. К нему обратилась гражданка М. для того чтобы он представлял ее интересы в суде относительно бракоразводного процесса.

Но получив всю необходимую документацию и предоплату, гражданин Г. не выполнил должным образом свои обязательства, а именно не явился на заседание суда в отведенное время, тем самым не выполнив свои прямые обязанности.

Также он отказался возвращать гражданке М. оплаченную ею предоплату, ссылаясь на то, что заседанием суда было перенесено рассмотрение бракоразводного дела на 25.09.2004 года. Однако гражданка М. больше не нуждается в адвокатских услугах гражданина Г.

Рассмотрев дело, Арбитражный суд принял решение, касающееся принудительного возврата предоплаты гражданином Г. гражданке М. К тому же, ему был назначен штраф за невыполнение своих прямых обязанностей.

07.03.2014 года в Калининградский суд поступило заявление от гражданки А., представляющей компанию К., которая обвиняла гражданина Е. в том, что он, занимая руководящую должность в данной фирме, не выполнял в полной мере свои обязанности. Выслушав всех представителей фирмы, суд принял решение запретить гражданину Е. заниматься его деятельностью на период от двух лет, и обязал гражданина Е. оплатить административный штраф.

Итоги

На сегодняшний день российское законодательство располагает значительным количеством пунктов, которые гласят об административной ответственности как юридических так должностных лиц.

К сожалению, чиновники и иные высокопоставленные представители общества уверенны в своей безнаказанности. Но для нашего закона все люди и все статусы равны.

Поэтому данная особенность не может не радовать. Так как раньше царил настоящий хаос, который можно было наблюдать в восьмидесятые годы. Когда обычного простого человека могли наказать за малейший проступок, а богатого дядю за существенные преступления «гладили по голове». Но слава Богу, что это время наше общество пережило, и сегодня каждый в равной части отвечает перед справедливым Законом России.

Сегодня привлечение к административной ответственности должностных лиц предусматривается при совершении ими правонарушения административной природы, связанного с ненадлежащим исполнением или неисполнением вовсе собственных обязанностей, относящихся к службе. В статье подробным образом охарактеризована данная категория, а также в полной мере рассмотрены виды ответственности. Помимо этого, здесь приведены достаточно яркие примеры для полноценного раскрытия материала.

Административная ответственность должностных лиц

Административное право на современном этапе своего развития трактует ответственность административного характера в отношении лиц, занимающих определенных должности, как составную часть и разновидность достаточно масштабного института представленного вида ответственности. Важно отметить, что в силу приведенного обстоятельства ей присущи характеристики последней из-за единого основания появления. Тем не менее вместе с тем ее отличие заключается в свойственных исключительно ей чертах специфической направленности, особом содержании элементов непосредственного состава правонарушения административной природы со стороны должностного лица. Необходимо дополнить, что представленные элементы не что иное, как следствие присутствия специального субъекта нарушения, роль которого играет должностное лицо, обладающее особым статусом (правовым положением).

Именно поэтому в статье целесообразным будет последовательным образом выявить основополагающие идеи и положения, которые так или иначе позволяют в полной мере раскрыть содержание и сущность . Помимо этого, важно рассмотреть и произвести последующий анализ существующих на современном этапе развития соответствующей отрасли права проблем как административной ответственности в общем плане, так и касательно отдельных должностных лиц. Необходимо дополнить, что в процессе подачи материала серьезным образом соблюдается его соответствие с выявленными задачами и целями данной темы.

Сущность понятия и основные особенности

Административная ответственность должностных лиц, юридических лиц - сложнейшее, многоплановое явление. Его сущность в первую очередь определяется социальной природой его происхождения. Так или иначе она раскрывается посредством правоотношений общества и отдельной личности.

