Последствия осуществления медицинской деятельности без лицензии: наказания не избежать! Предпринимательская деятельность без регистрации и лицензий: суммы штрафов Какие лицензионные требования влекут ответственность за невыполнение.

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня отвечу всем н вопрос, который мне часто задают: «Что будет, если вести предпринимательскую деятельность без регистрации или лицензий, или же, какие есть штрафы за отсутствие ИП или лицензии» . Вопрос серьезный, поэтому публикую выдержки из законодательства. Мы разберем ниже административную ответственность и уголовную ответственность, чтобы было более понятно.

Административная ответственность

Итак, административная ответственность за осуществляемую предпринимательскую деятельность (если отсутствуют государственная регистрация или специальное разрешение – лицензия).

1.Если предпринимательская деятельность осуществляется без государственной регистрации (должно быть зарегистрировано либо ИП, либо юридическое лицо), — то административный штраф за такой тип правонарушения составляет от 500 до 2000 рублей .

2. Если предпринимательская деятельность осуществляется без особенного разрешения (именуемого лицензией) – в случае обязательности такого разрешения (такой лицензии), — административный штраф для физических лиц составляет от 2000 до 2500 рублей , также могут быть конфискованы изготовленная продукция, орудия производства и сырье.

  • Должностные лица могут быть подвергнуты штрафу от 4000 до 5000 рублей , также может быть проведена конфискация всей изготовленной продукции.
  • Юридические лица могут быть подвергнуты штрафу от 40 000 до 50 000 рублей , конфискация продукции также является возможным вариантом.

3. Если при осуществлении предпринимательской деятельности нарушаются условия, предусмотренные специальной лицензией (разрешением), — выносится предупреждение либо накладывается административный штраф:

  • на физических лиц – от 1500 до 2000 рублей ;
  • на должностных лиц – от 3000 до 4000 рублей ;
  • на юридических лиц – от 30000 до 40000 рублей .

4. Если при осуществлении такой деятельности условия, предусмотренные специальной лицензией (разрешением) грубо нарушаются – следует административный штраф:

  • для лиц, не образовавших юридическое лицо – 4000 — 8000 рублей , также может быть приостановлена деятельность на 3 месяца;
  • для должностных лиц – 5000 — 10 000 рублей ;
  • для юридических лиц – 100 000 — 200 000 рублей или приостановление деятельности на три месяца.

Примечание. Грубое нарушение определяет Правительство РФ в зависимости от того, какой именно лицензируемый вид деятельности был нарушен.

Уголовная ответственность

Кто-то считает себя начинающим предпринимателем с оборотом в размере 10 000 тысяч рублей в месяц, а кто-то в 1 млн. р. Итак, что бы не попасть на законодательную удочку следует помнить об уголовной ответственности, которая может наступить, если вы ведете предпринимательскую деятельность незаконно. Данный вид преступления регулируется ст.171 УК РФ.

  • Во-первых , к данному виду ответственности привлекаются лица достигшие 16 лет.
  • Во-вторых , если вы осуществляли свою деятельность не зарегистрировавшись как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. А так же, если осуществляли деятельность не имея на то лицензии (изготовление табачных изделий; перевозка пассажиров и грузов, в тех случаях когда это необходимо; туроператорская или турагентская деятельность, частная охранная деятельность и т.д).
  • В-третьих , размер экономических операций должен быть в крупном (от 2,25 млн р.) или особо крупном размере (от 9 млн р.).

Наказание за крупный размер нарушения:

  • штраф до 300 т.р., или в размере заработной платы, а также другого дохода, который вы получали в течении 2 лет;
  • или обязательные работы, максимальный объем которых 480 часов;
  • или шести месячный срок ареста.

Экономические преступления в особо крупном размере, имеют следующие виды наказания:

  • штраф от 100 т.р. до 500 т.р., или в размере той заработной платы/иного дохода который был получен от 1 до 3 лет;
  • или до 5 лет принудительных работ;
  • или до 5 лет лишения свободы в совокупности со штрафом до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы/другого дохода которые были получены в течении последних 6 месяцев, или без такового.

Уклонение от уплаты налогов

По мимо незаконной предпринимательской деятельности, стоит сказать, что не только юридическое лицо должно отчитываться по своим доходам, что является логичным. К уголовной ответственности привлекаются физические лица, которые не отчитались по своим доходам. Данное преступление квалифицируется по ст.198 УК РФ, как уклонение от уплаты налогов и сборов.

Основания для привлечения к такой ответственности два:

  1. непредоставление декларации;
  2. предоставление ложных сведений в крупном или особо крупном размере в декларации.

Крупный размер неуплаченных налогов: сумма всех налогов и сборов в течении 3 лет подряд составляет более 900 т.р., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 2,7 млн. р.

Виды наказания для крупного размера:

  • штраф от 100 т.р. до 300 т.р. или в размере ЗП (заработной платы) или иного дохода за период 1-2 года;
  • или принудительные работы на срок до 1 года;
  • или арест на срок до 6 месяцев;
  • или лишение свободы на срок до 1 года.

Особо крупный размер неуплаченных налогов: в течении трех лет сумма налогов и сборов составляет более 4,5 млн. р., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 13,5 млн. р.

Виды наказания для особо крупного размера:

  • штраф в размере от 200 тысяч до 500 т.р. или в размере заработной платы или иного дохода полученного за период от 18 месяцев до 3 лет,
  • или принудительные работы на срок до 3 лет;
  • или лишение свободы на срок до 3 лет.

Важно! Если вы впервые совершили данного рода преступление, то вас могут освободить от уголовной ответственности, при условии полного погашения всех задолженностей, пеней и штрафов, предусмотренных данной статьей.

Вывод

В заключение к вышесказанному можно сделать вывод, что если вы ведете деятельность без регистрации или лицензии и вас на этом поймали, то уже госорганы будут разбираться под какую статью вы попадаете. ЕСЛИ ДОКАЖУТ, что за весь период осуществления вашей незаконной предпринимательской деятельности вами был извлечен доход в крупном и особо крупном размерах (суммы указаны выше), то вам грозит уголовная ответственность. Если удалось доказать только меньшие суммы, то вы попадаете под административную ответственность. В основном все попадают под административную, потому что доказать все доходы очень тяжело. Под уголовную проще всего попасть тем, кто совершает крупные сделки, потому что нужно доказать всего 1 или несколько сделок, а не десятки, сотни и тысячи.

Ну и главный вопрос, вести ли деятельность с регистрацией или без регистрации! Лучше зарегистрироваться и спать спокойно, хотя кто-то скажет, что выгоднее работать без регистрации и лучше платить штрафы. Решайте сами!

Закон гласит, что любая образовательная деятельность на территории Российской Федерации может проводиться только при наличии лицензии. Компания, без разрешения занимающаяся обучением, будет нести ответственность за осуществление образовательной деятельности без лицензии.

Чем грозит нелицензионная деятельность

Размер штрафов за осуществление образовательной деятельности без лицензии предусмотрен в ст. 14.1 КоАП РФ. Денежные штрафы налагаются на:

  • Компанию – в размере 500 минимальных зарплат, или 50 000 рублей.
  • Должностных лиц (директора или главного бухгалтера) – до 5 000 рублей.

Если в процессе деятельности не выполняются условия, при которых организацией получена лицензия, руководящие лица будут оштрафованы.

Наказание для нарушителей

Если последствия осуществления образовательной деятельности без лицензии причинили большой урон гражданам, государству, другим компаниям или связаны с получением больших незаконных прибылей, то возможно:

  • Наложение штрафа до 300 00 рублей.
  • Изъятие зарплаты или иного вида прибыли осужденного в течение 2 лет.
  • Принудительные работы до 240 часов.

Если будет доказан факт, что обучение без лицензии на образовательную деятельность проводилось, то предприятие может быть наказано даже при еще не полученной прибыли. Если фактическая работа компании не имеет доказательств, то причины для привлечения к ответственности отсутствуют.

В случае выявления налоговыми органами компаний, которыми осуществляется образовательная деятельность без лицензии, подаются судебные иски от лица государства (ст. 31 НК РФ) об их ликвидации. Все сделки, заключенные компанией-нарушителем, признаются недействительными, и в пользу государства взыскиваются все незаконно полученные доходы.

За что можно понести уголовную ответственность

Уголовно наказуемым нарушением является отсутствие лицензии при совершении предпринимательской деятельности, если она обязательна либо (при наличии лицензии) в случае нарушения условий ее выдачи, нанесения больших убытков физическим юридическим лицам или государству. Крупной суммой убытков УК РФ () определяет сумму выше 200 минимальных окладов, особо крупной – выше 500 минимальных окладов.

Кому не нужно разрешение

У предпринимателей часто возникает вопрос: есть ли виды образовательной деятельности, ведущейся без лицензии?

Существуют два вида безлицензионной деятельности:

  • Индивидуальный предприниматель, лично предоставляющий услуги по обучению и репетиторству. Как только он наймет помощников, для законной деятельности ему потребуется лицензия.
  • Разовые бизнес-тренинги, семинары, лекции.

Все остальные образовательные компании подлежат лицензированию. Лицензия должна быть получена до начала образовательного процесса, иначе компания понесет материальные и моральные убытки. Будут выплачены штрафы, пострадает репутация учебного заведения, а с дальнейшим получением лицензии могут возникнуть проблемы.

Т. ШУТМАН
Т. Шутман, юрист.
Уголовный кодекс РФ, действующий с 1 января 1997 г., качественно изменил составы преступлений в сфере экономической деятельности. Однако применение статей УК подчас вызывает некоторые трудности в связи с несовершенством системы российского законодательства. Это касается, в частности, вопроса привлечения к ответственности по ст. 171 УК РФ "Незаконное предпринимательство" за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии.
Под незаконным предпринимательством уголовное законодательство понимает "осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования". Условием привлечения к уголовной ответственности является причинение в результате такой деятельности крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо извлечение дохода от данной деятельности в крупном размере.
Часть 2 ст. 171 УК содержит квалифицированные составы преступления - совершение преступного деяния организованной группой; извлечение от данной деятельности дохода в особо крупном размере; совершение деяния лицом, ранее судимым за незаконное предпринимательство или незаконную банковскую деятельность.
Рассмотрим, всегда ли оправданно привлечение к ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии.
В соответствии со ст. 49 ч. 1 ГК РФ на всей территории РФ действует единый порядок ведения предпринимательства: "Коммерческие организации... могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)". В соответствии со ст. 4 ФЗ "О введении в действие части первой ГК РФ" от 21 октября 1994 г. до принятия федеральных законов, регламентирующих виды деятельности, подлежащие лицензированию, действовало постановление Совета Министров РФ (Правительства РФ).
25 октября 1998 г. вступил в силу Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", ст. 17 которого устанавливает перечень видов деятельности, для осуществления которых требуется получение специального разрешения - лицензии. С момента его вступления в силу виды деятельности, не указанные в этом Законе, допускаются без наличия лицензии. Перечень, содержащийся в ст. 17 Закона, толкованию не подлежит. Внесение в него каких-либо изменений возможно лишь в общем порядке изменения закона, т.е. с принятием нового федерального закона. На практике определенную проблему вызывает то обстоятельство, что в соответствии с действовавшим ранее законодательством субъекты Федерации наделялись правом издавать собственные нормативные акты по вопросам лицензирования. Но с вступлением в силу Закона о лицензировании нарушение предписаний актов субъектов РФ не может являться основанием для привлечения к уголовной ответственности. Нормативный акт, принятый с превышением полномочий, каких-либо обязательств не порождает.
Проиллюстрирую ошибки, часто допускаемые судами при вынесении обвинения по ст. 171 УК РФ, на примере одного из дел, - рассмотренных в январе 1998 г. в Лефортовском межмуниципальном народном суде г. Москвы.
Органами предварительного следствия В. был обвинен в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 п. "б" ст. 171 УК РФ (осуществление предпринимательской деятельности без лицензии с извлечением дохода в особо крупных размерах). Основанием для возбуждения уголовного дела послужили материалы проверки ОЭП УВД г. Москвы. Было установлено, что В. занимался предпринимательской деятельностью, не имея на то лицензии, требование о наличии которой вытекало из постановлений Правительства Москвы (N 699 от 15 августа 1995 г., N 551 от 25 июня 1996 г., N 553 от 25 июня 1996 г.). По мнению защиты, состав преступления в деянии В. отсутствовал. Попробуем разобраться, почему.
При реализации норм ст. 171 УК РФ определенные трудности вызывает определение понятия "доход, полученный лицом в результате незаконного предпринимательства". В деле В. в качестве дохода его как физического лица была учтена вся сумма, полученная от сделки, что в корне неверно.
В ст. 171 УК РФ доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает 200 минимальных размеров оплаты труда; доходом же в особо крупном размере считается доход, сумма которого превышает 500 минимальных размеров оплаты труда.
УК не раскрывает понятия дохода (прибыли) и механизма его исчисления, следовательно, при его определении необходимо руководствоваться соответствующими правилами, установленными другими нормативными актами.
В п. 3 ст. 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" 1991 г. прибыль от реализации продукции (работ, услуг) исчисляется как "разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг)". Аналогичное понятие прибыли содержится в ст. 13 "Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", утвержденного Постановлением Правительства РФ N 552 в 1992 г. Для отдельных видов деятельности устанавливаются иные методики определения прибыли.
Вызывает некоторые сложности и то, что необходимо разграничивать прибыль юридического лица и дохода физического лица. Правовое и экономическое понятия прибыли и дохода не тождественны. Доходом физического лица может считаться лишь часть прибыли, которую лицо получило в результате ее распределения в форме заработной платы или дивидендов от вложенного капитала. При решении вопроса о привлечении к ответственности по ст. 171 УК РФ необходимо учесть, какой доход получило именно это лицо в результате незаконной деятельности, вне зависимости от прибыльности всей операции.
Трудности вызывает и установление круга лиц, участвовавших в совершении операции либо в распределении прибыли. Прибыль может быть распределена между несколькими лицами, причем не всегда совпадающими по субъективному составу с лицами, совершившими деяние.
Субъектом такого преступления, как незаконное предпринимательство, может быть физическое лицо, достигшее 16 лет. При этом субъектом ответственности могут быть как граждане РФ, так и иностранные граждане, лица без гражданства. На практике правоприменитель часто допускает ошибки при определении субъекта ответственности по ст. 171 УК РФ, применяя по аналогии ст. 199 УК РФ, в соответствии с которой субъектами ответственности являются генеральный директор и главный бухгалтер предприятия. Такая аналогия к ст. 171 УК неприменима, и субъектом в данном случае может быть любое лицо, участвовавшее в незаконном предпринимательстве и имевшее от этого доход. Из сказанного можно сделать следующий вывод: основным условием привлечения к ответственности руководителей предприятия (генерального директора и главного бухгалтера) является не занимаемая ими должность, а участие в получении незаконной прибыли от деятельности. Исключить возможность применения института соучастия по данной категории дел нельзя. Так, в рассмотренном судом уголовном деле по обвинению В. в качестве обвиняемого, помимо генерального директора, был привлечен главный бухгалтер предприятия, уголовное дело в отношении которого прекращено за отсутствием в его деяниях состава преступления.
По делу В. определением Московского городского суда ранее вынесенный обвинительный приговор был отменен и делопроизводство прекращено за отсутствием состава преступления. При этом городской суд руководствовался тем, что доход В. от предпринимательской деятельности без лицензии исчислен неверно, а та деятельность, в которой участвовал В., в соответствии с федеральным законодательством (т.е., в частности, с Законом о лицензировании), лицензированию не подлежала.
Сказанное применимо и к практике правоохранительных органов, органов предварительного следствия и дознания по привлечению к ответственности лиц за торговлю алкогольной продукцией без наличия соответствующих лицензий. Таких дел в настоящее время достаточно много. При этом не всегда корректна конструкция обвинения, не указывается нормативный акт, в соответствии с которым данный вид деятельности подлежит лицензированию, что приводит к возвращению дел для производства дополнительного расследования, перепредъявления обвинения.
В последнее время в связи с тем, что в РФ вводится монополия на оборот алкогольной продукции, в действиях правоохранительных органов прослеживается следующая тенденция: привлечение к уголовной ответственности за торговлю алкогольной продукцией без наличия соответствующей лицензии, несмотря на существенный пробел в законодательстве, касающемся лицензирования данного вида деятельности, осуществляется в любом случае, вне зависимости от получения либо неполучения какого-либо дохода от этой деятельности или причинения крупного ущерба, и при отсутствии квалифицирующих признаков. Кроме того, при наличии в продаже алкогольной продукции, не соответствующей ГОСТам РФ, данное деяние квалифицируется по совокупности ст. 171 УК РФ и ст. 159 УК РФ ("Мошенничество"). При этом не принимается во внимание то, что лицо, обвиняемое в преступлении, не знало о несоответствии продаваемого товара. Такая позиция обвинения противоречит нормам уголовного законодательства, так как субъективная сторона данного преступления выражается в прямом умысле. Кроме того, нарушается основной принцип уголовного процесса - презумпция невиновности.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ЗАКОН РФ от 27.12.1991 N 2116-1
"О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ"
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.11.1994 N 52-ФЗ
"О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ПЕРВОЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.09.1998 N 158-ФЗ
"О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
(принят ГД ФС РФ 16.09.1998)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.08.1992 N 552
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СОСТАВЕ ЗАТРАТ ПО ПРОИЗВОДСТВУ И
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), ВКЛЮЧАЕМЫХ В СЕБЕСТОИМОСТЬ
ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), И О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ, УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 15.08.1995 N 699
"О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА
ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ"
(вместе с "ПЕРЕЧНЕМ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОДЛЕЖАЩИХ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ
НА ТЕРРИТОРИИ МОСКВЫ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА",
"ПОРЯДКОМ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА
ТЕРРИТОРИИ Г. МОСКВЫ", "ВРЕМЕННЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ГРАЖДАН, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПОДЛЕЖАЩУЮ
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ, БЕЗ ЛИЦЕНЗИИ ИЛИ С НАРУШЕНИЕМ ЛИЦЕНЗИОННЫХ
УСЛОВИЙ")
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 25.06.1996 N 551
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ, ОБЛАГАЕМЫХ В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ АКЦИЗАМИ, В
ГОРОДЕ МОСКВЕ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 25.06.1996 N 553
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
ПРОИЗВОДСТВУ, РЕАЛИЗАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОДУКЦИИ
ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ И ПОЛОЖЕНИЯ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ"
Законодательство и экономика, N 2, 1999

СТ 14.1 КоАП РФ

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных , -

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), -

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание . Утратило силу.

Примечания :

1. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

2. Лицо освобождается от административной ответственности при выявлении факта совершения им действий (бездействия), содержащих признаки состава административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей или статьями , - , при условии, если это лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и если такие действия (бездействие) связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями и (или) с совершением валютных операций и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации.

3. Примечание 2 применяется также в отношении лица, являющегося декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в ходе третьего этапа декларирования в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Комментарий к Ст. 14.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектами правонарушения являются общественные отношения в области предпринимательской деятельности.

Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных , —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), —

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание . Утратило силу.

Примечания :

1. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

2. Лицо освобождается от административной ответственности при выявлении факта совершения им действий (бездействия), содержащих признаки состава административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей или , — , при условии, если это лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и если такие действия (бездействие) связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями и (или) с совершением валютных операций и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации.

3. Примечание 2 применяется также в отношении лица, являющегося декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в ходе третьего этапа декларирования в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Комментарий к Ст. 14.1 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения, регламентированного настоящей статьей 14.1 КоАП РФ, выступают общественные отношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности, а также отношения в области государственной рыночной политики.

Объективная сторона охватывает собой как действия, так и бездействие виновного лица. Пассивная часть объективной стороны, выражающаяся посредством бездействия, заключается в непринятии лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, необходимых и достаточных мер для своевременной государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или регистрации созданного им юридического лица. Бездействие может выражаться также и в отказе от совершения действий, необходимых для получения специального разрешения на осуществление отдельных видов деятельности. Традиционно принято под таким разрешением понимать лицензию. Однако в настоящее время следует учитывать, что в отношении некоторых видов деятельности лицензирование заменено иной формой контроля — членством в саморегулируемой организации. Причем такое членство является обязательным и не позволяет в его отсутствие осуществлять соответствующие виды деятельности, например ряд строительных и отделочных работ, аудиторскую деятельность и т.п. В этой связи в качестве получения специального разрешения следует понимать не только факт получения (неполучения) лицензии, но и вступление в соответствующую саморегулируемую организацию.

Активную часть объективной стороны настоящего правонарушения составляет осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий специального разрешения. При этом следует обратить внимание, что квалифицирующим признаком данного деяния выступает грубость допущенного нарушения, которое определяется Правительством РФ в отношении отдельных лицензируемых видов деятельности. Например, Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 255 «О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности» грубым нарушением лицензионных требований признается невыполнение лицензиатом требований о наличии объектов недвижимости, оборудования, необходимых для осуществления данного вида деятельности, а также отсутствие работников, которые будут осуществлять соответствующий вид деятельности, при условии, что указанные обстоятельства повлекли за собой угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, а также человеческие жертвы и ряд иных последствий.

2. Субъекты рассматриваемых деяний также конкретизируются применительно к особенностям объективной стороны каждого отдельного деяния. Так, осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации указывает, что субъектом данного нарушения может выступать исключительно гражданин РФ, достигший 16 лет. В большинстве случаев речь идет о субъекте, достигшем возраста совершеннолетия, поскольку регистрация в качестве индивидуального предпринимателя до достижения указанного возраста требует соблюдения специальной процедуры. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения влечет за собой ответственность того лица, который осуществляет указанную деятельность, т.е. субъектом данного деяния в полной мере могут выступать граждане, как правило, индивидуальные предприниматели, а также юридические лица и их руководители, которые в данном случае рассматриваются в качестве должностных лиц, не обеспечивших соблюдение требований действующего законодательства.

Субъективная сторона может выражаться как в умышленном совершении объективной стороны рассматриваемых деяний, так и по неосторожности.