Экономическое обоснование законопроекта. Финансово-экономическое обоснование проекта фз

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ
В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 14.07.92 N 3297-1
"О ЗАКРЫТОМ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ
ОБРАЗОВАНИИ"
Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена рядом факторов и объективных обстоятельств, которые выявились в ходе практической реализации Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" в течение 1992 - 1995 годов.
Предлагаемые дополнения и изменения к указанному Закону можно условно разделить на три группы.
Первая - изменения редакционного характера, приводящие терминологию Закона в соответствие с действующим законодательством.
Вторая группа - изменения и дополнения, уточняющие отдельные положения действующего закона, цель которых - обеспечить более эффективную реализацию положений, закрепленных в Законе, устраняющих имеющееся, как показала практика, двойственное толкование этих положений.
Третья группа - принципиально новые положения, связанные с необходимостью регламентации процедур приватизации и перераспределения права собственности на объекты недвижимого имущества на территории закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО).
В связи с принятием новой Конституции Российской Федерации и связанными с этим изменениями в названиях и функциях органов государственной власти Российской Федерации, возникла необходимость отразить произошедшие изменения в указанном Законе, т.к. в противном случае ряд статей Закона не могут исполняться.
В частности, предусматривается решение вопросов, отнесенных действующим Законом к компетенции Верховного Совета Российской Федерации и его Президиума, предлагается делегировать палатам Федерального Собрания Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, а функции местных Советов народных депутатов делегировать органам местного самоуправления ЗАТО.
В ходе практической реализации отдельных положений Закона выявилось, что их реализация затруднена из-за неточности или неполноты формулировок статей Закона, в связи с чем возникла необходимость уточнения и конкретизации отдельных статей Закона.
Так, действующая система оперативного управления проблемами жизнеобеспечения ЗАТО, отнесенных к ведению федеральных органов власти, не дает гарантий безопасного функционирования городов. Проектом Закона поэтому предлагается уточнить, что для оперативного решения жизненно важных для ЗАТО вопросов в аппарате Правительства Российской Федерации и соответствующих федеральных органах исполнительной власти создаются специальные структурные подразделения.
Кроме того, действующая редакция Закона не позволяет установить персональную ответственность за обеспечение особого режима работы предприятий и объектов в ЗАТО, которая до сих пор лежала на руководителях предприятий и объектов. Проектом Закона предлагается сохранить этот устоявшийся порядок, внеся уточнение в формулировку части 4 пункта 3 статьи 4 действующего Закона.
Проект Закона уточняет механизм отчисления средств предприятиями ЗАТО во внебюджетные фонды органов местного самоуправления. Предлагается исключить предприятия, расположенные в ЗАТО, как промежуточное звено во взаимоотношениях между местными бюджетами ЗАТО и федеральным бюджетом.
Кроме того, учитывая необходимость соблюдения особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов, по роду деятельности которых созданы ЗАТО, и принимая во внимание, что в связи с этим действующим законом предусмотрен ряд ограничений, в том числе ограничение на въезд и постоянное проживание граждан на территории ЗАТО, представляется целесообразным ввести также некоторые дополнительные ограничения на осуществление процессов приватизации и реализацию права пользования, владения и распоряжения объектами недвижимого имущества в пределах ЗАТО.
В связи с изложенным предлагается дополнить новым абзацем пункт 1 статьи 3 действующего Закона (пункт 5 предлагаемого проекта закона), а также ввести в Закон дополнительную статью 8, регулирующую указанные процедуры (пункт 15 предлагаемого проекта Закона). Суть предлагаемого дополнения к действующему Закону сводится к тому, чтобы собственниками земли, жилья и другого недвижимого имущества, находящегося на территории ЗАТО, оставались либо государство, либо физические или юридические лица, проживающие или зарегистрированные на территории ЗАТО.
Таким образом, целью предлагаемого проекта Закона является более четкая регламентация положений действующего Закона о ЗАТО, позволяющая эффективно реализовывать их на практике, сохранение и закрепление принципа единоначалия и персональной ответственности за обеспечение особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов, по роду деятельности которых созданы ЗАТО и упорядочение процессов приватизации и перераспределения права собственности на объекты недвижимости на территории ЗАТО.
Место предлагаемого проекта Закона в системе действующего законодательства охарактеризовано в прилагаемой справке "О состоянии законодательства в сфере правового регулирования закрытых административно-территориальных образований".
Прогноз социально-экономических последствий принятия предлагаемого проекта Закона позволяет предложить, что принятие Закона позволит:
- обеспечить более эффективную реализацию отдельных положений действующего закона о ЗАТО;
- повысить технологическую безопасность работ, выполняемых на особо радиационно и ядерно опасных производствах и объектах;
- обеспечить укрепление особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов, по роду деятельности которых созданы ЗАТО;
- регламентировать и нормализовать взаимодействие местных бюджетов ЗАТО с федеральным бюджетом;
- упорядочить процессы приватизации и перераспределения прав собственности на объекты недвижимого имущества на территории ЗАТО;
- снизить социальную напряженность среди населения ЗАТО, которая является дополнительным источником опасности неуправляемых катастрофических процессов.
Предлагаемые изменения и дополнения к Закону Российской Федерации обсуждались и в целом одобрены в ходе парламентских слушаний 19.07.94 на тему "Проблемы закрытых городов", а также на совещании глав администраций закрытых административно-территориальных образований Минатома России 1 - 2 ноября 1994 года.
Принятие предлагаемого проекта Закона дополнительных финансовых и материальных затрат не повлечет.

