Государственные служащие понятие и виды. Основы государственной службы и кадровой политики

В нормативных актах и литературе отражены различные пред-ставления о понятии служащего. Основная причина этого -- разно-образие социальных функций, выполняемых служащими. Оно объ-ективно исключает возможность использования одного критерия для определения данного понятия. Приближает к его сущности опреде-ление, согласно которому служащими признаются "работники не-физического и умственного труда, получающие заработную пла-ту...

По общему правилу, результатом труда служащего не явля-ется создание материальных ценностей в виде вещественных про-дуктов, выполнение работ или оказание услуг материального харак-тера. Труд служащего связан с организацией работы различных органов, предприятий, учреждений либо с созданием духовных цен-ностей, оказанием социальных услуг населению.

Нельзя признать удачным определение, сводящее служаще-го к лицу, работающему по найму в различных учреждениях, в сфере обслуживания". Ибо оно может быть распространено также на работников, не являющихся служащими.

Ошибочно мнение, что служащий, в отличие от производ-ственного персонала, не участвует в создании материальных цен-ностей, что его труд непроизводителен. Напротив, многие катего-рии служащих стоят у истоков научно-технического прогресса во всех сферах экономики и опосредованно оказывают влияние на ее функционирование и развитие.

Утрачивает свое значение отграничение служащего от других категорий работников только по характеру труда: будто бы труд служащих не связан непосредственно с физическим воздействием на материальные объекты. Труд многих категорий рабочих и слу-жащих сближается общностью его характера. Порой сложно опре-делить с точки зрения характера труда, является ли тот или иной работник служащим или рабочим (например, командир воздушного судна, дежурный пульта энергоблока, хирург, машинистка и т. д.). Хотя, несомненно, что физический труд -- удел основной массы, ра-бочих и крестьян.

Состав служащих неоднороден. Они трудятся в различных го-сударственных и негосударственных организациях, занимаются ча-стной практикой, имеющей государственный характер (нотариусы).

Государственные служащие -- разновидность служащих, ко-торые среди всех других служащих образуют основную группу субъектов административного права. Пикулькин А.Б. Система государственного управления. - М., 1997. С. 209

До принятия Закона об основах государственной службы тер-мин "государственный служащий" трактовался в литературе в ши-роком и узком смысле. В широком смысле государственным служа-щим признавалось лицо, которое занимало в порядке, установлен-ном правовыми актами, должность в государственной организации:

государственном органе, на предприятии, в учреждении, иной орга-низации. А в узком смысле -- гражданин Российской Федерации, занимающий в порядке, установленном правовыми актами, долж-ность в государственном органе.

При этом под должностью понималась штатная единица госу-дарственной организации, которой соответствует служебное поло-жение лица, замещающего ее.

Главным в изложенной концепции является признание государ-ственными служащими служащих как государственных органов, так и других государственных организаций, не являющихся таковыми. Служащие же государственных органов относятся к их особой ка-тегории, участвующей в той или иной степени в осуществлении задач и функций государства.

В соответствии с Законом об основах государственной службы государственным служащим является гражданин РФ, исполняю-щий в порядке, установленном законом, обязанности по государ-ственной должности государственной службы за денежное возна-граждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюдже-та или средств бюджета соответствующего субъекта Российской федерации. Таким образом, признаки государственного служащего сводятся к тому, что он: Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. -М. 1997. С. 96

а) гражданин РФ;

б) замещает государственную должность в государственном органе;

в) замещает в таком органе должность государственной службы;

г) выполняет обязанности, определяемые данной должностью;

д) получает за их выполнение денежное вознаграждение за счет средств бюджета.

Лица, занимающие должности в государственных органах, а также на государственных предприятиях, в учреждениях и орга-низациях, но не характеризующиеся указанными признаками, по Закону об основах государственной службы государственными слу-жащими не являются.

По этому Закону государственной является должность в фе-деральных органах государственной власти, органах государствен-ной власти субъектов РФ, а также в иных государственных орга-нах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ с установлен-ным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномо-чий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Должность определяет круг служебных обязанностей, права и пределы ответственности государственного служащего, требования к его профессионально-квалификационной подготовке. Она отобра-жает содержание выполняемой служащим работы, определяет его правовое положение.

Система должностей строится по иерархическому принципу, подразделяясь на следующие пять групп: а) высшие государствен-ные должности государственной службы -- пятая; б) главные госу-дарственные должности государственной службы -- четвертая;

в) ведущие государственные должности государственной службы -- третья;

г) старшие государственные должности государственной службы -- вторая;

д) младшие государственные должности государ-ственной службы -- первая группа.

Разумеется, что каждой из этих групп свойственны специфи-ческие элементы, определяющие особенности правового положения служащих, замещающих соответствующие должности, а также их квалификационные качества. Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник. Часть общая. - М.: Изд-во БЕК, 1997 С. 156

Не все указанные должности учреждаются в каждом государ-ственном органе. В каких органах и какие именно из указанных должностей учреждаются, определяется Реестром государственных должностей государственной службы. Например, Реестром государ-ственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденным Указом Президента РФ 11 января 1995 г., не пре-дусматривается учреждение в Конституционном Суде РФ высшей государственной должности.

Применительно к группам государственных должностей госу-дарственной службы служащим присваиваются разряды и классы по результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации государственного служащего: действительный государ-ственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса -- го-сударственным служащим высших государственных должностей; го-сударственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса -- государственным служащим главных государственных должностей;

советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса -- государствен-ным служащим ведущих государственных должностей; советник государственной службы 1, 2 и 3 класса -- государственным слу-жащим старших государственных должностей; референт государ-ственной службы 1, 2 и 3 класса -- государственным служащим младших государственных должностей.

