Особенности доступу к судебной информации. Обеспечение доступа к информации о деятельности судов в рф - закон

Современные информационные и коммуникационные технологии позволяют на новом уровне обеспечить закрепленный Конституцией РФ принцип публичности судебного разбирательства путем увеличения степени прозрачности, доступности и открытости правосудия. Это предполагает информатизацию судебной системы и создание условий для электронного правосудия .

Так, открытость и гласность судопроизводства, своевременное, квалифицированное, объективное информирование общества о деятельности судов общей юрисдикции способствуют повышению уровня правовой осведомленности о судоустройстве и судопроизводстве, являются гарантией справедливого судебного разбирательства, а также обеспечивают общественный контроль за функционированием судебной власти. Открытое судебное разбирательство является одним из средств поддержания доверия общества к суду .

Внедрение информационных технологий в судебную систему началось еще в 2001 г. Так, 16.11.2001 Советом судей РФ была одобрена и принята Концепция информационной политики судебной системы. Далее Правительством РФ принимались федеральные целевые программы развития судебной системы России на 2002-2006 гг.,

2007-2012 гг., а постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1406 была принята федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы». К настоящему моменту создана материальная база судебной системы, имеются необходимые условия для работы судей, и государство начинает принимать меры к повышению эффективности, открытости, прозрачности правосудия. В этом и заключается основная задача новой программы. Для ее реализации с сентября 2006 г. в стране действует государственная автоматизированная система «Правосудие» (ГАС «Правосудие»), как отметил Ю.И. Сидоренко, эта информационно-технологическая система уникальна, она не имеет аналогов в мире .

Кроме того, с 01.07.2010 действует Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», в котором определены процесс организации доступа к информации о деятельности судов и основные требования по обеспечению доступа к данной информации. В целях достижения информационной открытости правосудия в указанном Законе:

  • - раскрыты сведения о судебной системе и судах, а также основные сведения о судьях, ответственных работниках аппарата судов;
  • - обеспечена доступность информации о времени и порядке работы судов, о движении дел и заявлений в суде, включая информацию о времени и месте их рассмотрения, отложении и приостановлении;
  • - установлены гарантии доступности вынесенных судебных актов (приговоров, решений и т.д.) .

Итак, согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», а также п. 1.3 Регламента организации размещения сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте суда общей юрисдикции, утвержденного постановлением Президиума Совета судей РФ от 27.01.2011 № 253, под информацией о деятельности судов понимается информация, подготовленная в пределах своих полномочий судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества либо поступившая в суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента, органы судейского сообщества и относящаяся к деятельности судов. Законодательство РФ, устанавливающее порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, а также судебные акты по конкретным делам и иные акты, регулирующие вопросы деятельности судов, тоже относятся к информации о деятельности судов.

Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности судов являются:

1) открытость и доступность информации о деятельности судов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. Так, открытость и гласность судопроизводства, доступ к информации о деятельности судов должны способствовать реализации задач гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 2 ГПК РФ, ст. 24.1 КоАП РФ, ст. 6 УПК РФ) и не должны приводить к какому-либо вмешательству в судебную деятельность, поскольку суды при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону (ст. 120 Конституции РФ, ст. 5 Закона о судебной системе, п. 5 ст. 4 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»).

Гласность судопроизводства обеспечивается возможностью присутствия в открытом судебном заседании лиц, не являющихся участниками процесса, представителей редакций средств массовой информации (журналистов) (ст. 123 Конституции РФ, ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ч. 1 ст. 10 ГПК РФ, ч. 1 ст. 24.3 КоАП РФ, ч. 1 ст. 241 УПК РФ, ст. 11 КАС РФ, ст. 12 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»). Не допускается проведение открытых судебных заседаний в помещениях, исключающих возможность присутствия в них лиц, не являющихся участниками процесса, представителей редакций средств массовой информации (журналистов) (п. 4 постановления Пленума ВС РФ «Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов»).

В свою очередь, проведение разбирательства дела в закрытом судебном заседании возможно только по основаниям, предусмотренным федеральным законом, как в отношении всего судебного разбирательства, так и в отношении соответствующей его части (ч. 2, 4 ст. 10 ГПК РФ, ч. 1 ст. 24.3 КоАП РФ, ч. 2, 3 ст. 241 УПК РФ, ч. 6-8 ст. 11 КАС РФ). Однако согласно разъяснению, данному в п. 5 указанного выше постановления Пленума ВС РФ, информация о разбирательстве дела в закрытом судебном заседании должна быть общедоступной;

  • 2) достоверность информации о деятельности судов и своевременность ее предоставления (п. 2 ст. 4 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»), т.е. информация должна соответствовать действительности и предоставляться в установленные законом сроки. Согласно п. 26 названного постановления Пленума ВС РФ судам необходимо учитывать характер запрашиваемой информации и ее значимость (актуальность) для пользователя в конкретный момент времени и принимать меры по оперативному предоставлению такой информации;
  • 3) одним из немаловажных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности судов является свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности судов любым законным способом (п. 3 ст. 4 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»). По сути, этот принцип воссоздает содержание п. 4 ст. 29 Конституции РФ, согласно которому каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом;
  • 4) принцип соблюдения прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации, а также соблюдения прав и законных интересов участников судебного процесса при предоставлении информации о деятельности судов, закрепленный в п. 4 ст. 4 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», состоит из трех составляющих. Согласно этому принципу должно быть гарантировано соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина, прав организации (юридических лиц) и прав участников судебного процесса - процессуальных участников (ст. 41 АПК РФ, ст. 35 ГПК РФ, разд. II УПК РФ, гл. 25 КоАП РФ, ст. 45 КАС РФ).

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина признаются наивысшей ценностью в правовом государстве, при этом они характеризуются Конституцией не только как неотчуждаемые и принадлежащие гражданину от рождения, но и такие блага, которые не подлежат ограничению даже в условиях введения чрезвычайного положения (ч. 3 ст. 56 Конституции РФ). В п. 1 ст. 150 ГК РФ установлено, что жизнь и здоровье, достоинство во личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, имя гражданина, авторство являются нематериальными благами, которые подлежат защите.

Исходя из приведенных законодательных положений, право на неприкосновенность частной жизни означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, воспрепятствование разглашению сведений личного, интимного характера. Так, гласность судебного разбирательства в уголовном судопроизводстве может быть ограничена по делам о половых преступлениях, а также по другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц (ст. 241 УП К РФ).

Тем самым неприкосновенность частной жизни означает запрет для государства, его органов и должностных лиц вмешиваться в личную жизнь граждан, право последних иметь личные и семейные тайны, а также наличие правовых механизмов и гарантий защиты своей чести и достоинства от всех посягательств на указанные социальные блага. От уровня гарантированности сохранения тайны личной жизни граждан зависят степень свободы личности в государстве, демократичность и гуманность существующего в нем политического режима.

5) пятым принципом обеспечения доступа к информации о деятельности судов является невмешательство в осуществление правосудия при предоставлении информации о деятельности судов. Указанный принцип корреспондирует со ст. 5 Закона о судебной системе: суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону. Объединяя в данной статье два основополагающих начала судебной власти (самостоятельность и независимость) в единое целое, законодатель раскрывает содержание конституционной концепции судебной власти . Предоставление информации при осуществлении правосудия не может нарушать порядок и процедуру осуществления судебной деятельности, основанной на вышеуказанных началах.

В ст. 11 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» установлены основные требования при обеспечении доступа к информации о деятельности судов. Так, основными требованиями при обеспечении доступа к информации о деятельности судов являются:

  • 1) достоверность предоставляемой информации о деятельности судов;
  • 2) соблюдение сроков и порядка предоставления информации о деятельности судов;
  • 3) изъятие из предоставляемой информации о деятельности судов сведений, доступ к которым ограничен;
  • 4) создание организационно-технических и других условий, необходимых для реализации права на доступ к информации о деятельности судов, а также создание государственных информационных систем;
  • 5) учет расходов, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности судов, при планировании бюджетного финансирования судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента.

Так, достоверность информации определяется соответствием ее действительности. Это требование подразумевает, что информация исходит от органа или лица, компетентного ее предоставлять, т.е. исходит из надежного источника, предоставлена в установленной форме, что она не противоречит и не исключает иной информации, относящейся к одному и тому же предмету, предоставленной иным лицам или этому же лицу, а обеспечение доступа к информации о деятельности судов невозможно без организационно-технических и иных условий.

Одним из способов обеспечения доступа к информации является предоставление пользователям информации по их запросу сведений о деятельности судов (п. 6 ст. 6 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»), Такая информация может быть предоставлена пользователям по запросу как в устной, так и в письменной форме, в том числе в виде электронного документа (ст. 1, 6 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»). Причем к запросу, поступившему в суд по сети Интернет, т.е. к запросу в виде электронного документа, применяются общие требования к оформлению письменных запросов (ч. 7 ст. 18 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»).

Так, по устному запросу может быть предоставлена информация о деятельности суда, не требующая специальной проверки и поиска.

Например, по устному запросу может быть предоставлена информация о времени и месте судебного заседания, о результате рассмотрения дела, о передаче дела в отдел обеспечения судопроизводства. Суды не вправе отказать в предоставлении указанной информации по устному запросу представителям редакций средств массовой информации (журналистам).

Следует отметить, что рассмотрение судами общей юрисдикции обращений в электронной форме является одним из видов реализации ряда конституционных положений, а именно права на информацию (согласно ч. 4 ст. 29 каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом) и права каждого на доступ к документам и материалам органов государственной власти, непосредственно затрагивающим его права и свободы (ч. 2 ст. 24).

Во исполнение ст. 3 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», предусматривающей осуществление правового регулирования отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности судов, Судебным департаментом разработано Положение о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции поступающих в электронной форме обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления, утвержденное постановлением Президиума Совета судей РФ от 21.06.2010 № 229. Данное Положение в соответствии с ч. 2 ст. 9, ч. 1 ст. 10 указанного Закона определяет механизм оформления, направления, приема, регистрации, обработки и рассмотрения обращений (запросов) пользователей информацией, поступающих через официальный сайт суда, в том числе содержит требования, предъявляемые к обращению (запросу), поступившему по сети Интернет в суд, и к ответу на такой запрос, а также устанавливает порядок и сроки регистрации, рассмотрения обращений (запросов), их переадресации и тому подобное.

Кроме того, в рамках обеспечения реализации положений Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» Судебным департаментом при ВС России было издано ряд подзаконных нормативных правовых актов.

Так, приказом Судебного департамента при ВС РФ от 20.04.2009 № 71 был утвержден Регламент размещения информации о деятельности судов общей юрисдикции, органов судейского сообщества, системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской

Федерации в сети Интернет. Указанный документ определял порядок создания (обновления), подготовки и размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о деятельности судов общей юрисдикции, органов судейского сообщества, Судебного департамента и управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ. Однако в связи с объединением ВС РФ и ВАС РФ указанный документ был признан утратившим силу на основании приказа Судебного департамента при ВС РФ от 02.11.2015 № 335 «Об утверждении Регламента размещения информации о деятельности федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, мировых судей и органов судейского сообщества в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и Регламента размещения информации о деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет».

Новым регламентом определяется порядок создания (обновления), подготовки и размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о деятельности федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, мировых судей, органов судейского сообщества (п. 1.2).

Приказом Судебного департамента при ВС РФ от 11.08.2010 № 173 утвержден Временный регламент размещения информации о деятельности мировых судей на официальных сайтах органов Судебного департамента в субъектах РФ. Этот документ определяет порядок взаимодействия управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ по обеспечению деятельности мировых судей в части размещения информации о деятельности мировых судей в случае, если мировой судья не имеет официального сайта и возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, в соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов Российской Федерации».

Огромную роль играет создание государственных информационных систем. Центральное место в этом отведено Судебному департаменту при ВС РФ. Так, Департаментом создана уникальная ГАС «Правосудие», объединяющая в единое информационное пространство все суды общей юрисдикции и систему Судебного департамента.

Кроме того, Судебным департаментом утверждена Концепция развития информатизации судов до 2020 года. Эта Концепция разработана на основе и в развитие Концепции развития информатизации судов общей юрисдикции на 2013-2010 годы, а также с учетом существенного характера изменений, обусловленных объединением ВС РФ и ВАС РФ, возложением полномочий по организационному обеспечению деятельности арбитражных судов на Судебный департамент при ВС РФ. В ней определены направления и этапы работ по формированию единого информационного пространства федеральных судов (включая ВС РФ, федеральные суды общей юрисдикции, федеральные арбитражные суды), мировых судей, органов судейского сообщества, системы Судебного департамента при ВС РФ, по созданию условий для реализации электронного правосудия в рамках развития ГАС «Правосудие».

Мероприятия Концепции развития информатизации судов до 2020 года осуществляются Судебным департаментом при ВС РФ совместно с федеральным государственным бюджетным учреждением «Информационно-аналитический центр поддержки ГАС «Правосудие». Контроль за реализацией Концепции осуществляется комиссией Совета судей РФ по информатизации и автоматизации работы судов.

Кроме того, внедрение современных технологий в систему правосудия предусмотрено в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы».

Как указывается в документе, реализация мероприятий федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы» по созданию мобильного правосудия, электронного правосудия, внедрению программных средств аналитического обеспечения деятельности и осуществлению сканирования всех поступающих в суды документов, а также формирование электронных дел и электронного архива судебных дел позволят обеспечить доступ граждан к правосудию, качественную и эффективную работу судов.

Вместе с тем в рамках реализации рассматриваемой программы предусматривается выполнение комплекса мероприятий, в частности по направлению информатизации судебной системы, и внедрение современных информационных технологий в деятельность судебной системы.

Как считается, информатизация судебной системы и внедрение современных информационных технологий в деятельность судебной системы по направлению, касающемуся прочих нужд, обеспечат повышение эффективности деятельности всей судебной системы РФ. Внедрение автоматизированных систем в деятельность органов судебной власти приведет к значительному сокращению нарушений процессуальных сроков рассмотрения дел и споров, сокращению количества незавершенных дел, обеспечит удобный и быстрый доступ к информации и повысит качество и эффективность работы аппаратов судов.

В рамках реализации мероприятий по информатизации судебной системы должны быть обеспечены:

  • - открытость и доступность для граждан информации о деятельности судов РФ;
  • - предоставление возможности гражданам использовать информационные технологии как при получении информации о деятельности судов РФ, так и на каждом этапе судебного процесса начиная с даты обращения в суд до окончания судебного процесса;
  • - снижение нагрузки на судей и работников аппаратов судов посредством оптимизации деятельности судебного делопроизводства и деятельности судов РФ по отправлению правосудия.

В частности, в целях развития информационно-коммуникационных технологий в ВС РФ и судах общей юрисдикции в рамках федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы» предполагается осуществление следующих мероприятий:

  • - создание современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры единого информационного пространства ВС РФ и федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей, органов судейского сообщества, системы Судебного департамента при ВС РФ, а также обеспечение высокого уровня ее доступности, эффективности взаимодействия с гражданами и организациями за счет развития и внедрения программно-технических решений ГАС «Правосудие» в судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента при ВС РФ;
  • - создание комплекса сканирования и хранения электронных образов судебных документов, а также проведение работ по переводу судебных архивов в электронный вид;
  • - создание условий для электронного судопроизводства, предусматривающего упрощение процедур подачи в суд исковых заявлений, жалоб в электронном виде, получения копий документов и ознакомления с материалами дела;
  • - создание технических условий для обеспечения взаимодействия судов общей юрисдикции с информационными системами Генеральной прокуратуры РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы исполнения наказаний и других ведомств в электронном виде;
  • - оснащение судов и системы Судебного департамента при ВС РФ программным обеспечением и ключевыми носителями для ведения электронного документооборота с применением электронной подписи;
  • - оснащение федеральных судов общей юрисдикции комплектами оборудования для допроса потерпевших и свидетелей без возможности их визуального наблюдения;
  • - повышение качества работы судов (быстрое и качественное разрешение судебных дел), повышение уровня открытости, доступности и прозрачности деятельности судов, судебных органов и органов судейского сообщества на основе информационнокоммуникационных технологий за счет применения систем видео- и аудиопротоколирования хода судебных заседаний, программнотехнических средств оцифровки документов и оборудования видеоконференцсвязи.

Одним из немаловажных вопросов, требующих разрешения в контексте обеспечения гарантий доступности правосудия, является унификация способов реализации права на обращение в суд. Помимо решения финансовых и материально-технических проблем, это потребует внесения дополнений в процессуальные законы норм, легализирующих электронную форму подачи процессуальных документов и предоставления суду письменных доказательств 1 .

Для решения этой задачи был подготовлен проект федерального закона № 686611 -6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» , который впоследствии был принят . Так, ныне действующий Федеральный закон от 23.06.2016 № 220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» регулирует применение электронного документа в уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводстве, а также обеспечение возможности использования электронных документов в качестве доказательств в суде. Согласно ст. 12 указанный Закон вступает в силу с 01.01.2017, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу. Таким образом, с 01.01.2017 любые процессуальные документы (иски, ходатайства, заявления и письменные доказательства) можно будет направлять в суд в электронном виде. Необходимо будет заполнить специальную форму на официальном сайте нужного суда и заверить ее электронной подписью. Однако приоритетной формой судебного решения, передаваемого гражданам, останется бумажный документ, а выдать электронное решение суд сможет лишь с согласия заявителя.

Следует отметить, что после вступления в силу данного Федерального закона Судебным департаментом планируется подготовка ведомственного нормативного акта, регулирующего порядок применения электронной подписи в судах общей юрисдикции, в том числе в части подачи документов в электронном виде .

Одним из последних новелл в организации доступа правосудия является СМС-извещение участников судебного процесса. Так, в соответствии с Федеральным законом «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» и с учетом положений постановления Пленума ВС РФ от 09.02.2012 № 3 «О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации» приказом Судебного департамента от 25.12.2013 № 257 был утвержден Регламент организации извещения участников судопроизводства посредством СМС-сообщений.

Согласно этому Регламенту извещение участников судопроизводства о дате, времени и месте рассмотрения дела судами или совершении отдельных процессуальных действий осуществляется посредством отправки им СМС-сообщений с использованием программы ГАС «Правосудие». Использование СМС-извещений участников судебного делопроизводства существенно оптимизирует работу судов, способствует ускорению осуществления правосудия и оперативности передачи информации 1 .

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что 10 лет назад началось внедрение ГАС «Правосудие» в деятельность органов судебной власти. Была проведена масштабная работа по информатизации системы федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей и органов судейского сообщества. В свою очередь, судебная реформа, объединившая структуры федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов, оказала огромное влияние на дальнейшие планы развития ГАС «Правосудие». В связи с этим в настоящее время началась работа над техническим проектом модернизации и дальнейшего развития ГАС «Правосудие», реализация которых начнется с 2017 года См.: Интервью с председателем Совета судей Российской Федерации Ю.И. Сидоренко//Законодательство. 2007. № 1. URL: http://www.ssrf.ru/page/10146/detail/(дата обращения: 23.05.2016). См.: Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%2970penAgent&RN=686611-6&02 (дата обращения 23.05.2016).

Информация о деятельности судов - сведения, подготовленные в пределах своих прав и обязанностей судами, Судебным Министерствами, службами Судебного Министерства, службами судейской комиссии.

К информации о деятельности судов относятся следующие сведения:

  • судебные решения и приговоры;
  • распоряжения, которые были изданы Судебным Министерством при Верховном Суде РФ;
  • решения служб судейской комиссии;
  • протоколы судебных заседаний;
  • судебная статистика;
  • письменные подтверждения или заключения экспертов.

Граждане Российской Федерации вправе ходатайствовать и получать любые сведения относительно функций трибуналов, доступ к которым не ограничен настоящим Федеральным законном.

Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» от 22.12.2008 № 262-ФЗ был принят Госдумой 10 декабря 2008 года и одобрен участниками Совета Федерации 17 декабря. Настоящий законопроект был разработан, чтобы упорядочить, расширить и сделать более доступной для общества сведений о судебной системе в России. А также регламентирует современные тенденции развития общества - компьютерных технологий и сети Интернет. Сведения предоставляются с помощью официальных сайтов Судов, Судебных департаментов и службами судейского министерства.

Глава 1 (статьи 1-8). Основные положения закона. Регламентирует:

  • главные понятия;
  • область действия законопроекта;
  • нормативно-правовое регулирование взаимоотношений, направленных на гарантирование доступа к данным о функциях трибуналов;
  • основные правила обеспечения доступа;
  • конфиденциальные данные относительно деятельности судов;
  • порядок гарантирования доступа к соответствующим сведениям;
  • формы выдачи информации;
  • правомочия пользователей информации.

Глава 2 (ст 9-11). Учреждение доступа к сведениям о деятельности судов и главные нормы при обеспечении доступа к этим сведениям. Определяет:

  • учреждение доступа к данным относительно судов;
  • учреждение доступа к сведениям о деятельности судов, опубликованных в электронной сети «Интернет»;
  • главные нормы и требования при обеспечении доступа к сведениям о деятельности судов.

Глава 3 (ст 12-20). Выдача данных о деятельности судов. Устанавливает:

  • пребывание на судебные заседания;
  • публикацию сведений;
  • сведения о деятельности трибуналов, опубликованных в электронной сети «Интернет»;
  • особенности опубликования в сети «Интернет» текстов судейской документации;
  • размещение сведений о функциях судов в занимаемых трибуналах;
  • изучение информации, находящейся в архивных фондах;
  • запрос данных;
  • способы предоставления информации по запросу;
  • основа, исключающая возможность выдачи соответствующей информации.

Глава 4 (ст 21-23). Согласования судов, судебного министерства, служб судейского министерства, служб судебной комиссии с редакциями средств массовых данных. Определяет:

  • цели и формы согласования трибуналов;
  • официальные представители судебных организаций;
  • разрешение споров.

Глава 5 (ст 24-25). Охрана прав на доступ к сведениям о деятельности судов, надзор за обеспечением доступа к информации о деятельности трибуналов.

Глава 6 (статья 26). Итоговые положения. Вступление в законную силу Федерального закона № 262.

Последние изменения вносились 05 апреля 2016 года, которые вступили в правовую силу 1 января 20014 г. Нововведения, в основном, коснулись размещения сведений о деятельности судейских учреждений в сети Интернет.

Так же следует брать во внимание положения .

Последние изменения в ФЗ о доступе к информации о деятельности судов

Участники Государственной Думы, 05 апреля 2016, приняли закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности трибуналов в Российской Федерации», которые были одобрены Советом Федерации 14 апреля. Согласно новой редакции, в сети Интернет размещаются тексты судебной документации, включая тексты приговоров после их вступления в правовую силу. Все остальные документы, могут быть опубликованы только после их принятия.

Больше всех изменений претерпела статья 15. В соответствии с последней редакции 262 закона, из текстов судебной документации исключаются личные данные, вместо которых будут использоваться инициалы или псевдонимы. Это позволит идентифицировать членов судейской процедуры.

Не подлежат размещению следующие судебные документы:

  • затрагивающие безопасность Российской Федерации;
  • возникающих из семейно-законодательных взаимоотношений, включая дела об усыновлении (удочерении) несовершеннолетнего, а также других дел, касающиеся прав и законодательных интересов несовершеннолетних;
  • правонарушения относительно половой неприкасаемости и репродуктивной свободы человека;
  • об ограниченности дееспособности человека или о признании его недееспособным;
  • о вынужденной госпитализации физического лица в психиатрическую клинику;
  • о внесении изменений в запись актов гражданского состояния;
  • об определении фактов, имеющих юридическое значение;
  • разрешаемым в порядке статьи 126 Гражданского процессуального Кодекса РФ.

Скачать текст 262 ФЗ

Стоит отметить, что службы правления часто отказывают гражданину в передаче сведений, которые не касаются его прав. Однако данные действия не являются законными, так как в соответствии с ФЗ 262 об обеспечении доступа к информации о работе трибуналов в РФ, за гражданином закреплено право на получение соответствующих данных. Физическое или юридическое лицо не обязано аргументировать необходимость получения запрашиваемой информации. Данное право регламентирует Федеральный закон «Об информации, информационных методиках и об охране информации».

Область действия настоящего нормативного акта распространяется на все судейские организации, составляющие судейскую систему России. При отказе в предоставлении сведений, гражданин имеет право обратиться в вышестоящие инстанции.

Скачать Федеральный закон « Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» от 22.12.2008 № 262-ФЗ в последней редакции .

Федеральный закон N 262-ФЗ от 22 декабря 2008 г. "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" устанавливает как права пользователей на получение информации о судебной деятельности, так и обязанности судебных органов на предоставление информации.

Другими словами, закон устанавливает, какую информацию можно почерпнуть на сайтах органов судебной системы, порядок ознакомления с информацией о деятельности судов, находящихся в архивных фондах, содержание запроса направляемого в суд, а также прочие цели и формы реализации важного механизма сотрудничества судов и СМИ.

Таким образом, новая информационная политика судов, призванная обеспечить прозрачность правосудия и тем самым стимулировать повышение профессионализма работников Фемиды, становится требованием Закона.

До вступления в законную силу документа более пяти месяцев, однако, по определенным им направлениям Промышленный районный суд города Владикавказа работает уже не первый год.

В январе 2010 года в Промышленном районном суде Владикавказа прошло итоговое совещание по результатам работы за минувший год. На нем были подведены итоги приоритетного направления - информационного сопровождения деятельности суда.

"В свете ежегодного послания президента Российской Федерации Федеральному собранию 12 ноября 2009 года, информационное сопровождение деятельности органов судебной власти, выделено среди приоритетных направлений, и активная деятельность в заданном направлении в районном суде ведётся не первый год", - этим тезисом, предварил свое выступление председатель районного суда Сослан Джиоев.

Курс на использование высоких технологий в своей деятельности районный суд взял уже в 2005 году. Именно тогда, одним из первых в республике, начал свою работу интернет-сайт районного суда , который с начала 2008 года работает в системе ГАС "Правосудие". В 2009 году была проведена значительная работа по информационному пополнению официального сайта, можно сказать его модернизация. Теперь не выходя из дома можно узнать: назначено ли дело к слушанию, уточнить дату, место и время проведения судебного заседания - вся эта актуальная информация содержится в подразделе "Рассмотрение дел".

Чтобы пользователь без труда смог сориентироваться на сайте районного суда, уже в текущем году был разработан подробный "Путеводитель" по сайту. Он размещен на титульной странице Интернет-ресурса. Сегодня на сайте можно узнать имена истца, ответчика, судьи и график судебных заседаний. Однако база данных судебных решений сейчас формируется, так что в скором времени на Интернет-ресурсе появится более ста тысяч текстов судебных актов.

Среди нововведений минувшего года можно выделить появление на сайте районного суда нового сервиса - Интернет-приёмная. Теперь совершенно необязательно идти в районный суд, чтобы получить необходимую информацию, достаточно в разделе сайта районного суда "Обращения граждан" оставить своё сообщение. Впрочем, вопросы процессуального характера - подача исковых заявлений, кассационных жалоб по-прежнему требует личного присутствия.

Доведение информации гражданам через Интернет, порядок которого прописан в Законе "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", это только одна из составляющих механизма информационного сопровождения. В районном суде стремятся реализовать и остальные.

Законом их предусмотрено пять: присутствие граждан на открытых судебных заседаниях, обнародование информации о деятельности судов в СМИ, размещение информации о деятельности судов в Интернете, организация доступа граждан к информации через приёмные суда, размещение информации в помещениях.

В холле районного суда размещены стенды с актуальной для посетителей суда информацией: в какой кабинет нужно обращаться, чтобы попасть на приём к председателю и его заместителям, каков порядок приёма заявлений, их образцы и т.д. Кроме того, фойе суда каждый месяц украшает свежий номер ежемесячной стенгазеты "Вестник" Промышленного районного суда, где публикуются актуальные пресс-обзоры и информация о прошедших в суде мероприятиях.

Чтобы упростить для граждан задачу получения этой информации, в районном суде ещё в конце позапрошлого года образована приемная по принципу "одного окна". Теперь в районном суде посетителям не приходится стоять в очередях и ломать голову над заполнением документов. Опытные специалисты суда консультируют по любому возникшему у посетителей суда вопросу: как оформить и составить документ, каков порядок подачи документов в суд, и многие другие. Задача этих людей - информационное обслуживание граждан.

Особое внимание на совещании было уделено не только выработке эффективных механизмов доведения до общества сведений о деятельности судов, но и необходимостью свободного выражения взглядов, мнений представителей судебной власти. Учитывая важность этого направления деятельности, был отмечен успешно реализованный проект Промышленного райсуда - ежемесячная газета "Правосудие".

Впервые в стране суд районного звена с декабря 2007 года осуществляет издательскую деятельность. Каждый экземпляр этого печатного издания рассылается в Верховный, Конституционный, Арбитражный суды республики, в Судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации и Управление судебного департамента РСО - Алания, а также во все районные суды республики.

Председатель суда Сослан Хазбиевич Джиоев отметил: "Что в своей работе районный суд руководствуется принципами гласности, открытости, прозрачности судебной системы, доступности судопроизводства для населения, пытаясь, каждый год качественно преобразовывать свой уровень, а механизм реализации информационной политики, прописанный в 262-м Федеральном законе, тому законное подспорье".

1. Тексты судебных актов, за исключением приговоров и судебных актов арбитражных судов, размещаются в сети "Интернет" в разумный срок, но не позднее одного месяца после дня их принятия в окончательной форме. Тексты приговоров размещаются не позднее одного месяца после дня их вступления в законную силу. Тексты судебных актов арбитражных судов размещаются в сети "Интернет" не позднее следующего дня после дня их принятия.

2. Тексты судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию, а также тексты иных судебных актов, вынесенных Конституционным Судом Российской Федерации, конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации по делам, рассматриваемым в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, арбитражными судами, за исключением текстов судебных актов, указанных в части 6 настоящей статьи, размещаются в сети "Интернет" в полном объеме.

3. При размещении в сети "Интернет" текстов судебных актов, принятых судами общей юрисдикции, Верховным Судом Российской Федерации, за исключением текстов судебных актов, принятых Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, в целях обеспечения безопасности участников судебного процесса и защиты государственной и иной охраняемой законом тайны из этих актов исключаются персональные данные, указанные в части 4 настоящей статьи. Вместо исключенных персональных данных используются инициалы, псевдонимы и другие обозначения, не позволяющие идентифицировать участников судебного процесса. Не подлежат исключению идентификационный номер налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, фамилии, имена и отчества истца, ответчика, третьего лица, гражданского истца, гражданского ответчика, административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, фамилии, имена и отчества осужденного, оправданного, секретаря судебного заседания, судьи (судей), рассматривавшего дело, а также прокурора, адвоката и представителя. При размещении в сети "Интернет" текстов судебных актов, принятых Конституционным Судом Российской Федерации, конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, из них исключаются персональные данные, указанные в части 4 настоящей статьи, кроме фамилий, имен и отчеств заявителей, представителей сторон, приглашенных в заседание представителей государственных органов, экспертов и специалистов. В исключительных случаях в целях обеспечения безопасности заявителя и (или) его представителя Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации по ходатайству заявителя или его представителя либо по собственной инициативе может быть принято решение об исключении их персональных данных и использовании вместо исключенных персональных данных инициалов, псевдонимов или других обозначений, не позволяющих идентифицировать заявителя и (или) его представителя.

4. Персональными данными применительно к судебным актам являются:

1) фамилии, имена и отчества участников судебного процесса, дата и место рождения, место жительства или пребывания, номера телефонов, реквизиты паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика - физического лица, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) сведения о месте нахождения земельного участка, здания, сооружения, жилого дома, квартиры, транспортного средства, иные сведения об имуществе и о находящихся в банках или иных кредитных организациях денежных средствах участников судебного процесса, если эти сведения относятся к существу дела.

5. Не подлежат размещению в сети "Интернет" тексты судебных актов, вынесенных по делам:

1) затрагивающим безопасность государства;

2) возникающим из семейно-правовых отношений, в том числе по делам об усыновлении (удочерении) ребенка, другим делам, затрагивающим права и законные интересы несовершеннолетних;

3) о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности;

4) об ограничении дееспособности гражданина или о признании его недееспособным;

5) о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;

6) о внесении исправлений или изменений в запись актов гражданского состояния;

7) об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваемых судами общей юрисдикции;

8) разрешаемым в порядке статьи 126 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 123.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

6. При размещении в сети "Интернет" текстов судебных актов, предусматривающих положения, которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, эти положения исключаются из текстов судебных актов.

7. Порядок размещения судебных актов в сети "Интернет", а также сроки хранения судебных актов в информационной системе суда устанавливают в пределах своих полномочий Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и Судебный департамент.


Судебная практика по статье 15 ФЗ от 22.12.2008 № 262-ФЗ

    Решение от 2 октября 2019 г. по делу № А72-6497/2019

    Арбитражный суд Ульяновской области (АС Ульяновской области)

    Уведомила арбитражный суд. Суд установил, что судебная корреспонденция, направленная ответчику, возвращена с отметкой органа связи «Истек срок хранения» (почтовое уведомление №43206838037576). В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 22.12.2008 №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», частью 1 статьи 121 АПК РФ информация о...

    Апелляционное определение от 24 сентября 2019 г. по делу № 1-16/2019

    Верховный Суд Российской Федерации - Уголовное

    Подать апелляционные жалобу, могут ходатайствовать перед судом, постановившим приговор, о восстановлении пропущенного срока. Текст приговора обоснованно не был опубликован в сети «Интернет», поскольку положениями ст. 15 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» регламентирован прямой запрет на публикацию текстов судебных...

    Решение от 28 августа 2019 г. по делу № А07-36831/2018

    Несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу его регистрации, даже если оно фактически не находится по указанному адресу. В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» тексты судебных актов по делу в установленный срок...

    Решение от 28 августа 2019 г. по делу № А07-1132/2019

    Арбитражный суд Республики Башкортостан (АС Республики Башкортостан)

    Несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу его регистрации, даже если оно фактически не находится по указанному адресу. В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" тексты судебных актов по делу в установленный срок...

    Решение от 21 августа 2019 г. по делу № А47-3233/2019

    Федерации в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации»). В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» тексты судебных актов размещаются на официальном сайте Высшего...

    Решение от 20 августа 2019 г. по делу № А47-4552/2019

    Арбитражный суд Оренбургской области (АС Оренбургской области)

    Арбитражный суд Оренбургской области к Осипову Алексею Николаевичу и обществу с ограниченной ответственностью «Стройхолдинг» (далее - ответчики) с иском о ликвидации юридического лица. Определением суда от 15 . 04.2019 исковое заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена...

Доступ к информации о деятельности судов обеспечивается в пределах своих полномочий судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, доступ к информации о деятельности судов, имеющейся в органах судейского сообщества, обеспечивается Судебным департаментом и органами Судебного департамента.

2. Суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента, органы судейского сообщества в целях организации доступа к информации о деятельности судов определяют соответствующие структурные подразделения своих аппаратов или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются соответственно регламентами судов и (или) иными актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности судов, актами Судебного департамента, актами органов судейского сообщества.

19. Право на экологическую информацию

В ст. 42 Конституции РФ говорится о том, что каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Также в ч. 2 ст.24 Конституции РФ закреплена обязанность органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.Так, статьи 12 и 13 Закона РФ “Об охране окружающей природной среды” . устанавливают право граждан и общественных экологических объединений требовать предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране. В Законе РФ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” провозглашается гласность и открытость информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в этой области.

20.Правовые режимы доступа к информации.

По общему правилу, установленному ст. 10, 12 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», государственные информационные ресурсы являются открытыми и общедоступными. Пользователи - граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения - обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцами этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа, которая, в свою очередь, как уже отмечалось, подразделяется на информацию, составляющую государственную тайну, и конфиденциальную информацию.

21.Правовой режим государственной тайны

Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.Институт государственной тайны включает в себя две составляющих. Одна из них - критерии отнесения информации к категории государственной тайны, являющейся информацией ограниченного доступа, определение степени секретности сведений. Основной критерий отнесения информации к государственной тайне - сведения, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Такие сведения можно классифицировать по нескольким группам.

1. Сведения в военной области, касающиеся стратегических и оперативных планов, планов строительства и функционирования вооруженных сил, сведения о технологиях и производствах в военной сфере, о местонахождении и дислокации военных объектов. Также это сведения из области экономики, науки и техники, связанные с обеспечением обороноспособности и безопасности государства.

2. Сведения в области разведки, контрразведки и оперативно-розыскной деятельности в стране и за ее пределами.

3. Сведения о финансово-кредитной, внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности государства, преждевременное распространение которых может нанести ущерб его безопасности.

Не подлежат засекречиванию следующие сведения.

1. Сведения о чрезвычайных происшествиях, катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан.

2. Сведения о состоянии экологии, здравоохранения, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства и преступности.

3. Сведения о привилегиях, компенсациях, льготах, предоставляемых всем субъектам.

4. Сведения о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина.

5. Сведения о ресурсах золотого запаса и государственных валютных резервов.

6. Сведения о состоянии здоровья высших должностных лиц.

7. Сведения о фактах нарушения здравоохранения органами государственной власти и должностными лицами.

Степени секретности

1. Особая важность - сведения, разглашение которых может нанести ущерб интересам РФ (лицам, допущенным к сведениям, имеющим гриф "Особая важность", устанавливается компенсация в размере 30% надбавки к заработной плате).

2. Совершенно секретно - сведения, разглашение которых может нанести ущерб, может быть причинен министерствам и ведомствам (лицам, допущенным к сведениям, имеющим гриф "Совершенно секретно", устанавливается компенсация в размере 25% к заработной плате).

3. Секретно - ущерб, причиненный предприятиям, учреждениям, организациям (лицам, допущенным к сведениям, имеющим гриф "Секретно", устанавливается компенсация в размере 10% к заработной плате). Следует отметить, что до 1991 г. такого рода сведения относились к служебной тайне.