СПРАВКА О СОСТОЯНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В СФЕРЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
В настоящее время деятельность закрытых административно-территориальных образований регулируется следующими нормативными актами:
1. Закон Российской Федерации от 14.07.92 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании".
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.92 N 1037 "О введении и организации статистической отчетности ЗАТО".
3. Постановление Президиума Верховного Совета РФ "Об установлении административной подчиненности ЗАТО" N 5071-1 от 31.05.93.
4. Постановление Совета Министров - Правительства РФ "О порядке формирования бюджета ЗАТО" N 555 от 15.06.93.
5. Постановление Совета Министров РФ "О признании утратившими силу некоторых нормативных актов в связи с принятием Закона о ЗАТО" N 567-32 от 20.06.93.
6. Постановление Президиума Верховного Совета РФ "Об установлении особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов в ЗАТО" N 5572-1 от 23.07.93.
7. Постановление Президиума Верховного Совета РФ "О внесении изменений в указы Президиума Верховного Совета РСФСР N 1358-с от 03.08.93.
8. Постановление Совета Министров РФ "О мерах по социальной защите населения, проживающего и работающего в ЗАТО" N 1158 от 15.11.93.
9. Постановление Правительства РФ "О распределении ЗАТО по группам по оплате труда работников органов исполнительной власти N 1363 от 30.12.93.
10. Распоряжение Правительства N 3-р от 04.01.94 "Об официальных географических названиях населенных пунктов, расположенных в ЗАТО".

ПЕРЕЧЕНЬ
ЗАКОНОВ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ
ИЗМЕНЕНИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 14.07.92 N 3297-1
"О ЗАКРЫТОМ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ
ОБРАЗОВАНИИ"
После принятия Федерального Закона "О внесении дополнений и изменений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" необходимо будет внести изменения и дополнения в следующие нормативные акты:
1. Закон РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" от 03.07.91.
2. Основные положения Государственной программы приватизации, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 22.07.94 N 1535.

Приложение

к проекту федерального закона “...”

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

проекта федерального закона “О льготах на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях”

Расчет финансовых затрат на введение дополнительных льгот, предусмотренных проектом федерального закона “О льготах на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях”, проведен по каждой из четырех категорий обучающихся.

По данным Госкомстата России структура перевозок пассажиров транспортом общего пользования междугородного сообщения в 1995 году выглядит следующим образом:

железнодорожный транспорт - 28,9 %;

автомобильный транспорт - 65,8 %;

воздушный транспорт - 4,6 %;

морской транспорт - 0,2 %;

речной транспорт - 0,7 % .

При этом средние тарифы за одну поездку на каждом из видов междугородного транспорта составляют:

на железнодорожном транспорте - 126,0 тыс. рублей;

на автомобильном транспорте - 20,0 тыс. рублей;

на воздушном транспорте - 850,0 тыс. рублей;

на морском транспорте - 350,0 тыс. рублей;

на речном транспорте - 30,8 рублей.

Исходя из этого средняя стоимость одной поездки на одном из видов междугородного транспорта в 1996 году составит:

на железнодорожном транспорте - 36,41 тыс. рублей;

на автомобильном транспорте - 3,91 тыс. рублей;

на морском транспорте - 700 рублей;

на речном транспорте - 216 рублей.

Исчисленная таким образом средняя стоимость одной поездки на одном из видов междугородного транспорта в 1996 году составит 54,4 тыс. рублей.

Исходя из указанных расчетов затраты на реализацию проекта федерального закона “О льготах на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях” в случае его принятия выразятся в следующих суммах:

1. Для лиц, получающих образование по очной форме обучения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях общего образования (21,52 млн. человек в 1995 году), предоставление права на оплату проезда на одном из видов междугородного транспорта один раз в год к месту назначения и обратно в пределах территории Российской Федерации при условии оплаты в размере 50% от стоимости билета потребует в 1997 году без учета инфляции затрат в сумме 1,17 трлн. рублей.

2. Для лиц, получающих образование по очной форме обучения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях начального профессионального образования (1,59 млн. человек в 1995 году), предоставление права на оплату проезда на одном из видов междугородного транспорта один раз в год к месту назначения и обратно в пределах территории Российской Федерации при условии оплаты в размере 50% от стоимости билета потребует в 1997 году без учета инфляции затрат в сумме 86,55 млрд. рублей.

Предоставление указанной категории лиц права на оплату проезда в период с 1 октября по 15 мая на железнодорожном транспорте в пределах Российской Федерации при условии оплаты в размере 50% от стоимости билета с учетом того, что каждый обучающийся воспользуется данной льготой на проезд к месту назначения и обратно троекратно в учебном году (в дни весенних, осенних и зимних каникул), потребует в 1997 году без учета инфляции затрат в сумме 173,81 млрд. рублей.

3. Иногородним лицам, получающим образование по очной форме обучения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях среднего профессионального образования (482 тысячи человек в 1995 году), предоставление права бесплатного проезда на железнодорожном транспорте или на автомобильном (междугородном) транспорте при отсутствии железнодорожного сообщения один раз в год к месту назначения и обратно в пределах территории Российской Федерации потребует в 1997 году без учета инфляции затрат в сумме 35,1 млрд. рублей.

4. Лицам, получающим образование по очной форме обучения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях общего образования (1,7 млн. человек в 1995 году), предоставление права бесплатного проезда на железнодорожном транспорте один раз в год к месту назначения и обратно в пределах территории Российской Федерации вместо существующей льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте в размере 50% от стоимости проезда потребует в 1997 году без учета инфляции дополнительных затрат в сумме 61,9 млрд. рублей.

5. Лицам, обучающимся в докторантуре в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях (2,19 тыс. человек в 1995 году), предоставление права на оплату проезда на одном из видов междугородного транспорта один раз в год к месту назначения и обратно в пределах территории Российской Федерации при условии оплаты 50% от стоимости билета потребует в 1997 году без учета инфляции затрат в сумме 119,0 млн. рублей.

Таким образом, полная сумма расходов федерального бюджета при введении вышеперечисленных льгот по оплате проезда на междугородном транспорте в пределах территории Российской Федерации составит в 1997 году без учета инфляции дополнительно к имеющейся 1,53 трлн. рублей.

Следует отметить, что оценка итогового результата проведена по верхней границе, поскольку не учитывает того факта, что примерно 30% обучающихся по очной форме обучения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях общего образования согласно правилам перевозок пассажиров предоставляется право проезда на междугородном транспорте по детскому билету (детям до 10 лет - на железнодорожном и автомобильном транспорте, детям до 12 лет - на авиационном и водном транспорте).

Субъект права законодательной инициативы (подпись)

3 часа назад, Правительство внесло в Госдуму законопроект о расширении инструментов предупреждения нарушений антимонопольного законодательства Распоряжение от 4 сентября 2019 года №1979-р. Законопроектом предлагается закрепить в законодательстве понятие «система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс)», установить порядок её организации хозяйствующими субъектами, определить основные требования к содержанию внутренних актов хозяйствующих субъектов, формирующих антимонопольный комплаенс.

4 часа назад, Государственные и муниципальные услуги Правительство внесло в Госдуму законопроект, направленный на повышение качества оказания государственных и муниципальных услуг в сфере строительства Распоряжение от 3 сентября 2019 года №1965-р. Законопроектом предусмотрена унификация порядка предоставления уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления государственных и муниципальных услуг, предусмотренных нормативными правовыми актами и включённых в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства. Предлагается также сократить с 1 января 2020 года срок выдачи разрешения на строительство с 7 до 5 рабочих дней и срок выдачи градостроительного плана земельного участка с 20 до 14 рабочих дней. Принятие законопроекта будет способствовать более эффективному исполнению полномочий органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.

28 августа 2019 , Национальная политика Правительство внесло в Госдуму законопроект о порядке учёта представителей коренных малочисленных народов России Распоряжение от 27 августа 2019 года №1868-р. В целях предоставления представителям коренных малочисленных народов предусмотренных законодательством социальных и экономических прав законопроектом предлагается ввести механизм учёта относящихся к таким народам граждан на основе добровольного инициативного подтверждения их принадлежности к коренным малочисленным народам. Организация такого учёта создаст условия для единообразного и адресного применения льгот.

23 августа 2019 , Налоги и неналоговые платежи. Финансовая отчётность и аудит Правительство внесло в Госдуму законопроект об освобождении от налогообложения доходов от продажи электроэнергии, произведённой на объектах микрогенерации Распоряжение от 21 августа 2019 года №1853-р. Законопроектом предлагается освободить от обложения налогом на доходы физических лиц доходы от продажи энергии, произведённой на принадлежащих потребителю объектах микрогенерации.

19 августа 2019 , Культурное наследие Правительство внесло в Госдуму законопроект о правовом регулировании вопросов размещения технических устройств на фасадах объектов культурного наследия Распоряжение от 19 августа 2019 года №1846-р. В соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» физические или юридические лица, которым объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления, не могут проводить работы, изменяющие его облик. Законопроектом предлагается установить, что при содержании и использовании объекта культурного наследия, включённого в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов России, не допускается установка внешних блоков кондиционеров, антенн, в том числе спутниковой связи, и других технических устройств или их частей на фасаде такого объекта культурного наследия в случае, если фасад относится к его предмету охраны. Эта норма не будет распространяться на технические устройства охраны и сигнализации.

17 августа 2019 , Правительство внесло в Госдуму законопроект об уточнении порядка использования судов под флагом иностранных государств при торговом мореплавании Распоряжение от 17 августа 2019 года №1831-р.Законопроектом предлагается уточнить полномочия Правительства России по принятию решений о возможности использования судов, плавающих под флагами иностранных государств, при некоторых видах деятельности в области торгового мореплавания, на осуществление которых суда, плавающие под российским государственным флагом, имеют преимущественное право.

16 августа 2019 , Телекоммуникации. Электросвязь Правительство внесло в Госдуму законопроект об оптимизации системы оказания универсальных услуг связи Распоряжение от 15 августа 2019 года №1815-р. Законопроектом, в частности, предусматривается исключение из перечня универсальных услуг связи услуг по передаче данных и предоставлению доступа к интернету с использованием средств коллективного доступа. Оказание таких услуг в населённых пунктах с населением от 100 до 500 человек, в которых сейчас такие услуги не оказываются, предлагается обеспечить с использованием точек доступа.

16 августа 2019 , Система государственного контроля и надзора Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в правовом регулировании деятельности антимонопольных органов Распоряжение от 15 августа 2019 года №1816-р. Законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не должно приостанавливаться, если другое не предусмотрено судебным актом. Кроме того, в целях обеспечения дополнительных гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении внеплановой проверки предлагается ввести обязанность антимонопольного органа уведомлять орган прокуратуры о начале проведения внеплановой проверки на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства о запрете заключения антиконкурентных соглашений. Предлагаемые изменения будут способствовать минимизации негативного влияния антиконкурентных решений органов власти на товарные рынки, повышению законности при проведении проверок антимонопольным органом.

16 августа 2019 , Управление природными ресурсами. Недропользование Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в правовом регулировании вопросов добычи попутных полезных ископаемых Распоряжение от 14 августа 2019 года №1798-р. Предусматривается возможность пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу углеводородного сырья или по совмещённой лицензии геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья, на основании утверждённого технического проекта в границах предоставленных им горных отводов добывать полезные ископаемые, не относящиеся к углеводородному сырью, из подземных и попутных вод, извлечение которых связано с разработкой месторождений углеводородного сырья. Принятие законопроекта позволит повысить эффективность реализации пользователями недр обязанности по обеспечению полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр.

