Судебное конституционное право и судебный конституционный процесс. Судебно-конституционное право и процесс как отрасль российского права: понятие, предмет и структура

Игорь Александрович Кравец

Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса

2. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: Учеб. пособие. 3-е изд. перераб и доп. – М: Норма, 2011. – 592 с.

3. Конституционный судебный процесс: учебник / Отв. ред. М.С. Саликов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. – 352 с.

Конституционное правосудие сравнительно новое для России правовое и политическое явление. С его появлением следует признать, что понятие правосудия значительно расширилось, оно распространило свое действие и на область конституционных конфликтов и споров, которые длительное время не признавались предметом судебного разбирательства.

По мнению Н.В. Витрука, названия «конституционное правосудие» и «судебное конституционное право и процесс» равнозначны по своему содержанию.

Другие исследователи предлагают выделять конституционное судебно-процессуальное право или конституционно-процессуальное право как отрасль права, науку и учебную дисциплину.

Наряду с предложенными наименованиями развивается в науке конституционного правосудия и доктрина судебного конституционализма. Научное осмысление происходит в работах современных исследователей, судей Конституционного Суда РФ.

Можно выделить несколько видов общественных отношений, которые составляют предмет регулирования и изучения конституционного правосудия.

С точки зрения уровня правового регулирования существуют две группы отношений: 1) отношения по поводу осуществления федерального конституционного правосудия (федерального конституционного судебного права); 2) отношения по поводу осуществления конституционного правосудия в субъектах Российской Федерации (регионального конституционного судебного права).

Конституционный судебный процесс и конституционное судебное процессуальное право в литературе предлагается рассматривать как тождественные понятия. Данным термином обозначается:

1) установленный порядок осуществления конституционного судопроизводства (процессуальная модель);

2) деятельность уполномоченных (управомоченных) субъектов по осуществлению конституционного судопроизводства или участию в нём;

3) система юридических норм, закрепляющих порядок

Осуществления конституционного судопроизводства;

4) раздел законодательства, включающий нормативные правовые акты, содержащие нормы конституционного судопроизводства.

Система конституционного судебного процесса подразделяется на общую и особенную части. Общая часть состоит из норм, регламентирующих общие правила и стадии конституционного судопроизводства (принципы и участники конституционного судопроизводства, процессуальные сроки, судебные расходы и штрафы в конституционном судопроизводстве, доказывание и доказательства). Особенная часть включает нормы, регулирующие порядок рассмотрения различных категорий дел в Конституционном суде РФ.

Конституционное правосудие играет важную обеспечительную роль в сфере конституционного права, способствует реализации конституции страны. Предметная область конституционного права – это совокупность юридически обязательных норм и практик, основанных на конституции. По мнению американского исследователя, большинство таких норм, но не все нормы подлежат принудительному осуществлению при помощи судов. В России конституционное правосудие является гарантом реализации многих конституционных норм и принципов.

Конституционное правосудие обеспечивает реализацию одного из проявлений права на судебную защиту, которое носит универсальный характер и имеет всеобъемлющее значение. Данные качества права на судебную защиту могут быть реализованы в полном объеме только при условии понимания самого права как абсолютного. Следовательно, универсальность и всеобъемлющее значение как проявления абсолютного характера права на судебную защиту должны обеспечиваться всей системой российского законодательства. Различные виды судопроизводства не должны оставлять лакун для реализации права на судебную защиту во всех его проявлениях.

Конституционное правосудие (как отмечается в законодательстве) решает исключительно вопросы права с позиций оценки конституционности различных объектов контроля. Политические вопросы могут возникать при осуществлении конституционного правосудия, однако должны служить юридическими пределами его реализации. Вместе с тем своими решениями Конституционный Суд РФ проводит судебную конституционную политику в государстве. По мнению Н. В. Витрука, «быть вне политики, не переходить за границы права – это искусство самой практики конституционного суда». Деятельность Конституционного Суда РФ подтверждает невозможность отчуждения политики от принятия и реализации актов органов конституционного правосудия. Следует констатировать, что Конституционный Суд РФ является важнейшим инструментом формирования и осуществления конституционной судебной политики средствами конституционного судопроизводства.

Контрольные вопросы:

1. Что такое судебный конституционализм, чем данное понятие отличается от конституционализма и конституционного правосудия?

2. Тождественны ли термины «конституционная юстиция», «конституционное правосудие», «конституционный судебный процесс»?

3. Какие подходы к пониманию конституционного правосудия существуют в научной юриспруденции?

4. Имеет ли свой собственный предмет регулирования конституционное правосудие?

5. Какие виды общественных отношений включаются в предмет конституционного правосудия?

6. Из каких элементов состоит система конституционного правосудия или конституционного судебного процесса?

7. Приведите примеры норм и институтов, образующих систему конституционного правосудия.

8. Какие нормы ФКЗ о Конституционном Суде РФ относятся к общей части конституционного судебного процесса?

9. Какие нормы ФКЗ о Конституционном Суде РФ относятся к особенной части конституционного судебного процесса?

Тема 1.3. Судебный конституционный контроль (или надзор) в механизме правовой защиты конституций

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 21.07.2014) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (http://www.pravo.gov.ru/), 01.08.2014

2. О Конституционном суде Российской Федерации: ФКЗ РФ от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 08.06.2015) // СЗ РФ. – 1994. – № 13. – Ст. 1447.

Основная литература:

1. Конституционный контроль в зарубежных странах: Учебное пособие – 2-е изд. испр. и доп. /Маклаков В.В. М.: ИНФРА-М, 2010. 672 с.

2. Витрук Н. В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: Учеб. пособие. 3-е изд. перераб и доп. – М: Норма, 2011. – 592 с.

3. Чиркин В. Е. Органы конституционного контроля: Россия и международный опыт // Журнал российского права. 1998. № 4/5. С. 145–155.

Конституционное развитие в современном мире (на национальном и наднациональном уровнях) свидетельствует о существенном возвышении судебной власти, о серьезном расширении ее юрисдикции и увеличении роли в разрешении конституционных и иных правовых конфликтов (споров, коллизий и т. п.) Одной из важнейших причин наращивания правового и политического могущества судебной власти, как представляется многим современным исследователям, является распространение в новых регионах мира (в Центральной, Восточной Европе, странах СНГ и Балтии и др.) судебного конституционного контроля.

В современных цивилизованных государствах конституционный контроль наряду с другими политико-правовыми институтами выступает важнейшим средством обеспечения реального существования конституционализма. По признанию современных исследователей, конституционный контроль законов, принятых парламентом, является в наши дни сущностной характеристикой конституционного государства.

По мере того как писаные конституции, особенно кодифицированного характера, становились неотъемлемым требованием, а зачастую условием и основополагающей юридической гарантией развития демократического и правового государства, возникала потребность в обеспечении их особым механизмом правовой охраны. Некоторые исследователи полагают, что судебный надзор не является жизненно необходимым для сохранения целостности и эффективности писаной конституции. Хотя, по их мнению, бесспорным стал факт распространения в Западных странах, независимо от их специфической системы права, системы надзора, наделяющей суды полномочиями отменять законодательство, которое противоречит конституции. Другие исследователи подходят к обоснованию судебного надзора с позиций условий демократии. Они рассматривают проблему соотношения демократического правления и судебного надзора и считают, что легитимность судебного надзора за законодательством является отважно неувядаемой в конституционной юриспруденции. При этом Дж. Уолдрон в полемике с Р. Дворкиным приходит среди прочего к выводу об ограниченном влиянии судебного надзора на справедливое осуществление демократического правления. Он считает, что не существует причин думать, что судебный надзор улучшает качество дебатов о политическом участии в обществе, он оставляет открытым вопрос делает ли судебный надзор любое общество (а не только США) более справедливым по сравнению с тем, где отсутствует такая практика.

Наличие писаной конституции, которая возглавляет иерархию правовых норм, делает необходимым проверку вновь издаваемых правовых актов на непротиворечивость ее положениям. Оказывая влияние на весь процесс применения права, конституционный контроль, в свою очередь, испытывает воздействие правовых, геополитических, социально-экономических, морально-этических факторов, определяющих в значительной мере своеобразие его системы и порядка осуществления. Контроль за конституционностью законов и иных правовых актов является разновидностью реализации контрольной власти в государстве. Такая контрольная деятельность может находиться в ведении различных государственных органов: судов общей юрисдикции, специальных квазисудебных органов, парламента или президента. Во многом это зависит от принадлежности к романо-германской или англосаксонской правовой системе, конституционной модели разделения властей, специфики организации судебной власти (основанной на принципе единства или полисистемности). Однако именно на конституционную юстицию возлагается особая миссия поддержания конституционной законности и правопорядка. Со второй половины ХХ века в западноевропейских государствах получают широкое развитие специальные судебные и квазисудебные органы конституционного контроля, которые в настоящее время стали восприниматься как неотъемлемая часть европейской правовой традиции. При различии конкретных формулировок и национальных особенностей под конституционным контролем понимается деятельность государственных органов, направленная на проверку соответствия конституционным нормам правовых актов и действий органов государственной власти и местного самоуправления, а в некоторых странах и деятельности общественных объединений, принимающих участие в осуществлении публичных функций.

На формирование российской системы конституционного контроля повлияли обстоятельства различного характера, среди которых важнейшими являются три: тип правовой системы; специфика сложившейся к началу 90-х гг. судебной системы; особенности территориальной организации российского государства.

В настоящее время происходит трансформация правовой системы России, которая длительный период времени принадлежала и была ядром семьи социалистического права. Пока процесс преобразований не завершен. Однако он свидетельствует о постепенной реинтеграции России наряду с другими европейскими постсоциалистическими государствами в романо-германскую правовую семью, к которой все они некогда принадлежали и сохраняли к ней предрасположенность в условиях социалистической правовой системы. В связи с этим при организации российской системы конституционного контроля, прежде всего конституционной юстиции, учитывался европейский опыт и правовая традиция. Поэтому судебный конституционный контроль в России приобрел многие черты европейской модели, разработчиком которой стал известный австрийский юрист, автор чистого учения о праве Г. Кельзен (Hans Kelsen). Характерными чертами этой модели являются следующие: осуществление конституционного контроля специально учрежденными судебными или квазисудебными органами; сочетание конкретного и абстрактного конституционного судопроизводства; признание правового акта неконституционным означает по существу его юридическую отмену.

Развитие судебной системы в России с начала 90-х гг. шло в рамках европейской тенденции стремления к полисистемности в организации судебной власти, когда наряду с системой общих судов создаются специализированные суды. В советский период суды составляли единую систему, отвечавшую требованиям централизованного управления. В настоящий период федеральная судебная система включает, во-первых, систему общих судов, подсистемой которой являются военные суды; во-вторых, систему арбитражных судов; в-третьих, конституционную юстицию, которая стала основным институтом конституционного контроля.

В современной российской правовой системе, подвергающейся кардинальному реформированию, можно выделить три основных разновидности конституционного контроля в зависимости от того, каким органом государства он осуществляется. Это контроль, осуществляемый на территории всего федеративного государства Конституционным Судом РФ, конституционными (уставными) судами субъектов РФ и Президентом РФ. По мере формирования конституционных (уставных) судов в субъектах федерации (их создание предусмотрено Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации») их конституции и уставы, являющиеся по существу основными законами 85 субъектов РФ, будут иметь собственные органы конституционного (уставного) контроля. К началу 2000 года конституции и уставы 35 субъектов РФ предусмотрели возможность создания подобных судов. Причем корректировка «региональных» конституций продолжается. Следовательно, действующее российское законодательство предполагает реализацию конституционного контроля на федеральном уровне в отношении Конституции РФ и на уровне субъектов федерации в отношении их конституций и уставов. Целесообразность развития такого двухуровневого контроля объясняется федеративным характером российского государства, в котором конституции и уставы субъектов РФ призваны играть ту же роль с определенными различиями, что и федеральная конституция в отношении всех других правовых актов. К тому же контроль за конституционностью, осуществляемый Конституционным Судом РФ, не носит универсального характера, т. к. не распространяется на все виды нормативных правовых актов.

