Отечественные и зарубежные исследования по проблеме профессионального самоопределения подростков. Подходы ученых к проф

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Выделяются три подхода зарубежных теорий развития:

1. биогенетический: ребенок – существо биологическое, наделен от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития, его темп, предел. Среда, в которой воспитывается ребенок, - условие такого изначального предопределенного развития.

Теория рекапитуляции (заимствована из эмбриологии): перенесение принципа биогенетических законов в возрастную психологию позволяет представить психику ребенка как повторение основных стадий эволюции и этапов развития человечества. Биологический фактор включает, прежде всего, наследственность. Отечественные психологи, считают, что наследуются темперамент, задатки, способности.

2. социологизаторский / социогенетический (Дж. Локк - начало). Локк: ребенок – табула раса (чистая доска). Воспитатель (воспитание) пишет все,что угодно. Ребенок возрастает таким, каким его хотят видеть взрослые. Основной фактор – среда. Активность ребенка не учитывается.

Недостатки этих направлений:

1. эти теории односторонни;

2. нет активности ребенка.

3. подход У.Штерна – теория конвергенции. Принцип конвергенции двух факторов, две стороны: 1. созревание наследственных черт характера; 2. развитие под влиянием ближайшего окружения ребенка. Эти стороны пересекаются – конвергенция. Теория рассматривает вопрос о соотношении наследственности и среды. Айзенк: 20% среда; 80% наследственность.

Недостаток: не учитывает внутренние причины психического развития, ребенок пассивен и приспосабливается.

Отечественная психология:

Л.С. Выготский: единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет разный удельный вес. Более элементарные процессы (ощущение, восприятие) больше обусловлены наследственно, чем более сложные процессы. Б иологизаторскому подходу противопоставил культурно-историческую концепцию развития. Каждая форма культурного развития есть уже продукт исторического развития человечества, а не простого органического созревания, в процессе общественной жизни сами природные потребности человека претерпели глубокие изменения, возникли и развились новые человеческие потребности.

Для понимания специфики человеческого онтогенеза ключевой является идея соотношения реальной и идеальной форм развития. В одной из лекций, сравнивая развитие ребенка с другими типами развития (эмбриональным, геологическим, историческим), Выготский говорил: «Можно ли себе представить, … что, когда самый первобытный человек только-только появился на Земле, одновременно с этой начальной формой существовала высшая, конечная форма – «человек будущего» и чтобы та идеальная форма как-то непосредственно влияла на первые шаги, которые делал первобытный человек. Невозможно это себе представить. Ни в одном из известных нам типов развития никогда дело не происходило так, чтобы в момент, когда складывается начальная форма… уже имела место высшая форма, идеал, появляющаяся в конце развития, и чтобы она непосредственно взаимодействовала с первыми шагами, которые делает ребенок на пути развития этой начальной, или первичной, формы. В этом заключается величайшее своеобразие детского развития в отличие от других типов развития, среди которых такого положения не могли обнаружить и не находим. Это, следовательно, означает, что среда выступает в развитии ребенка, в смысле развития личности и ее специфически человеческих свойств, в роли источника развития, т.е. среда здесь играет роль не обстановки, а источника развития».

Социальная среда – источник индивидуального психического развития, как «пространство» существования идеальных форм, которые присваиваются индивидом в ходе онтогенеза и становятся реальной формой его психики. Человек есть социальное существо в том смысле, что вне взаимодействия с обществом он никогда не разовьет в себе тех качеств, которые возникли в результате развития всего человечества. Процесс развития в онтогенезе проходит путь от социального к индивидуальному. Форма психического развития ребенка – овладение общественным опытом, присвоение исторически сложившихся способностей, способов деятельности и мышления. Общим механизмом формирования высших психических функций (ВПФ) Выготский считал подражание ребенка взрослому. Движущая сила (фактор) психического развития – обучение. ВПФ ребенка формируются прижизненно, в результате общения с взрослым.

Современный психолог Л.Ф. Обухова, опираясь на позицию Выготского относительно принципиальных различий “биологизаторского”, «натуралистического» и культурно-исторического подходов к развитию, настаивает на выделении и существовании двух главных парадигм в исследовании детского развития: естественно-научного и культурно-исторического. (1996 г.)

Важнейшим критерием развития профессиональной ориентации явилось появление перед значительным числом людей реальной проблемы свободы, выбора. Сказанное не означает, что проблемы свободы выбора не существовало ранее, например, в фольклорных источниках, в философской, педагогической и художественной литературе эта проблема занимала видное место.

В отечественной педагогике и психологии накоплен богатый опыт в области теории профессионального самоопределения, который во многом предопределил современные подходы к данной проблеме. Это ставшие классическими исследования в области профессиональной ориентации и профконсультирования Е.А. Климова (1976; 1983; 1988; 1990 и др.), А.Е. Голомшток (1979), Б.А. Федоришина (1979) и др. Особенностью всех этих исследований является все более усиливающееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения. Примечательно, что один из последних вариантов концепции профессионального самоопределения, созданный в Институте профессионального самоопределения молодежи при РАО (1993) основан на разработанной Р.Бернсом «Я-концепции» развития личности (1986).

Очень интересны для развития теории профессионального самоопределения идеи «событийного подхода» при планировании и рассмотрении жизненного пути человека, разрабатываемые Е.И. Головахой и А.А. Кроником (1984), а также близкие к ним по духу рассуждения В.М. Розина о построении судьбы как «художественного творчества», характерного для людей искусства. Примечательно, что еще в 20-х годах идеи, близкие к событийному подходу высказывались представителями философских направлений.

Для теоретического анализа и обобщения представляются особо интересными работы зарубежных исследователей в области профессионального самоопределении, психологии труда и роли профконсультанта, чьи взгляды достаточно разнообразны и могут служить материалом для более детального анализа. Например, Дж. Крумбольц и Р.Киннер (Kinner, Krumboltz, 1986) рассматривают роль профкон-сультанта как «менторскую», воспитывающую, как «поставщика информации» клиенту.

Е.Герр (Негг, 1984) считает, что современный профконсультант - это прикладной ученый-бихевиорист, задача которого с помощью различных игр, трудовых проб, тренингов и т.п. тренировать действия клиента, планировать и прогнозировать их.

Н.Гисберс и И.Мур рассматривают процесс профконконсультации как помощь, прежде всего, в жизненном самоопределении: «Пожизненное самоопределение - как саморазвитие через интеграцию ролей, среды и событий в жизни человека» (Gysbers, Moore, 1987, с. 1-7).

А.Маслоу, предложил концепцию профессионального развития и выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию - как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для себя деле (Maslow, 1970).

Дж.Холланд выделяет шесть личностных типов, позволяющих определить «личностный код» и соотнести его с требованиями той или иной профессиональной среды (см. Прощицкая, 1993; Holland, 1966).

Японский исследователь Фукуяма разработал и внедрил целую систему постепенной подготовки школьников к сознательному профессиональному выбору, важным элементом которой являются специально организованные в 16-ти видах деятельности «трудовые пробы» (см. Укке, 1990; Fukuyama, 1980, 1984). Примечательно, что в России во второй половине 80-х годов пытались внедрить систему профессора Фукуямы (F-test), эти попытки сразу же столкнулись с недостатком материальной базы и финансирования столь сложной программы. Все это еще раз свидетельствует в пользу того, что лучше разрабатывать собственные подходы и методы в столь сложном деле как профессиональное самоопределение, которое в каждой стране имеет свои особенности и ограничения...

Одной из наиболее интересных и прогрессивных считается за рубежом концепция «профессиональной зрелости», которую, начиная с конца 50-х годов, разрабатывает Д.Сьюпер (см. Михайлов, 1975; Укке, 1972; Super, 1985). Выбор профессии Д.Сьюпер рассматривает как событие, но сам процесс профессионального самоопределения (построения карьеры) - это постоянно чередующиеся выборы. В основе всего этого лежит «Я-концепция» личности как относительно целостное образование, постепенна изменяющееся по мере взросления человека.

Сложность определения самого понятия (сущности) самоопределения связана еще и с тем, что имеются другие близкие понятия: самоактуализация, самореализация, самоосуществление, которые нередко раскрываются через увлеченность значимой работой» (А. Маслоу), через «дело», которое делает человек (К. Яспрерс) (см. Франкл, 1990, с. 58-59). П.Г.Щедровицкий видит смысл самоопределения в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении переосмысливать собственную сущность (1993). В. Франкл определяет полноценность человеческой жизни через его способность «выходить за пределы самого себя», а главное - находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни (1990). Рассуждая о самоопределении и самореализации, И.С.Кон связывает их с выполняемым делом (трудом, работой) и взаимоотношениями с окружающими людьми (общением) (1984). Все больше появляется работ, где делается попытка как-то связать профессиональную деятельность с отношением к миру, обозначить связь труда, жизни, счастья, судьбы (Аргайл, 1990; Климов, 1993; Коган, 1988, и др).

Все это позволяет сделать вывод о неразрывной связи профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни. Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации.

Соотношение понятий «профессиональное самоопределение», «профориентация» и «профконсультация» выглядит следующим образом. Профориентация является более широким понятием, предполагающим широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении. И профориентацию, и профкон-сультацию можно определить как «ориентирование» школьника (оптанта), тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится с «самоориентированием» учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения (Климов, 1983, С. 15-21).

В качестве содержательно-процессуальной модели профессионального самоопределения предлагается модифицированный вариант Схемы построения личного профессионального плана - ЛПП (Е.А.Климову; 1988, 1990), дополненный ценностно-нравственными компонентами самоопределения (Пряжников, 1988, 1991):
1. Осознание ценности честного (общественно-полезного) труда (ценностно-нравственная основа самоопределения).
2. Общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране и прогнозирование перспектив ее изменения (учет конкретной социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда).
3. Осознание необходимости профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации,
4. Общая ориентировка в мире профессионального труда (макроинформацион-ная основа самоопределения).
5. Выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование с другими важными жизненными целями (досуговыми, семейными, личностными).
6. Выделение ближних и ближайших профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели.
7. Знание о выбираемых целях: профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства (микроинформационная основа самоопределения).
8. Представление об основных внешних препятствиях на пути к выделенным целям.
9. Знание путей и способов преодоления внешних препятствий.
10. Представление о внутренних препятствиях (недостатках), осложняющих достижение профессиональных целей, а также знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив (самопознание как важная основа самоопределения).
11. Знание путей и способов преодоления внутренних недостатков (и оптимального использования достоинств), способствующих подготовке к самостоятельному и осознанному выбору и будущей профессиональной деятельности.
12. Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения.
13. Начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянное совершенствование (корректировка), намеченных планов по принципу «обратной связи».

Неоднозначность в оценке включенности человека в конкретную трудовую деятельность, осложняющая оценку самого качества самоопределения и самореализации вызывает необходимость специального выделения типов и уровней самоопределения.

При выделении типов самоопределения был использован критерий потенциальной возможности для свободы самореализации (диапазон маневра в рамках выполняемой и осваиваемой деятельности). Мы предлагаем следующие основные типы самоопределения человека:
- самоопределение в конкретной трудовой функции, операции;
- самоопределение на конкретном трудовом посту;
- самоопределение в специальности;
- самоопределение в профессии (в группе родственных специальностей);
- жизненное самоопределение (где профессиональное самоопределение является важнейшей составной частью);
- личностное самоопределение (как высший уровень жизненного самоопределения);
- самоопределение в культуре, выход на «социальное бессмертие» - по А.Г. Асмолову - как высший уровень личностного самоопределения (1990).

Рассмотрим, насколько реализуется в выделенных типах степень свободы человека в рамках выполняемой деятельности. Есть люди, которые находят смысл своей работы в качественном выполнении отдельных трудовых функций или операций (например, при работе на конвейере). Если человек работает в таком режиме годами и даже привыкает к такой работе, то его зависимость от данной деятельности усиливается по нарастающей.

Самоопределение на конкретном трудовом посту предполагает выполнение довольно многообразных (и нередко довольно сложных) функций, например, труд высококлассного токаря или художника, работающего в своей мастерской. Сам «трудовой пост» рассматривается как «некоторое социально фиксированное многомерное, разно- и много-признаковое системное образование», включающее заданные цели, предмет, систему средств труда, систему профессиональных служебных обязанностей, систему прав и определенную производственную среду (Климов, 1988, с.41).

Самоопределение на уровне конкретной специальности предполагает сравнительно безболезненную смену различных трудовых постов, и в этом смысле возможности самореализации еще больше расширяются. Например, водитель такси без особых проблем пересаживается на разные легковые автомобили. Но при этом даже хорошие таксисты, когда им приходится пересаживаться на большегрузные самосвалы, иногда испытывают большие трудности и даже отказываются от новой работы, то есть успешное самоопределение в конкретной специальности (водитель-таксист) еще не приводит автоматически к успешному самоопределению в профессии водитель (водитель вообще). Самоопределение в конкретной профессии предполагает, что работник способен выполнять близкие, смежные виды трудовой деятельности, то есть его возможности выбора еще больше расширяются. <.> По сравнению с предыдущим типом самоопределения работник выбирает не только трудовые посты (в рамках своей специальности), но и сами специальности уже в рамках профессии.

Самоопределение в конкретной трудовой функции, на конкретном трудовом посту, в специальности и в профессии можно было бы отнести к трудовому самоопределению. Правда, труд в более широком смысле - это гораздо более широкое понятие, включающее и непрофессиональную деятельность (например, труд на приусадебном участке или труд по воспитанию своих детей).

Следующий тип - жизненное самоопределение, куда помимо профессиональной деятельности относятся учеба, досуг, вынужденная безработица и др. По сути, речь идет о выборе того или иного образа жизни человека. И хотя профессиональное самоопределение является довольно значимым для многих людей, но и оно реализуется в определенном контексте жизни. При этом немало людей вообще видят смысл своей жизни во внепрофессиональной деятельности.

Примечательно, что один из ведущих авторитетов США в области профессионального консультирования Дж.Сьюпер определяет понятие «карьера» в «...ее самом полном и всеобъемлющем смысле как последовательность и комбинацию ролей, которые человек выполняет в течение всей жизни» (Super, 1983), а представляя свою концепцию «жизненных карьер», он выделяет помимо роли работника, еще и роли ребенка, учащегося, отдыхающего, гражданина, супруга, хозяина дома, родителя... Отсюда следует, что собственно профессиональное самоопределение является составной частью карьеры. Но если рассматриваться профессиональное самоопределение в тесной взаимосвязи с жизненным и личностным самоопределением, то понятия карьера и профессиональное самоопределение оказываются вполне соотносимыми.

Таким образом, современное понимание карьеры - это не только успешность в данной профессиональной деятельности, но и успешность всей жизни. Естественно, жизненное самоопределение предполагает значительно более высокую степень свободы выбора и диапазон маневра, не при условии, что человек не отказывается от такой свободы.

Следующий, более сложный тип - личностное самоопределение - может рассматриваться как высшее проявление жизненного самоопределения, когда человеку удается действительно стать хозяином ситуации и всей своей жизни. Человек в этом случае как бы приподнимается и над профессией, и над социальными ролями и стереотипами. Принципиальным отличием личностного самоопределения от самоопределения жизненного является то, что человек не просто «овладевает ролью», а создает новые poли.

Наконец, самый сложный тип - это самоопределение личности в культуре (как высшее проявление личностного самоопределения). Рассуждая о самоактуализирующейся личности, А.Г. Асмолов подчеркивает ее обязательную внутреннюю активность, направленную и на «продолжение себя в других людях», что в каком-то смысле позволяет говорить даже о социальном бессмертии человека хотя бы как о возможности. Высший тип самоопределения - это тогда, когда вся жизнь человека и его дела (содеянное им) являются значительным вкладом в развитие культуры, понимаемой в широком смысле (производство, искусство, наука, религия, общение...), когда о человеке можно сказать словами А.М. Горького, что он стал «человеком человечества» (Асмолов, 1990, с. 360-363).

По каждому из представленных выше типов самоопределения можно условно выделить пять уровней самореализации человека (критерий выделения уровней - внутреннее принятие человеком данной деятельности и степень творческого к ней отношения): 1-агрессивное неприятие, выполняемой деятельности (деструктивный уровень); 2 - стремление мирно избежать данной деятельности; 3 - выполнение данной деятельности по образцу, по шаблону, по инструкции (пассивный уровень); 4 - стремление усовершенствовать, сделать по-своему отдельные элементы выполняемой работы; 5 - стремление обогатить, усовершенствовать выполняемую деятельность в целом (творческий уровень).

<.> Обычно человек самоопределяется как бы сразу по нескольким типам, но уровни самоопределения по каждому из этих типов могут быть разными. Например, по своей профессии человек - настоящий творец, а в личной жизни неудачник, боится жить, боится любить...

Сказанное выше позволяет выделить основные моменты, характеризующие соотношение понятий «профессиональное самоопределение» и «личностное самоопределение», что также порождает определенные проблемы, несколько осложняющие теорию и практику профконсультационной работы. По мнению Е.А. Климова, «профессиональное самоопределение, понимаемое как одно из важнейших проявлений субъекта деятельности, может рассматриваться о крайней мере на двух взаимосвязанных, но различимых ровнях: гностическом (в форме перестройки сознания, включая самосознания) и практическом (в форме реальных изменений социального статуса, места человека в системе межлюдских отношений)» (Климов, 1983, с. 62-63).

<.> Личностное самоопределение является более широким понятием, но это не означает, что профессиональное самоопределение целиком включается в личностное. Например, если человек по конкретному типу самоопределения - самоопределению в культуре - реализует себя на невысоких уровнях и сама эта деятельность в личностном плане для него незначима, то говорить о полноценном личностном самоопределении не приходится (можно говорить лишь о возможности такого самоопределения).

Профессиональное самоопределение по сравнению с личностным предполагает часто более конкретную деятельность, определяемую специфическим предметом, условиями, средствами труда, а также спецификой межличностных производственных отношений и ответственное за данную работу (Климов, 1986, 1988), что связано с самим определением профессии как ограниченного вида деятельности.

<.> Как уже отмечалось, возможности самоопределения «человека расширяются при увеличении степени свободы его действий, то есть при переходе к таким типам самоопределения, как самоопределение в профессии, в жизни, к личностному самоопределению и самоопределению в культуре, но опять же при условии, что по каждому из этих типов уровень самоопределения и самоактуализации будет достаточно высоким, творческим, что предполагает определенную внутреннюю активность личности.

Традиционно профконсультанты и профориентаторы главное внимание уделяют работе с подростками (особенно накануне окончания школы) и взрослому незанятому и безработному населению. Рассматривая основные этапы установления профессионала, Е.А. Климов специально выделяет стадию «оптации» (от лат. optatio - желание, выбор), примерно соответствующую стадии «подростничества» (по Д.Б. Эльконину), когда человек принимает принципиальное решение о выборе пути профессионального развития. Однако сам Е.А.Климов оговаривает, что в ситуации выбора может оказаться не только подросток, но и взрослый человек, например, человек, меняющий свою прежнюю профессию или место работы, а также безработный (Климов, 1983, с. 61-62)

Профессиональное самоопределение - осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; ?ереживание этого соответствия как чувства удовлетворённости выбранной профессией.

Профессиональное самоопределение - процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности - кем стать, к какой социальной груп?е принадлежать, и с кем работать. Кроме того, профессиональное самоопределение, важное событие на жизненном пути человека. Оно связано не только с прошлым опытом личности, но и простирается далеко в будущее, участвуя в формировании образа «Я», предопределяя, в конечном счете, многие стороны жизни.

Рассмотрим некоторые направления, теории профессионального развития личности, в которых обсуждается сущность и детерминация профессиональных выборов и достижений.

Психодинамическое направление, имея своей теоретической основой работы З. Фрейда, обращается к решению вопросов детерминации профессионального выбора и удовлетворенности личности в профессии, исходя из признания определяющего влияния на всю последующую судьбу человека его раннего детского опыта. З. Фрейд считает, что профессиональный выбор и последующее профессиональное поведение человека обусловлены рядом факторов:

  • 1) структурой складывающихся в раннем детстве потребностей;
  • 2) опытом ранней детской сексуальности;
  • 3) сублимацией как общественно-полезного смещения энергии основных влечений человека и как процесса защиты от заболеваний из-за фрустрации основных потребностей;
  • 4) проявлением комплекса маскулинности (З. Фрейд, К. Хорни), «зависти к материнству» (К. Хорни), комплекса неполноценности (А. Адлер).

В психоаналитической теории З. Фрейда вопросы профессионального развития личности связываются с проявлением структуры бессознательных потребностей и мотивов, складывающихся в раннем детском возрасте.

Вопрос выбора профессии, призвания, наряду с вопросами социальной жизни, любви и брака, рассматривался А. Адлером как один из трех главных вопросов жизни человека. В его концепции чувство неполноценности и стремление к превосходству, являясь общими определяющими поведение факторами, влияют на выбор профессии и обусловливают преимущественное развитие артистических, художественных, кулинарных способностей. Для оказания помощи клиенту в выборе профессиональных занятий психолог-консультант, с точки зрения А. Адлера, должен обращать внимание на содержание и форму ранних в?ечатлений детства, производящих решающее воздействие на стиль жизни клиента. Так, например, если ранние в?ечатления детства касались неожиданной или внезапной болезни или смерти родственника, то в профессиональном выборе с высокой вероятностью следует ожидать профессию врача или аптекаря.

Положение психоанализа о том, что доминирующие потребности находят свое удовлетворение в профессии, подтверждает, что если индивид воспринимает свою профессию как удовлетворяющую его основные доминирующие потребности, то он в высокой сте?ени будет этой профессией удовлетворен.

Сценарная теория американского психотера?евта Э. Берна, объясняет процесс выбора профессии и профессионального поведения тем сценарием, который формируется в раннем детстве.

В сценарной теории утверждается, что сравнительно малое число людей достигает полной автономии в жизни; в важнейших ас?ектах жизни (брак, воспитание детей, выбор профессии и карьера, развод и даже способ смерти) люди руководствуются сценарием, т.е. программой поступательного развития, своеобразным жизненным планом, выработанным в раннем детстве (до 6-летнего возраста) под влиянием, родителей и определяющим поведение человека.

Сценарная теория обращает внимание на то, что человек, руководствующийся неосознанно сценарием, не является субъектом выбора профессии. Каждый человек включает в себе три психологические позиции: Ребенка, Взрослого и Родителя. Общая схема сценарного построения выбора профессии и карьеры человека такова: решающее (мотивирующее) воздействие при построении карьерного или профессионального плана индивида исходит от Ребенка родителя противоположного пола. Взрослое состояние Я родителя того же пола дает человеку образцы, программу поведения.

По мнению Д. Сью?ера, индивидуальные профессиональные предпочтения и типы карьер можно рассматривать как попытки человека осуществлять Я-концепцию. Я-концепция представлена всеми теми утверждениями, которые личность желает сказать о себе. Все те утверждения, которые субъект может сказать относительно профессии, определяют его профессиональную Я-концепцию. Те характеристики, которые являются общими как для его общей Я-концепции, так и для его профессиональной Я-концепции, образуют словарь понятий, который может быть использован для предсказания профессионального выбора. Так, например, если субъект думает о себе как об активном, общительном, деловом и ярком человеке, и если он думает о юристах в таких же понятиях, он может стать юристом. Если тот же человек может думать об ученом как о спокойном, необщительном, пассивном и умном, но только одна из этих профессиональных характеристик заключается в его собственной Я-концепции, то он будет избегать профессии ученого.

Профессиональная Я-концепция может быть также получена путем ранжирования профессий по сте?ени их привлекательности или путем принятия действительной профессии испытуемого за утверждение его Я-концепции. Итак, многочисленные профессиональные выборы могут быть в разной сте?ени совместимы с личностными Я-концепциями. Субъект выбирает профессию, требования которой обес?ечат ему выполнение согласующейся с его Я-концепцией роли.

В своей теории Эли Гинзберг обращает особое внимание на тот факт, что выбор профессии - это развивающийся процесс, все происходит не мгновенно, а в течение длительного?ериода. Этот процесс включает в себя серию «промежуточных решений», совокупность которых и приводит к окончательному решению. Каждое промежуточное решение важно, так как оно в дальнейшем ограничивает свободу выбора и возможность достижения новых целей. Гинзберг выделяет в процессе профессионального выбора три стадии: 1) стадия фантазии (продолжается у ребенка до 11-ти летнего возраста); 2) гипотетическая стадия (с 11-ти летнего до 17-ти летнего возраста); 3) реалистическая стадия (от 17-ти лет и старше).

Первые два?ериода - фантазии и гипотетический - протекают одинаково у юношей и девушек, а?ереход к реализму наступает раньше у менее обес?еченных юношей, но планы девушек отличаются большей гибкостью и разнообразием. Исследования показывают, что точные возрастные границы?ериодов профессионального самоопределения трудно установить - существуют большие индивидуальные вариации: некоторые молодые люди определяются в выборе еще до окончания школы, к другим зрелость профессионального выбора приходит лишь к 30 годам. А некоторые продолжают менять профессии в течение всей жизни. Гинзберг признал, что выбор карьеры не заканчивается с выбором?ервой профессии, и что некоторые люди меняют род деятельности на протяжении всей трудовой деятельности.

Методологические основы психологического подхода к проблеме изучения самоопределения были заложены С.Л. Рубинштейном. Проблема профессионального самоопределения рассматривалась им в контексте проблемы детерминации, в свете выдвинутого им принципа - внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия: «Тезис, согласно которому внешние причины действую через внутренние условия так, что эффект действия зависит от внутренних свойств объекта, означает, по существу, что всякая детерминация необходима как детерминация другим, внешним, и как самоопределение (определение внутренних свойств объекта)».

В психологических исследованиях профессионального самоопределения существует два подхода. Первый рассматривает самоопределение как естественный процесс, возникающий на определенном эта?е онтогенеза и существующий как личностное новообразование старшего школьного возраста. Так, С.П. Крягжде отмечает, что на начальном эта?е профессионального самоопределения оно носит двойственный характер: осуществляется либо выбор конкретной профессии, либо выбор только ее ранга, профессиональной школы - социальный выбор. Если конкретное профессиональное самоопределение еще не сформировалось, то девушка (юноша) пользуется обобщенным вариантом, откладывая на будущее его конкретизацию. Профессиональное самоопределение неразрывно связывается с такой существенной характеристикой юношеского возраста, как устремленность в будущее; с осознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего. Второй подход рассматривает самоопределение как искусственно организуемый процесс, который встроен в определенную практику - профориентацию - и только в этом контексте приобретает свою осмысленность и ценность. Это ставшие классическими исследования в области профессиональной ориентации и профессиональном консультировании Е.А. Климова, А.Е. Голомшток. Особенностью всех этих исследований является все более усиливающееся внимание к личностным ас?ектам профессионального самоопределения.

Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (?ерестройка сознания и самосознания); 2) практический уровень (реальные изменения социального статуса человека).

Сущностью профессионального самоопределения можно считать - поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения. Кроме самого человека на его важные жизненные выборы оказывают сильное влияние родители, сверстники, различные с?ециалисты (?едагоги, психологи) и прочее. Тогда возникает вопрос: какова же доля участия в жизненном выборе самого человека?

Первая психологическая теория профессионального выбора была разработана Ф. Парсонсом, им были сформулированы следующие посылки:

  • А) каждый человек по своим индивидуальным качествам, прежде всего по профессионально значимым способностям, наиболее оптимально подходит к единственной профессии;
  • Б) профессиональная ус?ешность и удовлетворённость профессией обусловлены сте?енью соответствия индивидуальных качеств и требований профессии;
  • В) профессиональный выбор является, в сущности, сознательным и рациональным процессом, в котором или сам индивид или профконсультант определяет индивидуальную диспозицию психологических или физиологических качеств и соотносит её с уже имеющимися диспозициями требований различных профессий.

Среди характеристик профессионального выбора Ф. Парсонс выделяет, прежде всего, осознанность (сознательность) и рациональность, которую он понимает скорее как компромисс между способностями, интересами и ценностями индивида и возможностью их реализации в различных профессиях.

Взгляд Д. Холланда на профессиональное самоопределение имеет другое направление. Для Холланда процесс профессионального развития ограничивается, во-?ервых, определением самим индивидом личностного типа, к которому он относиться, во-вторых, отысканием профессиональной сферы, соответствующий данному типу, в-третьих, выбором одного из четырёх квалификационных уровней этой профессиональной сферы, что определяется развитием интеллекта и самооценки. Главное внимание уделяется описанию личностных типов, которые характеризуются как моторный, интеллектуальный, социальный, адаптационный, эстетический, стремящийся к власти. Данная теория указывает, что каждый человек по своим индивидуальным качествам и прежде всего по профессионально значимым способностям, наиболее оптимально подходит к единственной профессии. Профессиональный выбор является сознательным и рациональным процессом, в котором сам старшеклассник определяет индивидуальную диспозицию психологических качеств и соотносит её с уже имеющимися диспозициями требований различных профессий.

Однако Э. Гинзберг, разработавший одну из?ервых теорий профессионального развития, особо подчеркивал временные ас?екты при выборе: старшеклассник должен осознать временную?ерс?ективу с тем, чтобы уметь отказаться от немедленного удовлетворения потребностей, если при этом ему будет труднее достичь профессиональных конечных целей. В своей теории компромисса с реальностью обращал внимание, что выбор профессии - это развивающийся процесс, всё происходит не мгновенно, а в течение длительного?ериода. Этот процесс включает в себя серию «промежуточных решений», совокупность которых и приводит к окончательному выбору. Каждое промежуточное решение важно, так как оно в дальнейшем обес?ечивает свободу выбора и возможность достижения новых целей. Например, решение не поступать в колледж, а вместо этого пройти курс коммерции в средней школе - делает впоследствии затруднительным получение высшего образования. На исправление допущенных ошибок требуется много времени, сил, а иногда и денег. По мере того как дети взрослеют, они приобретают знания, и своё окружение и приобретают способность делать осознанный выбор. Как правило, такой выбор подразумевает сравнение идеала и реальности.

Итак, развитие человека как субъекта труда возможно при:

  • 1. Сформированности социально обусловленной активной жизненной позиции, совпадающей как с интересами общества, так и с него собственными.
  • 2. Овладение общими и конкретными знаниями о мире профессий.
  • 3. Сформированности профессионального самосознания.

В современной психологии накоплен богатый опыт в области теории профессионального самоопределения, который во многом предопределил подходы к данной проблеме.

Многообразие различных подходов к рассмотрению проблемы профессионального самоопределения вызвано не только сложностью данного вопроса, но и культурно-исторической обусловленностью, реализации самоопределения большинством людей, проживающих в конкретной стране, а также неоднородностью населения конкретных стран и регионов. Все это осложняет выделение «самых лучших» концептуальных подходов и делает проблему профессионального самоопределения многообразной по способам рассмотрения.

Практически все теории профессионального развития имеют своей целью предсказание следующего: направление профессионального выбора, построение карьерных планов, реальность профессиональных достижений, особенности профессионального поведения на работе, наличие удовлетворенности от профессионального труда, эффективность образовательного поведения личности, стабильность или смена рабочего места, профессии.

Проблема профессионального самоопределения и профессионального самосознания актуальны для молодежи, живущей в современном обществе особенно в?ериод?ерехода к рыночной экономике, когда значительная часть населения вынуждено, меняет свои профессии и с?ециальности, другая, вопреки актуальным условиям и материальным интересам, остается верной избранной несколько десятков лет назад профессии, несмотря на падение ее престижа в обществе. Прежде всего, это обесценивание честного квалифицированного труда в нашем обществе, что является следствием глобальной проблемы - отсутствия на данном эта?е развития общества, последние приводят к потере ценностно-нравственных ориентиров в жизни человека.

Но, с другой стороны, сегодня существуют уникальные возможности для полноценного и свободного личностного самоопределения всех членов общества. Человек является саморегулирующейся, динамичной системой, и это означает, что субъект постоянно развивается, изменяется, приобретает новые личностные и индивидуальные психологические качества, обес?ечивающие ему достаточно широкие возможности профессиональной адаптации.

1. Каковы основные зарубежные концепции профориентации.

2.Основные этапы развития профориентации в России.

3. Каковы принципы профориентации.

4. Классификация профессий для целей профориентации.

5. Какие профессиональные типы личности выделяет Дж. Холланд?

6. Каковы типы профессий в классификации Е.А. Климова?

7. Как нужно учитывать психомоторные показатели в профконсультировании?

8. Какова роль нейродинамических особенностей в выборе профессии?

    Соотнесите уровень и структуру интеллектуального развития и направления профессионализации личности.

    Каковы личностные факторы профессионального выбора?

    Становление интересов личности.

    Профессиональная идентичность.

    Характеристика статусов профессиональной идентичности.

    Программа и методики первичной психологической профконсультации.

    Принципы организации углубленной психологической профконсультации.

    Методы углубленной профориентации.

    Кризисы профессиональной жизни взрослых.

    Этические аспекты профконсультирования.

    Подходы к оценке эффективности профориентационной работы.

    Активные методы профориентации и их значение.

    Основные модули программы активизации профессионального самоопределения

    Требования к составлению программ активизации профессионального самоопределения

    Теоретическая часть.

    Личностное самоопределение.

Потребность в самоопределении является важным личностным новообразованием подросткового и юношеского возраста, она является аффективным центром жизненной ситуации в указанные периоды развития. Самоопределение включает в себя потребности слить в единую смысловую систему обобщенные представления о мире и обобщенные представления о себе самом и тем самым определить смысл своего собственного существования. Самоопределение связано с формированием внутренней позиции взрослого человека, с осознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы собственного будущего. Л.И.Божович отмечает двуплановость самоопределения: самоопределение через выбор профессии и самоопределение через общие, лишенные конкретности искания смысла своего существования. В связи с этим известный исследователь психологии юношеского периода развития И.С.Кон говорил, что проблема самоопределения разбивается на два вопроса: кем быть – профессиональное самоопределение и каким быть – ценностно-смысловое, личностное самоопределении, выбор образа жизни, мировоззренческая проблема. Гинзбург делает акцент на ценностно-смысловой природе самоопределения, говоря о том, что самоопределение – это активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей и прояснение на этой основе смысла своего существования. В общем смысле слова самоопределившаяся личность становится субъектом собственной жизни, он формирует свой стиль, активно творит жизнь. И хотя, всеми авторами признается значение подросткового и юношеского периодов для профессионального и личностного самоопределения, можно сказать, что самоопределение осуществляется в течении всей жизни человека. И на каждом этапе своего развития личность сталкивается с задачами самоопределения. Особой ценностью и вектором развития личности является ее движение в сторону самостоятельности. И в этом движении, по представлению В.И. Слободчикова человек проходит через ряд ступеней: самодеятельного, самосознающего, самоустремленного, и, наконец, высшей ступенью является способность к саморазвитию, самоосуществлению. Под самоосуществлением понимается процесс воплощения себя, своей самости (сил, способностей, ценностей) в материальной и духовной деятельности в разных ее формах, фактически – это процесс поиска и реализации смысла жизни. Способы самоосуществления личности могут быть различными. Так, исследователи (Дерманова И.Б. и др.) выделяют такие способы самоосуществления как самовыражение, самореализация, самотрансцеденция.

Самовыражение – проявление своей неповторимой индивидуальности во вне независимо от социальной полезности. Эта форма самоосуществления характерна для более ранних периодов развития, включая подростковый и юношеский возраст. Более зрелой формой самоосуществления можно считать самореализацию. Самореализация представляетпродуктивное использование себя, своей сущности в различных сферах. Важной характеристикой самореализации можно считать социальную приемлемость и полезность результатов, а также ориентацию на внешние цели. Важнейшей сферой самореализации может быть профессиональная. Самореализация как более зрелая форма самоосуществления характерна для периода взрослости. И, наконец, высшей формой самоосуществления можно считать самотрансцеденция, как осуществление себя в служении другому, отдача всех своих сил некой высшей цели, которая находится вне человека (В.Франкл). Самотрансцеденция более характерна для периода поздней взрослости. В исследования Е.Лукиной показано, что человек в процессе самоосуществления проходит сложный путь в направлении от эго-ориентации(ориентации на себя, свои нужды) к ориентации на другого, на выход за пределы собственного Я. Такая переориентация происходит, как правило, после кризиса середины жизни. Таким образом, мы видим, что самоопределение и самоосуществление в разных его формах осуществляется на протяжении всей жизни человека и приобретает разные направления в зависимости от периода развития.

Направления и уровень самоопределения, помимо возраста, определяется также показателями психологической зрелости личности. Психологическую зрелость личности связывают со способностью личности выполнять социальные функции: продуктивно трудиться, Успешно общаться, адекватно познавать социальную действительность и себя. И.М. Палей полагал, что личностная зрелость характеризуется выраженностью своего социального потенциала, т.е. способностью влиять на развитие других людей и общества в целом. Другие авторы связывают психологическую зрелость личности со способностью полноценно выполнять гражданские, семейные, профессиональные и другие обязанности. Б.Г. Ананьев определял зрелость, как наиболее продуктивное состояние личности, совпадающее с фазой взрослости. Природа характеристик личностной зрелости сложна и не до конца определенна. Большинство авторов склоняются к определению личностной зрелости как множественного феномена, В структуре личностной зрелости можно выделить интра- и интерперсональные характеристики. К интраперсональным характеристикам можно отнести: ответственность, осознанность, направленность на саморазвитие, самопринятие, автономию, жизнестойкость, самоуправление, целостность, широту связей с миром. К интерперсональным: толерантность, гуманистическую направленность личности, позитивные межличностные отношения. В разные периоды взрослости показатели и основные составляющие личностной зрелости видоизменяются в соответствии с задачами, решаемыми на данном этапе развития. Формирование показателей зрелости личности происходит в процессе решения основных жизненных задач и преодоления кризисов, специфических для каждого возрастного периода. Поэтому в разные периоды развития отмечается различная степень выраженности и разная структура параметров психологической зрелости личности. Ряд авторов (Леонтьев Д.Н.) полагают, что главным феноменом личностной зрелости является самодетерминация личности, т.е. способность осуществлять деятельность независимо от внешних и внутренних обстоятельств, т.е.

автономность. Представляется, что гетерохронность формирования отдельных компонентов личностной зрелости, большая индивидуальная вариабельность ее показателей, ее своеобразие в зависимости от условий и характера социализации, профессиональной и половой принадлежности (как показано в исследования кафедры психологии развития и дифференциальной психологии) все это составляет неоднородную основу для самоопределения и самоосуществления личности.

      Теории профессионального самоопределения.

Профессиональное самоопределение – формирование у человека цели и смысла своей профессиональной деятельности, готовности к самостоятельной профессиональной деятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых со стороны общества. Профессиональное самоопределение предполагает идентификацию с определенной профессиональной группой, принятие ее целей и ценностей. Профессиональное самоопределение, также как и личностное осуществляется в течении всей жизни человека. Интерес к этой проблеме и попытка ее научного решения относятся к концу 19 века. Автором первой теории профессионального самоопределения считается Фрэнк Парсонс, Бостонский педагог, психолог, общественный деятель. Он заложил не только теоретические, но и практические основы оказания помощи человеку при выборе профессии. В настоящее время существует множество теорий профессионального самоопределения, которые можно условно разделить на группы.

Краткая сводка наиболее известных теорий профессионального развития личности представлена в таблице 1.

Таблица 1.Теории профессионального развития.

Направления

Основания

профессионального

выбора и развития

Дифференциально-

Ф. Парсонс, Дж. Холланд,

Индивидуальные

Психологическое

Е.А. Климов,

особенности личности

Психодинамическое

З. Фрейд, Э. Роу, А. Маслоу

Генетические предпосылки,

потребности, мотивы

Теории решений

Х. Томэ, Г. Рис, Д. Тидеман,

Система ориентировок в

А.В. Карпов

профессиональных

альтернативах

Теории развития

Э. Генцберг, Д. Съюпер, У. Джейд,

Характеристики

Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер,

онтогенетического развития

Э.Э. Сыманюк, Н.С. Пряжников,

Ю.П. Поваренков, Л.А. Головей

Следствием появления концепций индивидуальности и концепций профессионального развития стало появление новых критериев разумности выбора трудового пути. Эти критерии предлагают оценивать степень соответствия человека избранной профессии не по параметрам начальной эффективности труда, а как вероятность успешного следования человека за профессией, включающую не только взаимоадаптацию человека и труда, но и возможности для профессионального роста, общего развития, проявления своей индивидуальности. Понимание выбора профессии как процесса, складывающегося из дискретных решений, предполагает изучение всех его стадий: опыта, характера внутрисемейных отношений и прочих факторов, играющих роль в формировании интересов, способностей, установок, направленности личности. Разная скорость общего и профессионального созревания делает неправомерным приуроченность окончательного выбора к узкому возрастному периоду. Отказ от модели выбора в пользу модели развития предполагает применение новых методов консультирования, взаимодействия консультанта и клиента. Тесты в этой модели рекомендуется использовать не как орудие оценки, а как инструмент информации, в которой нуждается клиент и которую он хочет получить. Задача консультанта сводится к раскрытию для клиента смысла тестов и получаемых показателей. Смысл информации о профессиях сводится к облегчению исследования своих профессиональных возможностей и подготовки к следующей стадии развития. Это предполагает дачу объективных сведений без давления на клиента, без оценочных суждений консультанта, чтобы побуждать собственную оценочную деятельность консультируемого, его активность и ответственность. Таким образом, профессиональная консультация стала рассматриваться как ситуация обучения, в которой консультируемый овладевает навыками осознания и контроля постоянных изменений в себе и в мире труда. Он приобретает умения самостоятельно осваивать профессиональный опыт и принимать зрелые решения, расширять свои знания и стремиться к более полному и гибкому планированию своего будущего.

Анализ теоретических подходов к профессиональному выбору и развитию показал, что каждая из перечисленных теорий предлагает свое основание и источники влияния на профессиональный выбор и развитие, и каждая из этих теорий имеет право на существование. Ведь профессиональное развитие человека представляется чрезвычайно сложным процессом, имеющим множественную детерминацию, включающую и генетические предпосылки, и потребности личности, систему ее интересов и ценностей, индивидуальные особенности и характеристики развития. Для современных моделей профессионального развития характерны мультифакторные подходы. В последние годы все большее количество исследователей рассматривают профессиональное развитие в связи с онтогенетическим, личностным развитием, в контексте целостного жизненного пути

Практически во всех развитых странах на сегодняшний день имеются службы оказания помощи молодежи на этапе выбора профессии. Большое внимание этому вопросу уделяют международные организации. Так, в решении сессии ЮНЕСКО (1972г.) было записано, что ни одна страна не может правильно развиваться, если ее молодежь не имеет возможности выбора профессии в соответствии со своими способностями, личными качествами и потребностями рынка труда.