Хозяйственный субъект имеющий право от. Правовое положение субъектов хозяйственного (предпринимательского) права

ПЛАН

1. Понятие, признаки и виды субъектов.

2. Права и обязанности субъектов.

3. Граждане как субъекты хозяйствования.

4. Хозяйственные организации как субъекты хозяйствования.

5. Понятие, виды и правовое положение предприятий.

6. Создание, функционирование и прекращение деятельности предприятий.

1. Субъекты хозяйственного права – это участники хозяйственных отношений, созданные в установленном законом порядке. непосредственно осуществляющие хозяйственную деятельность или управляющие такой деятельностью, имеющие необходимое для осуществления такой деятельности имущество и обладающие хозяйственной правосубъектностью.

Признаки субъектов:

1. Наличие определенной организационно-правовой формы, в которой осуществляется хозяйственная или управленческая деятельность. Предприниматели имеют право на выбор форм деятельности в соответствии с законодательством Украины или зарубежной практикой (частное предприятие, хозяйственное общество).

2. Имущественная обособленность. Субъект хозяйственного права имеет юридически отделенное и закрепленное за ним имущество в форме основных фондов, оборотных средств, других ценностей. Это имущество может быть закреплено субъектами хозяйственного права на определенных основаниях:

· право собственности (частные предприятия);

· право полного хозяйственного ведения (государственные и коммунальные предприятия);

· право оперативного управления (учреждения и казенные предприятия);

· право пользования.

3. Наличие хозяйственной правосубъектности – признанной государством за определенным субъектом хозяйствовования быть субъектом права.Включает элементы:

· правоспособность – способность иметь права и обязанности;

· дееспособность – способность осуществлять (приобретать) права и обязанности;

· деликтоспособность – способность отвечать за свои поступки и деятельность.

4. Создание и организация деятельности субъекта хозяйствования в установленном законом порядке (регистрация, постановка на налоговый учет, получение лицензии) – легитимность.

Классификация субъектов хозяйствования осуществляется по различным критериям:

I. В зависимости от формы собственности, на которой субъекты функционируют:

1) государственные – государственные предприятия;

2) коммунальные – коммунальные предприятия, органы местного самоуправления;

3) коллективные – хозяйственные общества, производственные кооперативы;

4) частные – частные предприятия;

5) смешанные – совместные предприятия.

II. По субъектному составу:

1) индивидуальные – физические лица (граждане, иностранцы, апатриды, бипатриды)-предприниматели;

2) коллективные – юридические лица (предприятия, органы власти и управления)

III. В зависимости от характера осуществляемой деятельности:

1) субъекты хозяйственного права, непосредственно осуществляющие хозяйственную деятельность (предприятия);

2) субъекты, осуществляющие руководство хозяйственной деятельностью (министерства).

IV. В зависимости от содержания деятельности и функций субъектов:

1) предприятия и их структурные подразделения;

2) объединения предприятий (концерны);

3) финансовые и посреднические институты (банки, инвестиционные фонды и компании, страховые компании, товарные и фондовые биржи и др.);

4) граждане-предприниматели;

5) органы государственной исполнительной власти в экономике.

V. По целям деятельности:

1) субъекты предпринимательской деятельности;

2) субъекты непредпринимательской (некоммерческой) деятельности.

VI. В зависимости от способа создания и формирования уставного фонда:

1) унитарные – создается одним предпринимателем, который выделяет для этого имущество, формирует уставной фонд, не разделенный на части (паи), утверждает устав, распределяет доходы (государственные, коммунальные предприятия, некоторые частные);

2) корпоративные – создаются двумя или более учредителями по их общему решению (договору), действуют на основе объединения имущества и (или) деятельности, совместного управления делами на основе корпоративных прав (хозяйственные общества, частные предприятия двух и более лиц).

VII. В зависимости от количества работающих:

1) малые – среднесписочная численность за год до 50 человек, а объем валового дохода зависит от реализации продукции, но не превышает суммы, эквивалентной 500 тыс. евро;

2) большие – среднесписочная численность за год более 1000 человек, а объем валового дохода зависит от реализации продукции, но превышает сумму, эквивалентную 5 млн. евро;

3) средние .

2. Права – мера возможного поведения, обязанности – мера должного поведения).

Права и обязанности субъектов хозяйственного права определены законодательством Украины. Права субъектов классифицируются в зависимости от их содержания:

1) учредительские права – отражены в учредительных документах (учредительный договор, устав, положение), дают право собственнику на:

· использование имущества для осуществления хозяйственной и другой, не запрещенной законом деятельности;

· свободный выбор вида деятельности и организационно-правовой формы и их изменение.

По общему правилу учредительские права принадлежат собственнику (собственникам).

2) управленческие права – отражены в уставных актах, основаны на принципе соединения прав собственника на хозяйственное использование своего имущества с самоуправлением трудового коллектива. Включают право:

· самостоятельно определять структуру предприятия (количество и состав его структурных подразделений, включая обособленные подразделения: филиалы, представительства и др.);

· принимать и изменять учредительные документы;

· утверждать положения о структурных подразделениях;

· формировать органы управления, назначать должностных лиц и контролировать их деятельность и др.

4) имущественные права – делятся на общие (присущи всем) и специальные.

Общие – это право:

· иметь на основании определенного вещного права имущество, приобретать его на законных основаниях;

· вести хозяйственную деятельность;

· быть истцом и ответчиком в суде, хозяйственном суде, защищать свои имущественные права и интересы от имени предприятия.

Специальные права имеют субъекты, осуществляющие определенные виды деятельности (например, права в сфере выпуска и оборота ценных бумаг (акции, облигации, векселя).

Аналогично группам прав выделяют группы обязанностей (исходя из конституционного принципа о единстве прав и обязанностей):

1) обязанности при учреждении предприятий:

· утверждать (переутверждать) учредительные документы;

· регистрироваться как субъекты хозяйственной деятельности;

· получить лицензию на определенные виды деятельности;

3) обязанности в процессе хозяйствования:

· выполнять хозяйственные обязательства по договорам и гос. заказам;

· вести бухгалтерский учет своей работы;

· своевременно подавать налоговым органам декларацию о доходах, платить налоги (обязательные платежи);

· подавать органам гос. статистики предусмотренную законом отчетность;

· не допускать недобросовестную конкуренцию;

· охранять окружающую среду, рационально использовать природные ресурсы и др.

3. Правовое регулирование хозяйственной деятельности физических лиц как субъектов хозяйствования осуществляется гл. 13 Хозяйственного кодекса Украины, Законом «О собственности» и др.

Граждане как субъекты хозяйствования – это физические лица (граждане Украины, иностранцы, апатриды), не ограниченные законом в правоспособности и дееспособности, зарегистрированные в установленном законом порядке как субъекты предпринимательской деятельности, непосредственно осуществляющие такую деятельность (изготовление продукции, выполнение работ, предоставление услуг).

Согласно Закона Украины «О собственности» за физическими лицами было признано право частной собственности на имущество не только потребительского, но и производственного назначения, которое может составить материальную основу хозяйственной деятельности.

Граждане как субъекты хозяйствования не имеют права осуществлять:

1) виды деятельности, составляющие монополию государства (изготовление и реализация военной техники, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотиков, денег и др.);

2) виды деятельности, осуществление которых предусматривается в определенных организационных формах (банковская деятельность – банки и др.);

3) виды деятельности, осуществление которых требует получения специальных разрешений (лицензий) в соответствии с ЗУ «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 1.06.2000 г.

Также установлены ограничения для определенных категорий физических лиц в отношении возможности осуществления ими предпринимательской деятельности. Не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью:

– военнослужащие;

– госслужащие;

– народные депутаты Украины;

– другие лица, уполномоченные осуществлять функции государства;

– лица, имеющие непогашенную судимость за корыстные преступления, т.д.

Хозяйственный кодекс Украины предусмотрел, что гражданин может осуществлять предпринимательскую деятельность в формах:

1) непосредственно как предприниматель или через частное предприятие, которое им создается;

2) с привлечением или без привлечения наемного труда;

3) самостоятельно или совместно с другими лицами.

Возможность реализовать право на занятие предпринимательской деятельностью возникает у лица с момента наступления полной дееспособности (по гражданскому праву – 18 лет). 16-летнее физическое лицо может быть учредителем и членом кооператива. По ГК Украины 16-летний гражданин может быть зарегистрирован как предприниматель и приобрести полную гражданскую дееспособность при наличии двух условий:

1) желание заниматься предпринимательской деятельностью;

2) согласие родителей (опекунов, органа опеки и попечительства).

Физическое лицо для реализации своего права на занятие предпринимательской деятельностью должно зарегистрироваться в установленном порядке. Действующее законодательство предусматривает государственную регистрацию граждан-предпринимателей как с созданием юридического лица, так и без создания.