Именно в силу приведенных выше положений административную ответственность должностных лиц (КОАП) в общесоциальном аспекте следует понимать как некоторую связь между 2 субъектами (в данном случае первой стороной (ответственной) является должностные лицо, а второй - государственный орган юрисдикции административной направленности). Важно отметить, что должностное лицо при любых обстоятельствах обязано по причине собственного правового положения (иными словами, статуса) формировать определенное поведение при реализации деятельности служебного значения в строгом соответствии с моделью, которая ожидается. Стоит дополнить, что данная модель содержится в правовых нормативах, которые охраняются посредством административных санкций. Вторая сторона вышеуказанной связи, которая занимается привлечением к административной ответственности должностных лиц, обеспечивает оценку, контроль такого поведения, а также рассматривает его актуальные итоги. Так, при оценке отрицательного значения (то есть при беспрекословном наличии вины) государственный орган наделен абсолютным правом применения соответствующего наказания административной природы, предусмотренного нормативами современного административного права.

Важно знать, что одним из основополагающих звеньев функционала ответственности в отношении должностных лиц, носящем административный характер, является стимулирующая функция. Она способна отобразить социальную ценность непосредственно ответственности в качестве инструмента, который полноценным образом организует соблюдение законности и дисциплины со стороны должностных лиц в процессе осуществления определенных видов деятельности, относящихся к служебным.

В соответствии с охарактеризованной позицией является системой мероприятий материальной, моральной и психической направленности специально уполномоченных органов государственного значения (она же - субъекты юрисдикции административного типа) на формирование воли со стороны должностного лица для достижения должного поведения, которое закреплено посредством нормативов административного права. Важно отметить, что данное поведение так или иначе должно состоять в соответствии с общественными интересами.

Признаки ответственности

Как и любая юридическая категория, административная ответственность должностных лиц, юридических лиц наделена определенными признаками, которые, впрочем, и составляют содержание ответственности административного направления в отношении должностных лиц, а также отражают ее специфику в качестве одной из множества разновидностей рассматриваемого института. Среди них важно указать следующие пункты:

  • Наличие субъекта - должностного лица, которое характеризуется наличием определенного статуса (правового положения в обществе).
  • Наличие основания для должностного правонарушения административной природы.
  • Наличие обособленной совокупной системы правовых нормативов, которые регулируют административную ответственность должностных лиц, организаций .
  • Наличие некоторым образом ограниченного перечня мероприятий административного типа ответственности, которые так или иначе используются в отношении отдельных должностных лиц.

Важно отметить, что представленную категорию можно рассматривать и в качестве института. Таким образом, как один из большинства институтов данной отрасти права административную ответственность государственных должностных лиц можно рассматривать как общественные отношения, урегулированные посредством конкретных нормативов административного права. Как правило, они появляются при применении со стороны субъектов юрисдикции административного значения наказаний административного типа в определенном процессуальном порядке непосредственно к должностному лицу, которое реализовало административное правонарушение, связанное с ненадлежащим исполнением или неисполнением вовсе собственных служебных обязанностей.

Формирование понятия

Интересно знать, что процесс создания термина «должностное лицо» в отрасли права наделен достаточно долгой историей. Так, существенными результатами, которых достигли ученые соответствующего направления через анализируемый вид деятельности, являются следующие пункты:

  • Базой организационно-правового характера, относящейся к понятию должностного лица, служит его непосредственный правовой статус (иными словами, правовое положение в обществе). Под последним сегодня следует понимать такое положение, которое в полной мере урегулировано посредством нормативов права. Необходимо отметить, что оно выражается в первую очередь в наличии у должностного лица определенных обязанностей и прав дополнительного характера, которые так или иначе нужны для реализации служебного рода деятельности в государственных органах власти, органах местного типа самоуправления, других организациях государственного значения, а также в иных структурах, что совершенно нет зависит от формы собственности. Кроме того, статус прямым образом определяет границы ответственности служащего.
  • Выявление у характерных категорий должностных лиц признаков, среди которых реализация операций, которые влекут за собой конкретные последствия юридической направленности; осуществление функций управленческого характера (важно знать, что ключевой их них служит руководство, которое в любом случае предусматривает некоторое воздействие на поведение лиц, подчиненных в соответствии со службой); обладание определенными полномочиями распорядительной природы в плане публичного и служебного аспектов.

