Финансовая правоспособность. Индивидуальные субъекты финансового права

Глава 3
Финансово-правовые отношения, их особенности и виды

3.1. Понятие, особенности и элементы финансовых правоотношений

Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители субъективных прав и юридических обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах обеспеченные государством предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов.

Финансовое правоотношение характеризуется сложным составом и состоит из трех элементов: субъекта, объектов и содержания.

Субъекты – это участники финансового правоотношения (физические лица, организации).

Объект – это то, ради чего люди вступают в финансово-правовые отношения (материальные и духовные блага, доход, прибыль и т. д.).

Финансовое правоотношение представляет собой разновидность правовых отношений, поэтому оно обладает общими признаками любого правоотношения.

Общим в финансовых правоотношениях является то, что они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм; индивидуально определены участники каждого конкретного правоотношения; правоотношение имеет двусторонний характер и представляет собой связь управомоченной и обязанной сторон; связь между участниками правоотношения выражается через их субъективные права и юридические обязанности; носят волевой характер; находятся под охраной государства.

Финансовые отношения отличаются от иных правоотношений тем, что они:

1) возникают в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований;

2) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является государство в лице органа государственной власти или управомоченного органа (финансовый орган, кредитное учреждение);

3) являются разновидностью имущественных отношений, носящих публичный характер;

4) юридическая ответственность недобросовестного участника финансового правоотношения наступает не перед второй стороной, как в большинстве других отраслей права, а непосредственно перед государством.

Эти отличительные черты, рассматриваемые в совокупности, отграничивают финансовые правоотношения от других видов правоотношений. Например, административные штрафы налагаются определенным органом государства и являются денежными, но они не возникают из финансовой деятельности государства и имеют цель не формирование фондов денежных средств, а наказание правонарушителей, поэтому данные отношения регулируются не финансовым, а административным правом.

В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: государственно-властный (организационный) и имущественный.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований регулируется нормативными правовыми актами. В то же время мобилизация и расходование государством денежных средств представляют собой деятельность материального, имущественного характера. Поэтому финансовые правоотношения являются властно-имущественными отношениями.

Властно-имущественный характер типичен и для определенных административных правоотношений (конфискация и реквизиция, административные денежные штрафы, переход в муниципальную собственность бесхозяйного имущества). Однако эти правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в процессе управленческой деятельности государства, не связанной непосредственно с организацией финансовой деятельности, с поступлением денежных средств в доход государства.

Многообразие финансовых правоотношений предполагает разнообразные способы их классификации.

По своему материальному содержанию финансовые правоотношения группируются по следующим видам:

1) бюджетные;

2) налоговые;

3) в области страхования;

4) кредита (государственного и банковского);

5) расчетов, регулируемых финансовым правом;

6) финансовые правоотношения по поводу регулирования денежного обращения и валютного регулирования;

7) контрольные.

В зависимости от способов реализации прав финансовые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные финансовые правоотношения основаны на правомерных действиях участников финансовых правоотношений, составляют основу соблюдения финансовой дисциплины и наиболее часто используются субъектами финансового права в процессе аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов. С помощью этого вида финансовых правоотношений обеспечивается реализация регулирующей функции права.

Охранительные финансовые правоотношения возникают вследствие совершения правонарушения и означают правовую связь между государством (муниципальным образованием) в лице компетентного органа или должностного лица и правонарушителем в процессе выявления факта финансового правонарушения, а также применения к нарушителю финансово-правовых санкций. Через действие охранительных финансовых правоотношений реализуется охранительная функция права.

В зависимости от структуры финансовой системы России финансовые правоотношения подразделяются на: бюджетные; внебюджетные; кредитные; страховые; складывающиеся в сфере финансовой деятельности предприятий.

В зависимости от характера финансово-правовых норм, лежа-51 щих в основе финансовых правоотношений, последние бывают материальными и процессуальными. Первые возникают на основе материальных норм финансового права и выражают правовой статус субъектов, участвующих в финансовой деятельности государства или муниципальных образований. Процессуальные финансовые правоотношения отражают юридическую форму аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов, являются вторичными и гарантирующими (обеспечивающими) относительно материальных правоотношений.

По субъектам финансового правоотношения, возникающего между:

Органами государственной власти; органами государственной власти и управления общей компетенции;

Вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, в том числе финансово-кредитными органами;

Предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами;

Финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;

Финансовыми органами и гражданами;

Самими финансово-кредитными органами.

По структуре их юридического содержания – на простые и сложные ;

По своему объекту – на имущественные и неимущественные ;

По юридическому характеру взаимоотношений участников – на вертикальные и горизонтальные;

По форме проявления – на двусторонние и многосторонние.

3.2. Объекты и субъекты финансовых правоотношений

Объект правоотношения - это то реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности.

Объект правоотношения теснейшим образом связан с интересом управомоченной стороны и является благом, находящимся в ее распоряжении и охраняемым государством. Объекты финансовых правоотношений разнообразны. Чаще всего о них можно судить исходя из анализа финансово-правовых норм, ибо они регулируют поведение субъектов относительно определенных объектов, о которых идет речь в самой финансово-правовой норме.

Объектом могут быть разнообразные предметы, представляющие ценность для субъекта финансового права: вещи, деньги, ценные бумаги, работа, услуги, доход, добавленная стоимость и др. Например, по финансовому законодательству централизованные и децентрализованные финансы – объект имущественных финансовых правоотношений, по банковскому законодательству для банков объект – ценные бумаги, выпуск и использование которых используется для извлечения прибыли. По законодательству о налогах и сборах объектом являются налоги, которые исчисляются и уплачиваются в бюджет физическими и юридическими лицами.

В качестве объектов могут быть и действия людей (работа, услуги и т. п.).

Например, объектами имущественного страхования могут быть имущественные интересы, связанные, в частности, с:

Обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности) (риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам);

Осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков) (риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов).

При совершении противоправных действий осуществляется посягательство на материальные или нематериальные блага. В целях защиты субъективного права в отношении соответствующих объектов компетентные органы принимают индивидуальные решения в рамках охранительных правоотношений. Например, решение о взыскании налогов и сборов, решение об отзыве лицензии у банка за нарушение ведения банковских операций, привлечение к ответственности по итогам выездной налоговой проверки, за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Субъекты финансовых правоотношений - это их участники, имеющие субъективные права и юридические обязанности.

Их называют также субъектами права. Следовательно, субъектом финансового правоотношения является индивидуально определенный реальный участник конкретного правоотношения.

Субъектами финансовых правоотношений могут быть юридические и физические лица и, как исключение, социальные общности.

Статус субъекта (участника) финансового правоотношения содержит в себе определенную правовую характеристику, состояние относительно права.

Субъекты финансового правоотношения имеют определенные права и несут обязанности, выполнение и соблюдение которых гарантируют планомерное аккумулирование, распределение и использование государственных (муниципальных) денежных фондов в публичных целях, т. е. обладают правосубъектностью в финансовой сфере.

Финансовая правосубъектность – предусмотренная нормами финансового права способность (возможность) быть участником финансовых правоотношений.

Финансовая правосубъектность представляет собой сложное юридическое свойство, состоящее из двух элементов – финансовой правоспособности и финансовой дееспособности. Финансовая правоспособность - это предусмотренная нормами финансового права способность субъекта иметь финансовые права и нести обязанности, предусмотренные финансово-правовыми актами. Возникает с момента рождения и прекращается смертью физического лица. Финансовая дееспособность - это предусмотренная нормами финансового права способность и юридическая возможность субъекта самостоятельно своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. Для физического лица характеризуется достижением определенного возраста и возможностью самостоятельно отдавать отчет своим действиям и руководить ими.

Финансовая правосубъектность, таким образом, выступает своеобразным правовым средством включения субъектов финансовых правоотношений в сферу правового регулирования финансового законодательства и является обязательной предпосылкой финансово-правового статуса.

Финансово-правовой статус – это установленная законодательством совокупность прав и обязанностей физических лиц и организаций, предметов ведения и полномочий государственно-территориальных образований и их органов, непосредственно закрепляемых за конкретными субъектами финансового права.

Основная часть субъектов финансовых правоотношений – физические лица. К ним относятся граждане, иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным гражданством.

Финансово-правовой статус физических лиц включает в себя правосубъектность и основные права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции РФ и иных нормативных правовых актах, содержащих нормы финансового права. Например, статус налогоплательщика физическое лицо получает при наличии имущественных благ (при получении дохода, приобретении в собственность движимого и недвижимого имущества).

Среди субъектов финансового права – физических лиц выделяются особые группы – индивидуальные предприниматели и финансовые резиденты.

Индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В финансово-правовых отношениях индивидуальные предприниматели являются налогоплательщиками, субъектами банковских и расчетных правоотношений. Государственная регистрация физического лица в форме индивидуального предпринимателя и, как следствие, установление государственного контроля за подобной деятельностью позволяют индивидуальным предпринимателям приобретать статус аудиторов, получать лицензии на проведение отдельных валютных операций, осуществлять профессиональную деятельность на рынке государственных ценных бумаг и т. д.

Понятие «финансовые резиденты» нормативно не определено, однако применяется налоговым и валютным законодательством и служит важным элементом правового статуса участников финансовых отношений. По общему правилу налоговыми и валютными резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

Физические лица вступают в различные финансовые правоотношения как напрямую, так и опосредованно. Наибольшее число индивидуальных субъектов участвует в налоговых, банковских, валютных, кредитных отношениях.

Юридические лица как субъекты финансовых отношений характеризуются специальной правосубъектностью.

Специальная правосубъектность организаций в финансовой сфере выражается в их компетенции, т. е. совокупности полномочий, прав, обязанностей, которыми наделена организация для осуществления своих функций, достижения поставленных перед ними целей. Организации различаются по компетенции, закрепленной в нормативных правовых актах: законе, уставе, положении и т. п.

Организации могут быть государственными и негосударственными. Как субъектов финансовых правоотношений их можно подразделить на следующие группы.

Первая группа: государство в целом. Российская Федерация и субъекты РФ могут быть участниками финансовых правоотношений.

Применительно к финансовому праву государство в целом является субъектом относительно: материальных и процессуальных бюджетных прав; установления федеральных налогов и сборов; взимания налогов; возврата и ответственности за излишне взысканные налоги и сборы; государственного кредита; денежной эмиссии; валютного регулирования. Таким образом, Российская Федерация выступает в качестве суверена и казны, причем применительно к различным сферам финансовой деятельности эти критерии присутствуют как в совокупности (например, в бюджетном праве), так и отдельно (например, в отношении денежной эмиссии или государственного кредита).

Российское государство – субъект финансового права не только в целом, но и посредством субъектов РФ, через которые также реализуется суверенитет Российской Федерации. Субъекты РФ являются субъектами финансового права также в бюджетных отношениях, в отношениях по установлению и взиманию региональных налогов и сборов, а также в отношениях по поводу государственного кредита.

Вторая группа: органы государства, выполняющие функции управления и принуждения, обладающие властными полномочиями в сфере финансов и финансовой деятельности (законодательные, исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные и иные органы федерального и регионального уровня). Они выступают субъектами финансовых отношений при распределении бюджетных средств, проведении финансового контроля, выдаче кредитов.

Третья группа: государственные и муниципальные предприятия, занимающиеся хозяйственной деятельностью, действующие на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

Четвертая группа: муниципальные образования. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет муниципальное образование как муниципальный район – несколько поселений, объединенных общей территорией, городское поселение, сельское поселение, часть поселения, иную населенную территорию, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Особый правовой статус муниципальных образований проявляется в том, что именно к ведению муниципальных образований относятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. В своей совокупности они составляют предметы ведения местного самоуправления, для реализации которых ему необходимо осуществлять финансовую деятельность, т. е. быть субъектом финансового права.

Муниципальное образование является субъектом финансового права относительно: муниципальной бюджетной деятельности; введения местных налогов и сборов; выпуска муниципальных займов; финансовой деятельности муниципальных предприятий. Права и обязанности муниципальных образований как субъектов финансового права от их имени реализуют соответствующие органы местного самоуправления либо непосредственно население муниципального образования.

Пятая группа: общественные организации. К ним относятся партии, профсоюзы, творческие союзы, спортивные общества, фонды, юридические консультации и другие организации и добровольные объединения граждан. Все они наделяются специальной правосубъектностью (компетенцией) для реализации задач и целей, ради которых они созданы. Например, в банковской, страховой деятельности и т. д. Многие из них признаются в качестве юридических лиц, следовательно, выступают в качестве субъектов финансово-имущественных правоотношений.

Шестая группа: коммерческие организации. К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, действующие в сфере частного бизнеса. Все они являются юридическими лицами и, соответственно, являются субъектами финансовых, налоговых, валютных правоотношений.

3.3. Юридические факты в финансовом праве

Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, вызывающие в соответствии с действием юридических норм возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Рассматриваемые факты называются юридическими, поскольку предусмотрены в нормах права: прямо – в гипотезе, косвенно – в диспозиции, санкции. Как только в жизни появляются факты, указанные в гипотезе нормы, последняя начинает действовать, т. е. лица – адресаты нормы приобретают права и обязанности, названные в ее диспозиции (санкции).

Диспозиция финансово-правовой нормы предписывает, каким может или должно быть поведение активной стороны. Действия лиц, совершаемые в соответствии с предписаниями диспозиции финансово-правовой нормы, являются юридическими фактами, реализующими права и обязанности. Следовательно, фиксируя права и обязанности, диспозиция косвенно указывает на юридические факты.

Кроме того, факты называются юридическими потому, что вместе с нормами права определяют конкретное содержание взаимных прав и обязанностей сторон. Например, содержание прав и обязанностей налогоплательщика при отсрочке, рассрочке налоговых платежей устанавливается не столько нормами налогового кодекса, сколько договором между налогоплательщиком и налоговым органом, а последний является юридическим фактом.

Очень часто для возникновения правоотношения требуется фактический состав, т. е. совокупность двух или нескольких фактических обстоятельств, наличие которых необходимо для наступления юридических последствий (так, для возникновения кредитных правоотношений необходимы достижение определенного возраста, наличие трудового стажа, зарплаты и решение банка о выдаче кредита).

Финансовые правоотношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии определенных условий – планового аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов, предусмотренных нормами финансового права.

Юридические факты в финансовом праве представляют собой разнообразные жизненные обстоятельства, а потому их можно классифицировать по различным основаниям. Важнейшим является деление юридических фактов, во-первых, по тем последствиям, которые они влекут, и, во-вторых, по их волевому содержанию.

Правообразующие факты вызывают возникновение финансовых правоотношений. Например, приобретение земельного участка образует возникновение обязанности по уплате земельного налога; получение кредита на основании кредитного договора; заключение трудового договора и т. д.

Правоизменяющие факты изменяют финансовые правоотношения.

Например, изменение ставки по налогу, введение налоговой льготы.

Правопрекращающие факты обусловливают прекращение финансовых правоотношений. Таковыми являются действия лица по исполнению юридической обязанности (уплата долга кредитору прекращает отношение по договору займа). Однако правоотношение может прекращаться не только в результате реализации субъективных прав и обязанностей, но и вследствие, например, смерти человека (субъекта права), гибели человека (субъекта права), гибели вещи (объекта правоотношения).

Один и тот же факт способен вызвать несколько юридических последствий. В частности, смерть гражданина одновременно может вызвать возникновение правоотношения по наследованию, прекращению налоговой обязанности, изменение правоотношения по кредитному договору.

По волевому признаку юридические факты делятся на события и деяния (действие или бездействие).

События - это такие юридические факты, наступление которых не зависит от воли субъектов правоотношения (пожар от удара молнии, истечение срока, естественная смерть человека и др.).

Действия - волевые акты поведения людей, внешнее выражение их воли и сознания. Они могут быть правомерными и неправомерными. Правомерные действия совершаются в рамках предписаний действующих финансово-правовых норм. Они подразделяются на индивидуальные юридические акты и юридические поступки. Индивидуальные юридические акты - внешне выраженные решения людей, направленные на достижение правового результата в финансовой сфере. К ним относятся акты применения права (решения судебных и административных органов), договоры между организациями, заявления граждан и другие волеизъявления, вызывающие правовые последствия. Юридические поступки есть фактическое поведение людей, составляющее содержание реальных жизненных отношений (например, уплата налогов, возврат долга, передача вещей и денег по договору купли-продажи). Юридические поступки вызывают правовые последствия независимо от того, были они направлены на достижение указанных последствий или нет. Неправомерные действия - это преступления и проступки, идущие вразрез с предписаниями норм финансового права.

Бездействие – это пассивное поведение, не имеющее внешнего выражения. Бездействие может быть правомерным (соблюдение запретов) и неправомерным (неисполнение обязанности).

Индивидуальными субъектами финансового права являются физические лица, выступающие как граждане, иностранные граждане и лица без гражданства . Очень редко индивидуальными субъектами финансового права являются должностные лица.

Граждане, иностранные граждане и лица без гражданства вы­ступают индивидуальными субъектами финансового права глав­ным образом, в отношении их обязанностей по уплате налогов и сборов, а также в отношении их обязанностей как налоговых агентов. Так, в соответствии с действующим законодательством физические лица являются субъектами в отношении обязанности по уплате подоходного налога, налога на наследование или даре­ние, взносов в некоторые государственные социальные внебюд­жетные фонды и т.д.

Граждане, иностранные граждане и лица без гражданства име­ют равную финансовую правосубъектность, а поэтому они обозна­чены в законодательстве через категорию «физические лица». На­пример, законодатель, определяя субъектов налогового права - налогоплательщиков, использует в ст. 19 НК РФ понятие «физи­ческие лица». При этом согласно п. 2 ст. 11 НК РФ к физическим лицам - индивидуальным субъектам финансового права отно­сятся и те, которые осуществляют предпринимательскую деятель­ность без образования юридического лица, а также частные но­тариусы, адвокаты и иные физи­ческие лица, занимающиеся деятельностью, не отнесенной граж­данским законодательством к предпринимательской.

Кроме то­го, физические лица как индивидуальные субъекты финансового права выступают и в качестве налоговых агентов (п. 2 ст. 9, ст. 24 НК РФ).

Финансовая правосубъектность физического лица определя­ется его правоспособностью и дееспособностью (деликтоспособностью). Сущность финансовой правоспособности физического лица, как отмечают ученые, состоит в государственной воле 1 , т.е. государство признает лицо правоспособным, а это значит - вво­дит его в сферу отношений, регулируемых правом в качестве ак­тивной единицы , т.е. такой, которая способна иметь юридичес­кие права и обязанности в отношении определенных объектов. Финансовая правоспособность физических лиц, как и их право­способность в других отраслях права, возникает с момента рож­дения и является общей, абстрактной предпосылкой правообладания .

Если сущность правоспособности физического лица составляет государственная воля, то ее содержание раскрывается в круге тех прав и обязанностей, которые способно иметь лицо. Государство признает лицо не просто правоспособным, а правоспособным в оп­ределенных границах, которые определены государством .

Финансовая правоспособность физического лица характери­зуется прежде всего через его юридические обязанности . Это объ­ясняется особенностями финансово-правового регулирования. Государство, устанавливая финансово-правовые нормы, заинте­ресовано в их четком исполнении всеми субъектами, которым они адресованы. Причем степень государственной заинтересованнос­ти в исполнении этих норм столь велика, что в ходе финансово-правового регулирования государство использует метод властных предписаний. Он проявляется, в частности, в том, что государство призывает субъектов к соблюдению финансово-правовых норм преимущественно через установление позитивных обязываний. Юридическая обязанность есть «родимое пятно» финансового права.



Финансовая правоспособность физического лица осуществля­ется с помощью дееспособности, которая представляет собой способность лица своими действиями осуществлять юридические права и обязанности .

Финансовая дееспособность физичес­кого лица выполняет две основные функции: юридическую и со­циальную .

Первая заключается в том, что финансовая дееспособ­ность физического лица является средством реализации его фи­нансовой правоспособности .

Социальная функция финансовой дееспособности проявляется в обеспечении для личности возмож­ности осуществлять свои налоговые обязанности перед государст­вом и нести ответственность за неправомерное поведение.

Дееспособность физического лица во всех отраслях права на­ступает по достижении определенного возраста .

Возникает вопрос: с какого возраста физическое лицо приобретает финансовую , а точ­нее, налоговую дееспособность ? Другими словами, с какого воз­раста физическое лицо может быть субъектом финансового (нало­гового) правоотношения и, соответственно, нести ответственность за нарушения налогового законодательства?

В налоговом законодательстве этот вопрос последовательно не решен . В частности, в НК РФ не дано понятия налоговой право­способности и дееспособности физического лица. Однако в п. 2 ст. 107 НК РФ определен возраст наступления налоговой деликтоспособности физического лица - 16 лет . Представляется, что такое решение законодателем вопроса о налоговой правоспособности физического лица не согласовано с гражданским, трудовым законодательством и будет порождать на практике затруднитель­ные ситуации.

Итак, возраст возникновения финансовой (налоговой) дееспо­собности физического лица должен определяться однозначно - 14 лет . Безусловно, в налоговом законодательстве следует закре­пить понятие «налоговая дееспособность» и указать, возраст фи­зического лица, с которого она возникает. Соответственно, нало­говая деликтоспособность физического лица также должна уста­навливаться с 14 лет .

К индивидуальным субъектам финансового права относятся физические лица. Они являются субъектами налогового права , а также субъектами права на получение государственных финансовых ресурсов.

В число физических лиц как субъектов налогового права входят граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Кроме того, к категории физических лиц как субъектов налогового права относятся индивидуальные предприниматели, главы крестьянских (фермерских) хозяйств (ст. 11 НК РФ).

Финансовая правосубъектность физического лица определяется его правоспособностью и дееспособностью. Сущность финансовой правоспособности физического лица, как отмечают ученые, состоит в государственной воле , т.е. государство признает лицо правоспособным, а это значит – вводит его в сферу отношений, регулируемых правом, в качестве активной единицы, способной иметь юридические права и обязанности в отношении определенных объектов. Финансовая правоспособность физических лиц, как и их правоспособность в других отраслях права, возникает с момента рождения и является общей, абстрактной предпосылкой правообладания.

Если сущность правоспособности физического лица составляет государственная воля, то ее содержание раскрывается в круге тех прав и обязанностей, которые способно иметь лицо. Государство признает лицо не просто правоспособным, а правоспособным в определенных границах, которые определены государством.

Финансовая правоспособность физического лица характеризуется прежде всего через его юридические обязанности. Это объясняется особенностями финансово-правового регулирования. Государство, устанавливая финансово-правовые нормы, заинтересовано в их четком исполнении всеми субъектами, которым они адресованы. Причем степень государственной заинтересованности в исполнении этих норм столь велика, что в ходе финансово-правового регулирования государство использует метод властных предписаний. Он проявляется, в частности, в том, что государство призывает субъектов к соблюдению финансово-правовых норм преимущественно через установление позитивных обязываний. Содержание финансовой правоспособности физического лица раскрывается и через его права, закрепленные в законодательстве. Однако, как правило, финансовые права физического лица носят производный от обязанностей характер.

Права и обязанности физического лица, через которые раскрывается его финансовая правоспособность, перечислены, в ст. 21, 23 НК РФ.

Финансовая правоспособность физического лица осуществляется с помощью дееспособности , которая представляет собой способность лица своими действиями осуществлять юридические права и обязанности.

Финансовая дееспособность физического лица выполняет две основные функции: юридическую и социальную. Первая является средством реализации финансовой правоспособности физического лица. Вторая проявляется в обеспечении для личности возможности осуществлять свои налоговые обязанности перед государством и нести ответственность за неправомерное поведение.

Дееспособность физического лица во всех отраслях права наступает но достижении определенного возраста.

В финансовом праве он не определен. Однако п. 2 ст. 107 НК РФ устанавливает возраст наступления налоговой деликтоспособности физического лица – 16 лет. Учитывая, что деликтоспособность является составляющей дееспособности можно утверждать, что налоговая дееспособность в целом возникает у физического лица с 16-летнего возраста.

Физические лица как субъекты налогового нрава выступают прежде всего в качестве налогоплательщиков и плательщиков сборов. Такой вывод следует из ст. 19 НК РФ, согласно которой "налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы".

Физические лица в соответствии с действующим законодательством являются плательщиками налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, транспортного налога и т.д.

Физические лица относятся к субъектам налогового права и выступая в качестве налоговых агентов (ст. 24 ПК РФ). Такой вывод следует из анализа законодательства, возложившего в ряде случаев именно на физических лиц обязанности налоговых агентов. Так, в частности предприниматели, выплачивающие доходы гражданам, обязаны рассчитать, удержать и перечислить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц, а в Пенсионный и другие внебюджетные фонды – сумму единого социального налога.

Правосубъектность физического лица, выступающего в качестве налогового агента, раскрывается через те же права, которые имеет налогоплательщик (ст. 21 НК РФ), а также обязанности, зафиксированные в ст. 24 НК РФ. Обязанности налоговых агентов были перечислены в параграфе 3.4.

Физические лица являются субъектами финансового права и в отношении права получения из бюджета средств в форме субсидий (ст. 78 БК РФ).

В большинстве случаев финансовая правосубъектность физического лица характеризуется наличием (совпадением) в одном лице правоспособности и дееспособности. Но возможно и их несовпадение. Это имеет место в тех случаях, когда несовершеннолетние являются собственниками имущества и доходов, составляющих объект налогов и сборов. До достижения этими лицами налоговой дееспособности, т.е. 16 лет, от их имени приобретают налоговые права и несут налоговые обязанности их законные представители.

Согласно п. 2 ст. 27 НК РФ "законными представителями налогоплательщика – физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации", т.е. родители, усыновители, опекуны и попечители (ст. 26, 28 ГК РФ).

Таким образом, в налоговом праве возможна ситуация, когда налоговая правоспособность одного лица дополняется дееспособностью другого лица. Иначе говоря, элементы налоговой правосубъектности распределяются между несовершеннолетним как субъектом налогового права и его родителями, усыновителями, опекуном или попечителем.

  • См.: Бегичев Б. К. Трудовая правоспособность советских граждан. М., 1972.
  • См.: Гражданское право / под ред. А. П. Сергеева и Ю. К. Толстого. М., 1995. Ч. 1. С. 92.

Понятие субъекта права является ключевым для всякой пра­вовой науки. Ведь субъект права - это потенциальный субъект правоотношения , который непосредственно реализует предостав­ленные законом права и обязанности. В связи с этим важно знать, кто может быть субъектом правоотношения, какие его характе­ристики должны быть зафиксированы в законодательстве и т.д.

Субъект, финансового права обладает финансовой правосубъектностью и может благодаря этому участвовать в конкрет­ном финансовом правоотношении.

Понятие «субъект финансового права» тесно связано с поня­тием «субъект финансового правоотношения», однако это разные понятия.

Субъект финансового правоотношения - это тот, кто участвует в конкретном финансовом правоотношении и, таким образом, реализует принадлежащие ему субъективные обязаннос­ти и права.

Субъект финансового права - это не участник кон­кретного финансового правоотношения, он не обладает конкрет­ными субъективными финансовыми правами и "обязанностями. Субъект финансового права обладает качеством финансовой правосубъектности, которое дает ему возможность быть субъектом финансового правоотношения.

Понятие «финансовая правосубъектность» включает в себя понятие «финансовая правоспособ­ность» и «финансовая дееспособность».

Финансовая правоспо­собность - это способность иметь финансовые права и обязаннос­ти, предусмотренные в законе.

Финансовая дееспособность (и деликтоспособность) - это способность лица самостоятельно, либо через законных представителей приобретать, осуществлять, из­менять и прекращать финансовые права и обязанности, а так­же отвечать за их неисполнение и неправомерную реализацию. В большинстве случаев лицо, являющееся финансово дееспособ­ным, одновременно является и финансово деликтоспособным, т.е. способным отвечать за неисполнение финансовых обязанностей и неправомерную реализацию финансовых прав. Поэтому, в сущ­ности, финансовая деликтоспособность представляет собой одну из сторон финансовой дееспособности.

Однако существуют ситуа­ции, когда структурные элементы правосубъектности распреде­ляются между двумя лицами. Примером является ст. 50 НК РФ, устанавливающая режим исполнения обязанностей по уплате на­логов и сборов при реорганизации юридического лица. Из анализа этой статьи следует, что при реорганизации юридического лица его деликтоспособность переходит к правопреемнику.

Различие между правоспособностью и дееспособностью важно для характеристики финансовой правосубъектности физических лиц как субъектов финансового права, так как способность при­обретать финансовые права и исполнять финансовые обязанности возникает у физических лиц лишь по достижении определенного возраста . В связи с этим, будучи финансово-правоспособными, они до достижения определенного возраста не являются финансово дееспособными.

У таких субъектов финансового права как государственные ор­ганы, организации (предприятия, бюджетные учреждения) правосубъектность представляет собой правоспособность и дееспособ­ность одновременно, т.е. «праводееспособность ». Ее пределы у ор­ганизаций определены их финансовыми правами и обязанностя­ми , а у государственных органов - компетенцией в области фи­нансовой деятельности, установленной в законодательстве. Ана­логично решается вопрос и с должностными лицами как субъек­тами финансового права.

Субъекты финансового права весьма многообразны . Они под­разделяются на три группы :

а) общественно-территориальные образования:

б) коллективные субъекты;

в) индивидуальные , субъекты.

К общественно-территориальным образованиям от­носятся: Российская Федерация в целом и ее субъекты (государ­ство), а также муниципальные образования.

К коллективным субъектам - органы государственной власти, организации и проч.

Индивидуальными субъектами финансового права являют­ся физические лица и иногда должностные лица.




© 2024, lenkom35.ru - Бесплатные юридические консультации
Учитывается или нет данная публикация в РИНЦ. Некоторые категории публикаций (например, статьи в реферативных, научно-популярных, информационных журналах) могут быть размещены на платформе сайт, но не учитываются в РИНЦ. Также не учитываются статьи в журналах и сборниках, исключенных из РИНЦ за нарушение научной и издательской этики."> Входит в РИНЦ ® : на рассмотрении Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в РИНЦ. Сама публикация при этом может и не входить в РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований в РИНЦ ® : 0
Входит или нет данная публикация в ядро РИНЦ. Ядро РИНЦ включает все статьи, опубликованные в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science Core Collection, Scopus или Russian Science Citation Index (RSCI)."> Входит в ядро РИНЦ ® : нет Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в ядро РИНЦ. Сама публикация при этом может не входить в ядро РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 0
Цитируемость, нормализованная по журналу, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной статьей, на среднее число цитирований, полученных статьями такого же типа в этом же журнале, опубликованных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной статьи выше или ниже среднего уровня статей журнала, в котором она опубликована. Рассчитывается, если для журнала в РИНЦ есть полный набор выпусков за данный год. Для статей текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по журналу: Пятилетний импакт-фактор журнала, в котором была опубликована статья, за 2018 год."> Импакт-фактор журнала в РИНЦ:
Цитируемость, нормализованная по тематическому направлению, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной публикацией, на среднее число цитирований, полученных публикациями такого же типа этого же тематического направления, изданных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной публикации выше или ниже среднего уровня других публикаций в этой же области науки. Для публикаций текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по направлению: