Расчет потребности в средствах защиты от опасных и вредных производственных факторов: Методические указания к разделу дипломного проекта "Безопасность и экологичность проекта". Open Library - открытая библиотека учебной информации Расчет сиз для организац

С 16 марта 2015 года все работодатели, вне зависимости от формы собственности предприятия, обязаны за свой счет создать запас противогазов и других средств индивидуальной защиты на весь штат работников на случай ядерной или химической угрозы.

Сегодня начал действовать приказ МЧС России от 01.10.2014 N 543 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты", зарегистрированный Минюстом 2 марта 2015 года под № 36320 и опубликованный на Официальном интернет-портале правовой информации 5 марта 2015 года. Документ содержит новые правила организации обеспечения населения, проживающего на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного и химического загрязнения, устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно и химически опасных объектов, средствами индивидуальной защиты, включающими в себя средства защиты органов дыхания и медицинские средства на случай возникновения чрезвычайных ситуаций, а также в соответствии с основными задачами в области гражданской обороны и в комплексе мероприятий по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов, в том числе с применением ядерного и химического оружия. Определенных сроков обеспечения необходимых запасов СИЗ на предприятиях в приказе не указано, а финансирование их закупки должно осуществляться в соответствии с нормами Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне". Пункт 4 статьи 18 этого Федерального закона регламентирует, что обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет собственных средств организаций. Накопление запасов СИЗ должно быть обеспечено для населения, проживающего на территориях в пределах границ зон:
  • для работников организаций и отдельных категорий населения, работающих (проживающих) на территориях в пределах границ зон возможного химического заражения, - СИЗ органов дыхания, из расчета на 100% их общей численности. Количество запасов (резервов) противогазов фильтрующих увеличивается на 5% от их потребности для обеспечения подбора по размерам и замены неисправных;
  • для работников организаций и отдельных категорий населения, работающих (проживающих) на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного загрязнения, - респираторы из расчета на 100% их общей численности;
  • для работников организаций и отдельных категорий населения, работающих (проживающих) на территориях в пределах границ зон, указанных в пункте 6 настоящего Положения, - медицинские средства индивидуальной защиты из расчета на 30% от их общей численности.

К зонам, которые прописаны в постановлении, относится часть Ленинградской области и юго-западная часть Санкт-Петербурга, попадающие в 100-километровую зону возможного заражения. Сказывается наличие Ленинградской АЭС. Это значит, что жители этих территорий должны быть обеспечены противогазами, а каждый третий - медицинскими средствами индивидуальной защиты. Именно в этом объеме, плюс 5 процентов резерва, должны быть созданы запасы СИЗ.

И снова здравствуйте, дорогие читатели! С вами снова ваш покорный слуга Владимир Раичев. Сегодня я хотел бы уделить немного внимания такой наболевшей для всех нас теме обеспечения сотрудников средствами индивидуальной защиты. К сожалению, все мы с вами находимся в одинаковых условиях: требование создавать резерв средств индивидуальной защиты есть, а средств на это нет. Как нет и целевых поставок. Однако пост будет посвящен не размышлениям где взять деньги на противогазы и другие средства индивидуальной защиты школе, а тому, как правильно рассчитать количество СИЗ.
Когда-нибудь же настанет такой момент, когда нас попросят предоставить информацию о потребности в СИЗ. Именно для этого мы сегодня с вами и рассмотрим требования законодательства в области обеспечения населения средствами индивидуальной защиты.

Начнем, пожалуй, как всегда с законодательства, попробуем разобраться, а нужны ли нам средства индивидуальной защиты вообще или нет. Обратимся в первую очередь к Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст.14 п. Ж говорит нам, что организации обязаны

создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Конечно, нет четкого указания, какие должны быть резервы материальных ресурсов, поэтому давайте обратимся к Федеральному закону от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне, с. 9

Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

В этом Федеральном законе мы также не находим четкого руководства к формированию запаса СИЗ. Давайте тогда поищем по ведомственным приказам и распоряжениям. В частности, нас интересует Приказ Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 993 «Об утверждении положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты».

П. 4. Обеспечение населения СИЗ осуществляется:

  • организациями — работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.

Приказ МЧС РФ № 993 определяет обязанность организации обеспечить средствами индивидуальной защиты своих сотрудников. Предлагаю на этом окончить обзор нормативно-правовой базы и перейти непосредственно к механизму подсчета необходимого количества СИЗ.

Накопление противогазов в запасах (резервах) материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для организации осуществляется из расчета 100 % от общей численности работников. При этом количество запасов противогазов увеличивается на 5 % от численности работников для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов. Кроме всего прочего, штатная противогазная коробка (ГП-7) защищает от поражающих факторов основных типов аварийно-химически опасных веществ, а для защиты работников организации от аммиака, используемого в производственном цикле большинства химически опасных объектов, предназначен патрон (ДПГ-3) к противогазу. Накопление патронов ДПГ-3 в запасе производится из расчета 40 % от общего количества противогазов.

Для обеспечения работников медицинскими средствами индивидуальной защиты на военное время целесообразно использовать комплект индивидуальный медицинский гражданской защиты (КИМГЗ) из расчета 100 % от общей численности работников (приказ МЧС России от 23.01.2014 № 23).

Отдельно стоит отметить, что для организаций с круглосуточным пребыванием людей также создаются запасы СИЗ от токсичных продуктов горения в количестве, соответствующем численности работников и обучающихся (воспитанников) на случай возникновения пожара в дневное и ночное время.

В дополнении ко всему вышесказанному спешу заметить, что в организациях рекомендуется создать дополнительный запас СИЗ от токсичных продуктов горения и основных АХОВ , обеспечивающий при возникновении пожара эвакуацию обучающихся (воспитанников) с верхних этажей зданий (со второго этажа и выше). То есть, необходимо рассчитать, сколько человек располагаются выше первого этажа (наибольшая смена) и предусмотреть их обеспечение СИЗ от токсичных продуктов горения и основных АХОВ.

Наверняка у каждого остался вопрос, а как же дети? Почему мы их не обеспечиваем СИЗ? Все очень просто: неработающее население обеспечивается СИЗ по месту их проживания, т.е. органами местного самоуправления. А школа на период ЧС или в военное время прекращает свою деятельность – дети передаются родителям.

В этой статье я не буду рассматривать вопрос о необходимости обеспечения средствами индивидуальной защиты нештатных аварийно-спасательных формирований. Оставим этот вопрос для следующих моих публикаций. На этом я откланиваюсь, надеюсь, что информация, которую я постарался до вас донести, стала для вас полезной. Кстати, напоследок хотел задать один вопрос: а ваше образовательное учреждение обеспечено СИЗ? В школу, в которой я сейчас работаю, в прошлом (2014 году) была осуществлена первая поставка средств индивидуальной защиты органов дыхания. При необходимости могу рассказать в комментариях как это произошло и какие СИЗ есть сейчас в наличии в моей образовательной организации.

Министерство путей сообщения РФ Департамент кадров и учебных заведений CАМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ Кафедра "Безопасность жизнедеятельности и химия" РАСЧЕТ ПОТРЕБНОСТИ В СРЕДСТВАХ ЗАЩИТЫ ОТ ОПАСНЫХ И ВРЕДНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ Методические указания к разделу дипломного проекта "Безопасность и экологичность проекта" для студентов всех специальностей Составитель: Горюшинская Е.В. Самара 2002 УДК 656.2:628.5 Расчет потребности в средствах защиты от опасных и вредных производственных факторов. Методические указания к разделу дипломного проекта "Безопасность и экологичность проекта" для студентов всех специальностей./ Горюшинская Е.В. – Самара: СамГАПС, 2002. - 28 с. Утверждено на заседании кафедры. Протокол №11 от 4.11.2002. Печатается по решению редакционно-издательского совета академии. В методических указаниях представлены методы расчета средств защиты от опасных и вредных производственных факторов, которые могут иметь место в определенных условиях на объектах железнодорожного транспорта. Приведены справочные и нормативные данные. Предназначены для студентов всех специальностей, работающих над разделом ″Охрана труда″ в дипломном проекте, а также для индивидуальной работы со студентами. Составитель: канд. техн наук, доц,.Елена Владимировна Горюшинская Рецензент: доц.кафедры Н.В.Агеева Редактор: И.М.Егорова Компьютерная верстка: Эрлих А.В. Подписано в печать 30.12.2002 Формат 60 × 84 1/16 Бумага писчая. Печать оперативная. Усл.п.л. 1,75 Тираж 100 экз. Заказ № 183 ©Самарский институт инженеров железнодорожного транспорта, 2002 2 СОДЕРЖАНИЕ стр. Введение 4 1.Расчет потребности в средствах защиты 4 2.Расчет затрат на средства защиты работников 26 Библиографический список 28 3 ВВЕДЕНИЕ Дипломное проектирование является завершающей стадией обучения студентов. В дипломном проекте студент показывает умения и навыки по вопросам специальности, базируясь на всех дисциплинах, которые изучались в институте. Выполнение дипломных проектов должно проводиться в соответствии с требованиями общетехнических стандартов: Единой системы конструкторской документации, Единой системы технологической документации, Системы стандартов безопасности труда, Государственной системы обеспечения единства измерений, Системы стандартов по разработке и поставки продукции на производство, Системы проектной документации для строительства, Системы стандартов в области охраны природы и др. При разработке конструкций подвижного состава и оборудования, новых технологических процессов, проектов производства строительных работ обязательно решаются вопросы охраны труда. 1. РАСЧЕТ ПОТРЕБНОСТИ В СРЕДСТВАХ ЗАЩИТЫ Важнейшим социальным вопросом, закрепленным статьей 8 Федерального закона “Об основах охраны труда в Российской Федерации” является обеспечение работников средствами индивидуальной защиты за счет средств работодателя. В целях усиления контроля за обеспечением основными видами спецодежды и спецобуви указанием МПС от 21.02.2000г. № И -377у была введена их централизованная поставка через ГП “ Росжелдорснаб”, а также порядок ежемесячного финансирования закупки по статье “прочие расходы” в платежных балансах железных дорог, что способствовало выполнению в 2000 г. обязательств Отраслевого тарифного соглашения по обеспечению работающих железнодорожников спецодеждой и спецобувью не ниже норм, установленных МПС. Недостаточный контроль в хозяйствах за обеспечением работников спецодеждой и спецобувью осуществлялся со стороны департаментов и управлений. В вагонном хозяйстве обеспеченность зимней спецодеждой на 01.01.2001г. в среднем составила 90%, в пассажирском хозяйстве - 91%, пути и сооружений - 88%, сигнализации, централизации и блокировки - 95%, управлении перевозками - 93%, локомотивном хозяйстве - 95%. В идеале следовало бы создавать и внедрять в народное хозяйство такие производственные процессы, при которых полностью отсутствуют вредные и опасные факторы. Однако полностью безопасными являются лишь немногие производственные процессы. Поэтому для предотвращения или хотя бы уменьшения воздействия на работающих вредных и опасных производственных факторов приходится использовать различные средства коллективной и индивидуальной защиты. Средствами коллективной защиты называют средства, обеспечивающие безопасность двух или большего числа работающих за счет нормализации условий их трудовой деятельности. К ним относятся устройства для 4 нормализации окружающей температуры, химического и микробиологического состава воздуха; ограждения; укрытия и сигнализаторы при работах с ионизирующим излучением, магнитными и электрическими полями; заземляющие и изолирующие устройства, покрытия или пропитки, исключающие поражение человека электрическим током или чрезмерно разогретыми или охлажденными деталями. Средствами индивидуальной защиты (СИ3) называют средства, предназначенные для обеспечения безопасности одного работающего. Большую часть этих средств человек носит непосредственно на себе. СИЗ не устраняют имеющиеся в окружающей среде вредные и опасные производственные факторы, а во многих случаях мешают в большей или меньшей степени выполнению профессиональной деятельности, создавая помехи труду. Поэтому применять СИЗ необходимо только тогда, когда конструкция оборудования, архитектурно-планировочные решения, применение организационных мер и средств коллективной защиты не обеспечивают безопасности труда. Вместе с тем имеется много производственных процессов или отдельных, в том числе аварийных ситуаций, при которых применение СИЗ является наиболее надежным способом обеспечения безопасности, а иногда единственным способом, позволяющим выполнить производственную задачу. Так, например, в условиях недостаточного количества кислорода или чрезмерно высокой загазованности воздушной среды нельзя работать без средств защиты органов дыхания. Электросварщик не может выполнить производственную работу без средств защиты глаз и лица. При наличии в воздухе радиоактивных аэрозолей необходимы средства индивидуальной защиты органов дыхания, а часто и изолирующие костюмы, защищающие все тело работающего. В зависимости от назначения выделяют следующие классы СИ3: изолирующие костюмы (пневмокостюмы, гидроизолирующие костюмы, скафандры); средства защиты органов дыхания (противогазы, респираторы, пневмошлемы, пневмомаски); специальная одежда (комбинезоны, полукомбинезоны, куртки, брюки, костюмы, халаты, плащи, полушубки, тулупы, фартуки, жилеты, нарукавники); специальная обувь (сапоги, ботфорты, полусапоги, ботинки, полуботинки, туфли, галоши, боты, бахилы); средства защиты рук (рукавицы, перчатки); средства защиты головы (каски, шлемы, подшлемники, шапки, беретки, шляпы); средства защиты лица (защитные маски, защитные щитки); средства защиты органов слуха (противошумные шлемы, наушники, вкладыши); средства защиты глаз (защитные очки); предохранительные приспособления (предохранительные пояса, диэлектрические коврики, ручные захваты, манипуляторы, наколенники, налокотники, наплечники); 5 защитные дерматологические средства (моющие пасты, кремы, мази). В одних ситуациях те или иные СИЗ применяют постоянно и непрерывно на протяжении всего рабочего времени, в других используют только для некоторых производственных операций. Отдельно предусматривается применение СИЗ в условиях аварий (пожаров, взрывов, крушений и т.п.). В последнем случае соответствующие средства защиты постоянно находятся в распоряжении работающих, но используются лишь для выхода из очага поражения (так называемые самоспасатели) или для срочных действий по предупреждению последствий аварии. Порядок обеспечения рабочих и служащих средствами индивидуальной защиты осуществляется в соответствии с типовыми нормами (постановление Совета Министров РФ и ВЦСПС от 20.08.88 № 1032). На железнодорожном транспорте действуют нормы бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты работникам железных дорог, предприятий и организаций Министерства путей сообщения РФ (приказ МПС от 18.02.90 № 25 Ц). При выполнении дипломного проекта необходимо решить следующие задачи: - выбрать необходимые СИЗ в зависимости от вида работ и условий труда$ - рассчитать необходимую потребность в СИЗ в зависимости от штатного расписания и организации производства; - разработать порядок обеспечения работающих СИЗ; - разработать порядок хранения, выдачи и пользования средствами индивидуальной защиты. Для решения этих задач необходимо использовать ГОСТы, ССБТ и ОСТы. Основная проблема заключается в идентификации условий труда и соответствующих СИЗ. Каждому элементу условий труда должно быть поставлено в соответствие средство индивидуальной зашиты, положенное по нормам выдачи и обеспечивающее надежную защиту от действия опасных и вредных производственных факторов. Таким образом, можно предложить следующую схему решения приведенных выше задач. 1. Анализ условий труда - т.е. указать все ОВПФ, действующие на рабочих местах производственных участков с определением конкретного числового значения уровня соответствующего фактора. 2. Определить список профессий занятых в данном производстве, т.е. указать профессии и конкретное число людей, занятых в данной профессии. 3. По нормам бесплатной выдачи определить перечень необходимых СИЗ. 4. На основании ГОСТов, ТУ на соответствующие СИЗ определить конкретные модели спецодежды, спецобуви и другие средства индивидуальной защиты. 5. На основании данных личных карточек учета выдачи СИЗ (ф. МБ-6) установить необходимые размеры, типоразмеры, рост, пол работающих и составить обобщенную заявку на СИЗ. 6 Потребность в СИЗ рассчитывается на основании данных планового отдела о численности рабочих каждой профессии (спеднесписочное количество за прошедший год с учетом потребности рабочей силы на измененный план последующего года). Потребность в спецодежде и спецобуви (ПС) определяется по формуле: Π C = Π BH + Π УК − ООЖ, (2.1) где ПВН - потребность в СИЗ, идущая на возмещение износа; ПУК - потребность в СИ3, предусматривающих увеличение контингента работающих в планируемом году; ООЖ - ожидаемый остаток СИЗ на начало планируемого года. Значения ПВН и ПУК находят по числу работающих соответствующего контингента в текущем и планируемом годах (соответственно), а также по нормам расхода изделий (Н), которые определяют по формуле tp H = tc , (2.2) где tp - расчетный период, равный I2 месяцам; tc - срок службы изделия, месяцы (приведен в “Нормах бесплатной выдачи”, приказ № 25 Ц). Например, если срок носки tc рукавиц равен 2 месяцам, а расчетный период tр –12 месяцам, то норма расхода H рукавиц в год составляет: 12: 2 = 6 пар. Значение ООЖ определяется на основе данных личных карточек учета СИЗ, в которых указывается дата выдачи и срок носки выданной спецодежды или спецобуви. Все перечисленные выше показатели заносят в специальные формы раздельно для мужской и женской спецодежды и спецобуви. Потребность в предохранительных приспособлениях одного наименования на планируемый год определяют по формуле: П = ПОБЩ – ПЭ, (2.3) где П - потребное число предохранительных приспособлений одного наименования на планируемый год; ПОБЩ - число предохранительных приспособлений одного наименования на планируемый год работающим, которым они полагаются; ПЭ - число имеющихся в наличии приспособлений, годных к эксплуатации в планируемом году (по данным предприятия). Значение ПОБЩ равно числу человек, умноженному на норму выдачи приспособления. Если ПЭ ≥ ПОБЩ, то дополнительного количества приспособлений заказывать не требуется. При расчете потребности в касках следует учитывать, что гарантийный срок хранения и эксплуатации со дня изготовления составляет два года, после чего они списываются. На основе обобщения потребности в СИЗ различных подразделений устанавливается общее количество спецодежды, спецобуви и 7 предохранительных приспособлений по размерам, ростам. Согласно проведенным расчетам, составляются спецификации на СИЗ с указанием ГОСТов, ТУ, моделей, типов изделий, артикула тканей, вида пропитки, цвета (для спецодежды). Ниже приведены примеры типовых решений сформулированных выше задач. 1. Анализ условий труда. 3аполняется карта условий труда, в которой указываются факторы, действующие на рабочих местах, и уровень каждого фактора. Карта заполняется в соответствии с Указанием МПС от 09.01.1987 № Г-197 У. 2.Список профессий. В зависимости от задач, поставленных в дипломном проекте, здесь можно рассмотреть две ситуации. Если в дипломном проекте решается задача организации производства, то список профессий будет сформулирован в зависимости от целей проектирования и предлагается самим разработчиком. Если в проекте рассматриваются задачи проектирования в условиях сложившейся ранее организации производства, то список профессий должен быть установлен в соответствии с действующим штатным расписанием на данном производстве. 3.Расчет необходимых средств индивидуальной защиты. Расчет выполняется в соответствии с нормами бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты работникам железных дорог, предприятий и организаций MПС (приказ МПС № 25 Ц). В табл. 1.1 приведены отраслевые нормы для типовых профессий работников, занятых на эксплуатации магистральных железных дорог и предприятий промышленного транспорта. Таблица 1.1 Нормы бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты работникам МПС № Наименование Наименование спецодежды, Сроки п/п профессий и спецобуви и других средств носки в должностей индивидуальной защиты месяцах 1 2 3 4 1. Локомотивное хозяйство 1. Слесарь по ремонту Галоши диэлектрические Дежурные подвижного состава, Перчатки диэлектрические Дежурные занятый на работах в Коврики диэлектрические Дежурные депо Рукавицы комбинированные 1 Очки защитные до износа Полусапоги юфтевые 12 Костюм лавсано-вискозный с 12 маслонефтезащитной пропиткой 2. Слесарь-электрик по При ремонте тяговых двигателей, ремонту дизелей, газогенереторов и электрооборудования, топливной аппаратуры тепловозов 8 занятый в пунктах и дизель-поездов дополнительно: технического обслуживания. 3. Слесарь по осмотру и нарукавники из маслостойкого 6 ремонту локомотивов материала на пунктах Фартук прорезиненный Дежурный технического Слесарю пунктов технического обслуживания обслуживания на наружных работах дополнительно: полуплащ из плащпалатки или 36 обрезиненной ткани. Слесарю, занятому обдувкой электрооборудования: Респиратор; До износа костюм хлопчатобумажный из 12 пыленепроницаемой ткани вместо костюма лавсано-вискозного. На наружных работах и в помещениях с температурой не выше +50С зимой дополнительно для технического обслуживания ТО-2, ТО-3 По поясам теплозащитный костюм; По поясам валенки; 24 галоши на валенки. 4. Машинист локомотива Костюм хлопчатобумажный 24 5. Помощник машиниста Сапоги кирзовые утепленные локомотива в 1 и 2 поясах 24 Валенки в 3 и 4 поясах По поясам Галоши на валенки 24 2. Хозяйства движения, пассажирское, сигнализации, связи и вычислительной техники 6. Дежурный по паркам Плащ из плащ-палатки или Дежурный обрезиненной ткани. Жилет сигнальный. 6 7. Дежурный по При работе в темное время суток 6 станции при жилет сигнальный со выполнении светоотражающими накладками. обязанностей Рукавицы комбинированные. 3 дежурного Сапоги юфтевые на стрелочного поста полиуретановой подошве. 24 или сигналиста Ботинки юфтевые на полиуретановой подошве мужские. 24 9 8. Дежурный Ботинки облегченные женские. 24 стрелочного Зимой дополнительно: поста, оператор поста полушубок в 4 и 3 климатических 60 централизации, поясах; сигналист брюки хлопчатобумажные на По поясам утепляющей прокладке; куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке. По поясам В остальных поясах: теплозащитный костюм. По поясам Зимой дополнительно: шапки-ушанки со По поясам звукопроводными вставками. 9. Оператор на станции Валенки. По поясам при работе на путях Галоши на валенки. 24 станции Дополнительно: летний головной убор. 12 10. Оператор на станции; Халат хлопчатобумажный. 12 старший оператор Плащ из плащ-палатки или По поясам станционного обрезиненной ткани. технологического Рукавицы комбинированные. 1 центра обработки Жилет сигнальный. 6 поездной Жилет сигнальный со 6 информации и светоотражающими накладками. перевозочных Куртка хлопчатобумажная на По поясам документов утепляющей прокладке. 11. Регулировщик Дополнительно: скорости комплект водозащитной 36 движения вагонов; спецодежды для работников составитель поездов; сортировочных помощник станций. составителя поездов; Очки защитные. До износа кондуктор Костюм “Гудок”. 48 12. Инженер, старший Халат хлопчатобумажный. 12 электромеханик; Тапочки. 12 электромеханик; Галоши диэлектрические. Дежурные электромонтер СЦБ; Перчатки диэлектрические. Дежурные электромонтер связи дистанций сигнализации и связи дорожных лабораторий 10

Расчет потребности СИЗ

При поиске расчета потребности в средствах индивидуальной защиты, в наш век информационных технологий, естественно через сеть интернет, у меня возникли трудности. Как правило, на крупных предприятиях в наличии штатный сотрудник по гражданской обороне, его обучают на специальных курсах, что нельзя сказать о мелких предприятиях, на которых обязанности по гражданской обороне возложены по совместительству. Вот для специалистов по гражданской обороне малого предприятия и предназначена моя статья. Гражданская оборона не предусматривает подачу каких то заявок от организаций в муниципалитет или другой орган ГО и ЧС, соответственно образца заявки на средства индивидуальной защиты Вы не найдете и даже требовать её от Вас в принципе ни кто не может, законодательство предусматривает информирование уполномоченных по делам ГО и ЧС администраций муниципальных районов (городских округов) о потребности в средствах индивидуальной защиты, в статье Вы и найдете этот макет информации (заявки), при небольшой корректировке под местные условия он применим для всех организаций.
1. Нормативно-правовые акты . Начнем с руководящих документов, определяющих порядок проведения расчетов:
федеральные: -Федеральный закон РФ от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне».
ведомственные: -приказ МЧС России от 21.12.2005 года №993 «Об утверждении положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты».
местные: -постановление главы администрации района (городского округа) «Об утверждении номенклатуры и объема запасов средств индивидуальной защиты».
Ссылки на скачивание не оставляю, в интернете они в свободном доступе, местный правовой акт ищите на официальном сайте администрации, к примеру Екатериновский правовой акт.
2. Расчет потребности СИЗ .

Подробно и внимательно изучив руководящие документы, мы сразу понимаем, что в учреждениях, на предприятиях и организациях не зависимо от форм собственности накоплению и содержанию в запасах подлежат следующие виды средств индивидуальной защиты: - гражданские противогазы ГП-5 или ГП-7; - респираторы Р-2 или РПГ-67. Конечно, нам необходимо подробно и в деталях разбираться с фактической угрозой возникновения радиационного или химического заражения местности, на которой расположено предприятие, при этом обязательным условием для расчета потребности в СИЗ, является наличие рисков возможного заражения от потенциально-опасных объектов (далее ПОО), радиационно-опасных объектов (далее РОО), (далее ХОО).
Приведу кратко основные примеры расчетов, с учетом некоторых особенностей организации защиты.
а) Для малых предприятий удаленных от РОО более 30 км., ХОО более чем на 2.5 км., можно не вникать в конкретные особенности, учитывая вероятность ядерной войны и зная о наличии огромного количества ядерного оружия, стоит просто указать потребность в противогазах на всех сотрудников предприятия. Хоть это и не совсем правильно, но прогноз потенциальных объектов, по которым возможно нанесение ядерного удара, рассчитывается в высоких кругах и в большинстве своем не доводится никому. Вы в любом случае не ошибётесь, рассчитав именно так, это и будет являться тем минимумом по выполнению требований законодательства и защитой от контролирующих органов. У Вас получится вот такой простой расчет:

№ п/п Наименование средств защиты Марка средств защиты Потребность
Всего потребность:
1. Гражданский противогаз ГП-5, ГП-7 на 100% сотрудников


Расчетную потребность противогазов можно заменить респираторами, но отмечу, что законодательство требует накопления именно противогазов. Вот такой расчет у вас будет с учетом наличия респираторов:

№ п/п Наименование средств защиты Марка средств защиты Потребность Наличие
Всего потребность:
1. Гражданский противогаз ГП-5, ГП-7

на 100% сотрудников

2. Респиратор Р-2

на 100% сотрудников

Б) Для малых предприятий вблизи от РОО < 30 км., законодательство обязывает дополнительно к гражданским противогазам содержать запас респираторов Р-2 на всех сотрудников, соответственно расчет получается следующим:

№ п/п Наименование средств защиты Марка средств защиты Потребность
Всего потребность:
1. Гражданский противогаз ГП-5, ГП-7 на 100% сотрудников
2. Респиратор Р-2 на 100% сотрудников

В) Для малых предприятий вблизи от ХОО < 2.5 км., законодательство обязывает дополнительно к гражданским противогазам содержать запас дополнительных патронов на всех сотрудников, обеспечивающих защиту от химического заражения.

№ п/п Наименование средств защиты Марка средств защиты Потребность
Всего потребность:
1. Гражданский противогаз ГП-5, ГП-7 на 100% сотрудников
2. ДПГ-3 на 100% сотрудников
С учетом возможной замены респираторами, но с пониманием того что накоплению подлежат противогазы:
№ п/п Наименование средств защиты Марка средств защиты Потребность Наличие
Всего потребность:
1. Гражданский противогаз ГП-5, ГП-7 на 100% сотрудников
2. Дополнительный патрон к гражданскому противогазу ДПГ-3 на 100% сотрудников
3. Респиратор РПГ-67 0 на 100% сотрудников
4. Патроны для респиратора (РПГ-67) КД или ВК (аммиак) 0 на 100% сотрудников
г) Для образовательных учреждений (школьных, дошкольных) дополнительно рассчитывается потребность в детских и школьных противогазах, а также в камерах защитных детских, мне проще писать коляска, хотя конечно правильно камера, она специальной формы и её можно установить на коляску. Расчет посложнее, но тоже понятный.
№ п/п Наименование средств защиты Марка средств защиты Потребность за учреждение
Всего потребность:
1. Гражданский противогаз ГП-5, ГП-7 на сотрудников
2. ПДФ-Д (2Д) на детей в дет/садах
3. ПДФ-Ш(2Ш) на детей в школе
4. КЗД-4(6) дети до 1,5 лет
5. Дополнительный патрон к гражданскому противогазу ДПГ-3 На всех сотрудников и детей в 2.5 км. зоне от ХОО
6. Респиратор Р-2 в 30 км. зоне от РОО

