Правила дорожного движения на пешеходных переходах. Обязанности пешехода

В сборник правил дорожного движения помещены предписания для водителя и обязанности пешехода. Вот только без знания основных принципов поведения на дороге водителем стать невозможно, а пешеходом - проще простого. Если вы думаете, что для передвижения по проезжей части без помощи транспортного средства достаточно знать, что переходить дорогу можно только на зеленый свет светофора и передвигаться следует по пешеходному переходу – вы заблуждаетесь.

Чтобы быть полностью законопослушным пешеходом, требуется немного больше знаний. Речь не идет о замысловатых правилах, которые необходимо выучить наизусть. ПДД для пешеходов достаточно просты и понятны - стоит единожды в них разобраться, и они останутся с вами на всю оставшуюся жизнь. А ведь, порой даже не осознавая этого, путем их соблюдения мы можем не раз уберечь человеческую жизнь, собственную и не только.

Кого называют пешеходом

Пешеходом называют любого человека, который осуществляет передвижение вдоль или поперек проезжей части, не находясь в транспортном средстве. Лицо, управляющее велосипедом или мопедом, считается водителем, а тот, кто катит транспортное средство рядом с собой – пешеход. Принципы поведения на дороге для тех и других имеют отличия.

Инвалидная коляска, не оснащенная мотором, не считается транспортным средством. Перемещающийся на ней человек – полноправный пешеход. Хотя, например, движение по краю проезжей части он обязан осуществлять по правилам для водителей – в одну сторону с общим потоком машин.

Предназначение тротуара

Для пешего перемещения вдоль проезжей части предназначены тротуары. Обычно они примыкают к полосе движения автосредств или велосипедной дорожке или могут быть отделены от них металлическим ограждением или газоном. Наиболее безопасным для пешехода является перемещение по тротуару, отделенному от проезжей части участком земли.

Тротуар предназначен для пешеходов, однако в некоторых ситуациях по нему могут передвигаться и транспортные средства. Заезд на предназначенную для пешеходов зону разрешен в исключительных обстоятельствах для транспортных средств, принадлежащих дорожным и коммунальным предприятиям, а также при доставке грузов. Парковка в пешеходной зоне возможна только в местах, где установлен специальный знак.

Для передвижения на велосипеде тротуар не предназначен, однако в определенной ситуации это не запрещается законом. Такой ситуацией является одновременное отсутствие велосипедной дорожки и возможности передвигаться по краю проезжей части. Движение по тротуару следует осуществлять по правому краю.

Правила передвижения при отсутствии тротуара

Иногда отсутствие тротуара на участке загородной трассы может означать запрет на пешее движение вдоль него. Такой запрет определяет установленный дорожный знак, который выглядит как синий прямоугольник с изображенной на нем белой машиной. Если этого знака нет, можно осуществлять перемещение по велосипедной дорожке или по обочине.

При отсутствии таковых пешеход имеет право передвигаться по краю проезжей части. В таком случае идти разрешено строго в один ряд и только навстречу находящемуся в движении транспорту. Если человек катит велосипед или мопед или передвигается на инвалидной коляске, направление его движения должно совпадать с направлением движения остальных транспортных средств.

Передвижение в темноте

В позднее время суток надо стараться быть как можно более осторожным. В обязанности пешехода входит забота о собственной безопасности. Хорошую службу в этой ситуации ему сослужит одежда со светоотражающими элементами. Еще один вариант обеспечения собственной безопасности – взять в руки предмет со светоотталкивающими участками. Такие меры должны стать правилом для тех, кто передвигается за чертой города. В пределах населенного пункта их можно расценивать как настоятельный совет, но не закон.

Пересечение проезжей части

Пешеходный переход, который может располагаться над землей, под землей или проходить по земле, предоставляет наиболее безопасный метод пересечения автомагистрали. Отыскать эти специально предусмотренные зоны можно по установленным дорожным знакам. Повышенная опасность, наблюдаемая в зоне движения транспортных средств, сводится к нулю, когда для ее пересечения используется подземный переход или мост.

Наземный пешеходный переход не гарантирует абсолютную безопасность. Нарушение связанных с ним правил как со стороны водителей, так и со стороны пешеходов нередко становится причиной ДТП. В сборнике ПДД описаны условия, которые необходимо соблюдать при передвижении по пешеходному переходу.

Переход дороги по нерегулируемой «зебре»

По «зебре» – специальной разметке на проезжей части в виде параллельно расположенных белых или желтых полос – можно передвигаться только пешком. Запрещено преодолевать пешеходный переход на велосипеде или мопеде. Если передвижение по нему регулируется светофором, ориентироваться следует только на него, если же он отсутствует - пешеходы и водители подчинены другим правилам.

На нерегулируемом пешеходном переходе приоритет отдан пешеходам. Это означает, что человек может переходить по зебре в любой момент, а водитель обязан тут же остановиться. В некоторых местах с обоих сторон пешеходного перехода расположены «лежачие полицейские», что заставляет водителей снижать скорость, а пешеходам позволяет чувствовать себя в большей безопасности.

Ошибки на нерегулируемом пешеходном переходе

В обязанности пешехода входит забота о собственной безопасности, а потому, прежде чем становиться на "зебру", следует убедиться, что находящиеся в движении транспортные средства успеют сбросить скорость. Аварийная ситуация может создаться, если пешеход на дороге появится внезапно для водителей. Чаще всего это происходит в случаях спешки, разговора по телефону или заслонении обзора припаркованными машинами.

Оценить ситуацию на дороге пешеход обязан еще не ступая на «зебру». После того как он сделает первый шаг, ему следует убедиться, что находящиеся неподалеку водители его заметили и начали снижать скорость. После этого ему необходимо уверенно идти на другую сторону дороги, не дергаясь в сомнениях. Движение пешеходов по «зебре» должно осуществляться плавно и быстро.

Переход по регулируемому пешеходному переходу

В обязанности пешехода входит пересечение проезжей части на перекрестке строго на зеленый сигнал светофора. Все транспортные средства обязаны пропустить человека, переходящего дорогу на зеленый свет.

Если пешеход не успевает перейти весь участок «зебры» до того, как светофор сменит светящийся цвет, ему следует дождаться нужного сигнала, остановившись на линии разметки, разделяющей полосы движения. Передвижение вдоль «зебры» или линии разметки во время свечения красного и желтого цвета светофора категорически запрещено.

Переход проезжей части при отсутствии пешеходного перехода

Если в поле обозрения человека отсутствует пешеходный переход, перебираться на противоположную сторону дороги он может на ближайшем перекрестке. При этом правила пешехода обязывают его переходить проезжую часть строго по линии тротуара или обочины, убедившись заблаговременно, что приближающиеся водители успеют снизить скорость своих транспортных средств.

При отсутствии в пределах видимости и пешеходного перехода, и перекрестка, ПДД для пешеходов разрешают им перемещаться на противоположную сторону в любом безопасном месте дороги строго перпендикулярно краю дороги. Запрещено переходить дорогу не по пешеходному переходу, если на ней находится четыре и больше полос движения.

Перемещение группой

При перемещении по проезжей части группы людей должна быть организована пешая колонна. Начало и конец такой колонны должны обозначить два человека, держащие в руках красные флажки. При плохой видимости идущий впереди обязан держать зажженный белый фонарь, а тот, кто находится в конце колонны, – красный.

Пешеход обязан двигаться по проезжей части в направлении, противоположном движению транспортных средств, однако колонна не подчиняется этому правилу и осуществляет движение в противоположном направлении. Ряд организованной колонны может состоять не более чем из четырех человек, не включая провожатых.

Группам, состоящим из детей, разрешено перемещаться только по тротуарам или обочинам, а через дорогу переходить исключительно по пешеходным переходам. Дети могут передвигаться в зоне транспортного движения только в сопровождении взрослых и исключительно в дневное время.

Посадка и выход из транспортного средства

Если место посадки на общественные транспортные средства не оборудовано специальной площадкой, выходить на проезжую часть разрешено только после его полной остановки. Бежать к остановившемуся транспортному средству с противоположной стороны дороги строго запрещено.

После выхода из автобуса или троллейбуса пешеход должен обойти транспортное средство сзади, если необходимо перейти на противоположную сторону дороги. Однако лучше переходить дорогу после того, как транспортное средство уедет, а еще лучше не спеша пересечь дорогу по пешеходному переходу или на перекрестке. Передвижение поперек проезжей части в местах, где стоящие транспортные средства мешают хорошему обзору, крайне нежелательно.

Наказания за нарушения пешеходов

За нарушение ПДД для пешеходов предусмотрено наказание в форме штрафа. Чем серьезней нарушение и последовавшие за ним последствия, тем больше размер штрафа. В случаях, когда в результате неправомерных действий пешехода кому-то был нанесен вред, суд может наказать виновного лишением свободы до двух лет, а если пострадавший умер, срок может удвоиться.

На практике вину пешехода в ДТП довольно редко можно доказать, так как достаточно сложно определить скорость, с которой он передвигался, и траекторию его движения. А «предел видимости» пешехода – довольно спорное понятие. Тем более что чаще всего именно он получает самые серьезные повреждения в результате своего поступка.

Однако частая безнаказанность пешеходов при нарушении правил дорожного движения не должна побуждать их пренебрегать принципами поведения на дороге. Ведь от нарушения этих разумных требований больше всего приходится страдать именно им. Невнимательность и безответственное поведение на проезжей части порой стоят пешеходу не только здоровья, но и жизни. Но даже если все окончится не так печально, стресс, пережитый в опасный момент, долго не забудет как водитель, так и сам пешеход.

Вывод напрашивается один – права и обязанности пешеходов должен четко осознавать каждый здравомыслящий человек. За их незнание или пренебрежение ими можно заплатить слишком высокую цену. Переходя дорогу только в положенных местах, исключительно на зеленый свет светофора, проявляя на проезжей части особую бдительность и аккуратность, пешеход проявляет тем самым уважение и к собственной жизни, и к жизни окружающих людей.

Пешеходный переход — это место где пересекается две дорожные стихии, водители и пешеходы, естественно им нужно каким-либо образом взаимодействовать. И основной зоной этого взаимодействия является пешеходный переход. Для многих еще со времени обучения в автошколе привито мнение, что пешеход на дороге всегда прав и его нужно всегда пропускать — это верное предостережение для водителя, но не правило, и к сожалению это мнение распространилось и среди пешеходов и многие из них уверены, что на дороге их всегда должны пропустить.

Конечно силы пешехода несравнимы с мощностью автомобиля, но это не значит, что пешеход всегда имеет преимущество перед автомобилем только потому что он более слабый участник дорожного движения, а означает, что у пешехода гораздо большая заинтересованность в знании и соблюдении правил дорожного движения.

Мы подробно рассмотрим, как регулируют отношения между водителями и пешеходами.

Правила дорожного движения

Давайте посмотрим, кто же такие водитель и пешеход в рамках Правил дорожного движения.

«Водитель» — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

Обратите внимание, «управляющие» транспортным средством и «ведущие» транспортное средство. Например, как только велосипедист покидает седло велосипеда он становится пешеходом и при ведении велосипеда на него распространяются все обязанности пешехода, а при управлении велосипедом — обязанности водителя.

