Раздел земельного участка находящегося в муниципальной собственности. Участок в муниципальной собственности – делим правильно

Собственник при определенных обстоятельствах может задуматься о разделе своего земельного участка. Но, чтобы разделить участок нужно знать требования закона к исходному и образуемым земельным участкам.

Если земельный участок сдан в аренду…

Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих случаях:

1) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям;

2) образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел земельного участка в обязательном порядке;

3) образование земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд.

Какое разрешенное использование будет у образуемых земельных участков?

Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельного участка, из которого при разделе образуются земельные участки.

Когда прекратит существование исходный (разделяемый) земельный участок?

Земельный участок, из которого при разделе образуются новые земельные участки (исходный земельный участок), прекращает свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из него земельные участки . Исключение составляют 2 случая :

  1. Раздел земельного участка, предоставленного некоммерческой организации , созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства, огородничества или дачного строительства либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, (измененный земельный участок ).
  2. При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности , могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах .

Право собственности на образуемые в результате раздела земельные участки

При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки .

При разделе земельного участка, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют право общей собственности на все образуемые в результате такого раздела земельные участки, если иное не установлено соглашением между такими участниками .

Раздел земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

В целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:

1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить при разделе;

2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок , если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Если был установлен сервитут

Сервитуты, установленные в отношении земельных участков, из которых при разделе образуются земельные участки, сохраняются в отношении образуемых земельных участков в прежних границах .

Возникновение и сохранение прав, обременений (ограничений) на образуемые земельные участки

У лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного пользования земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного пользования на образуемые земельные участки.

В случае образования земельных участков из земельного участка, используемого на основании договора аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Требования к образуемым земельным участкам

Образуемые в результате раздела земельные участки должны соответствовать предельным минимальному и максимальному размерам земельного участка , которые определяются градостроительными регламентами.

Как правило, предельные минимальный и максимальный размеры земельного участка устанавливают Правила землепользования и застройки территории, либо закон субъекта РФ.

Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Не допускается раздел земельного участка, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам.

Собственники земельных участков, оценивая перспективы их использования, порой задумываются о том, что вряд ли возникнут проблемы, если участок придётся разделить на две или несколько частей, чтобы продать одну из них, подарить, оставить в наследство или передать в случае семейного развода.

Размышления житейские и вполне оправданные. Но раздел участка может получиться не всегда, так как одни из них считаются делимыми, а другие попадают в группу неделимых, раздел которых запрещён. Так установлено Гражданским кодексом РФ (пункт 1 статьи 133) и Земельным кодексом РФ (пункт 2 статьи 39.20).

Чем определяется градация участков на делимые и неделимые?

Делимость и неделимость участков определяется их спецификой, отражённой в целевом назначении земли, а оно, в свою очередь, зависит от природных особенностей территории, её ландшафта, плодородия, от возможности использования получающихся при разделе частей в качестве самостоятельных участков, но с сохранением их характеристик, соответствующих исходному назначению земли.

Участки, не теряющие своей сущности после их раздела на меньшие территории, относятся к делимым. Образующиеся новые участки соответствуют тому же целевому назначению, что и исходный участок.

Участки, раздел которых может вызвать нарушение режима использования, требующего изменения целевого назначения, являются неделимыми.

К примеру, участок для ИЖС, даже при наличии на нём дома, в котором проживают 2 семьи, можно разделить, но выполнить это придётся совместно с разделом дома. Тем не менее, от размера получающихся частей участка будет зависеть, останутся они они ли в долевой собственности (то есть исходный участок оказался неделимым) или могут стать самостоятельными (исходный участок - делимый).

Участок под многоквартирным жилым домом неделимый. Его можно разделить только в долях между собственниками жилья пропорцинально площадям их квартир, так как выделить земельные доли в самостоятельные участки (реальные доли) не получится ни физически, ни юридически. Невозможно выделить в натуре квартиру, скажем, на 8-м этаже многоквартирного дома вместе с частью земельного участка. Такая же ситуация будет и с земельными участками и помещениями в производственных и административных зданиях.

Особое положение в задачах раздела занимают земли сельскохозяйственного назначения, среди которых, например, земли, отведённые для ведения крестьянских (фермерских) хозяйств, считаются вообще неделимыми (пункт 1-2 статьи 9 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве)». Раздел прочих сельхозземель должен происходить так, чтобы самый малый образуемый участок не был по площади меньше установленных норм.

На возможность раздела участка влияет также наличие наложенных на него обременений, которые могут распространяться или на всю территорию участка, или затронуть только её часть. В зависимости от вида обременений участок может быть неделимым, то есть на его раздел будет наложен запрет, или, напротив, делимым, если существующие обременения не становятся препятствием для раздела.

В числе обремений могут быть:

  • обременения, связанные с правом пользования землёй:
    • сервитут
    • запрет на размещение объектов в охранных зонах
  • ограничения по распоряжению участком:
    • ипотека
    • долгосрочная аренда свыше 1 года
    • доверительное управление
    • арест по решению суда
    • концессия
  • обременения, связанные не с землей, а с находящимися на ней объектами недвижимости, имеющими статус памятников культуры

При наличии обременений и ограничений становятся важными или срок, или точные временные границы их действия, оценка которых позволит прийти к пониманию возможности раздела.

Резюме

Неделимый земельный участок - это участок, в отношении которого невозможно установить право собственности на его отдельную часть, то есть участок выступает объектом права в целом:

  • объектом права единственного собственника участка
  • объектом общей собственности, если у земельного участка есть несколько собственников
  • при наличии здания на участке, находящегося в собственности нескольких лиц, правом на земельный участок может быть только общая собственность (пункт 2 статьи 39.20 ЗК РФ)

Делимый участок - участок, на отдельные части которого, можно установить право собственности, причём эти самостоятельные части, полученные при разделе обладают следующими признаками одновременно:

  • не нарушают режим использования
  • имеют площади и границы
  • выступают объектами права их собственников

Когда закон разрешает раздел земельного участка, а когда запрещает?

Если участок является делимым, тогда как его можно разделить? Существуют ли какие-то правила? Что нужно учесть при разделе?

Да, и правила есть, и учесть много чего придётся, и сделать. Лучше ознакомиться со всем этим заблаговременно, чтобы не потратить впустую ни время, ни деньги на топографические работы, подготовку проектных материалов и разные согласования, получив в итоге отрицательный ответ из Росреестра.

Градостроительные регламенты вводят конкретику в использование земли в соответствии с её назначением. На основе градрегламентов на территориях населённых пунктов и за их границами земельные участки группируются в территориальные зоны (зоны жилого строительства, сельскохозяйственные или производственные зоны, зоны размещения деловых и коммерческих объектов и т.д.).

Каждая территориальная зона объединяет участки с идентичным характером использования и застройки. Под ним понимается вид разрешённого использования земельного надела - для ИЖС, ЛПХ, под размещение магазина или производства, для ведения садоводства, огородничества или фермерского хозяйства и т.д..

Кроме этого, градостроительные регламенты ужесточают ситуацию с застройкой, устанавливая предельные размеры участков для каждого из видов их использования, определяют параметры строительства объектов или налагают на это строительство запрет, как, например, на полевых участках для ведения ЛПХ.

Предельные размеры участков являются тем главным маяком, на который нужно ориентироваться, приступая к анализу вопроса о разделе делимого участка. Именно предельные размеры «говорят» о том, что площади участков, образуемых после раздела, должны попадать в диапазон площади, определённый для того или иного вида разрешённого использования (ВРИ). Иными словами, образуемые участки не должны быть меньше минимальной и больше максимальной площадей.

Если такое условие выполнимо, то раздел участка, выдел его части из общей либо доли из об общедолевой собственности (при согласии на это всех дольщиков) позволит определить чёткие границы образующихся участков на местности и преобразовать их в самостоятельные участки, никак и ничем не нарушающие своё изначальное целевое использование, одним словом, не вызывающие необходимость изменения категории земль и изменения их ВРИ. Все эти требования к земельным участкам, образуемым в ходе раздела, изложены в статье 11.9 Земельного кодекса РФ.

Вывод 1

Не допускается раздел земельного участка или выдел в натуре доли в праве собственности на общий земельный участок, если:

  1. существует запрет на раздел земли (например, не могут разделяться участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства)
  2. при разделе или выделе земельной доли образуются земельные участки, площадь которых оказывается меньше минимальных размеров земельных участков, предусмотренных градостроительным регламентом
  3. размеры образованных земельных участков превышают максимальные размеры земельных участков, предусмотренные градостроительным регламентом
  4. к образуемым участкам не обеспечиваются собственные подъезды и подходы.

Вывод 2

Итоги раздела исходного участка или выдела в натуру части из совместной и доли из общедолевой собственности должны быть такими:

  1. образуются меньшие по площади, но соответствующие предельным размерам, самостоятельные участки
  2. изначальный участок прекращает своё существование и снимается с учёта в ГКН
  3. у собственника, несмотря на юридическое исчезновение объекта, право собственности сохраняется (он становится собственником всех земельных участков, появившихся в результате раздела)
  4. если делится земельный участок находящийся в общей собственности:
    • участники общей собственности могут сохранить право общей собственности на все образованные участки
    • по заключённому соглашению участники долевой собственники могут оформить право собственности на свои выделенные доли, утрачивая право долевой собственности
    • земельный участок, из которого осуществлён выдел, сохраняется в изменённых границах (изменённый земельный участок)
    • размеры образованных участков соответствуют предельным нормам, установленным местными органами власти

Самостоятельность участка - что это означает?

Самостоятельность участков, полученных при разделе, как и самостоятельность изначального участка, характеризуется несколькими чертами:

  1. определённостью местоположения каждого образованного участка, установленного при проведении кадастровых работ, уточняющих местоположение границ земельного участка и местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в (ЕГРН
  2. соответствием каждого меньшего участка виду разрешённого использования основного участка
  3. наличием опредёлённой площади каждого меньшего участка, размер которой лежит в интервале между минимальным и максимальным значениями, установленными в соответствии с принятыми ПЗЗ
  4. технологической и производственной возможностью ведения на каждом меньшем участке той деятельности, что была разрешена для основного участка
  5. технологической и производственной возможностью производства сельхозпродукции на участках:
    • для ведения личного подсобного хозяйства
    • для деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства

Требование о минимальной и максимальной площадям участков, образуемых при разделе исходного, не распространяется на случаи выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок для ведения ЛПХ или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, если основной деятельностью на них является или станет:

  • садоводство
  • овощеводство
  • цветоводство
  • виноградарство
  • семеноводство
  • птицеводство
  • пчеловодство
  • товарное рыбоводство
  • другая деятельность, соотвествующая назначению участка

Так установлено ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (статья 4 ФЗ № 101)

Раздел земельного участка и выдел земельной доли из совместной или общедолевой собственности на практике

Рассмотрим ситуации раздела частных земель (участков в собственности физических и юридических лиц) и выдела земельной доли (долей) из участков, находящихся в совместной или общедолевой собственности:

  • участков, расположенных на землях населённых пунктов (ИЖС, ЛПХ, дачных участков, участков для огородничества, для гаражей и участков всех других видов использования)
  • дачных, садовых участков, участков для огородничества, расположенных на землях сельхозназначения

Земельный участок, который планируется разделить или из которого необходимо выделить в натуру долю (доли) или часть, когда он является общедолевой или совместной собственностью нескольких владельцев, должен отвечать ряду требований:

  1. стоять на кадастровом учёте
  2. иметь границы
  3. не иметь обременений и ограничений, накладывающих запрет на проведение раздела

Разделение земельного участка - процесс образования нескольких самостоятельных участков в границах изначального участка, в ходе которого:

  • прекращается первичная целостность и существование исходного участка
  • целевым назначением и разрешённым использованием образуемых земельных участков становятся целевое назначение и разрешённое использование исходного земельного участка
  • производится государственный кадастровый учёт образованных земельных участков и регистрация права собственности на образованные земельные участки

Процедура раздела участка состоит из 4-х этапов:

  1. составление соглашения собственника (собственников) на раздел участка или выдел части из совместного или доли (долей) из общедолевого исходного участка
  2. межевание, проводимое профильной лицензированной компанией, занимающейся определением границ и площадей земельных наделов и подготовкой межевых дел, выполняемая на основании заявления правообладателя земельного участка и заключённого с ним договора подряда
  3. присвоение почтовых адресов образуемым участкам
  4. постановка образованного участка (участков) на государственный кадастровый учёт с дальнейшей регистрацией права собственности

1. Соглашение собственников на раздел участка или выдел земельной доли из совместной или общедолевой собственности

Соглашение о разделе земельного надела заключается между всеми его собственниками. По их желанию оно может быть удостоверено нотариально.

Если участком владеет несколько собственников совместно (даже если это супруги) или он находится в совместной или общедолевой собственности, межевание и постановка образованных участков на государственный кадастровый учёт могут происходить только после представления соглашения, подписанного собственниками участка и собственниками земельных долей, в мирном порядке.

Соглашение о разделе земельного участка может быть составлено в простой письменной форме, содержащей следующие сведения:

  • данные о всех собственниках земельного участка (паспортные сведения, адреса места жительства)
  • адрес земельного участка
  • кадастровый номер исходного земельного участка
  • подтверждение согласия всех собственников на раздел участка
  • место оформления соглашения
  • дата подписания соглашения

Если участок находится в совместной или общедолевой собственности раздел земельного участка осуществляется пропорционально принадлежащим собственникам земельных долям в праве общей собственности. В соглашении о разделе земельного участка и прекращении долевой собственности помимо перечисленных выше сведений указывается размер доли в общем праве, наименование и реквизиты правоустанавливающего документа и записи в ЕГРН. Отражается также порядок распределения между собственниками расходов на межевание, подготовку межевого дела и государственной регистрации права собственности на принадлежащую им после раздела часть земельного участка.

В случае отсутствия согласия хотя бы одного из сособственников участка его раздел или выдел земельной доли (долей) может проводиться только после положительного судебного решения, определяющего порядок распределения частей исходного участка. Судебное решение, как понятно, должно быть представлено в землеустроительную организацию, проводящую межевые работы.

2. Межевание

Межевание исходного участка проводится в тех случаях, когда имеющиеся в ГКН сведения об исходном участке оказываются недостаточными для точного определения его границ.

Выполнять межевание может только лицензированная землеустроитительная организация. Собственник (собственники) участка должны подать в неё заявление и заключить с нею договор подряда, предоставив согласие о разделе

До начала межевания проводятся подготовительные работы, в ходе которых кадастровый инженер землеустроительной компании

  • получает кадастровую выписки из Государственного кадастра недвижимости (ГКН) на исходный участок
  • получает кадастровый план территории
  • знакомится с с правоустанавливающими документами на исходный участок земли
  • проводит оценку расположения соседних земель с выявлением точного расположения характерных точек исходной зоны во избежание пересечения границ
  • установливает необходимость проведения полевых работ (на основании заключения геодезической экспертизы)

По результатам дальнейших полевых работ:

  1. определяются точные границы, координаты поворотных точек и площади образуемых участков
  2. разрабатывается предварительный межевой план, показывающий вариант площадей и конфигураций новых земельных участков
  3. полученная информации вносится в кадастр недвижимости

Предварительный проект межевого плана сначала обсуждается с собственником (собственниками) участка.

Согласование границ со смежниками

Согласование границ образуемых участков с собственниками смежных участков - процедура обязательная. Так установлено ФЗ «О кадастровой деятельности» (статьи - 39-40 ФЗ № 221).

Процедуру согласования границ организует кадастровый инженер - по его выбору, индивидуально с каждым смежником или через общее собрание смежных землепользователей.