Основание административной ответственности должностных лиц

Следует отметить, что правовым основанием рассматриваемого вида ответственности в отношении должностных лиц служит не что иное, как должностное правонарушение административной природы. Оно является виновным, противоправным бездействием или же действием со стороны должностного лица. Как правило, совершается такое по причине ненадлежащего им исполнения или неисполнения вовсе собственных служебных обязанностей. Кстати, оно отличается от иных правонарушений административного характера, относящихся к физическим лицам, повышенной мерой общественной опасности, которая возникает по причине того, что должностное лицо обычно обладает специальным правовым положением (иными словами, статусом). Необходимо дополнить, что КОАП РФ, а также законами субъектов Федерации по поводу административных правонарушений определены соответствующая .

Важно знать!

Необходимо знать, что одним из самых содержательных характеристик административного типа ответственности, применимого к должностных лицам, служит наличие систематизированной совокупности юридических нормативов, которые так или иначе определяют его специфику, выступающую составным элементом нормативно-правовой основы соответствующего института. Важно дополнить, что развитие законодательства в плане ответственности должностных лиц за административные правонарушения осуществляется вместе с эволюцией общего законодательства, касающегося административного рода ответственности, и характеризуется определенными периодами, среди которых следующие пункты:

  • Период с 1917 года по 1921 год.
  • Период с 1922 года по 1930 год.
  • Период с 1931 года по 1961 год.
  • Период с 21 июня 1961 года, наступление которого тесно связано с оформлением Указа Президиума Верховного Совета СССР.
  • Период с 23 октября 1980 года, наступление которого связано с принятием и дальнейшим введением в действие (что произошло 1 марта 1981 года) основополагающих моментов законодательства СССР и союзных республик по поводу правонарушений административного характера.
  • Период с 1 января 1985 года по начало 1990-х годов.
  • Период с начала 1990-х годов по 1 июля 2002 года.
  • Период с 1 июля 2002 года по сей день.

Дополнительные моменты

Важно знать, что действующий в России Кодекс по поводу правонарушений административной природы является значительным шагом вперед по реализации действительной кодификации законодательства административной отрасли права. Так, его возникновение поставило конкретные задачи перед правоприменительной практикой и наукой:

  • Широкая пропаганда нового КОАП для доведения соответствующих положений до информированности отдельных граждан.
  • Достаточно глубокое изучение нормативов действующего Кодекса практическими сотрудниками структур административной юрисдикции для максимально эффективного его использования.
  • Разработка и дальнейшее изучение со стороны ученых соответствующей отрасли права отдельных проблем и вопросов теории административно-правового типа, административного процесса (здесь весьма важную роль играет формирование института юстиции), административной деликтологии.

Необходимо отметить, что определенные положения КОАП носят достаточно спорный характер в плане правовой теории, и это соответствующим образом воспринимается нормативно-правовыми актами субъектов Федерации по поводу правонарушений административной природы. Именно поэтому на сегодняшний день предельно острая необходимость в некотором совершенствовании структуры и содержания КОАП.

Разграничение полномочий

Важно знать, что одним их основных в сфере правового регулирования административной ответственности должностных лиц (сюда можно отнести и иных физических лиц) служит вопрос разграничения в плане полномочий между Россией и ее отдельными субъектами. Так, формирование законодательства об ответственности административного типа, которое отвечало бы всем актуальным на современном этапе развития общества требованиям, возможно лишь при условии четного разъяснения новых реалий Российской Федерации, которые определяются, как правило, федеративным характером. Необходимо знать, что большое количество мнений, которые существуют сегодня в литературе научной направленности и направлены на решение вопроса разграничения актуальных предметов ведения между Россией и ее субъектами в соответствии с установлением административной ответственности, является всего лишь следствием размытого определения рассматриваемого вопроса в действующей Конституции.

Необходимо подчеркнуть, что избранный посредством усилий законодателя метод распределения актуальных предметов ведения в данной сфере отношений, который отыскал отражение в КОАП, так или иначе требует некоторого совершенствования. Если рассматривать вопрос конкретнее, то, например, в действующий Кодекс следует внести отдельную статью, которая определяет предметы ведения российских субъектов. При этом необходимо закрепить за ними право установления исключительно той административной ответственности должностных лиц и структур, которая соответствует правонарушениям, не состоящим в КОАП. Таким образом, единственным актом, определяющим административного рода ответственность физических лиц, должен быть КОАП РФ.

Классификация ответственности

В данной главе целесообразным будет представить актуальные на сегодняшний день виды административной ответственности должностных лиц. Так, среди них важно отметить следующие пункты:

  • Предупреждение.
  • Штраф, носящий административный характер.
  • Изъятие предмета, которое стало орудием осуществления или же непосредственным объектом административного рода правонарушения, на возмездной основе.
  • Абсолютная конфискация предмета, которое явилось инструментом осуществления или непосредственным объектом административного рода правонарушения.
  • Полное лишение специального права, которое было предоставлено физическому лицу как одна из наиболее распространенных мер административной ответственности бывшего должностного лица. Сюда целесообразным будет отнести право охоты или управления автомобилем.
  • Арест административной направленности.
  • Выдворение лица без гражданства или иностранного гражданина за границы Российской Федерации.
  • Дисквалификация.

Определение субъектов

В заключение следует отметить, что при определении должностных лиц, привлекаемых к административной ответственности , а также субъектов противоположной стороны в каждой конкретной ситуации немаловажную роль играет выявление следующих нюансов:

  • На самом ли деле виновник относится к категории должностных лиц (для точной реализации соответствующей операции следует выяснить его правовое положение, а также такие элементы, как порядок назначения на должность, ее непосредственное наименование, актуальные полномочия и так далее).
  • Входит ли реализованное деяние противоправной природы в систематизированную совокупность служебных обязанностей виновника.

Достаточно часто в деловой речи используется понятие "должностные лица". Этот термин применяется для обозначения категории граждан, занимающих высокие посты и исполняющих разные административные функции. Рассмотрим далее, какие должностные лица бывают, каковы их обязанности и полномочия.

Определение

Оно раскрывается в КоАП. Согласно ст. 2.4 Кодекса, должностным лицом в РФ признается гражданин, обладающий определенными властными полномочиями, реализующий функции распорядительно-организационного, а также административно-хозяйственного характера. Эти субъекты осуществляют свои полномочия в самых разных сферах: в Вооруженных Силах, муниципальных, региональных, государственных органах.

Должностные лица в силу их особого статуса несут повышенную ответственность. Субъекты, не исполняющие или исполняющие ненадлежащим образом обязанности, возложенные на них, могут быть наказаны в соответствии с действующим законодательством.

Государственные должностные лица - граждане, занимающие посты, установленные в Конституции, федеральном, региональном законодательстве для непосредственной реализации полномочий госорганов.

Признаки

Принимая во внимание приведенные выше сведения, можно выделить следующие критерии, по которым субъект признается должностным лицом:

  1. Характер обязанностей и полномочий, возложенных на гражданина.
  2. Юридическое основание приобретения соответствующего статуса.
  3. Перечень органов, организаций, учреждений, в которых субъект ведет трудовую деятельность.

В законодательстве обозначен круг действий должностного лица. По ним можно, в свою очередь, четко установить, какие лица признаются должностными, и исключить субъектов, привлеченных к службе в госструктурах, местных институтах власти, муниципальных и госучреждениях, но реализующих иные функции.

Проблемы при трактовке понятия

В примечании к 285 статье УК говорится о том, что должностным лицом признается субъект, временно, постоянно либо по особому полномочию выполняющий административно-хозяйственные, организационно-распорядительные задачи в органах местного и государственного управления, муниципальных и госучреждениях, в ВС РФ, воинских формированиях.

В данном определении выделяется 3 главных группы критериев:

  1. Характеризующие временные пределы реализации полномочий.
  2. Указывающие на специфику выполняемых задач.
  3. Раскрывающие место реализации возложенных на субъектов функций.

Некоторые специалисты указывают на необходимость объемного и полного толкования терминов, используемых в УК. В этой связи, они говорят о том, что определение, закрепленное в примечании к 285 статье, сложно назвать удачным. Аргументируют авторы это тем, что ряд терминов (административно-хозяйственная деятельность, представитель власти, организационно-распорядительные задачи, например) сами требуют разъяснения.

