Как прокуратура проверяет доходы государственных служащих. Как проверяют налоговые декларации Как проверяют декларации госслужащих

Недавно Национальное агентство по вопросам предупреждения коррупции (НАПК) и Министерство юстиции наконец-то пришли к соглашению по поводу того, каким должен быть порядок проведения контроля и полной проверки так называемых электронных деклараций чиновников.

НАПК своим решением от 10 февраля 2017 года № 56 утвердил Порядок проведения контроля и полной проверки декларации лица, уполномоченного на исполнение функций государства или местного самоуправления (далее - Порядок). 13 февраля 2017 года Министерство юстиции его зарегистрировало, а 17 февраля Порядок вступил в силу как нормативно-правовой акт.

Порядок определяет, каким образом должны проводиться предусмотренные статьями 48 и 50 Закона Украины "О предупреждении коррупции" контроль деклараций и их полная проверка.

Проведение контроля деклараций регламентировано разделом ІІ Порядка и сводится к формальным процедурам, которые осуществляются в автоматическом режиме средствами программного обеспечения Реестра.

В то же время полная проверка декларации, регламентированная разделом ІІІ Порядка, предусматривает необходимость осуществления должностными лицами НАПК более широкого перечня действий, необходимых для достижения целей проверки.

Напомним, что полная проверка электронной декларации состоит в выяснении достоверности задекларированных сведений, выяснении точности оценки задекларированных активов, проверке на наличие конфликта интересов, проверке на наличие признаков незаконного обогащения.

Прежде всего следует отметить, что в процесс проведения полной проверки Порядком вводится стадия принятия НАПК решения о проведении полной проверки или об отказе в ее проведении. Появление этой стадии интересно тем, что любое решение субъекта властных полномочий можно обжаловать в суд в порядке административного судопроизводства, и решение НАПК о проведении полной проверки декларации не является исключением. Предусматривается, что на практике таким правом часто будут пользоваться адвокаты чиновников, чьи декларации НАПК соберется проверять.

И хотя абзац 8 пункта 2 раздела ІІІ Порядка содержит положение о том, что обжалование решения о проведении проверки не приостанавливает проведения полной проверки декларации, однако положений статьи 117 Кодекса административного судопроизводства Украины относительно возможности принятия мер обеспечения административного иска, в частности путем приостановления действия решения субъекта властных полномочий, никто не отменял. А потому указанные положения пригодятся в случае необходимости заблокировать или отсрочить проверку декларации.

Это же в полной мере касается и стадии принятия НАПК решения о результатах полной проверки декларации.

Сам механизм проверки предусматривает анализ сведений об указанных в декларации объектах декларирования и сопоставление их со сведениями об этих объектах, содержащимися в соответствующих государственных реестрах и базах данных. Кроме того, НАПК имеет право обратиться с запросами о предоставлении информации или копий документов в государственные органы, органы местного самоуправления, к субъектам хозяйствования независимо от форм собственности, а также к самому декларанту для предоставления объяснений и/или копий подтверждающих документов.

Субъект декларирования, в свою очередь, не обязан предоставлять НАПК свои объяснения или документы, однако имеет право сделать это, если считает нужным (абзац 3 пункта 12 раздела ІІІ Порядка).

Заслуживает отдельного внимания также перечень тех объектов, в отношении которых может осуществляться проверка. Так, согласно пункту 5 раздела ІІІ Порядка НАПК при проведении полной проверки декларации проводит проверку всех сведений, отраженных в декларации.

Также абзацем 3 пункта 9 этого раздела предусмотрено, что во время проверки НАПК имеет право требовать и получать только документы (их копии) и информацию относительно сведений, которые отражены субъектом декларирования в соответствующих разделах декларации.

То есть проверку можно осуществить только в отношении того имущества, которое декларант отразил в своей декларации, требовать документы и информацию относительно другого имущества НАПК не уполномочено.

Например, если в средствах массовой информации распространяются сведения о якобы принадлежности определенному чиновнику-декларанту недвижимого имущества за границей через ряд офшорных структур, однако чиновник не отразил сведения об этом объекте в декларации, НАПК согласно требованиям Порядка не имеет права требовать и получать документы и информацию о таком объекте, а поэтому и не будет иметь возможности проверить эти сведения.

Одним из вопросов, вызывающих наибольший интерес в связи с полными проверками деклараций чиновников, является возможность привлечения к уголовной ответственности за незаконное обогащение.

Действительно, одной из целей полной проверки декларации является выявление признаков незаконного обогащения субъекта декларирования. Подавляющим большинством граждан понятие "незаконное обогащение" воспринимается на бытовом уровне: у чиновника есть много денег и ценного имущества, которое он точно не мог приобрести за свою небольшую зарплату. Поэтому такой чиновник должен нести уголовную ответственность за незаконное обогащение. Вроде бы все очевидно и достаточно просто.

На самом же деле все выглядит иначе. Прежде всего следует отметить, что и в теории уголовного права, и согласно нормам действующего Уголовного кодекса любое преступление, а точнее, его объективная сторона, предусматривает совершение лицом деяния (действия или бездействия). Причем деяние должно быть вполне четким и конкретным, это акт поведения лица, произошедший в определенное время в определенном месте при определенных обстоятельствах.

Не является исключением и такое уголовное правонарушение, как незаконное обогащение. Диспозиция статьи 368-2 УК Украины определяет незаконное обогащение как приобретение лицом, уполномоченным на исполнение функций государства или местного самоуправления, в собственность активов в значительном размере, законность оснований приобретения которых не подтверждено доказательствами, а так же передача им таких активов любому другому лицу. То есть статья предусматривает ответственность за конкретные деяния - приобретение в собственность активов и передачу активов, а не за факт наличия у лица таких активов.

При таких обстоятельствах, для того чтобы установить состав преступления незаконного обогащения, недостаточно только установить наличие активов и отсутствие доказательств их законного приобретения. Прежде всего необходимо установить наличие самого деяния - приобретения в собственность или передачу активов, когда такое деяние имело место, где и при каких обстоятельствах оно произошло.

Установление наличия деяния, а также других признаков состава уголовного правонарушения незаконного обогащения относится к компетенции следственных органов. К полномочиям НАПК относится только выявление признаков незаконного обогащения, то есть таких фактов, которые потенциально могут указывать на наличие уголовно наказуемого деяния.

В соответствии с пунктом 17 раздела ІІІ Порядка признаками незаконного обогащения являются:

1) установление факта отражения в декларации недостоверных сведений относительно активов на сумму, превышающую тысячу необлагаемых минимумов доходов граждан, если при проверке не установлены основания возникновения прав на такие активы, или такие основания содержат признаки правонарушения;

2) выявление факта передачи таких активов.

Возникает вопрос, как быть с теми активами, основания возникновения прав на которые не установлены (декларант не может объяснить, откуда взял миллион долларов наличности), однако все сведения о них отражены в декларации достоверно и правильно? Формально согласно пункту 17 Порядка наличие таких активов не может считаться признаком незаконного обогащения, поскольку сведения о них отражены в декларации достоверно.

Вообще понятие "основания возникновения прав на активы", которое употребляется в Порядке, достаточно формальное. Ни Закон Украины "О предупреждении коррупции", ни Порядок не обязывают декларанта доказывать честность и законность приобретения актива. Например, основанием приобретения судьей (прокурором, депутатом, министром и т. п.) права собственности на трехэтажный жилой дом площадью 850 кв. м является договор купли-продажи или дарения этого дома. Такой договор будет подписан сторонами и удостоверен нотариально, никаких признаков правонарушений не будет содержать, а следовательно, основания считать факт приобретения в собственность дома незаконным обогащением отсутствуют. Выяснять источники происхождения средств, уплаченных за дом, НАПК не имеет права.

Такая же ситуация и с денежными средствами. Копия расписки или договора займа на определенную сумму средств формально будет основанием возникновения права на эти средства.

Таким образом, анализируя действующее законодательство об электронных декларациях и порядок их проверки, можно утверждать, что на сегодняшний день оно является несовершенным и в полной мере не выполняет задач разоблачения коррупционеров и предупреждения коррупции.

Полученная налоговой инспекцией, тщательно проверяется. Камеральную проверку заявленных в отчетном документе показателей проводит инспектор, ответственный за данную процедуру.

Контрольные мероприятия необходимы для выявления ошибок или несоответствий в представленной информации.

Камеральная проверка налоговой декларации 3-НДФЛ

Российским законодательством предусмотрена обязанность плательщика, не имеющего статус предпринимателя, подать налоговую декларацию 3-НДФЛ только в случае получения в отчетном периоде какого-либо дохода. Для получения социального или имущественного гражданин может обратиться в инспекцию в порядке осуществления своих прав, а не обязанностей.

При проведении контрольных мероприятий налоговый инспектор обязан уложиться в срок, предусмотренный ст. 88 Налогового кодекса РФ. Срок камеральной проверки 3-НДФЛ в 2018 году не должен превышать 3-х месяцев с момента ее подачи. За этот период работником налогового органа проверяется:

  • Соблюдены ли сроки подачи декларации;
  • Наличие или отсутствие ошибок в представленной информации;
  • Законность и обоснованность заявленных вычетов;
  • Соответствуют ли сведения, содержащиеся в отчете, данным полученным от других источников (факультативных участников налогового контроля, таких как Регистрационная палата или органы ГИБДД).

Срок проверки декларации 3-НДФЛ для налогового вычета в 2018 году также, как и в случае отражения в отчете полученных доходов, составляет 3 месяца. Причем, если декларация была отправлена по почте, датой ее представления в налоговый орган будет считаться дата ее отправки. Несмотря на то, что начать проверочные действия должностное лицо ФНС может только с момента получения декларации, срок начала контрольных мероприятий будет исчисляться с даты календарного штемпеля места отправления отчета.

Этапы проведения камеральной проверки 3-НДФЛ

От того, сколько длится камеральная проверка декларации 3-НДФЛ, зависит период возврата из бюджета заявленных вычетов. Камеральная проверка декларации 3-НДФЛ проводится только по информации, заявленной плательщиком налогов, и только за один год.

Ход проверки декларации определяет последовательность действий работника налогового органа. После проведения всех необходимых мероприятий он выносит решение по результатам проведенной проверки. В зависимости от итогов завершенного контроля налоговым органом направляется в адрес налогоплательщика извещение:

  • О принятом налоговым органом решении о возврате суммы излишне уплаченного налога;
  • О необходимости представления в налоговый орган уточняющего отчета.

Поэтому на то, сколько проверяют декларацию 3-НДФЛ в налоговой, влияет и правильность заполнения отчета. Уже начатая камеральная проверка 3-НДФЛ обнуляется в случае предоставления физическим лицом уточненных сведений.

В случае обнаружения инспектором ошибок и противоречий в заявленной информации, он попросит уточнить отчет, что обнулит первоначальный контроль, и срок проверки налоговой декларации 3-НДФЛ начнет исчисляться заново. Также при выявлении каких-либо расхождений или недочетов проверку приостанавливают и запрашивают у заявителя разъяснений в установленный законом срок 5 дней с момента получения уведомления о необходимости разъяснить спорный момент.

Как проверить статус камеральной проверки 3-НДФЛ

Чтобы проверить статус проверки 3 НДФЛ, необходимо:

  • Обратиться непосредственно в администрирующий налоговый орган с паспортом и свидетельством о постановке на налоговый учет (ИНН);
  • Зарегистрироваться на портале налог.ру и следить за ходом контроля через сервис «личный кабинет налогоплательщика».

Проверка 3-НДФЛ через интернет

Для того, чтобы узнать прошла ли камеральная проверка по налоговому вычету через онлайн-портал налоговой инспекции необходимо:

  • Пройти процедуру регистрации на официальном сайте ФНС;
  • Воспользоваться интернет-сервисом «личный кабинет налогоплательщика».

Процедура регистрации на сайте ФНС заключается в получении логина и пароля, причем логином является идентификационный номер налогоплательщика. Зарегистрироваться на сайте для отслеживания всей налоговой информации можно одним из 3-х способов:

  1. Обратиться непосредственно в инспекцию;
  2. Активировав доступ к налоговым сведениям с помощью усиленного ключа электронно-цифровой подписи;
  3. Через уже имеющуюся регистрацию на портале Госуслуг.

После прохождения активации доступа к личному кабинету ход контрольных мероприятий можно отследить следующим образом:

  • Войти в личный кабинет налогоплательщика;
  • Перейти в раздел «Налог на доходы ФЛ»;
  • Выбрать пункт «Декларация по форме 3-НДФЛ».

В открывшимся окне появится вся информация о ходе идущей и уже завершенных проверок, там отражены сведения:

  • Даты поступления в инспекцию деклараций;
  • Их регистрационные номера;
  • Статусы проверок;
  • Даты завершения;
  • Результаты проведенных проверок, если они уже завершены.

Полномочия налоговой инспекции по продлению срока проверки 3-НДФЛ

Камеральная проверка 3-НДФЛ больше 3 месяцев по законным основаниям может длиться только в случае выявления инспектором каких-либо ошибок или противоречий, требующих приостановки срока контрольных мероприятий. Продлить срок, отведенный на контроль налоговым законодательством, должностное лицо налогового органа не имеет права.

О приостановке контроля налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика путем направления в его адрес:

  • Уведомления о представлении уточнения;
  • Извещения о вызове в инспекцию.

На практике при заполнении декларации налогоплательщик обязан указать телефон для связи. По нему инспектор может связаться с заявителем и попросить недостающие документы, если они должны были быть представлены.

Если камеральная проверка по 3-НДФЛ длится больше 3 месяцев, но никаких извещений и уведомлений гражданин не получал, то это повод обратиться в инспекцию за разъяснениями. Информацию о ходе проверочных действий налогоплательщик может получить путем подачи заявления или жалобы на действия (бездействия) должностных лиц в инспекцию по месту регистрации либо в вышестоящий налоговый орган. Отреагировать на заявление или жалобу ФНС обязана в течении 15 рабочих дней.

Нарушение сроков камеральной проверки 3-НДФЛ не несет никаких последствий для налогового органа. Но несмотря на затягивание сроков контроля перечислить возврат налога казначейство должно вовремя и этот срок не может быть более 4-х месяцев с момента подачи декларации: 3 месяца, отведенные на проверку, и 30 дней на перечисление излишне уплаченных сумм.

Если налоговая за этот срок не возвратила, причитающийся гражданину вычет, то с инспекции взыскивается пеня за просрочку возврата. Расчет суммы пени производится по формуле: 1/365 от ставки рефинансирования умноженная на сумму возврата и на количество дней просрочки.

Начнем с того, что все отчеты по налогам на прибыль должны быть сданы до 30 апреля текущего года, по поводу НДС - раз в квартал, не позднее 25-го числа следующего месяца:

  • не позже 25 апреля;
  • 25 июля;
  • 25 октября;
  • 25 января.

Когда декларация подана в срок и с соблюдением протокола, начинается проверка, длящаяся обычно до трех месяцев (как правильно ?).

В ходе ревизии надзорными органами ФНС проводится мониторинг соблюдения закона о налогах и сборах со стороны налогоплательщиков, плательщиков сборов либо налоговых агентов. Налоговый кодекс России предписывает два вида проверок: камеральная, выездная и встречная.

Для уточнения личности, налогоплательщик должен потребовать у инспектора служебное удостоверение и решение руководства ФНС о проверке налоговой отчетности.

О сроках подачи декларации можно узнать , а о наказании за не поданный в срок документ и штрафах, читайте в .

Вопрос о том, как налоговая проверяет , будет рассмотрен далее в статье.

Виды проверок налоговых деклараций

Камеральная

Как уже было сказано выше, основным видом проверки декларации является камеральная.

Что такое камеральная проверка? Данный вид проверки проводят по указанному в сданной декларации периоду и виду налога.

Порядок проверки представленных данных подразумевает совершение следующих действий:

Камеральная налоговая проверка

Аудиторская

Еще один вид надзора - аудиторская проверка. Она включает в себя сбор и анализ, сопоставление полученных сведений о финансовом состоянии проверяемой компании.

По итогам аудиторской проверки уполномоченный исполнитель выдает заключение о деятельности компании. Данный вердикт содержит информационные сведения о правильном или ошибочном ведении отчетности в компании, а также достоверности предоставленных сведений о финансовой деятельности.

Внимание! Такой вид контроля компании как правило приветствуют, зачастую сами выбирая подходящую надежную аудиторскую фирму, с помощью грамотно составленного соглашения с аудиторами пользу ощущают как управленцы фирмы, так и финансовые работники.

Но как узнать о проверке декларации?
Чаще всего обычного налогоплательщика интересует состояние декларации . Легче всего узнать проверили ее или нет обладателям личного кабинета можно на сайте https://lkfl.nalog.ru/lk/ ФНС.

Однако увидеть статус проверки,на какой ступени находится декларация 3-НДФЛ по ИНН не получится без пароля , который можно получить, один раз посетив любую налоговую инспекцию и предъявив документ, удостоверяющий личность. Зайти в личный кабинет можно также, если вы зарегистрированы на портале Госуслуг.

Порядок и методы проведения аудиторских проверок

Что является недопустимым в отчетности?

Согласно установленному регламенту статьи 81 НК РФ в декларации недопустимы недостоверные сведения и ошибки. Наличие таковых может вызвать вопросы у налоговых надзорных органов.

Статья подразумевает под недостоверными сведениями «неверно указанные суммы доходов, расходов, результатов финансово-хозяйственной деятельности, налогов к уплате».

Ошибками же считают «неверно указанный или дату, арифметические ошибки, нарушение порядка заполнения декларации, неправильно указанные коды (ИНН, КПП, КБК, ОКТМО и прочее)».

О том, как заполнять декларацию 3-НДФЛ, мы рассказывали .

Предоставление пояснений о расхождениях в документе

Полученная от налогоплательщика декларация может вызвать у инспекторов ФНС вопросы , требующие пояснений, значит что-то в вашем отчете по налогам налоговикам не понравилось. Обычно выявление недостатков представителями ИФНС проходит в автоматическом режиме для всех по­лу­чен­ных де­кла­ра­ций и бух­гал­тер­ской от­чет­но­сти. Предоставление пояснений о расхождениях в документах осуществляется плательщиком в определенный срок.

Поэтому ошибки в отчетности правомочно вызовут необходимость дать ИФНС разъяснения по пунктам претензий (регламент: п. 3 ст. 88 НК РФ). Ошибка — это, как правило, про­ти­во­ре­чие между све­де­ни­я­ми в пред­став­лен­ных до­ку­мен­тах, рас­хож­де­ния между сдан­ны­ми све­де­ни­я­ми и све­де­ни­я­ми, ко­то­рые есть у на­ло­го­во­го ор­га­на.

Если в ходе камеральной проверки декларации, в которой были заявлены убытки, инспектор требует дать пояснения, то вам придется их дать. В может быть указана уменьшенная сумма налога для уплаты в бюджет, нежели в первоначальном отчете.

Как произвести расчёт суммы выплат и заполнить декларацию читайте .

Тогда, согласно п. 3 ст. 88 НК РФ, налоговики будут требовать обосновывающие изменение чисел пояснение.

Согласно проведенной проверке и найденным правовым нарушениям ведения финансовой отчетности либо махинаций с налогами, «инспекция по налогам может применить к организации и ее должностным лицам налоговую или административную ответственность». Если выявленные нарушения в декларации оказались слишком серьезными, инспекция в праве передать все материалы в МВД, вплоть до уголовного преследования.

Штрафы и санкции зависят от обстоятельств, которые могут как смягчить вину ,так и утяжелить ответственность плательщика, нарушившего НК РФ.

«По результатам проверки (как выездной, так и камеральной) руководитель инспекции (его заместитель) может привлечь организацию к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ)».

Налоги – дело серьезное, подход к налогообложению и отчетности по ним строго регламентированы государством. Посему требуется неукоснительно и четко исполнять все этапы как уплаты налогов, так и отчетных операций. Тогда любой аудитор или налоговый инспектор будет вам не враг, а соратник.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Камеральная проверка представляет собой установление правильности предоставленных данных только по декларации и прилагающимся к ней справкам и документам и только в месте нахождения налогового органа. Подробнее о декларации и порядке её заполнения читайте .

Под данными, которые содержатся в отчетной форме, статьей 229 НК РФ подразумеваются суммы доходов, полученные за тот год, за который подается отчетность, а также вычеты и налоги, которые были удержаны из доходов отчитывающегося лица.

Проводится такая процедура для того, чтобы выявить возможные ошибки и неточности в предоставленных налогоплательщиком сведениях и дать ему возможность исправить найденные недочеты и предъявить верные сведения.

В каких ситуациях она проводится?

Обстоятельства, которые составляют повод для осуществления камеральной проверки декларации 3 НДФЛ, представляют собой обращение в налоговую инспекцию гражданина:

  • с целью предъявления права на различные вычеты;
  • для получения обратно излишне уплаченных сумм налога на доходы физлиц;
  • для отчета о доходах за истекший год.

Для проведения указанной процедуры нужна сама форма 3 НДФЛ, а также обосновывающие указанные в ней цифры документы. Если каких-то справок, платежных документов и т. д. не хватает, то налоговая инспекция запрашивает их у налогоплательщика. Кроме того, налоговый орган может запрашивать объяснения по нуждающимся в разъяснении вопросам у налогоплательщика. То, как проводится процедура рассматриваемой проверки поданной документации, описано в статье 88 НК РФ .

Сроки проведения проверки НДФЛ-3 декларации

Отчет по получению дохода физлицами сдается по общему правилу до 30 апреля года, следующего за тем, за который отчитывается налогоплательщик. А вот для предоставления вычета и излишних сумм налога срок сдачи декларации не важен.

В соответствии с пунктом 2 статьи 88 НК РФ на установление корректности сведений, отраженных в отчетности, отводится три месяца. Процедура считается начатой с того момента, как специалист налоговой инспекции получает от гражданина заполненную декларацию.

Момент получения отчетности различается в зависимости от того, каким способом специалист службы получает декларацию:

  1. лично в руки – момент фактической передачи;
  2. по электронной почте – момент отправки электронного письма;
  3. по обычной почте – момент отправки письма.

Что именно уточняется во время этой процедуры?

В процессе проведения указанной процедуры в отношении 3 НДФЛ выявляют возможные недочеты в:

  • самой декларации;
  • составе предоставленного пакета документов (все ли необходимые документы приложены);
  • соответствии данных, указанных в форме 3 НДФЛ данным, которые приложены к ней (например, 2 НДФЛ – справке от работодателя о доходе, полученном у него физлицом);
  • применении ставок налога и его исчислении;
  • применении налоговых вычетов.

ВАЖНО! Если в процессе установления корректности данных будут обнаружены, ошибки, неточности, несовпадение предоставленных сведений, недостающие данные, то налогоплательщик должен за пять рабочих дней (в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 88 НК РФ) внести коррективы в декларацию.

Как проверить налоговую декларацию? Пошаговая инструкция

В этом разделе подробно будет рассказано, как проверить НДФЛ-3 декларацию.

Моментом начала процедуры считается момент предоставления специалисту налогового органа отчетной формы с соответствующими подтверждающими содержащиеся в ней данные документами. О начале проверки никаких специальных уведомлений налогоплательщику не направляется.

Также не требуется и никаких распоряжений или приказов о произведении камеральной проверки, ответственное лицо налоговой инспекции проводит ее без указания от руководства.

Ответственный специалист проверяет содержащиеся в декларации данные и, в случае выявленных несоответствий, обязывает налогоплательщика устранить найденные нарушения не более чем за 5 рабочих дней. Для этого проверяющий связывается с гражданином, подавшим декларацию, либо по телефону, либо в письменном виде.

Поиск ошибок и несоответствий данных в декларации производится частично в автоматизированном режиме, поскольку проверяется специальной программой. Далее процедура осуществляется вручную путем логического сверения данных.

Если в процессе установления корректности данных обнаружены недочеты, то возможно принятие решения о проведении проверки с выездом.

Поэтому в конце камеральной проверки оформляется перечень лиц, в отношении которых принято такое решение.

Так, алгоритм камеральной проверки отчетной представляет собой следующую последовательность:


Как узнать статус операции, в том числе по ИНН?

Чтобы подавший гражданин мог отслеживать статус ее проверки, он может:

  1. зарегистрироваться на странице налоговой службы https://www.nalog.ru и по своему ИНН выяснять статус проверки (с этой целью нужно зайти в раздел «Статус проверки 3 НДФЛ»), этот путь является наиболее удобным;
  2. взять при подаче налоговой декларации номер того отдела или специалиста, который будет заниматься его декларацией, и уточнять статус проверки по телефону;
  3. обратиться лично в налоговую инспекцию по месту жительства;
  4. написать запрос в официальной форме в налоговую инспекцию.

Так гражданин в любой момент сможет узнать, на каком этапе находится камеральная проверка поданной им отчетности.

Если найдены нарушения, чем это грозит?

Результаты проведенной проверки могут выражаться в следующем:


Если отказано в вычете или возврате сумм налога, нужно выяснить, почему. Обычно это происходит из-за недостачи каких-либо документов. Гражданин, подавший декларацию, может быть не согласен с вынесенным решением, тогда нужно подать письменное заявление о несогласии с результатом проверки.

Если принято решение предоставить вычет или вернуть излишне оплаченную сумму налога, то в течение месяца с окончания проверки (3 месяца) денежные средства должны поступить на счет, который указал гражданин в своем заявлении.

Если в течение этого срока деньги не поступают, то гражданин вправе потребовать возмещения процентов за незаконное пользование его средствами.

Если обнаружены ошибки в декларации, то может быть принято решение и о проведении выездной проверки. Если же налогоплательщик сам обнаруживает ошибку в своей декларации до того, как о ней сообщает налоговая инспекция, то имеет смысл сразу же подать откорректированную декларацию. В этом случае налогоплательщик не будет нести ответственности за неправильно поданные сведения.

Следует помнить о том, что камеральной проверке подвергается любая поданная в налоговую инспекцию декларация. Все подаваемые в налоговую службу данные, независимо от целей, должны быть тщательно проверены на наличие возможных неточностей или несоответствий.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Каждая поступившая налоговикам декларация подвергается камеральной проверке — одной из форм налогового контроля. Декларация 3-НДФЛ не исключение. Отраженные в ней сведения и приложенные документы подлежат проверке с учетом следующих условий по срокам:

  • контрольные процедуры могут продолжаться любое количество времени (например, 1 день или 3 недели), но не могут выходить за пределы 3 месяцев (п. 2 ст. 88 НК РФ);
  • начальная дата проверки 3-НДФЛ совпадает с моментом ее получения инспектором.

Какими путями 3-НДФЛ может попасть в инспекцию, см. в материалах:

  • ;
  • .

Срок проверки налоговой декларации 3-НДФЛ внутри 3-месячного периода может зависеть от нескольких факторов:

  • объема отраженных в отчете данных;
  • количества подтверждающих документов;
  • наличия в представленных данных противоречий, несоответствий с имеющимися у инспектора данными и (или) ошибок;
  • загруженности налогового инспектора и т. д.

Кем устанавливается начальная дата проверки 3-НДФЛ и где зафиксирован день ее окончания

В отношении сроков проверки и даты ее завершения в п. 2 ст. 88 НК РФ определено следующее:

  • Для начала отсчета длительности проверочных процедур не нужны какие-либо разрешения и дополнительные согласования с начальством и иными инстанциями. Проверка считается начавшейся с даты поступления 3-НДФЛ в инспекцию.
  • О факте завершения проверки 3-НДФЛ можно узнать, не посещая налоговую инспекцию. На сайте ФНС (www.nalog.ru), в личном кабинете налогоплательщика — физического лица, во вкладке «Жизненные ситуации» предусмотрена возможность отражения информации о протекании камеральной проверки 3-НДФЛ и сроке ее окончания.

Как удаленно взаимодействовать с налоговиками при подаче 3-НДФЛ, см. в материале «Порядок заполнения декларации 3-НДФЛ в личном кабинете» .

Полномочия налоговой инспекции по продлению срока проверки 3-НДФЛ

Обозначенный в п. 2 ст. 88 НК РФ срок камеральной проверки 3-НДФЛ не может превышать 3 месяцев.

Однако в случае уточнения сведений, указанных в первоначально поданной 3-НДФЛ (отправки налогоплательщиком уточненной декларации), проверка первичного отчета моментально прекращается и начинаются новые контрольные процедуры уже в отношении вновь поступившего отчета.

Поскольку количество корректировок 3-НДФЛ законом не регламентировано, общий срок проверки 3-НДФЛ (при подаче нескольких уточненок) может значительно превысить 3-месячный.

Иные основания для продления периода проверки 3-НДФЛ в НК РФ отсутствуют.

Подробности о причинах и схемах уточнения первоначальных сведений в 3-НДФЛ см. в материале «Каков код корректировки для налоговой декларации 3-НДФЛ?» .

Итоги

Срок проверки 3-НДФЛ может быть различным (от 1 дня до нескольких недель), но не может превышать 3 месяцев.

Если налогоплательщик обнаружил в указанных в 3-НДФЛ сведениях неточности или ошибки, он может откорректировать их с помощью уточненной декларации. В этом случае проверка первоначальной декларации прекращается, а уточненный отчет подвергается контрольным процедурам с самого начала в полном объеме.