12 августа 2019 Правительство внесло в Госдуму законопроект об уточнении порядка приёма платежей физических лиц платёжными агентами Распоряжение от 9 августа 2019 года №1772-р. В целях устранения правовой коллизии между Федеральным законом «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами» и бюджетным законодательством законопроектом предлагается отменить обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления и подведомственных им казённых учреждений использовать специальный банковский счёт при приёме платежей физических лиц.

12 августа 2019 Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в системе государственной регистрации объектов интеллектуальной собственности Распоряжение от 9 августа 2019 года №1771-р. Законопроект направлен на развитие цифровых сервисов в области экспертизы и государственной регистрации объектов интеллектуальной собственности. Предусматривается, в частности, что патенты и свидетельства о государственной регистрации будут выдаваться Роспатентом в электронной форме. Предлагается также установить возможность включать в заявки на объекты интеллектуальной собственности трёхмерные модели этих объектов в электронной форме.

6 августа 2019 , Денежно-кредитная политика. Финансовые рынки Правительство внесло в Госдуму законопроекты об изменениях в правовом регулировании деятельности некредитных финансовых организаций, которые вправе выдавать потребительские займы Распоряжения от 3 августа 2019 года №1733-р, от 5 августа №1746-р. Цель законопроектов – оптимизация регуляторной среды финансового рынка, включающего микрофинансовые организации, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, ломбарды и кредитные потребительские кооперативы, пресечение неправомерной деятельности отдельных участников финансового рынка.

6 августа 2019 , Управление федеральной собственностью Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменении порядка утверждения требований к отчётам компаний с госучастием Распоряжение от 6 августа 2019 года №1750-р. В соответствии с действующим законодательством к компетенции высшего органа управления госкорпорации и госкомпании относится утверждение долгосрочной программы её деятельности и развития, предусматривающей выполнение производственных, инвестиционных и финансовых показателей, или другого документа о долгосрочном планировании. Основной документ планирования деятельности публично-правовой компании – стратегия развития, определяющая основные направления, целевые показатели и ожидаемые результаты её деятельности на срок не менее пяти лет. В целях повышения эффективности использования госкорпорациями, госкомпаниями и публично-правовыми компаниями бюджетных средств законопроектом предлагается внести изменения в ряд федеральных законов, определяющих правовое положение госкорпораций, госкомпаний и публично-правовых компаний. Правительство России предлагается наделить полномочием утверждать требования к форме и содержанию их годовых отчётов о выполнении программ деятельности, стратегий развития.

6 августа 2019 , Внутренний водный транспорт и морская деятельность Правительство внесло в Госдуму законопроект, направленный на поддержку отечественной судостроительной отрасли Распоряжение от 3 августа 2019 года №1730-р. Законопроектом предлагается установить механизм, предоставляющий Правительству России право определять отдельные виды работ, осуществление которых возможно исключительно с использованием судов, построенных на территории России.

5 августа 2019 , Общие вопросы развития Дальневосточного федерального округа Правительство внесло в Госдуму законопроект об упрощённом порядке въезда иностранных граждан по электронным визам через автомобильные, речные и смешанные пункты пропуска Дальневосточного федерального округа Распоряжение от 3 августа 2019 года №1731-р. Законопроектом предлагается распространить упрощённый порядок въезда иностранных граждан в Россию по электронным визам на автомобильные, речные и смешанные пункты пропуска, расположенные на территории Дальневосточного федерального округа, перечень которых будет определяться Правительством России.

5 августа 2019 , Трудовые отношения. Социальное партнёрство в сфере труда Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в порядке проведения специальной оценки условий труда Распоряжение от 3 августа 2019 года №1729-р. В целях обеспечения соблюдения гарантий и прав работников законопроектом, в частности, предлагается установить дополнительный механизм контроля за передачей отчётов организаций, которые проводят специальную оценку условий труда, в Федеральную государственную информационную систему учёта результатов проведения специальной оценки условий труда.

5 августа 2019 , Деловая среда. Развитие конкуренции Правительство внесло в Госдуму законопроект о порядке вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации Распоряжение от 1 августа 2019 года №1698-р. Законопроектом предлагается проводить оценку возможности продолжения эксплуатации объекта электроэнергетики на рыночных условиях и установить порядок определения перечня и реализации замещающих мероприятий и источники их финансирования.

1

Круг необходимых документов зависит от того, кто является субъектом законодательной инициативы, закон какого уровня - федерального или субъекта Федерации - вы разрабатываете, а также от предмета регулирования соответствующего акта, поскольку при внесении некоторых законопроектов необходимо представлять дополнительные документы.

Если субъектом законодательной инициативы является Правительство РФ, то сопроводительные документы необходимо готовить уже на стадии представления законопроекта для рассмотрения в Правительство. В этом случае необходимыми материалами являются следующие:

а) проект распоряжения Правительства о внесении законопроекта в Государственную Думу и назначении официального представителя Правительства при рассмотрении законопроекта палатами Федерального Собрания;

б) пояснительная записка, содержащая изложение предмета законодательного регулирования и основной идеи законопроекта;

в) финансово-экономическое обоснование принимаемых решений (представляется при необходимости, а также в случае внесения законопроекта, предусмотренного ч. 3 ст. 104 Конституции РФ);

г) перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с данным законопроектом;

д) перечень нормативных правовых актов, необходимых для реализации соответствующего федерального закона;

е) заключения, предусмотренные п. 60 Регламента Правительства РФ ;

ж) заключение Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (п. 27 Положения о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации).

