Служебно дисциплинарное производство. Дисциплинарное производство

К стадиям дисциплинарного производства относят:

  • 1) принятие решения о возбуждении дисциплинарного производства:
  • 2) служебное расследование (проверка);
  • 3) принятие решения о дисциплинарном наказании;
  • 4) обжалование решения о дисциплинарном взыскании;
  • 5) исполнение наложенного взыскания.

Принятие решения о возбуждении дисциплинарного производства. На этой стадии выявляется, был ли совершен дисциплинарный проступок, виновно ли лицо, совершившее такие действия. Решение о возбуждении дисциплинарного производства принимает руководитель учреждения, предприятия, организации в случае получения им достаточных данных о совершении подчиненным должностным лицом дисциплинарного проступка. В зависимости от объема информации, полученной о дисциплинарном проступке, руководитель принимает решение о возбуждении дисциплинарного производства с необходимостью проведения служебного расследования либо без такового.

Служебное расследование (проверка). Решение о проведении служебного расследования произвольно принимает руководитель учреждения, ведомства, предприятия, коммерческой структуры в случае, если для решения вопроса о виновности или невиновности сотрудника (работника), допустившего дисциплинарный проступок, нарушение трудового договора или недобросовестно исполняющего функциональные обязанности, необходима дополнительная проверка. В случае, когда имеются достаточные данные, свидетельствующие о наличии в действиях виновного признаков дисциплинарного проступка, а также если лицо, допустившее этот проступок, полностью признает свою вину, проведение служебного расследования необязательно, и руководитель принимает решение о наказании, минуя стадию служебного расследования.

Принятие решения о дисциплинарном наказании. Дисциплинарное взыскание налагается лицом (руководителем) или органом, назначившим (имеющим право назначать) на должность лицо, совершившее служебный проступок. Взыскание применяется непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске. Дисциплинарное взыскание налагается прямым начальником в устной (замечание, выговор) или письменной форме. Приказ (распоряжение) или постановление о применении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется (сообщается) служащему, подвергнутому взысканию, под расписку.

Обжалование решения о дисциплинарном взыскании. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Исполнение наложенного взыскания. Порядок исполнения приказа о применении дисциплинарного взыскания во многом зависит от избранного дисциплинарного взыскания.

Многие из них имеют только морально-правовое содержание (выговор и т.д.), и их исполнение состоит в их доведении до сведения, оглашении. Если руководитель избрал взыскание организационного характера – понижение в должности, увольнение (исключение) и т.д. – его нужно выполнить реально.

В отношении военнослужащих, сотрудников полиции взыскания должны быть исполнены не позднее месячного срока со дня издания приказа. По истечении месячного срока давности дисциплинарное взыскание не может быть приведено в исполнение, но оно подлежит учету.

Взыскания, налагаемые на милитаризованных служащих, заносятся в их личные дела. Пока член административного коллектива находится в нем или продолжает находиться на военной или иной милитаризованной службе, взыскания должны быть учтены .

После издания приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности для виновного возникает особое правовое состояние – состояние наказанности. Во-первых, в течение срока действия взыскания меры поощрения, как правило, не применяются. Во-вторых, в это время может быть применено такое поощрение, как досрочное снятие ранее наложенного взыскания. В-третьих, совершение нового проступка в течение срока действия взыскания считается повторным нарушением дисциплины и влечет применение более суровых санкций. В-четвертых, наличие дисциплинарного взыскания не позволяет положительно решить вопрос о представлении к очередному званию.

Члены административных коллективов (военнослужащие, сотрудники полиции, студенты и др.) считаются не привлекавшимися к дисциплинарной ответственности по истечении годичного срока давности. Иными словами, если в течение года член коллектива не совершил нового дисциплинарного проступка, дисциплинарное взыскание автоматически теряет юридическую силу и состояние наказанности прекращается.

По общему правилу годичный срок давности исчисляется со дня наложения взыскания, т.е. с даты издания приказа. А окончание срока понимается неоднозначно.

В ст. 39 Положения о службе в органах внутренних дел и в ст. 33 Дисциплинарного устава таможенной службы сказано, что дисциплинарное взыскание утрачивает силу, если в течение года сотрудник "не подвергался вновь дисциплинарному взысканию". А в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил РФ и многих других актах взыскание утрачивает силу, если в течение года "не совершено нового проступка" . Таким образом, в первом случае срок исчисляется от первого приказа до второго, а во втором – от первого приказа до второго проступка.

Устные взыскания, налагаемые на сотрудников органов внутренних дел, считаются снятыми по истечении одного месяца.

Совершение нового проступка прерывает течение срока давности погашения взыскания. Со дня издания нового приказа начинается срок погашения обоих взысканий.

  • См.: Попов Л. Л. Административное право. М.: Спарк, 2007. С. 274.

Дисциплинарное производство представляет собой отдельную систему административного права, посредством которой осуществляется управление в рамках социального института администрирования и расставляются правовые акценты, по преимуществу – в трудовых отношениях.

Трудовые отношения сохраняют структурное содержание именно благодаря столь мощному регулятору как дисциплинарное производство.

Поэтому дисциплинарное производство становится разновидностью юридической ответственности субъекта и наиболее распространённым вариантом государственного принуждения.

Структура дисциплинарного производства строго нормирована. Нормативы дисциплинарного производства определяют рамки дисциплинарной ответственности субъекта и дифференцированы по преимуществу в трудовом и исправительно-трудо­вом законодательстве.

Википедия даёт следующее определение дисциплинарного производства, которое представляется достаточно целесообразным:

«Дисциплинарное производство - вид административно-юрисдикционного производства, урегулированная административно-правовыми нормами деятельность уполномоченных субъектов, направленная на привлечение лиц, виновных в совершении дисциплинарных проступков, к дисциплинарной ответственности».

Данное определение позволяет выделить унифицированные признаки этого вида ответственности и показать его автономный характер.

Дисциплинарная ответственность в дисциплинарном производстве восходит к общему корню принципа ответственности и расширяется ответвлениями частного порядка.

То есть универсальные принципы дробятся в отношении к реалиям практического производства, адаптируясь к конкретным субъектам трудовых коллективов со специфическими разновидностями внутриорганизационного соподчинения.

Обозначенные разновидности предопределяют и специфический характер вводимых за дисциплинарные правонарушения санкций.

Дисциплинарная ответственность отличается от других видов ответственности принадлежностью личности к соответствующему типу коллектива или организации определённого вида, а также характером деятельности.

Например, дисциплинарная ответственность за одно и то же правонарушение может кардинально отличаться в среде военнослужащих, работников прокуратуры или МВД и разнорабочих.

Различная ответственность предполагается, например, для диспетчеров в службе такси и диспетчеров железнодорожного транспорта или авиалиний.

Здесь дисциплинарная ответственность становится более жёсткой в силу её смыкания с другими видами ответственности, которые она призвана предотвратить.

Варианты дисциплинарных взысканий могут варьировать и по признаку пола или возраста субъекта ответственности, будучи различными для мужчин и женщин, а также для лиц различных возрастных групп.

Несмотря на обозначенные разновидности подхода к дисциплинарной ответственности, дисциплинарное производство имеет принципы, отражающие сущностные особенности данного вида власти.

Принципы

Можно выделить следующие принципы дисциплинарного производства, отражающие статичный и правообразующий характер данной системы, выступающей в качестве структурной автономии:


Принципы дисциплинарного производства составляют преимущественную ценность – как для граждан, так и для самого дисциплинарного производства.

Ведь именно они дают возможность разграничить дисциплинарную ответственность каждого гражданина в отношении системы производственного контекста, не допуская развития самоуправства руководителя в производственной среде.

Всякое дисциплинарное взыскание, основанное на перечисленных принципах, имеет тенденции развития справедливого сосуществования членов коллектива в едином структурном пространстве.

Виды

В соответствии с особенностями законодательного регулирования трудовых отношений, выделяются основные виды дисциплинарного производства:

  1. Дисциплинарное производство на предприятиях, в учреждениях и организациях.
  2. Дисциплинарное производство в структуре воинской службы и тех организаций, где дисциплинарная ответственность приравнивается к воинской.
  3. Дисциплинарное производство учреждений со специальным режимом и для лиц, ограниченных в своих правах.

Обозначенные виды дисциплинарного производства могут носить более частный характер.

Ответственность сотрудников на предприятии, в учреждении или в организации определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, а также в соответствии со структурой иерархии власти конкретного социального института.

Виды дисциплинарного производства различны для работников, подчиняющихся действию специальных уставов или специальных дисциплинарных положений.

Основания

Начало дисциплинарного производства, в отношении субъекта, не может быть безосновательным . Для возбуждения такового необходим факт проступка, предполагающего наложение дисциплинарного взыскания. Как правило, это нарушение чётко прописанных требований трудового законодательства.

Дисциплинарное производство имеет определённые временные рамки, то есть дисциплинарное взыскание может быть предъявлено не позднее одного месяца со дня факта проступка, исключая время болезни провинившегося сотрудника или его пребывания в трудовом (или ином) отпуске.

Необходимо учитывать и то время, которое будет необходимо для выявления мнения представительного органа сотрудников.

Применение дисциплинарной ответственности, в соответствии с результатами дисциплинарного производства, должно уложиться в срок до шести месяцев со дня фактического правонарушения, после чего факт проступка утрачивает свою силу.

По результатам ревизионной проверки или по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности ответственного лица, а также – аудиторской проверки, срок предъявления дисциплинарного взыскания не может превышать двух лет.

Исключение составляет время производства по уголовному делу (ст. 193 ТК ).

Основанием на возбуждение дисциплинарного взыскания может быть каждый, отдельно взятый эпизод. При этом, на одно нарушение может быть наложено лишь одно дисциплинарное взыскание.

Основание для качества дисциплинарного взыскания может служить как тяжесть проступка, так и его мотив . Рассматривается и степень вины нарушителя, и последствия, к которым привело нарушение. Основанием для усиления или ослабления дисциплинарного взыскания может служить анализ обстоятельств, при которых было совершено нарушение.

Прежнее поведение сотрудника, его трудовые и дисциплинарные достижения и проступки способны зримо повлиять на степень дисциплинарного взыскания.

Стадии

Дисциплинарное производство в своём развитии проходит несколько стадий. После совершения проступка и фактического признания его таковым, наступает первая стадия: принятие решения об отмене или возбуждении дисциплинарного производства в отношении субъекта.

Ответственность за эту стадию дисциплинарного производства полностью возлагается на первого руководителя или иного уполномоченного лица , представляющего предприятие или организацию.

Возбуждение дисциплинарного производства в отношении субъекта невозможно без наличия документально зафиксированного факта проступка.

Достаточный объём информации о дисциплинарном нарушении становится основанием для принятия первым руководителем или иным уполномоченным лицом, представляющим предприятие или организацию, решения о возбуждении дисциплинарного производства.

На данной стадии производства необходимы не только документально подтверждённые факты проступка , предъявленные ответственному лицу, но и письменные объяснения факта проступка, данные провинившимся сотрудником.

В том случае, когда нарушитель отказывается дать письменное объяснение , составляется акт отказа, подписанный свидетелями данного отказа.

После получения необходимых документов, ответственное лицо принимает решение о дисциплинарном производстве. Следующая стадия развития дисциплинарного производства зависит от результатов предшествующей стадии.

При условии, что собранная доказательная база совершённого проступка оказалась убедительной, а нарушитель признал свою вину, дав полноценное объяснение проступка в письменном виде, ответственное лицо имеет право принять решение о дисциплинарном взыскании, минуя следующие стадии.

Более того, замечания и выговоры, не вносимые в личное дело сотрудника , налагаются исключительно по решению руководства.

Решения о дисциплинарном взыскании, результатом которого может служить материальное ущемление в правах со стороны провинившегося (материальные вычеты, понижение в должности), должны быть оформлены предельно тщательно, во избежание развития дальнейшего конфликта.

В подобных и иных, не дающих чёткой картины дисциплинарного проступка, ситуациях, ответственное лицо имеет право назначить служебное расследование.

По результатам служебного расследования или по произвольному решению ответственного лица, на основании имеющейся в его распоряжении информации о дисциплинарном нарушении, определяется дисциплинарное взыскание.

Сотрудник, в отношении которого вынесено , должен быть ознакомлен с решением под расписку . В случае несогласия, решение о дисциплинарном взыскании может быть обжаловано.

Срок обжалования решения о дисциплинарном взыскании составляет десять дней со дня принятия решения.

Этапы

Дисциплинарное производство по отношению к конкретному нарушению осуществляется в несколько этапов , планомерно следующих друг за другом:


Поэтапное рассмотрение дисциплинарного прецедента не только придаёт дисциплинарному производству необходимую чёткость, но и позволяет проконтролировать весь процесс в деталях, в случае его последующего обжалования.

Права участников

Процесс развития дисциплинарного производства определяет права каждого сотрудника, участвующего в решении вопроса о степени дисциплинарного взыскания. Поговорим о правах участников дисциплинарного производства.

Ответственное лицо имеет право на принятие самостоятельного решения о необходимости проведения служебного расследования или назначения дисциплинарного взыскания по своему усмотрению, а также имеет право на получение адекватной и полной информации по прецеденту дисциплинарного нарушения.

Лица, относительно которых проводится служебное расследование, вправе в любой момент подключиться к процессу, поясняя интересующие факты, делая соответствующие заявления. Они имеют право представлять соответствующие делу документы и ходатайствовать о приобщении к процессу производства новых документов.

Они вправе потребовать пояснения и дополнительного исследования объяснений сотрудников, причастных к процессу дисциплинарного производства.

Гарантия объективности дисциплинарного производства на этапе служебного расследования не позволяет участвовать в проведении расследования тем должностным лицам, которые могут иметь мотивы личной заинтересованности в результатах расследования.

В случае необходимости, ответственное лицо имеет право привлекать к расследованию третьих лиц, являющихся экспертами в частных деталях, имеющих отношение к конкретному процессу дисциплинарного производства.

Если по отношению к Вам возбуждено дисциплинарное производство, не пускайте процесс на самотёк! Проявите личную заинтересованность в том решении, которое будет вынесено в результате дисциплинарного производства. И в случае несогласия с вынесенным решением, опротестуйте его.

Внимательно ознакомившись с данной статьёй, Вы можете получить основные представления о феномене дисциплинарного производства и использовать полученные знания для максимально результативного его проведения.

Помните, что ошибки в дисциплинарном производстве могут разжечь конфликт , а грамотное дисциплинарное производство послужит воспитательным целям и гармонизации отношений в производственном коллективе.

Дисциплинарное производство -- это регулируемая правовыми нормами деятельность субъектов дисциплинарной власти по применению дисциплинарных взысканий. Можно сказать и так: дисциплинарное производство -- это урегулированная правом деятельность уполномоченных субъектов, направленная на привлечение виновных к дисциплинарной ответственности.

Нормы о дисциплинарном производстве -- это процессуальная форма, использование которой позволяет эффективно осуществить материально-правовые нормы о дисциплинарной ответственности. Это -- составная часть административно - юрисдикционного, а значит, и юридического процесса. Поэтому общие положения о процессуальной форме, стадиях процессуальной деятельности и иные действуют и здесь, но имеют большую специфику.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности милитаризованных служащих, обучающихся урегулирован административно-процессуальными нормами. В Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил дисциплинарному производству посвящено около 30 статей. Среди действующих правовых актов вряд ли можно найти еще один, который бы столь детально регулировал процедуру наложения и исполнения дисциплинарных взысканий.

Исходя из анализа действующих правовых норм, теоретических положений о стадиях процессуальной деятельности в рассматриваемом производстве можно различить 4 стадии:

1) служебное разбирательство (расследование);

2) рассмотрение дисциплинарного дела;

3) пересмотр дела;

4) исполнение наложенного взыскания.

На первой стадии выявляется, был ли совершен дисциплинарный проступок, виновно ли лицо, совершившее такие действия. На второй стадии на основе собранной информации руководитель издает приказ о наложении взыскания на виновного. Последний может приказ обжаловать; в случае подачи жалобы дело пересматривается. А наложенные и не отмененные взыскания должны быть исполнены.

Служебное разбирательство проводится либо самим командиром (начальником, руководителем), либо лицом, им уполномоченным. Это делается при наличии повода -- поступлении информации о неправомерных действиях члена коллектива, обнаружении самим руководителем проступка. В ходе разбирательства устанавливается, было ли совершено правонарушение, при каких обстоятельствах, с какой целью проступок был совершен, каковы его последствия, степень вины его участников.

Действующее законодательство почти ничего не говорит о том, какие действия вправе совершать те, кто расследует факт совершения дисциплинарного проступка, должны ли при этом составляться какие-либо документы. Очевидно, что в ходе разбирательства могут производиться опросы, ревизии, проверка документов, замеры и т. д. Но во всех случаях от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть истребовано письменное объяснение. При необходимости проводится проверка указанных в нем сведений с вынесением заключения по результатам проверки. Отказ дать объяснения производства не прекращает. Но право дать объяснение, быть выслушанным -- важный элемент права на защиту от необоснованного привлечения к ответственности.

Если служебное разбирательство проводилось не субъектом дисциплинарной власти, то, как правило, его результаты оформляются справкой, рапортом, устным докладом руководителю.

Рассмотрев материалы дела, субъект дисциплинарной власти вправе:

* вообще не реагировать на деяние, признав это нецелесообразным или признав лицо невиновным;

* ограничиться напоминанием о необходимости выполнять обязанности, предупреждением, строгим указанием и иными средствами воздействия, которые не являются взысканиями;

* направить материал на рассмотрение общественных организаций (суда чести, профсоюзного комитета, студенческого совета и т. д.);

* наложить на виновного дисциплинарное взыскание;

* если руководитель, командир считает предоставленную ему дисциплинарную власть недостаточной, направить материалы вышестоящему руководителю для решения вопроса об ответственности;

* при наличии в действиях виновного признаков преступления направить материал в орган, который вправе возбудить уголовное дело.

Права начальников по наложению взысканий установлены с учетом особенностей службы в органах внутренних дел. Дисциплинарные взыскания применяются прямыми начальниками в пределах предоставленных им прав.

Правовыми актами установлены сроки давности привлечения к дисциплинарной ответственности. Военнослужащие, лица рядового, начальствующего состава МВД по общему правилу могут привлекаться к ответственности до истечения 10 суток с того дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке, а в случаях проведения служебной проверки, возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении - не позднее одного месяца соответственно со дня окончания проверки, рассмотрения компетентным органом или должностным лицом уголовного дела или дела об административном правонарушении и вынесения по ним окончательного решения, не считая времени болезни виновного или нахождения его в отпуске, но не позднее 6 месяцев со дня его совершения.

Если давностный срок истек, а дисциплинарное взыскание не наложено, дисциплинарное производство, на каком бы этапе оно ни находилось, должно быть прекращено.

По общему правилу дисциплинарное взыскание налагается путем издания письменного приказа. А на военнослужащих, сотрудников милиции и некоторых иных милитаризованных служащих самые легкие взыскания (замечание, выговор, назначение вне очереди в наряд) могут налагаться устно. Взыскание, наложенное приказом, не может быть снято устно.

Поскольку законодательство не устанавливает требований к форме актов о наложении взысканий, на практике используются такие варианты:

* издается специальный приказ о наложении взыскания на одного человека;

* одним специальным приказом привлекаются к ответственности несколько человек;

* в приказе, подводящем итоги деятельности, проверки, содержится много пунктов, а один или несколько из них содержат решения о наложении взысканий;

* взыскание налагается решением коллегии.

За каждый случай нарушения служебной дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ должен быть доведен до сведения виновного под расписку. В войсковых формированиях практикуется объявление приказов перед строем, на совещаниях(собрании).

Дисциплинарное взыскание приводится в исполнение немедленно, но не позднее одного месяца со дня его наложения. По истечении этого срока взыскание в исполнение не приводится, но подлежит учету.

Как всякий административный акт, приказ может быть пересмотрен. Основанием для такой факультативной стадии, как стадия пересмотра, могут быть жалоба наказанного, протест прокурора, усмотрение вышестоящего руководителя (командира), усмотрение должностного лица, подписавшего приказ.

В дисциплинарных уставах и иных подобных актах обычно не говорится о праве члена устойчивого коллектива обратиться с жалобой в суд. Но такое право он, как и все граждане, имеет в соответствии со ст. 46 Конституции и Законом Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Кстати, в ст. 4 этого Закона прямо сказано: «Военнослужащий вправе...обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие его права и свободы».

Сотрудник органов внутренних дел также вправе обжаловать наложенное на него дисциплинарное взыскание последовательно вышестоящим начальникам вплоть до Министра внутренних дел Российской Федерации, а в установленных законом и Положением случаях - и в суд. Начальник, превысивший предоставленные ему права по наложению дисциплинарных взысканий, несет за это дисциплинарную ответственность.

В случае подачи жалобы в суд либо вышестоящему в порядке подчиненности начальнику приведение в исполнение наложенного дисциплинарного взыскания не приостанавливается.

Порядок исполнения приказа во многом зависит от избранного дисциплинарного взыскания. Многие из них имеют только морально-правовое содержание (выговор и т. д.) и их исполнение состоит в их доведении до сведения, оглашении. Если начальник избрал взыскание организационного характера -- понижение в должности, увольнение (исключение) и т. д. -- его нужно выполнить реально.

Дисциплинарный Устав Вооружённых сил РФ большое внимание уделяет регулированию вопросов применения и исполнения дисциплинарного ареста с содержанием на гауптвахте.

В отношении военнослужащих, сотрудников милиции взыскания должны быть исполнены не позднее месячного срока со дня издания приказа. По истечении месячного срока давности дисциплинарное взыскание не может быть приведено в исполнение, но оно подлежит учету.

Взыскания, налагаемые на милитаризованных служащих, заносятся в их служебные карточки. И вообще, пока член административного коллектива находится в нем или продолжает находиться на военной или иной милитаризованной службе, взыскания должны быть учтены.

После издания приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности для виновного возникает особое правовое состояние -- состояние наказанности. Во-первых, в течение срока действия взыскания меры поощрения, как правило, не применяются. Во-вторых, в это время может быть применено такое поощрение, как досрочное снятие ранее наложенного взыскания. В-третьих, совершение нового проступка в течение срока действия взыскания считается повторным нарушением дисциплины и влечет применение более суровых санкций. В-четвертых, наличие дисциплинарного взыскания не позволяет положительно решить вопрос о представлении к очередному званию.

Члены административных коллективов (военнослужащие, сотрудники милиции, студенты и др.) считаются не привлекавшимися к дисциплинарной ответственности по истечении годичного срока давности. Иными словами, если в течение года член коллектива не совершил нового дисциплинарного проступка, дисциплинарное взыскание автоматически теряет юридическую силу и состояние наказанности прекращается.

По общему правилу годичный срок давности исчисляется со дня наложения взыскания, то есть с даты издания приказа. А окончание срока понимается неоднозначно. В ст. 39 Положения о службе в органах внутренних дел и в ст. 33 Дисциплинарного устава таможенной службы сказано, что дисциплинарное взыскание утрачивает силу, если в течение года сотрудник «не подвергался вновь дисциплинарному взысканию». А в Дисциплинарном Уставе Вооружённых сил РФ и многих других актах взыскание утрачивает силу, если в течение года «не совершено нового проступка». Таким образом, в первом случае срок исчисляется от первого приказа до второго, а во втором случае -- от первого приказа до второго проступка.

Устные взыскания, налагаемые на сотрудников органов внутренних дел, считаются снятыми по истечении одного месяца. Совершение нового проступка прерывает течение срока давности погашения взыскания. Со дня издания нового приказа начинается срок погашения обоих взысканий.

Досрочное снятие дисциплинарного взыскания в порядке поощрения производится начальником, наложившим это взыскание, равным ему или вышестоящим прямым начальником.

Об адвокатской деятельности и адвокатуре и профессиональной этики адвоката, совершенное умышленно или по грубой неосторожности, влечет применение мер дисциплинарной ответственности, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре и Кодексом профессиональной этики адвоката.

Не может повлечь применение мер дисциплинарной ответственности действие (бездействие) адвоката, формально содержащее признаки нарушения требований законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и Кодекса этики адвоката, предусмотренного пунктом 1 статьи 18 Кодекса (далее — нарушение), однако в силу малозначительности не порочащее честь и достоинство адвоката, не умаляющее авторитет адвокатуры и не причинившее существенного вреда доверителю или адвокатской палате.

Меры дисциплинарной ответственности применяются только в рамках дисциплинарного производства в соответствии с процедурами, предусмотренными Разделом 2 Кодекса профессиональной этики адвоката.

При определении меры дисциплинарной ответственности должны учитываться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, форма вины, а также иные обстоятельства, которые Советом признаны существенными и приняты во внимание при вынесении решения.

Меры дисциплинарной ответственности могут быть применены к адвокату не позднее шести месяцев со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни адвоката, нахождения его в отпуске.

Меры дисциплинарной ответственности могут быть применены к адвокату, если с момента совершения им нарушения прошло не более одного года.

Мерами дисциплинарной ответственности могут являться:

  • замечание;
  • предупреждение;
  • прекращение статуса адвоката.

Поводами для возбуждения дисциплинарного производства являются:

  1. жалоба, поданная в другим адвокатом, доверителем адвоката или его законным представителем, а равно – при отказе адвоката принять поручение без достаточных оснований – жалоба лица, обратившегося за оказанием юридической помощи в порядке статьи 26 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»;
  2. представление, внесенное в адвокатскую палату вице-президентом адвокатской палаты либо лицом, его замещающим;
  3. представление, внесенное в адвокатскую палату органом государственной власти, уполномоченным в области адвокатуры;
  4. сообщение суда (судьи) в адрес адвокатской палаты.

Жалоба, представление, сообщение признаются допустимыми поводами к возбуждению дисциплинарного производства, если они поданы в письменной форме и в них указаны:

  • наименование адвокатской палаты, в которую подается жалоба, вносятся представление, сообщение;
  • фамилия, имя, отчество , подавшего жалобу на другого адвоката, принадлежность к адвокатской палате и адвокатскому образованию;
  • фамилия, имя, отчество доверителя адвоката, его место жительства или наименование учреждения, организации, если они являются подателями жалобы, их место нахождения, а также фамилия, имя, отчество (наименование) представителя и его адрес, если жалоба подается представителем;
  • наименование и местонахождение органа государственной власти, а также фамилия, имя, отчество должностного лица, направившего представление либо сообщение;
  • фамилия, имя, отчество, а также принадлежность к соответствующему адвокатскому образованию адвоката, в отношении которого ставится вопрос о возбуждении дисциплинарного производства, реквизиты соглашения об оказании юридической помощи (если оно заключалось) и (или) ордера;
  • конкретные действия (бездействие) адвоката, в которых выразилось нарушение им профессиональных обязанностей;
  • обстоятельства, на которых лицо, обратившееся с жалобой, представлением, сообщением, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
  • перечень прилагаемых к жалобе, представлению, сообщению документов.

Президент адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, по поступлению документов, предусмотренных п. 1 ст. 20 Кодекса профессиональной этики адвоката, возбуждает дисциплинарное производство не позднее десяти дней со дня их получения. Участники дисциплинарного производства заблаговременно извещаются о месте и времени рассмотрения дисциплинарного дела квалификационной комиссией, им предоставляется возможность ознакомления со всеми материалами дисциплинарного производства.

Дисциплинарное производство включает следующие стадии:

  1. разбирательство в квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта Российской Федерации;
  2. разбирательство в Совете адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.

Дисциплинарное дело, поступившее в квалификационную комиссию адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, должно быть рассмотрено не позднее двух месяцев, не считая времени отложения дисциплинарного дела по причинам, признанным квалификационной комиссией уважительными.

Разбирательство в квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта Российской Федерации осуществляется устно, на основе принципов состязательности и равенства участников дисциплинарного производства.

Перед началом разбирательства все члены квалификационной комиссии предупреждаются о недопустимости разглашения и об охране ставших известными в ходе разбирательства сведений, составляющих тайну личной жизни участников дисциплинарного производства, а также коммерческую, адвокатскую и иную тайны.

Квалификационная комиссия должна дать заключение по возбужденному дисциплинарному производству в том заседании, в котором состоялось разбирательство по существу, на основании непосредственного исследования доказательств, представленных участниками производства до начала разбирательства, а также их устных объяснений.

Копии письменных доказательств или документов, которые участники намерены представить в комиссию, должны быть переданы ее секретарю не позднее двух суток до начала заседания. Квалификационная комиссия может принять от участников дисциплинарного производства к рассмотрению дополнительные материалы непосредственно в процессе разбирательства, если они не могли быть представлены заранее. В этом случае комиссия, по ходатайству участников дисциплинарного производства, может отложить разбирательство для ознакомления с вновь представленными материалами.

Неявка кого-либо из участников дисциплинарного производства не является основанием для отложения разбирательства. В этом случае квалификационная комиссия рассматривает дело по существу по имеющимся материалам и выслушивает тех участников производства, которые явились на заседание комиссии.

Разбирательство в комиссии осуществляется в пределах тех требований и по тем основаниям, которые изложены в жалобе, представлении, сообщении. Изменение предмета и (или) основания жалобы, представления, сообщения не допускаются.

Участники дисциплинарного производства с момента его возбуждения имеют право:

  1. знакомиться со всеми материалами дисциплинарного производства, делать выписки из них, снимать с них копии, в том числе с помощью технических средств;
  2. участвовать в заседании комиссии лично и (или) через представителя;
  3. давать по существу разбирательства устные и письменные объяснения, представлять доказательства;
  4. знакомиться с протоколом заседания и заключением комиссии;
  5. в случае несогласия с заключением комиссии представить Совету свои объяснения.

По просьбе участников дисциплинарного производства комиссия вправе запросить дополнительные сведения и документы, на которые участники ссылаются в подтверждение своих доводов.

Адвокат, в отношении которого возбуждено дисциплинарное производство, имеет право принимать меры по примирению с лицом, подавшим жалобу, до решения Совета. Адвокат и его представитель дают объяснения комиссии последними.

Квалификационная комиссия обязана вынести заключение по существу, если к моменту возбуждения дисциплинарного производства не истекли сроки, предусмотренные статьей 18 Кодекса профессиональной этики адвоката.

По результатам разбирательства квалификационная комиссия вправе вынести следующие заключения:

  • о наличии в действиях (бездействии) адвоката нарушения норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и (или) Кодекса этики адвоката, либо о неисполнении или ненадлежащем исполнении им своих обязанностей перед доверителем; либо о неисполнении решений органов адвокатской палаты;
  • о необходимости прекращения дисциплинарного производства вследствие отсутствия в действии (бездействии) адвоката нарушения норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и (или) этики либо вследствие надлежащего исполнения адвокатом своих обязанностей перед доверителем или адвокатской палатой;
  • о необходимости прекращения дисциплинарного производства вследствие состоявшегося ранее заключения квалификационной комиссии и решения Совета этой или иной адвокатской палаты по производству с теми же участниками по тому же предмету и основанию;
  • о необходимости прекращения дисциплинарного производства вследствие отзыва жалобы, представления, сообщения либо примирения лица, подавшего жалобу, и адвоката;
  • о необходимости прекращения дисциплинарного производства вследствие истечения сроков применения мер дисциплинарной ответственности;
  • о необходимости прекращения дисциплинарного производства вследствие обнаружившегося в ходе разбирательства отсутствия допустимого повода для возбуждения дисциплинарного производства.

Разбирательство во всех случаях осуществляется в закрытом заседании квалификационной комиссии. Порядок разбирательства определяется квалификационной комиссией и доводится до сведения участников дисциплинарного производства. Заседание квалификационной комиссии ведет ее председатель (назначенный им заместитель из числа членов комиссии), который обеспечивает порядок в ходе ее заседания. Нарушители порядка могут быть отстранены от заседания комиссии по ее решению. Участники дисциплинарного производства вправе присутствовать при оглашении заключения комиссии.

Заседание квалификационной комиссии фиксируется протоколом, в котором отражаются все существенные стороны разбирательства, а также формулировка заключения. Протокол подписывается председателем и секретарем комиссии. В случаях, признаваемых комиссией необходимыми, может вестись звукозапись, прилагаемая к протоколу.

По существу разбирательства комиссия принимает заключение путем голосования именными бюллетенями, форма которых утверждается Советом. Формулировки по вопросам для голосования предлагаются председателем комиссии или назначенным им заместителем. Именные бюллетени для голосования членов комиссии приобщаются к протоколу и являются его неотъемлемой частью.

По просьбе участников дисциплинарного производства им в десятидневный срок вручается (направляется) заверенная копия заключения комиссии.

Заключение комиссии должно быть мотивированным и обоснованным и состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Во вводной части заключения указываются время и место вынесения заключения, наименование комиссии, его вынесшей, состав комиссии, участники дисциплинарного производства, повод для возбуждения дисциплинарного производства.

Описательная часть заключения должна содержать указание на предмет жалобы или представления (сообщения), объяснения адвоката.

В мотивировочной части заключения должны быть указаны фактические обстоятельства, установленные комиссией, доказательства, на которых основаны ее выводы, и доводы, по которым она отвергает те или иные доказательства, а также правила профессионального поведения адвокатов, предусмотренные законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре, Кодексом этики, которыми руководствовалась комиссия при вынесении заключения.

Дисциплинарное дело, поступившее в Совет палаты с заключением квалификационной комиссии, должно быть рассмотрено не позднее двух месяцев с момента вынесения заключения, не считая времени отложения дисциплинарного дела по причинам, признанным советом уважительными. Участники дисциплинарного производства извещаются о месте и времени заседания Совета.

Участники дисциплинарного производства не позднее десяти суток с момента вынесения квалификационной комиссией заключения вправе представить через ее секретаря в Совет письменное заявление, в котором выражены несогласие с этим заключением или его поддержка.

Совет при разбирательстве не вправе пересматривать выводы комиссии в части установленных ею фактических обстоятельств, считать установленными не установленные ею фактические обстоятельства, а равно выходить за пределы жалобы, представления, сообщения и заключения комиссии. Представление новых доказательств не допускается.

Разбирательство по дисциплинарному производству осуществляется в Совете в закрытом заседании. Неявка кого-либо из участников дисциплинарного производства не препятствует разбирательству и принятию решения. Участникам дисциплинарного производства предоставляются равные права изложить свои доводы в поддержку или против заключения квалификационной комиссии, а также высказаться по существу предлагаемых в отношении адвоката мер дисциплинарной ответственности.

Решение Совета должно быть мотивированным и содержать конкретную ссылку на правила профессионального поведения адвоката, предусмотренные законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре, Кодексом этики, в соответствии с которыми квалифицировалось действие (бездействие) адвоката.

Совет с учетом конкретных обстоятельств дела должен принять меры к примирению адвоката и лица, подавшего жалобу.

Решение по жалобе, представлению, сообщению принимается Советом путем голосования. Резолютивная часть решения оглашается участникам дисциплинарного производства непосредственно по окончании разбирательства в том же заседании. По просьбе участника дисциплинарного производства ему в десятидневный срок выдается (направляется) заверенная копия принятого решения.

В случае принятия решения о прекращении статуса адвоката копия решения вручается (направляется) лицу, в отношении которого принято решение о прекращении статуса адвоката, или его представителю независимо от наличия просьбы об этом.

Совет вправе принять по дисциплинарному производству следующее решение:

  1. о наличии в действиях (бездействии) адвоката нарушения норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и (или) Кодекса этики, о неисполнении или ненадлежащим исполнении им своих обязанностей перед доверителем или адвокатской палатой и о применении к адвокату мер дисциплинарной ответственности, предусмотренных статьей 18 Кодекса этики;
  2. о прекращении дисциплинарного производства в отношении адвоката вследствие отсутствия в его действиях (бездействии) нарушения норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и (или) Кодекса этики, либо вследствие надлежащего исполнения им своих обязанностей перед доверителем или адвокатской палатой, на основании заключения комиссии или вопреки ему, если фактические обстоятельства комиссией установлены правильно, но ею сделана ошибка в правовой оценке деяния адвоката или толковании закона и Кодекса этики;
  3. о прекращении дисциплинарного производства вследствие состоявшегося ранее заключения квалификационной комиссии и решения Совета этой или иной адвокатской палаты по производству с теми же участниками, по тому же предмету и основанию;
  4. о прекращении дисциплинарного производства вследствие отзыва жалобы, представления, сообщения либо примирения лица, подавшего жалобу, и адвоката;
  5. о направлении дисциплинарного производства квалификационной комиссии для нового разбирательства вследствие существенного нарушения процедуры, допущенного ею при разбирательстве;
  6. о прекращении дисциплинарного производства вследствие истечения сроков применения мер дисциплинарной ответственности, обнаружившегося в ходе разбирательства Советом или комиссией;
  7. о прекращении дисциплинарного производства вследствие малозначительности совершенного адвокатом проступка с указанием адвокату на допущенное нарушение;

Казначей Иван Васильевич - кандидат юридических наук, преподаватель кафедры уголовного процесса учебно-научного комплекса по предварительному расследованию в ОВД Волгоградской академии МВД России, инд. 400084 г. Волгоград ул. Историческая, д. 130, е-тай:2013гук@тай. ru.

Information about the author

Kaznachey Ivan Vasilevich - candidate of legal sciences, lecturer department of criminal procedure Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Volgograd, Russia, 400089, Volgograd, Str.Historic, 130, е-mail:[email protected].

Дата поступления статьи в редакцию: 24.02.2016.

А.А. Козявин А.П. Ксёндзык

ЭТАПЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ АДВОКАТА И АДВОКАТСКОГО ДИСЦИПЛИНАРНОГО

ПРОИЗВОДСТВА

Настоящая статья посвящена исследованию некоторых актуальных проблем повышения качества адвокатской деятельности, необходимость в котором обусловлена, кроме прочего, периодически возникающими дискуссиями о внедрении в уголовный процесс институтов адвокатского расследования и следственных судей.

В статье на основе анализа нормативных источников сформулированы четыре этапа развития указанного института: доисторический, этапы становления, конкретизации и систематизации этических положений. В ходе исследования с учетом выдвинутой периодизации и материалов дисциплинарной практики адвокатских палат субъектов Российской Федерации идентифицированы и охарактеризованы основные группы проблем в части совершенствования института профессиональной ответственности адвоката в России: определения модели фиксации этических правил, создания комиссий по этике, отсутствия еди-

нообразия в дисциплинарной практике, необходимости введения стандарта качества адвокатских услуг и совершенствования механизма контроля за ним. Также предложены направления их решения.

Ключевые слова: адвокатская деятельность, профессиональная этика адвоката, дисциплинарная ответственность адвоката, уголовное судопроизводство.

A.A. Kozyavin A.P. Ksendzyk

STAGES AND MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPING THE INSTITUTE OF ADVOCATE"S PROFESSIONAL RESPONSIBILITY AND OF ADVOCATORY DISCIPLINARY

This article is devoted to some topical problems of improvement of quality of advocacy, the need for which is caused by, among other things, recurring discussions about introduction to the criminal proceedings of institutes of advocate investigation and investigative judges. In the article on the basis of the analysis of regulatory sources 4 stages of development of the specified institute are formulated: prehistoric, phases of formation, con-cretization and systematization of ethical provisions. In the course of the research by taking into consideration the periodization and the materials of the disciplinary practice of advocate chambers of subjects of the Russian Federation major groups of issues in terms of improving the Institute of advocate"s professional liability in Russia are identified and characterized as follow: definition the model to commit ethical rules, creation of ethics commissions, the lack of consistency in disciplinary practices, the need to introduce quality standards of legal services and improving the mechanism of control over them. Concrete directions for their solution are proposed.

Keywords: advocacy, professional ethics of a lawyer, disciplinary liability of a lawyer, the criminal proceedings.

Из истории формирования адвокатской корпорации известно, что отношение к правозащитникам в России всегда было достаточно противоречивое. С одной стороны, общество отчетливо признавало необходимость участия в процессе стороны защиты, с другой - под давлением воли монарха и устоявшихся отрицательных взглядов в обществе

процесс становления адвокатуры протекал крайне медленно ввиду перманентно утверждавшихся законов, тормозивших вышеуказанное развитие. К примеру, в 1878 г. Министерство Юстиции вообще предложило проект уничтожения независимости адвокатуры .

Несмотря на все сложности и потрясения, за 150-летие своего существования адвокатура зарекомендовала себя как независимая профессиональная корпорация, получившая особенный импульс развития в ходе проведения с начала 90-х гг. XX в. коренных демократических преобразований, в том числе расширивших воздействие институтов гражданского общества, коим является и она, на строго публичные сферы общественных отношений - отправление правосудия, уголовный процесс и т. д. . В каждый конкретный момент своего существования адвокатское сообщество понимало особую моральную остроту профессии, возводя в Абсолют постулат: «Неприемлемым является поведение адвокатов, которые, осуществляя защиту своих клиентов, выходят за рамки дозволенного с точки зрения права и морали...» . А потому уже традиционным является то, что адвокатская корпорация особое внимание уделяет профессиональной ответственности своих членов за правовое и моральное качество труда.

Инструментом, способствующим контролировать эффективность оказания квалифицированной юридической помощи и соблюдение нравственных и этических требований в процессе осуществления защиты, является ответственность адвоката. Профессиональная ответственность адвоката представляет собой возникшее из профессионального правонарушения правоотношение между органами профессионального контроля корпорации и нарушителем, на которого возлагается обязанность претерпеть определенные негативные последствия в результате нарушения корпоративных правил.

Для всестороннего анализа характерных черт профессиональной ответственности адвоката целесообразно рассмотреть периодизацию истории ее становления в России. На основе анализа положений Кодекса профессиональной этики адвоката и Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации, а также с учетом существующих в науке периодизаций, выделим основные этапы развития института профессиональной ответственности адвоката:

1. До 2002 г. - доисторический этап развития профессиональной ответственности адвоката (протоответственность): отсутствие норм,

регулирующих привлечение адвокатов к профессиональной ответственности; регламентация вышеуказанных положений нормами государственного права; наступление других видов юридической ответственности за совершение правонарушений адвокатами.

2. 2002-2004 гг. - этап становления профессиональной ответственности адвоката (осевое время): принятие Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации, содержащего общие принципы, нарушение которых влекло привлечение адвокатов к профессиональной ответственности; принятие Кодекса профессиональной этики адвоката, конкретизирующего положения вышеуказанного Закона.

3. С 2004 г. наступает этап конкретизации положений в сфере профессиональной ответственности адвокатов, отправной точкой которого считается принятие Федерального закона от 20.12.2004 г. №163-ФЗ1, закрепившего отсылочную норму, согласно которой статус адвоката может быть прекращен из-за нарушения норм Кодекса профессиональной этики адвоката. Результатом внесенных изменений в Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре в 2004 г. является конкретизация общих требований законодательства в конкретные правовые предписания, содержащиеся в корпоративном акте.

4. Современный этап (этап систематизации) - ежегодная публикация дисциплинарной практики адвокатских палат субъектов Российской Федерации с целью совершенствования деятельности региональных адвокатских палат и повышения престижа адвокатской корпорации.

Дискуссионными вопросами на современном этапе формирования профессиональной ответственности адвоката, на наш взгляд, выступают:

1. Модель фиксации этических правил, регулирующих отношения в сфере адвокатской деятельности, в корпоративном кодифицированном акте - Кодексе профессиональной этики адвоката.

Так, А. Д. Бойков , Ю. С. Пилипенко , считают более целесообразной прецедентную модель. Эволюционный путь развития этики адвоката по этой модели предполагает в качестве результата обобщения прецедентов появление сводов этических правил, играющих роль казуальных нравственных ориентиров для адвоката.

1О внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» [федеральный закон от 20.12.2004 №163-ФЗ с изм. от 21.11.2011] // СЗ РФ. 2004. № 52. Ст. 5267.

2. Создание Комиссии по этике, наделенной правом давать разъяснения по вопросам применения Кодекса профессиональной этики адвоката. Постоянно действующая коллегиальная структура при Федеральной палате адвокатов призвана обеспечить единообразие дисциплинарной практики адвокатов, способствовать выработке единых этических стандартов на всей территории Российской Федерации. Идея создания Комиссии была воспринята положительно большинством членов адвокатского сообщества, но не получила закрепления в Кодексе.

3. Отсутствие единообразного подхода к дисциплинарной практике адвокатских палат субъектов Российской Федерации. Вышеуказанный пробел в регулировании отношений в сфере адвокатской деятельности находит отражение в вынесении решений Советами Адвокатских палат субъектов РФ о применении дисциплинарных взысканий, не закрепленных в Кодексе и Законе об адвокатуре. Посмотреть динамику можно на примере деятельности Совета Адвокатской палаты г. Москвы (табл., рис.).

Обобщенные данные дисциплинарных производств, рассмотренных Советом Адвокатской палаты г. Москвы

за 2003-2008 гг.

Период/ мера Всего 2003- 2005 2006 2007 2008

взыскания 2004

312 50 50 92 49 71

Замечание 85 17 12 16 17 23

Предупреждение 51 8 11 11 10 11

Выговор 27 15 8 4 - -

Прекращение ста- 149 10 19 61 22 37

туса адвоката

4. Введение стандарта качества адвокатских услуг. Новая волна обсуждений среди процессуалистов, касающихся злоупотреблений адвокатом-защитником своими полномочиями, выявлена в связи с принятием Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 №29 (далее - Пленум)1, посвященного обеспечению права на защиту в уголовном судопроизводстве. Предметом дискуссии явилось содержание, изложенное в п. 18 Пленума, о праве на отказ в

1 О практике применения судами законодательства, обеспечивающего право на защиту в уголовном судопроизводстве: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 №29 // Российская газета. 2015. 1 июля.

удовлетворении ходатайств защиты и на иное ограничение правомочий обвиняемого либо защитника, если это обусловлено недобросовестным поведением со стороны последних. При этом, стоит отметить, злоупотребить процессуальным правом защитник может не только посредством подачи многочисленных ходатайств, но и при осуществлении пассивной защиты, так как процессуальные обязанности защитника необходимы для обеспечения обвиняемому права на защиту и для соблюдения требований презумпции невиновности.

Удельный вес решений Совета Адвокатской палаты г. Москвы

за 2003-2008гг.

В настоящее время оценочные стандарты уже используются в правоприменительной практике и регламентированы ч. 1 ст. 8 Кодекса профессиональной этики адвоката1. К таким стандартам относятся добросовестность, честность, разумность, квалифицированность, принципиальность и своевременность. Введение формальных стандартов, указывающих на конкретные действия, которые должен совершать адвокат в своей деятельности, предопределяют закрепление соответствующих норм в Кодексе.

Анализируя российский опыт формирования системы контроля за качеством адвокатских услуг, следует отметить, что в советское

1 Кодекс профессиональной этики адвоката: принят Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003 (с изм. от 22.04.2015) // Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ. 2010. № 3. С. 3-28.

время полномочными органами, осуществляющими такой контроль, являлись комиссии по качеству, значительную часть членства которых составляли наиболее опытные адвокаты. В настоящее время система повышения квалификации адвокатов имеет рекомендательно-добровольный характер .

Здесь имеет смысл обратиться к зарубежному опыту в формировании подходов к стандартизации качества услуг . Так, для предотвращения нарушений курсы повышения квалификации используются Датской ассоциацией юристов1 и Орденом адвокатов Португалии . В Германии адвокат обязан совершенствовать профессиональные навыки, проходя обучение в немецкой Академии адвокатуры в Берлине или на платных краткосрочных курсах в разных городах Германии .

5. Совершенствование механизма контроля за качеством адвокатских услуг. Речь идет о необходимости расширения перечня мер дисциплинарной ответственности с целью обеспечения соблюдения принципов профессиональной этики адвоката в России. Более того, требование необходимости закрепления дополнительных мер дисциплинарной ответственности адвоката подтверждается дисциплинарной практикой адвокатских палат субъектов Российской Федерации, которые неоднократно применяли меры, не закрепленные в Законе об адвокатуре и Кодексе .

Совершенствование механизма привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности в Российской Федерации может осуществляться в виде заимствования характерных черт романо-германской и континентальной правовых семей. При этом следует учитывать и российский исторический опыт становления механизма привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности. Так, система дисциплинарных взысканий согласно Учреждению судебных установлений, принятому в 1912 г., предусматривала применение к адвокатам следующих дисциплинарных мер: предостережение; выговор; запрещение осуществлять деятельность присяжного поверенного в течение 1 года; исключение из числа присяжных поверенных; предание уголовному суду . Современные реалии также накладывают свой отпечаток на существо предложений по расширению перечня дисциплинарных мер воздействия на адвоката: наиболее

1 Информационная справка о международной деятельности Федеральной палаты адвокатов РФ за 2004 год // Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ. 2005. № 1. С. 74.

обсуждаемой из них является денежное взыскание в размере до 100 рублей. Впрочем, она не была включена в итоговую редакцию поправок к Закону об адвокатской деятельности и адвокатуре и к Кодексу профессиональной этики адвоката.

Таким образом, целесообразным представляется расширение мер профессиональной ответственности адвоката посредством закрепления как юридической ответственности, применяемой к адвокатам в России вследствие нарушения правовых норм, путем дополнения уже имеющихся мер штрафом и принудительным повышением квалификации; так и моральной ответственности - путем замечания, предупреждения, выговора.

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что ответственность адвоката в России прошла длительный путь развития: с момента зарождения до этапа систематизации, осуществляющейся и в настоящее время. Учитывая, что в юридическом профессиональном сообществе периодически возникают дискуссии о возможности наделения адвокатом правом осуществлять адвокатское расследование (а это совсем иной, нежели сегодня, уровень полномочий и ответственности) и даже введения института следственных судей исследование проблем и перспектив дальнейшего развития ответственности адвоката в Российской Федерации как основного механизма обеспечения конституционного права на квалифицированную юридическую помощь становится особенно актуальным.

Список использованной литературы

1. Гессен И. В. История русской адвокатуры: Адвокатура, общество и государство, 1864-1914 гг. М. : Изд-во Совета Присяжных Поверенных, 1914. Т. 1. 672 с.

2. Козявин А. А., Чистилина Д. О. Перспективы развития взаимодействия институтов гражданского общества и уголовного судопроизводства // Известия Юго-Западного государственного университета. 2015. № 1. С. 136-144.

3. Рябинина Т. К. Нравственные начала уголовного процесса: учеб. пособие. Курск: КурскГТУ, 2007. 440 с.

4. Бойков А. Д. Этика профессиональной защиты по уголовным делам. М. : Юрид. лит., 1978. 173 с.

5. Пилипенко Ю. С. Адвокатская тайна: комментарий к дисциплинарной практике. М. : Информ-Право, 2009. 336 с.

6. Женина М. А. Теоретические и практические проблемы дисциплинарной ответственности адвоката: дис. ... канд. юрид. наук, 2009. 232 с.

7. Козявин А. А., Овчинникова А. П. Реформирование института дисциплинарной ответственности адвоката в Российской Федерации (на основе анализа опыта зарубежных стран) // Известия Юго-Западного государственного университета. 2015. № 4. С. 131-138.

8. Д"Альмедио Риберио А. Профессиональная подготовка адвокатов Португалии // Адвокат. 2002. № 11. С. 2-5.

9. Жалинский А. Введение в немецкое право. М. : Спарк, 2001. 767 с.

10. Профессиональная этика адвокатов. (Материалы по вопросам дисциплинарной практики адвокатских палат субъектов Российской Федерации) : сб. материалов / сост. Н. М. Кипнис; под ред. М. А. Сучкова. М. : ООО «Вариант», 2008. 576 с.

11. Змирлов К.П. Учреждение судебных установлений, измен. и доп. Законом о преобразовании местного суда [Собр. узак. 1912 г. № 118]. СПб. : Изд-ие Юрид. книжного склада «Право», 1913. 487 с.

Козявин Андрей Александрович - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Юго-Западного государственного университета, г. Курск, 305040, ул. 50 лет Октября, 94; e-mail: [email protected].

Ксёндзык Анна Павловна - магистрант кафедры уголовного процесса и криминалистики Юго-Западного государственного университета, г. Курск, 305009, ул. Бутко, д. 17, кв. 13; е-mail: anna. [email protected].

Information about the authors

Kozyavin Andrey Aleksandrovich - Candidate of Law, Associated Professor, Associated Professor of the Criminal Procedure and Criminalistics Department of Southwest State University, Kursk, 305040, 50 let Okyabrya Str., 94; e-mail: [email protected].

Ksendzyk Anna Pavlovna - magistrate student of the Criminal Procedure and Criminalistics Department of South West State University, Kursk, 305009, Butko str., 17 - 13; e-mail: [email protected].