Относительно определенных норм права их применение. Применение относительно определенных норм права

Применением права называется особая форма его реализации - рассмотрение и решение дел управомоченными на то государственными органами или должностными лицами и принятие решений, определяющих юридическое значение установленных обстоятельств дела. Акт применения права (индивидуальный правовой акт, решение по конкретному делу) является юридическим фактом, ведущим к возникновению, изменению, прекращению правоотношений.

Ряд правовых норм не может быть реализован без применения права. Эта форма (способ) реализации правовых норм определяется законом и подзаконными нормативными актами в тех сферах общественных отношений, где особенно необходимы точная определенность прав и обязанностей сторон, государственный контроль за развитием отношений, внесение в это развитие элементов устойчивости, стабильности, определенности, доказуемости. Для этого, во-первых, нужно точное определение момента возникновения правоотношения, его содержания и субъектов (кто из абитуриентов зачислен в студенты? на какой факультет, на какое отделение, на какой курс? назначена ли стипендия, предоставлено ли общежитие?).

Во-вторых, принятию решения (вывода, имеющего юридическое значение) должна предшествовать строгая проверка фактических обстоятельств дела, определение их юридических последствий, фиксация этого в специально оформленном акте, допускающем последующую проверку обоснованности и законности решения. В-третьих, если государство считает необходимым осуществлять систематический контроль за возникновением и развитием определенных видов правоотношений, необходимо точно определить процессуальные (процедурные) формы рассмотрения и решения соответствующих дел, готовить достаточно квалифицированные кадры государственных служащих, в компетенцию которых входит применение норм этой отрасли права, обеспечивая возможность проверки правильности этих решений и, соответственно, степени квалификации этих служащих.

Высказывалось мнение, что правоприменение не следует рассматривать как способ (форму) реализации права в одном ряду с использованием права, исполнением обязанности, соблюдением запретов, поскольку оно сводится к одной из этих форм или к их сочетанию. С этим мнением трудно согласиться по следующим причинам:

1. Ряд правовых норм вообще не может быть реализован без актов применения права. Таковы нормы о юридической ответственности за правонарушения, многие нормы о передаче имущества, все нормы о регистрации или расторжении брака, о приеме на работу в государственные учреждения, об увольнении, о назначении пенсий и др. Исключив правоприменение из способов реализации права, невозможно представить себе систему этой реализации в целом.


2. Если использование, исполнение и соблюдение типичны для деятельности граждан и частных юридических лиц в сфере гражданского общества, то применение права типично для субъектов публичного права (осуществление власти, управления, правосудия). Ряд государственных органов (например, суды) существует только для правоприменения. Полное рассмотрение проблемы реализации права требует исследования на всех уровнях его осуществления.

3. Именно правоприменение породило процессуальное право - комплексы правовых норм, определяющих порядок, процедуру реализации и охраны материально-правовых норм. Как отмечено выше, под юридическим процессом в последние годы понимается не только деятельность органов правосудия, но и других государственных органов, которая всегда подчинена определенной процедуре. Без рассмотрения места процессуального права в системе правового регулирования характеристика последнего будет неполной.

4. На материалах правоприменительного процесса как наиболее формализованного способа реализации права теоретически разработаны стадии правореализации, приемы толкования правовых норм, типичные способы решения юридических ситуаций - то, что (в свернутом виде) присуще любой форме реализации права. По существу, это именно та тематика, которая составляет основное содержание обучения в юридических учебных заведениях. Исследуя проблемы правоприменения, мы изучаем наиболее распространенные в юридической практике стадии и приемы реализации права вообще.

Различают следующие стадии реализации права.

Оно начинается с исследования обстоятельств дела и выбора правовой нормы, регулирующей данный случай и отношение. То и другое по существу сводится к состыковке юридических фактов и гипотезы правовой нормы. Выбор правовой нормы, подлежащей применению к данному делу, иногда называют "юридическая квалификация".

При исследовании обстоятельств дела может оказаться, что среди этих обстоятельств нет юридических фактов или юридический состав неполон (например, еще не достигнут возраст, необходимый для назначения пенсии), либо отсутствуют доказательства, подтверждающие необходимый для полноты состава юридический факт (нет документов о полном стаже работы). В первых двух случаях выносится мотивированное решение об отказе в применении права (об отдельных исключениях см. далее); в последнем случае дело может быть отложено до (и для) представления необходимых документов или иных доказательств.

Форма некоторых доказательств определена законом (для сделок свыше определенной суммы - письменные доказательства, для некоторых сделок - свидетельство, выданное нотариальной конторой, трудовой стаж доказывается записями в трудовой книжке или справками с места работы, брачные отношения - свидетельством о браке, возраст - свидетельством о рождении или записью в паспорте и т.п.); несоблюдение этой формы может препятствовать решению дела. При подготовке к ведению и решению наиболее сложных дел (об оформлении юридического лица, споры о домовладении, о наследстве и т.п., все уголовные дела и др.) гражданам рекомендуется воспользоваться консультацией и помощью опытных юристов*(1006).

При выборе нормы, подлежащей применению к данному случаю, необходимо пользоваться официальным изданием текста нормативного акта. В последние годы в продаже появились коммерческие издания, содержащие тексты не законов РФ, а проектов этих законов либо тексты отмененных или измененных нормативных актов. Прежде чем пользоваться текстами таких изданий, следует убедиться в том, что закон вступил в силу и в его текст не внесены изменения и дополнения. При расхождении текстов нормативных актов действуют правила: во всех случаях противоречий текстов нормативных актов должен применяться акт более высокой юридической силы; последующий нормативно-правовой акт отменяет или изменяет предыдущий акт равной юридической силы.

При применении правовой нормы может возникнуть проблема "обратной силы" закона, под которой понимается распространение действия юридической нормы на обстоятельства и факты, существовавшие до ее установления (т.е. изменение юридической оценки, квалификации фактов и обстоятельств прошлого). Поскольку правовая норма - это не только правило должного, обращенное в будущее, но и обещание государства решать определенную категорию дел только обозначенным в норме способом, придание закону обратной силы крайне нежелательно, если это ухудшает правовое положение какой-либо категории граждан, и, наоборот, допустимо, а иногда обязательно, если это меняет их правовое положение к лучшему. На этом основана обратная сила уголовного закона, устраняющего наказуемость деяния или смягчающего наказание (ст. 10 УК РФ) и запрет придания обратной силы закону, устанавливающему или отягчающему ответственность лица (ст. 54 Конституции РФ).

Следующая стадия - толкование текста нормативного акта. Под толкованием понимается прежде всего уяснение смысла текста закона, конструирование правовой нормы, подлежащей применению к данному случаю, со всеми ее элементами (гипотеза, диспозиция, санкция). Неразрывная связь и согласованность правовых норм, составные части которых содержатся в различных нормативных актах (статьях, разделах, частях текстов), требует при применении той или иной нормы права тщательно изучить все положения нормативных актов, содержащие применяемую норму. Применение правовых норм осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами; каждому из правоприменителей законом обозначена строго определенная категория дел, относящихся к его компетенции (трудовые споры, регистрация актов гражданского состояния, рассмотрение кассационных жалоб, взимание налогов, назначение пенсий и т.п.). Соответственно, работники этих органов и учреждений должны хорошо знать отрасли права, по которым они готовят и принимают решения. Практическое значение структуры правовой нормы (гипотеза - диспозиция - санкция) в том и состоит, что она ориентирует лиц, применяющих правовые нормы, на тщательный и всесторонний анализ нормативно-правового материала, сопоставление неразрывно связанных между собой статей законов и других нормативных актов, выявление элементов, образующих одну норму, определение условий ее применения, содержания, последствий нарушения (кто к чему обязан, на что имеет право, каково содержание запретов и последствия их нарушения). Этот основной прием толкования может быть назван логико-юридическим (конструирование правовой нормы).

К приемам уяснения текста нормативного акта относится грамматическое толкование, состоящее в уяснении смысла терминов, их связей, предлогов (и/или), иногда даже знаков препинания (наличие или отсутствие разделительной запятой). Используется также систематическое толкование текста закона, определение места статьи закона в его структуре, самого закона - в системе законодательства, связей общей и особенной частей нормативных актов и т.д.

Важное место среди приемов уяснения принадлежит логическому толкованию, состоящему в уяснении понятий, выраженных словами и терминами, содержащимися в нормативных актах. При логическом толковании применяются все законы формальной логики (тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания). С помощью логических операций (анализ и синтез, построение силлогизма и т.д.) определяются признаки и объем понятия. Особенность логического толкования нормативно-правового текста состоит в том, что приходится учитывать специфику изложения мысли законодателя в тексте закона, содержащем и образные выражения, адресованные массовому правосознанию, и специальные термины, понятные квалифицированным юристам, применяющим право. Поэтому тексты нередко подлежат логическому преобразованию или уяснению с позиций так называемого здравого смысла. Из того, что в тексте закона сказано, что никто не может быть произвольно лишен жизни, отнюдь не следует, что любое лишение жизни, в том числе убийство, является непроизвольным, а тем самым - законным; если "молодому специалисту" далеко за 25 лет, которые медицина считает рубежом молодости, то он имеет право на льготы, определенные для лиц, обозначенных этим термином, но, конечно, не имеет прав на сокращенный рабочий день и другие льготы, предназначенные для собственно молодежи. С логическим толкованием связано "телеологическое" (целевое) толкование, под которым разумеется уяснение смысла закона в связи с его целевым назначением. Так, исходя из смысла конституционной гарантии судебной защиты прав и свобод граждан, а также их прав на юридическую помощь суды обязаны принимать и рассматривать жалобы граждан на все затрагивающие их права решения и действия должностных лиц, государственных органов и общественных организаций, а не только лишь те, которые действительно (а не по ошибочному мнению граждан) нарушают, как сказано в законе, их права и свободы (цель закона - определить судебный контроль за законностью актов, касающихся прав и свобод граждан).

Среди видов толкования иногда называют "историческое", означающее изучение условий, при которых принят нормативный акт, причины его принятия, последующего изменения, сопоставление текста закона с его проектом, изучение прений по стенограмме заседания государственного органа, принявшего акт, и т.п. В целом это - сфера научной деятельности, а не практики работы государственного органа, применяющего право, а потому относится к выработке доктринальных толкований (см. далее). На практике историческое толкование может применяться разве только по свежим следам замены одного нормативного акта другим. Так, в ст. 13 Основ законодательства РФ о культуре определено право каждого человека "без ограничения возраста" на гуманитарное и художественное образование, на выбор его форм и способов. Сопоставление этого текста с ранее действовавшими нормативными актами показывает, что слова "без ограничения возраста" означают не распространение этого права на младенцев и малолетних, а снимают существовавшие до того ограничения предельного возраста ("до 35 лет", "до 45 лет").

При уяснении смысла правовой нормы используются ее официальные нормативные разъяснения, если такие имеются.

Разъяснения-толкования делятся на виды по источнику (а тем самым - по юридической силе) и по объему применения.

Официальные толкования законов и других нормативных актов предоставляются издавшими их ("аутентическое толкование") или специально на то уполномоченными органами (Конституционный Суд РФ по запросам указанных в ст. 125 Конституции государственных органов дает толкование Конституции Российской Федерации). Оно неразрывно связано с текстом истолкованного нормативного акта, носит нормативный характер и обязательно при его применении.

По объему применения от нормативных толкований-разъяснений отличаются "казуальные", т.е. относящиеся к тому делу, по которому вынесено решение, вступившее в законную силу. Среди них особое место всегда принадлежало и принадлежит судебным толкованиям, из которых складывается судебная практика. Толкование закона, содержащееся в решении (приговоре, определении) суда, относится к официальным казуальным толкованиям; оно обязательно только для данного дела. Однако толкование законов, содержащееся в решениях высших судебных инстанций, особенно верховных судов, всегда оказывало влияние на текущую судебную практику. По существу они имели не только силу авторитета, но и авторитет силы, так как кассационная и надзорная практика этих инстанций направляли деятельность нижестоящих судов в сторону именно такого, а не иного толкования законов. Кроме того, Верховный Суд, а также Верховный арбитражный суд наделены правом давать "разъяснения по вопросам судебной практики", обязательные для судов и всех государственных органов и должностных лиц, применяющих истолкованный закон.

Неофициальное толкование законов и иных нормативных актов дается любым лицом, высказывающим свое мнение о смысле текста закона; оно необязательно для лиц и органов, применяющих право. Таково толкование закона истцом, ответчиком, адвокатом, подсудимым, прокурором - в процессе, лектором - в аудитории, журналистом - в газете и т.п.

Особым видом неофициального толкования является доктринальное (научное), т.е. толкование закона учеными-правоведами и их коллективами (например, комментированный кодекс). Неофициальное толкование помогает уяснить смысл закона, но необязательно при его применении.

Результатом использования различных приемов уяснения смысла текста нормативных актов является конструирование правовой нормы, вывод об объеме ее применения к данному случаю.

При идеальной системе законодательства как источника права, точно выражающего намерения и мысли законодателя, текст закона подлежит буквальному толкованию и применению. В странах, где нормативные акты являются главным источником права, предполагается, что "дух закона" выражен в его "букве"; "догма права" является основой основ правоприменения. Это правило применяется и в нашей стране. Однако и у нас, и в других странах все же различаются "дух" и "буква" закона, поскольку мысль законодателя не всегда получает в тексте нормативного акта адекватное воплощение (либо текст устаревает в связи с развитием и изменением общественных отношений). Поэтому кроме буквального (общее правило) иногда, как исключение, применяются ограничительный и распространительный виды толкования. Эти виды толкований, как правило, не могут применяться, если это приведет к ухудшению правового положения лица, в отношении которого выносится акт применения правовой нормы; так, судебной практикой твердо признана недопустимость расширительного толкования обстоятельств, отягчающих ответственность (ст. 63 УК РФ). И, наоборот, принцип гуманизма и другие нравственные нормы иногда оказывают влияние на официальное правосознание, стимулируя отход от буквального толкования некоторых норм. Так, в уголовном законе статьи, определяющие ответственность за отказ или уклонение свидетеля от дачи показаний или за ложные показания, толковались ограничительно в случаях, когда свидетелями оказывались родители, дети, супруг осужденного преступника (ныне основанием такого толкования стали ст. 51 Конституции РФ, а также примечание к ст. 308 УК РФ).

На тех же принципах (отступление от буквы закона не должно ухудшать правовое положение граждан) применяется расширительное толкование, если буквальный смысл, терминология текста закона уже содержания нормы. Так, в Основах законодательства РФ "О культуре" разрешено вывозить за границу результаты своей творческой деятельности с целью продажи. Этот текст толкуется расширительно, так как разрешение вывоза с целью продажи предполагает и разрешение вывоза (тех же предметов) с целью дарения, обмена и других способов распоряжения (кому разрешено большее, тому разрешено меньшее).

Исследование обстоятельств дела и их юридическая квалификация завершаются подготовкой и принятием акта применения права к данному случаю и отношению. Правоприменение в целом представляет собой процесс осуществления и охраны материально-правовых норм. Само правоприменение "формализовано" в том смысле, что правом (процессуальным) определен порядок исследования обстоятельств дела, подготовки и принятия решения, обеспечивающий законность и обоснованность правоприменительной деятельности. Принятое по делу решение должно быть обоснованным, т.е. полностью соответствовать обстоятельствам дела, основываться на исчерпывающем исследовании и объективной оценке собранных доказательств. Решение должно быть законным, т.е. оно должно соответствовать действующим нормам права и правилам их применения. Оно должно быть исполнимым в том смысле, что изложенный в нем юридический вывод должен быть ясно сформулирован с указанием конкретных лиц, точного объема их прав и обязанностей, с определением, в случае необходимости, качеств или видов имущества, размеров денежных сумм, сроков и т.п.

При подготовке решения нередко встает вопрос о его целесообразности, а тем самым о "свободе усмотрения" должностных лиц и государственных органов, применяющих правовые нормы.

Применение абсолютно определенных (императивных) норм исключает свободу выбора промежуточных (по сбору доказательств и т.п.) и окончательных решений правоприменителя. При назначении пенсии, например, нужно установить обстоятельства, дающие право на пенсию, собрать необходимые документы, подсчитать размер данной пенсии в соответствии с трудовым стажем, размером заработной платы и другими критериями, указанными в законе, и принять соответствующее решение*(1007). Применение относительно определенных норм включает выбор правоприменителем одного из вариантов решения в пределах диспозиции или санкции. Надо ли по данному делу вызывать и допрашивать таких-то и таких-то свидетелей, назначать экспертизу, затребовать справки и другие документы? Необходимо ли это для установления истины по делу, подготовки обоснованного решения или только приведет к затягиванию решения дела, к напрасному беспокойству людей и к лишним расходам? Какую конкретно меру наказания определить признанному виновным в преступлении, если в законе сказано: "от трех до семи лет лишения свободы"?

Необходимость выбора одного из возможных решений в пределах относительно определенной правовой нормы нередко называется "свободой усмотрения". Эта свобода поставлена законом в достаточно тесные рамки. Во-первых, свобода ограничена рамками применяемой нормы и процессуального права (решение должно быть законным). Во-вторых, решение должно опираться на достаточные доказательства, дающие основания для принятия мотивированного постановления (решение должно быть обоснованным)*(1008). В-третьих, оно должно быть целесообразным, направленным на наиболее эффективную реализацию правовой нормы, решение дела без проволочек, затребование лишних документов без напрасного вызова и ненужного беспокойства людей. Определяя общие критерии обоснованности и целесообразности "свободы усмотрения" лиц, применяющих право, закон тем самым дает правовые основания для последующей проверки и оценки процесса и результата правоприменения.

Крайне редко в административной и судебной практике встречаются случаи, когда свобода усмотрения может состоять в создании правовой нормы для конкретного случая или отношения. Это так называемые "аналогия права" и "аналогия закона". То и другое имеет место при обнаружении пробела в праве (пробела в законодательстве) - когда факты или отношения законом не оцениваются, но профессиональное правосознание властно диктует необходимость их юридической квалификации. Такие случаи крайне редки; решаются они следующим образом: если в законодательстве есть нормы, регулирующие схожие отношения, дело решается на основании этих норм ("аналогия закона"); если даже и таких норм нет - дело решается на основе общих начал и смысла законодательства, "духа закона" данной правовой системы. Решение дел на основе аналогии права или аналогии закона подлежит дополнительным проверкам надзорными инстанциями и, главное, должно являться сигналом и стимулом к принятию нормативных актов, устраняющих обнаружившийся пробел в праве.

Результатом применения правовой нормы является принятие специального акта, содержащего юридическую оценку данного случая, и проистекающие из него выводы. Акт применения права является юридическим фактом, порождающим определенные правовые последствия. Он должен быть принят управомоченным государственным органом или должностным лицом в установленном для этого процессуальном порядке и соответствовать ряду формальных требований. В акте должны быть обозначены: наименование органа, принявшего этот акт; дата принятия; точное наименование дела, которое решено этим актом; установленные обстоятельства, имеющие юридическое значение для этого дела (юридические факты; иногда требуется перечень основных доказательств, их подтверждающих); юридические выводы из установленных обстоятельств.

Решение может быть отрицательным в том смысле, что управомоченный орган, исследовав обстоятельства дела, не нашел оснований для применения правовой нормы (нет оснований для восстановления в прежней должности, нет права на пенсию, обвиняемый оправдан и т.п.). Отрицательное решение должно быть так же мотивировано, как и положительное*(1009). Оно имеет то юридическое значение, что по тем же самым основаниям, которые были исследованы и получили оценку в решении, заявитель не может повторно обратиться в этот же орган с требованием рассмотреть то же самое дело.

Некоторые акты применения права должны содержать все эти реквизиты (решения, приговоры, определения судов), другие не содержат "мотивировочной части" (изложение и юридическая оценка обстоятельств дела), иные формулируют лишь основной юридический вывод (приказ ректора вуза о переводе студента с одного курса на другой).

Нарушение формы акта, принятие его некомпетентным органом, несоблюдение порядка (процесса) применения права влечет отмену акта и повторное рассмотрение дела. Некоторые акты применения права вступают в законную силу после обжалования либо истечения срока на подачу жалобы. Жалоба может быть подана на любой акт применения права - органу, принявшему этот акт, вышестоящему органу, в прокуратуру, в определенных законом случаях - в суд.

Иногда высказывается предположение, что нормы права применяют не только государственные органы и должностные лица, но и граждане. С этим нельзя согласиться. Граждане совершают массу поступков и сделок, ведущих к возникновению, изменению, прекращению правоотношений. Одни из них предельно просты (проезд на общественном транспорте), другие требуют специального оформления (обмен квартир, купля-продажа недвижимости). Некоторые договоры действительны лишь с момента их оформления в установленном порядке (в нотариальной конторе, в муниципальных учреждениях). Однако все сделки и договоры граждан охватываются понятием "правомерное поведение" (использование права, исполнение обязанности), а применение права как принятие решений, имеющих официальный характер, при оформлении наиболее сложных договоров или решении споров осуществляется не гражданами (их участниками), а специально на то уполномоченными субъектами права (нотариальная контора, муниципальное учреждение, органы загс, суд).

Субъектов общественных отношений путем использования прав, исполнения обязанностей и соблюдения запретов. Однако в случаях, когда добровольная и самостоятельная реализация правовых норм невозможна (нарушены право или запрет, не исполнена или ненадлежаще исполнена обязанность), включается механизм принудительного применения нормы права.

Определение 1

Правоприменение – специально-юридическая деятельность уполномоченных органов и лиц, обеспечивающая претворение правовых предписаний в жизнь посредством издания и исполнения индивидуальных актов.

Специфика применения норм права заключается в том, что

  • это властная деятельность, которая осуществляется независимо, а иногда и вопреки воле и желанию участников отношений;
  • норма права реализуется с участием специальных субъектов – должностных лиц, наделенных соответствующими права и обязанностями;
  • участники спорных общественных отношений пассивны, а применяющий норму права орган активен;
  • данная деятельность процессуальна, т. е. сама урегулирована нормами права и последовательно проходит несколько стадий;
  • итогом правоприменения является вынесение индивидуального правового акта, которым урегулируются конкретные общественные отношения и абстрактное веление правовой нормы становится индивидуализированным правоположением.

Стадии применения норм права

Определение 2

Стадия применения нормы права – совокупность действий уполномоченного субъекта, направленных на реализацию нормы права.

Всего в применении нормы права выделяют четыре стадии:

  1. Установление фактических обстоятельств юридического дела. Имея повод и основание для применения нормы права, специально уполномоченный субъект (орган государственной власти, его должностное лицо) исследуют юридически значимые обстоятельства конкретного дела (правоотношения). При этом все фактические обстоятельства можно подразделить на две группы: основные: следуют из диспозиции нормы материального права и непосредственно влияют на юридическую квалификацию, и вспомогательные: не влияют на юридическую квалификацию, но способствуют установлению основных обстоятельств.
  2. Правовая квалификация. На следующем этапе установленные фактические обстоятельства сопоставляются с их типовой моделью, закрепленной в диспозиции нормы права. При этом в ходе квалификации поведения субъектов отношений может оцениваться не только с собственно юридической, но и социально-политической, а порой и нравственно-психологической стороны (особенно это актуально для семейных правоотношений).
  3. Вынесение акта применения права. На этой стадии собранная информация о фактических обстоятельствах дела, а также правовая и социальная информация объединяются для урегулирования конкретного правоотношения. Данная стадия является главной в правоприменении, поскольку все предыдущие и последующие действия уполномоченных лиц направлено именно на то, чтобы посредством индивидуального решения обеспечить реализацию нормы права.
  4. Исполнение решения. Без реализации принятого решения правоприменение бессмысленно, поскольку подлежащая реализации норма права так и останется «мертвой». В рамках этого этапа правоприменительный орган взаимодействует с иными органами власти (например, службой судебных приставов), а также с участниками спорных правоотношений.

Акты применения права и их классификация

Итогом деятельности по применению нормы права выступает специальный юридический акт, порождающий, изменяющий или прекращающий правовые отношений (т. е. являющийся правовым фактом).

Определение 3

Правоприменительный акт - это основанный на нормативных предписаниях и конкретных жизненных обстоятельствах индивидуальный правовой акт, которым урегулируется юридический конфликт и реализуется предписание правовой нормы.

Большинство правоприменительных актов имеют письменную форму и должны соответствовать определенным требованиям к содержанию. Так, в структуре акта применения права обычно выделяются:

  • вводная часть, в которой указывается место и дата его принятия, правоприменительный орган, сведения об участниках правоотношения;
  • описательная часть, в которой излагаются установленные по делу обстоятельства;
  • мотивировочная часть, в которое проводится оценка собранных доказательств, юридическая квалификация, толкование правовых норм;
  • резолютивная часть, или собственно решение по делу.

Можно выделить следующие виды правоприменительных актов:

  • по месту в механизме реализации права – основные, или итоговые, и вспомогательные, или промежуточные;
  • по характеру правового воздействия – правоустанавливающие или правоохранительные;
  • по способу выражения – акты-документы, акты-действия или акты-символы;
  • по способу принятия – коллегиальные или единоличные;
  • по времени действия – однократного применения или длящегося действия.

Акты применения нормы права отличаются от актов толкования, которые разъясняют и уточняют нормы права, но не регулируют конкретные правовые отношения.

Это специфическая плоскость деления юридических норм на виды, иной (по сравнению с общей классификацией) «разрез» права.

Индивидуальное регулирование в праве носит поднормативный характер. Оно не только осуществляется на основе, в пределах и формах, предусмотренных нормами, но в той или иной степени ими направ-

А это значит, что в праве существуют особые разновидности

норм, которые призваны как бы «опекать» индивидуальное регулирование, обеспечивать его поднормативность, пределы «усмотрения» и т.д. Индивидуальное регулирование независимо от его вида предполагает, во-первых, наличие известного простора для самостоятельного решения субъектом того или другого вопроса в соответствии с особенностями данной ситуации, а, во-вторых, наличие полномочий у лиц на такое решение. Каждая норма, направленная на обеспечение индивидуального регулирования, выражает оба эти момента: она не дает исчерпывающего, абсолютно определенного решения, оставляя в регулировании как бы некоторые «пустоты» и в то же время дозволяет определенным лицам самим решать (конкретизированно урегулировать) данные вопросы. Однако соотношение указанных двух моментов в конкретных нормах зависит от вида индивидуального регулирования. Здесь следует различать: а) индивидуальное регулирование, осуществляемое компетентными правоприменительными органами на основе предоставленных им государственно-властных полномочий; б) «автономное» регулирование, осуществляемое самими участниками регулируемых отношений на основе предоставленной им свободы

распоряжения своими правами (диспозитивности).

В первом случае, когда индивидуальное регулирование осуществляется компетентными органами, момент дозволенности не является в норме решающим: он предопределен наличием у правоприменительных органов государственно-властных полномочий. Поэтому на

первый план в норме выступает степень определенности ее содержания,

т.е. указание на то, в какой мере, по каким вопросам правопримени-

Глава XIV. Виды норм права

тельный орган может принимать самостоятельные решения. Вот почему в данной плоскости различаются абсолютно определенные и относительно определенные нормы.

Во втором случае, когда индивидуальное регулирование осуществляют участники данного отношения, на первый план выступает момент дозволенности, допустимости «автономного» урегулирования. Ведь участники общественного отношения в принципе обладают лишь правовой активностью; они могут участвовать в правовом регулировании на основе дозволения, опираясь на которое лица действуют «диспозитивно» – сами определяют свои взаимоотношения. Вот почему в области «автономного» регулирования деление норм осуществляется под несколько иным углом зрения – они подразделяются на императивные и диспозитивные.

А б с о л ю т н о о п р е д е л е н н ы е и о т н о с и т е л ь н о о п р е д е л е н н ы е н о р м ы.

Абсолютно определенные – это нормы, которые с необходимой кон-

кретностью и полнотой устанавливают условия действия нормы, права и обязанности ее адресатов и не предусматривают возможность конкретизации общественных отношений с помощью индивидуальных правоприменительных актов.

Например, норма ст. 270 УПК предписывает, что «явившиеся свидетели до начала их допроса удаляются из зала судебного заседания». Какого-либо права суда на решение вопроса о том, удалять или не удалять свидетелей, норма не предоставляет.

Относительно определенные – это нормы, которые не содержат до-

статочно полных указаний об условиях действий нормы, правах и обязанностях сторон или юридических санкциях и предоставляют право государственным и иным правоприменительным органам решить дело с учетом конкретных обстоятельств. Указанная разновидность норм выражает наличие определенных пределов «свободы усмотрения» компетентного органа. Эти пределы могут быть различными и, следовательно, может быть различной и степень определенности норм. В связи с этим относительно определенные нормы подразделяются на три основные группы: ситуационные, альтернативные, факультативные.

Ситуационные – это нормы, предусматривающие возможность пря-

мого конкретизированного регулирования актом правоприменительного органа в зависимости от особенностей конкретной ситуации1.

1 Впервые в юридической литературе на факт существования ситуационных норм указал К.И. Комиссаров (см.: Комиссаров К.И. Судебное усмотрение в советском гражданском процессе // Советское государство и право. 1969. № 4. С. 51). Автор, однако, допускает неточность, когда помещает ситуационные нормы в один ряд с императивными и диспозитивными нормами. Он более точен, когда (применительно к одному из

Вместе с тем и в рамках ситуационных норм пределы усмотрения, предоставляемые компетентным органам, весьма различны.

Так, довольно значительные пределы усмотрения допущены, например, в нормах с формулировками «в случае надобности» (СУ РСФСР. 1934. № 13, п. 19 ст. 81), в нормах, предусматривающих право государственного органа решать данный вопрос и не содержащих конкретных указаний на условия того или иного решения (см., например, нормативные положения гражданских кодексов, согласно которым суд при определении размера возмещения за вред должен учитывать имущественное положение обеих сторон), и др.

К числу ситуационных принадлежат также нормы, предусматривающие более узкие пределы усмотрения, – нормы, которые содержат указания об условиях их действия, правах и обязанностях сторон, но которые в то же самое время дозволяют конкретизировать их в установленных пределах. Так, в соответствии с действующим брачно-семейным законодательством судебные органы во многих случаях устанавливают объем уплачиваемых алиментов; при расторжении брака – порядок раздела имущества и т.д.1

Альтернативные и факультативные нормы выражают сложное (кумулятивное) или альтернативное построение их элементов (гл. XIII), которое в большинстве случаев обусловлено необходимостью определенным образом регламентировать пределы усмотрения правоприменительного органа.

Альтернативные – это нормы, предусматривающие возможность

применения правоприменительным органом одного из нескольких точно обозначенных в норме вариантов, в том числе вариантов санкций (см. указанную ранее ст. 339 УПК РСФСР, ст. 246, 364 ГК РСФСР и др.).

Факультативные – это нормы, предусматривающие наряду с глав-

ным вариантом, который применяется, «как правило», факультативный вариант. Он может быть применен правоприменительным органом в порядке замены основного варианта при определенных усло-

элементов нормы) различает три разновидности относительно-определенных санкций: альтернативные, факультативные, ситуационные (Комиссаров К.И. Правоприменительная деятельность суда в гражданском процессе // Советское государство и право. 1971. № 3. С. 74–75). Впрочем, попытки дополнить деление норм на императивные и диспозитивные следует признать «традиционными»: в качестве «третьего члена» этого деления пытались обрисовать и рекомендательные и даже поощрительные нормы.

1 О разновидностях административного усмотрения см.: Коренев А.П. Применение норм советского административного права: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Ленинград, 1971. С. 26–27.

Глава XIV. Виды норм права

виях. Так, согласно ч. 1 ст. 47 ГК РСФСР несоблюдение обязательной нотариальной формы сделки влечет за собой ее недействительность. В то же время ч. 2 этой же статьи предоставляет суду право признать сделку, совершенную с нарушением нотариальной формы, действительной при условии, если она не содержит ничего противозаконного, одна из сторон полностью или частично исполнила ее, а другая уклоняется от нотариального оформления1.

Пределы усмотрения, предусматриваемые альтернативными и факультативными нормами, не столь широки, как в случаях, регламентированных ситуационными нормами. Здесь с большей наглядностью проявляется направляющая роль юридических норм в индивидуальном регулировании: нормы прямо устанавливают варианты, которые (и только которые) может выбирать правоприменительный орган. Однако и здесь перед нами индивидуальное регулирование, выражающее государственно-властные полномочия компетентных органов.

И м п е р а т и в н ы е и д и с п о з и т и в н ы е н о р м ы.

Императивные – это нормы, выраженные в категорических предписаниях, которые не могут быть заменены по усмотрению лиц иными условиями их поведения. Если участники общественного отношения все же заключили соглашение, устанавливающее иной порядок, то оно (соглашение) все равно признается недействительным, ничтожным; следовательно, и в этом случае действует категорическое предписание, выраженное в императивной норме. Так, например, если стороны включили в договор условие, направленное на ограничение правоспособности (допустим, предусмотрели обязанность одной из сторон не вступать в брак до достижения тридцатилетнего возраста), то подобное соглашение лишено какой-либо юридической силы, ибо нормы, регламентирующие правоспособность граждан, носят императивный характер. Диспозитивные – это нормы, которые действуют лишь постольку, поскольку стороны своим соглашением не установили иных условий своего поведения. Диспозитивные нормы иногда называются также

«восполнительными»: они восполняют отсутствующее соглашение, функционируют лишь тогда, когда стороны не договорились между собой по данному вопросу. На практике они и распознаются по таким формулировкам, как «при отсутствии иного соглашения», «если иное не установлено в договоре» и др. (см., например, норму ст. 53 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик).

Комиссаров К.И. Задачи судебного надзора в сфере гражданского судопроизводства. Свердловск, 1971. С. 30–31.

Раздел второй. Нормы права и правоотношения

Таким образом, диспозитивные нормы однотипны с относительно определенными нормами: и те, и другие предусматривают возможность регламентации общественных отношений при помощи индивидуальных актов. Но они отличаются друг от друга тем, что в диспозитивных нормах на первый план выступает момент дозволения: они устанавливают такую степень диспозитивности, в соответствии с которой лица сами («автономно») решают определенный вопрос; правило же в норме предусматривается только на тот случай, если субъекты данный вопрос «автономно» не урегулируют1. Относительно определенные нормы функционируют в сочетании с индивидуальными актами (актами органов государственного управления, актами судебных органов). Диспозитивные же нормы действуют при отсутствии индивидуальных актов-соглашений между сторонами по данному вопросу.

Диспозитивные нормы встречаются главным образом в гражданском праве. Особенности имущественных отношений, складывающихся на основе товарного производства, предполагают необходимость известной децентрализованной регламентации содержания отношений при помощи гражданско-правовых договоров. Изредка диспозитивные нормы можно встретить и в других отраслях права. Такой нормой является, например, правило ч. 1 ст. 27 УПК РСФСР, предусматривающее, что по ряду дел, возбужденных по жалобе потерпевшего, приговор может быть вынесен судом только в том случае, если до удаления суда в совещательную комнату не достигнуто примирение сторон.

Более широкой категорией, чем диспозитивные нормы, является принцип диспозитивности, характеризующий самостоятельность, свободу субъектов в распоряжении своими правами, в том числе и процессуальными средствами. Этот принцип выражается не только в дис-

позитивных, но и в императивных нормах2.

1 «Диспозитивная норма – сложная норма, где органически сочетаются два самостоятельных правила. Одно правило – это предоставление правомочия сторонам действовать в конкретных условиях по собственному усмотрению. Другое же правило, имеющее самостоятельное значение,– это предписание на случай, если стороны правоотношения сами не определили права и обязанности» (Общая теория советского права. С. 215). Вместе с тем следует учитывать, что правило, устанавливаемое на случай отсутствия соглашения, все же служит известным образцом, ориентирующим стороны на «предпочтительный» вариант.

Известное смешение диспозитивных норм и принципа диспозитивности допускает

Б.А. Галкин, по мнению которого «в тех случаях, когда возможность выбора определенного способа действия в зависимости от индивидуальной воли субъекта правоотношения закон адресует к гражданину, можно говорить о диспозитивных процессуальных нор-

мах» (Галкин Б.А. Советский уголовно-процессуальный закон. Госюриздат, 1962. С. 65).

Глава XIV. Виды норм права

Еще по теме Разновидности юридических норм, различаемые по характеру их связи с индивидуальным регулированием (абсолютно определенные и относительно определенные; императивные и диспозитивные).:

  1. Разновидности юридических норм, различаемые по характеру их связи с индивидуальным регулированием (абсолютно определенные и относительно определенные; императивные и диспозитивные).

Нормы права подразделяются на определенные виды по различным основаниям.

По отраслям права выделяются нормы государственного, адми нистративного, трудового, гражданского, уголовного и других отраслей права.

По функциям, которые выполняют нормы права.

Такая видовая классификация соответствует делению функций права на регулятивные и охранительные, которые осуществляются соответствующими (регулятивными или охранительными) нормами права.

По характеру содержащихся в нормах права правил поведения. Различие здесь проводится в зависимости от того, что устанавливают правовые нормы: обязанность или право. По этому признаку выделяют ся нормы:

обязывающие, которые устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия (например, выполнение огово ренной договором работы, возвращение долга, поставка заказчику про дукции);

запрещающие, которые запрещают совершать определенные действия (злоупотреблять властью, нарушать права граждан, совершать хищения и другие неправомерные действия);

управомочивающие, которые предоставляют участникам обще ственных отношений право совершать положительные действия в целях удовлетворения своих интересов (владеть домом, учиться в учебном заведении, требовать от обязанных лиц исполнения обязательства).

По степени определенности изложения элементов правовой нор мы в статьях нормативно-правовых актов. По этому признаку нормы права подразделяются на абсолютно определенные, относительно опре деленные и альтернативные.

абсолютно определенные - это нормы, которые с абсолютной точностью определяют условия их действия, права и обязанности участников отношений или меры юридической ответственности за их нарушение. При этом конкретизация предписания, предусмотренного нормой права, не допускается. Так, уголовно-процессуальное законода тельство устанавливает исчерпьшающий перечень условий, при которых приговор суда должен быть безусловно отменен: если приговор вынесен незаконным составом суда, если нарушена тайна совещания судей, если приговор не подписан кем-либо из судей и другие условия. Здесь мы имеем абсолютно определенную гипотезу. В уголовно-процессуальном праве имеются нормы с абсолютно определенной диспозицией. Напри мер, предписание суду удалять из зала судебного заседания всех свиде телей, явившихся до начала их допроса. Абсолютно определенные санк ции точно и однозначно фиксируют вид и меру юридической ответствен ности за нарушение нормы права (например, штраф).

относительно определенные - это нормы, которые не содержат достаточно полных сведений об условиях их действия, правах и обязан ностях участников общественных отношений или мерах юридической ответственности и предоставляют правоприменительным органам воз можность решать дело с учетом конкретных обстоятельств. Так, в соот ветствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации ответственность за вред, причиненный в состоянии крайней необходи мости, суд, учитывая обстоятельства причинения вреда, может возло жить обязанность его возмещения на третье лицо, в интересах которого действовал причинивший вред, либо освободить от возмещения вреда полностью или частично как это третье лицо, так и причинившего вред. Относительно определенный характер имеет большинство санкций уго ловного права, которые устанавливают низший и высший пределы на казания (например, лишение свободы от 1 до 5 лет).

альтернативные - это нормы, предусматривающие несколько вариантов, условий их действия, поведения сторон или мер, санкций за их нарушение.

Так, согласно гражданскому законодательству покупа-тель, которому продана вещь ненадлежащего качества, вправе по свое-му выбору потребовать либо замены вещи вещью надлежащего ка-чества, либо соразмерно уменьшения ее цены, либо безвозмездно устра-нения недостатков вещи продавцом или возмещения расходов покупа-теля на их исправление. Альтернативные санкции содержат несколько вариантов наказаний, одно из которых может быть применено к право нарушителю. Например, умышленная потрава посевов и повреждение полезащитных и иных насаждений наказывается исправительными ра ботами на срок до одного года или штрафом, или возложением обязан ности загладить причиненный вред.

По кругу лиц нормы права подразделяются на общие и специ альные. Общие нормы распространяются на всех лиц, проживающих на данной территории. Специальные нормы действуют только в отноше нии определенной категории лиц (учителей, врачей, военнослужащих, пенсионеров).

Специализированные нормы нрава. Они классифицируются в зависимости от того, какую роль выполняют в процессе правового ре гулирования. В отличие от регулятивных и охранительных норм они носят дополнительный характер, так как не содержат в себе определен ных правил поведения. При регламентации общественных отношений эти нормы как бы подключаются к регулятивным и охранительным нормам, образуя с ними единый регулятор. Специализированные нормы имеют следующие разновидности:

закрепительные - это нормы, которые в обобщенном виде выражают определенные элементы регулируемых отношений. Напри мер, нормы, определяющие общие условия исполнения обязательств в гражданском праве, нормы общей части уголовного права, устанавли вающие единые признаки преступления, наказания, условий освобожде ния от наказания;

дефинитивные - нормы, в которых содержатся научно сформу лированные определения юридических понятий и категорий (например, понятие преступления, гражданской правоспособности и дееспособ ности, сделки, должностного лица);

нормы-принципы - это нормы, в которых сформулированы об щие или отраслевые правовые принципы и задачи данной совокупности юридических норм (принципы уголовного процесса, задачи граждан ского законодательства и т. п.).

Нормы права могут классифицироваться и по другим основаниям (например, по времени действия, по юридической силе). Однако во всех случаях они выполняют роль государственного регулятора обществен ных отношений, организуют общественную жизнь, охраняют ее от пося-гательств со стороны отдельных лиц. Научная классификация право вых норм служит более глубокому их пониманию и правильному применению на практике.

Уяснение общетеоретических положений о структуре нормы пра ва, способах изложения ее составных элементов в статьях нормативно- правовых актов классификации норм права должно осуществляться на основе практического правового материала, подтверждающего положе ния теории. ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ

первичный элемент системы права, юридически обязательное правило по-ведения, исходящее от компетентных государственных органов, закреплен-ное или санкционируемое в официаль ном акте (законе, указе и т. п.) и охра няемое от нарушений мерами государ ственного принуждения

устанавливаются или санкционируются государством

определяют общеобязательные границы возможного и должного поведения субъектов

имеют предоставительно-обязьшающий характер

их реализация в необходимых случаях обеспечивается принудительными госу дарственными мерами

выступают государственным регулято ром типового общественного отноше ния ГИПОТЕЗА

ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ НОРМЫ

СТРУКТУРА

ДИСПОЗИЦИЯ САНКЦИЯ

ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ ВЗЫСКАНИЕ

часть нормы, указывающая, при каких обстоятельствах норма вступает в действие, определяет круг субъектов, их прав и обязанностей часть нормы, формулирующая права и обязанности, само правило поведения часть нормы, устанавливающая меры государственного воздействия (принуждения), применяемые при ее нарушении

Формы изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов ПОЛНАЯ ОТСЫЛОЧНАЯ БЛАНКЕТНАЯ в статье излагаются в статье содержатся в статье лишь все необходимые не все элементы называются элементы правовой правовой правила либо нормы (гипотеза, нормы, но имеется устанавливается диспозиция, отсылка к другим ответственность за санкция) статьям их нарушение, но без отсылок этого же сами правила к другим акта, где имеются поведения статьям недостающие содержатся в сведения другом нормативном акте

РОЛЬ ПРАВА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ГОСУДАРСТВА

закрепляет в правовых нормах специфические общественные отношения, возникающие в условиях вооруженных сил

обеспечивает упорядочение, слаженность, организованность разнообразных общественных отношений в вооруженных силах

охраняет от противоправных посягательств

боеспособность вооруженных сил, воинскую дисциплину, порядок несения военной службы, права и законные интересы военнослужащих и их семей

оказывает воспитательное воздействие на военнослужащих

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ

Норма права как первичный элемент системы права. Ее призна ки и регулятивные возможности.

Что означает предоставительно-обязывающий характер право вой нормы?

Действительно ли норма права определяет меру внутренней и внешней свободы человека? В чем это выражается?

Что такое структура правовой нормы?

Может ли норма права выполнять свои государственно- регулятивные функции при отсутствии хотя бы одного из ее структур ных элементов?

Вам неизвестны условия действия нормы права. Можно ли применить ее предписания к определенным жизненным обстоя-тельствам?

Всегда ли можно обнаружить в статьях нормативно-правовых актов гипотезу, диспозицию и санкцию в их логическом единстве?

Какие способы изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов вы знаете?

В чем отличие отсылочного способа изложения логических эле ментов правовой нормы от бланкетного?

Классификация норм права и ее значение для практики правово го регулирования.

Еще по теме § 3. ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ:

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Диссертации - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права -

Пониманию правовой нормы, полному представлению о ее назначении и регулятивных возможностях служит уяснение принадлежности той или другой нормы к определенной разновидности. При этом главным делением юридических норм признается деление их на регулятивные и охранительные. В известной степени это деление условно, гак как каждая норма, воздействуя на волю и сознание человека, регулирует его поведение. Поэтому лучше, если регулятивные нормы называть правоустановительными, поскольку в них содержатся предписания, предоставляющие участникам общественных отношений права и возлагающие на них обязанности. Тем самым их поведение регулируется как бы напрямую. Охранительные нормы устанавливают и регламентируют меры юридической ответственности и другие принудительные меры защиты субъективных прав. Здесь регулирование поведения людей осуществляется как бы косвенно. И в зависимости от характера и отраслевой принадлежности предусмотренной санкции охранительные нормы классифицируются на уголовно- правовые, гражданско-правовые, административные и дисциплинарные. Именно нормы перечисленных отраслей права специализируются в основном на охране общественных отношений.

Регулятивные нормы делят на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Обязывающие нормы права устанавливают обязанность для субъекта права совершать определенные действия, требуют активного обязательного поведения. При их изложении могут употребляться глаголы "должен", "обязан" и т.п.

Так, в ч. 1 ст. 614 ГК РФ указано: "Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом". Часть 1 ст. 80 СК РФ: "Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей". Обязывание может быть выражено и без использования специальных глаголов, например: "государственная Дума избирается сроком на четыре года" (ч. 1 ст. 96 Конституции РФ).

Запрещающие нормы права устанавливают обязанность для субъекта права воздерживаться от совершения определенных действий. При их изложении обычно используются глаголы "воспрещается", "запрещается", "не допускается" и т.п.

"Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд" (ч. 3 ст. 81 Конституции РФ). "Не подлежит возмещению вред, причиненный в состоянии необходимой обороны, если при этом не были превышены ее пределы" (ст. 1066 ГК РФ). "Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка" (ст. 17 СК РФ).

Управомочивающие нормы предоставляют право на совершение определенных действий. При их изложении обычно употребляются выражения "имеет право", "вправе", "может", "возможно" и т.п.

"Если вследствие просрочки должника исполнение утратило интерес для кредитора, он может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков" (ч. 2 ст. 405 ГК РФ). "Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством. Орган, рассматривающий трудовой спор, вправе учитывать тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение работника, отношение к труду, а также соответствие дисциплинарного взыскания тяжести совершенного проступка".

В юридической науке XIX в. управомочивающие нормы права нередко назывались "ненастоящими" нормами, поскольку считалось, что право должно предписывать обязательный вариант поведения: или что-то обязывать, или что-то запрещать, не оставляя свободы для самостоятельного выбора участникам правового общения.

Вообще-то едва ли не каждая норма может быть сформулирована как обязывающая, запрещающая или управомочивающая. А некоторые нормы органично соединяют в себе разные свойства. Например, возбудить уголовное дело – это и право, и обязанность следователя при определенных условиях. Вместе с тем в одних нормах на первый план выдвигается именно обязанность лица, в других – его право, в третьих акцент делается на запрете определенного поведения.

Обязывающие и запрещающие нормы являются, как правило, императивными, т.е. не допускающими никаких отступлений. Управомочивающие нормы чаще всего относятся к категории диспозитивных, т.е. допускающих поведение адресата норм по соглашению с партнером. По тем же основаниям выделяют нормы факультативные, позволяющие при определенных условиях отступать от главного варианта поведения, избирая второстепенный (запасной). Норма будет называться рекомендательно-альтернативной, если из ряда вариантов поведения рекомендуют один – предпочтительный.

Если норма формулирует правило, условия его действия и санкцию с исчерпывающей полнотой, не допуская каких-либо вариантов или дальнейшей конкретизации в ходе реализации, ее можно назвать абсолютно определенной. Напротив, относительно определенные нормы не содержат всех указаний и допускают возможность вариантов с учетом конкретных обстоятельств. Такие нормы, в свою очередь, подразделяются на ситуационные и альтернативные. Первые допускают возможность усмотрения адресата норм в зависимости от ситуации, а вторые предоставляют возможность выбора из обозначенных в нормативном акте вариантов.

Есть нормы основные (исходные) и производные (детализирующие); постоянные и временные. В особую группу выделяются нормы поощрительные. Это те нормы, которые стимулируют поведение людей поощрительными мерами (санкциями). Таковые находят даже в уголовном праве.

Среди регулятивных и охранительных норм выделяют так называемые специализированные, к которым относятся нормы дефинитивные (содержащие признаки или определения государственно-правовых институтов), нормы-принципы, оперативные (направленные на отмену актов, их распространение на новые отношения и т.п.), коллизионные (позволяющие решать дело в случае противоречий норм).

По объему регулирования общественных отношений выделяют общие нормы права, которые регулируют определенный род общественных отношений, и специальные нормы права, которые регулируют соответствующий вид общественных отношений, т.е. более узкий их круг по сравнению с общими нормами права. Специальные нормы конкретизируют, детализируют общие в отношении различных условий их реализации. Следует запомнить правило: специальная норма отменяет в части своего действия общую норму.

Так, к примеру, ч. 1 ст. 158 УК РФ ("Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, – наказывается...") является общей нормой, а специальными по отношению к ней будут нормы, содержащиеся в ч. 1–4 ст. 158 УК РФ, а также в части своего действия нормы, содержащиеся в ст. 164, 229, 221, 226 УК РФ.

В рамках специальных норм права, а иногда и в качестве самостоятельного вида в данной классификации указывают также на исключительные (или чрезвычайные) нормы права. Последние устанавливают изъятия из общих (или из общих и специальных норм). Здесь направление правового регулирования противоположно направлению, обозначенному в общих и специальных нормах. При их изложении используются, как правило, выражения "в исключительных случаях", "в виде исключения" и т.п. При уяснении специфики исключительных норм права важен прежде всего момент осознания исключительности, нестандартности, иногда даже чрезвычайности ситуации, в которой оказываются субъекты права. Такие ситуации крайне нежелательны или крайне редки, но в жизни они могут возникать. Направления правового регулирования общественных отношений общими и специальными нормами совпадают.

В зависимости от механизма правореализации выделяют нормы права непрерывного, постоянного действия, которые регулируют функционирующие постоянно в течение длительного времени те или иные общественные отношения (например, статутные, связанные с деятельностью любого должностного лица, иного субъекта права по реализации его правового статуса), и нормы дискретного действия, регулирующие общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в зависимости от наличия или отсутствия тех или иных юридических фактов, от волеизъявления людей. К примеру, привлечь человека к административной ответственности можно только после совершения им административного проступка, т.е. при наличии соответствующего юридического факта.

Кроме указанных, существуют и иные классификации правовых норм по различным основаниям, имеющим в основном внешний по отношению к самой норме характер (т.е. в зависимости не от специфики правила поведения, а от принадлежности нормы к той или иной отрасли права, от вида и особенностей нормативного правового акта и т.д.).

В зависимости от сферы регулируемых общественных отношений, от принадлежности к той или иной отрасли права различают нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного и других отраслей права. В рамках этой же классификации различают нормы материального права (которые регулируют содержательную сторону общественных отношений) и нормы процессуального права (которые регулируют порядок деятельности по осуществлению и защите норм материального права), нормы частного и нормы публичного права (подробнее об этих классификациях см. гл. 12).

По юридической силе различают нормы права, содержащиеся в законах и обладающие высшей юридической силой, и нормы права, содержащиеся в подзаконных нормативных актах. И те и другие также имеют свою иерархию. Подробнее об этой классификации см. параграф 10.2, посвященный нормативным правовым актам.

По сфере действия существуют нормы права внешнего и внутреннего действия. Последние, будучи принятыми соответствующим государственным органом или организацией, действуют только в рамках данного органа, ведомства, предприятия, организации.

Нормы права могут распространять свое действие или на всю территорию государства, или только на определенную ее часть. В первом случае они издаются высшими (или центральными) органами государства и имеют один (в унитарных государствах) или два (в федерациях) уровня. Существуют и нормы права, издаваемые местными органами государства и действующие только в пределах отдельных административно-территориальных единиц. Данные нормы права могут иметь также иерархическую структуру (несколько уровней) в зависимости от административно-территориального деления государства. Кроме того, при создании по каким- либо причинам в той или иной местности особого юридического режима (свободная экономическая зона, районы Крайнего Севера (ст. 287 ТК РФ) и т.п.) появляются правовые нормы, которые издаются как высшими, так и местными органами государства, но распространяют свое действие только на данную местность.

По кругу лиц выделяют нормы права, действующие в отношении всех лиц, находящихся в пределах территории данного государства, и нормы права, распространяющие свое действие только на определенную категорию лиц, например на военнослужащих, пенсионеров, депутатов, молодежь, врачей и т.д. В этих нормах определяется специальный адресат, специальный субъект права.