Определение пешеходного перехода:

«Пешеходный переход» — участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 (зебра) и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2

В этом определении отмечаем предлоги «и (или)», которые означают, что пешеходный переход может быть обозначен как разметкой совместно со знаками, так и отдельно, либо знаками, либо разметкой.

«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменять направление движения или скорость.

Внимательно прочитайте это определение, многие сотрудники ДПС трактуют его не в вашу пользу.

«Участник дорожного движения» — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

И пешеход, и водитель равноправные участники дорожного движения.

Обязанности пешехода

Обязаннастям пешехода посвящена 4-я глава Правил дорожного движения. Мы подробно рассмотрим только пункты, где пешеходное движение непосредственно пересекается с автомобильный и возникает вопрос приоритета.

4.3. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

Отмечаем:

  1. Пересекать проезжую часть можно только по пешеходным переходам,
  2. Пересечение проезжей части вне пешеходного перехода это исключение из общего правила.

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.

При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

Самое главное — убедиться в безопасности — это обязанность пешехода, следить за обязанностями водителей пешеход не должен, в первую очередь собственная безопасность,

Не менее важный момент, при отсутствии пешеходного перехода у пешехода нет преимущества перед автомобилем. Не имеет значения на перекрестке осуществляется переход или на другом участке дороги. Нет пешеходного перехода — нет преимущества.

Еще раз обратите внимание, уступить дорогу пешеходу на пешеходном переходе — это обязанность водителя, обязанность пешехода — обеспечить для себя безопасность.

Обязанности водителя

Обязанностям водителя посвящено 90% Правил дорожного движения. В этом материале мы рассматриваем правила, регулирующие приоритет между водителем и пешеходом на проезжей части. Проезд пешеходного перехода регулирует 14-я глава правил дорожного движения. Также ситуации пересечения автомобиля и пешехода встречаются и в других пунктах

6.13. При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16), а при ее отсутствии:

  • на перекрестке — перед пересекаемой проезжей частью (с учетом пункта 13.7 Правил), не создавая помех пешеходам;
  • перед железнодорожным переездом — в соответствии с пунктом 15.4 Правил;
  • в других местах — перед светофором или регулировщиком, не создавая помех транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено.

При запрещающем сигнале светофора или регулировщика водитель обязан обеспечить беспрепятственный проход для пешеходов

8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке.

13.8. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода.

Отметим в п.14.1, что водитель должен не уступить дорогу, а пропустить пешеходов, вступивших на проезжую часть. Это требование только к нерегулируемым пешеходным переходам .

14.3. На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части данного направления.

Здесь интересно понятие «дать возможность», которое можно толковать по разному. Как с одной так и с другой стороны. В данном пункте также нет требования уступить дорогу, поэтому изменение скорости или направления движения пешехода не может быть основанием считать, что водитель нарушил требования данного пункта

14.5. Во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель обязан пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью.

14.6. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.

В этом пункте требование уступить дорогу пешеходам, то есть нет необходимости ждать пока трамвай закроет все двери и тронется с остановки, но тем не менее в целях безопасности лучше не начинать движение до того, как трамвай начнет движение. Часто бывает, что люди «догоняют» трамвай и могут появиться буквально из ниоткуда. Закрытые двери трамвая так же не свидетельствуют о том, что посадка и высадка пассажиров закончена, дверь может открыться в любой момент.

17.1. В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22 , движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств.

17-я глава распространяется также и на дворовые территории. Движение в жилых зонах должно осуществляться, не создавая помех пешеходам, но в ту же очередь пешеходы не имеют права препятствовать проезду транспортных средств.

Как мы выяснили Правила дорожного движения достаточно подробно распределяют приоритет между движением пешеходов и транспортных средств и если их соблюдать даже такие разные участники дорожного движения могут бесконфликтно существовать в условиях дорожного движения.

Дорог вам без препятствий

Взаимоотношения водителя и пешеходов урегулированы нормами ПДД РФ. Но все равно эта проблема весьма сложна, а официальная статистика российских ДТП – тому подтверждени. Так, за прошлый год в РФ зарегистрировано 184000 ДТП, и более 30% из них (в абсолютном выражении – 56918) связано с наездами на пешеходов. С учетом того, что далеко не все подобные ДТП регистрируются, — их еще больше (как минимум — на порядок!).

Поэтому будет не лишним еще раз оценить состояние правовой базы, регулирующей отношения между этими двумя непримиримыми группами участников дорожного движения – водителями и пешеходами.

Видео — печальная статистика подтверждает, что часто нарушаются правила проезда пешеходных переходов:

Сразу же отметим тот факт, что в данной статье мы рассмотрим Правила проезда пешеходных переходов, расположенных вне перекрестков . Это обстоятельство представляется весьма существенным, так как движение по пешеходному переходу на перекрестке имеет некоторую специфику и регулируется специальным – 13-м – разделом ПДД.

И так, что мы будем понимать под пешеходным переходом?

«Пешеходный переход» — участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

Пешеходный переход – водительская проблема?

Каждый опытный водитель знает, что движение по пешеходному переходу является весьма опасным мероприятием. Причины опасности заключаются в том, что пешеходы a priori плохо разбираются в Правилах дорожного движения (и даже просто не знают их или не хотят знать!).

Их действиями руководит ошибочное мнение, сформированное недобросовестными СМИ: пешеход на пешеходном переходе всегда прав. Это глубоко ошибочная позиция .

4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

……………..

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

4.6. Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

Согласно разделу 4 ПДД РФ, пешеход имеет ряд принципиальных обязанностей в деле обеспечения безопасности движения. И часто случается, что именно пешеходы не выполняют элементарных требований, которые выдвигают:

  • соответствующие разделы и статьи ПДД;
  • дорожная разметка.

Таким образом, можно сделать четкий вывод о том, что пешеходы, являясь участниками дорожного движения в РФ, наделены рядом обязанностей, которые необходимо исполнять . В противном случае – ДТП более чем вероятно.

Новые правила проезда пешеходных переходов

Изменения в российском законодательстве – нормальное, естественное явление. И новации в области регулирования проезда по пешеходным переходам – это обыденное состояние правовой базы. Что мы имеем на сегодняшний момент в данном сегменте?

Нерегулируемый пешеходный переход: пропускать пешехода или уступать ему дорогу

В последнее время значительной корректировке подвергся п.14.1 ПДД.

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Кто-то скажет: «Проблема надуманная! Какая разница: пропускать или уступать? Смысл от этого не меняется!». Это очередная дилетантстская и ошибочная позиция.

В ПДД РФ не существует понятия «пропустить», но есть термин «уступить дорогу» (п.1.2). Это означает, что существовавшая ранее (до 14.11.2014 г.) норма «пропустить пешехода» была некорректной и вела к серьезным и значительным злоупотреблениям работников ГИБДД – инспекторов ДПС.

Как же следует поступать водителю в нынешних правовых условиях? Многие пытаются найти по данному вопросу разъяснение ГИБДД. Уступить дорогу пешеходу – это не создавать ему помех при движении через пешеходный переход. Следовательно, нужно действовать таким образом, чтобы предоставить пешеходу право пользоваться приоритетом (преимуществом) на переходе.

В обыденном смысле – пропустить его, но с точки зрения законодательства – именно не создать помех . И если водитель не создает такой помехи, то имеет право двигаться, несмотря даже на то, что пешеход (уже или все еще) переходит проезжую часть.

Можно спорить о целесообразности такой тактики, но законодательно эти действия не запрещены. Правда, придется побороться с недобросовестным «гаишником», намеренным выписать административный штраф за фактически и юридически не совершенное правонарушение.

Особенности выезда на пешеходный переход

Бывает так, что видимость пешеходного перехода закрыта стоящим (остановившимся) объектом. Что делать?

14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил.

Выезд на пешеходный переход при отсутствии видимости ситуации на нем запрещен.

И это правильно. Какие могут быть споры?

Обязательно дождаться пешехода

У некоторых водителей сформировано неверное понимание регулирующего действия светофора. Им кажется, что включение зеленого сигнала – это прямое руководство к действию. Это не так!

14.3. На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части (трамвайных путей) данного направления.

Особенно это важно помнить на регулируемом пешеходном переходе.

После включения разрешающего проезд сигнала водитель должен убедиться в безопасности пешеходов. Согласитесь, водителю легче предупредить опасные последствия ситуации.

Если за переходом затор

В крупных городах – мегаполисах традиционна ситуация пробок и заторов. И часто случается, что водители из-за них останавливаются на пешеходных переходах.

ПДД однозначно требует от водителей отказаться от выезда на переход в таких условиях.

14.4. Запрещается въезжать на пешеходный переход, если за ним образовался затор, который вынудит водителя остановиться на пешеходном переходе.

Мотивация требования проста: выезд на переход в условиях пробки опасен из-за создания:

  • помех для движения пешеходам;
  • плохой видимости перехода для других водителей, которые могут элементарно не заметить пешехода, лавирующего между транспортными средствами).

Ограничения на маневры на пешеходном переходе

Пешеходный переход – участок особый, и на нем действуют особые правила движения ТС. Так, здесь категорически запрещены:

  • разворот;
  • движение задним ходом;
  • стоянка.

Вместо заключения

Говоря о проезде пешеходного перехода и новациях в российском правовом поле, необходимо отметить ту важность, которая придается указанной проблематике на уровне самого государства.

Но только в едином порыве и нормотворцев, и водителей, и пешеходов мы сможем переломить ситуацию с невероятно большим представительством ДТП на пешеходном переходе (более 30%) в общем количестве случаев аварийности в России.

Да поможет нам Бог!

Если вы не помните что такое все расставит на свои места.

Когда водителю следует менять резину по сезону — изучайте и не забывайте об этих правилах.

Знаки приоритета — одни из самых важных на дороге.

Видео — пояснения как пропускать пешеходов:

Может заинтересовать:


Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля


Как быстро избавиться от царапин на кузове авто


Что дает установка автобаферов?


Зеркало видеорегистратор Car DVRs Mirror

Похожие статьи

Комментарии к статье:

    Антон

    Если я правильно понял, то по трактовке «уступить», если я вижу пешехода, который только начинает переходить дорогу, а я уже практически подъехал к разметке и могу ее пересечь быстрее, чем пешеход дойдет до места, где я еду, я могу спокойно проехать, ведь я ему не мешаю осуществлять переход?

    Антон,
    да, если Вы не создаете помех для пешехода (в случае, когда из-за Вас ему не нужно будет менять своего запланированного движения по пешеходному переходу — останавливаться, двигаться быстрее, менять направление и т.д.).

    Михаил

    Перед каждым «пешеходом» заблаговременно висят знаки ограничения скорости. Просто стоит на них обращать внимание и будет проще давать объяснения своим действиям, т.е. почему пропустил или нет. Беда в другом, среди пешеходов тоже есть нарушители, и тут уже в главной роли выступает статистика.

    Иван Подольский

    Я все же думаю. что лучше дождаться пока пешеход сойдет с перехода. Лучше подождать десять секунд, чем потом час доказывать инспектору свою правоту.

    Оксана. Стаж вождения 10 лет

    Я считаю, что надо ужесточать правила для пешеходов прежде всего. Потому что они настолько обнаглели выбегая надорогу или просто идя наперерез автомобилю, как будто бессмертные. Ситуации разные могут быть, и тормоза откажут и зимой гололед, люди вообще об этом не думают, «я прав» и всё. А как ты остановишься и сможешь ли вообще их не волнует!!! Простите, накипело просто.

    Константин

    Присоединюсь к мнению, что правила в отношении пешеходов необходимо ужесточить. Водителю штраф выписывают если пешеход стоит на зебре, а он проезжает. Вот и бегут они под машины, не задумываясь о своей собственной безопасности.

    Владислав

    Я согласен с Иваном Подольским, что нужно дождаться когда пешеход сойдет!Так как Вы забываете одно правило что пешеход всегда прав! Правильно человек говорит, лучше 1-2 мин подождать чем потом в доказывать что ты прав! От себя советую всегда ездить с видеорегистратором!

    Алексей

    Пешеход-то всегда прав, только скачет на дорогу так, будто сохранился перед этим: не смотря по сторонам, в наушниках… Почаще бы проверки устраивали именно по поводу соблюдения пешеходами ПДД

    Анна

    Я считаю, Такие переходы должны быть лучше выделены и более заметны из далека. Дорожная разметка находится в ужасном состоянии, знаки часто загорожены большегрузами. Если я увижу переход метров за пятьдесят, то у меня будет возможность заранее сменить скоростной режим на более безопасный, и буду готова к появлению людей на проезжей части.

    Анатолий

    Я не против уступить, пропустить и т.д. ,но должна быть равная ответственность. Оба участники дорожного движения в этот момент, а пешеходы считают себя неприкасаемыми, может остановиться на переходе, ковыряясь в гаджете и т.д. И многие переходы в ужасном состоянии, некоторые даже не увидишь, а ночью вааще труба, человек во всем черном практически не виден. На нерегулируемых обязаловка должно быть освещение.

    Максим

    «Правила Дорожного Движения» необходимо вводить в школах как урок с первого класса. Одного урока в неделю будет достаточно. Этот предмет должен быть на протяжении всей учебы в школе. С первого по выпускной классы.

    Алексей

    Как пешеход, считаю необходимым напомнить водителям, что когда мне нужно перейти через дорогу (10 метров), я обязан проходить в среднем 200 метров до ближайшего перехода и 200 метров от него (то есть трачу более 3 мин.). Поэтому абсолютно непонятно почему водители не могут остановиться и пропустить, потратив 20 сек., даже на зеленый свет для пешехода. Вы купили авто, а не право ставить себя выше кого-то. И очень некомфортно слушать рев мотора, когда ещё переходишь дорогу. Покупая автомобиль, потрудитесь убедиться, что в недрах души ещё остались запасы терпения и уважения к людям вообще и к пешеходам в частности.

    Светлана

    Шли с ребенком по пешеходному переходу и нам практически по ногам проехалась маршрутка, пришлось пробегать, чтобы нас не сшибли! Он нам не только помеху создал, а и угрозу жизни! Но инспектор ГИБДД г.Сызрани объяснил нам, что штраф водителю выписать нельзя и в итоге он прав! Потому что мы целы живы, и водитель все таки нас пропустил. Так что, лучше остановиться на переходе и подождать пока все дураки бешеные проедут.

    Константин

    Пешеход всегда прав только вследствие того, что водитель является собственником источника повышенной опасности, и именно последний понесет ответственность за ДТП.

    олег

    Я согласен, с тем,что нужно ужесточить наказание пешеходам нарушающим правила дорожного движения..

    Кирилл

    У метро очень много не регулируемых пешеходных переходов, пешеходов очень много! Очень трудно «проскочить» переход когда он будет полностью свободным! Кроме того на многих переходах, прячась, дежурят экипажи ДПС, для которых не имеет значение, создал водитель препятствие для движение пешехода или не создал, штрафуют ПО ФАКТУ НАЛИЧИЯ ПЕШЕХОДА НА ПЕРЕХОДЕ, ДОВОДЯ ПУНКТ ПРАВИЛ «УСТУПИ ДОРОГУ» ДО АБСУРДА! К тому же нерегулируемые переходы из-за большого трафика пешеходов способствуют созданию пробок на дорогах, особенно когда они расположены после поворота!

    Сергей

    Каждая ситуация трактуется практически всегда в пользу пешеходов. Все решат видеорегистраторы! Если на каждой машине будет независимая камера, то спорить будет не о чем. А иначе, не умный человек кидается под колеса, а водитель должен еще что то доказывать.

    Михаил

    У нас в городе царит бардак: повесили камеры, фиксирующие непропуск пешехода. Причём они срабатывают даже в том случае, если ты едешь по правой полосе, а пешеход только ступил одной ногой на край противоположного направления. Т.е., фактически водитель не принуждает пешехода изменить скорость и направление движения, т.е. уступает дорогу. Но местные коммерсанты и безграмотные судьи считают иначе. Обжалования трактуются всегда в пользу ЦАФАП, причём ответ судьи содержит синтаксические ошибки и цитаты из устаревших редакций ПДД.

    Ирина

    Очень актуальная тема! Прочитать бы эти правила и заставить выучить всем пешеходам! Очень нервирует, когда выбегают на переход, либо идут уткнувшись в телефон! А в темное время суток вообще ахтунг! Никто не носит светоотражающие штуки.. Водителей штрафуют, даже если пешеход просто стоит и говорит по телефону на краю тротуара, то есть фактически он еще не ступил на проезжую часть! А когда же начнут штрафовать пешеходов?