Мотиваций и критериев деления государственных должностей государственных органов Закон об основах государственной служ-бы не содержит. Не усматривается также его связи с характером и объемом полномочий государственных служащих, замещающих со-ответствующие государственные должности государственной служ-бы. Лишь частично эти пробелы восполняются Положением о поряд-ке присвоения и сохранения квалификационных разрядов феде-ральным государственным служащим, утвержденным Указом Пре-зидента РФ от 22 апреля 1996 г. № 578.

Однако, несомненно, что каждой группе указанных должнос-тей свойственны элементы статуса, определяющие особенности пра-вового положения государственных служащих, замещающих дол-жности данной группы, а также требования к их квалификацион-ному уровню.

Следует особо подчеркнуть, что понятия государственного слу-жащего и государственной должности не исчерпываются лишь теми, которые связаны только с государственными органами. Хотя в пре-амбуле Закона об основах государственной службы и говорится, что он устанавливает правовые основы организации государственной службы Российской Федерации и основы правового положения го-сударственных служащих Российской Федерации, его действие паспчэостчэаняется не на всех государственных слижаших. Они функционируют не только в государственных органах, но и в иных организациях (например, в таможенных).

Субъектами административного права являются также служа-щие государственных предприятий и учреждений, не относящих-ся к органам государственного управления. Они отличаются от го-сударственных служащих прежде всего тем, что государственные служащие государственных органов сосредоточены на осуществле-нии задач и функций государства по руководству обществом. Уча-стие различных категорий служащих в этом процессе различно, но в общем служба в государственных органах направлена на эту цель.

Функциональное назначение служащих государственных пред-приятий, учреждений и организаций иное. Их деятельность связа-на с организацией процессов соответственно производства, соци-альной, культурной и иной деятельности, то есть выполнения ос-новных задач, обусловленных целями и предметами деятельности предприятий, учреждений и организаций.

Отчасти этим можно объяснить то, что признаки государствен-ных служащих не совпадают с теми, которыми характеризуются государственные служащие государственных органов, а также, с одной стороны, учреждений, а с другой -- предприятий. Так, со-держанием деятельности большинства служащих государственных предприятий, учреждений и организаций не является обеспечение полномочий, характерных для государственных органов; труд слу-жащих государственных учреждений оплачивается за счет средств бюджета, а предприятий -- за счет прибыли, получаемой от ком-мерческой деятельности. (При этом имеются в виду служащие, яв-ляющиеся гражданами Российской Федерации. Иностранные граж-дане и лица без гражданства в допускаемых законом случаях так-же могут занимать должности на предприятиях, учреждениях, но они, естественно, не могут быть отнесены к российским слу-жащим.)

Вместе с тем в статусе государственных служащих государст-венных органов и, например, служащих государственных предпри-ятий немало общего. Так, руководители предприятий назначаются и освобождаются от должности вышестоящими государственными органами, им подконтрольны и подотчетны. Этот существенный штрих в правовом положении руководителей предприятий указы-вает на государственный характер их служебной деятельности. Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. М.: Юридическая литература, 1999. С. 309

На всех государственных предприятиях, в учреждениях и орга-низациях служащие подразделяются по своему функциональному назначению на две категории: а) служащие, осуществляющие в качестве специалистов фактическую деятельность по выполнению задач, обусловленных целями и предметом деятельности предпри-ятия, учреждения, организации (экономического, социально-куль-турного характера, например, обучение детей в школе, лечение больных и т. д.); б) служащие, деятельность которых подчинена осуществлению управления предприятием, учреждением, организацией (руководители, их заместители и т.д.).

Особую группу составляют служащие, совмещающие выполне-ние указанных функций. Например, ректор вуза, осуществляющий одновременно педагогическую деятельность.

Во многом проблемным является вопрос о том, относятся ли к государственным служащим военнослужащие. Он обусловлен нео-днородностью состава военнослужащих, спецификой назначения военной службы. Среди них -- профессиональные военнослужащие и военнослужащие срочной службы, военнослужащие, замещающие должности в государственных органах, а также на военных пред-приятиях и в учреждениях, где они выполняют трудовые функции, которые выполняются рабочими и служащими гражданских (нево-енных) органов, предприятий и учреждений. Вместе с тем их ста-тус обременен рядом существенных правил, обусловленных специ-фикой военной службы.

Поэтому в соотношении с сущностью невоенной государствен-ной службы к государственным служащим следует отнести воен-нослужащих, занимающих должности в органах военного управле-ния, в других военных организациях и учреждениях.

Особенность статуса, который имеют только военнослужащие, является фактом, признанным российским правом. Для их отожде-ствления с другими служащими нет юридических оснований.

В зависимости от характера полномочий, определяющих роль государственных служащих в осуществлении государственно-вла-стных функций, они делятся на должностных лиц, оперативный, вспомогательный состав.

В Законе об основах государственной службы подобная клас-сификация отсутствует, хотя она имеет принципиальное и прежде всего практическое значение, В частности, понятие должностного лица, о котором в Законе и не упоминается, является одним из клю-чевых, поскольку они признаются специальными субъектами раз-личных отраслей права, в том числе многих правонарушений. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федера-ции. Учебник. - М.: 2002. С. 231

А между тем до сих пор термин "должностное лицо" офици-ально употребляется не в качестве общего, а специального поня-тия, часто отражающего наличие противоречий в законодательстве. Так, в УК РФ 1996 г. оно трактуется, во-первых, применительно статьям гл. 30 "Преступления против государственной власти, ин-тересов государственной службы и службы в органах местного са-моуправления"; во-вторых, в смысле, не во всем совпадающем положениями Закона об основах государственной службы. В част-ности, под лицами, занимающими государственные должности, по-нимаются лишь лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией и законами РФ, конституциями и уставами ее субъек-тов для непосредственного исполнения полномочий государствен-ных органов. Однако этим определением охватываются лишь дол-жности категории "А", которые по Закону об основах государствен-ной службы не относятся к категории государственных должнос-тей государственной службы, а лица, занимающие должности ука-занных категорий, не признаются государственными служащими государственной службы. Это означает, что концепция должност-ного лица, выраженная в УК РФ, еще не раскрывает его общего понятия.

Должностными лицами называются служащие, имеющие пра-во совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (например, издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы, совершать регистрационные действия, регистрацию предприятий и т. д.). К ним относятся также служащие, которые не совершают таких действий, но руководят деятельностью подчиненных им работников и упол-номочены предъявлять к ним обязательные к исполнению требова-ния (например, руководители многих структурных подразделений органов управления).

Однако понятие должностных лиц не сводится к руководителю. Руководители, хотя и являются ведущей частью, но все же есть раз-новидность должностных лиц, к которым относятся и иные катего-рии государственных служащих. Например, их заместители и др. Филиппов Г.Г. Социальная организация и политическая власти. - М., 1996. С. 120

Должностные лица совершают юридические действия властного характера, связанные с управлением людьми, но наделяются для этого разными по объему и характеру полномочиями. Наиболее широкими властными полномочиями обладают руководители госу-дарственных органов, предприятий, учреждений и организаций. Руководители принимают решения по различным вопросам их де-ятельности, а также меры поощрения и дисциплинарной ответствен-ности к подчиненным им работникам.

Среди должностных лиц особый статус занимают представи-тели административной власти. Это должностные лица, имеющие право предъявлять юридически-властные требования (давать пред-писания, указания) и применять меры административного воздей-ствия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении (напри-мер, главные санитарные врачи, работники милиции и др.).

Оперативный состав (функциональные работники) -- это слу-жащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую за-дачами данного органа, в качестве специалистов. Сюда входят спе-циалисты государственных органов, наделенные полномочиями в сфере осуществления государственно-властных функций, но не имеющие права совершать служебные юридически-властные акты в качестве средства управления людьми. Полномочия этой группы служащих позволяют им успешно выполнять работу, которая свя-зана с подготовкой решений, проработкой вопросов, требующих специальных знаний, опыта. К ним относятся экономисты, юрискон-сульты и др. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. -М. 1997. С. 26

К должностным лицам по рассматриваемому признаку относят-ся государственные служащие, замещающие высшие, главные, ве-дущие, старшие государственные должности, а также руководите-ли предприятий, учреждений, организаций и др.; к оперативному составу -- младшие государственные должности (референты 1, 2 и 3 класса) и т. д.

Оперативный состав, если учитывать дух закона, также мож-но отнести к должностным лицам, их разновидности. Но в силу свое-го статуса они не наделены полномочиями совершать действия, на-правленные на достижение юридических последствий, властным об-разом влиять на поведение других лиц. Поэтому выделение их в от-дельную группу является одновременно условным и обоснованным.

Оперативный состав служебного аппарата необходимо отличать от аналогичных категорий служащих, к нему не относящихся (вра-чей, преподавателей и др.). Отдельные служащие этой категории уполномочены на основе специальных знаний совершать действия, влекущие юридические последствия (например, врачи, поскольку они имеют право выдавать листки нетрудоспособности, в установ-ленных случаях рецепты на бесплатное получение лекарств). Дей-ствия таких служащих, влекущие юридические последствия, име-ют значение не только для их оценки с точки зрения юридической ответственности, но и оказывают управляющее воздействие на об-щественные отношения.

Вспомогательный состав -- служащие, служебная деятель-ность которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решений дан-ного органа. Их обязанности и права определяются задачами обес-печения служебной деятельности должностных лиц, оперативного состава путем создания условий, необходимых для выполнения ими служебных функций (технические секретари и т. д.). В обязаннос-ти служащих данной группы может входить совершение действий, имеющих юридическое значение. Например, регистрация поступа-ющих жалоб, ибо со дня совершения этого действия исчисляется срок рассмотрения жалобы.

Особую группу должностных лиц составляют граждане, не со-стоящие на государственной службе, но уполномоченные совершать действия, влекущие юридические последствия. Согласно Основам законодательства Российской Федерации о нотариате нотариальной деятельностью может заниматься гражданин Российской Федера-ции, получивший на ее осуществление лицензию. При осуществле-нии нотариальных действий нотариусы обладают равными права-ми, независимо от того, работают ли они в государственной нота-риальной конторе или занимаются частной практикой. Обязатель-ным для последних является то, что они должны быть членами но-тариальной палаты.

Федеральный Закон от 27 мая 2003 г. всех государственных служащих подразделяет на служащих федеральных служащих и служащих субъектов РФ.

Федеральный государственный служащий – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета

Соответственно государственный гражданский служащий субъекта РФ – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета субъекта РФ или за счет средств бюджета РФ.

Нанимателем федерального государственного служащего является РФ, государственного гражданского служащего субъекта РФ – соответствующий субъект РФ.

