Участники производства по делам об административных правонарушениях. Участники производства по делам об административных правонарушениях Процессуальный статус потерпевшего в административном процессе

1. Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

2. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

3. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

4. Потерпевший может быть опрошен в соответствии со статьей 25.6 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 25.2 КоАП РФ

1. Потерпевшим в рамках дела об административном правонарушении является:

— физическое или юридическое лицо;

— лицо, которому административным правонарушением причинен вред:

физический, т.е. вред здоровью;

имущественный, т.е. материальный вред, подлежащий денежной оценке — убытки (ст. 15 ГК РФ);

моральный вред, т.е. физические и нравственные страдания (ст. ст. 151 , — 1101 ГК РФ).

В результате административного правонарушения потерпевшему может быть причинен как один из видов вреда, так и несколько.

2. Правовой статус потерпевшего характеризуется наличием следующих прав:

— знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении;

— давать объяснения;

— представлять доказательства;

— заявлять ходатайства и отводы;

— пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу;

— пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

Таким образом объем процессуальных прав потерпевшего не ограничен и сопоставим с объемом процессуальных прав лица, привлекаемого к административной ответственности.

Что касается обязанностей потерпевшего, то они также носят общий процессуальный характер, в частности, потерпевший обязан:

— соблюдать порядок при рассмотрении дела об административном правонарушении;

— являться по вызову судьи, должностного лица или органа, рассматривающих дело об административном правонарушении, и давать показания как свидетель в порядке ст. 25.6 КоАП РФ;

— не злоупотреблять своими процессуальными правами при рассмотрении дела;

— не нарушать права иных лиц, участвующих в деле, и т.д.

3. Потерпевший является обязательным участником рассмотрения дела об административном правонарушении, в связи с чем в его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях:

— если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела;

— либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

<*> Закон и право. 2005. N 2.

В соответствии со ст. 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях потерпевшим признается гражданин или юридическое лицо, которым вследствие административного правонарушения причинен физический, имущественный или моральный вред.

Размер причиненного вреда, иные последствия являются критериями отграничения административного правонарушения от преступления. КоАП РФ предусматривает такие критерии не во всех случаях. Например : для юридической квалификации хищения чужого имущества по ст. 7.27 КоАП как мелкого хищения надо установить, что стоимость похищенного не превышает одного минимального размера оплаты труда, установленного на день совершения данного правонарушения; для признания административным правонарушением нарушения Правил дорожного движения на основании ст. 12.24 КоАП надо установить, что такое нарушение ПДД повлекло причинение легкого вреда здоровью потерпевшего и повлекло расстройство здоровья на срок до 21 дня.

В иных случаях размер вреда, даже сам факт его причинения определяются с учетом рекомендаций, выработанных правоприменительной практикой, содержащихся в руководящих постановлениях Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, данных по материалам обобщения гражданских и уголовных дел и дел об административных правонарушениях соответствующих категорий.

Сущность морального вреда и порядок его компенсации выражены в ст. 151 ГК РФ: "Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред".

Содержание указанных выше нематериальных благ раскрыто в ст. 150 ГК РФ. К ним относятся: жизнь и здоровье человека, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или по закону.

Правовой институт морального вреда в российском законодательстве существенно развивается в процессе правоприменительной практики и нашел отражение в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда". Разъяснено, что к неимущественным правам относятся: право на пользование именем, охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности, временное ограничение или лишение какого-либо права, физическая боль либо повреждение здоровья, связанное с заболеванием, перенесенным вследствие нравственных страданий.

Размер морального вреда определяется в денежном выражении в порядке гражданского судопроизводства.

Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что на требования о компенсации морального вреда исковая давность не распространяется, поскольку они вытекают из нарушения личных неимущественных прав и других нематериальных благ (п. п. 2, 7, 10 названного Постановления).

Потерпевший как объект противоправного посягательства устанавливается при выявлении признаков административного правонарушения, и необходимые данные о потерпевшем, а также сведения о характере причиненного ему вреда записываются в протоколе об административном правонарушении.

В производстве по делу об административном правонарушении о признании потерпевшим не принимается специального решения в виде отдельного постановления или определения. При указанных в ч. 1 ст. 25.2 КоАП обстоятельствах статус гражданина или юридического лица в качестве потерпевшего записывается в протоколе об административном правонарушении либо в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении и указанным лицам разъясняются их права и обязанности, предусмотренные ст. 25.2 КоАП.