    Виктория

    Как только стала водить машину, стала жутко бояться пешеходов и сама теперь очень осторожно перехожу дорогу!

    Николай

    Пропустить и уступить действительно разные термины. Помню случай, когда инспектор доказывал мне, что стоит наступить пешеходу на проезжую часть, как все автомобили должны остановиться и пропустить его. Даже если дорога четырехполосная, а я с противоположной стороны от пешехода. Я спорить не люблю, доводы не стал искать, сказал спасибо, учту. Но когда поменяли на «уступить», вопросов не возникает. Пешеход идет своей дорогой, я еду своей. Беда в том, что пешеходы норовят переходить проезжую часть где вздумается и приходится им уступать, причем могут еще и по машине чем-нибудь зарядить.

    Мира

    Конечно на дороге две ответственные стороны пешеход и водитель. Но почему упускают роль чиновников, все таки мы живем в правовом государстве, где должны быть цивилизованно оборудованы пешеходные переходы. У нас только односторонние санкции, почему они не несут ответственность?

    Сергей

    В основном любители останавливаться на зебре – это водители пассажирских автобусов, у которых сразу за переходом одна или две автобусных остановки. При интенсивном движении данного вида транспорта, они как бы пытаются занять место кто быстрей, исходя из коммерческой выгоды. Несмотря на установленные правила, периодически их нарушают, а самое главное, что проезжающие мимо машины ГИБДД в основном даже не реагируют.

    Артем

    По-моему, нужно ужесточать штрафы для пешеходов. Потому что они ходят по проезжей части как хотят, ладно днем их можно увидеть более-менее, но ночью это просто ужас, еще и в темной одежде, а потом водителю сидеть за дурака, который захотел сократить путь.

    Лёха

    Все верно, обе стороны несут одинаковую ответственность за соблюдение ПДД. Но, я и сам придерживаюсь такой тактики и всем настоятельно советую максимально осторожно проезжать «зебру». Лучше остановиться, черт с ним, с пешеходом, пусть идет, даже если я не обязан ему уступать дорогу. Если вы собьете пешехода, и даже если вас признают невиновным — все-равно на душе будет офигеть как гадко…

    Светлана

    Если кому-то что-то не нравится — может ездить на общественном транспорте. То, что вы водите машину — это не дает вам никаких преимуществ. Для большей части водителей машина — не необходимость. А за комфорт для своего мягкого места и ножек надо платить, в том числе и штрафами. Вот так.

    Говорю, как законопослушный пешеход, которому слишком часто мешают водители, стоящие на переходах (особенно автоледи этим увлекаются) и нагло прущие через них, несмотря на то, что люди хотят перейти дорогу.
    И жалко старушек и подростков, которых сбивают нелюди на колесах. Даже видео такие есть. К желающим штрафовать пешеходов — пешеходы, заметьте, никого не убивают.

    Меня один раз на велике толкнул престарелый авто-хам, хотя я ехала на зелёный. Всё потому, что человек, владея машиной, чувствует себя лучше и выше по статусу тех, кто на двух ногах. Поэтому с любым нарушением надо бороться нещадно и штрафовать, и лишать прав. Нормальных людей это не коснётся, а гнилых может чему-то научит.

    Сергей

    Пешеходы постоянно нарушают пункты 4.5 и 4.6. Мало того, что неспеша переходят вразвалочку, так некоторые умудряются еще и не глядя это делать. А водитель ведь тоже человек, может не увидеть, не среагировать по каким то причинам.

    Семен

    Пешеходный переход вижу - в любом случае снижаю скорость, причем прям сильно заранее и долго не набираю. У нас же пешеходу если лень, то он не дойдет 100 м до перехода, а будет бежать прям наперерез, особенно если это выход из школы или другого учреждени, там никто до пешеходника не доходит, бегут напрямик. Пару раз в темноте чуть не сбил торопящихся товарищей в темной одежде.

    Ирина

    Нарушения есть с обеих сторон. Но для пешеходов они гораздо более опасны. И даже если считать, что пешеход на переходе всегда прав, то нужно хотя-бы взглянуть на дорогу перед тем, как пойти и убедиться, что водитель вас заметил и автомобиль успевает остановиться. Ведь правила не обязывают снижать скорость перед переходом до 10 км/ч, а законы физики никто не отменял. Особенно в гололед.

    Елизавета

    Главное правило для обеих сторон — УБЕДИТЬСЯ в безопасности своих действий. Пешеходы не знают какова жизнь за рулем, поэтому и ходят не глядя. Я за рулем 11 лет. Сейчас в декрете и, можно сказать, я временно пешеход. Дак я, даже когда мне уступают, дождусь пока машина значительно снизит скорость и только потом перехожу дорогу.

    Мария

    А прибаутка Пешеход всегда прав пока жив уже была?)
    Если 2 стороны не смогут среагировать адекватно на ситуацию, то это клиника, господа

    Сергей

    Многие водители, не дожидаясь полного перехода пассажиров на нерегулируемом переходе, даже не позволяют дойти до разделительной полосы начинают движение или просто объезжают. Вот как трактуется данное нарушение?

    Лора

    Я могу привести по миллиону примеров нарушений и стой и с другой стороны. Пресловутый человеческий фактор, черт возьми. Понятно, что от водителя требуется гораздо большая концентрация, чем от пешехода. Если пешеход «тукнет» машину, это одно, а если машина пешехода… сами понимаете. Степень ответственности несопоставима. Я полностью согласна с комментариями, где советуют водителям перестраховаться в таких ситуациях.