В широком смысле слова государственные служащие – это граждане РФ, осуществляющие государственные функции в государственных органах, а также служащие других государственных организаций, учреждений, предприятий,

В узком смысле слова государственный служащий занимает государственную должность только в государственном органе. По мнению законодателя, не является государственной службой деятельность Президента РФ, Председателя Правительства РФ, министров, губернаторов, судей и других лиц, занимающих политические государственные должности.

В соответствии со ст.7 Федерального Закона об основах государственной службы государственным служащим могут быть присвоены следующие квалификационные разряды:

Действительный государственный советник Российской Федерации 1,2,3-го класса - государственным служащим, замещающим высшие государственные должности государственной службы;

Государственный советник Российской Федерации 1,2,3-го класса -служащим, замещающим главные государственные должности государственной службы;

Советник Российской Федерации 1,2,3-го класса - государственным служащим, замещающим ведущие государственные должности государственной службы;

Советник государственной службы 1,2,3-го класса - государственным служащим, замещающим старшие государственные должности государственной службы;

Референт государственной службы 1,2,3-го класса - государственным служащим, замещающим младшие государственные должности государственной службы.

Присвоение квалификационных разрядов действительных государственных советников РФ, государственных советников РФ производится Президентом РФ.

Для отдельных видов государственной службы в соответствии с федеральными законами вводятся другие виды квалификационных разрядов, воинские звания, специальные звания, дипломатические ранги. Соответствие классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий устанавливается указом Президента РФ. Прохождение государственной службы отражается в личном деле государственного служащего. Сведения о государственных служащих, в том числе включаемых в резерв на выдвижение, вносятся в федеральный реестр государственных служащих и реестры государственных служащих субъектов РФ.


Классификация государственных служащих.

В административно-правовой литературе государственных служащих классифицируют по различным критериям, среди которых относительно часто используются следующие:

характер выполняемой работы;

органы, где работают служащие;

характер должностных функций;

масштаб деятельности органов, где работают служащие;

характер полномочий государственных служащих.

По характеру выполняемой работы государственные служащие подразделяются на служащих государственных органов, служащих государственных предприятий, учреждений и организаций, среди которых выделяют служащих-руководителей и служащих-специалистов, осуществляющих производственные и иные функции.

По органам, где работают служащие, их делят на служащих представительных органов, служащих исполнительных органов, служащих судебных органов и иных государственных органов.

По характеру должностных функций служащих подразделяют на руководителей, специалистов, вспомогательный обслуживающий персонал и технических исполнителей.

По масштабу деятельности органов , в которых работают государственные служащие, их подразделяют на федеральных служащих и служащих субъектов РФ.

По характеру полномочий государственные служащие делятся на вспомогательный персонал и должностных лиц.

К вспомогательному персоналу относятся государственные служащие, деятельность которых не влечет юридических последствий. Они обеспечивают деятельность должностных лиц (технические секретари, делопроизводители и др.)

Должностные лица - это государственные служащие, наделенные правом совершать юридически значимые действия властного характера. К ним относятся руководители, специалисты, а также представители исполнительной власти.

Руководители имеют подчиненных по службе лиц, пользуются в отношении последних правом найма, увольнения, принятия мер поощрения и дисциплинарного взыскания.

Специалисты (функциональные работники) осуществляют функции, требующие специальных знаний.

Представители исполнительной власти - это должностные лица, наделенные полномочиями предъявлять юридически властные требования, обязательные для исполнения гражданами, не подчиненными им по службе, а также должностными лицами или органами, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности (сотрудники милиции, государственной пожарной службы и др.).

Классификацию государственных служащих можно проводить и по таким критериям, как срок службы; требования, предъявляемые к уровню образования; квалификационные разряды и др.

Введение …………………………………………………………………….

1 Общие положения …………...........

1.1 Государственный служащий: понятие и виды………..

1.2 Условия назначения пенсии федеральным государственным гражданским служащим……………………………….

1.3 Стаж государственной службы …………………..

2 Пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих…

2.1 Понятие государственного гражданского служащего, его права и обязанности …………

2.2 Пенсионное обеспечение федеральных государственных гражданских служащих……………………………………………………………………

2.3 Пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих субъектов РФ

Заключение ………………………………………………………………..

Глоссарий…………………………………………………………………….

Список сокращений …………………………………………………….

Список использованной литературы ……………………….…...

Приложение……………………………………………………………...….

ВВЕДЕНИЕ

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При общем равенстве прав на социальное обеспечение для отдельных категорий граждан, исходя из особенностей их правового положения, законодательством предусмотрен иной, отличный от общего, порядок социального обеспечения. Одной из таких категорий являются государственные гражданские служащие.

Специфика государственной службы в РФ как профессиональной служебной деятельности граждан РФ по обеспечению исполнения соответствующих полномочий органов государственной власти предопределяет особый правовой статус государственных служащих. Исходя из особенностей этого статуса, обусловленных характером выполняемой государственными служащими деятельности, предъявляемыми к ним квалификационными требованиями, вводимыми ограничениями, связанными с государственной службой, законодатель вправе с помощью специального правового регулирования устанавливать для государственных служащих определенные социальные гарантии в зависимости от вида, продолжительности, условий прохождения государственной службы и положения, занимаемого конкретной категорией государственных служащих в иерархических системах федеральной государственной службы и государственной службы субъектов РФ.