Если с установленным местоположением границ согласны все собственники смежных участков, кадастровым инженером готовится официальный документ - акт согласования, где все собственники смежных участков ставят свои подписи на обороте листа графической части межевого плана.

В случае отказа кем-либо из собственников смежных наделов от согласования предложенных границ и предоставления им обоснованных возражений, возражения прилагаются к к межевому плану и признаются его неотъемлемой частью (ч. 4 ст. 40 Закона о ГКН).

В акт согласования границ кадастровым инженером вносится запись о наличии возражений со стороны смежного землепользователя. Возражения могут быть сняты при повторном согласовании новой редакции чертежа межевого плана, который должен подготовить кадастровый инженер.

Если же возражения не сняты, то акт с неснятыми возражениями будет считаться несогласованным, а участок, границы которого устанавливались, не может быть поставлен на кадастровый учёт. В этом случае способом разрешения проблемы может стать исключается судебное разбирательство.

3. Присвоениепочтовых адресов образуемым участкам

Для присвоения почтового адреса образуемому земельному наделу собственнику (собственникам) исходного участка необходимо обратиться в отдел по архитектуре и градостроительству местной администрации с заявлением о присвоении персональных адресов новообразованным территориям с предоставлением следующих документов:

  1. межевое дело
  2. свидетельство о праве собственности на свою часть (долю) в исходном земельном участке
  3. кадастровый паспорт
  4. соглашение собственников участка о его разделе
  5. судебное решение о разделе (в случае отсутствия соглашения иного собственника (собственников)

Итогом рассмотрения заявления будет решение администрации о присвоении персональных почтовых адресов каждому из образованных земельных наделов.

При достижении полного согласия по межевому плану, при выполненном согласовании границ образуемых участков со смежниками и присвоения почтовых адресов образованным участкам готовится окончательный вариант межевого плана (на бумажном носителе и в электронном виде) для передачи собственнику (собственникам) земельного участка и в кадастровую службу.

После завершения всех процедур собственникам (собственникам) образуемых участков с межевым делом, паспортом и решением администрации, в котором будут указаны адреса участков, необходимо обратиться в подразделение Росреестра с заявлением о постановке объекта на кадастровый учёт.

4. Кадастровый учёт и государственная регистрация прав на образованные земельные участки

Внимание

  • Как используются и застраиваются участки в охранных зонах объектов культурного наследия, можно узнать
  • С признаками капитальных и некапитальных (временных) объектов можно ознакомиться .
  • С расчётом налогов на объекты недвижимости по новым правилам 2019 года можно ознакомиться .
  • Ознакомиться с тем, чем грозит ненадлежащее использование земельных участков, можно ознакомиться .
  • С представлением о градостроительном регламенте и его значении для застройки участков можно ознакомиться .
  • С особенностями перевода сельхозугодий в иные земли можно ознакомиться
  • С правилами сноса самостроя по новому закону-2018 можно ознакомиться .
  • Новое в земельном законодательстве - выпуск ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества...». с особенностями которого можно ознакомиться .
Раздел земельного участка

При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование.

Например, делится ЕЗ в результате раздела могут образоваться землепользования и многоконтурные ЗУ или только многоконтурные ЗУ или только землепользования.

Раздел допускается проводить в отношении уточненных земельных участков, если же границы исходного земельного участка не уточнены, то раздел допускается при условии если границы образуемых земельных участков совпадают с границами исходного земельного участка, т.е. не смещаются. Однако, в этом случае в состав межевого плана необходимо будет включить Акт согласования внешних границ образуемых ЗУ или Акт согласования границ исходного земельного участка, т.к. при таком разделе одновременно уточняются граница ранее неуточненного исходного земельного участка.
Раздел с сохранением исходного земельного участка в измененных границах
Раздел с сохранением исходного ЗУ в измененных границах допускается в отношении земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан и в отношении единых землепользований.

В соответствии с п. 60 Порядка ведения ГКН, утв. Приказом МЭР РФ от 04.02.2010 г. № 42 в случае раздела ранее учтенного земельного участка, представляющего собой единое землепользование, с целью образования нескольких новых земельных участков (представляющих собой земельные участки, входящие в состав указанного единого землепользования, либо в случае раздела земельного участка, входящего в состав указанного единого землепользования) образованным земельным участкам (ранее входившим в состав единого землепользования либо образуемым из них земельным участкам) присваиваются новые кадастровые номера, а исходный земельный участок (единое землепользование) сохраняется с прежним кадастровым номером в измененных границах и с измененным количеством входящих в его состав земельных участков.

Данное правило применяется только в случае, если после преобразования в составе единого землепользования сохраняется не менее двух земельных участков.

Т.е. если в составе единого землепользования остается менее 2-ух обособленных ЗУ, то в этом случае необходимо осуществлять раздел такого земельного участка.

Также как в случае с обычным разделом, Акт согласования границ образуемых ЗУ или исходного ЗУ требуется в том, случае если осуществляется раздел ЗУ, имеющего неуточненные границы. Но если ЗУ образуются таким образом, что не затрагивают внешних границ исходного земельного участка, т.е. одновременно не происходит уточнение границ исходных ЗУ, то акт согласования в этом случае не требуется. Также не требуется Акт согласования границ в случае раздела с сохранением исходного земельного участка в измененных границах, когда осуществляется раздел ЗУ, границы которого в ГКН отсутствуют. Данное правило действует и при согласовании ЗУ образующихся путем выдела.
Перераспределение земельных участков.