КоАП предусматривает широкие процессуальные права потерпевшего, который вправе знакомиться со всеми материалами дела, участвовать в рассмотрении его, то есть давать объяснения, представлять доказательства и высказывать по ним свои суждения, заявлять ходатайства об истребовании документов, назначении экспертизы, вызове свидетелей, заявлять отводы должностным лицам и составу коллегиального органа, рассматривающим дело, пользоваться юридической помощью представителя, услугами переводчика, просить об отложении рассмотрения дела, обжаловать вынесенные по делу постановления, определения либо иные решения.

Такой процессуально-правовой статус потерпевшего в ст. 25.2 КоАП закреплен только по существу, краткой формулой, содержание которой раскрывается в ряде других статей Кодекса: право получать копии протокола и постановлений (ч. 6 ст. 28.2, ч. 2 ст. 29.11, ч. 2 ст. 30.1); об ознакомлении с материалами дела (ч. 4 ст. 26.4); об участии в решении вопросов о назначении экспертизы (ст. 26.4) и продлении срока рассмотрения дела (ч. 2 ст. 29.6); о заявлении отводов (ст. 25.13, ч. 4 ст. 26.4, ч. 2 ст. 29.3); о заявлении ходатайств (ст. 24.4); об обжаловании определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (ч. 4 ст. 30.1); об обжаловании постановления по делу и решения по жалобе на постановление (ч. 1 ст. 30.1, ст. 30.9).

При наличии оснований гражданин либо юридическое лицо могут быть признаны потерпевшими на стадии рассмотрения дела по существу. Во всяком случае, позиция потерпевшего (или его представителя) должна быть отражена в постановлении по делу об административном правонарушении. Недостаточно указания о потерпевшем в протоколе об административном правонарушении и даже во вводной части постановления по делу. Полагаем, что соответствующее постановление о признании заинтересованного лица потерпевшим было бы целесообразно, и в нем можно было бы указать права и обязанности потерпевшего. Будет практически полезно и целесообразно на последней странице обложки дела об административном правонарушении воспроизвести тексты ст. ст. 25.1 и 25.2 КоАП РФ - о правах и обязанностях лица, привлекаемого к ответственности, и потерпевшего с установлением отметки об ознакомлении с материалами дела. Это исключило бы многие вопросы и недоразумения при рассмотрении дела по существу, а также при рассмотрении жалоб на постановление по делу.

Рассмотрение дела проходит с участием потерпевшего, о чем он извещается своевременно и достоверно. В отсутствие потерпевшего дело об административном правонарушении может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о том, что потерпевший не заявляет ходатайство об отложении рассмотрения дела либо в случае, если такое ходатайство (в зависимости от причин) отклонено коллегиальным органом или должностным лицом, на рассмотрении которых находится дело. Недопустимо рассматривать дело при отсутствии сведений о неуважительности причин неявки потерпевшего. Несостоятельными в ряде случаев являются ссылки на то, что "может, по почте не дошло извещение".

По смыслу ч. 6 ст. 28.2 КоАП, не должно ограничиваться временем и какой-либо стадией производства право потерпевшего на получение копии протокола об административном правонарушении: это право абсолютное, безусловное.

В соответствии со ст. 25.2 КоАП статус потерпевшего по делу об административном правонарушении существенно расширен. Особое внимание теперь следует уделять праву потерпевшего быть активным участником процесса непосредственного разбирательства по делу, что предусматривается ч. 3 ст. 25.2 КоАП.

Установленные ст. 25.2 КоАП нормы о статусе потерпевшего по делу об административном правонарушении в полной мере корреспондируют с нормами ст. 52 Конституции Российской Федерации о правовой охране и защите прав потерпевшего от преступления, и в соответствующих случаях конституционные положения следует применять как нормы закона прямого действия на основании ст. 15 Конституции Российской Федерации.

Лицо (физическое или юридическое), признанное потерпевшим по протоколу об административном правонарушении, вправе обращаться к соответствующему органу с заявлениями о возмещении имущественного или морального вреда, об отложении рассмотрения дела и т.п. В соответствии со ст. 4.7 КоАП при рассмотрении дела об административном правонарушении судья вправе решить вопрос о возмещении имущественного ущерба, если отсутствует спор о его размере. В других случаях, в том числе при рассмотрении дела иными органами и должностными лицами, вопрос о взыскании имущественного ущерба рассматривается в порядке гражданского судопроизводства.

Споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, во всех случаях рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.

Верховный Суд Российской Федерации последователен в соблюдении установленных законом требований о необходимости надлежащего извещения участников рассмотрения дела об административном правонарушении. Несоблюдение таких условий признается основанием для отмены постановлений о применении административных наказаний <1>.

<1> См., напр.: БВС РФ. 1996. N 8. С. 7 - 8; 1997. N 10. С. 3 - 4.

Есть необходимость для регламентации в КоАП оснований для отмены постановлений по делам об административных правонарушениях при существенных нарушениях процессуальных прав участников административного производства, а ненадлежащее извещение таких лиц о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении признать существенным нарушением требований процессуального законодательства.

При опросе потерпевший не предупреждается о юридической ответственности за ложную информацию. Но по решению коллегиального органа или должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, потерпевший может быть опрошен в качестве свидетеля. В таких случаях потерпевший приобретает процессуальный статус свидетеля, предусмотренный ст. 25.6 КоАП, и предупреждается об административной ответственности за заведомо ложные показания. За такое правонарушение ст. 17.9 КоАП предусматривает штраф в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда. Напомним, что расчетной ставкой является сумма в 100 рублей.

На потерпевшего, как и на каждого гражданина, распространяются установленные ст. 51 Конституции Российской Федерации правовые нормы о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. Являющееся потерпевшим физическое лицо вправе не давать объяснений, чтобы избежать свидетельств против себя.

В связи с трансформацией статуса потерпевшего в статус свидетеля на практике приходится решать вопрос о применении привода в отношении такого лица в соответствии со ст. 27.15 КоАП. Однозначного суждения по этому поводу не имеется, так же как и по поводу возможного привлечения потерпевшего к административной ответственности в качестве свидетеля на основании ст. 17.9 КоАП. Мы полагаем, что применение привода в указанных случаях правомерно, но считаем, что по указанным вопросам необходимо официальное разъяснение Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Надо иметь в виду, что доказательства по делу об административном правонарушении оцениваются с учетом объективного и всестороннего исследования всех обстоятельств дела в их совокупности (ст. 26.11 КоАП).

Права потерпевшего распространяются на законного представителя юридического лица, законного представителя и представителя физического лица (ст. ст. 25.4, 25.5 КоАП) в части, касающейся участия в процессе разбирательства по делу об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 25.5 КоАП представителем потерпевшего по делу могут быть адвокат или иное лицо. Они также участвуют в производстве по делу с момента составления протокола об административном правонарушении.

Участие потерпевшего в производстве по делу об административном правонарушении социально важно и находится под защитой государства. В соответствии со ст. 25.14 КоАП потерпевшему возмещаются расходы, связанные с его участием в производстве по делу об административном правонарушении.

В п. 1 ч. 1 ст. 24.7 КоАП нет указания об отнесении к издержкам по делу об административном правонарушении денежных сумм, взыскиваемых в пользу потерпевших. На практике правоприменителей это не смущает, но отмеченную коллизию закона целесообразно устранить посредством включения слова "потерпевшим" в указанную правовую норму.

Потерпевший является активным участником производства по делу об административном правонарушении. Поэтому государство принимает на себя издержки, связанные с возмещением потерпевшим расходов по явке в суд, коллегиальный орган, к должностному лицу, в производстве которого находится дело об административном правонарушении (ст. 24.7 Кодекса).

Порядок и размеры указанных выплат регламентированы Положением о возмещении расходов лиц в связи с их явкой по вызову в суд, орган к должностному лицу, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, а также об оплате их труда (утв. Постановлением Правительства от 4 марта 2003 года РФ N 140.

Лицам, не работающим по найму, выплачивается вознаграждение за отвлечение их от обычных занятий в размере командировочных расходов.

Потерпевшим оплачивается проезд к месту явки и обратно по представлении проездных документов. В исключительных случаях возможна оплата проезда без представления документов по минимальной стоимости проезда.

Оплата проезда регламентирована названным Положением. Проезд к месту явки и обратно к месту постоянного жительства оплачивается на основании проездных документов, но не выше установленных размеров на всех видах транспорта (железнодорожном, водном, воздушном и автомобильном), кроме такси.

При предъявлении соответствующих документов возмещаются страховые платежи по государственному обязательному страхованию пассажиров на транспорте, стоимость предварительной продажи проездных документов и затраты за пользование в поезде постельными принадлежностями.

При отсутствии проездных документов оплачивается минимальная стоимость проезда от места жительства к месту явки.

Размеры выплаты командировочных и оплаты расходов по найму жилья индексируются в соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 26 февраля 1992 г. N 122 "О нормах возмещения командировочных расходов" и на 1 января 2003 г. составляют: оплата найма жилого помещения - не более 550 рублей в сутки, а при отсутствии документов - 12 рублей в сутки; оплата суточных - 100 рублей за каждый день пребывания в командировке (см. Приказ Минфина России от 6 июля 2001 г. N 49Н с изменениями от 9 сентября 2001 г.).

В заключение выскажем некоторые суждения по совершенствованию нормативно-правового закрепления статуса потерпевшего и усилению правовых гарантий обеспечения защиты его прав и законных интересов.

По смыслу ч. 2 ст. 25.2 КоАП, потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении на всякой стадии производства по делу. Полагаем, что это действие должно обязательно проводиться по инициативе должностного лица, в производстве которого находится дело, до направления дела на рассмотрение, с обязательной отметкой об этом в справочном листе дела, под роспись потерпевшего. Здесь же должна делаться подобная отметка об ознакомлении с материалами дела лица, привлекаемого к административной ответственности (см. ч. 1 ст. 25.1 КоАП). Раньше этого момента такому лицу, привлекаемому к ответственности, по крайней мере нельзя знать адреса потерпевшего, чтобы исключить воздействие на него. Есть недопустимые примеры. Так, в нарушение Правил дорожного движения, на пешеходной дорожке между детским садом и книжным магазином мотоциклист, проезжая без сигнала, забрызгал грязной водой пешехода и ребенка, создав опасную ситуацию. Потерпевший обратился в ГАИ-ГИБДД с заявлением, но домой к потерпевшему заявился водитель мотоцикла - амбал с внешностью байкера-хирурга, чтобы выяснить: "Ну, че там, типа, было?".

В целях исключения процессуальных осложнений следовало бы признать недопустимым рассмотрение дела об административном правонарушении без ознакомления с ним потерпевшего и в его отсутствие по не предусмотренным КоАП основаниям. Несоблюдение таких условий в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП должно признаваться существенным нарушением процессуальных требований, влекущим отмену постановления.

По общему правилу юридическая помощь по делам об административных правонарушениях оказывается за плату, размеры которой (платы) определяются в зависимости от сложности дела и длительности участия в нем адвоката. Конкретный размер устанавливается в соглашении об оказании юридической помощи либо в отдельном договоре. Деньги вносятся в кассу адвокатского образования. Гражданам Российской Федерации юридическая помощь оказывается бесплатно, если среднедушевой размер доходов в их семье ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, в соответствии с федеральным законодательством, либо если у одиноко проживающего гражданина РФ доходы ниже указанной величины <1>.

<1> См.: ст. ст. 25, 26 ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре" в редакции от 28 октября 2002 г., 22 августа 2003 г. // СЗ РФ. 2003. N 23. Ст. 2102; 2004. N 35. Ст. 3607.

В связи с отмеченным представляются уместными и полезными включения в типизированную форму протокола об административном правонарушении таких реквизитов: расписку о получении его копии; о разъяснении потерпевшему процессуальных прав; о подписи протокола потерпевшим; о праве потерпевшего получить копию протокола; о решении, принятом по протоколу <1>.

<1> См.: Дугенец А.С. Процессуальный порядок привлечения к административной ответственности / ВНИИ МВД России. М., 2002. С. 42 - 93.

Безусловную практическую помощь правоприменителям оказала бы инструкция МВД о производстве по делам об административных правонарушениях, обновление которой задерживается. Потребность в таком акте возрастает в связи с принятием региональных законов об административной ответственности, для правильного применения которых работниками милиции общественной безопасности будут полезными методические установки инструкции МВД, в том числе по составлению процессуальных документов и оформлению материалов и дел об административных правонарушениях.