Конституция РФ закрепляет право граждан на равный доступ к государственной службе, из ее статей 19, 32 и 37 вытекает и право граждан на равный доступ к муниципальной службе. Федеральный законодатель, в компетенцию которого входит установление видов пенсий и доплат к ним, определение оснований приобретения права на получение пенсий отдельными категориями граждан и правил исчисления размера соответствующих выплат, должен гарантировать соблюдение минимального правового стандарта пенсионного обеспечения всех муниципальных служащих и одновременно - не допускать произвольное, чрезмерное повышение уровня пенсионного обеспечения. При этом периодически в литературе поднимается вопрос о том, не являются ли дополнительные социальные гарантии для государственных служащих необоснованными привилегиями.

Таким образом, важность вопросов правового регулирования реализации права государственных гражданских на пенсионное обеспечение, а также осуществляемое реформирование системы пенсионного обеспечения (как в целом, так и применительно к государственной гражданской службе) определили выбор темы, объекта, предмета, целей и задач курсовой работы.

Цельюдипломной работы является изучение правового регулирования пенсионного обеспечения в системе государственной гражданской службы в качестве одной из основных государственных гарантий.

Цель исследования определила необходимость решения следующих задач:

Исследовать вопросы пенсионного обеспечения федеральных государственных гражданских служащих;

Проанализировать особенности пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъектов РФ;

По результатам исследования сформулировать выводы и предложения.

Объектом исследования являются общественные отношения, касающиеся пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проходивших государственную гражданскую службу.

Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие отношения по государственному пенсионному обеспечению государственных гражданских служащих, а также складывающаяся на их основе правоприменительная практика.

Для решения поставленных задач использовались общие научные методы исследования, такие как системно-структурный и логический, анализ источников и научной литературы, специально-юридические и др.

Нормативной базой при написании работы послужила Конституция РФ, Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ и другое законодательство, касающееся темы исследования, судебная практика, касающаяся вопроса исследования. Теоретической основой явились работы таких авторов как Ю.В. Белянинова, Н.И. Воробьев, В.А. Галкин, Л.В. Куревина, М.М. Мокеев, И.Н. Осипова, А.Н. Петров, А.Б. Юдина и др.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка сокращений и списка использованных источников.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

Согласно Федеральному Закону от 27.05.2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации» федеральным государственным служащим является гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должностях федеральной государственной службы (гражданской, военной, правоохранительной) и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета, а государственный гражданский служащий субъекта Федерации - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должностях государственной гражданской службы субъекта Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Федерации. В случаях, предусмотренных Федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.

Российская Федерация является нанимателем федерального государственного служащего, а соответствующий субъект РФ -- нанимателем государственного гражданского служащего субъекта РФ.

В узком понимании государственный служащий -- это лицо, занимающее должность государственной службы, т. е. должность в системе структурных подразделений государственной администрации, и выполняющее на возмездных началах (за вознаграждение, заработную плату, денежное содержание) функции этого государственного органа (управленческие, властные, правоохранительные, обеспечивающие осуществление судебной власти).

Итак, понятие «государственный служащий» можно определить следующими признаками.

1. Государственный служащий - это физическое лицо, гражданин РФ не моложе 18 лет, владеющий государственным языком, имеющий профессиональное образование и соответствующий квалификационным требованиям, установленным соответствующим федеральным законом. Государственный служащий является одной из сторон государственно-служебного правоотношения. Между государственным органом и служащим заключается трудовой договор , согласно которому служащий выполняет полномочия государственного органа, государственные функции, решает специальные задачи для достижения определенной цели государственного строительства, а государство (государственный орган), в свою очередь, имеет обязанности перед служащим: устанавливает и обеспечивает его права и интересы, социально-правовые гарантии, ответственность, обязуется выплачивать денежное содержание и т. д.

2. Государственный служащий должен отвечать требованиям законодательства о государственной службе, т. е. положениям конкретного закона о соответствующем виде государственной службы.

3. Государственный служащий занимает оплачиваемую должность государственной службы в установленном законом порядке. Специальные федеральные законы определяют содержание деятельности служащего, его правовое положение, цели, задачи и основные направления деятельности, права, обязанности, ограничения, запреты, ответственность, гарантии и т. д. Должности государственной службы могут занимать только государственные служащие.

4. Государственному служащему присваивается в установленном законом порядке классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание.

5. Государственный служащий выполняет государственные функции, полномочия государственных органов, решает государственные задачи в экономической, социальной, административно-политической сфере (финансовая деятельность государства, развитие культуры, обеспечение общественного порядка и безопасности, таможенное и банковское дело, налогообложение, борьба с правонарушениями, внутренние дела, внешнеполитическая деятельность и т. д.).

6. Государственный служащий совершает во многих случаях действия (например, принимает управленческие решения, налагает взыскания), которые вызывают определенные юридические последствия.

7. Деятельность государственных служащих носит, как правило, непроизводственный характер. Она воздействует на сознание людей, влияет на экономическую жизнь, на технологические процессы производства, организацию и деятельность трудовых коллективов.

Исходя из всего вышеизложенного можно заключить, что определение понятия «государственный служащий» является прерогативой государства. На современном этапе законотворчества данное понятие получило законченную юридическую форму, что является несомненным шагом вперёд, по сравнению с советским периодом, когда понятие госслужащего было сильно размыто ввиду объективных причин (ввиду отсутствия института частной собственности любой гражданин мог быть частично признан госслужащим, т.к. государство являлось единственным субъектом трудовых правоотношений, имеющим полномочия работодателя.