Для проведения государственной регистрации государственному регистратору подаются:

– заполненная регистрационная карточка;

– копия справки о включении заявителя в Государственный реестр плательщиков налогов и иных обязательных платежей;

– документ, подтверждающий внесение регистрационного сбора за проведение государственной регистрации физического лица-предпринимателя.

Государственному регистратору запрещается требовать для проведения регистрации дополнительные документы, не предусмотренные Законом «О государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц-предпринимателей» 2004 г.

Порядок государственной регистрации физических лиц-предпринимателей включает:

– проверку комплектности подаваемых государственному регистратору документов и полноты сведений, указанных в регистрационной карточке;

– проверку документов на отсутствие оснований для отказа в регистрации;

– внесение сведений о физическом лице-предпринимателе в Единый государственный реестр;

– оформление и выдачу свидетельства о государственной регистрации и выписки из Единого государственного реестра.

Государственная регистрация осуществляется государственным регистратором в исполнительном комитете местного совета или районной государственной администрации по месту жительства физического лица-предпринимателя.

Срок государственной регистрации физического лица-предпринимателя не должен превышать два рабочих дня с даты поступления документов для регистрации.

Свидетельство о государственной регистрации должно быть выдано заявителю не позже следующего дня с даты государственной регистрации.

В свидетельстве о государственной регистрации указывается:

Имя физического лица-предпринимателя;

Идентификационный код;

Место жительства;

Дата проведения государственной регистрации;

Место проведения государственной регистрации;

Данные о государственном регистраторе.

За проведение государственной регистрации физического лица-предпринимателя взыскивается регистрационный сбор в размере два необлагаемых минимума доходов граждан.

Государственный регистратор не позже следующего рабочего дня с даты государственной регистрации физического лица-предпринимателя передать органам статистики, налоговой службы, пенсионного фонда, фондов социального страхования сведения о проведении регистрации с указанием номера и даты внесения записи в Единый государственный реестр.

Предприниматель открывает в учреждениях банка расчетный и другие счета на свое имя.

В случае, если индивидуальный предприниматель собирается заниматься теми видами деятельности, для осуществления которых необходимо получить лицензию, следует подать в специально уполномоченный орган определенные документы (Закон Украины «О лицензировании отдельных видов предпринимательской деятельности). Орган в течение 10 дней принимает решение о выдаче лицензии или отказе в ее выдаче.

Граждане – субъекты хозяйствования должны соблюдать экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные и другие требования.

4. Хозяйственные организации – это созданные в установленном законом порядке коллективы физических и (или) юридических лиц, имеющих обособленное имущество для осуществления хозяйственной деятельности или руководства ею.

Для того, чтобы участвовать в хозяйственной деятельности, хозяйственная организация должна обладать хозяйственной правосубъектностью, которая в основном состоит из компетенции. Компетенция хозяйственной организации – это совокупность прав и обязанностей, закрепленных за ней действующим законодательством. В состав компетенции входит:

1) круг вопросов, решаемых хозяйственной организацией;

2) обязанности, возлагаемые законом на хозяйственную организацию;

3) формы ответственности за нарушение обязанностей;

4) способы защиты нарушенных прав.

Классифицируют хозяйственные организации по характеру деятельности, по форме собственности (см.1 вопр.), в зависимости от порядка создания, состава учредителей-участников, делимости или неделимости имущества (уставного фонда) на части. По последнему критерию хозяйственные организации делятся на 2 группы:

1. хозяйственные организации корпоративного типа – создаются одним или больше учредителями, которые входят в состав организации; их имущество или уставной фонд разделяется на части; состав и внутренние отношения формируются на праве членства (например, хоз.общества, производственные кооперативы, совместные предприятия);

2. хозяйственные организации унитарного типа – имеют одного учредителя и собственника имущества, который находится вне организации, закрепленное имущество не делится на части (паи), состав и внутренние отношения формируются на основе трудового найма, единоначальности и соподчиненности (например, государственные, частные предприятия. министерства и др.)

5. Предприятие – это основное звено народного хозяйства, которое имеет права юридического лица и выполняет производственную, научно-исследовательскую и торговую деятельность с целью получения прибыли (признаки см. 1 вопрос).

Виды предприятий в Украине:

1) государственное предприятие – это предприятие унитарного типа, действующее на базе выделенной части государственной собственности, без разделения его на части. Создается в распорядительном порядке компетентным органом. Собственником имущества является государство и административно-территориальные образования, а предприятие получает это имущество на праве полного хозяйственного ведения. Выделяют следующие виды государственных предприятий:

- государственные предприятия , основанные на государственной или республиканской (АРК) собственности;

- казенные предприятия (имущество закрепляется за ним на праве оперативного управления) – унитарное предприятие, действующее на базе выделенной части государственной собственности, которая не подлежит приватизации, без разделения его на части. Создается путем преобразования из государственного предприятия по решению КМУ. Осуществляет деятельность, относящуюся к монополии государства, и оно же является основным потребителем (гос. заказы);

2) арендное предприятие – это предприятие в форме хозяйственного общества, созданного членами трудового коллектива государственного, коллективного или другого предприятияс целью аренды и эксплуатациицелостного имущественного комплекса для осуществления хозяйственной деятельности. Функционирует на базе смешанной собственности (государственной (коммунальной) – напр., основные фонды принадлежат государству, а предприятие владеет и пользуется на основании договора аренды – и коллективной (ценные бумаги и денежные средства);

3)частное предприятие – это форма предприятия, основанного на собственности физического лица и (или) юридических лиц. При этом собственник и предприниматель выступают в одном лице;

4) совместное предприятие – это организационная форма предприятия, основанного на базе объединения имущества различных форм собственности. Обычно имеют форму хоз. обществ, т.е. являются субъектами права коллективной собственности. Делятся на обычные (национальные) и совместные предприятия с иностранными инвестициями (не менее 10% иностранных инвестиций в уставном фонде);

5) иностранное предприятие – это форма предприятия с местонахождением в Украине, созданного согласно законодательству иностранного государства, имущество которого полностью находится в собственности иностранных граждан, юридических лиц и государства.

6. Создание предприятий происходит на основе общих и специальных условий. Общие распространяются на все предприятия, специальные – на отдельные виды предприятий.

Создание предприятия в юридическом понимании – это утверждение и получение предусмотренных законом документов:

1) решение собственника (собственников) или уполномоченного органа о создании предприятия;

3) свидетельство о государственной регистрации;

4) документы на землепользование (землевладение). Выдаются по решению местного совета.

Способами создания предприятия являются:

1) принудительное разделение другого предприятия;

2) реорганизация действующего предприятия, т.е. выделение из состава действующего предприятия его структурных подразделений;

3) создание субъекта хозяйственного права без создания юридического лица – обособленные подразделения, филиалы, дочерние предприятия.

При создании предприятия обязательной является процедура государственной регистрации.

Для проведения государственной регистрации предприятия (юридического лица) государственному регистратору подаются :

Заполненная регистрационная карта на проведение государственной регистрации;

Копия решения учредителей или уполномоченного ими органа о создании юридического лица (в случаях, предусмотренных законом);

Два экземпляра учредительных документов;

Документ, подтверждающий внесение регистрационного сбора за проведение государственной регистрации;

Справка о резервировании наименования (если оно имело место);

а также, в случаях, предусмотренных законом :

Копия решения органов Антимонопольного комитета Украины или КМУ о даче разрешения на согласованные действия или на концентрацию субъектов хозяйствования;

Документ, подтверждающий внесение учредителями вкладов определенного размера в уставный фонд;

Отчет о проведении подписки на акции;

Копия Государственного акта на право частной собственности учредителя на землю или на право постоянного пользования ею, либо копия договора аренды;

Документ о подтверждении регистрации иностранного лица в стране его местонахождения.

Государственный регистратор может оставить поданные для проведения регистрации документы без рассмотрения или отказать в проведении государственной регистрации только в случаях, предусмотреных законом.

Государственный регистратор вносит в регистрационную карточку на проведение государственной регистрации юридического лица идентификационный код заявителя, а в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины – запись о проведении государственной регистрации юридического лица.

Дата внесения в реестр записи о проведении государственной регистрации юридического лица есть датой государственной регистрации.

Срок регистрации не должен превышать трех рабочих дней с даты поступления документов для регистрации.

Свидетельство о государственной регистрации оформляется и выдается учредителю или уполномоченному им органу не позже следующего рабочего дня с даты государственной регистрации. Вместо со Свидетельством выдается один экземпляр учредительных документов с отметкой о проведении государственной регистрации.

Государственный регистратор не позже следующего рабочего дня с даты государственной регистрации обязан передать соответствующим государственным органам статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины, фондов социального страхования сведения о проведении государственной регистрации юридического лица. Основанием для взятия юридического лица на учет в этих органах является сообщение госрегистратора.

В соответствии с законодательством Украины предприятие становится юридическим лицом, приобретает права и обязанности со дня его государственной регистрации.

Прекращение деятельности предприятия может быть добровольным и принудительным.

Юридическими основаниями добровольного прекращения деятельности предприятия являются:

– инициатива собственника;

– замена профиля деятельности;

– затоваривание;

– окончание срока, на который предприятие создано;

– достижение цели, поставленной учредителями, и др.

Принудительное прекращение деятельности осуществляется на основании решения суда (хозяйственного суда) при:

– признании банкротом;

– определении недействительности учредительных документов;

– систематическом нарушении законодательства и др.

Прекращение деятельности предприятия осуществляется путем ликвадации и реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования).

ТЕМА 3. ПРАВОВОЙ СТАТУС ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ

ПЛАН

1. Общие положения о хозяйственных обществах.

2. Акционерное общество.

3. Общество с ограниченной ответственностью.

4. Общество с дополнительной ответственностью.

5. Полное общество.

6. Коммандитное общество.

1. Деятельность хозяйственных обществ регулируется Законом Украины «О хозяйственных обществах» 1991 г., Хозяйственным и Гражданским кодексами Украины, ЗУ «Об акционерных обществах» (вступил в действие с 30.04.09 г.)

Хозяйственными обществами называются предприятия, учреждения, организации, созданные на основе соглашения между юридическими лицами и гражданами путем объединения их имущества и предпринимательской деятельности с целью получения прибыли.

К хозяйственным обществам относятся:

1) акционерные общества (АО);

2) общества с ограниченной ответственностью (ООО);

3) общества с дополнительной ответственностью (ОДО);

4) полное общество (ПО);

5) коммандитное общество (КО).

Основные черты хозяйственных обществ:

1) добровольные союзы, максимальное число участников не ограничено;

2) договорные объединения, создающиеся на основе заключения учредительного договора, или уставные объединения – на основе устава;

3) обеспечение их деятельности осуществляется на принципах объединения имущественных средств и нематериальных активов (услуг, прав интеллектуальной собственности, знаний и др.) – «особых элементов».

Классификация хозяйственных обществ:

1. В зависимости от влияния особых элементов на деятельность общества:

а) объединение лиц (персональные общества) – полные и коммандитные;

б) объединение капиталов – АО, ООО, ОДО.

2. В зависимости от оснований возникновения:

а) договорные – в основе создания – договор, который создает права между лицами (учредителями, участниками), а также между участниками и объединением – полные, коммандитные;

б) уставные – правовые основы организационной формы общества, взаимоотношения между участниками, функции и правомочность органов управления отражаются в уставе.

Все виды хозяйственных обществ являются юридическими лицами. Они могут заниматься любой предпринимательской деятельностью, не противоречащей закону.

Общество приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации. Общества, занимающиеся банковской деятельностью, регистрируются НБУ в соответствии с Законом Украины «О банках и банковской деятельности».

Учредителями и участниками общества могут быть:

· отечественные предприятия, учреждения, организации;

· иностранные предприятия, учреждения, организации;

· международные организации;

· граждане Украины;

· иностранцы;

· лица без гражданства.

В соответствии со ст. 10 ЗУ «О хозяйственных обществах» участники общества имеют право:

1) принимать участие в управлении делами общества;

2) принимать участие в распределении прибыли и получать ее часть (дивиденды);

3) выйти из общества;

4) получать информацию о деятельности общества.

Участники общества обязаны:

1) выполнять требования, установленные документами общества, решения общих собраний и других органов управления обществом;

2) выполнять свои обязанности пред обществом;

3) вносить вклады (оплачивать акции) в соответствии с учредительными документами;

4) не разглашать коммерческую тайну и конфиденциальную информацию о деятельности общества.

Способы прекращения деятельности хозяйственных обществ:

· реорганизация (слияние, разделение, выделение, присоединение, преобразование права и обязанности переходят к правопреемникам);

· ликвидация. Общество ликвидируется в случаях:

1) после окончания срока, на который было создано, или после достижения цели, поставленной при его создании;

2) по решению высшего органа общества;

3) на основании решения суда или хозяйственного суда (при нарушении законодательства или признании банкротом).

3. Акционерное общество – это хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное количество акций равной номинальной стоимости, корпоративные права по которым удостоверяются акциями. Акционерные общества по типу делятся на:

1) публичные – может осуществлять публичное и частное размещение акций;

2) частное – может осуществлять только частное размещение акций; количественный состав не может превышать 100 акционеров.

Акция – ценная бумага без установленного срока оборота, которая отражает долевое участие в уставном фонде АО, подтверждает членство в обществе, дает право на получение части прибыли в виде дивидендов. Правовой режим акций регулирует Закон Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже».

Классификация видов акций:

1. В зависимости от ограничений прав отчуждения (трансферт):

· именные – собственниками, как правило, являются физические лица, которые свободно распоряжаются акциями (продают, передают и др.);

· акции на предъявителя .

2. В зависимости от характера и объема прав, содержащихся в акциях:

· привилегированные – собственники акций имеют привилегии при распределении дивидендов, имущества (при ликвидации предприятия). Собственникам этих акций выплачивается гарантированный доход в виде фиксированного % от номинала акций, однако они не принимают участия в управлении обществом;

· простые – предоставляют собственнику право на участие в управлении, распределение чистой прибыли пропорционально вложенному капиталу.

Органы управления АО:

· общее собрание акционеров – высший орган управления;

· совет акционерного общества (наблюдательный совет) – осуществляет контроль за деятельностью исполнительного органа;

· правление – исполнительный орган;

· председатель правления – избираемый или назначаемый (в зависимости от устава);

· ревизионная комиссия – осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью.

Дивиденд (от лат.: то, что распределяется) – вид дохода, который выплачивается участникам АО по итогам хозяйственной деятельности за год после оплаты всех налогов в соответствии с решением общего собрания.

Виды дивидендов:

1) фиксированный – определенный % от номинальной стоимости акций (указывается в акциях);

2) долевой – определенный % к массе чистой прибыли;

3) партнерский – определяется уставом (распределяется после всех выплат);

4) комбинированный .

3. ООО – это общество, имеющее уставный фонд, разделенный на доли, размер которых определяется учредительными документами. Участники общества несут ответственность по обязательствам в пределах вкладов в имущество общества. Это уставное общество.

В уставе ООО определено:

· вид общества, наименование, предмет и цели его деятельности, состав учредителей и участников;

· размер и порядок создания уставного фонда;

· порядок распределения между участниками прибыли и убытков;

· состав и компетенция органов управления и порядок принятия ими решений, включая перечень вопросов, по которым необходимо единогласие или квалифицированное большинство голосов;

· порядок внесения изменений в учредительные документы и порядок ликвидации или реорганизации общества;

· размер частей каждого из участников;

· размер, способы, порядок внесения участниками взносов;

· порядок выбытия из членов общества.

Особенностью ООО является наличие уставного капитала (фонда), размер которого должен составлять не менее суммы, эквивалентной 100 мин. заработным платам. До регистрации каждый из участников обязан внести не менее 50% указанного в учредительных документах вклада, а оставшуюся часть – не позднее 1 года после регистрации. После полного внесения вклада выдается свидетельство общества.

Высшим органом ООО является собрание участников. Оно состоит из участников общества или назначенных ими представителей (постоянных или на определенный срок). Собрание считается правомочным, если на нем присутствуют участники (представители), владеющие в совокупности более 60% голосов (кол-во голосов – в зависимости от вклада). Собранием избирается председатель и рассматриваются все вопросы, связанные с деятельностью общества.

Исполнительный орган может быть коллегиальным (дирекция во главе с генеральным директором) или единоличным (директор). В дирекцию могут входить и лица, не являющиеся участниками общества. Дирекция (директор) подотчетны общему собранию и решает все вопросы, кроме тех, что являются компетенцией собрания.

Проверка деятельности дирекции (директора) осуществляется ревизионной комиссией.

4. Общество с дополнительной ответственностью – это уставное общество, уставный фонд которого разделен на доли размера, установленного учредительными документами. Участники общества отвечают по его долгам своими вкладами в уставный фонд, а при недостаточности этих сумм дополнительно принадлежащим им имуществом в одинаковом для всех участников размере, кратном взносу каждого.

Аналогично ООО, общество с дополнительной ответственностью имеет уставной капитал (фонд), разделенный на части, аналогичную систему управления, порядок создания, ликвидации и др.

Отличие от ООО: для ОДО законодатель устанавливает повышенную ответственность участников, которая занимает промежуточное положение между ПО и ООО (то есть при погашении долга общества перед кредиторами и по общим обязательствам участники отвечают своими вкладами в уставный фонд, а при недостаточности – своим имуществом в кратном размере (двух, трех…), одинаковом для всех, но с учетом вклада в уставной фонд).

5. Полное общество – это общество, все участники которого занимаются общей предпринимательской деятельностью и несут солидарную ответственность по обязательствам общества всем своим имуществом.

Понятие «полное» является условным, т.к. полной является только ответственность участников во внешних связях с кредиторами, а не полное объединение своего имущества и всей деятельности.

Ведение дел осуществляется по общему согласию всех участников или всеми участниками или несколькими из них. В последнем случае они действуют по поручению и от имени общества и обязаны остальным членам предоставлять полную информацию о деятельности.

Полномочия участника на ведение дел прекращаются полностью или частично в случаях:

· прекращения деятельности общества;

· отказа участника от поручения;

· по требованию хотя бы одного из остальных участников.

Учредительным документом ПО является учредительный договор. Он включает:

1) общие для ПО условия;

2) размер части каждого из участников;

3) порядок внесения вкладов;

4) форму участия в делах общества.

Специфика ответственности участников общества:

· неограниченная по масштабам;

· солидарная по характеру.

Так, если при ликвидации полного общества выяснится, что наличного имущества не хватает для оплаты всех долгов, участники в недостающей части несут солидарную ответственность всем своим имуществом, на которое в соответствии с законодательством может быть обращено взыскание. Причем участник отвечает по долгам общества независимо от того, возникли ли они до или после его вступления в общество.

Иногда один участник может полностью оплатить долги общества, а затем обратиться с регрессным требованием к остальным участникам, которые несут перед ним ответственность пропорционально своей части в имуществе общества.

6. Коммандитное общество (на доверии) – хозяйственное общество, которое включает наряду с одним или несколькими участниками, которые несут полную ответственность по обязательствам общества всем своим имуществом, также одного или несколько участников, ответственность которых ограничивается вкладом в имущество общества (вкладчиков).

Принципиальным отличием является то, что в коммандитном объединении принимают участие две категории учредителей (участников):

· лица, которые полностью отвечают по обязательствам общества в форме солидарной ответственности;

· лица – вкладчики, ответственность которых ограничивается размерами их вкладов в имущество общества.

Лица первой группы – организаторы дела; осуществляют управление делами общества. Их правовое положение полностью совпадает с участниками полного общества.

Учредительный (-ский) договор подписывается всеми полными участниками и содержит:

· общие условия для хозяйственных обществ;

· размер части каждого участника с полной ответственностью;

· порядок внесения ими вкладов;

· форму участия в делах общества;

· совокупный размер частей вкладчиков;

· порядок внесения ими вкладов.

Основные обязанности вкладчиков:

1) вносить вклады и дополнительные взносы в размере, способами и в порядке, предусмотренном учредительными договорами;

2) не препятствовать деятельности полных участников по управлению делами общества.

Коммандитное общество может быть реорганизовано или ликвидировано. Дополнительным основанием ликвидации является выбытие всех полных участников. При выбытии всех вкладчиков может быть преобразовано в полное общество.

Субъекты хозяйственного права – носители хозяйственных прав и обязанностей, наделенные компетенцией, обладающие обособленным имуществом, зарегистрированные в уставном порядке или легитимированные иным образом, а также осуществляющие руководство хозяйственной деятельностью, приобретающие права и обязанности от своего имени и несущие самостоятельную имущественную ответственность.

Правовое положение субъектов хозяйственного права предопределяется не только организационно-правовой формой, но и в значительной мере зависит от характера их деятельности. Особым правовым статусом обладают, в частности, банки, биржи; имеет свою специфику предпринимательская деятельность некоммерческих организаций.

Правовые формы субъекта: Право собственности; Право хозяйственного ведения; Право оперативного управления; Право внутрихозяйственного ведения; Аренда.

Классификация субъектов хозяйственного права:

▪ По форме собственности: государственные; муниципальные; частные

▪ По происхождению капитала: национальные; иностранные; совместные

▪ По размеру капитала: крупные; средние; малые

▪ По образованию юридического лица: индивидуальные предприниматели; фермерские хозяйства; юридические лица

▪ По хозяйственной компетенции: государство; регионы; предприятия; внутрихозяйственные подразделения

Чтобы субъект хозяйственного права стал субъектом хозяйственных правоотношений необходимо:

· Наличие правовой нормы, предусматривающей возникновение прав и/или обязанностей

· Наличие у субъекта хозяйственной правоспособности и хозяйственной дееспособности

· Наличие юридического факта – событие или действие, влекущее за собой образование прав.

Пути возникновения прав и обязанностей:

▪ Из договоров и сделок, предусмотренных законом и не противоречащих ему

▪ Из нормативных актов органов управления и местного самоуправления

▪ Из судебного решения

▪ В результате приобретения имущества на законном основании

▪ В результате создания научной и/или научно – технической продукции

▪ Вследствие причинения вреда

▪ Вследствие неосновательного обогащения

Правовой режим хозяйственного (предпринимательского) права как особая целостная система регулятивного воздействия направлен на обеспечение сочетания интересов предпринимателей, действующих своей волей и в своем интересе, и интересов общества и государства. Соответственно хозяйственное (предпринимательское) право дает возможность рассматривать любые вопросы как с точки зрения и частноправового, так и публично-правового регулирования.

Это, в свою очередь, позволяет, с одной стороны, обеспечить в определенной области соблюдение такого общего принципа права как его единство, т. е. непротиворечивости и целостности. Данный принцип предопределяет положения ст. ст.15, 74-76 Конституции РФ.

С другой стороны, указанная особенность позволяет решить ряд задач, стоящих перед предпринимательским (хозяйственным) правом на современном этапе. В частности, это следующие задачи.

1. Существование хозяйственного права предопределено объективными предпосылками. В любой экономике, вне зависимости от того плановая она или рыночная определенной модели, есть элементы государственного регулирования экономики (хотя бы в части обеспечения сбора налогов). Соответственно частноправовое регулирование всегда подвержено публично-правовому воздействию. Тем самым без закрепления в праве целей и задач, принципов, пределов осуществления и инструментов этого воздействия не обойтись. Однако, при этом необходимо обеспечить разумное сочетание частных и публичных интересов, чтобы исключить подавление одного другим.

Недостаточное внимание к этому вопросу привело к тому, что на сегодняшний день существует достаточно серьезная несогласованность между нормами частного и публичного права. Эта одна из основных причин несовершенства действующего законодательства.

Смотрите также

Договор о перевозке
Отличие от других социальных идей и политических ориентаций демократическое правовое государство при верховенстве правового закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспри...

Реабилитация, возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органа, ведущего уголовный процесс
Институт возмещения вреда, причиненного незаконными действиями органов, ведущих уголовный процесс, был заимствован гражданским законодательством Республики Казахстан из норм ранее действовав...

Малые и средние предприятия как субъекты предпринимательской деятельности
Актуальность избранной темы заключается в том, что развитие малого и среднего предпринимательства ‑ одно из наиболее значимых направлений деятельности органов власти всех уровней при...

контрольная работа

2. Виды субъектов хозяйственного права

Субъекты хозяйственного права многообразны. Их классификация может осуществляться по различным признакам.

Прежде всего, можно различать субъекты хозяйственного права в зависимости от формы собственности, на базе которой они действуют. С этой точки зрения различаются субъекты хозяйственного права, действующие на основе частной собственности, государственной собственности и муниципальной собственности.

Наиболее важное значение в условиях рыночной экономики имеют субъекты, действующие на основе частной собственности. К ним относятся индивидуальные предприниматели, корпоративные предприятия - хозяйственные товарищества и общества, некоторые другие хозяйствующие субъекты.

На базе государственной собственности действуют унитарные государственные предприятия, государственные территориальные образования, органы государственного регулирования экономики.

Субъектами, действующими на базе муниципальной собственности, выступают муниципальные предприятия, муниципальные образования и органы, осуществляющие муниципальное регулирование хозяйственной деятельности (органы местного самоуправления).

Классификация субъектов хозяйственного права может также проводиться в зависимости от наличия или отсутствия у них прав юридического лица. Права юридического лица имеют важное значение для субъектов, непосредственно осуществляющих хозяйственную деятельность. Они называются обычно хозяйствующими субъектами и, как правило, имеют права юридического лица. В связи с этим понятие хозяйствующего субъекта нередко отождествляется с понятием юридического лица.

Однако такое отождествление не может быть признано правильным. Хотя большинство хозяйствующих субъектов (например, предприятия и другие коммерческие организации) действительно обладают правами юридического лица, есть и такие субъекты, которые осуществляют хозяйственную деятельность, но юридическими лицами не являются. Примером могут служить не только индивидуальные предприниматели (нередко называемые субъектами, действующими без образования юридического лица), но и некоторые коллективные субъекты, например, крестьянские (фермерские) хозяйства. Не обладают правами юридического лица также подразделения предприятия, в том числе обособленные подразделения - филиалы и представительства.

Юридическое лицо - это субъект отношений, регулируемых гражданским законодательством, к числу которых относятся, например, отношения, возникающие в связи с заключением и исполнением предпринимательских договоров. Но предприятие выступает не только в таких отношениях (отношениях по горизонтали), но и в отношениях, связанных с государственным и иным регулированием их деятельности (в отношениях по вертикали). И в тех и в других отношениях предприятие выступает как единый субъект права. Даже в тех отношениях, для участия в которых необходимо иметь права юридического лица, предприятие действует как таковое, как организация, обладающая правами юридического лица наряду с другими правами. Имеющиеся у предприятия права юридического лица являются составным элементом хозяйственной правоспособности (хозяйственной компетенции). В правосубъектности хозяйствующего субъекта органически сочетаются частноправовые и публично-правовые элементы.

Классификация субъектов хозяйственного права может быть проведена и по выполняемым ими функциям. С этих позиций могут быть выделены следующие виды субъектов предпринимательского права.

Прежде всего, это субъекты хозяйственной деятельности. Они непосредственно осуществляют хозяйственную деятельность, являются хозяйствующими субъектами. К этой группе субъектов предпринимательского права относятся индивидуальные предприниматели, предприятия, производственные кооперативы, другие коммерческие организации. Для этой группы субъектов ведение хозяйственной деятельности является основной задачей. Данные субъекты играют наиболее важную роль в сфере предпринимательства. Они занимают главное место среди субъектов хозяйственного права.

Существуют и такие субъекты хозяйственного права, основная задача которых состоит в социальной, культурной, научной и иной нехозяйственной деятельности. Они являются некоммерческими организациями и действуют в качестве субъектов предпринимательского права в случаях, когда для выполнения их основных задач оказывается необходимым вступление в хозяйственные правоотношения, заключение предпринимательских договоров и совершение других подобных действий.

Включение некоммерческих организаций в сферу хозяйственного права объясняется тем, что данная отрасль права охватывает, как отмечено выше, не только предпринимательскую деятельность, но и хозяйственную деятельность в более широком смысле. В условиях рыночной экономики предпринимательская деятельность является основным видом хозяйственной деятельности. Поэтому именно на нее ориентировано хозяйственное право. Некоммерческая хозяйственная деятельность охватывается предпринимательским правом как тяготеющая к деятельности предпринимательской.

Некоммерческие организации не имеют цели получения прибыли в качестве основной цели своей деятельности. В случае получения прибыли некоммерческая организация использует ее для обеспечения своей основной деятельности, причем полученная прибыль не может распределяться между участниками данной организации.

Федеральным законом «О некоммерческих организациях» предусматриваются организационно-правовые формы, в которых могут создаваться эти организации. Такими организационно-правовыми формами являются общественные организации, религиозные организации, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, социальные, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы, а также некоторые другие организационно-правовые формы.

Всякая некоммерческая организация является юридическим лицом, имеет имущество на праве собственности или оперативного управления, самостоятельный баланс или смету. Некоммерческая организация создается на основе устава или учредительного договора и имеет специальную правоспособность. Она может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана.

Другую группу субъектов хозяйственного права составляют субъекты, осуществляющие регулирование (организацию) хозяйственной деятельности.

Субъектами, осуществляющими регулирование (организацию) хозяйственной деятельности, являются, прежде всего, государственные и муниципальные образования, государственные органы и органы местного самоуправления. Они регулируют хозяйственную деятельность на соответствующей территории, организуют предпринимательскую деятельность созданных ими государственных и муниципальных предприятий. ФАС регулирует деятельность хозяйствующих субъектов, доминирующих на рынке.

В то же время в данную группу входят субъекты, осуществляющие не только государственное, но и внутрисистемное регулирование хозяйственной деятельности. Речь идет о центрах хозяйственных систем, об органах, возглавляющих производственно-хозяйственные комплексы.

Подразделяя субъекты хозяйственного права на осуществляющие хозяйственную деятельность и регулирующие ее, необходимо отметить, что это деление не является абсолютным. В некоторых случаях функции ведения и регулирования хозяйственной деятельности могут сочетаться и осуществляться одним субъектом. Субъект, ведущий в основном хозяйственную деятельность, может выступать в качестве органа регулирования такой деятельности. Так, в холдингах головная организация является хозяйствующим субъектом (предприятием), но в отношениях с дочерними предприятиями она выступает в качестве субъекта, регулирующего (организующего) их деятельность.

Возможна и противоположная ситуация, когда субъект, действующий в основном в качестве органа регулирования хозяйственной деятельности, сам осуществляет такую деятельность. Например, государственные и муниципальные образования (субъекты РФ, городские и сельские поселения) являются субъектами, регулирующими хозяйственную и иную деятельность на своей территории. Но, будучи собственниками имущества, они могут выступать как субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность.

Особое место занимают внутрихозяйственные субъекты - подразделения предприятий (хозяйствующих субъектов). Они могут участвовать во внутрихозяйственных отношениях, складывающихся в пределах предприятия между данными подразделениями, а также между ними и предприятием в целом. Таким образом, внутри предприятия складываются отношения как по горизонтали (между подразделениями), так и по вертикали (между подразделениями и предприятием в целом).

Подразделения предприятия могут быть двух видов: внутренние и обособленные. Внутренние подразделения могут участвовать только во взаимоотношениях с другими подразделениями или с предприятием в целом. Их деятельность замкнута рамками предприятия. Такими подразделениями являются цеха, производства, хозяйства и другие подобные подразделения. Они действуют только внутри предприятия, их организационное и имущественное обособление внутри предприятия носит относительный характер и достигается путем утверждения структуры предприятия и средствами бухгалтерского учета. Оно проявляется главным образом на крупных промышленных предприятиях при определении функций, прав и обязанностей внутренних подразделений.

Обособленные подразделения (филиалы, представительства) участвуют не только во внутрихозяйственных отношениях, но и в отношениях с другими организациями, действуя при этом от имени предприятия. Их правовое положение определяется в общих чертах в законодательстве и конкретизируется в локальных нормативных актах.

Особенности современного международного права

Субъекты международного права - самостоятельные образования, способные непосредственно обладать правами и обязанностями по международному праву, участвовать в создании и осуществлении его норм...

Понятие и виды субъектов налогового правоотношения

В соответствии со ст.9 НК РФ к участникам налоговых правоотношений относятся: 1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов; 2) организации и физические лица...

Понятие и виды субъектов трудового права

Виды субъектов трудового права определяются применительно к составу общественных отношений, являющихся предметом трудового права. При этом один и тот же субъект, например работодатель или работник, может быть субъектом не одного...

Понятие и классификация субъектов предпринимательского права

Субъектами предпринимательского права могут быть как граждане, которые регистрируются как индивидуальные предприниматели, так и юридические лица...

Реорганизация и ликвидация предприятий

Реорганизация субъектов хозяйственного права Реорганизация представляет собой прекращение организации с правопреемством, то есть с переходом ее прав и обязанностей к другим лицам...

Система административного права

Субъекты административного права - это физические и юридические лица, государственные органы, действующие в сферах общественных отношений, урегулированных государственным воздействием посредством административно-правовых норм...

Субъектами авторского права являются создатели произведений науки, литературы и искусства, их правопреемники или работодатели и другие лица, приобретающие по закону или договору исключительные авторские права. В силу ст...

Субъекты административного права

Под субъектом административного права понимается лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством могут быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих отношений...

Субъекты административного права: понятие, виды

Вопрос 1 Как Вы считаете, что понимается под «имуществом» в предпринимательской деятельности? Ответ. Имущество в предпринимательской деятельности - совокупность вещей и материальных ценностей, состоящих...

Субъектами права хозяйственного ведения являются: унитарные федеральные государственные предприятия, государственные предприятия субъектов РФ и муниципальные унитарные предприятия (ст. 113, 114 ГК).

Правовое положение этих юридических лиц подробно охарактеризовано в теме «Юридические лица».

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником, обладающая специальной правоспособностью..

Объектом права хозяйственного ведения является имущественный комплекс. Понятие имущественного комплекса закреплено в ст. 132 ГК. В состав предприятия как имущественного комплекса входит движимое и недвижимое имущество, право требования, долги, а также право на фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и другие исключительные права.

Собственник в отношении имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения предприятия имеет ряд прав:

1. Принимает решение о создании унитарного предприятия;

2. Определяет цели, предмет и виды деятельности унитарного предприятия;

3. Утверждает устав предприятия;

4. Принимает решение о реорганизации и ликвидации;

5. Формирует уставный фонд;

6. Назначает на должность руководителя, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор;

7. Дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом и на совершение иных сделок, например, крупных в случаях, установленных законом, иными правовыми актами и уставом;

8. Осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества и др. (ст. 295 ГК, ст. ст. 18, 20, 22, 23, 26 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Можно утверждать, что правомочия владения и пользования имуществом государственные унитарные предприятия и муниципальные унитарные предприятия (далее - ГУПы и МУПы) осуществляют самостоятельно. Что касается правомочия распоряжения, то государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом самостоятельно за исключением случаев, предусмотренных законом, иными правовыми актами.

Так, ГУПы и МУПы не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением:

Поручительств;

Получений банковских гарантий;

Уступкой требований;

Переводом долга;

Заключать договоры простого товарищества;

Распоряжаться акциями, принадлежащими унитарному предприятию и др. (ст. 295 ГК, ст. 6, 18 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Недвижимым имуществом ГУПы и МУПы могут распоряжаться только с согласия собственника. ГУПы и МУПы имеют право продавать недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставной (складочный) капитал обществ или товариществ или иным способом распоряжаться таким имуществом с согласия собственника имущества.

Вместе с тем, государственное или муниципальное предприятие, являющееся арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе:

1) сдавать такой земельный участок в субаренду;

2) передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам (перенаем);

3) отдавать арендные права в залог;

4) вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в производственный кооператив (п. 5 ст. 18 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»роизводственный кооператив ()ве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в).

При распоряжении имуществом государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия следует учитывать очень важное правило о том, что движимым и недвижимым имуществом государственное и муниципальное предприятие распоряжается только в пределах его специальной правоспособности. Сделки, совершенные ГУПами и МУПами с нарушением этого требования, являются ничтожными (п. 3 ст. 18 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Право хозяйственного ведения имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным законом и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия (п. 3 ст. 299 ГК).

4. Право оперативного управления: понятие, субъекты, объекты, содержание и осуществление права оперативного управления

Право оперативного управления, как и право хозяйственного ведения можно рассматривать как правовой институт и как конкретное субъективное гражданское право юридического лица, закрепленное в ст. 296 ГК.

Своим рождением это право обязано академику А. В. Венедиктову, который еще в 1948 г., характеризуя статус государственного предприятия, отмечал, что оно наделяется правомочиями по владению, пользованию и распоряжению государственным имуществом, которое госорган (предприятие) осуществляет «в порядке непосредственного оперативного управления» в интересах государства.

Первоначально это понятие («оперативное управление») не называлось правом, и в него вкладывался несколько иной смысл, но А. В. Венедиктов справедливо считается родоначальником этой конструкции (О.С.Иоффе).

Право оперативного управления было закреплено в ст. 21 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. и ГК РСФСР 1964 г.

В дальнейшем, как указывалось выше, право оперативного управления осталось для бюджетных и иных учреждений (ст. 5 Закона «О собственности в РСФСР», ст. 47, 48 Основ гражданского законодательства 1991 г. В ГК 1995 г. субъектами права оперативного управления названы учреждения и казенные предприятия.

Объектом права оперативного управления является имущество указанных юридических лиц. Это имущество закрепляется за учреждением или казенным предприятием решением собственника. Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (ст.299 ГК).

Субъектами права оперативного управления являются, во-первых учреждения – некоммерческие организации, созданные собственником (публичным или частным) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций, и финансируемая им полностью или частично (ст. 120 ГК).

В настоящее время в гражданском праве появился новый вид учреждения – «автономное» с особым правовым статусом (Федеральный закон от 03.11.2006г. (ред.от 24.07.2007г.) № 174-ФЗ « Об автономных учреждениях»).

Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная публичным собственником для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры и т.д.

В отличие от других учреждений автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения (ст.2 ФЗ «Об автономных учреждениях»).

Другим субъектом права оперативного управления является унитарное предприятие: федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие.

Казенные предприятия – коммерческие организации. Создание казенных предприятий обусловлено необходимостью использования имущества, приватизация которого запрещена, осуществления деятельности по производству работ, выполнению работ, оказанию услуг для решения социальных задач, разработки и производства продукции, обеспечивающей безопасность РФ и др.

Права владения, пользования и распоряжения имуществом субъекты права оперативного управления осуществляют в пределах:

Установленных законом (общий предел);

В соответствии с целями деятельности;

Заданиями собственника;

Назначением имущества.

Особо регламентировано право распоряжения имуществом казенного предприятия (ст. 297 ГК).

Казенные предприятия вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом (движимым и недвижимым) с согласия собственника.

Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества. Вместе с тем казенное предприятие самостоятельно, как правило, реализуют производимую им продукцию.

Что касается учреждений, то для них правомочие распоряжения резко ограничено. Частные и бюджетные учреждения не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником (п. 1 ст. 298 ГК). Вместе с тем, нормативные правовые акты, регулирующие статус некоторых учреждений (музеев, театров) устанавливают правила о распоряжении имуществом учреждения, например, о сдаче его в аренду.

Эту коллизию можно объяснить правилом п. 3 ст. 120 ГК: «Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами».

Далее остановимся на анализе еще одного права – самостоятельного распоряжения. В п. 2 ст. 298 ГК установлено право самостоятельного распоряжения доходами, полученными от разрешенной собственником деятельности, приносящей доходы (по сути предпринимательской) и приобретенным за счет таких доходов имуществом.

Это единственное упоминание о праве самостоятельного распоряжения. Далее не регламентируется ни его содержание, ни пределы осуществления. В связи с этим в литературе ведется оживленная дискуссия о правовой природе данного права. По этому вопросу высказано значительное количество точек зрения.

Одни авторы считают это право правом хозяйственного ведения (Е.А.Суханов), другие – правом собственности (Г.В.Мищенко, А.Г.Бабаев), третьи – правом оперативного управления (из такого понимания исходит, в первую очередь, правоприменительная практика), четвертые – самостоятельным вещным правом (Ю.К. Тостой, В.А.Плетнев, А.В. Коновалов, С.Я. Сорокина).

Четкое решение вопроса о правовой природе самостоятельного распоряжения имеет ярко выраженное практическое значение в связи с участием учреждений в гражданском обороте и ответственностью учреждений по своим обязательствам. Каким же имуществом отвечают по своим обязательствам учреждения?

Согласно п. 2 ст. 120 ГК учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник соответствующего имущества.

Согласно п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса все доходы бюджетного учреждения, включая и его доходы от предпринимательской и иных видов деятельности, должны отражаться в его единой смете доходов и расходов. Средства от предпринимательской деятельности подлежат зачислению на его единый лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства (п. 4 ст. 254 Бюджетного кодекса РФ).

Эти обстоятельства дают основания для обращения взыскания по долгам учреждения на доходы, полученные от разрешенной предпринимательской деятельности и имущество, приобретенное на эти доходы, что ограничивает ответственность учреждений своими денежными (бюджетными) средствами и субсидиарную ответственность публичных образований (учредителей) по долгам учреждений.

По такому пути шла арбитражная практика с аргументацией, дословно воспроизводимой по разным делам данной категории. Из судебных актов по данным делам прослеживается такая цепочка. Сначала на погашение задолженности по обязательствам учреждения направляются денежные (бюджетные) средства учреждения, затем – денежные средства, полученные от предпринимательской деятельности, потом – имущество, приобретенное от такой деятельности.

В случае недостаточности денежных средств и другого имущества, полученного от коммерческой деятельности, требование может быть предъявлено к субсидиарному должнику (См., например, Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.050 2001 г. № 714/1).

Подобные постановления практически исключали субсидиарную ответственность собственников учреждений и парализовали действия ст. 120 и 399 ГК, что вряд ли обоснованно, исходя из разного правового режима имущества, полученного от собственника и приобретенного за счет предпринимательской деятельности.

Кроме того, субсидиарные должники – публичные образования при таком решении вопроса могли вообще не заботиться о надлежащем финансировании учреждения (Е.А.Суханов, С.Я.Сорокина).

В настоящее время с учетом Постановления Пленума ВАС от 22 июня 2006 г. № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением ст. 120 Гражданского кодекса РФ (в ред. от 19.07.2007 г.)» по долгам учреждения не может быть обращено взыскание на иное имущество (кроме денежных средств), как закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, так и приобретенное за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности (п. 3).

Разрешая вопрос о привлечении собственника имущества учреждения к субсидиарной ответственности по долгам учреждения, судам необходимо иметь в виду, что эта ответственность является особым видом субсидиарной ответственности, на которой общие нормы о субсидиарной ответственности (ст. 399 ГК), распространяются с учетом особенностей, установленных ст. 120 ГК (п. 4 указанного Постановления).

Вместе с тем, как уже было отмечено, автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником. Остальным закрепленным за ним имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом (абзац 2 п. 1 ст. 298 ГК).

1. Предприятие как основной субъект хозяйственного права

Право собственности как основа хозяйствования

Правовое регулирование расчётов

Список источников

1. Предприятие как основной субъект хозяйственного права

Субъекты хозяйственных отношений современной российской экономики многообразны. Это объясняется прежде всего высоким уровнем развития рыночных отношений и реализацией принципа экономической свободы. Однако доминирующее положение в этом ряду всё-таки занимают предприятия, как основной хозяйствующий субъект, носитель различных прав и обязанностей. Они занимают главенствующую позицию в консолидации и использовании материальных ресурсов, удовлетворении потребностей общества в товарах, работах и услугах, создании рабочих мест. Они в соответствии с законом подлежат государственной регистрации, обладают гражданской правосубъектностью и самостоятельностью, выступая в экономическом обороте от своего имени.

Юридическим лицом в соответствии с действующим законодательством, признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица принято классифицировать на коммерческие и некоммерческие организации.

Основным субъектом хозяйственных отношений выступают коммерческие организации, цель которых - извлечение прибыли. Выступление в хозяйственном обороте с целью получения прибыли означает, что только профессиональное занятие производством товаров (работ, услуг) дает основание считать участников такой деятельности предпринимателями.

Существуют и такие субъекты хозяйственного права, основная цель которых состоит в социальной, образовательной, научной и иной нехозяйственной деятельности. Они являются некоммерческими организациями и действуют в качестве субъектов предпринимательского права в случаях, когда для выполнения их основных задач оказывается необходимым вступление в хозяйственные правоотношения, заключение гражданских договоров и совершение других подобных действий.

Вступление некоммерческих организаций в сферу хозяйственного права объясняется тем, что данная отрасль права охватывает, как отмечено выше, не только предпринимательскую деятельность, но и хозяйственную деятельность в более обширном смысле.

В рамках многообразия типов собственности могут быть созданы субъекты хозяйствования разных организационно-правовых форм.

Знание основных принципов, законодательно регулирующих порядок деятельности и ответственность за результаты, необходимо при выборе той или иной организационно-правовой формы создаваемого вновь или реорганизуемого субъекта хозяйствования.

Основными характеристиками, отличающими одну организационно-правовую форму от другой, являются:

количество учредителей данной организации;

органы управления;

способ распределения прибыли и убытков;

имущество, составляющее материальную основу хозяйственной деятельности организации;

собственник капитала и имущественного комплекса;

границы имущественной ответственности.

Действующие в экономике субъекты хозяйствования (предприятия, фирмы, объединения) многочисленны с позиции масштабности, вида деятельности и организационно-правового устройства. Однако при всем многообразии возможных видов они делятся на упорядоченные типы, группы, для которых выработаны определенные нормы хозяйственного регулирования, регламентирующие их деятельность. Отечественное законодательство признает наряду с индивидуальным предпринимательством и государственные (муниципальные) субъекты хозяйствования, негосударственные организационно-правовые формы предприятий (акционерные общества, товарищества).

право вступать в хозяйственные отношения с другими юридическими лицами;

право отстаивать свои имущественные потребности;

полная имущественная ответственность перед контрагентами в пределах, оговоренных гражданским законодательством;

наличие или отсутствие регистрационного свидетельства и лицензии на право осуществления тех или иных видов деятельности;

наличие учредительных документов.

Предприниматели и предприятия приобретают соответствующий статус после прохождения процедуры регистрации.

Для прохождения процедуры регистрации юридическому лицу следует иметь:

Учредительные документы. Организация в зависимости от организационно-правовой формы может функционировать на основании:

учредительного договора и устава;

только учредительного договора.

В определенных законом случаях юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

В учредительных документах юридического лица должны определяться следующие моменты:

наименование юридического лица;

его местонахождение;

органы управления юридического лица;

другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

Местонахождение юридического лица. Местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по местонахождению его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Фирменное наименование. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Наименование и местонахождение юридического лица указываются в его уставных документах.

Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет право его использования. Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причинённый ущерб.

Предмет и цели деятельности.

5. Имущество.

6. Органы управления. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами. В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих учредителей.

Вновь созданное юридическое лицо становится носителем определённых прав и обязанностей в рамках хозяйственных отношений. Ответственность за нарушение норм, регулирующих данные отношения, определяется действующим законодательством.

2. Право собственности как основа хозяйствования

Право собственности является основным институтом гражданского права любой общественно-экономической формации. Этот институт представляет собой совокупность правовых норм, определяющих принадлежность материальных благ тем или иным лицам, возможность владеть, пользоваться и распоряжаться ими, а также обеспечивающих защиту прав собственников в случае их нарушения.

Термин "собственность" нередко употребляется в самых разнообразных значениях. В одних случаях его используют как синоним, эквивалент понятий "имущество" или "вещи", говоря, например, о "передаче собственности" или о "приобретении собственности". В иных случаях считают, что речь идет о сугубо экономическом отношении, а иногда, напротив, это понятие отождествляют с чисто юридической категорией - правом собственности и т. д. В результате этой путаницы складываются ложные представления и стереотипы относительно собственности, в частности распространенное мнение о том, что экономические отношения собственности юридически всегда оформляются только с помощью права собственности.

Тем не менее в экономическом и правовом понимании собственности имеются существенные отличия.

Собственность - это, конечно, не вещи и не имущество. Это - определенное экономическое (фактическое) отношение, подвергаемое правовому оформлению. Экономическое отношение собственности,

во-первых, состоит из отношения между людьми по поводу конкретного имущества (материальных благ). Оно состоит в том, что это имущество овладевается конкретным лицом, использующим его в своих интересах, а все другие лица должны не мешать ему в этом;

во-вторых, включает также отношение лица к приобретённому имуществу (материальному благу, в том числе к вещи) как к своему собственному (ибо к своему имуществу обычный человек относится иначе, чем к чужому).

Экономическое содержание отношений собственности состоит,

во-первых, в том, что лицо присваивает некие имущественные блага (имущество, вещи), которые тем самым отчуждаются от других лиц. Роль приобретения заключается в отношении к присвоенному имуществу как к своему собственному. При этом присвоение какого-то имущества (вещи) одним лицом неизбежно влечет отчуждение этого имущества от всех других лиц, иначе присвоение теряет всякий смысл;

во-вторых, присвоение имущества связано с осуществлением над ним хозяйственного (экономического) господства, т. е. с исключительной возможностью лица, присвоившего конкретное имущество, по своему усмотрению решать, каким образом это имущество использовать.

Право собственности как совокупность юридических норм, установленных государством, прежде всего закрепляет фактическую присвоенность, принадлежность материальных ценностей определенному лицу, группе лиц или всему обществу.

К таким нормам относятся, например, конституционные положения о видах собственности, признаваемых и охраняемых государством, а также административно-правовые и гражданско-правовые нормы, в которых прописаны способы приобретения и основания прекращения прав на имущество. В нормах права предусматривается возможность хозяйственного господства над имуществом путем владения, пользования и распоряжения им, т. е. установлены правомочия собственника, а также пределы реализации этих правомочий. Кроме того, эти нормы обеспечивают охрану прав и интересов собственника и защиту от всяких посягательств и нарушений со стороны любых лиц. Правовые способы защиты прав собственника предусмотрены нормами гражданского, административного, уголовного законодательства.

Экономические отношения собственности не только характеризуют социальную сторону экономической жизни, но и определяют формы ее организации. Мы говорим, что основу рыночной экономики составляет частная собственность. Но рыночная экономика возникает лишь при условии, когда участники экономической жизни общества признают друг в друге обособленных равноправных собственников. Это равенство реализуется через обмен, где каждый участник и собственник экономического блага взаимодействуют с другими на эквивалентно-возмездной основе и личной независимости.

Наличие той или иной экономической формы присвоения не является случайным, а обусловливается уровнем развития материальной базы производства. В современных условиях бесконтрольное использование могучих средств труда (атомные электростанции, танкерный флот и т.д.) на уровне индивида или коллектива ставит под угрозу существование человека и всего живого на земле. Поэтому стало объективно необходимым создание механизмов, обеспечивающих сочетание частных интересов личности или коллектива с интересами общества как целого. Создание такого рода механизмов означает становление общественных форм присвоения национального богатства.

Экономические отношения собственности в современном обществе реализуются в правовых формах, ими определяются отношения субъекта собственности к объекту собственности, правовые нормы включают в себя права собственника, его имущественную ответственность и защищают его права? право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в чем бы оно ни заключалось. Законы не создают отношений собственности (они объективны), а всего лишь закрепляют отношения, которые фактически сложились в обществе.

Для более полного представления о собственности следует определить то место, которое принадлежит ей в системе общественных отношений.

Во-первых, собственность - это основа, фундамент всей системы общественных отношений. От характера утвердившихся форм собственности зависят и формы распределения, обмена, потребления. Так, в рыночной экономике преобладает частная собственность.

Во-вторых, от собственности зависит положение определенных групп, классов, слоев в обществе, возможности их доступа к использованию всех факторов производства.

В-третьих, собственность есть результат исторического развития. Ее формы меняются с изменением способов производства. Причем, главной движущей силой этого изменения является развитие производительных сил. Производство, олицетворяемое ветряной мельницей, писал Ф.Энгельс, дает общество с сюзереном во главе, паровая машина выдвигает на первый план промышленную буржуазию.

В-четвертых, хотя в пределах каждой экономической системы существует какая-то основная специфическая для нее форма собственности, это не исключает существования и других ее форм, как старых, перешедших из прежней экономической системы, так и новых, своеобразных ростков перехода к новой системе. Переплетение и взаимодействие всех форм собственности оказывает положительное воздействие на весь ход развития общества.

В-пятых, переход от одних форм собственности к другим может идти эволюционным путем, на основе конкурентной борьбы за выживаемость, постепенным вытеснением всего того, что отмирает, и усилением того, что доказывает свою жизнеспособность в соответствующих условиях. В то же время имеют место и революционные пути смены форм собственности, когда новые формы насильственно утверждают свое господство.

Рассмотрение системы отношений собственности позволяет ответить на вопрос, в чьих интересах осуществляется экономическая деятельность. Если приоритет отдается индивидуальному интересу, то можно говорить о системе отношений индивидуального частного отношения. Если присвоение осуществляется в интересах какого-либо коллектива, то речь идет о коллективной собственности. Присвоение может вестись определенной социальной группой людей. Здесь на лицо уже классовый интерес.

предприятие юридическое лицо собственность

Расчетно-денежные отношения - важнейший элемент рыночной экономики, что предопределяет необходимость особенно чёткого законодательного регулирования данной сферы.

Способ расчетов (модус исполнения денежного обязательства) может быть различным. В зависимости от требований законодательства и соглашения сторон надлежащее исполнение денежных обязательств (расчеты) может осуществляться тремя способами: путем наличных или безналичных расчетов и зачета встречных требований.

Для расчетных отношений характерны следующие признаки:

а) связь с обслуживаемыми гражданско-правовыми обязательствами;

б) осуществление платежей в наличном или безналичном порядке;

в) участие наряду с кредитором и должником третьего субъекта, обладающего специальной правоспособностью, т. е. банка или иного кредитного учреждения.

Основы осуществления расчетов установлены в гл. 46 ГК, в развитие которых в соответствии с Законом о ЦБР Банком России приняты банковские правила, устанавливающие правила проведения расчетов в РФ. Порядок и форма проведения расчетов детально регламентируется Положением о безналичных расчетах; расчеты с использованием банковских карт регулируются Положением ЦБР от 24 декабря 2004 г. №266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт». Особенности осуществления расчетов с участием физических лиц установлены Положением ЦБР от 1 апреля 2003 г. №222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации». С введением в действие ч. 2 ГК Положение о чеках 1992 г. было отменено. Нормы ГК о чеке (ст. 877-885) недостаточны для проведения расчетов и в этой области имеются существенные пробелы, которые требуют урегулирования. Наряду с названными нормативными актами в банковской практике широко применяются обычаи делового оборота.

Наличные денежные расчеты осуществляются путем передачи кредитору соответствующей суммы наличных денежных знаков, которыми согласно российскому законодательству могут быть только банковские билеты (банкноты) Центрального банка РФ, обладающие свойством законного платежного средства (ст. 29 Федерального закона от 10 июля 2002 г. "О ЦБ Российской Федерации (Банке России)"). Использование наличной иностранной валюты на территории РФ для расчетов ограничено валютным законодательством (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. "О валютном регулировании и валютном контроле").

Под безналичными расчетами обычно понимают процедуру исполнения денежных обязательств через профессиональных финансовых посредников, которыми чаще всего являются банки, другие небанковские кредитные организации, организации связи и т.п. (далее - банки).

Основными формами безналичных расчетов в валюте РФ и на ее территории ГК и Положение о безналичных расчетах называют расчеты: платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, по инкассо. Положение о безналичных расчетах определяет форматы, порядок заполнения и оформления используемых расчетных документов по операциям юридических лиц (физические лица используют те же формы с некоторыми особенностями). Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами.

Расчеты платежными поручениями состоят в поручении плательщика банку за счет средств, находящихся на счете плательщика, перевести определенную денежную сумму на счет указанного лица в этом или в ином банке в срок, предусмотренный законом или устанавливаемый в соответствии с ним, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета либо не определяется применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота (ст. 863 ГК).

При расчетах по инкассо банк обязуется по поручению клиента осуществить за его счет действия по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа (ст. 874 ГК). Другими словами, инкассо - это поручение клиента банку, в котором у него открыт счет, получить для него платеж или согласие на осуществление платежа от плательщика.

Чеком признается документ, содержащий ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. По своей правовой природе чек близок к переводному векселю, но между ними имеются определенные различия. Вексель - прежде всего кредитный инструмент, а чек - расчетный. При получении чека кредитор не лишается прав предъявить требование к должнику о платеже по основному обязательству, сама по себе передача чека не рассматривается как погашение платежного обязательства.

При расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению своего клиента-плательщика (приказодателя) об открытии аккредитива и в соответствии с его указаниями (банк-эмитент), обязуется произвести платежи получателю средств (бенефициару) или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель либо дать полномочие другому банку (исполняющему банку) произвести платежи получателю средств (бенефициару) или оплатить, акцептовать или учесть вексель (ст. 867 ГК). Применение документарного аккредитива наиболее распространено при расчетах по экспортно-импортным контрактам, при выполнении подрядных работ. Документарный аккредитив выполняет также обеспечительную функцию, защищая получателя средств от неплатежа.

За последние годы широкое распространение получили расчеты с помощью банковских карточек. Порядок эмиссии банковских карт на территории России и осуществление операций с использованием банковских карт регулируются Положением об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт.

Банковская карта представляет собой один из видов платежных карт, предназначенных для совершения физическими и юридическими лицами операций с денежными средствами находящимися у эмитента карт, и является инструментом безналичных расчетов. От иных платежных карт банковская карта отличается прежде всего субъектом, ее выпустившим: эмитентом банковской карты может быть только кредитная организация.

Расчеты путем зачета встречных требований осуществляются без участия денег, как наличных, так и безналичных. На практике они могут оформляться как с использованием конструкции ст. 410 ГК (зачет взаимных требований), так и путем двустороннего или многостороннего клиринга.

4. Задача

В декабре 2004 г. Производственное объединение «Химпром» заключило с кооперативом «модерн» договор на аренду складов. Срок договором не определён. До 2008 г. Объединение регулярно перечисляло кооперативу арендную плату, а в 2008 платежи прекратило. На претензию кооператива объединение ответило, что с декабря 2007 склады им не используются по назначению и поэтому действие договора следует считать оконченным.

Можно ли согласиться с такой аргументацией? Каков срок действия договор аренды зданий и сооружений, если при заключении он сторонами не определён? Как производится расторжение договора аренды, заключенного на неопределённый срок?

Приведённая аргументация является ошибочной.

В соответствии со ст.650 ГК РФ по договору аренды здания или сооружения арендодатель обязуется передать во временное владение и пользование или во временное пользование арендатору здание или сооружение.

Договор аренды заключается на срок, определенный договором.

Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок (ст.610 ГК РФ).

В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.(п.2 ст. 610 ГК РФ).

Таким образом, для расторжения договор а аренды объединение должно было уведомить об этом кооператив за три месяца. Без соблюдения данного условия считать договор прекращённым нельзя. Следовательно обязанность по внесению платежей была не исполнена.

Список источников

Нормативные акты

1.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. - 1993. - 21 января.

2.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - №32. Ст. 3301.

3.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 22 декабря 1995 года №14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - №5. Ст. 410.

.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья от 26 ноября 2001 года №146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - №49. Ст. 4552.

.Об акционерных обществах: Федеральный Закон от 26.12.1995 г. №208-ФЗ (принят ГД РФ 24.11.1995 г.).

.Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 8.02.1998 г. №14-ФЗ (принят ГД РФ 14.01.1998 г.).

.Братко А.Г. Банковское право России: Учебное пособие. - М.: Юрид. лит., - 2003. - с.674.

Научная литература

8.Ефимова Л. Правовые проблемы безналичных денег // Хозяйство и право. - 1997. - №2. - с. 49.

9.Гатин А.М. Гражданское право: Учеб. Пособие., М.: Дашков и К, 2009. - 384 с

.Гражданское право. Учеб. Том 1. 3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. Суханова Е.А. М.: Волтерс Клувер, 2008. - 720с.

.Ильюшихин И. Правовые особенности расчетных операций // Консультант бухгалтера. - 2003. - №11

.Новоселова Л.А. О понятии и правовой природе безналичных расчетов // Законодательство. - 1999. - №1. - с.65

.Сумской Д. А. Статус юридических лиц: пособие для вузов. - ЗАО "Юстицинформ", 2006. - 470 с.

.Скловский К. И. Собственность в гражданском праве: Учеб.-практ. Пособие - 2-е изд. - М.: Дело, 2000. - 512 с.