По мнению некоторых экспертов, при раскрытии понятия "должностное лицо" целесообразнее оперировать такими категориями, как "права", "функции", "ограничения", "ответственность", "запреты", "обязанности", "компетенция", "полномочия" и пр. Функции отражают характер деятельности, которую осуществляют служащие. Полномочия определяют объем исполнения отдельных функций, методы, которыми гарантируется их выполнение. Компетенцией следует считать пределы ведения должностного лица в соответствующем органе власти. Проще говоря, она характеризует не самого сотрудника, а конкретный пост, который он занимает.

Специфика статуса

Должностное лицо признается представителем власти. Характер его действий, функции, задачи определяются целями деятельности органа, в котором служит субъект. Соответственно, при выявлении нарушений должностных лиц в качестве ключевого критерия квалификации противоправных действий выступают функции лица, а не его должность.

Особенности полномочий

Административно-хозяйственные функции связаны с распоряжением, управлением имуществом, денежными средствами, контролем сделок с этими ценностями, принятием решений о распределении денежных средств и пр.

Организационно-распорядительными признаются полномочия, связанные с руководством работой коллектива госоргана, муниципального или госучреждения. Это в том числе и формирование кадрового состава, определение конкретных трудовых функций для каждого работника, организация порядка службы, применения поощрительных или дисциплинарных мер и пр.

Организационно-распорядительные полномочия позволяют должностному лицу принимать юридически значимые решения, влекущие определенные правовые последствия. К примеру, речь может идти о выдаче листков нетрудоспособности, назначении медицинской экспертизы, приеме экзаменов, установлении инвалидности и т. д.

Достаточно часто должностные лица реализуют одновременно и административно-хозяйственные, и организационно-распорядительные функции. Лицо признается должностным на период их выполнения.

Права

Должностные лица, согласно действующему законодательству, вправе:

  1. Проверять личность физлица, полномочия и личность других служащих, представителей сторонних субъектов для допуска их к совершению юридически значимых действий.
  2. Истребовать материалы, документы, иные доказательства, которые необходимы для установления всех обстоятельств по конкретному делу. К примеру, в рамках административного производства запрос может быть направлен как частным лицам, так и другим государственным или муниципальным структурам.
  3. Проверять соблюдение закрепленной в законодательстве формы, срока действия документа, отсутствие исправлений, приписок, подчисток, соответствие копий оригиналу или надлежащее их оформление.

В ходе производства по административным делам должностные лица вправе проверять сведения, сообщаемые частными лицами. При наличии соответствующих полномочий такая проверка может носить фактический характер и проводиться в форме осмотра, взятия образцов, совершения иных необходимых действий. Служащий вправе фиксировать полученные результаты в документах, приобщаемых к материалам дела.

Обязанности

Должностное лицо обязано предоставлять частным лицам сведения и обеспечивать доступ к документам и материалам, касающимся их свобод, интересов и прав. Данное предписание должно исполняться по требованию заинтересованного субъекта, а в случаях, прямо установленных законом, и без такого требования.

Должностному лицу местного или государственного органа власти надлежит фиксировать поступающие документы, материалы и иные доказательства, предоставленные частными лицами или полученные от иных властных структур. Правила регистрации определяются в положениях, регламентирующих делопроизводство.

Необходимо учитывать, что при поступлении сведений от частного лица, по инициативе которого возбуждается административное производство, а также при принятии иных процессуальных заявлений (к примеру, ходатайства о приобщении к делу каких-либо документов) необходимо соблюдать срок, закрепленный 8 статьей ФЗ № 59. Согласно положениям статьи, регистрация входящих материалов должна быть осуществлена в течение 3-х дн. с даты получения. Кроме этого, закон предписывает соблюдать сроки, отведенные на принятие решения и направление ответа заявителю.

Ответственность должностных лиц

Служащие, допустившие нарушение предписаний законодательных и иных правовых актов, могут быть наказаны в соответствии с действующими нормами. Особое внимание следует уделить уголовной ответственности должностных лиц.

В юридической литературе выделяют специальную относительно самостоятельную группу посягательств - должностные преступления. Ответственность за них регламентируется статьями гл. 30 УК. Эти преступления обладают рядом специфических черт.