В зависимости от вида государственной власти, в органах которой замещают должности государственные служащие, можно различить работающих:

В представительных органах;

Судебных органах;

Органах исполнительной власти;

  • Государственная служба в системе власти и государственного управления
    • Концепция дихотомии государственной власти
    • Политическая власть и государственная служба: общее и особенное
    • Государственное управление как основная функция государственной гражданской службы
  • Теоретико-методологические основы государственной службы
    • Общенаучные подходы к теории государственной службы
      • Структура теории и методологии государственной службы
    • Понятие «государственная служба»
    • Характер государственной службы
      • Цели, задачи, функции государственной гражданской службы
  • Государственная служба как социально- правовой институт и профессиональная служебная деятельность
    • Государственная служба как социальный институт
    • Государственная служба как правовой институт
    • Государственная служба как профессиональная служебная деятельность
      • Профессиональная деятельность применительно к государственной службе
  • Система государственной службы Российской Федерации
    • Сущность и структура системы государственной службы современной России
    • Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации
  • Федеральная государственная гражданская служба: сущность, структура, особенности
    • Федеральная государственная служба: понятие, отличительные черты, функции
    • Структура и особенности федеральной государственной службы
    • Специфика организации и функционирования гражданской службы в федеральных органах государственной власти
      • Государственная служба федеральной исполнительной власти
      • Государственная служба судебной ветви власти
  • Государственная служба субъектов Российской Федерации
    • Конституционные основы функционирования органов государственной власти субъектов РФ
    • Правовое регулирование и организация государственной гражданской службы субъектов РФ
    • Сравнительный анализ федерального законодательства и законодательства субъектов РФ по вопросам государственной гражданской службы
      • Поступление (прием) на государственную гражданскую службу
      • Правовое положение гражданского служащего субъекта РФ
  • Государственный служащий: понятие, классификация
    • Государственный служащий: понятие, признаки
    • Классификация государственных служащих Российской Федерации
  • Должности государственной гражданской службы Российской Федерации
    • Должности государственной службы: понятие
      • Признаки государственной должности
    • Классификация должностей государственной гражданской службы Российской Федерации
      • Квалификационные требования к должностям
    • Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы
  • Прохождение государственной гражданской службы
    • Теоретические основы прохождения государственной службы
    • Основные типы процесса прохождения государственной службы
    • Правовые и организационные основы прохождения государственной службы Российской Федерации
      • Организация прохождения государственной службы
  • Социальный и правовой статус государственного служащего России
    • Статус государственного служащего: понятие и классификация
    • Сущность и признаки социального статуса государственного служащего
    • Правовой статус государственного гражданского служащего Российской Федерации
      • Основные обязанности гражданского служащего
      • Ограничения, связанные с гражданской службой
      • Запреты, связанные с гражданской службой
  • Государственные гарантии и ответственность на гражданской службе Российской Федерации
    • Основные и дополнительные государственные гарантии гражданских служащих
    • Поощрения и дисциплинарные взыскания на гражданской службе
  • Управление государственной службой
    • Концептуальные основы управления государственной службой
      • Субъекты и объекты управления
    • Система управления государственной службой Российской Федерации
      • Федеральный уровень управления
      • Уровень управления субъектов РФ
    • Повышение эффективности системы управления государственной службой России
  • Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации
    • Теоретические основы реформирования государственной службы
    • Правовые основы реформирования системы государственной службы современной России. Федеральная программа реформирования
    • Основные направления реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации
    • Проблемы и перспективы развития государственной гражданской службы Российской Федерации
  • Государственная кадровая политика и кадровая доктрина
    • Теоретические основы государственной кадровой политики
    • Приоритетные направления государственной кадровой политики Российской Федерации
    • Кадровая доктрина. Проблемы государственной кадровой политики в современной России
  • Правовые основы и субъектно-объектная база государственной кадровой политики
    • Правовые основы государственной кадровой политики и кадровой деятельности современной России
    • Субъекты и объекты государственной кадровой политики
      • Объекты государственной кадровой политики
  • Основные принципы и механизмы реализации государственной кадровой политики
    • Основные принципы реализации государственной кадровой политики
    • Механизмы реализации государственной кадровой политики в системе государственного управления
      • Механизм нормативно-правового обеспечения кадровой политики
      • Механизм организационного обеспечения кадровой политики
      • Научно-исследовательский механизм кадровой политики
  • Государственная кадровая политика в системе государственной гражданской службы
    • Сущность, задачи и принципы кадровой политики
    • Приоритетные направления кадровой политики и кадровой работы
    • Развитие кадрового состава гражданской службы Российской Федерации
  • Кадровая работа и кадровая служба государственного органа
    • Кадровая работа в государственном органе: сущность и содержание
    • Кадровая служба государственного органа
  • Формирование кадрового состава гражданской службы
    • Квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы
    • Теоретические и организационные основы отбора персонала
    • Способы замещения государственных должностей
  • Кадровые технологии оценки персонала государственной гражданской службы
    • Теоретические основы оценки персонала государственной службы
      • Методика оценки персонала государственной службы
    • Конкурс и испытание при поступлении на гражданскую службу
    • Аттестация на гражданской службе
      • Квалификационный экзамен гражданских служащих
  • Формирование и подготовка кадрового резерва на государственной службе
    • Концептуальные, правовые и организационные основы формирования кадрового резерва
    • Порядок формирования и подготовки кадрового резерва
    • Особенности формирования резерва управленческих кадров
      • Программа формирования резерва управленческих кадров города Москвы
  • Управление служебно-деловой карьерой
    • Служебно-деловая карьера: сущность, классификация, этапы
      • Продвижение по службе
    • Стратегия, тактика и технологии управления служебно-деловой карьерой
      • Кадровые технологии
    • Факторы служебного роста
  • Профессиональное развитие. Дополнительное профессиональное образование кадров гражданской службы
    • Правовая база и принципы профессионального развития гражданских служащих
    • Организация дополнительного профессионального образования
    • Государственный заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации гражданских служащих
  • Коррупция в органах государственной власти
    • Сущность коррупции как социального явления
      • Аспекты коррупции
    • Причины и формы распространения коррупции в органах государственной власти
      • Формы проявления коррупции
    • Правые основы и меры противодействия коррупции в системе государственной службы
    • Организационные меры противодействия коррупции на государственной службе
  • Нравственные основы государственной службы и кадровой политики
    • Нравственные принципы кадровой политики и служебной деятельности государственных служащих
    • Требования к служебному поведению гражданских служащих. Урегулирование конфликта интересов
    • Принцип служения государству и обществу
    • Нравственные проблемы государственных служащих
  • Зарубежный опыт государственной службы и кадровой политики
    • Современный европейский опыт организации государственной гражданской службы
      • Государственная гражданская служба в Великобритании
      • Государственная гражданская служба во Франции
      • Государственная гражданская служба в ФРГ
    • Управление государственной службой в зарубежных странах
    • Кадровый менеджмент на государственной службе в странах Запада
      • Кадровая политика на государственной службе во Франции
      • Кадровая политика на государственной службе в Великобритании
      • Кадровая политика в сфере государственной службы в США
    • Современный зарубежный опыт формирования кадрового резерва на государственной службе
  • Опыт государственной службы и кадровой политики России
    • Государственная служба в царской России
    • Карьерная политика и прохождение государственной службы в царской России
    • Государственная служба в партийно-советский период