    Анжелика

    Я и пешеход, и автолюбитель, поэтому стараюсь всех пропускать — и пешеходов, и авто (если иду на зебре).

    Артур

    Вот бы еще пешеходов обязать проходить дорогу по пешеходным переходам бодрее, а то порой стоишь ждешь, когда женщина вразвалочку, неспеша, разговаривая по телефону переходит дорогу. Участники движения должны быть взаимовежливыми!

    Роман

    Последнее время водители стали все больше уступать пешеходам, т.е. по сути соблюдать ПДД на пешеходном переходе и это в положительном свете выглядит со стороны! Я недавно был в Турции, так там никто из водителей и не думает притормозить на пешеходном переходе, а я по привычке иду спокойно, надеясь на правила. После очередного недоразумения, стал более осмотрителен. Все таки приятно когда водители пропускают пешеходов!

    Олег

    К пешеходным переходам и самим пешеходам отношусь очень внимательно, особенно когда полос движения больше одной. Ни однократно становился свидетелем выбегающего пешехода из-за параллельно идущей машины. А потом доказывай что ты не верблюд. Да, пешеходы очень часто переходят по переходу по принципу — я прав всегда. Ну приходится с этим мириться. Сам, когда в роли пешехода сто раз посмотрю на дорогу, прежде чем ступить на переход, среди водителей достаточно отмороженных.

    Анатолий

    Предельно внимательно проезжаю отныне пешеходные переходы, потому что спор с инспектором, вступил пешеход на зебру или нет, ничего положительного не принесет водителю. Хотя спорных моментов очень много!

    Иванович

    В нашем небольшом городке принято уступать дорогу пешеходам, даже в тех местах где нет пешеходных переходов. Но беспечность пешеходов, а иногда и наглость их, вызывают возмущение водителей. Не жалеют при переходе улиц ни себя, ни детей своих, начиная переход даже не смотрят по сторонам идут под колеса и всё. Строже как-то к ним надо подходить в правилах дорожного движения.

    Влад

    А у нас сейчас ставят на наиболее проблемных переходах светофоры с кнопкой. Помогает! А то есть места где раньше пешеходы шли потоком один за другим.

    Сергей

    Даже новые правила в наше время (думаю, что вообще никогда) не смогут отрегулировать многие факторы взаимодействий между пешеходом и водителем автомобиля на переходе вне перекрестка. В большем случае пешеход всегда считает себя правым и уступает проезд т/с практически только по боязни. В СССР повсеместно проводили занятия в детсадах, школах по ПДД, сейчас это на должном уровне отсутствует и так же со стороны родителей. Необходимо все вернуть обратно, тогда обстановка более менее наладится. Но в связи с оптимизациями правительства в ближайшее время это невозможно.

    Виктор

    После того, как меня тормознул ГИБДДешник, за то, что я якобы не уступил дорогу пешеходу, я теперь просто, тупо торможу, если вижу, что пешеход подходит к переходу. Хотя в случае, когда меня тормознули, пешеход даже не сошел с тротуара.

    Марианна

    На пешеходном переходе водитель обязан уступить дорогу пешеходу, если пешеход уже начал идти по пешеходному переходу. Даже если светофор поменял сигнал водитель обязан дождаться когда человек перейдет дорогу..

    Сергей

    В отличии от вашего небольшого города, в нашем небольшом городе (80 тыс. население) хочется переходить нерегулируемые пешеходные переходы с кирпичом в поднятой над головой руке. А на регулируемом пешеходном переходе 30% водителей обязательно остановятся на «зебре» на красный сигнал светофора для них — и ка быть в таком случае пешеходу?

Самое главное правило ПДД: переходить дорогу можно только в тех местах, где есть пешеходные переходы .
Пешеходные переходы бывают наземными, подземными и надземными. Все переходы обозначены дорожными знаками “Пешеходный переход” . Соответственно, наземные пешеходные переходы обозначаются разметкой полотна дороги “зеброй” , подземные устроены в виде тоннелей, проложенных под полотном дороги, а надземные в виде тоннелей или, в некоторых случаях, открытых лестниц расположенных над полотном дороги.

2 шаг

Большинство наземных пешеходных переходом оборудованы светофорами . Ни для кого не секрет, что означают цвета светофоров: красный свет – стоп!, желтый – подождите, зеленый – проходите!
Нельзя переходить улицу на красный свет светофора даже если нет машин.
Если вы переходите дорогу на зеленый свет, то все равно убедитесь, что нет движущихся машин вблизи перехода. Переходить лицу в группе пешеходов безопаснее, чем в одиночку.

3 шаг

Если возникла необходимость перейти улицу не оборудованную пешеходным переходом, в следствии низкой интенсивности движения, то обязательно нужно посмотреть сначала налево, а потом направо, и убедиться в отсутствии движущихся транспортных средств. Улицу с высоким интенсивным движением переходить, не пользуясь любым из видов пешеходных переходов, запрещается! Переходить дорогу нужно в тех местах, где она хорошо просматривается с двух сторон. Если справа или слева есть крутой поворот дороги или подъем из-за которого не видно дорожного полотна, то в таком месте велика вероятность не увидеть едущий автомобиль.

4 шаг

Не стоит торопиться переходить дорогу перед медленно едущей машиной. При этом можно не увидеть за ней машину, идущую с большей скоростью.
Также не стоит переходить дорогу рядом с припаркованным автомобилем, палаткой или другим препятствием, которое мешает увидеть дорогу и приближающееся транспортное средство.
При переходе дороги помните, что скорость пешехода в несколько раз меньше скорости автомобиля на трассе. Не всегда легко оценить скорость машины издалека или в темное время суток.

5 шаг

Переходя дорогу на перекрестке следуйте указаниям светофоров. Даже если вам нужно перейти на противоположную сторону, а дорожная разметка указывает необходимость перейти к цели вашего маршрута по периметру, по очереди переходя каждый переход перекрестка.

Следует помнить, что водители тоже нарушают ПДД, может быть неисправно транспортное средство, плохие тормоза, может встретиться беспечный или невнимательный водитель. Не переходите дорогу перед движущейся машиной, даже если для вас горит зеленый свет, а машина не прекратила движение.

Мало кто знает, но существуют правила дорожного движения для пешеходов, а не только для водителей. Кроме того, за нарушение таковых предусмотрены наказания - штрафы.

Пешеход - лицо, которое находится вне собственного . Также к пешеходам относятся инвалиды, передвигающиеся на колясках без мотора, граждане на роликах, самокатах, скейтах и т.п.

Велосипедисты и мотоциклисты, в свою очередь, являются промежуточными звеньями дорожного движения. Если вы на велосипеде или мотоцикле, то являетесь водителем, если же встали с ТС - пешеходом.

Правила дорожного движения для пешеходов

Где разрешено передвигаться

Для передвижения имеются тротуары, специально отведенные дорожки, либо же обочины. Если, например, имеется и тротуар, пешеходная тропа, тогда можете сами выбрать . Передвижение на обочине - крайний вариант, при том небезопасный. Кроме того, вы не должны создавать помехи общему движению на проезжей части.

Передвижение на велосипедной дорожке по ПДД запрещено. Исключение составляют моменты, когда другого варианта нет. Также в некоторых случаях разрешается идти навстречу автомобилям по краю дороги, однако это небезопасно и чревато аварийными последствиями. Если вы едете на велосипеде, мопеде или мотоцикле, то разрешается передвигаться по направлению движения машин.

Пешеход должен иметь светоотражающие элементы, если видимость менее триста метров.

Правильный переход проезжей части

Если регулируется работником ГИБДД или светофором, стоит следовать соответствующим сигналам. Помните, указания инспектора в приоритете, нежели сигналы светофора.

Сигналы работника ГИБДД могут быть следующими:

  • правая рука вверху - переход запрещен;
  • правая рука вытянута вперед - переход разрешается исключительно сзади инспектора ГИБДД;
  • обе руки вытянуты в стороны - переход разрешен с обеих сторон.

В иных случаях пешеход должен руководствоваться собственными соображениями, оценив движение машин на дороге. Это правило действует и при наличии «зебры». Наиболее безопасный метод перехода - перейти дорогу по надземному или подземному переходу, но, разумеется, они имеются только на трассах с плотным автомобильным движением. Переходить проезжую часть по обычному переходу нужно строго по разметке. Если передвигаться близ нее, это является прямым нарушением правил. Пешеходу выписывается штрафное постановление.

Возле «зебры» всегда ставится знак «Пешеходный переход». Даже когда разметка сотрется, либо же заменят асфальт, данный знак будет информировать как пешеходов, так и водителей.

Если пешеход не успел перейти дорогу, ему нужно остановиться на линии разметки, и, после оценки дорожной ситуации, продолжить движение. Однако теория - это одно, а практика - совсем другое. Некоторые водители могут не понять ваших действий. Кроме того, данная схема перехода достаточно опасна на участках с оживленным автомобильным движением.

В случае приближения с красно-синими маяками, проще говоря - «мигалками», и включенными сигнальными знаками, пешеходы, которые начали переход дороги, обязаны немедленно освободить проезжую часть, а те, которые только намерены это делать, должны воздержаться. Обратите внимание, если «мигалка» включена, а сигнала нет, пешеходы могут не уступать дорогу.

Места ожидания общественного транспорта

Ожидать транспортное средство общего назначения нужно в специально отведенных местах - остановках, которые приподняты над проезжей частью. Если таковых сооружений не имеется, ждать автобус, такси, троллейбус и т.д. необходимо на тротуаре или обочине.

Осуществлять посадку следует только после полной остановки транспортного средства.

Когда вы встали с транспорта, необходимо немедленно освободить проезжую часть, не создавая помех.

Ответственность пешеходов за нарушение ПДД

В случае несоблюдения ПДД, вас могут оштрафовать на определенную денежную сумму, в зависимости от серьезности нарушения.

Нарушение ПДД пешеходом

Административный кодекс предусматривает несколько штрафных постановлений. Конкретных пунктов, за что можно наложить штраф не имеется, что является большим упущением.

Если пешеход нарушил, к примеру, правила перехода проезжей части, то предусмотрено либо предупреждение, либо штрафное постановление в размере пятисот рублей.

Штрафы ГИБДД пешеходам

Возможны и ситуации, когда пешеход создает помехи нормальному движению автомобилей, в результате чего образуется пробка. В этом случае размер штрафа увеличивается на пятьсот рублей, то есть будет составлять 1000 рублей.

Памятка для пешеходов по ПДД

Так как нет точных инструкций за что выписывать тот или иной штраф, сотрудники ГИБДД могут это делать на свое усмотрение, что является не совсем правильно.

Таким образом, можно выделить несколько важных правил.

  1. Переходите улицу только по пешеходному переходу - так и безопаснее, и в итоге - экономнее.
  2. Если перехода нет, хорошенько оцените ситуацию на дроге, и только после этого двигайтесь.
  3. Ориентируйтесь в первую очередь на регулировщика, а не на светофор, если дорога регулированная.
  4. Если не успели перейти проезжую часть, встаньте на линии разметки, подождав проезда автомобилей.
  5. Ночью или в плохую погоду обязательно прикрепите к одежде светоотражающие элементы - фликеры.