Формирование действенной системы конституционного контроля немаловажно для эффективного функционирования любого демократически организованного государства. Как отмечает А. Бланкенагель, конституционный контроль – это деятельность, заключающаяся в ограничении власти и разрешении конфликтов. В России эта задача приобретает особую значимость в связи с процессом реформирования всех отраслей права, развитием федеративных отношений и созданием в субъектах федерации собственных государственно-правовых систем. Придание этим процессам цивилизованного характера не под силу одним только органам конституционного контроля, однако, они могут указывать правовые границы проводимым преобразованиям, контролируя нормотворческую деятельность различных государственных органов. Потребность в устранении из правовой системы неконституционных правовых актов была связана и с проблемой «войной законов», которой сопровождалось государственно-правовое строительство в субъектах Федерации.

Основным органом, несущим бремя конституционного контроля в России является Конституционный Суд РФ, действующий после принятия новой федеральной Конституции на основании Федерального конституционного закона (в дальнейшем – ФКЗ) от 21 июля 1994 года «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Полномочия Конституционного Суда РФ по осуществлению конституционного контроля можно разбить на две группы:

1) полномочия по реализации абстрактного контроля;

2) полномочия по реализации конкретного контроля.

Истоки судебного надзора. Возникновение судебного контроля связывают с деятельностью Тайного совета при британском монархе в XVII веке. Ему принадлежало право признавать недействительными статуты, изданные легислатурами колоний, в случае их противоречия колониальным хартиям или общему праву. В основе такой практики лежали идеи судьи и государственного деятеля Англии Э. Коука, который в 1610 году, ссылаясь на принципы общего права, признал недействительным закон, принятый парламентом Британии. Деятельность Тайного совета повлияла на возникновение конституционного контроля в США, где еще до конституционного оформления федерации суды штатов практиковали проверку законов штата с точки зрения их соответствия конституции штата.

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
Часть первая. Теория и история судебного конституционного контроля
Тема 1. Судебно-конституционное право и процесс как отрасль права и
законодательства как наука и учебная дисциплина. . . . . . . . . . . . . . . 23
1. Судебно-конституционное право и процесс как отрасль права. . . . . . . . .23
2. Судебно-конституционное право и процесс в системе российского права. . . .28
3. Судебно-конституционное право и процесс как отрасль законодательства. . . 31
4. Судебно-конституционное право и процесс как наука. . . . . . . . . . . . .32
5. Судебно-конституционное право и процесс как учебная дисциплина. . . . . . 36
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . . 38
Тема 2. Конституционное правосудие как высшая форма конституционного
контроля в правовом государстве. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
1. Конституция и конституционность в правовом государстве. . . . . . . . . . 39
2. Охрана конституции и общий конституционный контроль. . . . . . . . . . . .47
3. Судебный конституционный контроль: понятие, модели, виды. . . . . . . . . 50
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . . 57
Тема 3. Возникновение и основные этапы развития судебного конституционного
контроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .59
1. Развитие судебного конституционного контроля до и после Второй мировой
войны. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
2. Формирование органов конституционного правосудия в странах молодой
демократии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .63
3. Создание и основные этапы деятельности Конституционного Суда Российской
Федерации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . . 86
Тема 4. Источники судебно-конституционного права и процесса. . . . . . . . . 87
1. К истории нормативного регулирования судебного конституционного контроля. 87
2. Конституционные основы судебно-конституционного права и процесса. . . . . 92
3. Законодательное регулирование организации и деятельности конституционных
судов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
4. Иные источники судебно-конституционного права и процесса. . . . . . . . .101
5. Общепризнанные принципы и нормы международного права как источник судебно-
конституционного права и процесса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .102
Вопрос для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . . 112
Тема 5. Решения и правовые позиции конституционных судов. . . . . . . . . . 113
1. Итоговые решения конституционных судов. Итоговые решения Конституционного
Суда Российской Федерации: понятие, виды, юридическая сила и действие. . . .113
2. Правовые позиции конституционных судов. Правовые позиции Конституционного
Суда Российской Федерации: понятие, виды, юридическая сила и действие. . . .119
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .128
Тема 6. Конституционное правосудие и общественная практика: действие судебно-
конституционного права и процесса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .129
1. Механизм действия судебно-конституционного права и процесса. . . . . . . 129
2. Общесоциальные функции конституционного правосудия в переходный период. .134
3. Соотношение права и политики в деятельности конституционных судов. . . . 143
4. Конституционное правосудие и общественное мнение. Конституционные суды
и средства массовой информации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .145
Тема 7. Сотрудничество конституционных судов в общеевропейском и мировом
пространстве. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
1. Новый этап в развитии судебного конституционного контроля. . . . . . . . 148
2. Организационные формы сотрудничества конституционных судов. . . . . . . .148
3. Сотрудничество конституционных судов на постсоветском пространстве. . . .152
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .156
Часть вторая. Судебно-конституционное право
Раздел I. Судебно-конституционное устройство. . . . . . . . . . . . . . . . 159
Тема 8. Природа конституционного суда, его место в системе органов
государственной власти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159
1. Конституционный суд как орган государственной власти. . . . . . . . . . .159
2. Конституционный суд как орган судебной власти. . . . . . . . . . . . . . 161
3. Независимость конституционного суда, ее гарантии. . . . . . . . . . . . .164
4. Официальные символы и местопребывание конституционного суда. . . . . . . 166
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .168
Тема 9. Состав и формирование конституционных судов. . . . . . . . . . . . .170
1. Состав конституционных судов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .170
2. Порядок формирования конституционных судов. . . . . . . . . . . . . . . .172
3. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судей
конституционных судов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .179
4. Принесение присяги судьей конституционного суда. . . . . . . . . . . . . 182
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .185
Тема 10. Структура и должностные лица конституционных судов. . . . . . . . .186
1. Структура конституционных судов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186
2. Председатель и другие должностные лица конституционного суда. . . . . . .194
3. Аппарат конституционного суда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .209
Тема 11. Статус судьи конституционного суда: структура и виды. . . . . . . .210
1. Статус судьи конституционного суда: структура и виды. . . . . . . . . . .210
2. Срок полномочий судьи конституционного суда. . . . . . . . . . . . . . . 212
3. Основные права и обязанности судьи конституционного суда. . . . . . . . .215
4. Занятия и действия, не совместимые с должностью судьи конституционного
суда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .218
Тема 12. Основные принципы статуса судьи конституционного суда. . . . . . . 220
1. Несменяемость судьи конституционного суда. . . . . . . . . . . . . . . . 220
3. Независимость судьи конституционного суда. . . . . . . . . . . . . . . . 220
3. Неприкосновенность судьи конституционного суда. . . . . . . . . . . . . .224
4. Этические нормы поведения судьи конституционного суда. . . . . . . . . . 228
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .229
Тема 13. Приостановление и прекращение полномочий судьи конституционного
суда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 230
1. Приостановление полномочий судьи конституционного суда. . . . . . . . . .230
2. Прекращение полномочий судьи конституционного суда. . . . . . . . . . . .232
3. Статус судьи конституционного суда, пребывающего в отставке. . . . . . . 239
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .241
Раздел II. Конституционная юрисдикция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .242
Тема 14. Функции и полномочия конституционных судов. . . . . . . . . . . . .242
1. Цель, задачи и функции конституционных судов. . . . . . . . . . . . . . .242
2. Полномочия конституционных судов, их обусловленность, динамика и виды. . 247
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .254
Тема 15. Основные полномочия конституционных судов. . . . . . . . . . . . . 255
1. Толкование конституции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .255
2. Проверка конституционности законов и иных нормативных правовых актов,
внутригосударственных и международных договоров. . . . . . . . . . . . . . .258
3. Защита прав и свобод человека и гражданина. . . . . . . . . . . . . . . .266
4. Разрешение споров о компетенции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 276
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .280
Тема 16. Дополнительные полномочия конституционных судов. . . . . . . . . . 281
1. Реализация конституционной ответственности высших должностных лиц
государства, парламента, политических партий и общественных объединений
за нарушения конституции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 281
2. Проверка конституционности функционирования институтов прямой демократии
(референдума, выборов, народной инициативы) . . . . . . . . . . . . . . . . .288
3. Содействие конституционных судов законодательным органам
в законотворчестве. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292
4. Иные полномочия конституционных судов. . . . . . . . . . . . . . . . . . 297
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .300
Часть третья. Судебно-конституционный процесс
(конституционное судопроизводство)
Раздел I. Общие правила конституционного судопроизводства. . . . . . . . . .303
Тема 17. Конституционное судопроизводство - самостоятельный вид
юрисдикционного процесса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 303
1. Понятие и особенности конституционного судопроизводства. . . . . . . . . 303
2. Виды производств и их особенности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 305
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .307
Тема 18. Субъекты конституционного судопроизводства. . . . . . . . . . . . .308
1. Конституционный суд как орган судебной власти, осуществляющий
конституционное правосудие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 308
2. Стороны в конституционном судопроизводстве и их представители. . . . . . 309
3. Участники конституционного судопроизводства, содействующие осуществлению
конституционного правосудия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .313
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .317
Тема 19. Принципы конституционного судопроизводства. . . . . . . . . . . . .318
1. Общая характеристика принципов конституционного судопроизводства. . . . .318
2. Легальные принципы конституционного судопроизводства. . . . . . . . . . .320
3. Иные принципы, вытекающие из природы конституционного судопроизводства. .329
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .330
Тема 20. Стадии и общие правила рассмотрения дел в конституционном
судопроизводстве. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 332
1. Стадии конституционного судопроизводства. . . . . . . . . . . . . . . . .332
2. Доказывание и доказательства в конституционном судопроизводстве. . . . . 334
3. Процессуальные сроки. Судебные расходы. . . . . . . . . . . . . . . . . .337
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .343
Раздел II. Стадии судебно-конституционного процесса. . . . . . . . . . . . .344
Тема 21. Внесение обращений и предварительное их рассмотрение
в конституционном суде. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 344
1. Внесение обращения в конституционный суд. . . . . . . . . . . . . . . . .344
2. Рассмотрение обращения секретариатом конституционного суда. . . . . . . .349
3. Предварительное изучение обращения судьей. . . . . . . . . . . . . . . . 352
4. Принятие или отказ в принятии обращения к рассмотрению. . . . . . . . . .354
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .360
Тема 22. Судебное разбирательство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .361
1. Назначение и подготовка дела к слушанию. . . . . . . . . . . . . . . . . 361
2. Организация судебного заседания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 366
3. Подготовительная часть судебного разбирательства и рассмотрение дела
по существу. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .373
4. Отложение заседания и прекращение производства по делу. . . . . . . . . .379
5. Принятие итогового решения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .381
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .385
Тема 23. Решения конституционного суда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 386
1. Виды решений конституционного суда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .386