Государственный служащий: понятие, признаки

Понятие и термин «государственный служащий» имеют в практике отечественного государственного строительства свою историю.

Впервые эта категория людей появилась в России под общим названием «служилые люди» в XV в. Служилые люди - дворяне находились на службе у государя и Русского государства, получая за службу не денежное жалованье, а земельный надел с крестьянами - поместье.

Реформы Петра Первого изменили «государеву службу», и вместо «служилых людей» в России появился правовой институт государственной службы и появилась категория «чиновников». Чиновник служил государю и отечеству и был жалован чином, денежным содержанием в соответствии с Табелью о рангах. Табель о рангах содержала 14 чинов - воинских (сухопутных, гвардейских, морских, артиллерийских), статских (гражданских) и придворных.

На статской службе табельный чиновник поэтапно проходил такие должности, как асессор, регистратор в провинции, регистратор коллегии, секретарь в провинции, секретарь коллегии, советник в коллегии, титулярный советник, советник сената, секретарь сената, президент коллегии, тайный советник, генерал-прокурор, действительный тайный советник, канцлер.

В советские времена официального понятия «государственный служащий» не существовало. Эта категория не имела в СССР правового статуса, предметного содержания и потому законодательно не нормировалась, не исследовалась и учеными. Поэтому в СССР отсутствовали концептуальные и правовые основы этого понятия, хотя существовал большой аппарат государственных, партийных, комсомольских и профсоюзных работников.

Советская Конституция устанавливала социальную структуру общества включавшую в себя только три социальные категории: рабочие, колхозники (крестьяне) и служащие. Безусловно, здесь превалировал не научный или социальный, а политический подход. Понятием «служащий» обозначали всех, кто занимался умственным (нефизическим) трудом и кого нельзя было включить в ту пору в престижные социальные группы рабочих и крестьян. К государственным служащим относили не только работников советских государственных органов (работников госаппарата), но всех тех, кто состоял на службе у государства и не работал на производстве - военных, врачей, учителей. Более того, в эту категорию включались и работники негосударственных структур - аппарат партийных, комсомольских, профсоюзных органов и организаций. Наука не пыталась выяснить различие между понятиями «служащий» и «государственный служащий».

И тем не менее на исходе советской эпохи в социологии сформировались подходы к определению понятия «государственный служащий». В широком смысле оно трактовалось так: государственный служащий - это профессиональный работник умственного труда любой государственной организации. В узком смысле - это профессиональный управленец органов государственной власти. Заметим, что в постсоветское время утвердился второй подход - государственный служащий в узком смысле слова, что было в 1995 г. закреплено законодательно.

Впервые нормативное определение понятия «государственный служащий» было дано в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» 1995 г. № 119-ФЗ. Закон устанавливал, что государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта Федерации.

Позднее Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации 2001 г. дала более расширенную трактовку данного понятия: государственный служащий - это гражданин Российской Федерации, приверженный интересам служения обществу и государству, обладающий надлежащими качествами и профессиональной подготовкой, исполняющий обязанности по замещаемой должности государственной службы на основе служебного контракта, получающий денежное содержание за счет средств соответствующего бюджета, соблюдающий ограничения, связанные с государственной службой, и требования, содержащиеся в должностном регламенте государственного служащего, и несущий ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных (служебных) обязанностей.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» № 58-ФЗ разделяет понятие «государственный служащий», выделяя два их вида: «федеральный государственный служащий» и «государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации».

Федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

Государственный гражданский служащий субъекта РФ - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

В развитие данного понятия Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ даст определение понятия «гражданский служащий»: гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета Российской Федерации.

Подчеркивается, что нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, а государственного служащего субъекта РФ - субъект РФ.

Можно дать и теоретическое определение понятия государственного служащего: государственный служащий - это физическое лицо, имеющее гражданство РФ, назначенное в установленном нормативными актами порядке на должность государственной службы и возмездно исполняющее служебные обязанности в объеме предоставленных по ней полномочий.