В первую очередь, должностные преступления отличаются особым субъектным составом. Немаловажное значение имеют и характеристики объекта посягательства. При разбирательстве дел суды должны четко отграничивать должностные преступления от противоправных действий иных лиц, реализующих управленческие функции в коммерческих или иных организациях. Ответственность последних за злоупотребление полномочиями устанавливается 201 статьей УК.

Объект преступления

Должностные лица, злоупотребляющие своими полномочиями, посягают на нормальную деятельность местных, государственных структур и учреждений, ВС РФ и воинских формирований. Работа этих органов и их подразделений основывается на публичных отношениях, определяющих задачи, содержание и цели муниципальной и госслужбы. Эти отношения предполагают правомерное, эффективное и справедливое осуществление уполномоченными субъектами их функций.

Должностные лица обязаны в своей деятельности руководствоваться законом, а также интересами государства, общества и личности. Существенное нарушение указанных интересов и определяет высокую общественную опасность должностных преступлений.

В качестве непосредственного объекта посягательства выступают интересы организаций, граждан, общества и государства. Должностные преступления не только приводят к ущемлению прав указанных лиц, но и подрывают авторитет власти, веру населения в защищенность своих интересов.

Объективный аспект посягательств

Он связан с использованием лицами их должностного положения вопреки служебным интересам. Для привлечения к ответственности должно быть совершено деяние, указанное в диспозиции уголовной нормы и противоречащее полномочиям и задачам, возложенным на субъекта, должны наступить последствия преступления и обнаружиться причинная связь между посягательством и негативным его результатом.

В некоторых уголовных нормах обязательным признаком противоправного поступка является наступление последствий в виде нарушения интересов и прав организаций, граждан и иных лиц. В других статьях составами преступлений предусмотрены нарушения в неявном виде, а последствия отражены в виде предоставления преимуществ, покровительства и пр.

Надо сказать, что гл. 30 УК в целом содержит характеристики преступлений с материальным составом. Тем не менее в каждой конкретной ситуации следует устанавливать конкретные обязанности и права, использованные должностным лицом вопреки служебным интересам, каким актом и в каком порядке субъект был ими наделен.

Субъекты преступлений

Ими могут выступать должностные лица, а в случаях, предусмотренных законом, иные госслужащие или служащие местных структур власти, а также иные граждане, ответственность которых предусмотрена в соответствующем составе наряду с ответственностью служащих.

С субъективной стороны деяние характеризуется умышленной и неосторожной формами вины.

Ответственность служащих по КоАП

Практически 3/4 статей Кодекса об административных правонарушениях закрепляет наказания для должностных лиц. Большая часть норм посвящена предпринимательской, а также административно-хозяйственной деятельности граждан. Среди огромной массы правонарушений отдельно следует выделить посягательства на отношения, связанные с:

  1. Реализацией гражданских прав.
  2. Охраной имущества.
  3. Экологией, природопользованием, защитой окружающей среды.
  4. Сельским хозяйством, ветеринарией.
  5. Связью и информацией.
  6. Строительством, промышленностью, энергетикой.
  7. Налогами и финансами.
  8. Предпринимательством.
  9. Таможенным делом.
  10. Воинским учетом.
  11. Порядком управления.
  12. Деятельностью органов госвласти.

Как видно, административная ответственность распространяется практически на все общественные сферы.

Особенности вменения санкций

Согласно действующему законодательству, назначение наказания юрлицу не освобождает от ответственности должностных лиц. Наиболее распространенными видами наказания выступают административный штраф и запрет вести деятельность в течение определенного периода (дисквалификация).

Заключение

Надо сказать, что одного лишь статуса субъекта недостаточно для признания его должностным лицом. Достаточно часто граждане устраиваются на работу и не могут понять, кем они являются. Для определения своего статуса необходимо проанализировать свои обязанности и права.

К примеру, возьмем кладовщика. Может ли он стать должностным лицом? Вполне. Такой статус он приобретет после подписания договора о материальной ответственности. Этот документ возлагает на него организационно-распорядительные полномочия: он может принимать и выдавать материальные ценности со склада.