2. Требования, предъявляемые к итоговым решениям. . . . . . . . . . . . . . 389
3. Оглашение и вступление в силу итоговых решений. . . . . . . . . . . . . .390
4. Исправление неточностей и разъяснение итоговых решений. . . . . . . . . .392
5. Особое мнение судьи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 394
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .396
Тема 24. Исполнение решений конституционного суда. . . . . . . . . . . . . .397
1. Различие действия и исполнения итоговых решений. . . . . . . . . . . . . 397
2. Повышение эффективности исполнения решений Конституционного Суда
Российской Федерации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 401
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .405
Раздел III. Особенности производства в Конституционном Суде Российской
Федерации по отдельным категориям дел. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .406
Тема 25. Рассмотрение дел о толковании Конституции Российской Федерации. . .406
1. Полномочие Конституционного Суда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .406
2. Право на обращение. Субъекты обращения. . . . . . . . . . . . . . . . . .406
3. Допустимость обращения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .407
4. Пределы толкования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .409
5. Итоговое решение и его юридические последствия. . . . . . . . . . . . . .410
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .411
Тема 26. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской Федерации
нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними. . .412
1. Полномочие Конституционного Суда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .412
2. Право на обращение. Субъекты обращения. . . . . . . . . . . . . . . . . .413
3. Допустимость запроса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .415
4. Пределы проверки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .417
5. Итоговое решение и его юридические последствия. . . . . . . . . . . . . .418
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .419
Тема 27. Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам
на нарушение конституционных прав и свобод граждан. . . . . . . . . . . . . 421
1. Полномочие Конституционного Суда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .421
2. Право на обращение. Субъекты обращения. . . . . . . . . . . . . . . . . .421
3. Допустимость жалобы. Возможные последствия принятия жалобы к рассмотрению 424
4. Пределы проверки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .427
5. Итоговое решение и его юридические последствия. . . . . . . . . . . . . .428
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .429
Тема 28. Рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов. . .430
1. Полномочие Конституционного Суда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .430
2. Право на обращение. Субъекты обращения. . . . . . . . . . . . . . . . . .430
3. Допустимость запроса. Последствия внесения запроса. . . . . . . . . . . .431
4. Пределы проверки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .434
5. Итоговое решение и его юридические последствия. . . . . . . . . . . . . .435
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .436
Тема 29. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской Федерации
не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. . . . . .437
1. Полномочие Конституционного Суда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .437
2. Право на обращение. Субъекты обращения. . . . . . . . . . . . . . . . . .438
3. Допустимость запроса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .438
4. Пределы проверки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .441
5. Итоговое решение и его юридические последствия. . . . . . . . . . . . . .442
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .443
Тема 30. Рассмотрение дел по спорам о компетенции. . . . . . . . . . . . . .445
1. Полномочие Конституционного Суда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .445
2. Право на обращение. Субъекты обращения. . . . . . . . . . . . . . . . . .446
3. Допустимость ходатайства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .447
4. Пределы проверки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .450
5. Итоговое решение и его юридические последствия. . . . . . . . . . . . . .451
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .451
Тема 31. Рассмотрение дела о соблюдении установленного порядка выдвижения
обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или
совершении иного тяжкого преступления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .453
1. Полномочие Конституционного Суда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .453
2. Право на обращение. Субъекты обращения. . . . . . . . . . . . . . . . . .454
3. Допустимость запроса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .454
4. Пределы проверки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .454
5. Заключение и его юридические последствия. . . . . . . . . . . . . . . . .455
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .456
Тема 32. Рассмотрение дела о соответствии Конституции Российской Федерации
инициативы проведения референдума Российской Федерации по предложенному
вопросу (предложенным вопросам) референдума. . . . . . . . . . . . . . . . .457
1. Полномочие Конституционного Суда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .457
2. Право на обращение. Субъекты обращения. . . . . . . . . . . . . . . . . .458
3. Допустимость запроса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .458
4. Пределы проверки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .458
5. Заключение и его юридические последствия. . . . . . . . . . . . . . . . .460
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .460
Часть четвертая. Конституционно-уставное правосудие в субъектах Российской
Федерации
Раздел I. Теория и история конституционно-уставного правосудия в субъектах
Российской Федерации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 463
Тема 33. Возникновение и основные этапы развития конституционных и уставных
судов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .463
1. Становление конституционных и уставных судов в субъектах Российской
Федерации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .464
2. Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской
Федерации" о конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации 466
3. Перспективы учреждения и создания конституционных и уставных судов
в субъектах Российской Федерации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 467
Тема 34. Нормативное правовое регулирование организации и деятельности
конституционных и уставных судов в субъектах Российской Федерации. . . . . .470
1. Конституционно-уставное регулирование организации и деятельности
конституционных (уставных) судов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 470
2. Законы субъектов Российской Федерации о конституционных (уставных) судах.471
3. Иные нормативные акты, регулирующие организацию и деятельности
конституционных (уставных) судов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 472
Тема 35. Решения и правовые позиции конституционных и уставных судов
субъектов Российской Федерации и общественная практика. . . . . . . . . . . 473
1. Итоговые решения конституционных (уставных) судов: понятие, виды,
юридическая сила и последствия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 473
2. Правовые позиции конституционных (уставных) судов: понятие, юридическая
сила, виды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 474
3. Общесоциальные функции конституционных (уставных) судов. . . . . . . . . 475
Вопросы для повторения и самостоятельной работы (к разделу I) . . . . . . . .477
Раздел II. Судебное конституционно-уставное право. . . . . . . . . . . . . .479
Тема 36. Судебное конституционно-уставное устройство. . . . . . . . . . . . 479
1. Природа конституционных (уставных) судов, их место в системе
государственной власти субъектов Российской Федерации. Официальные символы
и местопребывание конституционных (уставных) судов. . . . . . . . . . . . . 479
2. Состав и формирование конституционных (уставных) судов. . . . . . . . . .481
3. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судей конституционных
(уставных) судов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 482
4. Структура конституционных (уставных) судов. Должностные лица и аппарат
конституционных (уставных) судов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 483
Тема 37. Статус судей конституционных и уставных судов. . . . . . . . . . . 484
1. Права и обязанности судей конституционных (уставных) судов. Принципы
статуса судей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .484
2. Занятия и действия, не совместимые со статусом судьи конституционного
(уставного) суда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 486
3. Приостановление и прекращение полномочий судьи конституционного
(уставного) суда. Статус судьи в отставке. . . . . . . . . . . . . . . . . .487
Тема 38. Конституционно-уставная юрисдикция. . . . . . . . . . . . . . . . .489
1. Общая характеристика юрисдикции конституционных (уставных) судов. . . . .489
2. Основные полномочия конституционных (уставных) судов. . . . . . . . . . .490
3. Дополнительные полномочия конституционных (уставных) судов. . . . . . . .492
4. Разграничение полномочий конституционных (уставных) судов,
Конституционного Суда Российской Федерации и судов общей и арбитражной
юрисдикции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 494
Вопросы для повторения и самостоятельной работы (к разделу II) . . . . . . . 502
Раздел III. Судебный конституционно-уставный процесс (конституционно-уставное
судопроизводство) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .504
Тема 39. Общие правила конституционно-уставного судопроизводства. . . . . . 504
1. Самостоятельность конституционно-уставного судопроизводства. Виды
производств. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .504
2. Субъекты конституционно-уставного судопроизводства. . . . . . . . . . . .505
3. Принципы конституционно-уставного судопроизводства. . . . . . . . . . . .505
4. Доказывание и доказательства в конституционно-уставном судопроизводстве.
Процессуальные сроки. Госпошлина. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 506
Тема 40. Стадии и процедура рассмотрения дел в конституционных и уставных
судах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .507
1. Основные стадии конституционно-уставного судопроизводства. . . . . . . . 507
2. Обращение в конституционный (уставный) суд и предварительное его
рассмотрение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 507
3. Подготовка дела к слушанию и судебное разбирательство. . . . . . . . . . 509
4. Вынесение итогового решения. Исправление, разъяснение и пересмотр решений
Особое мнение судьи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .509
5. Особенности рассмотрения дел в отдельных видах производств
в конституционных (уставных) судах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 511
6. Действие и исполнение итоговых решений конституционных (уставных) судов. 514
Вопросы для повторения и самостоятельной работы (к разделу III) . . . . . . .516
Список основных нормативных правовых актов, регулирующих организацию и
деятельности Конституционного Суда Российской Федерации. . . . . . . . . . .518
Решения и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации
и их комментарии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 520
Рекомендуемая литература к частям I-I . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .522

судебный конституционный право

Конституционное право как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют определенную область общественных отношений. Нормы права, образующие отрасль права, характеризуются внутренним единством, общими признаками, и, вместе с тем, отличаются от норм других отраслей права.

Конституционное право является отраслью российского права, которая представляет собой совокупность установленных государством правовых норм, закрепляющих:

  • - основы конституционного строя;
  • - правовой режим отношений между личностью и государством;
  • - федеральное и административно-территориальное устройство Российской Федерации;
  • - организацию органов государственной власти и управления;
  • - основные принципы организации местного самоуправления.

Предмет является главным материальным критерием разграничения юридических норм по отраслям и подотраслям и делением последних на правовые институты.

В структуру предмета правового регулирования входят: субъекты общественных отношений, их поведение, объекты, на которые направлено поведение субъектов, факты (события, действия и др.), с которыми связано возникновение, изменение, прекращение отношений между субъектами.

Метод правового регулирования (набор юридического инструментария, посредством которого юридические нормы воздействуют на общественные отношения) служит дополнительным критерием разграничения норм по отраслям и институтам. К методу правового регулирования можно отнести установление целей и пределов правового регулирования общественных отношений, издание специфических нормативных актов, наделение участников общественных отношений специфическими правовыми качествами субъектов права (гражданство, правосубъектность и др.), определение мер юридической ответственности за правонарушения. От метода правового регулирования во многом зависит его результативность, эффективность достижения выдвигаемых при этом целей.

Конституционное правосудие как отрасль права есть система норм права, регулирующих качественно однородный комплекс общественных отношений, складывающихся в процессе организации и функционирования конституционного контроля, осуществляемого конституционными судами в форме самостоятельного вида судопроизводства -- конституционного судопроизводства.

Конституционное правосудие имеет своим предметом публичные общественные отношения, характеризуемые как отношения власти и подчинения между их субъектами. Обязательным субъектом этих отношений выступает конституционный суд, который обладает властными контрольными функциями и соответствующими властными полномочиями по разрешению дел о проверке конституционности законов и других объектов контрольной деятельности. В основе конституционного правосудия лежит анализ конституционно-правовых отношений, а также реальных правовых отношений, как конституционных, так и отраслевых, сложившихся между государством в лице государственных органов и другими субъектами права, их соотнесения (соответствия) между собой. Конституционный суд принимает решения властного характера, имеющие обязательную силу для всех субъектов права без исключения. Эти решения окончательны и не подлежат обжалованию.

По структуре конституционное правосудие как отрасль права делится на две подотрасли -- судебное конституционное право и судебный конституционный процесс.

Судебное конституционное право как подотрасль конституционного правосудия есть система норм права, устанавливающих статус конституционного суда и статус его судей, а именно способ формирования конституционного суда, его состав, принципы и гарантии его организации и деятельности, компетенцию конституционного суда, права и обязанности конституционных судей, гарантии их независимости.

Судебный конституционный процесс как подотрасль конституционного правосудия есть система норм права, регулирующих процедуру рассмотрения дел в конституционном суде (принципы конституционного судопроизводства, стадии конституционного судопроизводства, особенности рассмотрения отдельных категорий дел)

Названия "конституционное правосудие" и "судебное конституционное право и процесс" равнозначны по своему содержанию.

Конституционное правосудие представляет собою единство содержания и формы. Реализация компетенции конституционных судов облекается в процессуальную форму. При этом материальное отношение из сферы судебного конституционного права как бы отходит на второй план, взаимодействует и переплетается с процессуальными правоотношениями. Реальное состояние механизма правового регулирования можно оценить лишь в единстве материальных юридических норм и правил юридической процедуры их реализации, применения. С одной стороны, процессуальная форма может способствовать повышению эффективности реализации юридических норм материального содержания, а с другой -- свести эту реализацию на нет заблокировать ее, существенно снизить ее эффективность.

Судебное конституционное право включает правовые институты состава конституционного суда, порядка его формирования, структуры, конституционной юрисдикции (компетенции конституционного суда), статуса судей конституционного суда и т.д.

Судебный конституционный процесс включает правовые институты принципов конституционного судопроизводства, его стадий, видов производства по конкретным делам.