Сущностные признаки государственного служащего. Рассмотрим признаки государственного служащего Российской Федерации, отмеченные в статьях и нормах федеральных законов. Одновременно это и требования, предъявляемые к государственному служащему или претенденту на это звание.

Гражданство Российской Федерации . Институт гражданства регулируемый Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» 2002 г., представляет собой устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. По закону государственным служащим России может быть только гражданин РФ. Приобретение гражданства другого государства (или двойное гражданство) не позволяет находиться на российской государственной службе, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Исключение составляет только военная служба по контракту в Российских Вооруженных силах - законодательство позволяет иностранцам (из стран СНГ) поступать на контрактную военную службу России на должности солдат, сержантов и старшин сроком на пять лет.

Наличие должности государственной службы , главный, на наш взгляд, признак. Под исполнением обязанностей по должности государственной службы следует понимать осуществление служащим своих должностных полномочий. Назначение на должность осуществляется представителем нанимателя на конкурсной или внеконкурсной (где это разрешается законом) основе. На отдельные высшие должности государственной службы РФ назначает Президент РФ. Так, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, и их заместители назначаются и освобождаются от должности указами Президентом России. Правительство РФ назначает на должность заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств. Основная же часть федеральных государственных служащих и гражданских служащих субъектов РФ назначается на должности приказом по государственному органу.

Должность государственной службы должна быть включена в Реестр должностей федеральной государственной службы или в реестры должностей государственной гражданской службы субъекта РФ, которые вместе составляют Сводный реестр должностей государственной службы Российской Федерации.

Наличие акта (приказа) руководителя государственного органа или его структурного подразделения о назначении на должность, а также подписанного служебного контракта . Издание акта (приказа) руководителя должно предшествовать заключению служебного контракта, а не наоборот. В данном случае законодатель отдаст приоритет правам гражданина. Заключая служебный контракт, поступающий на государственную службу должен быть уверен, что его назначение уже состоялось.

Служебный контракт, представляющий собой соглашение между представителем нанимателя и гражданином о прохождении государственной службы и замещении должности, устанавливает права и обязанности сторон. В законодательстве институт служебного контракта обстоятельно отрегулирован.

Служащий добровольно берет на себя обязательства по прохождению государственной службы . Необходимость личного волеизъявления служащего для прохождения государственной службы подтверждает демократизм существующей системы государственной службы России. В Российской Федерации согласно Конституции запрещен принудительный труд, что в полной мере распространяется на государственную службу (кроме военной по призыву на срочную службу).

Денежное содержание из государственного бюджета - федерального или регионального . Компенсацию за свою службу государственный служащий получает от государства в денежной форме, которая имеет различное обозначение в зависимости от вида государственной службы - денежное содержание, вознаграждение, довольствие. Получение денежного содержания только за счет средств государственного бюджета устраняет опасность финансово-экономического давления на госслужащих и их подкупа со стороны коммерческих и иных негосударственных структур или физических лиц. Централизованное государственное финансирование работников государственного аппарата в определенной мере создаст заслон таким негативным явлениям, как лоббирование и коррупция.

Существуют и другие признаки государственного служащего Российской Федерации. Это касается, в частности, квалификационных требований, возраста (18-65 лет), владения государственным языком, состояния здоровья служащего, запретов и правоограничений, связанных с гражданской службой.

Так, государственный гражданский служащий не может быть принят и находиться на государственной гражданской службе в случае:

  • его выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
  • предоставления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
  • избрания или назначения госслужащего на государственную должность РФ или субъекта РФ (например, депутатство) или избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
  • избрания на оплачиваемую должность в профсоюзном органе.

Государственный служащий - это лицо, профессионально осуществляющее служебную деятельность на должностях государственной службы по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов, государственных органов, а так же лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации и субъектов РФ, а так же получающее денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта РФ.

В узком понимании ГОСУДАРСВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ- это лицо, занимающее должность государственной службы.

В зависимости от характера полномочий, определяющих роль государственных служащих в осуществлении государственно-властных функций, они делятся:

а) на должностных лиц;

б) оперативный состав (так называемый функциональный состав)

в) вспомогательный персонал.

Должностными лицами называются государственные служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия

Оперативный состав (функциональные работники) – это государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа в качестве специалистов

Вспомогательный персонал – государственные служащие, служебная деятельность которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решений данного органа.

30. Дисциплинарная ответственность государственных служащих.

Дисциплинарная ответственность- это применение мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за виновные нарушения правил государственной службы, не преследуемые в уголовном порядке. К государственным служащим она применяется на общих с другими гражданами основаниях (равенство перед законом, едина процессуальная форма рассмотрения дел о правонарушениях и т п). Характер профессиональной деятельности гос служащих предопределяет некоторые особенности регулирования их ответственности.

Нормативными актами регулирующими этот вид юридической ответственности, являются: ФЗ «Об основаниях государственной службы РФ», «Дисциплинарный устав Вооруженных Сил, Дисциплинарный устав таможенной службы, Положение о прохождении службы в органах внутренних дел, Прохождение службы в органах налоговой полиции и другие. Они устанавливают основания ответственности, виды дисциплинарных взысканий, права органов государственной власти и руководителей по наложению этих взысканий, а так же порядок их применения и обжалования с учетом конкретных условий государственной службы.

Видами дисциплинарных взысканий являются:

Замечание

Строгий выговор

Предупреждение о неполном служебном соответствии

Увольнение

Дисциплинарное взыскание налагается органом или руководителем, имеющим право назначать служащего на государственную должность.

Государственный служащий,допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц) до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания.