Организация связи пожарной охраны. План-конспект для проведения занятий со слушателями категории «лица среднего начальствующего состава принятые в фпс из иных организаций после окончания вузов ссузов

связь на пожаре, обеспечивающую четкое и бесперебойное управление силами, их взаимодействие и передачу информации с места пожара;

административно-управленческую связь, включающую все виды связи, не связанные с выполнением оперативно-тактических задач.

1. Связь извещения обеспечивает передачу сообщений о пожарах от заявителей и устройств автоматической пожарной и охранно-пожарной сигнализации на ЦУС и ПСЧ.

Связью извещения предусматривается:

соединение ЦУС с городской телефонной станцией входящими соединительными линиями, предназначенными специально для приема извещений о пожарах. При наличии в городе АТС связь абонентов этой телефонной станции с пожарной охраной осуществляется по специальным соединительным линиям набором двузначного номера "01", а при ручной телефонной станции - передачей заявителем сообщения "Пожар";

прием извещений с аппаратуры электрической пожарной сигнализации о наиболее важных объектах, расположенных в районе выезда части;

соединение прямыми проводными линиями ЦУС, ПСО, ПСЧ с наиболее важными объектами города;

соединение прямыми проводными линиями ЦУС с коммутаторами органов внутренних дел и подразделениями вневедомственной охраны для приема сообщений о пожарах;

соединение заявителей (личного состава ГПС, оснащенного средствами радиосвязи) с ЦУС или ПСЧ по каналам радиосвязи.

2. Оперативно-диспетчерская связь обеспечивает:

прямую телефонную и радиосвязь ЦУС с пунктами связи подразделений гарнизона;

радиосвязь ЦПР или ЦУС с пожарными автомобилями, находящимися в пути следования;

прямую телефонную связь со службами жизнеобеспечения.

3. Связь на пожаре предназначается для управления силами, обеспечения их взаимодействия и обмена информацией.

Для управления силами на пожаре устанавливается связь между РТП и оперативным штабом, начальником тыла, начальниками боевых участков и при необходимости с пожарными автомобилями. Связь на пожаре обеспечивает управление работой подразделений пожарной охраны и получение от них сведений об обстановке на пожаре.

Для обеспечения управления используются радиостанции и громкоговорящие установки автомобилей связи и освещения, а также носимые радиостанции, телефонные аппараты полевые и АТС, радиотелефоны, переговорные устройства, электромегафоны.

Для взаимодействия между боевыми участками (подразделениями), работающими на пожаре, устанавливается связь между начальниками боевых участков (подразделений). При этом используются носимые радиостанции, полевые телефонные аппараты, переговорные устройства и связные.

В случае невозможности применения средств связи используются сигналы управления.

35. Для обеспечения передачи информации с места пожара устанавливается связь между РТП, оперативным штабом и ЦУС (ПСЧ) с помощью городской телефонной сети или радиостанций пожарных автомобилей, автомобилей связи и освещения, оперативных автомобилей. При этом обеспечивается обмен информацией между ЦУС (ПСЧ) и подразделениями ГПС, находящимися на пожаре и в пути следования, передача сообщений об обстановке и ходе тушения пожара; вызов дополнительных сил и средств; передача требований РТП к службам жизнеобеспечения.

При использовании средств радиосвязи на пожаре РТП обязан обеспечить соблюдение всеми абонентами правил радиообмена.

При использовании оперативным штабом абонентской телефонной сети необходимо переключить телефонную линию абонента на телефонный аппарат штаба.

Для обеспечения надежной связи на пожаре в подземных сооружениях в условиях экранирования радиоволн использовать телефонную связь объекта, установки громкоговорящего оповещения, в том числе и мегафоны, горноспасательную аппаратуру связи.

Меры безопасности при организации связи на пожаре

1. При организации связи на пожаре необходимо избегать развертывания средств связи вблизи электротехнических установок большой мощности.

2. Не следует прокладывать линии проводной связи вблизи и параллельно линиям электропередач и силовым кабелям, так как это может привести к появлению в линиях связи опасных наведенных напряжений и поражению электрическим током лиц, пользующихся аппаратурой проводной связи.

3. При использовании на пожаре специальной пожарной техники наряду со средствами связи разворачиваются линии электропитания средств освещения, электрифицированного инструмента и специального оборудования.

4. Питание энергосети осуществляется от трехфазных генераторов напряжением 230 В, мощностью 7,5-20 кВт. Работа по прокладке и эксплуатации линий электропередачи и оборудования в сложных условиях требует от личного состава строгого соблюдения следующих правил:

боевым развертыванием автомобиль - источник электроэнергии должен быть поставлен на ручной тормоз и надежно перед заземлен;

линии подачи электроэнергии должны быть снабжены защитно-отключающими устройствами;

к работе с приборами освещения и электрифицированным инструментом допускаются лица, обученные правилам обращения с ними;

при подключении энергоприемников необходимо следить за тем, чтобы нагрузки в фазах генератора отличались друг от друга не более чем на 25%;

необходимо осуществлять периодическую проверку исправности электроинструмента и приборов освещения;

личный состав боевых расчетов специальных автомобилей должен проходить периодическую проверку знаний мер безопасности при работе с электрооборудованием;

личный состав боевых расчетов специальных автомобилей должен быть обучен правилам оказания доврачебной помощи пострадавшим от поражения электрическим током.