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс

1. Судебно-конституционное право и процесс в системе отраслей российского права. Наука конституционного правосудия.

2. Судебный конституционный контроль: понятие и модели.

3. Виды проверок при осуществлении судебного конституционного контроля.

4. История развития конституционного правосудия в России.

5. Источники (формы) судебно-конституционного права и процесса.

6. Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права как источники судебно-конституционного права и процесса.

7. Правовой статус Конституционного Суда Российской Федерации и его место в системе высших органов государственной власти.

8. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.

9. Состав, порядок формирования и структура Конституционного Суда Российской Федерации.

10. Особенности правового статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

11. Решения Конституционного Суда Российской Федерации: понятие, виды, юридическая сила.

12. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: понятие, виды, юридическая сила.

13. Конституционное судопроизводство как самостоятельный вид судопроизводства, его особенности.

14. Принципы конституционного судопроизводства: понятие, классификация, содержание.

15. Классификация участников конституционного судопроизводства. Процессуальное положение участников, содействующих осуществлению конституционного судопроизводства.

16. Процессуальное положение сторон и их представителей в конституционном судопроизводстве.

17. Особенности доказательств и доказывания в конституционном судопроизводстве.

18. Стадии судебного конституционного процесса.

19. Внесение обращения в Конституционный Суд Российской Федерации. Требования, предъявляемые к обращению в Конституционный Суд Российской Федерации.

20. Предварительное рассмотрение обращения Секретариатом Конституционного Суда Российской Федерации. Предварительное изучение обращения судьёй (судьями) Конституционного Суда Российской Федерации.

21. Принятие или отказ в принятии обращения к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации. Назначение и подготовка дел к разбирательству в Конституционном Суде Российской Федерации.

22. Порядок заседания Конституционного Суда Российской Федерации при рассмотрении дела по существу.

23. Принятие итогового решения Конституционного Суда Российской Федерации, его оглашение, вступление в силу и опубликование. Особое мнение и мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации.



24. Исправление неточностей в решении Конституционного Суда Российской Федерации. Разъяснение решений Конституционного Суда Российской Федерации.

25. Действие и исполнение решений Конституционного Суда Российской Федерации.

26. Виды производств в Конституционном Суде Российской Федерации.

27. Особенности производства в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дел без проведения слушания (письменное производство).

28. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дел о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними.

29. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дел о соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

30. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дел по спорам о компетенции.

31. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан.

32. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дел о конституционности законов по запросам судов.

33. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дел о толковании Конституции Российской Федерации.

34. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дела о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

35. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дел, связанным с реализацией инициативы проведения референдума Российской Федерации по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума.

36. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации: состав, порядок формирования, полномочия.

37. Особенности судопроизводства в конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации.

Вопросы утверждены на заседание кафедры. Протокол № __ от «___» __________ 2012 г.

Зав. кафедрой конституционного права В.Е. Сафонов

  • формат doc
  • размер 319.06 КБ
  • добавлен 23 сентября 2009 г.

Москва. - "Закон и право". -Издательское объединение "ЮНИТИ", 1998. - 376 стр.

Содержание
Вместо введения
Вводная тема. Правовое государство и судебная власть
1. Развитие идей правового государства
2. Судебная власть в правовом государстве
3. Слом тоталитаризма, формирование правового государства и судебные реформы в странах Центральной и Восточной Европы
4. Содружество Независимых Государств: сотрудничество в проведении правовых реформ и в обеспечении прав и свобод человека и гражданина
5. Государства молодой демократии Центральной и Восточной
Европы в общеевропейском правовом пространстве

Общая часть
Тема
1. Конституционное правосудия как высшая форма конституционного контроля в правовом государстве
1. Принцип верховенства конституции, его действие.
Охрана конституции
2. Конституционный контроль как функция властей в правовом государстве. Виды конституционного контроля
3. Судебный конституционный контроль как разновидность конституционного контроля
4. К истории развития судебного конституционного контроля
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Тема
2. Конституционное правосудие как отрасль права и законодательства, как наука и учебная дисциплина
1. Конституционное правосудие как отрасль права
2. Конституционное право и судебное конституционное право и процесс
3. Судебное конституционное право и процесс и другие отрасли права
4. Конституционное правосудие как отрасль законодательства
5. Конституционное правосудие как наука
6. Конституционное правосудие как учебная дисциплина
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Тема
3. Нормативное регулирование конституционного правосудия. Источники судебного конституционного права и процесса
1. К истории нормативного регулирования судебного конституционного контроля. Система источников судебного конституционного права и процесса
2. Источники права, регламентирующие организацию и деятельность конституционных судов в посттоталитарных государствах
3. Система источников права, регламентирующих организацию и деятельность Конституционного Суда Российской Федерации
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Тема
4. Конституционное правосудие
и общественная практика: действие судебного конституционного права и процесса
1. Механизм действия судебного конституционного права и процесса
2. Соотношение права и политики в деятельности
конституционных судов
3. Конституционное правосудие и общественное мнение.
Конституционный суд и средства массовой информации
4. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в общественной и государственной жизни
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Особенная часть
Раздел I. Судебное конституционное право
Тема
5. Природа конституционного суда, его место в механизме действия государственной власти
1. Конституционный суд как орган государственной власти
2. Конституционный суд в судебной системе
3. Политико-правовая природа Конституционного Суда Российской Федерации
4. Конституционное правосудие в федерациях.
Конституционное (уставное) правосудие в субъектах Российской Федерации
5. Официальные символы конституционного суда.
Местопребывание конституционного суда
6. Независимость конституционного суда, ее гарантии
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Тема
6. Состав, структура и организация деятельности конституционных судов
1. Состав конституционных судов
2. Порядок формирования конституционных судов
3. Структура конституционных судов
4. Председатель и другие должностные лица конституционного суда
5. Аппарат конституционных судов
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Тема
7. Статус судьи конституционного суда
1. Содержание статуса судьи конституционного суда
2. Срок полномочий судьи конституционного суда
3. Занятия и действия, не совместимые с должностью судьи конституционного суда
4. Основные права и обязанности судьи конституционного суда
5. Независимость судьи конституционного суда и ее гарантии
6. Неприкосновенность судьи конституционного суда
7. Приостановление полномочий судьи конституционного суда
8. Прекращение полномочий судьи конституционного суда
9. Статус судьи конституционного суда, пребывающего в отставке
10. Этические нормы поведения судьи конституционного суда
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Тема
8. Компетенция (юрисдикция) конституционных судов
1. К истории формирования компетенции (юрисдикции) конституционных судов
2. Проверка конституционности законов и других нормативных правовых актов
3. Проверка конституционности международных договоров
4. Разрешение споров о компетенции
5. Защита прав и свобод человека и гражданина
6. Проверка конституционности проведения референдумов и выборов, осуществления права народной инициативы
7. Конституционный контроль правосудия за нарушениями конституции (импичмент)
8. Проверка конституционности организации и деятельности политических партий и общественных объединений
9. Толкование конституции
10. Иные полномочия конституционных судов
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Раздел II. Судебный конституционный процесс
Тема
9. Конституционное судопроизводство - самостоятельный вид судопроизводства
1. Предмет рассмотрения и другие особенности конституционного судопроизводства
2. Принципы конституционного судопроизводства
3. Организационно-правовые формы конституционного судопроизводства
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Тема
10. Стадии конституционного судопроизводства и общие правила рассмотрения дел в конституционном суде
1. Понятие и виды стадий конституционного судопроизводства. Процессуальные сроки
2. Внесение обращений в конституционный суд
3. Предварительное рассмотрение обращений в конституционных судах
4. Принятие конституционными судами обращений к рассмотрению. Отклонение обращений
5. Подготовка к судебному разбирательству
6. Судебное разбирательство. Отложение заседания
7. Принятие итоговых решений конституционными судами. Особое мнение судьи
8. Провозглашение, опубликование и вступление в силу решений конституционных судов
9. Исполнение решений конституционных судов
10. Прекращение производства по делу
11. Пересмотр конституционными судами ранее вынесенных ими решений
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Раздел III. Особенности производства в Конституционном Суде Российской Федерации по отдельным категориям дел
Тема
11. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними

2. Право на обращение
3. Допустимость запроса
4. Пределы проверки

Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Тема
12. Рассмотрение дел о соответствии
Конституции Российской Федерации не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации
1. Полномочие Конституционного Суда
2. Право на обращение
3. Допустимость запроса
4. Пределы проверки
5. Итоговое решение и его юридические последствия
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Тема
13. Рассмотрение дел по спорам о компетенции
1. Полномочие Конституционного Суда
2. Право на обращение
3. Допустимость ходатайства
4. Пределы проверки
5. Итоговое решение и его юридические последствия
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Тема
14. Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан
1. Полномочие Конституционного Суда
2. Право на обращение
3. Допустимость жалобы
4. Последствия принятия жалобы к рассмотрению
5. Пределы проверки

Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Тема
15. Рассмотрение дел о конституционности
законов по запросам судов
1. Полномочие Конституционного Суда
2. Право на обращение
3. Допустимость запроса
4. Последствия внесения запроса
5. Пределы проверки
6. Итоговое решение и его юридические последствия
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Тема
16. Рассмотрение дел о толковании
Конституции Российской Федерации
1. Полномочие Конституционного Суда
2. Право на обращение
3. Допустимость обращения
4. Пределы толкования
5. Итоговое решение и его юридические последствия
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Тема
17. Рассмотрение дела о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления
1. Полномочие Конституционного Суда

3. Пределы проверки

Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Тема
18. Рассмотрение дела о даче заключения о соблюдении требований, предусмотренных
Конституцией Российской Федерации, до назначения Президентом Российской Федерации референдума Российской Федерации
1. Полномочие Конституционного Суда
2. Право на обращение и допустимость запроса
3. Пределы проверки
4. Заключение и его юридические последствия
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Заключительная тема: Сотрудничество конституционных судов в общеевропейском и мировом пространстве
1. Новый этап в развитии судебного конституционного контроля
2. Организационные формы сотрудничества конституционных судов
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
Список основных нормативных актов, регулирующих организацию и деятельность Конституционного Суда Российской Федерации
Решения Конституционного Суда Российской Федерации, принятые на основании Закона РСФСР от 12 июля 1991 года "О Конституционном Суде РСФСР"
Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, принятые на основании Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года "О Конституционном Суде Российской Федерации"
Определения Конституционного Суда Российской Федерации, принятые на основании
Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года "О Конституционном Суде
Российской Федерации"
Программа учебного курса "Конституционное правосудие (Судебное конституционное право и процесс)"
Литература
Приложение № 1
Приложение № 2

Смотрите также


Авакьян С.А. Конституционное право России. Методическое пособие по подготовке к семинарам

  • формат html
  • размер 83.7 КБ
  • добавлен 08 февраля 2009 г.

М., 2002.- 96 c Общие положения. Конституционное право России - отрасль права и наука. Конституционное развитие России. действующая Конституция РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации. Конституционно-правовое закрепление непосредственной и представительной демократии в РФ. Гражданство Российской Федерации. Конституционный статус человека и гражданина в Российской Федерации. Федеративное устройство России. Избирательное право и изби...


Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс

  • формат pdf
  • размер 3.99 МБ
  • добавлен 12 апреля 2011 г.

Учеб. пособие. - М. : Норма: ИНФРА-М, 2010. - 592 с. ISBN 978-5-91768-112-2 (Норма) ISBN 978-5-16-004318-0 (ИНФРА-М) В учебном пособии в соответствии с действующим законодательством на базе судебной практики и современных процессуально-правовых концепций освещены основные институты конституционного судопроизводства. Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов, практических работников правоохранительных органов, госу...


Капыш В.П. Конституционные гарантии обеспечения экономических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

Дисертация
  • формат jpg
  • размер 16.97 МБ
  • добавлен 06 сентября 2010 г.