Анализ аварийности и травматизма при эксплуатации подъемных сооружений. Причины возникновения аварий на подъемных устройствах Основные причины аварий мостовых кранов

Карякин Е. А . - эксперт ООО «Техника» Скаков В. А . - эксперт ООО «Техника» Симиниченко С.В . эксперт ООО «Техника» Стрекалов И.М . – эксперт ООО "ЭТС "Металлург-Л" Толчеев С.Т . – эксперт ООО «Липецкпромэкспертиза»

Одной из основных причин аварий при производстве погрузочно – разгрузочных работ автомобильными кранами является: перегрузка (увеличение нагрузки выше расчетной).

Перегрузка таких кранов может привести к падению (опрокидыванию), обрыву грузового каната, разрушению металлоконструкций.

Для предотвращения подобных случаев владелец автомобильного крана обязан: не допускать работу крана с отключенными или неисправным ограничителем нагрузки крана, поднимать груз неизвестной массы, засыпанный землей или примерзшей к земле, заложенного другими грузами, укрепленный болтами или залитого бетоном, а также металлом и шлаком, застывшим в печи или приварившегося к земле после слива его из печи.

Освобождать с применением крана защемленных грузом стропов, канатов или цепей. Обеспечить проверку контрольными грузами, своевременный ремонт, обслуживание регистратора параметров, ограничителя грузоподъёмности, указателей в соответствие с их эксплуатационной документацией. После ремонта регистратора, ограничителя или его отдельных узлов необходимо провести настройку (регулировку) и проверку работоспособности, по окончании которой следует осуществить опломбирование (кроме указателей). Ремонт регистратора параметров работы крана не должен приводить к потере информации долговременного хранения. В случае невозможности восстановления этой информации специализированной организацией должен быть составлен соответствующий протокол. Протокол подписывается специализированной и эксплуатирующей организацией и прикладывается к паспорту крана, ограничителя, указателя. Дополнительно в паспорт кран вносится отметка о проведенном ремонте. Погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов с применением автомобильных кранов должны выполняться по технологическим картам (ТК) и проектам организации строительства (далее ПОС). В проекте организации строительства (далее ПОС) с применением ПС должно быть предусмотрено: соответствие устанавливаемых ПС условиям строительно-монтажных работ по грузоподъемности, высоте подъема и вылету (грузовой характеристике ПС), ветровой нагрузке и сейсмичности района установки; обеспечение безопасного расстояния от сетей и воздушных линий электропередач, мест движения городского транспорта и пешеходов, а также безопасных расстояний приближения ПС к строениям и местам складирования строительных деталей и материалов, соответствие условий установки и работы ПС вблизи откосов котлованов, соответствие условий безопасной работы нескольких ПС и другого оборудования (механизмов), одновременно находящихся на строительной площадке, определение площадок для складирования грузов. Эксплуатация ПС с отступлениями от требования ТК не допускается.

Используемая литература:

2. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения"

И несчастных случаев. Они происходят периодически и зачастую связаны с трагедиями (причинение вреда здоровью и жизни персонала). Основной причиной подобных происшествий, как правило, бывает игнорирование и несоблюдение правил безопасности при работе с грузоподъемными механизмами. Эта проблема очень показательна на примере предприятий .

Каждый год региональное подразделение Ростехнадзора республики проводит полный мониторинг ситуации, складывающейся на подъемных системах (ПС, - ред.) промышленных предприятий. Так, например, только за первые 4 месяца этого года ими было зафиксировано 11 технических инцидентов, связанных с эксплуатацией подобных устройств. Этот показатель в прошлом году за аналогичный период составил в 2 раза меньше. Все происшествия, в зависимости от вида подъемного оборудования, распределились следующими образом: 6 – на кранах стрелковых поворотных(башенных), 2 – автокранах и по одному на колесных, .

Гораздо более трагической является статистика по несчастным случаям, – погибло 25 человек. Такое же количество смертельных инцидентов произошло и за аналогичный период прошлого года.

На основании анализа, который было проведен по результатам , можно сделать вывод: 70 % из них вызваны причинами организационного характера, а 30% – и дефекты в работе оборудования. К организационным можно отнести следующие факторы:

  • недостаточный (или полное отсутствие) производственно-технологический контроль;
  • отклонение от технологии и трудовая недисциплинированность;
  • непрофессиональные действия персонала;
  • проблемы организации производства.

Большое количество происшествий, именно на поворотных башенных кранах, происходит из-за того, что эти механизмы обладают по отношению к другим подъемным устройствам более высокой динамикой. Их постоянно перебрасывают с места на место. Кроме того, они, как правило, удалены от обслуживающих станций, что не позволяет своевременно и качественно проводить ремонтные работы. Подобные устройства широко используются в строительстве и зачастую владельцы (в погоне за прибылью) стараются минимизировать простои, что отрицательно сказывается на их техническом состоянии.

Специалисты Ростехнадзора республики выделили три основных причины происшествий при эксплуатации башенных кранов.

    1. Конструктивные особенности подъемных устройств, не соответствующие правилам и нормам их эксплуатации. Самым слабым местом подобного крана является рама кольцевая (неповоротная). Это достаточно сложная конструкция, причем сварная. Области ее повышенных напряжений трудно рассчитать. Именно эти рамы и разрушаются. По оценкам Ростехнадзора Удмуртии одной из самой распространенной моделью башенного крана, которая более всего подвержена авариям – это С-981. Производители пытались внести изменения в конструкцию этого подъемного устройства, но все безуспешно. В настоящее время краны марки С-981 запрещены к использованию. Но, как оказалось, это еще не вся проблема. Образовавшийся дефицит подобного класса подъемной техники стал компенсироваться за счет старых и изношенных моделей, привезенных с соседних регионов.

Не только на башенных кранах С-981. Подобные инциденты происходили и на других подъемных устройствах, таких как КБ-403Б и КБ-403А. В них, как правило, рамная листовая сталь была заменена со стандартного варианта в 20 мм на более тонкую – 11 мм. Результат не заставил себя ждать – количество происшествий резко увеличилось. Те же самые проблемы и с башенными кранами марки КБ-405. Серьезные аварии и технические инциденты произошли и с КБ-572 (лесопогрузчиком). Но в этих кранах «слабым звеном» были уже плохого качества узлы, ведущие к разрушению противовесов.

    1. Нарушение регламента при проведении монтажных и демонтажных работ. Весь этот процесс должен осуществляться в соответствии с нормативным инструктивным документом, который четко регулирует правила по надзору за производством, а также ремонтными и монтажными работами. В документе отражено, что при осуществлении любых ремонтно-монтажных операций необходимо использовать:
      • сертифицированные технические средства;
      • технику, способную контролировать качественную сварку;
      • профильную техдокументацию;
      • профессиональный и квалифицированный персонал.
    2. Эксплуатация подъемных устройств в неблагоприятных условиях. Так, например, в 2010 году в республике Удмуртия случилось 6 аварий по причине плохих погодных условий (сильные ветры и ураганы). В связи с этим всем структурам, которые используют в своей производственной деятельности краны, Ростехнадзор советует придерживаться следующих рекомендаций:
      • иметь информацию (на основе договорных отношений) от местных метеорологических станций о любых перепадах погоды, особенно изменении ветра и его силы.
      • провести учебные тренинги с персоналом, который обслуживает грузоподъемную технику (особенно важно отработать согласованность конкретных действий по переводу крана в нерабочее состояние в тяжелых погодных условиях);
      • постоянно держать в рабочем состоянии ветрометр (аннемометр);
      • с особой осторожностью относиться к размещению на поверхностях кранов рекламных растяжек или плакатов, которые повышают так называемый «парусный» эффект;
      • осуществлять монтаж согласно требованиям соответствующих ветровых режимов.

Существует еще одна проблема, периодически приводящая к авариям и другим чрезвычайным ситуациям – это оставление крана без крановщика и вне рельсовых захватов.

Все предприятия, использующие технические устройства, в том числе вспомогательные, должны иметь в обязательном порядке лицензии (разрешения) на их эксплуатацию. Они выдаются в порядке, установленном законодательными и нормативными документами. Существуют отклонения от правил, но и они должны быть реализованы согласно соответствующими регламентами.

Челнинский территориальный отдел обеспокоен сложившейся обстановкой на строительных площадках г. Набережные Челны, связанной с применением подъемных сооружений (башенных, автомобильных, гусеничных кранов, кранов-манипуляторов, автогидроподъемников и вышек), так как в 2014 году на объектах, поднадзорных отделу, произошло две аварии, одна авария со смертельным исходом.
Так, в конце мая прошедшего года на территории строительной площадки произошло падение башенного крана КБ 405-2 зав. № 429, принадлежащего ООО «Евростиль», повлекшее несчастный случай со смертельным исходом крановщицы предприятия. Причиной аварии явилось несоблюдение работниками эксплуатирующей организации ООО «Евростиль» и монтажной организации ООО «СУМ» требований норм и Правил и нарушение производственной инструкции самой крановщицы: нарушены требования проекта в части устройства верхнего и нижнего строения кранового пути башенного крана КБ-405-2.РКС, по проекту в составе верхнего строения кранового пути в качестве балласта под опорные элементы (железобетонные балки) укладывается сплошная подушка из щебня высотой 200 мм, фракцией 20-60 мм. По факту в качестве балласта применен песок. В составе нижнего строения кранового пути отсутствует водоотводное устройство, обеспечивающее пропуск атмосферных осадков. В устройстве верхнего строения крановых путей не соблюдено требование проекта, а именно: длина балластной призмы должна превышать длину рельсовой нитки на 1 метр в каждую сторону, по факту балластная призма короче конца нитки рельса на 0,5 м; допущена эксплуатация неисправного путевого оборудования (тупиковых упоров) и недостаточное их закрепление на крановом пути; допущена эксплуатация неисправного ограничителя рабочего движения крана - концевого выключателя КУ-704; не проведена внеочередная проверка состояния рельсовых путей и внеочередное техническое обслуживание после неблагоприятных метеорологических условий - ливней; машинистом башенного крана перед началом работы была формально проверена исправность действия приборов и устройств безопасности, не осмотрены крановые пути и тупиковые упоры, в вахтенном журнале отсутствуют записи об обнаруженных во время осмотра и опробования крана неисправностях, препятствующих безопасной работе. Крановщик не поставил в известность ИТР, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии об имеющихся неисправностях тупиковых упоров и концевого выключателя.

В соответствии с п. 138 Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения, утвержденных приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 года № 533, пуск в работу подъемных сооружений осуществляется организацией самостоятельно только в случаях, если произошла смена эксплуатирующей организации для ПС, отработавшего нормативный срок службы, в отличие от предшествующих требований, где пуск в работу в любом случае осуществлялся государственным инспектором.

В соответствии с п. 138 Правил безо­пасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 ноября 2013 года № 533 и зарегистрированные Минюстом России 31 декабря 2013 года № 30992, пуск в работу подъемных сооружений осуществляется организацией самостоятельно только в случаях, если произошла смена эксплуатирующей организации для ПС, отработавшего нормативный срок службы, в отличие от предшествующих требований, где пуск в работу в любом случае осуществлялся государственным инспектором, которым осуществлялась проверка крановых путей, технического состояния кранов, наличия заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, срок эксплуатации которых истек, необходимых при строительстве проектов производства работ кранами и другой документации, которая должна вестись предприятиями и соблюдаться.
Другая авария произошла 12 августа 2014 года на территории производственной базы ООО «Строительно-монтажное управление-37». Произошло опрокидывание автомобильного крана КС-55713-1 при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, пострадавших, получивших тяжелую травму, нет. Причиной аварии явился вывод из работы прибора безопасности ОНК, контролирующего перегруз крана, нарушение технологической карты строповки крупногабаритных конструкций.