В соответствии со ст. 11.7. Земельного кодекса РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
Перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между их собственниками и (или) между собственниками земельных участков - физическими или юридическими лицами не допускается.

Перераспределение допускается, если оба исходных ЗУ относятся:

К неразграниченной государственной собственности;

К муниципальной собственности;

К частной собственности;

К федеральной собственности;

Собственности субъекта РФ.
Перераспределение между обычными земельными участками.

При перераспределении границы исходных ЗУ должны быть «уточненными» (исключение: допускается перераспределение ЗУ, имеющих не уточненные границы, если границы образуемых ЗУ совпадают с границами исходных ЗУ (не смещаются).

Границы образуемых ЗУ не должны выходить за пределы исходных ЗУ;

Перераспределение допускается только в отношении смежных ЗУ.
Есть разновидность перераспределения, не предусмотренная земельным кодексом, но предусмотренная Приказом МЭР РФ № 412 от 24.11.2008 г. - перераспределение с землями государственной собственности – это когда земельный участок частично образуется из земельного участка, частично из земель государственной собственности.

Перераспределение с землями государственной собственности допускается только в отношении тех земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Перераспределение с землями госсобственности:

Допускается в отношении земельных участков, границы которых являются «уточненными» или «неуточненными»;

Допускается в отношении одного или одновременно нескольких исходных земельных участков.

Допускается только в отношении смежных ЗУ.

В результате перераспределения ЗУ с землями госсобственности могут быть образованы один или несколько земельных участков.

Документы, на основании которых могут быть образованы ЗУ при объединении, разделе или перераспределении.

Документ, на основании которого проводятся кадастровые работы (один из):

Правоустанавливающий или правоудостоверяющий документ на каждый исходный ЗУ;

Постановление об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане на образуемые ЗУ, в

Постановление о предоставлении ЗУ (образуемого), выданное после 24.10.2008 г.(если исходный ЗУ находится в государственной или муниципальной собственности)

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта,с актом выбора и схемой расположения (если исходный ЗУ находится в государственной или муниципальной собственности).

Как правильно прописывать в постановлении муниципалитета, из какого единого землепользования участок образуется и доступ? Можно ли это не писать в постановлении (с номерами конкретно), а только на схеме указывать?
В Сборнике образцов документов, которые подготавливают органы государственной власти и местного самоуправления, необходимые для кадастрового учета, который размещен на официальном сайте кадастровой палаты kadastr.tatarstan.ru в разделе «Для органов государственной власти и местного самоуправления» имеются образцы для подготовки таких постановлений. В тексте постановления указывается кадастровый номер земельного участка, из которого образуется ЗУ. Т.е. указывается кадастровый номер единого землепользования. Сведения об обеспечении земельного участка доступом к землям общего пользования указываются в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, причем должны быть указаны земельные участки, через которые обеспечивается доступ, только если это земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности.

Также по вопросам доступа к земельным участкам можно отметить следующее.

Если доступ к землям общего пользования обеспечивается через смежный земельный участок, сведения об обеспечении образуемых (измененных) земельных участков доступом к земельным участкам общего пользования посредством ограничения прав правообладателей смежных земельных участков включаются в межевой план на основании соответствующих договоров либо соглашений, заключаемых между собственниками земельных участков, либо лицами, которым такие земельные участки предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования (п.64 Приказа Минэкономразвития РФ № 412 от 24.11.2008 г.).

Если доступ обеспечивается через земельный участок паевого фонда, документом, подтверждающим обеспечение доступа, может быть протокол общего собрания участников общей долевой собственности о согласии на обеспечение доступа.
При образовании земельного участка в результате выдела или раздела с сохранением исходного земельного участка в измененных границах в межевом плане должны быть отражены сведения об обеспечении доступа как к образуемым, так и к измененным земельным участкам.

В случае если измененным земельным участком является единое землепользование или МЗУ, то доступ должен быть обеспечен к соответствующему обособленному земельному участку или контуру МЗУ. Если контур или обособленный земельный участок выделяется полностью, то в раздел «Сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым или измененным земельным участкам», сведения об обеспечении доступа к измененному земельному участку не включаются.
Уточнение единого землепользования.

В случае, если необходимо уточнить границы обособленных земельных участков, входящих в состав декларированного единого землепользования, подготавливается МП на уточнение всего ЕЗ. Уточнять отдельные обособленные ЗУ входящие в состав ЕЗ не предусмотрено действующим законодательством, поскольку объектом учета является именно ЕЗ, не обособленные ЗУ. При этом, также стоит иметь ввиду что при уточнении ЕЗ все его границы должны быть согласованы.
При уточнении ЕЗ из его состава могут быть исключены или наоборот включены в его состав обособленные ЗУ. Для отображения в XML файле межевого плана таких ЗУ используются реквизиты InsertEntryParcels «Включаемые в ЕЗ участки» и реквизит DeleteEntryParcels «Исключаемые из ЕЗ входящие участки» раздела Compozition_EZ «Состав единого землепользования».
Рассмотрим случай, когда ЕЗ является смежником

Подготавливается МП на образование или уточнение земельного участка и при этом уточняется часть границ смежного земельного участка являющегося ЕЗ, в этом случае допускается в МП включать сведения только о той части границ ЕЗ, которая является смежной с образуемым (уточняемым) земельным участком.