Непредставление потерпевшему копии протокола об административном правонарушении либо отсутствие в нем сведений о потерпевшем (адреса или указания о месте пребывания) исключает его участие в производстве по делу, что приводит не только к нарушению прав потерпевшего, но и к невыполнению задач производства по делам об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и своевременном рассмотрении дел в соответствии с требованиями закона и об обеспечении исполнения вынесенного постановления (ст. 24.1 КоАП).

В ч. 3 ст. 25.2 КоАП содержится категорическое предписание: "Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения". Из этого следует, что недостаточно для рассмотрения дела в отсутствие потерпевшего только справки о высылке потерпевшему соответствующего извещения (повестки). Несостоятельны также ссылки некоторых работников правоохранительных органов на то, что извещения повсеместно посылаются не заказной, а простой корреспонденцией - закон конкретен: "Если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего". Такими данными могут быть личная расписка адресата либо иного получателя извещения (повестки), представленная соответствующему органу (должностному лицу) и подтвержденная в установленном порядке непосредственно при рассмотрении дела - в сообщении руководителя жилищного органа либо при опросе в качестве свидетеля лица, передавшего извещение (повестку) потерпевшему.

В протоколе об административном правонарушении надо предусмотреть такие реквизиты: сведения о потерпевшем, размере имущественного вреда с возможным приложением соответствующих справок; об ознакомлении его с материалами дела и разъяснении ему прав и обязанностей; о времени получения копии протокола и расписки об этом. Такое положение связано с тем, что потерпевший, участвуя при рассмотрении дела, способствует акцентированию внимания на существенных обстоятельствах и доказательствах, которые могут быть предметом анализа и при рассмотрении дела по жалобе потерпевшего. Отсутствие в материалах дела, и прежде всего в протоколе по делу об административном правонарушении, необходимых сведений о потерпевшем лишает его права в установленный срок обжаловать постановление по делу об административном правонарушении в так называемом порядке административного производства. Пересмотр постановлений в надзорном порядке теперь усложнен и допускается только по протесту прокурора субъекта Российской Федерации либо по протесту Генерального прокурора РФ и их заместителей. Такие протесты вправе рассматривать только председатели судов субъектов РФ, Председатель Верховного Суда РФ и их заместители, а также Высший Арбитражный Суд в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом РФ (ст. 30.11 КоАП).

Непреодолимая сила инерционности "должностной правоты" здесь усугубляется тем, что отказы в пересмотре постановлений по делам об административных правонарушениях "формируются" теми работниками правоохранительных органов, которые склонны подтверждать только свою правоту. В этом отношении характерно дело о мелком хулиганстве в отношении И., рассмотренное федеральным судьей Московского района г. Твери.

В продолжение трех месяцев И. многократно в вечернее время разбивала стеклянные банки и бутылки о металлическую дверь соседей по лестничной площадке пятиэтажного дома, сквернословила, высказывала угрозы в адрес всех соседей по подъезду, в связи с чем однажды был вызван наряд милиции. И во время проверки, проводившейся отделом внутренних дел и районной прокуратурой, до и после отобрания у И. объяснений она повторяла угрозы, пыталась "разобраться" с соседкой. В возбуждении уголовного дела было отказано, а на неработающую И. был наложен административный штраф, который остался не взыскан.

В кратком до непонятного постановлении судьи (воспроизводится дословно) указано: "И. 18 декабря 2002 г. в 19 час. 30 мин., 4 февраля 2003 г. в 15 час., 12 февраля 2003 г. в 19 час. 30 мин., находясь в состоянии СИЛЬНОГО ПСИХИЧЕСКОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ (выделено мной. - М.М.), кричала, била стеклянную посуду на лестничной площадке, 2 этаже, бросала ее в пролет между этажами... (указан адрес). И. вину свою признала, не отрицает фактов, изложенных в протоколе об административном правонарушении, объясняя свое поведение нервным срывом.

Вина И. подтверждается не административным материалом, А ОБЪЯСНЕНИЯМИ (так в постановлении. - М.М.) свидетелей А., С., Х., К., К., Т.".

Потерпевший с протоколом и другими материалами дела не был ознакомлен. Судья А. рассмотрела дело в отсутствие потерпевшего и свидетелей, которые при отобрании у них объяснений, естественно, о юридической ответственности не предупреждались, никакой экспертизы по делу не проводилось, а объяснения свидетелей (даже в их числе не назван заявитель) оказались нечитаемыми из-за плохого качества ксерокопий.

Исключенный из участников процесса, заявитель просил прокурора Тверской области принести протест на постановление судьи и отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении И. при признаках в ее действиях реальной угрозы, что подпадает под юридическую квалификацию ее действий как уголовно наказуемого хулиганства. Но заявление было направлено только прокурору района, где конечно, ничего не нашли и даже не сообщили заявителю о мотивах отказа в пересмотре дела. Последующее заявление Генеральному прокурору, аналогичное ранее направленному областному прокурору, было по трафаретной схеме переслано областному прокурору. Из областной прокуратуры - с сопроводительным письмом начальника отдела заявление опять ушло в районную прокуратуру... Порочный круг замкнулся. Между тем со дня вынесения судьей постановления прошло более трех месяцев. Постановление осталось неисполненным, к закрытой двери И. время от времени приезжают врачи, чтобы, как пишет заместитель районного прокурора, провести "недобровольное освидетельствование" И. А соседи с обреченностью заложников ждут - "рванет или не рванет" подъезд, так как угрозы "всех сжечь" продолжаются.

В целях обеспечения надлежащей социальной эффективности законодательства об административной ответственности необходим систематический анализ практики применения федерального и регионального законодательства. Это будет способствовать принятию в недалекой перспективе раздельных Российского кодекса об административной ответственности и Российского административно-процессуального кодекса, более совершенных и современных.

Полный текст ст. 25.2 КОАП РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2020 год. Консультации юристов по статье 25.2 КОАП РФ.

1. Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

2. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

3. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

4. Потерпевший может быть опрошен в соответствии со статьей 25.6 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 25.2 КоАП РФ

1. Статья 52 Конституции РФ в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и другими международно-правовыми документами устанавливает, что права потерпевших от преступлений и злоупотреблений власти охраняются законом. Нормы комментируемой статьи Кодекса направлены на обеспечение прав граждан и юридических лиц, которым причинен ущерб в результате административных правонарушений, и тем самым на реализацию конституционного принципа охраны прав и законных интересов граждан и их организаций от любых неправомерных действий.

2. В части 1 данной статьи дается определение понятия "потерпевший" и перечисляются возможные виды причиненного вреда: физический, имущественный, моральный. Все три вида вреда могут быть причинены физическому лицу. Как правило, юридическому лицу может быть причинен имущественный ущерб, но вместе с тем в результате административного правонарушения может пострадать деловая репутация организации.

3. При рассмотрении дела об административном правонарушении судья, орган, должностное лицо должны оценивать последствия неправомерных действий и разъяснять потерпевшему его право обратиться с гражданским иском о возмещении ущерба в соответствующий суд. Необходимо также учитывать нормы ст. 4.7 Кодекса, согласно которой судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Если дело рассматривается иным органом или должностным лицом, вопросы возмещения имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства.

4. Комментируемая статья (ч. 2) определяет права потерпевшего в производстве по делу об административном правонарушении (по сути, аналогичные правам лица, привлекаемого к административной ответственности): знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по делу (см. комментарий к ст. ст. 24.4, 25.1, 25.5, 28.1.1, 28.2, 30.1). Потерпевший вправе знакомиться с содержанием протокола об административном правонарушении, представлять свои замечания и объяснения, требовать предоставления ему копии протокола. Потерпевшему вручаются копия постановления по делу и по его требованию иные процессуальные документы, принятые в ходе рассмотрения дела. Его ходатайства об отводе лица, участвующего в деле, или об отводе лица, рассматривающего дело, подлежат обязательному и немедленному рассмотрению.

5. Потерпевший обязан явиться по извещению субъекта административной юрисдикции, дать правдивые объяснения, сообщить все известное ему по делу и ответить на поставленные вопросы, хотя перечисленные обязанности непосредственно не упомянуты в данной статье.

6. Комментируемая статья (ч. 3) гарантирует потерпевшему право участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, что предопределяет обязанность судьи, органа, должностного лица принять своевременные меры к извещению потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела.

7. Часть 4 комментируемой статьи предоставляет возможность субъекту административной юрисдикции допросить потерпевшего в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении (см. комментарий к ст. ст. 25.6, 29.4, 29.7).

Консультации и комментарии юристов по ст 25.2 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 25.2 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Новая редакция Ст. 25.2 КоАП РФ

1. Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

2. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

3. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

4. Потерпевший может быть опрошен в соответствии со статьей 25.6 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 25.2 КоАП РФ

1. Физическое или юридическое лицо приобретает статус потерпевшего по делу об административном правонарушении с того момента, когда оно фиксируется в данном качестве в протоколе об административном правонарушении либо в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении. С этого момента у лица, признанного потерпевшим, возникают определенные процессуальные права и обязанности. Оно вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу и т.д.

2. Потерпевшим признается физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Из контекста статьи 151 Гражданского кодекса под моральным вредом следует понимать нравственные или физические страдания, причиненные действиями, посягающими на личные неимущественные права либо на принадлежащие гражданину нематериальные блага.

3. Потерпевший обладает правом на участие в рассмотрении дела об административном правонарушении, что является важной гарантией обеспечения и защиты его прав и законных интересов. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 24 марта 2005 г. N 5 разъяснил, что право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.

4. В отсутствие потерпевшего дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Другой комментарий к Ст. 25.2 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

Процессуальные права потерпевшего в целом аналогичны правам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Он вправе пользоваться юридической помощью представителя.

Правила участия либо неучастия потерпевшего в производстве не отличаются от аналогичных правил, предусмотренных для лица, в отношении которого ведется производство. Однако он может быть опрошен в качестве свидетеля по данному делу.

  • Административный процесс: общие положения
    • Понятие, особенности и виды административного процесса. Основные концепции административного процесса
    • Развитие административного судопроизводства в Российской Федерации. Проблемы правового регулирования
  • Административно-регулятивный процесс
    • Понятие и виды административных процедур в деятельности органов исполнительной власти, их значение в обеспечении прав и свобод граждан
    • Правонаделительные административные производства
      • Разрешительные производства. Особенности лицензионного производства
    • Административные регламенты органов исполнительной власти, их значение в регулировании административных процедур
  • Административно-юрисдикционный процесс
    • Понятие и принципы административной юрисдикции. Административно-юрисдикционные производства
    • Производство по делам об административных правонарушениях: понятие, виды, правовое регулирование
    • Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях
    • Судьи как субъекты административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях
    • Разграничение подсудности дел об административных правонарушениях между мировыми судьями, судьями районных, гарнизонных военных и арбитражных судов
    • Должностные лица органов исполнительной власти как субъекты административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях
    • Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав как субъекты административной юрисдикции
    • Статус лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
    • Статус потерпевшего в производстве по делам об административных правонарушениях
    • Статус защитника и представителя в производстве по делам об административных правонарушениях
    • Прокурор как участник производства по делам об административных правонарушениях
    • Предмет доказывания и доказательства по делам об административных правонарушениях. Оценка доказательств
    • Процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях, правовые последствия их несоблюдения
    • Возбуждение дела об административном правонарушении. Порядок и сроки составления протокола об административном правонарушении, требования к его содержанию
    • Административное расследование и его место в производстве по делам об административных правонарушениях: основания для назначения, сроки и место проведения, процессуальное оформление
    • Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
    • Основания и порядок прекращения производства по делу об административном правонарушении
    • Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции. Виды постановлений и определений по делам об административных правонарушениях
    • Процессуальные особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях в арбитражных судах
    • Порядок обжалования и пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции
    • Процессуальные особенности оспаривания постановлений и решений по делам об административных правонарушениях в арбитражных судах
    • Особенности пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях, вступивших в законную силу
  • Производство по применению мер административного пресечения
    • Понятие и система мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Особенности мер обеспечения в отношении физических и юридических лиц
    • Доставление, административное задержание и привод как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
    • Особенности освидетельствования лица на состояние алкогольного опьянения и медицинского освидетельствования на состояние опьянения
  • Исполнительное административное производство
    • Общая характеристика стадии исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях
    • Порядок исполнения отдельных видов административных наказаний
  • Производство по заявлениям и жалобам граждан
    • Административный порядок рассмотрения жалоб граждан на действия и решения органов исполнительной власти, нарушающие их права и свободы
    • Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об оспаривании нормативных правовых актов
    • Рассмотрение арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов органов исполнительной власти
    • Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об оспаривании решений и действий (бездействия) органов исполнительной власти, нарушающих права и свободы граждан
    • Рассмотрение в арбитражных судах дел об оспаривании решений и действий (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан

Статус потерпевшего в производстве по делам об административных правонарушениях

Основные положения, связанные со статусом потерпевшего в производстве по делам об административных правонарушениях, содержатся в ст. 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Потерпевший»). Они сформулированы следующим образом:

«1. Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

2. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

3. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

4. Потерпевший может быть опрошен в соответствии со ст. 25.6 настоящего Кодекса».

Последнее означает, что он обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний. Он предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

При этом потерпевший вправе:

  • не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников 1 В статье 25.6 КоАП РФ под близкими родственниками понимаются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки. ;
  • давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;
  • пользоваться бесплатной помощью переводчика;
  • делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.

Если потерпевший не достиг возраста четырнадцати лет, при его опросе обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии его законного представителя.

Защитник и представитель потерпевшего . Статус потерпевшего в производстве по делам об административных правонарушениях предусматривает, таким образом, возможность защиты его прав законными представителями. Эта возможность предоставлена как физическим, так и юридическим лицам.

Статья 25.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Законные представители физического лица») устанавливает, что защиту прав и законных интересов потерпевшего, являющегося несовершеннолетним либо по своему физическому или психическому состоянию лишенного возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют его законные представители 2 Представлять другое лицо в защите его прав могут лица, которые осуществляют данное полномочие по доверенности, либо лица, которые осуществляют данное полномочие на основе акта государственного органа или органа местного самоуправления. Ими могут быть и лица, осуществляющие полномочие по защите прав потерпевшего на основании предписания закона. Такие лица называются законными представителями. . Ими могут быть родители, усыновители, опекуны или попечители потерпевшего.

Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законом.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица.

Статья 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Законные представители юридического лица») устанавливает, что защиту прав и законных интересов данного лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители, которыми являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Часть 3 ст. 28.6 КоАП РФ определяет следующее.

В случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 (Административные правонарушения в области дорожного движения) КоАП РФ, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном ст. 29.10. (Постановление по делу об административном правонарушении) КоАП РФ. Копии постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя юридического лица.

Показания потерпевшего . В содержание статуса потерпевшего входит признание доказательной силы в отношении его показаний. В соответствии со ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Доказательства») показания потерпевшего относятся к числу данных, являющихся доказательствами по делу об административном правонарушении - разумеется, если на их основании судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, может установить наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.

Статья 26.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяет, что показания потерпевшего представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные в устной или письменной форме. Они отражаются:

  • в протоколе об административном правонарушении;
  • протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении;
  • протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении.

В случае необходимости показания потерпевшего записываются и приобщаются к делу.

В содержание статуса потерпевшего входит положение о компенсации расходов данного лица. Статья 25.14 устанавливает, что потерпевшему и его законным представителям возмещаются в установленном Правительством Российской Федерации порядке расходы, понесенные ими в связи с явкой в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. «Положение о возмещении расходов лиц в связи с их явкой по вызову в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, а также об оплате их труда», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2003 г. № 140 указывает, что данные расходы включают в себя расходы на проезд, расходы по найму жилого помещения и суточные.

Суточные не выплачиваются, если у потерпевшего, свидетеля, специалиста, эксперта, переводчика и понятого имеется возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства.

Возмещение расходов, понесенных военнослужащим, вызываемым в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в качестве потерпевшего, свидетеля, специалиста, эксперта, переводчика и понятого (расходы на проезд до места вызова и обратно, расходы по найму жилого помещения, суточные), производится этим судом или органом в месячный срок по установленным нормам на основании требования войсковой части. Непосредственно военнослужащим суд или орган никаких расходов не возмещает.

Возмещение потерпевшему имущественного ущерба . Существуют два способа возмещения имущественного ущерба, причиненного в результате совершения административного правонарушения: в порядке производства по делу об административном правонарушении и в порядке гражданского судопроизводства. Выбор способа зависит от усмотрения должностного лица (судьи), рассматривающего дело об административном правонарушении. В соответствии с ч. 3 ст. 4.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, разбираются судом только в порядке гражданского судопроизводства.

При рассмотрении дела об административном правонарушении судья (орган, должностное лицо) должен оценивать последствия неправомерных действий и разъяснять потерпевшему его право обратиться с гражданским иском в соответствующий суд общей юрисдикции.