Перечень документов, необходимых для внесения законопроекта в представительный (законодательный) орган государственной власти, и предъявляемые к ним требования закрепляются либо на законодательном уровне, либо во внутренних регламентах палат парламента. Во многих субъектах РФ данные вопросы регламентируются на законодательном уровне. Так, в соответствии с Законом Свердловской области от 10 марта 1999 г. № 4-03 "О правовых актах в Свердловской области" (в ред. Областного закона от 20 октября 2011 г. № 98-03) к проекту закона области прилагается пояснительная записка, документ, выражающий решение субъекта права законодательной инициативы о внесении законопроекта, а также предусмотренные областным законодательством либо иными нормативными правовыми актами документы и материалы (ст. 43). Пояснительная записка должна содержать:

Общую характеристику состояния законодательства в соответствующей сфере правового регулирования;

Обоснование необходимости принятия законопроекта;

Характеристику основных положений законопроекта;

Указание места, которое займет закон Свердловской области после его принятия в системе законодательства;

Финансово-экономическое обоснование законопроекта в случае, если его реализация потребует дополнительных материальных и других затрат;

Прогноз социально-экономических и иных последствий принятия соответствующего закона;

Предложения по подготовке и принятию нормативных правовых актов Свердловской области, необходимых для реализации закона Свердловской области, проект которого вносится субъектом права законодательной инициативы;

Перечень законов Свердловской области, требующих приостановления их действия или действия отдельных их положений, признания их либо отдельных их положений утратившими силу и (или) внесения в них изменений в связи принятием этого закона;

Информацию об организациях и специалистах, подготовивших текст законопроекта и пояснительную записку к нему, с указанием мест работы, должностей, ученых степеней и званий членов группы разработчиков законопроекта;

Другие сведения, необходимость включения которых в пояснительную записку предусмотрена законодательством Свердловской области (ч. 3 ст. 4).

На федеральном уровне перечень документов, необходимых для внесения законопроекта, устанавливается актами палат парламента. Согласно ст. 105 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания многие из тех вопросов, которые в Свердловской области рассматриваются как составные элементы текста пояснительной записки, должны оформляться в виде самостоятельных документов. В частности, на федеральном уровне наряду с текстом проекта представляется пояснительная записка, в которой указывается предмет законодательного регулирования и излагается концепция предлагаемого законопроекта; перечень законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного закона; финансово-экономическое обоснование в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат; заключение Правительства РФ в соответствии со ст. 104 Конституции РФ.

В пояснительной записке к законопроекту целесообразно обратить внимание на причины, обусловившие необходимость его принятия в свете юридического и фактического состояния в сфере регулирования предлагаемого акта, на недостатки действующего законодательства и юридические коллизии, которые может устранить проект, а также на последствия, к которым может привести непринятие этого документа. Кроме того, целесообразно показать, как основные положения проекта вписываются в международные обязательства Российской Федерации, сообразовываются с правовыми позициями Европейского суда по правам человека и Конституционного Суда РФ, осветить финансово-экономические выгоды от его принятия.

Следует учитывать, что при внесении некоторых проектов федеральных законов требуется подготовка и иных документов. Например, по законопроектам о внесении изменений в УК РФ необходимо представлять официальные отзывы Правительства РФ и Верховного Суда РФ, по законопроектам о передаче культурных ценностей, перемещенных в Советский Союз в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации, - документ, подтверждающий согласование соответствующего законопроекта с органами государственной власти того субъекта РФ, на территории которого находится региональное учреждение культуры, осуществляющее оперативное управление объектом культуры, представляющим собой культурную ценность.

Определенную специфику имеет и перечень документов, необходимых для внесения проекта технического регламента в Государственную Думу. В него, в частности, должны быть включены обоснование необходимости принятия федерального закона о техническом регламенте с указанием тех требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории РФ в момент разработки проекта технического регламента; документы, подтверждающие опубликование уведомления о разработке проекта технического регламента; документы, подтверждающие опубликование уведомления о завершении публичного обсуждения технического регламента; перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц (ч. 7 ст. 9 Федерального закона "О техническом регулировании").

К составлению пояснительной записки разработчикам законопроекта следует отнестись с должным вниманием, поскольку подчас это единственный документ, с которым знакомятся депутаты. Поэтому пояснительная записка должна быть краткой, понятной, логически выстроенной и аргументированной.

Грамотно составленная записка должна убедить депутатов в необходимости его принятия, продемонстрировать привлекательные стороны проекта, обыграть его достоинства, показать юридические новеллы, ответить на возможные замечания оппонентов.

Приемы юридической техники на начальной стадии законодательного процесса

В соответствии с Методическими рекомендациями подготовки и оформления проектов федеральных законов, подготовленными Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ , в пояснительной записке должны содержаться обоснование необходимости принятия закона, цели и основные положения законопроекта, его место в системе действующего законодательства, а также способы обеспечения реализации подготавливаемого проекта федерального закона, прогноз социальных, экономических, юридических и иных последствий его реализации. Наряду с этим в пояснительной записке целесообразно отразить существующие международные обязательства и практику регулирования соответствующих отношений в зарубежном праве, главные принципы, которые положены в основу акта, специфику его структуры и содержания, разъяснить наиболее принципиальные и сложные положения акта (п. 31).

Подготовка перечня законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием соответствующего закона, также требует тщательности. При этом при составлении таких перечней необходимо соблюдать следующие правила:

Законодательные акты в соответствующем перечне располагаются в хронологическом порядке, в случае совпадения даты подписания ряда актов очередность их расположения в перечне определяется в соответствии с их регистрационным номером;

В отношении каждого включенного в перечень законодательного акта указываются вид акта, дата его подписания, регистрационный номер, наименование, а также источник официального опубликования;

Признание утратившим силу законодательного акта предполагает признание утратившими силу всех иных законодательных актов или их отдельных положений, которыми вносились изменения в соответствующий законодательный акт.

В случае если принятие закона не требует внесения каких- либо изменений в законодательство, разработчики законопроекта должны представить справку об отсутствии актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием соответствующего закона.

Что касается финансово-экономического обоснования законопроекта, то в этом отношении в Регламенте Государственной Думы никаких требований не установлено. Определенные ориентиры разработчик может найти лишь в Основных требованиях к концепции и разработке федеральных законов. В соответствии с данным актом финансово-экономическое обоснование законопроекта представляет собой документ, содержащий финансово-экономическую оценку законопроекта, в том числе расчетные данные об изменении размеров доходов и расходов федерального бюджета, а также определяющий источники финансирования расходов по реализации будущего закона (п. 12). По мнению специалистов Правового управления Аппарата Государственной Думы, представление финансово-экономического обоснования является целесообразным не только при внесении законопроектов, предполагающих материальные затраты за счет средств федерального бюджета, но и при внесении законопроектов, предполагающих соответствующие затраты за счет средств любых бюджетов бюджетной системы РФ и других источников, что позволило бы депутатам Государственной Думы составить объективное мнение о последствиях принятия соответствующего закона . В случае внесения закона, реализация которого не потребует осуществления материальных затрат, разработчики законопроекта должны представить справку о том, что финансово- экономического обоснования в данном случае не требуется.

В соответствии с Конституцией РФ законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ (ч. 3 ст. 104). Соответствующее заключение предоставляется субъекту права законодательной инициативы до внесения законопроекта в Государственную Думу, оно направляется данному субъекту в срок не позднее одного месяца с даты поступления в Правительство РФ (ст. 95 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 206).

Учитывая, что вопрос о необходимости представления заключения Правительства РФ не всегда может быть решен однозначно, специалисты Правового управления Аппарата Государственной Думы предложили примерный перечень законопроектов, которые требуют наличия такого заключения:

1) по вопросам налогообложения, предусматривающие установление нового налога, отмену налога, отмену отдельных элементов налога, внесение изменений в объекты налогообложения, внесение изменений, связанных с таким элементом налогообложения по федеральным налогам, как налогоплательщик, освобождение от уплаты налога, установление нового сбора или освобождение от его уплаты (путем внесения изменений в Налоговый кодекс РФ);

2) о выпуске государственных займов, предусматривающих эмиссию государственных облигаций или иных государственных бумаг от имени Российской Федерации;

3) об изменении финансовых обязательств государства, предусматривающих в том числе:

Субвенции бюджетам субъектов РФ на исполнение их расходных обязательств в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов РФ полномочий, подлежащих в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" финансовому обеспечению за счет субвенций из федерального бюджета;

Субвенции из федерального бюджета местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации;

Заключение Российской Федерацией международных договоров, предусматривающих финансовые обязательства государства;

Изменение размера государственного внешнего долга Российской Федерации, его реструктуризацию;

Внесение изменений в течение текущего финансового года в определенные элементы налогообложения (налогоплательщик, налоговая база, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты);

Внесение изменений в течение текущего финансового года в определенные элементы обложения (плательщик, размер сбора или порядок его уплаты) путем внесения изменений в НК РФ;

4) предусматривающие расходы за счет средств федерального бюджета, в том числе:

Создание новых (увеличение штатной численности существующих) государственных органов, государственных организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета;

Оказание государственных (муниципальных) услуг, в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;

Социальное обеспечение населения, в том числе предоставление социальных выплат гражданам либо приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения;

Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;

Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;

Предоставление межбюджетных трансфертов;

Предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

Обслуживание государственного (муниципального) долга;

Исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов;

Законопроекты, которыми вносятся изменения в КоАП РФ, предусматривающие: создание новых органов (должностных лиц), которые наделяются полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, ранее не включенных в гл. 23 КоАП РФ; существенные изменения компетенции соответствующих органов; расширение или сужение перечня издержек по делу об административном правонарушении либо круга лиц, которым они возмещаются .

В процессе предварительного рассмотрения законопроектов, внесенных в Государственную Думу, в соответствии с ч. 2 ст. 107 Регламента Государственной Думы осуществляется проверка наличия необходимых документов и материалов, и профильный комитет, и в случае необходимости работники Правового управления Аппарата Государственной Думы обязательно обратят внимание в своем заключении на то, что соответствующие документы были представлены не в полном объеме. Определенные требования установлены не только в отношении содержания, но и оформления таких документов. В целях повышения качества соответствующих документов и облегчения процесса внесения законопроектов Правовое управление разработало общие требования к внесению и оформлению актов Государственной Думы и необходимые образцы документов, в том числе и для принятия федеральных законов , с которыми должен внимательно ознакомиться любой из разработчиков законопроекта.

  • Речь идет о заключении Министерства юстиции РФ, которое дает оценку проекта нормативного правового акта на предмет его соответствия актам более высокой юридической силы, отсутствия внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании соответствующих отношений, соблюдения правил юридической техники; заключении Министерства финансов РФ в отношении проектов нормативных актов, оказывающих влияние на доходы или расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов; заключении Министерства экономического развития и торговли РФ в отношении проектов нормативных правовых актов, регулирующих отношения субъектов предпринимательской деятельности или их отношения с государством, а также оказывающих влияние на макроэкономические показатели развития страны.
  • См.: Организация законопроектной работы в системе федеральных органов исполнительной власти. С. 113-131.
  • См.: Заключение Правительства РФ на законопроекты, подготовленные к внесению в Государственную Думу. М., 2008. С. 43.
  • См.: Заключение Правительства Российской Федерации на законопроекты, подготовленные к внесению в Государственную Думу. С. 44-46.
  • Сборник образцов документов Государственной Думы размещен на официальном сайте палаты Федерального Собрания.