Образовательные учреждения учитывают и необходимость организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны в образовательных учреждениях и учебных пунктах. За основание берут приказ Министра обороны РФ и Министра образования и науки от 24.02.2010 года №96/134 «Об утверждении Инструкции по организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области гражданской обороны» (перечень по приказу гораздо больше, но мы берем то что касается средств защиты):

№ п/п Наименование средств защиты Марка средств защиты Потребность на ОУ и УП
1.
РШ-4, ПМГ-2, (ГП-5, ГП-7) максимальное количество, по количеству обучаемых в одном из 9 - 10 классов
ОЗК 1
-респиратор Р-2, РПГ-67 5
2. Приборы
-радиационной разведки ДП-5Б, (ДП-64) 1
-химической разведки ВПХР 1
3. Дозиметр
- бытовой дозиметр 1

Д) Еще раз повторюсь, что для населения и работников предприятий накапливается только СИЗ защиты органов дыхания (гражданские противогазы на всех и респираторы в 30 км зоне РОО), если на базе какого то из предприятий, пусть даже малого, создается нештатное аварийно-спасательное формирование, потребности в средствах защиты рассчитываются совершенно по другому, их номенклатура и объемы увеличиваются в разы) разберусь с этим вопросом по ходу своей трудовой деятельности и обязательно напишу в статье на сайте. Не большое пояснение думаю не помешает по лечебным учреждениям, учреждения здравоохранения накапливают запасы на штатную численность работников организации, дополнительно расчет средств защиты и других материально технических ресурсов рассчитывают с учетом создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований. По расчетам СИЗ для НАСФ тема отдельной статьи.
3. Кто накапливает . В руководящих документах, написано черным по белому, так что других формулировок мы нигде не найдем и соответственно знаем, кто несет ответственность: Запас средств защиты согласно приказу МЧС №993 создается: - федеральными органами власти – для сотрудников этих учреждений и членов их семей; - органами исполнительной власти – на работников ОИВС и бюджетных организаций, находящихся в их ведении, а также населения проживающего на территории области; - органами местного самоуправления – на работников ОМСУ и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений; - организациями – на работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.
В завершении статьи приведу пример представления главе администрации муниципального района (городского округа) информации по запасам СИЗ. Приведу пример для школ с детским садиком, так как это самый объемный расчет, руководители и специалисты других организаций думаю с ориентируются, как под свой производственный объект переделать, примерные образцы есть в архиве.
Образец информации (заявки - можете и так её называть) представляемой в орган местного самоуправления ежегодно. За счет каких финансовых средств закупается СИЗ согласно приказа разберетесь, не надо считать заявку по размерам средств защиты, законодательство этого не требует, только общее количество и так обещанный пример для муниципальных образовательных учреждений, наличие которой периодически проверяется органами прокуратуры, так что смело оформляйте информацию и направляйте в орган местного самоуправления, это избавит Вас от проблем с контролирующими органами:

Главе администрации
__________________
муниципального района

Информация

Руководствуясь ст.1 и ст. 9 Федерального закона РФ от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне», в соответствии с требованиями ст.27 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС России от 21.12.20105 года № 993 информирую Вас о номенклатуре и количестве средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ) в запасах (резервах), распределении СИЗ, находящихся в запасах (резервах) и использовании СИЗ из запасов (резервов) в ___________________________________________________:

(наименование организации)

1.Учебное имущество приобретаемое за счет средств организации:
№ п/п Наименование средств защиты Марка средств защиты Потребность на ОУ Наличие в ОУ
1. Средства индивидуальной защиты



- общевойсковой (гражданский) противогаз РШ-4, ПМГ-2, (ГП-5, ГП-7) максимальное количество в одном из 9-10 классов


-общевойсковой защитный комплект ОЗК 1

-респиратор Р-2, РПГ-67 5
2. Приборы



-радиационной разведки ДП-5Б, (ДП-64) 1

-химической разведки ВПХР 1
3. Дозиметр



- бытовой дозиметр Дозиметр "Radех 1503+" (любой другой) 1

2.Запасы (резервы) СИЗ приобретаемые за счет муниципального бюджета:

№ п/п Наименование средств защиты Марка средств защиты Потребность за ОУ Наличие за ОУ
Всего потребность:
1. Гражданский противогаз ГП-5, ГП-7 на сотрудников
2. Дополнительный патрон к гражданскому противогазу ДПГ-3 в 2.5 км. зоне ХОО
3. Респиратор Р-2 в 30 км. зоне РОО

3. С целью уточнения расчетов потребности и планирования обеспечения СИЗ за счет средств областного бюджета, представляю информацию о потребности в запасах (резервах) СИЗ на детей обучающихся (посещающих)__________________________________________________

(наименование организации)

№ п/п Наименование средств защиты Марка средств защиты Потребность за ОУ Наличие за ОУ Примечание
Всего потребность:
1.
Гражданский противогаз
ГП-5, ГП-7
на детей 10-11 класс и старше

Номер накладной для получения со складов области, место получения, заполняется в администрации района
2. Противогаз детский фильтрующий дошкольный ПДФ-Д (2Д) на детей в дет/садах
3. Противогаз детский фильтрующий школьный ПДФ-Ш(2Ш) на детей в школе
4. Камера (коляска) защитная детская КЗД-4(6) дети до 1,5 лет
5. Дополнительный патрон к гражданскому противогазу ДПГ-3 на 100 % противогазов в 2.5 км. зоне ХОО
6. Респиратор Р-2 на 100 % сотрудников в 30 км. зоне РОО


Примечание:
- пункт 5, заполняют руководители учреждений за учреждение в 2.5 км. зоне химически опасного объекта, по количеству СИЗ для всех категорий детей;
- пункт 6, заполняют руководители учреждений за учреждение в 30 км. зоне радиационно-опасного объекта, по количеству СИЗ для всех детей детских садов и школьников.

- заявка представляется ежегодно до 10 октября.

Директор __________________(подпись, печать)

Примечание к статье: Мы оказываем практическую и консультационную помощь в расчете потребности средств индивидуальной защиты по гражданской обороне и защите населения в чрезвычайных ситуациях, обращайтесь к нам, к специалистам по делам ГО и ЧС, рекомендуем к ознакомлению материал по разработке нормативно-правовых актов, планирующих и отчетных документов по вопросам ГО и ЧС на этом сайте.

Потребность в СИЗ рассчитывается на основании данных планового отдела о численности рабочих каждой профессии (спеднесписочное количество за прошедший год с учетом потребности рабочей силы на измененный план последующего года).

Потребность в спецодежде и спецобуви (ПС) определяется по формуле:

C = ?BH + ?УК? ООЖ, (9.4)

где ПВН - потребность в СИЗ, идущая на возмещение износа;

ПУК - потребность в СИ3, предусматривающих увеличение контингента работающих в планируемом году;

ООЖ - ожидаемый остаток СИЗ на начало планируемого года.

Значения ПВН и ПУК находят по числу работающих соответствующего контингента в текущем и планируемом годах (соответственно), а также по нормам расхода изделий (Н), которые определяют по формуле:

где tp - расчетный период, равный 12 месяцам;

tc - срок службы изделия, месяцы (обычно приведен в “Нормах бесплатной

выдачи”).

Например, если срок носки tc рукавиц равен 2 месяцам, а расчетный период tр -12 месяцам, то норма расхода H рукавиц в год составляет: 12: 2 = 6 пар.

Значение ООЖ определяется на основе данных личных карточек учета СИЗ, в которых указывается дата выдачи и срок носки выданной спецодежды или спецобуви.

Все перечисленные выше показатели заносят в специальные формы раздельно для мужской и женской спецодежды и спецобуви.

Потребность в предохранительных приспособлениях одного наименования на планируемый год определяют по формуле:

П = ПОБЩ - ПЭ, (9.6)

где П - потребное число предохранительных приспособлений одного наименования на планируемый год;

ПОБЩ - число предохранительных приспособлений одного наименования на планируемый год работающим, которым они полагаются;

ПЭ - число имеющихся в наличии приспособлений, годных к эксплуатации в планируемом году (по данным предприятия).

Значение ПОБЩ равно числу человек, умноженному на норму выдачи приспособления. Если ПЭ? ПОБЩ, то дополнительного количества приспособлений заказывать не требуется.

При расчете потребности в касках следует учитывать, что гарантийный срок хранения и эксплуатации со дня изготовления составляет два года, после чего они списываются.

На основе обобщения потребности в СИЗ различных подразделений устанавливается общее количество спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений по размерам, ростам. Согласно проведенным расчетам, составляются спецификации на СИЗ с указанием ГОСТов, ТУ, моделей, типов изделий, артикула тканей, вида пропитки, цвета (для спецодежды).

Ниже приведены примеры типовых решений сформулированных выше задач.

1. Анализ условий труда. 3аполняется карта условий труда, в которой указываются факторы, действующие на рабочих местах, и уровень каждого фактора. Карта заполняется в соответствии с Указанием МПС от 09.01.1987 № Г-197 У.

2. Список профессий. В зависимости от задач, поставленных в дипломном проекте, здесь можно рассмотреть две ситуации. Если в дипломном проекте решается задача организации производства, то список профессий будет сформулирован в зависимости от целей проектирования и предлагается самим разработчиком. Если в проекте рассматриваются задачи проектирования в условиях сложившейся ранее организации производства, то список профессий должен быть установлен в соответствии с действующим штатным расписанием на данном производстве.

3. Расчет необходимых средств индивидуальной защиты. Расчет выполняется в соответствии с нормами бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты работникам предприятий и организаций.