Методика расчета сил и средств для тушения пожара

При расчётах под силами тушения понимают личный состав подразделений пожарной охраны и др. лиц, привлекаемых для тушения пожаров (военнослужащих, рабочих, инженерно-технических работников учреждения, население и т.д.), а под средствами – огнетушащие средства (воду, пену, негорючие газы и др.) и различные технические средства (пожарные автомобили, мотопомпы, пожарные поезда, пожарные стволы, рукава, хозяйственную технику, приспособленную для тушения пожаров и др.).

Для расчёта сил и средств необходимо располагать определёнными данными, которые зависят от вида пожара, пожарной нагрузки и конкретных условий обстановки на пожаре наиболее часто на практике применяются расчёты для тушения пожаров твёрдых горючих веществ и материалов, горючих и легковоспламеняющихся жидкостей (ГЖ и ЛВЖ). В оперативных планах тушения пожаров также рассчитываются силы и средства для спасения людей на пожарах.

Расчёт сил и средств для тушения пожаров твёрдых горючих веществ и материалов.

Исходные данные:

Характеристика объекта

Время возможного распространения пожара

Линейная скорость распространения горения

Силы и средства тушения, предусмотренные расписанием выездов

Площадь пожара или площадь тушения

Интенсивность подачи огнетушащего средства.

Характеристику объекта обычно изучают. Время возможного распространении пожара t рас (тау) складывается из следующих промежутков.

Связь на пожаре предназначается для управления силами, обеспече­ния их взаимодействия и обмена информацией.

Для управления силами на пожаре устанавливается связь между РТП и оперативным штабом, начальником тыла, начальниками боевых участков и при необходимости с пожарными автомобилями. Связь на пожаре обес­печивает управление работой подразделений пожарной охраны и получение от них сведений об обстановке на пожаре.

Для обеспечения управления используются радиостанции и гром­коговорящие установки автомобилей связи и освещения, а также носи­мые радиостанции, телефонные аппараты полевые и АТС, радиотелефо­ны, переговорные устройства, электромегафоны.

Для взаимодействия между боевыми участками (подразделениями), работающими на пожаре, устанавливается связь между начальниками боевых участков (подразделений). При этом используются носимые радиостанции, полевые телефонные аппараты, переговорные устройства и связные.

В случае невозможности применения средств связи используются сигналы управления.

Тема 1.13. Значение и виды планирования боевых действий.

Основные понятия и определения.

План тушения пожара - документ, прогнозирующий обстановку и устанавливающий основные вопросы организации тушения развившегося пожара в организации (на объекте);

Карточка тушения пожара - документ, содержащий основные данные об организации (объекте) и путях эвакуации, позволяющий РТП быстро и правильно организовать действия подразделений пожарной охраны по спасанию людей и тушению пожара;

Компьютерный план тушения пожара - программное средство, обеспечивающее эффективное выполнение функций управления деятельностью пожарных подразделений по организации тушения пожаров в организации, построенное на основе использования теории управления, математических методов и информационных моделей, а также высокопроизводительных средств сбора, фиксации, передачи, хранения и переработки информации;

Время свободного развития пожара - интервал времени от момента возникновения пожара до момента подачи огнетушащих веществ на его ликвидацию;

Развитие пожара - увеличение геометрических размеров зоны горения, нарастания опасных факторов пожара и усиление вторичных проявлений опасных факторов пожара;

Противопожарное водоснабжение - комплекс инженерно-технических сооружений, предназначенных для забора и транспортировки воды, хранения ее запасов и использования для пожаротушения;

Спасение людей при пожаре - действия по эвакуации людей, которые не могут самостоятельно покинуть зону, где имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара или предполагается подача опасных для здоровья огнетушащих веществ;

Эвакуация людей при пожаре - вынужденный процесс движения людей из зоны, где имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара;

Номер (ранг) пожара - условный признак сложности пожара, определяющий в расписании выезда необходимый состав сил и средств пожарной охраны, привлекаемых к тушению пожара;

Оперативно-тактический характеристика организации - сведения об организации, необходимые для организации тушения пожара;

Система противопожарной защиты организации - совокупность организационных мероприятий и технических средств, направленных на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара и ограничение материального ущерба от него.

Значение предварительного планирования боевых действий на пожаре.

Анализ пожаров происшедших в России, показывает, что ежесуточно около 1,5 тысяч раз раздается сигнал тревоги в пожарных подразделениях, и около 7 тысяч граждан оказываются лицом к лицу с огнем. Россия имеет самый высокий уровень в мире гибели и травмирования людей на пожарах, более чем в 3 раза превышающий средний уровень развитых зарубежных стран.

В 1993 году количество погибших на пожарах достигло 13692 человека, а 11557 человек получили травмы. Значительными темпами растет количество пожаров и материальный ущерб от них - 332719 пожаров и 204,2 млрд. рублей ущерб в 1993 году.

К 2000 году количество пожаров в 2,6 раза, а ущерб от них в 3,5 - 4 раза. При этом увеличилось количество людей, погибших и травмированных на пожарах, соответственно до 14 и 130 тыс. человек. Это происходит из-за бурного развития науки и техники, производств с применением новых синтетических материалов, усиленного развития химической, нефтяной и газовой отраслей промышленности, в технологических процессах которых используется большое количество пожаро- и взрывоопасных веществ и материалов, увеличения площадей застройки объектов промышленности, строительства высотных общественных и жилых зданий, беспечности и неосторожности граждан в обращении с огнем.

В связи с этим большое внимание уделяется совершенствованию профессионального мастерства рядового и начальствующего состава ГПС, повышению их уровня боевой готовности, гарантирующей защиту от огня государственной и личной собственности граждан, личной собственности граждан и их жизни.

Качество тушения пожаров зависит не только от тактической подготовки личного состава ГПС, но и от выполнения комплекса служебных организационных мероприятий для предварительного планирования (прогнозирования) боевых действий по линии руководства подразделениями пожарной охраны.

Предварительное планирование боевых действий - это решение целого ряда задач, связанных с подготовкой к тушению пожара. Цель этих мероприятий одна - сделать все возможное, чтобы пожарные подразделения прибывали к месту пожара и вводили в действие средства тушения в минимальный срок. Ибо не часы, а минуты, и даже секунды могут решить исход пожара.

Уменьшение каждого из слагаемых - повседневная задача частей и аппаратов ГПС. С этой целью, в результате расчетов, анализа боевых действий задолго до пожара продумывают и планируют ряд мероприятий, которые в конечном итоге и позволяют выполнить боевую задачу в минимальный срок и на высоком профессиональном уровне. К основным из мероприятий по предварительному планированию боевых действий относятся :

1. Оптимизация дислокации пожарных частей.

2. Размещение пожарной техники и специального оборудования.

3. Взаимодействие подразделений ГПС с другими службами.

4. Создание региональных аварийно-спасательных отрядов и опорных пунктов тушения крупных пожаров.

5. Составление и отработка оперативной документации (расписание выездов, план привлечения сил и средств для тушения пожаров, планы и карточки пожаротушения).

Таким образом:

Предварительное планирование боевых действий позволяет в минимально короткий срок по прибытию подразделений вводить в действие средства тушения.

Из всего многообразия оперативных документов службы, которые вы рассматривали, существенное значение имеет разработка планов тушения крупных пожаров.

Порядок составления и отработка планов пожаротушения.

Общие требования к разработке планов тушения пожаров.

Разработка плана пожаротушения позволяет в спокойной обстановке проиграть развитие пожара на объекте. Следовательно, еще до пожара проанализировать и учесть особенности возможной обстановки, рассчитать силы и средства для тушения развившегося пожара, определить порядок их быстрого сосредоточения, разработать типовые схемы боевых действий.

Планы тушения пожара и карточки тушения пожара предназначены для:

1. Определения руководителем (собственником) мер и порядка действий обслуживающего персонала (работников) при пожаре.

2. Обеспечения руководителя тушения пожара информацией об оперативно-тактической характеристике организации (объекта), предварительного прогнозирования возможной обстановки в организации при пожаре, планирования основных (главных) действий подразделений пожарной охраны по тушению пожара.

3. Повышения теоретической и практической подготовки личного состава (работников) подразделений пожарной охраны и их органов управления.

4. Информационного обеспечения при исследовании (изучении) пожара.

Планы пожаротушения позволяют всему личному составу более тщательно изучить объект в оперативно-тактическом отношении, выработать у начальствующего состава при проведении занятий и учений тактические навыки тушения пожаров на данном объекте.

7. Связь извещения.

Тема 2. История становления и развития систем оповещения о пожарах

11.Развитие пожарной связи в России.

12.Развитие систем оповещения о пожарах.

Тема 3. Основы проводной связи

13.Принцип проводной связи.

14.Схема организации проводной связи в ГПС МЧС России.

Тема 4. Основы радиосвязи

15.Физический принцип радиосвязи.

16.Блок-схема приемника, передатчика.

17.Преимущества и недостатки радиосвязи. Предельная дальность радиосвязи в ультракоротковолновом диапазоне.

18.Основные технические параметры отечественных и зарубежных радиостанций.

19.Транкинговые системы связи.

Тема 5. Организация связи на пожаре

20.Дисциплина связи. Нарушения дисциплины связи.

21.Проверка связи. Правила обмена сообщениями. Передача сообщений при плохой слышимости. Оценка качества связи.