/ Пояснительная записка (образец)

к проекту федерального закона “О внесении изменений

в статью 7 Закона Российской Федерации “О государственных

пенсиях в Российской Федерации”

Проект федерального закона “О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации” подготовлен в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10 июля 1996 года № 95-ФЗ “О порядке внесения, рассмотрения и принятия Федерального закона “О федеральном бюджете на 1997 год”.

В соответствии с Федеральным законом от 5 мая 1994 года “О порядке индексации и перерасчета пенсий, установленных в соответствии с Законом Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации” пенсии не реже одного раза в три месяца подлежат индексации или компенсации в связи с ростом стоимости жизни. Такой порядок повышения соответствовал экономической ситуации, для которой были характерны высокие темпы инфляции, когда индекс потребительских цен составлял 15 - 20 процентов в месяц.

Учитывая, что в настоящее время ситуация с ростом потребительских цен кардинальным образом изменилась, предлагается установить новый порядок повышения минимального размера пенсии по старости. Этим порядком предусмотрено, что повышение минимального размера пенсии по старости осуществляется при увеличении цен на потребительские товары и услуги начиная с 1 января 1997 года не менее чем на 6 процентов, но не ранее чем по прошествии трех месяцев с начала года.

Последующее повышение минимального размера пенсии по старости будет осуществляться при таком же росте потребительских цен с даты предыдущего повышения минимального размера пенсии по старости и по истечении после него не менее трех месяцев.

Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку.

Весомая часть финансового анализа со специальной формой оценки воздействия показывает, как написать экономическое обоснование. Пример использования такой формы, прослеживающий процесс изменения чистых финансовых потоков, которые возникают как результат реализации мер, будет представлен в этой статье. Такого плана оценка денежных потоков в корпоративных программах должна быть направлена на позитивные изменения социально-экономической сферы.

Закон

Российская законотворческая практика чётко обозначила, как написать экономическое обоснование, пример которого представлен в статье 105 (Регламент Госдумы РФ), и касается он финансовой целесообразности при внесении законопроектов, требующих для реализации определённых материальных затрат. Правительство рассматривает до представления законопроекта соответствующие материалы.

Прежде всего готовят пояснительную записку, где изложена концепция законопроекта со всеми предметами законодательного урегулирования. Второй документ демонстрирует, как написать экономическое обоснование. Пример этот не универсален, поскольку рассчитан для конкретного проекта и соблюдает интересы определённого заказчика. Естественно, каждый случай требует индивидуального подхода - всякий раз с другими расчётами и планами, поскольку финансовые обоснования пишутся всюду и всеми - от законодателей Государственной думы до учеников на уроках технологии в средней школе.

ФЭО

Как написать экономическое обоснование? Пример вы можете видеть ниже. Все зависит от объекта, которому оно посвящено: технические ли это регламенты, организации со своими собственными стандартами или даже национальная экономика, ищущая финансовые пути для экономического подъёма. Возьмём, например, техническое регулирование, которое нуждается в чётко прописанных финансовых обоснованиях для изменения норм или технических регламентов.

При внедрении проекта неминуемо будут перераспределяться затраты, выгоды и риски каждого субъекта государства, предприятия или сообщества. Не многие знают, как написать экономическое обоснование. Образец существует для каждого вида деятельности, но его нельзя назвать универсальным. Осуществление такой процедуры требуется на начальном этапе - при проектировании, что позволяет не допустить множества ошибок и приобрести массу возможностей.

Плюсы экономического обоснования

Прежде всего, с написанием обоснования прогнозируются изменения издержек, выявляются риски и выгоды всех субъектов экономики. Это связано с точной оценкой финансового и экономического эффекта в связи с изменением определённых норм. Издержки оптимизируются посредством корректировки направлений развития экономики, а разработка новых норм будет помогать выполнению этой задачи.

Конкретное моделирование обеспеченного воздействия этих разрабатываемых норм пошагово подскажет, как написать экономическое обоснование. Образец вряд ли отражает действительное положение данного предприятия, отрасли, общества. Выявить выигрышные и проигрышные стороны может только человек, находящийся внутри ситуации. Требования перемен должны быть эффективно гармонизированы со всеми системами, подвергающимися техническому регулированию, с использованием всех преимуществ внедрения какого-либо проекта.

Законопроекты

Нормативные правовые акты тоже требуют материальных или финансовых затрат, а потому законодатель, предлагающий новый проект, должен написать экономическое обоснование, то есть предоставить конкретные финансовые расчёты. В этих обоснованиях, прямо связанных с введением новой нормы или изменением правового акта, должны быть прописаны доходы и расходы бюджетов на всех уровнях, затраты каждого субъекта экономики, затраты общества (или третьих лиц), налоговые поступления, указана бюджетная эффективность.

Так делаются все реформы в государстве: изменяются механизмы управления, вводятся саморегулируемые организации, изменяются правила торговли и производства, участниками ассоциаций и объединений предоставляются определённые новые услуги. По правде сказать, эффективность введения любого законопроекта прямому и точному расчёту редко поддаётся, что общество сейчас и наблюдает воочию - множество ошибок и неточностей сопровождают их. Видимо не все законодатели знают, как написать экономическое обоснование проводимых операций. При проведении реформ особенно важен прогноз социально-экономических последствий и эффектов.

Как нужно?

Финансово-экономическая оценка любого нововведения должна быть максимально точной и заблаговременно выявлять политические, административные, экономические и другие эффекты и последствия. Как написать экономическое обоснование отчуждения имущества у государства, лучше всех знают "младореформаторы", а вот последствия этих знаний теперь преодолевает общество - с огромным трудом, болью и потерями. А ведь необходимо было оценить в денежной форме не только свои приобретения, но и наши потери (это из раздела экономического обоснования под названием "дополнительные затраты"). Выявлено ли было воздействие таких изменений на финансы всех заинтересованных сторон и бюджетов абсолютно всех уровней? А это является непременным условием правильного составления экономического обоснования.

Нет, ничего выявлено не было, просто огромное число граждан страны "в рынок не вписались". Как написать экономическое обоснование по нехватке зарплаты, которую люди не видели по несколько месяцев? Надо было провести тщательный анализ всех изменений структуры доходов, расходов и рисков субъектов экономики, всего общества, то есть третьих лиц, и это является незыблемым правилом составления экономических обоснований. Нужен был детальный анализ всего, что связано с изменениями механизмов управления. Необходимо было в этом финансовом расчёте честно оценивать (монетизированно оценивать!) перераспределение выгод, причём для абсолютно всех сторон, заинтересованных или затронутых переменами.

О целесообразности

Именно честный и беспристрастный анализ ситуации ещё до начала каких-либо изменений способен помочь в оценке целесообразности любого проекта прежде всего в денежном отношении. Тогда и даются рекомендации по его соответствию данному положению дел. Процедуры экономических обоснований должны проводиться уже на самом первом этапе, когда проект существует ещё в стадии разработки. Проектирование изменений норм правового регулирования требует достаточно веских обоснований, поскольку лишь тогда прогнозируются риски, выгоды и издержки самых разных субъектов экономики. Лишь экономическое обоснование может расписать расходы, основываясь на ожидаемом повышении доходов или сокращении затрат. Деньги тратятся для того, чтобы в будущем заработать значительно больше или расходовать меньше.

Финансовые тонкости

Как написать экономическое обоснование для банка, чтобы убедить его инвестировать проект? Сначала нужно разобраться с некоторыми непреложными истинами заёмного характера. Учитывает ли написанное обоснование то, что деньги сегодня, как правило, стоят дороже, чем через даже самое короткое время? Ведь банк даст их, разумеется, под процент. Но даже если есть личные свободные суммы, способные покрыть расходы, просчитан ли в обосновании тот процент на депозите, который неминуемо будет потерян при вложении денег в проект?

Как написать экономическое обоснование к договору с банком, чтобы в нём было доказано, что все расходы будут эффективно и с лихвой погашены, то есть будущие доходы окупят проценты по кредиту или превысят процент по депозиту? Нужно найти в данном проекте самые многообещающие стороны и доказать в обосновании, что все предлагаемые расходы на самом деле принесут экономию или доходы, равные запланированным. И не нужно искать готовых форм и распечатанных бланков. Нужно помнить, что твёрдых правил документирования финансово- или технико-экономического обоснования просто не существует.

Форма экономического обоснования должна быть самой простой и с обязательным указанием причины, которая повлияла на решение данной организации выполнять этот проект. А вот обсуждение предполагаемых выгод должно быть очень детальным, с приложением альтернатив, которые, возможно, будут кстати, и подробнейшим финансовым анализом, который определит инвестиционную привлекательность проекта. На практике обычно никто не знает, как написать технико-экономическое обоснование, особенно для проектов, где предполагается значительный риск. Чаще всего оно оформляется как самостоятельный документ и служит приложением к точной форме инициализации данного проекта. Если же, собственно, проект невелик, то все выгоды можно перечислить прямо в форме инициализации.

Отдельные элементы

Обычно определяются и указываются результаты выполнения проекта в его материальном аспекте, то есть все параметры поддаются измерению: экономия по затратам, повышение мощности или производительности, увеличение рынка, повышение доходов и тому подобное. Перед написанием обоснования есть смысл поговорить с людьми, заинтересованными в инвестициях проекта, или с разрешительными органами на предмет того, что именно они хотят в обосновании увидеть, что для них самое важное.

И всё же некоторые материальные элементы нужно иметь в виду в обязательном порядке при написании обоснований. И чем сложнее будет проект, тем большее количество таких элементов будет в нём присутствовать: сокращение издержек, экономия, возможность получения дохода дополнительно, увеличение принадлежащей компании доли рынка, полное удовлетворение клиента, направления денежных потоков. Последнее документируется как главная часть экономического обоснования проекта.

Денежные потоки

Этот анализ имеет целью помощь комитетам или лицам, которые рассматривают проекты, выбрать самые подходящие для реализации. Элементы, поддающиеся измерению, уже перечислены выше, но ими экономическое обоснование не исчерпывается. Есть и нематериальные, и их много. К примеру, из основных можно выделить переходный период и его издержки, расходы на эксплуатацию, изменение бизнес-процесса, замену персонала и тому подобное.

Отдать должное в экономическом обосновании необходимо и альтернативным решениям, перечислив все доступные методы реализации проекта на практике. Например, среди тысяч поставщиков с миллионами предлагаемых одинаковых продуктов практически не бывает одной и той же цены.

Каким образом сделать приобретение выгодным? В экономическом обосновании придётся ответить на многие, часто неудобные или просто трудные вопросы. Выгоднее купить готовое решение или найти альтернативный, собственный вариант. А можно частично купить, частично реализовать его самостоятельно. Именно таких ответов в экономическом обосновании должно быть много.

Опекунство

В зависимости от культуры данной организации экономическое обоснование пишет опекун или сам руководитель проекта. Но несёт ответственность за проект в любом случае опекун, то есть инвестор, именно он отвечает за финансовую эффективность, в то время как руководитель планирует, выполняет и практически реализует. Руководитель - форма, а опекун - содержание, то есть инвестиции. И потому главное - довести до инвестора точный объём затрат на весь проект, обозначить верные сроки окупаемости и спрогнозировать привлекательные результаты работы.