В последних числах мая 2014 года на территории строительной площадки жилого дома 12-21 произошел инцидент, а именно: при ударе кирпичной кладки поддоном с газобетоном при перескладировании его башенным краном КБ 408.21-02, принадлежащим ООО «Строй-Кран», произошло разрушение кирпичной кладки, что привело к падению кирпичей с 17 этажа, в результате чего один кирпич упал на гражданина, который получил тяжелую травму головы. Причиной несчастного случая явились неправильные действия крановщицы. В ходе расследования выяснились косвенные причины, повлекшие данный несчастный случай: не разработан график выполнения совмещенных работ, обеспечивающих безопасные условия труда; не защищены входы в строящееся здание сплошным навесом шириной не менее ширины входа с вылетом на расстоянии не менее 2 м от стены здания и углом, образуемым между навесом и вышерасположенной стеной 70-75 °; по всему периметру здания отсутствуют наружные защитные козырьки, удовлетворяющие следующим требованиям: ширина защитных козырьков должна быть не менее 1,5 м, и они должны быть установлены с уклоном к стене так, чтобы угол, образуемый между нижележащей частью стены здания и поверхностью козырька, был 110 °, а зазор между стеной здания и настилом козырька не превышал 50 мм; первый ряд защитных козырьков должен иметь защитный настил на высоте не более 6 м от земли и сохраняться до полного окончания кладки стен, а второй ряд, изготовленный сплошным или из сетчатых материалов с ячейкой не более 50 х 50 мм, должен устанавливаться на высоте 6-7 м над первым рядом, а затем по ходу кладки переставляться через 6-7 м; не выполняются требования технологической карты на слоистую кладку наружных стен из кирпича и газобетонных блоков с использованием в качестве утеплителя экструзионного пенополистирола в части соблюдения процесса кирпичной кладки, а именно: выполнена кладка наружного облицовочного слоя кирпича на высоту 3000 мм без кладки внутреннего основания стены из газобетона сначала на высоту 1,3 м (первый этап), затем на высоту 2,5 м (второй этап) с закладкой в кладку базальтопластиковых связей между рядами через каждые четыре ряда. По факту слой газобетонной кладки был выполнен на высоту 500 мм; прочность раствора, примененного в кирпичной кладке, по результатам экспертного заключения соответствовала марке М50 вместо проектной М100; допущено нахождение работников и оборудования ООО «СК Статус» в опасной зоне работы крана при возможном падении грузов со строящегося здания.
Следующий случай со смертельным исходом не связан со строительной площадкой, но он связан с эксплуатацией мостового крана, а именно: 16 сентября 2014 года на заводе металлоконструкций ТЭМПО при перемещении мостовым краном крупногабаритной конструкции вдоль цеха без его сопровождения грузом была задета двутавровая балка, которая опрокинулась и придавила голову находящемуся рядом начальнику ОТК. Расследование несчастного случая проводилось комиссией, созданной государственной инспекцией труда, с участием в комиссии государственного инспектора Челнинского территориального отдела. Причиной смертельного случая явилась неудовлетворительная организация производства работ: начальник цеха определил недостаточное количество стропальщиков для выполнения работ по обвязке, зацепке, подъему и перемещению грузов грузоподъемными машинами; не обеспечил выполнение крановщиками и стропальщиками производственных инструкций и технологических карт в части сопровождения груза при перемещении и применении специальных оттяжек или багров для предотвращения самопроизвольного разворота длинномерных грузов; не проинструктировал стропальщиков (газоэлектросварщика). При расследовании данного случая было выявлено много нарушений, в результате при нашем обращении в прокуратуру на проведение проверки проверка была согласована. Результатом проверки явилась приостановка одного мостового и одного козлового кранов, эксплуатируемых организацией без проведения экспертизы промышленной безопасности технического состояния кранов по истечении нормативного срока службы.
В 2014 году произошли два несчастных случая от поражения электрическим током, один - смертельный несчастный случай, произошедший в августе 2014 года на Литейном заводе ОАО «КАМАЗ» с машинистом мостового крана, а именно: поражение техническим электричеством, по результатам расследования возможной причиной смертельной электротравмы пострадавшего могло явиться использование самодельного металлического крючка для одежды, пакета и других личных вещей пострадавшего, вставленного в одно из вентиляционных отверстий защитной панели крана ПЗК, один конец которого мог касаться токоведущих частей внутри панели ПЗК.
10 октября в ЗАО «Челны-Хлеб» произошел тяжелый несчастный случай с электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования при производстве переключений в электрощитовой № 1 хлебобулочного цеха, который в результате небрежного оперирования изолирующей оперативной штангой создал короткое замыкание в электрической цепи, в результате чего возникла электрическая дуга, что способствовало возгоранию со взрыванием автоматических выключателей с созданием экстремальной повышенной температуры рабочей среды, от которой были получены ожоги тела пострадавшим.
Начало текущего года также ознаменовалось несчастными случаями. Так, в начале марта произошел групповой несчастный случай на строительстве жилого дома 21-19 в районе Замелекесье, где произошло падение ж/б перегородки П9-2 размером 2,57 х 3,36 х 0,08, массой 1650 кг. на работников ООО «СМУ-51», выполнявших работы по ее монтажу с помощью башенного крана КБ - 405-1А, зав. № 648, принадлежавшего ООО «Ремонт грузоподъемных машин».
Приказом от 10 марта 2015 года создана комиссия по расследованию данного группового несчастного случая, причиной явились нарушения стропальщиками требований проекта производства работ кранами, а именно: не были закреплены после установки ж/б перегородки П9-2 временными крепежами, предотвращающие ее падение, до отстроповки перегородки.

Также в начале марта произошел смертельный несчастный случай в ООО «ЖилЭнергоСервис-Агрыз» при работе с применением автоподъемника при производстве работ по замене ламп уличного освещения. Электромонтер вылетел из люльки автоподъемника при ударе машины ГАЗ-6605, который зацепил своим фургоном нижний пояс основания стрелы автоподъемника, который выходил за пределы габаритов машины на 1,2 м над проезжей частью дороги. Причиной явилось: невыполнение мероприятий обслуживающим персоналом (оператором (машинистом) подъемника и рабочим люльки) по безопасному ведению работ при эксплуатации подъемного сооружения; эксплуатация подъемного сооружения неаттестованным персоналом (машинист подъемника); эксплуатация подъемного сооружения без ответственных специалистов; невыполнение мероприятий по обеспечению безопасных расстояний от мест движения городского транспорта.
В середине марта 2015 года на производственной базе ООО «Домкор Индустрия» произошел несчастный случай при выполнении операции по перемещению арматурных сеток мостовым краном. Операции по перемещению груза выполнялись в нарушение технологических карт, при строповке груза была применена обвязочная проволока вместо установленных технологической картой съемных грузозахватных приспособлений, при поднятии груза произошел обрыв проволоки, и груз обрушился (185 кг) на стропальщика.
Анализ аварийности и травматизма показывает, что основная причина происходящих аварий и несчастных случаев связана с человеческим фактором. Низкая квалификация обслуживающего персонала, несоблюдение работниками требований технических норм и правил, недисциплинированность исполнителей продолжают оставаться одной из главных угроз промышленной и энергетической безопасности.
В целях профилактики риска аварий и гибели людей специалисты Челнинского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора рекомендуют руководителям и специалистам предприятий принять меры по повышению эффективности производственного контроля над соблюдением промышленной и энергетической безопасности, обратив особое внимание на выполнение работниками служб производственного контроля возложенных на них обязанностей; не допускать к выполнению работ персонал, не прошедший обучение, стажировку, проверку знаний; отстранять от занимаемой должности лиц, допускающих нарушения требований законодательства; установить действенный контроль над своевременным проведением технического диагностирования, а также заменой отработавшего нормативный ресурс и не соответствующего требованиям промышленной и энергетической безопасности оборудования, инструментов, приборов; провести анализ причин аварий, несчастных случае и инцидентов во избежание их повторения.

При производстве работ грузоподъемными кранами периодически происходят аварии и несчастные случаи, основными причинами которых являются:

1) неправильная (ненадежная) строповка груза;

2) применение для подъема груза непригодных съемных грузозахватных приспособлений или тары;

3) нахождение людей в опасной зоне или под стрелой;

4) нарушение схем строповки грузов;

5) нарушение технологических карт погрузочно-разгрузочных работ;

6) нахождение людей в полувагоне, на платформе, в кузове автомашины, трюме судна, траншее, котловане, колодце при подъеме или опускании груза;

7) несоблюдение схем и габаритов складирования грузов;

8) нахождение людей между поворотной и неповоротной частями крана;

9) допуск необученных рабочих к обслуживанию крана в качестве стропальщиков;

10) несоблюдение требований безопасности при установке стрелового самоходного крана на опоры или при строповке грузов вблизи линии электропередачи;

11) нахождение людей в кабине автомашины при ее разгрузке или погрузке;

12) перегруз крана во время подъема примерзшего, засыпанного землей, закрепленного болтами, защемленного или залитого бетоном груза;

13) нахождение людей вблизи стены, колонны, штабеля или оборудования во время подъема или опускания груза;

14) неисправность кранового пути и тупиковых упоров;

15) неправильная установка стреловых самоходных кранов или крановманипуляторов вблизи траншеи, котлована или на свеженасыпанном грунте;

16) подтаскивание груза краном при наклонном положении грузовых канатов;

17) нахождение людей в зоне действия магнитных и грейферных кранов;

18) обрыв грузовых и стреловых канатов.

Обязанности машиниста крана по окончании работы

После окончания работы крана крановщик обязан:

Освободить крюк от груза;

Поставить кран на место стоянки;

Поднять крюк в верхнее положение;

Отключить автоматический выключатель;

Осмотреть кран и очистить все его оборудование от грязи;

Поставить кран на противоугонные захваты;

Передать ключ - марку в соответствии с порядком, установленным владельцем крана.

При работе крана в несколько смен крановщик обязан после окончания своего рабочего времени передать кран сменщику или ответственному лицу.

После работы крановщик должен сообщить своему сменщику обо всех неполадках в работе крана, наблюдавшихся за истекшую смену, и сделать соответствующую запись в вахтенном журнале.

При установке на крановых путях одного крана и его работе в одну или две смены крановщик после окончания работ обязан отключить вводный рубильник и закрыть на замок вводное устройство питания крана.

Билет №6

Требования Правил к грузозахватным приспособлениям.

Ответ:
Изготовление грузозахватных приспособлений и тары должно производиться в соответствии с нормативными документами и технологическими картами. В случае применения сварки в проектной документации должны содержаться указания по ее выполнению и контролю качества.
Грузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы, захваты и т.п.) после изготовления подлежат испытанию на предприятии - изготовителе, а после ремонта (кроме стропов) - на предприятии, на котором они ремонтировались.Стропы ремонту не подлежат.
Грузозахватные приспособления должны подвергаться осмотру и испытанию нагрузкой, на 25% превышающей их паспортную грузоподъемность.
Сведения об изготовленных грузозахватных приспособлениях должны заноситься в Журнал учета грузозахватных приспособлений, в котором должны быть указаны наименование приспособления, паспортная грузоподъемность, номер нормативного документа (технологической карты), номер сертификата на примененный материал, результаты контроля качества сварки, результаты испытаний грузозахватного приспособления.
Грузозахватные приспособления должны снабжаться клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой с указанием номера, паспортной грузоподъемности и даты испытания. Грузозахватные приспособления, кроме клейма (бирки), должны быть снабжены паспортом.
Лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, обязано:
- вести учет съемных грузозахватных приспособлений, тары и крановых весов;
- выдавать разрешение на эксплуатацию вновь вводимых съемных грузозахватных приспособлений, тары и крановых весов с записью в журнале учета и осмотра;
- контролировать и обеспечивать процесс навешивания бирок на прошедшие осмотр, неисправные и не допущенные к эксплуатации съемные грузозахватные приспособления;
- перед применением новых изготовленных или приобретенных у других предприятий грузозахватных приспособлений другой конструкции, знакомить стропальщиков с устройством и принципом работы, с порядком и методом осмотров, браковочными показателями;
- производить осмотр грузозахватных приспособлений: траверс, клещей, крановых весов, подвесок и тары – один раз в месяц , а стропов (за исключением редко используемых) каждые 10 дней , с записью результатов в журнале осмотров;
- редко используемые съемные грузозахватные приспособления должны осматриваться перед выдачей их в работу с росписью в том же журнале;
- не допускать нахождения на участке и использование съемных грузозахватных приспособлений и тары, имеющих дефекты, не имеющих маркировки и не записанных в журнале учета и осмотра;
- при обнаружении неисправных съемных грузозахватных приспособлений и тары, убрать их с места производства работ, передать на ремонт ответственным за организацию ремонтов съемных грузозахватных приспособлений и тары по подразделению, с записью в журнале осмотра.

Для того, чтобы обеспечить бесперебойную работу мостового грузоподъемного оборудования, руководство любого предприятия всегда тщательно следит за соблюдением сроков технического обслуживания оборудования.

Для того, чтобы предотвратить возможные неполадки в работе машины, а так же обезопасить персонал, существует свод правил техники безопасности при работе с мостовым краном. Эти правила существуют не только для повседневных работ, но и на случай возникновения непредвиденных чрезвычайных ситуаций.

Техника безопасности имеет первостепенное значение на любом производстве

Поскольку грузоподъемное оборудование довольно крупное и громоздкое, возникновений аварий или аварийных ситуаций с участием мостовых кранов является очень серьезным ЧП. Действия сотрудников предприятия, в таких ситуациях, должны быть максимально скоординированы и согласованы, поэтому каждый работник всегда четко знает, что необходимо будет предпринять.

Причины возникновения аварий на производстве, где имеется мостовой кран

Грузоподъемное оборудование производится на основе точных расчетов и чертежей, монтаж механизмов всегда производят только профессиональные работники. Поэтому, при соблюдении всех заявленных в паспорте и другой документации правил пользования мостовым краном, риск возникновения ЧП минимален.

Основными причинами, которые могут повлечь за собой аварию мостового крана, являются:

  • Некачественное изготовление деталей, узлов, либо механизмов крана;
  • Некачественная сборка конструкции;
  • Ошибки монтажа крана;
  • Нарушения правил пользования оборудованием или нормального режима работы;
  • Отсутствие ухода за техникой или некачественное техническое обслуживание мостового крана;
  • Несвоевременное проведение ремонтных работ;
  • Нарушение техники безопасности крановщиком, либо другими сотрудниками.

Авария – это ситуация, при которой возникают нарушения целостности механизма оборудования, его частичное или полное разрушение, поломка каких-либо деталей, либо полное обрушение конструкции мостового крана. Работа крана в этих случаях останавливается, и проводятся мероприятия по ликвидации последствий.

По статистике, аварии мостовых кранов происходят чаще на тех предприятиях, где регулярно или разово пренебрегли правилами техники безопасности , а так же правилами пользования оборудованием, приведенными в прилагаемой документации.

Важно соблюдать не только общие правила безопасности на производстве, но и те, которые разработаны производителем мостовых кранов индивидуально, с учетом специфики именно этого вида грузоподъемных устройств, поскольку в них учитываются конструктивные и функциональные особенности оборудования.

Действия при аварии мостового крана на производстве

В «Типовой инструкции для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации мостовых и козловых кранов» существует пункт, в котором обозначены и прописаны обязанности крановщика в аварийных ситуациях. Помимо этого документа, на каждом производстве существует отдельный свод правил по предупреждению несчастных случаев или ликвидации последствий ЧП.

Существует несколько факторов, при возникновении которых машинист обязан остановить работу крана и подать предупредительный звуковой сигнал:

  • Появление посторонних шумов во время работы механизма;
  • Нехарактерное поведение техники во время работы (резкие движения, «зависание», непредвиденные остановки и т.д.);
  • Нарушения в работе тормозной системы, грузоподъемного механизма и других узлов крана ;
  • Искры и замыкания в любой части электрики крана;
  • Трещины или поломки отдельных деталей, либо целых узлов мостового крана.

Все перечисленные выше обстоятельства обязуют машиниста опустить груз, остановить работу машины, предупредить сотрудников производства об аварии, а затем приступить к оценке масштабов повреждений и выяснению причин возникновения ЧП.

Для крановщиков мостовых и козловых кранов существует типовая инструкция по технике безопасности

Бывают ситуации, когда конструкция мостового крана попадает под напряжение, вследствие замыканий проводки. В этом случае, крановщик, в первую очередь должен принять меры личной безопасности, а затем отключить источник питания механизма. Возгорание мостовых кранов так же представляет серьезную угрозу для всех сотрудников производства, для ликвидации пожара используются специальные средства пожаротушения, которые имеются в кабине крана, либо в цеху.

Стихийные бедствия (ураган, наводнение, торнадо и прочие), а так же в случаи возникновения угрозы разрушения стен или перекрытий помещения, представляют серьезную опасность. Машинист мостового крана в таких случаях обязан опустить груз и остановить работу всех механизмов. Нередки так же случаи угона крана ветром, особенно на открытых площадках, остановка машины может производится всеми доступными способами, с применением любых противоугонных устройств , чтобы исключить ситуацию потери управления.

В случае аварии мостового крана на производстве, крановщик обязательно должен сообщить обо всех обстоятельствах происшествия ответственным лицам, а так же сохранять обстановку происшествия до прибытия компетентных лиц, если это не угрожает жизни и здоровью людей. Запись об аварийных ситуация и авариях обязательно производится в вахтенном журнале.