Согласование в этом случае проводится только той границы ЕЗ, которая была уточнена в результате проведения кадастровых работ по образованию (уточнению) основанного ЗУ. В ЗКИ должен быть отражен этот факт.
Также бывают случаи, когда образуемый (уточняемый) ЗУ, в отношении которого проводятся кадастровые работы, полностью накладывается на обособленный земельный участок, входящий в ЕЗ и при КР выявлена необходимость исключения этого обособленного ЗУ из ЕЗ.

В этом случае нужно подготовить МП вначале на уточнение ЕЗ, а затем образовать (уточнить) ЗУ. Поскольку 412 приказом, предусмотрена подготовка МП в виде одного документа, в случае если уточняется местоположение границ нескольких смежных земельных участков, в т. ч. в связи с исправлением ошибки в местоположении их границ.

Исключаемый из ЕЗ обособленный ЗУ, не является фактическим смежником образуемому (уточняемому) ЗУ. Кроме того, действующей xml-схемой не предусмотрено при уточнении (образовании) ЗУ одновременно включать в xml сведения об исключаемом из др. ЗУ, представляющего собой ЕЗ обособленного ЗУ.
Еще один случай: если в обособленном земельном участке допущена кадастровая ошибка, как образовать из него земельный участок в исправленных границах.

Сначала нужно подготовить межевой план на исправление кадастровой ошибки в ЕЗ (в обособленном ЗУ). После исправления ошибки по заявлению правообладателя, готовить МП на образование ЗУ
В связи с тем, что в последнее время участились случаи включения МП заключений кадастровых инженеров, где в качестве обоснования исправления кадастровой ошибки указывается, что границы земельного участка существуют на местности более 15 лет, дополнительно поясняем.
При уточнении границ ЗУ их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В соответствии с п. 70.1. Требований к подготовке МП в заключении кадастровый инженер должен обосновать местоположение уточненных границ ЗУ.

В письме Минэкономразвития РФ от 16.09.13 г. №ОГ-Д23-5116 приведены примеры обоснований местоположения границ ЗУ:

Конкретные объекты искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка;
- источник получения информации о существовании границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан);
- меры, принятые для получения документов, подтверждающих местоположение границ уточняемого земельного участка.

Таким образом, при уточнении земельных участков необходимо чтобы уточняемые границы земельного участка были подтверждены - это может быть правоустанавливающий документ или документ, который определял местоположение границ ЗУ при его образовании. Либо если границы ЗУ существуют более 15 лет, подтверждение существования границ этого ЗУ. Т.е. при уточнении границ обоснованием уточнения будет являться это подтверждение.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 28 Закона о кадастре кадастровая ошибка – это воспроизведенная в ГКН ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в ГКН. Т.е. обоснованием кадастровой ошибки является не соответствие фактических границ земельного участка на местности границам земельного участка по сведениям ГКН, а в свою очередь фактические границы земельного участка подтверждаются вышеперечисленными обоснованиями.

Сдача карт (планов) объектов землеустройства в государственный фонда данных.
Как Вы знаете 14.02.2014 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 03.02.2014 г. № 71 «Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме» (далее – 71 Постановление).

Согласно данному постановлению обязательным приложением к направляемым в ОКУ документам, для внесения сведений о границах населенных пунктов, муниципальных образований, зон с особыми условиями использования территорий и при направлении решений об утверждении правил землепользования и застройки, является карта (план) соответствующего объекта землеустройства.

Направляемая в ОКУ карта (план) должна содержать информацию о ее передаче в составе землеустроительного дела, сформированного в отношении соответствующего объекта землеустройства, в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, с указанием регистрационного номера и даты передачи в орган, осуществляющий хранение землеустроительной документации.

С целью разъяснения процедуры сдачи карты (плана) объекта землеустройства в государственный фонд данных нами было направлено письмо в Управление Росреестра по РТ, на которое было получено письмо с описанием данной процедуры.

В соответствии с разъяснениями:

Согласно п. 9 Порядка описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011 №267 (далее – Порядок) материалы, полученные в результате выполнения землеустроительных работ по описанию местоположения границ объекта землеустройства, комплектуются в землеустроительное дело.

По ряду причин может возникнуть необходимость разделения участка земли, находящегося в бессрочном пользовании или аренде. Эти участки находятся в собственности у государства или местного органа власти – у муниципалитета или администрации.

Регулируется такой раздел положениями Земельного кодекса, отображённого в статье 11.4 .

Если земля находится в государственной собственности или принадлежит муниципалитету, исходный участок после его разделения остаётся в прежних границах

Такой подход, например, применяется в случае разделения земли, принадлежащей (кооперативу, то есть, товариществу садоводов или огородников), – исходная территория остаётся в прежних границах, внутри которых производится межевание на небольшие участки, передаваемые в пользование садоводам и огородникам (ст. 11.4).

В законе предусмотрено несколько категорий участков, которые можно разделить на части с сохранением исходных границ.

Это участки:

  • прошедшие регистрацию в кадастровой системе и учтённые как «единое землепользование»;
  • предоставленные в пользование некоммерческим организациям (например, садоводческим товариществам);
  • предоставленные для комплексного освоения, в том числе строительства жилых домов, по договору.

Условия и особенности разделения

Основное условие для разделения государственной или муниципальной земли – это её нахождение в бессрочном или безвозмездном пользовании, а также в аренде.

К земле выдвигаются следующие требования:

  • она не должна быть арестована;
  • не выступает в качестве залога;
  • не изъята государством из оборота;
  • за неё уплачен земельный налог.

Согласно статье 39.2 Земельного кодекса утверждение заявления о разделении производится органами государственной власти или местного самоуправления. Основанием служит обращение физических или юридических лиц и подача заявления. Такое заявление рассматривается в течение месяца.

Все землеустроительные документы заинтересованное лицо оформляет за свой счёт

То есть, предварительно необходимо обратиться к кадастровому инженеру с просьбой о межевании. После определения границ и согласования их с соседями подписывается акт о согласовании, а затем оформляется межевой план. С этими документами нужно обратиться в органы самоуправления и подать заявление.

Муниципалитет самостоятельно подаёт запрос в кадастровую палату. В органы местной власти возвращаются уже готовые документы (кадастровый паспорт и план для каждого участка), которые заявитель должен получить на руки.

Алгоритм действий и документы

В ряде случаев заинтересованные лица самостоятельно подают документы в органы кадастра, а затем и в Росреестр, чтобы максимально ускорить прохождение регистрации.

Алгоритм действий выглядит следующим образом:

  1. Обращение к кадастровым инженерам и составление межевого плана.
  2. Подача заявления в муниципалитет или орган государственной власти (в зависимости от того, кому принадлежит земля – непосредственно федеральным властям или муниципальному образованию). К заявлению обязательно прилагается межевой план.
  3. Ожидание решения в течение тридцати дней. Письменное решение выдаётся вместе со схемой участков на общем кадастровом плане и копией документов, предоставляющих право на пользование указанной территорией.
  4. Постановка участка на кадастровый учёт и получение кадастрового паспорта и плана. Этот орган делит участок и выдаёт соответствующие документы на основании полученного на предыдущем этапе разрешения.
  5. Прохождение регистрации.

В Росреестр подаются следующие бумаги:

  • заявление;
  • паспорт и его копия (или доверенность);
  • документы, подтверждающие право пользования (например, постановление о выделении земли);
  • план и , выданный органами кадастра;
  • квитанция, подтверждающая уплату государственной пошлины (за регистрацию взимается 350 рублей с каждого нового участка).

Разрешение органов власти или местного самоуправления не требуется, если разделяется участок, принадлежащий кооперативу, предоставленный для комплексного освоения или находящийся в границах застроенных территорий.

Трудности при разделении

Основной проблемой может быть отказ органов власти или самоуправления выдать разрешение на разделение исходного участка

Следует уточнить, что отказ произведён на законных основаниях, если:

  • площади образованных участков больше или меньше установленной нормы (она определяется в каждом муниципалитете отдельно
  • согласно 33-й статье Земельного кодекса);
  • отсутствуют подъезды к каждому из участков;
  • представлены не все документы;
  • имеются нарушения в оформлении документов (фактическое несоответствие требованиям законодательства).

В случае отказа по другой причине любой гражданин имеет право подать исковое заявление в суд, который и поможет произвести раздел в соответствии с действующим законодательством.

Раздел земельного участка является сложной юридической процедурой, требующей обязательного документального оформления. О том, каким законом регламентируется порядок раздела земельного участка, какие требования предъявляются к делящемуся участку, кто вправе принимать решение о разделе названного имущества – читайте в нашей статье.

Раздел земельного участка согласно ст. 11.2, п. 1 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ представляет собой способ преобразования участка в два и более объекта недвижимого имущества. Исходный участок по факту разделения прекращает свое существование, а образованные новые земельные владения должны строго соответствовать требованиям закона. В соответствии с п.п. 1-2 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ земельные участки, не подпадающие под влияние муниципалитета, относятся к юрисдикции общегосударственных законодательных актов. Согласно ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ при разделе исходного земельного участка, обязательным условием является наличие подходов к вновь образованным земельным владениям.

Кто и на каких основаниях может принять решение о разделе земельного участка?

Заявление о разделе земли на два и более участков может быть подано исключительно собственником данного имущества. В случае, если земельный участок имеет более одного собственника, его раздел может быть осуществлен только при наличии письменного согласия всех сторон. Основания для раздела земли могут быть различными, например:

  • при разделе имущества между родственниками, если исходный участок является собственностью семьи;
  • между бывшими супругами происходит ;
  • после прохождения процедуры наследования;
  • намерение собственника земельного владения продать свою долю;
  • раздел земли необходим для использования собственником своей части в целях ведения предпринимательской деятельности либо по иному назначению.

Отметим, что раздел земельного участка дает собственнику вновь образованного землевладения право на ведение предпринимательской деятельности в сфере оказания специализированных услуг либо в сфере торговли. Целевое назначение земельных участков, образованных в процессе разделения, сохраняется таким же, как и у исходного участка.

Что включает в себя порядок раздела земельного участка

В первую очередь, закон предусматривает определенные требования к земельному участку:

  1. Исходный участок должен иметь четкие границы, соответствующие требованиям законодательства.
  2. Наличие доступа к земельным долям, полученным в результате деления исходного участка.
При разделе земли, согласно законодательству, не требуется наличие согласия арендаторов, землевладельцев, залогодержателей, в том числе, при разделе земли, являющейся собственностью государства или муниципалитета.

Далее, перед тем, как разделить земельный участок на два и более землевладений, необходимо провести его межевание. Работы по межеванию участка могут проводить только организации, имеющие соответствующее разрешение и лицензию на оказание подобного вида услуг. Процедура межевания земельного участка осуществляется с учетом требований Инструкции по межеванию земель на основании заявления собственника земли. Все расходы по данному виду услуг оплачивает непосредственно владелец земельного участка. Участники процедуры размежевания земли:

  • собственник (или собственники) участка;
  • пользователь земельного участка;
  • владелец и пользователь смежного участка;
  • инженер-землеустроитель.

В случае отсутствия одного из участников в процедуре размежевания земли может принимать его законный представитель при наличии доверенности. Процедура межевания земельного участка включает в себя определение границ исходного землевладения и вновь образованных участков с установлением межевых знаков, открытие межевого дела, формирующегося после выполнения всех геодезических и кадастровых работ. Если разделение земельного участка на два и более землевладений происходит в добровольном порядке, с согласия всех собственников, необходимо заключить соглашение/договор о разделении земли, составленный в письменной форме и подписанный всеми участниками соглашения. Для составления соглашения, кроме основных, необходимы следующие документы:

  • свидетельство на землю;
  • кадастровый паспорт;
  • письменное согласие собственника (собственников) на раздел земли;
  • документ, подтверждающий закрепление адреса за разделенными участками;
  • при участии в соглашении законного представителя одного из участников - .

В текст соглашения включаются кадастровый номер и адрес исходного участка, а также описание результата разделения, в частности, владельцы вновь образованных землевладений могут обладать долей исходного участка в процентном соотношении либо в определенной цифровой форме (площадь, местоположения). Подписание всеми участниками договора о разделе земли предполагает прекращение действия исходного участка с переходом в образование двух и более землевладений. Важными условиями для подписания соглашения о разделе земли являются:

  • сохранение минимальных размеров земельного участка в соответствии с требованиями закона;
  • соблюдение требований и условий по градостроению;
  • соблюдение условий по категории земли;
  • отсутствие запретов на разделение исходного участка.

В случае, если соглашение о разделе земельного участка не было достигнуто в добровольном порядке между собственниками, данный вопрос разрешается в суде. Соответствующее исковое заявление подается в судебный орган по месту расположения исходного земельного участка. Дело о разделе земли стоимостью менее 50 тысяч рублей рассматривается мировым судьей, если речь идет о вышеназванной стоимости, дело рассматривается в районном суде общей юрисдикции. Непосредственно процесс раздела земельного участка между собственниками включает в себя несколько этапов. Подготовительные работы:

  1. изучение документов на исходный земельный участок, подлежащий разделению;
  2. получение информации из Отдела Госкадастра Недвижимости - выписка и план территории на земельный участок;
  3. оценка участка проходит на основании сведений, полученных из Госкадастра Недвижимости, и границ прилегающих участков.

Полевые работы:

  1. специалисты осуществляют геодезические работы с измерением фактических границ земельных участков, а также перспективных для получения результата разделений;
  2. точки на поворотах отмечаются специальным межевым знаком.

Кадастровые работы:

  1. согласование работ с владельцев участка и составление межевого плана;
  2. сдача межевых планов на проверку в учетный орган;
  3. оформления кадастровых паспортов на приложенные земельные участки.

Процесс раздела участка с домом имеет некоторые особенности. Во-первых, такой земельный участок можно разделить только по предварительному соглашению всех собственников, с учетом пользования жилыми и нежилыми объектами, расположенными на участке. Порядок раздела земли с участком включает в себя:

  • проверку наличия всех правоустанавливающих документов;
  • построение плана раздела участка, данные работы проводятся в присутствии членов геодезической комиссии;
  • составление и согласование предварительного плана;
  • сбор подписей всех собственников;
  • оформление и отправка в Кадастровую палату межевого плана земельного участка.

Раздел земельного участка возможен и в случаях развода супругов, но главным условием является факт приобретения данного землевладения будучи в браке. В случае покупки участка кем-то из супругов до вступления в брак - такое имущество разделу не подлежит. Согласно российского законодательства супруги в случае развода имеют равные права на совместно нажитое имущество. Соответственно, для разделения участка бывший супруг, также являющийся собственником землевладения, должен предоставить документ, подтверждающий право собственности на данный объект недвижимого имущества. В случае, если добровольного соглашения о разделе участка между бывшими супругами достигнуто не было, данный вопрос решается в судебном порядке. Суд выносит решение о возможности раздела земли на основании размеров доли участка каждого из супругов. В случае невозможности разделения земельного участка суд выносит решение о том, кто из супругов останется владельцем землевладения и должен будет выплатить вторую часть стоимости имущества другому.

Раздел земли: оформление вновь образованных участков

После прохождения процедуры раздела земли участок может находиться в праве собственности, постоянного или бессрочного пользования. После разделения участка на два и более, каждому вновь образованному участку необходимо присвоить адрес новой территории, для чего в орган архитектуры и градостроительства предоставляется заявление и пакет документов. Далее новые земельные участки ставятся на кадастровый учет и регистрируется право собственности на них. Для этого в Государственный реестр подается заявление соответствующей формы, договор-соглашение собственников о разделении или судебное решение, кадастровые паспорта. Выданная выписка из ЕГРП является подтверждением того, что вновь образованный земельный участок принадлежит новому владельцу.