Тема 6. Организация диспетчерской службы пожарной охраны

22.Основные руководящие документы по диспетчерской службе.

23.Термины и определения, применяемые в диспетчерской службе.

24.Организация несения диспетчерской службы. Задачи подразделений диспетчерской службы.

25.Допуск радиотелефонистов, диспетчеров к самостоятельной работе. Должностные обязанности радиотелефониста, диспетчера.

Тема 7. Содержание работы радиотелефониста, диспетчера на пункте связи части

26.Действия радиотелефонистов, диспетчеров пожарных частей по охране населенных пунктов и объектов при получении указаний из ЦУКС ФПС по субъекту РФ.

27.Действия радиотелефонистов, диспетчеров пожарных частей по охране населенных пунктов и объектов при получении сообщений о пожарах из ЦУКС ФПС по субъекту РФ.

28.Действия радиотелефонистов, диспетчеров пожарных частей по охране населенных пунктов и объектов при получении сообщений о авариях, стихийных бедствиях из ЦУКС ФПС по субъекту РФ.

29.Действия радиотелефонистов, диспетчеров пожарных частей по охране населенных пунктов и объектов при получении сигналов оповещения и сигналов гражданской обороны из ЦУКС ФПС по субъекту РФ.



Тема 8. Современные и перспективные информационно-телекоммуникационные технологии системы связи МЧС России

30.Современная и перспективная отечественная аппаратура связи.

31.Современная и перспективная зарубежная аппаратура связи.

32.Современные и перспективные информационно-телекоммуникационные технологии системы связи МЧС России

Тема 9. Основные сведения об установках автоматической пожарной и охранно-пожарной сигнализации

33.Назначение и область применения автоматической пожарной (АПС) и охранно-пожарной сигнализации (ОПС). Основные функции установок пожарной, охранно-пожарной сигнализации.

34.Классификация, назначение и область применения пожарных извещателей (ПИ). Ручные и автоматические ПИ. Основные параметры пожарных извещателей (ПИ).

35.Виды, состав, принцип действия, технические характеристики, эксплуатация ПИ. Неадресные, адресные и адресно-аналоговые системы пожарной сигнализации.

36.Назначение и основные функции, область применения, приборов приемно-контрольных приборов приемно-контрольных пожарных.

37.Требования к помещениям пожарного поста, с персоналом ведущим круглосуточное дежурство и электропитанию установок пожарной сигнализации.

Тема 10. Основные сведения об установках автоматического пожаротушения

38.Классификация, назначение, область применения установок пожаротушения. Виды и общие сведения о принципе действия установок пожаротушения.

39.Установки водяного и пенного пожаротушения. Основное оборудование установок: узлы управления, оросители, водопитатели, дозаторы, их устройство.

Тема 14. Огнетушители

56.Классификация огнетушителей. Назначение, виды, устройство, область применения, структура обозначения.



57.Принцип действия и характеристика переносных и передвижных огнетушителей: водных, воздушно-пенных, газовых, порошковых, аэрозольных и комбинированных.

58.Эксплуатация и техническое обслуживание огнетушителей.

Основная литература

1. Собурь С.В. Огнетушители: Учебно-справочное пособие. М.: Пожкнига, 2006.

2. Теребнев В.В., Ульянов Н.И., Грачев В.А. Пожарно-техническое вооружение. Устройство и применение. – Екатеринбург: ООО "Издательство "Калан", 2007. – 325 с., ил.

3. Гольдштейн Б.С., Н.А. Соколов, Г.Г. Яновский. Сети связи: Учебник для ВУЗов. СПб.: БХВ-Петербург, 2010.-400 с.

4. В.И. Зыков, А.В. Командиров, А.Б. Мосягин, И.М. Тетерин, Ю.В. Чекмарев. Автоматизированные системы управления и связь. Учебник. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2006. – 665с.

Дополнительная литература

5. Качалов А.А. и др. Противопожарное водоснабжение. М.: Стройиздат, 1985.

6. Иванов А.Ф. и др. Пожарная техника ч. 1, 2. М.: Строиздат, 1988.

7. Яковенко Ю.Ф. и др. Эксплуатация пожарной техники. Справочник. М.: Стройиздат, 1991.

8. Собурь С.В. Установки пожаротушения автоматические: Справочник. 2-е изд., доп. М.: Спецтехника, 2002.

9. Шаровар Ф. И. Автоматизированные системы управления и связь в пожарной охране.

Тема 1. Организация связи в пожарной охране

1. Роль связи в пожарной охране.

2. Оперативность и надежность средств связи.

3. Требования по дислокации подразделений пожарной охраны.

4. Функциональные обязанности должностных лиц, руководящих подразделениями нештатной службы связи территориального гарнизона.

5. Система связи и ее основные элементы.

6. Виды связи по функциональному назначению.

7. Связь извещения.

8. Оперативно-диспетчерская связь.

9. Связь на пожаре. Схема организации связи на пожаре.

10.Административно-управленческая связь.

Связь по функциональному назначению подразделяется на следующие виды:

  • Ш связь извещения, обеспечивающую передачу и прием сообщений о пожарах;
  • Ш оперативно-диспетчерскую связь, обеспечивающую передачу распоряжений подразделениям ГПС, своевременную высылку сил и средств для тушения пожаров, получение информации с мест пожаров, передачу информации о пожарах должностным лицам, организациям и городским службам, получение сообщений о выездах подразделений и связь с пожарными автомобилями, находящимися в пути, передачу приказов на передислокацию техники;
  • Ш связь на пожаре, обеспечивающую четкое и бесперебойное управление силами, их взаимодействие и передачу информации с места пожара;
  • Ш административно-управленческую связь, включающую все виды связи, не связанные с выполнением оперативно-тактических задач.
  • Ш связь извещения обеспечивает передачу сообщений о пожарах от заявителей и устройств автоматической пожарной и охранно-пожарной сигнализации на ЦУС и ПСЧ.
  • Ш Связью извещения предусматривается:
    • · соединение ЦУС с городской телефонной станцией входящими соединительными линиями, предназначенными специально для приема извещений о пожарах. При наличии в городе АТС связь абонентов этой телефонной станции с пожарной охраной осуществляется по специальным соединительным линиям набором двузначного номера "01", а при ручной телефонной станции - передачей заявителем сообщения "Пожар";
    • · прием извещений с аппаратуры электрической пожарной сигнализации о наиболее важных объектах, расположенных в районе выезда части;
    • · соединение прямыми проводными линиями ЦУС, ПСО, ПСЧ с наиболее важными объектами города;
    • · соединение прямыми проводными линиями ЦУС с коммутаторами органов внутренних дел и подразделениями вневедомственной охраны для приема сообщений о пожарах;
    • · соединение заявителей (личного состава ГПС, оснащенного средствами радиосвязи) с ЦУС или ПСЧ по каналам радиосвязи.

Оперативно-диспетчерская связь обеспечивает:

  • Ш прямую телефонную и радиосвязь ЦУС с пунктами связи подразделений гарнизона;
  • Ш радиосвязь ЦПР или ЦУС с пожарными автомобилями, находящимися в пути следования;
  • Ш прямую телефонную связь со службами жизнеобеспечения.

Связь на пожаре предназначается для управления силами, обеспечения их взаимодействия и обмена информацией.

Для управления силами на пожаре устанавливается связь между РТП и оперативным штабом, начальником тыла, начальниками боевых участков и при необходимости с пожарными автомобилями. Связь на пожаре обеспечивает управление работой подразделений пожарной охраны и получение от них сведений об обстановке на пожаре.

Для обеспечения управления используются радиостанции и громкоговорящие установки автомобилей связи и освещения, а также носимые радиостанции, телефонные аппараты полевые и АТС, радиотелефоны, переговорные устройства, электромегафоны.

Для взаимодействия между боевыми участками (подразделениями), работающими на пожаре, устанавливается связь между начальниками боевых участков (подразделений). При этом используются носимые радиостанции, полевые телефонные аппараты, переговорные устройства и связные.

В случае невозможности применения средств связи используются сигналы управления.

Для обеспечения передачи информации с места пожара устанавливается связь между РТП, оперативным штабом и ЦУС (ПСЧ) с помощью городской телефонной сети или радиостанций пожарных автомобилей, автомобилей связи и освещения, оперативных автомобилей. При этом обеспечивается обмен информацией между ЦУС (ПСЧ) и подразделениями пожарной охраны, находящимися на пожаре и в пути следования, передача сообщений об обстановке и ходе тушения пожара; вызов дополнительных сил и средств; передача требований РТП к службам жизнеобеспечения.

При использовании средств радиосвязи на пожаре РТП обязан обеспечить соблюдение всеми абонентами правил радиообмена.

При использовании оперативным штабом абонентской телефонной сети необходимо переключить телефонную линию абонента на телефонный аппарат штаба.

Для обеспечения надежной связи на пожаре в подземных сооружениях в условиях экранирования радиоволн использовать телефонную связь объекта, установки громкоговорящего оповещения, в том числе и мегафоны, горноспасательную аппаратуру связи.

Административно-управленческая связь предназначается для обеспечения административно-управленческой деятельности ФПС.

Для административно-управленческой связи используются, как правило, городские, сельские и ведомственные телефонные сети связи и радиосети. В случае необходимости могут использоваться средства оперативной связи не в ущерб выполнению оперативно-тактических задач.

В зависимости от назначения средства связи подразделяются на оперативные и учебные.

К оперативным относятся средства связи, состоящие на вооружении в соответствии с табелями положенности и предназначенные для обеспечения повседневной оперативно-служебной деятельности подразделений ФПС.

К учебным относятся средства связи, предназначенные для обучения личного состава подразделений ФПС. На учебных средствах связи делается надпись "Учебное".

Связь Государственной противопожарной службы МЧС России по назначению классифицируется на следующие основные виды:

· связь извещения, обеспечивающая передачу и прием сообщений о пожарах;

· оперативно-диспетчерская связь, обеспечивающая передачу распоряжений подразделениям, своевременную высылку сил и средств подразделений пожарной охраны и ГОЧС для тушения пожаров и ликвидации последствий ЧС, получение информации с мест пожаров, передачу информации о пожарах должностным лицам, организациям и городским службам, получение сообщений о выездах подразделений и связь с пожарными автомобилями, находящимися в пути, передачу приказов на передислокацию техники;

· связь на пожаре или на месте ЧС, обеспечивающая четкое и бесперебойное управление силами и средствами, их взаимодействие и передачу информации с места пожара и ЧС;

· административно-управленческая связь, включающая все виды связи, не связанные с выполнением оперативно-тактических задач.

Основные виды связи, организуемые в гарнизонах пожарной охраны, представлены на рис.4.1.

Связь извещения обеспечивает передачу сообщений о пожарах, катастрофах и других видах ЧС от заявителей и устройств автоматической пожарной и охранно-пожарной сигнализации на ЦУС и в ПСЧ.

Связь извещения предусматривает:

· соединение ЦУС с городской телефонной станцией входящими соединительными линиями, предназначенными специально для приема извещений о пожарах и ЧС. При наличии в городе АТС связь абонентов этой телефонной станции с пожарной охраной осуществляется по специальным соединительным линиям набором двухзначного номера "01", а при наличии ручной телефонной станции – передачей заявителем сообщения "Пожар";

· установку в пожарной части аппаратуры электрической пожарной сигнализации для приема извещений с наиболее важных объектов, расположенных в районе выезда пожарной части;

· соединение прямыми проводными линиями ЦУС, ПСО, ПСЧ с наиболее важными объектами города;

· соединение прямыми проводными линиями ЦУС с коммутаторами органов внутренних дел и подразделениями вневедомственной охраны для приема сообщений о пожарах;

· соединение заявителей (работников пожарной охраны, оснащенных средствами радиосвязи) с ЦУС или ПСЧ по каналам радиосвязи.

Оперативно-диспетчерская связь обеспечивает:

· прямую телефонную и радиосвязь ЦУС с пунктами связи частей, отрядов и пожарных постов;

· радиосвязь ЦПР или ЦУС с пожарными автомобилями, автомобилями связи и освещения (связи) и оперативными автомобилями ГОЧС, находящимися в пути следования;

· телефонную связь со службами взаимодействия города.

Схема оперативно-диспетчерской телефонной связи

Связь на пожаре предназначена для управления силами и средствами, обеспечения их взаимодействия и обмена информацией.

Административно-управленческая связь необходима для обеспечения административно-управленческой деятельности ГПС. Для административно-управленческой связи используются, как правило, городские и ведомственные телефонные сети связи и радиосети. В случае необходимости могут использоваться средства оперативной связи не в ущерб выполнению оперативно-тактических задач.

Связь в гарнизоне строится на основе сетей проводной и радиосвязи путем создания разветвленной сети стационарных и подвижных узлов (пунктов) связи, оборудованных средствами связи, в соответствии со своим назначением. К основным видам связи в зависимости от способов передачи электрических сигналов и характера передаваемой информации относятся: телефонная, телеграфная и факсимильная связь, передача данных и пожарная сигнализация.

При организации связи в гарнизонах пожарной охраны создаются стационарные и подвижные пункты связи. К стационарным и подвижным пунктам связи гарнизона пожарной охраны относятся:

· центр управления силами и средствами (ЦУС);

· пункт связи отряда (ПСО);

· пункт связи части (ПСЧ);

· подвижный пункт связи (ППС).

Главным организующим и управляющим звеном службы связи пожарной охраны является ЦУС, обеспечивающий все основные виды связи. При организации в гарнизоне пожарной охраны автоматизированной системы управления силами и средствами ЦУС входит в состав центра АСОУПО и выполняет его основные функции.

Пункт связи отряда организуется и оборудуется по принципу ЦУС. Пункт связи пожарной части создается в каждой пожарной части на базе существующего пункта связи. Функционирование ПСЧ осуществляется под управлением диспетчера пожарной части (радиотелефониста).

Пункт связи отряда может совмещаться с одним из пунктов связи пожарной части или быть автономным.

На пункт связи пожарной части, входящий в состав АСОУПО, возлагаются следующие задачи:

· автоматизированный прием приказов вызова на пожар, поступающих из центра АСОУПО;

· автоматизированная высылка дежурных караулов своего подразделения по сигналу "тревога";

· автоматизированный сбор и передача данных о силах и средствах пожарной части, наличии и состоянии пожарных автомобилей, людских ресурсах;

· передача и прием информации о пожарах и ходе их тушения;

· обмен служебной информацией по телеграфу с дежурной частью центра АСОУПО.

Пункт связи пожарной части оборудуется:

· станцией оперативной связи с подключением к ней: соединительных линий городской (объектовой) телефонной станции для приема извещений о пожарах и осуществления служебной связи, прямых соединительных линий с наиболее важными объектами, находящимися в районе выезда пожарной части, а также прямой соединительной линии для связи с ЦУС;

· стационарными радиостанциями для связи с пожарными автомобилями и ЦУС, а также со службами взаимодействия города (СВ);

· установкой тревожной сигнализации, другой аппаратурой и иными необходимыми принадлежностями.

Подвижные пункты связи используются в качестве временных пунктов связи для управления силами и средствами пожарной охраны и ГОЧС при решении оперативно-тактических задач.

Обобщенная структурная схема проводной связи ГПС

Система проводной связи гарнизона организуется на базе местных и междугородных линий Госкомсвязи Российской Федерации, проводных каналов связи других министерств и ведомств с использованием их линейно-кабельных сооружений, а также сооружений и объектов связи УГПС, ОГПС.

Структурная схема организации проводной связи гарнизона пожарной охраны

Система проводной связи гарнизона ГПС включает:

· линейные и кабельные сооружения УГПС, ОГПС;

· сеть междугородной телефонной связи (МТС) для взаимодействия с подразделениями ГПС других городов, поселков, населенных пунктов;

· городскую телефонную сеть (ГТС), имеющую радиально-узловую структуру и использующую автоматические телефонные станции (АТС) для обслуживания индивидуальных абонентов районов города (через районные АТС-РАТС), абонентов особо важных объектов (ОВО), пунктов централизованной охраны (ПЦО) и административных органов власти;

· сеть телефонной связи по спецлиниям "01", предназначенную для связи с ЦУС любого абонента городской телефонной сети, имеющую выход на соответствующую АТС (РАТС), и использующую соединительные линии и коммутационное оборудование узлов специальной связи (УСС) городских АТС;

· сеть некоммутируемых (выделенных или прямых) телефонных линий, предназначенных для связи ЦУС со стационарными пунктами связи и со службами взаимодействия (специальные службы города – ССГ);

· сеть телеграфной связи для обеспечения документирования информации при обмене сообщениями между абонентами;

· сеть факсимильной связи для обмена буквенно-цифровой и графической информацией между абонентами;

· сеть для передачи данных и сигналов дистанционного управления между ПСЧ, ЦПР, ППС, ПЦО и ЦУС.

Каналы сетей проводной связи могут использоваться в качестве каналов информационного обеспечения АСОУПО.

Система проводной связи областного (республиканского, краевого) гарнизона пожарной охраны обеспечивает возможность ЦУС областного УГПС организации функциональной связи в соответствии с обобщенной структурной схемой

Система проводной связи областного гарнизона помимо сетей телефонной связи городской (ГТС) и местной телефонной сети (МТС) включает в свой состав и сеть сельской (СС) телефонной связи. Последняя состоит из совокупности оконечных (ОС), узловых (УС) и центральных (ЦС) телефонных станций, работающих в ручном или автоматическом режимах. Обобщенная структурная схема проводной связи ГПС обеспечивает соединение с ЦУС абонентов городской АТС, абонентов ОВО, ПЦО, УАТС, а также обеспечивает прямую связь с пунктами связи пожарных частей, отрядов и службами взаимодействия города.

Для организации проводной связи ЦУС с удаленными районами области должна быть предусмотрена возможность использования в качестве центральной телефонной станции одной из районных узловых станций, наименее удаленной от областного центра.

Обобщенная структурная схема организации

проводной связи ГПС областного центра

Организация обобщенной структурной схемы радиосвязи

Радиосвязь в гарнизонах пожарной охраны предназначена:

· для обеспечения оперативного управления силами и средствами гарнизона пожарной охраны;

· для связи с пожарными автомобилями, подразделениями пожарной охраны и формированиями ГОЧС;

· для взаимного обмена сообщениями между подразделениями на месте пожара или ЧС;

· для дублирования (резервирования) проводных каналов связи.

Схема радиосвязи организуется применительно к местным условиям с учетом тактико-технических возможностей применяемых радиостанций и электромагнитной обстановки в гарнизоне.

Радиостанции пожарной охраны подразделяются на стационарные, возимые и носимые. Стационарные станции устанавливаются на ЦУС, ЦПР, ПСО, ПСЧ и на отдельных постах, а возимые – на основных и специальных пожарных автомобилях в соответствии с табелем положенности. Носимыми радиостанциями (РН) оснащаются подвижные абоненты (личный состав подразделений, работающих на пожаре: руководитель тушения пожара (РТП), начальник штаба (НШ), начальник тыла (НТ) и т.п.).

В зависимости от типов радиостанций, условий прохождения радиосигналов, наличия помех радиоприему и расстояний между радиостанциями схема организации радиосвязи может строиться по различным принципам. Так, радиосети организуются в случае, когда все радиостанции осуществляют радиообмен с центральным пунктом радиосвязи (ЦПР) гарнизона или с центральной радиостанцией (ЦРС) области, или со стационарной радиостанцией (РС). Радионаправление организуется в случае, когда только две стационарные радиостанции работают на одном частотном канале с общими радиоданными.

Чаще всего схема организации радиосвязи в гарнизоне строится комбинированным способом, когда в структурную схему радиосвязи входят радиосети и радионаправления. Обобщенная структурная схема радиосвязи гарнизона пожарной охраны приведена на рис.4.5.

При разработке структурной схемы оперативной радиосвязи гарнизона необходимо учитывать организационную структуру ГПС, характер выполняемых ее подразделениями задач и необходимости взаимодействия подразделений ГПС как между собой, так и со службами других министерств и ведомств. Это обстоятельство особенно актуально при тушении крупных пожаров и при проведении специальных мероприятий (в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций).

Таким образом, при разработке структурной схемы оперативной радиосвязи гарнизона, с учетом перспектив ее дальнейшего развития, необходимо развертывание следующих радиосетей:

· радиосети, работающей на частоте f 1 , для обеспечения связи центра управления силами и средствами с пунктами связи частей, отрядов и пожарных постов;

· радиосети, работающей на частоте f 2 , для обеспечения связи ЦУС с пожарными автомобилями, автомобилями связи и освещения (связи) и оперативными автомобилями, находящимися в пути следования к месту пожара или ЧС;

· радиосети, работающей на частоте f 3 , для управления РТП силами и средствами на месте тушения пожара, обеспечения их взаимодействия и обмена информацией РТП с начальниками боевых участков (НБУ);

· радиосети, работающей на частоте f 4 , для обеспечения связи диспетчера ЦУС с руководителем тушения пожара и подразделениями, работающими на пожаре (передача приказов, распоряжений в пожарные части, информационная поддержка РТП при принятии решений по тушению пожаров или ликвидации последствий ЧС);

· радиосети, работающей на частоте f 5 , для персонального вызова личного состава подразделений и органов управления ГПС, находящегося на отдыхе, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций и сборе всего личного состава;

· радиосети, работающей на частоте f 6 , для обеспечения административно-управленческой деятельности ГПС.

Для решения задач по обеспечению административно-управленческой деятельности ГПС возможно использование ресурсов транкинговых радиосетей, создаваемых в настоящее время в МЧС России.

Структурная схема организации связи на месте пожара

Связь, организуемая на месте пожара, предназначена для обеспечения непрерывного информационного обмена между руководителем тушения пожара и подразделениями пожарной охраны, участвующими в тушении пожара в соответствии со складывающейся оперативной обстановкой. Кроме того, для управления силами и средствами на пожаре устанавливается связь между РТП и оперативным штабом (начальником штаба (НШ), начальником тыла (НТ), начальниками боевых участков (НБУ)) и при необходимости с пожарными автомобилями. Связь на пожаре обеспечивает управление работой подразделений и получение от них сведений об обстановке на пожаре.

Для обеспечения оперативного управления используются возимые радиостанции (РВ) и громкоговорящие установки (усилитель мощности УМ-100, микрофон-М и громкоговорители Гр) автомобиля связи и освещения (АСО), а также носимые радиостанции (РН), полевые телефонные аппараты, подключенные к коммутатору оперативной связи типа КОС-8Э и электромегафоны.

Обобщенная структурная схема организации связи на месте пожара

Для взаимодействия между боевыми участками (подразделениями), работающими на пожаре, устанавливается связь между начальниками боевых участков (подразделений). При этом используются носимые радиостанции (РН), полевые телефонные аппараты (ТА), переговорные устройства и связные. В случае невозможности применения средств связи используются сигналы управления.

Для обеспечения передачи информации с места пожара устанавливается связь между РТП, штабом (Ш) пожаротушения и ЦУС (ПСЧ) с помощью городской телефонной сети или возимых радиостанций пожарных автомобилей, автомобилей связи и оперативных автомобилей. При этом обеспечивается обмен оперативной информацией между диспетчером ЦУС (ПСЧ) с помощью стационарной радиостанции (РС) и подразделениями, находящимися на пожаре и в пути следования. Кроме того с помощью средств радиосвязи обеспечивается передача сообщений об обстановке и ходе тушения пожара, вызов дополнительных сил и средств и передача требований РТП к службам взаимодействия города.

При использовании средств радиосвязи на пожаре РТП обязан обеспечить соблюдение всеми абонентами правил радиообмена. При использовании оперативным штабом абонентской телефонной сети (городской или районной АТС) необходимо переключить телефонную линию абонента на телефонный аппарат штаба.

Вывод: Служба связи организует и обеспечивает связь в гарнизоне в соответствии с распоряжениями и указаниями УГПС (ОГПС) субъекта Российской Федерации, разрабатывает подробные схемы организации связи местного гарнизона и необходимые справочные материалы участвует в разработке регламентной документации, предусмотренной УСПО и Боевым уставом пожарной охраны.